Художественная интерпретация концепта "судьба" в мордовской прозе XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Ахрамович, Анна Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 164
Оглавление диссертации кандидат наук Ахрамович, Анна Викторовна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Интерпретация концепта «судьба» как исторической и социальной категории в художественном воплощении эпохи
1.1 Философское осмысление концепта «судьба» в историко-литературном аспекте
1.2 Судьба человеческая - судьба народная (по материалам романов Т. А. Кирдяшкина «Широкая Мокша» и А. Д. Куторкина «Бурливая Сура»)
1.3 Художественная концепция судьбы исторической личности в романах К. Г. Абрамова, М. Т. Петрова, А. М. Доронина
Глава 2 Эволюция основных тенденций художественного изображения судьбы в объективной обусловленности и многообразии связей с окружающей действительностью
2.1 Художественная рецепция «женской судьбы» в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины (Т. А. Раптанов «Татю», А. И. Завалишин «Первый блин», А. Я. Дорогойченко «Товарищ Варвара»)
2.2 Специфика изображения войны как переломного момента в судьбах героев (П. В. Прохоров, И. П. Кишняков, Г. И. Пинясов)
2.3 Многоаспектность проявлений судьбы как череды роковых обстоятельств на материале произведений И. М. Девина «Трава-мурава», М. Т. Петрова
«Поворот к солнцу», Н. Я. Тремасова «Нежности Волчицы»
Заключение
Список использованных источников
152
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова "Степан Эрьзя"2017 год, кандидат наук Голяков, Андрей Николаевич
Эволюция поэтического творчества А.К. Мартынова2013 год, кандидат наук Данильчев, Александр Алексеевич
П.И. Мельников-Печерский как собиратель и исследователь фольклора Нижегородской мордвы2013 год, кандидат наук Пивкина, Светлана Васильевна
Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция2007 год, доктор филологических наук Федосеева, Елена Александровна
А. Дорогойченко. Своеобразие идейно-эстетических принципов творчества2003 год, кандидат филологических наук Курченкова, Анна Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная интерпретация концепта "судьба" в мордовской прозе XX века»
ВВЕДЕНИЕ
Всестороннее осмысление концепта «судьба», являющегося в настоящее время объектом изучения философской, культурологической, психологической и филологической научных парадигм, имеет важнейшее значение для современной науки о литературе. Необходимость литературоведческого исследования концепта «судьба» обусловлена тем, что каждый художественный текст представляет собой концептуальную картину мира, которая «формируется на основе соединения общих признаков концептов» [Диброва,1999: 21-22]. Концепт является сгустком культуры в сознании человека, самой общей, максимально абстрагированной идеей «предмета» в совокупности всех связей, отмеченных национально-культурной маркированностью. Совокупность концептов образует концептосферу как некоторое целостное и структурированное пространство, т.е. систему знаний и мнений человека о мире, отражающих его жизненный опыт. Судьбу принято рассматривать как важнейшую категорию сознания, с помощью которой строится концептуальная картина мира. Понимание судьбы как высшей силы нашло отражение в многочисленных определениях, представленных в том числе в академических словарях: «Судьба - это складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям - сила, определяющая все, что происходит в жизни) - покориться судьбе, удары судьбы» [Словарь русского языка, 1981:302].
В современной гуманитарной науке имеют место разнообразные толкования концепта «судьба», что свидетельствует о многомерности объекта, определяемого данным словом, и наличии множества его интерпретаций. При формулировании дефиниции концепта «судьба» ученые сосредоточивают внимание на нескольких значимых параметрах:
- параметр предопределенности интерпретируется как данное свыше каждому человеку счастье или несчастье, которое на протяжении всей жизни
может быть постоянным или изменяться, что зависит не только от высших сил, но и от самого человека;
- параметр неизбежности интерпретируется как попытка изменить судьбу, что оценивается почти всегда негативно;
- параметр непознаваемости интерпретируется как полное и как частичное незнание своей судьбы-жизни, с одной стороны, и как полная или частичная покорность субъекта судьбе-силе - с другой. В рамках этого утверждения формируются и развиваются различные смыслы концепта «судьба», определяющие линию поведения человека по отношению к судьбе, такие как «смирение с неизвестностью судьбы», «стремление узнать судьбу», «бунт против судьбы», надежда на авось» и счастливый случай.
Судьба как жизненный путь человека развивается по определенному плану в пространстве и времени (хронотоп судьбы) и в сознании людей связывается с судьбой как высшей силой. Авторское воплощение жизненного пути героя, его развитие, изменение в жизненных позициях, а также точка зрения писателя на соотношение свободы и зависимости судьбы человека от обстоятельств складываются в единый комплекс, который может быть обозначен как концепт «судьба» в художественной системе писателей.
Познание художественной интерпретации концепта «судьба» писателем возможно только через определение его мировоззрения и мировосприятия, характера мышления, неразрывно связанных с мыслительной традицией его народа. Следовательно, если концепт «судьба» - компонент мировидения автора, то его изучение способствует более полному исследованию духовной, культурной и социальной сущности человека, в нашем случае представителя мордовской национальности.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного осмысления художественной интерпретации концепта «судьба», который является отражением своеобразия исследования действительности мордовскими писателями XX века, выявления его национальной специфики, проявляющейся как в
мировосприятии писателей, так и в характерах создаваемых ими образов, а также недостаточной её изученностью.
Объект исследования - концепт «судьба».
Предмет исследования - художественная интерпретация концепта «судьба» в творчестве мордовских писателей XX в.
Материалом исследования послужили художественные произведения К. Г. Абрамова «Эрзянь цёра» («Сын эрзянский»), «Пургаз», И. М. Девина «Нардише» («Трава-мурава»), А. Я. Дорогойченко «Товарищ Варвара», А. М. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), А. И. Завалишина «Первый блин», Т. А. Кирдяшкина «Кели Мокша» («Широкая Мокша»), И. П. Кишнякова «Фке эряф» («Одна жизнь»), А. Д. Куторкина «Лажныця Сура» («Бурливая Сура»), М. Т. Петрова «Поворот к солнцу», «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», Г. И. Пинясова «Пси киза» («Жаркое лето»), «Салу медь» («Соленый мёд»), П. В. Прохорова «Цидярдома» («Выстояли»), Т. А. Раптанова «Татю», Н. Я. Тремасова «Нежности Волчицы».
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении национально-специфических, ментальных особенностей концепта «судьба», воплощенных в мордовской прозе XX в.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать характеристику концепту «судьба» как одному из важных составляющих художественной картины мира, выявить интерпретационное поле данного концепта;
- выявить специфику интерпретации концепта «судьба» на основе анализа образа мордовского народа в романах Т. А. Кирдяшкина «Кели Мокша» («Широкая Мокша») и А. Д. Куторкина «Лажныця Сура» («Бурливая Сура»);
- рассмотреть особенности художественной интерпретации судьбы исторической личности в романах К. Г. Абрамова «Эрзянь цёра» («Сын
эрзянский»), «Пургаз», А. М. Доронина «Баягань сулейть» («Тени колоколов»), М. Т. Петрова «Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота»;
- определить своеобразие концепта «судьба» в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины в произведениях А. Я. Дорогойченко «Товарищ Варвара», А. И. Завалишина «Первый блин», Т. А. Раптанова «Татю»;
- исследуя проблематику, идейно-художественное и жанровое своеобразие, структуру и стилевые особенности произведений военной тематики Г. И. Пинясова, П. В. Прохорова, И. П. Кишнякова, выявить сложность и многогранность способов интерпретации писателями концепта «судьба»;
- проанализировать художественную интерпретацию концепта «судьба» как череду роковых обстоятельств в многообразии связей героя с окружающей действительностью в произведениях И. М. Девина «Нардише» («Трава-мурава»), М. Т. Петрова «Поворот к солнцу», Н. Я. Тремасова «Нежности Волчицы».
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы известных литературоведов и философов: С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, А. Г. Бочарова, С. Г. Воркачева, Н. Гартмана, А. П. Герасименко, А. Б. Есина, В. В. Кожинова, В. М. Литвинова, Д. С. Лихачева, Н. О. Лосского, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, Г. Н. Поспелова, В. Е. Хализева, О. Я. Сивкова, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко, Г. С. Шевякова, а также труды социологов и психологов: Э. Гидденса, И. С. Кона, Л. Н. Синицыной, С. Г. Спасибенко, историков и этнографов: М. М. Громыко, М. Е. Евсевьева, В. Н. Майнова, П. И. Мельникова, Н. Ф. Мокшина и др.
В процессе исследования поставленной проблемы мы опирались на труды национальных литературоведов и критиков: А. В. Алешкина, А. И. Брыжинского, Л. Г. Васильева, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова,
Г. С. Девяткина, Е. А. Жиндеевой, Н. В. Зиновьева, М. Г. Имярекова, М. И. Ломшина, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, В. Е. Соколовой, Н. И. Черапкина и др.
Степень научной разработанности темы. При всем многообразии научных мнений по проблемам изображения судьбы человека в мордовской литературе специального монографического исследования, посвященного художественной интерпретации концепта «судьба» в прозаических жанрах, в современном литературоведении Мордовии нет. Отдельные аспекты данной проблемы затрагиваются в трудах А. В. Алешкина «Судьба народная -судьба человеческая» (Саранск, 1979), А. И. Брыжинского «Современная мордовская проза: (Движение жанра)» (Саранск, 1995), Е. А. Жиндеевой «История. Литература. Личность. К вопросу о концепции личности в мордовской художественной прозе Мордовии» (Саранск, 2000), Е. А. Федосеевой «Народный герой в историческом романе Мордовии» (Саранск, 2000) и др. В перечисленных научных исследованиях ученые обращали внимание преимущественно на воплощение концепта «судьба» как жизненного пути героя, задачу раскрытия интерпретационного поля концепта они перед собой не ставили.
Методология исследования. В целях объективности исследования применялась методика многопланового подхода к анализу текста на основе таких методов исследования, как культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, системно-целостный, позволяющих исследовать особенности художественной интерпретации концепта «судьба» в конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности.
Научная новизна заключается в том, что работа представляет собой первое монографическое исследование художественной интерпретации концепта «судьба» в мордовской прозе XX в. в свете национально-исторических, литературоведческих и философских традиций. В диссертации на материале наиболее репрезентативных прозаических произведений впервые выявлена специфика интерпретации концепта «судьба» касательно
всего мордовского народа, рассмотрены особенности художественной интерпретации судьбы исторической личности, определено своеобразие концепта «судьба» в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины, выявлена сложность и многогранность способов истолкования писателями концепта «судьба» в произведениях военной тематики, проанализирована художественная интерпретация концепта «судьба» как череды роковых обстоятельств в многообразии связей героя с окружающей действительностью.
Теоретическая значимость исследования состоит в освещении специфики художественной интерпретации концепта «судьба» в мордовской прозе XX века. Представленный в работе художественно-эстетический феномен исследован в контексте основных тенденций его реализации, объединяющих ряд мордовских авторов на протяжении литературного процесса обозначенного периода.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретного материала и выводов научного исследования учителями-словесниками при изучении мордовской литературы в общеобразовательных школах Республики Мордовия, преподавателями вузов на лекционных и семинарских занятиях, при реализации национально-регионального компонента в курсах по выбору, при составлении методических пособий и рекомендаций, при написании студентами дипломных и курсовых работ, докладов, рефератов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Ментальное пространство концепта «судьба» структурируется по принципу «размытого» ядра и периферии и образует двуядерную структуру (что отражает основные этапы его осмысления). Ядерная зона концепта представлена двумя параметрами: «судьба - сила» и «судьба - жизненный путь». В художественном тексте первый параметр представлен как рок, фатум, фортуна, второй параметр как участь, удел, доля, жребий, жизнь и будущее.
2. Интерпретационное поле концепта «судьба» в романах Т. А. Кирдяшкина «Широкая Мокша» и А. Д. Куторкина «Бурливая Сура» раскрывается преимущественно как «тяжелая доля», неизбежная и непознаваемая сила, влияющая на судьбу как отдельного человека, так и народа в целом. Это выражается через характеристики высшей силы, которая считается определяющей условия земного существования и контролирующей это существование (судьба - предопределение, судьба - неизвестность).
3. Судьбы отдельных личностей в романах К. Г. Абрамова «Сын эрзянский», «Пургаз», А. М. Доронина «Тени колоколов», М. Т. Петрова «Боярин Российского флота» и «Румянцев-Задунайский» писателями осмысливаются и представляются как исторически важные. Среди последовательных событий, происходящих в жизни скульптора Эрьзи, предводителя мордовского народа Пургаза, патриарха Никона, адмирала Ушакова, сначала отбираются события, которым присваивается статус «значительных», цепь которых выстраивается в некую «опорную линию» бытия, затем постепенно формируется система представлений о причинной связи, управляющей данными событиями.
4. Интерпретация концепта «судьба» в аспекте эволюции самосознания мордовской женщины осуществляется писателями (Т. А. Раптановым, А. Я. Дорогойченко, А. И. Завалишиным) в социальном и историческом контексте - это самоопределение женщины в семье и обществе, проблемы брака и взаимоотношений с мужчиной, что в совокупности соотносится с русской интерпретацией женской судьбы. Авторы прослеживают эволюцию мировоззрения героинь от осознания судьбы как тяжелой доли, которая предопределена им свыше, к открытому протесту и общественному вызову.
5. В произведениях военной тематики, представленной романом П. В. Прохорова «Выстояли», повестями Г. И. Пинясова «Жаркое лето», «Соленый мед» и рассказом И. П. Кишнякова «Одна жизнь», судьба отдельной личности показана в непосредственной зависимости от
неотвратимого хода истории. Характеры героев произведений раскрываются в столкновении со сложными проблемами, которые надо было немедленно решать, и от этого решения зависела не только их собственная судьба, но и судьбы других людей, всей страны.
6. Роковые обстоятельства в структуре художественного произведения проявляются в столкновении героя с различными жизненными обстоятельствами, как правило, негативного характера. В произведениях И. М. Девина, М. Т. Петрова, Н. Я. Тремасова это выражается через характеристики взаимодействия судьбы и человека, которые обусловлены возможностью/невозможностью изменения жизненного пути (судьба - доля либо судьба - случай).
Апробация работы. Научные результаты исследования отражены в 7 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ, а также в сборниках всероссийского значения. Материалы и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре литературы и методики обучения литературе ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
Основные положения диссертации были представлены на всероссийских научно-практических конференциях «Межкультурные связи в системе литературного образования» (2008, Саранск), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании» (2010, Саранск), межрегиональных конференциях «Евсевьевские чтения» (2006-2009, Саранск); «М. И. Безбородов и современность» (к 100-летию со дня рождения Михаила Ильича Безбородова) (2007, Саранск), «Язык. Культура. Этнос (традиции и современность)» (2010, Саранск)».
Структура и объем диссертационного исследования определены спецификой выдвинутых в исследовании задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Интерпретация концепта «судьба» как исторической и социальной категории в художественном воплощении эпохи
1.1 Философское осмысление концепта «судьба» в историко-литературном аспекте
Концепт «судьба» наряду с другими концептами духовной культуры (такими, как вера, совесть, любовь, свобода и др.) относится к числу «предельных понятий... в силу того, что, как и все философские категории», направлен на «прояснение обстоятельств человеческой жизни как таковой - на пределе », - на границе бытия и небытия... и связан с формированием у человека смысла жизни - телеономен» [Воркачев, 2005: 46]. В определении подчеркивается мысль о том, что концепт «судьба» является важной составляющей в концептуальной картине мира и участвует в формировании смысла жизни человека.
Вопрос о том, что же такое судьба, вызывает споры и давно является объектом пристального внимания. Отвечая на этот вопрос, В. И. Даль ставит в один ряд судьбу, суд, судилище и расправу: «Участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть. Такая судьба, судьбина его, так ему суждено. Судьба моя, судьба, судьбинушка злая! Судьбы и суды -провиденье, определенье Божеское, законы и порядок вселенной, с неизбежными, неминучими последствиями их для каждого. Судьбы Божьи неисповедимы. Воля судеб» [Даль, 2001: 511]. Другими словами, судьба обрекает человека, как правило, на несчастливую долю. В. И. Даль вкладывает в данный концепт представление о судьбе как о неумолимом роке, что было характерно для начала человеческой истории, когда люди чувствовали себя беспомощными по сравнению с огромным непонятным миром.
В определении С. С. Аверинцева подчеркивается мысль о том, что судьба принципиально непознаваема, ее можно только попытаться угадать: «Судьба - в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопреде-
лённость событий и поступков человека. Обусловленность следствия причиной может быть познана умом человека, и даже цели «провидения» предполагаются ясными, по крайней мере, для ума самого бога. Напротив, в понятие судьбы обычно входит не только непознаваемость для человеческого интеллекта - она «слепа» и «темна» сама по себе. Недаром верящие в судьбу всегда пытались лишь «угадывать» её в каждой отдельной ситуации, но не познать её; в ней принципиально нечего познавать» [Аверинцев, 1989: 635].
Следует отметить и понятие «предопределение», которое рассматривается многими философами при анализе концепта «судьба». Исследователи под предопределением понимают полную запрограммированность человеческой судьбы. Человеческая судьба является тем, что заложено в душе, в программе индивида, с чем человек является на Землю для выполнения своей миссии, то есть судьба - это сама программа. Все люди следуют своей программе, своей судьбе в той мере, в какой они представляют интерес для вселенной. Их судьба всецело зависит от индивидуальной программы. В свою очередь, программы людей переплетены между собой и связаны в единую программу нации, народа, страны и Земли как планеты. Нарушение одной из программ, судьбы отдельного индивида влечёт за собой целую серию нарушений в программах других людей: «... так как поток жизни во вселенной образует единое целое, то всякое событие в связи с обстановкою, в которой оно произошло (место события), имеет единственное значение, т.е. ничем не заменимую ценность для всего течения мировой жизни» [Лосский, 1994: 282].
Понятие судьбы представлено различными концепциями, художественными образами, мифами, притчами и аллегориями, народными знаками и приметами, загадками, астрологической и другой символикой. В данном параграфе обозначим наиболее важные, исторически изменчивые представления, отражавшие общую характеристику концепта «судьба» в контексте различных философских, литературоведческих теорий и национальной культуры.
По мнению исследователей, во многих древних мифологиях отдельное место занимали богини судьбы: «В древнегреческой мифологии участь людей и даже богов зависит от богинь судьбы - мойр (у римлян - парки). Со временем судьбу стали представлять как верховную справедливость, управляющую миром (Тихе, Немезида у греков)» [Фролов, 1991: 254].
В мордовском пантеоне богов также существовала богиня судьбы Нишкенде-тейтерь, одна из дочерей матери-богини Анге-патяй, которая являлась источником жизни, чадородия и плодородия земли. Упоминания о мордовской богине судьбы можно встретить в различных историко-литературных текстах, например, у П. И. Мельникова-Печерского: «Из рожденных матерью богов богинь (патяй) старшая называлась Нишкенде-тейтерь (сестра Нишке-паза, слово в слово: «девка Нишке»), Она также имеет свой пчельник (нешке) на земле, это пчельник настоящих пчел; она покровительница пчеловодства, которое исстари составляло любимое занятие мордвы. Нишкенде-тейтерь вместе с тем и богиня судьбы. Когда родится человек, ее мать Анге-патяй приказывает ей составить судьбу новорожденного» [Мельников, 1981: 48]. Во всех мифологических системах «судьба» была персонифицирована.
В мифологической ткани гомеровских поэм идея судьбы, олицетворенной Мойрами, властвующей над жизнью и смертью любого человека, занимает особое место. Судьба представляется не только и даже не столько подчиненной Зевсу и другим олимпийским небожителям, сколько равной им, а иногда и господствующей над ними. Можно предположить, что здесь имеет место представление о судьбе, как о фатальной и космической закономерности. В Ведах имеется сходное представление о рите, а в Древнем Китае представление о небе как верховной природно-общественной закономерности.
В древнейших литературных памятниках можно встретить неоднократное упоминание концепта «судьба»:
«Сходны судьбой поколенья людей с поколеньями листьев: Листья - одни по земле рассеваются ветром, другие
Зеленью снова леса одевают с пришедшей весною. Так же и люди: одни нарождаются, гибнут другие» [Гомер, 1967: 113] Царящая в природе необходимость, представление о которой связывается с древней идеей судьбы, осмысливается в моральных категориях. Следует обратить внимание на то, что в ранней греческой философии чаще всего употреблялось в этой связи понятие «справедливость» (по-гречески дикэ).
Представления о судьбе с течением времени претерпевали сильные изменения. Исследования народных представлений о «судьбе-доле» показывают, что представления родового общества об общей родовой, прирожденной судьбе, возникшие в связи с культом предков, впоследствии сменяются идеей личной судьбы, которая индивидуальна и присуща тому или иному человеку. Судьба не прирожденная, но как бы навеянная со стороны, в характере которой повинен сам ее носитель. С развитием индивидуализма судьба человека оказывается его личной судьбой, персонифицируется и воспринимается как его второе бытие и часто отделяется от самого человека.
Художественная концепция судьбы непосредственно опиралась на изыскания философов. Концепция судьбы в древнегреческой философии впервые ясно выражена Гераклитом. Исследование философских работ Ге-раклида показало, что его воззрения о судьбе формулируются им как составная часть его учения о логосе. Термин «логос» многозначен, но основное его значение - слово, речь, разум, разумное основание. Данный термин приобретал у Гераклида значение естественной необходимости, понятие которой формировалось под влиянием древней идеи судьбы и вбирало в себя становившееся все более глубоким понимание закономерностей природы: судьба -это «логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений... все происходит по определению судьбы, последняя же тождественна с необходимостью» [Гераклид, 1969: 276].
Действие неумолимой судьбы-логоса исключает свободу человеческой воли. Однако, по крайней мере, для отдельных людей, героев-мудрецов, под-
нявшихся до осознания ее, возможна свобода, толкуемая только как свобода духа, осознавшего неумолимое действие судьбы: «Судьба - это движение вечное, непрерывное и правильное» [Псевдо-Плутарх, 1969: 490].
Следует отметить и мысль Сенеки о том, что судьба ведет того, кто согласен с ней, и тащит того, кто сопротивляется ей. Свобода духа состоит не только в осознании неумолимости судьбы, но и в вытекающем из такого осознания подчинении и даже искоренении своих страстей. Философ последователен в своих рассуждениях: «Закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость. Он идет своим невозвратным путем, предначертанное вытекает из судьбы. Подобно тому как вода быстрых потоков не бежит вспять и не медлит, ибо следующие воды стремят более ранние, так повинуется цепь событий вечному вращению судьбы, а первый ее закон - соблюдать решение» [Сенека, 1969: 506].
И в этом плане трудно оспорить постулаты мыслителя, действительно, мы не можем «... изменить мировых отношений. Мы можем лишь одно: обрести высокое мужество, достойное добродетельного человека, и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба, и отдаться воле законов природы» [Сенека, 1969: 506]. С этим и связана основная моральная формула философа - жить в соответствии с природой, с её законами.
Восточная философия имеет свой взгляд на концепт «судьба». В древнеиндийской философии близким к понятию логоса было понятие дхармы, которое сменяет более древнюю идею риты (судьбы). Понятие дхармы тоже весьма многозначно, но основное в нем - это представление о морально-социальной и космической закономерности. Именно таким образом и представляет судьбу древнеиндийский философ, ученый и поэт Бхартрихари в своей поэме «Нити-шатака» («Сто строф о мудрости житейской»):
«.. .Пусть поклоняемся мы богам, Хотя и они подчинены той же Проклятой судьбе. Тогда давайте Поклоняться Судьбе.
Но даже она дает только то,
Что определено нашими поступками.
Если же результат будет зависеть от дел,
То каков же смысл поклонения
Богам или Судьбе? Склонитесь поэтому
Перед Кармой, которую даже Судьба не может
одолеть!» [Бхартрихари, 1969: 177].
Заметим, что в данном отрывке индийский философ при характеристике концепта «судьба» использует такие эпитеты, как «мошенница, проклятая», однако ставит её выше богов, которые подвластны судьбе (по аналогии с греческой мифологией). Данная позиция интересна тем, что здесь появляется одно из важнейших понятий индийской философии, соотносимых с концептом «судьба» - карма (воздаяние).
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Эссе в современной мордовской прозе: проблемы становления и развития жанра2011 год, кандидат филологических наук Егорова, Наталья Вениаминовна
Документализм как ведущий принцип изображения действительности в творчестве С.Г. Фетисова2008 год, кандидат филологических наук Максимкина, Наталья Николаевна
Традиции и новаторство мордовского романа2000 год, кандидат филологических наук Корнеева, Ольга Ивановна
Типология пространственно-временной организации современной прозы Мордовии конца XX - начала XXI вв.2013 год, кандидат наук Палькина, Татьяна Николаевна
Культурно-историческая основа эпоса о Тюште: Фольклорно-литературные версии2006 год, кандидат исторических наук Гурьянов, Иван Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ахрамович, Анна Викторовна, 2012 год
Список использованных источников
1. Абрамов, К. Г. Сын эрзянский: в 2 кн. / К. Г. Абрамов. - М. : Современник, 1974. - 286 е.; 1976. - 302 с.
2. Абрамов, К. Г. Степан Эрьзя: / К. Г. Абрамов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - Кн. 3. - 416 с.
3. Абрамов К. Г. Пургаз / К. Г. Абрамов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. - 464 с.
4. Аверинцев, С. С. Судьба / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь. - М. : Сов. энциклопедия, 1989. - С. 635.
5. Азыркина, Е. И. Человек и природа в мордовской прозе / дисс. ...канд. филол. наук /Е. И. Азыркина. - Саранск, 1996. - 175 с.
6. Алексеев, М. Н. Драчуны / М. Н. Алексеев. - М. : Современный писатель, 1998. - 448 с.
7. Алешкин, А. В. Земля родная песни мне дала / А. В. Алешкин -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973. - С. 114-115.
8. Алешкин, А. В. Судьба народная - судьба человеческая / А. В. Алешкин // Единство традиций. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. -С. 86-96.
9. Антонов, И. 3. Яхим Лавгинов из села Найманы / И. 3. Антонов // Литературная газета. - 1960. - 14 янв. - С. 3-4.
10. Аспект - 1990. Исследования по мордовской литературе / Сост. и отв. ред. А. В. Алешкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 120 с.
11. Бальзак, О. Предисловие к «Человеческой комедии»: собрание сочинений в 10 т. / О. Бальзак. - М.: Худ. лит., 1982. - Т. 1. - С. 37-50.
12. Бантыш-Каменский, Д. Н. Вступительное слово к роману М. Петрова «Румянцев-Задунайский» / Д. Н. Бантыш-Каменский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 480 с.
13. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М. : Искусство, 1986. - 445 с.
14. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М. М. Бахтин. - М. : Худож. лит., 1975. - 504 с.
15. Белинский, В. Г. Избранные философские сочинения /
B. Г. Белинский. - М. : Гослитиздат, 1941. - 486 с.
16. Белинский, В. Г. Собрание сочинений: в 3 т. / В. Г. Белинский. -М. : Гослитиздат, 1948. - Т. 1. - С. 112.
17. Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу 1847г. : полное собрание сочинений / В. Г. Белинский. - М. : Изд-во АН СССР, 1956. - Т. 10. -
C. 18-95.
18. Бердяев, Н. А. Метафизика пола и любви // Русский Эрос, или Философия любви в России. / Н. А. Бердяев. - М. : Прогресс, 1991. - С. 232265.
19. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - М.: Республика, 1994. - 480 с.
20. Бондарев, Ю. В. О себе / Ю. В. Бондарев // Советские писатели. Автобиографии. - М. : Сов. писатель, 1988. - Т. 5. - С. 92-96.
21. Бочаров, А. Г. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе / А. Г. Бочаров. - М. : Худож. лит., 1977. -368 с.
22. Бхартрихари Сто строф о мудрости житейской / Бхартрихари // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 175180.
23. Брыжинский, А. И. Мордовская художественная проза о Великой Отечественной войне / диссерт. ...канд. филол. наук / А. И. Брыжинский. - Саранск, 1978. - 168 с.
24. Брыжинский, А. И. В едином строю / А. И. Брыжинский. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 120 с.
25. Брыжинский, А. И. Современная мордовская проза: (Движение жанра) / А. И. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 232 с.
26. Брыжинский А. И. «Тени колоколов» / А.И. Брыжинский. // Известия Мордовии, 1997. - 15 июля. - С. 6-7.
27. Булычева, О. Ю. Положение мордовской женщины в семье и обществе в конце XIX - 30-х гг. XX века / диссерт. ...канд. истор. наук / О. Ю. Булычева. - Саранск, 2008. - 196 с.
28. Ван Чун Критические рассуждения / Ван Чун // Антология мировой философии: в 4 т. - М.: Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 243-249.
29. Васильев, Л. Г. Алексей Дорогойченко. Очерк жизни и творчества/ Л. Г. Васильев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1961. - 144 с.
30. Вдовина, Л. Р. «Широкая Мокша» Т. А. Кирдяшкина / Л. Р. Вдовина // Ученые записки (серия литературоведения). - Саранск: Изд-во МГУ, 1962.-С. 176-190.
31. Волков, И. Ф. Теория литературы / И. Ф. Волков. - М. : Просвещение, Владос, 1995. - 256 с.
32. Вопросы литературы. - 1974. - № 1. - С. 35-37.
33. Воркачев, С. Г. Дискурсивная вариативность лингвоконцепта: любовь - милость / С. Г. Воркачев // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 2005. - Т. 64. - № 4. - С. 46-55
34. Воробьева, Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература / Н. Н. Воробьева. - М. : Наука, 1978. - 264 с.
35. Воронов, В. И. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов / В. И. Воронов. - М. : Сов. писатель, 1984. - 382 с.
36. Гамзатов, Р. Г. Мой Дагестан / Р. Г. Гамзатов. - М. : Молодая гвардия, 1972. - 124 с.
37. Ганичев, В. Н. Адмирал Ушаков. Флотоводец и святой / В. Н. Ганичев. - М. : Изд-во ИТРК, 2008. - 512 с.
38. Гартман, Н. К основоположению онтологии / Н. Гартман. - СПб : Наука, 2003.- 640 с.
39. Гегель Сочинения. Лекции по эстетике / Гегель. - М. : Изд-во социально-экономической литературы, 1958. - Т. 14. - 440 с.
40. Тендерная педагогика и психология / под общ. ред. О. И. Кличко. - Саранск : Изд-во Морд, ун-та, 2005. - 156 с.
41. Гераклид О природе / Гераклид // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т.1. - С. 275-280.
42. Герасименко, А. П. Современный советский роман (Концепция человека) / А. П. Герасименко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 69 с.
43. Герцен, А. И. Собрание сочинений: в 30 т. / А. И. Герцен. - М. : Наука, 1965. - Т.20. - С. 439-443.
44. Гете, И. В. Об искусстве / И. В. Гете. - М. : Искусство, 1975. -С. 580-587.
45. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс // Введение в тендерные исследования / Под общей ред. И.В. Костиковой. - М. : Аспект Пресс, 2005. -255 с.
46. Гоголь, Н. В. Полное собрание сочинений, т.8 / Н. В. Гоголь. -М. : Изд-во АН СССР, 1952. - 375 с.
47. Гомер Илиада. Одиссея. Перевод с др.-греч. / Гомер. - М. : Худож. лит., 1967. - 766 с.
48. Горбунов, Г. И. Жизнь, герой, литература / Г. И. Горбунов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 120 с.
49. Горбунов, В. В. Признание. Литературно - критические статьи / В. В. Горбунов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во 1984. - 152 с.
50. Громыко, М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века / М. М. Громыко. - М. : Наука, 1986. -279 с.
51. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 640 с.
52. Девин, И. М. Трава-мурава / Перевод Ю. Галкина / И. М. Девин. - М.: Сов. Россия, 1987. - 320 с.
53. Девяткин, Г. С. Мордовский рассказ / Г. С. Девяткин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 216 с.
54. Диброва, Е. И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста / Е. И. Диброва. - М. : Наука, 1999.-С. 21-22.
55. Домострой: [сборник] / сост. и коммент. В. Колесова. - М. : Худ. лит., 1991.-319 с.
56. Дорогойченко, А. Я. Товарищ Варвара / А. Я. Дорогойченко // Свежая борозда / Сост. Н. М. Сайгин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. -С. 244-253.
57. Доронин, А. М. Тени колоколов / Перевод Е. М. Голубчик / А. М. Доронин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 400 с.
58. Евсевьев, М. Е. Избранные труды: в 5 т. Историко-этнографические исследования / М. Е. Евсевьев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. - Т. 5. - 552 с.
59. Евстифеева, Н. В. Нравственные устои семьи как объект художественного осмысления в русскоязычной литературе Мордовии / дисс... канд. филол. наук /Н. В. Евстифеева. - Саранск, 2005. - 176 с.
60. Егорова, Л.П. В семье единой: Русская советская проза в её связях с жизнью народов СССР / Л. П. Егорова. - М. : Просвещение, 1986. -159 с.
61. Есин, А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. - М. : Просвещение, 1988. - С. 65-88.
62. Есин, А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М. : «Флинта», «Наука», 2000. - 248 с.
63. Жиндеева, Е. А. История. Литература. Личность. К вопросу о концепции личности в мордовской художественной прозе Мордовии / Е. А. Жиндеева. Морд. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2000. - 242 с.
64. Жулинский, Н. Г. Человек в литературе. Общественные ценности и проблемы художественного характера / Н. Г. Жулинский. - Киев : Наук, думка, 1983. - 303 с.
65. Завалишин, А. И. Первый блин / А. И. Завалишин // Свежая борозда / Сост. Н. М. Сайгин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 25-35.
66. Зиновьев, Н. В. Человек и время / Н. В. Зиновьев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - С. 204-207.
67. Имяреков, М. Г. Нравственные искания в мордовской прозе / М. Г. Имяреков // Горение / Сост. Ю. Ф. Юшкин, Н. М. Мирская. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - С. 225-251.
68. Карабанова, Н. В. Художественно - эстетическое своеобразие повести в русскоязычной прозе Мордовии 80-90-х гг. XX в. / дисс. ...канд. филол. наук / Н. В. Карабанова. - Саранск, 2001. - 190 с.
69. Карасик, В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград-Архангельск, 1996. -С. 3-16.
70. Кирдяшкин, Т. А. Широкая Мокша / Перевод В. Авдеева / Т. А. Кирдяшкин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 328 с.
71. Кирло, X. Словарь символов / X. Кирло. Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.М. Колядич. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. - 525 с.
72. Кишняков, И. П. День Рождения: рассказы / Перевод Д. Смирнова/И. П. Кишняков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - 190 с.
73. Кожинов, В. В. Голос автора и голоса персонажей / В. В. Кожинов // Проблема художественных форм социалистического реализма: в 2 т. - М. : Современник, 1971. - Т. 2. - С. 224-225.
74. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. -
367 с.
75. Конфуций Беседы и суждения / Конфуций // Антология мировой философии в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 190-205.
76. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентации: человека / Е. Ю. Коржова. - СПб : Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
77. Крамов, И. Н. В зеркале рассказа / И. Н. Крамов. - М. : Сов. пис-ль, 1979. - 296 с.
78. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. -М. : Советская энциклопедия, 1972. - Т. 7. - С. 508-511.
79. Кузнецов, Ф. Ф. За все в ответе / Ф. Ф. Кузнецов // Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - М. : Сов. Россия, 1984.- 588 с.
80. Куторкин, А. Д. Бурливая Сура / Перевод В. Куклева / А. Д. Куторкин. - М. : Сов. Россия, 1972. - 384 с.
81. Куторкин, А. Д. Валдаевы / А. Д. Куторкин. - М. : Современник, 1976.-463 с.
82. Лебедева, М. Н. Проблема героического характера в русском советском рассказе / М. Н. Лебедева. - М. : Просвещение, 1974. - 80 с.
83. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений в 4-х томах / М. Ю. Лермонтов. - Т. 4. - М. : Художественная литература, 1965. - 520 с.
84. Литвинов, В. М. Характер - это судьба / В. М. Литвинов. - М. : Сов. писатель, 1976. - 344 с.
85. Литвинов, В. М. Плата за талант / В. М. Литвинов. - М. : Сов. писатель, 1988. - 368 с.
86. Лихачев, Д. С. Национальное единообразие и национальное разнообразие / Д. С. Лихачев // Русская литература, 1968. - № 1. - 138 с.
87. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Русская словестность. От теории словесности к структуре текста: Антропология. - М. : Просвещение, 1997. - С. 280-287.
88. Ломшин, М. И. А. Д. Куторкин: (Эрямозо ды творчествазо) / М. И. Ломшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 136 с.
89. Ломшина, Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса / дисс. ...канд. филос. наук/ Е. Н. Ломшина. - Саранск, 1994. - 134 с.
90. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. - М. : Республика, 1994. - 432 с.
91. Лотман, Ю. М. Проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова / Ю. М. Лотман // М. Лермонтов. Pro et contra. - СПб : Высшая школа, 2002. - 811 с.
92. Майнов, В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2007. - 231 с.
93. Макушкин, В. М. Алексей Иванович Завалишин / В. М. Макушкин // История мордовской советской литературы: в 2 т. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1968. - Т. 1. - С. 96-108.
94. Макушкин, В. М. Эряфть мархта ряцок / В. М. Макушкин // Мокшень правда. - 1973. - 19 мая. - С. 3-4.
95. Макушкин, В. М. Но мес коданга, коданга аф юкстави войнась...(Но почему никак, никак не забудется война...) / В. М. Макушкин //Мокша. - 1983. - № 5. - С. 61-65.
96. Макушкин, В. М. Обретение зрелости / В. М. Макушкин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 224 с.
97. Малькина, М. И. Если внимательно вглядеться... (исторические романы Михаила Петрова) / М. И. Малькина // Современная мордовская литература (60-80-е годы). - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 210-226.
98. Манн, Т. Письма / Т. Манн. - М. : Наука, 1975. - 463 с.
99. Машинский, С. И. Слово и время / С. И. Машинский. - М. : Сов. писатель, 1975. - 560 с.
100. Мелетинский, Е. М. Теория литературы. Основные проблемы в их историческом освещении / Е. М. Мелетинский. - М. : 1969. - 368 с.
101. Мельников, П. И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы / П. И. Мельников. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 136 с.
102. Моисеев, Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. - М. : «Аграф», 1998. - 480 с.
103. Мокшин, Н. Ф. Материальная культура мордвы: Этногр. справ. / Н. Ф. Мокшин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2002. - 208 с.
104. Мокшин, Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.
105. Мордовские пословицы и загадки. - Саранск : Мордов. кн .изд-во, 1959. - Т. 1. - 352 с.
106. Монтескье, Ш. - JI. Избранные произведения / Ш. - JI. Монтескье. - М. : Худ. лит., 1955. - 452 с.
107. Нурпеисов, А. История как современность. Современность как история / А. Нурпеисов // Вопросы литературы. - 1974. - № 1. - С. 47-55.
108. Озеров, В. М. Новый человек в жизни и в литературе /
B. М. Озеров // Жизнь, герой, литература. - М. : Сов. писатель, 1961. - С. 5-39.
109. Пахомова, М. Ф. «Широкая Мокша» / М. Ф. Пахомова // Эпос молодых литератур. - JL : Наука, 1977. - С. 44-51.
110. Петелин, Г. Н. Черная лебедь: повести и рассказы / Г. Н. Петелин. - Саранск : ИД «Книга», 2008. - 240 с.
111. Петров, М. Т. Боярин Российского флота / М. Т. Петров. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 456 с.
112. Петров, М. Т. Поворот к солнцу / М. Т. Петров // Созвездие. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1973. - С. 12-82.
113. Петров, М. Т. Румянцев-Задунайский: в 2 кн. / М. Т. Петров. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 416 е.; 1985. - 528 с.
114. Пинясов, Г. И. Жаркое лето / Перевод Н. Байкова / Г. И. Пинясов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 272 с.
115. Пинясов, Г. И. Старые раны / Г. И. Пинясов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995.-384 с.
116. Полухина, JI. Земля и на ней человек. Современная проза Мордовии / Л. Полухина // Литературная Россия, 1987. - 13 февраля. - № 7. -
C. 18-19.
117. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы / Г. Н. Поспелов. - М. : Просвещение, 1972. - 271 с.
118. Проблемы современной мордовской литературы / Сост. и общ. ред. проф. Н. И. Черапкина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. - 272 с.
119. Прохоров, П. В. Выстояли / Перевод О. Осадчего / П. В. Прохоров. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1984. - 280 с.
120. Псевдо-Плутарх Изречения, или мнения, философов / Псевдо-Плутарх // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. -С. 475-503.
121. Пушкин, А. С. Народность в литературе // Теория литературы / В. Е. Хализев. - М. : Высш. шк., 2005. - С. 164-165.
122. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М. : Политиздат, 1989. - 605 с.
123. Раптанов, Т. А. Татю / Перевод А. Кременского / Т. А. Раптанов // В родном краю. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1954. - С. 173-212.
124. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клебанов. -М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
125. Савин, О. М. Времен связующая нить / О. М. Савин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 416 с.
126. Савин, О. М. Судьбы и память / О. М. Савин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2003. - 328 с.
127. Сенека Письма к Лукрецию / Сенека // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 503-519.
128. Сивков, О. Я. Судьба как неизбежная цепь событий. Основы теории философии / О. Я. Сивков. - М. : Изд-во Ассоциация Коньково, 1994. -32 с.
129. Синицына, Л. Н. Тендерные стереотипы в реальности современной культуры / Л. Н. Синицына. - М. : Наука, 2002. - 102 с.
130. Скобелев, В. П. Формы стилевого воплощения народного характера в русской советской прозе 20-х годов: дисс. д-ра филол. наук / В. П. Скобелев. - Куйбышев, 1981.-278 с.
131. Словарь русского языка: в 4 т. - М. : Русский язык, 1981. - Т. 4. -
795 с.
132. Современная мордовская литература 60-80-х гг.: в 2 ч. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - Ч. 1. - 239 с.
133. Соколова, В. Е. Конфликты и характеры. Проблема конфликта и героя в мордовской повести о деревне. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - 148 с.
134. Спасибенко, С. Г. Целостность человека как принцип структурирования его качеств / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания, 2001. - № 2. - 94 с.
135. Станкевич, Н. В. Моя метафизика / Н. В. Станкевич // Мир и эпос: Антология философских текстов о любви. - М. : Наука, 1991. - С. 243244.
136. Страхов, Н. Н. Женский вопрос/ Н. Н. Страхов // Введение в тендерные исследования / под общ. ред. И. В. Костиковой. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 255 с.
137. Твардовский, А. Т. О Бунине / А. Т. Твардовский // Собран, соч.: в 6 т. - М.: Худож. лит., 1980. - Т. 5. - С. 56-100.
138. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы / Л. И. Тимофеев. -М. : Просвещение, 1966. - 448 с.
139. Тимофеев, Л. И., Тураев, С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. - М. : Просвещение, 1978. - 223 с.
140. Толстой, Л. Н. Переписка с русскими писателями: в 2-т. / Л. Н. Толстой. - М. : Худож. лит., 1978. - Т. 1. - С. 379-381.
141. Торшин, А. А. Жанр и сюжет / А. А. Торшин / К характеристике стилевого своеобразия современной военной повести // Взаимодействие
метода, стиля и жанра в советской литературе: сб. науч. трудов. -Свердловск: Свердлов, кн. изд-во, 1988. - С. 115-122.
142. Тремасов, Н. Я. Нежности Волчицы / Н. Я. Тремасов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 96 с.
143. Успенский, Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм / Б. А. Успенский. - М. : Просвещение, 1970. - 256 с.
144. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. - Т. 2 Лирические песни; Т. 4, Кн. 1 Пословицы, присловья и поговорки; Т. 7. - Ч. II Мокшанские причитания / под ред. Э.В. Померанцевой. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 372 е.; 1967. - 376 е.; 1979. - 257 с.
145. Утехин, Н. П. Жанры эпической прозы / Н. П. Утехин. - Л. : Наука, 1982. - 185 с.
146. Федин, К. А. Необыкновенное лето / К. А. Федин. - М. : Сов. Россия, 1978. - 608 с.
147. Федосеева, Е. А. Народный герой в историческом романе Мордовии / Е. А. Федосеева // Материалы II Всероссийской конференции финно-угроведов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2000. - С. 475-478.
148. Философия / отв. ред. В. П. Кохановский. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 576 с.
149. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - М. : Издательство политической литературы, 1991. - 560 с.
150. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л. Ф. Ильичев. - М. : Сов. энциклопедия, 1983. - С. 283-284.
151. Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. - М. : Худ. лит., 1986. - 439 с.
152. Черапкин, Н. И. Илья Максимович Девин / Н. И. Черапкин // История мордовской литературы. - Саранск : Изд-во МГУ им. Н. П. Огарева, 1981.-С. 307-314.
153. Черная, H. И. Нравственно-философский аспект темы «человек и природа» и условная образность / Н. И. Черная // Реалистическая условность в современной советской прозе. - Киев : Наук, думка, 1979. -С.117-191.
154. Чернышевский, Н. Г. Что делать? Из рассказов о новых людях / Н. Г. Чернышевский. - М. : Гослитиздат, 1963. - 495 с.
155. Шевяков, Г. С. Человек и его судьба / Г. С. Шевяков. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 272 с.
156. Шиллер Орлеанская дева / Шиллер. - Л. : Лениздат, 1983. -
303 с.
157. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. - Минск : Попурри, 1999. - Т. 2. - 832 с.
158. Щанкина, Ю. И. Нравственный облик современника и принципы его изображения в творчестве И. Кишнякова / дисс. ...канд. филол. наук / Ю. И. Щанкина. - Саранск, 2007. - 175 с.
159. Эльяшевич, А. П. Что есть повесть? / А. П. Эльяшевич // Литература и современность: Статьи о литературе 1968 г. - М. : Худ. лит., 1969.-С. 371-389.
160. Эпикур Главные мысли / Эпикур // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1969. - Т. 1. - С. 346-360.
161. Якоби, Ф. Г. О чувстве, разуме и рассудке / Ф. Г. Якоби // Антология мировой философии: в 4 т. - М. : Мысль, 1971. - Т. 3. - С. 671 -673.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.