Хоровое творчество Романа Леденева: 1990-е - 2000-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Хроменко, Татьяна Евгеньевна

  • Хроменко, Татьяна Евгеньевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 193
Хроменко, Татьяна Евгеньевна. Хоровое творчество Романа Леденева: 1990-е - 2000-е годы: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хроменко, Татьяна Евгеньевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБ ЭВОЛЮЦИИ ХОРОВОГО СТИЛЯ. ПЕРВЫЕ ОПУСЫ

1.1. Особенности творческой эволюции

1.2. Кантатно-ораториальные жанры

1.3. Макроцикл «Времена года»

ГЛАВА II. СВЕТСКИЕ ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ (1990-е - 2000-е

ГОДЫ)

2.1. Первые светские хоровые циклы со словом (1990-е годы)

2.2. Основные черты хорового стиля

2.2.1. Слово и музыка

2.2.2. Музыкальные форма и жанр

2.2.3. Гармонический язык

2.2.4. Хоровая фактура и тембро-фонические особенности

2.2.5. Драматургия хоровых циклов

ГЛАВА III. ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ (1990-е -

2000-е ГОДЫ

3.1. Первые духовно-хоровые циклы (1990-е годы). «Шесть фрагментов "Всенощного бдения"»

3.2. Духовно-музыкальные сочинения 2000-х

3.2.1. «Древнерусские напевы»

3.2.2. «Из молитв Святого Иоанна Златоуста»

3.2.3. «Пять духовных сочинений»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Список хоровых сочинений Леденева 1990-х -

2000-х

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рисунки

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Хоровое творчество Романа Леденева: 1990-е - 2000-е годы»

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной музыке последней четверти XX - начала XXI веков значительно место занимает фигура Романа Леденева (род. 1930) -композитора, педагога, автора музыкально-теоретических работ1. Результатом его композиторского творчества стали почти 100 опусов различных жанров: кантатно-ораториальные, камерно-вокальные и камерно-инструментальные сочинения, циклы пьес и концерты для различных инструментов, балет, симфония, хоровые циклы, музыка к теле- и радиопостановкам, драматическим спектаклям и кинофильмам.

Среди обширного списка сочинений композитора, большинство из которых - циклы, особое место занимает хоровая музыка. Наряду с камерно-инструментальным творчеством она представляет наиболее многочисленную жанровую группу, и является достойным вкладом в сокровищницу русской хоровой культуры.

Творчеству Леденева посвящены многие музыковедческие исследования (среди авторов - Н. Денисов, О. Левко, С. Савенко, Е. Скурко, В. Холопова и др.). Однако специальных трудов, в которых хоровая музыка композитора получила бы целостное освещение и стала предметом специального анализа, до настоящего времени не создано, что составляет проблемную ситуацию. В связи с этим главной проблемой диссертации стало изучение хорового творчества в аспекте присущих ему индивидуально-авторских особенностей, проявляющих себя как на уровне «плана содержания» (тематика, поэтические источники, жанры), так и на уровне «плана выражения» (композиционно-драматургические решения, музыкально-языковая стилистика).

Актуальность диссертации находится в русле научных исследований современной хоровой музыки. Своеобразие этого художественного феномена определяется многими особенностями, в значительной степени порожденными самим «стилем времени». Одним из его знаков стало, по определению Н. Гуляницкой, новое течение, «в задачи которого входит возрождение и развитие музыкальных идей, искони присущих национальному сознанию» [Гуляницкая, 2002, с. 205]. Хоровое творчество Леденева в полной мере отвечает этим задачам. Подобно многим композиторам-современникам, он отдал дань и светской, и сакральной тематике. Ему, как и многим, пришлось искать свой собственный путь, обращаясь к тем истокам, которые в первую очередь отвечали его творческим запросам.

Хоровая музыка Леденева - воплощение многообразных творческих замыслов композитора. В различные периоды в ней не раз обнаруживалась смена интересов, выраженная в выборе жанров и форм сочинений, поэтических источников, музыкальном языке сочинений. Особенно ярко эти тенденции обнаружились в творчестве 1990-2000-х годов. Целью диссертации для нас стало расширение и углубление представления о творчестве одного из крупнейших современных отечественных композиторов путем изучения его хоровой музыки. Для достижения поставленной цели исследования выделяются следующие задачи:

1. проследить эволюцию творчества Леденева, чтобы понять, каким образом творческие искания разных периодов воплотились в хоровых сочинениях композитора;

2. исследовать систему художественных средств, характеризующую светские хоровые циклы;

3. изучить особенности воплощения художественного замысла в системе музыкальных средств каждого духовно-хорового сочинения.

Объектом исследования стало хоровое творчество Р. Леденева 1990-х - 2000-х годов. Предметом исследования - стилевое своеобразие светских и духовных хоровых сочинений композитора.

Материал исследования составляют все хоровые сочинения композитора, созданные в период рубежа XX - XXI веков. Они образуют две главные сферы творчества: светскую и духовную музыку.

Светские циклы: «Ноктюрны» (1996); «Венок Свиридову» (1998); «Из "Часослова"» (2000); Два хора памяти H.H. Сидельникова (2000-2001); «Русские картины» (1975-2003); «Гимны России» (2002-2003); «Три миниатюры» (2002); «Два осенних наброска» (2003); «Поэзия Семена Росина» (2001-2003); «Непропетая песня» (2005); «В сумерках» (2005); «Парижская нота» (2005); «Из русской поэзии» (2006); «Шесть стихотворений русских поэтов» (2006); «О любви» (2007).

Циклы духовных сочинений: «Четыре духовных песнопения на тексты из Всенощной и Литургии» (1991); «Шесть фрагментов "Всенощного бдения"» (1994); «Пять духовных сочинений» (2005); «Древнерусские напевы» (2007); «Из молитв святого Иоанна Златоуста» (2007); «Две молитвы и псалом» (2010)2.

На защиту выносятся следующие положения'.

• Хоровая музыка - определяющая область в творчестве композитора рассматриваемого периода.

• Периодизация хорового творчества обусловлена стилевыми изменениями, происходящими на уровне тематики, выбора жанров, системы художественных средств и приемов.

• Две сферы хорового творчества Леденева - светская и духовная -тесно взаимосвязаны; при этом наиболее существенные черты хорового стиля проявились прежде всего в области светской музыки.

• Духовная музыка Леденева, вобравшая многие традиции русской композиторской школы в области хорового письма, претерпела значительную эволюцию, происходящую по линии усиления авторского начала.

Степень изученности проблемы. Творчество Леденева не раз становилось объектом научного изучения. В числе авторов - В. Келле, О. Левко, С. Савенко, В. Холопова, А. Шнитке. Значительным событием стала публикация коллективной монографии, выпущенной к 75-летию композитора [Леденев, 2007]3.

Отсутствие изданий хоровой музыки автора вплоть до середины 2000-х годов, вероятно, стало одной из причин редкого научного внимания к этой жанровой области. Среди работ о хоровой музыке преобладают статьи, посвященные отдельным сочинениям. Наибольшее значение для нашей диссертации имеют публикации таких исследователей, как Н. Кошкарева, Е. Николаева, Е. Скурко, А. Тевосян. Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, статья Н. Денисова, посвященная циклу «Шесть фрагментов "Всенощного бдения"» (1994).

Большое значение для нас имеет также «слово композитора» - статьи, интервью, комментарии к сочинениям, дневники [Леденев, 2010]. Ряд бесед был проведен автором диссертации лично. Размышления Леденева о музыке в целом, о своей деятельности, о музыкальной жизни страны, являются ценным источником в познании его личности и творчества и стали важной составляющей исследуемого материала.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые предпринято целостное изучение хорового творчества Леденева. В научный обиход вводится обширное количество ранее не изученных хоровых сочинений автора, а также определяются основные черты его хорового стиля.

Методология исследования основана на сочетании музыковедческих подходов и методов смежных наук. Первостепенное значение для нашей работы имеет стилевой подход, выработанный в трудах Д. Лихачева, А. Лосева, в музыковедении - Н. Гуляницкой, Е. Назайкинского, С. Савенко. Специфика различных жанров и жанровых направлений хоровой музыки обозначенного периода изучалась в опоре на исследования, посвященные как общим тенденциям (Г. Григорьева, Н. Гуляницкая, Л. Никитина, Ю. Паисов, Т. Рожкова, В. Ценова), так и авторским подходам, характерным для творчества отдельных композиторов (Ю. Паисов, А. Тевосян).

Проблема соотношения слова и музыки исследуется с учетом подходов, разработанных в трудах В. Васиной-Гроссман, Е. Ручьевской, И. Степановой и ряда других музыковедов. Ценными оказались также выводы, высказанные С. Савенко в монографии об И. Стравинском (раздел «Слово»). Наряду с этим учитываются данные новейших диссертационных исследований, обращенных к разработке этой проблемы: А. Марцинкевич, С. Потапова, Л. Равикович, А. Рыжинского.

Существенное значение имели для нас также труды, посвященные наиболее важным аспектам хоровой композиции. Это: исследования о хоровой фактуре (среди авторов-П. Левандо, В. Семенюк, Н. Васильева, Ю. Фролова), работы, посвященные проблемам гармонии (в трудах таких исследователей, как Н. Гуляницкая, Л. Дьячкова), а также ритма (В. Холопова, М. Харлап).

Практическая значимость. Материалы исследования могут найти применение в курсах учебных дисциплин «Хоровая литература», «История современной отечественной музыки», а также для дальнейших научных исследований, связанных с осмыслением проблем хоровой музыки в

творчестве современных композиторов.

»

Апробация результатов работы. По материалам диссертации были сделаны доклады на межвузовских научных конференциях «Из наследия композиторов XX века» (Москва, Союз московских композиторов, май 2010); «Исследования молодых музыковедов» (Москва: РАМ им. Гнесиных, апрель 2011), (Москва: РАМ им. Гнесиных апрель 2012). По материалам диссертации опубликовано 4 статьи, одна из которых - в издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и приложений, в которых содержатся нотные примеры и полный каталог хоровых сочинений, созданных в период 1990-х - 2000-х.

Во Введении дается обоснование избранной темы, главной проблемы и субпроблем исследования, определяются методология и научная новизна, а также возможности практического применения. Первая глава носит вводный характер. В ней предпринимается внутренняя периодизация всего творчества Леденева, обусловленная эволюцией музыкального стиля, и обзорно рассматриваются сочинения с участием хора до 1990-х. II и III главы освещают период с 1990-х до настоящего времени. В них раскрываются жанровые и стилевые особенности светских и духовных хоровых циклов. В заключении подводятся итоги исследования, а также обозначаются его научные перспективы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Хроменко, Татьяна Евгеньевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Хоровая музыка - одна из самых значительных областей в творчестве Романа Леденева. Наблюдения за характером творческой эволюции композитора позволяют установить периодизацию, критерием которой стали стилевые изменения, характерные для каждого периода. 1980-е, 1990-е, 2000-е: каждый этап привнес в трактовку хоровых сочинений свои особые образы, темы, художественные приемы. Так, итогом 1980-х годов стал макроцикл «Времена года», в котором Леденев использует краски хора а cappella и с сопровождением. За 12 лет написания цикла в музыкальном языке последовательно воплотились две противоположные тенденции: отношение к хору как к оркестру (и, как результат, инструментальный характер голосоведения) и трактовка хора в соответствии с его вокальной природой, что находится в русле воплощения отечественных хоровых традиций. В создании формы цикла проявилась важная особенность, характерная и для ряда следующих сочинений - деление цикла на тетради.

В четырех хоровых циклах, созданных в 1990-е годы, определились новые жанрово-тематические предпочтения композитора, ставшие преобладающими и в 2000-е годы. Именно в этот период композитор впервые обращается к православным текстам и авторской поэзии; хоровые циклы приобретают традиционные для этого жанра масштабы и предназначаются для исполнения только хором а cappella. Отметим, что тенденция к разукрупнению формы, характеризующая данный период, отличает только хоровое творчество: совсем иное наблюдается в музыке инструментальной, где происходит движение от циклов инструментальных миниатюр к масштабному симфоническому циклу.

Характеризуя стиль хоровых сочинений в плане содержания, подчеркнем приверженность композитора одной генеральной теме, верность которой он сохраняет на протяжении всего творческого пути. Это тема родины, России, наиболее ярко, многогранно и последовательно воплощенная именно в хоровой музыке. Колоссальный духовный потенциал, который заключен в русской истории и культуре, становится потенциалом его собственного творчества, раскрываясь различными гранями то в православных песнопениях, то в задушевных интонациях русского мелоса. Отсюда, на наш взгляд, проистекают такие качества хорового стиля, которые обнаруживают себя и в плане выражения: преимущественно тональное развитие сочетается с песенностыо, куплетностыо, стремлением к ясности форм. Этому не противоречат и неоимпрессионистические черты музыкального языка, отмеченного печатью изысканной колористики и тонкой простоты: яркость и выразительность гармонии, тембро-фонических и фактурных решений.

С наибольшей очевидностью стилевая индивидуальность композитора проявилась в светских хоровых циклах. Вероятно, эта область хорового творчества привлекает композитора возможностью большей художественной свободы. Значительное преобладание светских хоровых циклов, частота обращения к авторской поэзии с ее образным богатством, повлияли на формирование хорового стиля композитора, тяготеющего к использованию достаточно широкого спектра выразительных средств.

В течение последних двух десятилетий - периода создания духовно-хоровых сочинений Леденева - можно наблюдать заметную стилевую эволюцию. Менялся принцип отбора текстов, их объединения в циклы, менялись и особенности трактовки словесного первоисточника. Постепенно вырабатывался особый авторский метод в подходе к этой области творчества.

В 1990-е годы духовно-хоровая музыка Леденева представлена циклами, основанными на песнопениях двух главных православных служб. Однако композитор не всегда сохраняет сложившиеся жанровые формы, внося собственное переосмысление. Присутствие очевидно выраженного авторского начала характеризует и другие свойства сочинений данного круга, в частности, красочный гармонический язык и использование пения с закрытым ртом. При этом исполнительский состав (хор а cappella), обиходные гармонические обороты, антифонность трактуются в русле православной певческой традиции.

Циклы 2000-х годов обнаруживают наибольшее влияние авторского начала. Это выражается, прежде всего, в выборе словесных первоисточников: композитора привлекают читающиеся молитвы, составляющие большую часть используемых текстов, а также духовный стих («Распев»). Расширяется жанровая панорама сочинений: появляются обработки подлинных напевов («Древнерусские напевы») и циклы, включающие сочинения с инструментальным ансамблем («Пять духовных сочинений», «Две молитвы и псалом»). Несколько меняется и исполнительский состав: ряд партитур написан для больших хоров (смешанных и мужских) с привлечением басов-октавистов, солистов или второго состава хора.

Отметим и авторский выбор музыкально-выразительных средств. Яркие музыкальные образы создаются с помощью широкого спектра фактурно-тембровых, мелодико-гармонических и динамических приемов. Введение в цикл «Из молитв святого Иоанна Златоуста» номера-вокализа и создание таких хоров, как «Аллилуйя» и «Господь наш, услышь» («Пять духовных песнопений») свидетельствуют о первостепенной роли именно музыкального, а не словесного начала.

Таким образом, можно говорить о том, что и светская, и духовная музыка - две взаимосвязанные области в творчестве композитора, две ипостаси внутренне цельного авторского стиля. Именно с хоровой музыкой у Леденева, как и у многих других отечественных композиторов, связано особое отношение к возрождению национальных традиций. Их дальнейшее изучение, направленное на многоликую панораму стилей, концепций, творческих подходов, позволит глубже понять суть художественных исканий в музыке наших современников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хроменко, Татьяна Евгеньевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Алексеев, М. «Зимние пейзажи» - цикл для сопрано, хора и ударных в исполнении Московского камерного хора / М. Алексеев // Советская культура. - 1984. - 24 апреля.

2. Анисимов, А. Хоровое творчество русских советских композиторов / А. Анисимов // Хоровое искусство. Л. : Музыка, 1967. - Вып. 1.-С. 5-28.

3. Асафьев, Б. Речевая интонация / Б. Асафьев. - М., 1963. - 157 с.

4. Асафьев, Б. О хоровом искусстве : сборник статей / Б. Асафьев. -Л.: Музыка, 1980.-216 с.

5. Баевский, В. История русской поэзии: 1730-1980. Компендиум / В. Баевский. - М. : Новая школа, 1996. - 320 с.

6. Батюк, И. К проблеме исполнения Новой хоровой музыки XX века : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Инна Валерьевна Батюк.-М., 1999. — 26 с.

7. Бевз С. Хор в творчестве А. Шнитке : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / София Викторовна Бевз. - М., 2001. - 241 с.

8. Белоненко, А. Образы и черты стиля современной русской музыки 60-х - 70-х годов для хора а cappella / А. Белоненко // Вопросы теории и эстетики музыки : сборник статей. - Л. : Музыка, 1977. - Вып. 15. - С. 139152.

9. Белоненко, А. О современном состоянии изучения русской хоровой культуры / А. Белоненко // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки : сборник науч. трудов. - Л. : ЛТК - ЛГИТМиК, 1984. - С. 96-108.

10. Бершадская, Т. Гармония как элемент музыкальной системы / Т. Бершадская. - СПб. : СПбгк, 1997. - 191 с.

11. Бобровский, В. Функциональные основы музыкальной формы : исследование : исследование / В. Бобровский. - 2-е изд., доп. - М. : «Либроком», 2012.-338 с.

12. В Россию ветром строчки занесет...: Поэты «парижской ноты» / Сост., предисл., примеч. В. Крейда - М. : Молодая гвардия, 2003. - 375[9] с.

13. Васильева, Н. Хоровое творчество Альфреда Шнитке: проблемы фактуры : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Надежда Эммануиловна Васильевна. - СПб., 2000. - 24 с.

14. Васина-Гроссман, В. Вокальные формы / В. Васина-Гроссман. - 2-е изд. - М. : Госмузиздат, 1963. - 38 с.

15. Васина-Гроссман, В. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. Ч. 1. Ритмика / В. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1972. - 151 с.

16. Васина-Гроссман, В. Музыка и поэтическое слово. В 3-х ч. Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция / В. Васина-Гроссман. - М. : Музыка, 1978. -368 с.

17. Владимир Рубин: «Он не стоит на месте». Интервью 17 января 2010 года. Рукопись.

18. Григорьева, Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века: 50-80-е годы / Г. Григорьева. - М. : Советский композитор, 1989. - 206 с.

19. Григорьева, Г. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов / Г. Григорьева. - М. : Музыка, 1991. - 80 с.

20. Григорьева, Г. Музыкальные формы XX века. Курс «Анализ музыкальных произведений» : учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030700 «Муз. образование» / Г.В. Григорьева. - М. : Гуманитар, изд. центр. ВЛАДОС, 2004. - 175 с.

21. Гуляницкая, Н. Введение в современную гармонию : учебн. пособие. - М. : Музыка, 1984. - 256 с.

22. Гуляницкая, Н. Поэтика музыкальной композиции: теоретические аспекты русской духовной музыки XX века / Н. Гуляницкая. - М. : Языки славянской культуры, 2002. - 432 с.

23. Гуляницкая, Н. Русская музыка: становление тональной системы XI - XX вв. : исследование / Н. Гуляницкая. - М. : Прогресс-Традиция, 2005. -384 с.

24. Гуляницкая, Н. Методы науки о музыке / Н. Гуляницкая. - М. : Музыка, 2009. - 254 с.

25. Демественный распев XVI - XVIII вв. Традиции русского церковного пения / Перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. - М. : Композитор, 1999.-Вып. 1.- 115 с.

26. Дмитревская, К. Русская советская хоровая музыка : очерки / К. Дмитревская. - М. : Советский композитор, 1974. - Вып. 1. - 128 с.

27. Денисова, Е. Неоромантические аспекты в отечественном инструментальном концерте последней трети XX века : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Елена Николаевна Денисова. - М., 2001. - 24 с.

28. Дьячкова, Л. Гармония в музыке XX века : учебное пособие / Л. Дьячкова. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2003. - 296 с.

29. Евдокимова, Ю. Учебник полифонии / Ю. Евдокимова. - М. : Музыка, 2000. - Вып. 1 - 156 с.

30. Живов, В. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика : учебное пособие для вузов / В. Живов. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

31. Земцовский, И. О народном у Свиридова / И. Земцовский // Георгий Свиридов : сборник статей. - М. : «Музыка», 1971. - С. 384-399.

32. Иванова, Л. Типология фольклоризма в русской музыке XX века: автореф. дис. ...д-ра. иск. : 17.00.02 / Лариса Павловна Иванова. - СПб., 2005. -35 с.

33. Ильин, И. Основы христианской культуры / И. Ильин // Одинокий художник : статьи, речи, лекции. - М. : Искусство, 1993. - С. 292-334.

34. Ильин, В. Очерки истории русской хоровой культуры первой половины XX века. Часть 2. / В. Ильин. - СПб. : Композитор, 2003. - 120 с.

35. История отечественной музыки второй половины XX века : учебник / Отв. ред. Т.Н. Левая. - СПб. : Композитор, 2005. - 556 с.

36. История современной отечественной музыки : учебное пособие / Ред.-сост. Е.Долинская. -М. : Музыка, 2001. -Вып. 3. - 656 с.

37. Казачков, С. О вокально-хоровой фразировке: беседы в форме рондо / С.А. Казачков. - Казань : Издательство Казан, консерватории, 2001. -48 с.

38. Катунян, М. «Наполнить музыку лирическим содержанием» / М. Катунян // Музыкальная академия. - 2006. - №1. - С. 16-17.

39. Келле, В. «Смысла живая основа...» / В. Келле // Советская музыка.- 1984.-№9.-С. 13-17.

40. Коловский, О. О песенной основе хоровых форм в русской музыке / О. Коловский // Хоровое искусство. - Л. : Музыка, 1977. - Вып. 3. - С. 4667.

41. Коробова, А. Теория жанров в музыкальной науке: история и современность / А. Коробова. - М. : Московская гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2007. - 173 с.

42. Кошкарева, Н. Хоровая композиция в современной отечественной музыке : дис. ...канд. иск. : 17.00.02 / Наталья Владимировна Кошкарева. -М., 2007.-204 с.

43. Краснощеков, В. Вопросы хороведения / В. Краснощеков. - М. : Музыка, 1969.-300с.

44. Кузнецов, Ю. Практическое хороведение : учебный курс хороведения / Ю.М. Кузнецов. - М., 2009. - 158 с.

45. Лаврентьева, И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений / И. Лаврентьева. - М. : Музыка, 1978. - 79 с.

46. Левандо, П. Хор классического состава в русской музыке / П. Левандо // Хоровое искусство. - Л.: Музыка, 1977. - Вып. 3. - С. 85-98.

47. Левандо, П. Хоровая фактура : монография / П. Левандо. - Л. : Музыка, 1984.- 124 с.

48. Левко, О. Камерно-инструментальное творчество Р.С. Леденева / О. Левко // Проблемы музыкальной науки : сборник статей. - М. : Советский композитор, 1989. - Вып. 7. - С. 103-119.

49. Леденев, Р. Помогать обновлению общества. Беседу вел В. Лихт // Советская музыка. - 1989. - № 9. - С. 4-11.

50. Леденев Роман Семенович / Музыкальный энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1990.

51. Леденев, Р. Искусство не может не касаться больших тем / Р. Леденев // Музыкальная академия. - 1997. - № 2. - С. 19-23.

52. Леденев, Р. Мне всегда хотелось идти от эмоций / Р. Леденев // Музыкальная академия. - 2006. - №1. - С. 18-25.

53. Леденев, Р. Со своей колокольни. Черные тетради / Р. Леденев. -М.: Издательство «Композитор», 2010. - 264 с.

54. Лихачев, Д. Поэтика древнерусской литературы / Д. Лихачев. - М. : Наука, 1979.-376 с.

55. Лихачев, Д. Развитие русской литературы X-XVII веков / Д. Лихачев. - 3-е изд. СПб. : Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1998. - 204 с.

56. Лобанова, М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность / М. Лобанова. - М. : Советский композитор, 1990. - 312 с.

57. Лосев, А. Проблема художественного стиля / А. Лосев. - К.: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994. - 286 с.

58. Малацай, Л. Творческое наследие А.А. Никольского в контексте русской хоровой культуры первой половины XX века : автореф. дис. ... д-ра иск. : 17.00.02 / Людмила Викторовна Малацай. - М., 2011. - 46 с.

59. Марцинкевич, А. Хоровое творчество Ефрема Подгайца. Особенности музыкальной драматургии и эволюции авторского стиля : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Анна Алексеевна Марцинкевич. - М., 2011.-28 с.

60. Масловская, Т. О национальной сущности произведений Г. Свиридова (на примере кантатно-ораториальных сочинений) : дис. ...канд. иск. : 17.00.02 / Татьяна Юрьевна Масловская. -М., 1984. - 134 с.

61. Монастырские напевы XVI - XVII. Традиции русского церковного пения / Перевод крюкового письма Г. Пожидаевой. - М. : Композитор, 2001. -Вып. II.-148 с.

62. Мятиева, О. Особенности гармонии в русской музыке : уч.- метод, пос. / О. Митяева. - М. : МГУКИ, 1999. - 42 с.

63. Назайкинский, Е. Стиль и жанр в музыке : учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Е. Назайкинский. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-248 с.

64. Налетова, И. К проблеме анализа сложных масштабных жанров как целого. Выявление единицы исследования / И. Налетова // Проблемы музыкального жанра : сборник трудов. - М. : ГМПИ им. Гнесиных, 1981. -Вып. 54.-С. 21-37.

65. Никитина, Л. Советская музыка. История и современность / Л. Никитина. -М. : Музыка, 1991.-278 с.

66. Николаева, Е. «Времена года»: хоровой роман / Е. Николаева // Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования : монографический сборник. Очерки творчества. - М. : Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2007. - С. 161-171.

67. Осетров, А. Хоровое творчество Р. Леденева : дипломная работа / А. Осетров. - М. : МГК им. П.И. Чайковского, 1997. - 58 с.

68. Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка (1945-1980): очерки теории и истории / Ю. Паисов. - М. : Советский композитор, 1991. -280 с.

69. Паисов, Ю. Хор в творчестве Родиона Щедрина : исследование / Ю. Паисов. - М.: Композитор, 1992. - 234 с.

70. Паисов, Ю. «Мы должны следовать тому, что в нас заложено» / Ю. Паисов // Музыкальная академия. - 2004. - №4.

71. Паисов, Ю. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Ю. Паисов. -М. : Дека-ВС, 2007. - 348 с.

72. Петров, А. Претворение русского фольклора в современной хоровой музыке (1980-2005): основные тенденции, новые композиторские подходы : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Алексей Кириллович Петров. - М., 2008.-239 с.

73. Попова, Е. Духовная музыка отечественных композиторов: поэтика «жанровых форм» (конец XX - начало XXI вв.) : автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02 / Елена Викторовна Попова. - М., 2011. - 26 с.

74. Потапов, С. Хор в творчестве Эдиссона Денисова : автореф. дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Сергей Иванович Потапов. - М., 2011. - 30 с.

75. Раабен, JI. Новое в советской музыке 70-х годов / JI. Раабен // Современные проблемы советской музыки. - JI. : Советский композитор, 1983.-С. 5-37.

76. Раабен, JI. О духовном ренессансе в русской музыке 1960-х - 80-х годов / Л. Раабен. - СПб., 1998. - 351 с.

77. Равикович, Л. Хоры а cappella Сергей Слонимского : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Лилия Леонидовна Равикович. - Красноярск, 2009. -24 с.

78. Рожкова, Т. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции (период после 1988 года) : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Татьяна Николаевна Рожкова. - М., 1998. - 25 с.

79. Роман Леденев: «Музыка меня сама вела». 26 октября 2009 г. Рукопись.

80. Роман Леденев: «После авангарда этот язык казался настоящим». 10 сентября 2010. Рукопись.

81. Роман Леденев: «Что касается традиций - московская школа». 21 марта 2011 года. Рукопись.

82. Роман Леденев: Статьи. Материалы. Исследования: монографический сборник. Очерки творчества / Ред.-сост. М.И. Катунян. Науч. труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского. - М. : Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2007 - 292 с. : нот., ил..

83. Романовский, Н. Хоровой словарь / Н. Романовский. - 6-е изд., доп. и испр. - М. : Музыка, 2005. - 230 с.

84. Ручьевская, Е. Слово и музыка / Е. Ручьевская. - Л., 1960. - 57 с.

85. Ручьевская, Е. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века / Е. Ручьевская // Русская музыка на рубеже XX века. - М., 1966. - С. 65-110.

86. Ручьевская, Е. Мелодия сквозь призму жанров / Е. Ручьевская // Критика и музыкознание : сборник статей. - Л. : Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 35-53.

87. Ручьевская, Е. Кузьмина, Н. Цикл как жанр и форма / Е. Ручьевская, Н. Кузьмина // Форма и стиль : сборник научных трудов. Часть 2. - Л. : Издание ЛОЛГК, 1990.-С. 129-174.

88. Рязанцева, Л. О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70-80-х годов XX века : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Лариса Дмитриевна Рязанцева. - М., 1994. - 17 с.

89. Савенко, С. О творчестве Романа Леденева 60 - 70-х годов / С. Савенко // Музыка и современность. - М., 1976. - Вып. 10. С. 33-51.

90. Савенко, С. Естественность творческой эволюции (О двух концертах Р. Леденева) / С. Савенко // Музыка России : сборник статей. - М. : Сов. композитор, 1984.-Вып. 5.-С. 181-195.

91. Савенко, С. Мир Стравинского / С. Савенко. - М. : Издательский дом «Композитор», 2001. - 328 с.

92. Савенко, С. «Главное - не терять естественности». Беседа с комментариями / С. Савенко // Леденев Р. : Статьи. Материалы. Исследования : монографический сборник. Очерки творчества - М. : Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2007. - С. 40-50.

93. Свиридов, Г. Музыка как судьба / Г. Свиридов; сост., авт. предисл. и коммент. А. Белоненко. - М. : Молодая гвардия, 2002. - 800 с.

94. Семенюк, В. Заметки о хоровой фактуре / В. Семенюк. - М. : МГИМ им. Шнитке, 2000. - 176 с.

95. Семенюк, В. Хоровая фактура. Проблемы исполнительства / В. Семенюк. - М. : Композитор, 2008. - 328 с.

96. Скребков, С. Анализ музыкальных произведений / С. Скребков. -М. : Музгиз, 1958.-293 с.

97. Скребков, С. Художественные принципы музыкальных стилей / С. Скребков. - М.: Музыка, 1973. - 446 с.

98. Скребкова-Филатова, М. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке / М. Скребкова-Филатова // Проблемы музыкального жанра: сборник трудов / Отв. редактор Т. Лейе. - М. : ГМНИ им. Гнесиных, 1981. -Вып. 54.-С. 38-53.

99. Скребкова-Филатова, М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции / М. Скребкова-Филатова. - М. : Музыка, 1985.-285 с.

100. Скурко, Е. Творчество Романа Леденева / Е. Скурко // Композиторы Российской Федерации. - М. : Композитор, 1994. - Вып. 5. - С. 321-366.

101. Соколов, А. Введение в музыкальную композицию XX века : учеб. пособие по курсу «Анализ музык. произведений» для студентов вузов / А. Соколов. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 231 с.

102. Старовойтова, 3. Хоровой цикл Р. Леденева «Парижская нота» : дипломная работа / 3. Старовойтова. - М. : РАМ им. Гнесиных, 2010. - 64 с.

103. Степанова, И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей / И. Степанова. -М. : Московская консерватория, 1999. - 288 с.

104. Тарасова, О. Хоровое творчество Юрия Фалика : автореф. дисс. ... канд. иск. : 17.00.02 / Ольга Владимировна Тарасова. - Нижний Новгород, 2009.-25 с.

105. Тевосян, А. Из живых родников (о хоровых премьерах) / А. Тевосян // Музыка России. - М. : Советский композитор, 1982. - Вып. 4. - С. 198-219.

106. Тевосян, А. Хоровое искусство России 70-х годов (1967-1980) / А. Тевосян. -М. : Знание, 1982. 40 с.

107. Теория современной композиции / Отв. ред. Ценова В. - М. : Государственный институт искусствознания, Московская консерватория, «Музыка», 2005. - 624 с.

108. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность : сборник статей, исследований, интервью / Ред.-сост. Ю. Паисов. - М. : Композитор, 1999. - Вып. 1.-232 с.

109. Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: сборник статей и исследований /Ред.- сост. Ю. Паисов. - М. : Композитор, 2004. - Вып. 2. - 264 с.

110. Урманова, К. Алексей Николаев - жизнь в музыке : автореф. дисс. ...канд. иск. : 17.00.02 / Камилла Надыровна Урманова. - М., 2004. - 33 с.

111. Успенский, Н. Образцы древнерусского певческого искусства / Н. Успенский. - 2-е изд., доп. - Л. : Музыка 1971. - 354 с.

112. Усова, И. Хоровая литература : учебное пособие / И. Усава. - 2-е изд., доп. - М. : Музыка, 1988. - 207 с.

113. Фролова, Ю. Мелодика в современной хоровой музыке (на примере творчества отечественных композиторов второй половины XX века) : дис. ... канд. иск. : 17.00.02 Юлия Васильевна Фролова. - Р-н-Дон, 2002. -170 с.

114. Хакимова, А. Хор а cappella (исторические, эстетические и теоретические вопросы жанра) / А. Хакимова. - Ташкент, 1992. - 157 с.

115. Холопов, Ю. Введение в музыкальную форму / Ю. Холопов. - 2-е изд., испр. - М. : Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2006. - 432 с.

116. Холопова, В. О линеарно-мелодическом мышлении композиторов XX века / В. Холопова // Критика и музыкознание: сборник статей. - Л. : Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 23-35.

117. Холопова, В. Лабиринты творчества Романа Леденева / В. Холопова // Музыка из бывшего СССР. - М., 1994. - Вып. 1. - С. 139 - 154.

118. Холопова, В. Формы музыкальных произведений: учебное пособие / В. Холопова. - 2-е изд., испр. - СПб. : Издательство «Лань», 2001. - 496 с.

119. Холопова, В. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм / В. Холопова. - СПб. : Издательство «Лань», 2002. - 368 с.

120. Холопова, В. «Тихая моя родина!». Константы стиля / В. Холопова // Леденев Р.: Статьи. Материалы. Исследования : монографический сборник. Очерки творчества. - М., 2007. (Науч. труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского). - С. 51-70.

121. Хоровая музыка композиторов Москвы. Каталог-справочник / Сост. и общая ред. Ю. Евграфова. М. : Издательский Дом «Композитор», 2005.-200 с.

122. Хоровая музыка XX века. Учебное пособие по предметам дирижерско-хорового цикла / Сост. Е. Кальченко. - М. : Лето Господне, 2007. -134 с.

123. Хороманов, А. «Есть в осени первоначальной...» / А. Хороманов // Российская музыкальная газета. - 1999. - № 11.

124. Цуканова, М. Валерий Кикта: художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра : автореф. дис. ... канд. иск. : 17.00.02 / Цуканова Марина Вениаминовна. - М., 2010. - 26 с.

125. Шнитке, А. Навстречу слушателю / А. Шнитке // Советская музыка. - 1962. -№1. - С. 16-25.

126. Леденев Роман Семенович [Электронный ресурс] / Московская консерватория имени П.И. Чайковского. - Режим доступа: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=8950.

127. Леденев, Р. Интервью с М. Якишевой [Электронный ресурс] / Церковный композитор. - Режим доступа: http ://www. churchcomposer.ru/comp_ledenyo v/interview.

ПРИЛОЖЕНИЕ А Список хоровых сочинений Леденев 1990-х - 2000-х годов

(справочное)

Ноктюрны («Эйхендорфский диптих») на сл. Й. Эйхеднорфа для смешанного хора ор. 51 (1996). №1 «Старый сад», №2 «Цветок ночи». Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин.

Тетради памяти. Тетрадь 4. «Венок Свиридову — светлой его памяти» для смешанного хора, тенора и колокола ор. 56 (1998). №1 «Молитва» («Господи, помилуй»), №2 «Хорал», №3 «Край любимый» (сл. С. Есенина), №4 «В час глухой» (сл. А. Блока), №5 «С надеждой глядя в небеса» (сл. В. Кострова). Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин.

«Из "Часослова"» на сл. Р.-М. Рильке (перевод С. Петрова) для смешанного хора ор. 61 (2000). Пять номеров без названия. Исп. № 1, 3, 5: БЗК, хор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Дир. Ю. Тихонова.

Два хора памяти H.H. Сидельпикова ор. 62 (2000-2001). №1 «Тишь» (сл. И. Аненского), №2 «Когда умирают...» (сл. В. Хлебникова). Исп. Государственный камерный хор «Синтез-капелла». Рук. А. Гавдуш.

«Русские картины» в трех тетрадях ор. 68 (1975-2003). Тетрадь 1: №1 «Перед дождем» (сл. Н. Некрасова), №2 «Роща зеленеет» (сл. Ф. Тютчева), №3 «Осень пришла» (сл. А. Плещеева), №4 «Зимний пейзаж» (сл. А. Фета). Не исполнялась. Тетрадь 2 «Бунинский триптих» на сл. И. Бунина: №1 «При свече», №2 «Псковский бор», №3 «Февраль». Исп. Тамбовский камерный хор. Рук. В. Козляков. Тетрадь 3 «Клюевский триптих» («Родное») на сл. Н. Клюева: три номера без названия. Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин.

«Гшты России» в трех тетрадях на слова русских поэтов ор. 69 (2002-2003). Тетрадь 1: «Край ты мой» (сл. А.К. Толстого), «Родное» (сл. А. Плещеева), «Музыка леса» (сл. И. Никитина). Тетрадь 2: «Рассвет» (сл. Ф. Тютчева), «Родина» (сл. Н. Клюева), «Русь» (сл. С. Есенина). Тетрадь 3: «О России петь...» (сл. И. Северянина), «Россия» (сл. В. Кострова), «Слава России» (сл. Р. Леденева). Отдельные хоры исп. Московский камерный хор. Рук. Б. Тевлин.

Три миниатюры на сл. Л. Барыкиной для женского хора ор. 71 (2002): №1 «Весенняя пора», №2 «Опять снега», №3 «Рыжий август». Исп. Женский хор Музыкального факультета Московского педагогического государственного университета. Рук. А. Соловьев.

«Два осенних наброска» на сл. неизвестного автора для смешанного хора ор. 72 (2003). №1 «Осень золотая», №2 «Осень печальная». Исп. Саратовский хоровой театр. Рук. Л. Лицова.

«Поэзия Семена Росина» для детского и смешанного хоров ор.73 (2001-2003). Тетрадь 1: два детских хора (№1 «Уголек», №2 «Сон доброй мышки»); Тетрадь 2\ три хора для смешанного состава (№1 «Луч и тень», №2 «Клавесин», №3 «Уходят деревья»). Не исполнялось.

«Непропетая песня» на сл. современных поэтов России ор. 76 (2005). №1 «Весенние сумерки» (сл. Л. Барыкиной), №2 «Русская-лирическая» (сл. А. Маслова), №3 «Русская-колхозная-шуточная» (сл. Р. Леденева), №4 «Зеленый дом» (сл. Л. Якушевой), №5 «Заговори, молчаливый снег» (сл. Н. Гениной), №6 «Непропетая песня» (сл. Иванова). Исп. хор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Рук. С. Калинин.

«В сумерках» на сл. В. Ходасевича и А. Блока для смешанного хора ор. 77 (2005). Четыре номера без названия (№1, №3 на сл. А. Блока; №2, №4 на сл. В. Ходасевича). Исп. Тамбовский камерный хор. Рук. В. Козляков.

«Парижская нота» на сл. русских поэтов-эмигрантов для смешанного хора ор. 78 (2005). №1 «Мир разгорожен надвое» (сл. Ю.

Терапиано), №2 «Вспоминая» (сл. И. Чиннова), №3 «Неужели» (сл. А. Штейгера), №4 «Холодно» (сл. Г. Адамовича), №5 «Жизнь найдет» (сл. JI. Червинской), №6 «Покров» (сл. Г. Иванова). Исп. Тамбовский камерный хор. Рук. В. Козляков.

«Из русской поэзии» на сл. русских поэтов для смешанного хора ор. 80 (2006). Тетрадь 1 «Четыре пейзажа» на сл. В. Брюсова: №1 «Камни, полдень...», №2 «В лесу», №3 «Сухие листья», №4 «Снова вечер». Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин. Тетрадь 2 «О музыке»: №1 «Зачарованный голос» (сл. А. Ахматовой), №2 «Вальсик» (сл. М. Кузмина), №3 «Аккорды» (сл. К. Бальмонта). Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин. Тетрадь 3 «Осенняя луна»: №1 «На нашей улице» (сл. Н. Зиновьева), №2 «Осенняя луна» (сл. Н. Рубцова), №3 «Старая церковь» (сл. Д. Дарина). Не исполнялось.

«Шесть стихотворений русских поэтов» для женского хора ор. 81 (2006). Тетрадь 1 №1 «Любовь земли» (сл. Н. Зиновьева), №2 «Хуторок» (сл. Н. Зиновьева), №3 «Наследник» (сл. Н. Зиновьева). Тетрадь 2 №1 «Боль-судьба» (сл. А. Критского), №2 «Тень» (М. Замшева), №3 «Выпал снег...» (сл. Н. Рубцова). Хоры «Боль-судьба», «Любовь земли», «Хуторок», «Тень» исп. Женский хор Музыкального факультета Московского педагогического государственного университета. Рук. А. Соловьев.

«Пять песен без слов» для смешанного хора и органа ор. 85 (2006). Пять номеров без названия. Два номера исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин.

«О любви» ор. 87 (2007) в трех тетрадях: Тетрадь 1 «Мое счастье» на сл. Э. По (два хора без названия). Исп. камерный хор Московской консерватории. Рук. Б. Тевлин; Тетрадь 2: «Люблю» (сл. А.К. Толстого), «Балкон осенью» (сл. А. Жемчужникова), «Свидание» (сл. А. Критского). Исп. Государственный академический хор им. Свешникова. Рук. Е. Волков.

Тетрадь 3: «Любимая» (сл. У. Блейка), «К Джеми» (сл. Р. Бернса). Не исполнялось.

«Четыре духовных песнопения на тексты из Всенощной и Литургии» для смешанного хора ор. 41 (1991): №1 «Благослови душе моя Господа», №2 «Ныне отпущаеши», №3 «Свете тихий», №4 «Тебе поем».

«Шесть фрагментов "Всенощного бдения"» для смешанного хора ор. 45 (1994): №1 «Богородице Дево», №2 «Хвалите имя Господне», №3 «От юности моея», №4 «Величит душа моя Господа», №5 «Преблагословенна еси, Богородице Дево», №6 «Взбранной Воеводе». Исп. Государственный академический Московский областной хор. Рук. А. Кожевников.

«Пять духовных сочинений» ор. 74 (2005): №1 «Приидите поклонимся», №2 «Аллилуйя», №3 «Песнопение», №4 Молитва («Господь наш, услышь»), №5 «Распев». №1 исп. хор студентов Российской Академии музыки им. Гнесиных. Рук. Д. Онегин; №2 исп. Тамбовский камерный хор. Рук. В. Козляков; №3 исп. мужской хор «Древнерусский распев». Рук. А. Гринденко и Государственный струнный квартет им. Бородина. Рук. В. Берлинский; №4 исп. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Рук. А. Пузаков. №5 исп. Хор студентов МГК. Дир. Е. Тугаринов.

«Ave Maria» для смешанного хора a cappella op. 79 (2006).

«Древнерусские напевы» для смешанного хора ор. 86 (2007): №1 Задостойник Пасхи «Светися, светися», №2 «Услышите и до последних земли», №3 «В память вечную». Не исполнялось.

«Из молитв святого Иоанна Златоуста» для большого смешанного хора ор. 84 (2007): №1 «Верую», №2 «Песнь молитвенная», №3 «Боже, ослаби...». №3 Исп. Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи. Рук. А. Пузаков.

«Две молитвы и псалом» для смешанного хора и инструментального ансамбля ор. 96 (2010): «Отче наш», «Святый Боже», Псалом 150. Не исполнялось.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.