Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян: на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Шушвал, Наталья Александровна

  • Шушвал, Наталья Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 184
Шушвал, Наталья Александровна. Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян: на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века: дис. кандидат наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Москва. 2014. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шушвал, Наталья Александровна

Оглавление

Введение

Глава I. Истоки и сущностные черты храмопопечения

1.1. Храмостроительство как отправная точка храмопопечения

1.2. Этапы храмостроительства и храмопопечение

1.3. «Городское» и «сельское» в храмопопечении

1.4. Храмопопечение как коммуникация: сакральное и профанное

Глава II. Храмопопечение в системе приходской жизни

2.1. Индивидуальные формы храмопопечения

2.2. Храмопопечение в традиционной православной обрядности

2.3. Традиции странничества в храмопопечении

2.4. Святотатство как нарушение традиций храмопопечения

Глава III. Храмопопечение как этносоциокультурный институт

3.1. Священник в системе храмопопечения

3.2. Церковные старосты и храмопопечение

3.3. Церковно-приходские попечительства в деле храмопопечения

Заключение

Список использованных источииков и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Храмопопечение в традиционном укладе жизни севернорусских крестьян: на материалах Вологодской губернии второй половины XIX - начала XX века»

Введение

Актуальность темы исследования.

Вопросы религиозной жизни этноса всегда занимали и занимают важное место в этнографической науке. Несмотря на то, что в российском научном этнографическом дискурсе последних десятилетий после длительного перерыва вновь поднимаются проблемы, связанные с исследованиями разнообразных проявлений жизни православной общины, по-прежнему актуальной остается задача изучения системы отношений к храму и традиций, определяющих и регулирующих эти отношения. Подчеркнем, что отношение к храму и забота о нем составляют своего рода сердцевину, ядро любой религиозной традиции, а в русской православной среде это отношение многократно усиливалось учением о храме как о земном небе, как священном месте богообщения. Данное исследование, основанное на материалах Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века, позволит выявить локальные традиции храмопопечения, ответить на вопрос о их месте и роли в традиционном укладе севернорусского крестьянства и проследить особенности трансформации этих традиций в условиях модернизации российского общества указанного периода. Крестьянское сообщество избрано в качестве носителя традиций храмопопечения в связи с утвердившемся в этнологии мнением о том, что именно оно было основным носителем традиционной культуры русских.

Объектом данного исследования стал традиционный уклад жизни крестьян Вологодской губернии второй половины XIX — начала XX века. В понятие традиционного крестьянского уклада мы включаем семейный, общинный быт и систему ценностей, определяемые духовной традицией. Мы будем рассматривать уклад через призму этноконфессиональной повседневности, для которой характерны «как устойчивые формы и нормы воцерковленного общественного и индивидуального поведения верующих, разнообразные поступки, события, так и

новации, выходящие за рамки привычного, но не вступающие в противоречие с вероучением и каноном»1.

Предметом исследования являются традиции храмопопечения. На наш взгляд, термин «попечение»2 наиболее полно отражает сущность отношения к храму в русской традиционной культуре, которое было частью церковного благочестия. В понятие храмопопечения мы включаем не только заботу об устройстве храма - его внешнем и внутреннем благолепии, но также отношение к нему, бытующее в крестьянской среде второй половины XIX — начала XX века, а также все виды и формы коммуникаций, вызванные этим отношением.

Хронологические рамки охватывают период с 60-х годов XIX века до революций 1917 года. Нижняя граница исследования объясняется глубокими социальными изменениями российского общества, в том числе и религиозной жизни, связанными с проведением Великих реформ. Верхняя граница исследования обусловлена системным кризисом российского социума и революциями начала XX века.

Цель работы — исследовать место и роль храмопопечения в этнокультурной и религиозной жизни русских в эпоху российской модернизации второй половины XIX — начала XX веков. В связи с этим нам представляется необходимым решить следующие исследовательские задачи:

- определить сущность и смыслы храмопопечения;

- охарактеризовать традицию храмостроительства как духовную основу храмопопечения;

- обозначить роль и место храмопопечения в повседневной жизни приходского сообщества;

- охарактеризовать институциональную организацию храмопопечения;

1 Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды): дисс.... канд. ист. наук. 07.00.02, 07.00.07. Вологда, 1999. С.З.

2 В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля попечение определяется как «забота, усердие, раченье и старанье о чем-либо». (См.: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М.: Русский язык, 1999. Т.З. С. 198.)

- рассмотреть храмопопечение как сферу проявления личной религиозности русских крестьян;

- выявить функции храмопопечения.

Методология. При решении поставленных задач мы использовали системный подход, применяющийся в исследовании локальных сообществ в историко-этнографических исследованиях. Само крестьянское сообщество, как этносоциокультурная среда, являлось определенной системой с многообразными связями и взаимоотношениями, традиционным укладом, со своими способами трансляции исторической памяти и социокультурного опыта. Поэтому применение системного подхода сориентировало нас на раскрытие целостности явления храмопопечения в традиционном укладе жизни вологодских крестьян.

Изучение храмопопечения проводилось нами в русле историко-антропологических и этнографических исследований. Источниковая база, представленная документами, основанными на местном, локальном материале, способствовала применению методов микроисторических исследований. Многими современными исследователями подчеркивается важность изучения церковной истории на основе документов не столичных, а местных архивов. Такого мнения, в частности, придерживается американский исследователь Г. Фриз3. По его мнению, документы, находящиеся в областных и районных архивах заставляют ученых по-новому взглянуть на такие актуальные для современной исторической науки проблемы как уровень народной религиозности, ее проявления на приходском и даже личностном уровне.

О значении локальной истории не раз в своих работах писала Л.П. Репина. В частности, она отмечала, что «именно на «пятачке» локальной истории пытливый исследователь получит возможность разглядеть лица простых людей, которые, как известно, творят историю, и зафиксировать те конкретные условия, в

3 Фриз Г. Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи // Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: Современная русистика. Источники, исследования, историография. СПб. №11. 2007. С. 369-398.

которых они это делают»4. A.B. Всеволодов вслед за Л.П. Репиной отмечает, что пространство и, следовательно, «его» идентичность возникают как единство индивидуальной деятельности и поведения человека его участия в социальной коммуникации, приуроченной к данной локальной территории. Характерным примером локального сообщества является церковный приход5.

С.А. Гомаюнов отмечает, что в 60-70-х годах в рамках школы «Анналов» на волне «новой истории» произошло рождение особого подхода к локальной истории, в основе которого лежало признание локальной общности самостоятельно развивающимся организмом. При этом объектом изучения могли стать не только гигантские общности (цивилизации), но и сколь угодно малые (город, деревня, приход)6. Исследователь вводит в научный оборот понятие «вместность», под которым понимает самоорганизующуюся, саморазвивающуюся систему горизонтальных связей между людьми, объединенных некоторым видом деятельности7. Гомаюнов пишет, что «будучи включенным в общую духовную жизнь, каждое сообщество стремилось и к «освящению начала областности» (по выражению А.П. Щапова). Почти каждая локальная территория имела своего святого (или святых), которые считались стражами и хранителями местных «отчизн», свой патрональный храм, местные почитаемые святыни, праздники и т.д.»8. Таким образом, применение микроисторического подхода помогает нам рассмотреть изучаемые нами приходские сообщества как хроно-топо-нимическую систему (по С.А. Гомаюнову), которая укоренена во времени (хроносе), во вмещающем ландшафте (топосе) и в духовной сфере (нимосе), и увидеть в традициях храмопопечения условия для устойчивого существования системы православных приходов на Русском Севере.

4 Репина Л.П. Локальные исследования и национальная история: проблема синтеза // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 152-153.

5 Всеволодов A.B. Теоретические проблемы реконструкции регионального опыта церковных преобразований 1860 — 1870-х гг. (к 150-летию создания Главного Присутствия по делам православного духовенства) // Историческое краеведение и архивы: материалы областной научно-практической конференции. 21 марта 2012 г. Вып. 19. Вологда, 2012. С. 154.

6 Гомаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории. 1996. № 9. С. 159.

7 Там же. С. 161.

8 Там же.

Храмопопечение рассмотрено нами и как проявление религиозности крестьян, и как этносоциокультурный институт севернорусского православного прихода. В первом случае его изучение носило феноменологический характер, предполагающий понимание религии и выяснение ее сущности путем анализа ее проявлений: жертвы, молитвы, личного и коллективного религиозного опыта, религиозного сознания и т.д. Применение феноменологического метода в нашем исследовании представляется нам достаточно продуктивным.

Во втором случае институциональный анализ храмопопечения предопределил использование структурно-функционального метода, позволившего выделить в системе приходского храмопопечения несколько структурных составляющих, обеспечивающих существование и функционирование данного этносоциокультурного института: самого крестьянского сообщества, священно-церковнослужителей, церковных старост и церковно-приходских попечительств. В свою очередь, само храмопопечение было органичной частью всей религиозной практики приходского сообщества и через его представителей выполняло ряд важных функций, о которых пойдет речь в третьей главе данного исследования.

Нами также применялись описательный, сущностно-содержательный, статистический методы и метод историко-этнографической интерпретации. Несмотря на то, что основной корпус источников представлен отчетными и делопроизводственными документами Вологодской духовной консистории, не предполагающими прямого отражения особенностей личной религиозности крестьян, в нем, при пристальном рассмотрении, можно найти яркие проявления храмопопечительных практик. Например, дела о незаконном сборе крестьянами пожертвований помогли понять мотивы и даже внешнюю атрибутику сборщиков, выделяющую их из крестьянского сообщества.

Исследование архивных материалов позволило нам увидеть, какой след оставили традиционные религиозные практики крестьян в истории

дореволюционной России. В каком-то смысле изучение архивных источников очень близко этнографическому наблюдению.

Структура работы соответствует решаемым задачам и реализуется следующим образом. В первой главе рассматриваются сущностные черты и истоки храмопопечения. Делается попытка увидеть в этом явлении приходской жизни акт коммуникации, в котором одним участником являлось крестьянское сообщество, как в целом, так и его отдельные представители, а другим — все, что связано с миром сакрального — церковь (как святое, почитаемое место), священнослужители, занимающие самое близкое место по отношению к сакральному центру — храму. Храмостроительство как неотъемлемая часть храмопопечения также является предметом исследования данной главы. При этом актуальным представляется вопрос не столько об истоках традиции храмостроительства и особенностях ее бытования в сельском православном приходе во второй половине XIX — начале XX века, сколько о духовных основах храмостроительных практик. Нами изучаются формы данной коммуникации — дар и жертва, лежащие в основе практики храмопопечения. Поднимаются вопросы различия «сельского» и «городского» в храмопопечении вологодских крестьян.

Вторая глава посвящается изучению проявления этнокультурных традиций храмопопечения в системе приходской жизни крестьян Вологодской губернии во второй половине XIX — начале XX века — обетной и поминальной практиках, праздничной культуре, традициях сбора доброхотных подаяний крестьянами, реализуемых в форме странничества. Отдельно рассматривается проблема «храмопоругания» и святотатства, которые проявлялись, например, в кражах из церквей. Через реакции крестьян на это негативное явление можно проследить их отношение и к самому храму.

В третьей главе храмопопечение рассматривается как социокультурный институт, регулирующий приходскую жизнь севернорусских крестьян во второй половине XIX — начале XX века. Цель данной главы — выяснить механизмы

функционирования храмопопечения. В связи с этим, нами рассматриваются основные субъекты храмопопечения, в качестве которых выступают священно-церковнослужители, институт церковных старост, церковно-приходские попечительства и сами прихожане как носители индивидуальных форм храмопопечения.

Выстроенная таким образом структура работы позволяет рассматривать проявление заботы о храме как комплексное явление, которое проявлялось во внутренней религиозной жизни православного крестьянина и представителей других сословий, этнокультурных традициях и приходском устройстве.

Историография

Историографический обзор построен нами в соответствии с теми направлениями этнографических и исторических исследований, которые внесли значительный вклад в разработку данной темы: изучение православного прихода в России как исторического и этнокультурного феномена, этнографическое и историческое исследование православных традиций Русского Севера; работы, посвященные изучению взаимоотношения мира профанного и мира сакрального, а также раскрытию понятий «дар» и «жертва», важных для понимания сущности храмопопечения.

История и традиции храмопопечения становились предметом исследования как историков, так и этнографов. Различие заключается в том, что проблема материальной обеспеченности церквей и духовенства, организованных форм попечения находилась в центре внимания исторических и социологических исследований и рассматривалась в русле церковных реформ 60-70-х гг. XIX века, а забота о храме в качестве неотъемлемого элемента крестьянской ментальности изучалась преимущественно в рамках этнографии.

Обратимся к группе работ, посвященных изучению истории православного прихода в России.

К этой группе работ отнесем, в первую очередь, дореволюционные и написанные в эмиграции обобщающие исследования. Все они выполнены в духе

верности церковным канонам, с глубоким осознанием божественной природы Церкви, ее спасительной миссии при одновременном осознании кризисных явлений общецерковной и приходской жизни того времени.

Среди выдающихся историков церкви второй половины XIX века следует назвать П.В. Знаменского, труд9 которого уже за первое свое издание был удостоен премии имени митрополита Макария10. Автор стремился в своих исследованиях рассматривать историю Церкви в тесной связи с проявлениями «внешней» народной и общественной жизни. При этом, как подчеркивал A.B. Карташов, отличительное достоинство содержания учебного руководства по истории Церкви состоит в том, что «оно отводит менее, чем это делалось до него, места самому рассказу о «внешних событиях», а с большей подробностью и с большим вниманием изображает внутреннюю жизнь церкви, религиозно-нравственное настроение русского общества»11. В своей работе Знаменский подчеркивает значение организованных форм храмопопечения. (церковноприходских попечительств) в деле устроения церквей в России и оживления приходской жизни во второй половине XIX века.

Среди обобщающих историко-церковных курсов, написанных в русском зарубежье, следует назвать книгу Н.Д. Тальберга «История Русской Церкви. 18011908 гг.»12. Это курс лекций, прочитанный им в Свято-Троицкой семинарии в США. В основу его положены, главным образом, труды митрополита Макария (Булгакова), архиепископа Филарета (Гумилевского), Е.Е. Голубинского и др. авторов. Тальберг обращается к вопросам миссионерской деятельности духовенства, а так же к теме духовного просвещения и развития исторической науки в церковной среде. Глава «Прославление святых. Новые праздники. Храмы. Иконопись» посвящена в том числе храмостроительной деятельности, осуществляемой государством на протяжении XIX века.

9 Первое издание: Знаменский П.В. Руководство к Русской церковной истории. Казань, 1870.

10 Соловьев И. Профессор П.В. Знаменский как историк Русской Церкви // Знаменский П.В. История русской церкви (учебное руководство). М., 1996. С.9.

11 Цитируется по: Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1991. т.1. С. 30-31.

12 Тальберг Н.Д. История русской церкви. Репринтное изд. [Электронный ресурс] М., 2004. 924 с. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ni

В обширном «Руководстве по истории русской церкви» (создано в 1920 году в Белграде) А.П. Доброклонский13, рассматривая историю церкви, обращает особое внимание на религиозно-нравственную жизнь ее членов. Так, например, автор называет в числе «еще уцелевших» добрых черт русского общества отзывчивость на нужды ближних и, связанное с ней, развитие частной, а еще более общественной благотворительности14.

Исследованием, содержащим, пожалуй, самое подробное описание приходской жизни изучаемого нами периода является «История русской церкви» И.К. Смолича15, созданная в эмиграции. Смолич уделяет особое внимание просветительской деятельности приходских школ и православных братств, начиная со времени их появления в 1439 году во Львове и заканчивая второй половиной XIX века, посвящая этому яркому явлению в русской церковной жизни две главы. Особенно высоко оценивает Смолич значение личности святого праведного Иоанна Кронштадтского, с именем которого связано возрождение активности русского прихода. Отдельную главу он посвящает социально-культурной, педагогической и научной деятельности духовенства. Продолжая существующую в историографии традицию, автор связывает появление церковноприходских попечительств с оживлением церковной жизни с конца 50-х годов XIX века. Смолич приводит сведения об основных направлениях деятельности попечительств, их составе, а также прослеживает динамику их численности со времени открытия до 1912 года. При этом он указывает на то, что «история приходских попечительств не исследована, а в отчетах обер-прокурора Святейшего Синода содержится лишь статистический материал, поэтому трудно установить, какими соображениями руководствовались при их открытии»16.

Книга Г.И. Шавельского «Русская церковь пред революцией»17 (1937 год) это одновременно и воспоминания, и подведение итогов, и осмысление

13 Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2001.

14 Там же. С. 721.

15 Смолич И.К. История русской церкви. 1700 -1917. Ч. 2. М., 1997. С. 79.

16 Там же. С. 80.

17 Шавельский Г.И. Русская церковь пред революцией. М. 2005.

пройденного этапа не столько собственной жизни, сколько целого сообщества, страны, через призму церковного устройства и церковной жизни той эпохи, которая привела к революционной катастрофе18. Автор являлся последним протопресвитером Русской православной церкви военного и морского духовенства, был выдвинут участниками Поместного Собора одним из кандидатов на восстанавливаемое патриаршество, а начинал свое служение в должности псаломщика. Таким образом, он имел возможность ознакомиться со всеми сторонами и сферами церковной жизни. Отдельные главы своей работы Шавельский посвящает приходскому духовенству и монашеству, духовному образованию, роли монастырей в церковной, государственной и народной жизни.

Ряд авторов в конце XIX - начале XX века (В.М. Бензин, Е.Д. Максимов, H.A. Заозерский, A.A. Папков) поднимали острые вопросы реформирования прихода, писали о приходской и братской благотворительности как основе приходского устройства19. Появление данных исследований было вызвано желанием реформирования церковной жизни и предсоборными настроениями начала XX века.

В целом же следует отметить, что в обобщающих и полемических работах дореволюционных исследователей по истории Церкви и, непосредственно, прихода темы социокультурного служения, отношения к святыням народа, храмопопечения занимали немаловажное место, но не выделялись в самостоятельный историко-исследовательский сюжет.

18 Мельникас С. (священник) Предисловие // Шавельский Г.И. Указ. соч. С. 6.

"Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси СПб., 1907.; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Заозерский H.A. Внешние условия пастырского служения русского духовенства // Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 4. С. 115-139. Он же. Замечания к проекту православного приходского управления: (По поводу брош.: Папков A.A. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. СПб., 1902) // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 10. С. 200-216; Он же. Из современной церковной жизни в России // Богословский вестник. 1897. Т. 1. № 2. С. 285-305; Он же. Что есть православный приход и чем он должен быть?: (Опыт канонико-юридич. освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия в периодич. Печати) // Богословский вестник. 1922. Т. 3. №. 11. С. 523-562. №. 12. С. 653-687; Папков А. Древнерусский приход // Богословский вестник. 1897. T.1-2. №2. С. 231 - 284. Он же. Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.). Историческая справка. М., 1899. 160 с. Он же. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). СПб., 1902. 184 с. Он же. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года. СПб., 1893. 145 с.

В советской историографии тема сельского прихода не представляла самостоятельного научного интереса для двух-трех поколений историков. «Тем не менее, — как это ни парадоксально, — работы по истории северного крестьянства, исторической географии и демографии региона, достижениями и традициям народной культуры, эволюции крестьянских настроений, правосознания и правотворчества, а также издание некоторых массовых источников по истории Русского Севера XVIII — XIX веков позволяют ныне реконструировать состояние и жизнедеятельность приходских сообществ с более полным, нежели ранее, учетом всех факторов конкретно-исторической региональной среды»20. Но в целом исследования советского периода объединяет негативная оценка деятельности церкви, рост ее духовной нищеты, в них подчеркивается неэффективность новых форм организации религиозно-общественной жизни народа.

Возрождение изучения истории православного прихода началось с рубежа 1980-90-х годов. Одной из первых обратилась к этнографическому исследованию народной православной жизни М.М. Громыко21. Исследователь указывает на важную методологическую позицию: этнография изучает не религию как таковую, а ее различные проявления в конкретном этносе. Под религиозностью понимается функционирование вероучения: религиозное сознание, вероисповедная практика и духовный опыт народа. Впрочем, как утверждает этнограф, изучение религиозности предполагает, что ученый знает и вероучение22.

20 ЬСамкин A.B. Сельский православный приход в духовной культуре Русского Севера XVIII — XIX веков // Историческое краеведение и архивы: Материалы научно-практической конференции, Вологда, 30 октября 1998 г., 16 марта 1999 г. Вып. 6. Вологда: Управление по делам архивов администрации Вологодской области, 2000. С. 14.

21 Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. М„ 1986. 280 с. Она же. Мир русской деревни. М, 1991. 446 с. Громыко M.M., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. М., 2000. 541 е.; Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. №3. С. 3-5. Она же. О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских // Традиции и современность. Научный православный журнал. 2002. №1. С. 5 - 23. Она же. Православие как традиционная религия большинства русского народа // Исторический вестник. Научный журнал. 2001. №2 - 3 (13 - 14). С. 20 - 33.

22 Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина. 1994. №3. С. 3-5. Она же. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке (Обзор основных тенденций) [Электронный ресурс ] // Исторический вестник. 1999. №1. Режим доступа: http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/1999/l/contents.htm.

Сама М.М. Громыко внесла огромный вклад в изучение данной проблемы. Так, например, в книге «О воззрениях русского народа»23 первая глава посвящена вероисповедалыюй практике русских крестьян. В ней автор затрагивает и вопросы отношения к храму и священнику. Для нашего исследования также значимыми представляются работы М.М. Громыко, посвященные традиционным нормам поведения и формам общения русских крестьян XIX века24 и особенностям крестьянского отношения к богатству и предприимчивости25. Последняя дает ключ к пониманию распространенности традиций пожертвований в крестьянской среде.

Вопросам храмостроительства, отношения к храму, его места и роли в праздничной культуре русских и обрядах жизненного цикла посвящены работы таких современных этнографов как A.B. Буганова, И.В. Власовой, Т.А. Ворониной, JI.A. Тульцевой, О.В. Кириченко, C.B. Кузнецова, И.А. Кремлевой, Т.А. Листовой, Г.Н. Мелеховой, Т.С. Макашиной, Х.В. Поплавской, К.В. Цеханской, Т.А. Бернштам, Т.Б. Щепанской и др26.

23 Громыко M.M., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. M., 2000. 541 с.

24 Громыко М.М. Традиционные нормы поведения ....

25 Она же. Отношение к богатству и предприимчивости русских крестьян XIX века в свете традиционных религиозно-нравственных представлений и социальной практики // ЭО. 2000. №2. С. 86 — 99.

26 Буганов A.B. Выдающиеся личности и события в массовом сознании русских крестьян XIX - начала XX в.: дисс. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Буганов Александр Викторович. М., 2011. Он же. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание. М., 1992.; Власова И.В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII — XX вв.) // Мировоззрение и культура севернорусского населения / Отв. Ред. И.В. Власова. M., 2006. С. 102-144; Кириченко O.B. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие) // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII — XIX веках: Этнографические исследования и материалы. M., 202. С. 8-65. Он же. Святость места, времени и лица в традиционном социуме // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования. М., 2010. С. 130 — 154. Он же. Сельский священник-подвижник на приходе // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования. М., 2010. С. 155 — 169.; Кремлева И.А. Религиозность купечества и других сословий по материалам духовных завещаний // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы. М., 2002. С. 128-139. Она же. Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших // Православная жизнь русских крестьян XIX — XX веков: Итоги этнографических исследований. M., 2001. С. 72 — 87. Она же. Мирской обет // Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: Итоги этнографических. Исследований. M., 2001. С. 229-250. Она же. Обеты в народной жизни // Живая старина. 1994. № 3. С. 15-17. Кузнецов C.B. Православный приход в России в XIX веке // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII — XX веках: Этнографические исследования и материалы. М., 2002. С. 156 — 178; Листова ТА. Религиозно-общественная жизнь: представление и практика // Русский Север: этническая история и народная культура. XII— XX века. М., 2001. С. 706 — 755; Макашина T.C., A.B. Фролова, O.A. Тучина Календарные и семейные праздники Русского Севера (конец XIX — начало XX веков) / Отв. ред. В.Ф. Шевченко. М., 2011. 260 е.; Тульцева Л.А. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина // Православная жизнь русских крестьян XIX — XX веков. М., 2001. С. 124 — 167; Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. - М., 1998. Она же. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., 2004; Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: Духовные факторы в этносоциокультурных процессах // Русский Север: К проблеме локальных групп / Ред. - состав. ТА. Бернштам

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шушвал, Наталья Александровна, 2014 год

Литература

1. Агапкина Т.А. Дар // Славянские древности. Этнолингвистический словарь / под общ. Ред. Н.И. Толстого. Том 2. Москва: Международные отношения, 1999.-С. 16-21.

2. Агеева Е.А. Церковная жизнь и повседневный быт русского села по приходским летописям XIX - начала XX века [Электронный ресурс] // Исторический вестник. Научный журнал.. - 2000 - №3-4 (7 -8). Режим доступа: http://www.vob.ru/public/bishop/istor_vest/2000/3-4_7-8/contents.htm.

3. Алексеева Н.В. Паломничества как особая форма почитания севернорусских святых и святынь в крестьянской среде XIX в. // Культура и словесность Русского Севера / Департамент образования Вологод. обл., Череповец, гос. ун-т, Гуманитат. ин-т, каф. лит. - 2010. - С. 9 - 15.

4. Алексеева Н.В. Покаяние в православной традиции русских крестьян XVIII-XIX вв. (по материалам Европейского Севера России): дисс ... канд. истор. наук. 07.00.02 / Алексеева Надежда Викторовна. - Вологда, 1998. - 232 с.

5. Байбурин А.К., Топорков A.JI. У истоков этикета. - Л.: Наука, 1990. - 171 с.

6. Батай Ж. Проклятая доля. - М. : Гнозис, 2003. - 207 с.

7. Бензин В.М. Церковно-приходская благотворительность на Руси. - СПб.: Государственная типография, 1907. - 120 с.

8. Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важекого ареала: Духовные факторы в этноеоциокультурных процессах // Русский Север: К проблеме локальных групп. / Ред. - состав. Т.А. Бернштам СПб.: МАЭ РАН., 1995. - С. 208-298.

9. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. - 416 с.

Ю.Берсенева Т.А. Духовно-нравственные основания традиционного уклада жизни как социально-педагогическая проблема. - Дисс. на соискание ученой степени д.п.н. - Курск, 2008. - 432 с.

П.Билибин И.Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех. -1904.-№10.-С. 607-622.

12.Богословский М.М. Церковный приход на русском севере в XVII веке // Богословский вестник. - 1910. - Т. 2. - № 6. - С. 315 - 337.

13.Буганов А. В. Выдающиеся личности и события в массовом сознании русских крестьян XIX - начала XX в.: дисс. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Буганов Александр Викторович. - Москва, 2011. - 359 с.

М.Буганов A.B. Русская история в памяти крестьян XIX века и национальное самосознание. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1992. - 207 с.

15.Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения Православной церкви. [Электронный ресурс] - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2011. Режим доступа:

http://azbyka.ru/religii/konfessii/bulgakov_ocherki_ucheniya_pravoslavnoy_tserk vi_22-all. shtml

16.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - Москва : Наука, 1990. -413 с.

17.Бурцев Е. Спас на Кокшеньге Тотемского уезда Вологодской губернии. Историко-статистический очерк. Вологда: Типография Вологодского губернского правления, 1912. - 105 с.

18.Власова И.В. К изучению мировоззрения и самосознания севернорусского населения (по источникам XII — XX вв.) // Мировоззрение и культура

севернорусского населения / Отв. Ред. И.В. Власова. - М.: Наука, 2006. - С. 102-144.

19.Всеволодов A.B. «Сведения по делу об улучшении быта православного духовенства» 1863 г. как делопроизводственный комплекс. //Вестник Череповецкого государственного университета. № 1 (36). - Т. 1. - 2012. -Февраль. - С. 23-27.

20. Всеволодов A.B. К изучению коллективного поведения приходских сообществ свернорусского доиндустриального города в контексте церковных преобразований 1860-70-х гг. // Феномен индустриального города в контексте истории: Материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. / Отв. Ред. О.Ю. Солодянкина. - Череповец, 2011. - С. 30-37.

21.Всеволодов A.B. Теоретические проблемы реконструкции регионального опыта церковных преобразований 1860 - 1870-х гг. (к 150-летию создания Главного Присутствия по делам православного духовенства) //Историческое краеведение и архивы: материалы областной научно-практической конференции. 21 марта 2012 г. Вып. 19. - Вологда, 2012. С. 149-161.

22.Годелье М. Загадка дара. - М.: Восточная литература, 2007. - 295 с.

23.Гомаюнов С.А. Местная история: проблемы методологии // Вопросы истории, - 1996.-№9. -С. 158- 164.

24.Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 446 с.

25.Громыко М.М. О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских. // Традиции и современность. Научный православный журнал. 2002 .-№1.-С. 5-23.

26.Громыко М.М. Отношение к богатству и предприимчивости русских крестьян XIX века в свете традиционных религиозно-нравственных представлений и социальной практики // Этнографическое обозрение. -2000.-№2.-С. 86-99.

27.Громыко М.М. Православие в жизни русского крестьянина // Живая старина.

- 1994. -№3.- С. 3-5.

28.Громыко М.М. Православие как традиционная религия большинства русского народа // Исторический вестник. - 2001 - №2 - 3 (13 - 14). - С. 20 -33.

29.Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX века. - М.: Наука, 1986. - 280 с.

30.Громыко М.М. Этнографическое изучение православной жизни русских в XX веке (Обзор основных тенденций) [Электронный ресурс] // Исторический вестник. - 1999. - №1. Режим доступа: http://www.vob.ru/pub1ic/bishop/istor_vest/l 999/1 /conterits.htm.

31.Громыко М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований. //Этнографическое обозрение. - 1995-№5. - С. 82-83.

32.Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник, 2000.-541 с.

33.Гуревич А.Я. Богатство и дарение у скандинавов в раннем Средневековье. // Средние века. - Вып. 31.-М, 1968.-С. 180- 198.

34.Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350 с.

35.Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. - М.: Высшая школа, 1970. - 223 с.

36.Даль В.И. Токовый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. - М,: Русский язык, 1999. Т.З. - 683 с.

37.Добренький С.И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX -начала XX века как источник по истории северной деревни // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сборник статей. - Вологда, 2002. - С. 121 - 125.

38.Добренький С.И. Значение церковно-приходских летописей в развитии краеведения // Отечественная культура и краеведение. Материалы IV

Всероссийской научной конференции (Пенза, 26-27 июня 2000 г.). - Пенза,

2001.-С. 102-106.

39.Добренький С.И. Церковно-приходские летописи второй половины XIX —-начала XX в. как источник по историческому краеведению // Краеведение в России: История. Современное состояние. Перспективы развития: Материалы Всероссийского семинара краеведов «Любовь к малой родине -источник любви к Отчизне»: Зарайск, 30 января 2004 г. /Отв. ред. С.О. Шмидт.-М., 2004. С. 112-118.

40.Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье: Общество во любителей церковной истории, 2001. -935 с.

41.Дойникова H.A. Социальное служение Православной Церкви во второй половине XIX - начале XX веков (на материалах Вологодской епархии): дисс. ... канд. истор. наук. 09.00.13 / Дойникова Надежда Алексеевна .- М., 2006.- 188 с.

42.Едемский М.Б. О крестьянских постройках на севере России// Живая Старина. - 1913. - выпуск 1. - С. 25 - 116.

43.Едемский М.Б. Свадьба в Кокшеньге Тотемского уезда / Сост., подготовка текста и комментарии М.А. Вавиловой, С.Н. Смольникова. - Вологда: Легия,

2002.-226 с.

44.3аозерский H.A. Что есть православный приход и чем он должен быть //

Богословский вестник. - 1912. - № 2. - С. - 319-350. 45.3аозерский H.A. Внешние условия пастырского служения русского

духовенства // Богословский вестник. - 1894. - Т. 2. - № 4. - С. 115 -139. 46.3аозерский H.A. Замечания к проекту православного приходского управления: (По поводу брош.: Папков A.A. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. СПб., 1902) // Богословский вестник. - 1902. -Т. 3.-№ 10.-С. 200-216. 47.3аозерский H.A. Из современной церковной жизни в России // Богословский

вестник. 1897.-Т. 1.-№2.-С. 285-305.

48.3аозерский H.A. К вопросу об оживлении приходской жизни: По поводу ст. свящ. А.К. Рождественского // Богословский вестник. - 1909. - Т. 1. - № 4. -С. 632 - 640.

49.3аозерский H.A. Что есть православный приход и чем он должен быть? : (Опыт канонико-юридич.освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия в периодич.печати) // Богословский вестник. -1922. -Т. 3. -№. 11.-С. 523-562.

50.3аозерский H.A. Что есть православный приход и чем он должен быть?: (Опыт канонико-юридич.освещения приходского вопроса в рассуждениях Предсоборного Присутствия в периодич.печати) // Богословский вестник. -1922. - Т. 3. - №. 12. - С. 653 - 687.

51.Знаменский П.В. История русской церкви (учебное руководство). - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1996. - 474 с.

52.Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. -М.: Наука, 1984.-222 с.

53.Иваницкий H.A. Материалы по этнографии Вологодской губернии. /Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Выпуск II. под ред. Николая Харузина. - М.: Высочайше утвержд. Т-во Скоропечатни A.A. Левенсон, 1890.-234 с.

54.Иванов В.В. Происхождение семантического поля славянских слов, обозначающих дар и обмен // Славянское и балканское языкознание. - М., 1975.-С. 50-78.

55.Иванов В.В. Русское 'молить' и хеттское malda(i) // Этимологические исследования по русскому языку. - Вып. 1. - М., 1960. - С. 80-86.

56.Кайуа Р. Миф и человек; Человек и сакральное. - М.: О. Г. И., 2003. - 293 с.

57.Камкин A.B. Православная благотворительность и милосердие // Лексикон социальной работы. - Вологда, 1999. - С. 160 - 164.

58.Камкин A.B. Православная церковь на севере России. Очерки истории до 1917 года. - Вологда: ВГПИ, 1992. - 164 с.

59.Камкин A.B. Севернорусский сельский приход XVIII века: пространство, населенность, клир // Культура Русского Севера: межвузовский сборник научных трудов. - Вологда, 1994. - С.94.

60.Камкин A.B. Сельский православный приход в духовной культуре Русского Севера XVIII - XIX веков // Историческое краеведение и архивы: Материалы научно-практической конференции, Вологда, 30 октября 1998 г., 16 марта 1999 г. Вып. 6. - Вологда: Управление по делам архивов администрации Вологодской области, 2000. - С. 14 - 20.

61.Камкин A.B. Сельский приход Севера // Север - №1. - 1994. - С. 89.

62.Камкин A.B. Традиции социальной диаконии в православных приходах Вологодской епархии 18 - 19 вв. // Текст. Культура. Социум. Сборник статей. Вологда, 2000. - С. 25 - 31.

63.Кириченко О.В. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие) // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XIX веках: Этнографические исследования и материалы. - М., 2002. - С. 8 - 65.

64.Кириченко О.В. Святость места, времени и лица в традиционном социуме. // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования. - М.: Алексеевская пустынь, 2010. - С. 130 - 154.

65.Кириченко О.В. Сельский священник-подвижник на приходе // Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования. - М.: Алексеевская пустынь, 2010. - С. 155 - 169.

66.Колесников П.А. История северного крестьянства : проблемы и перспективы исследования // Проблемы историографии и источниковедения истории Европейского Севера: ВГПИ. - 1992. - С. 5 - 12.

67.Колесников П.А. Северная деревня в XV - первой половине XIX века: к вопросу об эволюции аграрных отношений в русском государстве / Вологод. гос. пед. ин-т. - Вологда: Северо-Западное книжное издательство,

Вологодское отделение, 1976. - 416 с.

68.Королева Е.Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.: дисс. ... канд. истор. Наук. 07.00.02 / Королева Елена Дмитриевна - Челябинск, 2007. -186 с.

69.Кремлева И.А. Мирской обет // Православная жизнь русских крестьян XIX -XX веков: Итоги этнографических. Исследований. - М.: Наука, 2001. - С. 229-250.

70.Кремлева И.А. Обеты в народной жизни // Живая старина. - 1994. - № 3. — С. 15-17.

71.Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обряды у русских: связь живых и умерших // Православная жизнь русских крестьян XIX - XX веков: Итоги этнографических исследований. - М.: Наука, 2001. - С. 72 - 87.

72.Кремлева И.А. Религиозность купечества и других сословий по материалам духовных завещаний // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы. - М.: Наука, 2002.-С. 128- 139.

73.Кузнецов С.В. Православный приход в России в XIX веке. // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII - XX веках: Этнографические исследования и материалы. - М.: Наука, 2002. - С. 156 -178.

74.Куратов A.A. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера. - Архангельск: Изд. центр ПГУ, 2002. - 226 с.

75. Лидов А.М. Иертопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования. // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. - М.: Индрик, 2006. - С. 9 - 31.

76.Линьков А. Описание Тиксенсокй Преображенской церкви Тотемского уезда Вологодской губернии. - Вологда.: Типография Вологодского губернского правления, 1900. - 80 с.

77.Листова Т.А. Религиозно-общественная жизнь: представления и практика. / Русский Север Этническая история и народная культура. XII - XX века. - М. Наука, 2001. - С. 706 - 756.

78.Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. Пер. с англ. - М.: Восточная литература, 2001. - 142 с.

79.Макашина Т.С., A.B. Фролова, O.A. Тучина Календарные и семейные праздники Русского Севера (конец XIX — начало XX веков). / Отв. ред. В.Ф. Шевченко. - М.: Звезда и Крест, 2011. - 260 с.

80.Максимов C.B. Крестная сила. Нечистая сила. Неведомая сила: Трилогия. -Кемеровское книжное издательство, 1991.-351 с.

81.Миронов Б.Н. Социальная история России (18 - нач. 20 в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т.1. - СПб., 2000. - 547с.

82.Михайлюк A.B. Антиповедение в культуре крестьянства России конца XIX -начала XX вв. // Studia Culturae. - Выпуск 12. - С. 132 - 142.

83.Мосс. М. Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах П Мосс М. Общества. Обмен. Личность. - М.: Восточная литература, 1996. - С. 85-111.

84.Непеин A.C. Деревянная церковь на Севере // Известия ВОЙСК. - Вып. III. -Вологда: Типография П.А. Цветова, 1916. - С .65 - 71.

85.Никольский Н.М. История Русской Церкви. - М.: Политическая литература, 1983.-488 с.

86.Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX -начале XX века : дисс. ... канд. ист. наук. 07.00.02 / Носова Татьяна Александровна. - Сыктывкар, 2006. - 205 с.

87.Папков А. Древнерусский приход // Богословский вестник. - 1897. - Т. 1-2 -№2.-С. 231 -284.

88.Папков A.A. Упадок православного прихода (XVIII-XIX вв.). Историческая

справка. - М.: Типография Владимира Чичерина, 1899. - 160 с.

89.Папков A.A. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). - СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902. - 184 с.

90.Папков A.A. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 года. - СПб., 1893. - 145 с.

91.Пащенко Е.В. Очерки о монастырях и храмах Архангельской области. -Архангельск: АГМА, 1998. - 111 с.

92.Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. - 1899. - выпуск 2. - С. 167 - 235.

93.Потанин Г.Н. Этнографические заметки на пути от г. Никольска до г. Тотьмы // Живая старина. - 1899. - выпуск 1. - С. 23 - 60.

94.Православие и русская народная культура. Кн. 1-6. - М.: ИАЭ РАН, 1993 -1996.

95.Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках: Этнографические исследования и материалы. - М.: Наука, 2002. - 468 с.

96.Православные традиции на Европейском Севере России в XVIII - XX веках / Под ред. A.B. Камкина. - Вологда: ИЦ ВИРО, 2007. - 220 с.

97.Пулькин М.В. Олонецкая епархия в период великих реформ 1860 — 1870-х гг. // Православие в Карелии: Материалы республиканской научной конференции (24-25 октября 2000 г). / Отв. ред. В. М. Пивоев. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. С. 74-79.

98.Пулькин М.В. Языковые проблемы в деятельности православного духовенства на территории Олонецкой епархии в XVIII — начале XX в. // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. - Петрозаводск, 1999.-С. 36-37.

99.Пулькин М.В. Этнокультурная специфика религиозной жизни Олонецкой епархии в XVIII - начале XX в. // Этнос. Ландшафт. Культура. - СПб., 1999. -С. 91—92.

100. Репина Л.П. Локальные исследования и национальная история: проблема

синтеза. // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. -М., 1989. -С. 148- 158.

101. Рикман Э.А. Место даров и жертв в календарной обрядности // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Исторический корни и развитие обычаев. - М.: Наука, 1983. - С. 173 - 185.

102. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке - Ростов-н/Д.: ДЮИ.- 1997.-384 с.

103. Римский C.B. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века. // Отечественная история. - 1995. - №2. - С. 166 - 175.

104. Римский C.B. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. -1996.-№4.-С. 32-48.

105. Розов А.И. Священник в духовной жизни русской деревни. - СПб.: Алтейя, 2003.-255 с.

106. Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. - Вологда: Легия, 2001. - 299 с.

107. Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен. Сборник статей /Гл. ред. Г. В. Судаков. -Вологда: Книжное наследие, 2002. - 423 с.

108. Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. - Вологда: Книжное наследие, 2007. - 838 с.

109. Русский Север: К проблеме локальных групп. / Ред. - состав. Т.А. Бернштам - СПб.: МАЭ РАН, 1995. - 317 с.

110. Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

111. Савваитов П.И. Дорожные заметки от Вологды до Устюга // Московитянин. - 1842. - 4.6. - №12. - С. 310-336.

112. Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера. Сборник научных статей. - Архангельск.: Поморский университет, 2006. - 479 с.

113. Святыни и святость в жизни русского народа: этнографические исследования / Отв. ред. О.В. Кириченко. ИЭА им. H.H. Миклухо-Маклая РАН. -М., 2010.-463 с.

114. Скворцов А. Бережнослободская волость Тотемского уезда. Этнографический очерк // Вологодский сборник, т.2.- Вологда, 1881. - С. 2244.

115. Случевский К.К. По Северо-Западу России. Том I. По Северу России. -СПб.: Издание А.Ф. Маркса, 1897. - 456 с.

116. Смолич И.К. История русской церкви. 1700 -1917. Ч. 2. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. - 798 с.

117. Спас на Стрелице: исследования и материалы по истории одного севернорусского православного прихода / Научн. Ред. Р.П. Биланчук. Сост. С.А. Тихомиров. - Вологда: Книжное наследие, 2003. - 160 с.

118. Спасенкова И. В. Материальное обеспечение храма в представлениях и действиях прихожан в 1920-е гг. : (повседневный опыт и экстремальные ситуации) // Собственность в представлении сельского населения России (середина XIX-XX вв.). - 2001. - С. 195 - 210.

119. Спасенкова И.В. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды): дисс. ... канд. ист. наук. 07.00.02, 07.00.07. / Спасенкова Ирина Валентиновна - Вологда, 1999. - 326 с.

120. Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России XVIII - XX вв. / Православная энциклопедия / под. общ. Ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. - М.: Церковно-научный центр Православная Энциклопедия, 2000. - С. 267 - 275.

121. Сурков Н.И. О работе приходских попечительств Усгь-Сысольского уезда в годы первой мировой войны // Социальное служение Русской Православной Церкви: исторический опыт и современное состояние: Материалы научно-практической конференции. - Сыктывкар, 1998. - С. 7277.

122. Тальберг H.Д. История русской церкви. Репринтное изд. [Электронный ресурс] - М, 2004. - 924 с. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru

123. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера (Религиозно-мифологическое пространство севернорусской культуры). - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1993. -223 с.

124. Топоров В.Н. Об одном архаичном индоевропейском элементе в древнерусской духовной культуре - *svet // Языки культуры и проблемы переводимости. - М., 1987. - С. 184 - 253.

125. Топоров В.Н. Праздник // Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1980. - Т. 2. - С. 329 -331.

126. Третьякова C.B. Основатели монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья (вторая половина XIX - первая четверть XX вв.): дисс. ... канд. ист. Наук. 07.00.02, 07.00.07. / Третьякова Свтелана Владимировна - Архангельск, 2007. - 305 с.

127. Третьякова C.B. Странноприимство в белозерском крае в XIX - начале XX века (гносеологический аспект) // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия. - Вологда, 2007. - С. 221 - 227.

128. Тульцева JI.A. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина // Православная жизнь русских крестьян XIX -XX веков: Итоги этнографических исследований. -М, 2001. - С. 124 - 167.

129. Тульцева JI.A. Антропокосмические воззрения русских крестьян: день Спиридона-поворота // Этнографическое обозрение. - М. - 1997. - №5. - С. 89- 100.

130. Тульцева JI.A. Престольный праздник в картине мира (мироколице) православного крестьянина / Православная жизнь русских крестьян XIX -XX вв.: Итоги этнографических исследований. - М, 2001. - С. 124 - 167.

131. Тульцева JI.A. Социально-нравственные аспекты земледельческой

обрядности // Русские народные традиции и современность, - М., 1995. - С. 283-298.

132. Тульцева JI.A. Тайная милостыня // Родина. - 1994. - №9. - С.22 - 24.

133. Тульцева JI.A. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. - М.: Знание, 1990. - 64 с.

134. Тульцева JT.A. Храмоименование как источник для изучения духовной оседлости человека // Духовное возрождение России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск, 1993. - С. 69-81.

135. Угрюмов A.A. Кокшеньга: Историко-этнографические очерки. - Издание 2-е, доп. - Вологда: Полиграфист, 2003. - 192 с.

136. Успенский. Б.А. Избр. труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Гнозис, 1994. - 432 с.

137. Фасхутдинова Е.С. Высокопреосвященный Палладий (Раев) и его деятельность по управлению Вологодской епархии (1869-1873 гг.) // Памяти протопресвитера Александра Желобовского: Научно-краеведческий сборник / Сост. А.Е. Новиков, М.Г. Мальцев. -Череповец, 2013. - С. 53 - 65.

138. Флоренский П.А. Философия культа (Опыт православной антроподицеи) - М.: РОССПЭН, 2010. - 568 с.

139. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Восточная литература, 1998. - 800 с.

140. Фриз Г. Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи / Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: Современная русистика. Источники, исследования, историография. - СПб. — №11.-2007.-С. 369-398.

141. Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. - М.: Правосл. паломник, 1998.-317 с.

142. Цеханская К.В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. - М.: ИЭА РАН, 2004,-256 с.

(т)

143. Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. [Электронный ресурс]

- М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. Церкви, 1994. - 440 с. Режим доступа: http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/22c/cipin/eccllaw/180.html

144. Черкасова М.С. Документы XVII - XVIII вв. из архивов соборных храмов в Вельске и Верховажье // Вестник церковной истории. - М.: Церков- науч. центр «Православная энциклопедия», - 2008. - С. 61 - 129.

145. Шавельский Г.И. Русская церковь пред революцией. - М.: Артос-Медиа, 2005.-510 с.

146. Шустиков A.A. По деревням Олонецкого края (поездка в Каргопольский уезд). - Вологда: Издание ВОЙСК. Тип. П.А. Цветова, 1915.-31 с.

147. Шустиков A.A. Тавреньга Вельского уезда. Этнографический очерк. // Живая старина. - 1895. - Вып. 2. - С. 171 - 198.

148. Шустиков A.A. Троичина Кадниковского уезда. Этнографический очерк // Вологодские Губернские Ведомости. - 1883. - № 11 - 13.

149. Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: К проблеме локальных групп. - СПб, 1995. -С. 110-176.

150. Щепанская Т.Б. Молитва у ели: к исследованию религиозных традиций вепсского населения Ленинградской области // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. / Отв.ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. - СПб: МАЭ РАН, 2008. - С. 217 - 223.

151. Юшков С. В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV-XVII вв. // Летопись занятий археографической комиссии. - СПб, 1913.

- Вып. XXVI.- С. 1 - 134.

152. Shvezov V. Chaples and Ecclesial World of prerevolutionary russian peasants // Slavic Rewiew. - №3. (Fall 1996). - P. 585 - 613.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.