Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ужахова, Роза Керимовна

  • Ужахова, Роза Керимовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 212
Ужахова, Роза Керимовна. Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 1984. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ужахова, Роза Керимовна

I. В В.Е Д Е Н И Е.3

ГЛАВА I. ОТ МАЛОЙ ЭПИЧЕСКОЙ ФОРМЫ К РОМАННОЙ

20-40-е годы).22

ГЛАВА П. ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ (50 -60-е гг.).90

ГЛАВА Ш. ХАРАКТЕР И КОНФЛИКТ В СОВРЕМЕННОМ ЧЕЧЕНСКОМ И ИНГУШСКОМ РОМАНЕ

60-70-е гг.).138

ЗАКЛЮЧЕНИ Е.192

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Чеченский и ингушский роман (20-70-е гг.). История и современность»

Строительство социализма активизирует общественное и духовное творчество народов СССР, способствует расцвету национальных культур.

Историческая общезначимость развивающейся к социализму национальной действительности, которую отображает младописьменная литература, становится предпосылкой формирования крупных прозаических жанров, прежде всего жанра романа.

Последнему способствует также процесс взаимодействия национальных литератур, их ориентация на реалистические и демощ)ати-ческие традиции фольклора и русской литературы.

Живая диалектика взаимосвязей национальных культур в социалистическом обществе такова, - пишет Г.И.Ломидзе, - что культуры, взаимно обогатив друг друга, вырабатывают все новые резервы для дальнейшего совершенствования"*.

Летописью судьбы народа' предстает чеченский и ингушский роман. Свидетельствуя о зрелости национальной литературы, он предполагает научное обобщение регионального опыта в контексте проблем развития жанра романа в младописьменных литературах СССР. Современный роман, воплощающий проблемы личности и национального бытия, представляет духовную культуру и с точки зрения ее гуманистического обогащения.

Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности Ломидзе Г.И. Жизнеутверждающий фактор социалистической культуры. - В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1977, с.II. важнейшая миссия социалистической культуры"*, - подчеркивалось на июньском Пленуме ЦК КПСС.

Именно в этом идейно-художественном русле развивается чеченский и ингушский роман, который и является предметом данного исследования.

Конец 50-х и начало 60-х годов ознаменовались стремительным и органичным освоением новейшего опыта русской и многонациональной советской литературы. Расширение, обогащение художественной системы жанра романа происходило за счет восприятия и переосмысления самых различных художественных систем современности: документальной прозы, фольклорного освоения и развития малых форм эпической прозы, гармонического единства объективного и субъективного, внешнего и внутреннего в человеке.

Через призму романа - одного из наиболее сложных жанров можно увидеть тенденции развития литературы, ее художественные особенности, ее сильные стороны и недостатки, понять направление движения художественной мысли народа, оценить уровень достигнутого и осмыслить задачи, встающие перед литературой в современных условиях"^.

В центр научного внимания выдвигаются исследования по жанру романа, которые позволяют ответить на интересующие нас вопросы гораздо более обоснованно и убедительно. Конкретных исследований

1 Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.47. о

Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. - Новосибирск: Наука, 1971, с.10. в последние годы вышло довольно много*. И ценность их велика как в методологическом отношения, так и в теоретическом аспекте.

Современное состояние жанра романа характеризуется, с одной стороны, известной незаконченностью в изучении ряда теоретических проблем, с другой - расхождениями в понимании сложных вопросов теории и методологии изучения романа. Понятно, конечно, что "эти черты характеризуют основные тенденции развития романа и проявляются крайне многообразно" (В.Кожинов).

Советское литературоведение в настоящее время все больше начинает обобщать опыт национального романа, который играет значительную роль в общественном развитии.

Открываются новые перспективы для изучения жанра романа в многонациональной советской литературе. В результате чего в на

1 Грифцов Б.А. Теория романа. М.: 1927; Дибеляус В. Морфология романа. - В кн.: Проблемы литературной формы. - Л.: 1928; Проблемы теории романа. (Дискуссия). - Журнал Литературная критика, 1935, $2,3; Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. - М.: 1958; Фокс Р. Роман и народ. - М.: i960; Днепров В. Роман - новый род поэзии. - В кн.: Проблемы реализма. - Л.: 1967; Кожинов В. Происхождение романа. - М.: 1963; Бахтин М. История русского романа. Т. 1-2, М.: - Л.: 1962-1964; История русского советского романа. Кн.: 1-2, М.: 1965; Эпос и роман. - Вопросы литературы, 1970, $ I; Деке П. Семь веков романа. - М.: 1962; Затонский Д. Искусство романа и XX век. -М.: Художественная литература, 1973; Обсуждение проблем романа. (Дискуссия). - Вопросы литературы, 1978, 12; и другие. циональных романах* возрастает значение сравнительно-исторического и типологического рассмотрения большой эпической формы, выявление в них интернациональных черт и процессов взаимодействия фольклора и литературы.

Литературоведами региона Северного Кавказа успешно разрабатываются вопросы генезиса и поэтики жанра романа в национальных о литературах . В этих работах на первый план выдвигаются проблемы поэтики национального романа в общем виде, куда входит проблема взаимодействия фольклора и литературы на уровне художественного мышления, на уровне использования фольклорных мотивов образов и выразительных средств. Далее - проблема историзма, и связанная с этим проблема художественного воссоздания национального бытия и личности, становящейся на путях национальной истории.

Проблема сюжета, характера, конфликта, собственно, проблема, характеризующая вообще в изучении жанра романа, но и решение сопряжено со спецификой и национальным своеобразием в молодых ли Лизунова Е.В. Развитие исторического романа в казахской советской литературе. - Алма-Ата: 1950; Хлебников Г.Я. Чувашский роман. - Чебоксары: 1966; Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжн. изд., - Черкесск: 1974; Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1979. о

Хапсироков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. -Ставрополь: 1964; Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в осетинской литературе. - М.: 1975; Шаз-до К.К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси: изд-во "Мецнйереба" АН ГССР, 1978; Султанов К.К. По законам художественности. - Махачкала: Дагкниго-издат, 1979 и др. тературах, что мы и поставим задачей показать на конкретном анализе художественных произведений.

В чеченской и ингушской литературах, как и во всей многонациональной литературе, заметное место принадлежит жанру романа.

Чеченский и ингушский роман на современном этапе может стать серьезным подспорьем для решения важнейших теоретических проблем жанра романа. Однако до сих пор не предпринималось систематическое изучение этого жанра в литературах чеченцев и ингушей в его последовательном историческом развитии, в его связи с национальным фольклором и традициями других литератур, не выявлены его национальная специфика и общее с романами в других литературах.

Частные проблемы чеченского и ингушского романа затрагиваются в некоторых работах исследователей.

Самая общая оценка романов чеченских и ингушских писателей дана авторским коллективом (опубликовано до 1963 г.), содержится в "Очерках истории чечено-ингушской литературы" (1963).

В исследовании М.Д.Чентиевой "Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы" (1964) содержится общая характеристика романов С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба".

Н.Музаев в монографическом исследовании "Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров" (1974) рассматривает роман С.Бадуева "Петимат" в широком сравнении с произведениями црозаиков Северного Кавказа. В работе сборника статей Ю.Айдаева "От эпической песни до эпопеи" (1975) исследуются фольклорные истоки романов чеченских и ингушских писателей. В книге Дахкильгова И.А. "Ингушская литература (период развития до 40-х годов) (1975) прослеживается возникновение и развитие ингушской литературы от фольклора и некоторых работ дореволюционных деятелей национальной культуры до 40-х годов. Поскольку исследование

И.Дахкильгова строится на материале 20-х - 40-х гг., когда у ингушских писателей предпринимались только первые попытки создания романа, естественно, что в нем только поставлены вопросы, связанные с зарождением больших прозаических форм в молодой литературе.

Некоторые проблемы романа в книге Х.В.Туркаева "Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей (1978) рассматриваются на материале романов С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба", М.Мамакаева "Мюрид революции", акцентируется внимание на проблеме формирования новой художественной структуры - национальной литературы чеченцев и ингушей.

В кандидатской диссертации М.Д.Индиевой* освещаются на основе анализа романов И.Базоркина "Из тьмы веков", А.Бокова "Сыновья Беки" некоторые отличительные особенности жанра ингушского исторического и историко-революционного романа, его типологическое сходство с другими произведениями многонациональной советской литературы. Хотя в изучении сложных проблем становления жанра романа в молодых литературах достигнуты определенные успехи и достижения современной многонациональной советской литературы дают возможность создания теоретических работ, обобщающих разносторонний опыт чеченской и ингушокой советских литератур.

В целом процесс развития романного жанра в чеченской и ингушской литературах все остается еще не исследованным.

Исследование национального идейно-художественного своеобразия исторического, историко-революционного и романов современной проблематики чеченской и ингушской имеет значение для изучения закономерностей и особенностей развития литературного процесса на современном этапе, - осмыслены общие черты "ускоренного пути" развития Яндиева М.Д. Становление ингушского романа и историческая проза 60-х - 70-х годов. - Автореферат на соискание кандидата филологических наук. - М.: 1982. этих молодых литератур, их реализма, жанровых формирований, выработан методологический инструментарий для их успешного изучения.

Актуальность темы исследования обусловлена интересом к проблемам становления и формирования национальных литератур в условиях социализма, ускоренного развития романных жанров. В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть закономерности формирования жанра романа в чеченской и ингушской литературах, особенности развития этого жанра, обусловленные влиянием традиций национального фольклора и взаимодействием этих молодых литератур с другими литературами нашей страны.

Конкретный анализ художественных фактов и явлений позволяет не только выявить тенденции современного чеченского и ингушского литературных процессов, но и показать возросший уровень исторического и художественного самосознания народа.

Впервые жанр чеченского и ингушского романа исследуется в аспекте исторического развития, его эволюции. Для раскрытия эволюции и специфики жанра романа важно было показать, прежде всего, как влияли национальный фольклор и традиции русской и советской литератур на его формирование. Такое исследование может иметь и общетеоретическое значение, так как в практике чеченской и ингушской культуры непосредственно выявляется связь художественных процессов с историей народа, при этом обнаруживается содержательность развивающейся жанровой формы, которая имеет свою специфическую сферу общественного функционирования: "исторический характер жанровых образований", "исторический подход" позволяет видеть их своеобразие, их реальный эстетический смысл"1.

1 Хралченко М.Б. Типологическое изучение литературы. - В кн.: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4. - М.: Художественная литература, 1977, с.289.

Тем насущнее видятся исследование актуальных проблем развития чеченского и ингушского романа, его типологических и национальных особенностей в контексте общесоюзного литературного процесса.

Цель и задачи работы. В диссертации освещается генезис чеченского и ингушского романа, его связь с историко-культурным процессом, с процессом формирования нового общества и нового человека.

В диссертации раскрываются яотоки чеченского и ингушского романа, показывается его эволюция и исследуются его основные типы: роман исторический, историко-революционный и роман о современности. Подробно анализируются романы писателей С.Бадуева "Петимат", С-Б.Арсанова "Когда познается дружба", И.Базоркина "Из тьмы веков','

М.Мамакаева "Зелимхан", "Мюрид революции", Х.Ошаева "Пламенные годы", Н.Музаева "Сила мечты", А.Бокова "Багровые зори", "Звезда среди звезд", С.Чахкиева "На второй день, утром".

В диссертации исследуется эволюция национальной прозы, от очерка и рассказа к повести и роману, национальное и художественное своеобразие чеченского и ингушского романа.

Степень новизны работы. 0 чеченской и ингушской прозе написано немало работ*. Однако, в чеченском и ингушском литературоведении процесс становления и развития жанра романа изучен еще недос Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1967; Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1974; Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975; Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. - Сб.литературно-критических статей.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн, изд-во, 1975; Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во,1978 я др. таточно. Многие важные проблемы-его формирования лишь затронуты исследователями, в то время как они требуют серьезной разработки, что позволило бы проследить эволюцию жанра, формирование его структуры. Недостаточно осмыслены также внутренние художественные возможности романа, способного аккумулировать в себе огромную общественную и эмоциональную энергию.

В 60-70-е гг. чеченский и ингушский роман переживал период интенсивного подъема, и критика не без оснований говорила о большой эпической форме как о "ведущей форме времени". Однако связь последней с предшествующим развитием романа и прозы не раскрыта. Поэтому наиболее целесообразным для исследования поставленных проблем представляется системный, комплексный подход к изучению материала, позволяющий наиболее полно раскрыть эволюцию жанра, идейно-эстетическое содержание произведений, их национальное своеобразие и т.д.

Принцип историзма положен в основу исследования романов исторической, историко-революционной и современной тематики. Принцип историзма позволяет выявить типологию жанра, закономерности его формирования, его функционирования в литературном процессе и в эволюции художественного сознания, раскрыть национальное своеобразие чеченского и ингушского романа. Важнейшим методологическим принципом является целостное восприятие чеченского и ингушского литературного процесса в их исторической преемственности и обусловленности.

В диссертации прослеживаются изменения, которые происходят внутри жанровой системы. Исследуются новые стилевые и сюжетно-композиционные решения, пространственно-временные структуры, проблема положительного героя, отражающие неоднозначность связей человека и мира, углубление исторического видения современного романа. Эти проблемы романной формы исследуются в многонациональном литературном контексте.

Методологической основой диссертаций явились положения статей В.И.Ленина о Л.Толстом - о связи общезначимых художественных открытий с историческим процессом, движением масс, имеющими решающее значение в судьбах человечества; теоретические положения марксизма-ленинизма - о связях социально-исторических и художественных закономерностей развития. Автор опирается на учение В.И.Ленина о партийности и народности искусства и на принцип историзма в истолковании явлений, утверзденных работами В.И.Ленина, а также на материалы и документы партийных съездов и пленумов последних дет.

Важную роль в формировании концепции диссертации сыграли выводы, содержащиеся в трудах М.Б.Храпченко, Д.С.Лихачева, Г.И.Ло-мидзе, Л.И.Тимофеева, В.Р.Щербины, Б.Л.Сучкова.

Кардинальной является проблема взаимодействия фольклора и литературы в младописьменных литературах (в освещении этого вопроса автор опирался на труды В.Я.Проппа, У.Б.Далгат, Е.М.Мелетинского, В.М.Гацака, Л.А.Бекизовой), а также достижения современного сравнительного литературоведения (работы В.М.Жирмунского, Н.И.Конрада, И.Г.Неупокоевой, Р.Ф.Юсуфова и др.). Учитывает автор диссертации и современное состояние теории и истории жанра романа в советской науке (работы A.B.Чичерина, М.М.Бахтина, Д.В.Затонского, П.В.Па-лиевского, Ф.Ф.Кузнецова, В.В.Кожинова, В.Д.Днепрова, В.Д.Оскоцко-го). В диссертации учтен опыт исследователей становления жанра романа в советской многонациональной литературе - работы З.С.Кедриной, Л.И.Залесской, Н.С.Надъярных, З.Г.Османовой, Л.Н.Арутюнова, Н.Н.Воробьевой, К.К.Султанова и других.

Структура работы подчинена ее общим задачам и целям. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения, в которых прослеживаются генезис и формирование жанра рома

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ужахова, Роза Керимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческая общность судеб чеченского и ингушского народов, единство их духовной культуры и эстетики в прошлом, близость народного мышления и бытия обусловили единство их литератур и искусства. На формировании чеченской и ингушской советских литератур сказывались самые различные факторы, в том числе и конкретные исторические условия, в которых развивались эти народы.

Встав на позиции социалистического реализма, осваивая богатейший опыт русской классической и советской многонациональной литературы, за короткий срок чеченская и ингушская младописьменные литературы прошли путь от устно-поэтического творчества до больших эпических жанров - повести и романа.

Национальные литературы чеченцев и ингушей выкристаллизовались в одно из самых самобытных явлений современной советской литературы. Это живое, динамичное социально-эстетическое явление -результат длительного исторического развития наций, осмысления и образного претворения духовного опыта народов. Опираясь на традиции и работая в русле общих принципов социалистического искусст Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы. - В кн.: Единство. - М.: Художественная литература, 1972, с.18. ва, чеченские и ингушские прозаики находят оригинальные, новые пути эстетического обобщения реальных фактов, событий, человеческих типов, характеров и конфликтов. В этом смысле, магистральным направлением их поисков стало развитие жанра романа, дающего комплексное и широкоохватное отражение жизни. Роман становится "средоточием мысли и чувства, поэзии и правды, выражает и время, и человека, и народ" (М.Пархоменко).

Романисты сосредоточивают свое внимание на решающих этапах жизни чеченского и ингушского народов. Так, в чеченском и ингушском романе нашли свое полное и правдивое воплощение основные исторические события, начиная со второй половины XIX века и до нашего времени.

Тематика романов становится все богаче и разнообразнее. Новый для чеченской и ингушской прозы романный жанр творчески заимствует из более развитых литератур способы художественного освоения действительности, средства психологизации повествования, формы композиции. В чеченской и ингушской литературах созданы исторический, историко-революционный роман и роман, посвященный нашей современности.

В исследуемой нами национальной чеченской и ингушской прозе, как и во многих литературах нашей страны, долго не удавалось создать художественно достоверный образ положительного героя со сложным внутренним миром, в его многогранных связях с окружающей действительностью.

В чеченской литературе сначала таковым' стал лирический герой чеченской поэзии, в котором воплотились лучшие черты современников; обозначившиеся затем успехи в прозе связаны с произведениями С.Бадуева "Адаты", "Бешто", "Голод", "50 рублей" и социально-бытовым романом "Петимат". Наконец, настоящим художественным достижением в прозе явился герой автобиографического историко-революционного романа С-Б.Арсанова "Когда познается дружба". Автор убедительно изобразил, как в борьбе за общественные идеи рос герой, кристаллизовалось его мировоззрение. Художественно убедительны и другие образы романа, данные в эволюции - Арсби, Бе-но, Селима.

Отражение революционных событий с романтико-эмоциональными идеологическими и фактографическими акцентами в литературе 30-40-х годов дополнилось непосредственным обращением к теме строительства социализма. Поле реалистического повествования расширилось.

В ингушской литературе роман вырос из очерков, рассказов и повестей А-Г.Гойгова, С.Долтмурзиева, Х.Осмиева, Х-Б.Муталиева, И.Базоркина и других. Жанр романа начал свой путь с нравственно-психологического произведения "Только так" (переработанный вариант "На второй день,утром") С.Чахкиева.

В конце 50-х и начала 60-х годов в чеченской и ингушской литературах появились романы "Когда познается дружба" (окончательный вариант) С-Б.Арсанова, "Мюрид революции", "Зелимхан" М.Мамака-ева, "Пламенные годы" Х.Ошаева, "Из тьмы веков" И.Базоркина, "Сыновья Беки" А.Бокова, "Волчья ночи" С.Чахкиева, "Трудный перевал" М-С.Плиева и др. Этот период ознаменовался расцветом жанра исторического и историко-революционного романа. Он дал исследователям основательный опыт для разработки сложнейших коллизий в произведениях, посвященных современности.

В связи со становлением жанра романа происходило развитие обеих литератур в целом. Новым явлением становится полнокровное и правдивое изображение коммуниста, как вожака масс (образы Дмитрия Ивашина и Марии Ульяшевой), в романе "Когда познается дружба" С-Б.Арсанова, (Ильи Ивановича, Виты, Мухтара, Георгия), "Из тьмы веков" И.Базоркина, самоотверженных борцов за революционное освобождение трудящихся (Асланбек Шерипов, Николай Гикало) "Мюрид революции" М.Мамакаева.

Лучше произведения С.Бадуева, А-Г.Гойгова, С-Б.Арсанова творчески использованы при изображении характера положительного героя в прозе М.Мамакаева, И.Базоркина, Х.Ошаева, А.Бокова, М.Сулаева, А.Айдамирова, С.Чахкиева, М-С.Плиева.

Через использование средств художественной выразительности в творчестве писателей-романистов обрела новую жизнь поэтическая образность языка чеченского и ингушского народов. Это дает возможность говорить об оригинальности поэтики каждого романа.

В характере личности современной чеченской и ингушской эпической прозы 60-70-х гг. находят отражение исторические, социально-нравственные и психологические изменения, происходящие в национальном характере. При всем своеобразии конкретно-исторических примет национальный характер - это прежде всего советский характер. В нем, как в зеркале, отражается возросшая масштабность личности, ее расширяющаяся и углубляющаяся связь с обществом, с прошлым и будущим народа.

В романах "Багровые зори", "Звезда среди звезд" А.Бокова,"На второй день, утром" С.Чахкиева, "Сила мечты" Н.Музаева, "После выстрела М.Мусаева проецируются нравственно-социальные проблемы современности. Они характеризуются философским осмыслением процессов труда, масштабным изображением жизни. Главным становится человек, изображение его гражданских устремлений.

В чеченской и ингушской литературах появился новый герой -личность социально активная, умеющая отстаивать свои убеждения. Вместе с тем, писатели стремились индивидуализировать героев, показать диалектику их характеров.

Плодотворно осваивая опыт русской и многонациональной советской литературы, чеченский и ингушский роман открывает для себя новые художественные горизонты.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ужахова, Роза Керимовна, 1984 год

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Энгельс Карлу Каутскому. Соч., изд.2, т.35. - М.: Политическая литература, 1964, с.222.

2. Ленин В.И. Доклад о ратификации мирного договора 14 марта. Полн.собр.соч., изд.5, т.36, М.: Политическая литература, 1977, с.92-111.

3. Ленин В.И. Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Приветственная речь 6-19 мая 1919 г. Полн.собр.соч., изд. 5, т.38, М.: Политическая литература, 1963, с.329-332.

4. Ленин В.И. Положение и задачи социалистического интернационала. Полн.собр.соч., изд.5, т.26, М.: Политическая литература, 196I, с. 36-42.

5. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр. соч., изд. 5, т.41, М.: Политическая литература, 1981, с.1-104.

6. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества. Полн.собр. соч., изд.5, т.1, М.: Политическая литература, 1958, с.347-534.

7. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919. Полн. собр.соч., изд.5, т.39, М.: Политическая литература, 1963, с.318-331.

8. Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат, 1983, с.47.

9. Айсханов Ш. Доклад на Первом Всесоюзном съезде советских писателей. Стенографический отчет. М.: Художественная литература, 1934, 718 с.

10. Айдаев Ю.А. От эпической песни до эпопеи. Сб.: литературно-критических статей. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975, 93 с.

11. Амирэджиби Чабуа. Дата Туташхиа. Роман. М.: Известия, 1979 , 719 с.

12. Анашенков Б. А встанут новые бойцы. М.: Знание, 1976, 120 с.

13. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1981, 463 с.

14. Арсанов С-Б. Аул и люди. За невестой. Земли ему! Революция и горец, Ростов-на-Дону, 1930, Д№ I, 2, 8.

15. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Роман в 3-х частях, -Алма-Ата: Казгосиздат, 1956, 440 с.

16. Арсанов С-Б. Когда познается дружба. Роман. Кн. I, Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, i960, 538 с.

17. Асанов Л. Боков Ахмет. Багровые зори. Литературное обозрение, # 10, 1977, с. III.

18. Ахриев Чах. Несколько слов о героях в ингушских сказаниях. ССКГ, т.4, отд.2, Тифлис: 1870, с. 1-20.

19. Ахриев Чах. Из чеченских сказаний. ССКГ, вып.5, Тифлис: 1871, 38-46 с.

20. Ахриев Ч. Ингуши их предания, верования и поверья. ССКГ, вып.8, разд. 2, Тифлис: 1875, с.1-40.

21. Ахриев Ч. Ингушские праздники. ССКГ, еып.5, отд.З, Тифлис: 1871, с.1-16.

22. Бадуев Са1ид. Гулийна сочяненеш. Шолг1а том. Проза, поэзи.

23. Грозный: Нохч-Г1алг1айн книжн. изд-во, 1977, 431 с. (Бадуев Сайд. Собр.соч. в 2-х томах. Т.2. Проза, поэзия (на чеч.яз.).-Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1977, с.431.

24. Бадуев Са1ид. Гулийна сочиненеш шина томех, оттаденарг Тур-каев Х.В. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 383 с. (Бадуев С. Собр. соч. в 2-х томах. T.I, подготовил Туркаев Х.В. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 383 с.).

25. Базоркин И.М. Из тьмы веков. Роман. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1968, 707 с.

26. Базоркин Идрис. Из тьмы веков. Роман. М.: Советская Россия, 1971, 688 с.

27. Бахтин М. Эпос и роман. Журнал "Вопросы литературы", 1970, Я I, с256 с.

28. Бекизова Л. По законам взаимодействия и художественной самобытности (северокавказский роман). В кн.: Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М.: Наука, 1978, 695 с.

29. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск: Ставропольское книжн. изд-во, Карачаево-Черкесское отд-е, 1974, 288 с.

30. Белинский В.Г. Собр.соч. в 3-х томах. Т.2. М.: Гослитиздат, 1948, 931 с.

31. Боков Ахьмад. Ц1ийенна сайре. Роман.- Грозный: Нохч-Г1алг1ай книжн. изд-во, 1964, 316 с. (Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1964, с.

32. Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. М.: Современник, 1976, 268 с.

33. Боков Ахьмад. Седкьашта юкъе седкъа санна. Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1ай книжн. изд-во, 1978 (Боков Ахмет. Звезда среди звезд. Роман. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во,1978, 272 с.

34. Боков Ахмет. Звезда среди звезд. М.: Современник, 1979, 224 с.

35. Бондарев Ю. Литературная газета, 1974, 22 мая.

36. Борев Ю. Личность нация — человечество. - В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

37. Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и в творчестве Горького. В кн.: Социалистический реализм и классическое наследие. - М.: i960, 427 с.

38. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М.: Художественная литература,1977, 365 с.

39. Власенко Александр. Расцвет. 0 современной литературе народов РСФСР. М.: Советская Россия, 1973, 256 с.

40. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М.: Наука,1978, 264 с.

41. Воробьева H.H. Наш современник в литературе. (Молодой герой современной прозы). М.: Знание, 1975, 64 с.

42. Воробьева H.H., Хитарова С.М. На новых рубежах. 0 многонациональной прозе наших дней. М.: Советский писатель, 1974, 222 с.

43. Гайсултанов Умар. Александр Чеченский. Историческая повесть.-Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 232 с.

44. Гатуев Дзахо. Зелимхан. Гага-аул. Повести. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд-во, 1965, 279 с.

45. Гатуев Дзахо. Стакан шейха. Орджоникидзе: ИР, 1981, 438 с.

46. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.:1. Наука, 1975, 472 с.

47. Генко А. Из культурного прошлого ингушей. Записки коллегии востоковедов. Т.5, Л.: 1931, 733-737 с.

48. Горький М. О литературе. Литературно-критические статьи. -М.: Советский писатель, 1955, 903 с.

49. Горький А.М. Полн.собр.соч. в 30-ти т. T.I, М.: Художественная литература, 1956, 390 с.

50. Горбункова В., Тайсумов М. Боков Ахмет. Багровые зори. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. Журнал "Дон", 1977, В 10, 192 с.

51. Глоова Ж.А. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 1971, 24 с.

52. Грифцов Б.А. Теория романа. М.: 1927,

53. Гриценко Н.П. Классовая и антиколониальная борьба крестьян Чечено-Ингушетии на рубеже ХГХ-ХХ веков. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1971, 107 с.

54. Гойгов А-Г. Ингушский народ. Страдания ради свободы. Газ. "Народная власть", - Владикавказ: 1918, 17 октября, 135.

55. Гойгов А-Г. Освободительное движение Ингушского народа. -Газ. "Революционный горец", Владикавказ: 1918, I ноября, № 2, продолжение: 3 ноября I 3.

56. Гойгов А-Г. Бывший Союз горцев Северного Кавказа. Газ. "Революционный горец", - Владикавказ: 1981, 27 октября, Jf I.

57. Гойгов А-Г. Забытые. Газ. "Народная власть", - Владикавказ: 1918, 30 октября, № 145.

58. Гойгов А-Г. Вверх по Ассе. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 196I, 218 с.

59. Гойгов А-Г. Памяти В.И.Ленина. В кн.: Утро свободы. Избранное. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1973, 135 с.

60. Гонгов А-Г. Беспросветный путь. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1961, 218 с.

61. Гойгов А-Г. Сон горянки. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1961, 218 с.

62. Гойгов А-Г. Месть Дербича. Избранное. Грозный: Чечено-Ингушское княжн. язд-во, 1961, 218 с.

63. Далгат У.Б. Горские песни, предание и сказка в "Хаджи-Мурате" Л.Н.Толстого и их художественное значение. Известия Чечено-Ингушского НИИИЯЛ, т.II, вып.З, Грозный: 1959, 173 с.

64. Далгат У.Б. Литература и фольклор (Теоретические аспекты).-М.: Наука, 1981, 303 с.

65. Дахкильгов Б. Через трупы. Газ. "Сердало", 1926, М 4, 5, 6 (на инг. яз.).

66. Дахкильгов И. Современный ингушский роман. Альманах "Утро гор", № 2, 1969, 72 с.

67. Дахкильгов И.А. Ингушская литература (период развития до 40-х годов). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1975,186 с.

68. Деке П. Семь веков романа. М.: 1962, 482 с.

69. Дибелиус В. Морфология романа. В кн.: Проблемы литературной формы. - Л.: 1928.

70. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Материалы по истории горских народов. - Ростов-Дон: Северо-Кавказское краевое изд-во, Севкавкнига, 1925, 202 с.

71. Днепров В. Роман новый род поэзии. - В кн.: Проблемы реализма. - Л.: 1967, 198 с.

72. Джамбулатова S.K. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетии (1920-1940 годы). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 233 с.

73. Долтмурзиев С. Письмо к В.Ставскому. Журнал "На подъеме",

74. Ростов-на-Дону: 1927, 8-9, с.29-32.

75. Долтмурзйев С. Красный Верден. Газ.*'Сердало", 1926, М 6971; 74, 75, 77, 80, 83-86.

76. Долтмурзйев С. Красный Верден. (Очерк революционной Ингушетии) . -Журнал "На подъеме", Ростов-на-Дону: 1927, до I,с.25-33; № 2, с.31-34.

77. Дахкильгов И.А. Героико-эпические песни и примыкающие к ним предания. В кн.: Исторический фольклор чеченцев и ингушей. Пособие для студентов вуза. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 136 с.

78. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий. - Журнал "Вопросы литературы", Л 9, 1971, 32 с.

79. Залесская Л. Шолохов и развитие многонационального советского романа. В кн.: Могучий талант. Статьи. Выступления. Речи. К 75-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова. - М.: Советская Россия, 1981, 272 с.

80. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. М.: Наука, 1973, 272 с.

81. Залесская Л. Единство и многообразие советской литературы. -В кн.: История советской многонациональной литературы. Т.2, кн.: 1-2, М.: Наука, 1971, 511 с.

82. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М.: Художественная литература, 1973, 536 с.

83. Золотцев Ст. О времени надежд и перемен. М.: Наш современник, 1977, Я 4, с.187.

84. Зязиков Б. Девять дней из жизни героя. Повесть. М.: Детская литература, 1964, 160 с.

85. История советской многонациональной литературы. Т.1, -М.: Наука, 1970, 562 с.

86. История русского романа. Т. 1-2, М.-Л.: 1962, 627 с.

87. История русского советского романа. Кн. 1-2, М.-Л.: 1964, 642 с.

88. Известия института краеведения. Владикавказ: 1928, вып. I, 444 с.

89. История советской многонациональной литературы. Т.2. Кн.1, -М.: Наука, 1971, 511 с.

90. История советской многонациональной литературы. Т.2. Кн.2, -М.: Наука, 1972, 560 с.

91. История советской многонациональной литературы. Т.З, М.: Наука, 1970, 631 с.

92. История советской многонациональной литературы. Т.4, М.: Наука, 1972, 664 с.

93. История советской многонациональной литературы. Т.5, М.: Наука, 1974, 799 с.

94. История советской многонациональной литературы. Т.6, М.: Наука, 1974, 744 с.

95. Иезуитов А.Н. Проблема характера в эстетике и литературе. -В сб.: Проблема характера в советской литературе. M.: 1978, с.39-40.

96. Газ. "Кавказ", Тифлис: 1848.

97. Кануков Инал. Горцы переселенцы. ССКГ, вып. IX. - Тифлис: 1876, с.84-112.

98. Касторский C.B., В.А.Ковалев. Предыстория советского романа. В кн.: История советского романа. Кн. I. - М.-Л.: Наука, 1965, 446 с.

99. Кедрина 3. Национально-особенное и всеобщее в методе реалистического искусства. В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

100. Ю1.Кожинов В.В. Происхождение романа. M.: 1963, 439 с.

101. Коренев Д.З. Революция на Тереке. I9I7-I9I8 годы. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд-во, 1967, 352 с.

102. Кузнецов Феликс. Труд и нравственность. В кн.: За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - М.: Советский писатель, 1978, 616 с.

103. Кугультинов Давид. История калмыцкой литературы. В двух томах. Т.2. Советский период. Элиста: 1980, 448 с.

104. Кузнецов Ф.Ф. Гуманистическая правда века. В кн.: Дорогой правды, дорогой гуманизма: Проблема художественной литературы развитого социализма. - М.: 1978, 374 с.

105. Кузнецов М.М. Пути развития советского романа. М.: Знание, 1971, 59 с.

106. Лермонтов М.Ю. Беглец. Собр. соч. в 4-х тт. Т.2, Библиотека "Огонек". М.: Правда, 1969, 480 с.

107. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. третье, дополненное. М.: Наука, 1979, 353 с.

108. Ломидзе Георгий. Чувство великой общности. Статьи о советской многонациональной литературе. М.: Советский писатель, 1958, 272 с.

109. Ломидзе Г. О новом человеке главном герое советской литературы. - В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур.-М.: Современник, 1972, 286 с.

110. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1972, 286 с.

111. Ломидзе Георгий. Единая, разноязычная. В кн.: Чувство великой общности. - М.: Советский писатель, 1978, 272 с.

112. Ломидзе Г.И. Проблемы взаимосвязи и взаимообогащения литературы и искусства народов СССР. М.: 1968, с.14.

113. Ломидзе Г.И. Жизнеутверждающий фактор социалистической культуры. В кн. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. - М.: Наука, 1977, 295 с.

114. Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы. -В кн.: История советской многонациональной советской литературы. М.: Наука, 1971, т.2, кн.1, 511 с.

115. Ломидзе Георгий. Зрелость молодости. Литературное обозрение.-Газ."Правда", 22 ноября, 1977.

116. Ломидзе Георгий. Зрелость молодости. В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур. Изд-е 3, дополненное, переработанное. -М.: Современник, 1982, 287 с.

117. Ломидзе Г. Национальная культура и народность литературы. -В сб.статей: Единство. М.: Художественная литература, 1972, 432 с.

118. Ломидзе Г. Приникая к народному роднику. В кн.: Ленинизм и судьбы национальных литератур. - М.: Современник, 1972, 286 с.

119. Мальсагов А.У. Сб.: Горький и литература народов Советского Союза. Ереван, 1970, 627 с.

120. Мальсагов А.О. Нарт-орстхойский эпос вайнахов. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1970, 179 с.

121. Мальсагов А.О. История публикации и изучения народного эпоса. В кн.: Нарт-орстхойский эпос вайнахов. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1970, 179 с.

122. Мальсагов А.У. Сайд Чахкиев. На второй день, утром. Роман. -Газ. "Комсомольское племя", 20 июня, Грозный: 1970.

123. Мальсагов 3. Хержараш. (Избранные). Сост. И.Дахкильгов. -Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1970, 128 с.

124. Мальсагов 0. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. Орджоникидзе, 1933.

125. Мамакаев М., Асанов Н. Предисловие. В кн.: Поэзия Чечено-Ингушетии. - М.: Художественная литература, 1959, 279 с.

126. Мамакаев Магомет. Зелимхан. Роман. Перевод с чеченского

127. Ю.Тимофеева. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во,1971, 257 с.

128. Мамакаев М. Мюрид революции. Перевод с чеченского Ю.Тимофеева. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1976, 207 с.

129. Муталиев Х-Б. Мать и дочь. Газ. "Сердало", 1930, Jê I (на инг. яз.).

130. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. М.: Советский писатель, 1971, 472 с.

131. Музаев Нурдин. Чеченская литература на путях социалистического реализма. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1963, 79 с.

132. Музаев Н. Сатийсаман ницк. Роман. Грозный: Нохч-Г1алг1айн княжн. изд-во, 1971 (Музаев Н. Сила мечты. Роман. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1971,224 с.

133. Музаев Нурдин. Сила мечты. Роман. Перевод с чеченского Ирины Марченко. Грозный: Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1977, 237 с.

134. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1974, 235 с.

135. Мунаев И.Б. Поэтика чечено-ингушских героико-исторических песен илли. (Проблема формирования жанра и его системные связи). Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 198I, 17 с.

136. Надъярных Н. Упорство поэтической воли. (Современная трансформация условной образности). В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. - М.: Наука, 1971, 518 с.

137. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976, 358 с.

138. Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М.: Советский писатель, 1978, 452 с.

139. Осмиев X. Семь дней борьбы. Газ. "Сердало", 1925, Л 77 (на инг. яз.), 6 с.

140. Осмиев X. За власть Советов. Газ. "Сердало", 1928, Ш II, 23, 29 (на инг. яз.).

141. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск: Наука, 1971, 192 с.

142. Оскоцкий В. Роман и история. Журнал "Вопросы литературы", 1973, я 8, с.3-46.

143. Обсуждение проблем романа (Дискуссия). Журнал "Вопросы литературы", 1978, Л 12, 6-62 с.

144. Озеров В. Под знаменем интернационализма. По законам братства. (Взаимодействие социалистических литератур на современном этапе). Журнал "Вопросы литературы", 1976, Л I, с.3-43.

145. Орцуев М. Культурное строительство Чечни за 15 лет. Ростов-Дон: Революция и горец, 1933, Д? 1-2.

146. Ошаев Халид. Пламенные годы. Исторический роман в 3-х частях. Авторский перевод с чеченского языка. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1977, 573 с.

147. Пархоменко М.Н. Магистраль поисков. Эстетический идеал и нравственный пафос современного советского романа. Журнал "Новый мир", 1977, Л 8, с.224.

148. Песни дореволюционного времени. В кн.: Илли. Героико-эпи-ческие песни чеченцев и ингушей. Перевод с чеченского замечательного переводчика и поэта А.Миниха. - Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1979, 239 с.

149. Сальмурзаев М. Кхетаме Хьамид. Шолжа-Г1ала: "Серло", 1930 (Сальмурзаев М. Сознательный Хамид. - Грозный: "Свет",1930).

150. Семенов Л.П. Чах Ахриев. Первый ингушский краевед. Влади151,152,153,154,155,156157158159160161162163164165кавказ, 1928, 12 с.

151. Семенов Л.П. О краеведческой работе. Газ. "Сердало",1927, X II.

152. Серафимович А. Кверху ногами. Газ. "Правда", 1920, 27 августа, Л 89.

153. Ставский В. В горах Ингушетии. Ростов-на-Дону: Журнал "На подъеме", 1927, В 3, 28 с.

154. Ставский В. Национальные писатели Северного Кавказа. Журнал "На литературном посту", 1928, }f 9, 23 с. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 188I,

155. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Сборник сведений о кавказских горцах, вып.1, - Тифлис: 1868,

156. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М.: Наука, 1978, 695 с.

157. Серганова В. Старая крепость Боскара. М.: В мире книг, 1970, с.16.

158. Семенов Л. Ингушская и чеченская народная словесность. Известия. T.I, вып.З, Грозный: 1959, 200 с. Сучков Б. Некоторые проблемы. - Новый мир, 1970, Ji 10. Султанов К.Г. По законам художественности. - Махачкала: Даг-книгиздат, 1979, с.

159. Сулаев Махмуд. Бадуев С-С.С. В кн.: Очерки истории чечено-ингушской литературы. - Грозным: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1963, 227 с.

160. Толстой А.Н. Эмигранты. Собр.соч. в 10-ти тт. Т.4. М.: Художественная литература, 1958, 831 с. Толстой А.Н. Собр.соч. в 10-ти тт. Т.5. - М.: Художественная литература, 1958,

161. Толстой Л.Н. Поля.собр.соч. Письма. (1873-1879).- Т.62.-М.: Гослитиздат, 1953, 575 с.

162. Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. в 90 т. Т.46. М.: 1937 (примеч.).

163. Танкиев А.Х. Проблема эволюции образа человека в эпическом гтворчестве вайнахов. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. Тбилиси, 1978, 24 с.

164. Тимофеев Л.И. Основы теории литератур. Изд.4, испр. М.: Учпедгиз, 1959, с.447.

165. Тихонов Николай. Стихотворения и поэмы. Л.: Просвещение, 1971, 800 с.

166. Тхагазитов Ю.М. Развитие жанра романа в адыгских литературах. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. М.: 1984, 24 с.173. Терские ведомости. 1868.174. Терский сборник. 1890.

167. Туркаев Х.В. Исторические судьбы литератур чеченцев и ингушей. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 348 с.

168. Услар П.К. Чеченский язык. Тифлис, 1888, 365 с.

169. Фокс Ральф. Роман и народ. М.: Гослитиздат, i960, 247 с.

170. Фадеев Александр. Письма. I9I6-I956. Вступительная статья, составление и примечание С.Н.Преображенского. Изд.2, расширенное. М.: Советский писатель, 1973, 808 с.

171. Фидарова Р.Я. Проблема характера в современной северокавказской прозе. Автореф. на соискание ученой степени кандид. филол. наук. M.: 1984, 24 с.

172. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. Л.: Наука, 1971, 291 с.

173. Хапспроков X. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Ставрополь, 1964, Ц7 с.

174. Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Чебоксары: Чувашское книжн. изд-во, 1966, 211 с.

175. Чеченский фольклор. T.I (на чеч. яз.). Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1959, 302 с.

176. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы. В кн.: Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд. 4. - М.: Художественная литература, 1977, 448 с.

177. Храпченко М.Б. Литература и моделирование действительности. В кн.: Художественное творчество, действительность, человек. Т.4. - М.: Советский писатель, 1978, 368 с.

178. Цомартова Р.Г. Становление жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореф. на соискание ученой степени кандид. дисс. (филол.). M.: 1971, 24 с.

179. Цискаров И. Тушинец. Тушинские песни. Газ. "Кавказ", 1849, Я 38.

180. Чуковский Корней. Еще про неточную точность. В кн.: Высокое искусство. О принципах художественного перевода. - М.: Искусство, 1964, 355 с.

181. Чахкиев С. На второй день, утром. Роман. Перевод с ингушского Юрия Сенчурова. Подстрочным перевод с ингушского Азамата Зязикова. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1969, 243 с.

182. Чахкиева P.A. Эволюция повествовательных форм в чечено-ингушской литературе (преемственность и национальные закономерноети развития младописьменной литературы. Кандид, дисс. на соискание ученой степени. - M.: 1975, 212 с.

183. Чентиева М.Д. Черты современника и проблемы чечено-ингушской художественной литературы. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1967, 86 с.

184. Чернышевский Н.Г. Предисловие для моих друзей между читательницами и читателями. Собр.соч. в 15-ти томах. T.I2. М.: Художественная литература, 1949, с.129.

185. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1975, 375 с.

186. Шерипов Асланбек. Статьи и речи. Сборник, изд.2, исправленное и дополненное. - Грозный; Чечено-Ингушское книжн.изд-во, 1972, 192 с.

187. Шерипов А. Из чеченских песен. В переводе А.Шерипова. Владикавказ: 1918.

188. Шинкуба Баграт. Последний из ушедших (пер. с абхазского К.Симонова и Я.Козловского). M.: 1976, с.352.

189. Шундик Н. Убежденность и достоверность. Предисловие к кн.: Боков Ахмет. Багровые зори. Роман. Авторизованный перевод с ингушского Николая Шундика. Грозный: Чечено-Ингушское книжн. изд-во, 1978, 272 с.

190. Юсуфов Р.Ф. Расцвет национальных литератур и обогащение общесоветской художественной традиции. В сб.: Новая историческая общность людей - советский народ и литература социалистического реализма. 30 октября 1972. - М.: 1972,442 с.

191. Яковлев Н.Ф. Несколько слов о чеченской и ингушской народной песне. Орджоникидзе: Газ. "Сердало", 1927, Jé 63.

192. Яндиева М.Д. Становление ингушского романа и историческая проза 60-х 70-х годов. - Автореф. на соискание кандид. фи-лол. наук. - M.: 1982, 24 с.

193. Якименко Л.Г. Творчество М.А.Шолохова. М.: Советский писатель, 1970, 664 с.

194. Якименко Л. Путь Шолохова. Вступительная статья. В кн.: М.А.Шолохов. Поднятая целина. Судьба человека. - М.: 1978, 654 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.