Характерный танец в петербургской балетной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Васильева, Анастасия Леонидовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 175
Оглавление диссертации кандидат наук Васильева, Анастасия Леонидовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Предыстория характерного танца: ХУ-ХУШ века
1.1. Истоки характерного танца и «национальное»
в сценическом опыте раннего балетного спектакля
1.2. Осмысление характерного танца в трудах по теории балета
и сценической практике Ж.-Ж. Новерра
Глава 2. Русский характерный танец на балетной сцене
2.1. Русская пляска в сценическом танце: от Петровской эпохи
до патриотических дивертисментов 1812 года
2.2. Русская тема и русский танец в балете XIX века
Глава 3. Сценические репрезентации «национального» и репертуар харак-
терных танцев в классическом балете
3.1. Оссианизм в романтическом балете и трансформация характерного танца
3.2. Канонизация репертуара характерных танцев
3.3. Драматургия характерного танца в творчестве М. Фокина
3.4. «Национальное» в советском балете
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
«Проблема сохранения национальных особенностей народно-характерных танцев в творчестве российских хореографов ХХ века»2022 год, кандидат наук Пашкова Татьяна Витальевна
Хореографические традиции казаков в концертных программах и балетных спектаклях2024 год, кандидат наук Горбатов Сергей Владимирович
Общеевропейские и национальные факторы становления и развития балетного искусства Башкортостана2018 год, кандидат наук Вильданова Олия Галеевна
Проблемы корейского танцевального искусства: "новый танец" и характерный танец в процессе становления национального балета2000 год, кандидат искусствоведения Лим Чже Чжон
Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Характерный танец в петербургской балетной культуре»
Введение
Характерный танец является неотъемлемой частью классического балета. Тем не менее, определение места и роли характерного танца в балетном спектакле с точки зрения его культурной истории осложняется отсутствием закрепленного понятийного аппарата. Существуют различные точки зрения на то, как следует называть танец с элементами народного танца, включенный в художественную ткань балетного спектакля. Название дисциплины по этому виду танца в учебных заведениях России вариативно: «характерный танец» и «народно-сценический танец». Это актуальная проблема для отечественной балетной школы: при довольно подробно разработанной методике преподавания более или менее четкой системы терминов и понятий в этой области не существует.
Наличие данной проблемы, с одной стороны, объясняется слабой изученностью характерного танца, с другой — разными подходами к пониманию его сущности. Так, в петербургской школе исторически сложилась традиция называть танец с народными элементами в балетном спектакле «характерным»1. Это понятие утвердилось в трудах историков балета, рецензиях балетных критиков и отзывах современников второй половины XIX — начала XX столетия (Ю. А. Бахрушин, К. А. Скальковский, С. Н. Худеков, А. Л. Волынский, А. А. Плещеев и др.), а также в исследованиях по истории балета, предпринятых в XX веке
1 В настоящее время в петербургской балетной школе принято употребление понятия «характерный танец», хотя словари современного русского языка рекомендуют ставить ударение на второй слог: «Характерный. В сценическом искусстве: свойственный определенному народу, эпохе, общественной среде; выражающий определенный психологический тип. Характерная роль. Характерная жанровая фигура. Характерный актер, артист; характерная актриса, артистка. Характерный танец (вид стилизованного национального танца в отличие от классического и салонного)» (Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998 (в авторской редакции 2009 года). Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/. Впрочем, понятие «характерный» употребляется в петербургской балетной школе применительно к танцу «в характере персонажа», как правило, комическому, гротескному.
(М. В. Красовская , Л. Д. Блок, Ю. И. Слонимский и др.). Дисциплина, которую преподают с конца XIX века в Театральном училище (ныне — Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой), называется «характерный танец» .
В одном из первых словарей танца, справочнике «Все о балете» (1966), характерный танец — это «либо национальный танец, подвергшийся обработке согласно требованиям сцены, либо танец, несущий в себе „характеристическое начало": матросский танец, имитирующий повадки зверя, и т. п.», в основе которого — «приемы профессиональной классической танцевальной системы»4. Энциклопедия «Балет» (1981) уже не определяет характерный танец как танец «в характере персонажа», а только как народный танец в сценической обработке, «одно из выразительных средств балетного театра»5. Последующие справочные издания и энциклопедии если не цитируют, то повторяют упомянутые источники.
В 30-х годах XX века возникает понятие «народно-сценический танец». Вместо дореволюционных искаженно-„облагороженных", так называемых „характерных" танцев, всякого рода „плясок" в псевдорусском стиле» (Р. Захаров)6 на профессиональную сцену приходят танцы народов СССР, причем «после 1917 года в театрах укрепилась отечественная традиция использовать фольклор при
2
Именно Вере Михайловне Красовской (1915-1999), балерине, балетоведу, историку балета и балетному критику, «к чьему мнению прислушивались балетные театры не только в Москве, Ленинграде, но и далеко за рубежом» (Яков Липкович), мы обязаны тем, что имеем подробнейшую историю мирового балета, написанную на русском языке (список трудов В. М. Красовской см. в списке использованной литературы).
3 Первым учебным пособием по данному предмету в истории хореографического искусства стала книга А. Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова «Основы характерного танца» (1939). В дальнейшем были изданы «Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца» (1972)
Н. Стуколкиной, а в настоящее время преподавание ведется по методическим пособиям проф. Н. Тарасовой и проф. И. Генслер (оба — 2011), которые продолжают традицию употребления понятия «характерный танец».
4 Все о балете / сост. Е. Я. Суриц; под ред. Ю. И. Слонимского. М.-Л., 1966. С. 451. Статья, вероятнее всего, написана самим И. Ю. Слонимским, изучавшим этот вопрос в 1939 году, при редакции учебного пособия по характерному танцу А. Лопухова, А. Ширяева и А. Бочарова, к которому он написал вступительную статью. Еще тогда Ю. И. Слонимский говорил о проблеме терминологии, обращал внимание на терминологическую путаницу, но тогда эти вопросы повисли в воздухе.
5 Балет. Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. С. 558.
6 Цит. по: Ткаченко Т.С. Народный танец. М., 1954. С. 3.
п
создании форм характерного танца» . Стало традицией создание «национальных» балетов, которые показывали в Москве, на республиканских декадах искусств. В основу либретто были положены легенды и предания о героической борьбе народа, балеты были насыщены бытовыми сценами, этнографическим материалом, лексика танца строилась на синтезе классической хореографии и самобытных народных танцев. Несмотря на сценическую адаптацию, народный танец в этих спектаклях был основан на подлинных национальных движениях, то есть был не «в характере народа», а достоверным, вот почему для определения этого вида танцев более подходящим и точным становится понятие «народно-сценический», которое постепенно заменяет термин «характерный».
Изучение адаптированного для сцены народного танца было введено в программу обучения в хореографических училищах, где название дисциплины «характерный танец» было изменено на «народно-сценический танец»; в возникающих республиканских балетных школах аналогичная дисциплина изначально называлась «народно-сценический танец».
Параллельно процессу внедрения народных танцев на балетную сцену начиная с 1937 года, когда был организован Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, по всей стране возникают многочисленные профессиональные ансамбли песни и пляски, создаются самодеятельные студии и любительские коллективы народного танца, для которых издается большое количество методической литературы. Начиная с учебника Т. С. Ткаченко (1954) во всей последующей учебной литературе, издававшейся в Москве8, ис-
7 Беляева-Челомбитъко Г. Золотая эпоха характерного танца // Богуславская А. Народно-сценический танец. М., 2009. С. 427. Обратите внимание на заголовки статьи и книги, в которую она включена.
Учебники К. С. Зацепиной, А. А. Климова, К. Б. Рихтера, Н. М. Толстой и Е. К. Фарманянц (1976), А. А. Борзова (2008), А. Г. Богуславской (2005, 2009) и др. Та же ситуация сложилась и в других городах страны — см. пособия Н. Н. Вдовенко (Челябинск, 1999), Е. Б. Овчаренко и Н. И. Смоляниновой (Барнаул, 2004) и др. К. А. Есаулова и И. Г. Есаулов, например, сообщают, что «народно-сценический танец — это „аранжированный" фольклорный материал, преобразованный, обработанный грамотным хореографом, балетмейстером и исполнителем в образно-характерную форму. Этим он отличается от натурального (необработанного материала) и от
пользовалось наименование «народно-сценический танец». В Ленинграде — Санкт-Петербурге (и в театре, и в балетном училище) народный танец на сцене, не изменяя традиции (за исключением недолгого периода), называли «характерным». Одной из причин сложившейся ситуации стал тот факт, что выпускники хореографических училищ в Москве могли получить распределение в ансамбль народного танца (во многих училищах в дальнейшем были открыты «народные» отделения для подготовки соответствующих специалистов). В Ленинграде таких крупных ансамблей народного танца, как в Москве (ГАНТ И. Моисеева, «Березка», Хор им. Пятницкого и др.), не было. Выпускники ленинградской балетной школы были ориентированы, прежде всего, на работу в академическом театре. В силу этого в обучении танцу особое внимание уделялось характерным танцам репертуарных балетных спектаклей9.
Таким образом, «характерный танец» — понятие, относящееся к сфере классического балета, тогда как «народно-сценический танец» — общее понятие для искусства танца вообще. И народно-сценический танец, и характерный создаются балетмейстерами на основе движений народного танца (танца конкретного этноса), подвергшихся хореографической обработке, «осценичиванию»10.
Балетмейстер народно-сценического танца старается максимально приблизить лексику танца к аутентичному фольклорному танцу, на сцене воспроизводится то, что происходит в жизни народа: танцы на свадьбе, на празднике сбора
„выхолощенного" до неузнаваемости, до абстракции, до „пуантовой театральщины" балетного танца». — Есаулова К., Есаулов И. Народно-сценический танец. Ижевск, 2004. С. 11. Под «натуральным» танцем авторы подразумевают танец народный, а под «балетным» — характерный. Далее предлагается даже такой термин, как «народно-сценический характерный танец».
9 Показательно, что в справочных изданиях статья «народно-сценический танец» отсутствует, а статья «народно-характерный танец» отсылает к статье «характерный танец».
10 Танцевальная лексика усложняется за счет техники: движения выполняются с вытянутым подъемом и коленом, если танцовщики прыгают, то прыгают высоко, показывая максимальную растяжку, чего не встречается в подлинно народном танце. Исполнительской манере придается большая экспрессия, расширяется арсенал выразительных средств. В танце появляется драматургия, вводятся режиссерские приемы. Танцевальные рисунки становятся более разнообразными, усложненными. В народе танцуют, прежде всего,"для себя, в свое удовольствие, на сцене — для зрителя. В жизни танцующие получают удовольствие от танца, а на сцене исполнители должны донести до зрителя эмоции персонажа, содержание создаваемого в танце образа.
урожая, обрядовые танцы и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что это сценическая форма народного танца, в которой соблюдаются национальный стиль и танцевальная лексика, раскрывается национальный характер в сочетании с достижениями современной хореографической техники.
Постановщик танцев характерных часто использует собирательные образы для создания более яркого, узнаваемого характера. Характерный танец может не представлять конкретный танец того или иного народа, а лишь выражать его характер средствами хореографии.
Настоящее диссертационное исследование посвящено культурной истории характерного танца как формы репрезентации национальных образов на балетной сцене.
Актуальность темы исследования определяется несколькими позициями.
Во-первых, необходимостью исследования искусства балета в широком культурном контексте: во взаимосвязи с другими видами, направлениями, тенденциями художественной культуры, на пересечении с интеллектуальными поисками различных исторических эпох, а также во взаимосвязи с нехудожественными аспектами бытования балетных спектаклей.
Во-вторых, постановка вопроса о характерном танце в балете как форме репрезентации «национального» актуальна с точки зрения современных философ-ско-культурологических подходов к формированию образов нации. Сложные взаимосвязи между национальными идеями, национальными характерами и их художественными репрезентациями ставились по отношению к изобразительному и прикладному искусству, литературе, но балет в таком аспекте до сих пор не рассматривался.
В-третьих, культурологическое исследование одного из аспектов истории балета актуально с точки зрения современного художественного образования, в котором успешность результатов тесно связана с освоением конкретного вида искусства в широком культурном контексте.
Настоящее исследование актуально также с точки зрения современной сценической практики и достаточно сложного положения характерного танца, который является неотъемлемой частью классического балета. Однако из постановок последнего времени характерные танцы нередко исключаются, а традиционная хореография характерного танца подчас обедняется в результате вымывания аутентичного художественного содержания и упрощения вытекающей из этого содержания танцевальной лексики. На уровне общих вопросов балетного театра это приводит к недооценке функций, которые выполнял характерный танец на протяжении трех веков, а именно — художественного контраста и драматургического противопоставления по отношению к классическому танцу.
Изучение характерного танца осложняется противоречивостью подходов к пониманию его сути, а также незакрепленностью понятийного аппарата. Как уже было сказано, в петербургской балетной культуре исторически сложилась традиция называть танец с народными элементами, включенный в художественную ткань балетного спектакля, характерным. В московской школе с 1930-х годов закрепилось понятие «народно-сценический танец». Различие терминологии воплощает наличие двух исполнительских и художественно-критических подходов, определяющих традиции российского классического балета — петербургскую и московскую.
Степень разработанности проблемы. Литература по истории балета обширна, однако, начиная с 2000-х годов, обнаруживается тенденция к культуроло-гизации исследований на балетную тематику. Балетный спектакль как феномен культуры анализировала Г. Д. Лебедева11, исследовав культурную семантику балета и проблему интерпретации невербальных текстов. К работам последних лет, в которых с культурологических позиций анализируются различные компоненты балета (хореографическое образование, сценография балетного спектакля, язык
11 Лебедева Г.Д. Балет: семантика и архитектоника. СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. 160 с.
балета), относятся труды А. А. Васильевой12, Т. А. Филановской13. Историко-культурные и философско-культурологические подходы к исследованию балета применяли М. А. Ведерникова14, Д. Л. Спивак15. Изучением балета в социокультурном контексте занималась Н. А. Терентьева16. Однако во всех этих работах вопросы культурологического анализа характерного танца специально не ставились.
Отдельных исследований, посвященных характерному танцу, не существует, за исключением методических пособий по преподаванию характерного/народно-сценического танца (А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров17, А. Н. Блатова18, H. М. Стуколкина19, Т. С. Ткаченко20, Н. Б. Тарасова21, И. Г. Генс-лер22, К. С. Зацепина, А. А. Климов, К. Б. Рихтер, H. М. Толстая, Е. К. Фарма-
23 24 25 26 27
нянц , А. А. Борзов , А. Г. Богуславская , К. А. и Е. Г. Есауловы , Г. П. Гусев , H. Н. Вдовенко28, Е. Б. Овчаренко, Н. И. Смолянинова29, Н. П. Сингач30 и др.).
12
Васильева A.A. Ритм в сценографии русских балетных спектаклей XX века: дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 2003. 273 с.
13
Филановская Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре России XVIII — XX веков: дисс. ... д-ра культурологии. СПб., 2011. 388 е.; и др.
14 Ведерникова М.А. Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века: дисс. ... д-ра культурологии. М., 2012. 319 с.
15 Спивак Д.Л. Метафизика Петербурга: немецкий дух. СПб.: Алетейя, 2003. 447 е.; Спивак Д.Л. Метафизика Петербурга: французская цивилизация / отв. ред А. Д. Дридзо. СПб.: Алетейя, 2005. 528 с.
16 Терентьева H.A. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты): дисс. ... канд. культурологии. Челябинск, 2014. 207 с.
17 Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца. JI.-M.: Искусство, 1939. 188 с.
18 Блатова А.Н. Программа по народно-характерному танцу. Д.: Б. и., 1966. 185 с.
19 Стуколкина H. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М.: ВТО, 1972. 399 с.
20
Ткаченко Т.С. Народные танцы. М.: Искусство, 1975. 350 с.
21 Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического (характерного) танца:
учебно-метод. пос. СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. 173 с. 2 Генслер КГ. Методика преподавания характерного танца: учеб. Пос. СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. 161 с.
23 Народно-сценический танец: учебно-метод. пос. Часть 1 / К. С. Зацепина, А. А. Климов, К. Б. Рихтер, H. М. Толстая, Е. К. Фарманянц. М.: Искусство, 1976. 224 с.
24 Борзов A.A. Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка: учеб. пос. М.: Моск. Академия образования Н. Нестеровой, РАТИ — ГИТИС, 2008. 93 с.
25 Богуславская А.Г. Народно-сценический танец: учеб. пос. / Часть 2. М.: МГАХ, 2009. 288 е.; Богуславская А.Г. Народно-сценический танец: учеб. пос. / Часть 3. М.: МГАХ, 2005. 208 с.
26 Есаулова К.А., Есаулов И.Г. Народно-сценический танец. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 206 с.
Тем не менее, некоторые аспекты истории характерного танца, его художественные особенности и эстетическое своеобразие анализировались в работах по истории балета (К. А. Скальковский31, А. А. Плещеев32, С. Н. Худеков33, Ю.А.Бахрушин34, Л. Д. Блок35, В. М. Красовская36, Н. И. Эльяш37, В. М. Гаев-ский38), в исследованиях творчества балетмейстеров (Г. Н. Добровольская39, В. В. Ванслов40, Ю. И. Слонимский41, А. Л. Свешникова42, Е. Я. Суриц43, В. А. Звездочкин44) и артистов балета (Б. А. Львов-Анохин45, М. М. Михайлов46, Н. А. Чернова47).
Проблема этнонациональных истоков народно-сценического танца, морфологии и семантики народных танцев затрагивалась в работах этнохореологов
27
Гусев П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на
середине зала: учеб. пос. М.: ВЛАДОС, 2003. 208 с.
28
Вдовенко H.H. Народно-сценический танец: учеб. пос. Челябинск, 1999. 73 с.
29
Овчаренко Е.Б., Смолянинова Н.И. История и теория народно-сценического танца. Барнаул, 2004. 105 с.
30
Сингач Н.П. Народно-сценический танец: становление, техника, стиль и манера исполнения: учеб. пос. Барнаул: Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2007. 213 с.
Скальковский К.А. Балет: Его история и место в ряду изящных искусств. М.: Книга по требованию, 2013. 292 с.
32 Плещеев A.A. Наш балет: 1673-1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.Петербурге до 1899 г. 2-е изд., доп., с предисл. К. А. Скальковского. СПб.: изд. Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1899. 467 с.
33 Худеков С.Н. История танцев: Ч. 1—4. СПб.-Пг.: тип. «Петербургская газета», 1913-1918.
34 Бахрушин Ю.А. История русского балета. М: Советская Россия, 1965. 227 с.
35
БлокЛ.Д. Классический танец: История и современность. М.: Искусство, 1987. 556 с.
36 Красовская В.М. История русского балета: учеб. пос. Л: Искусство, 1978. 231 е.; и др.
37 Эльяш Н. Балет народов СССР. М.: Знание. 1977. 168 с.
38
Гаевский В.М. Дивертисмент. М.: Искусство, 1981. 383 с.
39 Добровольская Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. Л.: Искусство, 1968. 175 е.; Добровольская Г.Н. Михаил Фокин. Русский период. СПб.: Гиперион, 2004. 496 е.; Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. Л.: Искусство, 1976. 320 с.
40 Ванслов В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М.: Искусство, 1971. 302 е.; Ванслов В.В. Хореограф Юрий Григорович. М.: Театралис, 2009. 232 с.
41 Слонимский Ю.И. Дидло. Вехи творческой биографии. Л.-М.: Искусство, 1958. 262 с.; Слонимский Ю.И. Мастера балета XIX столетия. М.-Л.: Искусство, 1937. 285 с.
42 Свешникова А.Л. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона. СПб.: Балтийские сезоны, 2008. 424 с.
43 Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. М.: Искусство, 1979. 360 с.
44 Звездочкин В.А. Творчество Леонида Якобсона. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. 224 с.
45 Львов-Анохин Б А. Новое в советском балете. М.: Знание, 1966. 62 с.
46 Михайлов М.М. Молодые годы ленинградского балета. Л.: Искусство, 1978. 149 с.
47 Чернова H.A. От Гельцер до Улановой. М.: Искусство, 1979. 240 с.
Э.А.Королевой48, М. Я. Жорницкой49, Т.А.Устиновой50, В. В. Мальми51, С. С. Лисициан52, Д. Л. Джавришвили53, Л. Л. Гварамадзе54, К. Н. Гасанова55, Г. X. Тагирова56, О.Н.Князевой57, В. К. Курбета, М. С. Map даря58, Ю. М. Чурко59, X. Ю. Сунны60, Л. В. Ошурко61, А. И. Гуменюка62, К. Е. Василенко63, В. Е. Баглая64, В. Н. Нилова65, М. П. Мурашко66, Н. И. Заикина, Н. А. Заикиной67, Н. А. Левочки-ной68, О. Ю. Фурман69 и др.), однако вопросы сходства и различия характерного танца в классическом балете и народного сценического танца до сих пор не исследованы.
Обсуждаемые в диссертации параллели между репертуаром характерных танцев в балете и грамматикой бала потребовали обращения к работам по культу-
48
Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. 215 е.; и др.
49 Жорницкая М.Я. Северные танцы. М. Сов. композитор, 1970. 203 с.
50 Устинова Т.А. Русские народные танцы. М.: Госкультпросветиздат, 1950. 128 с.
51 Малъми В.В. Народные танцы Карелии. Петрозаводск: Карелия, 1978. 206 с.
э2 Лисициан С.С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1958—1972.
53 Джавришвили Д.Л. Грузинские народные танцы. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1958. 279 с.
54 Гварамадзе ЛЛ. Грузинский танцевальный фольклор. Тбилиси: Хеловнеба, 1987. 222 с.
55 Гасанов КН. Азербайджанский народный танец. М.: Искусство, 1978. 143 с.
56 Тагиров Г.Х. Татарские танцы. Казань: Татарское книжное изд-во, 1984. 258 с. 51 Князева О.Н. Танцы Урала. Свердловск, 1962. 168 с.
со
Курбет В.К., Мардаръ М.С. Молдавские народные танцы. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1969.234 с.
59 Чурко Ю.М. Белорусский народный танец. Минск: Наука и техника, 1972. 194 с.
60 Сунна Х.Ю. Латышский народный танец. М.: Искусство, 1983 , 206 с.
61 Ошурко Л.В. Народные танцы Молдавии. Кишинев: Гослитиздат, 1957. 770 с.
62
Гуменюк А.И. Украинские народные танцы. Киев: Научная мысль, 1969, 608 с.
63 Василенко К.Е. Украинские танцы на клубной сцене. М.: Профиздат, 1969. 319 с.
64 Баглай В.Е. Этническая хореография народов мира. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 416 с.
65 Нилов В.Н. Северный танец: традиции и современность. М.: Сев. просторы, 2005. 165 с.
66 Мурашко М.П. Танцы Марий Эл: из репертуара Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл». Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1981. 263 с.
67 Заикин Н.И., Заикина H.A. Областные особенности русского народного танца. Орел: Б. и.,
1999.550 с.
68
Левочкина H.A. Традиционная хореография сибирских татар Барабинской степи и Омского Прииртышья (конец XIX-XX вв.). Новосибирск: Наука, 2002. 178 с.
69 Фурман О.Ю. Хороводные игры семейских Забайкалья. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1996. 85 с.
рологии и семиотике бала и дворянской культуры в целом (О. Ю. Захарова70, А. В. Колесникова71, Ю. М. Лотман72).
Исследованию оссианической традиции в искусстве, а также проблемам становления национальной идентичности и целого ряда культурных практик от собирательства фольклора до романтических путешествий в контексте оссианиз-ма посвящены работы Д. С. Лихачева73, Ю. Д. Левина74, А. В. Булы-чевой75,
76 77 78 79
Ф. Стаффорд , Г. Гаскила , Д. Гленденинга , Е. В. Василевич .
Проблематика национального дискурса и национального мифа в России
ОЛ П 1
XIX века поднималась в работах К. А. Богданова , Л. Н. Киселевой , А. Л. Зорина82, В. М. Живова, Е. А. Вишленковой83, Р. Уортмана84.
Исследованием национализма и нации как «воображаемого сообщества» за-
ос о/г о«7
нимались Э. Балибар, И. Валлерстайн , Б. Андерсон , О. Бауэр, М. Хрох ,
70 Захарова О.Ю. Бальная эпоха первой половины XIX века. М.: Центрполиграф, 2012. 270 с.
71 Колесникова A.B. Бал в России. XVIII — начало XX века. М.: Азбука-классика, 2005. 304 с.
72
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 670 с.
73 Лихачев Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие: ОАО «Тип. „Новости"», 1998. 471 с.
74 Левин ЮД. Оссиан в русской литературе. JL: Наука, 1980. 208 с.
75 Булычева A.B. Звуковые образы готики. М.: Квадратон, 2011. 160 с.
76 Stafford F.J. The sublime savage: A study of James Macpherson and the Poems of Ossian. Edinburgh: Univ. press, 1988. 192 p.
77 Gaskill, Howard. The reception of Ossian in Europe. London: Continuum, 2004. 520 p.
78 Glendening, John. The Evolutionary Imagination in Late-Victorian Novels: An Entangled Bank (Aldershot, Ashgate, 2007). 225 p.
79 Василевич E.B. Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII— XIX веков: дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 2010. 214 с.
о0
Богданов К.А. О крокодилах в России Очерки из истории заимствований и экзотизмов. М.: НЛО, 2006. 348 с.
о i
Киселева Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник 2. М., 1997. С. 279-302.
ол
Зорин А.Л. «Кормя двуглавого орла...» Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII — первой трети XIX века. М.: НЛО, 2004. 414 с.
о-?
Вигиленкова Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому...». М.: НЛО, 2011.384 с.
84
Уортман P.C. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1-2. М.: О.Г.И.,
2002.
Of
Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. 267 с.
М. Хардт, А. Негри88, Э. Геллнер89, Э. Хобсбаум90, В. С. Малахов91, Л. Ф. Хаби-
92 93
буллина , М. В. Лескинен и др.
Объект исследования — художественная культура России XVIII-XX веков.
Предмет исследования — особенности репрезентации образов национальных культур в характерном танце классического балетного спектакля.
Цель исследования — показать, что генезис и особенности репертуара характерных танцев на балетной сцене являются важной частью формирования представлений о своеобразии национальных культур.
Задачи исследования:
• проследить истоки и эволюцию национальных образов в балетном спектакле;
• выделить типологические черты характерного танца, соотнести особенности развития характерного танца и классического танца;
• выявить пути формирования репертуара характерных танцев и проанализировать общекультурный контекст их закрепления на балетной сцене;
• проследить пути отбора образов национальных культур для балетной сцены в различные исторические периоды;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца2007 год, кандидат искусствоведения Протасова, Лариса Иннокентьевна
Взаимодействие русских и корейских танцевальных традиций в современном балетном искусстве Южной Кореи2008 год, кандидат искусствоведения Цай, Надежда Александровна
Танцевально-пластическая культура мордвы: опыт искусствоведческого анализа2012 год, доктор искусствоведения Бурнаев, Александр Гаврилович
Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века2008 год, кандидат искусствоведения Занкова, Анна Валентиновна
Театр С. Дягилева «Русский балет» (1912–1929 гг.): эстетические открытия и значение для сценического искусства ХХ века2017 год, кандидат наук Полисадова Ольга Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васильева, Анастасия Леонидовна, 2015 год
Список литературы
1. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. —М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. — 286 с.
2. Антипова, Н. Янычарская музыка и европейский оперный театр XVII— XVIII вв. [Электронный ресурс] // Израиль XXII. Музыкальный журнал. -— №32 (март 2012). Режим доступа: http://www.21israel-music.com/ Janitscharenmusik.htm.
3. Армашевская, К., Вайнонен, Н. Балетмейстер Вайнонен. — М.: Искусство, 1971, —280 с.
4. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. — Л.: Музыка, 1974.— 296 с.
5. Асафьев, Б.В. О музыке Чайковского. Избранное. — Л.: Музыка, 1972. — 376 с.
6. Асафьев, Б.В. Избранные труды. — Т. I. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 400 с.
7. Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. —416 с.
8. Балет: Энциклопедия / гл. ред. Ю. П. Григорович. — М.: Сов. энциклопедия, 1981, —624 с.
9. Балибар, Э., Валлерстайн, И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 267 с.
10. Бахрушин, Ю.А. История русского балета. — М: Советская Россия, 1965. — 227 с.
11. Бахтин, ММ Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. — М.: Худож. лит., 1975. — 502 с.
12. Бахтин, М М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — 2-е изд. — М.: Худож. лит., 1990. — 543 с.
13. Белинский, В. Г. Поли. собр. соч. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954.
14. Бердяев, Н. А. Русская идея. — СПб.: Азбука-классика, 2008. — 320 с.
15. [Берхгольц, Ф.-B.J. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. Ч. 1, 2 // Неистовый реформатор. — М.: Фонд Сергея Дубова, 2000, —С. 105-502.
16. Блатова, А.Н. Программа по народно-характерному танцу. — Д.: Б. и., 1966, — 185 с.
П. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность / вступ. ст.
B. М. Гаевского. —М.: Искусство, 1987. — 556 с.
18.Богданов, К.А. О крокодилах в России: Очерки из истории заимствований и экзотизмов. — М.: НЛО, 2006. — 348 с.
19. Богословский, М. Пётр I рецензент // Театральная Москва. — 1922. — № 43. —
C. 16.
20. Богуславская, А.Г. Народно-сценический танец: учеб. пос. / Часть 2. — М.: МГАХ, 2009, —288 с.
21. Богуславская, А.Г. Народно-сценический танец: учеб. пос. / Часть 3. — М.: МГАХ, 2005, —208 с.
22. Большой толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998 (в авторской редакции 2009 года). Режим доступа: http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/.
23. Борзое, A.A. Народно-сценический танец. Экзерсисы у станка: учеб. пос. — М.: Моск. Академия образования Н. Нестеровой, РАТИ — ГИТИС, 2008. — 493 с.
24. Боссан, Ф. Людовик XIV, король-артист. — М.: Аграф, 2002. — 272 с.
25. Булычева, A.B. Звуковые образы готики. — М.: Квадратон, 2011. — 160 с.
26. Булычева, A.B. Сады Армиды: Музыкальный театр французского барокко. — М.: Аграф. 2004. —448 с.
27. Бэкон, Ф. Эссе о гражданской и моральной жизни (глава «О масках и триумфах») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/english/texts/ philosophy/bacon37.html.
28. Бэлза, И. История польской музыкальной культуры. — Т. 1-3. — М., 1954— 1972.
29. Вазем, Е.О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 18671884 / под ред. и с предисл. Н. А. Шувалова. — JT.-M.: Искусство, 1937. — 245 с.
30. Валъберх, И.И. Из архива балетмейстера. Дневники. Переписка. Сценарии. — 2-е изд. — СПб.: Планета музыки; Лань, 2010. — 336 с.
31. Ванслов, В.В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. —М.: Искусство, 1971, — 302 с.
32. Ванслов, В. Эстетика романтизма. — М.: Искусство, 1966. — 404 с.
33. Ванслов, В.В. Хореограф Юрий Григорович. —М.: Театралис, 2009. —232 с.
34. Васшевич, Е.В. Оссианизм в европейском ландшафтном искусстве второй половины XVIII—XIX веков: дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения по спец. 17.00.04 — изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. — СПб., 2010. — 214с.
35. Василенко, К.Е. Украинские танцы на клубной сцене. — М.: Профиздат, 1969, —319 с.
36. Васильева, А.А. Ритм в сценографии русских балетных спектаклей XX века: дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения по спец. 17.00.09 — теория и история искусства. — СПб., 2003. — 273 с.
37. «Вводя нравы и обычаи Европейские в Европейском народе»: К проблеме адаптации западных идей и практик в Российской империи / отв. сост. А. В. Доронин. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008, —255 с.
38. Вдовенко, H.H. Народно-сценический танец: учеб. пос. —Челябинск, 1999. — 73 с.
39. Ведерникова, М.А. Русский балет в контексте взаимосвязи традиций и новаций серебряного века: дисс. на соиск. уч. ст. д-ра культурологии по спец. 24.00.01 —теория и история культуры. —М., 2012. — 319 с.
40. Венгерские народные танцы. —М.: Искусство, 1960. — 78 с.
41. Вишленкова, Е. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому...». — М.: НЛО, 2011. — 384 с.
42. Волынский, A.JI. Книга ликований. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 304 с.
43. Волынский, A.JI. Статьи о балете. — СПб.: Гиперион, 2002. — 349 с.
44. Все о балете / сост. Е. Я. Суриц; под ред. Ю. И. Слонимского. — М.-Л.: Музыка, 1966.—454 с.
45. Вышеславцев, Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии. — 1995, —№6, —С. 76-87.
46. Гаевский, В.М. Перечитывая Левинсона // Хореографические портреты. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. — С. 164-180.
47. Гаевский, В.М. Дивертисмент. — М.: Искусство, 1981. — 383 с.
48. Гасанов, К.Н. Азербайджанский народный танец. — М.: Искусство, 1978. — 143 с.
49. Гварамадзе, JJ.J1. Грузинский танцевальный фольклор. — Тбилиси: Хеловне-ба, 1987, —222 с.
50. Геллнер, Э. Нации и национализм. —М.: Прогресс, 1991. — 320 с.
51. Гельвеций, К.А. Соч. в 2 т. — М.: Мысль, 1973-1975.
52. Генслер, И.Г. Методика преподавания характерного танца: учеб. пос. — СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. — 161 с.
53. Глугиковский, А.П. Воспоминания балетмейстера / публикация и вступ. ст. Ю. И. Слонимского; подгот. текста и коммент. А. Г. Мовшенсона и А. А. Степанова; общ. ред. П. А. Гусева. — JI.-M.: Искусство, 1940. — 248 с.
54. Гозенпуд, А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. — Д.: МУЗ-ГИЗ, 1959, —781 с.
55. Голейзовский, К. Образы русской народной хореографии. — М.: Искусство. 1976, —367 с.
56. Гуменюк, А.И. Украинские народные танцы. — Киев: Научная мысль, 1969. — 608 с.
57. Гусев, 77. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: учеб. пос. для студ. вузов культуры и искусств. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
58. Д. А. [Анучин, Д. И.] Пляска [Электронный ресурс] // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. Ф. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890—1907. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80646/%D0%9F% D0%BB%D 1 %8F%D 1 %81 %D0%B A%D0%B0.
59. Джавришвили, Д.Л. Грузинские народные танцы. — Тбилиси: Сабчота Са-картвело, 1958. — 279 с.
60. Дидло, Ш.Л. Кавказский пленник, или Тень невесты: Большой пантомимный балет в 4 д. / Соч. г. Дидло, коего сюжет взят из известной поэмы г. Пушкина; Музыка соч. г. Кавоса, аранжированная для оркестра учеником его г. Жучковским. Новые декорации г. Кондратьева. Костюмы г. Бабини. Машины г. Натье. — СПб.: в типографии императорских театров, 1823. — 11 с.
61 .Дидло, Ш.Л. Калиф Багдадский, или Приключение молодости Гаруна Аль-
Рашида: Балет в 2 д. / Соч. г-на Дидло; Музыка г. Антонолини. — СПб.: в типографии Императорского театра, 1818. — 16 с.
62 .Дидро, Д. Собр. соч. в Ют. / под общ. ред. И. К. Луппола. — 1935-1947.
63. Добровольская, Г.Н. Балетмейстер Леонид Якобсон. — Л.: Искусство, 1968. — 175 с.
64. Добровольская, Г.Н. Михаил Фокин. Русский период. — СПб.: Гиперион, 2004.-496 с.
65. Добровольская, Г.Н. Танец. Пантомима. — Балет. Л.: Искусство, 1975. — 128 с.
66. Добровольская, Г.Н. Федор Лопухов. — Л.: Искусство, 1976. — 320 с.
67. Добровольская, Г.Н. «Щелкунчик». — СПб.: Российский институт истории искусств, 1966. — 201 с.
68.Дулова, E.H. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская традиция конца XVIII — начала XX века): дисс. на соиск. уч. ст. д-ра искусствоведения по спец. 17.00.02 — музыкальное искусство. — М., 2000. — 320 с.
69. Есаулова, К.А., Есаулов, И.Г. Народно-сценический танец. — Ижевск: Удмуртский университет, 2004. — 206 с.
70. Живов, В.М. Чувствительный национализм: Карамзин, Ростопчин, национальный суверенитет и поиски национальной идентичности
[Электронный ресурс] // НЛО - 2008. — № 91. Режим доступа:
http://magazines.russ.ru/nlo/2008/91/zh7-pr.html.
71. Жорницкая, М.Я. Северные танцы. —М.: Сов. композитор, 1970. — 203 с.
72. Забалуев, ВН. Английская пьеса-маска XVI—XVII вв.: от Ф. Сидни до Дж. Милтона: дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук по спец. 10.01.03 —литература народов стран зарубежья (английская литература). — М., 2008. — 256 с.
73. Заикин, Н.И., Заикина, H.A. Областные особенности русского народного танца. — Орел: Б. и., 1999. — 550 с.
74. Занкова, А. В. Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века: дисс. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения по спец. 17.00.02 — музыкальное искусство. — М., 2008. — 230 с.
75. Захаров, Р.В. Искусство балетмейстера. —М.: Искусство, 1954. — 432 с.
76. Захарова, О.Ю. Бальная эпоха первой половины XIX века: героям 1812 года посвящается. — М.: Центрполиграф, 2012. — 270 с.
77. Звездочкин, В.А. Творчество Леонида Якобсона. — СПб.: Изд-во СПбГУП, 2007. — 224 с.
78. Зильберштейн, И.С., Самков, В.А. Константин Коровин вспоминает. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 608 с.
79. Зорин, А.Л. «Кормя двуглавого орла...» Литература и государственная идеология в России последней трети XVIII — первой трети XIX века. — М.: НЛО, 2004, —414 с.
80. Иванова, С. И. «Польский вопрос» в русской философии культуры второй половины XIX века: дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук по спец. 24.00.01 — теория история культуры. — Белгород, 2011. — 159 с.
81. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера / пер. с франц. и прим. Н. В. Ревуненковой; под общ. ред. А. Д. Люблинской. — Л.: Наука, 1978. — 312 с.
82.Каган, М.С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
83. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. — 384 с.
84. Катаева-Мякинен, Е. В. Образ Испании в записках русских путешественников XIX века: дисс. на соиск. уч. ст. канд. филол. наук по спец. 10.01.01 — русская литература. М., 1999. 133 с.
85. Киселева, Л.Н. Становление русской национальной мифологии в николаевскую эпоху (сусанинский сюжет) // Лотмановский сборник 2. — М., 1997, —С. 279-302.
86. Классики хореографии. — Л.-М.: Искусство, 1937. — 360 с.
87. Князева, О.Н. Танцы Урала. — Свердловск, 1962. -— 168 с.
88. Колесникова, A.B. Бал в России. XVIII — начало XX века. — М.: Азбука-классика, 2005. — 304 с.
89. Коненкова, А. К. Образы Испании в русской живописи второй половины XIX— начала XX в. Константин Коровин и Александр Головин // Вестник славянских культур. — Вып. XXV. — Т. 3. — М., 2012. — С. 100-106.
90. Константинова, М. Спящая красавица. — М.: Искусство, 1990. — 239 с.
91. Королева, Э.А. Ранние формы танца. —Кишинев: Штиинца, 1977. — 215 с.
92. Королева, Э.А. О генезисе круговых танцев // Изв. АН МССР. Сер. «Общественные науки». — 1973. — № 2. — С. 75-87.
93. Королева, Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века // Советская этнография. — 1975. — № 5. — С. 147-155.
94. Красовская, В.М. Вахтанг Чабукиани. — JI.-M., Искусство, 1960. — 348 с.
95. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. — JL: Искусство, 1979. — 296 с.
96. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Пре-романтизм. — JL: Искусство, 1983. — 432 е.,
97. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Романтизм. — М.: Артист. Режиссер Театр, 1996. — 432 с.
98. Красовская, В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. — Л,-М.: Искусство, 1963. — 552 с.
99. Красовская, В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. — Л.-М.: Искусство, 1958, —309 с.
100. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории. Эпоха Новерра. — Л.: Искусство, 1981.—286 с.
101. Красовская, В.М. История русского балета: учеб. пос. — Л: Искусство, 1978, —231 с.
102. Красоеская, В.М. Русский балетный театр начала XX века. — Том 1. Хореографы. — JL: Искусство, 1971. — 526 с.
103. Крюкова, О. С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века: дисс. на соиск. уч. ст. д-ра филол. наук по спец. 10.01.01 — филологические науки. — М., 2007. — 291 с.
104. Кузнецов, А. Польский народный танец: монография. Рукопись из личного архива A. JI. Васильевой.
105. Купцова, И. В. Художественная интеллигенция в годы Первой мировой войны: июль 1914 г. — март 1918 г.: дисс. на соиск. уч. ст. д-ра истор. наук по спец. 07.00.02 — отечественная история. — М., 2004. — 489 с.
106. Курбет, В.К, Мардаръ, М.С. Молдавские народные танцы. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1969. — 234 с.
107. Лабрюйер, Ж. де. Характеры, или Нравы нынешнего века / пер. с фр. Э. Линецкой и Ю. Корнеева. — М.-Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-е, 1964. — 415 с.
108. Ларошфуко, Ф де. Максимы и моральные размышления / пер. Э. Л. Линецкой. — Серия «Литературные памятники». — М.: Наука, 1993, —278 с.
109. Лебедева, Г.Д. Балет: семантика и архитектоника. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. — 160 с.
110. Левин, Ю.Д. Оссиан в русской литературе. — Л.: Наука, 1980. — 208 с.
111. Левинсон, А.Я. Старый и новый балет. Мастера балета. — СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. — 560 с.
112. Левочкина, Н.А. Традиционная хореография сибирских татар Барабинской степи и Омского Прииртышья (конец XIX—XX вв.). — Новосибирск: Наука, 2002, — 178 с.
113. Лескинен, М. В. «Физиономии» и типы России: изображения великоруса в народоописаниях Российской империи второй половины XIX века // Меж-
дународный журнал исследований культуры. — 2013. — №4(13). — С. 3645.
114. Лисициан, С. С. Старинные пляски и театральные представления армянского народа: в 4 т. — Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1958—1972.
115. Лихачев, Д. С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Согласие: ОАО «Тип. „Новости"», 1998, — 471 е.: ил.
116. Лопухов, A.B., Ширяев, A.B., Бочаров, А.И. Основы характерного танца / вступ. ст. Ю. И. Слонимского. —JI.-M.: Искусство, 1939. — 188 с.
117. Лопухов, Ф.В. Шестьдесят лет в балете. — М.: Искусство, 1966. — 368 с.
118. Лосский, Н.О. Характер русского народа: в 2-х кн.. — М.: Ключ, 1990.
119. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб.: Искусство-СПБ, 1994. — 670 с.
120. Львов-Анохин, Б.А. Новое в советском балете. —М.: Знание, 1966. — 62 с.
121. Максимова, А.Е. Русский балетный театр екатерининских времен. Россия — Запад. — М.: Композитор, 2010. — 420 с.
122. Максимова, А. Танец в итальянских театральных представлениях позднего Возрождения и трактат Фабрицио Карозо «Благородство дам» (1600) // Научный вестник Московской консерватории. — 2010. — № 2. — С. 106-134.
123. Малахов, B.C. Национализм как политическая идеология: учеб. пос. —М.: КДУ, 2005, —320 с.
124. Малъми, В.В. Народные танцы Карелии. — Петрозаводск: Карелия, 1978. — 206 с.
125. Михайлов, М.М. Молодые годы ленинградского балета. — JI.: Искусство, 1978, — 149 с.
126. Михайлова-Смольнякова, Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения. — СПб.: Планета музыки, Лань, 2010. — 176 с.
127. Моисеева, Г.Н. Казанская царица Сююн-бике и Сум-бека «Казанской истории» // Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. XII. — M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1956, —С. 174-187.
128. Мурашко, М.П. Танцы Марий Эл: из репертуара Государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл». — Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1981, —263 с.
129. Народно-сценический танец: учебно-метод. пос. для сред. спец. и высш. учеб. заведений искусства и культуры. Часть 1 / К. С. Зацепина, А. А. Климов, К. Б. Рихтер, Н. М. Толстая, Е. К. Фарманянц. — М.: Искусство, 1976. — 224 с.
130. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; пер с англ. и нем. JI. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. — М.: Прак-сис, 2002. — 416 с. — (Серия «Новая наука политики»),
131. Нилов, В.Н. Северный танец: традиции и современность. — М.: Сев. просторы, 2005. — 165 с.
132. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце / пер. A.A. Гвоздевой, примеч. и статья И. И. Соллертинского. — JI.:Academia, 1927. — 316 с.
133. Новерр, Ж.Ж. Письма о танце и о балетах / пер. с фр. А. Г. Мовшенсона; вступ. ст. Ю. И. Слонимского. — JI.-M.: Искусство, 1965. — 376 с.
134. Овчаренко, Е.Б., Смолянинова, Н.И. История и теория народно-сценического танца. — Барнаул, 2004. — 105 с.
135. Ошурко, JI.B. Народные танцы Молдавии. — Кишинев: Гослитиздат, 1957, —770 с.
136. Пави, П. Словарь театра / пер. с фр. JT. Баженова, И. Бахта, О. Васильева и др.; под ред. К. Разлогова и др. — М.: Прогресс, 1991. — 504 с.
137. Перевалова, A.B. Традиции жанра маски в английском музыкально-драматическом театре второй половины XVII века: дисс. на соиск. уч. ст.
канд. искусствоведения по спец. 17.00.02 — музыкальное искусство. — Новосибирск, 2013. —263 с.
138. Плещеев, А. А. Наш балет: 1673—1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 г. / [Соч.] Александра Плещеева. — 2-е изд., доп., с предисл. К. А. Скальковского. — СПб.: изд. Ф. А. Переяславцева и А. А. Плещеева, 1899. — 467 с.
139. Польские народные танцы. — М.: Искусство, 1958. — 72 с.
140. Пылаева, Л.Д. Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики». — Пермь: ПГПУ, 2010. — 224 с.
141. Савенкова Л.Б. Культурно-историческая ситуация как фактор формирования стереотипа (образ испанца в русском сознании) // Problemas actuales de la filología en el espacio hispano-ruso de la investigación: Actas oficiales de la Conferencia Científico-Práctica Internacional. Актуальные проблемы филологии в испано-российском научном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции / Eds: Natalia V. Karpovskaya, Andrés Santana Arribas. — Cádiz: Universidad de Cádiz, 2013. — P. 136-142.
142. Светлов, В. Терпсихора: Статьи. Очерки. Заметки. — СПб.: Б. и., 1906. — 351 с.
143. Свешникова, А.Л. Петербургские сезоны Артура Сен-Леона. — СПб.: Балтийские сезоны, 2008. — 424 с.
144. Селиванов, В.В. Предания и воспоминания. — СПб., 1881. — 396 с.
145. Сергей Дягилев и русское искусство: статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве: в 2 т. / сост., вступ. ст. и коммент. И. С. Зильберштейн, В. А. Самкова. —М.: Изобр. искусство, 1982.
146. Сингач, Н.П. Народно-сценический танец: становление, техника, стиль и манера исполнения: учеб. пос. — Барнаул: Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 2007. — 213 с.
147. Скалъковский, К.А. Балет: Его история и место в ряду изящных искусств. — М.: Книга по требованию, 2013. — 292 с.
148. Скрипичный репетитор балета «Конек-Горбунок». — Центральная музыкальная библиотека Мариинского театра.
149. Слонимский, Ю.И. Балет «Новый Вертер» С. Титова // Ученые записки Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии. — T. II. — Л., 1958. — С. 415^129.
150. Слонимский, Ю.И. Сильфида. — Л.: Academia, 1927. — 57 с.
151. Слонимский, Ю.И. Дидло. Вехи творческой биографии. — Л.-М.: Искусство, 1958. —262 с.
152. Слонимский, Ю.И. Драматургия балетного театра XIX века / вступ. ст. П. Гусева. — М.: Искусство, 1977. — 343 с.
153. Слонимский, Ю.И. Жизель. — Л.: Academia, 1926. — 59 с.
154. Слонимский, Ю.И. Мастера балета XIX столетия. М.-Л.: Искусство, 1937. 285 с.
155. Соловьев, B.C. Русская идея // Соловьев, B.C. Соч. в 2 т. — Т. 2. — М.: Правда, 1989, —С. 219-246.
156. Спивак, Д.Л. Метафизика Петербурга: немецкий дух / С.-Петербург, отд-ние Рос. ин-та культурологии. — СПб.: Алетейя, 2003. — 447 с.
157. Спивак, Д.Л. Метафизика Петербурга: французская цивилизация / С.-Петербург, отд-ние Рос. ин-та культурологии; отв. ред А. Д. Дридзо. — СПб.: Алетейя, 2005. — 528 с.
158. Стравинский, И.Ф. Хроника моей жизни / пер. с фр.; вступ. ст. и общ. ред. В. М. Богданова-Березовского. — Л.: МУЗГИЗ, 1963. —273 с.
159. Стуколкгша, И. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. — М.: ВТО, 1972, —399 с.
160. Сунна, Х.Ю. Латышский народный танец. — М.: Искусство, 1983. — 206 с.
161. Сургщ, Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. — М.: Искусство, 1979, —360 с.
162. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы. — Казань: Татарское книжное изд-во, 1984, —258 с.
163. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического (характерного) танца: учебно-метод. пос. — СПб.: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой, 2011. — 173 с.
164. Терентъева, H.A. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты): дисс. на соиск. уч. ст. канд. культурологии по спец. 24.00.01 — теория и история культуры. — Челябинск, 2014. — 207 с.
165. Тигранов, Г.Г. Балеты Арама Хачатуряна. — М.: Советский композитор, i960. — 157 с.
166. Ткаченко, Т.С. Народные танцы. — М.: Искусство, 1975. — 350 с.
167. Ткаченко, Т.С. Народный танец. — М., 1954. — 680 с.
168. Толшин, А. Маска, я тебя знаю. — СПб.: Петрополис. 2011. — 288 с.
169. Тюхина, Т. Г. Художественная интеллигенция Санкт-Петербурга— Петрограда и начало Первой мировой войны (июль 1914 — май 1915 гг.): дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук по спец. 07.00.02 — отечественная история. — СПб., 2009, —270 с.
170. Уортман, P.C. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. — Т. 1-2. —М.: О.Г.И., 2002.
171. Устинова, Т.А. Русские народные танцы. — М.: Госкультпросветиздат,
1950, — 128 с.
172. Филановская, Т.А. Динамика хореографического образования в художественной культуре россии XVII-XX веков: дисс. на соиск. уч. ст. д-ра культурологии по спец. 24.00.01 — теория и история культуры. — СПб., 2011. — 388 с.
173. Филановская, Т. А. Хореографическое образование в России XVIII-XIX веков. — Владимир: Изд-во ВГГУ, 2011. — 242 с.
174. Фшановская, Т.А. Динамика хореографического образования в России: XX век. — Владимир: Изд-во «Транзит ИКС», 2011. — 210 с.
175. Фокин, М.М. Против течения / под ред. Т. П. Добровольской. — 2-е изд., доп. и исправ. —- JI.: Искусство, 1981. — 512 с.
176. Фурман, О.Ю. Хороводные игры семейских Забайкалья. — Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1996. — 85 с.
177. Хабибуллина, Л.Ф. Национальный миф в английской литературе второй половины XIX века: дисс. на соиск. уч. ст. д-ра филол. наук по спец. 10.01.03— литература народов стран зарубежья (английская литература). — Казань, 2010. — 392 с.
178. Xapdm, М., Негри, А. Империя. — М.: Праксис, 2004. — 434 с.
179. Хобсбаум, Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998. — 306 с.
180. Худеков, С.Н. История танцев: Ч. 1—4. — СПб.-Пг.: тип. «Петербургская газета», 1913-1918.
181. Чернова, H.A. От Гельцер до Улановой. — М.: Искусство, 1979. — 240 с.
182. Чурко, Ю.М. Белорусский народный танец: ист.-теор. очерк. — Минск: Наука и техника, 1972.— 194 с.
183. Штелин, Я. Музыка и балет в России XVIII века. — JI.: Тритон, 1935. — 190 с.
184. Элъяш, Н. Балет народов СССР. — М.: Знание. 1977. — 168 с.
185. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия / отв. ред. Е. Д. Уварова. — М.: Олма-Пресс, 2004. — 862 с._
186. Arkin L., Smith М. National Dance in the Romantic Ballet // Rethinking the Sylph: New Perspectives on the Romantic Ballet. Hanover, 1997. P. 11-68.
187. Balet comique de la Royne, faict aux nopces de Monsieur le Duc de Joyeuse & madamoyselle de Vaudemont sa sœur. Par Baltasar de Beaujoyeulx, valet de chambre du Roy, & de la Royne sa mere [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6kl 110737/fl09.image.
188. Clarchies, L. J. 28e Recueil des Contre-danses et waltzes [Электронный ресурс]. Paris, 1815. Режим доступа: http://hdl.loc.gov/ loc.music/musdi.043.
189. Deschamp, Jules. Paquot (Marcel). Les Etrangers dans les divertissement de la cour, de Beaujoyeulx a Moliere (1581-1673). Contribution a 1 etude de 1 opinion et du theatre en France, Revue belge de philology et d histoire. Tom 14 fasc. 1, Bruxelles, 1935. Vol. 14.
190. Dolmetsch, M. Dances of Spain and Italy from 1400 to 1600. London: Routledge and Kegan Paul, 1954. 174 p.
191. Dziewanowska, Ada. Polish Folk Dances & Songs: A Step by Step Guide. New York, 1999.
192. Dubos. Reflexions critiques sur la poesie et sur la peinture. Paris, 1770.
193. Gaskill, Howard. The reception of Ossian in Europe. London: Continuum, 2004. 520 p.
194. Glendening, John. The Evolutionary Imagination in Late-Victorian Novels: An Entangled Bank (Aldershot, Ashgate, 2007). 225 p.
195. Guest, I.F. DThe Sromantic ballet in Paris / [By] Ivor Guest; with a foreword by Dame Ninette de Valois. London: Pitman and sons, 1966. 314 p.
196. Kolberg, O. Mazowsze Polne in Dziela Wszystkie (Complete Works), vol. 24-5. Wroclaw-Poznan, 1963. Reprint of a 1885 publication.
197. Lawson, J. European Folk Dance. Its National and Music Characterisics. London, 1955. 244 p._
198. Method and Meaning in Jonson's Masques / by John C. Mengher; Costume sketches by Inigo Jones. University ofNotre Dame Press, 1966. 214 p.
199. Pure M. de. Idee des spectacles anciens et nouveaux. Paris: Michel Brunei, 1668. Reprint, Geneva: Minkoff, 1972. 318 p.
200. Stafford, F. J. The sublime savage: A study of James Macpherson and the Poems of Ossian. Edinburgh: Univ. press, 1988. 192 p.
201. Strathy, A. Elements of the art of dancing; with a description of principal figures in the quadrille [Электронный ресурс]. Edinburgh: Prianted for the autor, and sold by F. Pillans, 1822. Режим доступа: http://hdl.loc.music/musdi.l 19.
202. Wilson, T. The complete system of English Country Dancing, containing all figures ever used in English Country Dancing, with a variety of new figures and new reels, Composed expressly by the Author, and elucidated by means of diagrams [Электронный ресурс]. London, 1815. Режим доступа: http://hdl.loc.goV/.music/musdi.168.
203. Wingrave, H., Harrold, R. Aspects of Folk Dance in Europe. London, Dance books, 1984. 143 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.