Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Костерина, Мария Анатольевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Костерина, Мария Анатольевна
Введение.
ГЛАВА I ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Смысловая наполненность художественного образа.
1.2 Специфика хореографического образа.
ГЛАВА II СВОЕОБРАЗИЕ ПЛАСТИЧЕСКИХ МОТИВОВ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.
2.1 Эволюция пластического языка танца в историко-культурном контексте
2.2 Пластические мотивы эротизма в художественно-образной ткани танца.
2.3 Особенности художественной интерпретации эротического образа в стилизованном этническом танце.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Танцевально-пластическая культура мордвы: опыт искусствоведческого анализа2012 год, доктор искусствоведения Бурнаев, Александр Гаврилович
Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект2007 год, кандидат искусствоведения Бакина, Светлана Юрьевна
Специфика художественной образности в хореографическом искусстве1984 год, кандидат философских наук Дубник, Ирина Омовна
Взаимодействие балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX вв.2009 год, доктор искусствоведения Портнова, Татьяна Васильевна
Образ вещи в современном танце2011 год, кандидат культурологии Орлова, Светлана Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца»
Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем любой другой вид искусства чужд натуралистической подробности, обыденной достоверности. Вместе с тем, хореограф не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Поэтому знание основных составляющих художественно-образного мышления и законов его бытия необходимо при создании балетмейстером новых хореографических постановок. «В сферу художественно-образного отражения включается все многообразие предметного мира, широчайшая область общественного развития, сложнейшие проявления жизни человеческого духа. Образное проникновение искусства в мир действительности поистине не имеет границ» - пишет К.Н. Матиев [137, С.49].
Возникновение художественно-образной формы исследователи связывают с эпохой верхнего палеолита, ибо именно к этому времени относятся так называемые Палеолитические Венеры, скульптуры и полихромная живопись в пещерах Старого Света, изображающая шаманов в камлании и людей, явно подражающих своей пластикой животным. Художественный образ и его появление связаны с особенностями той информации, того жизненного содержания, которое передается, а ключ к его пониманию этих особенностей лежит в предмете искусства - в том, что художественно воплощается. Закон художественного уподобления требует, чтобы реально существующая жизнь адекватно, по возможности полно и точно возрождалась в воспринимающем. Эта особенность также сказалась на формировании художественного образа.
В процессе эволюции обществ и становления их культуры, от эпохи к эпохе система художественных образов усложняется, проблема образного восприятия мира становится актуальной среди исследователей.
Специфика хореографической образности состоит в использовании системы выразительных средств, которая своеобразно преломляется в пластическом языке танца на каждом этапе культурно-исторического развития человечества. Главным средством выразительности при создании хореографического образа выступает пластика. Именно пластические мотивы являются первоэлементами хореографических образов, и лишь при соединении пластических мотивов в лексику и текст можно получить целостную танцевальную структуру. Среди таких мотивов, являясь одной из особенностей танцевального искусства, мы в своем исследовании выделяем эротизм — одна из проблем, которая всегда, в большей или меньшей степени существовала в искусстве всех цивилизаций, находясь на границе между искусством и физиологией. Она выступает в качестве телесности, обнаженности, чувственности. В современном мире часто путают эротическое и сексуальное, являющиеся разными категориями, одна из которых соответственно выражает красоту, пластичность и преломляется в искусстве, а другая - категорически нет. В настоящем диссертационном исследовании рассматривается именно категория эротического.
Начиная со времен античности, философы размышляли над смыслом любви, и тема эроса присутствовала во многих областях культурной жизни общества. Эротизм - это особое проявление телесности, его манифестация в танце имеет свои особенности и зависит от задач танца и целевых установок хореографа. Эротизм в хореографии может быть элементом продуцирующей магии. И, скорее всего, до сценического варианта народного танца, был связан с весенне-летними обрядами и смеховым преодолением смерти в осенних обрядах.
В диссертации рассматривается хореографический спектакль «Пир богов» по мотивам одноименной мифологической песни, поставленный в Институте национальной культуры Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарева, (2001). В спектакле прослеживается богатый пластический язык, среди мотивов которого - эротизм, связанный со своеобразной стилизованной пластикой мордовского народа, пантеоном богов и рассматриваемый как эстетическое качество этнического танца.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью теоретического, историко-культурного и искусствоведческого осмысления существования художественного образа, выявления специфики образа в танцевальном искусстве, рассмотрения становления культурных смыслов эротического в искусстве танца и конкретизации эротизма как пластического мотива на примере конкретного стилизованного этнического танца.
Научная разработанность проблемы предопределена исследованием на стыке нескольких научных дисциплин. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли. Источники исследования можно классифицировать следующим образом: научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и т.п.); биографии и автобиографии, мемуары, эссе, воспоминания; хореографические постановки, балетные спектакли и видеоматериалы с их записями.
Проблему существования художественного образа рассматривают в своих трудах философы и эстетики Е.Я. Басин [13], В.Г. Белинский [16], Л.А. Закс [85], А.Я. Зись [91], O.A. Кривцун [112], А.Ф. Лосев [125], Ю.М. Лотман [126, 127], E.H. Струнина [183], Г.В.Ф. Гегель [61], И. Кант [97] и Ф.В. Шеллинг [210].
Общетеоретические труды культурологов Ю.Б. Борева [27], В.В. Бычкова [35], В.Г. Власова [44, 45, 46], Н.И. Ворониной [51, 52], A.B. Гулыги
71], А.Ф. Еремеева [76, 77, 78, 79], М.С. Кагана [93, 94], Н.И. Киященко [101], И.Н. Лисаковского [120], И.В. Малышева [132], A.A. Мелика-Пашаева [180], A.A. Потебни [156] позволили рассмотреть специфику художественного образа и его отличительные особенности с разных точек зрения.
Проблемы психологии искусства и художественного творчества рассматриваются в трудах JT.C. Выготского [55], А .Я. Зися [92], Д.А. Леонтьева [119], П.М. Якобсона [216] и 3. Фрейда [200].
Природу художественного образа с точки зрения его эстетической сущности рассматривают в своих работах А.Л. Казин [95, 96], Н.Л. Малинина [131], К.Н. Матиев [137], И.Ф. Смольянов [176]. Философы B.C. Мейлах [139, 140], A.A. Оганов [150], Е.И. Савостьянов [133], H.H. Суворов [186], Ю.И. Ястребов [217] исследуют процесс создания художественного образа от зарождения замысла до его материального воплощения в произведениях искусства. Художественному образу в хореографическом произведении посвящены работы Р.В. Захарова [88, 89, 90], И.В. Смирнова [173, 174], В.И. Уральской [194].
Эстетические и философские проблемы в хореографии рассматривают исследователи В.В. Ванслов [36, 37, 38, 39], П.М. Карп [99, 100], Ю.А. Кондратенко [103, 104, 157], Ж.Ж. Новерр [147].
Процесс создания хореографического произведения прослеживают в своих трудах Г.Ф. Богданов [21, 22, 23, 24, 25], И.Г. Есаулов [82], Р.В. Захаров [88, 89, 90], И.В. Смирнов [173, 174].
Пласт общетеоретических исследований современных теоретиков и практиков танцевального искусства представлен Б.В. Асафьевым [7], Л.Д. Блок [19], М.Ю. Ереминой [80], Р.В. Захаровым [88, 89, 90], В.М. Кра-совской [109], А.П. Лободановым [124], Ю.И. Слонимским [171, 172], В.И. Уральской [194].
Тема любви и ее эротической составляющей берет свое начало в трудах античных философов Платона [155] и Аристотеля [4]. В настоящее время существует достаточно обширный ряд исследований, посвященных проблеме эротизма в истории культуры и искусства. В контексте диссертации особенно ценными оказались труды Б.П. Вышеславцева [56], С. Грицука [67], О.П. Кривцуна [111], В.П. Шестакова [212] и статья Н. Кононова и А. Пурина [161]. Однако проблема эротизма в хореографическом искусстве остается слабо исследованной. Исключение составляют работы Э.А. Королевой [105, 106, 107] и Э. Фукса [201, 202, 203].
При анализе этнической хореографии важным оказался труд В.Е. Баг-лая [8], в котором представлен систематический анализ традиционной национальной культуры разных народов. В своих трудах B.C. Брыжинский [30, 31], А.Г. Бурнаев [32], М.Е. Евсевьев [75], Г.А. Корнишина [108] М.Т. Мар-келов [136], П.И. Мельников-Печерский [141], К.Т. Самородов [167], А.Д. Шуляев [213], Н.Г. Юрченкова [215а] исследуют историю, быт и нравы мордовского этноса, отмечая наличие у него танцевальной пластики.
Научная гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:
- Хореографический образ от эпохи к эпохе претерпевает изменения, обогащаясь новыми элементами пластического языка, рождаются новые жанры и разновидности танца.
- Изменение восприятия пластических мотивов в бытовой практике нашло отражение в теории культуры и в философии, и воспроизводится в танце. Актуальными сегодня в образной системе являются тенденции восприятия и воспроизведения телесности: от этнических смыслопорождений до стилизации в эротических сценариях.
Объект исследования - танцевальное искусство в контексте исторического развития человечества, предметом исследования является художественно-образная интерпретация пластических мотивов в танцевальном искусстве.
Цель диссертации — осмысление и анализ особенностей художественно-образной интерпретации пластических мотивов в хореографическом искусстве и в стилизованном этническом танце в частности. В соответствии с целью и предметом исследования были определены конкретные задачи:
- рассмотреть художественный образ и его основные характеристики;
- обозначить специфику хореографического образа и особенности его интерпретации;
- проследить эволюцию пластического языка танца в историко-культурном контексте;
- выявить специфику пластических мотивов эротизма в художественно-образной ткани танца;
- представить особенности художественной интерпретации эротического образа в стилизованном этническом танце.
Методологической базой данного исследования являются научные труды по истории, философии и теории искусства, по эстетике, по психологии творчества, по истории и теории хореографического искусства. Ключевыми являются следующие методы диссертационного исследования:
• сравнительно-исторический (сопоставление эстетических положений и их пластического выражения в разные исторические периоды);
• систематизации и обобщения (рассмотрение особенностей и специфики художественного и хореографического образов);
• метод художественно-стилистического анализа (выявление и обоснование культурных смыслов эротизма в хореографическом искусстве);
• аналитический (разбор хореографического спектакля «Пир богов»).
Научная новизна работы обусловлена комплексным и многоаспектным исследованием проблемы художественного образа в искусстве в целом и в хореографическом в частности, выявлены и охарактеризованы его основные и специфические черты и интерпретационные модели, сформулирована проблема интерпретации эротического образа в хореографическом искусстве и в стилизованном этническом танце в частности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Художественный образ — важнейший, отличительный системный признак искусства, являющийся его спецификой. Выявлены и сформулированы специфические особенности и характерные черты художественного образа, на основе которых сформировалось несколько подходов к его изучению; выделены этапы становления и существования художественного образа как социальной реальности в процессе выражения абстрактной идеи в конкретной чувственной форме.
2. Хореографический образ — целостное выражение в танце чувства и мысли человека. Основным средством создания и главным условием существования хореографического образа является выразительность пластического движения, которая складывается из внутренней (универсальный смысл человеческого тела, что в нем выражено) и внешней (индивидуальное значение тела, какими средствами выражено) выразительности, которые составляют, соответственно, содержание и форму хореографического образа, находящиеся в гармоничном единстве между собой.
3. Танцевальное искусство в процессе эволюции культуры человеческого общества на каждом культурно-историческом этапе выступает как механизм выражения духовно-эстетического откровения соответствующей эпохи: изменение рисунка танца, смена кинестетических характеристик человека, ироническое отношение к гармонии как к культурной ценности отражают многообразные способы переосмысления пластического языка.
4. Эволюция эротизма в танцевальном искусстве представлена: древнейшие формы обрядовых танцев - танцы плодородия (воспевавшие плодовитость женского тела), фаллические танцы (связанные с воспроизводством жизни) и танцы инициализации (снабжали необходимым жизненным сексуальным опытом); первая античная интерпретация эротизма на сцене — «мимическая ипотеза» (авантюрная драма, пропитанная грубой эротикой с участием обнаженных женщин); античные дионисийские обычаи (танцы полуобнаженных женщин на пирах); средневековые карнавальные празднества (так называемые «бесстыдные» танцы) и придворные танцы (игривые движения, скрывающие притяжение полов); танцы эпохи Возрождения (танцы с дикими прыжками и сумашедшими вращениями дамы, Уегкос1егп, обнажения, поцелуи и другие интимные нежности во время плясок); кокетливые танцы XVIII в. (менуэт, алеманда, вальс, «поцелуйные» танцы и эротические игры, «пасторали»); раскрепощение Буржуазного века (канкан, испанский матчиш, американский кекуок, танец апашей, немецкие 8сЫеЬе1апге, театр-варьете); эротический образ на балетной сцене XIX - XX вв. (эротизм используется как самостоятельный эстетический принцип).
5. Характерные черты мордовского этнического танца, в частности -специфика интерпретации в нем эротического складываются из различных составляющих: коллективность, народность, вариативность, традиция; эротическая пластика мордовского народа восходит к древним ритуалам, связанным с почитанием природных стихий и установлением связи со своими богами (моления о плодородии), что сказалось на формировании танцевальной лексики; эротизм в пластике и ритмике движений способствует созданию положительных эмоций, состояния радости и возбуждения (медицинская, лечебная и рекреационная функции); костюм исполнительниц выступает своеобразным дополняющим и направляющим элементом пластики мордовской хореографии в определенное русло оригинальных телодвижений эротического характера (шумяще-звенящие украшения, широкие длинные рубахи и т.д.).
Практическая значимость данного исследования носит широкий теоретический и методологический характер и может выражаться в его использовании: в процессе искусствоведческого и историко-культурного изучения танцевального искусства и в частности - этнического танца мордовского народа; как вспомогательного материала на лекционных и семинарских занятиях по истории и теории искусства (в том числе и хореографического); в качестве методического материала для эстетического и теоретического осмысления художественного процесса в современном искусстве; в качестве источниковедческой основы для дальнейших научных исследований.
Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались в публикациях и выступлениях: на XXIII ШШСО = XXIII Международной конференции финно-угорских студентов - Саранск, 2007; на Яушевских чтениях - Саранск, 2006; на Ога-ревских научных чтениях - Саранск, 2005-2008; Ежегоднике кафедры культурология «Феникс» - Саранск, 2006; Материалах аспирантского семинара «В18К1Ж8и8» - Саранск, 2007; на конференциях молодых ученых - 20052007.
Внедрение результатов исследования в практику проводилось по следующим направлениям: лекции и семинарские занятия для студентов кафедры национальной хореографии Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева; включение разделов в учебно-методический комплекс по дисциплине «Композиция и постановка танца» в МГУ им. Н.П. Огарева.
Структура диссертации. Работа объемом 141 страница, состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка из 217 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
Танец в истории культуры народов Сибири2009 год, доктор искусствоведения Буксикова, Ольга Борисовна
Методы анализа танцевального движения2010 год, кандидат искусствоведения Меланьин, Андрей Александрович
Танец в системе профессионального становления актера драматического театра в России2012 год, кандидат искусствоведения Лещинский, Антон Анатольевич
Взаимодействие русских и корейских танцевальных традиций в современном балетном искусстве Южной Кореи2008 год, кандидат искусствоведения Цай, Надежда Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Костерина, Мария Анатольевна
Заключение
В процессе эволюции обществ и становления их культуры, от эпохи к эпохе система хореографических образов усложнялась, рождались новые жанры и разновидности танца, при этом предшествующие виды танца сохранялись, трансформируясь и развертывая свои функциональные возможности. Художественный образ являлся коммуникативной, связующей системой между жизнью и постигающим ее обществом. Его категориями являются мимезис, динамика, ритм, композиция, объем, которые передают образ и символ человеческого поведения.
В эстетике традиционным является признание художественного образа важнейшим, отличительным системным признаком искусства, будучи его спецификой: именно художественный образ представляет внутреннему видению предмет в полноте его реальной явленности и сущностной субстанциальности. В процессе выражения абстрактной идеи в конкретной чувственной форме можно выделить четыре в большинстве случаев общих этапа становления и существования художественного образа как социальной реальности, полное бытие которого заключается в их органичном единстве: формирование художественного замысла, реализация замысла, бытие законченного произведения как относительно самостоятельной целостной структуры, художественное восприятие.
Комплексный анализ качеств художественного образа позволяет выделить следующие его особенности: метафоричность, парадоксальность и ассоциативность; свойственное самодвижение; условность; целостность и самобытность; многозначность и как следствие — недосказанность; типизированность; индивидуальность, неповторимость и оригинальность; единство рационального и эмоционального, объективного и субъективного. На основе диалектического единства всех вышеперечисленных противоположных свойственных сторон и особенностей художественного образа, воплощенных при помощи специфических для каждого искусства материальных средств возникают образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-переживания и т.п., выражающие определенные эстетические идеи, чувства.
Танцевальный образ возникает как конкретизация художественного. Танец как вид искусства имеет свою образную природу и обладает исключительной способностью порождать образы, каждый из которых подразумевает конкретную и единственную форму его воплощения, в которой, в свою очередь, его разносторонне-целостное, духовное содержание выражается наиболее полно и органично. Хореографический образ по сравнению с другими художественными образами обладает большей степенью условности, обобщенности основного выразительного средства хореографии (пластика, рисунок и текст) и многозначностью, что требует применения балетмейстером особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Главное средство создания хореографического образа - пластическое движение. Выразительность пластического движения — главное условие существования хореографического образа, она складывается из внутренней (универсальный смысл человеческого тела, что в нем выражено) и внешней (индивидуальное значение тела, какими средствами выражено) выразительности, которые составляют, соответственно, содержание и форму хореографического образа, находящиеся в гармоничном единстве между собой.
Процесс создания хореографического образа (хореографических образов) включает в себя: 1) интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам, 2) рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения, 3) осуществление художественного замысла — перевод художественной информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее качественной природы, 4) воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем - исполнителем;
Неотъемлемым свойством хореографического образа является эротичность, которая составляет, чуть ли не основную сущность хореографии, рождающую новые виды танца. «Эротизм» происходит от термина «эротика», который в свою очередь - от слова «eros» (греч.) - «половая любовь». Как эстетическая категория эротизм является, прежде всего, художественным отображением любви в искусстве, поэтому в этом качестве он не только приобретает художественное значение, но и сам по себе становится средством художественной выразительности. Зачатки же эротического искусства появляются одновременно с зарождением и становлением психики и сознания человека еще в первобытное время, то есть эротика — это неотъемлемая часть психики людей. Каждой эпохе был характерен свой «эротический код», своя интерпретация любви и эроса, тесно связанная с сексуальной, религиозной, философской и художественной культурой общества.
Танцевальное искусство, телесное в своей материальной первооснове, особенно» чутко реагирует на проявления человеческого эроса. С развитием духовной культуры общества человек овладевал умением переплавлять силу низших влечений в чувство прекрасного, потребность, в красоте, эстетические переживания. И все-таки на протяжении веков сфера эротического оставалась табуированной, и именно танец зачастую был единственным способом ее легитимного проявления.
Важной специальной частью художественной традиции и творческой деятельности народов является фольклорный или этнический, национальный танец, который относится к акциональным формам фольклора, неотделимой чертой которых являлся эротизм. Пластика этнического танца отвечает характеру, духу того народа, который ей пользовался. С изменением социального строя, условий жизни меняется его характер, тематика и эротический смысл танцевальной пластики.
В мордовском танце магия эротических движений достигалась с помощью костюма исполнительниц, в частности шумяще-звенящих украшений, которые служили для оберега от злых духов, выступали своеобразным дополняющим и направляющим элементом пластики мордовской хореографии в определенное русло оригинальных телодвижений эротического характера, через которую исполнительницы стремились символически воздействовать на окружающую природу, а широкие длинные женские рубахи заставляли исполнительниц делать движения более ярко и выразительно. Однако, эротические движения в мордовском танце имеют условный характер, выражены в обобщенном виде. Множество эротических движений мордовской этнической пластики образно передают различные чувства, представления, условности, символы, существующие в реальной жизни, в которых проявляется способность человека подражать окружающей действительности, воспроизводить ее. Если же требуется воспроизведение традиционных символов, понятий, представлений - часто прибегают к ассоциациям, используя изобразительно-подражательные движения эротического характера, в чем заключается ассоциативный характер рисунка танца: в нем нет полного воспроизведения того или иного образа, но желаемый эротический образ, тем не менее, формируется. Стилизованный этнический танец расширяет границы традиционной мордовской пластики, модифицируя национальную хореографию, соединяя ее с современными элементами и языком эротического характера.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Костерина, Мария Анатольевна, 2008 год
1. Андреев, A.JI. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: Методологические аспекты проблемы / A.JI. Андреев. М.: Наука, 1981.-320с.
2. Андреева, Е. «АН we need is love», или формы отечественного эротического сознания / Е. Андреева // Искусство Ленинграда. 1991. - №4. - С.58-63.
3. Андрусенко, В.А. Чувственное и рациональное в наглядном образе / Д.В. Пивоваров, В.А. Андрусенко // Чувственное и рациональное. Свердловск, 1982. -С.62-70.
4. Аристотель. Этика к Никомаху / Аристотель // Философы Греции. М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.-С.822, 1050.
5. Аркина, Н.Е. Языком танца / Н.Е. Аркина. М.: Знание, 1975. - 56с.
6. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М.: Прогресс, 1974.-392с.
7. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания / Б.В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1974.-249с.
8. Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира: учеб пособие / В.Е. Баглай. Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 405с.
9. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. — М.: Рольф, 2001.-263с.
10. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход / Е.Я. Басин. -М.: Знание, 1985. 64с.
11. М.Басин, Е.Я. Творческая личность художника / Е.Я. Басин. М.: Знание, 1988.-61с.
12. Бахрушин, Ю. История русского балета / Ю. Бахрушин. — М.: Просвещение, 1977.-200с.
13. Белинский, В.Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. / Сост., вступ. Статья и коммент. Н.К. Гея / В.Г. Белинский. М.: Искусство, 1986. -Т.1.- 260 е., 1л. портр.
14. Берхин, Н.Б. Общие проблемы психологии искусства / Н.Б. Берхин. М.: Знание, 1981.-64с.
15. Блазис, К. Искусство танца. / В кн. классики хореографии / К. Блазис. -М.-Л: Искусство, 1937. 333с.
16. Блок, Л.Д. Классический танец: История и современность / Л.Д. Блок. — М., 1987.-С.98.
17. Богданов, Б.Б. Методические рекомендации по педагогическому руководству хореографическим коллективом (для студентов хореографических факультетов) / Б.Б. Богданов. М.: МГУКИ, 2000. -24 с.
18. Богданов, Г.Ф. Работа над композицией и драматургией хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2007. - 192с., ил., нот.
19. Богданов, Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. Вып.1. - 144с., ил., нот.
20. Богданов, Г.Ф. Работа над содержанием хореографического произведения: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. - 144с., ил., нот.
21. Богданов, Г.Ф. Работа над танцевальной речью: Учебно-методическое пособие / Г.Ф. Богданов. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2006. -160с., ил., нот.
22. Богданов, Г.Ф. Танец: от рисунка и мизансцены к образу / Г.Ф. Богданов. -М., 2003.-66с.
23. Богданов, Ю.А. Сущность и явление / Ю.А. Богданов. Киев: Изд-во АН УССР, 1962.-232с.
24. Борев, Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. / Ю.Б. Борев. М.: Политиздат, 1988.- 496с.: ил.
25. Боровский, А. Диалектика жанра / А. Боровский // Искусство Ленинграда.- 1991. №4. -С.33-39.
26. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. Калининград: Янтарный сказ, 2000. — С.555.
27. Брыжинский, B.C. Мордовские народные игры / B.C. Брыжинский. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1996. - 16с.31 .Брыжинский, B.C. Народный театр мордвы / B.C. Брыжинский. Саранск, 1985.-С.52.
28. Бурнаев, А.Г. Мордовский танец (история, методика, практика): Учеб пособие / А.Г. Бурнаев. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 232с.
29. Буров, А.И. Эстетическая сущность искусства / А.И. Буров. М.: Искусство, 1956. - 176с.
30. Бухвостова, Л.В. Мастерство хореографа / Л.В. Бухвостова. Орел: ОГИ-ИК, 2004.- 144с.
31. Бычков, В.В. Художественный образ // Эстетика / В.В. Бычков. М., 2005.- С.268-270.
32. Ванслов, В.В. Балет в ряду других искусств / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1977. — Вып. 2. С.5-32.
33. Ванслов, В.В. Балет как синтетическая разновидность искусства танца / В.В. Ванслов // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. - С.170-180.
34. Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах современности / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1979. - Вып.З. - С.5-36.
35. Ванслов, В.В. Статьи о балете: Музыкально-эстетические проблемы балета / В.В. Ванслов.- Л.: Музыка, Ленингр. отд-ние., 1980. 191с.
36. Валькман, Ю.Р., О языке образного мышления / Ю.Р. Валькман, Л.Р. Ис-магилова // Труды Международного семинара Диалог'2004 «Компьютер' ная лингвистика и интеллектуальные технологии». 2004. - С. 159-161.
37. Вельфлин, Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения /Г. Вельфлин. — СПб.: Алетейя, 1999. — С.238.
38. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусства: Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. СПб.: МИФРИЛ, 1994. - 427с.
39. Власенко, Г .Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенко. Самара: Изд-во Самар.ун-та, 1992. - 194с.
40. Власов, В.Г. Барокко / В.Г. Власов // Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995. -Т.1. - С.90-103.
41. Власов, В.Г. Китч / В.Г. Власов // Стили в искусстве. СПб.: Кольна, 1995. - Т. 1.-672с.
42. В л асов, В.Г. Рокайль. Рококо / В.Г. Власов // Стили в искусстве СПб.: Кольна, 1995. - Т. 1. - С.455-464.
43. Волков, И.Ф. Теория литературы: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей / И.Ф. Волков. М.: Просвещение: Владос, 1995. - С.72.
44. Волкова, Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е.В. Волкова. М.: Искусство, 1988. - 239с.
45. Волкова, Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа / Е.В. Волкова. -М.: Изд-во МГУ, 1976. - 286с.
46. Волынский, А.Л. Книга ликований: Азбука классического танца / А.Л. Волынский. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 297с.
47. Воронина, Н.И. Культурные инверсии Российской провинции / Н.И. Воронина // От массовой культуры к культуре инцивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. Сб.ст. М.: НИИ, 1998. - С.295-305.
48. Воронина, Н.И. Теоретическая культурология / Н.И. Воронина. Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 2001. - 207с.
49. Все о балете. Словарь-справочник / сост. ЕЛ. Суриц; под ред. Ю.И. Слонимского. М.-Л.: Музыка, 1966. - 455с.
50. Всеволодский-Гернгросс, В. История театра. В 2-х т./ В. Всеволодский-Гернгросс. Д., М.: Театркинопечать, 1929. - Т.1. - 574с.
51. Выготский, JI.C. Психология искусства / JT.С. Выготский. -М.: Искусство, 1968.-576с.
52. Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса / Б.П. Вышеславцев. — М.: Республика, 1994. 367с.
53. Гаевский, В.В. Возрождение / В.В. Гаевский // Театр. 1990. - №12. -С. 154-155.
54. Галлеев, Б.М. Полифония как принцип и полнота / Б.М. Галлеев // М.М. Бахтин. Эстетическое наследие и современность. Саранск, 1992. — 4.1. - С.238-247.
55. Гальперин, П.Я. О формировании чувственных образов и понятий / П.Я. Гальперин // Материалы совещания по психологии. М., 1967. - 417с.
56. Гвоздев, A.A. О реформе балета / A.A. Гвоздев // Жизнь искусства. — 1928.- №1. С. 1-6.
57. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. / Г.В.Ф. Гегель.- М., 1968-1969. Т.З. -С.384-385.
58. Герасимова, И.А. Гармония индивидуального и универсального, отраженная в танце / И.А. Герасимова // От массовой культуры к культуре индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации. М.: Ин-т искусствознания, 1998. - С. 144-167.
59. Герасимова, И.А. Философское понимание танца / И.А. Герасимова // Вопросы философии. 1998. - № 4. - С.30-63.
60. Гибсон, Д. Экологический подход к зрительному восприятию / Д. Гибсон.- М.: Прогресс, 1988. 463с.
61. Глазычев, B.JI. Образы пространства / B.JI. Глазычев // Творческий процесс и художественное восприятие. — Л., 1978. — С. 159-174.
62. Гончарова, Е.А. Расширение категориального аппарата в современных исследованиях текста / Е.А. Гончарова // Лингвистика на исходе XX века: итоги и перспективы: Тез. междунар. конф. -М.: МГУ, 1995. Т. 1. — 115с.
63. Грицук, С. Магия эротического символа / С. Грицук. — М.: SG-ART, 1999. -96с.
64. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. М.: Сон.художник, 1984. - 335с.
65. Громов, Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера / Ю.И. Громов. СПб.: СПб ГУЛ, 1997. - 224с.
66. Губанов, Н.И. Образное и знаковое в чувственном отображении / Н.И. Губанов // Филос. науки. 1980. - №5. - С.57-65.
67. Гулыга, A.B. Принципы эстетики / A.B. Гулыга. -М.: Политиздат, 1987. -286с.
68. Даниэль, С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия: о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С.М. Даниэль. — Д.: Искусство. Ленингр. отделение, 1990. — 221с.
69. Добровольская, Г.Н. Танец. Пантомима. Балет / Г.Н. Добровольская. Л.: Искусство, 1975. -125с.
70. Дюкова, Н. Танцы и эротика / Н. Дюкова // Вестник танцевальной жизни. -2001.- №52. С.36-37.
71. Евсевьев, М.Е. Братчины и другие религиозные обряды // Евсевьев М.Е. Избранные труды. В 5 т. / М.Е. Евсевьев. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1966. -Т.5. - С.342-385.
72. Еремеев, А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества / А.Ф. Еремеев. — М.: Искусство, 1987. — 317с.
73. Еремеев, А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. / А.Ф. Еремеев. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. -4.1 160с.
74. Еремеев, А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. / А.Ф. Еремеев. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -4.2 220с.
75. Еремеев, А.Ф. Происхождение искусства / А.Ф. Еремеев. — М., 1970. -С. 181-206.
76. Еремина, М.Ю. Роман с танцем / М.Ю. Еремина. СПб.: Танец, 1998. -252с.
77. Ермакова, O.A. Состояние современного танца / O.A. Ермакова // Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПб ГУП, 2003. -С.28-40.
78. Есаулов, И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера / И.Г. Есаулов.-Ижевск: Издат. дом «Удмурт, ун-т», 2000. 320с.
79. Жуковский, В.И. Зримая сущность: Визуальное мышление в изобразительном искусстве / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1990. - 350с.
80. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р.В. Захаров. М.: Искусство, 1976. -351с.
81. Захаров, Р.В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р.В Захаров. М.: Искусство, 1967.- 62с.
82. Каган, М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций / М.С. Каган. СПб: Петрополис, 1997. - 544с.
83. Каган, М.С. Культура философия - искусство (Диалог) / М.С. Каган, Т.В. Холостова. - М.: Знание, 1988. - 64с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика»; № 2).
84. Казин, А. Л. Художественный образ и реальность: Опыт эстет,-искусствоведческого исследования / АЛ. Казин. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1985.- 120с.
85. Казин, АЛ. Эстетическое и художественное (К вопросу о границах искусства) / А.Л. Казин // Вопр.философии. 1978. - №2. - С.107-118.
86. Кант, И. Сочинения в шести томах / И. Кант. М.: «Мысль», 1966. - Т.5. -564с.
87. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Кара-сик. Волгоград: Перемена, 2002. - С. 166-205.
88. Карп, П.М. Балет и драма / П.М. Карп. Л.: Искусство, Ленингр. отд., 1980. - 246с.
89. Карп, П.М. О балете / П.М. Карп. М.: Искусство, 1967. - 226с.
90. Киященко, Н.И. Эстетика — философская наука / Н.И. Киященко. М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. - 592 е.: ил.
91. Кларк, К. Нагота в искусстве / К. Кларк. СПб.: Азбука-классика, 2004. -480с.
92. Кондратенко, Ю.А. Становление и развитие категории «характерное» в теории танца: моногр. / Ю.А. Кондратенко; науч.ред. Н.И. Воронина. — Саранск: Изд-во Мордов.ун-та, 2008. 104с.
93. Королева, Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX в.) / Э.А. Королева // Сов. этнография.- 1975. -№5.-С.147-155.
94. Королева, Э.А. Танец и художественная культура: от возникновения человечества до первых великих цивилизаций / Э.А. Королева. Минск: Ар-мита-Маркетинг, менеджмент, 1997. - 188с.
95. Королева, Э.А. Ранние формы танца / Э.А. Королева. Кишинев: Шти-инца, 1977.-215с.
96. Корнишина, Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г.А. Корнишина. Саранск: Б.и., 2000.- 150с.
97. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра / В.М. Красовская. JL: Искусство, 1981. - 286с.
98. ПО.Креплев, Ю.А. О роли разума в восприятии произведений искусства / Ю.А. Креплев. М.: Музыка, 1970. - 72с.
99. Ш.Кривцун, O.A. Психологические корни эротического искусства / O.A. Кривцун. М., 2001. - 120с.
100. Кривцун, O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект-Пресс, 2001. -С.40.
101. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства / Е.П. Крупник. -М.: Институт психологии РАН, 1999. 240с.
102. КуКарцева, М.А. Некоторые идеи постструктурализма и деконструкти-визма в философско-историческом знании США / М.А. Кукарцева, E.H. Коломеец // Философия и общество. — 1999. №1. — 94с.
103. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2т. — СПб.: Университетская книга: ООО «Апетейя», 1998. 447с.
104. Куценков, П.А. Некоторые проблемы периодизации первобытного и традиционного искусства / П.А. Куценков // Восток. №3 - 2001. - С.5 -18.
105. Лановенко, О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели / О.П. Лановенко. Киев: Наук. Думка, 1987. -245с.
106. Левшина, И.С. Как воспринимается произведение искусства / И.С. Лев-шина. М.: Знание, 1983. - 96с.
107. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1998. - 198с.
108. Лисаковский, И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник / И.Н. Лисаковский. М.: Издательство РАГС, 2002. - 240с., ил.
109. Литературный энциклопедический словарь / Под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. -М.: Сов. энциклопедия, 1987. 751с.
110. Лифарь, С. Мемуары Икара / С. Лифарь. М.: Искусство, 1995. - 358с.
111. Лихачев, Д. "Смеховой мир" Древней Руси / Д. Лихачев, А. Панчен-ко.-Л., 1975.-С.145.
112. Лободанов, А.П. Неприкладные искусства / Лекции по семиотике. Выпуск II / А.П. Лободанов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. - 214с.
113. Лосев, А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев. -М.: Мысль, 1993.-С.68
114. Лотман, Ю.М. Избранные статьи: В Зт. / Ю.М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992.-Т. 1 -479с.
115. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. — М., 1970. С.72-73.
116. Луговая, Е.К. Проблема способа бытия и записи произведения исполнительского искусства (на примере хореографического искусства) / Е.К. Луговая // Смыслы культуры. СПб., 1996. - С.317-319.
117. Лукиан. О пляске. Собрание сочинений / Лукиан. М.-Л., 1935. - Т.2. -С.53,54.
118. Майнов, В.Н. Предварительный очерк имеющихся в литературе сведений о мордве / В.Н. Майнов // ИИРГО. Т.Х1П. - Вып.11. - 1877. - С.92, 100.
119. Малинина, Н.Л. Диалектика художественного образа / Н.Л. Малинина. -Владивосток: Изд-во ун-та, 1989. 141с.
120. Малышев, И.В. Эстетика: курс лекций / Российская академия музыки им. Гнесиных / И.В. Малышев. М., 1994. - 190с.
121. Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: «Прогресс», 1980. - С.159-167.
122. Мартынов, В.Ф. Философия красоты / В.Ф. Мартынов. — Минск, 1999. -333с.
123. Мартынов, Ф.Т. Человеческое бытие и бытие произведения искусства / Ф.Т. Мартынов. Свердловск: Изд-во ун-та, 1988. - 183с.
124. Маркелов, М.Т. Саратовская мордва: Этногр.материалы / М.Т. Маркелов // Сарат.этнограф.сб. Саратов, 1922. - Вып.1. - С. 102-108.
125. Матиев, К. Природа художественного образа / К. Матиев. Фрунзе: Кыргызстан, 1985. - 108с.
126. Машевский, А. И всем этим ты управляешь / А. Машевский // Искусство Ленинграда. 1991. - №4. - С.4-7.
127. Мейлах, Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Б.С. Мейлах. — М.: Искусство, 1985.-318с.
128. Мейлах, Б.С. Новое в изучении художественного творчества / Б.С. Мейлах, Е.И. Высочина. -М.: Знание, 1985. 64с.
129. Мельников-Печерский, П.И. Очерки мордвы / П.И. Мельников-Печерский. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 134с.
130. Мессерер, А. Танец. Мысль. Время / А. Мессерер. М.: Искусство, 1979. - 175с.
131. Мигунов, A.C. Искусство и процесс познания / A.C. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 1968.-492с.
132. Михайлова, A.A. О художественной условности / A.A. Михайлова. М.: Мысль, 1970.-300с.
133. Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы / Н.Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. — 336с.
134. Морина JI.П. Мифология и феноменология танца / Л.П. Морина. Авто-реф.дис. .канд.фил.наук: 24.00.01. СПбГУ. - СПб., 2003. - 20с.
135. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце и балетах / Ж.Ж. Новерр.- М.: Искусство, 1964.-381с.
136. Новочадов, В. Мордва / В. Новочадов // Тамбов, епарх. ведомости. -1878.-№4.-С.400.
137. Новейший философский словарь. Минск, 1998. - 950с.
138. Оганов, A.A. Произведение искусства и художественный образ / A.A. Оганов. М.: Знание, 1978. - 64с.
139. Оганов, A.A. Теория отражения и искусство / A.A. Оганов. М.: Искусство, 1978. - 133с.
140. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; 3-е изд., стереот. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: АЗЪ,1995. - 928с.
141. Панферев, В.И. Основы композиции танца / В.И. Панферев. Челябинск, 2003.-255с.
142. Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца / В.М. Пасютинская. М.:' Просвещение, 1985. -224с.
143. Платон. Собрание сочинений в 4 т. / Платон М: Мысль, 1993. - Т.2. -528с.
144. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / A.A. Потебня. М.: Искусство, 1976. - 614с. - (История эстетики в памятниках и документах).
145. Проблема пластичности и выразительности в искусстве: Материалы к курсу «Философия искусства» / Ю.А. Кондратенко, М.В. Логинова. Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2000. - 29с.
146. Прозин, Н. Картины мордовского быта / Н. Прозин // Пенз. губерн. ведомости: (Часть неофициальная). — 1865. №40. — С.244.
147. Прокина, Т.П. Мордовский народный костюм / Т.П. Прокина, М.И. Су-рина. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990. 383 с.
148. Психология процессов художественного творчества. JL: Наука, 1980. -285с.
149. Пурин, А. Разговоры о непристойном / А. Пурин, Н. Кононов // Искусство Ленинграда. 1991. - №4. - С.69-79.
150. Роговин, М.С. Чувственный образ и мысль / М.С. Роговин // Вопр. философии. 1969. - №9. - С.44-56.
151. Роден. Сборник статей о творчестве / Роден. М.: Изд-во иностр.лит., 1960.-129с.
152. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев.- М.: Аграф, 1997. -384с.
153. Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1998. - 703с., 16с. вкл.
154. Рыков, П.С. Очерки по истории мордвы / П.С. Рыков. — М.: Учпедгиз, 1933.-112с.
155. Самородов, К.Т. Мордовская обрядовая поэзия / К.Т. Самородов, Саранск, 1980.-168с.
156. Самохин, В.Н. Эстетическое восприятие / В.Н. Самохин. М.: Мысль, 1985.-207с.
157. Серова, С.А. Китайский классический танец / С.А. Серова // БЭ, С.251-252.
158. Славин, A.B. Наглядный образ в структуре познания / A.B. Славин. — М.: Политиздат, 1971. 271 с.
159. Слонимский, Ю.И. В честь танца / Ю.И. Слонимский. М.: Искусство, 1968.-369с.
160. Слонимский, Ю.И. П.И. Чайковский и балетный театр его времени / Ю.И. Слонимский. М.: Гос. муз. изд-во, 1956. — 335с.
161. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера / И.В. Смирнов. М.: Просвещение, 1986.- 192с.
162. Смирнов, И.В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением/И.В. Смирнов. -М.: Б.и., 1979.-71с.
163. Смирнов, И.Н. Мордва: Историко-этнографический очерк / НИИ гума-нит.наук при Правительстве Респ. Мордовия / И.Н. Смирнов. Саранск: Тип. «Крас. Okt.», 2002. - 296с.
164. Смольянов, И.В. Природа художественного образа / И.В. Смольянов.-М.: Знание, 1982.-62с.
165. Снежницкий, Г.И. Мордовский праздник «Вермавы» (Вербного воскресенья) и «Верявы» / Г.И. Снежницкий // Пенз. епарх. ведомости. 1871. -№19-20.-С.593.
166. Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994.-256с.
167. Соколов-Каминский, A.A. Хореограф и музыкальная драматургия спектакля / A.A. Соколов-Каминский // Музыка и хореография современного балета. Л., 1987. - С. 121 - 146.
168. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. A.A. Мелик-Пашаев. М.: Олимп: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. -816с.
169. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000слов. М.: Рус. яз., 1992.-740с.
170. Соллертинский, И.И. Статьи о балете / И.И. Соллертинский. М.: Музыка, 1973.-206с.
171. Струнина, E.H. Пластичность как форма реализации культуры личности / E.H. Струнина / Автореф. дис. . канд. фил. Наук: 24.00.01. Нижний Новгород, 2004. — 32с.
172. Ступников, А. Лицедеи намедни и ныне / А. Ступников. СПб.: Европейский дом, 2003. — 132с.
173. Субботин, М.М. Гипертекст: Новая форма письменной коммуникации / М.М. Субботин // Итоги науки и техники.- М., 1994. Т. 18. - 387с.
174. Суворов, H.H. Пути создания художественного образа: Роль воображения в художественном творчестве / H.H. Суворов. — М.: Знание,\ 1984. — 64с.
175. Суриц, ЕЛ. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е.Я. Суриц. — М.: Искусство, 1979. 358с.
176. Тацит, К. Сочинения в двух томах / Т.1 Анналы. Малые произведения / К. Тацит. JL: Изд-во «Наука», 1969. - 444с.
177. Творческий процесс и художественное восприятие. Д.: Наука, 1978. -278с.
178. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П.А. Марков: В5-ти т. — М.: «Сов. энциклопедия», 1967. Т.4.- стб. 1145.
179. Тихомиров, В.Д. Артист, балетмейстер, педагог / В.Д. Тихомиров. М.: Искусство, 1971,- 130с.
180. Ткаченко, Т. Работа с танцевальным коллективом / Т. Ткаченко. М.: Искусство, 1958.- 146с.
181. Толстой, JI.H. Что такое искусство? / JI.H. Толстой. — М.: Современник, 1985.-592с.
182. Уральская, В.И. Природа танца / В.И. Уральская. М.: Сов. Россия, 1981.- 112с.
183. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А. Успенский. СПб.: Азбука, 2000.-352с.
184. Философия любви. 4.1. Тема любви в истории философии и культуры. — М.: Политиздат, 1990. 510с.
185. Философия любви. 4.2. Антология любви. — М.: Политиздат, 1990. — 605с.
186. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1980.-444с.
187. Фокин, М.М. Против течения: воспоминания балетмейстера, сценарии и замыслы балетов, статьи, интервью, письма / М.М. Фокин. — Л. : Искусство, 1981.-510с.
188. Фрейд, 3. Я и оно / 3. Фрейд. М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1998. - С.141,143-144.
189. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век: Пер.с нем. / Э. Фукс. М.: Республика, 1994. - 442с., ил.
190. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век: Пер.с нем. / Э. Фукс. М.: Республика, 1994. - 479с., ил.
191. Фукс, Э. Иллюстрированная история нравов: Эпоха Ренессанса: Пер.с нем. / Э. Фукс. М.: Республика, 1993. - 511с., ил.
192. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 1999.-398с.
193. Холфин, Н.С. Опыт теории хореографии (виды хореографического искусства) / Н.С. Холфин // Балет. 1988. - №4. - С.54-57.
194. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. М.: Знание, 1978. - 206с.
195. Чефранова, Н.В. О внутренней технике артиста балета / Н.В. Чефранова.-М.: Искусство, 1967. 144с.
196. Чистякова, В.В. В мире танца. Беседы о балете / В.В. Чистякова. М.: Искусство, 1964. - 132с.
197. Шахматов, A.A. Мордовский этнографический сборник / A.A. Шахматов.-СПб.: Тип. Императорской АН, 1910. 848с.
198. Шеллинг, Ф.В. Система трансцендентального идеализма / Ф.В. Шеллинг // Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2 т.- М., 1987. Т.1.
199. Шестаков, В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство / В.П. Шестаков. — М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 1999. 462с.
200. Шестакова, A.B. Научная антропология как источник «театральной антропологии» / A.B. Шестакова // Обсерватория культуры. — М.: ФГУ РГБ, 2008. -№4.-С.38-45.
201. Шуляев, А.Д. Жизнь и песня (Поэтическая система традиционной народной музыки мордвы) / А.Д. Шуляев. Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1986,- 171с.
202. Эльяш, Н.И. Образы танца / Н.И. Эльяш. М.: Знание, 1970. - 239с.
203. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447с.215а. Юрченкова, Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н.Г. Юрченкова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - 156с.
204. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. М.: Искусство, 1964. - 86с.
205. Ястребов, Ю.И. От замысла до художественного воплощения / Ю.И. Ястребов. М.: Сов. Россия, 1978. - 67с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.