Художественно-стилистическое и образно-символическое мироосмысление живописи Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Лу Зижи

  • Лу Зижи
  • кандидат науккандидат наук
  • 2023, ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 263
Лу Зижи. Художественно-стилистическое и образно-символическое мироосмысление живописи Китая: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова». 2023. 263 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лу Зижи

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ В КИТАЙСКОМ ИСКУССТВЕ В МЕТОДАХ ИЗУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ

1.1. Основные аспекты изучения образно-знаковой системы

1.2. Морфологическая специфика искусства в искусствоведении в Китае

1.3. Протоиероглифика как источник искусства в сфере интерактивного творчества в графическом искусстве

ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛ В ИСКУССТВЕ КИТАЯ

2.1. Критерии и примеры рассмотрения художественного символа

в искусстве Китая

2.2. Интерпретация правил семиотики в китайском искусстве

2.3. Классификация и особенности художественной символики

2.4. Определение символа как феномена образности в искусстве Китая

ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОЕ ЕДИНСТВО ИДЕИ, ФИГУРЫ, ФАКТУРЫ И МАТЕРИАЛА В ИСКУССТВЕ СИМВОЛА

3.1. Исторические аспекты символического содержания в китайском искусстве с древности по настоящее время

3.2. Специфика графических фигур в символической тематике искусства Китая. Фигуры и фактуры

3.3. Художественно-пластические особенности в символическом содержании в китайской живописи

3.3.1. Проблема понимания символа как феномена

художественно-образной системы

3.3.2. Архетипический характер и традиция в основных приемах китайской живописи

3.4. Пространственные характеристики художественного символа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-стилистическое и образно-символическое мироосмысление живописи Китая»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Уникальной особенностью китайской живописи, которая нуждается в ее комплексном рассмотрении, является то, что на протяжении двух тысяч лет она сохраняет художественную символическую направленность, которая, не смотря на различные исторические события и стилистические поиски сохраняет изобразительно-пластический характер в виде мифосимволического понимания художественной задачи, имеющей во всяком случае три подтекста: влияние конфуцианства, учения дао, буддизма при сохранении более древних, «родовых» архетипов, предшествующих монизму. В общем виде стоит проблема раскрытия образно-символической природы искусства Китая, составляющей значительную и нерешенную проблему ввиду двойственности трактовки произведения: в соотношении категорий художественная-образность и знак. В таком виде изобразительное искусство Китая наряду с иероглификой и выступает одним из важнейших общенациональных условий объединения культуры многочисленных этносов и на протяжении нескольких столетий и даже тысячелетий, и формирует условия единства представления образа мира, имеющего уже в ранние времена жанровое и видовое разнообразие, которое важно рассмотреть в отношении его ансамблевой художественно-образной специфики. Искусство Китая, его история и в целом художественный потенциал возможно представить на основе соотношения художественно-символической формы и изобразительно-пластической характеристики, основой чего может стать категория «образ мира» и его ансамблевая художественно-образная специфика в творческом осмыслении архетипических кодов восприятия, как условие понимания особенностей морфологии искусства. не только классического изобразительного

наследия, но в перспективе ка его общенационального, межвидового разнообразия.

Искусство китайской живописи сформировалось благодаря четырем основателям: Гу Кайчжи 344-406 гг.), Лу Таньвэй сер.

V в.), Чжан Сэнъяо (ок. 500-ок. 550 гг.), У Даоцзы (^Ш^, 680-740 гг.), то есть примерно с 1У-го и по VIII в. нашей эры. Вместе с тем, открытия объектов с росписями по шелку отодвигают зарождение китайской живописи еще на тысячу лет вглубь к эпохе «сражающихся царств» Чжаньго (нач. II века до н.э.)1. Но основные жанры китайской живописи различают с VIII века: жанр живописи растений (бамбука), живописи цветов и птиц («пернатые и пушистые»), горные пейзажи («горы-воды»), анималистический жанр, жанр портрета.

Традиционное художественное сознание Китая сформировано в художественно-стилистическом и образно-символическом значении искусства. Если в европейской традиции важное значение принадлежит смене исторических типов образности в виде стилевых явлений, обусловленных сменой культурно-исторических и общественно-значимых феноменов, то в искусстве Китая сохранятся объектный тип формы (растение, насекомое, птица, животное, ландшафт, водный источник, горный массив и т.д.), как одушевленный носитель духа культуры, который сохраняется на протяжении длительного времени в составе устоявшихся фигур и методов изображения и выражения, но наделяется во времени определенной художественно-образной интерпретацией в соответствии с поиском и огромным числом вариантов в индивидуальном авторском прочтении: поэтики формы, эстетики диапазона фигуративных решений, их трактовок в пространственно-перцептивном решении, поиске визуальных эффектов в технологических средствах выразительности на основе

1 Великий Китай. Картины на шелке времен Воюющих царств и Западной Хань — URL: http://iclub-china.com/rus/a04/b0301/c0000/d00000/index.htm

художественно-эстетических приемов создания фактур, ритмов, соотношения объема фона и размерности пятен, иных импровизаций, существующих в различных школах и представленных в стилистических авторских манерах в границах определенного канона, который строится на неизменном соотношении «человек» — «архетип культуры», показывая монументальный объем художественных интенций историко-художественного потенциала национальной образной системы.

В связи с этим важно обратить внимание на особенности символической образности и знакообразования на китайском материале, а также условия трактовки изображения с целью более глубокого исследования китайского искусства с помощью категории референции. Категорию референции трактуют в значении соотнесенности со знаком референта — это «действие, или объект, или явление действительности, или предмет мысли, с которым знак соотносится»2. В другой формулировке это соотношение «знака с объектами внеязыковой действительности в процессе коммуникации»3, но в обоих случаях указывается на важность понимания идеи произведения с помощью референта знака, что возможно сделать на основе изучения непосредственно художественных произведений в их глубокой исторической перспективе.

На сегодня сама проблема искусства в значении знак носит эпизодический, часто избирательный характер, что не позволяет осуществить всестороннюю оценку роли символической образности произведений в китайском искусстве. Элементы изображения трактуются в их бытовом, утилитарно-семантическом значении. В то же время законы символики Китая как знаковой системы важно понять в рамках изучения исторических тенденций традиционного искусства, к которому за последние десятилетия проявляют интерес различные гуманитарные науки: социологии, психологии, этнографии, археологии, культурологии и др.

2 Лободанов А.П. Семиотика искусства. — Лондон, 2016, Издательство МАНВО. — С. 166.

3 Референт/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Референт_(лингвистика)#

Вопрос осмысления символической природы в перспективе может способствовать также изучению других художественных произведений китайского искусства, например, современных. Поэтому актуальность данного исследования также можно объяснить повышением интереса со стороны современного гуманитарного знания в целом к данной проблематике, так как она напрямую имеет связь с законами культуры и искусства в частности в таком крупном мировом анклаве, каким является Китай, где искусство стало формой синтеза многообразных аутентичных культур, объединившее разные этнические истоки и придавшие художественное новое дыхание творчеству огромного числа художников.

Объектом исследования являются произведения китайского искусства в творчестве художников на разных этапах его развития в систематическом и дидактическом построении художественной формы в ракурсе связи художественно-стилистического и образно-символического мироосмысления.

Предметом исследования является содержательная основа образно-символического и художественно-стилистического планов отражения миропредставления в искусстве в Китае в его национальной программности и системности и в ракурсе раскрытия символической природы искусства, специфике знакообразующих тенденций символики в художественной и культурной среде и в общем виде — в искусстве Китая. Предметный план художественного наследия рассматривается, во-первых, как условие объекта образной системы в методах его построения и изучения; во-вторых - его художественно-символической специфики; и в-третьих, в художественно-образном единстве идеи произведения, фигур и фактур, составляющих основу символического прочтения художественного образа.

Цель исследования — выявить закономерности формирования образной системы в ее культурно-историческом понимании процесса

развития художественно-символической формы и ее восприятия для раскрытия специфики миропонимания в художественной культуре Китая.

В соответствии с данной целью были определены следующие основные задачи исследования:

1. Рассмотреть истоки и правила интерпретации процесса и объекта художественной символизации в средствах художественной организации образа;

2. Охарактеризовать факторы систематизации и классификации в на основе тенденции развития истории искусства в Китае с древности по настоящее время;

3. Описать древние китайские художественные символы и их роль в формировании художественно-образной системы в современной культуре и искусстве Китая;

4. Показать специфику художественно-пластических законов в художественно-образной системе искусства Китая, на основе критериальных позиций методов оценки.

Гипотеза исследования. Во внутреннем содержании художественно-исторического развития искусства в Китае важную роль играли и продолжают играть аспекты восприятия природы и мифологические представления, имеющие в теории искусства феноменологические оценки и морфологические интерпретации. Однако главная категория - художественно-символическое осмысление Мира в целом не имеет историко-дидактического развернутого понимания с точки зрения искусствоведения. Гипотетическое основание темы связано с двумя факторами научных идей: общенаучными аспектами, в частности феноменологии и морфологии искусства, а также спецификой понимания национальных идей искусства Китая. Автор исходит из того, что главная категория искусства Китая - художественно-символическое осмысление Мира в целом не рассмотрена. Сопоставление идей образности и

семиотического содержания позволяет существенно расширить характеристику традиций искусства в живописной традиции и связанных с ней современных интерпретаций в других видах искусств и создать возможности для разносторонней характеристики произведений искусства. Этому служат выводы, полученные в результате изучения разных источников темы.

Историография темы

В истории и теории изучения культуры и искусства Китая можно отметить обращение к различной символике, которая ориентирована на описание характеров героев, этапов и особенностей того или иного периода, что представлено в исследованиях китаеведов, среди которых можно отметить труды А.И. Кобзева, Ю.К. Щуцкого В.М. Алексеева, Л.С. Васильева, Б.Л. Рифтина, М.Е. Ермакова, М.Е. Кравцовой, В.В. Малявина, М.А. Неглинской, М.Л. Рудовой, Г.А. Ткаченко, Е.А. Торчинова, и ряда других. Основой изучения выступает как правило один из самых известных источников мировой культуры, важный для настоящей работы, оказавший большое влияние на все сферы жизни Китая - это «Книга перемен». На русский язык она была переведена несколько раз и, в частности, востоковед Ю.А. Щуцкий отмечал, что данная книга появилась как текст вокруг древней практики гадания. Этот материал также мог служить для размышлений философов, и это было более чем возможно, так как сам текст представляет большой потенциал для понимания глубокой чувственно-созерцательной природы восточного мировоззрения. Анализируя книгу Ю.А. Щуцкий также полагал, что издание крайне сложно для простого обывателя. Представляется, что «Книга перемен» ярко демонстрирует все то загадочное и многообразное содержание иероглифов, когда каждый символ имел варианты его понимания исходя из определенной ситуации, эмоциональной тональности, но при этом сохранял некоторое архетипическое первоначальное значение. Сочетание графем

также может давать абсолютно различные начала ощущений, а они уже определяют сущность других явлений и процессов. На наш взгляд, именно эта двойственность привлекает многих деятелей науки для более глубоко анализа смысловых контекстов иероглифической культуры и безусловно в ее семиотическом векторе, направленном на объекты искусства.

Важное значение для подготовки текста имел труд А.И. Кобзева — «Философия китайского неоконфуцианства», который является первой в России работой, где автор смог обобщить главные характеристики появления и дальнейшего развития одного из самых важных и распространенных духовных явлений Китая — неоконфуцианства. Эта философия многие тысячелетия доминировала в Китае, и она сохраняет свое место в современном мире. В работе проведен анализ определений, которые имеют принципиально разные значения, а также разобран понятийный аппарат. На наш взгляд, это крайне важно в исследовании эстетических законов культурной символики, так как неоконфуцианство в конечном итоге сформировало все то, что на данный момент называют духовной культурой Китая.

Вопрос символической природы искусства волновал многих философов. В справочных материалах символ трактуют «(от греч. ои^РоХоу — знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема)», также его трактуют как синоним «понятия "знак" (напр., в лингвистике, информатике, логике, математике» ... «предметное значение которого обнаруживается только бесконечной интерпретацией самого знака. Символ — знак, который связан с обозначаемой им предметностью» . «В отличие от образа символ не самодостаточен и "служит" своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования. В искусстве — особенно в его высоких достижениях — грань между образом и символом трудноопределима, если не учитывать, что художественный образ

приобретает символическое звучание, тогда как сам символ изначально связан со своим предметом4.

Вопрос раскрытия природы знаков в культуре произошло в направлении философии языка, в работах академика Ю.В. Рождественского5 (1926-1999). Новый этап семиотического знания, особенно важным для настоящего исследования, представлен научной школой и трудами в области семиотики искусства последователя Ю.В. Рождественского - А.П. Лободанова6. В настоящей работе актуализируются вопросы концептуального анализа художественно -символического содержания произведений, проводится анализ историографических материалов. Важное значение сыграли в свое время категории «семиотический ансамбль» (Ю.М. Лотман) и «знаковый ансамбль» (А.А. Волков). Также в работе автор ориентируется на понимание символа как его трактовал С.С. Аверинцев: «смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо "вжиться" ... Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция: он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых

" 7

понятий»7.

Е.В. Завадская, известный советский синолог, отмечает, что китайский «художник не видит своей задачи в нагромождении многочисленных элементов, выполненных тщательно, в соответствии с утонченным и изощренным стилем, свойственным ортодоксальной

4 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

5 Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. Современные проблемы науки о языке [Отв. ред., авт. вступ. ст. В. В. Яхненко; Послесловия А. А. Волкова, А. П. Лободанова]; МГУ им. М.В. Ломоносова, Рос. акад. образования. - М.: Грантъ, 2003.

6 Лободанов А.П. Семиотика искусства. Лондон, 2016. 808 с.

7 Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М.: Сов. энцикл., 1962-1978.

буддийской живописи, а, напротив, стремится уловить гармонию целого и передать ее разом, одним штрихом. Таким образом, части природы предстают как зависящие от целого»8. Значение некоторых символов в искусстве Китая характеризует Н.А. Виноградова9. В советской литературе и теории искусства для искусствоведения в Китае стали важными работы Л.В. Шепилова: «Введение в литературу и искусство» (перевод Ло Е и др., 1958 года издания); также Нитуси - «Введение в искусство» (перевод Ян Чэнъинь, Издательство изящных искусств Чжаохуа 1958 года издания); Вэй Бо Кеэрзун, «Введение в литературу и искусство» (перевод группы преподавания иностранной литературы и исследований китайского факультета Пекинского педагогического университета, издательство высшего образования 1959 г.); «Психология искусства» Выготского (перевод Чжоу Синя, Шанхайское издательство литературы и искусства, издание 1985 г.), «Морфология искусства» М.С. Кагана (перевод Лин Цзяо и Цзинь Яна, [Пекин] Жизнь-Чтение-Новые знания, издание 1986 г.); Т. Монро (Эволюция в искусстве и другие теории истории культуры, 1963 г.); Мелах «Творческий процесс и художественное восприятие» (перевод Чен Чжэнминь и др. [Чжэнчжоу] Издательство литературы и искусства Хуанхэ, издание 1989 г.) и др. Также важно иметь ввиду направления в теории китайских ученых, в частности «Пекин-Тяньцзиньский семинар по семиотике», проведенный в ноябре 1988 года, в котором приняли участие Ли Ючжэн, Чжао Ихэн, Чжан Чжитин и др. Первые несколько монографий по китайской художественной семиотической системе начали публиковаться в Пекине и в 1980-е годы опубликованы такие работы как «Символы художественного феномена — культурная интерпретация» применительно к исследованиям в области искусства (Хэ Синь, 1987); «Символы: язык и искусство» (Ю Цзяньчжан, Е Шусянь, 1988); «Художественные символы и интерпретация» (Ян Чунши, 1989). В

8 Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М., 1975. — С. 207.

9 Искусство Старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой. — М., 2016. — 256 с., вклейки.

развернутом виде художественно-символическое значение образов в искусстве Китая с точки зрения стиля и морфологии искусства еще не раскрыт до конца. Важно, что искусствоведение может быть обновлено в характеристике художественных явлений, которые сегодня стали центром различных обсуждений.

Степень научной разработанности художественной символики

Важное значение для раскрытия темы символического значения произведения имеет научная информация по вопросам восприятия искусства, которая содержится в специальной литературе в частности по вопросам феноменологии и морфологии искусства. Также существует литература, посвященная природе символа, что имеет корни в теории семиотики. Первую попытку уяснения сущности символа усматривают в философии Платона «как интуитивно постигаемого указания на высшую идеальную форму объекта»10.

1. Тема символа связана с вопросами восприятия, что привлекло внимание ученых еще в конце XIX века в области психологи, когда появились исследования в области видения мира, в частности Вильгельм Вундт отмечал, что искусство занимает место между языком и мифом. При этом воспринимаемая форма отвечает взаимодействию четырех факторов: а) структуры образов объектов, проецируемых на сетчатку глаза; б) формирующих сил самого зрительного аппарата, благодаря чему упорядочиваются образы восприятия (перцепты); в) мотивации организма к пониманию формы через «наблюдение» и «селекцию»; г) и еще один фактор видят в личностных качествах — «темперамента и внутренних конфликтах художника»11. В области феноменологии искусства в русской науке важно мнение К.М. Долгова, первого исследователя в советской отечественной гуманитарной теории исследователя феноменологии искусства, который

10 Шейкин А. Г. Символ // Культурология. XX век. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. СПб.: Университетская книга-Алетейя, 1998. С. 199-200.

11 Взято из: Морфология искусства / Психологическая энциклопедия URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology/523/Морфология

отметил, что существующие истолкования в феноменологии искусства связаны с определениями философии для раскрытия априорных форм сознания, в его «имманентном проявлении в сфере художественно -эстетического сознания»12. То есть символическая природа искусства связана с восприятием, отраженным в языке и мифопоэтике.

2. Параллельно вопросам феноменологии рассматривались категории формы и содержания в частности в морфологии искусства (аг^ю morphology) как учении о строении и формировании мира искусства, в основе чего лежит раскрытие категории формы и ее структуры в отношении самого понятия «мира искусства». В словарях по философии, культуре и искусству понятие «морфология» применяется не только к литературе, а к оценке мира искусства в целом. Так это понятие употребляет крупнейший американский эстетик Т. Манро13.

Особенно интересными для анализа представляются трактовки этого понятия в работах русских ученых, в частности, М.С. Кагана14. С точки зрения системности М.С. Каган предлагал выделять в культуре три подсистемы — материальную, духовную и художественную. Но это большая условность, так как системы зависят друг от друга. Например, материальное и художественное взаимно связаны понятием эргономики и технико-технологических средств. Эргономика в качестве центрального фактора имеет непосредственное отношение к миру эстетических потребностей, как духовных, то есть самого человека в его собственной антропометрической/антропологической и образной основе

12 Долгов К.М. Философия искусства. — М., 1996.

13 (1928) Научный метод в эстетике.

(1941) Знание и контроль в области эстетики, Журнал эстетики и искусствоведения Vol. 1, № 1 (1949) Искусство и их взаимосвязь

Художественное образование: его философия и психология: избранные очерки. Нью-Йорк: Издательство гуманитарных наук. 1956 г. OCLC 332730 — из Интернет-архива. (полный текст) (1963) Эволюция в искусстве и другие теории истории культуры.

(1960) Творческие искусства в американском образовании: взаимосвязь искусств в среднем образовании, издательство Гарвардского университета. (1965) Восточная эстетика.

14 Каган М. С. Морфология искусства. — Л.-М., 1972.

миропонимания. Тогда очевидно, что все объекты и вещи, и изобразительное творчество так или иначе, имеют прямые или опосредованные духовные значения, поскольку связаны с главной темой своего существования - представлениями о мире самого человека в формах национальных архетипов и средств художественного выражения. Практически не существует вещей в которых бы нельзя было бы найти некоторые эстетические признаки, а соответственно и любая отдельная вещь и предметная среда имеют априорные художественные признаки, которые в истории и теории искусства формировались сложно и этот потенциал должен иметь дополнительные методы его изучения15. Например, дизайн ХХ века сформировался ввиду нового индустриального типа промышленного производства, но материальное реализуется через художественное и разделять две подсистемы можно только ввиду дидактической оценки формы, но не как коммуникационный принцип художественных вещей в их знаковом и художественно-образном значениях. Разделять на художественное и материальное можно только в предметном отношении и отделять художественно-эстетическую природу формы от ее технологической предметности было бы неверно и проблемой здесь является отсутствие теоретической базы. Вопрос формы и символа не получил разработки и символ понимают как некоторое условное определение определенного содержания, архетипического по природе.

То есть теоретический план имеет непосредственное отношение к структуре формы произведения искусства как знаку, символу, образу и искусствоведение должно учитывать этот аспект. В американской науке вопрос морфологии рассматривал Т. Менро/Монро. На этой основе морфология рассматривается в трудах китайских ученых, на которых повлияли особенно вышеотмеченные работы русского ученого М.С. Кагана и американского - Т. Менро/Монро.

15 Этот аспект рассматривают разные ученые, в частности В.Р. Аронов, Л.П. Монахова и др.

Важно отметить, что в китайских исследованиях категория морфологии получила специфическое отображение, которое показывает дополнительные возможности в трактовках этой дисциплины, что имеет важное значение для развития науки. М.С. Каган понимал морфологию искусства как общий процесс искусства в виде совокупности «функционирования и развития всех областей искусства»16.

Предметом морфологии стала также книга советского фольклориста В. Проппа «Морфология сказки» (1928). Исследования фольклористики В. Проппом оказали непосредственное влияние на развитие структурализма и нарратологии. Существуют примеры введения термина «морфология» в теорию искусства К.Ф. Тиандером (1873-1938) — «Морфология романа», где рассматриваются вопросы синкретизма и дифференциации поэтических видов от Софокла до Ибсена и народно-эпическое творчество.

3. Подход в оценке художественных значений средствами феноменологии, морфологии, психологии искусства в некотором виде содержит связь символа с семиотическими правилами знаковых систем, получивших определенное обоснование в первой половине ХХ столетия в работах, основой которых стала лингвистика, основные положения которой с теми или иными модификациями унаследованы различными направлениями структурализма. Такое направление существовало в первой трети ХХ века в работах Чарльза Сандерса Пирса (1837-1914); Чарльза Уильяма Морриса (1901-1979); Фердинанда де Соссюра (1857-1913). В частности, Ч. Пирс полагает символ одним из трех видов знака, наряду с индексом и иконой, однако понятие символа не получило в его теории объективного изложения, очевидно потому, что в предложениях ученого речь идет не о символе, а символических функциях знака, которые могут выполнять и иконические и индексальные объекты.

16 Каган М. С. Художественная культура как система / Вопросы социологии искусства: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Молчанов. Л.: ГИТМК, 1980. — С. 240-260.

Потребности в понимании принципов коммуникаций и новых значений художественных произведений привели к попыткам изучения художественных произведений в начале прошлого (ХХ-го века) в их семиотическом содержании. Так литература рассматривалась в рамках «структурной лингвистики» и определенные достижения отмечают в исследованиях Р.Я. Якобсона — русского авангардиста и одновременно

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лу Зижи, 2023 год

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Абрамова Н.А., Морозова В.С. Некоторые категории традиционной китайской культуры в современных интерпретациях: ценностный аспект // Вестник Забайкальского государственного университета (Вестник ЧитГУ). — Чита, 2007, № 2 (43). — С. 114-120.

2. Аверинцев С. С. Символ // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. М.: Сов. энцикл., 1962-1978.

3. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в нар. изображениях. — М., 1966

4. Алимов И.А. «Жизнь после смерти» в сюжетной прозе старого Китая // Петербургское востоковедение. 4. — СПб., 1993. — С. 159-214.

5. Арапова Т.Б. Китайские расписные эмали 18 века с европейскими сюжетами (по материалам собрания Гос Эрмитажа) // Музей иск нар Востока. Сообщения. Вып. 13. — М., 1980. — С. 91-111

6. Бадылкин Л.Е. К проблеме пространства в китайской поэзии // История восточных культур. — М., 1976. — С. 31-38

7. Бадылкин Л.Е. Символика времени в китайской поэзии // Всесоюзная научная конференция молодых востоковедов. 1. — Тбилиси, 1981. — С. 93102.

8. Бамбуковые анналы: древний текст (Гу бэнь чжу шу цзи нянь) / изд. текста, пер. с кит., вступ. ст., коммент. и прилож. М.Ю. Ульянов при участии Д.В. Деопикаи А.И. Таркиной. — М.: Восточная литература, 2005. — 311 с.

9. Барнхарт Р.М. и др. Три тысячи лет китайской живописи. — Нью-Хейвен, издательство Йельского университета. 1997.

10. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост. Вступ. ст. и прим. ПЛ. Сугай. М.: Республика, 1994.

11. Бичурин Н.Я. Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение. — СПб: Типография Императорской академии наук, 1840. — 454 с.

12. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука: В 2 кн.: Кн. 1. — М.: Экономика, 1989.

13. Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства: занимательные и познавательные сюжеты средневековой Истории Китая. — М.: Восточная литература, 2002. — 430 с.

14. Болотина О.П. Мир образов и образ мира в произведениях У Цзусяна // Общ и гос в Китае. 14. Ч. 3. 1983. — С. 166-172.

15. Большой толковый словарь по культурологии /Кононенко Б.И. 2003.

16. Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов: очерк этики и философии даосизма. — М.: Знание, 1992. — 63 с.

17. Боревская Н.Е. Мореплаватели в мире духов (китайский загробный мир и его художественное осмысление в романе 16 в.) // Изучение кит. Литературы в СССР. — М., 1973. — С. 121-142.

18. Боревская Н.Е. Роман путешествий в Китае в конце 16 в. // Межвузовская научная конференция по истории литератур зарубежного Востока. — М., 1970.

19. Боревская Н.Е. Сравнительный анализ «Лузиад» и романа «Плавание Чжен Хэ по Индийскому океану» // НАА. 1969. №4. С. 110-116.

20. Боревская Н.Е., Торопцев С.А. Китайская культура во времени и пространстве. — М., 2010.

21. Боровкова Л.А. Проблема местоположения царства Гочан: (По кит. историям). — М., 1992.

22. Бразговская Е. В лабиринтах семиотики. Очерки и этюды по общей семиотике и семиотике искусства. — М. -Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2008. — 224 с.

23. Бранский В.П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. - Калининград, 1999. - 704 с.

24. Ван Цзяньго, У Сяоли. Китайские праздники — Ганьсу: Национальное изд-во Ганьсу 2012. — 234 с.

25. Васильев Л.С. История Востока: в 2-х т. — М.: Высшая школа, 1994. — 495 с.

26. Васильченко Е. Музицирование на цине и его место в китайской культуре / Музыкальные традции стран Азии и Африки. — М., 1986. — С. 99-129.

27. Великий Китай. Картины на шелке времен Воюющих царств и Западной Хань — URL: http://iclub-china.com/rus/a04/b0301/c0000/d00000/index.htm

28. Виноградова А.Н., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. — М.: Эллис Лак, 1997. — С. 137.

29. Виноградова Н.А. Проблема структуры мироздания и зарождение поэтической символики в искусстве древнего Китая 2 тыс. до н.э. // Музей искусства народов Востока. Сообщения. 9. М., 1977. С. 20-29.

30. Волконский С.М. Человек как материал искусства // Человек на сцене.

31. Воркачев С.Г. Семиотика символа по данным российского научного дискурса // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2021. Т.7, N3. C. 3-14.

32. Воробьев А.Н. Проблемы методологии исследования традиционного китайского календаря // Человек и духовная культура Востока. Вып. 2: альманах / отв. ред. А.Е. Лукьянов. М.: Огни, 2003. С. 123-146.

33. Воскресенский Д.Н. Утопические мотивы в китайской прозе 17 в. (Тема поисков «Счастливого края») // НАА 1971 №2 С. 102-110.

34. Вэй Цзинь Нань-бэй-чао дяо су (Скульптура периода династий Вэй, Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1988.

35. Габричевский А.Г. Морфология искусства. — М., 2002.

36. Гайда М. Театр китайского народа. — М., 1959. — 32 с.

37. Гамкрелидзе Т.В. Р.О. Якобсон и проблема изоморфизма между генетическим кодом и семиотическими системами // Вопросы языкознания. 1988. № 3.

38. Гаспаров М. Л. Семинар А. К. Жолковского — Е. М. Мелетинского: из истории филологии в Москве 1970—1980-х гг. // Новое литературное обозрение. — 2006. — № 77.

39. Гессе Г. Игра в бисер. — М., 1992. — 496 с.

40. Го юй (Речи царств) / пер. с кит., вступление (стр. 3-22) и прим. В.С. Таскин, отв. ред. М. В. Крюков. — М.: Наука (ГРВЛ), 1987. — 472 с.

41. Головачев В.Ц. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и его картина «Восемь благородных коней». Картина-автобиография придворного художника // Общество и государство в Китае. 28. 1998. Ч. 2. С. 410-415.

42. Голыгина К.Б. Календарные архаические «образы времени» — предтеча философской концепции времени в культуре Китая // Общество и государство в Китае. 29. 1999. — С. 233-236.

43. Голыгина К.И. «Великий предел»: Кит. Модель мира в лит. и культуре (1-13 вв.). — М., 1995.

44. Гохуа / Виноградова А.Н., Каптерева Т.П., Стародуб Т.Х. Традиционное искусство Востока. — М.: Эллис Лак, 1997. — С. 137.

45. Гу Кайчжи. История китайского искусства: оригинальная серия мастеров. — Китай, 2016.

46. Гуань-инь URL: http://www.legendamL.ru/bod/china/china46.htm (обращение 21.02.2023).

47. Гун Сянь. Введение в китайскую традиционную культуру. — Гуанчжоу: Кит. изд. группа, Изд. компания «Мир книги», 2013. — 406 с.

48. Дай Цинн диго фынту. Географический атлас Китайской империи. — Токио, 1908.

49. Дао Дэ Цзин / пер. Г.А. Ткаченко // Философское наследие. Т. 132. — М.,: Мысль, 2001. — 525 с.

50. Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати / пер. Ян Хин-шун. — М.,: Эксмо, 2006. —400 с.

51. Даосизм в современном Китае / ВэньЦзянь, Л.А.Горовец. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. — 156 с.

52. Дацышен В.Г. Христианство в Китае: история и современность. — М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. — 240 с.

53. Доклад Ху Цзиньтао на XVIII Всекитайском съезде КПК URL: 26.01/2022 http://russian.people.com.cn/31521/8023881.html

54. Долгов К.М. Философия искусства. — М., 1996.

55. Древнекитайская философия: В 2 т. — М., 1972. — Т.1 — 363 с.; — М., 1973. — Т.2. — 384 с.

56. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6-ти т. / гл. ред.

М.Л. Титаренко. Т.1.: Философия. — М.,: Восточная литература, 2006. —727 с.

57. Евсюков В.В. Мифологический образ «мирового древа» в росписи керамики культуры Яншао // Общество и государство в Китае. 15. Ч. 1. — М., 1984. — С. 13-18.

58. Евсюков В.В. Об одном космологическом мотиве искусства Китая эпохи неолита // Общ и гос в Китае 12. Ч. 1. — М., 1981.

59. Еремеев В.Е. Древнекитайское учение о системе 12 люй // Музыка и время. —2005. —№ 6.

60. Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». — М.: Ладомир, 2002. — 600 с.

61. Жердев Е.В. Семиотика дизайна: художественная смыслообразность. - М.: Академический проект, 2021. - 799 с.

62. Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // Журнал НЛО, номер 4, 2009. - URL:

https://magazines.gorky.media/nlo/2009/4/moskovsko-tartuskaya-semiotika-ee-dostizheniya-i-ee-ogranicheniya.html

63. Живов В. Московско-тартуская семиотика: ее достижения и ее ограничения // Журнал НЛО, номер 4, 2009. - URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2009/4/moskovsko-tartuskaya-semiotika-ee-dostizheniya-i-ee-ogranicheniya.html

64. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — М., 1975. — 440 с.: 16 л. Ил.

65. Завет Пути Силы. Современное прочтение Дао-Дэ Цзин Лао-цзы. — М.: АМРИТА-РУСЬ, 2008. —112 с.

66. Знание и контроль в области эстети//Журнал эстетики и искусствоведения Vol. 1, № 1 (1941)

67. Зунг Чечилия. Секреты китайской драмы. — Шанхай: Харп, 1936.

— 180 с.

68. Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. — М., 1976.

69. Из работ московского семиотического круга / Сост. и вступ. ст. Т. М. Николаевой. М., 1997.

70. Избранные сутры китайского буддизма / пер. с кит. Д.В. Поповцев, К.Ю. Солонин, Е.А. Торчинов, отв. ред. Е.А. Торчинов. СПб: Наука, 2000. — 464 с.

71. Исаева М.В. Представление о мире и государстве в Китае в 3-6 веках н.э. по данным «нормативных историописаний». М., 2000.

72. Исаева М.В. Резонансная теория устройства космоса согласно «Записям» (чжи) из Хсу Хань шу и текстам чэньвэй // Общ и гос в Китае. 30. 2000. — С. 159-180.

73. Искусство Старого Китая в трудах Н.А. Виноградовой. — М., 2016.

— 256 с., вклейки.

74. История китайской философии / пер. с кит., общ. ред. М.Л. Титаренко. — М.,: Прогресс, 1989. —552 с.

75. История эстетической мысли: В 6 т. — Т.1. — М., 1985. — 464 с.; Т.2. — М., 1985. — 456 с.

76. И-Цзин. Канон Перемен. Великая мудрость ДревнегоКитая / пер. с кит. Ю.К. Шуцкий. — М.: Эксмо, 2011. — 450 с.

77. Ишутина Ю.А. Проблемы нравственного воспитания в КНР: традиция и современность // Известия Восточного института. 2015. № 2(26). — С. 60-64.

78. К. Ясперс. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

79. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.-М., 1972.

80. Каган М. С. Морфология искусства. — Л.-М., 1972.

81. Каган М. С. Художественная культура как система / Вопросы социологии искусства: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Молчанов. Л.: ГИТМК, 1980. — С. 240-260.

82. Каган М.С. Художественная культура как система / Вопросы социологии искусства: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Молчанов. Л.: ГИТМК, 1980. — С. 240-260.

83. Калюжная Н.М. Утопическое государство Чжан Бинлиня // Китайские социальные утопии. — М., 1987. — С. 210-252.

84. Каталог гор и морей (Шань хай цзин). Пер. и коммент. Э.М. Яншиной.

— М., 1977

85. Каткова З.Д. Взгляды Лян Цичао на понию // Общ и гос в Китае. 29. 1999. — С. 313-316.

86. Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова / отв. ред. И.А. Алимов. — СПб: Петербургское Востоковедение, 2007. — 304 с.

87. Китайские традиционные праздники /под ред. Ван Вэньчжан. — Пекин: Центральное изд-во перевода, 2010, май. — 265 с.

88. Ключарева О. Тайны Вселенной Дао. — М., 2006. —376 с.

89. Ключко С.И. Традиционная музыкальная письменность Китая (психологический аспект) / С.И. Ключко // Музыковедение. — 2008. N5.

— С. 62-67.

90. Кобзев А.И. О философско-символическом смысле образов природы в китайской поэзии / Проблема человека в традиционных китайских учениях. — М., 1983. С. 140-152.

91. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. — M.: Восточная литература, 2002. — 606 с.

92. Кокорева Е. А. Семиология Р. Барта: письмо, идеология, мифология // Вестник Пермского университета. Пермь, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7semiologiya-r-barta-pismo-ideologiya-mifologiya (22.02.2022).

93. Коновалова Ю.О., Симакова М.В., Соловьева Д.П. Китайский национальный характер и этнические стереотипы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — Владивосток, 2014. № 2(25). — С. 110-115.

94. Конфуциева летопись Чунь-цю / пер. Н. Монастырев. — СПб: Типография братьев Пантелеевых, 1876. —194 с.

95. Кошаев В.Б. Форма. Часть 2. Семиотические интенции искусствоведения // Теория и история искусства, № 3-4, 2022. С. 84-128.

96. Кошаев В.Б., Ганцева Н.Н. Системность и целостность в искусстве //Вестник МГХПА. М., 2021.

97. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. Опыт культурологического анализа. — СПб: Петербургское Востоковедение, 1994. —544 с.

98. Кравцова М.Е. Путешествие в елигиозно-мифологических представлениях древнего Китая: (По лит. источникам) // НАА 1986. 2. — С. 121-129.

99. Краснопевцев Е.А. Сопоставление моделей мира древних культур Греции и Китая (на примере анализа «Илиады» и «Книги перемен») // Философские проблемы взаимодействия литературы и культуры. Новосибирск, 1986. С. 46-63.

100. Кроль Ю.В. Пространственные представления спорящих сторон в «Рассуждениях о соли и железе» Хуань Куаня (1 в. До н.э.) // Государство и общество в Китае. - М., 1978. - С. 21-39.

101. Кроль Ю.Л. Китайцы и «варвары» в системе конфуцианских представлений о Вселенной (2 в. до н.э. - 2 в. н.э.) // НАА 1978. №6. С. 45-57.

102. Кроль Ю.Л. Теория пяти элементов и взгляды Сыма Цяня и Бань Гу на историю // Общ. И гос. В Китае. 28. 1998. Ч.1. М., 1998. С. 86-94.

103. Кротов М.С. Человек и природа в «Новом изложении рассказов, в свете ходящих» («Шишо синъюй») Лю Ицина (403-444) // Восток. 2000. 5. - 5-17.

104. Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. - М., 1997.

105. Кузьменко Л.Е. Пейзаж в свитке Лан Шинина «Ледовые забавы» // Проблема человека в традиционных китайских учениях. — М., 1983. — С. 105-111.

106. Кузьменко Л.И. «Европейский стиль» в искусстве Китая 18 в. // Общ и гос в Китае. 11. Ч. 2. М., 1980. С. 112-118.

107. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. — М., 1990.

108. Лаптев С.В. Сплетение мифа и реальности в географических представлениях древних и раннесредневековых китайцев // Общество и государство в Китае. 28. 1998. Ч.1. — С. 95-101.

109. Ли Су. Этнокультурные традиции и современный китайский свадебный костюм // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 123. — СПб., 2020. — С. 170-173.

110. Ли Чэнгуй. Пять форм современного конфуцианства // Социальные науки в Тяньцзинь. 2008. № 6. — С. 41-49.

111. Ли Ючжэн. Обзор науки о символах кино // Мировой философский ежегодник, № 1, 1986.

112. Лисевич И.С. Литературная мысль Китая. — М., 1979. — 266 с.

113. Личность в традиционном Китае. М., 1992

114. Лободанов А.П. Семиотика искусства. — Лондон, 2016. — 808 с.

115. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 1-е изд.: М.: Искусство, 1976.

116. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. М., 1982.

117. Лотман М.Ю. Семиотика культуры в тартуско-московской семиотической школе // Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. — М., 1997; СПб., 2002.

118. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

119. Лотмановский сборник (тт. 1-2). — М., 1995.

120. Ма Вэньмэй, Текущее состояние курсов семиотики в Китае, Сычуаньский университет, Форум семиотики, 14 августа 2011 г.

121. Манаенкова Е.А. Семиотические школы и направления // Аналитика культурологии. 2013. № 27. — С. 37-44. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/semioticheskie-shkoly-i-napravleniya

122. Мандельштам О. О природе слова // Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 61.

123. Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа. (30 июня 1949 г.) / Избранные труды Мао Цзэдуна. Т 4). — Пекин: Народное издательство, 1992. — 1473 с.

124. Мартынов А.С. «Хаос», «число» и «движение» в историографии Китая императорского периода // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 16. — СПб., 1995. — С. 102-119

125. Мартынов А.С. Время и история в императорском Китае // Мир Востока. — СПб., 1998. Вып. 1. — С. 17-50 (Н42/70)

126. Мартынов А.С. Несколько замечаний о комплексе «Небо-Земля» в китайских художественных, политических и философских текстах // Литературы стран Дальнего Востока. — М., 1979. — С. 28-36.

127. Материалы к словарю терминов Тартуско-московской семиотической школы. (Tartu Semiotics Library 2.) — Тарту, 1999.

128. Мензис Г. 1421. Год, когда Китай открыл мир. — М., 2004.

129. Мир Будды и китайская цивилизация. — М., 1996.

130. Морозова Т.А. Концептуальный статус цвета в китайской языковой картине мира // Картина мира: язык, литература, культура. Вып.3. — Бийск, 2008. — С. 49-56.

131. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления / под ред. С. Ю. Неклюдова. — М., 1998.

132. Мункуев Н.Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. Надгробная надпись на могиле Елюй Чу-Цая. — М., 1965.

133. Мясников В.С. Квадратура китайского круга: избр. ст.: в 2 кн. — М.: Восточная литература, 2006. Кн. 1. 547 с. Кн. 2. — 621 с.

134. Некрасова М.А. Народное искусство как мир целостности / Народное искусство России: народное творчество как мир целостности. М., 1982.

135. Некрасова М.А. Народное искусство как образная система / Искусство ансамбля. Предмет, интерьер, архитектура, среда. М., 1989.

136. Нестеров А.Ю. Эпистемологические и онтологические проблемы философии техники: «четвёртое царство» Ф. Дессауэра // Онтология проектирования. 2016. Т. 6, №3 (21). — С. 377-389.

137. Никонов В.А. Современный мир и его истоки / В.А. Никонов. — М.: Издательство Московского университета, 2015. — 880 с.

138. Парфенова Ю.В. Конфуцианство. Даосизм: от А до Я. — М.: АСТ, Восток-Запад, 2007. — 307 с.

139. Первушина Н.А. Феномен символа: концептуальные проблемы исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 11. — Томск, 2011. — С. 187-191.

140. Полуэктова О.В. Китайская дворцовая музыка эпохи Тан из японских источников (структурно-аналитический аспект). Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. — Владивосток, Дальневосточная государственная академия искусств. 1999.

141. Померанцева Л.Е. Человек и природа в «Хуайньцзы» и художественный стиль эпохи. (2 в. до н.э. - 3 в. н.э.) // Проблема человека в традиционных китайских учениях. — М., 1983. — С. 27-35

142. Поспелова Р.Л. Западная нотация XI — XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). — М.: Композитор, 2003. — 416 с.

143. Почепцов Г. Г. Русская семиотика. — М., 2001.

144. Правительственный вестник Третьего пленума ЦК КПК XVIII созыва URL: http://ru.china-embassy.gov.cn/rus/ztbd/sbjszqh/ (обращение 28.02.2023).

145. Прието Л. Сообщения и подписи. - Париж: ППУ, 1966;

146. Прието Л. Этюды лингвистики и общей семиологии. — Женева: Дроз, 1975;

147. Психология искусства/ Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. 1998.

148. Решения ЦК КПК по ряду важных вопросов, связанных с модернизацией культуры (полный текст) URL:

http://russian.news.cn/2021-11/16/c_1310314781.htm (обращение 28.02.2023).

149. Рифтин Б. Китайские пословицы как материал для изучения народного мировоззрения // Советская этнография. 1960. № 4. — С. 105-120

150. Рифтин Б.Л. Ао Архивная копия от 2 февраля 2012 на Wayback Machine // Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с.

151. Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. Современные проблемы науки о языке [Отв. ред., авт. вступ. ст. В. В. Яхненко; Послесловия А. А. Волкова, А. П. Лободанова]; МГУ им. М.В. Ломоносова, Рос. акад. образования. - М.: Грантъ, 2003.

152. Роман Якобсон: Сдвиги [предисл. С. Глебова] // Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ;

Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2016. — Т. 3. — С. 221-500. — 906 с.

153. Роман Якобсон: Тексты, документы, исследования. — М.: РГГУ, 1999. — С. 83—103.

154. Рудова М.Л. Систематизация китайских новогодних народных картин (Нянь-Хуа) ленинградских собраний // Труды Государственного Эрмитажа народов Востока. 6. — Л., 1961. — С. 286-298

155. Сегал Д. «Et in Arcadia Ego» вернулся: наследие московско-тартуской семиотики сегодня // Новое лит. обозрение. 1993. № 3. С. 32.

156. Семанов В.И. Изображения иностранцев в романах Лао Шэ // Проблемы восточной филологии. — М., 1979. — С. 175-181

157. Семёнов Н.С. Философские традиции Востока. — Минск: Европейский гуманитарный университет, 2004. — 304 с. 46.

158. Серова С.А. «Зеркало Просветленного духа» Хан Фань-чо и эстетика китайского классического театра. — М., 1979. — 224 с.

159. Серова С.А. Китайский театр: эстетический образ. — М.: Издательская фирма «Восточная литература», 2005. — 195 с.

160. Си Цзиньпин выступил с речью на пятом заседании Международной научной конференции в честь 2565-летия со дня рождения Конфуция. Народный сайт «Жэньминь жибао» (официальное печатное издание ЦК КПК) (обращение 28.02.2023).

161. Сидихменов В.Я. Вселенная глазами древнего китайца // — ПДВ 1994 №2. — С. 116-123.

162. Скотт А.С. Классический театр Китая. — Лондон, 1957. — 250 с.

163. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / Пер. с кит., предисл. и комм. Е.В. Завадской. — М., 1969. 2001. — С. 173.

164. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая / И.А.Алимов, М.Е.Ермаков, А.С.Мартынов. — М.: Муравей, 1998. —288 с.

165. Сычев Л.П. Китайский декор как часть единой системы космологических символов // Музей искусства народов Востока. Сообщения. Вып. 9. 1977. — С. 123-133.

166. Сюй М.В. Синтагматическая классификация китайской символики // Общество. Среда. URL:

https://www.terrahumana.ru/arhiv/11_03/11_03_23.pdf (обращение 28.02.23).

167. Ся Яньцзин. Обзор процесса развития теории искусства в Новом Китае за семьдесят лет // Jiangsu Journal of Social Sciences, 2019-11.— С. 31-45.

168. Творческие искусства в американском образовании: взаимосвязь искусств в среднем образовании. - Гарвард, 1960.

169. Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. — СПб., 2004

170. Ткаченко Г.А. «Гармонический эфир» // Магический кристалл. — М., 1992. — С.497-508.

171. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши Чуньцю». — М., 1990. — 284 с.

172. Торопцев С.А. Китайская культура во времени и пространстве. — М., 2010

173. Трактат Жёлтого императора о внутреннем. Пер. с древнекит. — М., 1996.

174. У Тон Бин, Чжоу Я Сюнь. Словарь Пекинской оперы. Тьен Цзин: Народное издательство, 1990. — 395 с.

175. У Чэнъэнью Путешествие на Запад: Роман в 4 т. — Рига, 1994

176. Успенский Б. А. К проблеме генезиса тартуско-московской семиотической школы // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1987. Вып. 746 (=Труды по знаковым системам. ХХ). С. 20-21.

177. Федотов В.В. Механизм формирования образа далекой державы (возможные античные реалии в древнекитайских сведениях о стране Да

Цинь) // Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. — М., 1990. — С. 82-101.

178. Физико-географическое районирование Китая. Пер. С кит. — М., 1957.

179. Философия: Энциклопедический словарь. — М., 2004.

180. Ху Ижун: Тенденция развития семиотики в Китае, Сычуаньский университет, Форум семиотики, 25 июля 2011 г. — Сычуань, 2011.

181. Художественное образование: его философия и психология: избранные очерки. Нью-Йорк: Издательство гуманитарных наук. 1956.

182. Цзя Хуэйминь. Основные доминанты традиционной культуры в современном Китае // Культура и цивилизация. 2017, Т. 7, № 1А. — С. 130-144. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-culture-2017-1/13-jia-huimin.pdf

183. Чернышев А.И. «Цинь-дин хуан-юй сиой ту-чжи» («Высочайше утвержденное географическое описание Западного края с картами») об оттоках и аилах Джунгарского ханства // Общ и гос в Китае. 13. Ч. 2. — М. 1982. — С. 164-171.

184. Чеснокова Н.Н. Классификация и типологизация в изучении археологических источников (на материале финно-угорского изобразительного искусства). - Сыктывкар, 1988. - 67 с.

185. Чжан Дайнянь. Анализ китайской этики. Избранные работы. — Нанкин: Цзянсуское образовательное изд-во, 2009. — 198 c.

186. Чжао Хунъэнь, Ли Баоси. Общая теория китайской традиционной культуры. — Пекин: Народное изд-во, 2009. — 409 c.

187. Чжоу Цюй-Фэй. За хребтами. Вместо ответов (Лиин вай дай да): Описание юж. Земель сунн. Китая и инозем. Стран, 12 в. — М., 2001. — 527 с.

188. Чжуан-цзы, Лео-Цзи / В.В. Малявин. Новые переводы с кит. - М.: Мысль, 1995.

189. Чжу-Ченг Чхао. О значении этнонима «татары» в китайских источниках в домонгольской и послемонгольской эпохах // Идеал. 1994. № 11/12. — С. 34-36.

190. Чувакин О. Идея литературного произведения. Примеры идей. URL: https://olegchuvakin.ru/idea-of-a-literary-work.html (обращение 28.02.2023).

191. Швырев Ю.А. Некоторые проблемы древнекитайской космологии // Общество и государство в Китае. 15. Ч. 1. — М., 1984. — С. 97-101.

192. Шелестова Е.Н. О понимании «духа природы» в пейзажном искусстве Китая и Японии // Проблемы человека в традиционных китайских учениях. — М., 1983. — С. 243-261.

193. Штейн В.М. О возникновении первых экономико-географических представлений и описаний у китайцев // Страны и народы Востока. Вып. 1. — М., 1959. — С. 194-203.

194. Шутёмова Е.А. Семиотический подход к проблеме художественного метода в искусстве и дизайне. —URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/55/template_article-ar=K41 -60-k45.htm (23.02.2022).

195. Шэнь Фу. Шесть записок о быстротечной жизни. — М., 1979.

196. Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность. В 3 кн. Кн. I. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций / сост. Г.А. Давыдова. — М., 2005. — 463 с.

197. Эволюция в искусстве и другие теории истории культуры (1960) / Творческие искусства в американском образовании: взаимосвязь искусств в среднем образовании, издательство Гарвардского университета.

198. Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / сост. А. Д. Кошелев. — М.: Гнозис, 1994.

199. Якобсон Р. Избранные работы. М., 1985 (Языковеды мира).

200. Якобсон Роман. Сдвиги [предисл. С. Глебова] / Формальный метод: Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2016. — Т. 3. — 906 с.

201. Якобсон Роман: Тексты, документы, исследования. — М.: РГГУ, 1999. — С. 83-103.

202. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.

203. Bary Wm. Theodore de. Self and society in Ming thought. N.Y., 1970.

204. Cahill J. The compelling image: Nature and style in seventeenth-century Chinese paintings. — Cambridge, 1982.

205. Cahill S.E. Transcendence and divine passion: The Queen Mother of the West in medieval China. — Stanford, 1993.

206. Cameron N. Power: The story of China light. Hong Kong,1982

207. Chao Kang. Man and Land in Chinese history. — Stanford, 1986.

208. Chernov I. Historical survey of Tartu-Mosсow Semiotic School // Semiotics of Culture. Helsinki, 1988. С. 8.

209. Cosmologie et divination dans la Chine ancienne. — Paris, 1991.

210. Eimermacher K., Shishkoff S. Subject Bibliography of Soviet Semiotics: The Moscow-Tartu School. Ann Arbor; Michigan Slavic Publications, 1977;

211. Encyclopedic Dictionary of Semiotics. General ed. T. A. Sebeok. Vol. I. Berlin; New York; Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1986. P. 166.

212. Fischer O. Chinesische landschafts-malerei. — Muenchen, 1921.

213. Fitzgerald C.P. The Chinese view of their place in the world. — London, 1971. 82 p. (KX).

214. Fleischer M. Die Sowjetische Semiotik. Theoretische Grundlagen der Moskauer und Tartuer Schule. Tübingen: Stauffenburg, 1989;

215. Grzybek P. Studien zum Zeichenbegriff der Sowjetischen Semiotik (Moskauer und Tartuer Schule). Universitätsverlag Dr. Norbert Brockmeyer, 1989.

216. Handbook of Russian Literature. New Haven; London: Yale Univ. Press, 1985. P. 448-451.

217. Jansen M.B. Japanese Views of China during the Meiji Period // Approaches to Modern Chinese History. 1967. P. 163-189.

218. Leonard J.K. Wei Yuan and China's rediscovery of the maritime world. — L., 1984.

219. Lotman J. Lektsii po struktural'noi poetike. Providence: Brown Univ. Press, 1968; в переводах: Bucuresti (1970), Sarajevo (1970), München (1972)...;

220. Lotman J. M., Ginzburg L. J., Uspenskij B. A. The Semiotics of Russian Cultural History. Ithaca, 1985.

221. Meletinski E. М., Segal D. M. Structuralism and Semiotics in the USSR // Diogenes. 1971. Vol. 73. P. 88-125;

222. Mrson J. Roads to Xanadu: East and West in the making of the modern world. — London, 1989.

223. Nöth W. Handbook of Semiotics. Bloomington; Indianapolis: Indiana Univ. Press, 1990. P. 348, 350-351.

224. Oguibenine B. Linguistic Models of Culture in Russian Semiotics: A Retrospective View // PTL. A Journal for Descriptive Poetics and Theory of Literature. 1979. № 4. P. 91-118.

225. Ordering the world: Approaches to state and society in Sung dynasty China. Berkeley, 1993.

226. Orr L. A Dictionary of Critical Theory. New York; Westport; London: Greenwood Press, 1991. P. 301;

227. Pankenier D.W. The Cosmo-political background of Heaven's mandate // Early China. 1995. Vol. 20. — P. 121-176.

228. Pee Ch. De. Wards of Words: Textual Geographies and Urban Space in Song-Dynasty Luoyang, 960-1127 || J. of the Economic and Social History of the Orient. 52. P.1. 2009. — P. 85-116.

229. Popper K. R. The Myth of the Framework // Essais in Honour of Paul Arthur Schippl. The Abdication of Philosophy: Philosophy and Public Good. La Salle, Illinois: Open Court, 1976. P. 23-48.

230. Quinquagenario. Сборник статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту, 1972;

231. Remapping China: Fissures in hist. terrain. — Stanford, 1996.

232. Rowe W.T. Saving the world: Chen Hongmou and elite consciousness in eighteenth-cent. China. — Stanford, 2001.

233. Rudy S. Semiotics in U.S.S.R. // The Semiotic Sphere. Ed. by T. A. Sebeok and J. Umiker-Sebeok. New York; London: Plenum Press, 1986.

234. Salupere, Silvi; Torop, Peeter; Kull, Kalevi (eds.) 2013. Beginnings of the Semiotics of Culture. (Tartu Semiotics Library 13.) Tartu: University of Tartu Press.

235. Sasaki M. Knowledge of the outside world in modern China and the development of constitutional thought // Toyo Bunko. 1986. 44. — P. 27-56.

236. Schafer E.H. The vermillion bird: T'ang images of the South. Berkeley, 1985.

237. Sebeok T. A. In What Sense is Language a «Primary Modelling System»? // Worlds behind Words. Ed. by F. J. Heyvaert and F. Steurs. Leuven: Leuven Univ. Press, 1989. P. 25-36.

238. Segal D. M. Aspects of Structuralism in Soviet Philology. Tel-Aviv University, 1974;

239. Semiotics and Structuralism. Readings from the Soviet Union. Ed. H. Baran. White Plains, New York: International Arts and Science Press, 1976;

240. Seyffert P. Soviet Literary Structuralism. Background. Debate. Issues. Columbus: Slavic Publishers, Inc., 1985.

241. Shukman A. Literature and Semiotics: A Study of the Writings of Y. M. Lotman. Amsderdam; New York; Oxford, 1977. P. 180.

242. Shukman A. The Moscow-Tartu Semiotics School: A Bibliography of Works and Comments in English // PTL. A Journal for Descriptive Poetics and Theory of Literature 1978. № 3, P. 593-601.

243. Smith P.J. Fear of Gynarchy in an Age of Chaos: Kong Qi's Reflections on Life in South China under Mongol Rule // JESHO 1998 41 P1 — P. 1-95

244. Stolovic L. N. Les recherches sémiologiques et l'esthétique // Revue d'esthétique. 1969. 1. P. 102-106;

245. Sullivan M. Symbols of eternity: the arts of landscape painting in China. — Oxford, 1979.

246. The Chinese world order. Cambridge, 1968.

247. The perceptions of maritime space in traditional Chinese sources. Wiesbaden, 2006.

248. Torma M. Landscape experience as visual narrative. — Helsinki, 2002

249. Torop P. Lotmani fenomen // Keel ja Kirjandus. 1982. № 1. Lk. 6.

250. Travaux sur les Systèmes de Signes. École de Tartu. Traduits par A. Zouboff. Bruxelles: Editions Complexe, 1976; Soviet Structural Folkloristics. Vol. I. Ed. P. Maranda. The Hague; Paris: Mouton, 1974;

251. Vinograd R. Boundaries of the self: Chin. Portraits, 1600-1900. — Cambridge, 1992.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Рисунки к разделу 1.3. Протоиероглифика как источник искусства в сфере интерактивного творчества в графическом искусстве

Рис. № 1. «Графическая» реклама № 1. Изображение № 1.

Триграмма «Ветер»

Рис. № 2. «Графическая» реклама № 1. Изображение № 2.

Название: «Гора».

Рис. № 3. « Графическая» реклама № 1. Слоган: « [ Это ] Восточное [ изделие ] , Смотри на меня»

Пример № 2. Рис. № 4. Телевизионная реклама № 1. Название видеоролика: «Рисунок тушью» Изображение № 1: Иероглиф «Гора»

Рис. № 5. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 2: «Горный пейзаж в традиционном стиле "Горы и реки"»

Рис. № 6. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 3: Иероглиф «Земля»

Рис. № 7. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 4: «Виды Великой Китайской стены»

Рис. № 8. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 5: «Иероглиф " Долголетие "»

Рис. № 9. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 6: «Иероглиф "Долголетие", трансформирующийся в

дерево»

Рис. № 10. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 7: «Сосна, в которую трансформировался иероглиф

"Долголетие"»

Рис. № 11. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 8: «Сосна, растущая на горной вершине»

Рис. № 12. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 9: «Изображение традиционной печати на фоне сосны»

Рис. № 13. Телевизионная реклама № 1. Изображение № 10: «Рекламный слоган компании: New York Life, страхование [вашей] семьи из поколения в

поколение»

Рис. № 14. «Графическая» реклама № 2. Название изображения: «Хорошо информированный беспроводной иероглиф «счастье»

Рис. № 15. Графическая реклама № 3. Название изображения: «Огонь», «Вода», «Дерево, «Земля»

Рис. № 16. Телевизионная реклама № 2. Название видеоролика: «Небесные крылья в стиле национальной живописи «Го хуа».

Рис. № 17. Телевизионная реклама № 3. Название видеоролика:

«Алкоголь».

Рис. № 18. Телевизионная реклама № 4. Бренд: «Поэтичность гор Юньшань».

Рис. № 19. Графическая реклама № 4. Название изображения: М^» в стиле национальной живописи «Го хуа»

Рис. № 20. «Графическая» реклама № 5. Название изображения: «Лабиринт» Использование написания иероглифа «я» в стиле протоиероглифики.

Рис. № 21. «Графическая» реклама № 6. Название изображения: «Эволюция» при использовании иероглифа «рыба» в стиле протоиероглифики.

Рисунки к разделу 2.1. Критерии и примеры рассмотрения художественного символа в искусстве Китая

Рис. № 22. Легендарные правители Фуси и Нюйва II в. н. э. / В кн. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.

— М., 1975. С. 442.

Рис. 23. Неизвестный мастер «Дворец Тэна». XI в. / В кн. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая.

— М., 1975. С. 445.

Рис. 24. Бессмертный едет на черепахе. Рельеф ханьской эпохи.

Рис. 25. Бог Полярной звезды и экзаменов Куй-син (Kui Xing) стоит на голове ао (изображённой в виде иероглифа Ш. Стела из музея Бэйлинь.

Рис. 26. Узор императорского трона с изображением дракона. Фрагмент. ХУП-Х1Х вв. Дворцовый музей, Тайвань.

Рисунки к разделу 2.3. Классификация и особенности художественной символики

Рис. 27. Табакерка в виде божества долголетия Шоу Сина, XIX в., высота 7,5 см. Рог буйвола, резьба. Москва, ГМИ Народов Востока.

Рис. 28. Современная нэцкэ «Бог долголетия». Самшит, ручная работа.

Китай.

Рис. 29. Богиня Гуань-инь - богиня милосердия, покровительница детей. Середина XIV в.

Рисунки к разделу 3.3. Художественно-пластические особенности в символическом содержании в китайской живописи

Рис 30. Живопись по шелку эпохи Западная Хань (206 г. до н.э. - 24 г.)

Гу Кайчжи (348-409);

Рис. 31. Гу Кайчжи. «Феяреки Ло». Размер картины 30 х 500 Гугун, Пекин.

Рис. 32. Гу Кайчжи. «Фея реки Ло». Фрагмент. Гугун, Пекин.

Рис. 33. Гу Кайчжи «Портрет в полный рост». Копия. Фрагмент. Рис. 34. Гу Кайчжи. Рис. из сборника Шангуань Чжоу «Ваньсяотан

хуачжуань». Копия 1743 г. Рис. 35. Гу Кайчжи. «Головной портрет»

Цуй Бай ШЙ (1004-1088),

Рис. 36. Цуй Бо «Две сойки, недовольные зайцем». Около 1061 г. Другое название «Двойное счастье». 193,7 см Х 103,4 см, тушь и цвет на шелке, Национальный дворцовый музей в Тайбэе.

Рис. 37. Шэнь Наньпи. Два феникса в утреннем сиянии. Вертикальный свиток. Живопись на шелке. Династия Цин, 1735 г.

Рис. 38. Ци Байши Богатые цветы абрикоса муме. XX век.

Рис.39. Ци Байши ^Й^, Богатые цветы абрикоса муме. XX век.

Фрагмент.

Рис. 40. Ци Байши. Креветки. Свиток, тушь. 103 х 35 см

Рис. 41. Ци Байши. Пасущаяся лошадь, 1932. Xu Beihong (1895-1953) и Ци Байши вертикальный свиток. Бумага, тушь.

52.1 x 37.5 см.

Рисунки к разделу 3.4. Пространственные характеристики художественного символа

Рис. 42. Ци Байши , Старая и молодая бабочка,1941.

Музей Китая.

Рис. 43. Бянь Цзиньвэнь^Й^. Два журавля Сюэмэй, династия Мин. Сохраняется в Дворцовом музее Гугуна.

Рис. 44. Ло Дахуа^А^, Веселые рыбы,1999.

Рис.45. Чжан СюнЗШ, Феникс, 1860

Рис.46. Го Вэйчуань^^Щ, Цветы, птицы, ласточки, ветки ивы,1970-е XX

века

/

Рис. 47 Чжан Шанмао^Ш??, Два тигра издалека смотрят, 1987

VU-Mil.

Рис.48. Сюй БэйхунШШ?!, Бегущая лошадь, 1941

Рис.49. Сюй БэйхунШШ?!, Весной четыре счастливых воробья, XX век

Рис. 50. Стиль Ли Тана. «Трое смеющихся в Тигровой балке» династия Южая Сун, 12 век.

а

Рис.51. Цуй БайШЙ , Осенний Пу Жун Бин ТуЭДМ^^Э, династия

Северного Суна (Сохраняется в Национальном дворце-музее Тайбэя Китая.)

Рис. 52. Сюй БэйхунШШ?! ,Петух, XX век

Рис. 53. У Гуаньчжун^^Ф , Панда, 1992

Рис. 54. Чжан Дацянь^А^, Красивый цветок лотоса, 1947

Рис. 55, Шэнь Цюань-/Л&, Павлин и цветы, 1757

Рис. 56. У Чаншо-^ШШ, Хризантема, 1916

Рис. 57. Ван ТубиЦЩЙн, Изображение лотоса, династия Цин, (Сохраняется в Национальном дворцовом музее Тайбэя Китая.)

Рис. 58. Чан Юй^^, Без заглавия (Розовая гортензия), холст, масло,1934

Рис. 59. Неизвестный художник^^, Изображение цветов пиона, династия Юань. (Сохраняется в Кливлендском музее искусств, США.)

Рис. 60. император Цяньлун династии Цин, Сосна, Летом 1768

Рис. 61. Чжэн БаньцяоЗД^^ , Бамбук и камень, 1765 (Сохраняется в Художественном музее Кливленда, США.)

Рис. 62. Дун Гао Ж1п, Двадцать четыре цветка и пассаты, династия Цин (Сохраняется в Национальном дворцовом музее Тайбэя Китая.)

Рис. 63. Император Цяньлун династии Цин , Ваза небесного шара пастельного персикового цвета, династия Цин (Сохраняется в Пекинском

музее Гугуна.)

Рис. 64. Шэнь Чжэньлинь , Глициния «Старые и пожилые люди с

весенним альбомом - Глициния бобровая рабыня, Династия Цин (Сохраняется в Национальном дворцовом музее Тайбэя.)

Рис. 65. Мэй ЛаньфанШ=^, Рыба, играющая в комнате гибискуса, 1940. (Мэй Ланьфан из Тайчжоу, Цзянсу, мастер исполнительского искусства китайской пекинской оперы, первый из четырех известных актеров и

основатель школы Мэй.)

s

Рис. 66. Ци Байши^05 , Хурма, 1960

Рис. 67. У Чаншо^ШШ, Свиток с тыквой, династия Ци. (Сохраняется в Пекинском музее Гугуна)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.