Творчество С.Т. Аксакова и литературная традиция XVIII столетия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ишкиняева, Лилия Камилевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ишкиняева, Лилия Камилевна
Введение
Глава 1. Понятие «традиция» в теоретическом и историко-литературном освещении
1.1. О понятии «традиция».
1. 2. Писатель как читатель на рубеже ХУШ-Х1Х веков.
Глава 2. Литература XVIII столетия в восприятии Аксакова-читателя, переводчика, мемуариста
2.1. Круг чтения будущего писателя как источник его нравственно-эстетических воззрений.
2.2. Журнал Н.И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» в жизни и творчестве С.Т. Аксакова.
2.3. Аксаков — переводчик европейской классики ХУП-ХУШ веков.
2.4. Русские писатели XVIII - начала XIX вв. в оценках и воспоминаниях С.Т. Аксакова.
Глава 3. Жанрово-стилистические традиции литературы XVIII века в творчестве С.Т. Аксакова
3.1. О жанре идиллии и идиллическом компоненте в творчестве С.Т. Аксакова.
3.2. Жанровое своеобразие «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» С.Т. Аксакова.
3.3. «Семейная хроника» С.Т.Аксакова в свете романной и мемуарной литературы XVIII столетия.
3.4. «Детские годы Багрова-внука» и автобиографическая проза Н.М. Карамзина.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
"Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра2004 год, кандидат филологических наук Николаева, Наталья Геннадьевна
Мемуарно-автобиографическая проза С.Т. Аксакова: проблемы поэтики2013 год, кандидат филологических наук Чуркин, Александр Александрович
Творческая индивидуальность С.Т. Аксакова в историко-функциональном и сравнительно-типологическом освещении2007 год, кандидат филологических наук Никитина, Елена Парфирьевна
Стиль малой прозы С.Т. Аксакова2012 год, кандидат филологических наук Гусейнова, Татьяна Викторовна
Проза С. Т. Аксакова: Контекст и поэтика2003 год, кандидат филологических наук Колодина, Надежда Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество С.Т. Аксакова и литературная традиция XVIII столетия»
Общая характеристика работы
Среди русских классиков С.Т. Аксаков занимает совершенно особое место как автор неподражаемых книг о природе, охоте, рыбной ловле, как создатель «Семейной хроники» и «Багрова-внука». При этом его творчество неотрывно от литературы и культуры XVIII столетия, оказавших на него во многом определяющее воздействие. В его произведениях произошло слияние литературы и действительности, что оказалось «органичным выражением убеждений Аксакова» и открыло для искусства «новые формы единения с жизнью, а, следовательно, и творческого постижения ее»1. По словам Е.И. Анненковой, Аксаков вобрал в себя все благотворное (и достаточно разнородное), что могла представить ему русская история и культура конца XVIII и начала XIX века. «Наделенный страстным, увлекающимся характером, он в то же время оказался способным к синтезированию основополагающих начал жизни и культуры — может быть, потому, что в своем индивидуальном развитии прошел те этапы, которые являли собой некую норму. Его жизнь вместила две эпохи, имеющие общечеловеческий смысл, но окрашенный индивидуальными оттенками»2.
Спрашивается: откуда возник этот талант? Чему обязан своим развитием? Как воспитался?» - задавал вопрос в середине XIX столетия Н.П. Гиляров-Платонов. Критик считал, что развитием своего таланта С.Т.Аксаков обязан в определенном смысле Н.В. Гоголю. «Положительная оригинальность Гоголя не могла быть предметом усвоения, и если кто пытался усвоить ее, тот впадал в пародирование, но отсутствие неестественности, риторики принесло свои плоды. Остальным всем автор обязан, конечно, своей художественной натуре, скованной дотоле,
1 Анненкова Е.И. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986. С. 17.
2 Анненкова Е.И. Аксаковы. С. 20.
3 Русская беседа. 1856.1. Критика. С. 42. пробивавшейся и сквозь условные старые формы, но не имевшей силы выбиться из них совершенно»4. Однако критик указывает, что отрывок Аксакова под названием «Буран» напечатан был в 1834 году, в самом начале литературной деятельности Гоголя, «еще до решительного его влияния на литературу». Между тем из этого отрывка «виден талант, талант сильный; видно даже, что это талант - по преимуществу описательный». Не ведая того, Гиляров указывает на один из тех литературных источников, которыми питался талант С.Т. Аксакова. Это описательные жанры XVIII века, такие, как, например, опубликованная в любимом Аксаковым журнале «Детское чтение для сердца и разума» поэма Дж. Томсона «Времена года», где также приводились подробные описания годовых перемен в природе, зимней бури, весеннего цветения и пр. «. По отношению к XVIII столетию, к его художественному мышлению у нас особый долг — непонятости, неоцененности», - считает И.О. Шайтанов5.
Круг чтения будущего писателя определил его литературные вкусы и симпатии. Аксаков высоко ценил произведения прошлого. В числе авторов, которые им читались с «жадностью и увлечением» были А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, а также западноевропейские поэты, драматурги и романисты. В юношеские годы на Аксакова, по его собственному признанию, сильное впечатление производила сентиментальная проза. Все это своеобразно преломилось в его творчестве.
В статье «Проблемы изучения литературы русского сентиментализма» Н.Д. Кочеткова отметила: «Восприятие литературы сентиментализма последующими поколениями, преемственность, существующая между этой литературой и творчеством русских классиков - реалистов (Пушкина,
4 Русская беседа. 1856.1. Критика. С. 43.
5 Шайтанов И.О. Мыслящая муза. Открытие природы в поэзии XVIII века. М.: Прометей. 1989. С. 3.
Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского) - вот проблемы, ждущие еще специального дальнейшего исследования»6.
С течением времени литературные традиции «обретают новую жизнь и, развиваясь в новых исторических условиях, начинают приносить новые замечательные плоды»7.
Актуальность исследования
В наши дни изучение наследия С.Т. Аксакова становится одной из перспективных областей гуманитарного знания. Аксаковедение существует как самостоятельная отрасль историко-литературной науки, причем в последнее время «можно говорить в своеобразном ренессансе в о аксаковедении» , о множественности подходов (лингвистических, литературоведческих, культурологических и др.). В центре внимания оказываются связи С.Т. Аксакова со всей предшествующей и современной ему русской литературой.
После фундаментальной монографии С.И. Машинского9, где освещены основные проблемы биографии и творчества С.Т. Аксакова, появились исследования Е.И. Анненковой10, В.А. Кошелева11, М.П. Лобанова12 о
13 литературном семействе Аксаковых. Э.Л. Войтловская рассмотрела писателя в кругу классиков русской литературы. Книга Е.Ф. Григорьевой
6 Кочеткова Н.Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века // XVIII век. Сб. 16. Л.: Наука, 1989. С. 43.
7 Благой Д.Д. О традициях и традиционности // Традиция в истории культуры. Сб. статей, посвященный 85-летию А.Ф. Лосева. М.: Наука, 1978. С. 30.
8 Никитина Е.П. Творческая индивидуальность С.Т. Аксакова в историко-функциональном и сравнительно—типологическом освещении. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Магнитогорск, 2007. С. 9.
9 Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М.: Худож. лит. Изд-е 2, доп. 1973.
10 Анненкова Е.И. Аксаковы. [Преданья русского семейства]. СПб.: Наука, 1998.
11 Кошелев В.А. Сто лет семьи Аксаковых. Бирск: Бирский гос. пед. ин-т, 2005.
12 Лобанов М.П. Аксаков. Изд-е 2-е. М.: Молодая гвардия, 2005 [Жизнь замечательных людей]. 11
Войтловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Документальные очерки. Л.: Дет. лит., 1982. раскрыла перед читателем «непреднамеренное» С.Т. Аксакова христианские традиции его творчества14.
Изучение поэтики произведений («Семейная хроника», «Детские годы
Багрова-внука») С.Т. Аксакова представлено разделами монографий, диссертациями или специальными статьями О.Н. Белокопытовой15, Н.Г.
Николаевой16, H.H. Николиной17, С.Ю. Бондарь18, JI.H. Савиной19, Е.К.
Созиной20, В.Е. Угрюмова21 и др.
Обращаясь к анализу поэтики аксаковского творчества, ученые неизбежно касались проблемы унаследованных писателем литературных
00 традиций. Так, П.М. Тамаев" рассматривает произведения Аксакова в их отношении к древнерусской словесности. В этом же направлении работает H.A. Колодина" .
14 Григорьева Е.Ф. Непреднамеренное С.Т. Аксакова. Христианские традиции в творчестве писателя. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007.
15 Белокопытова О.Н. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и проблема мемуарно-биографического жанра в русской литературе 40-50-х годов XIX века. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1966.
16 Николаева Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Барнаул, 2004.
17 Николина. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002.
18 Бондарь С.Ю. Тема детства в автобиографических повестях С. Аксакова и JI. Толстого // Проблемы детской литературы. Петрозаводск: ПГУ, 1992. С. 77-88.
19 Савина J1.H. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (JT.H. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»), Волгоград: Перемена, 2002.
20 Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.
21 Угрюмов В.Е. Стиль прозы С.Т. Аксакова. Автореф. дисс. . канд филол. паук. М: Лит. ин-т им. A.M. Горького, 2010.
22 Тамаев П.М. «Семейная хроника» С.Т. Аксакова как опыт «домашней словесности» // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21—24 сентября 2006 г. Ульяновск: УлГУ, 2006. С. 61-70. Его же: «Записки.» С.Т. Аксакова как художественное целое // Жизнь и судьба малых литературных жанров. Материалы межвузовской научной конференции. Иваново, 7-10 февраля 1995 года. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1996. С. 73-83.
23 Колодина H.A. Проблема жанра в прозе С.Т. Аксакова // Малые жанры: Теория и история. Материалы межвузовской научной конференции. Иваново, 21-23 ноября 2001 г.
Указания на органическую связь наследия Аксакова с русской литературой XVIII столетия имеются у С.И. Машинского, Е.И. Анненковой, A.B. Чичерина" . Закономерно, что в последнее время появились специальные работы, посвященные разным аспектам этой проблемы, - статьи Н.Г. Николаевой25, С.Е. Саловой26, П.М. Таракина27, A.A. Чуркина28, С.С. Шаулова29 и др.
Американский ученый Э. Даркин в своей книге проанализировал тему
2 Г)
Сергей Аксаков и русская пастораль» .
Книга H.A. Шайтанова «Мыслящая муза» (М., 1989), обобщившая поэтические свершения эпохи Просвещения в познании природы, а также принципиально значимые труды Н.Д. Кочетковой31, М.В. Иванова32, Э.М.
33
Жиляковой по проблемам русского сентиментализма и развитию его художественных открытий в последующем литературном процессе позволяют поставить вопрос о системном наследовании С.Т. Аксаковым
Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003. С. 93-102; Ее же. Проза С.Т. Аксакова: контекст и поэтика: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003.
24 Чичерин A.B. Русское слово Сергея Аксакова // Русская литература. 1976. № 2. С. 120-126.
25 Николаева Н.Г. Трансформация жанра семейных записок XVIII-XIX вв. в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова (материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 6). Новосибирск, 2004. С. 64-82.
9 А
Салова С.А. Стихотворение С.Т. Аксакова «Песнь пира» и русская поэтическая традиция рубежа XVIII-XIX веков // Аксаковский сборник. 3. Уфа, 2001. С. 132-137.
27 Таракин П.М. С.Т. Аксаков о литературе русского классицизма и сентиментализма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 12. СПб. — Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. С. 244-251.
Чуркин A.A. Сюжет и герой в мемуарной прозе С.Т. Аксакова // Русская литература. 2009. № 3. С. 109-115.
2 Шаулов С.С. Генезис и датировка стихотворения С.Т. Аксакова «Сияет солнце, воздух тих.» // Аксаковский сборник. Вып. IV. Уфа, 2005. С. 47-52.
30 Durkin A. R. Sergei Aksakov and Russian Pastoral. New Brunswick, 1983.
Л 1
Кочеткова Н.Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века // XVIII век. Сб. 16. Л.: Наука, 1989. С. 32-43. Ее же. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб.: Наука, 1994.
32 Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. СПб., 1996.
Жилякова Э.М.Проблема сентиментальных традиций в эстетике Тургенева 1850-х г. // Проблемы метода и жанра. Вып. 18. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. С. 152-171. Ее же. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. Ее же. Традиции сентиментализма в творчестве Тургенева 1850-х годов («Дворянское гнездо»). Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993. традиций XVIII столетия, о многообразии преемственных связей писателя с творчеством его предшественников.
Литературные связи, поскольку они отражаются в тексте и, следовательно, могут быть прослежены, предполагают знакомство автора с неким внеположным источником, основанное на непосредственном контакте с ним ("прочтение") или на косвенных сведениях "вторичного" характера. В обоих случаях определение Источника и путей, связывающих предлежащий текст с ними, составляет важную, все возрастающую в своем значении задачу литературоведения и истории культуры», - пишет В.Н. Топоров34.
Целью исследования является осмысление творчества С.Т. Аксакова в аспекте внутренней связи писателя с предшествующей литературной традицией (XVIII века), повлиявшей на дальнейшее его творчество.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить круг чтения С.Т. Аксакова, сформировавший молодого писателя и отразившийся в его мировоззрении и творчестве.
2. Проанализировать своеобразие жанра идиллии в литературе конца XVIII - начала XIX века, выявить идиллический компонент и идиллическое начало в произведениях Аксакова.
3. Сопоставить жанр «охотничьих записок» в творчестве Аксакова с руководствами по охоте и рыбной ловле, с жанром описательной поэмы и записками из «натуральной истории».
4. Исследовать связи мемуарно-автобиографической прозы Аксакова с предшествующей словесностью, определить традиционные и новаторские черты в этом аспекте.
5. Установить особенности бытования литературных стилей и жанров XVIII столетия в аксаковском наследии (развитие, переосмысление, синтез и органическое сращение с достоверным жизненным материалом).
34 Топоров В.Н. О «скрытых» литературных связях Пушкина // Пушкинские чтения в Тарту. Тезисы докладов научной конференции. 13-14 ноября 1987 г. Таллинн: Тартуский гос. ун-т, 1987. С. 7.
Объект исследования - творчество С.Т. Аксакова в контексте русской и зарубежной литературы XVIII века.
Предмет исследования — литературная традиция XVIII века в произведениях С.Т. Аксакова.
Материалом для анализа послужили художественные произведения С.Т. Аксакова: идиллия «Рыбачье горе», очерк «Буран», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», «Литературные и театральные воспоминания», «Собирание бабочек», «Очерк зимнего дня», «Пояснительная заметка к "Уряднику сокольничья пути"» и др.
В работе были рассмотрены историко-культурные факторы, сформировавшие мировоззрение писателя: журналы XVIII столетия, произведения русской и переводной литературы этого времени, а также собственно мемуарное наследие писателя («Воспоминания об Александре Семеновиче Шишкове», «Знакомство с Державиным», «Гимназия», «Университет» и др.).
В диссертации используются: журнал «Детское чтение для сердца и разума», издаваемый Н.И. Новиковым в 1785-1789 годах, журналы «Иппокрена», «Чтение для вкуса, разума и чувствований» и др., газетные и журнальные рецензии XIX столетия, напечатанные в «Москвитянине», «Русской беседе», «Московских ведомостях», «Русской газете», «Книга для охотников до звериной и птичьей ловли, также до ружейной стрельбы и содержания певчих птиц; заключающая в себе: о звероловстве и псовой охоте вообще и особенно: о содержании, вынашивании и притравливании птиц ловчих, с полным наставлением, относящимся до стрельбы, доброты пороха и оружий, и до ловли разных простых и певчих птиц; о содержании всякого рода охот и пользовании случающихся болезней, с наставлением о различной рыбной ловле; с краткою естественною историею зверей, птиц, рыб и проч. С гравированными картинками» (Пер. В. Левшина. Ч. 1-4. М.: В типографии С.
Селивановского, 1814), ряд других охотничьих руководств, «Естественная история» графа Бюффона и т.д.
Научная новизна работы.
По справедливому замечанию С.И. Машинского, «С.Т. Аксаков -трудный для осмысления писатель»35. Ученый сформулировал центральную проблему необходимого исследования — «изучение своеобразия аксаковского
36 реализма» . Между тем многие грани наследия С.Т. Аксакова еще не охвачены научной мыслью, особенно связи писателя с предшествующей ему словесностью, прежде всего, — с жанрами идиллии и оды, охотничьими руководствами, мемуаристикой («записками»), сентиментальной прозой. Ученые наших дней только подходят к детальному выявлению традиций литературы XVIII века в аксаковском творчестве (работы Н.Г. Николаевой, С.А. Саловой, П.М. Таракина). Эти традиции проявились в поэзии Аксакова, в «Записках об уженье рыбы», «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии», воспоминаниях, театральной критике, в «Семейной хронике», в «Детских годах Багрова-внука» и т.д. и требуют пристального внимания.
Целостным фундаментальным исследованием по сей день остается-монография С.И. Машинского «С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество». Литературное семейство Аксаковых представлено в книгах Е.И. Анненковой,
B.А. Кошелева, М.П. Лобанова, М.А. Чванова37. В 2007 году вышла в свет книга Е.Ф. Григорьевой «Непреднамеренное С.Т. Аксакова», посвященная христианским традициям в его творчестве. В недавнее время появились диссертационные исследования Н.Г. Николаевой, В.Е. Угрюмова и др., специально обращенные к жанровым и стилевым особенностям произведений С.Т. Аксакова и к определенным литературным традициям (библейской, мемуарной) в его творчестве. Единичные статьи (С.А. Саловой,
C.С. Шаулова) указывают на связь конкретных аксаковских стихотворений с
35 Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. С. 4.
36 Там же. С. 9.
37 Чванов М.А. Семья Аксаковых: корни и крона // Домашний альманах: Книга для чтения, содержащая также разнообразные полезные сведения и житейские советы. М.: Советский писатель, 1991. С. 137-165. поэзией XVIII века. В диссертации Е.П. Никитиной проанализировано наследие С.Т. Аксакова в современном ему историко-литературном контексте. Американский ученый Э. Даркин выявил пасторальную традицию в сочинениях Аксакова.
Настоящая диссертация представляет первый опыт многостороннего исследования внутренних связей С.Т. Аксакова с литературной традицией XVIII столетия, повлиявшей на тематику, жанровый состав, стиль и образный строй его произведений. Впервые устанавливаются преемственные связи «Записок ружейного охотника.» с жанром описательной поэмы и «натуральной историей», устанавливаются не отмеченные предшествующими исследователями традиции сентиментализма в мемуарной и автобиографической прозе Аксакова (мотивная структура, сюжетообразующая роль «впечатлений», специфические формы психологизма, взаимодействие стихотворной и прозаической художественной речи).
Методы исследования: историко-генетический, сравнительно-типологический, историко-функциональный.
Методологической основой исследования в аспекте влияния русской литературы XVIII века на творчество С.Т. Аксакова являются теоретические и историко-литературные исследования о феномене литературной традиции как неотъемлемом факторе культурного развития (работы М.М. Бахтина, В.Н. Топорова, В.Е. Хализева и др.).
Положения, выносимые на защиту:
1) В формировании С.Т. Аксакова как писателя большую роль сыграл круг его чтения.
2) Своеобразие аксаковского творчества во многом обусловлено его связями с литературной традицией XVIII столетия.
3) Жанровая специфика произведений С.Т. Аксакова выявляется через их сопоставление с жанрами литературы XVIII века: идиллией, описательной поэмой, записками из «натуральной истории», руководствами по охоте и рыболовству.
4) Композиционные и стилевые особенности автобиографической прозы С.Т. Аксакова и его «Семейной хроники» во многом определены не только предшествующей мемуарной традицией, но и литературой сентиментализма, в частности, жанрами автобиографической повести и семейного романа.
5) Аксаковский текст обнаруживает специфическое взаимодействие стихотворной и прозаической форм художественной речи, что было характерно для русской и переводной литературы рубежа ХУШ-Х1Х веков.
Научно-практическая значимость работы.
Концепция, представленная в данной диссертации, позволяет рассмотреть в произведениях С.Т. Аксакова своеобразное продолжение литературной традиции XVIII века (в плане тематики, жанра и стиля) и выявить те истоки его творчества, которые обусловили неповторимое своеобразие его писательского дарования.
Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, при подготовке вузовских лекционных и практических курсов по истории русской литературы XVIII и XIX веков.
Апробация работы.
Основные итоги диссертационного исследования изложены в выступлениях на следующих конференциях: Вторая Международная научная конференция «Коды Русской классики: "Провинциальное" как смысл, ценность и код». Самара, 29-30 ноября 2007; V Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке ("Татьянин день")», посвященная памяти Т.А. Геллер. Казань, 23-26 января 2008; Научная конференция «Актуальные проблемы теории и практики языка и литературы». Ульяновск, 21-23 мая 2008; Краеведческая конференция «История и современность Симбирского-Ульяновского края. Итоги краеведческого года 2008». Ульяновск, 24 марта 2008; Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Михаил Муравьев и его время». Казань, 20-21 апреля 2010; «Г.Р. Державин и диалектика культур». II Державинские чтения. Международная научная конференция. Казань. 13-15 июля 2010; «Симбирский текст русской культуры». Городская научная конференция. Ульяновск, 19 ноября 2010.
Основные положения работы представлены в девяти публикациях по теме диссертации.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
С.Т. Аксаков и М.А. Осоргин: типология творческих индивидуальностей2011 год, кандидат филологических наук Тарасенко, Олеся Сергеевна
Повесть Л.Н. Толстого "Детство" в контексте русских художественно-автобиографических повестей середины XIX века2009 год, кандидат филологических наук Романова, Наталья Ивановна
Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII - XIX столетий2007 год, кандидат филологических наук Шестакова, Елена Юрьевна
Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX в.: Л. Н. Толстой "Детство", С. Т. Аксаков "Детские годы Багрова-внука", Н. Г. Гарин-Михайловский "Детство Тёмы"2002 год, доктор филологических наук Савина, Лариса Николаевна
Автобиографическая проза С.Т. Аксакова: контексты восприятия и доминантная проблематика2024 год, кандидат наук Скиба Юлия Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ишкиняева, Лилия Камилевна
Заключение.
Творчество С.Т. Аксакова занимает, бесспорно, особое место в истории отечественной литературы. Современник великих русских писателей, таких, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Толстой, — Аксаков обладал уникальным дарованием в аспекте тематики, жанра и стиля его произведений. Эта уникальность во многом была обусловлена тем, что, в отличие от своих старших и младших современников, Аксаков, с его способностью принимать чужое и сохранять свое, глубже и органичнее унаследовал традиции литературы XVIII столетия.
Прочное и длительное приобщение к ним происходило в детстве и юности будущего писателя (через чтение Ломоносова, Державина, Сумарокова, Хераскова, Карамзина, Шишкова, переводной литературы, через лучший детский журнал того времени «Детское чтение для сердца и разума»), через начало его литературной деятельности - переводы французских авторов (в том числе Буало), поэтические опыты в традиционных жанрах, рецензии на театральные постановки пьес классицистического и сентименталистского направления.
В своих воспоминаниях писатель не раз называл те литературные произведения, которые составляли круг его чтения в детстве и юности, что дает возможность открыть источники его творческой индивидуальности.
Заданная «Детским чтением.» установка на восприятие гармонии мироздания, на изучение природы и познание Бога в его творениях, на любовь и дружбу в отношениях между людьми сохранялась в Аксакове всю жизнь. Разновидности идиллического жанра, описательной поэмы, зарисовок из «натуральной истории», детские рассказы, охотничьи руководства минувшего столетия определили направление художественных свершений Аксакова, тематическое и жанровое своеобразие его творчества.
Увлеченность литературным чтением, декламацией, театром, личные знакомства писателя с корифеями русской культуры XVIII века отразились в его воспоминаниях и повлияли на собственное его творчество.
Красота русского поэтического слова, идиллическое начало, присущее классицизму и сентиментализму, поэзия природы и детского мировосприятия, романизация семейных отношений и в то же время ощущение драматизма всего происходящего в мире людей унаследованы были Аксаковым от литературы XVIII столетия.
Актуализация внимания авторов и теоретиков к жанру идиллии на рубеже ХУШ-Х1Х веков связана была с формированием русского романа, вобравшим в себя традиции литературных и документальных жанров. Идиллия в произведениях Аксакова как жанр и как своеобразная устремленность к миру природы оттеняется драматическими психологическими и социальными коллизиями и выражает в целом преданность писателя идеалам добра и красоты. Благодаря этому, образы природы (дерево, бабочка, река и др.) у Аксакова, продолжая традицию искусства барокко и классицизма, приобретали обобщенно-символический смысл, связанный с проблемами бытия человека в мироздании.
Говоря об «охотничьих записках» Аксакова, нельзя не отметить удивительную соотнесенность их с разнообразными жанрами предшествующего периода. Внешне сопоставимые с многочисленными охотничьими руководствами по ружейной, псовой, соколиной охоте, рыбной ловле и т.п., они и по макрокомпозиции, и по микроструктуре текста оказываются приобщенными в равной степени и к естественнонаучной, и к поэтической традиции, т.е. к томам «Натуральной истории» (Бюффон), к жанру описательной поэмы (Томсон, Делиль) и к прозаическим и стихотворным идиллиям.
Автобиографическая проза Аксакова также укоренена в литературе века Просвещения, в сентиментальной повести и романе.
Отказавшись от последовательного, линейно-исторического изложения воспоминаний детства, он взял за основу сформировавшийся в произведениях Карамзина и его современников принцип незаданной смены впечатлений, чем максимально приблизился к воплощению детского, построенного именно на впечатлениях, мировосприятия. Поэтизация семейных отношений, душевности и теплоты материнской и сестринской любви, трогательной заботы, родства с природой приобрела у Аксакова неизмеримо большую художественную силу, благодаря эстетически сдержанному и в то же время недоуменному показу контрастирующих картин: равнодушия, злобы, нелюбви, эгоизма и т.д., а также благодаря отказу от дидактизма.
Семейная хроника» и другие воспоминания С.Т. Аксакова, где он стал продолжателем давней традиции жанра «записок», характерного для XVIII столетия, соединили в себе документальную основу и сюжетно-композиционные особенности сентиментального семейного романа.
Таким образом, поэзия русского классицизма, общеевропейские жанры идиллии и описательной поэмы, многочисленные охотничьи руководства и рассказы, выходившие с XVII века, естественнонаучные издания, в том числе «Натуральной история», разнообразные материалы «Детского чтения для сердца и разума», воспоминания людей XVIII столетия, автобиографическая проза того времени, сентиментальный семейный роман — все это стало слагаемыми аксаковского творчества и - переплавленное в горниле его самобытного таланта - дало то неповторимое явление в русской классике, которое зовется художественным наследием С.Т. Аксакова.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ишкиняева, Лилия Камилевна, 2011 год
1. Аксаков К.С. Литераторы-натуралисты // Русская беседа. 1856. II. С. 58-60.
2. Аксаков С.Т. Полн. собр. соч.: В 6 т. СПб.: Н.Г. Мартынов,1886.
3. Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. М.: ГИХЛ, 1956.
4. Аксаков С.Т. При вести о грядущем освобождении крестьян. Примечание П.В. Шейна // Русская старина. 1886. Январь. С. 95-96.
5. Аксаков С.Т. Семейная хроника и Воспоминания. Изд-е 4-е. М.: Издание братьев Салаевых, 1870. 612 с.
6. Аксаков С.Т. Собр. соч. Под ред. А.Г. Горнфельда. Т. 3. СПб.: Просвещение, 1909.
7. Аксаков С.Т. Воспоминание С.Т. Аксакова о Д.Б. Мертваго (письмо к В.П. Безобразову) // Записки Д.Б. Мертваго. 1760-1824. Изд-е Русского Архива. М., 1867.
8. Аксаков С.Т. Перевод десятой сатиры Буало. М.: В тип. Августа Семена, 1821. 23 с.
9. Аксаков С.Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах. С. Аксакова: с прибавлением статьи «О соловьях» И.С. Тургенева. М.: В Типографии Л. Степановой, 1855. —225 с.
10. Аксаков С.Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии С. Аксакова. С политипажами, латинскими названиями птиц и примечаниями г. профессора К.Ф. Рулье. Изд-е 3-е. М.: Типография Л. Степановой, 1857. 469 с.
11. Бальзак Оноре де. Предисловие к «Человеческой комедии» // Бальзак Оноре де. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1 М.: Худож. лит., 1982. С. 3750.
12. Благодаров Я. Матерняя любовь. М.: В тип. Компании
13. Типографической, 1786. — 58с.
14. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ, 1957. 232 с.
15. Бюффон Жорж Луи Леклерк, де. Всеобщая и частная естественная история графа де Бюффона, переложенная с французского языка на российский. Третьим тиснением. Ч. 1-5. СПб.: Иждивением Императорской Академии наук, 1801.
16. Бьюкен У. Полный и всеобщий домашний лечебник. Творение Г. Бухана, славнейшего в нынешнем веке английского врача. Т. 1-5. М.: В Университетской Типографии у В. Окорокова, 1790-1792.
17. Вслед подвигам Петровым. М.: Молодая гвардия, 1988. 573с.
18. Геснер С. Идиллии и пастушьи поэмы. М.: В типографии при театре у Хр. Клаудия, 1787. XXXII, 144 с.
19. Гинзбург Л .Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. 464 с.
20. Гнедич Н.И. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1956.850 с.
21. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М.: Правда, 1994.
22. Делиль Жак. Сады. Л.: Наука, 1987. 231 с.
23. Державин Г.Р. Сочинения Г.Р. Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота Т. I-IX. СПб.: В типографии Императорской академии наук, 1864-1883.
24. Державин Г.Р. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. -458 с.
25. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 19721990.
26. Жажда познания. М.: Молодая гвардия, 1986. — 669 с.
27. Историческая христоматия (так!) новаго периода русской словесности (от Петра и до нашего времени). Составлена А. Галаховым. Т. 1. СПб., В Типографии Штаба Военно-учебного заведения, 1861. -592 с.
28. Кампе И.Г. Детская библиотека, изданная на немецком языке господином Кампе, а с оного переведена г. A.C. Шишковым. Ч. 1-2. СПб.: Иждивением Императорской Академии наук, 1783-1785.
29. Кампе И.Г. Открытие Америки, приятное и полезное чтение для детей и молодых людей. Ч. 1-3. М.: В типографии Компании типографической, 1787-1788.
30. Карамзин Н.М. Переводы Карамзина. Т. 8. СПб.: А. Смирдин, 1835. Изд. 4.-288 с.
31. Карамзин Н.М. Поли. собр. стихотворений. М., JI.: Советский писатель. 1966. 424 с.
32. Карамзин Н.М. Соч.: В 2 т. Л.: Худож. лит., 1984.
33. Карамзин Н.М. Мои безделки. Ч. 1-2. М.: В Университетской типографии, у Ридигера и Клаудия, Изд-е 2-е. 1797.
34. Ксенофонт А. Ксенофонта философа и полководца славного история о старшем Кире, основателе персидской монархии, / С латинского на российский язык переведена при Императорской Академии наук. I. СПб.: В типографии Академии наук, 1759. 518 с.
35. Ле Пренс де Бомон. Детское училище, или Разговоры благоразумной наставницы с ее воспитанницами. Ч. 1-4. Пер с фр. М.: В губернской типографии у А. Решетникова, 1800.
36. Ломоносов М.В. Соч. М.: Современник, 1987.
37. Мертваго Д.Б. Записки // Русский Архив. 1867. 335 стлб.
38. Муравьев М.Н. Полн. собр. соч. Ч. 1. СПб.: В типографии Российской академии, 1819. -XXX, 383 с.i168
39. Озерецковский Н.Я. Начальные основания естественной истории, содержащие царства животных, произрастений и ископаемых: В 7 т. СПб.: В Императорской типографии, 1791-1794.
40. Патфайндер. Егерские записки, или начертание, как находить дичь, в каких местах, в какое время года и различные способы стрелять птиц и зверей. . Ч. 1-2. М.: Тип. Александра Семена, 1851.
41. Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980. — 472с.
42. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу // Русское обозрение. 1894. Декабрь. С. 571-601.
43. Попов А.Н. Сокола и кречета царя Алексея Михайловича // Русская беседа. 1856. II. Раздел «Смесь». С. 79-85.
44. Пушкин A.C. Собр. соч.: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1960.
45. Реутт Н. Псовая охота. Ч. 1-2. СПб.: Тип. К. Крайя, 1846.
46. Русские мемуары: Избр. страницы. 1826-1856 гг. М.: Правда, 1990.-733 с.
47. Письма русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1980.54. «Поучение» Владимира Мономаха // Сборник произведений литературы Древней Руси. М.: Худож. лит., 1969. С. 146-172.
48. Совершенный егерь, или Знание о всех принадлежностях к ружейной и прочей полевой охоте, в трех частях, перев. с нем. В. Левшина. СПб., 1779 495 с.
49. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 гг. М.: ТЕРРА- TERRA, 1992.
50. Томсон Дж. Четыре времени года. М.: В Университетской типографии, 1798. -XII, 408 с.
51. Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Соч.: В 15 т. Т. V. М., Л.: Наука, 1961-1968.
52. Шишков A.C. Разговоры о словесности между двумя лицами Аз и Буки. СПб.: В Типографии Ивана Глазунова, 1811. 158 с.
53. Шишков A.C. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. Изд-е 2-е, испр. М.: Книжный дом «Либроком», 2011.-376 с.
54. Шишков A.C. Собр. соч. и переводов адмирала Шишкова, Российской Императорской Академии Президента и разных ученых обществ члена. Ч. 1. СПб.: В типографии Императорской Российской Академии, 1818.-403 с.1. Периодические издания
55. Аглая. Кн. 1-Й. 1794-1795.
56. Аониды. Кн. I-II-III. 1796-1799.
57. Благонамеренный. 1803. Ч. XXII.
58. Благонамеренный. 1823. Ч. 22.
59. Вестник Европы. 1802-1803.
60. Вестник Европы. 1816. Ч. 85.
61. Друг просвещения. 1806 г. № IV.70. Иппокрена. 1799-1801.
62. Москвитянин. 1852. Т. 2. № VIII.72. Москвитянин. 1854. № 7.
63. Московские ведомости. 1852. № 99.
64. Московские ведомости. 1858. № 28.
65. Московские ведомости. 1858. № 54.
66. Московские ведомости. 1859. № 112.
67. Московский журнал. 1791-1792.
68. Русская беседа. 1856. № 1.
69. Русская газета. 1859. № 18.
70. Чтение для вкуса, разума и чувствований. 1791. Ч. 2. Литературная критика
71. Анненков П.В. «Семейная хроника» и «Воспоминания» С. Аксакова. Москва, 1856 // Современник. 1856. № 3. С. 1-24.
72. Бекетов А. Литературные заметки // Русский вестник. 1858. №6.
73. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 19531959.
74. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М.: Искусство, 1984. 463 с.
75. Н. Г-в (Гиляров-Платонов). «Семейная хроника» и «Воспоминания», соч. С. Аксакова // Русская беседа. 1856. 1. Раздел «Критика». С. 1-70.
76. Григорьев A.A. Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980.496 с.
77. Дмитриев Ф.М. «Семейная хроника» и «Воспоминания» // Русский вестник. 1856. Т. 2. С. 461-481.
78. Добролюбов H.A. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1935. -XXIII, 768 с.
79. Дудышкин С.С. «Семейная хроника и воспоминания» С.Аксакова // Отечественные записки. 1856. Т. СХ. № 4. Отд. 2. С. 6990.
80. Истов И. Разбор идиллии «Рыбаки» // Благонамеренный. 1829. № XVIII. С. 134-151.
81. Майков В.Н. Н.В. Гоголь и С.Т. Аксаков (К истории литературных влияний) // Русское обозрение. 1891. № 5. С. 438-455.
82. Станкевич A.B. Детские годы Багрова-внука // Атеней. 1858. Ч. 2. № 14. С. 337-357.
83. Хомяков A.C. О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988. 462 с.
84. Шенрок В.И. Аксаков и его семья // Журнал министерства народного просвещения. 4.CCCLVI. 1904. № 12. Отд. 2. С. 229-290.
85. Литературно-теоретические труды и философские труды
86. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С.234-407.
87. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979-423 с.
88. Благой Д.Д. О традициях и традиционности // Традиция в истории культуры. Сб. статей, посвященный 85-летию А.Ф. Лосева. М.: Наука, 1978. С. 30.
89. Борн И.М. Краткое руководство к российской словесности. СПб.: Типография Ф. Дрехслера, 1808. 162 с.
90. Будагов P.A. Несколько замечаний о традиции и новаторстве в стиле художественной литературы // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. С. 37- 40.
91. Давыдов И.И. Чтения о словесности. Курс третий. Изд-е 2-е, исправленное. М.: В типографии Николая Степанова. 1839. 352 с.
92. Литература в контексте культуры: Проблемы традиции и новаторства. Тезисы докладов. Орск: Изд-во Орского гос. пед. ин-та,1997.-48 с.
93. Майорова O.E. Преемственность // Литературная учеба. 1984. №4. С. 236-239.
94. Мерзляков А.Ф. Краткое начертание теории изящной словесности. Патушеския стихотворения: В 2 ч. Издано профессором А. Мерзляковым. М.: В Университетской типографии, 1822. — 328 с.
95. Кутырев В.А. Традиция и ничто // Философия и общество.1998. №6. С. 170-190.
96. Лобанова Г. А. К проблеме границ в литературном описании // Школа теоретической поэтики: сборник научных трудов к 70-летию Натана Давидовича Тамарченко / ред.-сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. М.: Издательство Кулагиной - Intrada, 2010. С. 66-71.
97. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
98. Малахов В. Герменевтика и традиция // Логос. 1999. № 1. С. 3-11.
99. Мальчукова Т.Г. Традиции и новаторство в истории европейских литератур (К оценке концепции С.С. Аверинцева) //
100. Традиции в контексте русской культуры. Сб. статей и материалов. Ч. 1. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1993. С. 24-29.
101. Осипов А.Ю. О границах понятия «традиция» // Традиция в истории культуры. Тезисы научной конференции. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 1999. С. 77-80.
102. Панченко A.M. Топика и культурная дистанция // Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 236-251.
103. Потебня A.A. Из записок по теории словесности // Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
104. Пятигорский A.M. О традиции, знании и понимании в буддийском контексте (подкомментарий на комментарий Ф.И. Щербатского) // Лотмановский сб. 2. М.: ИЦ «Гарант», 1997. С. 5-12.
105. Теория литературы: В 2 т. Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: ИЦ «Академия», 2007. 512 с.
106. Франк С.Л. Кризис гуманизма // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 413-418.
107. Хализев В.Е. Культурная традиция в сфере авторской непреднамеренности // Традиция в контексте русской культуры. Сборник статей и материалов. Ч. 1. Череповец: Изд-во ЧГПИ, 1993. С. 3-6.
108. Эрн В.Ф. Сочинения. М.: Правда, 1991.-576 с. Исследования
109. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. Вып. 1. М.: Научное слово, 1908.
110. Алексеев М.П. Заглавие «Записки охотника» // Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. V. Л.: Наука, 1969. С. 210-218.
111. Аникейчик Е.А. Нравственно-эстетическое значение пейзажа в русской литературе конца XVIII-начала XIX вв.: от сентиментализма к предромантизму. Автореф. . канд. филол. наук. М.: МГОУ, 2008.-30 с.
112. Анненкова Е.И. Аксаковы. Преданья русского семейства. СПб.: Наука, 1998. 367 с.
113. Анненкова Е.И. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986. С. 531.
114. Баткин Л.М. Категория «разнообразия» у Леона Баттисты Альберти. Проблема ренессансного индивидуализма // Советское искусствознание-81. Вып. 1 (16). М.: Советский художник, 1982. С. 190224.
115. Баюра Л.П. Памятники искусства Симбирской губернии в сочинениях С.Т. Аксакова // Традиция в истории культуры: Материалы III научной конференции, посвященной 210-летию со дня рождения С.Т. Аксакова. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2001. С. 9-14.
116. Белокопытова О.Н. «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и проблема мемуарно-биографического жанра в русской литературе 40-50-х годов XIX века. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1966. — 20 с.
117. Большакова А. Философско-эстетическая «охота» в мире русского слова (Пушкин, Тургенев, Лев Толстой, Аксаков) // Литературная учеба. 2001. Кн. 3. Май-июнь. С. 170-195.
118. Бондарь С.Ю. Тема детства в автобиографических повестях С.Аксакова и Л. Толстого // Проблемы детской литературы. Петрозаводск: ПТУ, 1992.
119. Вацуро В.Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. С. 118-138.
120. Вершинина Н.Л. Жанровая и стилевая структура русской беллетристики 1830-х-1840-х годов. Автореф. дисс. . докт. филол. наук. Псков, 1997 . 52 с.
121. Вершинина Н.Л. Идиллия в нравоописательной литературе 1820-1840-х годов (к постановке проблемы) // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств. Сб. научн. трудов. М.: МГОПУ, 2005. С. 119-137.
122. Вершинина Н.Л. Русская беллетристика 1830-х-1840-х годов (Проблемы жанра и стиля). Псков: ILL'НИ им. С.М. Кирова, 1997. -180 с.
123. Войтловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков: Документальные очерки. Л.: Дет. лит., 1982. 220 с.
124. Войтловская Э.Л. И.С. Тургенев о С.Т. Аксакове // Ленинградский гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Ученые записки. Т. 170. Кафедра русской литературы. Л., 1958. С. 109-135.
125. Вьолле К., Гречаная Е.П. Дневник в России в конце XVIII -первой половине XIX века как автобиографическая практика //
126. Автобиографическая практика в России и во Франции. Сб. статей. М.: ИМЛИ РАН, 2006. С. 57-112.
127. Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. М.: Фортуна-Лимитед, 2001. 288 с.
128. Геллер Т.А. С.Т. Аксаков — переводчик Мольера // Учен, зап. Казанского пед. ин-та. 1974. Вып. 138. Русская литература и освободительное движение. Сб. 5. С. 118-138.
129. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. — 464 с.
130. Глухов A.C. «Поэтический мир детства»: к 200-летию со дня рождения С.Т. Аксакова//Библиотекарь. 1991. № 9. С. 61-63.
131. Григорьева Е.Ф. Непреднамеренное С.Т. Аксакова. Христианские традиции в творчестве писателя. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2007. 152 с.
132. Григорьева Е.Ф. «Непреднамеренное» С.Т. Аксакова / Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 4-14.
133. Григорьева Т.А. Студенческие увлечения С.Т.Аксакова // Аксаковский сборник. IV. Уфа, 2005. С. 16-18.
134. Густова Л.И. Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII первой трети XIX веков. Автореф. дисс. .канд. филол. наук. Псков: Псковский гос. пед. ун-т, 2006. 17 с.
135. Данилевский Р.Ю. Россия и Швейцария. Литературные связи XVIII-XIX вв. Л.: Наука, 1984. 276 с.
136. Егоров O.A. Очерк истории русской псовой охоты (XV-XVIII в.). СПб., «Дмитрий Буланин», 2008. 664 с.
137. Есаулов И. Где же ты, золотое руно? Идиллическое в детской поэзии // Детская литература. 1990. № 9. С. 26-30, 58.
138. Жабицкая Л.Г. Чтение служит таланту. О специфике восприятия художественной литературы писателем. // Проблемыкомплексного изучения восприятия художественной литературы. Сб. научных трудов Калинин: Калининский гос. ун-т, 1984. С. 7-127.
139. Жилякова Э.М. Проблема сентиментальных традиций в эстетике Тургенева 1850-х годов // Проблемы метода и жанра. Вып. 18, Томск: Изд-во Томского ун-та, 1994. — 81 с.
140. Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1989. 272 с.
141. Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве Тургенева 1850-х годов («Дворянское гнездо»). Учебное пособие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1993 .-81 с.
142. Жирмунская H.A. Жак Делиль и его поэма «Сады» // Делиль Жак. Сады. Л.: Наука, 1987. С. 171-191.
143. Жуковская Т.Н. Русская мемуаристика первой трети XVIII века: учебное пособие по спецкурсу. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. 86 с.
144. Иванов М.В. Поэтика русской сентиментальной прозы // Русская литература. 1975. № 1. С. 115-121.
145. Иванов М.В. Судьба русского сентиментализма. СПб.: ФКИЦ «Эйдос», 1996. 336 с.
146. Канунова Ф.З., Кафанова О.Б. Карамзин и Жуковский (Восприятие «Созерцания природы» Ш. Бонне) // XVIII век. Сб. 18. СПб.: Наука, 1993. С. 187-202.
147. Киносита Г. «Воспоминание спасет человека!» Воспоминания детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Sub specie tolerantiae. Памяти В.А. Туниманова / Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Наука, 2008. - 613 с. С. 110-117.
148. Клейн И. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. М.: Языки славянской культуры, 2005. - 576 с. - (Studia Philologica)
149. Клейн И. Русский Буало? (Эпистола Сумарокова «О стихотворстве» в восприятии современников) // XVIII век. Сб. 18. СПб.: Наука, 1993. С. 40-58.
150. Козлов В.П. «История государства Российского» Н.М. Карамзина в оценках современников. М.: Наука, 1989. — 223 с.
151. Койтен А. Державинские переводы из Геснера и Гер дера // НЛО. 2002. № 54. С. 119-145.
152. Колодина H.A. Проблема жанра в прозе С.Т. Аксакова // Малые жанры: Теория и история. Материалы межвузовской научной конференции. Иваново, 21-23 ноября 2001 г. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003. С. 93-102.
153. Колодина H.A. Проза С.Т. Аксакова: контекст и поэтика: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003.
154. Кормилов С.И. Русская метризованная проза (прозостих) конца XVIII-XIX века // Русская литература. 1990. № 4. С. 31-44.
155. Котряхова С. Н.М. Карамзин и С.Т. Аксаков//Традиция в истории культуры. Материалы III научной конференции, посвященной 210-летию со дня рождения С. Т. Аксакова. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2001. С. 25.
156. Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб.: Наука, 1994. 282 с.
157. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. 2. Портрет и пейзаж в литературе русского сентиментализма // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сб. 15. Л.: Наука, 1986. С. 70-97.
158. Кочеткова Н.Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. XVIII век. Сб. 16. Л.: Наука, 1989. С. 32-43.
159. Кочеткова,Н.Д. Тема «золотого века» в литературе русского сентиментализма // XVIII век. Сб. 18.СП6.: Наука, 1993. С. 172-188.
160. Кочеткова Н.Д. Трагедия и сентиментальная драма начала XIX века // История русской драматургии. XVII первая половина XIX века. Л.: Наука, 1982. С. 181-220.
161. Кочеткова Н.Д. Герой русского сентиментализма. Чтение в жизни «чувствительного» героя // XVIII век. Сб. 14. Русская литература XVIII начала XIX века в общественно-культурном контексте. Л.: Наука. 1983. С. 121-142.
162. Кошелев В.А. Аксаковы: Мифология рода // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21—24 сентября 2006 г. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 17-25.
163. Кошелев В.А. Сто лет семьи Аксаковых. Бирск: Бирский гос. пед. ин-т., 2005. 380 с.
164. Кузьмичев А.И. «Времена года» Джеймса Томсона и проблемы английской просветительской поэзии. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л.: Ленинградский гос. ун-т, 1989. — 16 с.
165. Кукулевич A.M. Русская идиллия Н.И. Гнедича «Рыбаки» // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1939. № 46. Вып. 3. С. 284-321.
166. Лобанов М.П. Аксаков. Изд-е 2, испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2005.-354 с.
167. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн: Александра, 1992. С. 200-202.
168. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи исследования (1958-1993). История русской прозы. Теория литературы. СПб.: Искусство-СПб., 1997. 848 с.
169. Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Н.М. Карамзин. Полное собрание стихотворений. Л.: Советский писатель, 1966. С. 5-52.
170. Майков В. H.B. Гоголь и С.Т. Аксаков (К истории литературных влияний) // Русское обозрение. 1891. Т. 3. Май. С. 438455.
171. Майорова O.E. Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н.С. Лескова). Автореф. дисс . канд. филол. наук. М.: МПГУ, 1985. 19 с.
172. Манн Ю.В. Литература в первой половине XIX века // История всемирной литературы: В 8 т. Т. 6. М.: Наука, 1983—1994.
173. Маркова О.П. Театрально-музыкальная критика С.Т. Аксакова // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21—24 сентября 2006 г. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 42-47.
174. Машинский С.И. С.Т. Аксаков. М.: Худож. лит. Изд-е 2, доп. 1973.-576 с.
175. Машинский С. Примечания // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. Т. 4. М.: ГИХЛ, 1956.
176. Медведева И.Н. Н.И. Гнедич // Гнедич Н.И. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1956. — 850 с.
177. Миллер О. Русские писатели после Гоголя. Чтения, речи и статьи Ореста Миллера. Т. III. Изд-е 5. СПб., М.: Т-во М.О. Вольф. С. 231.
178. Михайлова В. Все имеет место быть // Мономах. 2006. № 4. С. 30-31.
179. Николаева Н.Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Барнаул, 2004. 18 с.
180. Николаева Н.Г. Трансформация жанра семейных записок XVIII-XIX вв. в «Семейной хронике» С.Т. Аксакова // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 6. Новосибирск, 2004. С. 64-82.
181. Николаева С.Ю. Чтение и творческий процесс // Художественное восприятие. Основные термины и понятия (Словарь-справочник). Ред.-сост. М.В. Строганов. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1991. С. 55-57.
182. Николина H.H. Поэтика русской автобиографической прозы: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с.
183. Орлицкий Ю.Б. Стихотворная цитата в прозаическом тексте (к типологии цитатного прозиметрума) // Славянский стих. VII. Лингвистика и структура текста. М.: Языки славянской культуры: 2004, С. 106-130.
184. Острогорский В.П. С.Т. Аксаков. Критико-биографический очерк. СПб.: Издание книгопродавца Н. Г. Мартынова, 1891. 191 с.
185. Песков A.M. Буало в русской литературе XVIII первой трети XIX в. М.: МГУ, 1989. - 25 с.
186. Подгаецкая И.Ю. «Свое» и «чужое» в индивидуальном поэтическом стиле // Подгаецкая И.Ю. Избранные статьи. М.: ИМЛИ РАН, 2009.-С. 184-321.
187. Полосина А.Н. Французские книги XVIII века Яснополянской библиотеки как источник творчества Л.Н. Толстого. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 19 с.
188. Попова И.М. Литературные знаки и коды в прозе Е.И. Замятина: функции, семантика, способы воплощения: Курс лекций. Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. техн. ун-та, 2003. 148 с.
189. Привалова Е.П. «Детское чтение.» в оценке читателей и критики // XVIII век. Сб. 7. Роль и значение литературы XVIII века в истории русской культуры. М., Л.: Наука, 1968. С. 254-260.
190. Привалова Е.П. Социальная проблема на страницах журнала «Детское чтение.» // XVIII век. Сб. 11. Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Л.: Наука, 1976. С. 104-112.
191. Пырков В. Слово, влажное от слез // Волга. — 1991. № 9. С. 187-191.
192. Рассадин А.П. Почему Багров-внук, а не Багров-сын // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21-24 сентября 2006 г. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 47-51.
193. Разумовская М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин (к постановке вопроса) // Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. XVIII век. Сб. 15. Л.: Наука, 1986. С. 97108.
194. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982.-391 с.
195. Рыкова Е.К. Масонство в контексте русской литературы XVIII века. Учебное пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2003. 47 с.
196. Рыкова Е.К. Пути развития русской литературы в Екатерининскую эпоху: «свое» и «чужое» в литературе и на книжном рынке. Ульяновск: УлГТУ, 2008. 172 е.
197. Савина Л.Н. Проблематика и поэтика автобиографических повестей о детстве второй половины XIX века (Л.Н. Толстой «Детство», С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»). Волгоград: Перемена, 2002. 283 с.
198. Салова С.А. Стихотворение С.Т. Аксакова «Песнь пира» и русская поэтическая традиция рубежа XVIII—XIX веков // Аксаковский сборник. 3. Уфа, 2001. С. 132-137.
199. Сапченко Л.А. Журнал «Детское чтение для сердца и разума» в жизни и творчестве С.Т. Аксакова // Вторые Аксаковские чтения. / Под ред. Л.А. Сапченко Сб. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 51-61.
200. Сапченко Л.А. «.И поэтические слезы» (Преобразование сентименталистского мотива в лирике Пушкина) // Русский язык от
201. Пушкина до наших дней. Доклады Международной конференции 19-22 апреля 1999 года. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. С. 234-239.
202. Сапченко JI.A. Н.М. Карамзин: судьба наследия (Век XIX). МПГУ-Ульяновск: УлГУ, 2003. 380 с.
203. Сапченко JI.A. Претворение карамзинской традиции в автобиографической прозе С.Т. Аксакова // Мировая словесность для детей и о детях. Вып. 8. М.: МПГУ, 2003. С. 233-239.
204. Сапченко JI.A. Размышления Н.М. Карамзина «О счастливейшем времени жизни» и «Времена года» Дж. Томсона // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства. Сб. науч. работ. М.: Экон-Информ, 2004. С. 303-315.
205. Сапченко Л.А. Тургенев и Карамзин // Страницы истории русской литературы. К семидесятилетию профессора В.И. Коровина. М.: Прометей, 2002. С. 85-94.
206. Сапченко Л.А. Человек эпохи в «Записках» Д.Б.Мертваго // Литературное краеведение Поволжья. Межвуз. сб. научн. трудов. Вып. 1. Изд-во Саратовского пед. ин-та. , 1997. С. 1-18.
207. Саськова Т.В. Пастораль в русской поэзии XVIII века. М.: МГОПУ, 1999.- 166 с.
208. Саськова Т.В. Пастораль в русской литературе XVIII -первой трети XIX века. Автореф. . дисс. докт. филол. наук. М.: МГОПУ, 2000.
209. Селитрина Т.Л. Англоязычная критика о С.Т. Аксакове // Аксаковский сборник. Вып. III. Уфа, 2001. С 87-95.
210. Серман И.З. Поэтический стиль Ломоносова. М.,Л.: Наука, 1966.-259 с.
211. Сигал H.A. «Поэтическое искусство» Буало // Буало. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ, 1957. 231с.
212. Соболевская С.Л. «Чудо материнского благословения. Дар врачевания Марии Аксаковой». Аксаковский сборник IV. Уфа, 2005. С. 28-36.
213. Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. 552 с.
214. Строганова E.H. Читательская память Л. Толстого как стимул художественного творчества // Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы (сб. научных трудов). Калинин: Калининский гос. ун-т, 1984. С. 104—111.
215. Су гай Л. А. «Низменная буколическая жизнь»: гоголевская идиллия и ее интерпретаторы // Пастораль как текст культуры: теория, топика, синтез искусств. Сб. научн. трудов. М.: МГОПУ, 2005. С. 137158.
216. Тамаев П.М. «Записки.» С.Т. Аксакова как художественное целое // Жизнь и судьба малых литературных жанров. Материалы межвузовской научной конференции. Иваново, 7-10 февраля 1995 года. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1996. С. 73-83.
217. Тамаев П.М. «Семейная хроника» С.Т. Аксакова как опыт «домашней словесности» // Вторые Аксаковские чтения: Сборник материалов Всероссийской научной конференции 21-24 сентября 2006 г. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2006. С. 61-70.
218. Таракин П.М. Аксаков о литературе русского классицизма и сентиментализма // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Вып. 12. СПб.-Самара: Изд-во «НТЦ», 2006. С. 244-251.
219. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX века. М.: Наука, 1991. 228 с.
220. Тихомиров C.B. Творчество как исповедь бессознательного. Чехов и другие. Москва-Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. 160 с.
221. Токарева Г.В. Русская автобиографическая литература в общественно-культурном контексте, конец XVIII начало XIX века. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Л.: ЛГУ, 1985. — 22 с.
222. Томпсон Д.Э. «Братья Карамазовы» и поэтика памяти. СПб.: Академический проект, 2000. 344 с.
223. Топоров В.Н. О «скрытых» литературных связях Пушкина // Пушкинские чтения в Тарту. Тезисы докладов научной конференции. 13-14 ноября 1987 г. Таллинн: Тартуский гос. ун-т, 1987. С. 7-17.
224. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 574 с.
225. Угрюмов В.Е. Стиль прозы С.Т. Аксакова. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М.: Лит. ин-т им. A.M. Горького, 2010. — 22 с.
226. Чванов М.А. Семья Аксаковых: корни и крона // Домашний альманах: Книга для чтения, содержащая также разнообразные полезные сведения и житейские советы. М.: Советский писатель, 1991. С. 137-165.
227. Черненко И.А. Апофеоз Дафниса или Гибель Икара? (трансформация жанровых признаков буколики в «Фаусте» Гете // Историческая поэтика пасторали. Сб. научн. трудов. М.: Экон-Информ, 2007. С. 11-26.
228. Чичерин A.B. Русское слово Сергея Аксакова // Русская литература. 1976. № 2. С. 120-126.
229. Чуркин A.A. Сюжет и герой в мемуарной прозе С.Т. Аксакова // Русская литература. 2009. № 3. С. 109-115.
230. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. Открытие природы в поэзии XVIII века. М.: Прометей, 1989. 260 с.
231. Шаулов С.С. Генезис и датировка стихотворения С.Т. аксакова «Сияет солнце, воздух тих.» // Аксаковский сборник. Вып. IV. Уфа, 2005. С. 47-52.
232. Шульц С.А. Пушкин и Феокрит (Еще раз к вопросу об источнике «Сказки и рыбаке и рыбке») // Русская литература. 2002. № 4. С. 124-12.
233. Эпштейн М., Юкина Е. Образы детства // Новый мир. 1979.12.
234. Ямпольский И.Г. Стихотворение Тургенева «Перед охотой» и «Псовая охота» H.A. Некрасова // Тургеневский сборник. Материалы к полному собранию сочинений и писем И.С. Тургенева. V. JL: Наука, 1969. С. 209.
235. Durkin A. R. Sergei Aksakov and Russian Pastoral. New Brunswick, 1983. IX, 258 p.
236. Словари, справочники, учебная литература
237. Гиривенко А.Н. Немецкая литература от древности до наших дней. Словарь-справочник. М.: Флинта, Наука. 2003.
238. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. М.: Аспект Пресс, 1998.-453 с.
239. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.
240. A.Н. Николюкина. М., НКП «Интелвак», 2001. 1600 стб.
241. Литературно-энциклопедический словарь. Под общей ред.
242. B.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.-752 с.
243. Манн Ю.В. Литература в первой половине XIX века // История всемирной литературы: В 8 т. Т. 6. М.: Наука, 1983-1994.
244. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М.: Высшая школа, 1991. - 319 с.
245. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий Гл. научн. редактор Н.Д. Тамарченко. М.: изд-во Кулагиной; 1п1гаёа, 2008. -358 с.
246. Художественное восприятие. Основные термины и понятия (Словарь-справочник). Ред.-сост. М.В. Строганов. Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1991. 123 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.