Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Бакина, Светлана Юрьевна

  • Бакина, Светлана Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 157
Бакина, Светлана Юрьевна. Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2007. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бакина, Светлана Юрьевна

Введение.

Глава 1. Эротизм в истории хореографического искусства

1.1. Эротизм в истории культуры и искусства.

1. 2. Эротизм в истории хореографического искусства в контексте различных культурных парадигм.

Глава 2. Интерпретация эротизма в хореографическом искусстве XX века

2. 1. Интерпретация эротизма в балетном театре XX века.

2. 2. Интерпретация эротизма в современном спортивном бальном танце.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эротизм в хореографическом искусстве. Исторический и современный аспект»

Актуальность темы.

Эротизм - сложная, многоаспектная проблема, пограничная между искусством, философией и психологией. Настоящее исследование рассматривает эротизм как художественно-эстетическую категорию. Анализ эротизма разворачивается в направлении исследования многообразия его проявления в хореографическом искусстве, где эротизм находит свое творческое осмысление и художественное отображение посредством танца.

Искусство XX века предлагает различные формы и способы интерпретации любви и эроса. Эти попытки, конструктивные или деконструктивные, скептические и догматические, символические и прагматические, экзистенциалистские, фрейдистские, религиозные, структуралистские и постструктуралистские, создают новое, отличное от предыдущих эпох, понимание эротизма.

Современное хореографическое искусство находится в тесной зависимости от тех трансформаций исторического и общекультурного ландшафта, которые переживались на протяжении XX века и были вызваны поиском новой ценностно-эстетической, смысловой и технологической парадигмы. В XX столетии произошли коренные изменения в отношении к эротической культуре - важнейшей сфере бытия, сопряженной с экзистенциальными ценностями человечества: «в последние сто лет интерес к полу стал всемирным: никогда еще в искусстве, в науке, в публичной жизни он не взлетал так высоко»1. Эротизм перестал быть табуированной сферой общественной жизни, возникли новые науки, новое, реалистическое просвещение. Появилась возможность действительно научного, свободного от цензуры и идеологических догм осмысления сущности и значения эротизма в искусстве в целом, и в хореографическом искусстве - в частности.

1 Рюриков Ю. Б. Любовь: ее настоящее и будущее / Философия любви. Ч. 1. Тема любви в истории философии и культуры. М., 1990. С. 268.

Эротизм в хореографическом искусстве представляет несомненный интерес в качестве самостоятельного предмета исследования. Проблема его интерпретации имеет важное значение в связи со структурой и эволюцией художественного образа в современном хореографическом искусстве, а на фоне постмодернистской реабилитации телесности как глобального креативного принципа пост-культуры эта тема, включающая в себя широкие историко-культурные и общеэстетические ассоциации, становится одной из ключевых для осмысления художественного процесса в современном искусстве в целом.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется: необходимостью научного и искусствоведческого осмысления эротизма в хореографическом искусстве прошлого и современности; многоаспектной характеристикой проблемы в условиях отсутствия специальных работ на эту тему.

Малая изученность данного вопроса, как в историческом, так и в теоретическом плане, определила необходимость исследования материала в системе его взаимосвязи с широким кругом культурно-исторических проблем, что позволило раскрыть тему диссертации в контексте фундаментального развития искусства.

Степень научной разработанности проблемы.

Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, затрагивающие различные направления философской, эстетической и искусствоведческой мысли.

Тема любви и её эротической составляющей достаточно широко отражена в философии. Ей посвящены философские работы Диогена, Кратета, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Плутарха, апостола Павла (Античность); Августина Блаженного, П. Абеляра, М. Монтеня, М.Фичино (Средние века и Возрождение); Т. Гоббса, Б. Паскаля, Б. Спинозы, И. Канта, И. Гете, Ш. Монтескье, А. Камю, Б. Рассела, Л. Толстого, И. Мечникова, В. Соловьева, В.

Розанова, Л. Шестова (Новое и Новейшее время) и др.1 Тем не менее, и сегодня феномен любви остается для человека тайной, которая по-прежнему привлекает ведущих мыслителей и художников, и существует мнение, что «история европейской философии, начиная с античности и вплоть до нашего времени, представляет собой путь к познанию этой великой тайны»2.

Отправной точкой в философском аспекте исследования является диалог Платона «Пир»3. Идеи Платона дали почву для последующих философских изысканий. Так, его мысль об эросе как всеобъемлющей, могущественной силе нашла отражение и развитие в работах З.Фрейда и его последователей4 - К. Юнга, В. Райха, Э. Фромма, А. Адлера и др. Психоаналитическая эстетика фрейдизма и постфрейдизма оказала сильнейшее влияние на искусство XX века.

Проблема эротизма, которая изначально рассматривалась в контексте проблемы любви, постепенно стала самостоятельным объектом исследования для философов, культурологов, психологов. К сожалению, долгое время работы зарубежных исследователей (такие как «Руководство по классической эротологии» Ф. К. Форберга, «История эротизма», «Эротика искусства» Ж. М. Ле Дюка, «Естественная история любви» М. Ханта) не переводились на русский язык. Исключением были книги Э. Фукса5 - крупного историка любовной культуры, автора «Истории нравов», «Истории эротического искусства» и других капитальных трудов.

Русская философия эроса развивалась особым образом - она изначально была тесно связана с русской литературой и проникнута свойственным ей

1 Мир и эрос. Антология философских текстов о любви. М., 1991; Философия любви. Ч. 2. Антология любви. М., 1990; Эрос: Антология. М., 1998.

2 Шестаков В. П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М., 1999. С. 177.

3Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М., 1993.

4Маркузе Г. Одномерный человек. М., 2003; Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда. Киев, 1995; Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995; Юнг К. Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1998 и др.

5 Фукс Э. История нравов. Смоленск, 2002; Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М., 1995. глубоким психологизмом. Долгое время тема эротизма была вытеснена в табуированную сферу общественной жизни и находила свое легитимное выражение, в основном, в немногочисленных работах по психологии и сексологии. Ситуация переменилась в последней четверти XX века, когда в силу коренных социокультурных изменений, раскрепостивших личность и общество, эротизм перестал быть запретной темой в нашей стране.

В настоящее время существует достаточно обширный ряд исследований, посвященных, в том числе, проблеме эротизма в истории культуры и искусства. Среди прочих в контексте диссертации особенно ценными оказались труды А. Макейчика, В. Шестакова, И. Кона и др., в которых раскрывается сущность эротизма, анализируются формы и способы его проявления в истории человечества1. Большой интерес в связи с исследуемой проблемой представляют работы В. Мартынова, У. Эко, Ф. Комара, Д. Паке и др., посвященные исследованию эволюции эстетических идеалов красоты в истории искусства и культуры2.

Несмотря на то, что тема эротизма достаточно освещена в современной научной литературе, проблема эротизма в хореографическом искусстве остается практически неисследованной. Второстепенным образом она затрагивается в балетоведческой литературе в связи с творчеством М. Фокина, В. Нижинского, К. Голейзовского, Л. Якобсона, Ю. Григоровича, Б. Эйфмана, М. Бежара, М. Эка и других хореографов и танцовщиков, привнесших яркую эротическую окраску в искусство танца3.

Одна из немногочисленных попыток напрямую обратиться к теме эротизма в хореографическом искусстве была осуществлена в специализированном

1 Макейчик А. А. Философия любви. СПб., 2003; Шестаков В. П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М., 1999; Кон И. С. Сексуальность и культура. СПб., 2004; Философия любви. Ч. 1. Тема любви в истории философии и культуры. М., 1990.

2 Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск, 1999; Эко У. История красоты. М., 2005; Комар Ф. Искусство и человек. М., 2002; Паке Д. История красоты. М., 2003.

3 Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб., 2004; Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М., 1979; Чурко Ю. Борис Эйфман. Восхождение. СПб., 2005 и др. издании «Ты, Эрот.» журнала «Искусство Ленинграда» (№4, 1991) об эротике в культуре и искусстве, в том числе хореографическом. О. Розанова, Н. Зозулина - эти авторы рассматривают примеры интерпретации эротизма на русской балетной сцене XX века, дают свою оценку и комментарий1.

История и современное состояние балетного театра достаточно широко освещено в научной литературе и специализированных периодических изданиях. Приступить к исследованию позволил общий уровень науки о балете, достигнутый в работах Ж. Ж. Новерра, П. М. Карпа, В. М. Красовской, Г. Добровольской, Ю. И. Слонимского, Ф. В. Лопухова, Р. В. Захарова, В. Пасютинской, Е. Я. Суриц, В. В. Ванслова, Л. Д. Блок, Ю. И. Громова, Д. Н. Катышевой, Т. Е. Кузовлевой и др .

В отношении же спортивного бального танца, представляющего собой очень молодой вид хореографического искусства, остро ощущается необходимость формирования собственной научно-теоретической базы. Исторические корни и генезис бального танца позволяют использование литературы по историко-бытовому и народному танцу, а факт его вхождения в группу художественных видов спорта делают справедливым обращение к теоретическим разработкам в области «танцевального» спорта. Тем не менее, основным источником, отражающим современное состояние спортивного бального танца, можно считать периодические издания, посвященные этому виду хореографического искусства («Профессионал», «Танцевальный вестник», «Звезды над паркетом», «Вестник танцевальной жизни» и др.)

1 Розанова О. Грехопадение Терпсихоры // Искусство Ленинграда. 1991, №4. С. 49-53; Зозулина Н. Двухголосие // Искусство Ленинграда. 1991, №4. С. 82-83.

2 Новерр Ж.Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965; Карп П.М. О балете. М.,1967; Красовская В.М. Статьи о балете. Л., 1967; Добровольская Г. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л., 1968; Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб., 2004; Слонимский Ю.И. В честь танца. М., 1968; Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. М., 1972; Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М., 1976; Пасютинская В. Волшебный мир танца. М., 1985; Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. M., 1979; Ванслов B.B. Статьи о балете. Л., 1980; Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., 1987; Громов Ю. И. От Школы на Росси к Школе на Фучика. СПб., 2001; Катышева Д. H. Магия таланта. СПб., 2005; Кузовлева Т. Е. Хореографические странствия H. Боярчикова. СПб., 2005.

В целом, представленный в научной литературе материал по теме данного диссертационного исследования имеет лишь частично аналитический и преимущественно фактологический характер. Освещены отдельные аспекты, касающиеся темы диссертации, в то время как возникла необходимость их комплексного изучения и анализа с позиций современного искусствоведения.

Таким образом, как показал анализ научной и специальной литературы, связанной с темой диссертации, данная работа является первым серьезным научным исследованием в отечественном искусствоведении, посвященным проблеме художественной интерпретации эротизма в хореографическом искусстве в контексте общих тенденций его развития.

Объект исследования - хореографическая практика в Европе и России в XX веке (балетный театр и спортивный бальный танец), предметом исследования является эротизм в хореографическом искусстве, рассматриваемый как художественно-эстетическая категория.

Цель диссертации - осмысление и анализ художественной интерпретации эротизма в хореографическом искусстве на примере балетного театра и спортивного бального танца в XX веке.

Задачи исследования:

1) определить понятие «эротизм» в истории культуры и искусства;

2) представить примеры интерпретации эротизма в истории танцевальной культуры;

3) обосновать основные тенденции интерпретации эротизма в хореографическом искусстве XX века;

4) проанализировать примеры интерпретации эротизма в балетном театре и в направлении спортивного бального танца в XX веке.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической базой данного исследования являются научные труды по истории, философии и теории искусства, по эстетике, по психологии творчества, по истории и теории хореографического искусства. Ключевыми являются следующие положения:

1) принципы онтологического и феноменологического анализа искусства (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, X. Гадамер, И. Герасимова)1 служат опорой для определения методологических основ разработки теоретических проблем хореографического искусства, так как в работе рассматривается онтологический аспект определения танца как феномена культуры и искусства, а также некоторые аспекты его феноменологии;

2) эстетическая проблематика искусства (А. Лосев, Ю. Борев, В. Бычков,

A. Зись, В. Власов, В. Максимов)2 поднимается в связи с необходимостью осмысления категориального статуса предмета исследования (эротизма) и определения его художественно-эстетической роли в хореографическом искусстве прошлого и современности;

3) история и эволюция эротизма как неотъемлемого компонента мировой художественной культуры (А. Макейчик, В. Мартынов, В. Шестаков, Э. Фукс, Г. Маркузе, Л. Выготский)3 служит опорой для осмысления проблемы эротизма в истории культуры и искусства;

4) осмысление эротизма как неотъемлемого компонента хореографического искусства (Лукиан, Э. Фукс, А. Абрамов, М. Бонч-Томашевский, Н. Евреинов, Л. Блок, О. Розанова)4.

1 Гуссерль Э. Собрание сочинений. М., 1994. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени; Хайдеггер М. Работа и размышления разных лет. М., 1993; Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003; Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб., 2001; Гадамер Г.Г. Истина и метод. M., 1988; Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Герасимова И. А. Философское понимание танца//Вопросы философии, №4,1998.

2 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978; Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988; Бычков В. В. Эстетика. М., 2002; Зись А. Искусство и эстетика: традиции, категории и современные проблемы. М., 1975; Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. 1. СПб., 1995; Максимов В. И. Оправдание Маркиза де Сада // Сад М.Жюстина, или Несчастья добродетели. СПб., 2007. С. 518.

3 Макейчик А. А. Философия любви. СПб., 2003; Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск, 1999; Шестаков

B. П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М., 1999; Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. M., 1995; Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда. Киев, 1995; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.

4 Лукиан. О пляске // Сочинения. Т. 2. СПб., 2001. С. 30-48; Балет и эстетика. СПб., 1896; Фукс Э. История нравов. Смоленск, 2002; Абрамов А. Эротика или порнография // Зрелища. 1923, №41. С. 4; Нагота на сцене /

Методы диссертационного исследования:

1) сравнительно-исторический метод (сопоставление эстетических реалий и их пластического выражения в разные исторические периоды);

2) метод художественно-стилистического анализа (выявление и обоснование основных тенденций в хореографическом искусстве XX века);

3) типологический метод (анализ интерпретаций эротизма в хореографическом искусстве XX века).

Источники исследования можно классифицировать следующим образом:

1) научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и т. п.);

2) биографии и автобиографии, мемуары, эссе, воспоминания, связанные с темой диссертации1;

3) профессиональные периодические издания в области хореографического искусства, рецензирующие новые арт-проекты и освещающие события художественной жизни прошлого и современности (журналы «Балет»; «Звёзды над паркетом», «Танцевальный вестник» и др.)

4) хореографические постановки, балетные спектакли, соревнования и семинары по спортивным бальным танцам и видеоматериалы с их записями;

5) справочно-энциклопедические издания, словари;

6) интернет-порталы, содержащие информацию по теме диссертации.

Научная новизна работы обусловлена комплексным и многоаспектным исследованием проблемы эротизма в хореографическом искусстве прошлого и современности, что позволило дать теоретическое обоснование его интерпретации в хореографическом искусстве XX века, выявить и охарактеризовать основные интерпретационные модели, сформулировать под ред. Н. Н. Евреинова. СПб., 1911; Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., 1987; Розанова О. Грехопадение Терпсихоры // Искусство Ленинграда. 1991, №4. С. 49-53.

1 Фокин М. М. Против течения. Л., М., 1962; Якобсон Л. В. Письма Новерру. Нью-Йорк, 2001; Бежар М. Мгновение в жизни другого. М., 1989; Ступников А. Лицедеи намедни и ныне. СПб., 2003; Сапогов А. Гармония духа и материи. М., 2003; Громов Ю. И. От Школы на Росси к Школе на Фучика. СПб., 2001 и др. проблему интерпретации эротизма в контексте современного хореографического искусства и культуры.

Практическая значимость данного исследования носит широкий теоретический и методологический характер и может выражаться в его использовании: в процессе искусствоведческого и культурологического изучения танцевального пространства XX века; как вспомогательного материала на лекционных и семинарских занятиях по истории и теории искусства (в том числе хореографического); в качестве методологического материала для эстетического и теоретического осмысления художественного процесса в современном искусстве; в качестве источниковедческой основы для дальнейших научных исследований.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определение понятия «эротизм» в хореографическом искусстве.

2. Характеристика эротизма в хореографическом искусстве как художественно-эстетической категории.

3. Обоснование эротизма как неотъемлемого компонента танцевальной культуры, выявление его роли в истории и эволюции хореографического искусства.

4. Выявление и обоснование основных аспектов, форм, способов и интерпретационных моделей эротизма в хореографическом искусстве XX века на примере балетного театра и спортивного бального танца как вида хореографического творчества.

Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику проводилось по следующим направлениям:

1. опубликование результатов исследования в печати (статьи, тезисы докладов);

2. научно-практические конференции («История Петербурга и современность» 30 июня 2005 года, «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» 26-27 октября 2005 года и 27 октября 2006 года, конференция в рамках Международного театрального фестиваля «Грани-2006» 12-15 января 2006 года и др.)

3. доклады и лекции для студентов и профессорско-преподавательского состава (курс лекций на кафедре хореографического искусства СПбГУП);

4. разработка методических рекомендаций для самостоятельной работы по дисциплине «Латиноамериканский танец».

Структура диссертации: работа состоит из Введения, двух Глав, Заключения и Библиографии (197 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Бакина, Светлана Юрьевна

Заключение

В заключение, обобщим основные результаты исследования.

С наибольшими трудностями в работе над диссертацией пришлось столкнуться при определении ракурса исследуемой темы. Так как проблема эротизма в хореографическом искусстве нова и абсолютно не исследована, перед автором по ходу работы возник достаточно широкий спектр аспектов этой темы, ждущих своего научного осмысления и обоснования. Этим фактом обусловлены как некоторые положительные качества работы -многоаспектность, комплексность, так и отрицательные - слишком широкий ряд рассматриваемых вопросов, возможно, помешавший придать исследованию окончательную логическую стройность и завершенность. Актуальность данного диссертационного исследования заключается, прежде всего, в постановке проблемы эротизма в хореографическом искусстве, а так же в намеченных автором путях ее теоретического осмысления.

При выборе терминологии был проанализирован и обобщен достаточно большой объем научной и специальной литературы, где исследуется природа и сущность эротизма, его теория и история. Исходя из этого, была дана характеристика эротизма, который был рассмотрен как сложная, многоаспектная проблема. Из всех аспектов этой проблемы был выбран для исследования один основной, определивший ракурс данного исследования -художественно-эстетический.

Имея перед собой задачу определения понятия «эротизм» в хореографическом искусстве как художественно-эстетической категории, были выделены его черты, присущие лишь данному виду искусства: передача художественного отображения эротики посредством музыкально-пластического языка танца, направленная на создание образного-смыслового ряда, включающего в себя ряд определенных знаков и символов, в которых осмысливается эротизм. Балетмейстер ограничен в выразительных средствах, он должен рассказать о любви посредством движения тел своих героев. Но, как справедливо считает Ю. Григорович, в его силах с помощью физиологических процессов передать метафизический смысл любви, «сделать так, чтобы эти тела оказались не только телами двух героев, оказались их сердцами, их душами, их помыслами»1.

Исследовательская работа проходила по двум основным направлениям -осмысление эротизма в истории хореографического искусства (исторический аспект) и анализ его интерпретаций в хореографическом искусстве XX века (современный аспект). Эти направления определили структуру диссертации, которая включает в себя две главы. Обобщение опыта многоаспектного рассмотрения проблемы эротизма в танцевальном искусстве различных эпох, предпринятого в первой главе диссертации, позволило логически перейти к исследованию проблемы его интерпретации в хореографическом искусстве XX века.

В диссертации на основе анализа истории культуры и искусства делается вывод об универсальном значении эротики, объединяющей людей на биологическом уровне, независимо от степени ее легитимизированности в той или иной культуре. XX век создал свое понимание эроса, на которое оказали мощное влияние коренные изменения в отношении к эротической культуре -важнейшей сфере бытия, сопряженной с экзистенциальными ценностями человечества. Эротизм стал обязательной темой современного искусства, но, вместе с тем, эротическую тему начала активно эксплуатировать и массовая культура, нацеленная на удовлетворение низких потребительских запросов, что привело к деформациям эротизма - примитивизму, китчу, трансгрессивной эротике, порнографии.

Рассматривая примеры эротизма в истории танцевальной культуры, автором выявлено, что на начальной стадии ее развития они, как правило, были связаны с проявлением дионисийского начала в танце. С развитием культуры происходило все большее закрепощение стихийной энергии эроса, и эротизм

1 Львов-Анохин Б. Мастера большого балета. - М., 1976. - С. 53. вытеснялся в зону народных танцев. Хореографическое искусство шло по пути эстетизации эротизма, облачения его в социально адаптированные формы. Параллельно с этими метаморфозами менялся и способ интерпретации эротической темы в хореографическом искусстве. По-видимому, сегодня еще рано подводить какие-либо окончательные итоги данного процесса, но его логика все же обнаруживает себя в истории современной культуры с определенной долей очевидности.

Историческое и эстетическое развитие танца в XX веке характеризовалось радикальной сменой способов понимания тела и, соответственно, форм телесной выразительности, что было вызвано поиском новой ценностно-эстетической, смысловой и технологической парадигмы. Исследование художественной интерпретации эротизма в хореографическом искусстве XX века на примере балетного театра и спортивного бального танца во второй главе диссертации показало, что современное хореографическое искусство находится в тесной зависимости от общей динамики исторических, политических и социокультурных изменений, которые переживались на протяжении XX столетия. Так, важнейшее значение для легитимизации эротической темы имела так называемая сексуальная революция, снявшая многие табу и запреты в культуре и искусстве.

На протяжении XX века эротизм находил самые разнообразные художественные интерпретации как в балетном театре, так и в направлении спортивного бального танца.

В балетном театре основными тенденциями интерпретации эротизма, выявленными в результате исследования, стали:

• Постепенное нарастание телесности как креативного принципа современной культуры, которое привело к преобладанию интересов тела (особенно в модерн- и contemporary- танце), а соответственно, - к своеобразной интерпретации эротизма, все чаще трактуемого с точки зрения физиологии.

• Психологизация эротизма под влиянием психоанализа, интерес к «запретной зоне» внутреннего мира личности, куда вытесняется все, что табуировано культурой: комплексы, тайные устремления, запретные влечения, зачастую принимающие трансгрессивные формы, связанные с аномальными состояниями и патологией.

• Использование эротизма с целью раскрыть некие другие проблемы, не всегда связанные с эротикой. Например - тема эроса-танатоса, отражающая мироощущение современного человека и во многом обусловленая влиянием экзистенциализма.

• Возникновение новой исполнительской манеры, включающей в себя элементы как мужской, так и женской техники, отразившей общемировую тенденцию стремления к унификации, к стилю «унисекс».

Также в диссертации была выявлена уникальная роль эротизма в формировании образного ряда в спортивном бальном танце, обусловленная его генезисом и спецификой. Многоплановый, многогранный, эротизм здесь выступает как неотъемлемый компонент восприятия художественного образа пары, и эта особенность выделяет спортивный бальный танец из числа других хореографических дисциплин.

Расширение и обогащение репертуара выразительных средств танца в XX столетии дало новые возможности для интерпретации эротизма - изменился как способ, так и функциональный аспект. До XX века существовал значительный разрыв между эротизмом и доступными формами его выражения, и художественно-эстетический аспект его использования занимал далеко не первостепенную позицию. В XX веке качественный момент использования эротизма существенно изменился: эротизм стал выступать как самостоятельное средство художественной выразительности, более сложный эстетический принцип. В современном хореографическом искусстве внутренние потребности человека, названные своими именами, получили художественное катарсическое разрешение.

В итоге, обобщая весь исследованный материал, можно заключить, что эротизм - неотъемлемая часть парадигмы современного хореографического искусства, и только комплексное исследование проблемы эротизма в хореографическом искусстве прошлого и современности, обусловленное ее многоаспектностью, позволило дать теоретическое обоснование его интерпретации в хореографическом искусстве XX века, выявить и охарактеризовать основные интерпретационные модели, сформулировать проблему интерпретации эротизма в контексте современного хореографического искусства и культуры.

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бакина, Светлана Юрьевна, 2007 год

1. Айседора: гастроли в России. М.: «APT» стд РФ, 1992. 415 с. Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово, 2001. 288 с. Бакл Р. Вацлав Нижинский: Новатор и любовник. М.: Центрполиграф, 2001. 495 с. 4. 5.

2. Балет и эстетика. СПб.: Типография В. М. Курочкина, 1896. 46 с. Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 623 с. Бальный танец Балет. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 56-57.

3. Батракова П. Язык живописи авангарда и миф Западное искусство XX в.: Проблема развития западного искусства XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. 5-50.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная 1990. 541 с.

5. Бежар М. Мгновение в жизни другого. М.: Союзтеатр СТД СССР, 1989.-238 с. 10. И. Беседы о Леониде Якобсоне. СПб.: Максима, 1993. 65 с. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с. 12.

6. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. 496с. Быховская И. М. «Человек телесный» в социокультурном литература, пространстве и времени. М.: ФОН, 1997. 209с. 14.

7. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2002. 556 с. Ванслов В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1968. 224 с.

8. Ванслов В. В. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1980. -189 с.

9. Власов В. Г. Барокко Стили в искусстве, Т. 1. СПб.: Кольна, 1995.-С. 90-103.

10. Власов В. Г. Искусство и мораль Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 3 СПб.: ЛИТА, 2000.-С. 357-358.

11. Власов В. Г. Китч Стили в искусстве. Т. 1. СПб.: Кольна, 1995. 278-279.

12. Власов В. Г. Куртуазные сюжеты Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8 т. Т. 4 СПб.: ЛИТА, 2001.-С. 51.

13. Власов В. Г. Рокайль. Рококо Стили в искусстве. Т. 1. СПб.: Кольна, 1995. 455-464. 22.

14. Власов В. Г. Стили в искусстве. Т. 1. СПб.: Кольна, 1995. 672 с. Всеволодский В. История театра. В 2 т. Т. 1. Л., М.: Театркинопечать, 1929. 574 с.

15. Всеволодский В. История театра. В 2 т. Т. 2. Л., М.: Театркинопечать, 1929. 508 с.

16. Выготский Л. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 572с.

17. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. 367 с.

18. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с. 28.

19. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 699 с. Гаевский В. Автопортрет Мориса Бежара Бежар М. Мгновение в жизни другого. М.: Союзтеатр СТД СССР, 1989. 227-238. 30.

20. Гаевский В. Дивертисмент. М.: Искусство, 1981. 378 с. Гвоздев Ю. В. Спортивные танцы. Гипотезы, анализ, размышления. Челябинск.: б. и., 2001.

21. Голейзовский К. Жизнь и творчество. М.: ВТО, 1984. 576 с.

22. Григорьев Балет Дягилева, 1909-1929. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993.-383 с.

23. Гриценко В.П. Культура как знаково-семиотическая система: Автореф. дис. ...докт. филос. наук: 09.00.01 Краснодар, гос. ун-т культуры и искусства. -М., 2000. 42с.

24. Громов Ю. И. От Школы на Росси к Школе на Фучика. СПб.: СПбГУП,2001.-147с.

25. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. СПб.: СПбГУП, 1997. 224 с.

26. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.

27. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994. 162 с.

28. Добровольская Г. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968. -177 с.

29. Добровольская Г. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. 495 с. 40.

30. Добровольская Г. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. 317 с. Добротворская К. А. Феномен Айседоры Дункан Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Л.: ЛГТМИК, 1991. 116127.

31. Дубник И. О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве: Дис. канд. филос. наук: 09.00.04 МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1984. 189с. 43.

32. Дункан А. Моя жизнь. Моя любовь. М.: Гелеос, 2006. 348 с. Евреинов Н. Н. Нагота на сцене Пагота на сцене под ред. П. Н. Евреинова. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1911. 1-9. 45.

33. Еремина М. Ю. Роман с танцем. СПб.: Танец, 1998. 252 с. Ермакова О. А. Новации хореографического языка в творчестве М. Бежара и Дж. Ноймайера. СПб: СПбГУП, 2002. 63 с.

34. Ермакова О. А. Новые выразительные средства в зарубежной хореографии второй половины XX века (творческие поиски М.

35. Ермакова О. А. Состояние современного танца Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. 28-40.

36. Западное искусство XX в. Проблема развития западного искусства XX в. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.-373 с. 50.

37. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.: Искусство, 1976. 349 с. Звездочкин В. А. Хореограф века Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. 612.

38. Зись А. Искусство и эстетика: традиции, категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. 447 с.

39. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. Калининград: Янтарный сказ, 2004. 207 с.

40. Ильин И. Постструктурализм-деконструктивизм-постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с. 55.

41. Карп П. М. О балете. М.: Искусство, 1967. 225 с. Катышева Д. Н. А. Домогаров в роли В. Нижинского и другие Магия таланта. СПб.: Нестор, 2005. 161-170.

42. Катышева Д. Н. Вацлав Пижинский образ личности, живуш;ей в масштабах вечности Хореографическое искусство: Теория, история, методика обучения. СПб.: СПбГУП, 2003. 17-23.

43. Катышева Дж., Соболева О., Генкина А. Из истории европейского авангарда в театре и кино XX века. СПб.: Пестор, 2002. 114 с.

44. Катышева Д. Н. Творческая личность энергия завоевания художественного пространства Магия таланта. СПб.: Нестор, 2005.-С. 3-16.

45. Колесникова А. В. Бал в России: XVIII начало XX в. СПб.: Азбука-классика, 2005. 304с.

46. Комар Ф. Искусство и человек. М: ACT, 2002. 160 с. Комаров Г. А. Лики зарубежной хореографии Искусство театра: вопросы теории и практики. Свердловск: Изд-во Уральского унта, 1989.-С. 120-160. 63. 64. Кон И. Сексуальность и культура. СПб.: СПбГУП, 2004. 101 с. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 с.

47. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII в. Л.: Искусство, 1979. 295 с.

48. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Преромантизм. Л.: Искусство, 1983. 431 с.

49. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Романтизм. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. 430 с.

50. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: Эпоха Новерра. Л.: Искусство, 1981. 286 с. 69.

51. Красовская В. М. Нижинский. Л.: Искусство, 1974. 207 с. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. Л., М.: Искусство, 1958. 309 с. 71.

52. Красовская В.М. Статьи о балете. Л.: Искусство, 1967. 340 с. Кузовлева Т. Е. Хореографические странствия Н. Боярчикова. СПб.: Балтийские сезоны, 2005. 237 с.

53. Левинсон А. Старый и новый балет. Пг.: Свободное искусство, б. г.-133 с. 74.

54. Лейзеров Н. Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. 208 с. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М.: Искусство, 1963-1994. 76.

55. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. 623 с. Лукиан. О пляске Сочинения. Т. 2. СПб.: Алетейя, 2001. 3048.

56. Львов-Анохин Б. А. Леонид Якобсон. М., Л.: Искусство, 1965. 41с.

57. Львов-Анохин Б. А. Мастера большого балета. М.: Искусство, 1976.-240 с.

58. Макейчик А. А. Философия любви. СПб.: СПбГУ им. А. И. Герцена, 2003.- 195 с.

59. Максимов В. И. Оправдание Маркиза де Сада Сад М.Жюстина, или Несчастья добродетели. СПб.: Азбука-классика, 2007. 518.

60. Максимов В. И. Осуждение Маркиза де Сада Сад М. Окстьерн, или Несчастья либертинажа. СПб.: Азбука-классика, 2005. 58.

61. Максимов В. И. Становление театрального модерна во Франции Зациски -Петербургской Государственной театральной библиотеки. СПб.: Гиперион, 1997. 13-24. 84. 85.

62. Маркиз де Сад и XX в. М.: РИК Культура, 1992. 254 с. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: ACT Ермак, 2003. 331 с. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда. Киев: Гос. Б-ка Украины для юношества, 1995. 314 с.

63. Мартынов В. Ф. Философия красоты. Минск: Тетрасистемс, 1999. -333 с. 88. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991. 333 с.

64. Морина Л. П. Мифология и феноменология танца: Автореф. дис... канд. фил. наук: 24.00.01. СПбГУ. СПб., 2003. 20 с.

65. Мухин И. В. Тело в танце: эстетическая выразительность. Эстетика сегодня: состояние, перспективы: материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 г. Тезисы докладов и ыступлений. СПб.: СПб. Филос. об-во, 1999. 53-55.

66. Нагота на сцене под ред. Н. Н. Евреинова. СПб.: Тип. Морского Министерства, 1911.

67. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М.: Искусство, 1965. 374 с.

68. Овчаренко В. И. Сексуальная Революция Повейший философский словарь. Минск: В. М. Скакун, 1998. 607-608.

69. Овчаренко В. П. Эрос Повейший философский словарь. Минск: В. М. Скакун, 1998.-С. 850. 95.

70. Основы латиноамериканских танцев. Томск: Артис, 1997. 480 с. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000. 415 с. 97.

71. Паке Д. История красоты. М: ACT, 2003. 128 с. Пасютинская В. Волшебный мир танца. М.: Просвещение, 1985. 223 с.

72. Пахомова Л. Хореография и фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 1980. 94с. 100.

73. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. 528 с. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис: Кн. Дом, 2001.-1040 с. 102.

74. Розанова О. Елена Люком. Л.: Искусство, 1983. 192 с. Рубштейн П. Психология танцевального спорта, или Что нужно знать, чтобы стать первым. В 2 ч. Б. м.: б. и., 2001.

75. Русский балет. Энциклопедия. М.: Больш. Рос. энцикл.; Согласие, 1997.-632 с. 105.

76. Сапогов А. Гармония духа и материи. М.: Гиперион, 2003. 349 с. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2 т. М.: Изобразительное искусство, 1982. 107.

77. Слонимский Ю. И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. 371 с. Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Паука, 1994.-256 с.

78. Ступников А. Лицедеи намедни и ныне. СПб.: Европейский дом, 2003. -132 с.

79. Ступников И. В. Английский театр кон. XVII нач. XVIII в. Д.: Искусство, 1986. 349 с.

80. Ступников И. В. Балет. Ленинградский академический театр оперы и балета им. М. Кирова. М.; Л.: Музыка, 1965. 88 с.

81. Стюарт О. Рудольф Нуриев. Вечное движение. Смоленск: Русич, 1998.-425 с. ИЗ. Суворов Н. Н. Элитарное и массовое сознание в культуре постмодернизма. СПб.: СПбГУКИ, 2004. 371 с.

82. Сурип Е. Я. Балет и танец в Америке. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. 390 с.

83. Суриц Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М.: Искусство, 1979. 358 с. 116.

84. Толстой Л. П. Что такое искусство? М.: Современник, 1985. 592с. Тух Б. Путеводитель по Серебряному веку. М.: Октопус, 2005. 207 с.

85. Федоровский В. Сергей Дягилев, или Закулисная история русского балета. М.: Эксмо, 2003. 320 с.

87. Тема любви в истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1990. 510 с.

89. Антология любви. М.: Политиздат, 1990. 605 с. 121.

90. Фокин М. М. Против течения. Л., М.: Искусство, 1962. 637 с. Фрейд

91. Художник и фантазирование. М.: Республика, 995. 396 с.

92. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства. М.: Республика, 1995. 445 с.

93. Фукс Э. История нравов. Смоленск: Русич, 2002. 622 с.

94. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2003. 510 с.

95. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: ВРФШ, 2001.-445 с. 127.

96. Худеков История танцев. В 4 т. СПб.: Пг., 1913-1

97. Четверикова Н. А. Эротизм (Философско-антропологический аспект): Автореф. дис. д. филос. н.: 09.00.13. СПбГУ. СПб., 1998.-29 с. 129.

98. Чистякова В. Ролан Пети. Д.: Искусство, 1977. -168 с. Чурко Ю. Борис Эйфман. Восхождение. СПб.: Петербургский модный базар, 2005. 279 с.

99. Шестаков В. П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 1999. 462 с. 132.

100. Шереметьевская П. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. 416 с. Школьников Л., Панкратов П. Бальный танец. БСЭ. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1970. 1767-1769. 134. 135. 136.

101. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. 298с. Эко У. История красоты. М: Слово/Slovo, 2005. 440 с. Эрос: Антология. М.: Алетейя, 1998. 355 с. Эротизм Толковый словарь русского языка (Ожегов И. С, Шведова П. Ю.). М.: Русский язык, 1984. 790.

102. Эротизм без границ. Антология. М.: Повое обозрение, 2004. 480 с. 139. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М.: Ваклер, 1998. 302 с.

103. Якобсон Л. В. Письма Новерру. Пью-Йорк: nermitage Publishers, 2001.-507 с.

104. Яковлев Б. Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2003. 463 с. литературное

105. Бенуа А. Художественные письма. Русские спектакли в Париже Речь. 1909. 25 июня 171). 143.

106. Костылев Н. Наш Балет в Париже Апполон. -1910. №

107. Абрамов А. Эротика или порнография Зрелища. 1923. JV241. 4.

108. Королёва Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных учёных XX в.) Сов. этнография. 1975. №5-С.147-155.

109. Андреева Е. «АИ we need is love», или формы отечественного эротического сознания Искусство Ленинграда. 1991. №4. 58-63.

110. Боровский А. Диалектика жанра Искусство Ленинграда. 1991. №4. -С. 33-39.

111. Голод И. Сексуальность в контексте культуры Искусство Ленинграда. -1991. №4. 8-14.

112. Зозулина Н. Двухголосие Искусство Ленинграда. 1991. Ш4. 82-83.

113. Машевский А. И всем этим ты управляешь Искусство Ленинграда. -1991. N4. 4-7.

114. Пурин А., Кононов Н. Разговоры о непристойном Искусство Ленинграда. -1991. №4. 69-79.

115. Розанова О. Грехопадение Терпсихоры Искусство Ленинграда. 1991.-Хо4.-С. 49-53.

116. Тимофеев А. Г. «Эротопегнии» Валерия Брюсова Искусство Ленинграда. -1991. М>4. 18-27.

117. Эйфман Б. Движения ради движения для меня не существует [Интервью] Вечерний Петербург. -1995.-8 авг.(.№ 148). 3.

118. Гершензон П. Морис Бежар: архаика классика барокко Коммерсант-daily. 1995. 18 нояб.(№214). 14.

119. Кондратов И. Лицом к лицу с проблемой Звёзды над паркетом. 2000.-№64.-С. 9-10.

120. Елинек Ю. Что такое спортивный танец Звёзды над паркетом. 2001.-№19.-С. 5.

121. Дюкова Н. Танцы и эротика Вестник танцевальной жизни. 2001. 52. 36-37.

122. Чурко Ю. Вольный перевод с языка вечности Балет. 2001. нояб.-дек. 10-12.

123. Чеботарёв П. Второй национальный конгресс ФТСР. Теория и практика развития бального танца Звёзды над паркетом. 2002. №16.-С. 3-5. 175. Хёрн Д. Прекрасная половина дуэта. Звёзды над паркетом. 2002. -№18.-С.21.

124. Аникина В. Р. Новый пол: мужчины в женских ролях Studia culturae. Вып. 3. СПбГУ. СПб.: СПб. Филос. об-во, 2002. 147153.

125. Иванов В.В. К вопросу о сущности «вхождения» художественного языка в спорт Вестник аспирантуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2002. 72-81.

126. Кабанова О. Вальсирующие: бальные танцы последнее прибежище эротики в эпоху 2003.-4февр.(№19). 179. политкорректности Известия. Шереметьевская Н. Борис Эйфман Балет. М., 2003. №4-5 (июль-окт.). 12-15.

127. Яковлева Ю. Гражданин хореограф Коммерсант. 2004. 15 янв. (№5).-С. 22.

128. Крылова М. Оргия чекистов с кордебалетом: труппа Б. Эйфмана участвует в юбилейной программе «Золотой маски» Независимая газета Антракт.- 2004. -№4. 23.

129. Рябцев И. Культ плоти Литературная газета. 2005. 713 сент. (№36).-С. 15.

130. Крылова М. Босые пятки против коммунизма Независимая газета. -2ОО4.-15янв.(№4).-С. 6. III.

131. Диденко Т. О родных космополитах и безродных собственниках www.dancelife.ru/hisussr.htm.

132. Дугин А. Консервативная революция. Восстание Эроса arto.ru/modules.php?name=News&file=articles&sid=36.

133. Жбанкова Е. В. Система обучения европейским салонным танцам в России XIX в. sonoteka.libfl.ru/resource/pdfimsuOOOOOll.pdf.

134. Жбанкова Е. В. Приобщение России к европейской культуре бального танца (часть 1) sonoteka.libfl.m/resource/pdfmsu0000007.pdf.

135. Жбанкова Е. В. Приобщение России к европейской культуре бального танца (часть 2) sonoteka.libfl .ru/resource/pd£msu0000008 .pdf.

136. Жбанкова Е. В. Приобщение России к европейской культуре бального танца (часть 3) sonoteka.libfl.ru/resource/pdf/msu0000009.pdf.

137. Жбанкова Е. В. Французские танцовщики и хореографы у истоков русской национальной балетной щколы sonoteka.libfl.ru/resource/pdf/msuOOOOO 10.pdf.

138. Кацева М. Борис Эйфман и его критики www.rusnetusa.comyreference/showart.asp?idref=222.

139. Корнев Общее дело и общее тело: постреальность в мире посткультуры komev.chat.ru/lit_eth.htlm.

140. Рубштейн Н. Спортивный танец как синтез спорта и искусства www/dance-world.m/articles/2004/04/37.html.

141. Травина Е. Вацлав Нижинский. Человек кукла// www.idelo.ru/317/24.htlm. 195. 196.

142. Фрай М. Художественный жест azbuka.gif.ru/alfabet/h/hud-zhest/. Эйфман Б. [Интервью] euro.svoboda.org/programs/th.040304.asp. Нерина Ш. Танцем сотворенный мир zavtra.ru/cgi/veil/datayzavtra/02/424/81 .html.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.