Художественный мир Георга Бюхнера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Москвина, Екатерина Владимировна

  • Москвина, Екатерина Владимировна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 204
Москвина, Екатерина Владимировна. Художественный мир Георга Бюхнера: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2007. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Москвина, Екатерина Владимировна

Введение

4 Глава I. Категория «художественный мир» и ее аспекты

1.1. Постановка проблемы: теоретическое осмысление термина художественный мир».

1. 2. Культурно-исторический контекст художественного мира Георга Бюхнера.

1. 3. Биографический контекст художественного мира Георга Бюхнера.

Глава II. Основные элементы художественного мира Георга Бюхнера

2.1. Система экзистенциальных мотивов.

2.1.1 .Мотивы одиночества, богооставленности и отчуждения.

2.1.2.Мотив пустоты.

2.1.3.Мотив самоубийства.

2.1.4.Мотив вины.

2.2 Пространство и время художественного мира Георга Бюхнера.

2.3 Метафора «мир-театр» в художественном мире Георга Бюхнера.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественный мир Георга Бюхнера»

Данная работа посвящена исследованию художественного мира Георга

Бюхнера, описанию его основных элементов1.

В отечественном литературоведении творчество Георга Бюхнера мало исследовано. Ему посвящены статьи A.C. Дмитриева, А.К. Дживелегова, A.B. Карельского2 к трем изданиям писателя на русском языке. Авторы указанных работ уделяют особое внимание общественно-политической жизни Бюхнера, его листовке «Гессенский сельский вестник» и драме «Смерть Дантона» на актуальную для советской критики тему революции. Из трех указанных предисловий работа A.B. Карельского наиболее обстоятельна. В ней ученый акцентирует внимание на связи произведений Георга Бюхнера с романтической традицией, анализирует социально-исторический аспект драмы «Смерть Дантона», останавливается на истории создания комедии «Леоне и Лена» и ее пародийной доминанте. Наконец, рассматривает «Ленца» как произведение, в котором Бюхнер художественно низверг основные романтические ценности и идеалы, доказав их несостоятельность на примере судьбы Ленца. Также существуют две статьи об эстетических взглядах Бюхнера А.Л. Дымшица и Ф.В. Цанн-Кай-Си3. Оба автора рассматривают эстетические взгляды Бюхнера как доказательство его принципиально нового для литературы 1830-х годов литературного метода — реализма. Основными доказательствами являются, во-первых, прогрессивная политическая деятельность автора, которая связывается с его литературным творчеством, во-вторых, такими доказательствами служат высказывания самого Бюхнера в письмах, а также так называемые Kunstgespräche (разговоры об искусстве), которые ведут герои бюхнеровских произведений. Авторы статей приписывают высказывания литературных персонажей Бюхнеру и выдают их за его

1 Терминологии посвящен первый параграф первой главы диссертации.

2 Дживелегов А.К. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Избранное. М., 1935. Дмитриев A.C. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Смерть Дантона. М., 1954. Карельский A.B. Георг Бюхнера // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.

3 Дымшиц А.Л. Эстетические взгляды Бюхнера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка 1960. Т.19.Вып. 6. Цанн-Кай-Си Ф.В. Эстетические взгляды Бюхнера // Костромской гос. пед. ин-т им. H.A. Некрасова. Ученые записки. Вып.З. Кострома, 1957. эстетическую программу. Кроме указанных работ имя Георга Бюхнера фигурирует в статьях Ф.П. Шиллера, Н.П. Верховского, C.B. Тураева, в энциклопедических изданиях, посвященных истории всемирной или немецкоязычной литературы1, в книге П. Реймана «Основные течения в немецкой литературе Л

1750-1848» , а также в учебниках и учебных пособиях по зарубежной литературе Г.Н. Храповицкой, А.Г. Березиной, Е.М. Апенко и др3.

В западном литературоведении интерес к творчеству Бюхнера пробудился в 50-е годы прошлого века и отчасти был связан со 100-летием с момента первого издания полного собрания сочинений Георга Бюхнера его братом Людвигом в 1850-м году. Работы немецких ученых первой половины XX века по истории немецкой литературы и драматургии отводили фигуре Бюхнера незначительное место в литературном процессе. Г. Витковский в книге «Немецкая драма XIX века, представленная в развитии» посвящает Бюхнеру один абзац. В нем он определяет Бюхнера как современника Граббе и утверждает, что писатель «как естественник, проповедует в драме «Смерть Дантона» <.> безусловное влияние естественного закона на необходимость всего происходящего и хочет передать в произведении искусства многогранную действительность без каких-либо изменений»4. Также исследователь отмечает в произведениях Бюхнера те черты, которые проявятся у натуралистов на рубеже веков: «Его [Бюхнера], как лучших поздних натуралистов, привлекает только ночная сторона бытия, которую он с помощью свежего наблюдения при всем своем своеобразии изобразил также отвратительно»5.

Книга Вильгельма Коша «Немецкий театр и драма XIX и XX веков»6 отражает стремление автора восстановить основные этапы развития драматургии указанного периода. В ней выстраивается целостная картина теат

1 История немецкой литературы. В 5-ти тт. / Под ред. Н.И. Балашова и др. T.3. M., 1966. История всемирной литературы: В 9гг./ Под ред. И.М. Фрадкина. T.6. М., 1989. Шиллер Ф.П. Революционные драмы Георга Бюхнера // История западноевропейской литературы нового времени: В 3-х т. T. 1. М., 1937.

2 Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848. М., 1959.

3 Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы: Западноевропейский реализм (18301860-е гг.) М., 2005. Березина А.Г. История западноевропейской литературы. XIX век. Германия, Австрия, Швейцария. М., 2005. Апенко Е.М. история зарубежной литературы XIX века. М., 2001.

4 Witkowski G. Das deutsche Drama des 19. Jahrhunderts in seiner Entwicklung dargestellt. Lpz., Brl., 1915. S. 28.

5 Ebd., S. 28.

6 Kosch W. Das deutsche Theater und Drama des 19. und 20. Jahrhundert. Würzburg, 1939 ральной жизни в Германии. Однако в ней нет подробного, досконального анализа творчества даже самых крупных писателей. Наряду с вопросами истории литературы автор рассматривает и теоретический аспект драмы разных периодов. Помимо упоминания с минимальным анализом основных произведений авторов, В. Кош акцентирует внимание на тех теоретических высказываниях о драматургии, которые встречаются у некоторых писателей. Бюхне-ру в книге отводится еще меньше места, чем всем остальным драматургам 1830-х годов. Призма, сквозь которую автор книги смотрит на эпоху и драматургию, — реалистическое направление и его истоки. Бюхнер стоит в одном ряду с швейцарским писателем Робертом Шрипенкерлем и представлен, как и в книге Г. Витковского, предшественником натурализма.

В книге Юлиума Баба1 делается акцент на несколько иной стороне творчества писателя. Для исследователя Бюхнер — прежде всего автор драмы «Войцек», то есть непосредственный предтеча экспрессионизма в немецкоязычной литературе.

Другой ряд работ немецких исследователей объединяет общность биографического и культурно-исторического подхода к творчеству писателя. Это работы X. Майера, Й.-К. Хаусшильда, Э. Йохана, М. Бэзе, Р. Лоха, Г.-П. Кнаппа, Р. Поппе2. В этих работах дается в хронологической последовательности изложение основных событий в жизни писателя на фоне широкого общественно-политического контекста. Разговор о произведениях писателя, как правило, представляет собой аналитический пересказ, в котором акцент делается на идеологически важных аспектах. Как правило, авторы ставят перед собой задачу описать причины выбора темы, процесс подготовительной работы с источниками и т.д., то есть акцентируют внимание именно на фактографической стороне творческого процесса. Иногда дается комментарий, в котором рассказывается о прототипах бюхнеровских героев, как

1В ab J. Der Mensch auf der Bühne. Berlin, 1910.

2 Mayer H. Georg Büchner und seine Zeit. Frankfurt, 1972. Poschmann H. Georg Büchner. Dichtung de Revolution und Revolution der Dichtung. Brl., Weimar, 1983. Hauschild J. Ch. Georg Büchner. Hamberg, 1992. Johann E. Georg Büchner in Selbstzeugnissen und Dokumenten. Hamburg, 1958. Beese M. Georg Büchner. Leipzig, 1983. Loch R. Georg Büchner. Das Leben eines Frühvollendeten. Berlin, 1988. Knapp, Gerhard P. Georg Büchner. Stuttgert, 1984. Poppe, Reiner. Georg Büchner. Hollfeld, 2001. это делает X. Майер в главе своей книги «Бюхнер и Ленд»: описывает фигуру Ленца через призму его отношений с И.В. Гёте и показывает, что могло привлечь Бюхнера к фигуре Ленца1.

В книге X. Пошмана биографический аспект занимает меньше места, чем у X. Майера, И.-К. Хаусшильда, Э. Иохана и М. Бэзе, однако здесь доминирует интерпретация, связанная с узкой идеологической установкой, которая заставляет автора смотреть на драму «Смерть Дантона» с позиций игровой модели подражания исторической практике и освещения интересующих вопросов2. Автора интересует прежде всего социально-политический пласт пьесы, ему важен изображенный в пьесе исторический период французской революции и отраженные в ней противоречия. Он вписывает личность и творчество Бюхнера в революционную парадигму и ставит его на одну ступень с Г. Гейне и К. Тучковым, как представителями революционной литературы. Говоря о Ленце, автор справедливо отмечает, что специфика повествования данного произведения в том, что автор играет перспективой: то характеризует внешнее пространство, то внутренний мир героя3. Также автор, хотя и не анализирует текст подробно, замечает, что основными чувствами для Бюхнера были страдание и сострадание, которые он и изображал. И причины страдания Бюхнер видел не в метафизике, а в реальной действительности, как в «Ленце», так и в «Войцеке»4. Автор, опираясь на некоторые суждения других исследователей (X. Майера, К. Виётора, Й. Шредера) о месте комедии «Леоне и Лена» в творчестве Бюхнера, делает вывод, что ее нужно рассматривать как хитрую маскировку Бюхнера, который излагает в ней социальную проблематику своего «Гессенского сельского вестника», но только на языке комедии5. Говоря о «Войцеке», X. Пошман затрагивает прежде всего текстологические проблемы и проблемы структурирования тех отрывков, которые до нас дошли. Он уделяет особое внимание проблеме морали в пьесе и с этой

1 Mayer Н. Georg Büchner und seine Zeit. Frankfurt, 1972. S. 257-263.

2 Poschmann H. Georg Büchner. Dichtung de Revolution und Revolution der Dichtung. BrI., 1983. S. 91.

Ebd., S. 168.

4 Ebd., S. 176.

5 Ebd., S. 183-185. позиции рассматривает образ Марии и Войцека, а также социальной основе драмы, которая детерминирует характер главного персонажа.

В книге Герхарда Баумана «Георг Бюхнер. Драматическое выражение мира»1 чувствуется герменевтическая установка исследователя, что объясняет построение работы как комментирование сцен произведений Бюхнера. Соответственно книга распадается на четыре смысловых блока, каждый из которых посвящен одному из произведений Бюхнера («Смерть Дантона», «Леоне и Лена», «Ленц», «Войцек»). Наиболее любопытным является заключение книги, где Бауман, делая выводы, дает перспективный обзор общности этих произведений, хотя нельзя сказать, что он учитывает все уровни текста и их элементы.

Также существует в немецком литературоведении целый ряд работ, посвященных одному или нескольким аспектам творчества писателя. Это работы Л. Бютнера, М.К. Абутилле, X. Фишера, Й. Сисса, А. Шмидта и др. В книге Л. Бютнера «Образ человека у Бюхнера» акцент делается собственно на образах, встречающихся в творчестве Бюхнера. Однако подход к разбору образов сводится к содержательному пересказу, прояснению сути указанных образов, которые в данном случае не соотносятся ни с биографией, как это было в работах X. Майера, Й.-К. Хаусшильда и пр., ни с политической идеологией, как у X. Пошмана.

Неожиданный поворот находит творчество Бюхнера в книге А. Шмидта3. В работе затрагиваются вопросы подзаголовка драмы Бюхнера «Смерть Дантона» Драматические картины террора во Франции, от которого по просьбе Гуцкова вынужден был отказаться писатель. Исследователь выводит три его основные функции: акцент на художественности формы, претензия на достоверность и широту охвата действительности, указание на разрыв с традицией драматургии характеров. Другие аспекты работы А. Шмидта нам представляются несколько натянутыми и тяготеют скорее к

1 Baumann G. Georg Büchner. Die dramatische Ausdrückweit. Göttingen, 1961.

2 Büttner L. Büchners Bild von Mensch. Nürnberg, 1967.

3 Schmidt A. Tropen den Kunst. Zur Bildlichkeit der Poetik bei Georg Büchner. Wien, 1991. культурологическому, а не литературоведческому анализу. Так, например, исследователь предлагает теорию Лессинга, высказанную в «Лаокооне», применить к творчеству Бюхнера, при этом каких-либо аргументов в целесообразности подобного соотношения автор не приводит. Кроме того, анализ произведений Бюхнера с позиций двух метафор «голова Медузы» и «статуя Пигмалиона», на наш взгляд, приводит к явному искажению в интерпретации текстов писателя. Также в работе уделяется внимание «технике монтажа», как одному из основных приемов создания произведений Бюхнера, и метафоре автоматизма, которая в контексте романтической традиции интерпретируется как метафора бездушности.

М.К. Абутилле рассматривает творчество Бюхнера в аспекте психолого-онтологическом, как он сам его обозначает, и выделяет две категории, определяющие отношения персонажей в произведениях писателя — страх и цинизм1. М.К. Абутилле включает творчество Бюхнера в парадигму экзистенциальной философии: непосредственно разговору о произведениях предшествует описание философских теорий Кьеркегора, Фрейда, Хайдегге-ра, Тиллиха. Однако автор оговаривает, что для Бюхнера вопросы личностного существования не являются собственно данью какой-либо теории: «Выявленная зависимость [человека, персонажа] от страха, отчаянья и цинизма узнается в бюхнеровском поэтическом творчестве; тем не менее, она только указывает на основную схему взаимоотношений. Она, при всех расхождениях, обозначается как объединяющее начало при интерпретации единичных произведений и образов. Бюхнер же оформляет эту тему не на основе какой-нибудь филологической или психологической теории, но на основе глубокого поэтического познания, которое не названо, но только в своем способе выл ражения может быть изображено и истолковано» . Соответственно выбранному аспекту, М.К. Абутилле рассматривает убеждения самого Бюхнера (в разделе, посвященном его биографии) и его героев только с двух указанных

1 Abutille M.C. Angst und Zynismus bei Georg Büchner. Berlin, 1969.

2 Ebd., S. 21. позиций. Однако автор все же рассматривает каждое произведение отдельно, не проводя параллелей, несмотря на то что узость избранного аспекта анализа могла бы этому способствовать.

Диссертация Й. Сисса посвящена исследованию приема скрытого или явного цитирования и функционированию заимствованных цитат в произведениях Бюхнера «Смерть Дантона» и «Леоне и Лена». Как нам представляется, первая часть диссертации удачнее второй. В ней автор рассматривает некоторые примеры игры слов в первой пьесе Бюхнера, направленной на актуализацию сразу двух смыслов, один из которых обращен в политическую сферу, другой — в сферу сексуального. Во второй части, посвященной функционированию цитат в комедии Бюхнера, Й. Сисс непропорционально много внимания уделяет анализу цитат в оригинальных текстах, позже использованных писателем. Создается не вполне корректный контекст для истолкования заимствований, тем более это заметно, когда речь идет о цитатах из «Гамлета»: исследователь интерпретирует цитату сначала в контексте произведения Шекспира, а затем, не учитывая ее функциональной нагрузки в комедийном жанре, пытается ее интерпретировать в «Леонсе и Лене», оставаясь на позициях «серьезного», содержательного аспекта. Это заставляет исследователя приходить к выводам о первостепенности социальных отношений персонажей в комедии, что несколько противоречит, во-первых, комедийной традиции, которой следует Бюхнер, во-вторых, форме воплощения подобных отношений.

Другой угол зрения находим в диссертации Хайнца Фишера «Апатия и пейзаж в драмах Георга Бюхнера»1. Автор очень широко определяет слово «пейзаж» (die Landschaft): от местности до «пейзажа души», то есть как внешнюю и внутреннюю картину мира. X. Фишер описывает в своей работе картину мира отдельного персонажа, указывая на совпадения и различия этих «картин». Также в диссертации разбирается внешний пейзаж: сюда вошли такие аспекты как театральные эффекты пейзажа, одним из которых в

1 Fischer H. Acedia und Landschaft in den Dramen Georg Büchner. München, 1958. частности он называет реплику Войцека, которая является переложением и реминисценцией библейского эпизода пожара Содома и Гоморры; география ландшафта (имена, упоминания о воде, лесе, животных); образы неба, времена года, цвета, звуки, температура и т.д. Вывод, к которому приходит исследователь, сводится к тому, что пейзаж (die Landschaft) в «Смерти Дантона» выражает внутренний мир персонажей, в «Леонсе и Лене» — ближе к действительности, в «Войцеке» — графический и резко очерченный, «божествен-но-апокалиптичный и все же в высшей степени связанный с явлениями действительности»1.

Немалое количество монографий и статей посвящено отдельным произведениям Бюхнера и их аспектам.

Среди наиболее интересных и обстоятельных работ нужно называть работу А. Бермана и Й. Вольлебена2. В исследовании проводятся детальные портреты исторических деятелей, которые становятся персонажами пьесы Бюхнера, историческая ситуация, а также рассматривается связь драмы с основными источниками, которыми пользуется писатель, и соответственно затрагивается вопрос о функционировании данного материала. Авторы делают вывод о том, что даже цитированный материал становится знаком «двойного речевого действия», направленного на две сферы — политическую и частную: «Ни в одной сцене драмы нет ничего случайного»3. Прежде чем приступить к анализу сцен, авторы книги затрагивают общие вопросы жанра, подзаголовка, афиши и обозначений в ней действующих лиц, связи сцен драмы. Кроме того, дается подробный разбор социального конфликта и противопоставления в драме разных социальных групп, даже непосредственно не участвующих в конфликте; уделяется внимание форме драмы и разведения классической (закрытой) и открытой драмы, которая становится определяющей для литературы XX века. Наконец, описываются три мотива драмы: смерть, секс, театр.

1 Fischer Н. Acedia und Landschaft in den Dramen Georg Büchner. München, 1958. S. 129-130.

2 Behrmann A., Wohlleben J. Büchner: Dantons Tod. Eine Dramenanalyse. Stuttgart, 1980.

3 Ebd., S. 49.

М. Фогес1 рассматривает драму Бюхнера «Смерть Дантона» с социаль-но-нсторнческой точки зрения, под влиянием марксистской идеологии. Он в основном уделяет внимание проблемам, решаемым самой Французской революцией, например: классовое противостояние бедных и богатых, политическая некомпетентность Робеспьера, который вместо решения проблем пытается их нейтрализовать. Автор также считает, что обращение к исторической тематике обусловлено актуальностью революционных взглядов эпохи, в том числе политических столкновений в 1830-е годы в Германии.

М. Фогес не подвергает сомнению метод Бюхнера, который определяет как «реализм», хотя не разъясняет свое понимание этого термина. Основой, на которой строит М. Фогес свою концепцию реализма, — история, противо-^ речия которой составили сюжетную и структурную канву пьесы. Исследователь соотносит «реалистическое искусство» Бюхнера с «театральной метафорой», воплощающей собой противопоставление «чужой воли» (истории) и индивидуальной воли субъекта. М. Фогес отмечает в драме большое количество реминисценций античности, видя в основе поведения вождей революции собирательный образ римского республиканца. Он указывает на значимость фигуры суфлера Симона, который предваряет появление Робеспьера и своим поведением предвосхищает его театральные жесты и патетику речи, нейтрализуя их эффект. Театральная метафора через образ Дантона раскрывает и еще один аспект драмы — снятие границ игры и реальности.

М. Фогес говорит об относительности значения личности в историческом процессе, о ее изменчивости, и фигура Дантона предстает как отражение кризиса самого Бюхнера. Автор рассматривает историю в «Смерти Дантона» на трех уровнях: 1) исторический Дантон отражает личный кризис Бюхнера; 2) критика идеалистической теории развития истории и идеалистического искусства; 3) на уровне безысходности политических действий, Н трансцендентно направленного анализа истории — попытки понять условия человеческих поступков в историческом пространстве. М. Фогес пишет так

1 Voges М. Dantons Tod // Interpretationen Georg Büchner. Stuttgart, 1990. же о соотношении политической и частных сфер, об очевидной антитезе этих двух областей и в то же время о взаимовыраженности их друг через друга.

В 2001 году в Стокгольме Л. Верге защитила диссертацию «У меня нет ни крика боли, ни ликования радости.» О метафорике и толковании драмы «Смерть Дантона»1 Бюхнера». В ней исследовательница классифицирует и рассматривает различного рода метафоры, используемые Бюхнером в драме. Так, она выделяет два основных блока: это метафоры культуры (ее артефактов) и метафоры природы (ее элементов и тел). Л. Верге проводит подробный лингвистический анализ метафор, поясняет их лексический смысл в том или ином контексте, сближает разные метафоры на основе их лексического значения, однако работа ограничивается только уровнем языка. Таким образом, важнейший элемент художественного мира Бюхнера, выраженный в метафоре «мир-театр», которая тоже рассматривается Л. Верге, описана только в одном, довольно узком аспекте.

Актуальность работы определяется отсутствием до настоящего времени комплексного изучения всего корпуса текстов Георга Бюхнера, что препятствует созданию довольно четкого представления о месте писателя в развитии немецкой литературы XIX века. Системный подход к изучению творчества писателя, куда входит понятие «художественный мир автора» дает возможность как для обобщения изученных аспектов, так и для анализа глубинных процессов творчества писателя, на которые ранее не было обращено внимания.

Научная новизна. В данной работе каждый текст анализируется во взаимосвязи с другими текстами писателя, что ранее отсутствовало в отечественном литературоведении. Подобный взгляд на творчество автора позволяет соединить две непримиримые ранее в критике ипостаси писателя — активного общественного деятеля и художника, и посмотреть, как опыт Бюх-нера-человека преломился в его художественном творчестве.

1 Werge L. „Ich habe keine Schrei für den Schmerz, kein Jauchzen für die Freude". Zur Metaphorik und Deutung des Dramas „Dantons Tod" von Georg Büchner. Stockholm, 2000.

Объектом исследования становятся все тексты писателя: пьесы, черновики, письма, статьи, фрагменты, стихотворения, смыслосодержащие элементы поэтики данных текстов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ исследуемого материала может быть использован в преподавании курса «История зарубежной литературы XIX века», а также включен в программы спецкурсов и спецсеминаров по немецкой литературе для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.

Цель и задачи исследования: 1) определить понятие «художественный мир»; 2) обозначив место писателя, уточнить литературную ситуацию 1830-х годов; 3) обратившись к биографии Бюхнера, выявить возможные источники отдельных элементов художественного мира писателя; 4) выделить основные элементы художественного мира писателя и 5) описать их.

На защиту выносятся следующие положения. 1. Понятие «художественный мир» как единая система, элементы которой находятся в неразрывном единстве, когда из любого элемента этой системы можно развернуть систему в целом.

2. Мотивное ядро художественного мира Бюхнера обладает яркой спецификой, связанно с идеями существования и бытия человека. Мотивы одиночества, богооставленности, отчуждения, пустоты, самоубийства и вины составляют систему и определяют картину мира писателя. Данные мотивы присутствуют на разных уровнях текста: как на самом нижнем (языковом), так и на более высоком (идейном и пространственно-временном).

3. Время и пространство у писателя отражают мироощущение героев, тем самым создается несколько индивидуальных пространственно-временных плоскостей, которые приходят в столкновение, что выявляет мысль писателя о ценности каждой личности, фокусирует внимание на проблеме экзистенции.

4. Метафора «мир-театр» в художественном мире Бюхнера актуализирует оппозицию свобода/несвобода, что приводит к созданию антитезы двух метафор «мир-театр» и «мир-кукольный театр». Если на уровне ощущения персонажей возможны обе метафоры, то поэтика произведений писателя подчинена созданию модели мира как кукольного театра, которая отражает представление писателя о железной детерминированности человеческой жизни.

5. Творчество Г. Бюхнера в литературном процессе 1830-х годов представляет собой самобытное и уникальное явление, связывающее литературу XIX и XX веков.

Методологической основой исследования являются современные представления о художественной целостности литературного творчества (работы Г.В.Ф. Гегеля, В. фон Гумбольдта, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ф.П. Федорова, а также зарубежных ученых и философов — Й. Хейзинги, К.-Г. Юнга, Г.-Г. Гадамера).

Основные цели и поставленные в работе задачи определили выбор комплексного метода исследования, включающего элементы историко-теоретического, типологического, культурно-исторического, биографического, а также лингвистического анализа текста.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в публикациях, апробированы в докладах на Пуришевских чтениях Московского педагогического государственного университета, в выступлениях на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, при чтении лекций студентам Московского гуманитарного педагогического института.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Библиография насчитывает 220 наименований. Общий объем работы 204 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Москвина, Екатерина Владимировна

Заключение

Метод исследования, при котором в центре внимания оказывается художественный мир писателя, как показало данное исследование, является продуктивным. Во-первых, рассмотрев творчество Бюхнера в литературном процессе 1830-х годов, можно сказать, что писатель не принадлежал ни к одному из существовавших на тот момент течений в литературе: романтизму, бидермайеру, «Молодой Германии». Тем самым творчество писателя действительно оказывается по-своему замкнутой и самобытной системой, что особенно важно учитывать в виду специфики переходности литературы Германии 1830-х годов. Во-вторых, самые значительные произведения Бюхнера приходятся на три последних года его жизни, что создает особую ситуацию для выявления единства, ядра художественной системы без обращения особого внимания на ее динамику. Возможность привлекать другие тексты писателя наряду с текстами художественными, использовать их как элементы одной системы позволила дать наиболее полный и точный анализ художественного мира Бюхнера.

В художественном мире писателя мы выделили три значимые доминанты, через которые и представили данную систему. Во-первых, это основные мотивы произведений писателя, рассмотренные как система с очень тесными семантико-структурными связями. Мы рассматривали систему экзистенциальных (сущностных) мотивов, которые составляют содержательное ядро рассуждений писателя о проблемах личностного бытия. Мотивы одиночества, богооставленности, отчуждения, пустоты, самоубийства, вины рассмотрены на разных уровнях произведений писателя: язык, стиль, образность, система персонажей, хронотоп, композиция, сюжет. Писателя интересуют, прежде всего, внутренний мир персонажа и его проявления в объективной действительности. Однако это не романтический субъективизм. В предшествующей Бюхнеру литературной традиции, безусловно, присутствовало внимание к психологии героя, но, как правило, система образов организовывалась моноцентрично. Бюхнер расширяет спектр и показывает или приоткрывает внутренний мир нескольких персонажей, создавая сложную картину полемики мировоззрений, когда индивидуальные миры персонажей приходят в столкновение, соприкосновение, создавая тем самым новую объективность. В драматургии писателя можно увидеть новую тенденцию, которая в своем законченном виде на рубеже веков приобретет название «интеллектуальной драмы». Другой стороной художественного мира писателя является внешняя объективность, представленная историей в «Смерти Дантона», болезнью в «Ленце», каноном жанра трагедии рока в «Леонсе и Лене» и социальным положением героя в «Войцеке». Именно на столкновении субъективного мира персонажа и объективной закономерности существования рождается пессимизм и трагизм бюхнеровской картины мира.

Вторая, выделенная нами доминанта художественного мира писателя — пространство и время. В произведениях Бюхнера существует несколько временных потоков: объективный и субъективный, и герои оказываются «заложниками», то одного, то другого потока, что определяет дискретность, расчлененность, прерывистость каждого из них. При этом объективное и перцептивное время часто пересекаются: писатель-материалист принципиально ставит вопрос о конечности человеческого существа, но перцептивно человеческая жизнь воспринимается как бесконечная, объективно — напротив, как конечная во времени субстанция.

Пространство, как и время, отражает существование личности одновременно в объективном и субъективном мире. Поэтому границы и масштабы пространства в художественном мире неустойчивы и зыбки. Часто объективное пространство наделяется признаками субъективного восприятия, при котором возможны искажения пропорций и расширение (сужение) пространственных границ. Диапазон подобных превращений позволяет говорить об амбивалентности пространства в художественном мире Бюхнера.

Третий элемент — метафора «мир-театр» в художественном мире писателя преобразуется в новую индивидуальную модель «мир-кукольный театр», которая на художественном уровне дублирует модель всего художественного мира Бюхнера. Для писателя в данном преобразовании основным оказывается отношение мира и личности, в котором последняя оказывается в положении крайне зависимом, в положении куклы-марионетки. При этом Бюхнер, вводя мотив марионеток, с одной стороны, подчеркивает и усиливает механистичность внешнего существования личности в окружающем мире, где действуют социальные, политические и природные законы, не подчиненные воле человека, с другой — внутреннее страдание личности, ее духовность. В художественном мире Бюхнера нет приоритета в выборе форм существования: это может быть политик (Дантон, Робеспьер, Камилл), поэт (Ленц) или солдат (Войцек).

Итак, данный подход — художественный мир писателя — позволил нам представить Георга Бюхнера не только как общественного деятеля, но как художника, который не укладывается в рамки литературного процесса 1830-х годов. Несмотря на то что перед нами не стояло задачи определить место Бюхнера в истории немецкоязычной литературы, новаторство драматической и повествовательной формы, вызванное новым содержанием произведений Бюхнера, говорит о том, что он является основным связующим звеном между литературой XIX и XX века в Германии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Москвина, Екатерина Владимировна, 2007 год

1. Брентано К. Понс де Леон // Немецкая романтическая комедия. Спб., 2004.

2. Бюхнер Г. Избранное. М., 1935.

3. Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.

4. Бюхнер Г. Смерть Дантона. М., 1954.

5. Геббель Ф. Избранные произведения: В 2-х тт. М., 1978.

6. Гете И.В. Страдания юного Вертера // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10 тт. Т. 6. М., 1978.

7. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений: В 6 тт. Т. 1,2. М., 1994.

8. Граббе К. Д. Шутка, сатира, ирония и кое-что посерьезнее // Немецкая романтическая комедия. Спб., 2004.

9. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. М., 1998.

10. Иммерман К.Л. Мюнхгаузен: История в арабесках // Мюнхгаузен: Сочинения: В 3-х тт. Т.2-3. М„ 2001.

11. Клейст Г. Драмы. Новеллы. М., 1969.

12. Мюссе А. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 1., М., 1957.

13. Новалис. Гимны к ночи // Голубой цветок и дьявол. М., 1998.

14. Ночные бдения Бонавентуры // Голубой цветок и дьявол. М., 1998.

15. Поэзия немецких романтиков. М., 1985.

16. Платен А. Роковая вилка // Немецкая романтическая комедия. Спб., 2004.

17. Тик Л. Белокурый Экберт // Голубой цветок и дьявол. М., 1998.

18. Тик Л. Кот в сапогах. Шиворот навыворот. Мальчик с пальчик // Немецкая романтическая комедия. Спб., 2004.

19. Шекспир У. Гамлет. М., 1994.

20. Brentano С. Ponce de Leon // Brentano С. Gesammelte Schriften. In 9Bd. Bd. 7. Frankfurt am Main, 1852.

21. Büchner G. Gesammelte Werke. München, 1948.

22. Büchner G. Sämtliche Werke und Briefe. Leipzig, 1922.

23. Büchner G. Werke und Briefe. München, 1988.

24. Büchner G. Woyzeck. Studienausgabe. Stuttgart, 2002.

25. Die Bibel nach der Übersetzung Martin Lüters. Stuttgart, 1985.

26. Die Märchen der Brüder Grimm. München, 1957.

27. Grabbe K.D. Sämtliche Werke. In 6 Bd. Bd. 4-6. Leipzig, 1908.

28. Hoffmann E.T.A. Ritter Glück // Hoffmann E.T.A. Werke: Bd. 2. Bd. 1. Frankfurt am Main, 1977.

29. Immermann K.L. Das Trauerspiel in Tytol // Immermann K.L. Werke: Bd. 4. Bd. 1, Berlin-Stuttgart, 1873.

30. Immermann K.L. Andreas Hofer // Immermann K.L. Schriften. In 4 Bd. Bd. 3. Düsseldorf, 1835.

31. Kleist H. Sämtliche Novellen. München, 1962.

32. Lenz J.M.R. Werke. Stuttgaart, 2001.1. Научная литература:

33. Абсава Н.Д. К вопросу об отчуждении и некоторых его формах // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I/ Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб., 2001.

34. Андреев Л.Г. Зарубежная литература XX века. М., 1996.

35. Аникст A.A. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

36. Антология мировой философии: В 4-х тт. T.l. М., 1969.

37. Аскольдов С.А. Время и его преодоление // Мысль, 1922. № 3.

38. Баканурский А. Жизнь, игра, театральность. Одесса, 2004.

39. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 1.М., 2003.

40. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 тт. Т. 1. М., 2003.

41. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

42. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

44. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 2004.

45. Бент М.И. Жанр романтической новеллы. Иркутск, 1987.

46. Беньямин В. Происхождение немецкой барочной драмы. М., 2002.

47. Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. М., 1970.

48. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

49. Бочаров С.Г. «Обречен борьбе верховной». Лирический мир Баратынского // Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985.

50. Брандес Г. Литература XIX века в ее главных течениях. Немецкая литература. Спб., 1900.

51. Брандес Г. Собрание сочинений. Спб., 1896. Т.1.

52. Волков И.Ф. Романтизм как творческий метод // Проблемы романтизма. М., 1970.

53. Волькенштейн В. Драматургия. М., 1929.

54. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

55. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1994.

56. Гаспаров М.Л. Художественный мир М. Кузьмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.

57. Гачев Г.Д. Космос Достоевского // Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988.

58. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4 тт. Т.З. М., 1971.59. Гейне и театр. М., 1956.

59. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. М., 1999.

60. Горозия В.Е. Отчужденный мир и проблема социализации человека // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск 1/ Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб., 2001.

61. Губман Б.Л. Западная философия культуры 20 века. Тверь, 1997.

62. Гумбольдт В. Язык и философия языка. М., 1985.

63. Дживелегов А. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Избранное. М., 1935.

64. Дмитриев А.С. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Смерть Дантона. М., 1954.

65. Дымшиц А.Л. Эстетические взгляды Бюхнера // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка 1960. Т.19.Вып. 6.

66. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. М., 1995.

67. Жирмунский В.М. Религиозное отречение в истории романтизма. М., 1919.

68. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «тема» и «поэтический мир» // Труды по знаковым системам. Том VII. Тарту, 1975.

69. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х-ХХ вв / Отв.ред. М.Ю. Давыдов. М., 2001.

70. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004.

71. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы: Системный подход. М., 2002.

72. Зусман В.Г. Художественный мир малой прозы Ф. Кафки. Дис. д.ф.н. М., 1998.

73. Иванова Е.Р. Бидермейер и немецкая бюргерская драма XVIII в. // Актуальные проблемы литературоведения и лингвистики. Вопросы филологического образования: материалы Российской научно-практической конференции (16-17 февраля 2006 г.). Орск, 2006.

74. Иванова Е.Р. К вопросу о «русском бидермейере» // Филологические науки. М., 2006. № 6.

75. Иванова Е.Р. Романтизм и бидермейер в немецкой литературе XIX века // Преподаватель XXI век. В печати.

76. Иванова Е.Р. Особенности интерпретации романтических идей и образов в литературе и живописи немецкого бидермейера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. М., 2006. № 3.4.1.

77. История всемирной литературы: В 9тт. / Под ред. И.М. Фрадкина. Т.6. М., 1989.

78. История зарубежного театра. Часть вторая. Театр западной Европы 19-начала 20 века / Под ред. Г.Н. Бояджиева. М., 1984.

79. История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 19 века. Книга 2. Германия, Австрия, Италия. Спб., 2004.

80. История немецкой литературы. В 5-ти тт. / Под ред. Н.И. Балашова и др. Т.3.1790-1848. М., 1966.

81. История немецкой литературы. В 3 т. Т.2./ Под. общ. ред. А. Дмитриева. М., 1986.

82. История немецкой литературы / Под ред. H.A. Гуляева, И.П. Шибаев, B.C. Буняев и др. М., 1975.

83. Кан A.C. История Скандинавских стран. М., 1971.

84. Кареев Н. Общий взгляд на историю Западной Европы в первые две трети 19 века. Спб., 1905.

85. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

86. Карельский A.B. От героя к человеку. М., 1990.

87. Карлейль Т. Французская революция. История. М., 1991.

88. Козлов В.И. Архитектоника художественного мира лирического произведения (на материале цикла И. Бродского «Часть речи»). Дис. . к.ф.н. М., 2006.

89. Комарова В.П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

90. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко.; Под. общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.

91. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

92. Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

93. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

94. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1998.

95. Левин Ю.И. Инвариативный сюжет лирики Тютчева // Тютчевский сборник. Таллин, 1990.

96. Лейтес Н.С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980.

97. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы № 8,1968.

98. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.

99. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 2000.

100. Лотман Ю.М. Поэтический мир Тютчева // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Спб., 1996.

101. Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 2000.

102. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала 19 века // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 2000.

103. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 2000.

104. Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю.М. Об искусстве. Спб., 2000.

105. Лукач Г. Георг Бюхнер // Лукач Г. К истории реализма. М., 1939.

106. Новая история (первый период) / Под ред. Юрского Е.Е., Полтавского М.А., Застенкера Н.Е. М., 1972.

107. Максапетян А.Г. Язык и метафизика. Ереван, 2001.

108. Меркулова М.Г. Ретроспекция в английской «новой драме» конца 19-начала 20 века: истоки и функционирование. М., 2006.

109. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 тт. Т.2. М., 1998.

110. Михайлов A.B. Новелла // Теория литературы. Роды и жанры. Т.З. М., 2003.

111. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе. Таганрог, 2001.

112. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

113. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

114. Парфенов А. Театральность «Гамлета» // Шекспировские чтения 1978 года. М., 1981.

115. Парцвания В.В. Генеалогия отчуждения: от человека абстрактного к человеку конкретному. СПб., 2003.

116. Пимонов В. Поэтика театральности в драматургии У. Шекспира (на примере трагедии «Гамлет»). Дисс. на соиск. степ, к.ф.н. М., 2005.

117. Пинский JI.E. Магистральный сюжет. М., 1989.

118. Пинский JI.E. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971.

119. Постмодернизм. Энциклопедия. / Сост. A.A. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

120. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д., 1986.

121. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

122. Райман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848. М., 1959.

123. Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго // Логос, №2 (37), 2003.

124. Сартр Ж.-П.Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

125. Силантьев И. Поэтика мотива. М., 2004.

126. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П.А. Марков. Т.5. М., 1967.

127. Теория литературы. В 2 тт. / Под ред. Н.Д. Томарченко. М., 2004.

128. Толкачев С.П. Художественный мир Мер док. Автореферат дис. на соиск. к.ф.н. М., 1999.

129. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1999.

130. Тречевский А. Новая история. Т. 2. Спб., 1908.

131. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). М., 1979.

132. Файф Ч.А. История Европы 19 века. Т.1. М., 1889.

133. Федоров Ф.И. Художественный мир немецкого романтизма: структура и семантика. М., 2004.

134. Философский энциклопедический словарь. Москва, 1982.

135. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Флоренский П.А. У водораздела мыслей. Т.2. М., 1990.

136. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

137. Хайдеггер М. Бытие и время. Спб., 2002.

138. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1986.

139. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

140. Хейзинга Й. Homo Ludens. M., 2004.

141. Храповицкая Г.Н., Солодуб Ю.П. История зарубежной литературы: Западноевропейский реализм (1830-1860-е гг.) М., 2005.

142. Храповицкая Г.Н., Коровин A.B. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. М., 2002.

143. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана / Под ред. А.В.Михайлова. М., 1982.

144. Цанн-Кай-Си Ф.В. Эстетические взгляды Бюхнера // Костромской гос. пед. ин-т им. H.A. Некрасова. Ученые записки. Вып.З. Кострома, 1957.

145. Черненков В.И. Драматургия К.Л. Иммермана. Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1986.

146. Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986.

147. Шаталов С.Е. Характерология элегий и баллад Жуковского (к вопросу о единстве художественного мира поэта) // Жуковский и литература конца XVIII-XIX века. М., 1988.

148. Шиллер Ф.П. Революционные драмы Георга Бюхнера // История западноевропейской литературы нового времени: В 3-х т. Т. 1. М., 1937.

149. Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7 тт. Т.6., М., 1957.

150. Шмидт Й. Повесть Георга Бюхнера «Ленц» // Немецкая литература между романтизмом и реализмом (1830-1870). Спб., 2003.

151. Якобсон Р.О. Русские поэты природы: Очерки. М., 1980.

152. Янушкевич A.C. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. Томск, 1985;

153. Abel L. Metatheater. London, 1960.

154. Abutille M.C. Angst und Zynismus bei Georg Büchner. Berlin, 1969.

155. Bab J. Der Mensch auf der Bühne. Berlin, 1910. S. 387-416.

156. Baumann G. Georg Büchner. Die dramatische Ausdrückwelt. Göttingen, 1961.

157. Beese M. Georg Büchner. Leipzig, 1983.

158. Behrmann A., Wohlleben J. Büchner: Dantons Tod. Eine Dramenanalyse. Stuttgart, 1980.

159. Bernath P. Die Sentenz im Drama von Kleist, Büchner und Brecht. Bonn, 1976.

160. Böttger F. Grabbe. Glanz und Elend eines Dichters. Berlin, 1963.

161. Brinkmann R. Wirklichkeit und Illusion. Studien über Gehalt und Grenze n des Begriffs Realismus für die erzählende Dichtung des neunzehnten Jahrhunderts. Tübingen, 1957.

162. Büttner L. Büchners Bild von Mensch. Nürnberg, 1967.

163. Cassirer E. Was ist der Mensch? Versuch einer Philosophie der menschlichen Kultur. Stuttgart, 1960.

164. Das Bedeutungswörterbuch. Bd.10. Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich., 2002.

165. Dedner B. Leons und Lena // Interpretationen Georg Büchner. Stuttgart, 1990.

166. Deutsche Schriftsteller im Porträt. Band 4. Das 19.Jahrhundert Restaurationsepoche. Realismus. Gründserzeit / hrsg. von Hiltrud Häntzschel. München, 1981.

167. Drux R. Marionette Mensch: Ein Metaphernkomplex und seine Kontext von Hoffmann bis Büchner. München, 1986.

168. Duden. Das Bedeutungswörterbuch. Bd. 10. Lpg., Wien, Zütich, 2002.

169. Duden. Herkunftswörterbuch. Etymologie der deutschen Sprache. Mannheim, Wien, Zürich, 1989.

170. Ehrlich L. Grabbe und Büchner. Dramaturgische Tradition und Innovation // Grabbe und die Dramatiker seiner Zeit. Tübungen, 1990.

171. Ehrlich L. Grabbe. Leben und Werke. Leipzig, 1986.

172. Fischer H. Acedia und Landschaft in den Dramen Georg Büchner. München, 1958.

173. Fischer H. Georg Büchner, Untersuchungen und Marginalen. Bonn, 1975.

174. Gansberg M.L. Der Prosa Wortschatz des Deutschen Realismus. Bonn, 1964.

175. Gersch H. Georg Büchner. Lenz. Stüttgen, 1998.

176. Geschichte der deutsche Literatur. In 2 Bd. München, 1997.

177. Glück A. Woyzeck. Ein Mensch als Objekt // Interpretationen Georg Büchner. Stuttgart, 1990.

178. Grab W., Mayer T.M. Georg Büchner und die Revolution von 1848. Der Büchner-Essey von Wilhelm Schulz aus dem Jahr 1851. Text und Kommentar. Königsten, 1985.

179. Grabbe und die Dramatiker seiner Zeit. Niemeyer, 1990.

180. Haida P. Kritik und Satire im Lustspiel& Georg Büchner Lessing. Stuttgert, 1989.

181. Hauschild J. Ch. Georg Büchner. Hamberg, 1992.

182. Hinderer W. Lenz // Interpretationen Georg Büchner. Stuttgart, 1990.

183. Högel R. Der Held im Drama Georg Büchners, der Jungdeutschen und Hebbel. Bonn, 1969.

184. Jancke G. Georg Büchner. Genese und Aktualität seines Werk. Kronberg, 1975.

185. Johann E. Georg Büchner in Selbstzeugnissen und Dokumenten. Hamburg, 1958.

186. Knapp G. P. Georg Büchner. Stuttgart, 1984.

187. Köbel E. Georg Büchner. Das dichterische Werk. N.-Y. 1974.

188. Koopmann H. Das Junge Deutschland. Analyse seines Selbstverständnisses. Stuttgart, 1970.

189. Koopmann H .„Dantons Tod" und antike Welt. Zur Geschichtsphilisophie Georg Buchner" // Zeitschrift für deutsche Philosophie 84 (1965).

190. Kosch W. Das deutsche Theater und Drama des 19. und 20. Jahrhundert. Würzburg, 1939.

191. Literaturwissenschaftliches Lexikon: Grundbegriffe der Germanistik / hrsg. von Horst Brunner und Rainer Moriz. Berlin, 1997.

192. Loch R. Georg Büchner. Das Leben eines Frühvollendeten. Berlin, 1988.

193. Marcuse L. Georg Büchner und seine besten Bühnenwerk. Berlin, 1964.

194. Mayer H. Georg Büchner und seine Zeit. Berlin, 1960.

195. Müller H. Poetische Entparadoxierung: Anmerkungen zu Büchners „Dantons Tod" und zu Grabbes „Napoleon oder Die hundert Tage" // Grabbe und die Dramatiker seiner Zeit. Tübungen, 1990.

196. Poppe R. Georg Büchner. Hollfeld, 2001.

197. Poschmann H. Georg Büchner. Dichtung de Revolution und Revolution der Dichtung. Brl., 1983.

198. Ritscher H. Georg Büchner, Woyzeck. Frankfurt-am-Maim, 1986.

199. Schmidt A. Tropen den Kunst. Zur Bildlichkeit der Poetik bei Georg Büchner. Wien, 1991.

200. Schneider F.J. Christian Dietrich Grabbe. Persönlichkeit und Werk. Mün-chem, 1934.

201. Schröder T. Georg Büchners „Leons und Lena". Eine verkehrte Komödie. München, 1966.

202. Sengle F. Biedermeierzeit. Deutsche Literatur im Spannungsfeld zwischen Restauration und Revolution 1815-1848. In 3 Bdn. Bd.l. Stuttgart, 1971.

203. Sieß J. Zitat und Kontext bei Georg Büchner. Ein Studie zu den Dramen „Dantons Tod" und „Leons und Lena". Göppingen, 1975.

204. Steinbach D. Geschichte als Drama. Stuttgart, 1988.

205. Sterz E. Der Theater Werk der szenische Bemerkungen im deutschen Drama von Kleist bis zur Gegenwart. Berlin, 1963.

206. Stockinger C. The Romantic Drama: Tieck, Brentano, Arnim, Fouque, and Eichendorff // Literature of German Romanticism, ed. by Dennis F.Mahoney, Rochester, New-York, 2004.

207. Strich F. Die Mythologie in der deutschen Literatur von Klopschtock bis Wagner. Bd.l, 2. Niemeyer, Halle, 1910.

208. Voges M. Dantons Tod // Interpretationen Georg Büchner. Stuttgart, 1990.

209. Vormärtz 1830-1848. Erläuberungen zur deutsche Literatur. 1977.

210. Werge L. „Ich habe keine Schrei für den Schmerz, kein Jauchzen für die Freude". Zur Metaphorik und Deutung des Dramas „Dantons Tod" von Georg Büchner. Stockholm, 2000.

211. Wiese B. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka. Düßeldorf, 1962.

212. Wiese B. Karl Immermann. Sein Werk und sein Leben. Brl., Zürich, 1969.

213. Wilpert G. Sachwörterbuch der Literatur. Stuttgart, 1969.

214. Witkowski G. Das deutsche Drama des 19. Jahrhunderts in seiner Entwicklung dargestellt. Lpz., Brl., 1915.

215. Wittkowski W. Georg Büchner: Persönlichkeit, Weltbild, Werk. Heidelberg, 1978.

216. Wülfing W. Junges Deutschland. Text—Kontext, Abbildungen, Kommentar. Wien, 1978.

217. Арменкова O.A. Драма Георга Бюхнера «Смерть Дантона» в контексте западноевропейской исторической драмыhttp://conf.phil.spbu.ru/Archives/book/2005/foreignlit/Armenkova.doc

218. Осипов В. Знакотканое поведение и знакотканая реальность, 1998 г. Сетевой журнал «ХУ1» http://xyz.org.ua/discussion/behaviourreality.ukr.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.