Художественная концепция личности в творчестве Н. С. Лескова 60-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Реклинг, Ирина Васильевна

  • Реклинг, Ирина Васильевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1999, Армавир
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Реклинг, Ирина Васильевна. Художественная концепция личности в творчестве Н. С. Лескова 60-х годов: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Армавир. 1999. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Реклинг, Ирина Васильевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ НАРОДНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.С.ЛЕСКОВА (I

ПОЛОВИНА 60-Х ГОДОВ).

1.1.Особенности мировоззрения и творчества писателя в исследованиях разных лет.

1.2.Анализ индивидуального типа сознания простого человека в рассказе "Разбойник".

1.3.Мотивация коллективной крестьянской психологии в рассказе "Язвительный".

1.4 Соотношение религиозно-формального и христианско-нравственного типов сознания в повести "Воительница".

Глава 2. ОСВОЕНИЕ Н.С.ЛЕСКОВЫМ ДИАЛЕКТИКИ "ГРЕХОВНОГО" ТИПА СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ "ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА" КАК ЭТАП НА ПУТИ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА "ПРАВЕДНИКА".

2.1. Концептуальное разнообразие подходов в определении типологии и содержания образа Катерины Измайловой.

2.2. Решение проблемы преступления и наказания в повести

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ "ПРАВЕДНОСТИ" В ПРОЗЕ ЛЕСКОВА 60-Х ГОДОВ.

3.1. Проблема исследования истоков и генезиса "праведнического" типа сознания в творчестве писателя.

3.2. Истоки кризиса нравственного сознания героя в рассказе "Овцебык".

3.3."Житие одной бабы" как первое художественное осуществление авторской концепции "праведности".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная концепция личности в творчестве Н. С. Лескова 60-х годов»

Для современного литературоведения характерны переоценка отечественной классики, стремление к ее глубокому и объективному анализу без излишней опоры на социально-идеологические базисы и установки.

Наиболее значительный интерес в этом плане представляет творчество тех писателей, чье имя не связано напрямую с какими-либо литературно-политическими течениями своего времени, чье перо не ангажировано ими и может с полным основанием считаться "свободомысленным".

Именно к таким "неукротимым" духом художникам слова относится обладатель одного из ярчайших талантов своего времени Н.С.Лесков. Его проза всегда оставалась загадкой, будоражила умы читателей и исследователей.

Либерально-демократическая пресса 1860-1870-х гг. пыталась "запретить" Лескова. Даже в 90-е гг. крупнейший идеолог легального народничества Н. Михайловский все еще утверждал, что лесковское творчество - это фальсификация художественности.

Статьи Н.Абрамовича [1, 230], А.Волынского [28,168], П.Краснова [78,448], М.Меньшикова [117,155], появившиеся после смерти Лескова как дань искреннего восхищения и признания его повествовательной манеры, описательны и не удовлетворяли самих истолкователей.

В конце концов сложился не очень определенный и противоречивый образ писателя трудной судьбы, писателя талантливого и самобытного, стоящего в стороне от главного литературного потока.

Этот образ, ставший стереотипным, был усвоен и на Западе. Показательны, в частности, рассуждения Томаса Манна: "Неизвестность его имени - дело особое . Русская критика не любила и не любит называть это имя, хотя иной раз, например, устами Венгерова, ей приходилось признать, что "по художественной силе" Лесков не уступает "никому из великих мастеров". Между тем он был не только поразительным выдумщиком, но и писал, как меня уверяют, чудеснейшим русским языком и провозвестил душу своего народа так, как это, кроме него, сделал только один - Достоевский" [115,40-41].

Огромная заслуга в истолковании и оценке творчества Лескова принадлежит М. Горькому, который по сути дела открыл его для нашей литературы. Горький с впечатляющей для своего времени точностью сказал о нем главное: "Как художник слова, Н.С. Лесков достоин стать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Н. Гоголь, И. Тургенев, А. Гончаров. Талант Лескова силою и красотою своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих" [44,235].

К мысли об органичности, целостности пути Лескова-художника наука шла очень долго. В сущности, лишь в последние десятилетия благодаря работам И.Видуэцкой, А.Горелова, Б.Дыхановой, Л.Крупчанова, И.Столяровой, В.Троицкого и других исследователей можно убедительно объяснить то, что современникам писателя казалось неразрешимым парадоксом. При этом по-прежнему справедливым остается мнение, что лескововедение находится в периоде накопления и собирания фактов жизни и творчества писателя, и это открывает новые возможности его изучения.

В литературоведении до сих пор остается открытым вопрос о политической и творческой ориентации Лескова. Особенно это касается 60-х годов. Причисление художника к той или иной общественной партии, группе было и остается определяющим фактором в изучении особенностей его мировоззрения и художественного мышления. Одни лескововеды с различной степенью категоричности относят писателя к лагерю "шестидесятников", констатируя близость их политических, социальных, эстетических воззрений и единые принципы изображения действительности. Так, П. Пуствойт [136, 8], И.Столярова

157, 77] и другие уже в первых произведениях Лескова усматривают революционно-демократические тенденции, получившие дальнейшее развитие в его писательской деятельности.

Более сложный путь Лескова к радикализму отметил исследователь Б.Бухштаб, считая, что в своем мировоззрении писатель претерпел необычную эволюцию: в 60-е годы он стоял на позициях умеренного либерализма, даже с консервативным оттенком, и только в конце творчества пришел к идее общественного переустройства, став "резким обличителем власти, церкви, эксплуататоров народа" [20,12]. По мысли ученого, сама жизнь заставила художника пересмотреть свои взгляды и привела в демократический лагерь. Причем, в изображении простого народа Лесков всегда стремился передать все лучшие качества национального характера, внося в широкое русло радикально-демократической литературы своеобразную трактовку темы.

На эту особенность лесковского творчества обращает внимание И.Видуэцкая. Ставя его в один ряд с "шестидесятниками" по изображению "дикости" русской деревни, она все-таки делает оговорку, что, в отличие от них, писателя "привлекают наиболее яркие, колоритные явления народной жизни, курьезные случаи, странности и парадоксы, все, что забавно, острохарактерно, анекдотично" [101,217].

Отстаивая близость Лескова радикально-демократическому лагерю, Л.Гроссман определил его позицию в идейной борьбе 60-х годов как "культуртрегерскую", предполагавшую широкое развитие литературы и науки в деле "исцеления социальных язв современности" [49, 50].

В. Богданов [16, 6], В. Кулешов [82, 78], В.Троицкий [171, 73], Н.Филимонова [183,85] и другие называют Лескова "стихийным демократом" и при всем единодушии в определении идейной позиции писателя в то же время указывают на различные проявления его демократизма: Троицкий отмечает "защиту чести и достоинства всякой личности", постоянную борьбу за свободу ума и совести"[176, 172] и против "всякого произвола" [171, 73]; Кулешов - веру "в народные силы" [82, 78]; Филимонова, напротив, подчеркивает ограниченность позиции писателя, проявившуюся, по ее мнению, в том, что он отрицал возможность насильственного общественного переустройства и "был убежден, что России нужно другое; если прогрессивные изменения, то постепенные; если решение проблем, то в моральном, а не социальном плане; если улучшение жизни, то прежде всего духовной ее стороны, а уже затем экономической; если работа с массами, то просветительская, а не политическая" [183, 85].

Еще более резкую оценку демократизму Лескова дают П.Громов и Б.Эйхенбаум, акцентируя внимание на стихийности его взглядов, обусловившей "теоретическую невооруженность" писателя в выборе "правильного" творческого пути, вследствие чего он попал в "сферу либерально-буржуазных и даже реакционных влияний" [47, 14]. Именно эта "стихийность" мировоззрения явилась, на их взгляд, основной причиной "трудного роста" Лескова-художника.

Характеризуя "слабые" стороны авторского мировоззрения, эти исследователи рассматривают отказ Лескова от революционного общественного переустройства как главную ошибку, повлиявшую на сложность писательской судьбы в процессе познания единственно правильной истины - социалистического учения, следуя которой его демократизм мог бы не омрачиться "либеральной" и даже "реакционной" стихийностью.

Однако как раз эти "слабые" стороны демократизма Лескова представляются нам особенно интересными и определяющими главный путь его творческих исканий.

Еще одна группа исследователей: А.Горелов [38, 57], Т.Окулова-Микешина [128, 13], В.Семенов [148, 15] и другие, - ставит Лескова под посте-пеновское знамя либералов, уверовавших, что реформы основных государственно-общественных структур приведут к желаемым позитивным изменениям всех жизненных сфер: как социальной, так и духовно-нравственной.

Идя в своих рассуждения еще дальше, И.Видэуцкая [25, 152], Г.Тамарченко считают Лескова "западником", утверждая, что он видел путь преобразования России "на основе "частной инициативы" - то есть на путях буржуазно-демократического прогресса без революционных потрясений" [164, 96]. Тем самым они отрывают писателя от традиционных представлений народной морали, а, следовательно, и родной национальности в пользу идее развития страны по европейскому образцу.

С этим утверждением нам трудно согласиться, поскольку Лесков, не отрицая общественного прогресса, отстаивал самобытность России на этом пути. "Взгляните на мир, - писал он в поздравительной новогодней статье за 1861 год, - мир идет вперед', взгляните на нашу Русь - и наша Русь идет вперед" [94, 78]. Писатель не мыслил поступательного движения страны вне категории "национального", что и нашло непосредственное отражение в его творчестве.

В литературе о Лескове даже высказываются мнения о нем как о писателе консервативного направления. Так, Ю.Нагибин признается, что не знает, "с какой стороны подступиться к этому уникальному в своей противоречивости и неухватности явлению великой русской литературы" [122, 7]. Не находя однозначного ответа на эту загадку, он называет его "реакционером", "ненавистником нигилизма", "апологетом русского православия", создавшим, вопреки своим убеждениям, образы Артура Бенни, Лизы Бахаревой, Помады, но сумевшим постичь благодаря своим жизненным знаниям и таланту духовную силу и красоту русского человека" [122, 7-8]. Ю.Нагибин так и не смог найти единого идейного стержня в творчестве Лескова, и под его взором смутно проступает аморфный, сам в себе и своих убеждениях до конца не разобравшийся, насквозь противоречивый, хотя и талантливый писатель-реакционер.

Стремясь снять налет "реакционности" и "либерализма" с созданного учеными и деятелями литературы портрета Лескова, отмечая односторонность и неточность такой оценки, исказившей истинные черты художника сложной судьбы, В.Троицкий утверждает, что в 60-е годы писатель "выступал прежде всего как идеалист, оценивающий события с позиций неких вечных нравственных норм" [170,303]. В более поздней работе исследователь отмечает, что автор "антинигилистических" романов не поднялся в своем мировоззрении до основополагающей идеи классовости и потому, "сочувствуя многим стремлениям и целям шестидесятников-демократов., воспринимал социалистическое учение с позиций своеобразного христианского почвенничества", то есть "считал необходимым опереться в поисках правды не на идеи и "правила", а на художественные образы людей" [179, 251-252]. Это приводило его, по мнению ученого, к идейным ошибкам и заблуждениям, но исключало всякий намек на тривиальную либеральность, тем более реакционность и, несмотря на разногласия с революционно-демократическим лагерем, позволяло оставаться ему писателем "передового прогрессивного направления".

Более общую характеристику взглядам Лескова дают В. Гуминский [52,66] и П. Куликов [83, 8], считая, что по широте охвата жизни и постановке жгучих вопросов современности его можно назвать "политизированным художником", а позицию писателя определить как "гражданскую" [83, 8].

По словам А.Горелова, сын писателя, Андрей Лесков, охарактеризовал разнообразные проявления идейных и нравственных устремлений своего отца одним словом - "демократизм", явившийся "всеопределяющим фактором" в судьбе великого мастера слова [33,164].

Итак, "чистый шестидесятник", "стихийный демократ", "либерал", "реакционер", "западник", "почвенник" - вот далеко не весь перечень определений Лескова в литературоведении. Такая калейдоскопичность и пестрота оценок еще раз свидетельствуют о нечеткой обозначенности личности и места писателя в историко-литературном процессе, что и находит свое подтверждение в современной науке. На сегодняшний день лесковиана насчитывает несколько сотен библиографических данных, и, тем не менее, образ писателя до сих пор не потерял ореола загадочности.

Не реакционер . и не либерал, не народник и тем более не революционный демократ, Лесков в конце концов был . приговорен на этом основании к быстрому зачислению в ряды так называемых второстепенных писателей.", -пишет Б.Эйхенбаум [196, 347]. Исследователь признает в нем мастера с наклонностью "к языковой "чрезмерности", замечательного "стилизатора и антиквара", так и не сумевшего стать в один ряд с Чернышевским, Тургеневым, Островским и так и оставшимся "вне системы - как что-то оригинальное, но слишком причудливое" [197, 240].

Итак, - заключает В.Березин,- Лесков неизвестен. Он как бы исчислен. Дело в том, что с одной стороны, он почти не прочитан, а с другой - кто не знает Левшу" [12, 13].

Разгадка писателя, по верному наблюдению И.Вишневской, состоит в том, что "Лесков всегда раздражал любое государство именно потому, что был воистину народен. Само прикосновение к его творчеству уже было чревато виной, бедой, трагедией" [27, 6]. Поэтому, продолжает эту мысль М.Подгородников, "при жизни он заслужил ядовитое определение "больной талант", после смерти, в советское время, литературоведы из департаментов долго старательно записывали его то в реакционный лагерь, то в либеральный, а затем и вовсе оставили без прописки. Все это делалось в совершеннейшей уверенности, что писатель без соответствующей принадлежности существовать не имеет права" [131,5].

Такая тенденция находит отражение и в современной критике. Так, И.Лукаш в своей статье за 1992 год вообще лишает художника места в национальной русской культуре: "Внутренний мир Лескова как бы вне русского мира, Лесков как бы вне России" [104, 138].

Это'утверждение критика, основанное на субъективных эмоциях и ощущениях, не научно, так как всей жизнью и творчеством писатель доказал как раз обратное: он хорошо знал и жил мыслями и духовным потенциалом своего народа и проявил свою гениальность "именно там, где споткнулись большинство наших писателей, - в постижении духа любви и святости русского человека" [70, 4]. Это верное замечание И. Золотусского нашло отражение практически во всех работах о Лескове.

Неотъемлемой и основной составляющей народного мышления писатель считал христианское этическое учение, о чем свидетельствуют строки из его письма к С. Юрьеву, издателю журнала "Беседа", в котором автор выразил свое полное с ним согласие по поводу опубликованного заявления: "Вселенская Христова истина, сохраненная во всей ее чистоте восточною православною церковью, была просветительницею русского народа с первых веков его истории: под влиянием ее сложились его духовный строй и существенные основы его быта" [93, 10,279].

Обращение к национально-культурным истокам актуально в своей сущности. 90-е годы нашего столетия принесли с собой иное миропонимание. Возможность дальнейшего существования цивилизации, да и самой жизни, во многом зависит сегодня от того, насколько человечество будет нравственным по отношению к самому себе. Важнейшим источником этой духовности было и остается христианское этическое учение, которое осознается как богатейшее культурное наследие и учебник жизни, и из которого люди на протяжении многих веков черпают неограниченные возможности совершенствования своей души. Поэтому вопрос о возрождении того высокого национального в общечеловеческом объеме сознания, о наличии которого у русского человека все время говорил Лесков, звучит в наши дни особенно остро.

Вот почему предметом исследования в данной диссертации является поиск писателем жизненного идеала, исходящий из самой мировоззренческой установки художника, специфики его мышления, природы творчества, близкого народному православному представлению о нравственности, объектом- проза и публицистика 60-х годов как период формирования и художественного воплощения авторской концепции "праведничества".

Актуальность нашей работы заключается, таким образом, в том, что она находится в русле поисков современного литературоведения духовно-этических истоков творчества представителей всей русской литературы. Поэтому выбор темы исследования определяется необходимостью уточнения взглядов в отечественном литературоведении на творческое самоопределение Лескова в 60-е годы в нравственно-религиозном ключе. Это дает возможность обратиться к решению проблем народности, национального своеобразия русской литературы, раскрыть соотнесенность творчества писателя с устно-поэтической и библейской традициями.

Научная новизна обусловливается самим предметом исследования: отсутствием достаточного методологического обоснования творческих исканий Лескова в начальный период творчества, недооценкой его произведений 60-х годов в критике, необходимостью дальнейшего изучения сложной общественно-литературной позиции художника в эти годы как важнейшего этапа формирования писательского кредо. Полемика Лескова с революционно-демократическим лагерем привела некоторых ученых к выводам о его реакционности в этот период. Наряду с этим мировоззрение художника нередко рассматривалось в вульгарно-социологическом плане.

По данному поводу Лесков ясно выразился еще в 1875 году: "Эти бедные люди думают, что образ мыслей человека зависит от Каткова или от Некрасова, а не проистекает органически от своих чувств и понятий" [93,10,400].

В диссертационной работе делается попытка продолжить исследование творчества художника с учетом последних достижений литературоведения. Ю.Беличенко справедливо замечает, что Лесков вышел из того Гоголя, который был ославлен реакционером, обруган Белинским и его соратниками, а потом попросту стал замалчиваться - из второго тома "Мертвых душ" и "Выбранных мест из переписки с друзьями". Из Гоголя, уже понявшего: прежде чем переделывать Россию, в ней надо "наладить" культуру, образование и нравственность" [11,5].

Для этого необходимо, по мысли писателя, чтобы каждый человек ощутил на себе живительную силу учения Христа и преисполнился Любовью, Добротой и Состраданием. "Религия моя со мною, и Христос, с его страданием и терпением, есть моя сила.",- признавался он в письме П.Щебальскому [93, 10,431].

Эта идея высокой нравственной ответственности художника перед Богом и людьми проходит через всю работу и лежит в основе переосмысления писательской судьбы.

Учитывая то значение, которое имеет первый период творчества-Лескова в контексте его литературной деятельности, и исходя из результатов изучения художественного наследия писателя отечественными и зарубежными учеными, мы определили следующие основные направления и аспекты исследования.

Главной целью работы является определение жизненного идеала Лескова как результата его творческих исканий в прозе 60-х годов.

Замысел диссертационного исследования был определен следующей гипотезой: развитая в Лескове с детства "счастливая религиозность" обусловила особенности его мировоззрения, где постоянная установка на православный идеал способствовала формированию и художественному осуществлению концепции "праведности " уже в самых ранних рассказах и повестях писателя.

Для проверки гипотезы потребовалось решить ряд задач:

1 .Представить различные научные подходы в изучении жизненной и творческой судьбы Лескова и на основе анализа его публицистики и писем 60-х годов вывести приоритетность для художника позиции "свободомысленного христианина " в решении вопросов о путях и перспективах общественного развития.

2.Рассмотреть особенности авторского изображения индивидуальной и коллективной форм народного сознания в их непосредственной зависимости от христианско-православной мотивации поведения и душевного строя персонажей, представляющих эскизы к портретам будущих праведников.

3.Показать характер взаимодействия "личности" и "среды" в художественной системе писателя в соответствии с его утверждением способности к духовной регенерации изначально " чистой" природы человека, обусловленной традиционно-библейскими представлениями о нравственности.

4.0босновать закономерность появления в прозе Лескова 60-х годов типа "греховного " сознания личности как этапного поиска идеала от "противного".

5.Определить исходные положения лесковской концепции "праведности" и воссоздать динамику ее художественного осуществления в произведениях исследуемого периода.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили материалы библиотеки писателя, воспоминаний и высказываний его современников, монографий и статей отечественных и зарубежных исследователей, а также достижения современной теории и истории литературы, научные принципы народности, преемственности, творческого самоопределения художника, выработанные ведущими литературоведами и критиками.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: культурно-исторический и психологический с элементами сравнительно-типологического подхода.

Процесс исследования включал в себя несколько этапов.

На первом этапе (1995-1997гг.) изучалась научная, художественная и публицистическая литература по теме диссертации, систематизировался материал в аспекте поставленной проблемы. Это дало возможность обосновать актуальность исследования, определить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (1997-1998гг.) проводились анализ и обобщение данных литературоведения и литературной критики; определены методы, форма, механизм и динамика исследования, написана первая глава диссертации.

На третьем этапе (1998-1999гг.) разрабатывалась общая модель исследования, написаны вторая и третья главы диссертации, подведен итог работы, полученные результаты оформлены в виде кандидатской диссертации.

Практическая значимость заключается в возможности использования материалов и выводов исследования при чтении вузовских лекционных курсов и спецкурсов по творчеству Лескова, а также при проведении уроков литературы в школе, факультативных занятий и кружков.

Апробация и внедрение результатов. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Армавирского государственного педагогического института (АГПИ) и на аспирантских объединениях при кафедре русской литературы МПГУ. Материалы исследования многократно освещались на методологических семинарах кафедры литературы АГПИ, на внутривузовских научно-практических конференциях, а также отражены в публикациях автора диссертационной работы.

Достоверность и обоснованность результатов и основных выводов исследования определяется исходными методологическими положениями, широкой опорой на научный и литературно-фактический материал, глубоким анализом проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1.0бщественно-литературная позиция Лескова в 60-е годы характеризуется особенностями его широкого, толерантного мировоззрения, сердцевиной которого являются религиозные взгляды писателя. Начальный период его творчества совпал с проникновением в русское общество буржуазной морали, и "свободомысленное христианство " художника объясняется стремлением воскресить и сохранить в народном сознании нравственные заветы Христа.

2.Формирование концепции "праведной " личности происходит в самых первых произведениях Лескова, где психология отдельного человека и целого коллектива регулируется религиозно-нравственными установками и понятиями, передаваемыми из поколения в поколение и составляющими суть народной ментальности. Духовно-историческая память помогает героям писателя освободиться от влияния социума и вновь обрести в своем сердце высокий христианский идеал любви и помощи ближнему.

3.Поиск Лесковым "праведного" человека получает свое дальнейшее развитие в создании образа-антипода, т.е. характера, "греховного" по своей природе. Источник "греховности" - отсутствие какой бы то ни было связи личности с библейской, фольклорной, эстетической, сословно-этической традициями народа. Это не может вызвать к жизни настоящего жертвенного чувства, а рождает только "темные", преступные желания и ставит личность вне границ "национального" и вообще "человеческого".

4.Впервые лесковская концепция "праведности" находит глубокое обоснование и всестороннее художественное решение в прозе 60-х годов. Писатель исследует и предлагает две модели человеческого поведения. В первом случае подмена национальных ценностных императивов радикальной идеей ведет к дуализму сознания личности и ее краху; во втором - совершенная любовь, вынесенная героем из долгих странствий по православным местам, обретает в народном понимании значение "святости", " праведности", то есть закрепленного знания о жизни " во Христе" как нравственном эталоне.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Реклинг, Ирина Васильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволили нам сделать ряд выводов и предложить свои суждения по некоторым сложным вопросам изучения творчества Лескова:

1 .Общественно-литературная позиция писателя в 60-е годы оценивается в современном литературоведении неоднозначно. Рассмотрев различные подходы в решении вопроса о творческом самоопределении художника и проанализировав его публицистику и письма этих лет, мы пришли к мысли о необходимости выбрать в качестве главного направления исследования нравственно-религиозные воззрения Лескова как основу его мировоззрения, обусловившую жизненные и творческие искания. Причем, определяющим моментом вероисповедания писателя является то органичное сочетание "ума" и "духа", которое позволяет ему всегда оставаться "свободомысленным христианином", то есть в условиях охватившей русское общество переоценки нравственных ценностей отдать все силы своего таланта проповеди Царства Божия на Земле.

2. С самых первых шагов в литературе Лесков стремится исследовать реальное состояние жизни человека из народа, являющегося самым многочисленным носителем православной идеологии. Для писателя "личность" и "коллектив" - это взаимообусловливающие и взаимообъясняющие объекты изображения, иллюстрирующие индивидуальное и массовое проявления народного знания христианской грамоты, определяющего нравственный уровень простолюдина и регулирующего его поведение: отчетность перед Богом, самим собой и людьми. Поэтому все персонажи ранних произведений Лескова - будь это содержатель постоялого двора, лесной разбойник или крестьянский "мир" - это прежде всего христиане, и все эти образы важны для осуществления одной из главнейших целей автора - поиска нужного для России, спасительного для нее и свойственного ей "праведнического" типа сознания.

3.Лесков доказывает возможность сохранения нравственной чистоты и даже нравственного возрождения личности в любых социальных условиях. Для раскрытия характеров персонажей писателю одинаково важны и среда, и сам герой. Он нисколько не умаляет воздействия внешних обстоятельств на человеческую натуру, диктующих свои законы и правила и парадоксально трансформирующих ее "корневую", воспринятую с детства систему духовных ценностей. Однако их власть оказывается не безграничной: требуется лишь толчок, побудительный мотив для восстановления и развития ранее смещенных представлений и понятий. Именно в утверждении положительных качеств, "теплых углов" в "холодных" или злых, на первый взгляд, сердцах кроется основа христианского гуманизма автора, а образы его первых произведений вносят много новых штрихов к портретам будущих " праведников".

4.В творчестве 60-х годов отчетливо просматривается тенденция поиска Лесковым своего героя от "противного": писатель показывает антипод "праведнического " типа личности и поднимается на качественно новую ступень в исследовании проблемы. По его глубокому убеждению, отсутствие в человеке источника духовности - христианской любви, а, значит, и всякой потребности в этическом развитии, - является благодатной почвой для "темных", преступных желаний. Такой характер "греховен" по природе и представляет собой исключение не только "национальное", но и "человеческое" вообще. Опосредованное осуществление в нем эстетического содержания открывает перед автором перспективу художественного воплощения идеала как объекта изображения.

5.Следующим этапом на пути создания образа "праведника" становится анализ жизненного пути героя, на примере которого Лесков не просто реалистично и убедительно показывает крушение идеи насилия в рамках народной ментальности, но и решает такой важный вопрос, как невозможность и недопустимость эклектизма в сознании человека, то есть призыва Руси к топору в

183 форме религиозной проповеди. Глубокая духовная пропасть между носителем этой идеи и народом оказывается следствием подмены христианского подвижничества революционным. Но понимание трагической ошибки и вины не приносят герою облегчения, так как его прозрение - это прозрение порога духовной пустоты, к которому он делает последний шаг. Писатель искренне сожалеет о печальной судьбе своего "заблудившегося" странника, которого, как ни хочешь, нельзя любить.

6. Впервые лесковская концепция "праведности" получает полное конкретно-художественное воплощение в творчестве второй половины 60-х годов. Проводя своего героя через многие испытания: грехи, странничество, раскаяние, активную милосердную жизнь - писатель обосновывает жизненную закономерность появления типа людей с "чистым" сердцем и через их служение добру дает образец "жития" для каждого человека, в котором предлагается авторская модель общественного устройства на началах христианской нравственности. Так основные принципы нравственно-эстетической программы Лескова находят объективное художественное подтверждение уже в первый период творчества, что и определит в дальнейшем характер его реализма и гуманизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Реклинг, Ирина Васильевна, 1999 год

1. Абрамович Н.Я. Мистицизм в творчестве Н. Лескова //Абрамович H .Я. Литературно-критические очерки. - Пб.: Труд , 1909.-Т.1.- С.227-237.

2. Алексеев М. Слово о Лескове: К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова //Москва.-1981.- №7.- С.207-208.

3. Андреева Г.Т. Творчество Лескова: Пособие по спецкурсу. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1992.-125с.

4. Анкудинова О.В. Идейно-творческие искания Н.С. Лескова 90-х годов: Дис. к-тафилол. наук: 10.01.01.-Харьков, 1975.-213 с.

5. Аннинский Л.А. Блажные и блаженные Николая Лескова // Вопр. лит-ры.-1988.- №7.- С.189-198.

6. Аннинский Л.А. Лесков публицист // Лит. обозр-е.- 1988.- №8.- С.45-46.

7. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. 2-е изд-е, доп.- М.: Книга, 1986.-304с.

8. Афонин Л.Н. Слово о Лескове // Творчество Н.С.Лескова: Научные труды. -Курск: Изд-во Курского гос. пед. ин-та, 1977.- Т.76.- С.3-10.

9. Ахматова E.H. Мое знакомство с Н.С. Лесковым и его письма ко мне (отрывок из воспоминания восьмидесятилетней женщины) // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов.- М.: Сов. писатель, 1983.- С.322-336.

10. Ю.Базанов В.Г. Русские революционные демократы и народознание. Л.: Сов. писатель, 1974.- 560с.

11. П.Беличенко Ю. Против течения: К 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова //Красная звезда. -1991.-16 февр. С.5.

12. Березин В. Мифология Лескова // Литература. 1996.- №14.- С.13

13. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. М.: Российское Библейское Общество, 1993.

14. Богданов В.А. Не измени своему таланту! Эпизод из творческой биографии Н.С. Лескова//Лит. учеба.- 1981.-№1.-С.172-177.

15. Богданов В.А. Н.С. Лесков в русской литературе // В мире Лескова. Сост.

16. B.А.Богданов. М. :Сов. писатель, 1983.- С.8-57.

17. Богданов В.А. Творческий путь Н.С. Лескова. М., 1980.- 17с.

18. Бондаренко Ю. На Фурштадтской у "Тавриды" // Нева. 1981,- №2.- С.207-• 211.

19. Борхсениус Е.И. Мои воспоминания о Николае Семеновиче Лескове // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов. М. :Сов. писатель, 1983.- С.342-359.

20. Бухштаб Б.Я. Н.С. Лесков (1831-1895) // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6т. М.: Правда, 1973.Т.1.-С.З-42.

21. Бухштаб Б.Я. Сказы о народных праведниках ("Очарованный странник", "Левша", "Тупейный художник" Н.С. Лескова) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы. Сост. и общ. ред. В.И.Кулешова. М.: Дет. лит-ра, 1983.- С.5-20.

22. Видуэцкая И.П. Достоевский и Лесков // Рус. лит-ра.- 1975.- №4.- С. 127137.

23. Видуэцкая И.П. Лесков // Русские писатели: Биобиблиографический словарь в 2ч.- 4.1.'М. : Просвещение, 1990,- С.416-423.

24. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. Творческий путь. М.: Знание, 1979,- 64с.

25. Видуэцкая И.П. Прошлое и настоящее в художественном мире Лескова // Лесков и русская литература. М.: Наука, 1988.- С. 76-93.

26. Видуэцкая И.П. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX в.: К 150-летию со дня рождения Н.С.Лескова // Вопр. лит-ры.- 1981.-№2.1. C. 148-188.

27. Видуэцкая И.Л. Творчество Лескова в контексте русской литературы XIX века: Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01.- Москва, 1994.- 410 с.

28. Вишневская И. Великое инакомыслие: К 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Коме, правда. -1991,- 16февр.- С.6.

29. Волынский A.JI. Н.С. Лесков. Критический очерк. СПб., 1898.- 168 с.

30. Гебель В.А. Н.С. Лесков. М.: Сов. писатель, 1945.- 223 с.

31. Герцен А.И. С того берега // Собр. соч.: В 30 т. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955,-Т.6.-С. 7-142.

32. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7т. Т.5.- Мертвые души. Поэма. - М.: Худ. лит-ра, 1967.-622 с.

33. Голубева О.Д. Живу как хочу! // Голубева О.Д. Автографы заговорили. -М., 1991.- С.101-110.

34. Горелов A.A. Единственная книга Андрея Лескова // Звезда.- 1983.- №7.-С.160-165.

35. Горелов A.A. Житие Николая Лескова // Горелов A.A. Соединяя времена. -М.: Современник, 1978.- С.23-59.

36. Горелов A.A. Земля праведников и подвижников: Вст. ст. // Лесков Н.С. Очарованный странник: Повести и рассказы. М. Современник, 1983.- С.5 -20.

37. Горелов A.A. Лесков (демократические начала творчества) // Рус.лит-ра.-1981.- №1.- С.32-56.

38. Горелов A.A. Н.С. Лесков // Горелов A.A. Русская литература и фольклор (конец XIX века).-Л.: Наука, 1987.-С.57-169.

39. Горелов A.A. Н.С. Лесков и H.A. Некрасов // Рус. лит-ра. 1986.- №3.-С.55-70.

40. Горелов A.A. Н.С. Лесков и народная культура: Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01.-Ленинград, 1988.-296 с.

41. Горелов A.A. О "византийских" легендах Лескова // Рус. лит-ра.- 1983.-№1.-С.119-133.

42. Горелов A.A. "Праведники" и "праведнический" цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова // Лесков и русская литература. М.: Наука, 1988.-С.39-61.

43. Горелов A.A. Сын сложного века: Послесловие // Лесков Н.С. Повести и рассказы.- Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982.- С.282-294.

44. Горелов A.A. "Я знаю русского* человека в самую его глубь.": Вст. ст. // Николай Лесков. 1000 лет русской литературы. Русские демономаны. Повести и рассказы.- СПб.: Северо-Запад, 1994.- С.5-18.

45. Горький A.M. Н.С. Лесков. // Собр. соч.: В 30т,- М.: ГИХЛ, 1953.- Т.24,-С.228-237.

46. Горячкина М.С. Волшебник слова : Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. М.: Дет. лит-ра, 1982.- С.3-33.

47. Горячкина М.С. Сатира Лескова / Отв. ред. А.Г.Цейтлин.- М.: Акад. наук СССР, 1963.-239 с.

48. Громов П.П., Эйхенбаум Б.М. Н.С. Лесков (Очерк творчества): Вст. ст. // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11т.-М.: ГИХЛ, 1956.- Т.1.- С.5-60.

49. Гроссман Л.П. Николай Семенович Лесков. М.: Знание, 1956.- 32 с.

50. Гроссман Л.П. Н.С.Лесков. Жизнь творчество - поэтика. - М.: ГИХЛ, 1945.320 с.

51. Гудзий Н.К. Толстой и Лесков // Отт. изд.: Искусство.- 1928.- кн. 1-2,- С.95-128.

52. Гуминский В.М. Лесков: тайна народной жизни // Лит. учеба. 1981.- №3.-С.164-173.

53. Гуминский В.М. Лесков: тайна народной жизни (от "Леди Макбет." к "Соборянам") // Гуминский В.М. Открытие мира или Путешествие и странники. М.: Современник, 1987.- С. 65-94.

54. Гуминский В.М. Органическое взаимодействие (от "Леди Макбет." к "Соборянам") // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов.- М.: Сов.писатель, 1983.- С.233-260.

55. Дементьев В. Очарованный дар: К 150-летию со дня рождения Н.С.Лескова // Москва. 1981.- №7.- С.208-211.

56. Десницкий В.А. Крестьянские рассказы Н.С.Лескова // Десницкий В.А. Статьи и исследования. Л. : Худ. лит-ра, 1979.- С.213-232.

57. Десницкий В.А. Предисловие // Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова.- Тула, 1981.-С.З-7.

58. Дмитренко С.Ф. Идейно-эстетическая функция вымысла в творчестве Н.С.Лескова: Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Москва, 1986.- 231 с.

59. Дмитренко С.Ф. Изображение русского национального характера в рассказах Н.С.Лескова // Литература. 1994.- №2.- С.4-7.

60. Дмитренко С.Ф. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое // Вопр. лит-ры. 1985.- №11.- С.217-239.

61. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 10 т. Т.5.- Преступление и наказание. - Л.: Наука, ленингр. отд-ние , 1973.- 423 с.

62. Другов Б.М. Н.С.Лесков. М.: ГИХЛ, 1957. - 191 с.

63. Дыханова Б.С. Великий рассказчик: Вст. ст. // Лесков Н.С. Очарованный странник. Повести и рассказы. М.: Худ. лит-ра, 1984.- С.3-11.

64. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова: Народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С.Лескова. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1994.- 191 с.

65. Дыханова Б.С. В поисках своего слова (из наблюдений за стилем Лескова): К 150-летию со дня рождения Н.С.Лескова // Вопр. лит-ры. 1981.- №2.-С.189-212.

66. Дыханова Б.С. "Запечатленный ангел" и "Очарованный странник" Н.С.Лескова.-М.: Худ. лит-ра, 1980.- 174 с.

67. Дыханова Б.С. Писатель будущего: Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1979.- С.3-16.

68. Дыханова Б.С. Эволюция повествовательных форм в прозе Н.С.Лескова (Динамика народного самосознания и ее стилевое воплощение): Дис. д-ра филол. наук: 10.01.01.- Воронеж, 1992.- 340 с.

69. Кавыршина Д. Бесстыдники: Николай Лесков и Восточная война // Родина. -1995.-№3/4.-С.87-89.

70. Калмановский Е.С. На чем стоит Лесков // Калмановский Е.С. Путник запоздалый. Л.: Сов. писатель, 1985.- С.34-86.

71. Капустин В.А. Н.С.Лесков и проблема положительного образа второй половины XIX века: Дис.к-та филол. наук: 10.01.01. Киев, 1950. - 585с.

72. Кедров К. Ищущий подвига: О героях произведений Н.С. Лескова // Знамя.-1981.- КН.2.- С.241-244

73. Конышев Е.М. Проблема положительного героя в русской литературе 40-х-70-х годов XIX века ( Н.В.Гоголь и Н.С.Лесков) // Творчество Н.С.Лескова: Межвуз. сб. научн. трудов. Курск, 1986.- С. 111-118.

74. Краснов П.Н. Чуткий художник и стилист. Труд. Вестник литературы и науки. - 1895.- №5.- С.448-457.

75. Кретова A.A. Роль фольклорных мотивов в "крестьянском романе" Н.С.Лескова "Житие одной бабы" // Творчество Н.С.Лескова: Межвуз. сб. научн. трудов.- Курск, 1988.- 153 с.

76. Крупчанов Л.М. Жажда света: Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. -М.: Правда, 1981,- С. 3-16.

77. Крупчанов Л.М. Примеч. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. М., 1974.-С.438-462.

78. Кулешов В.И. Николай Семенович Лесков // Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: 70 90-е годы: Учебник для филолог, спец. вузов. -М.: Высшая школа, 1983. - С.77-86.

79. Куликов П. "Услышишь суд глупца и смех толпы холодной. ": По поводу новой критики на Ал. Германа // Независ, газета.-1992.- 3 июля. С.8.

80. Кулумбетова А. Е. Рассказы о "праведниках" Н.С.Лескова ( к вопросу о романтических тенденциях в творческом методе): Дис.к-та филол. наук: 10.01.01.- Казань, 1979.- 178с.

81. Курляндская Г.Б. Проблема человека в "Соборянах" // Творчество Н.С.Лескова: Научные труды. Т.76.- Курск: Изд-во Курского гос. пед. инта, 1977.-С.11-19.

82. Курляндская Г.Б. Тургенев и Лесков // Курляндская Г.Б. Тургенев и русская литература: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1980.- С.67-82.

83. Лапшин М. Очарованная душа // Ветеран. 1996.-№7.-С.10.

84. Лебедев Ю.В. О народности "Грозы", "русской трагедии" А.Н.Островского // Рус. лит-ра 1981№ 1.- С. 14-31.

85. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова. Тула: Приокское кн. изд-во, 1981.-647с.

86. Лесков Н.С. Боговедение баснопица (Postscriptum об И.А.Крылове) // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов.- М.: Сов писатель, 1983.- С. 364-365.

87. Лесков Н.С. Н.С.Лесков о литературе и искусстве. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1984.-285с.

88. Лесков Н.С. О найме рабочих людей // Отеч. записки. -1861.- №3. С. 47-54.

89. Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т./ Редкол.: А.Бихтер (отв. ред.) и др.: М.: ГХИЛ, 1956-1958. В дальнейшем цитируется по этому изданию с указанием в скобках тома и страницы с сохранением особенностей авторской орфографии и пунктуации.

90. Лесков Н.С. Честное слово / Сост., подг. текста, вст. ст. и коммент. Л.А.Аннинского. М.: Сов. Россия, 1988.-352с.

91. Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, младого опричника и удалого купца Калашникова // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4т.- М.: Правда, 1969.- Т.2.- С.7-21.

92. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель, 1989.- 608с.

93. Лихачев Д.С. Ложная этическая оценка у Н.С.Лескова // Звезда. 1980.-№7.- С. 176-179.

94. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С.Лескова // Лихачев Д.С. Избранные работы в 3 т. Л.: Худ. лит, 1987.- Т.З.- С.327-337.

95. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С.Лескова // Лихачев Д.С. Литература- реализм- литература. Л.: Сов. писатель, 1984.- С. 138-148.

96. ЮО.Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Н.С.Лескова: Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. М., 1989.- С. 3-8.

97. Ломунов К.Н., Видуэцкая И.П. и др. Психологические течения в литературе критического реализма ( Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков) // Развитие реализма в русской литературе.: В Зт.- М.: Наука, 1973.-Т.2.- С.5-253.

98. Лужановский A.B. Документальность повествования жанровый признак рассказов Н.С.Лескова // Рус. лит-ра.- 1980.- №4,- С. 144-150.

99. ЮЗ.Лужановский A.B. Рассказы Н.С.Лескова о народе (вторая половина семидесятых восьмидесятые г.г.): Дис.к-та филол. наук: 10.01.01.- Иваново, 1966.-355с.

100. Лукаш И. Портреты (Лесков, Мережковский): К 100-летию со дня рождения//Человек,- 1992.- №2.- С.135-141.

101. Любимов Н. Неупиваемый источник // Любимов Н. Несгораемые слова. -М.: Худ. лит-ра, 1988.-С.154-163.

102. Юб.Майорова O.E. Вст. заметка // Лесков Н.С. Неоцененные услуги: Отрывки из воспоминаний // Знамя,- 1992.- №1.- С.155-156.

103. Майорова O.E. Вступление // Лесков Н.С. "Христианство на Руси еще не проповедано.": Затерянные статьи Николая Лескова // Лит. газета.- 1993. 21 июля.- С.5.

104. Майорова O.E. Литературная традиция в творчестве писателя (на материале произведений Н.С.Лескова) : Дис.к-та филол. наук: 10.01.01.- Москва,1985.-275с.

105. Майорова O.E. Особенности стиля рассказов воспоминаний Н.С.Лескова // Рус. речь. -1981.- № 1.- С. 51 -54.

106. Ю.Майорова O.E. " Проста, изящна, чиста." (о "маленькой повести"

107. Н.С.Лескова: Дис.к-та филол. наук: 10.01.01.- Томск, 1993.- 258с. ПЗ.Мак Пуфф Дэвид. Предисловие // Николай Лесков. Леди Макбет из Мцен-ска и другие повести. Нью-Йорк, 1987,- С.7-25.

108. Малиновский A.A. Н.С.Лесков о нигилизме и нигилистах по роману "Некуда" // Лит-ра в школе. - 1996.- №1.- С. 19-24.

109. Манн Т. Художник и общество: Статьи и письма: Пер. с нем.- М.: Радуга,1986.-438с.

110. Пб.Меныпиков М.О. Варварства он не любил: Свидетельство современника // Сов. Россия.-1991.-6 февр. С.4.

111. П.Меньшиков М.О. Художественная проповедь // За строкой учебника / Сб. ст. Сост. П.Горелов.- М.: Молод, гвард.- 1989.- С. 149-163.

112. Мещерякова Н. Лесков художник // Вопр. лит-ры. - 1975.- №5.- С.300-303.- Рец. на кн.: Троицкий В.Ю. Лесков - художник. - М.: Наука, 1974.-215с.

113. Мусаил В. Проблема народа в творчестве Н.С.Лескова 1860-х годов: Дис.к-та филол. наук: 10.01.01.- Ленинград, 1980.- 205с.

114. Нагибин Ю.М. Ересиарх: К 160-летию со дня рождения Н.С.Лескова // Лит.газ. 1991.-20 февр. - С.11.

115. Нагибин Ю.М. Николай Семенович Лесков: Телевизионный сценарий // Версии: телевизионные сценарии. М.: Искусство, 1989.- С. 105-128.

116. Нагибин Ю.М. О Лескове: Вст. ст. // Лесков Н.С. Рассказы. Челябинск: Юж.-Уральское кн. изд-во, 1981.- С. 5- 30.

117. Николаев П.А. Писатель очень крупный и умный // Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.- С. 233-247.

118. Николай Семенович Лесков: Биографический очерк // Постоянная комиссия народных чтений. СПб, 1905.- 36 с.

119. Озеров Л. Очарованный странник // Лит. учеба. 1981. - №1.- С. 164-171.

120. Пантин О.В. Морфология одной новеллы Лескова ("Белый орел") // Рус. лит-ра,- 1994.- №3.- С. 64-79.

121. Петрова JIM. Романтическое в характере лесковского праведника ("Кадетский монастырь", "Инженеры-бессеребренники") // Творчество Н.С.Лескова: Межвуз. сб. научн. трудов. Курск, 1988. - 153 с.

122. Подгородников М. Приписка к стае: К 100-летию со дня смерти Н.С.Лескова // Лит. газ.- 1995.- 8 марта.- С. 5.

123. Притчет B.C. Предисловие // Лесков Н. Избранные повести. Нью-Йорк, 1961.-С. 7-15.

124. Прокофьев Н.И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Лескова // Лесков и русская литература: Сб. ст.- М.: Наука, 1988.- С.118-135.

125. Пульхритудова Е.М. Достоевский и Лесков (к истории творческих взаимоотношений) // Пульхритудова Е.М. Достоевский и русские писатели: Сб. ст.-М.: Сов. писатель, 1971.- С. 87-138.

126. Пустовойт П.П. Летописец Руси многоликой: Вст. ст. // Лесков Н.С. Избр. соч. М.: Худ. лит-ра, 1979.- С. 5-28.

127. Пустовойт П.П. Мастер словесной живописи: Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. Киев, 1988.- С. 5-20.

128. Пушкин A.C. "Я вас любил." // Пушкин A.C. Сочинения: В 3 т. М.: ГИХЛ, 1957.- Т.1.- С.271.

129. Румянцев А.Б. Н.С.Лесков и русская православная Церковь // Рус. лит-ра. -1995.-№1.-С. 212-217.

130. Русина Н.С. Становление реализма в творчестве Н.С.Лескова 1860-х годов (Проблема характера и среды): Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Москва, 1971.-276 с.

131. Руфанов Н. Историзм Лескова ( по страницам записных книжек) // Вопр. лит-ры. 1990.-№11/12.- С.161-176.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. Напрасные опасения (По поводу современной беллетристики ) // Собр. соч.: В 20 т. М.: Худ. лит-ра, 1970.- Т.9. - С. 7-35.

133. Сальникова Т.С. О формировании метода в раннем творчестве Н.С. Лескова (1860 1865 г.г.): Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Львов, 1972,- 217 с.

134. Сальникова Т.С. Проблема положительного героя в раннем творчестве Н.С.Лескова (на материале рассказа "Овцебык") // Вопросы русской литературы. Вып. 1 ( 23).- Львов: Высш. школа, 1974.- С. 42-48.

135. Самарин Ю. И время, и книги, и личность // Москва.- 1983.- №12.- С. 196198.- Рец. на кн. : Семенов B.C. Николай Лесков. Время и книги. М.: Современник, 1981.-301 с.

136. Свительский В.А. "Человек живет словами." : Вст. ст. // Лесков Н.С. Повести. Рассказы. Воронеж, 1981.-С. 5-34.

137. Селезнев Ю. Лесков и Достоевский // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов.-М.: Сов. писатель, 1983.- С. 123-148.

138. Семенов B.C. В мире Лескова: Вст.ст. // Лесков Н.С. Захудалый род. Детские годы. Павлин. М.: Сов. Россия, 1985.- С. 3-16.

139. Семенов B.C. Николай Лесков. Время и книги. М.: Современник, 1981.-301с.

140. Семенов B.C. Чародей слова: К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Мол. гвардия. 1981.- №2.- С. 279-292.

141. Сказкин С.Д. Из истории Европы в средние века. М., 1981. - 219 с.

142. Соловьев B.C. Н.С. Лесков // Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.- С. 605-606.

143. Старосельская Н. Иная песнь что любовь сама: К 150-летию со дня рожIдения Н.С.Лескова // Лит. обоз. -1981.- №2.- С. 96-98.

144. Старыгина H.H. Больше света, больше веры в высокое призвание человека: Вст. ст. // Лесков Н.С. Легендарные характеры. М.: Сов. Россия, 1989.- С. 3-12.

145. Старыгина H.H. Лесков в школе. Йошкар-Ола, 1994.- 132 с.

146. Старыгина H.H. Проблема цикла в прозе Н.С. Лескова: Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Ленинград, 1985.- 222 с.

147. Столярова И.В. В поисках идеала. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.- 231с.

148. Столярова И.В. Н.С. Лесков и Г.И. Успенский // Рус. лит-ра. 1974.- №3.-С. 76-93.

149. Столярова И.В. Н.С. Лесков о литературе и искусстве: Вст. ст. // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. М.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.-С.4-30.

150. Столярова И.В. Русские донкихоты в творчестве Н.С. Лескова // Русская литература XIX XX в.в. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971.- С. 75-95.

151. Столярова И.В. Творчество Н.С. Лескова 1860-х середины 1870-х годов: Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Ленинград, 1963.- 541 с.

152. Столярова И.В. Трагическое в повести Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" // Рус. лит-ра. 1984.- №4.- С. 77-94.

153. Столярова И.В. "У нас на Руси.": Вст. ст. // Лесков Н.С. Избранное в 2т.-Л.: Худ. лит-ра, 1977.- Т.1.- С. 3-20.

154. Струве П.Б. Статьи о русских писателях // Рус. лит-ра. 1992.- №3.- С. 81104.

155. Тамарченко Г. "Что делать?" Чернышевского и "Некуда" Лескова // Вопр. лит-ры. 1972.-№9.-С. 93-110.

156. Тарланов З.К. Волшебник слова: К 150-летию со дня рождения Н.С.Лескова//Рус. речь. 1981.- №1.- С. 45-50.

157. Телегин С.М. Как умирают герои Лескова? // Литература. 1994.- №41.- С. 6.

158. Тимина С. Театральный характер: Вст. заметка // Лесков Н.С. Театральный характер. Рассказ // Нева. 1982.- №7.- С. 116-129.

159. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 20 т. Т.13.- Воскресенье. - М.: Худ. лит-ра, 1964,- 534 с.

160. Троицкий В.Ю. Духовный и зримый идеал женщины у Лескова // Лит-ра в школе. 1991.-№2.-С. 8-13.

161. Троицкий В.Ю. Искаженный портрет // Молодая гвардия. 1977.- №2.- С. 301-305

162. Троицкий В.Ю. "Один из лучших писателей наших." : К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Лит-ра в школе. 1981.- №1.- С. 73-75.

163. Троицкий В.Ю. Очарованный родной землей: Вст. ст. // Лесков Н.С. Собр. соч. в 5т.-М.: Правда, 1981.-Т. 1.-С. 3-36.

164. Троицкий В. Ю. Писатель земли русской: Вст.ст. // Лесков Н.С. Повести и рассказы. М.: Правда, 1986.- С. 3-24.

165. Троицкий В.Ю. Реализм Лескова: Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Москва, 1964.-477 с.

166. Троицкий В.Ю. Соборянин: Н.Лесков: "Простой человек.спасает Россию, ввергнутую в омут крамолами бояр" // Сов. Россия. 1995.- 21 февр. - С. 3.

167. Троицкий В.Ю. Судьба и величие художника: К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Наш современник. -1981.- №3.- С. 171-182.

168. Троицкий В.Ю. Творчество Лескова и поэтика русской романтической прозы 20-х 30-х г.г. XIX в.: К 150-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Филол. науки. -1981.- №2.- С. 24-30.

169. Троицкий В.Ю. Утверждение духа: Подборка материалов к 160-летию со дня рождения Н.С. Лескова // Лит. Россия. -1991.- №7.- С. 14-15.

170. Троицкий В.Ю. Художественное наследие Н.С. Лескова в сознании поколений (от современников до Горького) // Время и судьбы русских писателей. М.: Наука. - 1981.-С. 249-281.

171. Туниманов В.А. Жизнь и труды Николая Лескова: Вст. ст. // Лесков Н.С. Соч. в 3 т. М.: Худ. лит-ра, 1988.- Т.1.- С. 5-38.

172. Ш.Туниманов В.А. Письма Николая Лескова // Рус. лит-ра.- 1994.- №2.- С.48-66.

173. Тюхова E.B. Принципы психологического анализа в раннем творчестве Н.С.Лескова // Творчество Н.С. Лескова: Межвуз. сб. научн. трудов,- Курск, 1986.-С. 19-28.

174. Филимонова Н.Ю. Изображение народного характера в произведениях Н.СЛескова (1870-1880-е годы): Дис. к-та филол. наук: 10.01.01.- Москва, 1978.- 197 с.

175. Фридлендер Г.М. Наследие Достоевского и наша современность // Рус. литра. 1981.-№4.-С. 32-56.

176. Хализев В. Писатель и народная бытовая эстетика: Гоголь, Лесков, их современники и продолжатели // Лит. учеба. 1982.- №3.- С. 131-141.

177. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. Сост. В.А.Богданов.- М.: Сов. писатель, 1983.- С. 196-232.

178. Чередникова М.П. Открытие Лескова // Лит-ра в школе. 1991.- №2.-С.87-102.

179. Черепнин Л.В. Пореформенная Россия и исторические взгляды Н.С.Лескова // Черепнин Л.В. Исторические взгляды классиков русской литературы. М.: Мысль. - Очерк седьмой. - 1968.- С. 217-244.

180. Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений в 5 т. Т. 1.- Что делать? Из рассказов о новых людях. - М.: Правда, 1974.- 464 с.

181. Чичерин A.B. Из истории эпитета // Чичерин A.B. Сила поэтического слова. М.: Сов. писатель, 1985.- С. 66-72.

182. Чуднова Л.Г. "Кличка по шерсти". Роль и место заголовка в поэтике Лескова // Лит. учеба. -1981.- №3.- С. 210-213.

183. Чуднова Л.Г. Лесков в Петербурге. Л.: Лениздат, 1975.- 255 с.

184. Шелаева A.A. Несколько слов о писателе Н.С. Лескове: Вст. ст. // Лесков Н.С. Заметки неизвестного. М.: Правда, 1989.- С. 5-18.199

185. Шелаева A.A. Примечания // Николай Лесков. 1000 лет русской литературы. Русские демономаны. Повести и рассказы. СПб.: Северо-Запад, 1994.-С.520-556.

186. Шоттон Майкл. Предисловие // Лесков Н.С. Пять повестей. Лондон, 1984.-С. 7-14.

187. Эйхенбаум Б.М. Н.С. Лесков: К 50-летию со дня смерти // Эйхенбаум Б.М.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.