Хронотоп принципата I - начала II в.: по произведениям Корнелия Тацита тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бутин, Алексей Андреевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат наук Бутин, Алексей Андреевич
Оглавление
Введение
Глава I. Время и пространство в картине мира римлян I - начала II в
1. Историко-культурный контекст эпохи Тацита
2. Теоретико-методологическое обоснование концепта
«хронотоп принципата»
3. Время в картине мира римлян эпохи принципата
4. Пространство в картине мира римлян эпохи принципата
Глава II. Время и пространство как социальные детерминанты принципата I - начала II в
1. Время и пространство в картине мира римского социума
раннего принципата
2. Время и пространство в историософской концепции Тацита
Заключение
Глоссарий
Список сокращений
Библиографический список использованных источников и
литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Развитие системы принципата при императоре Тиберии: 14 - 37 гг. н. э.2000 год, кандидат исторических наук Вержбицкий, Константин Викторович
Североафриканские провинции Римской империи в период принципата Антонинов2022 год, кандидат наук Усков Григорий Викторович
Система официальных идеологических ценностей в Риме при переходе от республики к империи1999 год, кандидат исторических наук Сергеев, Дмитрий Дмитриевич
"Чудесное" в культуре Древнего Рима эпохи принципата2008 год, кандидат культурологии Ровнина, Евгения Сергеевна
Традиционный труд и богатство в системе ценностей древних римлян: I в. до н.э. - II в. н.э.2016 год, кандидат наук Фирсова, Лилия Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хронотоп принципата I - начала II в.: по произведениям Корнелия Тацита»
Введение
Время и пространство - определяющие параметры существования и осмысления мира, фундаментальные формы человеческого опыта, изучение которых способно пролить свет на уникальность изучаемой культуры. Поскольку представители каждой культуры по-своему осмысливали и познавали окружающий мир, постольку их культуры приобретали неповторимый характер. Для древних цивилизаций и Древнеримской, в том числе, характерна особая специфика осмысления времени и пространства, порождавшаяся мифологическим типом мышления: их глубочайшая взаимосвязь, выражаемая в хронотопе культуры и эпохи.
Время и пространство оказывают первостепеннре влияние на конструирование картины мира, которой человек руководствуется во всем своем поведении. Эти категории запечатлены в языке, а также в других знаковых системах (в религии, искусстве, науке). Кроме того, по верному замечанию Жака Ле Гоффа, перспективность изучения времени и пространства обусловлена их концептуальностью: они одновременно являются границами и реальности, и мира воспринимаемого, и мира мыслимого1.
Исследование времени и пространства как важнейших компонентов картины мира древних римлян могло бы приблизить нас к решению проблемы сущности принципата. Попытки представить этот первый .в истории режим
'У
«политического лицемерия» без мифологизированных представлений римлян о власти, манипуляций принцепсами идеей «золотого века», которые, в свою очередь, укоренялись в римских ощущениях времени и пространства, обречены на неудачу.
Актуальность исследования определяется и тем, что она находится в русле современных научных изысканий исторической науки, ориентированной на междисциплинарный дискурс. В этой связи необходимо упомянуть об
1 Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого. М., 2001. С. 20.
2 Всемирная история: в б т. Т. 1. Древний мир / отв. ред. В.А. Головина, В.И. Уколова. М., 2011. С. 609-615.
основном для нашего исследования понятии «хронотоп», введенном А.А. Ухтомским в контексте физиологических исследований и вошедшем, благодаря М.М. Бахтину, в арсенал культурно-антропологических работ. «Хронотоп» в современной науке - это универсальное, интегративное понятие, под которым понимают «целостное "время-пространство"», «особый Универсум»1. В нашем исследовании принято именно это понимание хронотопа.
Проблема исследования состоит в концептуализации представлений римлян I - начала II в. о времени и пространстве через понятие «хронотоп принципата». Интегративный характер категории «хронотоп» дает возможность акцентировать целостность картины мира римлян эпохи ранней Римской империи, генерировать пространственно-временные ориентиры, представленные в наследии Корнелия Тацита. Изучение этой проблемы при помощи значимых для историко-культурной традиции свидетельств историка и мыслителя Корнелия Тацита дает возможность реконструировать картину мира римлян эпохи раннего принципата - времени конституирования режима ограниченной монархии.
Объектом данного исследования является картина мира человека
Древнего Рима в эпоху раннего принципата. Предмет исследования -
хронотоп принципата I - начала II в. (по произведениям Корнелия Тацита).
Экстраполируя термин «хронотоп» на сознание римлян изучаемой эпохи, мы
осознаем, что «хронотоп» - это сугубо научная абстракция, неподконтрольная
мифологическому типу мышления человека древности. Однако именно этот
концепт позволяет наиболее точно передать идею «целостности античной 2
картины мира» .
Хронологические рамки соответствуют времени жизни Корнелия Тацита (ок. 55 - ок. 120 гг.). Вместе с тем мы углубляем нижнюю границу исследования до 14 г. - начала рассмотрения Тацитом римской истории, изложенной в двух его монументальных трудах «История» и «Анналы».
' Летина Н.Н. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (ХУШ-ХХ пп.). Ярославль, 2009. С. 8-11.
2 Кузнецова Т.Ф., Межусв В.М., Шайтанов И.О. Культура: теории и проблемы. М., 1995. С. 154.
Территориальные рамки: территории Рима, Италии, западных и восточных провинций, входивших в состав Римской империи при правивших в указанный хронологический промежуток династиях римских императоров: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, первых представителей династии Антонинов.
Материалом исследования послужили следующие нарративные источники:
1. Исторические сочинения Публия Корнелия Тацита1:
- «Малые» произведения Тацита: «Жизнеописание Юлия Агриколы» (написанное в 97-98 гг.), историко-этнографический трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии», или просто «Германия» (98 г.), «Диалог об ораторах» (между 102 и 107 г.).
- «Крупные» исторические работы Тацита: «История» (между 101 и 109 г.) и «Анналы» (после 111 г.).
2. Дополнительные источники2:
- Гай Светоний Транквилл: «Жизнь двенадцати цезарей (119-122 гг.);
- Гай Саллюстий Крисп: «О заговоре Катилины», «Югуртинская война» (44-40 гг. до н.э.).
- Вергилий: «Энеида» (между 29 и 19 г. до н.э.).
Одной из главных тем сочинений Публия Корнелия Тацита являлись размышления о взаимоотношения римлян и завоеванных ими народов, что помогает пролить свет на важный аспект восприятия «чужого» пространства и самим историком, и жителями Рима. Как в «Германии», так и в «Агриколе» содержится множество подтверждений «испорченности» римских нравов, что дало повод Тациту искать идеал будущего римского государства в прошлом. Идеи, высказанные в «Диалоге об ораторах», также базируются на столкновении идеалов прошлого и реалий настоящего. Представляя различные
1 P. Cornelii Taciti. Historiarum // P. Cornelii Taciti. Opera Quoad extant. Tomus II. Lipsiac, i 846; P. Cornclii Taciti. Annalium // P. Cornelii Taciti. Opera Quoad extant. Tomus I. Lipsiac, 1846; P. Cornelii Taciti. Iulii Agricolae vita // P. Cornelii Taciti. Opera Quoad extant. Tomus II. Lipsiac, 1846; P. Comelii Taciti. Gcrmania // P. Cornclii Taciti. Opera Quoad extant. Tomus II. Lipsiac, 1846; P. Cornelii Taciti. Dialogus de oratoribus // P. Cornelii Taciti. Opera Quoad extant. Tomus II. Lipsiac, 1846.
2 Саллюстий. О заговоре Катилины / пер. В.О. Горенштейна // Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981; Саллюстий. Югуртинская война / пер. В.О. Горенштейна // Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981; Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати цезарей // Гай Светоний Транквилл. М., 1993; Вергилий. Энеида / пер. с лат. С. Ошерова. М., 2001.
социальные группы римского общества, ораторы транслируют спектр мнений об идеальном государстве, общественной морали, политических ценностях. Кроме того, в этом произведении содержится информация о времени и пространстве публичной жизни I - начала II в.
Основное содержание сохранившихся книг «Истории» Тацита состоит в изложении борьбы политических группировок, сложившихся во второй половине I в. Описанные Тацитом события гражданской войны 68-69 гг. заставляют его рефлексировать над прошлым и настоящим Рима, поэтому именно при работе над «Историей» начали формироваться его историософские взгляды. Сюжетные линии «Анналов» также существенно обогащают наши представления о времени и пространстве войны и мира, а также публичном времени и пространстве. Но, в отличие от «Истории», в этом произведении важную роль играют отступления, посвященные римской или местной мифологии, дополняемые характерными для того времени географическими данными, сведениями по истории отдельного народа или города, а также собственными размышлениями Тацита. Вместе с этим, римская повседневность, частная жизнь римлян меньше привлекали его внимание, поэтому он не может являться единственным и исчерпывающим информатором о вопросах времени и пространства обыденной римской повседневности, частной жизни своих соотечественников. Эта особенностей сочинений Тацита делает востребованным произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».
В «Анналах» Тациту удалось окончательно оформить свои рассуждения о сущности императорского режима: моральная деградации власти и разрушение былой полисной солидарности воспринимаются им как сущность, основа принципата, что наталкивает историка на неутешительные выводы о регрессивном движении римской истории, и это сближает его рассуждения с концепцией римской истории, изложенной Саллюстием. В обоих крупных сочинениях Тацита содержится значительное количество указаний на сюжеты, относящиеся к эпохе мифологизированного прошлого, значение которой для римлян помогло определить обращение к «Энеиде» Вергилия.
Цель данной работы заключается в исследовании хронотопа принципата I - начала II в. (по произведениям Корнелия Тацита). Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Теоретически обосновать содержание термина «хронотоп принципата».
2. Выявить особенности картины мира римлян I - начала II в. (по произведениям Корнелия Тацита) в аспекте их представлений о времени и пространстве.
3. Исследовать время и пространство как социальные детерминанты принципата I - начала II в. (по произведениям Корнелия Тацита) в соответствии с бинарными оппозициями: «священное - профапное», «военное — мирное», «публичное - частное».
4. Проанализировать историософские воззрения Корнелия Тацита в аспекте категорий «время» и «пространство».
Методология исследования. Междисциплинарный характер исследования, связанный с изучением времени и пространства в картине мира римлян I - начала II в., обусловил использование ряда общенаучных методов, основанных на анализе, синтезе, сравнении, классификации и типологизации. Среди исторических методов важное место принадлежит историко-системному, историко-генетическому методам. В работе актуализированы также и метод компаративного анализа, метод конструирования, метод текстологического анализа.
Главным методологическим ориентиром для нас являются подходы к изучению прошлого человечества, характерные для «новой» культурной истории (Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич, Ж. Дюби, А.Л. Ястребицкая). Именно «новая» культурная история, по мнению Ю.Л. Бессмертного, «представляет направление интегративного анализа прошлого, отличающееся установкой на изучение представлений и мотивов человеческого поведения, взятых во взаимосвязи со всеми элементами и сторонами социальной системы»
1 Бессмертный Ю.Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация // http://cmb.rsuh.nl/article.html7icN57958.
К числу значимых теоретико-методологических оснований нашего исследования принадлежат:
- культурологическая и антропологическая концепции истории культуры (А. Буро, Ж. Ле Гофф, А.Я. Гуревич, Ж. Дюби, Т.Ф. Кузнецова, В.Н. Топоров, Й. Хёйзинга);
- философское осмысление феноменов культуры (Я.Э. Голосовкер, Е.А. Ермолин, М.С. Каган, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, Е.М. Мелетинский);
- понимание личности как субъекта ценностного осмысления действительности, в том числе и в античную эпоху (Т.С. Злотникова, Г.С. Кнабе, С.Л. Утченко, H.A. Хренов, Е.М. Штаерман);
- психология масс (С. Московичи, X. Ортега-и-Гассет).
Труды, составляющие степень разработанности проблемы, были разделены на две группы: время и пространство в научной традиции и эпоха, жизнь и творчество Тацита.
I. Время и пространство в научной традиции.
1. Труды, посвященные осмыслению категорий «время» и «пространство» в философии, истории, психологии и культурологии.
Время и пространство являются стержневыми категориями философских трудов, посвященных изучению научных картин мира (Д.М. Ахундов, П.П. Гайденко, Д.Н. Замятин, А.Н. Лой, Т.П. Лолаев, И.М. Меликов, A.M. Мостепаненко, А.И. Осипов, В.И. Свидерский)1. Дефиниции времени и пространства как «абстрактных континуумов», являвшихся формами координации объектов, явлений, состояний, диссонируют с содержательностью, конкретностью, образностью, метафоричностью
1 Ахундов Д.М. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени. М., 1974; Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000. №6. С 110 - 136; Замятин Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов. М., 2006; Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев, 1978; Лолаев Т.П. Что такое время? // Вестник Российского философского общества. 2004. №1. С. 141-145; Он же. О «механизме» течения времени// Вопросы философии. 1996. №1. С.51-56; Он же. О некоторых методологических принципах исследования исторического времени // Философия и общество. 1998. №6. С. 144-169; Меликов И.М. Время в культуре // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1999. №2. С. 72 - 96; Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. М., 1974; Осипов А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. Минск, 1989; Свидерский В.И. Пространство и время. Философский очерк. М., 1958.
пространственно-временных параметров донаучных картин мира, созданных обладателями мифологического типа мышления (И. П. Вейнберг, Г. С. Кнабе, А. В. Подосинов, В. Н. Топоров)1.
При верификации мифологического типа мышления римлян мы отталкивались от его понимания представителями семиотического и мифолого-структуралистского подходов к истории культуры (Э. Кассирер, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров)2, элиминируя теорию мифотворчества и ограничиваясь лишь выявлением, изучением, упорядочением существенных особенностей, свойственных пространственно-временным представлениям римлян. Подобный опыт исследования и мифологического типа мышления, и донаучных картин мира предложен И.П. Вейнбергом, А.Я. Гуревичем , Г.С. Кнабе.
В ходе исследования темпоральных представлений античности А.Ф. Лосев4 обосновал существование в античном сознании мифологического, эпического и классически-полисного времени. Пространственно-временной синкретизм античности стал актуальным проблемным полем А.Ю. Ашкерова5.
Важными для нас являются исследования М.А. Барга, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева6, где время и пространство представлены как категории исторической науки.
Историками ментальностей проведена работа по выделению видов времени и пространства: священного времени и пространства (C.B. Бабкина, Н.
' Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986; Он же. Пространство и время в модели мира ветхозаветного историописца // Народы Азии и Африки. 1990. №6. С. 76-84; Он же. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993; Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура Древнего Рима. Т.П. М., 1985. С. 108-166; Подосинов A.B. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999; Топоров В.П. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1994.
2
Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 2: Мифологическое мышление. М., 2001; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд. М., 2000; Он же. От мифа к литературе. М., 2001; Топоров, B.II. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1994; Он же. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. T. I. M., 2010.
3 Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969. №3; Он же. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М., 1984. С. 105-114.
4 Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991; Он же. Античная философия истории. СПб., 2001; Он же. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие - имя -космос. М., 1993.
5 Ашкеров А.Ю. Политическое пространство и политическое время в античности // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 2001. №2. С 27—41.
6 Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984; Савельева И.М., Полетаев A.B. История и время: в поисках утраченного. М., 1997.
Бурдо, В.В. Жданов)1; методов освоения (обретения, сакрализации) индифферентно (или враждебно) воспринимаемых времени и пространства (О. Буше-Леклерк, В.П. Гайденко, И.С. Клочков) . Темой исследований М. Элиаде стала проблема обретения прошлого через праздники, посвященные календарному обновлению природы. Проблема направления течения времени в сознании человека древности рассматривалась в трудах Т. Аошуана, Е.Ю. Ваниной, И.П. Вейнберга, Д.Г. Главевой, А.Я. Гуревича, В.П. Касевичем, И.С. Клочкова4.
В перечне проблем, связанных с изучением времени и пространства, наиболее сложной является определение направления течения времени. Исследователями выявлены несколько вариантов направления времени, представленные как в массовом, так и в индивидуальном сознании преимущественно обитателей древних и средневековых цивилизаций: циклическое, где прошлое представлено как совокупность сменяющих друг друга циклов (Э.А. Спайзер5), линейное (И.С. Клочков), «спиральное» (М.Д. Ахундов6).
В современных публикациях (Е.Ю. Ванина, Д.Г. Главева, Т. Аошуан) акцент сделан на интегративном, линейно-спиральном варианте направления течения времени. К этому же выводу еще в 60-х гг. XX в. пришел и А.Я. Гуревич.
1 Бабкина С. В. Сакральное и профаннос время и пространство в Кумране / дне. ... канд. ист. наук. M., 2003; Бурдо H. Сакральный мир Трипольской цивилизации. Киев, 2005; Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли//Вопросы философии. 2003. №2. С. 152-160.
2 Буше-Леклерк О. История гадания в Античности: Греческая астрология, некромантия, орнитомантия / Пер. с фр. Ф.Г. Мищенко. 2-е изд. М., 2012; Гайденко В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы философии. 1969. №9. С. 88-98; Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.
3 Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000. Хочется отметить, что в отечественной науке появились последователи М. Элиаде, конкретизировавшие его выводы на материале праздничной обрядности древних славян (Ермаков С.Э., Гаврилов Д.А. Ключи к исходному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления. М., 2010).
4 Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. М., 2004; Ванина Е.Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. М., 2007; Вейнберг И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986; Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003; Гуревич А.Я. Что такое время? // Вопросы литературы. 1968. №11. С. 152-173; Кассвич В.П. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб, 1996; Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. М., 1983.
5 Speiser Е.А. Oriental and Biblical studies. Philadelphia, 1967.
6 Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
Перед современной культурно-исторической антропологией стоит задача обобщения и концептуального осмысления явлений восприятия времени и пространства в традиционных обществах и доиндустриальных цивилизациях. Данную задачу: комплексно и всесторонне изучить пространственно-временные структуры древности - исследователям позволяет решить введение
1 9
понятий «картина мира» (Т.Ф. Кузнецова), «модель мира» (В.Н. Топоров"), «хронотоп» (A.A. Ухтомский, М.М. Бахтин, Т.С. Злотникова, H.H. Летина3), «мультиверсум» (X. Эверетт, С. Хокинг, А. д'Апремон4), подчеркивающих целостность духовного универсума исторических эпох и культурных состояний.
Значимым для данного исследования является понятие «картина мира». Под ней в современном гуманитарном знании понимается обобщенное представление о мире, формирующееся не только научным, но и обыденным опытом, культурой. Применительно к античности она обеспечивалась «целостностью религиозно-мифологического сознания»5.
Термин «модель мира» наиболее глубоко рассмотрел В.Н. Топоров. Он определяет модель мира как «упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах»6.
Важнейшее значение для нашего исследования имеет понятие «хронотоп». Термин «хронотоп», введенный A.A. Ухтомским в контексте физиологических исследований, благодаря М.М. Бахтину стал весьма популярным в культурно-антропологических работах. Уже A.A. Ухтомский видел в хронотопе
1 Кузнецова Т.Ф., Межуев B.M., Шайтанов И.О. и др. Культура: теории и проблемы. M., 1995.
2 Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1994.
3 Ухтомский A.A. Доминанта. СПб., 2002; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975; Злотникова Т.С. Человек. Хронотоп. Культура. Ярославль, 2011; Летина H.H. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII - XX вв.). Ярославль, 2009.
4 Everett IL Relative State Formulation of Quantum Mechanics // Reviews of Modem Physics, vol 29. 1957. P. 454— 462 // http://www.univer.omsk.su/omsk/Sci/Everett/paperl957.litml; Хокинг С., Эллис Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени. Пер. с англ. Э.А. Тагирова. М., 1977; д'Апремон А. Иггдрасиль - ось жизни древних народов // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 8. М., 1999 // http://www.arya.ru/biblio/arno/iggdr.litm.
5 Кузнецова Т.Ф., Межуев B.M., Шайтанов И.О. и др. Культура: теории и проблемы. М., 1995. С. 135, 137.
6 Топоров B.II. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1994. С. 161.
«закономерную связь пространственно-временных координат»1, универсальность и возможность его применения при исследовании различных уровней бытия. М.М. Бахтин же трактовал хронотоп, прежде всего, как неразрывность пространства и времени, выражающуюся в «слиянии пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом»2. Причем доминирующим началом хронотопа он считал время, видя в хронотопе реализацию времени в пространстве. Если он подчеркивал в хронотопе лишь нераздельность времени и пространства литературных произведений (при доминировании в нем временного параметра), то современные исследователи видят в хронотопе интегративную категорию, представляющую собой самостоятельный универсум3.
В качестве альтернативы концепции хронотопа в западной науке начинает развиваться теория так называемого мультиверсума. Данный термин начал разрабатываться в работах физиков X. Эверетта и С. Хокинга4. В западной культурно-исторической антропологии концепция мультиверсума применена А. д'Апремоном при исследовании древнескандинавской мифологии и ментальности.
Исследования ученых-психологов, посвященные восприятию пространства и времени, проводятся как на теоретическом уровне (где выявляются общие принципы, закономерности, механизмы этого процесса), так и на материалах изучения отдельных культур, эпох. Немаловажной особенностью психологических исследований поставленной проблемы является рассмотрение биологических механизмов восприятия времени и пространства, места пространственно-временных образов в сознании человека (Д.Г. Элькин, С.Л.
1 Ухтомский A.A. Доминанта. СПб., 2002. С. 347.
2 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М, 1975. С. 235.
3 Летина H.H. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII - XX вв.). Ярославль, 2009; Ревзина О.Г. Хронотоп в современном романе // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева / Отв. ред. II. А. Фатеева. М., 2006. С. 265—279; Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003; Островская Е.П. Категории буддийской культуры. СПб., 2000.
4 X. Эверетт выдвинул предположение о том, что в каждый квантовый момент своего существования вселенная делится надвое, образуя миллиарды копий одной вселенной. С. Хокинг трактует вселенную как квантовую частицу, которая пребывает в бесконечном множестве состояний, образуя множество возможных миров.
Рубинштейн, М.Ф. Румянцева1). В культурно- и социально-историческом контекстах важными представляются исследования категорий «история», «картина мира» в сознании человека (A.A. Пелипенко, Т.Х. Стародуб) .
2. Труды о времени и пространстве в картине мира римлян. Важнейшие ориентиры изучения пространственно-временных структур древних римлян в аспекте коллективного сознания содержатся в монографии Н.К. Тимофеевой3, посвященной этрускам - создателям первой цивилизации на Апеннинском полуострове (первая половина I тыс. до н.э.).
Для нас особую значимость представляют те характеристики «картины мира» этрусков, которые переняли римляне: примат прошлого над настоящим, восприятие гаруспикации как одного из способов установления контакта с космосом, принципы организации пространства городских поселении .
Время и пространство в «картине мира» обитателей древнеримской цивилизации уже не раз оказывались в проблемном поле исследований Г.С. Кнабе, A.B. Подосинова, Ю.Г. Чернышева5.
Г.С. Кнабе в своей статье о времени и пространстве в Древнем Риме признает существование только мифологического (неподвижно сохраняющегося) и исторического (динамично движущегося) видов времени. Восприятие пространства римлянами реконструируется историком с помощью понятий «римский шовинизм» и «римский космополитизм». «Римский шовинизм», по его суждениям, проявляется в представлениях римлян о собственном превосходстве над другими народами, своей, дарованной свыше роли доминирования над ними. Но в то же время противоположная тенденция
1 Элькин Д.Г. Восприятие времени. М., 1962; Рубинштейн С.Л. Восприятие времени и пространства // Мир психологии. 1999. №4. С. 16-23; Румянцева М.Ф. Историческое время: историко-теоретические, индивидуально-психологические и моральные аспекты // Мир психологии. 1999. №4. С. 193-203.
2 Пелипенко A.A. Феномен античности и становление логоцентрической картины мира // Мир психологии. 2003. №4. С. 55-64; Стародуб Т.Х. Пространство вне времени // Мир психологии. 1999. №4. С. 203-214.
3 Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск, ¡980.
4 Там же. С. 35, 52,81.
5 Кнабе Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима // Культура Древнего Рима. Т.П. M., 1985. С. 108-166; Подосинов A.B. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999; Чернышев Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Часть II: Ранний принципат. Новосибирск, 1992.
их сознания - «римский космополитизм» - диктовала им необходимость освоения и романизации завоеванных территорий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Ранний принципат и феномены психологии масс2001 год, кандидат исторических наук Фрибус, Татьяна Юрьевна
Внутренняя и внешняя политика Рима в период правления Тиберия2000 год, кандидат исторических наук Князев, Павел Андреевич
Тиберий Клавдий Нерон, путь к власти2002 год, кандидат исторических наук Борисов, Юрий Дмитриевич
Культура Рима эпохи перехода от Республики к Империи в отечественной историографии конца XIX-начала XX веков2004 год, кандидат исторических наук Алмазова, Наталья Сергеевна
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИРИИ В РИМСКИЙ ПЕРИОД (I-III ВВ. Н.Э.)2017 год, кандидат наук Альхатиб Ева
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бутин, Алексей Андреевич, 2014 год
ЛИТЕРАТУРА
15.Абрамзон, М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи [Текст] / М.Г. Абрамзон. -М, 1995.
16.Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы [Текст] / С.С. Аверинцев. - М, 1997.
17.Архипов, C.B. Древнеегипетские представления о времени и месте человека в локальном пространстве [Текст] / C.B. Архипов // Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад / под ред. Л.П. Репиной. - М, 2010. - С. 98 - 112.
18.Аошуан, Т. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность [Текст] / Т. Аошуан. - М, 2004.
19.Ахундов, М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени [Текст] / М.Д. Ахундов. - М, 1974.
20.Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы [Текст] / М.Д. Ахундов. -М, 1982.
21.Ашкеров, А.Ю. Политическое пространство и политическое время в античности [Текст] / А.Ю. Ашкеров // Вестник МГУ. - Сер. 12. Политические науки. - 2001. - №2. - С. 27-41.
22. Бабкина, С. В. Сакральное и профанное время и пространство в Кумране [Текст] / C.B. Бабкина / дис. ... канд. ист. наук. - М, 2003.
23.Бар г, М.А. Категории и методы исторической науки [Текст] / М.А. Барг. -М, 1984.
24.Барг, М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма [Текст] / М.А. Барг. -М, 1987.
25.Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]. / М.М. Бахтин. -М, 1975.
26.Бессмертный, Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века [Текст] / Ю.Л. Бессмертный. - М, 1991.
27. Бессмертный, Ю.Л. Историческая антропология сегодня: французский опыт и российская историографическая ситуация [Электронный ресурс] / Ю.Л. Бессмертный. - Режим доступа: ЬКр://стЬ.Т5иЬ.ги/агйс1е.Ь1т1?1с1=57958.
28.Буасье, Г. Общественные настроения времен римских Цезарей [Текст] / Г. Буассье. - Пг, 1915.
29.Бурдо, Н. Сакральный мир Трипольской цивилизации [Текст] / Н. Бурдо. -Киев, 2005.
30.Буше-Леклерк, О. История гадания в Античности: Греческая астрология, некромантия, орнитомантия [Текст] / О. Буше-Леклерк. - М, 2012.
31.Ванина, Е.Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант [Текст] / Е.Ю. Ванина. - М, 2007.
32.Василенко, И.А. Политическое время на рубеже культур [Текст] / И.А. Василенко // Вопросы философии. - 1997. - №9. - С. 46 - 56.
33.Вейнберг, И.П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. [Текст] / И.П. Вейнберг. - М, 1993.
34.Вейнберг, И.П. Пространство и время в модели мира ветхозаветного историописца [Текст] / И.П. Вейнберг // Народы Азии и Африки. - 1990. - №6. - С. 76 - 84.
35.Вейнберг, И.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока [Текст] / И.П. Вейнберг. - М, 1986.
36.Вержбицкий, К.В. «Анналы» Тацита перед судом исторической критики (Х1Х-ХХ вв.) [Текст] / К.В. Вержбицкий // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - СПб, 2002. - С. 307 - 332.
37.Вержбицкий, К.В. О достоверности образа Тиберия в «Анналах» Тацита [Текст] / К.В. Вержбицкий // Альманах «Университетский историк». -СПб, 2002. - Вып. 1. - С. 27 - 42.
38.Вержбицкий, К.В. Политические взгляды Тацита [Текст] / К.В. Вержбицкий // История: мир прошлого в современном освещении. -СПб, 2008.-С. 337-349.
39.Вержбицкий, К.В. Развитие системы принципата при императоре Тиберии (14-37 гг. н.э.) [Текст] / К.В. Вержбицкий. - СПб, 2002.
40. Вержбицкий, К.В. Традиционные формы общения у римлян и оппозиция Юлиям-Клавдиям [Электронный ресурс] / К.В. Вержбицкий // Вестник Санкт-Петербургского университета. - СПб, 1999. - Серия 2, выпуск 2. - Режим • доступа: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/verzshb/verzO 1 f.htm.
41.Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима [Текст] / Л. Винничук. -М, 1988.
42.Виноградова, Л.В. Сущностные признаки массового сознания [Текст] / Л.В. Виноградова // Известия Российского Государственного педагогического Университета им. А.И. Герцена. - СПб, 2008. - №1. - С. 104-110.
43.Войцех, В. Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки» [Текст] / В. Войцех // Одиссей. Человек в истории / Отв. ред. А.Я. Гуревич. - М, 1991.
44.Всемирная история: в 6 т. Т. 1. Древний мир / отв. ред. В.А. Головина, В.И. Уколова. - М, 2011.
45.Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер. - М, 1988.
46.Гайденко, В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении [Текст] / В.П. Гайденко // Вопросы философии. - 1969. - №9. - С. 88-98.
47.Гайденко, П.П. Время и вечность: парадоксы континуума [Текст] / П.П. Гайденко // Вопросы философии. - 2000. - №6. - С. 110-136.
48.Гиро, П. Частная и общественная жизнь римлян [Текст] / П. Гиро. - М, 1995.
49.Главева, Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия [Текст] / Д.Г. Главева. -М, 2003.
50.Голосовкер, Я.Э. Логика античного мифа [Текст] / Я.Э. Голосовкер. - М, 1987.
51 .Гольденберг, В.А. Очерки по истории Римской империи в I веке н.э. Гражданская война 69 года н.э. [Текст] / В.А. Гольденберг. - Харьков, 1958.
52.Грант, М. Римские императоры [Текст] / М. Грант. - М, 1998.
53.Грант, М. Цивилизация Древнего Рима [Текст] / М. Грант / Пер. с англ. И.Ю. Мартьянова. - М, 2005.
54.Грималь, П. Цивилизация Древнего Рима [Текст] / П. Грималь. -Екатеринбург, 2008.
55.Гуревич, А .Я. Время как проблема истории культуры [Текст] / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. - 1969. - №3. - С. 152-173.
56.Гуревич, А.Я. Исторический синтез и «школа анналов» [Текст] / А.Я. Гуревич. -М, 1993.
57.Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - 2-е изд. [Текст] / А.Я. Гуревич.-М, 1984.
58.Гуревич, Д, Рапсат-Шарлье, М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме [Текст] / Д. Гуревич, М.-Т. Рапсат-Шарлье / пер. с фр. H.H. Зубкова. - М, 2006.
59. Д'Апремон, А. Иггдрасиль - ось жизни древних народов [Электронный ресурс] / А. д'Апремон // Мифы и магия индоевропейцев. Вып. 8. - М,
1999. - Режим доступа: http://www.arya.ru/biblio/arno/iggdr.htm.
60.Делюмо, Ж. Ужасы на западе [Текст] / Ж. Делюмо. - М, 1994.
61.Де Куланж, Ф. Древний город. Религия, законы и институты Греции и Рима [Текст] / Ф. де Куланж. - М, 2010.
62. Довженко, Ю.С. К уточнению смыслового поля понятия «интеллектуальная элита античного мира» [Электронный ресурс] / Ю.С. Довженко // Интеллектуальная элита античного мира. Тезисы докладов научной конференции. - СПб, 1995. - Режим доступа: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/1995-l 1/dovzsh.htm.
63.Дуров, B.C. История римской литературы [Текст] / B.C. Дуров. - СПб,
2000.
64.Дьяконов, И.М. Архаические мифы Востока и Запада [Текст] / И.М. Дьяконов.-М, 1990.
65.Дюби, Ж. Трехчастная модель мира, или представления средневекового общества о самом себе [Текст] / Ж. Дюби. - М, 2000.
66.Егоров, А.Б. Правление Веспасиана и Тита [Текст] / А.Б. Егоров // Проблемы античной истории. - СПБ, 2003. - С. 283-305.
67.Егоров, А.Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата [Текст] / А.Б. Егоров. - JI, 1985.
68.Егоров, А.Б. Культ личности и культ государства в религиозном почитании императоров I в. н.э. [Текст] / А.Б. Егоров // Мнемон. Вып. 3. -СПб, 2004. С. 277-284.
69.Ермаков, С.Э, Гаврилов, Д.А. Ключи к исходному мировоззрению славян. Архетипы мифологического мышления [Текст] / С.Э. Ермаков, Д.А. Гаврилов. -М, 2010.
70.Ермолин, Е.А. Миф и культура [Текст] / Е.А. Ермолин. - Ярославль, 2002.
71. Ермолин, Е.А. Миф и город [Электронный ресурс] / Е.А. Ермолин. -Режим доступа: http://academia.edu/1508723/.
72.Жданов, В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли [Текст] / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - №2. - С. 152-160.
73.Замятин, Д.Н. Культура и пространство: моделирование географических образов [Текст] / Д.Н. Замятин. - М, 2006.
74.3амятин, Д.Н. Власть пространства: от образов географического пространства к географическим образам [Текст] / Д.Н. Замятин // Вопросы философии. - 2001. - №9. - С. 144-152.
75.Зелинский, Ф.Ф. История античной культуры. - 2-е изд. [Текст] / Ф.Ф. Зелинский. - СПб, 1995.
76.Зелинский, Ф.Ф. Первое светопреставление [Текст] / Ф.Ф. Зелинский // Из жизни идей: в 2 т. - T.I. - М, 1995.
77.Зелинский, Ф.Ф. Религия эллинизма [Текст] / Ф.Ф. Зелинский. - СПб, 1922.
78.3лотникова, Т.С. Человек. Хронотоп. Культура [Текст] / Т.С. Злотникова. - Ярославль, 2011.
79.Каган, М.С. Бытие и время в культурологическом контексте (не по М. Хайдеггеру) [Текст] / М.С. Каган // Miscellanea humanitaria philosophiae. Очерки по философии и культуре. Серия «Мыслители». -Вып. 5. - СПб, 2001. - С. 75-82.
80.Каган, М.С. Время как философская проблема [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 1982.-№10.-С.117- 124.
81 .Каркопино, Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей Империи [Текст] / Ж. Каркопино. - М, 2008.
82.Касевич, В.П. Буддизм. Картина мира. Язык [Текст] / В.П. Касевич. -СПб, 1996.
83.Кассирер, Э. Философия символических форм. - Т. 2: Мифологическое мышление [Текст] / Э. Кассирер. - М, 2001.
84.Кнабе, Г.С. Корнелий Тацит (время, жизнь, книги) [Текст] / Г.С. Кнабе. -М, 1981.
85.Кнабе, Г.С. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима [Текст] / Г.С. Кнабе // Культура Древнего Рима. - Т.П. -М, 1985.-С. 108-166.
86.Кнабе, Г.С. Конец античного мира и диалектика истории [Текст] / Г.С. Кнабе // Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. - М, 2005. С. 5-32.
87.Кнабе, Г.С. Основы общей теории культуры. Методы науки о культуре и ее актуальные проблемы [Текст] / Г.С. Кнабе // История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение / под. ред. С.Д. Серебряного. - М, 1998. - С. 37-88.
88.Кнабе, Г.С. Римская биография и "Жизнеописание Агриколы" Тацита [Текст] / Г.С. Кнабе // ВДИ. - 1980. - №4. - С. 54-73.
89.Короленков, A.B. Восприятие времени в римской литературе на смене эпох: Саллюстий [Текст] / A.B. Короленков // Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад / под ред. Л.П. Репиной. - М, 2010. - С. 145-166.
90.Колосова, О.Г. Восприятие времени в диалоге Тацита «Об ораторах» [Текст] / О.Г. Колосова // Диалог со временем. - 1999. - №1. - С. 36^-5.
91.Клочков, И.С. Восприятие времени в Древней Месопотамии [Текст] / И.С. Клочков // Народы Азии и Африки. - 1980. - №2. - С. 91-102.
92.Клочков, И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время [Текст] / И.С. Клочков. - М, 1983.
93.Крист, К. История времен римских императоров [Текст] / К. Крист. -Ростов-н/Д, 1997.
94.Крюков, A.C. Устная традиция в «Анналах» Тацита [Текст] / A.C. Крюков // ВДИ. - 1997. - №1. - С. 133-147.
95.Кузнецова, Т.Ф, Межуев, В.М, Шайтанов, И.О. и др. Культура: теории и проблемы [Текст] / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. -М., 1995.
96.Куманецкий, К. История культуры Древней Греции и Рима [Текст] / К. Куманецкий. - М, 1990.
97.Лаппо-Данилевский, A.C. Методология истории [Текст] / A.C. Лаппо-Данилевский. - М, 2006.
98.Ле Боэк, Я. Римская армия эпохи ранней Империи [Текст] / Я. ле Боэк. -М, 2001.
99.Ле Гофф, Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. ле Гофф. -М, 2001.
100. Летина, H.H. Российский хронотоп в культурном опыте рубежей (XVIII - XX вв.) [Текст] / H.H. Летина. - Ярославль, 2009.
101. Лимонов, В.А. Идея исторического циклизма в античной картине мира (римская античность) [Текст] / В.А. Лимонов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - №8. - С. 64-70.
102.Лой, А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство» [Текст] / А.Н. Лой. - Киев, 1978.
ЮЗ.Лолаев, Т.П. Что такое время? [Текст] / Т.П. Лолаев // Вестник Российского философского общества. - 2004. -№1. - С. 141-145.
104. Лолаев, Т.П. О некоторых методологических принципах исследования исторического времени [Текст] / Т.П. Лолаев // Философия и общество. -1998.- №6.-С. 144-169.
105. Лолаев, Т.П. О «механизме» течения времени [Текст] / Т.П. Лолаев // Вопросы философии. - 1996. -№1. -С.51-56.
106. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа [Текст] / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М, 1991. - С. 21-186.
107. Лосев, А.Ф. Античная философия истории [Текст] / А.Ф. Лосев. - СПб, 2001.
108. Лосев, А.Ф. Античный космос и современная наука [Текст] / А.Ф. Лосев // Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М, 1993.
109. Лосев, А.Ф. Эллинистически-римская эстетика [Текст] / А.Ф. Лосев. -М, 2010.
110. Лурье, С. Антисемитизм в Древнем мире. Попытки объяснения его в науке и его причины. - 2-е изд, испр. и доп. [Текст] / С. Лурье. - М, 2009.
111. Маслов, A.A. Китай: укрощение драконов. Духовные поиски и сакральный экстаз [Текст] / A.A. Маслов. - М, 2006.
112. Махлаюк, A.B. Солдаты римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность [Текст] / A.B. Мазлаюк. - СПб, 2006.
ПЗ.Машкин, H.A. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность [Текст] / H.A. Машкин. - М, 1949.
114. Меликов, И.М. Время в культуре [Текст] / И.М. Меликов // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. - 1999. - №2. - С. 94-104.
115. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе [Текст] / Е.М. Мелетинский. -М, 2001.
116. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - 3-е изд. [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М, 2000.
117.Межерицкий, Я.Ю. Император Август, основание Империи и проблема рубежа цивилизации [Текст] / Я.Ю. Межерицкий // Цивилизации. - Вып. З.-М, 1995.-С. 180-189.
118. Межерицкий, Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа [Текст] / Я.Ю. Межерицкий. -М„ 1994.
119. Модестов, В. И. Тацит и его сочинения [Текст] / В.И. Модестов. - СПб, 1864.
120. Московичи, С. Век толп [Текст] / С. Московичи. - М, 1998.
121. Мостепаненко, A.M. Пространство и время в макро-, мега- и микромире [Текст] / A.M. Мостепаненко. - М, 1974.
122. Немировский, А.И. Рождение Клио: у истоков исторической мысли [Текст] / А.И. Немировский. - Воронеж, 1986.
123. Ореханова, Е.П. Комментарии к «Истории» [Текст] / Е.П. Ореханова // Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. - М, 2005. - С. 679-725.
124. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс [Текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М, 2008.
125. Осипов, А.И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности [Текст] / А.И. Осипов. - Минск, 1989.
126. Островская, Е.П. Категории буддийской культуры [Текст] / Е.П. Островская. - СПб, 2000.
127. Парфенов, В.Н. Pessimus princeps. Принципат Домициана в кривом зеркале античной традиции [Текст] / В.Н. Парфенов // Античная история и классическая археология. - М, 2006. С. 212-221.
128. Пелипенко, A.A. Феномен античности и становление логоцентрической картины мира [Текст] / A.A. Пелипенко // Мир психологии. - 2003. - №4. -С. 55-64.
129. Перфилова, Т.Б. Образ античной истории в «умственных разрезах» Р.Ю. Виппера [Текст] / Т.Б. Перфилова. - Ярославль, 2006.
130. Перфилова, Т.Б. Эманации «коллективной души» человека античности в научных рефлексиях Ф.Ф. Зелинского [Текст] / Т.Б. Перфилова. -Ярославль, 2009.
131. Подосинов, A.B. Античные и раннесредневековые представления о речных путях, соединяющих бассейны Балтийского и Черного морей [Текст] / A.B. Подосинов // Древнейшие государства Восточной Европы. 2003 год: Мнимые реальности в античных и средневековых текстах / отв. ред. Т.Н. Джаксон. - М, 2005. - С. 192-208.
132. Подосинов, A.B. Ex oriente lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии [Текст] / A.B. Подосинов. -М, 1999.
133. Подосинов, A.B. Карта и текст: два способа репрезентации географического пространства в античности и средневековье [Текст] / A.B. Подосинов // Древнейшие государства Восточной Европы. 2006 год:
Пространство и время в средневековых текстах / отв. ред. Г.В. Глазырина. - М, 2010. С. 5-21.
134. Ревель, Ж. История ментальностей: опыт обзора [Текст] / Ж. Ревель // Споры о главном. М, 1993.
135.Ревзина, О.Г. Хронотоп в современном романе [Текст] / О.Г. Ревзина // Художественный текст как динамическая система. Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В. П. Григорьева / Отв. ред. Н. А. Фатеева. - М, 2006. - С. 265-279.
136. Робер, Ж.-Н. Рим [Текст] / Ж.-Н. Робер. - М, 2006.
137.Робер, Ж.-Н. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений [Текст] / Ж.-Н. Робер. - М, 2006.
138.Ровнина, Е.С. «Чудесное» в культуре Древнего Рима эпохи принципата: автореф. дис. ... канд. культурологии [Текст] / Е.С. Ровнина. - Ярославль, 2008.
139. Рогова, Ю.К. Император Клавдий и его постановления в отношении иудеев [Электронный ресурс] / Ю.К. Рогова // Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов. - СПб, 2001. - Режим доступа: http://centant.spbu.ru/centorn/publil<^confcent/2001-03/rogova.htm.
140. Рубинштейн, C.JI. Восприятие времени и пространства [Текст] / СЛ. Рубинштейн // Мир психологии. - 1999. - №4. - С. 16-23.
141. Румянцева, М.Ф. Историческое время: историко-теоретические, индивидуально-психологические и моральные аспекты [Текст] / М.Ф. Румянцева // Мир психологии. - 1999. - №4. - С. 193-203.
142. Савельева, И.М, Полетаев, A.B. История и время: в поисках утраченного [Текст] / И.М. Савельева, A.B. Полетаев. - М, 1997.
143. Савельева, И.М, Полетаев, A.B. Образы и структуры времени в архаических культурах [Текст] / И.М. Савельева, A.B. Полетаев // Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад / под ред. Л.П. Репиной. -М, 2010. - С. 79-97.
144. Самохина, Г.С. Древний Рим: основные аспекты политико-правового развития [Текст] / Г.С. Самохина. - Петрозаводск, 2004.
145. Свидерский, В.И. Пространство и время. Философский очерк [Текст] /
B.И. Свидерский. - М, 1958.
146. Сидорович, О.В. Pax Romana во «Всеобщей истории» Полибия [Электронный ресурс] / О.В. Сидорович // Новый исторический вестник. - 2001. - № 2. Режим доступа: http://www.nivestnik.ru/index.html.
147. Стародуб, Т.Х. Пространство вне времени [Текст] / Т.Х. Стародуб // Мир психологии. - 1999. - №4. - С. 203-214.
148. Суриков, И.Е. Образы времени в историческом труде Геродота [Текст] / И.Е. Суриков // Античный мир и археология. Вып. 13. - Саратов, 2009. -
C. 10-35.
149. Шалимов, O.A. Образ идеального правителя в Древнем Риме в середине I - начале II века н.э. [Текст] / O.A. Шалимов. - М, 2000.
150. Тимофеева, Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков [Текст] / Н.К. Тимофеева. - Новосибирск, 1980.
151. Токарев, А.Н. Становление официальной идеологии принципата императора Августа [Текст] / А.Н. Токарев. - Харьков, 2011.
152. Топоров, В.Н. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. -Т. I. [Текст] / В.Н. Топоров. - М, 2010.
153. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ [Текст] / В.Н. Топоров. -М, 1994.
154. Трубников, H.H. Время человеческого бытия [Текст] / H.H. Трубников. -М, 1987.
155. Уайт, П. Юлий Цезарь в августовском Риме [Электронный ресурс] / П. Уайт. - Режим доступа:
http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=l 323715435&v=print.
156. Утченко, С.Л. Политические учения Древнего Рима [Текст] / С.Л. Утченко. - М, 1977.
157. Ухтомский, A.A. Доминанта [Текст] / A.A. Ухтомский. - СПб, 2002.
158. Февр, JI. Бои за историю [Текст] / Л. Февр. - М, 1991.
159. Федели, П. Человек и природная среда в римском мире [Текст] / П. Федели // ВДИ. - 1995. - №3. - С. 103-109.
160. Ферреро, Г. Величие и падение Рима: в 5 т. - Т. V. [Текст] / Г. Ферреро. -СПб, 1998.
161.Фрибуз, Т.Ю. Император Тиберий в восприятии сограждан: эмоционально-психологический аспект [Электронный ресурс] / Т.Ю. Фрибуз // Античное общество - IV: Власть и общество в античности. Материалы международной конференции антиковедов. - СПб, 2001. -Режим доступа: http://centant.spbu.ru/centrum/publik/confcent/2001-03/fribus.htm.
162. Фуко, М. Порядок дискурса [Текст] / М. Фуко // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. М, 1996.
163. Хёйзинга, Й. Homo ludens [Текст] / Й. Хёйзинга. - М, 1997.
164. Хокинг, С, Эллис, Дж. Крупномасштабная структура пространства-времени [Текст] / С. Хокинг, Дж. Эллис. - М, 1977.
165. Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / отв. ред. H.A. Хренов. - М, 2004.
166. Чаплыгина, H.A. Римская женщина в правление Августа [Текст] / H.A. Чаплыгина // Женщина в античном мире. - М, 1995. - С. 104-130.
167. Чеканова, Н.В. К проблеме перехода от Республики к Империи: революция или реформа? [Текст] / Н.В. Чеканова // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. - СПб, 2002. -С. 163-174.
168. Чернышев, Ю.Г. Социально-утопические идеи и миф о «золотом веке» в Древнем Риме. Часть II: Ранний принципат [Текст] / Ю.Г. Чернышев. -Новосибирск, 1992.
169. Черняк, А.Б. Тацит и жанр парных речей полководцев в античной историографии [Текст] / А.Б. Черняк//ВДИ. - 1983. - №4. - С. 150-161.
170. Шенкао, М.А. Изучение ментальностей во французской школе «Анналов» [Текст] / М.А. Шенкао // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2009. - №1. - С. 60-72.
171. Шифман, И.Ш. Цезарь Август [Текст] / И.Ш. Шифман. - Л, 1990.
172. Штаерман, Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима [Текст] / Е.М. Штаерман. - М., 1987.
173. Штаерман, Е.М. Человек и космос в мире Рима [Текст] / Е.М. Штаерман //ВДИ.- 1992.-№3,-С. 179-211.
174. Элиаде, М. Аспекты мифа [Текст] / М. Элиаде. - М, 1995.
175. Элиаде, М. История веры и религиозных идей. Т. 2: От Гаутамы Будды до триумфа христианства [Текст] / М. Элиаде. - М, 2002.
176. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении [Текст] / М. Элиаде // Элиаде М. Избранные сочинения. - М, 2000. - С. 23-126.
177. Элиаде, М. Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде // Элиаде М. Избранные сочинения. - М, 2000. - С. 251-410.
178. Элькин, Д.Г. Восприятие времени [Текст] / Д.Г. Элькин. - М, 1962.
179.Ястребицкая, А.Л. Западная Европа XI-XIII вв. [Текст] / А.Л. Ястребицкая.-М, 1978.
180. Everett, Н. Relative State Formulation of Quantum Mechanics / H. Everett // Reviews of Modern Physics, vol 29. 1957. - Режим доступа: http ://w ww.uni ver.omsk. su/omsk/S ci/Everett/pap er1957.html.
181. Morgan, G. 69 A.D. The year of four emperors / G. Morgan. - Oxford, 2006.
182. Speiser, E.A. Oriental and Biblical studies / E.A. Speiser. - Philadelphia, 1967.
УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
183. Бокщанин, А.Г. Источниковедение Древнего Рима [Текст] / А.Г. Бокщанин.-М, 1981.
184. Брокгауз, Ф.А, Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf7brokgauz_efron/
185. Буданова, В.П, Токмаков, В.Н, Уколова, В.И, Чаплыгина, H.A. Древний Рим: учебное пособие для вузов [Текст] / В.П. Буданова, В.Н. Токмаков, В.И. Уколова, H.A. Чаплыгина. - М, 2006.
186. Щеглов, Г.В, Арчер, В. Мифологический словарь [Текст] / Г.В. Щеглов, В. Арчер. - М, 2006.
187. Дворецкий, И.Х. Латинско-русский словарь. 2-е изд. [Текст] / И.Х. Дворецкий. - М, 1976.
188.Двинцев, A.B. Всемирная история. Систематический справочник [Текст] / A.B. Двинцев. - М, 1997.
flphjio^kchhc 1. KapTa Phmckoh HMiiepmi bIb. h.3.
CBSBCKOB MOPE
OKiAH
POM ••rfiHt.il
flcrjpw».
A»f»CTi
U*5«p*»fi»ryei
TAflATMP
°U«pu
UESAFS.tefAn
Teppwopia Pmcuoi pecnytaoK k 27 r no hj
TeppirropKK. npucoenraeHHue x roioty I b k.j
Приложение 2. План императорского Рима
Солями« »•
Претермш»! лагерк
I I ц.Адркана
i 1 мтншсное
U по«
? ммзшя Мупму
клетки*:
НеронОС
f г * _/ 4
Лит
сади м ckiltwnu
• Тябуртхиси!
kl кд.Фитв«!.
|Х1р«ИвСТМНСЯИ»
».Свпт*«мв»
/^ФаОрнцис!
.оТибвронв г-; /ЯДвстиД^с.
;ол«ге1
а,Латинские
Рим времен Республики
Расширение Рима во времена Империя
Стена Серей» Туллия
Стена императора * Аврелиана (III в.н.э.
Дороги
. Водопровод
а иф.-Амфитеатр в.-8орота А* /liÖO^C
м.-Мост п.-Портик т.-Терны (баки) хр.-Храм U-Цнрк 1-К"авитолн11
Сокращения:
чО -j
(http://historic.ru/books/item/ro0/s00/z0000003/map02.shtml)
Приложение 3. Предполагаемый портрет Тацита (неизвестный автор XX в.)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.