Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири: 1917-1922 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Овчинникова, Лилия Ивановна

  • Овчинникова, Лилия Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 200
Овчинникова, Лилия Ивановна. Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири: 1917-1922: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Барнаул. 2006. 200 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Овчинникова, Лилия Ивановна

Введение.

Глава 1. Художественная жизнь Томска «при первых большевиках» (декабрь 1917- июнь 1918).

1.1 Сущность понятия «художественная жизнь» и основные признаки переходного периода.

1.2 Художественная жизнь накануне Октябрьской революции и характер переломных процессов при «первых большевиках».

1.3 Сибирская народная художественная академия как итог реформирования системы художественного образования.

1.4 Картинная галерея - первый опыт создания музейной коллекции.

Глава 2. Художественная жизнь Томска в период власти белогвардейских правительств (июнь 1918-декабрь 1919)

2.1 Перемены в различных сферах художественной жизни в новых социополитических условиях.

2.2 Институт исследования Сибири как новая форма объединения художественных сил.

2.3 Выставочный сезон 1919: многообразие видов и форм.

2.4 Восстановление некоторых форм художественного образования.

Глава 3. Художественная жизнь Томска после восстановления Советской власти (декабрь 1919 - 1925)

3.1 Создание секций ИЗО, их деятельность в области охраны памятников.

3.2 Организация конкурсной и выставочной работы.

3.3 Студийные и другие формы художественного образования.

3.4 Выявление и собирание художественных ценностей, начало музейного строительства.

3.5 Изменения функций основных культурных институтов в период

НЭПа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная жизнь Томска в переломные годы истории Сибири: 1917-1922»

Актуальность исследования

XX век уже в первые десятилетия заявил о себе как об эпохе перманентной переходности, что в высшей степени проявилось в годы Гражданской войны. Именно в это время переходные процессы обрели характер перелома и охватили всю страну. Одним из центров событий оказалась Сибирь. В течение 1917 - 1922 годов в регионе трижды менялся политический режим, но культура продолжала функционировать, удовлетворяя духовные потребности общества. Поэтому представляется актуальным выявить феномен ее жизнеспособности и особенности функционирования в экстремальных условиях.

Переходные ситуации в истории культуры и связанные с ними противоречия в развитии искусства имеют прямое отношение к художественной жизни. Проблема переходности постоянно привлекала внимание историков, культурологов, социологов и представителей других смежных дисциплин, но применительно к художественной жизни обозначилась только в последнее время1.

Изучение художественной жизни Томска в годы Гражданской войны затруднено малой степенью ее исследованностью в этот период вообще и тем, что ее трактовка долгое время зависела от политических и идеологических факторов. Наряду с другими составляющими культурной жизни она выходила за рамки понятия «советская художественная культура», которым обозначалась социалистическая по своей идейно-художественной направленности культура. Левое искусство периода Гражданской войны, а также искусство последующего времени, не соответствовавшее принципам социалистического реализма, называлось искусством советской эпохи. Его проявления воспринимались как

1 Этой проблеме были посвящены конференции «Искусство и наука об искусстве в переходные периоды истории» (2000) и «Циклы в истории, культуре и искусстве» (2002), организованные Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ совместно с Научным советом РАН, материалы которых были опубликованы в сборниках «Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах» (М., 2002) и «Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве» (М., 2004). чужеродные и в лучшем случае замалчивались. Недостаточная у изученность фактологической базы, неравноценная исследованность г ф временных отрезков, особенно периода правления белогвардейских правительств, неустановленность круга участников событий не позволяли создать целостного представления о культурной ситуации.

Художественная жизнь Томска рассматриваемого периода является цельным историко-культурным феноменом, но она никогда не становилась предметом самостоятельного изучения ни в одном из аспектов (историческом, культурологическом, социологическом и др.), включая искусствоведческий. Исключением является монография историка искусства П.Д. Муратова %% «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов», где этому уделено некоторое внимание1. Диссертационное исследование восполняет этот пробел. Впервые локальная художественная жизнь города периода Гражданской войны стала предметом специального изучения, что и определяет актуальность данного исследования.

Современная российская культура развивается в условиях переходного времени, переживает трудности, в связи с этим остро стоит проблема ее сохранения и развития как целостной системы. Это требует, с одной стороны, углубленного осмысления феномена переходности, с другой - выявления в & прошлом историко-культурных аналогий. Изучение исторического прошлого в период перелома дает бесценный опыт, актуализируя его в деятельности новых ф поколений в новых условиях.

Цель исследования: выявление своеобразия художественной жизни Томска в годы Гражданской войны в контексте истории отечественной культуры.

Цель предполагает решение следующих задач:

1 Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1974.

• раскрыть сущность понятия «художественная жизнь» и определить основные черты переходного периода;

• определить этапы художественной жизни и проследить влияние общественно-политических перемен на основные сферы художественной жизни (художественное образование, музейное строительство, художественные объединения и группировки);

• на документальной основе реконструировать фактологическую канву художественной жизни и установить круг участников событий и их роль, воссоздать или дополнить творческие биографии;

• на материале выставок и сохранившихся художественных произведений проследить основные тенденции развития искусства.

Объект исследования - художественная жизнь Сибири в годы Гражданской войны.

Предмет исследования — динамика художественной жизни Томска в годы Гражданской войны.

Хронологические рамки обусловлены самим предметом исследования и охватывают период с октября 1917 до конца 1922 года.

Нижняя дата определяется временем провозглашения советской власти. Верхняя хронологическая граница обусловлена окончанием Гражданской войны. При этом отдельные тенденции, не получившие завершения, прослеживаются до конца, но не позднее 1925 года.

В рамках изучаемого хронологического периода, в свою очередь, выделяются три временных отрезка, или этапа.

Первый этап, продолжавшийся с октября 1917 по май 1918 года, характеризуется, с одной стороны, установлением советской власти, а с другой - консолидацией антибольшевистских сил. На этом фоне происходило становление новой художественной культуры, шли поиски новых путей развития, в художественную сферу переносились принципы коренной революционной перестройки.

Второй хронологический отрезок - с весны 1918 до конца 1919 года. На него приходятся основные события Гражданской войны в Сибири. Это время власти белогвардейских правительств, когда Томск стал одним из центров сопротивления большевизму на востоке России. Резко изменился характер художественной жизни, с весны 1919 года получили распространение левые направления в искусстве.

На заключительном этапе - с декабря 1919 по 1922 год - происходит восстановление советской власти, ознаменованное активными процессами в художественной жизни.

Территориальные рамки

Территориально исследование ограничено рамками одного сибирского города. Томск являлся крупным административным, экономическим, а также культурным центром Сибири, в художественной жизни которого отразились общие тенденции развития провинциальной художественной жизни. Здесь разворачивались важнейшие события, происходили основные для региона художественные процессы, которые имеют несомненное значение для воссоздания общей картины художественной жизни России в годы Гражданской войны.

При рассмотрении единых процессов для сравнения затронуты другие города, преимущественно сибирского региона.

Степень разработанности проблемы

Особенностью разработанности проблемы является недостаточная и неравномерная изученность рассматриваемого периода, распадающегося на относительно самостоятельные временные отрезки. Недостаточно даже с точки зрения фактологии исследован первый период советской власти, так как проявлялся интерес только к отдельным ярким событиям. Наиболее противоречивое время правления белогвардейских правительств лишь недавно стало привлекать внимание исследователей, а до этого оно просто игнорировалось или трактовалось тенденциозно. В большей степени изучен восстановительный этап.

Впервые интерес к художественной жизни рассматриваемого времени проявил в 1925 году художник и музейный работник А.Н. Тихомиров в статье «Искусство в Сибири.(Томск)» . После краткого рассмотрения дореволюционного периода он дал общую картину развития художественной жизни города в годы Гражданской войны, впервые выделил ее основные этапы. Эта публикация до сих пор не утратила своего источниковедческого значения: автор, как свидетель большинства событий достоверно описал их с указанием основных участников.

Серьезную попытку обобщения материала по художественной жизни Сибири предприняли составители Сибирской советской энциклопедии, три тома которой вышли в свет в 1929 - 1932 годах, но периоду Гражданской войны почти не было уделено внимания, хотя были приведены персональные биографические справки о нескольких художниках, ценные сведения о местонахождении произведений3.

В 1967 году к одному из значительных событий в истории Томска «при первых большевиках» обратился B.JI. Соскин. В статье «Сибирская народная художественная академия», которая была основана на большом фактическом материале, извлеченном из фондов государственных архивов, а также газет, он систематизировал собранные факты и в значительной мере восстановил историю Академии, вписав ее в контекст ярких культурных событий Сибири4. Это стимулировало исследователей к дальнейшим разысканиям в архивах, изучению прессы; в отдельных случаях им удавалось записать воспоминания участников событий.

Неисследованность культурной жизни Сибири, художественной в частности, во время Гражданской войны стала очевидной при подготовке Сибирским отделением АН СССР пятитомной «Истории Сибири»5. Необходимость глубоких разработок в области культуры, включая художественное развитие края, активизировала работу в разных направлениях.

2 Тихомиров А.Н. Искусство в Сибири (Томск) // Северная Азия. 1925. Кн. 5-6. С. 168 - 174.

3 Сибирская советская энциклопедия: В 3 т. М., 1929-1932.

4 Соскин В.Л. Народная художественная академия в Томске // Сибирские огни. 1967. №4. С 157 — 162.

С созданием сектора по изучению культуры Сибири при Сибирском отделении Академии наук СССР в 1960-е годы началась активная исследовательская работа по этой проблематике, продолжавшаяся в последующие десятилетия. Работы новосибирских ученых B.J1. Соскина, С.А Красильникова и других были посвящены общим вопросам культурного строительства в Сибири в советский период, периодизации и отдельным этапам6.

В 1974 году появилось первое искусствоведческое исследование П.Д. Муратова «Художественная жизнь Сибири 1920-х годов», где два раздела были посвящены рассматриваемому периоду. В монографии подробно анализировалась деятельность секций ИЗО в крупных сибирских городах. В ней было уделено достаточно внимания организации и работе Томской секции ИЗО, постановке художественного образования, устанавливался круг участников событий, их место и роль. Книга на долгие годы стала главным источником информации о художественной жизни Сибири этого времени. В этом же году вышла вторая монография П.Д. Муратова - «Изобразительное искусство Томска», в которой рассматривалась художественная жизнь дореволюционного периода8.

Результатом работы исследователей в 1960 - 1970-е годы стало накопление фактического материала, успешные опыты по описанию и анализу отдельных периодов развития.

5 История Сибири с древнейших времен до наших дней: В 5 т. Т. 4. Л.: Наука, 1969. С. 3 - 177.

6 Соскин В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны ( конец 1917-начало 1921). Новосибирск: Наука, 1965; Он же. К вопросу о периодизации культурного строительства в Сибири // Бахрушинские чтения. 1966. Вып 3. Новосибирск, 1968; Он же. Культурная жизнь Сибири в годы новой экономической политики (1921-1923). Новосибирск: Наука, 1971; Красильников С.А., Соскин В.Л. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти. 1917-лето 1918. Новосибирск, 1985; Соскин В.Л. Революция и культура (1917-1920): Историко-теоретический аспект. Новосибирск, 1994 и др.

7 Муратов П.Д. Художественная жизнь Томска 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1974.

8 Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1974.

В связи с необходимостью исследования и каталогизации музейных коллекций с начала 1980-х годов в изучение художественной жизни Сибири активно включились сотрудники музеев изобразительных искусств (в Омске

И.В. Спирина, Т. В. Еременко; в Барнауле - Л.И. Снитко, Т.М. Степанская; в

Тюмени - Н.И. Сезева; в Красноярске - А.А. Абисова; в Иркутске - Ю.П.

Лыхин, Т.А. Крючкова, JL Н. Снытко). В 1982 году Томским областным художественным музеем был выпущен первый каталог собрания9. В нем автором данной работы были опубликованы выявленные биографические сведения о ряде художников, работавших в Томске в 1910 - 1920-е годы, систематизирована часть их творческого наследия. Некоторые из сотрудников музеев обращались непосредственно к исследованиям периода Гражданской войны. В монографии «Художественная жизнь Омска XIX - первой четверти

XX века» И.Г. Девятьяровой две главы посвящены искусству «белой столицы», в которых на основе архивного и газетного материала воссоздана целостная картина жизни города в годы Гражданской войны10.

Некоторые аспекты художественной жизни Томска в годы Гражданской войны нашли отражение в коллективных изданиях Томского областного

11 12 художественного музея. Публикации А.Б. Казачкова , Т.Н. Микуцкой , И. П. Тюриной13 были посвящены творческим биографиям Б.Д. Травина, И.Я. Хазова, М.М. Полякова соответственно. Впервые подробно рассматривался томский период их деятельности. Были исследованы и такие заметные явления художественной жизни, как деятельность красноармейской студии И.Я. Хазова

9 Томский областной художественный музей: Западноевропейская живопись. Русская живопись. Русская графика: Каталог / Вступ. статья Л.И. Овчинниковой; сост. Л.И Овчинникова, В.М. Флегонтова. Томск: Водолей, 1993.

10 Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX-первой четверти XX века. Омск: Лео, 2000. Казачков А.Б. Забытый художник (Б.Д. Травин) // Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-лстию Томского общества любителей художеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 124-127.

12 Микуцкая Т.Н. Биография, творчество и педагогическая деятельность члена Томского общества любителей художеств И.Я. Хазова//Там же. С. 128-132.

13 Тюрина И.П. М. М. Поляков - педагог, художник, коллекционер // Поиски и находки томских искусствоведов: Материалы научно практической конференции. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2001. С. 152166. в начале 1920-х годов, что также расширяло и конкретизировало ^ представления о художественной жизни периода Гражданской войны14. ф В 1990-е годы в связи с активизацией внимания к художественной жизни

Сибири XX века исследователи Томского художественного музея сосредоточились на детальном восстановлении фактологической базы, которая оставалась ограниченной. В 2000 году вышла «Хроника художественной жизни Томска. 1909 - 1919», которая послужила основой для дальнейших исследований15. Впервые подробно была восстановлена динамика художественных событий 1919 года. Недостатком работы являлась односторонняя точка зрения на события, в том числе и периода гражданской ## войны, так как составители издания обратились только к материалам газеты

Сибирская жизнь». Кроме того, в связи с закрытием газеты в январе-мае 1918 года из «Хроники.» автоматически выпала важнейшая часть художественной истории первого периода Гражданской войны. Этот пробел был восполнен изданием «Художественная жизнь Томска. 1917-1918. Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги», подготовленным творческим коллективом под руководством автора данной работы16. Была введена в научный оборот максимально полная информация на основе всех выпускавшихся газет. Ряд художественных событий был не только значительно расширен, но и получил 9 освещение с учетом различных идеологических позиций.

Одновременно с «Хрониками» появились первые опыты обобщения ф материала. Отдельные важные тенденции развития искусства Сибири начала

17

XX века были обозначены в статьях Р.И. Боровиковой .

14 Тюрина И.П. Красноармейская художественная студия, ее руководитель И.Я. Хазов и студиец И.С. Аввакумов // Там же. С. 77-88; Киселева Л.В. Рисунки И.С. Авакумова в собрании Томского областного краеведческого музея // Там же. С. 88-93.

15 Хроника художественной жизни Томска. 1909 — 1919гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств (По материалам газеты «Сибирская жизнь»), Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000.

16 Художественная жизнь Томска. 1917 — 1918: Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги / Вступ. статья; отв. ред. Л.И. Овчинникова. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001.

17 Боровикова Р.И. Центр - провинция: культурные контакты //Четвертые Омские искусствоведческие (культурологические) чтения: Сб. материалов / Отв. ред. В.Ф. Чирков. Омск, 2002. С.50-52; Она же. Россия и Сибирь: диалог культур.// Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. С. 110-113.

К изучению творческих биографий обратился ряд исследователей. В монографии Н.С. Царевой «Георгий Лавров», посвященной творчеству одного из участников художественной жизни города в 1918 году, нашел отражение

1 Я томский период жизни будущего известного скульптора .

Заслуживает внимания монография «Русский авангард: 1907 - 1932» А.В. Крусанова, который впервые рассмотрел развитие левых направлений в искусстве провинций, восстановил основную канву художественной жизни Томска19.

Несмотря на весомые результаты работы исследователей, уровень изученности темы остается недостаточным. Ни одному из трех этапов художественной жизни, на которые делится период Гражданской войны, не посвящено обобщающих исследований.

Недостаточность информации привела к тому, что не только в краеведческой литературе20, но и в научных и справочных изданиях стали появляться отдельные ошибочные и неточные сведения. В справочнике «Золотой век художественных объединений в России и СССР. 1820 - 1932» в статье о ТОЛХ 9-я периодическая выставка объединения (рубеж 1916 - 1917 годов) была названа последней, между тем Обществом были проведены 10-я (рубеж 1917 - 1918 годов) и 11-я (рубеж 1918 - 1919 годов) очередные выставки. В этом же издании приводятся неверные сведения о преобразовании классов рисования и живописи в СНХА по инициативе художника М.М. Полякова. Академия возникла независимо от них и по инициативе других деятелей. Кроме этого указано, что Академии существовало до прихода Колчака, в то время как по решению Томского губернского комиссариата она

Л | была объявлена закрытой с 1 июня 1918 года .

Вне сферы внимания исследователей оказались многие важные явления и факты художественной жизни. Не нашло отражения участие в художественной

18 Царева Н.С. Георгий Лавров. Жизнь, творчество, эпоха. Барнаул, 2003. C.I5-19.

19 Крусанов А.В. Русский авангард: 1907- 1932: в 3 т. СПб., 1996. T.3. С. 389-397.

20Славнин В. Томск сокровенный. Томск, 1991. С. 127.

21 Северюхин Д., Лейкинд О. Золотой век художественных объединений в России и СССР. 1820 — 1932: Справочник. СПб., 1992. С. 312. жизни военнопленных художников, в том числе получивших впоследствии европейское признание (Р. Ваккер и др.). В слабой степени изучен томский период жизни и творчества К.Зеленевского, будущего представителя «парижской школы», с деятельностью которого в городе связаны яркие художественные события первого этапа Гражданской войны.

Обзор научной литературы обнаруживает только начальный этап изучения материала. Фрагментарность информации, с одной стороны, дискретность художественной жизни города - с другой, представляют особую трудность для изучения проблемы. Из небольшого количества опубликованных трудов нельзя составить целостного представления о художественной жизни города в один из сложных периодов истории, а также о таких ее основных составляющих, как выставочная деятельность, художественное образование, музейное строительство.

Источниковая база исследования

Изучение художественной жизни периода Гражданской войны сопряжено с трудностями, связанными прежде всего с состоянием источниковой базы. В этот период погибло огромное количество документов. Сохранившиеся документальные свидетельства обретают особую ценность. Источниковая база диссертации многообразна по характеру и значимости информации.

Особое место занимают произведения искусства, которые в незначительном количестве дошли до настоящего времени. В основном это этюды, эскизы, наброски, так как ситуация не способствовала созданию масштабных и законченных произведений. Они хранятся в музейных и частных коллекциях, часто забытые. Рассматриваемые в данной работе художественные произведения находятся в основном в фондах Томского областного художественного музея. Некоторые из них являются единственными из дошедших до нашего времени работ художников (произведения М. Полякова, К. Зеленевского, В. Зырянова, Р. Ваккера. О. Янкуса и др.). Отдельную группу составляют архитектурные рисунки томских художников из коллекции Томского областного краеведческого музея, созданные в 1920-е годы.

Источниковую базу составляют также архивные материалы в типографском исполнении. Среди них важное место занимают каталоги художественных выставок. Некоторые из них сохранились в единичных экземплярах и выявлены автором данной работы в государственных и личных архивах. Они дают наиболее полную и достоверную информацию о сроке проведения выставки, о составе участников, о количестве выставленных работ, их видовом и жанровом разнообразии.

Широко привлекались материалы местных периодических изданий. На ♦ ® территории Сибири только в ноябре 1917 - мае 1918 года выходило 187 газет и

52 журнала. Все они находятся в десятках отдельных библиотек и архивов России. Многие номера и даже комплекты газет не сохранились. В исследовании использованы материалы более 20 периодических изданий. С точки зрения общественной и партийной принадлежности следует выделить газеты и журналы Советов рабочих, солдатских (красноармейских) и крестьянских депутатов, непролетарских правительственных и общественных организаций, профессиональных союзов, различных политических партий, беспартийные издания. Среди изданий политических партий преобладают мелкобуржуазные, а среди формально беспартийных - кадетские по своей направленности. ф Большая часть газет выпущена в Томске, наиболее значимыми из них представляются «Сибирская жизнь», «Знамя революции», «Заря», «Путь народа». Они содержат богатую информацию о художественной жизни края. Без периодической печати практически невозможно проследить динамику событий, а также воссоздать общую картину развития художественной жизни в изучаемый период. Благодаря им удалось по возможности полно отразить многочисленные текущие события, круг их участников, сведения о них и их деятельности. Газетные материалы, как правило, представляли краткую ^ информацию о художественных событиях города, отдельные обзорные статьи посвящены в основном выставкам, немногочисленные аналитические статьи интересны как свидетельство зарождения художественной критики. Некоторые ф материалы включали в себя описание работ и в настоящее время имеют огромное значение для воссоздания общей картины творчества художника, поскольку дают некоторое представление о работе художника в период Гражданской войны.

Периодические издания в силу широкого спектра позиций и оценок, часто противостоящих друг другу, позволяют рассматривать события многосторонне.

В незначительной степени художественные события освещались на страницах сибирских и центральных газет и журналов, но и они достаточно важны, поскольку дают информацию об участии томичей в художественной жизни других городов.

Необходимо отметить и такую группу источников, как постановления, решения, инструктивные и методические письма государственных и партийных органов центральной и местной власти: постановления и решения Наркомпроса и его музейного отдела, нормативные документы о текущей деятельности.

В специальную группу объединены опубликованные архивные документы и материалы. В 1950 - 1970-е годы выпущен ряд документальных сборников, но в сферу внимания составителей попали только отдельные, наиболее значительные события культурной жизни. Из фактов художественной жизни

Томска 1917 — 1922 годов в научный оборот было введено два: открытие

22

Сибирской народной художественной академии и картинной галереи , занявших свое место в ряду других заметных событий своего времени.

Большая группа архивных документов и материалов была опубликована автором данной работы в 2001 году совместно с В.И. Марковым в издании «Художественная жизнь Томска. 1917 - 1918. Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги».

22 Борьба за власть Советов в Томской губернии. Томск, 1957. С. 294; Советы Томской губернии. Март 1917-май 1918: Сборник документов и материалов. Томск, 1976. С.190-191; Из истории строительства советской

Ж культуры: документы и воспоминания. 1917 — 1918. М., 1964. С. 204-205; Культурное строительство в Сибири.

• 1917- 1941. Новосибирск, 1979. С. 14.

В процессе работы над темой были выявлены неопубликованные архивные документы, связанные в основном с периодом 1919 - 1922 годов. ф Изучены фонды 9 центральных, региональных и местных архивохранилищ, а также нескольких личных архивов. Извлеченные из них документы можно разделить на отдельные подгруппы.

В Томском областном краеведческом музее (фонд Д. Ильина/10880; оп., 3, 5, 6) хранится большая группа документов, связанных с историей музейного строительства в городе. Среди них акты передачи произведений в музейную коллекцию, ежегодные отчеты и планы.

В Государственном архиве Новосибирской области (фонд 1053) находится большая группа документов по работе секции ИЗО, представляющая собой планы и отчеты о деятельности за разные периоды.

Для выяснения биографических данных ряда художников, работавших в Томске, привлечены документы, находящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства. При изучении творческого пути художников, учившихся в художественных заведениях Москвы, использованы документы (фонд 680, 645, 677), которые стали источником ранее неизвестных биографических данных М.М. Берингова, Е.О. Машкевич, С.К. Просвиркиной, И.Я. Хазова, П.П. Шерлаимова, Н.С. Шулпинова.

В разысканиях о СНХА особо ценными представляются новые сведения, почерпнутые из Центрального архива литературы и искусства Москвы (фонд ф 76), Государственного архива РФ (фонд 320).

Использовались неопубликованные документы и материалы из семейных архивов В.П. Лавровой-Солдатовой, Н. В. Жаровой, К.Н. Юхневич-Атласовой и других.

К источникам можно отнести также воспоминания. В отдельных случаях они позволили восстановить факты, которые сохранились только в памяти участников событий. Некоторые из них записаны диссертантом. При этом важным оказалось не только восстановление последовательности событий, но и трактовка, способствующая пониманию атмосферы того времени.

Все перечисленные материалы после осмысления и систематизации легли в основу реконструкции художественной жизни Томска в годы Гражданской войны.

Методологическая база и методы исследования

Сложность и противоречивость рассматриваемого периода потребовали комплексного подхода.

Методологическую основу составляют труды ведущих историков искусства в области исследования художественной жизни и проблем изобразительного искусства. Среди них главное место занимают исследования Г.Ю. Стернина, с точки зрения методологии имеющие принципиальное значение для научного исследования проблемы. Важное значение имеют работы В.П. Лапшина, Д.В. Сарабьянова и др., а также методологические труды ведущих сибирских искусствоведов - П.Д. Муратова, Т.М. Степанской, Л.И. Сиитко и других.

Основным методом исследования стал исторический подход. Каждое явление изучалось в зарождении, развитии и перспективе, что позволило реконструировать историческое прошлое на уровне современного состояния научной мысли.

При изучении конкретных фактов широко использовался сравнительно-исторический метод, что давало возможность проводить параллели между процессами художественной жизни разных регионов, выявить закономерности их развития.

Соединение разрозненных фактов, событий в единый ряд, постижение мотивов деятельности участников стало возможно благодаря использованию метода герменевтики (истолкование, интерпретация). В ряде случаев автор обращался к стилистическому, описательному и хронологическому методам.

Общенаучные методы типологизации, классификации, реконструкции и системно-структурного анализа также были в числе инструментов исследования.

Указанные методы способствовали рассмотрению роли художественной жизни в культурно-историческом контексте.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• дано авторское определение понятию «художественная жизнь»;

• определены основные этапы развития художественной жизни на протяжении исторически целостного периода; показаны факторы, определившие особенности развития рассматриваемого периода, их связь с общественными процессами;

• определены общие тенденции развития художественной жизни в годы Гражданской войны (децентрализация, демократизация, преодоление отставания в развитии художественных процессов, ускоренные темпы развития и др.);

• в значительной мере обогащена фактологическая база, введены в научный оборот новые источники; прослежено развитие творческой, общественной и педагогической деятельности наиболее значительных художников, работавших в Томске, установлены не известные ранее факты творческих биографий, воссозданы биографии некоторых из них;

• раскрыты основные направления выставочной деятельности, музейного строительства, развития художественного образования на каждом из этапов;

• рассмотрены ведущие художественные тенденции развития искусства, дан стилистический анализ наиболее значительных произведений изобразительного искусства.

На защиту выносятся следующие положения: 1. В процессе развития художественной жизни Томска в годы Гражданской войны можно выделить три временных отрезка: октябрь 1917 - июнь 1918 годов; лето 1918 - декабрь 1919 годов; декабрь 1919 - 1922годов; каждый из иих развивался в аналогичной последовательности: сначала следовал хаос и разрушение старого, затем начинались созидательные процессы.

2. Художественная жизнь в 1917 — 1922 годов носила ярко выраженный динамичный характер; позитивные преобразования осуществлялись с разной степенью успешности, имели свои особенности и приоритеты, но всегда были значительны; наиболее результативным было время «первых большевиков», когда Томск в области художественного образования, музейного строительства, выставочной работы в значительной степени преодолел отставание в развитии и лидировал в рамках региона; художественная жизнь по ритму и масштабам замыслов была соизмерима со столичной.

3. Определяющее значение в художественном процессе имели общественные демократические инициативы, их разная интенсивность в те или иные временные отрезки.

4. В период правления белогвардейских правительств был дан новый толчок поискам и художественным экспериментам; художественные силы были объединены вокруг Института исследования Сибири, благодаря чему научный потенциал города впервые был направлен на исследование художественных ценностей региона.

5. На протяжении всего периода приоритетное развитие получили левые направления в искусстве, занимая все больше места в художественном пространстве. Общество каждый раз после смены режима с готовностью откликалось на альтернативные решения. За пять лет трижды произошло обновление художественных сил, благодаря чему была преодолена ограниченность художественного пространства, которая ранее препятствовала развитию. При всех политических режимах в художественную жизнь Томска легко входили и активно воспринимались привнесенные извне идеи, ценностные ориентации. Ассимилируясь, они начинали функционировать внутри новой, рождающейся системы, приводя в движение силы, которые латентно присутствовали, но не получали развития

6. Активная выставочная деятельность после восстановления советской власти стала своеобразным итогом развития левых направлений в послереволюционный период; начало 1920-х годов было также ознаменовано значительными достижениями в деле сохранения, учета и коллекционирования художественных ценностей.

7. Особенностью протекания процессов на всех временных отрезках является их незавершенность на разных стадиях развития, что определялось общественно-политической ситуацией. Их дискретность обусловила поверхностное и кратковременное воздействие на художественную жизнь.

8. Отличительной чертой переходных процессов в художественной жизни Томска рассматриваемого периода являлась их теснейшая связь с политической жизнью. При этом искусство развивалось свободно, по собственным законам, не испытывало давления со стороны власти. Это обусловило активный диалог на всех уровнях, в котором деятели искусства оставляли за собой свободу выбора. Результатом саморазвития было появление нового искусства, обращенного в будущее.

9. В годы Гражданской войны в Томске сохранялась преемственность идей и начинаний, которые были признаны позитивными культурной общественностью, и, трансформируясь, получили продолжение; это смягчало характер переломных процессов, не приводило к радикальному разрыву с традициями; не прерывались коммуникативные контакты и внутри выделенных временных отрезков.

10. Феномен переходности всегда рождал ярких личностей, которые аккумулировали в себе творческую энергию. На первом этапе в художественной жизни Томска такой фигурой, безусловно, стал К. Зеленевский, на втором пустующую нишу на некоторое время занял Д. Бурлюк, третий выдвинул ряд незаурядных деятелей и творцов - М. Вериго-Чудновскую, А. Тихомирова, М. Берингова. А. Шиловского.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по художественной жизни Сибири и России XX века; ряд материалов может стать важной составляющей при подготовке специальных учебных курсов, учебных пособий для высших и средних художественных заведений, при написании специальных учебных пособий; они могут стать необходимыми при подготовке широкого круга работ научно-справочного характера, включая словари, справочники по выставкам; установленные факты позволяют скорректировать имеющиеся издания в аспекте фактологии; материалы могут иметь широкую сферу применения в музейной практике, в выставочной деятельности. Апробация результатов исследования Различные аспекты исследуемой проблемы обсуждались и представлялись автором в ряде проектов, выступлениях и докладах на конференциях различного уровня.

В основе разработки темы лежит собственная практика автора по созданию концепции выставочных проектов, построению экспозиции и проведению ряда выставок в залах Томского областного художественного музея, самая значительная из которых - выставка-публикация «Казимир Зеленевский и его школа» (май-июнь 1998). На ней впервые полностью были показаны произведения художника из собрания Томского художественного музея, а также работы его учеников. С привлечением архивного и фотографического материала был реконструирован томский период творческой биографии, был предпринят опыт воссоздания состава городской картинной галереи, созданной при его участии.

Диссертантом разработан проект «Художественная жизнь Томска. 1917 — 1918», получен и с привлечением творческой группы выполнен грант Российского гуманитарного научного фонда (№98040000131). В 1993 году в Омске на Всероссийской научно-практической конференции «Культура и интеллигенция России в переломные эпохи (XX век)» был сделан доклад «Скульптурное отделение Сибирской народной художественной академии». В 1999 году в Томске на Международной научно-практической конференции

Сибирские полонии: прошлое, настоящее и будущее» автор выступил с докладом «Томский период жизни и творчества К. Зеленевского». В 2000 году на региональной научно-практической конференции «Художественная жизнь Сибири начала XX века» в Томске, посвященной 90-летию Томского общества любителей художеств, был прочитан доклад «Томское общество любителей художеств и художественная жизнь города в 1917 - 1918 гг.». В 2002 году на Всероссийской научной конференции «Музейные фонды в научно-образовательном процессе», организованной Томским государственным университетом и Томским областным краеведческим музеем, сделан доклад «К истории создания художественных коллекций в Томске».

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Овчинникова, Лилия Ивановна

Заключение

Переходные эпохи занимают особое место в истории, порой накапливая тот культурный потенциал, которому суждено проявиться уже в последующие времена. Но в то же время они отличаются противоречивостью. Отечественная культура XX века полностью принадлежит переходной эпохе, и в ней в годы Гражданской войны, наиболее сложные, неоднозначные и трагические в истории, в полной мере проявились черты переходности. Художественная жизнь Томска позволила рассмотреть феномен переходности в его уникальных проявлениях. На протяжении пяти лет Гражданской войны в ней трижды кардинально менялась общественно-политическая ситуация, что обусловило дробность периода и возможность выделения трех хронологических отрезков: октябрь 1917 -июнь 1918 годов, лето 1918-декабрь 1919 годов, декабрь 1919 -1922 годов. Эти этапы имеют самостоятельное значение в рамках цельного историко-культурного периода. Каждый из них начинался с хаоса и разрушения старого, затем начиналось строительство нового порядка, что обусловило разные темпы развития. Позитивные преобразования шли с разной степенью продуктивности, имели свои особенности, но всегда были значительны. Художественная жизнь рассматриваемого периода несла в себе печать цикличности.

Художественная жизнь города в период Гражданской войны отличалась насыщенностью и разнообразием. Это проявлялось во всех ее формах. Интенсивной была выставочная деятельность. При первых большевиках выставки проходили каждый месяц; время власти белогвардейских правительств, с лета 1918 по декабрь 1919, было отмечено работой 10 выставок; восстановительный период 1919 -1922 годов был также ознаменован проведением 10 выставок. При этом следует иметь в виду, что на начальной и заключительной фазе каждого этапа выставочная деятельность наряду с другими замирала.

В области художественного образования наиболее продуктивным был первый период. В городе была открыта первая в истории региона СНХА, предвосхищая логику развития в этой сфере в стране. В следующие этапы вопросы организации художественных заведений не были первостепенными, не принесли значительных результатов, хотя в начале 1920-х годов на уровне студий опыт начальной художественной подготовки был успешным.

На протяжении всего периода вопросы создания публичной художественной коллекции стояли на повестке дня. Наиболее результативной была работа деятелей искусства «при первых большевиках». Они начали собирательскую деятельность и открыли первую в истории города картинную галерею. Музейное строительство возобновилось в начале 1920-х годов и завершилось открытием художественного отдела.

Анализ процессов периода гражданской войны подтверждает, что воздействие искусства на общественную жизнь происходило на глубинном уровне и в конечном итоге существенно на нее влияло. Общество каждый раз при установлении нового порядка с готовностью откликалось на альтернативные решения. Это обусловливало активный диалог на всех уровнях, в котором деятели искусства оставляли за собой возможность выбора.

Феномен переходности характеризуется ускоренными темпами развития. В художественной жизни Томска в годы Гражданской войны в значительной степени было преодолено отставание в культурном развитии и на некоторое время она утратила провинциальный характер; была преодолена ограниченность художественного пространства, что тормозило развитие художественных процессов на протяжении ряда лет. Это стало результатом децентрализации культуры в стране.

Феномен переходности всегда рождал яркие творческие личности, которые аккумулировали в себе творческую и организаторскую энергию и оказывались в центре внимания. На первом этапе в художественной жизни Томска такой фигурой, безусловно, стал К. Зеленевский; на втором пустующую нишу на некоторое время занял Д. Бурлюк; третий выдвинул ряд незаурядных деятелей и творцов: М. Вериго-Чудновскую, А. Тихомирова, М. Берингова, А.Шиловского.

Отличительной чертой художественных процессов рассматриваемого периода является их теснейшая связь с политической жизнью, но искусство развивалось имманентно, не испытывало давления со стороны власти. Влияние «социального заказа» в его идеологизированных и политизированных формах на всех этапах было сильным, но достаточно органичным и не было пагубным для творческого развития. Возможность имманентного развития искусства в годы Гражданской войны в Томске была максимально использована и принесла наиболее значительные за всю его историю результаты.

Характер протекания процессов на первом этапе во многом определялся более длительным, чем в центральной части страны, существованием демократических идей, унаследованных от Февральской революции. Резкость переходов, обусловленных общественно-политической обстановкой, на всех этапах в некоторой степени нивелировалась просветительскими идеями, сохранившимися в общественном сознании с дореволюционного периода. Культурное сообщество последовательно отстаивало их вне зависимости от характера политического режима. Они трансформировались, но оставались актуальными. Коммуникативные связи между выделенными временными отрезками окончательно не порывались. Трижды с масштабными проектами выступал известный сибирский просветитель П. Макушин, и только очередная смена власти не дала воплотить ни один из них.

Особенностью художественных процессов на всех этапах является их незавершенность. Тесно связанные с политическими, они были прерваны на разных стадиях своего развития. Их дискретность обусловила поверхностное и неглубокое воздействие на художественную жизнь, определяя ее характер только на короткий период. Значение имела и непрочность коммуникативных связей, так как мобильным был состав участников художественного процесса. Он трижды почти полностью менялся на протяжении рассматриваемого периода. «При первых большевиках» обновление творческих сил произошло за счет молодых художников, возвратившихся после учебы из столицы, и К. Зеленевского и В. Каменева, приехавших на родину из-за границы. Во время колчаковской власти участие в художественной жизни новой группы художников оказалось кратковременным или имело форму гастролей. Пополнение художественных сил после восстановления советской власти было наиболее многочисленный и произошло за счет молодых художников из Москвы и Петрограда, заброшенных в Сибирь войной. Некоторые из них впоследствии стали известными. Об их творчестве в томский период ранее не упоминалось. Это М. Берингов, В. Милашевский, Е. Машкевич, В. Пальмов, А. Тихомиров. Всего выявлены имена 156 художников, работавших в Томске в разные периоды Гражданской войны. Особую группы участников составили художники из числа военнопленных, постоянно заявлявшие о себе на выставках.

Стилистическая картина рассматриваемого периода отличалась сложностью, динамичностью и складывалась из различных направлений. Типологизировать искусство этого времени, когда речь заходит о персоналиях или направлениях, крайне затруднительно. Для него характерна множественность пластических структур, тенденций, направлений, индивидуальных новаций. Можно отметить, что в творчестве художников города, прежде всего старшего поколения, продолжали развиваться реалистические традиции. В работах ряда художников оставались сильными импрессионистические традиции, многие тяготели к модерну в его мирискусническом варианте. В период Гражданской войны в искусстве Томска со всей определенностью заявил о себе авангард как центральное явление художественной культуры. Сначала художники левой ориентации скорее декларировали, чем реализовывали свои творческие устремления, одновременно создавая произведения разной стилистической направленности, что характерно даже для такого яркого представителя левого фронта, как Д. Бурлюк. В начале 1920-х годов футуризм в его классическом варианте получил развитие в работах отдельных художников; ярким примером этого являются произведения О.

Янкуса. В то же время в работах ряда художников, связанных с европейскими традициями или ориентированных на них, проявлялось влияние экспрессионизма, одного из ведущих стилистических направлений XX века. Наиболее показательна эволюция творчества К. Зеленевского, учившегого в Европе и последовательно испытавшего влияние импрессионизма, сезаннизма, модерна. В томский период в его работах усилились экспрессионистические черты. Экспрессионистические тенденции просматриваются в творчестве Д. Бурлюка, Р. Ваккера. Но в целом воздействие авангардизма было кратковременным. Эти тенденции не закрепились и не получили разнития.

Художественная жизнь Томска в годы Гражданской войны органично вписывается в схему циклического развития культуры XX века. На нее распространяется дискретность культурно-исторического процесса рассматриваемого времени, и она в свою очередь распадается на три самостоятельных временных отрезка с волнообразной динамикой. Внутрихудожествеиные процессы этого времени впервые в истории художественной жизни города максимально приблизились к общероссийским.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Овчинникова, Лилия Ивановна, 2006 год

1. Произведения изобразительного искусства (краткий каталог)1. Вериго-Чудновская М.Б.1. Луг. 1920 К., м. 26x33

2. Славянский базар. 1920 К., м. 53x69

3. Улица города Томска. 1920 К., м. 55x50

4. Амбары над Ушайкой. 1921 К., м. 57x49

5. Портрет И.С. Авакумова. 1921 К., м. 78x731. Зеленевский К.К.

6. Квятек и Ясек. 1914 Холст, масло. 75 х 57

7. Слева внизу: KZ; на об. авторская надпись: Kwiatek. 19 25/YI 14

8. Натюрморт с цветами. 1915 Холст, масло. 53 х 63 Справа внизу: К. Ziel.

9. На об. ранее была авторская надпись: 19 27/Х 15 KZ Rapper.

10. Автопортрет. 1916 Картон, масло. 41,5 х 35

11. Справа внизу: К. Zieleniewsk.; на об. авторская надпись: Kazimir Zieliewski 19 11/У 16 Rapperswil.

12. Натюрморт с овощами на столе Холст, масло. 75,5 х 981. Слева внизу: KZ

13. Портрет А.Ф. Зеленевской, матери художника Холст, масло. 75 х 57

14. На об.надпись: худ. Зеленевский. Портрет матери

15. Дама в качалке. 1918 Бумага на холсте, масло. 54,5 х 69 Слева внизу: KZ

16. На об.надпись: Худ. Зеленевский. К выставке12. Панно. 1918

17. Бумага на холст, гуашь, акварель.57х282 Зырянов В.Е.

18. Автопортрет. 1917 Картон, масло.44х28

19. Портрет А.С. Зыряновой, матери художника. 1917 Холст, масло. 159,5x94

20. Женская голова. Этюд. На обороте изображение совы. Этюд. Холст, масло. 53,5x35.

21. Справа внизу подпись: Зырянов

22. Портрет М.Е. Зыряновой, сестры художника. Ок. 19191. Холст, масло. 40,2 х 50

23. Автопортрет в зеленых тонах. 1918-1919 Холст, масло. 39x28

24. Хранится в семье художника Ильин Д.И.

25. Автопортрет. 1918 Бумага, граф. кар. 48,4x32,5

26. Справа внизу граф. кар.: 3/XI 18 Д.Ильин

27. Портрет жены. 1918 Бумага, граф. кар. 28,9x21,2

28. Справа внизу граф. кар.: Д.Ильин 15/XII 1818, 19 -ТОКМ Котов Н.Г.

29. Набросок головы к портрету В.Лямина. Бумага, перо, тушь. 5,5х 4, 6 (в свету)

30. Набросок головы к портрету В.Лямина. Бумага, перо, тушь. 5,5х 4, 6 (в свету)

31. Портрет коменданта города В. Лямина. Бумага, перо, тушь. 12,7х 8,2 (в свету)

32. Портрет коменданта города В. Лямина. Бумага, акварель. 13x6,7 (в свету) №№20, 23 ЦДНИ ТО1. Лавров Г.Д.

33. Красный партизан Алтая. Портрет В.Е. Зырянова. 1924. Центральный музей революции СССР

34. Центральный музей вооруженных сил СССР

35. Старик с ключом. Портрет крестьянина Бийского уезда Т.К.Яковенко. 1919

36. Дерево. 51x31x33 Бийский краеведческий музей Ложкин В.Д.

37. Базарный день. 1918 Холст, масло. 74,5x102 Справа внизу: В.Ложкин 1918 Новосибирская областная картинная галерея

38. Лодки у берега. Фанера,масло. 15x23,5

39. Слева внизу подпись монограмма: В.Л.

40. Частная коллекция (приобретена на выставке в Томске в 1919)1. Машкевич Е.И.28. Мать. 1918.

41. Холст, масло. 70,5x50 Мозылевский К.В.

42. Автопортрет. 1921. Бумага, акварель. 15x10. Справа внизу: КМ

43. Московские ворота. 1921. Бумага, граф. кар. 28x24.

44. Внизу граф. кар : Московские ворота. КМ Николаев Я.С.

45. Портрет В.П.Сажиной, жены художника. 1920-е Картон,масло. 70x541. Справа внизу: ЯН32. Зимний день. 1921.

46. Бумага, акварель, белила, гуашь. 31,1x24,4 Справа внизу: ЯН 2133. После заката. 1921.

47. Бумага, черная гуашь, пастель, граф. кар. 18x15,4 Слева внизу: ЯН29.33 Иркутский областной художественный музей Поляков М.М.

48. Стога. 1915 Холст, масло. 47x66,2

49. Слева внизу подпись: Поля. 1915

50. За лампой. Холст,масло.78х60

51. На об. надпись: Худ. Поляков. За лампой.

52. Сумрачный день. Холст, масло.56,5x84

53. Тропинка. Холст, масло. 50x43,5.

54. На об. надпись: Поляков М.М. Тропинка.

55. Закат на задворках. На об. Городской пейзаж. Этюд Холст, масло. 98x80

56. Закат в лесу (Перед закатом). Холст, масло. 89x64

57. На об. надпись: Перед закатом. Худ. Поляков М. М.

58. Дымный вечер. На реке Ушайке. Холст, масло. 58x85.

59. Пароход ночью Картон, масло. 39, 5x45

60. Село Ордынское на реке Оби. Холст, масло. 57x43

61. Огоньки Картон, масло 31x39,544. Крым. Судак. Гора Сокол.

62. На об. фрагмент разрушенного строения или крепостной стены из камня (Генуэзская крепость?) на фоне горного пейзажа Холст, масло. 56x49 Скубневский И.И.

63. Томск. Дом по переулку Болотному, 4. 1921 Бумага, граф. карандаш. 11x16

64. Справа внизу граф. кар: Томск, пер. Болотный,4

65. Томск, дом по переулку Болотному, 4. 1921. Бумага, граф. кар. 15x22

66. Справа внизу граф. кар.: Томск, пер. Болотный,4. Дом, где я жил. Солодовников В.И.

67. Окрестности деревни Острова. Этюд. 1917 Картон, масло. 23x29,3

68. Слева внизу: В. Солодовников

69. На об. надпись: №8 В. Солодовников Окрестности д. Острова. Сентябрь,

70. Изгородь. 1920-е. ^ Картон, масло. 49x69.

71. Берег реки осенью. 1920-е.1. Холст, масло. 52,3x73.

72. Березовая роща. 1920-е Фанера,масло.22,5x34,5

73. Справа внизу подпись: В. Солодовников

74. Осень. 1925. Картон, масло. 42x60

75. Справа внизу: В.Солодовников 1925 !ф • Иркутский областной художественный музей1. Смолин Н.Ф.

76. Автопортрет. 1922. Картон, масло. 40,5x34,5

77. Портрет народовольца Надеева. 1924. Картон, масло. 47x59.

78. Слева внизу: Н.Смолин 24.IX Тихомиров А.Н.

79. Девочка у окна. Этюд, р Холст, масло. 50,2x39,5

80. На об. надпись: Тихомиров % Хазов

81. Портрет М.М.Полякова Холст, масло. 58,5x44,5

82. На об. надпись: Портрет худ. М.М. Полякова писал Хазов И.Я.

83. Дама в кресле Холст, масло. 130x74, 5 Шулпннов

84. Портрет моей дочери Бумага, масло. 38x28

85. Справа внизу подпись: Н. Шульпинов

86. Зимний день Холст, масло. 62,70,7 Справа внизу подпись: Шул.

87. К вечеру Холст, масло. 52,5x44 Справа внизу Н. Шульпинов

88. Черемуха в цвету Холст, масло. 46x61,5 Янкус Оскар62. Голова1. Картон, масло. 34x37

89. Справа внизу надпись: Худ Янкус

90. Последний трамвай Картон, масло. 62x57

91. Улицы города Фанера, масло. 55,5x45,5

92. На об. подмалевок двойного портрета, надпись: Худ Янкус. К выставке №№ 1-17,28, 53-54 ТОХМ1. Каталоги выставок

93. Томское общество любителей худлжеств. Каталог картин, скульптуры и произведений прикладного искусства. 26/XII 1910 6/1 1911. Томск: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910.

94. Томское общество любителей художеств. Y периодическая выставка картин. 26/XII 1912 1/1 1913. Томск: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», б. д. 1912.

95. Томское общество любителей художеств. Y периодическая выставка картин. Томск: Типография В.М. Перельман, б. д. 1913.

96. Выставка картин и скульптуры местных и иногородних художников. Томск: Типо-Лит. Т-ва Печ. Дела, 1913

97. Томское общество любителей художеств. Каталог картин YIII периодической выставки 1915 1916 гг. Б. м., б. г. Томск, 1915.

98. Томское общество любителей художеств. IX периодическая выставка картин и предметов прикладного искусства. 26/XII 1916 — 7/1 1917. Томск: Типография В.М. Перельман, б. д. 1916.

99. Каталог выставки картин К.К. Зеленевского. Томск, 1917.

100. Томское общество любителей художеств. Каталог X периодической выставки картин и скульптуры. Томск: Типография Томского союза кооперативов, б.д. 1917.

101. Каталог выставки картин художника К.К. Зеленевского и его школы живописи и рисования. Томск: Народная типография, б.д. 1918.

102. Каталог выставки картин М.М. Полякова. Томск: Народная типография, б.д.1918.

103. Каталог выставки рисунков художника К.К. Зеленевского. Томск, 1918.

104. Каталог 1 выставки картин Союза томских художников. Томск, б. д. 1918/19.

105. Каталог выставки картин В.Д. Ложкина. Б.д., б. м. Томск, 1919.

106. Выставка работ Николая Гущина. Томск, б.д. 1919.

107. Резолюции, решения, постановления

108. Декреты Советской власти. Т.1 -13. М.: Госполитиздат. 1957 1989.

109. Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919 — декабрь 1925. Новосибирск, 1959.

110. Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. М., 1918

111. Статистические и справочные материалы.

112. Итоги деятельности Советской власти в цифрах. 1917-1927. М., 1928.-74 с.

113. Народный комиссариат по просвещению. Краткий отчет (Октябрь 1917-октябрь 1920).-М., 1920.-92 с.

114. Медынский Е. Н. Внешкольное образование в РСФСР. Статистический обзор. Издание 2. М., 1923. - 98 с.

115. Северюхин Д., Лейкинд О. Золотой век художественных объединений в России и СССР. 1820-1932: Справочник. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992.-400 с.

116. Шесть лет работы Советов в Сибири. Отчетные данные Сибревкома. -- Новосибирск: Сибкрайиздат, 1925. 69 с.

117. Профессора Томского университета. Биографический словарь. 1917 -1945.-Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998.Т.2.-С. 127- 129.

118. Brun Carl. Schvvcizeirisches Kunst-Lexikon. Bd IY. Frauenfeld, 1917. -S. 708.

119. Опубликованные документы и материалы

120. Советы Томской губернии. Март 1917-май 1918: Сборник документов и материалов. Томск, 1976.-С. 190-191.

121. Борьба за власть Советов в Томской губернии. Томск, 1957. - С. 294;

122. Из истории строительства советской культуры. 1917-1918. Документы и материалы. М.: Изд-во Искусство, 1964. - С. 204-205.

123. Культурное строительство в Сибири. 1917-1941. Новосибирск, 1979. ТС. 14.

124. В огне революционных битв: Сборник воспоминаний. Томск, 1964. - С.194-201.

125. Доклад о состоянии культурно-просветительской работы в Сибири в 1920-1925 гг. // Сибирский революционный комитет (Сибревком). Август 1919-декабрь 1925. Сборник документов и материалов. Новосибирск, 1959.-С. 470.

126. Художественная жизнь Томска. 1917 1918: .Архивные документы и материалы / Отв. ред. Л.И. Овчинникова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 43-94.

127. Неопубликованные архивные документы и материалы.

128. ЦГАРФ (ранее ЦГА РСФСР) Ф. 1565. Оп 9. Д. 402,448.

129. ГАРФ (ранее ЦГАОР) Фонд 320. Оп. 3. Д. 659.100. РГАЛИ

130. Ф.645. Оп. 1.Д. 10, 462, 483,

131. Ф. 677. Оп. 1.Д. 3503, 7046, 7224. Оп. 2. Д. 2357.

132. Ф. 680. Оп. 2. Д. 2159,2264, ,2323, 25041. Ф. 681. On. 1. Д. 13.1. Ф. 2500. Оп. 1,2.

133. Ф. 2941. On. 1. Д. 10, 17, 274., 313101. ЦАЛИМ Оп 76. Д. 1.102. ГАНО1. Ф. 61. On. 1,. 2.

134. Ф. 1053. On. 1. Д. 67, 125, 126, 154.103. ГАОО1. Ф. 662. On. 1. Д. 8104. ГАТО1. Ф. Р-72. On. 1. Д. 36.

135. Ф. 102. Оп. 2. Д. 2479. Оп. 4. Д. 1373, 1727 Ф. 154. On. 1. Д. 2105. Архив ГИМ

136. Фонд 54. Д. 141, 176, 184, 208, XYIII, XXXY. 1040-1048.

137. Архив ИОХМ. Папка «Мозылевский»

138. Архив Екатеринбургского художественного училища. Папка «Шерлаимов»

139. Архив ТОКМ On. 1. Д. 1-3,6, 11, 13 Оп. З.Д. 119,231

140. Оп. 5. Д. 1, 5, 10, 11, 24, 26, 27, 28, 41, 102 Оп. 6. Д. 8, 54,512 Оп. 10880. Д. 1-118.109. ОДНИ ТО

141. Ф. 4204. Оп. 3. Д. 63. Оп. 4. Д. 44, 75, 76, 759, 1211 Личные и семейные архивы.

142. Лавровой-Солдатовой В.П. (Москва)111. Жаровой Н.В. (Москва)112. Юхневич-Атласовой К.Н.113. Казачкова А.Б. (Томск)114. Ханевич В.А. (Томск)115. Овчинниковой Л.И. (Томск)1. Периодические издания1. Газеты

143. Вестник Томской губернии. Издание управления Томского губернского комиссариата. Томск. 1918-1919. Комплект

144. Голос свободы. Эсеро-меньшевистский орган печати. Томск. 1917. Комплект.

145. Голос народа. Издание Всесибирского комитета партии социалистов-революционеров. Томск. 1918. Комплект.

146. Голос Сибири. Ежедневное эсеровское издание. Томск. 1918 1919. Комплект.

147. Заря. Издание Томской организации РСДРП (меньшевиков). Томск. 1918-1919. Комплект.

148. Знамя революции. Издание Томских советов рабочих и солдатских депутатов, затем Томского губернского исполнительного комиета. Томск. 1917- 1922. Комплекты.

149. Известия Временого сибирского областного совета. Томск. 1918. Известия Совета солдатских депутатов Томского гарнизона. 1917. Комплект.

150. Народная газета. Издание губернской земской управы. Томск. 1918 -1919 Комплект.

151. Народный вестник. Общественно-политическая и литературная газета. Томск. 1919. Комплект.

152. Наша мысль. Издание сибирского областного комитета партии народной свободы. Томск. 1918. Комплект.

153. Новая жизнь. Меньшевистский орган печати. Томск. 1917. Комплект.

154. Освобожденная Россия. Мелкобуржуазный орган печати. Томск. 1917. Комплект.

155. Понедельник. Правоэсеровское издание. Томск. 1918-1919. Комплект.

156. Путь народа. Издание эсеров. Томск. 1918. Комплект.

157. Правительственный вестник. 1919. Комплект.

158. Рабочее знамя. Издание Томского губернского совета профессиональных союзов. Томск. 1918. Комплект.

159. Русский голос. 1919.Комплект.

160. Сегодня. Беспартийная, общественно-политическая и литературная газета. Томск. 1919. Комплект.

161. Сибирская жизнь. Издание сибирских областников. Томск. 1919 — 1919. Комплекты.

162. Сибирская мысль. Меньшевистский орган печати. Томск, 1918.

163. Сибирский рабочий. Большевистский орган печати. Томск. 1917. Комплект.

164. Советская Сибирь. 1920- 1922. Комплекты.

165. Утро Сибири. Меньшевистское издание. Томск. 1918-1919. Комплект.

166. Вестник Томской губернии. 1919. Комплект Журналы.139. Аполлон. 1917. Комплект.

167. Художник и зритель. 1924. Комплект.

168. Советский музей. 1931. Комплект.

169. Сибирская старина. 1993 1998.

170. Монографии, статьи, тезисы.

171. Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. -М.: Правда, 1989.-607 с.

172. Боровикова Р.И. Центр — провинция: культурные контакты. // Четвертые Омские искусствоведческие (культурологические) чтения. Сб. материалов. Отв. Редактор В.Ф. Чирков. Омск, 2002. - С. 50 - 52.

173. Она же. Россия и Сибирь: диалог культур.// Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителейхудожеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 110 - 113.

174. Бурлюк Давид. Фактура и цвет. Произведения Д. Бурлюка в музеях российской провинции: Каталог выставки. Каталог наследия. Живопись. Графика /Вступ. статья, сост. С.В. Евсеева. Уфа, 1994. - 122 с.

175. Вегман В.Д. Как и почему пала в 1918 году Советская власть в Томске//Сибирские огни. 1923. -№1-2. - С. 127-131.

176. Вериго М.Б. Из мемуарной книги // Новый мир. 1991. - №5. - С. 135- 144.

177. Г.Г. О выставке картин Николая Гущина // Елань. Томск: Изд-во «Елань». Издание В.П. Красногорского, 1919. - С. 14.

178. Голлербах Э.Ф. Искусство Д. Бурлюка. Нью-Йорк: Изд-во М.Н. Бурлюк, 1930.- 190 с.

179. Девятьярова И.Г. Художественная жизнь Омска XIX — первой четверти XX века. Омск: Изд-во Лео, 2000. - 144 с.

180. Деревянная архитектура Томска / Сост. З.А. Зайцева. — Томск: Изд. дом D-Print, 2004. 342 с.

181. Евсевьев М.Ю. Из истории художественной жизни Петрограда в 1917 начале 1918 // Проблемы искусствознания и художественной критики. - Вып. 2. - Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. - С. 148 — 182.

182. Он же. О Петроградском отделе изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения (1918-1921)//Советское искусствознание. Вып. 23. - 1988. - С. 288 - 316.

183. Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах / Отв. ред. Н.А. Хренов. М.: Наука, 2002. - 467 с.

184. Казачков А.Б. Забытый художник (Б.Д. Травин) // Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителейхудожеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 124 - 127.

185. Каменев В.Е. На выставке работ и в музее Сибирского художественно-промышленного института // Искусство. Омск, 1921. -№1. - С. 89-90.

186. Киселева JI.B. Рисунки И.С. Авакумова в собрании Томского областного краеведческого музея // Поиски и находки томских искусствоведов: Материалы научно практической конференции. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2001. - С. 88 - 93.

187. Конев В.П. Советская художественная культура. Новосибирск: Новосиб. гуманит. ин-т, 2001. - 416 с.

188. Кокорин А. В. Статьи о творчестве художника. -М., 1957. -171 с.

189. Косенко П.П. На земле золотой и яростной. — Алма-Ата, 1979. С. 30 -68.

190. Красильников С.А., Соскин B.J1. Интеллигенция Сибири в период борьбы за победу и утверждение Советской власти. 1917 лето 1918.-Новосибирск: Наука, 1985. -255 с.

191. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907 1932: в 3 т. -СПб.:Новое литературное обозрение, 1996. - Т. 3. - С. 389-397.

192. Лапшин В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М.: Советский художник, 1983. - 495 с.

193. Ларьков Н.С. Начало гражданской войны в Сибири. Томск: Издание Том. ун-та, 1995.-252 с.

194. Он же. Гражданская война // Томск от А до Я: краткая энциклопедия города /Под ред. Н.М. Дмитриенко. Томск:Изд-во НТЛ, 2004. -С. 87-89.

195. Лойко В.М. После разгрома Колчака.(Конец 1919 1920). -Новосибирск, 1958. - 96 с.

196. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 270 с.

197. Матисс А. Сборник статей о творчестве. М.: Изд-во иностр лит., 1958.- 126 с.

198. Маяковский В.В. Только не воспоминания. Полн. собр. соч. Т. 12. -М.: Госполитиздат, 1959.-273 с.

199. Она же. Художник поколения 1890-х годов М.Б. Вериго: биография и творчество // История и культура Томской области /Под ред. Я.А. Яковлева, Л.И. Овчинниковой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. - С. 108 -112.

200. Н.Молева, Э. Белютин. Русская художественная школа второй половины XIX-начала XX в. М.: Изд-во Искусство, 1967. 564 с.

201. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1974. - 143 с.

202. Муратов П.Д. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1974. — 79 с.

203. Плаггенборг Ш. Революция и культура: культурные ориентиры между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма (пер. с немецкого). -СПб.: журнал «Нева», 2000.-416 с.

204. Познанский B.C. Первые мероприятия по охране памятников в Советской Сибири // Памятники истории и архитектуры Сибири. -Новосибирск: Наука, 1986. С. 38 - 44.

205. Прокофьев В.Н. Об искусстве в искусствознании. М.: Советский художник, 1985. - 304 с.

206. Революционная поэзия в Сибири. 1905 1917. - Новосибирск, 1960. - 137 с.

207. Романов Н.И. Местные музеи и как их устраивать. М., 1919. - 67 с.

208. Свиридовская О.Н. Роль сибирских музеев в охране культурного наследия в 1920-е гг. // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. - С. 167-176.

209. Славнин В. Томск сокровенный. Томск: Томское книжное изд-во, 1991.-324 с.

210. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства. С-Петербург: РХГИ, 2000. -1054 с.

211. Соскин B.JI. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны (конец 1917 нач. 1921). - Новосибирск: Наука, 1965.-281 с.

212. Он же. Народная художественная академия в Томске // Сибирские огни. 1967. - №4. - С. 157 - 162.

213. Он же. К вопросу о периодизации культурного строительства в Сибири // Бахрушинские чтения. 1966. Сб. ст. Вып. 3. - Новосибирск, 1968.-С. 26-37.

214. Он же. Культурная жизнь Сибири в годы новой экономической политики (1921 1923).-Новосибирск: Наука, 1971.-350 с.

215. Он же. Революция и культура (1917 1920) Историко-теоретический аспект. - Новосибирск, 1994. - 286 с.

216. Советская массовая культура: у истоков (1917 1927). -Новосибирск, 2001. - 164 с

217. Г.Ю. Стернин. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. - М.: Искусство, 1970. - 293 с.

218. Он же. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. М.: Советский художник, 1984. -296 с.

219. Он же. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. - М.: Искусство, 1988.-285 с.

220. Он же. Художественная жизнь России середины XIX века. — М.: Искусство, 1991. 207 с.

221. Сурис Б. Страницы художественной жизни России в 1917 // Искусство 1972. - №4. - С. 62 - 67.

222. Тихомиров А.Н. Искусство в Сибири (Томск) // Северная Азия. -1925.-Кн. 5-6.-С. 168-194.

223. Он же. А.Н. Тихомиров. О зарубежных связях АХРР. // АХРР. Сборник воспоминаний, статей, документов. Сост. И.М. Гронский. В.Н. Перельман. М.: Изобразительное искусство, 1973. - С. 170 - 175.

224. Томский областной художественный музей: Западноевропейская живопись. Русская живопись. Русская графика. Каталог / Вступ. ст. Л.И. Овчинниковой. Сост. Л.И Овчинникова, В.М. Флегонтова. Томск: «Водолей», 1993.- 141 с.

225. Тюрина И.П. М. М. Поляков педагог, художник, коллекционер // Поиски и находки томских искусствоведов: Материалы научно практической конференции. - Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2001.-С. 152 - 166.

226. Тюрина И.П. Красноармейская художественная студия, ее руководитель И .Я. Хазов и студиец И.С. Аввакумов// Поиски и находки томских искусствоведов: Материалы научно практической конференции. Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2001. - С. 77 - 88.

227. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.-601 с.

228. Хренов Н.А. Опыт интерпретации переходных процессов // Искусство в ситуации смены циклов: Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры. М., 2002. - С. 11-53.

229. Хроника художественной жизни Томска. 1909 1919 гг.: К 90-летию Томского общества любителей художеств (По материалам газеты «Сибирская жизнь»). - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 170 с.

230. Художественная жизнь Томска. 1917- 1918: Хроника. Архивные документы и материалы. Каталоги / Отв. ред. Л.И. Овчинникова. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2001. — 148 с.

231. Царева Н.С. Георгий Лавров. Жизнь, творчество, эпоха. Барнаул, 2003.-С. 15-19.

232. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / Отв. ред. Н.А. Хренов. -М.: Наука, 2004. 621 с.

233. Чудинов Д.К. Из недавнего прошлого // Просвещение Сибири. -1927.-№1.-С. 33-41 с.

234. Шаповалова Л. Художественная жизнь Красноярска в 1917 // Развитие изобразительного искусства советской Сибири. Y зональная конференция. Красноярск, 1987. - С. 9 - 11.

235. Шиловский. Первый премьер-министр Сибири. // Сибирская старина 1993.-№3.-С. 4-7,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.