Художественное воплощение образа молодого героя современности в киргизской прозе 60-х - 70-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бекджанов, Арстанбек Абдразакович

  • Бекджанов, Арстанбек Абдразакович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Фрунзе
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 181
Бекджанов, Арстанбек Абдразакович. Художественное воплощение образа молодого героя современности в киргизской прозе 60-х - 70-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Фрунзе. 1984. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бекджанов, Арстанбек Абдразакович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА И ОБРАЗ МОЛОДОГО

СОВРЕМЕННИКА.

§ I. Проблема характера молодого современника и её решение в многонациональной советской прозе 60-х - 70-х годов.

§ 2. Советский образ жизни и молодой герой современности киргизской прозы в свете общесоюзного литературного процесса.

§23. Идейно-художественная интерпретация личности молодого героя современности в киргизской прозе 60-х

70-х гг.

Глава II. СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ ХАРАКТЕРА МОЛОДОГО ГЕРОЯ В СОВРЕМЕННОЙ КИРГИЗСКОЙ

ПРОЗЕ.

§ I. Характер и конфликт

§ 2, Герой и жанр.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественное воплощение образа молодого героя современности в киргизской прозе 60-х - 70-х гг.»

Обоснование темы. В СССР построено развитое социалистичес-:ое общество. Благодаря этому сложилась социально-историческая ситуация, располагающая всеми реальными возможностями которые спешно используются для всестороннего развития личности, формирования нового человека. Существенной особенностью общества азвитого социализма является возрастание у советских людей по-ребностей творческого отношения к созидательному труду, постойного духовного обогащения.

Нравственные принципы личности, формирующейся в эпоху раз-итого социализма, закладываются под воздействием различных фак-оров. Основу развития личности составляют производственные, рудовые, семейные отношения, то есть, общественные отношения, кладывающиеся в определённом коллективе. Здесь развивается ха-актер человека; здесь он утверждает себя социально, находит воё место в жизни, вырабатывает объективные критёрии оценки воей роли в обществе. От того, каким будет сформирован человек, ависит в решающей мере то, как и какими путями будет идти со-ершенствование развитого социализма. Поэтому Коммунистическая артия всегда придавала и придаёт делу духовного развития лю-ей особое значение. Поэтому на июньском (1983 года) Пленуме К КПСС было подчёркнуто: "партия добивается того, чтобы чело-ек воспитывался у нас не просто как носитель определённой сумы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического об-ества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными становками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения*.

Формирование нового человека активного строителя коммунизма, в условиях развитого социализма обусловливается тем, что под руководством Коммунистической партии в нашей стране осуществляется большая работа по духовному развитию людей. Указывая на такие качества советского человека, как любовь и уважение к общественно значимому труду, патриотизм, высокая политическая культура, гуманизм, определяя задачи комсомола, школы, всего общества в отношении подрастающего поколения, ХХУ1 съезд КПСС определил: самое главное всеми методами и средствами способствовать "формированию поколения людей политически активных, знающих дело, любящих труд и умеющих работать, всегда готовых к защите своей Родины."^

В системе методов, способов, средств и форм воспитания нового человека огромная роль принадлежит советской многонациональной литературе. Она дает образцы высокого гуманизма и гражданственности, советского патриотизма, и поэтому находит живой отклик в сердцах и умах миллионов читателей. Давая оценку итогам развития литературы и искусства, ХХУ1 съезд КПСС отметил, что наряду с воссозданием образов Маркса, Энгельса и Ленина, пламенных революционеров, картин героической истории советского народа, многонациональная советская литература живет прежде всего интересами современности. Подтверждение мы находим во многих произведениях 60-х - 70-х годов глубоко и масштабно воссоздающих картины созидательного труда советского народа, герои Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС.-Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 года.- М.: Политиздат, 1983, с. 18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981, с. 67 ческую поступь социалистического общества на пути к коммунизму. Размышляя о современной литературе Г.Марков пишет: "Наша литература по природе своей оптимистична, она исходит из глубокой убежденности в великих возможностях советского человека и всего нашего жизнеустройства. Основной центр, к которому тяготеют сейчас художественно-философские искания, - это советский образ жизни и человеческие качества, необходимые для формирования социалистической личности^!

Литература социалистического реализма оказывает активное воздействие на общественное сознание и чувства людей, способствует утверждению социалистического образа жизни, активно участвует в формировании нового человека. Социалистический тип, характер человека сложен, многомерен. Он является воплощением высокого уровня идейности, духовной зрелости и жажды активной деятельности на благо общества. От того, как и насколько эти качества станут доминирующими у молодого современника, во многом зависит выполнение задач созидания коммунистического общества в нашей стране. Поэтому проблема воспитания высоких моральных качеств молодого человека социалистического общества остро стоит перед современной многонациональной советской литературой.

На ХХУ1 съезде КПСС указывалось: "Не могло не отозваться в советском искусстве и растущее внимание нашего общества к вопросам морали. Человеческие отношения на производстве и в быту, сложный мир личности, ее место на нашей неспокойной планете -все это неисчерпаемая область художественного поиска. Важно здесь, конечно, добиться того, чтобы актуальность темы не прик

Марков Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее . задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.-В кн.: Литература и современность.-М.: Художественная литература,1982, с.П. рывались серые, убогие в художественном отношении вещи. Чтобы герои произведений не замыкались в кругу мелочных дел, а жили заботами своей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра"*.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза, на ХХУ1 съезде КПСС были обозначены основные задачи литературы и искусства социалистического реализма и в целом - культуры, намечены магистральные линии ее развития. На июньском (1983 г.) Пленуме КПСС вновь было подчеркнуто:

Партия поддерживает все, что обогащает науку, культуру, помогает воспитанию трудящихся в духе норм и принципов развитого социализма.*. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа"^.

Перед литературоведением и литературной критикой стоят задачи осмысления, изучения, анализа и обобщения опыта многонацио нальной советской литературы в деле отражения и эстетической оценки процессов, происходящих в человеке - современнике нашей эпохи, формирования характеров молодых людей нашего времени, выработки оптимальных, идейно выверенных критериев, которые могут способствовать усилению воздействия искусства слова на умы и чувства советских людей, советской молодежи. Это в полной мере относится к киргизской советской литературе, которая вносит все более существенный вклад в сокровищницу социалистического реализма, в дело воспитания советского человека.

Советская многонациональная литература 60-х - 70-х гг., как свидетельствуют многочисленные факты, целеустремленно сос Материалы ХХУ1 съезда КПСС,- М.:Политиздат,1981,с.62. р

Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС.- Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 года.-М:-Политиздат, 1983, с. 18. редоточивала внимание на художественном воплощении образов современника, отображала качества, присущие человеку общества развитого социализма, и прежде всего - социалистического гуманизма, осознания исторической ответственности перед будущими поколениями, общественной и трудовой активности, органической кровной связи с революционными традициями, интернационализма и советского патриотизма. Киргизская литература, как и литературы других народов СССР, способствует укреплению этих качеств в духовном мире советских людей, формированию нового человека.

Постичь, объективно, с научной точки зрения, охарактеризовать, чего достигла национальная литература в последние два десятилетия в отношении изображения молодого героя современности, постановки и решения проблем формирования и развития его духовного мира, помыслов, поступков и дел советского юношества, насущно необходимо как с общественной, так и с литературоведческой точек зрения. Этим и объясняется выбор темы диссертационного исследования - "Художественное воплощение образа молодого героя в киргизской советской прозе б0-х-70-х гг."

Актуальность исследования. Научно-техническая революция, утверждение развитого социализма в нашей стране наложили отпечаток на все сферы экономической, социальной, культурной жизни. Экономика, политика, культура поставлены перед проблемой освоения достижений научно-технической революции, образа жизни развитого социализма. Эта проблема по особому стоит и перед многонациональной советской литературой. В эпоху зрелого социализма, когда сформировалась новая историческая общность людей - советский народ, перед ней стали новые задачи. Эти задачи заключаются в необходимости верного идейного и эстетического осмысления, полнокровного и всестороннего художественного отражения тех изменений, которые происходят в человеке современности, процесса формирования у представителей молодого поколения коллективистских начал, чувств социалистического интернационализма и советского патриотизма, высоких нравственных качеств. Все это в литературном творчестве отражается многообразно, но с особенной силой выявляется тогда, когда искусство слова поднимает темы современной жизни, изображает нашего современника в трудовой деятельности, многомерных отношениях с окружающей действительностью, изменениях в его духовном мире. Социалистическая действительность дает искусству слова реальных героев, которых она стремится изображать в различных ракурсах и формах, глубоко убедительно и художественно правдиво. В полной мере это касается и того, как воплощается в современной многонациональной литературе молодой герой современности.

Исследование опыта литератур социалистических стран Европы в деле изображения молодого героя современности показало, что эта тема в различных аспектах переплетается с актуальными проблемами политики и социологии, осознается как гражданский долг литературы*. Действительно: проблемы молодого поколения, формирования его мировоззрения, устремлений, его участия в общественных процессах всегда были в центре внимания как политиков, социологов различных (гран, так и деятелей литературы и искусства. И это не случайно: проблема молодежи - всегда остроидеологическая проблема; молодежь - это будущность народов, наций, государств, и поэтому изучение ее интересов, устремлений, деяний, духовного развития является всегда актуальным.

Воспитательное воздействие литературы на умы и сердца лю См.: Герой художественной прозы. Социалистические страны Европы.- М.: Наука, 1973, с. 332-336. цей непреходяще. Она занимает особое место в духовной жизни как отдельной личности, так и всего общества. В условиях развитого социализма роль литературы социалистического реализма в формировании у молодых современников высоких идейно-политических, нравственных качеств неизмеримо возрастает. Поэтому советское литературоведение интенсивно изучает тенденции в области художественного творчества, на которые было указано на ХХУ1 съезде КПСС и июньском (1983г.) пленуме ЦК КПСС, и в том числе того, как в литературе отображается процессы формирования нового человека, как она участвует в становлении характеров новой, коммунистической формации, в воспитании советских людей, советской молодежи на коммунистических идеалах.

Настоящее диссертационное исследование осуществлено в рамках указанной выше проблематики. Его актуальность заключается в том, что анализ, осмысление и обобщение опыта художественного воплощения характера молодого современника в киргизской советской прозе 60-х-70-х годов в свете общесоюзного литературного процесса позволяет выявить обретения и потери национального искусства слова, в деле отображения молодежной проблематики, потенциальные возможности его использования для выполнения задачи формирования нового человека, воспитания его на коммунистических идеалах.

Материалом исследования явились романы, повести, рассказы советских писателей, посвященные изображению молодого современника в сфере труда, нравственно-этических исканий формированию личности - представителя молодого поколения эпохи развитого социализма. Это прежде всего произведения киргизских прозаиков 60-х-70-х гг. Ч.Айтматова, Ш.Абдыраманова, К.Акматова, М.Байд-жиева, Ш.Бейшеналиева, К.Бобулова, М.Борбугулова, М.Гапарова, И.Ибраимова, К.Каимова, Т.Касымбекова, А.Модокматова, М.Мураталиева, Ч.Нусупова, М.Сейталиева, А.Солтобаева, З.Сооронбаевой, А.Стамова и других. Кроме того, в процессе исследования поставленной темы привлекались к рассмотрению также произведения русских писателей Б.Василевского, М.Колесникова, О.Куваева, М.Кри-воносова, В.Липатова, А.Лиханова, С.Сартакова, А.Черноусова, писателей других народов СССР: Анара, С.Анарбаева, М. и Р.Ибрагимбековых, Ч.Гусейнова, Т.Керашева, И.Мелик-заде, Д.Досжанова, А. Жаксылыкова, А.Мухтара, К.Назарова, Н.Суйндетова и других, с тем, чтобы выявить общетипологические для всей многонациональной и особенные для киргизской советских литератур качества отражения молодежной темы.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационной работы являются труды классиков марксизма -ленинизма, в которых содержатся теоретические положения о путях формирования нового человека социалистической формации, партийности и народности литературы. Эти теоретические положения уже давно определяют направленность исследования проблемы нового литературного героя, решаемой советскими писателями на основе творческого метода социалистического реализма.

Методологическое значение для исследования рассматриваемой проблемы имеют партийные документы, касающиеся вопросов идеологии, идейности литературы и искусства, и прежде всего - материалы июньского (1983 г.) пленума ЦК КПСС. В постановлении пленума особо подчеркнуто, что партия и государство ждут от ученых-обществоведов исследований закономерностей "становления бесклассовой структуры общества, интернационализации общественного сознания, проблем коммунистического воспитания"; указано, что главный долг марксистско-ленинской критики, и сдедовательно, литературоведения, "давать четкую, партийную оценку работам, в которых высказываются чуждые нашему обществу, нашей идеологии взгляды, допускаются отступления от исторической правды"*. Эти партийные установки являются основополагающими при исследовании проблемы воплощения образа молодого современника в советской литературе.

В 70-е-80-е гг. вышел в свет ряд литературоведческих трудов, имеющих существенное значение для выбора методологически важных принципов исследования избранной в диссертационной работе темы. К ним относятся работы Л.Я.Гинзбург, Г.Ломидзе, Д.Маркова, В.Озерова, Г.Н. Поспелова, Ю.И.Суровцева, В.В.Тимофеевой, М.Б.Храп-ченко и др., в которых ставятся и решаются многие проблемы теории социалистического реализма, предлагаются научно обоснованные принципы системного, типологического изучения литературного процесса, закономерностей изображения человека в художественном произведении^. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня

1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с. 70,76. ^ См.: Гинзбург Л.Я. 0 литературном герое.- Л.: Советский писатель, 1979; Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур.- М.: Современник, 1982; Марков Г. Горизонты жизни и труда писателя.- М.: Советский писатель, 1978; Озеров В. Коммунист в жизни и литературе.- М.: Художественная литература, 1978; Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.-М.: Издательство МГУ, 1983; Суровцев Ю. Необходимость диалектики. (К методологии изучения интернационального единства советской литературы).- М.: Художественная литература, 1983; ТимофееваВ.В. Пути художественного исследования личности. (Из опыта советской литературы).- Л.: Наука, 1975; Храпчен-ко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Советский писатель,1982; его же: Горизонты художественного творчества.- М.: Художественная литература, 1982.

В диссертации советская многонациональная литература осмысливается и рассматривается как идейно и эстетически единое целое искусство слова социалистического реализма. Это исходит из принципов историзма, типологического, целостного и сравнительного анализа литературных явлений, отражающих пути постижения, образного воссоздания и идейно-эстетической оценки многообразия сторон и качеств характера представителей молодого поколения в киргизской прозе 60-х- 70-хгг., в ее соотношениях с общесоюзным литературным процессом.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является установление типологически общих свойств и качеств, присущих воплощению молодого героя современности в киргизской советской прозе 60-х-70-х годов.

Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи:

- обозначить присущие советской молодежной прозе 60-х -70-х гг. типологические тенденции решения проблемы характера молодого современника;

- охарактеризовать в свете общесоюзного литературного процесса особенности художественно-образного воплощения в киргизской прозе молодого героя в коллизиях, обусловленных советским образом жизни эпохи развитого социализма;

- выявить своеобразие идейно-художественной интерпретации личности молодого героя в киргизской прозе 60-х - 70-х годов;

- определить степень проникновения национальных художников слова в духовный мир молодого героя и рассмотреть как раскрывается этот мир в тех конфликтах, которые являются типичными для киргизской прозы и тех жанрах, которыми она была представлена наиболее ярко в 60-е - 70-е годы;

- обобщить наблюдения, сделанные в ходе анализа творческой практики писателей, и сформулировать обоснованные выводы о достижениях киргизской прозы в деле образного воссоздания молодого героя современности и тех проблем, которые стоят перед национальной литературой в данной области.

Научная новизна. В 60-е - 70-е годы многонациональная советская проза была отмечена напряженными исканиями углубленно' го реалистического изображения современной молодежи, тех социально значимых проблем, с которыми она сталкивается и которые так или иначе решает, проникновения в духовный мир ее представителей и многомерного его отражения. Советская молодежная проза развивалась не без противоречий; у нее были свои обретения и потери. Все это в полной мере относится к творчеству киргизских прозаиков, обращавшихся в 60-е - 70-е годы к молодежной теме.

Однако ни опыт всей многонациональной литературы, ни опыт киргизской советской прозы 60-х - 70-х годов в отношении освоения его молодежной проблематики и изображения молодого героя современности, нашим литературоведением сколько-нибудь обстояг-тельно не осмыслен и не обобщен. На этот счет есть лишь отдельные статьи*. Проблемы молодого героя естественно, так или иначе затрагивается в работах, освещающих вопросы характерологии, от См.: Ковский В.Е. Жизнь и стиль. (Образ молодого человека и художественно-стилевые искания прозы 60-х годов),- В кн.: Жанрово - стилевые искания современной советской прозы,-М.: Наука, 1971; Казаченок П.П, Характеры и конфликты. (Советская проза 70-х годов о молодом герое). - В кн.: Современные проблемы социалистического реализма.- М.: Мысль, 1976, и др. ражения современности и молодого героя*. Но там она обычно не предстает в качестве самостоятельной. То же самое относится и к работам, посвященным проблеме положительного героя, которая обоснованно в последние годы вызывает интерес у многих критиков и литературоведов^.

Все это в полной мере относится и к литературоведению, литературной 1фитике Киргизии. В монографических трудах и литературно-критических выступлениях К.Артыкбаева, К.Асаналие-ва, Т.Аскарова, К.Бобулова,М.Ворбугулова,К.Даутова, А.В.Жир-кова, Е.К.Озмителя, М.А.Рудова, А.Садыкова, Г.Н.Хлыпенко и других остро ставятся многие вопросы, касающиеся отражения современности, мастерства воплощения героя наших дней в нацио См.: Курбанов Г. Нравственные проблемы в современной прозе литератур Средней Азии. - В кн.: Литература, искусство формирование личности в социалистическом обществе.-М.: Мысль, 1974; Хайлов А.И. Концепция человека и движение жанрово-повествовательных форм.- В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма.-М.: Наука, 1977. р

См.: Бочарова А. Бесконечность поиска.- М.: Советский писатель, 1982; его же: Требовательная любовь. - М»: Художественная литература, 1977; Бровман Г. Труд, герой, литература. - М.: Художественная литература, 1978; Литвинов В. Характер - это судьба.- М.: Советский писатель, 1976; Фащенко В.В. Характеры и ситуации,- М.: Советский писатель, 1982. нальной литературе*.

Подобные работы несомненно проясняют многие стороны поставленной в настоящей диссертации проблемы художественного воплощения характера молодого героя в киргизской советской прозе 60-х - 70-х годов. Со всем основанием можно заключить, что эта тема пока еще сколько-нибудь обстоятельно не изучена и поэтому ее монографическое исследование можно признать обладающим определенной степенью новизны. Эта новизна обусловливается, наконец тем, что фактический материал в диссертации осмысливается, рассматривается и оценивается в свете положений, вытекающих из материалов июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, встречи с ветеранами партии в ЦК КПСС и Проекта ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы", в которых последовательно акцентируется внимание на месте и роли молодого поколения в современном мире и задачах совершенствования идейно-политического, нравственного воспитания молодого человека в условиях развитого социализма, См.: Артыкбаев К. Кыргыз совет адабиятынын тарыхы.-Фрунзе: Мектеп, 1982; Аскаров Т. Восхождение к зрелости.-Фрунзе: Кыргызстан, 1976; Бобулов К. Критика и литературный процесс. - Фрунзе: Кыргызстан, 1976; Борбугулов М. Единство национального и интернационального.- М.: Советский писатель, 1979; Даутов К. Главное - поиск.- Фрунзе: Кыргызстан, 1982; Жирков A.B. У костра, зажженного Горьким.- Фрунзе, Кыргызстан, 1975; Оэмитель Е.К. Современность - источник поисков, новаторства, мастерства.- Фрунзе: Кыргызстан, 1977; Рудов М. Звенья открытий.- Фрунзе: Кыргызстан, 1970; Сады-ков А. Национальное и интернациональное в киргизской советской литературе.- Фрунзе: Илим, 1970; Хлыпенко Г.Н. Поиск. Мастерство. Поиск. - Фрунзе: Кыргызстан, 1976.

Практическая ценность исследования. Выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, результаты, анализ произведений современной советской прозы используются и могут быть использованы в процессе ведения курсов советской литературы и литературы народов СССР, Автором в течении 1979-1981 гг. в Киргизском государственном университете им. 50-летия СССР и в 19821983 гг. в Педагогическом институте русского языка и литературы на основе диссертационных материалов велись спецсеминары и спецкурсы "Проблемы воплощения характера в современной прозе", "Отображение социалистического образа жизни в советской многонациональной прозе б0-х-70-х гг.", "Образ молодого героя современности в русской и киргизской прозе наших дней". Все это показало продуктивность использования положений и выводов диссертации в вузовской педагогической практике.

Учитывая отсутствие в школьных учебниках по литературе для киргизской школы разработок проблем воплощения характера молодого героя современности в советской многонациональной киргизской прозе,появляется реальная возможность практического применения материалов диссертации при ведении уроков по современной литературе, подготовке факультативных курсов по данной проблематике для школы.

Материал диссертации достаточно результативно уже неоднократно использовался и может использоваться в лекционной пропаганде среди трудящихся, и особенно - молодежи.

Апробация работы. Основное содержание диссертации отражено в шести научных статьях общим объемом 3,5 п.л. Кроме того, автором по теме диссертации сделано 4 доклада: на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Проблема художественного изображения социалистического образа жизни в советской многонациональной литературе" (Николаев, 1978г.), на Всесоюзной конференции "Закономерности развития новописьменных литератур и проблемы социалистического реализма" (Фрунзе, 1980г.); на республиканских конференциях: "Взаимосвязи и взаимодействия художественных культур народов СССР и киргизская литература" (Фрунзе,1978г.); на первой республиканской научно-технической конференции молодых ученых Киргизии (Фрунзе,1981г.), Республиканской научно-практической конференции "Марксистско- ленинская критика и литературный процесс" (Фрунзе,1982г.). Доклады автора неизменно получали одобрение.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографии. Основной ее текст составляет 170 стр.; библиография насчитывающая 170 наименований - II стр.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бекджанов, Арстанбек Абдразакович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недавно вышла в свет книга советского журналиста и критика Г.Анджапаридзе с примечательным названием: "Потребитель? Бунтарь? Борец?"Заметки о молодом герое западной прозы 60-х -70-х годов. В предисловии к книге автор пишет: "Если читать подряд романы и повести о молодежи, опубликованные на Западе с начала 50-х и до конца 70-х годов, то одним из первых впечатлений будет общее ощущение негероичности тех людей, которых писатели избрали в качестве центральных персонажей своих произведений. Литераторы разных стран и разных поколений, как будто сговорившись, подчеркивают в своих героях черты неприя тнне, порой даже отталкивающие."^

Это - симптоматичное явление. Не в том, конечно, смысле, что на Западе вся молодежь сплошь заражена буржуазными эгоизмом и потребительством. Мы знаем о героизме молодых коммунистов Португалии, Испании, борющихся с фашиствующими реакционными силами. Мы знаем, что прогрессивная молодежь Англии, Франции, Федеративной республики Германии активно борется против размещения в Европе американских ядерных ракет, что молодые партизаны Гватемалы, Сальвадора, отдают свои жизни в героической борьбе за свободу своих народов. Симптоматичность данного явления в другом: в том, что литература Запада отражает общую тенденцию универсализации и стандартизации сознания, чувств как главную черту буржуазного"потребительского" общества. Анджапаридзе Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки :о молодом герое западной прозы 60-х-70-х годов.- М.: Молодая гвардия, 1982, с. 4.

В отличие от этого советская литература, обращаясь к молодежной тематике, сосредоточивает внимание на процессах связанных с формированием нового человека коммунистического склада характера и для этого она находит реальные основания в самой действительности эпохи зрелого социализма, когда основной тенденцией общественного развития является всестороннее развитие гармонической личности.

На встрече с ветеранами партии в ЦК КПСС был особо выделен один участок идеологической работы - работа с молодежью, дана по-ленински верная характеристика современной молодежи и проблем, стоящих перед партией в деле воспитания из нее подлинных строителей коммунизма.

В частности подчеркивалось: "В нашем обществе нет конфликта между поколениями, между, как говорят, отцами и детьми", и одновременно указал, что тем не менее, "спор о молодежи в той или иной форме шел всегда: хуже и она или лучше своих предшественников".

Молодежь, со всем основанием говорилось на встрече, как и люди других возрастов, разная. "Подавляющее большинство нынешних молодых людей - это активные участники коммунистического строительства, достойные наследники и продолжатели дел отцов, Но именно на таком общем фоне особенно режут глаза факты ижде-венчества, трудовой и общественной пассивности, недисциплинированности, свойственные какой-то части молодежи. Не может не вызвать беспокойства и опасный грибок мещанства, проникающий в молодежную среду. Нашим наследникам необходимо прививать такой взгляд на жизнь, при котором материальные блага. не довлели бы над человеком, а служили удовлетворению его самых высоких потребностей. Только духовное богатство человека поистине безгранично.

Время работает на молодость. Так оно и должно быть. Важно лишь быть уверенными в том, что на смену нам идут люди, которые ни в чем не поступятся знаменем Октября, идеями Ленина, которые хорошо, досконально знают свое дело"*.

Мысли содержащиеся в выступлении Ю.В.Андропова и других участников встречи с ветеранами партии, в которых получили дальнейшее творческое развитие положения ХХУ1 съезда КПСС и июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС, со всем основанием могут быть избранными в качестве точки отсчета при определении того, в каком направлении и как советская многонациональная литература ставит и решает проблемы, связанные с молодежью и освещает жизнь, духовный мир современной молодежи, в какой мере она способна оказывать воздействие на воспитание молодежи в духе тех требований, которые сегодня вьщвигает перед всем обществом, в том числе, перед литературой и искусством, Коммунистическая партия Советского Союза. Осмысление с этой точки зрения того, что дает научное изучение ведущих тенденций постижения и отображения образа молодого современника в киргизской советской прозе 60-х - 70-х годов в свете общесоюзного литературного процесса, позволяет Всегда в строю! Встреча в ЦК КПСС с ветеранами партии. М.: Политиздат, 1983, с. 10-13. сделать следующие выводы.

Проблема характера молодого героя современности в многонациональной советской прозе 60-х - 70-х годов ставится и освещается с позиций творческого метода социалистического реализма. Это обусловливает возникновение и развитие типологических общих тенденций, обнаруживаемых в отдельных национальных литературах, что подтверждается рассмотрением творчества русских, азербайджанских, казахских, киргизских, узбекских писателей и писателей других народов СССР. Типологичность проявляется прежде всего в том, что изображение молодого героя современности неизменно сопрягается с узловой проблемой социалистического реализма - проблемой формирования нового человека.

Прозаики стремятся раскрыть ступени нравственного роста, духовного обогащения молодого человека эпохи развитого социализма в самых различных ракурсах формирования в нем активных начал, выбора им активной жизненной позиции, выражающейся в готовности к борьбе против мещанства, накопительства, отживших норм нравственности и всякого другого социального зла, в устремленности к утверждению в жизни коммунистических идеалов (например: "Ранние журавли" Ч.Айтматова, "И это все о нем" В.Липатова, "Территория" О.Куваева, "Ложный гон" В.Санги, "Проводы" Д.Досжанова, "Мужчина в доме" И.Мелик-заде и др.). Такой аспект изображения молодого современника в многонациональной советской прозе 60-х - 70-х годов все более сопрягается с усиливающимся вниманием к внутреннему миру героев в их связях с нравственно-этическими, культурными национальными традициями, к социальной психологии человека современности.

Литературы народов Средней Азии, киргизская литература, идут в разработке проблемы молодого героя современности, обогащаясь опытом более развитых советских литератур, продолжая островски-фадеевско-гайдаровские общесоветские идейно-художественные традиции. Вместе с тем, в каждой национальной литературе проявляются специфические черты, обусловливающиеся фактором ускоренного общественного развития народов, миновавших капиталистическую стадию развития на пути к социализму, особенностями национального бытия, истории, культуры. Это проявляется, например, в том, что в художественном освещении проблемы формирования характера молодого современника особое место занимают се-мейно-бытовые конфликты, отношение к национальным традициям, что нередко данный вопрос решается в связи с решением проблемы "человек и природа" (например: "Когда качало меня солнце" Ю.Шеста-лова, "Белый пароход", "Верблюжий глаз" Ч.Айтматова и др.)

Нельзя не отметить и ряда особенностей в изображении молодого героя в национальных литературах Советского Востока в связи с включением его в нетрадиционные для народов этого региона сферы жизнедеятельности, порожденные современной цивилизацией,-промышленное производство, науку, общественную и государственную деятельность. Здесь возникают новые конфликты и через них открываются новые стороны содержания характеров современной молодежи ("Ткачи" Ш.Абдыраманова, "Трудные экзамена" И.Рахима, "Голос наследников" Ш.Бейшеналиева и др.), которые, следует признать, постигаются писателями пока недостаточно глубоко.

Изучение многонациональной советской молодежной прозы 60-х - 70-х годов и в свете ее ведущих тенденций советской киргизской прозы этого же периода позволило выявить определенную типологию конфликтов и путей их разрешения в процессе изображения молодого героя современности с точки зрения дихотомии "молодой человек - социалистический образ жизни". Это, прежде всего:

- становление нравственности молодого героя и среда;

- столкновение стремления к высокой гражданственности, социалистической духовности с бездуховностью, потребительством;

- преодоление самого себя в нравственных исканиях, поиске своего места в жизни;

- преодоление отживших обычаев, отход от преклонения перед стариной, подводящие молодого героя к пониманию смысла современной жизни и своего истинного места в ней;

- обретение признания в борьбе с трудностями, утверждение жизненной концепции, основанной на принципах продолжения боевых и трудовых традиций отцов, воспитание в себе готовности всегда быть "за все в ответе", поступком, делом доказывать подлинную истинность своих чувств, сознания.

Такая типология не исчерпывает, конечно, всего многообразия конфликтов и характеров, присущих молодежной многонациональной советской прозе 60-х - 70-х годов. Но ее выявление дает возможность определить общее и особенное в киргизской прозе исследуемого периода. Оказывается, что в центре внимания национальных прозаиков при постижении и отражении характеров и конфликтов, типичных для молодежи советского поколения, стоят проблемы, связанные с раскрытием утверждения в молодом человеке современности идеальных начал, с воссозданием образа положительного молодого героя ("Верблюжий глаз" и "Ранние журавли" Ч.Айтматова, "Дочь мельника" М.Сейталиева, "Дикий гусь" и "Солнечный остров" М.Гапарова и д^. При этом реальное и идеальное в художественном образе молодого героя интерпретируется как диалектическое единство, не исключающее ни противоречий, ни органических связей. В отношении степени мотивации образов молодых героев киргизскими прозаиками следует указать на то, что здесь перед многими из них стоят задачи преодоления заданности характеров, схематизма, серости, достижения углубленного анализа внутреннего мира молодого героя современности.

Типологическая общность с общесоюзным литературным процессом и своеобразие художественного воплощения молодого героя современности в киргизской прозе 60-х - 70-х годов наглядно проявляется на всех уровнях, и в том числе в раскрытии характера молодого героя в конфликтах, в жанровой определенности. К литературному характеру сходятся, как к эпицентру, все составляющие компоненты художественно-образной системы произведения. Эстетический эффект функционирования этих компонентов, в том числе, относящихся к категориям коллизий и жанра, обусловливается прежде всего тем, в какой мере писателю удается достичь органически целостного единства их со всеми сторонами изображаемых характеров.

Изучение художественной практики киргизских прозаиков 60-х - 70-х гг. показывает, что они существенно продвинулись вперед на пути творческого использования неисчерпаемых возможностей, которые открывают им метод и поэтика социалистического реализма в деле постижения и отражения всего многообразия характеров и конфликтов, присущих современной советской молодежи.

Конфликты художественных произведений киргизских писателей, посвященных молодежи, все более сопрягаются с решением задачи реалистического углубленного исследования и отображения нравственного мира молодого героя современности("Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной косынке" Ч.Айтматова, "Хочу быть человеком" Т.Касымбекова, "Джигит из глухого аила" М.Борбугулова, "Девушка с юга" К.Бобулова, "Полярная звезда" А.Солтобаева, "Зимние мотивы" К.Каимова и др.). Все чаще национальные прозаики выходят к изображению молодых героев в конфликтных ситуациях, обусловливаемых их непосредственным участием в трудовой деятельности ("Верблюжий глаз" Ч.Айтматова, "Две строки жизни" К.Акматова, "На гремящих берегах" С.Сасыкбаева, "Дикий гусь" М.Гапарова, "Ткачи" Ш.Абдыраманова и др.). Это касается и изображения молодых современников в производственной сфере жизнедеятельности. Но здесь киргизская литература пока еще отстает от того уровня, который достигнут русской, азербайджанской, казахской литературами. Пока в ней преобладают конфликты, разрешение которых остается в ставшей традиционной художественной ситуации: литературный герой избирает верный путь к новой, трудовой жизни, которая - впереди; отсюда - "открытость" разрешения конфликтов, присущая многим повестям киргизских прозаиков, посвященным современной молодежи.

Молодежная тема в киргизской прозе реализуется в рассказе, повести, романе. Причем, ведущим жанром национальной молодежной прозы является повесть.

Киргизский рассказ 60-х - 70-х гг. вьщвинул на первый план прежде всего образ молодого человека труда, художественно интерпретируемого по преимуществу в аспекте нравственной содержательности его характера ("Мады" Ш.Абдыраманова, "Чабан" М.Мураталие-ва, "Ласточка" Ш.Бейшеналиева, "Трудный перевал" Ш.Садыбакасова и др.). По-прежнему в жанре киргизского рассказа преобладают событийные сюжет, коллизия и, следовательно, собственно эпическая повеет в }авательность. Шесте с тем, все более усиливается его лиризация, связанная с углублением психологического анализа.

Молодежная киргизская повесть предстает в значительном богатстве своих жанровых разновидностей. Здесь огромное влияние на национальную прозу оказал несомненно творческий опыт Ч.Айтматова. Молодой герой особенно ярко предстает в лирически-исповедальной повести("Верблюжий глаз", "Тополек мой в красной косынке"

Ч.Айтматова, "Осенние цветы" З.Сооронбаевой, "В горы пришла весна" К.Джапарова, "Синее небо, белая дорога" О.Султанова и мн.др.), которая, и это следует подчеркнуть, активно драматизируется. Значительны успехи киргизской прозы в социально-бытовой (напр., "Зимние мотивы" К.Каимова, "Дочь мельника" М.Сейталиева), нравственно-философской (например "Солнечный остров" М.Гапарова) и ряд других разновидностях жанра повести.

В жанре молодежного романа успехи более скромны. Здесь писатели (Ш.Бейшеналив, М.Борбугулов, Ш.Абдыраманов, И.Ибрагимов) правдиво отображают многообразие современности, ставят проблемы нравственного порядка, но пока в полной мере романного воплощения молодого героя достигают не часто.

Исследование художественного воплощения образа молодого героя современной жизни в киргизской прозе 60-х - 70-х гг. показывает неисчерпаемые потенциальные возможности национального искусства слова социалистического реализма в деле выполнения задач постижения и полнокровного отображения формирования нового человека в эпоху развитого социализма. Художественная практика киргизских прозаиков наглядно свидетельствует о том, что они целеустремленно овладевают реалистическим мастерством углубленного исследования и изображения молодого современника прежде всего как личности, содержанием духовности которой являются высокие социалистические идейность и нравственность. Это в полной мере соответствует реальному содержанию духовности нашей молодежи, активно участвующей во всех величественных свершениях советского народа.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бекджанов, Арстанбек Абдразакович, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма и официально-документальные материалы

2. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Манифест коммунистической партии.-Собр. соч., т.4, с. 419-459.

3. ЛЕНИН В.И. Задачи союзов молодежи.- Полн.собр.соч., т.41, с. I14-124.

4. Всегда в строю. Встречи в ЦК КПСС с ветеранами партии.-М.: Политиздат, 1983, 48с.

5. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1981.-222с.

6. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983.- М.: Политиздат, 80с.

7. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1980, с. 15.

8. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 г. Правда, 1972, 25 января.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.:1. Политиздат, 1976, 144с.

10. Художественные произведения

11. АБДЫРАМАНОВ Ш. Ткачи.- В кн.: Абдараманов Ш. Белый свет.-М.: Сов.писатель, 1983, с. 293-447; Мады.- В кн.: Горные родники.- М.: Худож.лит., 1976, с. 124-129.

12. АБРАМОВ Ф. Алька.- В кн.: Ф.Абрамов. Деревянные кони.-М.: Современник, 1978, с. II4-I53.

13. АЙТМАТОВ Ч. Верблюжий глаз.- Тополек мой в красной косынке.- В кн.: Ч.Айтматов. Повести гор и степей.- М.: Сов.писатель, 1963, с. 195-242; с. 243-326; Ранние журавли.» В кн.: Айтматов Ч. Ранние журавли.- М.: Молодая гвардия, 1978, с. 86-178;

14. АКМАТОВ К. Две строки жизни.- В кн.: Киргизские повести.-М.: Худож. лит. 1981, с. 428-476.

15. АНАРБАЕВ С. Судьба Мунаввар.- В кн.: Анарбаев С. Прогулка по саду.- Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1977,с.79-275.

16. БАДЦЗйИЕВ М. Моя золотая рыбка.- Когда гибнет Чапай.- В кн.: М.Байджиев. Моя золотая рыбка.- M.: Молодая гвардия, 1976, с. 8-21; с. 61-68.

17. БЕЙШЕНАЛИЕВ Ш. Ласточка.- В кн.: Горные родники. Киргизские рассказы.- М.: Худож. лит.,1975, с. 68-100; Голос наследников.- М.: Сов.писатель, 1973, 247с; Испытание славой.-М.: Сов.писатель, 1976, 317с.

18. Б0БУЛ0В К. Девушка с юга.- В кн.: Ш.Абдыраманов. Мои знакомые. К.Бобулов. Девушка с юга. Т.Касымбеков. Хочу быть человеком.- М.: Худож. лит.,1969, с. 113-202.

19. ГАПАРОВ М. Дикий гусь.- М.: Сов.писатель,1976, 255с.

20. ДЖУСУПОВ К. Лесорубы.- Рейс к мечте.- Жажда жизни.- В кн.: К.Джусупов. Лесорубы.- М.: Сов.писатель,1975,с. 7-74; с. 229-236; с. 285-308.

21. ЖУХОВИЦКИЙ Л. Остановиться, оглянуться.- М.: Сов.писатель, 1973, 335 с.

22. КАСЫМБЕКОВ Т. Хочу быть человеком.- В кн.: Ш.Абдыраманов. Мои знакомые; К.Бобулов. Девушка с юга: Т.Касымбеков. Хочу быть человеком.- М.: лудож.лит., 1969, с. 202-301.

23. Киргизские повести.- М.: Худож. лит., 1981, 539 с.

24. Киргизские повести и рассказы.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975, с. 374.

25. КУВАЕВ 0. Территория.- М.: Современник,1975, 256 с.

26. ЛИПАТОВ В. И это все о нем.- В кн.: Липатов В. Черный яр.-М.: Сов. писатель, 1977, с. 367-717.

27. МАВЛЯНОВ Ж. Всего одна жизнь.- В кн.: Мавлянов Ж. Повести и рассказы.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975, с. 137-199.

28. МОЛДОКМАТОВ А. Письмо. В кн.: Горные родники.- М.: Худож. лит., 1976, с. 196-208.

29. МУРАТАЛИЕВ М. Чабан. В кн.: Рассказы.-Фрунзе: Кыргызстан, 1983, с. 108-110; Скачи, джигит! Переправа.- В кн.: М.Мураталиев. Две жизни.- м.: Сов.писатель, 1978, с. 87-216; с. 258-265.

30. НУСУПОВ Ч. Крутые перевалы.- В кн.: Нусупов Ч. Крутые перевалы.- Фрунзе, Кыргызстан, 1981, с. 3-128.

31. ОМУРКУЛОВ К. Дела земные.- В кн.: Омуркулов К. Дела земные. Повести и рассказы.- Фрунзе: Кыргызстан, 1У78,с. 3-66.

32. ОСМОНМИЕВ К. Тамыш и Самар.- Золото и Шагым.- В кн.: К.Осмоналиев. Мой отец.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975,с. 3-122; с. 192-199.

33. Повести. Для молодежи.- Фрунзе: Мектеп, 1983, 316 с.

34. Рассказы. Сборник произведений киргизских писателей.-Фрунзе: Мектеп, 1983, 188с.

35. РЫТХЭУ Ю. Конец вечной мерзлоты.- М.: Худож. лит., 1979, 128с.

36. СМЫБАКАСОВ Ш. Красивый джигит.- В кн.: Горные родники.-М.: Худож. лит., 1976, с. 130-133.

37. САНГИ В. Ложный гон.- В кн.: В.Санги. Женитьба Кевонгов.-М.: Известия, 1977, с. 193-318.

38. САСПАЕВ А. Среди своих.- В кн.: Горные родники.- М.: Худож. лит., 1976, с. 158-177.

39. САСЫКБАЕВА С. На гремящих берегах.- В кн.: Сасыкбаев С. Мои современники.- Фрунзе: Кыргызстан, 1980, с. 175-219.

40. СЕЙТАЛИЕВ М. Дочь мельника.- Вторая жизнь.- В кн.: М.Сета-лиев. Дочь мельника.- М.: Молодая гвардия, 1978, с. 5-6$; с. 247-282.

41. СЕРАЛИЕВ Н. История одной любви.- Алма-Ата: Жазушы,-1981, с. 51-95.

42. СОЛТОБАЕВ А. Чудак человек.- Джигит торопится в горы.-Полярная звезда.- В кн.: А.Солтобаев. Полярная звезда.-Фрунзе: Кыргызстан, 1976, с. 19-36; с. 37-44; с. 264-334.

43. СООРОНБАЕВА 3. Осенние цветы.- Фрунзе, Кыргызстан, 1979, 188 с.

44. СТАМОВ А. Сказание о Чу.- В кн.: Стамова А. После ливня.игАмиь а. оказание о чу.- а кн.: итам М.: Молодая гвардия, 1У80, с. 91-180.

45. СУВДЕТ0В М. Аул в песках.- Алма-Ата: Жазушы, 1981, с.7-35.

46. ШЕСТАЛ0В Ю. Когда качало меня солнце.- М.: Современник, 1972, 238 с.

47. Научная и критическая литература

48. АБДЫКЕРИМ0В А. Нравственный потенциал героя современной киргизской прозы и художественный опыт советской литературьи- Русско-киргизские литературные взаимосвязи: Тематический сборник.- Вып.I.-Фрунзе: Киргизский ун-т, 1978, с. 124-136.

49. АБДЫКЕРИлОВ А. Главный герой рабочий. - Литературный Киргизстан, 1978, й I, с. 88-94.

50. АЙТМАТОВ Ч. В соавторстве с землею и водою. Очеоки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе: Кыргызстан, 1978, 408 с.

51. АЙТМАТОВ Ч. ФАИЗ Ф.А. Высокий долг писателя. - Вопр. лит., 1983, Iis 9, с. 18-19.

52. АЛИЕВ Г. Замечательные плоды ленинской дружбы народов. -Коммунист, 1980, Ш 10, с. 20-28.

53. АНАШЕНКОВ Б. Этот простой сложный человек.- М.: Советский писатель, 1977, 350 с.

54. АНдаПАРИДЗЕ Г. Потребитель? Бунтарь? Борец? Заметки о молодом герое западной прозы 60-70-х годов.- М.: Молодая ГЕардия, 1982, 179с.

55. АНДРЕЕВ К.А. Движение реализма.- Л.: Наука, 1978, 208с.

56. АРТЫКБАЕБ К. Еыргыз совет абдабиятынынтарыхы.- Фрунзе: Мектеп, 1982, 525 б.

57. АСАДУЛЛАЕВ С.Г. Историзм, теория и типология социалистического реализма.- Баку: Азерб.гос. изд-во, 1968, 278 с.

58. АСАНАЛИЕВ К. Движение во времени.- Фрунзе: Кыргызстан, 1978, 276 с.

59. БАРТКОВСКАЯ A.B. Научно-техническая революция и духовный мир современника.- В кн.: Литература, искусство и шормиро-вание личности в социалистическом обществе.- М.: Мысль, 1974, с. 55- 92.

60. БЕЛАЯ Г.А. Художественный мир современной прозы.- М.: Наука, 1983, 315 с. '

61. З.Г7. БЕЛИНСКИЙ В.Г. Полн.собр.соч., в 13 тт., т.1, М.: Изд-во АН СССР, 1953, 435 с.

62. БИШХАМЕТОВ Р. Орбиты взаимодействия.- М.: Сов. писатель, 1983, 238 с.

63. Б0БУЛ0В К. Критика и литературный процесс.- Фрунзе: Кыргызстан, 1976, 209 с; Пути развития реализма в киргизской прозе.- Фрунзе: Мектеп, 1969, 1о8 с.

64. Б0РБУГУЛ0В М. Единство национального и интернационального.- М.: Сов.писатель, 1979, 272 с.

65. БОЧАРОВ С.Г. Характеры и обстоятельства.- В кн.: Теория литературы.- М.: Издательство АН СССР, 1962, с. 312451.

66. БОЧАРОВ А. Требовательная любовь.- М.: Худож. лит.,1977, 263 с.

67. БРОВМАН Г. Труд, герой, литература.- М.: Худож. лит.,1978, 371 с.

68. Б^^^щее^^ождается сегодня. Ст.статей.- М.: Сов.писатель,

69. БУРЯК Б. Художественный идеал и характер.- М.: Сов. писатель, 1У72, 294 с.

70. ВАКУЛЕНКО В. Писатель, земля, люди.- Лит. Киргизстан, 1976, № 3, с. 88-93.

71. Взаимосвязи и взаимодействия художественных культур народов СССР и киргизская литература,- Республиканская научная конференция (сентябрь 1978 г.).- Тезисы докладов и сообщений.- Фрунзе, 1978, 177 с.

72. ВОРОБЬЕВА Н. Личность, истории, современность.- В кн.: Единство. Вып.З.- М.: Худож.лит., 1977, с. I07-I4I.

73. ВОРОБЬЕВА Н., ХИТАРОВА С. На новых рубежах.- М.: Сов. писатель, 1974, 224 с.

74. Герой художественной прозы. Социалистические страны. Европы.- М.: Наука, 1973, 415 с.

75. ГИНЗБУРГ Л. О литературном герое.- Л.: Сов.писатель, 1979, 220 с.

76. ГОРБАЧЕВ В. Сражается слова.- М.: Современник, 1982,365 с.

77. ГОРБУНОВА Е. Перед лицом новой действительности.- М.: Сов.писатель, Г974, 395 с.

78. ДАУТОВ К. Главное поиск.- Фрунзе: Кыргызстан, 1982, 207 с •

79. ДРЕМОВ Ан. Образ нашего современника в советской литературе.- М.: Худож.лит., 1963, 157 с.

80. Живое единство. (О взаимовлиянии литератур народов СССР).-М.: Сов. писатель, 1974, 396 с.

81. ЖИРКОВ A.B. У костра, заженного Горьким.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975, 165 с.

82. ЗАМОРИЙ Т.П. Становление гармонический личности.- Киев: Наукова думка, 1979, 212 с.

83. КАЗАЧЕНОК П.П. Характеры и конфликты. (Советская проза 70-х годов о молодом героев).- В кн.: Современные проблемы социалистического реализма.- М.: Мысль, 1976,с. 168-201.

84. КАМИНСКИЙ М., ЛОПУСОВ Ю. Рабочий характер.- М.: Просвещение, 1975, 237 с.

85. КАРАЕВА А.Н. Обретение художественности.- М.: Наука, 1979, 174 с.

86. КЕДРИНА 3. Главное-человек. Некоторые черты современного реализма.- М.: Сов. писатель, 1972, 408 с.

87. J.47. КРАМОВ И. В зеркале рассказа.-М.: Сов.писатель, 1979, 293 с.

88. КУЗНЕЦОВ Ф.Ф. За все в ответе.-М.:Сов.писатель, 1978, 614 с.

89. КУЗНЕЦОВ Ф.Ф. Размышление о нравственности. -М.; Советская Россия, 1979, 410 с.

90. КУЗЬМИЧЕВ И.К. Герой и народ.- М.: Современник, 1973,336 с.

91. КУРБАНОВ Т. Нравственные проблемы в современной прозе литератур Средней Азии. -В кн.: Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. -ГЛ.: Мысль,мировани 1974, с.192.212.

92. ЛАВРОВ В. Человек. Время. Литература. -Л.: Худож.лит., 1981, с.218.

93. ЛЕВИЦОВА И. Роман в центре споров.-Вопр.лит. 1867, № 5, с. 11-23.

94. ЛИТВИНОВ В. Характер это судьба. -М.: Сов.писатель, 1976, 343 с.

95. Литература и современность. Сб. 18. -М.: Худож.лит., 1981, 5У0 с.

96. ЛОМИДЗЕ Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур.-М., Современник, 1982, 282 с.

97. МАРКОВ Г. Советская литература в борьбе за коммунизм и её задачи в свете решения ХХУ1 съезда КПСС. -В кн.: Литература и современность. -М.: Худож.лит., 1982, с. 6-38.

98. МАРКОВ Г. Горизонты жизни и труд писателя. -М.: Сов.писатель, 1978; 576 с.

99. НОВИКОВ В. Высокая сознательность и активность жизненной позиции характерная черта нового типа героя. - Вопр. лит., 1980, I 9, с. 67-74.

100. НОВИКОВ В. Движение истории движение литературы.-М.: вов.писатель, 1979, 477 с.

101. НОВИКОВ В. Художественная правда и диалектика творчестваМ.: Сов.писатель, 1974, 520 с.

102. ОВЧАРЕНКО А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. М.: Современник, 1975, 605 с.

103. ОЗЕРОВ В. Коммунист наших дней в жизни и в литературе.-М.: Худож. лит., 1978, 298 с.

104. ОЗМИТЕЛЬ Е. Проблемы литературного героя и современная художественная практика.- В кн.: Киргизская литература и современность.- Фрунзе: Илим, 1981, с. 36-62.

105. ОЗМИТЕЛЬ Е. Киргизская литература и современный литературный процесс.- Фрунзе: Кыргызстан, 1975, 196 с.

106. ОЗМИТЕЛЬ Е.К. Постигая нового героя.- Литературный Киргизстан, 1976, № I, с. II5-I23.

107. ОЗМИТЕЛЬ Е.К. Мир современника.- В кн.: Повести.- Фрунзе: Мектеп, 1983, с. 312-317.

108. ОЗМИТЕЛЬ Е.К. Современность источник поисков, новаторства, мастерства.- Фрунзе: Кыргызстан, 1977, 211 с.

109. ОСМАНОВА 3. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока.- М.: Наука, 1972, 266 с.370. 0СМ0НАЛИЕВ К. Чтобы портреты заговорили . Литературный Киргизстан, 1977, № 4, с. 98-105.

110. ОСТРОВСКИЙ Н.А. Мой творческий отчет.- В кн.: Н.А.Островский. Собр.соч., в 3-х т., т.З.- М.: Молодая гвардия, 1974, с. 244-248.

111. ПАНКОВ В. В живом потоке.- М.: Современник, 1979, 397 с.

112. ПАРХОМЕНКО М.Н. Многонациональное единство советской литературы.- М.: Просвещение, 1978, 287 с.

113. ПАРХОМЕНКО М.Н. 0 традициях и новаторстве национального романа в Средней Азии.- В кн.: Роман и современность.-М.: Мысль, 1971, с. 165-195.

114. ПАРХОМЕНКО М. Горизонты реализма.- М.: Сов. писатель, 1982, 462 с.

115. ПАРЫГИН Б.Д. Научно-техническая революция и личность.-М.: Политиздат, 1978, 240 с.

116. Писатель и пятилетка.- М.: Современник, 1976, 347 с.

117. ПОСПЕЛОВ Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.' М.: Просвещение, 1972, 271 с.

118. ПОСПЕЛОВ Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.- М.: Изд-во, МГУ, 1983, 336 с.

119. Проблемы и пути развития современной прозы республик Средней Азии и Казахстана. Региональное совещание (Фрунзе, июнь 1973 г.): Материалы совещания.- Bon.лит. 1973, № 10, с. 3-15.

120. Проблемы художественного изображения социалистического образа жизни в советской многонациональной литературе. Всесоюзная научно-теоретическая конференция (Николаев, декабрь, 1978; Тезисы докладов и сообщений.- Николаев, 197В) с*

121. РУДОВ М. Современный киргизский рассказ.- В кн.: Горные родники. Киргизские рассказы.- М.: Худож. лит.,1976,с. 3-10.

122. РУДОВ М.А. По страницам рассказа.- В кн.: Рассказы.-Фрунзе: Мектеп, 1983, с. 5-7.

123. РУДОВ М.А. О киргизской повести.- В кн.: Киргизские повести.- М.: Худож. лит., 1981, с. 3-14.

124. РУДОВ М.А. Создавая образ современника. Лит.Киргиз-стан, 1977, № 2, с. 109-114.

125. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра.- Л.: Наука, 1970, 734 с.

126. Русская советская повесть 20-30-х годов.- Л.: Наука, 1976, 454 с.

127. САДЫКОВ А. Национальное и интернациональное в киргизской советской литературе.- Фрунзе: Илим, 1970, 193 с.

128. САДЫКОВ А. Наш современник в киргизской советской прозе последних лет.- Лит. Киргизстан, 1976, № 2, с. 97-103.

129. САЛИМОВ А.У. Роль литературы в формировании активной жизненной позиции советского человека.- В кн.: Советская культура ровный мир человека труда.-М.: Сов.писатель.

130. С аильного "пятачка" на жизненный простор.- Лит. обозрение, 1976, № I, с. 14-32.

131. СЕЛЕЗНЕВ Ю. Вечное движение (Искания современной прозы 60-х начала 70-х годов).- М.: Современник, 1976, 235 с.

132. СИНЕЛЬНИКОВ М. Дело всех и каждого.- В кн.: Литература и современность.- М.: Худож. лит., 1977, с. 339-350.

133. Современная русская советская повесть.- Л.: Наука, 1975, 264 с.

134. Социалистический образ жизни и новый человек.- М.: Полит, литература, 1978, 205 с.

135. СУРГАНОВ В.А. Человек на земле.- М.: Сов.писатель, 1981, 609 с.

136. СУРОВЦЕВ Ю. Развитой социализм и единство советской многонациональной литературы на современном этапе.- Вопр.лит.,

137. ЗЛИ. ХРАПЧЕНКО М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М., Худож. лит., 1977, 436 с.3112. ХРАПЧЕНКО М.Б. Горизонты художественного образа.- М.: Худож. лит., 1982, 332 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.