Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Скоробогачева, Екатерина Александровна

  • Скоробогачева, Екатерина Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 250
Скоробогачева, Екатерина Александровна. Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2013. 250 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Скоробогачева, Екатерина Александровна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РУССКИЙ СЕВЕР В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ

1.1. Становление Русского Севера как исторического и культурного центра в IX- XVII вв

1.2. Художественные традиции Русского Севера XII - XIX вв

ГЛАВА 2. МОТИВЫ РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX -НАЧАЛА XX В

2.1. Воплощение традиций Русского Севера в искусстве России

2.2. Северные образы в отечественной станковой живописи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ. КАТАЛОГ ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX В., ПОСВЯЩЕННЫХ РУССКОМУ СЕВЕРУ

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века»

Введение

Актуальность темы.

Отечественное искусство последней трети XIX - начала XX в. привлекает огромное внимание исследователей, но, как правило, изучается широкий круг вопросов, которые не касаются или только косвенно затрагивают весь спектр художественных традиций Русского Севера. Необходимо признать, что Север как регион, во многом повлиявший на развитие культуры России на рубеже XIX - XX вв. не нашел достаточного освещения в научных публикациях.

В настоящей диссертационной работе рассматриваются художественные традиции Севера как одна из важнейших основ русского искусства последней трети XIX - начала XX в. Автор считает необходимым, обозначив хронотоп Русского Севера и ключевые теоретические понятия, выявить круг памятников, доказывающих, что именно здесь сохранялись древнейшие традиции культуры, составляющие неотъемлемую часть самосознания народа. Важнейшая роль Севера в культуре России последней трети XIX - начала XX в. недостаточно освещалась в научных трудах, что подтверждает обзор источников и использованной литературы.

Политические, экономические, социальные, религиозно-философские процессы, происходившие в стране в период XVIII - начала XX в. изменили культурно-средовое пространство, привели к частичной или почти полной утрате древних традиций, которые в значительной степени были сохранены на Русском Севере и получили широкое распространение в России. Их выявление и анализ в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в. является крайне важной задачей.

Актуальность темы обусловлена современными процессами глобализации, интеграции и унификации культурно-социальной среды, в противовес которым в то же время происходит национальное возрождение, что находит очевидное отражение в растущем интересе к самобытным традициям в области искусства, культуры, религиозно-философских

з

воззрений, лингвистики, этнокультуры. Можно провести некоторые параллели между рубежом Х1Х-ХХ вв. и началом XXI в. Поиск путей развития исконных истоков в культуре России наших дней должен быть насыщен новыми научными подходами.

Сложным процессам современной культуры, как отечественной, так и мировой, нередко свойственно забвение вневременных основ, их намеренное отрицание, что приводит к резкому падению профессионального уровня, утрате идейного и эстетического звучания, следовательно, к снижению или полному уничтожению художественной и духовной ценности произведений. Напротив, искусство Русского Севера знаменует прикосновение к древним национальным истокам, их переосмысление в ракурсе общественных проблем настоящего времени, когда катастрофически падает уровень образования, воспитания, почитания Отечества, происходит подмена истинных ценностей ложными.

Постановка данной проблемы значима, в частности, в отношении задач, связанных со многими общественными процессами, по реформированию системы образования, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, при проведении социальной политики, а именно, в исторических, экономических, политических, социоправовых и социологических аспектах. Обозначенная проблема важна в решении вопросов по сохранению памятников историко-культурного наследия, что требует значительных финансовых вливаний при проведении реставрации, консервации, реконструкции произведений. Исключительно значимы экологические проблемы, возникшие как следствие антропогенных воздействий. Актуально налаживание межрегиональных связей, консолидации различных областей, республик, стран с целью преодоления острейших проблем современности, связанных и с северным регионом. Необходимо подчеркнуть уникальность Севера - кладезя вневременных духовных и художественных основ России, безусловно, ценных и в мировом масштабе. Очевидна значимость Севера и применительно к национальной

4

проблематике. В данном регионе и в наши дни отчасти сохраняются исконные языки, диалекты, письменность, промыслы, обычаи и обряды русского народа и уходящих или уже погибших более 30-ти северных малых народов.

Исключительно актуально в преподавании отечественной истории, художественного мастерства, истории искусства, философии, эстетики, географии, обществознания, экономики, социологии обращаться к вопросам, связанным с северным регионом, рассматривать их на фоне общегосударственных проблем. Традиции Русского Севера, вопреки новшествам времени, заключают в себе вековые нравственно-этические, религиозно-философские, историко-художественные понятия, крупицы которых остаются и сегодня в северном регионе. Именно вневременные заветы являются духовным стержнем народа, мощным противопоставлением негативным процессам современности.

Следовательно, приобретают особую значимость исследования в области изучения закономерностей сохранения и претворения древних традиций Севера на протяжении столетий, эволюционного развития их духовно-философского содержания, семиотики искусства. Труды исследователей, посвященные изучению специфики Севера и его значения в искусстве России последней трети XIX - начала XX в., характеризуются локальным рассмотрением научных проблем, затрагивают отдельные компоненты целостной структуры историко-философского, этнокультурного пространства региона. В них не дается оценка северного края как одного из ведущих центров возрождения национальной культуры, самосознания. Таким образом, изучение художественных традиций Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в. представляется исключительно своевременным.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Общетеоретические и практические проблемы, возникающие в связи с исследованием художественных традиций Русского Севера, в отечественном

5

искусстве изучены недостаточно. Подавляющее большинство научных публикаций посвящено анализу истоков искусства Русского Севера и северным художественным традициям XII - XVII вв. Нередко трудам, посвященным северной тематике, исследованию разнообразных «северных» артефактов свойственны фрагментарность, уход в «мелкотемье». Еще меньше изучены проблемы столичного влияния на развитие и сохранение самобытной культуры Севера в XVIII - начале XX в. Совершенно неисследованным остается и целый комплекс проблем, связанных со значимостью претворения художественных традиций и образов Русского Севера в искусстве последней трети XIX - начала XX в. Очевидно, что исследование подобного рода невозможно осуществить, оставаясь в рамках традиционного искусствоведения. Междисциплинарный характер настоящего исследования вызвал необходимость обращения к трудам, созданным в русле различных научных дисциплин: истории искусства, культурологии, истории, этнографии, археологии, философии, публицистики, мемуаристики, которые в ходе работы были разделены диссертантом на группы по хронологии, также в зависимости от рассматриваемых видов искусства и поставленных в исследовании проблем.

Первую группу составляют материалы, относящиеся к теме «Истоки искусства Русского Севера в Х-Х1Н вв.». Они представлены, прежде всего, трудами археологов, поскольку именно результаты археологических раскопок дают наиболее точные сведения. Находки, датируемые ранее X в., как правило, отсутствуют, хотя найдены памятники неолита и раннего металла. Значимы исследования региона М.В. Ломоносовым, северянина, родом из поморов Архангелогородской губернии, зафиксированные в его книге «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I или до 1054 года» [126], также труды Д.И. Иловайского [110], С.Ф. Платонова [166],С.М. Соловьева [193].

Среди исследователей, писавших об освоении Русского Севера в древний период существования Русского государства, следует также выделить В.О. Ключевского[118-119], Л.А. Голубеву [90], H.A. Макарова [128-130]. Их работы позволяют дать оценку колонизации Севера как важного фактора расширения древнерусского государства, выявить конкретные территории, занятые славянским населением. Особенно важен труд В.О. Ключевского «Курс русской истории» [118], в котором автор анализирует контрастные научные взгляды на древнейший период существования славян и начало Древней Руси как единого государства.

Точные сведения о колонизации Севера известны благодаря исследованиям археологов. Так, район Белозерья уже в середине XIX в. изучали Ю.Б. Иверсен [107], а также М.Е. Арсакова [48], Я.М. Лазаревский, труды которого не были опубликованы, но известны, в частности, благодаря публикациям Л.А. Голубевой [90]. В 1900 - 1930-е гг. наиболее полные сведения были получены Г.Л. Гроздиловым [98], В.И. Равдоникасом [174], A.A. Спициным [196], П.А. Суховым[200]. В послевоенное время Л.А. Голубева [90] сделала заключения о присутствии славянского населения в Белозерье уже в древнейший период его существования. Особенно значимы труды современного исследователя H.A. Макарова [128-130].

Ко второй группе следует отнести исследования, в основном искусствоведов, по теме «Искусство Русского Севера как художественного центра XII - начала XX в.». Немногие авторы писали о произведениях северной земли в связи с расцветом национальной культуры. Следует выделить труды И.В. Евдокимова [105], A.A. Рыбакова [181-182], дающие научный анализ традиционного северного искусства, осмысливающие его происхождение, философское содержание и значимость в истории отечественной культуры. «Северные письма» М.А. Реформатской [176] и «Вологодская икона: центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.» A.A. Рыбакова [181] - примеры фундаментальных искусствоведческих исследований, посвященных

7

исключительно иконописи Севера. A.A. Рыбаков уточняет ряд атрибуций. Особенно важна его оценка северных писем как самобытного, художественно зрелого пласта древнерусского искусства по сравнению с противоположными заключениями ряда более ранних публикаций, принижающих роль северной иконописи. Например, И.В. Евдокимов считал, что в иконописи Русский Север проявился значительно слабее, чем в зодчестве [105]. Сходных позиций придерживался и В.Н. Лазарев, видевший в северных иконах лишь малозначимые произведения провинциальной школы [124].

Среди исследователей советского времени, писавших об искусстве Севера, необходимо выделить, прежде всего, В.Г. Брюсову, М.И. Некрасову, A.B. Ополовникова, М.А. Реформатскую. Их труды - классика отечественного искусствознания XX в. Работа В.Г. Брюсовой «Русская живопись XVII века» [68] дает последовательный сравнительный анализ живописных школ, в том числе северных писем, вводит в научный оборот ряд икон. Исследования A.B. Ополовникова отличаются обилием разработанного материала [152-155]. М.А. Некрасова в своих фундаментальных трудах [145-146] дает оценку народному искусству как сложной целостной системе, отражающей мировоззрение нации.

Из современных публикаций, обращенных к истории и культуре северного края, особенно значима работа Е.М. Юхименко «Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература» [217-218]. Автор изучает архивные материалы, приводит редкие факты из истории Выгореции, в отношении старообрядческих икон и медного литья [217].

В ряде научных работ изучаются некоторые яркие, но недостаточно известные детали искусства северной земли: иконы XVIII - XIX вв., скульптура, прялки, народный костюм. Но серьезные и глубокие публикации о них - исключения.

Круглой скульптуре Севера посвящены очень немногочисленные научные исследования, как, например, труд А. Непеина «Памятники

8

церковной скульптуры на севере России» [147]. Также следует выделить каталог собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» «Русская деревянная скульптура XV -

XVIII веков» [181].

Северные меднолитые иконы наиболее подробно рассмотрены в сборнике научных статей «Русское медное литье» [180], в каталоге собрания меднолитых икон ЦМДРИ имени А. Рублева того же музея под редакцией C.B. Гнутовой и Е.Я. Зотовой «Кресты, иконы, складни» [89]. Особенно важно, по нашему мнению, исследование их иконографических и технических особенностей, выяснение амбивалентных связей с другими жанрами и видами искусства.

К третьей группе трудов относятся материалы по теме «Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX- начала XX в.». Данная проблематика мало разработана в искусствоведении. Большинство исследований отличаются эпизодичностью: тщательно рассматриваются отдельные виды искусства, те или иные регионы, но не в целом многообразное искусство северного края на фоне развития русской культуры с последующей оценкой его значения.

Значимые детали для характеристики творчества художников, обращавшихся к северным традициями и образам в последней трети XIX— начале XX в., дают архивные материалы, артефакты музейных запасников, экспозиции периодических выставок, каталоги которых позволяют получить сведения о происхождении произведений, их атрибуциях.

Исходя из представленного обзора, можно судить о глубоком изучении традиционных произведений Русского Севера в целом, но крайне нечеткой характеристике художественных традиций северного региона как одной из важнейших основ возрождения отечественной культуры последней трети

XIX - начала XX в. Очевидно недостаточное внимание к актуальному вопросу - выражению северного художественного языка в искусстве России. Исключение составляют исследования М.А. Некрасовой [145-146], труд В.И.

9

Плотникова [167], в которых раскрыта важная роль народных традиций в развитии национальной культуры.

О влиянии северной старины на произведения и мировоззрение В.М. Васнецова упоминает H.A. Ярославцева [219]. Значимость поездок на Север в творчестве И.Я. Билибина отмечена в ряде изданий, но влияние северного художественной языка на его иллюстрации не рассматривается. Более того, Т.Ф. Верижникова, например, определяющим в произведениях И.Я. Билибина считает воздействие искусства западноевропейских художников [82], с чем нельзя согласиться, поскольку игнорируется значение традиций Русского Севера. Фундаментальный труд Е.И. Кириченко «Русский стиль» [117] не выявляет конкретных истоков стиля, содержит ряд упоминаний о творчестве северян, но не акцентирует их роль в синтезе традиций, найденных в данный хронологический период. Значение произведений Севера для братьев В.М. и Ап.М. Васнецовых, В.В. Верещагина, Н.К. Рериха и других художников также остается недостаточно освещенным в нем, как и в монографических исследованиях.

Важно изучение авторефератов диссертаций, посвященных искусству Русского Севера или косвенно его затрагивающих. Единичны диссертационные исследования, в которых рассмотрено воплощение северного художественного языка в искусстве последней трети XIX - начала XX в. Среди них значима работа Н.М. Белоглазовой «Творчество Е.Д. Поленовой» [50]. Подробно характеризуются истоки искусства художницы, среди которых главенствуют народные традиции, в том числе северные. Отмечено воздействие творчества В.М. Васнецова. Дается анализ неопубликованных иллюстраций Е.Д. Поленовой.

К четвертой группе трудов мы относим исследования в области философии. Для автора очевидно, что без изучения наследия русской философской мысли рубежа XIX - XX вв. невозможно адекватное восприятие художественной теории и практики, их основных трендов в упомянутый период. Последняя треть XIX - начало XX вв. - время

ю

значимого развития философии. Благодаря трудам И.А. Ильина, E.H. Трубецкого, П.А. Флоренского можно проследить общность древних народных воззрений и умозаключений нового времени, которые сохраняют единую религиозно-философскую направленность. На северных землях сохранялись древние образы, несущие архетипический смысл.

В произведениях искусства через архетипы и символы, связанные с древними культурами, сказками, мифами, иносказательно воплощены зримые образы, отражен духовный опыт. Русские философы не использовали понятие «архетип», но говорили о неизменных основах народного творчества, что близко данной дефиниции. Как подтверждение выше изложенного следует привести заключение E.H. Трубецкого о русских иконах, о том, что в них «просвечивает одухотворенный народно-русский облик» [206].

Каждый символ иконописи и элемент иконографии наделен особым философско-религиозным содержанием, например, иконография Троицы, значимая на землях Русского Севера с древних времен. «Догмат о троичности Бога освещен памятью о Сергии Радонежском и осмыслен не только как православная, а именно как русская национальная идея. Ее интерпретация во многом обусловила своеобразие концепций русских религиозных философов - B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого [206], Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского [212]. В своем известном труде «Иконостас» П.А. Флоренский писал: «Идя от действительности в мнимое, натурализм дает мнимый образ действительного, пустое подобие повседневной жизни; художество же обратное - символизм - воплощает в действительных образах иной опыт, и тем даваемое им делается высшею реальностью» [212, с. 20].

Такому символизму в культуре Русского Севера и в памятниках искусства последней трети XIX - начала XX в., претворяющих северные традиции и образы, подобна трактовка архетипа. Она характеризует древнее народное творчество в целом, выраженная в произведениях Севера, что позволяет судить об общности законов сложения народных культур,

Ii

значимости исконных традиций, преемственности религиозных и художественных идей. Например, в «архетипе» северных сказок важны христианские понятия жертвенности, сочувствия, страдания.

Таким образом, существующая литература, несмотря на ряд блестящих научных трудов, в целом не дает полного представления о северном искусстве и его роли в национальной культуре. Наиболее подробно и глубоко характеризуются народные произведения Русского Севера XVI - XIX вв. Но не уделяется достаточного внимания переработке и переосмыслению северных художественных традиций в живописи последней третиХ1Х -начала XX в. Фрагментарны упоминания о переосмыслении и претворении образов северного региона в отечественной культуре. Следовательно, искусство Севера в целом не освещено как уникальный кладезь стародавних традиций и значимая основа неорусского стиля, национального искусства России.

Нами выявлено, что в настоящее время отсутствуют труды, в которых Русский Север изучался бы, как многогранное территориальное, историческое, культурно-этническое явление в искусстве России последней трети XIX - начала XX в., нет и работ содержащих целостный анализ обширного материала. Следовательно, тема «Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века» недостаточно изучена. Также следует подчеркнуть, что данная тема важна при изучении влияния народного творчества на искусство России в указанных хронологических рамках, что необходимо в решении фундаментальной задачи - анализе самобытности отечественной культуры. Необходимо заключить, что изучение Русского Севера как целостной системы в ракурсе сохранения национальных традиций в отечественном искусстве последней трети XIX- начала XX в. представляется актуальным.

Источники исследования.

В значительной степени диссертация основана на архивных исследованиях. Материалы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ), а также Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) позволяют изучить такой важный вопрос в отношении культуры Русского Севера, мировоззрения северян, как влияние старообрядческой среды в эпоху второй половины XVII - начала XX столетия, а, следовательно, обозначить целый ряд причин и источников сохранения древних традиций на Севере. Многочисленны документы, относящиеся к истории Выговской старообрядческой пустыни, с некоторыми из которых диссертант смог ознакомиться в ОР РГБ.

Исследовательская работа в архивах позволила нам выявить новые данные по теме «Воплощение традиций Русского Севера в изобразительном искусстве России последней трети XIX- начала XX в.». Материалы архива Дома-музея В.М. Васнецова (ДМВ) [33-44] дали возможность, в частности, подробно изучить историю строительства дома по проекту самого художника. На его архитектурную композицию оказало влияние зодчество Русского Севера, а также характер крестьянских домов Средней России. Важны документы, относящиеся к сооружению дома: письма, наброски, чертежи экстерьера и интерьеров.

Архивные исследования в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ) дали возможность диссертанту освоить материал параграфа «Северные образы в отечественной станковой живописи последней трети XIX- начала XX в.». Удалось пополнить сведения о работах Ап.М. Васнецова, связанных с Русским Севером, о творчестве малоизвестного вятского пейзажиста H.H. Хохрякова.

Исследования в ОР ГТГ позволили также более детально изучить творчество В.В. Верещагина. Несомненно, что он немало рисовал на Севере, но известна лишь незначительная часть таких произведений. В одном из писем А.К. Гейне к В.В. Верещагину упоминается об утраченных последним

13

рисованных тетрадях [19], где среди графических набросков могли быть также северные образы.

Работа в РГАЛИ, в частности, дала материал, расширяющий представление о творчестве В.В. Переплетчикова, которое в наши дни недостаточно изучено. Ряд произведений художника малоизвестен, как почти неизвестны и те графические композиции, которые можно видеть среди документов РГАЛИ: «Архангельский порт» [20]; «Становище Малые Кармакулы», «Пролив Маточкин Шар», «Крестовая губа», «Горы Крестовой губы» [22-23]; «Набросок» [28]. Материалы РГАЛИ позволили нам изучить литературные работы В.В. Переплетчикова, некоторые из которых неопубликованы: «Заметки и мысли» [21]; записные книжки с материалами о поездке в Архангельскую губернию и на Новую Землю» [24]. С помощью архивных данных диссертанту удалось также уточнить атрибуцию картины В.В. Переплетчикова «Вид с Лахты» и пополнить сведения относительно его художественной манеры: принципах композиционного построения, предпочтении этюдного характера письма без использования имприматуры. Он работал в технике а-ля прима {alia prima) с использования корпусного пастозного мазка, не применяя лессировки. Анализ его художественной манеры также способствовал уточнению датировки вышеуказанного произведения.

Материалы РГАЛИ, касающиеся творчества A.A. Борисова, художника, чье творчество полностью, за исключением нескольких этюдов, посвящено Русскому Северу, малочисленны. Нами выявлены три документа: «Списки художественных произведений A.A. Борисова, приобретенных комиссией Наркомпроса, акты, счета по их распределению в художественные музеи» [31]; А.К. Лебедев «Письмо в издательство «Художник РСФСР» об издании монографии о A.A. Борисове [31]; C.B. Малютин «Портрет A.A. Борисова» [30].

Диссертация также основана на непосредственном изучении образцов живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, зодчества

Русского Севера. Важен предпринятый диссертантом искусствоведческий анализ живописных и графических работ последней трети XIX - начала XX в. Основной сбор материала был проведен нами во время работы в музеях, архивах и частных собраниях Москвы, Вологды, Великого Устюга с 2001 по 2013 г. Ряд исследованных материалов вводится в научный оборот впервые.

Гипотеза научного исследования.

Русский Север представляет собой сложно структурированное многогранное понятие, компоненты которого рассматриваются как составляющие национального искусства России. Самобытность Севера наглядно репрезентируется в артефактах традиционного творчества, которые уподобляются носителям исторической и культурной памяти народа. Специфика претворения художественных традиций и образов Русского Севера в искусстве России последней трети XIX- начала XX в. заключается в ее амбивалентности: сочетании исконного и привнесенного извне, сохранении артефактов, традиций и их релевантном эволюционном развитии в различных сферах культурного пространства, видах, жанрах искусства. Комплексное изучение художественных традиций Русского Севера в отечественной культуре последней трети XIX - начала XX в. подразумевает поиск, систематизацию, определение взаимосвязей данных по широкому спектру направлений. Настоящее диссертационное исследование будет способствовать структурированию не только процессов, происходящих в искусстве обозначенного хронологического периода, но в отношении определения специфики национального самосознания в прошлом и настоящем.

Объект исследования.

Искусство Русского Севера XII- начала XX в.

Предмет исследования.

Преломление художественных традиций Русского Севера, их творческое переосмысление в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в.; культура региона как уникальная целостная система,

15

отражающая национальное самосознание, влияние которой на отечественное искусство в указанных хронологических рамках исключительно значимо.

Цель диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ развития художественных традиций Русского Севера; определение их значения в возрождении и сохранении самобытности, путей и тенденций развития отечественного искусства последней трети XIX - начала XX вв.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Скоробогачева, Екатерина Александровна, 2013 год

Литература

45. Алексеева О.В. Народные росписи по дереву на притоках Северной Двины (Уфтюга, Ракулка) конца XVIII - XX вв. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения - СПб., 2002. - 21 с.

46. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь / под общей ред. A.M. Кантора. - М.: ЭЛЛИС ЛАК, 1997.-735 с.

47. Арбат Ю.А. Путешествия за красотой. - М.: Искусство, 1966. - 134 с.

48. Арсакова М.Е. Древний человек и поселения края // Череповецкий округ: сб. научных статей. - Череповец, 1929. - С. 326 - 349.

49. Белов В.И. Повседневная жизнь Русского Севера. - М.: Молодая гвардия, 2000.-391 с.

50. Белоглазова Н.М. Творчество Е.Д. Поленовой. Автореферат диссертации - М.: Московский педагогический институт им. Ленина, 1973. -37 с.

51. Белоглазова Н.М. Абрамцево. - М.: Советская Россия, 1981. - 270 с.

52. Белозерье. Историко-литературный альманах. - Вологда: Русь, 1994. -288 с.

53. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX в. - СПб.: Знание, 1902. -448 с.

54. Берова И.В. Прогулки по старой Вятке. - Киров: Миньон, 1995. - 146 с.

55. Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. - М.: Художник РСФСР, 1970. - 375 с.

56. Билибин И.Я. Русское деревянное северное зодчество // Всероссийский съезд художников: сб. - СПб., 1912. - Т. 2. - С. 106-107.

57. Билибин И.Я. Несколько слов о русской одежде в XVI - XVII веках // Старые годы. - 1909.- № 7- 9. - С. 440-457.

58. Бобринский A.A. Народные русские деревянные изделия - М.: фототипия П.П. Павлова, 1910.-257 с.

59. Бобровницкая И. А. Русская расписная эмаль конца XVII - начала XVIII века. Каталог. - М.: Московский кремль, 2001. - 148 с.

60. Богданов В.В. Этническая и эволюционная история Руси. - М.: Белые альвы, 2001. - 272 с.

61. Богородский Ф. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма. - JL: Искусство, 1980.-200 с.

62. Бондаренко И.А. Кремль как ядро древнерусского города // Кремли России: тезисы докладов всероссийского симпозиума / под ред. P.M. Байбурова. - М.: Московский Кремль, 1999. - С. 7-8.

63. Борисов A.A. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки.

- СПб.: Девриен, 1898. - 104 с.

64. Борисов A.A. Каталог / Е.И. Ружникова. - Архангельск: Сев.-Зап. Кн. изд-во, 1968.-26 с.

65. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск. Великий Устюг. Тотьма. -М.: Искусство, 1983. - 336 с.

66. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск.

- М.: Искусство, 1966. - 295 с.

67. Брюсов А .Я. История древней Карелии. - М.: ГИМ, 1940. - 320 с.

68. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. - М.: Искусство, 1984. - 338 с.

69. Бучкин П.Д. О том, что в памяти. - Д.: Художник РСФСР, 1963. - 250 с.

70. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. - М.: «Искусство», 1993. - 256 с.

71. Васнецов Ал.М. Песни северо-восточной России. Песни, величания и причеты. Записаны Александром Васнецовым в Вятской губернии. - М., 1894.-288 с.

72. Васнецов В.А. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых. - Л.: Художник РСФСР, 1976. - 196 с.

73. Васнецов В.М. Выставка произведений. Каталог выставки произведений В. Васнецова (из частных собр.), посвященной 100-летию со дня рождения. -М.: Советский художник, 1948. - 14 с.

74. Васнецов В.М. Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. - М.: Искусство, 1987. - 496 с.

75. Васнецов В.М. Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Васнецова. - М.: Левенсонъ, 1913. - 154 с.

76. Верещагин B.B. Выставка. - СПб.: Тип. Мин. путей сообщения, 1874. -91 с.

77. Верещагин В.В. Из записной книжки художника Верещагина. - СПб., 1899.-38 с.

78. Верещагин В.В. Избранные письма. - М.: Изобразительное искусство, 1981.-287 с.

79. Верещагин В.В. Каталог выставки картин и этюдов в Москве. - СПб., 1883.-10 с.

80. Верещагин В.В. На Северной Двине. По деревням, церквям. - 2-е изд. -М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1896. - 121 с.

81. Верещагин В.В. Очерки. Наброски. Воспоминания. - СПб., 1883. - 155 с.

82. Верижникова Т.Ф. Иван Билибин. - СПб.: Аврора, 2001. - 176 с.

83. Вздорнов Г.И. Вологда. - Л.: Аврора, 1972 .- 135 с.

84. Википедия [Офиц. сайт]. URL: http://www.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.10.2013).

85. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства [Офиц. сайт]. URL: http://www.slovari.Yandex .ги/~книги/Словарь%20 изобразительного%20искусства (дата обращения: 01.10.2013).

86. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971,-623 с.

87. Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли [Интернет-портал]. URL: http://www.vikent.ru/enc/3166 (дата обращения 29.09.2013).

88. Гильфердинг А.Ф. История балтийских славян. - СПб.: Издание Д.К. Кожанчикова, 1874.-275 с.

89.Гнутова С.В., Зотова Е.Я. Кресты, иконы, складни. - М.: Интербук-бизнес, 2000.- 136 с.

90. Голубева Л.А. Древнее Белоозеро // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Выпуск XL. - Л.: КСИИМК, 1951. - С. 2546.

91. Голынец Г.В. Невьянская иконописная школа второй половины XVIII -XIX вв. и ее стилистические особенности. - Екатеринбург: издательство Уральского университета, 1997. - 248 с.

92. Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. - М.: ГИМ, 2000. - 95 с.

93. Государственное художественное объединение Художественная культура Русского Севера: каталог выставки в ГТГ. - М.: ГТГ, 2001. - 48 с.

94. Гра Е.А. Иконопись сольвычегодских «иконных горниц» Строгановых. По материалам советских музеев // Музей: сборник. - Вып. 4. - М., 1983. - С. 43-57.

95. Грабарь И.Э. История архитектуры. Допетровская эпоха. - М.: Кнебель, 1911.-Т. 2.-478 с.

96. Грабарь И.Э. Моя жизнь. - М.: Республика, 2001. - 495 с.

97. Грановский И.Н. Сергей Васильевич Иванов. - М.: Искусство, 1962. - 491 с.

98. Гроздилов Г.Л. Археологические работы в Изборске в 1953 году // Сообщения Государственного Эрмитажа. - Вып. VI. - Л.: ГЭ, 1954. - С. 37-38

99.|Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -Т. 2. - М., Олма-Пресс, 2003. - 668 с.

100. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 4. -М., Олма-Пресс, 2003. - 574 с.

101. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Вологда. - М., 1914. - 433 с.

102. Дунаев Б.И. Город Устюг Великий. - М.: Образование, 1919. - 40 с.

103. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л.: Художник РСФСР, 1986.-245 с.

104. Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 542 с.

105. Евдокимов И.В. Север в истории русского искусства. - Вологда: Союз северных кооперативных союзов, 1921. - 230 с.

106. Евстратова E.H. Виктор Васнецов. - M.: Терра - книжный клуб, 2004. -287 с.

107. Иверсен Ю.Б. Неизданные и редкие русские медали. - СПб.: Типография Академии наук, 1874. - 89 с.

108. Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье: статьи и материалы / под ред. Э.С. Смирновой. - М.: Северный паломник, 2005.-352 с.

109. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / под ред. Л.П. Крысина - М. : Эксмо, 2011. - 863 с.

110. Иловайский Д.И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. М.: Чарли-Алгоритм, 1996. - 496 с.

111. Ильин И.А. Грядущая Россия. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2009. - 603 с.

112. Искусство скани: каталог собрания ГИМа / автор вступ. статьи М. Постникова-Лосева. - М.: ГИМ, 1989. - 32 с.

113. История иконописи / составители: Л. Евсеева, Н. Комашко, М. Красилин. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - 287 с.

114. Каргополь. Историческое и культурное наследие: сборник. -Каргополь: КХМ, 1996. - 338 с.

115. Каргополье. Художественные сокровища / автор-составитель Г.П. Дурасов. - М.: Советская Россия, 1984. - 207 с.

116. Кижи. Древняя живопись Карелии: альбом / составитель C.B. Ямщиков. - Петрозаводск: Карелия, 1979. - 95 с.

117. Кириченко Е.И. Русский стиль. - М.: Галарт, ACT - ЛТД, 1997. - 432 с.

118. Ключевский В.О. Курс русской истории. - М.: «Мысль», 1956. - Т. 1-426 с.

119. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. - М.: Астрель, 2003. - 396 с.

120. Коровин К.А. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / составитель Н.М. Молева. - М.: издательство АХ СССР, 1963 - 273 с.

121. Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. -М.: Эксмо, 2006 - 1023 с.

122. Красовский М.В.Русское деревянное зодчество. - СПб.: Сатис, 2002. -385 с.

123. Крестьянская живопись Поважья. Из собраний музеев Архангельской области: каталог / составитель Т.М. Кольцова. - М.: Северный паломник, 2003.-270 с.

124. Лазарев В.Н. Русская иконопись. - М.: Искусство, 1996. - 403 с.

125. Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм. - Архангельск: Правда Севера, 2007. - 394 с.

126. Ломоносов М.В. Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 г. - М.: Белые альвы, 2011. - 242 с.

127. Макаренко Н. Путевые заметки и наброски о русском искусстве. Выпуск 1. Белозерский край. - М.: Издание A.A. Жукова, 1914. - 58 с.

128. Макаров. H.A. Население Русского Севера в XI - XIII вв.: по материалам могильников восточного Прионежья. - М.: Наука, 1990. - 214 с.

129. Макаров H.A. Русский Север: таинственное средневековье. Восточные славяне: освоение новых территорий. -М.: РАН, Институт археологии, 1993. - [Офиц. сайт]. URL: http://www.booksite.ru/flilltext/makyarov/l.htm (дата обращения: 17.04.2013).

130. Макаров H.A. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI - XIII вв. По материалам археологических памятников на волоках Белозерья и Поонежья. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М.: РАН, Институт археологии, 1994 - 486 с.

131. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 1999. -383 с.

132. Мальцева Ф.С. Мастера русского пейзажа второй половины XIX в. -М.: Искусство, 2001. - 151 с.

133. Малютин C.B. Каталог выставки / составитель Г.В. Голынец. -Свердловск: Свердловский музей изобразительных искусств, 1989 - 60 с.

134. Мамонтова H.H. Аркадий Рылов: альбом. - М.: Белый город, 2001 - 48 с.

135. Марков A.B. Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в северной России. - Харьков, 1909 - 232 с.

136. Масси С. Земля Жар-птицы. Краса былой России. - СПб.: Лики России, Сатис, 2000.-511 с.

137. Минчинков Д.Я. Воспоминания о передвижниках. - Л.: Художник РСФСР, 1963.-361 с.

138. Мир старообрядчества. Живые традиции: сборник научных трудов. -М.: РОССПЭН, 1998. - 223 с.

139. Моргунов Н.С., Моргунова-Рудницкая Н.Д. В. Васнецов. - М.: Искусство, 1962 .- 459 с.

140. Мунин А.Н. Художники-вологжане. - Вологда, 1959 - 199 с.

141. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века. - СПб.: Библиополис, 2008. - 431 с.

142. Народный костюм. Обрядность Русского Севера: сборник науч. статей. - Каргополь: Каргопольский гос. историко-архитектурный и художественный музей, 2004. - 363 с.

143. Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. - СПб.: Наука. Ленинградское отделение, 2006. -416с.

144. Неизвестная Россия. К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: сборник трудов ГИМа / автор-составитель Е.П. Винокурова [и др.] -М.:ГИМ, 1994.-96 с.

145. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика [Офиц. сайт]. URL: http://www. booksite.ru/fulltext/nekxa/sova/narod/l.htm (дата обращения 03.03.2007).

146. Некрасова М.А. Народное искусство России в современной культуре. -М.: Коллекция М, 2003. - 256 с.

147. Непеин A.C. Памятники церковной скульптуры на севере России. Из «Иллюстрированного сборника» Пермского губернского сборника 1916 г. -Пермь: электро-типография губернского земства, 1917 - 7 с.

148. Нестеров М.В. Воспоминания / Вступительная статья А. А. Русаковой.

- М.: Советский художник, 1989. - 412 с.

149. Нестеров М.В. Давние дни. Встречи. Воспоминания / составитель К. Пигарева. - М.: Русская книга, 2005. - 559 с.

150. Нестеров М.В. Из писем. - Д.: Искусство, 1968 - 451 с.

151. Никольский В.А. Русская национальная живопись. - Пг.: Сойкин, 1916. -32 с.

152. Ополовников A.B. Русский Север. - М.: Стройиздат, 1977. - 256 с.

153. Ополовников A.B. Сокровища Русского Севера. - М., Стройиздат, 1989.-366 с.

154. Ополовников A.B., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. Образы древнерусского деревянного зодчества. - М.: Ополо, 1998. - 208 с.

155. Ополовников A.B., Ополовникова Е.А. Избяная литургия: книга о русской избе. - М.: Ополо, 2002. - 512 с.

156. Орфинский В.П. Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. - Петрозаводск: Петрозаводский гос. университет, 1988. - 50 с.

157. Павлов С.Н. Старообрядческая поморская икона: вопросы атрибуции // Программа «Храм»: сборник материалов С.-Петербургского фонда культуры.

- СПб.: Храм, 1994. - С. 110-124.

158. Памятники старообрядческой письменности. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000. - 416 с.

199

159. Переплетчиков В.В. Север. Очерки русской действительности- М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1917 - 180 с.

160. Переплетчиков В.В. Рисунки В.В. Переплетчикова. - М., 1891. -10 с.

161. Переплетчиков В.В. Художник самоедъ Тыко Вылка. - М.: Путь, 1912. -71 с.

162. Пермская государственная художественная галерея: каталог выставки в ГТГ. - М.: ГТГ, 2001.-33 с.

163. Писахов С.Г. Выставка к 100-летию со дня рождения. - Архангельск: издательство Областного музея изобразительных искусств, 1979. - 38 с.

164. Платонов В.Г. Иконопись Выгореции в собрании музеев Карелии // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. - СПб., 2003. - С. 220-230.

165. Платонов В.Г. Музей изобразительных искусств КАССР. -Петрозаводск, 1975. - 56 с.

166. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М., Фирма «СТД», 2005.-831 с.

167. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. - Л.: Художник РСФСР, 1982.-282 с.

168. Поздняя русская икона конца XVIII - XIX вв. - СПб.: Кино-центр -Лимбус Пресс, 1993.- 101 с.

169. Поляков И.С. Каменный век в России // Живописная Россия. -Т. I. -СПб.: Тов-во М.О. Вольф, 1881. - С. 283-402.

170. Постникова-Лосева М.М. Золотое и серебряное дело XV - XX вв. -М.: Наука, 1983.-375 с.

171. Протопоп Аввакум // Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. - М.: Новатор, 1997.-416 с.

172. Путешествие в историю русских монастырей. - М., Русское слово, 2002.-332 с.

173. Пуцко В.Г. Старообрядческая икона как историко-культурное явление. [Интернет-портал]. URL: http://www. samstar-biblio.ucoz.ru (дата обращения 12.10.2013).

174. Равдоникас В .И., Лаушкин К.Д. Об открытии в Старой Ладоге рунической надписи на дереве в 1950 году [Интернет-портал]. URL: http://www. ulfdalir.narod.ru/literature/articles/discovery.htm (дата обращения 29.05.2013).

175. Рерих Н.К. О старине моления. - М.: Международ. Центр Рерихов, 1999.-304 с.

176. Реформатская М.А. Северные письма. [Офиц. сайт]. URL: http://www.kenozerjelive.ru>nordletters.html (дата обращения 09.10.2013).

177. Рисунки художников А. Янова, К. Коровина, Н. Калмыкова, В. Ачуева. - М.: «Издательство Морозова», 1884. - 37 с.

178. Рославлев A.C. Сказки в оформлении И.Я. Билибина. - СПб.: 1911. -317с.

179. Русская деревянная скульптура XV - XVIII вв.: каталог собрания государственногоисторико-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» / автор-составитель И.М. Соколова. - М.: Московский Кремль, 2003. -320 с.

180. Русское медное литье: сборник науч. статей / под ред. C.B. Гнутовой. -М.: издательство ЦМДРИ, 1993. - Вып. 1. - 191 с.

181. Рыбаков A.A. Вологодская икона: центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII вв. - М.: Галарт, 1995.-435 с.

182. Рыбаков A.A. Художественные памятники Вологды XIII-начала XX в. -Л.: Художник РСФСР, 1980.-315 с.

183. Рылов A.A. Воспоминания. - Л. : Художник РСФСР, 1960 .- 271 с.

184. Святые и святыни северорусских земель: сборник трудов VII Региональной научной конференции Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея / составитель Н.И. Решетников. -Каргополь: ККМ, 2002. -316 с.

185. Серов В. А. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. - Т.

1. - Л. : Художник РСФСР, 1985. - 487 с.

186. Серов В. А. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. -Т.

2.- Л.: Художник РСФСР, 1985. - 432 с.

187. Серов В.А. Переписка. 1884 - 1911 гг. - М.-Л.: Искусство, 1937. - 438 с.

188. Скоробогачева Е.А. Искусство Русского Севера. - М.: Белый город, 2008.-303 с.

189. Скотникова Г.В. «Созвучие вечным смыслам бытия». - СПб.: Альфарет, 2012. - 199 с.

190. Смирнова Э.С. Святая Русь: каталог выставки. - М.: ГТГ, 2011. - 496 с.

191. Соболев H.H. Русская народная резьба. - М.-Л.: Академия, 1934. - 77 с.

192. Сокровища Пермского края: каталог выставки / вступ. статья Н.В. Казариновой. - М.: ГТГ, 2001. - 32 с.

193. Соловьев С.М. Сочинения в 18 книгах. - М.: Мысль, 1988. - Книга 1. -Т. 1-2.-797 с.

194. Социологический словарь. [Офиц. сайт]. URL: http://www. http://mirslovarei.eom/content_soc/tradicionnost-2322.html#ixzz2hKLsi3u6 (дата обращения: 10.10.2013).

195. Спицын A.A. Владимирские курганы. //Известия Археологической комиссии (ИАК). - 1905. № 15. - С. 163-166.

196. Станкевич Я.В. К вопросу об этническом составе населения Ярославского Поволжья в IX-X вв. // Материалы института археологии. - М.: МИА, 1941.-С. 83-92.

197. Супрун Л.Я. Профессиональные художники и народное искусство в России конца XIX - начала XX в. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М.: МГУ, 1971. - 32 с. -

198. Суров М.В. Вологодчина: невостребованная древность. - Вологда: Полиграфист, 2001. - 440 с.

199. Суслов B.B. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. - СПб.: Типография А.Ф. Маркса, 1888. - 75 с.

200. Сухов П.А. Археологические памятники: их охрана, учет и первичное изучение. - M.-JL: Издательство Академии наук СССР, 1941. - 123 с.

201. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М. Русское театрально-декорационное искусство. - М.: Искусство, 1978 - 246 с.

202. Тарановская Н.В., Мальцев Н.В. Русские прялки. - Л.: Аврора, 1970-110с.

203. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. - М.: Захаров, 2002. - 396 с.

204. Тихомиров А.Н. Верещагин В.В. Жизнь и творчество. - М.-Л.: Искусство, 1942 - 100 с.

205. Трифонова Л.П. Николай Андреевич Андреев. Скульптор и художник. - Л.: Художник РСФСР, 1987.- 93 с.

206. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. - М.: Лепта, 2003.-317 с.

207. Успенский А.И. В.М. Васнецов. - М., 1906.- 376 с.

208. Федотовских О.Л. Понятие «стиль». Подходы к определению стиля [Интернет-портал]. URL: http://www. taby27.ru/studentam_aspirantam/style.../fedotovskich_sty 1 .html (дата обращения 12.10. 2013).

209. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни- СПб.: Кожанчик, 1862.-480 с.

210. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. A.A. Ивина. [Интернет-портал]. URL: http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/ihtik_ivin_slovar.htm (дата обращения 12.10. 2013).

211. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова - М.: Издательство политической литературы, 1991. - 559 с.

212. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 224 с.

213. Художественное наследие Карелии. Иконопись. Народное искусство. Эпос: каталог выставки в ГТГ / статьи Н.И. Вавиловой, В.Г. Платонова, Л.П. Соколовой, С.К. Поляковой. - М.: ГТГ, 2001. - 39 с.

203

214. Художники русской эмиграции: справочник по русскому искусству. -М.: Искусство, 2005. - 384 с.

215. Шишкин И.И. Переписка. - Л.: Искусство, 1984. - 478 с.

216. Шишкин И.И. История жизненного пути. Творческое наследие. -М.: Белый город, 2004. - 304 с.

217. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. - Т. 1. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 544 с.

218. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. Т. 2. - М.: Языки славянской культуры, 2002 - 480 с.

219. Ярославцева Н.А. Москва Виктора Васнецова. - М.: Мир русской души, 1998.- 159 с.

220. Davies Richard, Moreton Matilda Wooden Churches. - Travelling in the Russian North. - London: White Sea Publishing, 2011. - 256 p.

221. Holme C.E. Peasant Art in Russia. - London, 1898. - 107 p.

222. Northern Folk Art - Russian Gateway Tours. [Офиц. сайт]. URL: http:// www.russian-gateway.com.au/northern-folk-art (дата обращения 28.09.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.