Художественная картина мира в лирике К.С. Аксакова и И.С. Аксакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Ожерельев, Константин Анатольевич
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 178
Оглавление диссертации кандидат наук Ожерельев, Константин Анатольевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Эстетика и лирика К. С. Аксакова и И. С. Аксакова в философском
и художественном контексте эпохи
1.1. Эстетическая позиция К. С. Аксакова и И. С. Аксакова
1.2. Художественное своеобразие ранней натурфилософской лирики
К. С. Аксакова
1.3. Лирика К. С. Аксакова 1840-1850-х гг. и эволюция русского романтизма
Глава 2. Лирика И. С. Аксакова и идеология русского славянофильства
2.1. Поэтические особенности лирики И. С. Аксакова
2.2. Быт, социум и бытие в лирике И. С. Аксакова
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Автобиографическая трилогия С.Т. Аксакова в литературной критике середины XIX века2015 год, кандидат наук Ласькова, Анастасия Евгеньевна
Проблема культурных истоков и идейно-художественных взаимосвязей эстетического идеала в лирике А.С. Хомякова2007 год, кандидат филологических наук Березина, Татьяна Юрьевна
Ф.М. Достоевский и братья К.С. и И.С. Аксаковы: проблема восприятия русской литературы2011 год, кандидат филологических наук Кунильский, Дмитрий Андреевич
Мемуарно-автобиографическая проза С.Т. Аксакова: проблемы поэтики2013 год, кандидат филологических наук Чуркин, Александр Александрович
Проза С. Т. Аксакова: Контекст и поэтика2003 год, кандидат филологических наук Колодина, Надежда Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная картина мира в лирике К.С. Аксакова и И.С. Аксакова»
ВВЕДЕНИЕ
К. С. Аксаков (1817-1860), И. С. Аксаков (1823-1886) внесли значимый вклад в развитие идей славянофильства, в разработку эстетических и историософских концепций. Диапазон творческих интересов К. С. Аксакова и И. С. Аксакова определяли такие области, как литературная критика, лингвистика, переводческое дело, общественная деятельность. Поэтическое творчество К. С. Аксакова и И. С. Аксакова приходится на переходный период в истории русской лирики: к середине 1830-х гг. намечается кризис романтической эстетики и поэзии, который стал наиболее ощутим после гибели А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В русской лирике 1840-х гг. начинают преобладать эпигонские тенденции [Тынянов, 1977: 25]. В русской поэзии в контексте литературной полемики между представителями «чистого искусства» и гражданской поэзии ведется напряженный поиск новых художественных принципов, поэтического языка. В литературном процессе на первый план выдвигается эпический род литературы. После художественных открытий в области внутренней историчности личности, сделанных русскими поэтами-романтиками, отечественная проза в середине XIX в. обратилась к постижению актуальных проблем русского общества, сохраняя при этом сосредоточенность на осмыслении бытийных, религиозных оснований жизни.
В русской лирике постепенно преодолевается жанровый характер мышления, намечается тенденция к сближению стихотворной и прозаической речи [Зырянов, 2003]. К. С. Аксаков и И. С. Аксаков творчески реализовали себя в контексте единой национальной традиции. Наиболее плодотворный период в поэтическом творчестве К. С. Аксакова приходится на 1830-е гг., демонстрируя собой инерцию поэтики романтизма, влияние немецкой классической философии, прежде всего, Ф. В. Шеллинга и Г. В. Гегеля, а лирика И. С. Аксакова
представляет собой по преимуществу поэзию общественного служения с присущей ей публицистичностью, прямолинейностью и декларативностью. Оба художника в равной степени стремились к пробуждению национального самосознания, к сохранению патриархальных ценностей русской культуры [Анненкова, 1996].
Стоит отметить, что творческое наследие К. С. Аксакова и И. С. Аксакова в отдельных его аспектах становилось объектом изучения ряда исследователей. Можно выявить следующие этапы изучения художественного наследия славянофилов:
- прижизненные критико-публицистические отзывы и статьи современников: В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского;
- дореволюционная литературная и философская критика, академическое литературоведение (Н. Л. Бродский, С. А. Венгеров, В. В. Зеньковский, К. К. Арсеньев, В. Н. Кораблев, А. Н. Пыпин);
- литературоведение советского периода (Л. Я. Гинзбург, С. И. Машинский, В. И. Кулешов, А. Л. Осповат, В. В. Кожинов, А. С. Курилов, М. П. Лобанов, Б. Ф. Егоров, В. А. Кошелев);
- современные статьи, историко-литературные и монографические работы Е. И. Анненковой, Д. А. Бадаляна, О. А. Бознак, В. В. Боченкова,
A. А. Горелова, В. Н. Грекова, М. М. Дунаева, А. Э. Еремеева, Т. М. Жапловой, Т. В. Зуевой, Н. М. Ильченко, Г. В. Косякова, Д. А. Кунильского, А. П. Лисунова, М. А. Чванова, И. Ш. Юнусова.
На оценку поэтического наследия братьев Аксаковых влияло общее восприятие славянофильской идеологии, отношение к которой в русском обществе было неоднозначным и менялось [Егоров, 1973 : 269-270].
B. Г. Белинский написал отзыв о стихотворном отрывке К. С. Аксакова из пародийной драмы «Олег под Константинополем», где критик резюмировал, что Аксаков является «человеком с необыкновенным поэтическим дарованием» [Белинский, 1953, т. I: 221]. В полемике по поводу жанровой специфики поэмы
«Мертвые души» Н. В. Гоголя В. Г. Белинский отстаивал «романическое» начало произведения, принципы исторического соответствия в противовес «эпической» трактовке К. С. Аксакова. Русский критик при всей полемичности в целом высоко оценивал славянофильское движение: «Так называемое славянофильство, без всякого сомнения, касается самых жизненных, самых важных вопросов нашей общественности» [Белинский, 1956, т. X: 17].
Д. Ф. Самарин акцентировал внимание на особой роли в программе славянофилов православной религиозности и веры в русский народ [Самарин, 1890: 25-26]. Мыслитель одним из первых охарактеризовал теоретическую платформу учения славянофилов, отмечая близость убеждений К. С. Аксакова, И. В. Киреевского и Ю. Ф. Самарина.
Общая высокая оценка всего эстетико-культурного явления славянофильства и его представителей была высказана Н. Г. Чернышевским. Критик считал К. С. Аксакова «одним из лучших наших поэтов-переводчиков» [Чернышевский, 1893: 248], особенно выделяя аутентичные подлиннику переводы из И. В. Гете и Ф. Шиллера.
Н. В. Гоголь неоднозначно воспринимал теоретическое и художественное наследие славянофилов, не разделяя ключевую для них модель общественного устройства. Писатель критически относился к художественному стилю К. С. Аксакова: «Но вот беда: у Константина Сергеевича нет вовсе слога» [Гоголь, 2009, т. XII: 546]. А. И. Герцен назвал К. С. Аксакова «мужающим юношей», подчеркивая в его личности и творчестве сложное сочетание наивных и прямодушных черт: «В его убеждениях не неуверенное пытанье почвы, не печальное сознание проповедника в пустыне, не темное придыхание, не дальние надежды — а фанатическая вера, нетерпимая, втесняющая, односторонняя, та, которая предваряет торжество» [Герцен, 1986, т. 2: 240]. Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя за 1877 год» подчеркивал историческую связь почвенничества и славянофильства: «Я во многом убеждений чисто славянофильских, хотя, может быть, и не вполне славянофил» [Достоевский, 1983, т. 25: 195].
В целом, отзывы и рецензии современников на поэтическое и критическое наследие К. С. Аксакова и И. С. Аксакова обусловлены литературной полемикой второй половины XIX в. Они закономерно отмечены как субъективными оценками, так и стремлением объективно определить роль поэтов-славянофилов в истории отечественной словесности. В критических отзывах данного периода доминировало, прежде всего, осмысление славянофильской идеологии.
Работы дореволюционных представителей академических литературоведческих школ, философов, литературных критиков и биографов значительно обогатили взгляды на эстетику и поэзию славянофилов. Присущее предыдущему периоду тяготение к эссеизму и мемуарному характеру статей сменяется на рубеже Х1Х-ХХ вв. стремлением к культурно-историческому, сравнительному методам изучения творчества К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, первыми попытками осмысления особенностей поэтики их произведений. Так, А. Н. Пыпин поставил вопрос о связи лирических текстов у братьев Аксаковых с предшествующей поэтикой романтизма, подчеркивая тот факт, что многие программные положения славянофильства нашли первоначальное выражение именно в их поэтических произведениях, имеющих ярко выраженную идеалистическую направленность [Пыпин, 1906]. Исследователь также отмечал особое влияние идей немецкой классической философии на славянофилов. Применительно к творчеству И. С. Аксакова, А. Н. Пыпин предложил классификацию лирики, выделив две группы:
1. Поэтические произведения, в которых воплощались славянофильские представления об идеальном;
2. Опыты в духе народной поэзии.
А. Н. Пыпин доказал необходимость изучения таких поэтов, как К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, для понимания особенностей историко-литературного процесса.
Ф. А. Степун контекстуально рассматривал немецкий романтизм и русское славянофильство [Степун, 1910]. О влиянии идей Г. В. Гегеля на творчество К. С. Аксакова писал в первой половине XX в. философ-богослов
В. В. Зеньковский [Зеньковский, 2001: 232]. Н. О. Лосский указывал на преобладание в историософии и поэтическом творчестве К. С. Аксакова излишней идеализации русской старины [Лосский, 1991: 45].
С. А. Венгеров охарактеризовал К. С. Аксакова как «передового бойца славянофильства», выделяя в его лирике особую значимость «пафоса мысли» [Венгеров, 1912, т. III: 97]. Литературоведы К. К. Арсеньев и В. Н. Кораблев в своих работах выделили основные мотивы лирики К. С. Аксакова и И. С. Аксакова [Арсеньев, 1888], [Кораблев, 1911]. Н. Л. Бродский указал на значение категории Подвига для жизни и творчества И. С. Аксакова [Бродский, 1910: XXVIII]. Ученый, анализируя славянофильскую поэзию в целом, отмечал ее «партийный», самодовлеющий характер [Бродский, 1910: 137].
Развивая традиции историко-литературных и биографических работ дореволюционного литературоведения в изучении художественного наследия К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, советские ученые акцентировали внимание на анализе лирических текстов [Дементьев, Калмановский, 1960], на определении ведущих черт славянофильской эстетики и критики [Егоров, 1980], историософии [Осповат, 1988], на соотношении общественно-публицистических выступлений и лирических произведений, на рассмотрении творчества славянофилов в контексте развития русской философской прозы и поэзии XIX в.
А. С. Курилов отмечал доминирующую роль принципа народности в эстетике братьев Аксаковых: «Отсюда у Аксаковых представление о народности как одной из важнейших и неотъемлемых частей литературы» [Курилов, 1981: 26]. В. И. Кулешов впервые в отечественном литературоведении поставил вопрос о необходимости детального изучения поэтики К. С. Аксакова, И. С. Аксакова,
A. С. Хомякова: «Поэтика славянофилов до сих пор еще не исследована обстоятельно» [Кулешов, 1976: 186]. Ученый сделал важные наблюдения в этой области на уровне ритмики, мелодики стиха, структурной организации строф и влияния поэзии Аксаковых на последующий период развития русской лирики.
B. И. Кулешов указывал, что в философской лирике славянофилов присутствует «излишняя печать архаики допушкинского периода <...>. Жанры все размыты,
любовно эротической темы нет» [Кулешов, 1976: 186]. В содержательном плане исследователь считал подобную лирику продолжением традиций романтической гражданской поэзии, выделяя в философских стихотворениях К. С. Аксакова ведущую роль ораторских приемов, звучащего слова. Ученому также принадлежат выводы о влиянии поэзии мысли и «психологического письма» В. А. Жуковского на творчество К. С. Аксакова (на примере стихотворения славянофила «Фантазия», 1834).
Значимыми для изучения лирического наследия К. С. Аксакова и И. С. Аксакова в советский период были работы таких историков и теоретиков литературы, как М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, С. И. Машинский, Л. Я. Гинзбург,
B. В. Кожинов, М. П. Лобанов.
М. М. Бахтин при сопоставлении западнической эстетической программы и славянофильской теории отмечал: «Славянофильство - это значительное явление в истории русской мысли, тогда как западничество - мыльный пузырь, который ничего кроме фраз не создал и лопнул» [Бахтин, 2000, т. 2: 427]. А. Ф. Лосев исследовал генезис филологических и эстетических взглядов К. С. Аксакова [Лосев, 2009].
Анализируя ранние лирические тексты К. С. Аксакова, созданные еще в студенческие годы, и отмечая их подражательный, имитационный характер,
C. И. Машинский подчеркивал, что «они вместе с тем существенны для понимания внутреннего мира автора и того круга молодых людей, в котором он жил» [Машинский, 1964: 282]. Исследователь раскрыл сущностные различия между стихотворениями 1830-х гг. и поэзией К. С. Аксакова 1840—1850-х гг., когда лирика славянофила «претерпевает существенную эволюцию. Темы лирические и философские почти иссякают, и в его творчестве начинает преобладать политическая струя» [Машинский, 1964: 283]. Литературоведу принадлежат выводы о философичности программных произведений К. С. Аксакова. Помимо гегельянского и шеллингианского начал в его творчестве, С. И. Машинский указывал на славянофильскую теорию прекрасного в духе философии «примирения с жизнью».
Л. Я. Гинзбург отметила в поэтических декларациях кружка Н. В. Станкевича или «нового романтического поколения», к которому принадлежал в ранний период творчества К. С. Аксаков, с одной стороны, тенденцию к психологизму, к рефлексии, а с другой - стремление к обретению «абсолюта». Литературовед отмечала этическую доминанту лирического антропоцентризма, которая преобладала в поэтическом творчестве представителей данного кружка: «В кружке Станкевича идеологический центр перемещается в сторону вопроса о назначении человека. Не эстетика, а этика становится во главу угла» [Гинзбург, 1997: 133].
В. В. Кожинов в своих статьях на фоне развернувшейся в отечественном литературоведении дискуссии о славянофилах в 1960-е гг. в журнале «Вопросы литературы» отмечал двойственный характер полемики между К. С. Аксаковым и В. Г. Белинским по вопросу художественной специфики поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Исследователь доказывал, «что в своем понимании творческого метода Гоголя Белинский в ряде моментов был близок к К. Аксакову, но полемический пафос подчас побуждал его излишне резко отталкиваться от суждений славянофильского критика» [Кожинов, 2002: 115]. В. В. Кожинов также соглашается с мнением многих исследователей о влиянии романтического мировоззрения на поэзию славянофилов: «творчество <...> поэтов-славянофилов <...> несет в себе несомненные черты романтизма» [Кожинов, 1978: 91].
В книге М. П. Лобанова о С. Т. Аксакове, наряду с жизнеописанием писателя и оценкой его творчества приводились важные сведения о мировоззрении братьев Аксаковых, этапах формирования их поэтической позиции. Литературовед указывал на актуальный для русской культуры характер лирики К. С. Аксакова: «В стихах Константина Аксакова остался не только пафос его любимой мысли, но в иных и такие стороны бытия, которые, может быть, как никогда многое говорят современному сознанию» [Лобанов, 2005: 214].
Советские литературоведческие работы о поэтическом и публицистическом творчестве К. С. Аксакова и И. С. Аксакова способствовали формированию
комплексного подхода в изучении мировоззренческих и поэтических исканий художников.
Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов были системно проанализированы в работе В. А. Кошелева [Кошелев, 1984]. Значение художественных исканий русских романтиков, любомудров, поэтов кружка Н. В. Станкевича и славянофилов для оформления «русской философской прозы» первой половины XIX в. исследовано А. Э. Еремеевым [Еремеев, 1989: 32-36].
Для современных работ, посвященных изучению творчества К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, характерны многоплановость методик анализа текстов, интегративные подходы в изучении мировоззрения писателей, активный интерес к проблемам авторского мифотворчества и религиозности [Анненкова, 1999], развития славянофильских идей в XIX в. [Щербакова, 2007]. Так, в работах М. М. Дунаева, методологически объединяющих как собственно литературоведческие, так и богословские подходы, обстоятельному анализу подвергается эстетика и этика славянофилов. Ученый отмечает глубоко православные корни поэтической «вселенной» славянофилов, рассматривает особенности поэтического мироощущения И. С. Аксакова: «<...> в мироощущении Аксакова не было того обострённого трагизма, каким нередко отмечено бывает внутреннее состояние души поэтов» [Дунаев, 2002: 109]. Одним из главных тезисов исследователя является представление о доминирующей роли космической гармонии в мировосприятии К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, что находит свое прямое выражение в их лирических текстах на уровнях фигур поэтической речи, синтаксиса, интонации.
Т. М. Жаплова исследует в рамках феномена «усадебной поэзии» XIX в. в отечественной литературе особенности пейзажной лирики И. С. Аксакова [Жаплова, 2002; 2004]. В современной науке также представлены сравнительно-исторические работы, сопоставляющие творческий метод К. С. Аксакова и И. С. Аксакова с предыдущими и последующими этапами развития русской поэзии и прозы. В частности, Д. А. Кунильский среди прочих аспектов выявляет влияние славянофильских образных представлений К. С. Аксакова на
публицистику Ф. M. Достоевского [Кунильский, 2012]. Заслуживают внимания работы, посвященные взаимоотношениям К. С. Аксакова и И. С. Аксакова с официозной критикой [Воронов, 2002] и с цензурным комитетом [Бадалян, 2006].
Г. В. Косяков, рассматривая образную земную и метафизическую историю бессмертной души в поэзии К. С. Аксакова и И. С. Аксакова, доказывает, что художники «<...> исповедуют веру в бессмертие души, которая позволяет им обретать нравственную основу в борьбе со злом и с благодарением принимать дар земной жизни» [Косяков, 2007: 158]. Ученый выделяет в лирике К. С. Аксакова комплекс магистральных мотивов и образов, раскрывающих его представление о жизни, смерти и бессмертии. Исследователь указывает на значимость мифологем пути, космоса, хаоса, пенатов и православных концептов в поэтической картине мира К. С. Аксакова и И. С. Аксакова.
О. А. Бознак исследует особенности творческого метода раннего JI. Н. Толстого в восприятии К. С. Аксакова [Бознак, 2009]. В. Н. Греков раскрывает специфику историософской концепции И. С. Аксакова [Греков, 2002] и анализирует на материале поэм славянофила романтический мотив игры и особенности хронотопа [Греков, 2009]. H. М. Ильченко обращается к исследованию ранних повестей К. С. Аксакова в контексте немецкого романтизма [Ильченко, 2002]. В. Г. Щукин рассматривает роль концепции Дома у ранних славянофилов [Щукин, 1994]. И. Ш. Юнусов исследует проблемы национального характера в драматических произведениях К. С. Аксакова [Юнусов, 2005].
Исследование Е. И. Анненковой о семье Аксаковых, помимо биографических сведений, включает в себя рассмотрение генезиса и эволюции мировоззрения братьев Аксаковых на фоне общественной и литературной жизни эпохи. Исследователь выявляет особенности мировоззрения К. С. Аксакова: «Человеческое "я" погружено у Аксакова в бесконечность мира и занимает в нем незаменимое, но не главенствующее положение. Аксаковское более позднее, славянофильское, "отрицание" личности подготовлено юношеским философским пониманием соразмерного места конечного духа в бесконечности мира» [Анненкова, 1998: 86].
В современном зарубежном аксаковедении преобладают исторический и социально-политический подходы. Наследие К. С. Аксакова и И. С. Аксакова рассматривается в общем контексте развития утопических идей и социологических концепций XIX в. [Отви^, 1982], [Ва^Иг, 1995].
Художественное наследие К. С. Аксакова и И. С. Аксакова за последние 20 лет стало объектом изучения диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук Н. Н. Вихровой «Иван Сергеевич Аксаков и "пушкинский вопрос" в русской литературе» (Великий Новгород, 1999),
A. Р. Валитова «Федор Тютчев и Иван Аксаков: Поэт и его биограф» (Ярославль, 2002) и Д. А. Кунильского «Ф. М. Достоевский и братья К. С. и И. С. Аксаковы: проблема восприятия русской литературы» (Петрозаводск, 2011).
Актуальность исследования. Хотя научные труды, литературная критика, философские идеи, историософские взгляды братьев Аксаковых рассматривались в отечественной науке, их лирическое наследие изучено в недостаточной степени. Особенности художественной картины мира поэтов-славянофилов, их поэтической метафизики, онтологии, натурфилософии, антропологии и гносеологии не исследованы до сих пор. Рассмотрение художественного наследия поэтов не на уровне локального обращения к специфике стиля, анализа отдельных образов или сюжетов, а в совокупности структурных и ценностных аспектов, как целостной образной картины мира, включающей в себя онтологическую вертикаль, онтологическую горизонталь, мифологемы, символы, хронотопы, становится перспективным направлением на современном этапе. Литературоведческий интерес к изучению религиозности и философичности русской поэзии, актуализировавшийся на рубеже 1980-1990-х гг. (работы Э. М. Афанасьевой, П. Е. Бухаркина, И. А. Есаулова, Д. Н. Жаткина,
B. Н. Захарова, В. А. Котельникова и др.) и сопровождающийся стремлением восполнить пробелы в изучении литературного процесса, духовного диалога отечественной словесности с православной традицией, обусловливает актуальность обращения к художественному наследию К. С. Аксакова,
И. С. Аксакова, чья лирика фокусирует в себе сущностные категории и характеристики православного миросозерцания.
По убеждению таких отечественных ученых, как А. Н. Пыпин, Л. Я. Гинзбург, Ю. М. Лотман, В. В. Кожинов, обращение к литературным фигурам «второго ряда» способствует как прояснению магистральных историко-литературных тенденций рассматриваемой эпохи, так и возможности проследить постепенные эволюционные процессы в области стиля, художественного метода, поэтики. Поэзия братьев Аксаковых типична для литературной ситуации середины XIX в., репрезентирующей преодоление стилевой и жанровой инерции, влияние эпического рода на лирику. Изучение творчества К. С. Аксакова и И. С. Аксакова проясняет поиск новых форм авторского и жанрового сознания в контексте смены культурной парадигмы: объективацию лирического «я», «очерковость», детализацию, синтетический и «диффузный» характер жанровых дефиниций. Актуально выявление образных форм выражения славянофильской идеологии в лирике братьев Аксаковых.
Цель диссертационного исследования - раскрыть мифопоэтическое, религиозное, философское и поэтическое своеобразие художественной картины мира лирики К. С. Аксакова и И. С. Аксакова. Достижению поставленной цели служат следующие задачи:
1) раскрыть эстетическую позицию К. С. Аксакова и И. С. Аксакова;
2) прояснить образные проявления категории соборности в эстетике, художественной онтологии, натурфилософии, антропологии, гносеологии и этике К. С. Аксакова и И. С. Аксакова;
3) проанализировать образы, оформляющие онтологическую горизонталь в художественной картине мира К. С. Аксакова;
4) рассмотреть художественное своеобразие образов, создающих онтологическую вертикаль в лирике К. С. Аксакова;
5) выявить мифологемы, символы, мирообразы, хронотопы, передающие идею единства мироздания в лирике К. С. Аксакова;
6) осмыслить аксиологическую содержательность сельских мирообразов в художественной картине мира К. С. Аксакова и И. С. Аксакова;
7) раскрыть художественные принципы изображения быта, социума и бытия в лирике И. С. Аксакова.
Объектом диссертационного исследования является лирика К. С. Аксакова и И. С. Аксакова в поэтическом контексте эпохи. Предметом исследования является художественная картина мира в поэзии братьев Аксаковых, воплощенная в комплексе ведущих мотивов, сюжетов, мирообразов, концептов, хронотопов.
Материалом для исследования послужили:
• магистерская диссертация К. С. Аксакова «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1845);
• биографический очерк И. С. Аксакова «Федор Иванович Тютчев» (1873-1874);
• литературно-критические статьи и речи «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842), «Объяснение <По поводу рецензии В. Г. Белинского на "Несколько слов о поэме Гоголя...">» (1842), «Взгляд на русскую литературу с Петра Первого» (кон. 1840-х гг.), «О Карамзине» (1848), «Обозрение современной литературы» (1857) и др. К. С. Аксакова; «По поводу письма из Англии Владимира Печерина» (1865), «По случаю юбилея Ломоносова» (1865), «Речь о А. С. Пушкине» (1880), «По поводу смерти Достоевского» (1881), «О столетнем юбилее Жуковского» (1883) И. С. Аксакова;
• корпус программных лирических текстов К. С. Аксакова («Ручей», 1830; «К N. N.», 1832; «Элегия», 1832; «Я видел Волгу, как она...», 1832; «Воспоминание» («Как живы в памяти моей...»), 1833; «Фантазия», 1834; «Да, я певал, когда меня манило...», 1834; «Водопад», 1835; «Тучи грозные покрыли...», 1836; «Готовьте, топоры точите...», кон. 1830-х гг.; «К идее», 1842; «А. Н. Попову...», 1842; «H. М. Языкову», 1844; «Москве», 1845; «Петру», 1845; «Свободное слово», 1854; «Тени», 1856; «Весна», 1857 и др.);
• корпус программных лирических текстов И. С. Аксакова («К. С. Аксакову», 1844; «Голос века», 1844; «"Среди удобных и ленивых..."», 1845; «Зачем опять теснятся в звуки...», 1845; «26-е сентября», сентябрь или октябрь 1845; «Очерк», 1845; «Ночь», 1845; «С преступной гордостью обидных...», 1845; «Вопросом дерзким не пытай...», 1845; «В тихой комнате моей...», 1845; «Andante», 1846; «Дождь», 1846; «Бывает так, что зодчий много лет...», 1846; «Свой строгий суд остановив...», между январем и апрелем 1847; «Пусть гибнет всё, к чему сурово...», 1849; «Добро б мечты, добро бы страсти...», 1853; «Опять тоска! опять раздор!», 1853; «На Дунай! туда, где новой славы...», 1854 и др.); мистерия «Жизнь чиновника» (1843) и поэмы «Зимняя дорога» (1845), «Бродяга» (1847-1850);
• художественные произведения таких русских поэтов, как М. В. Ломоносов («Вечернее размышление о Божием величестве при случае великаго севернаго сияния», 1743), Г. Р. Державин («Водопад», 1791-1794), В. А. Жуковский («Подробный отчет о луне. Послание к Государыне Императрице Марии Федоровне», 1820), А. С. Пушкин («Пророк», 1826; «Туча», 1835), С. П. Шевырев («Я есмь», 1825), Д. В. Веневитинов («Веточка», 1823), И. И. Козлов («Вечерний звон», 1827), Н. М. Языков («Константину Аксакову»), А. С. Хомяков («Поэт», 1827; «Орел», 1832; «Киев», 1839; «Не говорите: "То былое..."», 1844; «Кремлевская заутреня на пасху», 1850; «Воскресение Лазаря», 1852; «Вставайте! оковы распались...», 1853; «Суд Божий», 1854), Ф. И. Тютчев («Silentium!», 1830; «Как сладко дремлет сад темнозеленый...», 1830-е гг.; «В душном воздухе молчанье...», 1830-е гг.; «Русская география», 1848-1849; «Два голоса», 1850; «Вот от моря и до моря...», 1850-е гг.; «Черное море», 1871), Я. П. Полонский («И. С. Аксакову», 1856);
• эпистолярное наследие И. С. Аксакова.
В силу отсутствия в настоящее время полного собрания сочинений К. С. Аксакова источниковедческую базу исследования составили эстетические труды славянофила, опубликованные в издании: Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. М. : Современник, 1981. Лирические тексты
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Политические принципы консерватизма в творчестве И.С. Аксакова: 1823-18862006 год, кандидат политических наук Фурсова, Екатерина Борисовна
Политическая концепция К.С. Аксакова2008 год, кандидат политических наук Степанова, Юлия Анатольевна
Малая проза С.Т. Аксакова: атрибуты стиля2013 год, кандидат наук Гусейнова, Татьяна Викторовна
Стиль малой прозы С.Т. Аксакова2012 год, кандидат филологических наук Гусейнова, Татьяна Викторовна
Художественное своеобразие лирики Д. П. Ознобишинав поэтическом контексте его эпохи2016 год, кандидат наук Матвеенко Анатолий Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ожерельев, Константин Анатольевич, 2014 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. Источники работы
1. Аксаков, И. С. Сочинения : в 7 т. / И. С. Аксаков. - М. : Тип. М. Г. Волчанинова, 1886-1887.
2. Аксаков, И. С. Сочинения : в 7 т. / И. С. Аксаков. — 2-е изд. — СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1891-1903.
3. Аксаков, И. С. Отчего так нелегко живется в России? / И. С. Аксаков. - М.: РОССПЭН, 2002. - 1008 с.
4. Аксаков, И. С. Письма к родным, 1844-1849 / И. С. Аксаков. - М. : Наука, 1988. - 704 с.
5. Аксаков, И. С. Приложение : стихотворения Ивана Сергеевича Аксакова за 1843-1848 годы / И. С. Аксаков // Иван Сергеевич Аксаков в его письмах : в 4 т. Ч. 1 : учебные и служебные годы. - Т. 1 : письма 1839-1848 годов. -М., 1888.-С. 1-100.
6. Аксаков, И. С. Стихотворения и поэмы / И. С. Аксаков. - Л. : Советский писатель, 1960. - 298 с.
7. Аксаков, К. С. Взгляд на русскую литературу с Петра Первого / К. С. Аксаков // Русская литература. - 1979. - № 2. - С. 100-111.
8. Аксаков, К. С. О Карамзине : речь, написанная для произнесения пред симбирским дворянством / К. С. Аксаков // Русская литература. - 1977. - № 3. -С. 103-110.
9. Аксаков, К. С. Статья К. С. Аксакова из «Молвы», № 11/ К. С. Аксаков // Ранние славянофилы : А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы / сост. Н. Л. Бродский. - М., 1910. - С. 137-140.
10. Аксаков, К. С. Стихотворения / К. С. Аксаков // Поэты кружка Н. В. Станкевича / гл. ред. В. Н. Орлов. - М.; Л., 1964. - С. 289-428.
11. Аксаков, К. С. Литературная критика / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. -М.: Современник, 1981.-383 с.
12. Библия : книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М. : Российское Библейское Общество, 2000. - 1338 с.
13. Веневитинов, Д. В. Стихотворения. Проза / Д. В. Веневитинов. - М. : Наука, 1980. - 608 с.
14. Герцен, А. И. Сочинения : в 2 т. / А. И. Герцен. - М. : Мысль, 19851986.
15. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений и писем : в 17 т. / Н. В. Гоголь. - М.; Киев : Изд-во Московской Патриархии, 2009-2010.
16. Державин, Г. Р. Стихотворения / Г. Р. Державин. — Л. : Советский писатель, 1957.-469 с.
17. Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. - Л.: Наука, 1972-1990.
18. Киреевский, И. В. Отрывки / И. В. Киреевский // Славянофильство : pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке современников : антология. - 2-е изд. - СПб., 2009. - С. 92-106.
19. Козлов, И. И. Полное собрание сочинений / И. И. Козлов. - СПб. : Изд. А. Ф. Маркса, 1892. - 344 с.
20. Лермонтов, М. Ю. Полное собрание сочинений : в 10 т. / М. Ю. Лермонтов. - М.: Воскресенье, 2000-2002.
21. Ломоносов, М. В. Полное собрание сочинений : в 11 т. / М. В. Ломоносов. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1983.
22. Мейербер, Д. Роберт Дьявол / Д. Мейербер // Спутник меломана : собрание оперных либретто / сост. Д. Марголин. - 2-е изд., испр. и доп. - Киев, 1908.-С. 515-521.
23. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д. С. Лихачева ; под ред. В. П. Адриановой-Перетц. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Наука, 1996.-668 с.
24. Полонский, Я. П. Сочинения : в 2 т. / Я. П. Полонский. - М. : Художественная литература, 1986.
25. Поэты 1820 — 1830-х годов : в 2 т. / общ. ред. Л. Я. Гинзбург. — Л. : Советский писатель, 1972.
26. Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : в 17 т. / А. С. Пушкин. -М. : Воскресенье, 1994-1998.
27. Слово о полку Игореве / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. - 484 с.
28. Тютчев, Ф. И. Лирика : в 2 т. / Ф. И. Тютчев. - М. : Наука, 1965.
29. Урания : карманная книжка на 1826 год для любительниц и любителей русской словесности / отв. ред. А. Л. Гришунин. - М. : Наука, 1998. -352 с.
30. Хомяков, А. С. О старом и новом : статьи и очерки / А. С. Хомяков. — М. : Современник, 1988.-462 с.
31. Хомяков, А. С. Сочинения : в 2 т. / А. С. Хомяков. - М. : Медиум,
1994.
32. Хомяков, А. С. Стихотворения и драмы / А. С. Хомяков. - Л. : Советский писатель, 1969. - 596 с.
33. Языков, H. М. Полное собрание стихотворений / H. М. Языков. - М. ; Л. : Academia, 1934. - 927 с.
34. Schiller, F. Gedichte / F. Schiller. - Stuttgart : J. G. Cotta, 1883. - 427 s.
II. Справочная литература
35. Библейская энциклопедия / труд и издание Архимандрита Никифора. - M. : Teppa-TERRA, 1991.-902 с.
36. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусскаго языка : в 4 т. / В. И. Даль ; под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. - 3-е изд., испр. и значит, доп. -СПб. ; М. : Изд-во т-ва М. О. Вольф, 1903-1909.
37. Краткая литературная энциклопедия : в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. -М. : Советская энциклопедия, 1962-1978.
38. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред., сост. А. Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 стб.
39. Мифы народов мира : в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1987-1988.
40. Славянские древности : этнолингвистический словарь : в 5 т. / под ред. Н. И. Толстого. - М. : Институт славяноведения и балканистики РАН : Международные отношения, 1995-2012.
41. Философская энциклопедия : в 5 т. / гл. ред. Ф. В. Константинов. — М. : Советская энциклопедия, 1960-1970.
42. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. : Л. Ф. Ильичев [и др.]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
43. Холл, Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656 с.
III. Православные источники и русская религиозная философия
44. Антоний-Великий, преп. Наставления Святого Антония Великого / преп. Антоний Великий // Добротолюбие : в 5 т.- 4-е изд. - М., 2010. - Т. 1. -С.16-144.
45. Брянчанинов, Игнатий. Сочинения : в 5 т. / Игнатий Брянчанинов. -2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1886.
46. Булгаков, С. Н. Малая трилогия / С. Н. Булгаков. - М. : Изд-во Общедоступного Православного Ун-та, основанного прот. А. Менем, 2008. -576 с.
47. Булгаков, С. Н. Православие : очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. - М.: Терра, 1991. - 416 с.
48. Ефрем Сирин, св. Творения : в 8 т. / св. Ефрем Сирин - М. : Изд. отдел Московского Патриархата : Отчий дом, 1993-1995.
49. Иоанн, Лествичник. Лествица / Иоанн Лествичник. - СПб. : Благовест, 1996. - 352 с.
50. Лосский, В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский. - М.: ACT, 2006. — 759 с.
51. Мень, А., прот. Таинство, Слово и Образ / прот. Александр Мень. -М.: Фонд им. Александра Меня, 2001. - 286 с.
52. Тихон Задонский, свят. Собрание творений : в 5 т. / свят. Тихон Задонский. - М.: Изд-во им. Свят. Игнатия Ставропольского, 2003.
53. Трубецкой, Е. Н. Три очерка о русской иконе / Е. Н. Трубецкой. — Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991. - 112 с.
54. Флоренский, П. А. Сочинения : в 4 т. / П. А. Флоренский. - М. : Мысль, 1994-2000.
IV. Философия. Эстетика. Культурология. Теория литературы
55. Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл / Т. А. Агапкина. - М.: Индрик, 2002. - 816 с.
56. Арган, Дж. К. История итальянского искусства : в 2 т. / Дж. К. Арган ; пер. с ит. Г. П. Смирнова; под науч. ред. В. Д. Дажиной. - М.: Радуга, 1990.
57. Афанасьев, А. Н. -Поэтические воззрения славян на природу : -в 3 т. / А. Н. Афанасьев. - Репринт изд. 1865-1869 гг. - М.: Индрик, 1994.
58. Бахтин, М. М. Собрание сочинений : в 7 т. / М. М. Бахтин. - М. : Русские словари : Языки славянской культуры, 1997-2012.
59. Вакенродер, В. Г. Несколько слов о всеобщности, терпимости и человеколюбии в искусстве / В. Г. Вакенродер // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980. - С. 71-89.
60. Гаспаров, М. Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика / М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1974. - 488 с.
61. Гегель, Г. В. Сочинения : в 14 т. / Г. В. Гегель. - М.: Гос. соц.-эконом. изд-во : АН СССР, Институт философии, 1929-1959.
62. Гинзбург, JI. Я. Литература в поисках реальности : статьи. Эссе. Заметки / Л. Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1987. - 400 с.
63. Гиршман, М. М. Литературное произведение. Теория и практика анализа / М. М. Гиршман. - М.: Высшая школа, 1991. - 160 с.
64. Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. - М. : Институт славяноведения и балканистики РАН : Индрик, 1997. -912 с.
65. Еремеев, А. Э. Русская философская проза (1820-1830-е годы) /
A. Э. Еремеев. - Томск : Изд-во Томского ун-та, 1989. - 192 с.
66. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика /
B. М. Жирмунский. - СПб.: Тип. Т-ва А. С. Суворина, 1914. - 207 с.
67. Жирмунский, В. М. Поэтика русской поэзии / В. М. Жирмунский. -СПб.: Азбука-классика, 2001. - 496 с.
68. Жирмунский, В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика : избранные труды / В. М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1977. - 408 с.
69. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Академ, проект : Раритет (Summa), 2001. - 880 с.
70. Зырянов, О. В. Эволюция жанрового сознания русской лирики : феноменологический аспект / О. В. Зырянов. - Екатеринбург : Изд-во УрГУ,
2003.-548 с.
71. Ларин, Б. А. Эстетика слова и язык писателя : избранные статьи / Б. А. Ларин. - Л.: Художественная литература, 1974. - 288 с.
72. Лихачев, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев. -3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979. - 352 с.
73. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. - М. : Советский писатель, 1991.-480 с.
74. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПБ, 1996. - 848 с.
75. Лотман, Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ,
2004. - 704 с.
76. Манн, Ю. В. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы) / Ю. В. Манн. - М.: Искусство, 1969. - 304 с.
77. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - 3-е изд., репринт. - М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 407 с.
78. Мирошникова, О. В. Анализ и интерпретация лирического цикла : «Мефистофель» К. К. Случевского : учебное пособие / О. В. Мирошникова. — Омск : Изд. ОмГУ, 2003. - 138 с.
79. Никифоров, К. В. Дунай-батюшка и Россия-матушка. Вода как фактор в истории / К. В. Никифоров // Родина. - 2010. - № 11. - С. 2.
80. Океанский, В. П. Метафизика культуры : проблемы теории и истории / В. П. Океанский. - Иваново : Ивановский гос. ун-т, 1998. - 60 с.
81. Поспелов, Г. Н. Лирика среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 208 с.
82. Семевский, М. И. Тайная канцелярия при Петре Великом в 17201725 гг. / М. И. Семевский // Слово и дело! 1720-1725. - 2-е изд., пересмотр, и испр. - СПб., 1884.-С. 1-124.
83. Сильман, Т. И. Заметки о лирике / Т. И. Сильман. - Л. : Советский писатель, 1977.-224 с.
84. Сквозников, В. Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике / В. Д. Сквозников. - М.: Наука, 1975. - 368 с.
85. Соколов, О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры / О. В. Соколов. - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та, 1994.-220 с.
86. Спивак, Р. С. Русская философская лирика : проблемы типологии жанров / Р. С. Спивак. - Красноярск : Изд-во Красноярского ун-та, 1985. - 140 с.
87. Топоров, В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ : исследования в области мифопоэтического / В. Н. Топоров. - М. : Изд. группа «Прогресс» — Культура, 1995.-624 с.
88. Топоров, В. Н. О числовых моделях в архаичных текстах / В. Н. Топоров // Структура текста / отв. ред. Т. В. Цивьян. - М., 1980. - С. 3-58.
89. Тынянов, Ю. H. Поэтика. История литературы. Кино / Ю. Н. Тынянов. - М. : Наука, 1977. - 575 с.
90. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А. Успенский. — М. : Языки русской культуры, 1995. - 360 с.
91. Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - М. : Наука, 1978. - 606 с.
92. Цивьян, Т. В. Великая река как мост культурных взаимодействий / Т. В. Цивьян // Родина. -2010. 11. - С. 57-61.
93. Шеллинг, Ф. В. Сочинения : в 2 т. / Ф. В. Шеллинг ; пер. с нем. М. И. Левиной, А. В. Михайлова ; сост., ред. изд. А. В. Гулыга. - М. : Мысль, 1987-1989.
94. Шеллинг, Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг ; пер. с нем. П. С. Попова ; под ред. М. Ф. Овсянникова. - М. : Мысль, 1966. - 496 с.
95. Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. / Ф. Шлегель ; пер. с нем., сост. Ю. Н. Попова. - М. : Искусство, 1983.
96. Элиаде, М. Священное и мирское / М. Элиаде ; пер. с фр. Н. К. Гарбовского. -М. : Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.
V. История русской и зарубежной литературы
97. Афанасьева, Э. М. Русская стихотворная «молитва» XIX века / Э. М. Афанасьева // Русская стихотворная «молитва» XIX века : антология. -Томск, 2000. - С. 7-58.
98. Баевский, В. С. История русской поэзии, 1730-1980 : компендиум / В. С. Баевский. - М. : Новая школа, 1996. - 320 с.
99. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во АН СССР, 1953-1959.
100. Берковский, Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. - Л. : Художественная литература, 1973. - 567 с.
101. Бухаркин, П. Е. Православная церковь и русская литература в XVIII — XIX веках : проблемы культурного диалога / П. Е. Бухаркин. - СПб. : Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. - 172 с.
102. Бухштаб, Б. Я. Фет и другие : избранные работы / Б. Я. Бухштаб ; вступ. ст., сост., подгот. текста М. Д. Эльзона. - СПб. : Академический проект, 2000.-560 с.
103. Гинзбург, JL Я. О лирике / JI. Я. Гинзбург. - М. : Интрада, 1997. -
415 с.
104. Данилевский, Р. Ю. «Молодая Германия» и русская литература : (из истории русско-немецких литературных отношений первой половины XIX века) / Р. Ю. Данилевский. - JI.: Наука, 1969. - 168 с.
105. Дунаев, М. М. Вера в горниле сомнений : православие и русская литература в XVII - XX веках / М. М. Дунаев. - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. - 1056 с.
106. Егоров, Б. Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX века / Б. Ф. Егоров. - JI.: Искусство, 1982. - 269 с.
107. Есаулов, И. А. Категория соборности в русской литературе (к постановке проблемы) / И. А. Есаулов // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. -Петрозаводск, 1994. - С. 32-61.
108. Жаплова, Т. М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX века / Т. М. Жаплова. - Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2004. - 232 с.
109. Жаткин, Д. Н. «Чаша жизни» в русской поэзии / Д. Н. Жаткин // Русская речь. - 2006. - № 1. - С. 9-13.
110. Захаров, В. Н. Русская литература и христианство / В. Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе XVIII - XX веков : цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Петрозаводск, 1994. - С. 5-11.
111. Кожинов, В. В. Книга о русской лирической поэзии XIX века : Развитие стиля и жанра / В. В. Кожинов. - М.: Современник, 1978. - 303 с.
112. Кожинов, В. В. Соборность лирики Ф. И. Тютчева / В. В. Кожинов // Грех и святость русской истории. — М., 2006. — С. 321-330.
113. Котельников, В. А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах / В. А. Котельников // Русская литература. - 1994. -№ 1. - С. 3-41.
114. Лепахин, В. В. Икона в русской литературе XIX века / В. В. Лепахин // Христианство и русская литература : сборник 4. - СПб., 2002. - С. 110-148.
115. Маймин, Е. А. Русская философская поэзия : поэты-любомудры,
A. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев / Е. А. Маймин. — М.: Наука, 1976. - 192 с.
116. Океанский, В. П. Поэтика пространства в русской метафизической лирике XIX века : Е. А. Баратынский, А. С. Хомяков, Ф. И. Тютчев /
B. П. Океанский. - Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2002. - 204 с.
117. Ратников, К. В. Крымская война и русская поэзия (1853-1856 годы) / К. В. Ратников // Вестник Челябинского ун-та. - Сер. 2 : Филология. - 1999. -№ 2 (9). - С. 40-60.
118. Семенова, С. Г. Метафизика русской литературы : в 2 т. /
C. Г. Семенова. - М.: Изд. дом «ПоРог», 2004.
119. Чернышевский, Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. (Современник 1855-1856 гг.) / Н. Г. Чернышевский. - 2-е изд. - СПб. : Тип. и Литогр. В. А. Тиханова, 1893. - 386 с.
120. Эткинд, Е. Г. Поэзия Эвариста Парни / Е. Г. Эткинд // Эварист Парни. Война богов. - Л., 1970. - С. 182-227.
VI. Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков)
121. Анненкова, Е. И. Аксаковы / Е. И. Анненкова. - СПб. : Наука, 1998. -
366 с.
122. Анненкова, Е. И. «Славяно-христианские» идеалы на фоне западной цивилизации. Русские споры 1840 - 1850-х гг. / Е. И. Анненкова // Христианство и русская литература: сборник 2. - СПб., 1996. - С. 123-145.
123. Анненкова, Е. И. Таинство смерти в осмыслении Аксаковых / Е. И. Анненкова // Христианство и русская литература : сборник 3. — СПб., 1999. -С. 221-236.
124. Арсеньев, К. К. И. С. Аксаков как поэт / К. К. Арсеньев // Критические этюды по русской литературе : в 2 т.: т. 2. - СПб., 1888. - С. 86-93.
125. Бадалян, Д. А. Газета И. С. Аксакова «Русь» и цензура / Д. А. Бадалян // Русская литература. - 2006. - № 1. - С. 94-115.
126. Благова, Т. И. Соборность как философская категория у
A. С. Хомякова / Т. И. Благова // Славянофильство и современность : сборник статей.-СПб., 1994.-С. 177-191.
127. Бознак, О. А. Особенности творческого метода раннего Л. Н. Толстого в восприятии К. С. Аксакова / О. А. Бознак // Литературное и педагогическое наследие Л. Н. Толстого в современном образовательном пространстве : материалы II Региональной научно-практической конференции / Федер. агентство по образованию, Коми гос. пед. ин-т ; [сост. : Т. П. Королева, С. В. Красильникова; отв. ред. Т. П. Королева]. - Сыктывкар, 2009. - С. 153-158.
128. Боченков, В. В. Калужский период жизни Ивана Аксакова /
B. В. Боченков // Московский журнал. - 2001. - № 1. - С. 43-46.
129. [Бродский, Н. Л.] «Зимняя дорога» И. С. Аксакова / [Н. Л. Бродский] // Ранние славянофилы : А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы / сост. Н. Л. Бродский. -М., 1910. - С. 193.
130. Бродский, Н. Л. Славянофилы и их учение / Н. Л. Бродский // Ранние славянофилы : А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы / сост. Н. Л. Бродский. - М., 1910. - С. 1Х-ЬХУ.
131. [Бродский, Н. Л.] Эстетика славянофилов : вступ. ст. / [Н. Л. Бродский] // Ранние славянофилы : А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Аксаковы / сост. Н. Л. Бродский. - М., 1910. - С. 130-137.
132. Буланов, А. М. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов / А. М. Буланов // Славянофильство и современность : сборник статей. - СПб., 1994. - С. 77-91.
133. Венгеров, С. А. Собрание сочинений : в 5 т : т. III : Передовой боец славянофильства. Константин Аксаков / С. А. Венгеров. - СПб. : Книгоизд-во Прометей Н. Н. Михайлова, 1912. - 248 с.
134. Воронов, В. Ю. К истории несостоявшегося союза : Константин Аксаков и Михаил Катков / В. Ю. Воронов // Вестник Лит. ин-та им. А. М. Горького. - 2002. - № 1. - С. 74-84.
135. Горелов, А. А. Н. С. Лесков и И. С. Аксаков о повести «Захудалый род» (из переписки 1874-1875 годов) / А. А. Горелов // Русская литература. -2003.-№2.-С. 94-101.
136. Греков, В. Н. В поисках истинного времени (Иван Аксаков - историк и публицист) / В. Н. Греков // Аксаков, И. С. Отчего так нелегко живется в России? - М., 2002. - С. 3-22.
137. Греков, В. Н. Романтический мотив игры в поэме И. С. Аксакова «Бродяга» / В. Н. Греков // Мир романтизма : сборник научных трудов : к 95-летию со дня рождения профессора Н. А. Гуляева и 50-летию созданной им романтической школы. - Тверь, 2009. - Т. 14 (38). - С. 178-194.
138. Дементьев, А. Г. Поэзия Ивана Аксакова / А. Г. Дементьев, Е. С. Калмановский // Аксаков, И. С. Стихотворения и поэмы. - Л., 1960. -С. 5-30.
139. Егоров, Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология / Б. Ф. Егоров // Ученые записки Тартуского гос. ун-та : труды по знаковым системам : вып. VI. - Тарту, 1973. - С. 265-275.
140. Егоров, Б. Ф. Формы критических статей у славянофилов / Б. Ф. Егоров // О мастерстве литературной критики : жанры, композиция, стиль. -Л., 1980.-С. 131-152.
141. Жаплова, Т. М. «Усадебные» мотивы лирики И. Аксакова (к постановке вопроса) / Т. М. Жаплова // Вестник Оренбург, гос. пед. ун-та. -2002.-№2.-С. 5-33.
142. Зуева, Т. В. «Наша народная эпопея» : К. С. Аксаков - исследователь былин / Т. В. Зуева // Литература в школе. - 2002. - № 2. - С. 1-6.
143. Зуева, Т. В. У истоков исторической школы : К. С. Аксаков / Т. В. Зуева // Славянская традиционная культура и современный мир. — М. : 2002. -Вып. 4.-С. 194-210.
144. Ильченко, Н. М. Ранние повести К. С. Аксакова в контексте немецкого романтизма / Н. М. Ильченко // Филологические науки. - 2002. - № 4. -С. 34-43.
145. Калмановский, Е. С. Противоречия творческого сознания : поэзия Ивана Аксакова / Е. С. Калмановский // Русская литература. - 1994. - № 1. — С. 58-71.
146. Кожинов, В. В. О главном в наследии славянофилов (1969) / В. В. Кожинов // О русском национальном сознании. - М., 2002. - С. 100-124.
147. Кораблев, В. Н. Константин Аксаков / В. Н. Кораблев. - СПб. : Тип.
B. Д. Смирнова, 1911.-18 с.
148. Косяков, Г. В. Земная и метафизическая история бессмертной души в лирике К. и И. Аксаковых / Г. В. Косяков // Художественная онтология бессмертия в русской романтической лирике. — Омск, 2007. - С. 144-158.
149. Косяков, Г. В. Мирообразы русской романтической поэзии : монография / Г. В. Косяков. - Омск : Изд. дом «Наука», 2011. - 212 с.
150. Косяков, Г. В. Поэтическая функция образа бессмертной души в лирике И. С. Аксакова / Г. В. Косяков // Вестник Новосибирского государственного университета (История, филология). - 2006. - Т. 5, вып. 2 : Филология. - С. 43-46.
151. Кошелев, В. А. Иван Аксаков : консервативная оппозиция как литературная идеология / В. А. Кошелев // Русская литература. - 2006. - № 1. —
C. 76-94.
152. Кошелев, В. А. «Чудная страна» Константина Аксакова / В. А. Кошелев // Вопросы философии. - 1990. - № 2. - С. 155-157.
153. Кошелев, В. А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов (1840-1850-е годы) / В. А. Кошелев. - JI.: Наука, 1984. - 196 с.
154. Кулешов, В. И. Славянофилы и русская литература / В. И. Кулешов. -М. : Художественная литература, 1976. — 288 с.
155. Кунильский, Д. А. Славянофильская формула К. С. Аксакова в публицистике Достоевского / Д. А. Кунильский // Русская литература. — 2012. — № 1.-С. 92-101.
156. Курилов, А. С. Константин и Иван Аксаковы / А. С. Курилов // Аксаков, К. С. Литературная критика / К. С. Аксаков, И. С. Аксаков. - М., 1981. -С. 5-29.
157. Лисунов, А. П. Магистерская диссертация К. С. Аксакова как зеркало русского славянофильства / А. П. Лисунов // Вопросы гуманитарных наук. — 2003. -№ 3. - С. 59-64.
158. Лобанов, М. П. Братья Константин и Иван / М. П. Лобанов // Аксаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2005. — С. 210-240. - (Жизнь замечат. людей : Сер. биогр. ; Вып. 923).
159. Лосев, А. Ф. Филология и эстетика Константина Аксакова. Г. А. X. Н. 8 марта 1928 г. / А. Ф. Лосев // Славянофильство : pro et contra. Творчество и деятельность славянофилов в оценке современников : антология. — 2-е изд. — СПб.,2009.-С. 870-876.
160. Машинский, С. И. К. С. Аксаков / С. И. Машинский // Поэты кружка Н. В. Станкевича / гл. ред. В. Н. Орлов. - М. ; Л., 1964. - С. 281-288.
161. Машинский, С. И. Кружок Н. В. Станкевича и его поэты / С. И. Машинский // Поэты кружка Н. В. Станкевича / гл. ред. В. Н. Орлов. - М. ; Л., 1964. - С. 5-70.
162. Никитина, Е. П. Книга о «вековой» семье / Е. П. Никитина // Русская литература. - 2007. - № 2. - С. 201-203.
163. Николаева, С. Ю. Астрахань в жизни Аксаковых / С. Ю. Николаева // Анализ и интерпретация художественного произведения : материалы XXXII Зональной конференции литературоведов Поволжья, 23-24 сентября 2010 г. -Астрахань, 2010. - С. 171-176.
164. Николина, Н. А. Константин Сергеевич Аксаков : к 190-летию со дня рождения / Н. А. Николина // Русский язык в школе. - 2007. - № 3. - С. 104-109.
165. Осповат, A. JI. К характеристике исторического мышления К. Аксакова / A. JI. Осповат // Ученые записки Тартуского гос. ун-та : труды по знаковым системам : вып. XXII: (Зеркало, семиотика реальности). - Тарту, 1988. -С. 117-126.
166. Пирожкова, Т. Ф. К. С. Аксаков и его диссертация «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» / Т. Ф. Пирожкова // Вестник Московского ун-та. - Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 2. - С. 108-118.
167. Пыпин, А. Н. Славянофильство. Общий взгляд и теологическая система славянофильства / А. Н. Пыпин // Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов : исторические очерки. - 3-е изд., доп. -СПб., 1906.-С. 245-291.
168. Самарин, Д. Ф. Поборник вселенской правды. Возражение
B. С. Соловьеву на его отзывы о славянофилах 40-х и 50-х годов / Д. Ф. Самарин. - СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1890. - 79 с.
169. Степун, Ф. А. Немецкий романтизм и русское славянофильство / Ф. А. Степун // Русская мысль. - 1910. - Кн. III. - С. 65-91.
170. Чванов, М. А. «Печальник славянства» : к 180-летию Ивана Сергеевича Аксакова / М. А. Чванов // Наш современник. - 2003. - № 12. —
C. 117-135.
171. Щербакова, М. И. Продолжение идей славянофилов в переписке И. С. Аксакова и Н. Н. Страхова / М. И. Щербакова // А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист. - М., 2007. - T.I. - С. 321-327.
172. Щукин, В. Г. Концепция Дома у ранних славянофилов / В. Г. Щукин // Славянофильство и современность : сборник статей. - СПб., 1994. - С. 33—47.
173. Юнусов, И. Ш. О проблеме национального характера в пьесе К. С. Аксакова «Освобождение Москвы в 1612 году» / И. Ш. Юнусов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. - 2005. -№5 (11).-С. 141-153.
174. Bajohr, S. Общество in der sozialpolitischen Theorie von Jurij F. Samarin und Ivan S. Aksakov / S. Bajohr // Berliner Jahrbuch fur osteuropaische Geschichte. — В., 1995.-P. 173-186.
175. Christoff, Р. К. К. S. Aksakov. A study in ideas / P. К. Christoff. -Princeton (N.J.) : Princeton univ. press, 1982. - 475 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.