Категория авторской модальности в функциональном аспекте: На материале "Театрального романа" М. А. Булгакова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Якимец, Наталья Вениаминовна
- Специальность ВАК РФ10.02.01
- Количество страниц 234
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Якимец, Наталья Вениаминовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел 1. Проблема авторского начала в художественном произведении
$7. Постановка проблемы в филологии
§2. Роль В. И. Виноградова и МАЯ.Бахтина в разработке проблемы субъекта
художественного произведения
$3. Дальнейшее развитие исследований по проблеме авторского начала в
художественном произведении
Раздел 2, Модальность как категория лингвистики
Раздел 3. Авторская модальность как лингво-эстетическая категория
ГЛАВА П. АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ
ФАКТОР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Раздел 1. Системность - основное свойство художественного нроюведения
произведения. Средства выражения авторской модальности (АМ)
§1. Средства воплощения авторской модальности на уровне содержания
художественного произведения
§2. Средства формирования авторской модальности на уровне образной системы
произведения
Авторская модальность как фактор, определяющий композиционную
организацию произведения
Система пространственно-временных координат произведения как форма
воплощения авторской модальности
§3. Средства выражения авторской модальности на языковом уровне
литературного произведения
Авторская модальность как фактор формирования системы субъектно-речевых
планов произведения
Авторская модальность - источник семантических трансформаций слова в художественной системе
Теоретические выводы
Раздел 3, Методика анализа авторской модальности художественного
произведения
ГЛАВА I1L СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ МОДАЛЬНОСТИ В «ТЕАТРАЛЬНОМ РОМАНЕ» М.А.БУЛГАКОВА
Раздел 1. Специфика художественной системы М.А.Булгакова и её отражение в
«Театральном романе»
Раздел 2. Авторская модальность как фактор формирования семантики
художественного текста «Театрального романа»
Раздел 3. Композиция «Театрального романа» - способ воплощения авторской
модальности произведения
Пространственно-временная организация произведения как способ воплощения
авторской модальности в «Театральном романе»
Раздел 4. Авторская модальность как фактор организации системы субъектно-
речевых планов «Театрального романа»
Раздел 5. Специфика авторской модальности в «Театральном романе» М.А.Булгакова (выводы по исследовательской главе)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
215
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова2004 год, кандидат филологических наук Свинцицкая, Евгения Владимировна
Фразеологические единицы как средство формирования идиостиля М. А. Булгакова2002 год, кандидат филологических наук Михальчук, Наталья Геннадьевна
Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте: На материале произведений М.А. Булгакова2006 год, кандидат филологических наук Алиева, Маржанат Мусалимовна
Языковые средства репрезентации субъективной модальности в романе Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол"2011 год, кандидат филологических наук Думанишева, Жанна Бекмурзовна
Категории модальности, времени и пространства в жанре научной фантастики: на материале русско- и англоязычных текстов2006 год, кандидат филологических наук Бочкова, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория авторской модальности в функциональном аспекте: На материале "Театрального романа" М. А. Булгакова»
ВВЕДЕНИЕ
Диссертационная работа посвящена выявлению специфики авторской модальности в функциональном аспекте как системообразующего фактора художественного произведения (в частности -«Театрального романа» М.А.Булгакова) в соотношении с другими категориями, характеризующими литературное произведение, а также в аспекте системного описания средств её выражения.
Актуальность исследования. Необходимость исследования продиктована ориентацией современной научной парадигмы на поиск и определение «универсальных семантических категорий», позволяющих описывать принципиально различные системы [Смирнов 1977, с.163], а именно такой, глобальной по отношению к языку, и является категория модальности, с одной стороны, пронизывающая все уровни языковой системы, с другой - характеризующая все речевые произведения (в том числе и художественное произведение). По справедливому утверждению В.В.Виноградова, модальность «принадлежит к числу основных, центральных языковых категорий» [Виноградов 1950, с.57].
Во-вторых, в настоящее время наблюдается повышение интереса исследователей к действию субъективных языковых факторов (в русле антропологического направления в лингвистике), в связи с этим, как пишет Т.В.Маркелова, наиболее существенными являются категории, «которые программируют актуальную на данном этапе развития лингвистики парадигму «человек в языке» [Маркелова 1996, с.80]. К такого типа категориям необходимо отнести модальность как понятийную категорию, связанную с «важными аспектами бытия и его преломлением в сознании и языке» [Тураева 1994, с.109], так как модальность и дейксис «являются основными сферами проявления субъективного начала в языке, обе имеют относительный характер ([...] релятивизируют высказывание[...]), обе представляют собой неотъемлемую характеристику естественного человеческого языка» [«Человеческий фактор...» 1992, с.4].
В-третьих, рассматриваемый в данной работе аспект модальной проблематики (авторская модальность художественного произведения) имеет непосредственную связь с одной из самых существенных проблем литературоведения и поэтики - проблемой автора в произведении, которая уже в течение длительного времени привле-
кает к себе пристальное внимание учёных: «В XX веке проблема позиции автора со всеми её гранями и оттенками стала осознаваться как «чрезвычайно сложная, болезненная проблема искусства» [Мешкова 1988, с.4].
И, наконец, наличие большого количества работ, где исследуется категория модальности, не только не снимает остроту проблемы, но усугубляет её дискуссионность и, следовательно, обусловливает необходимость дальнейшего исследования данного вопроса- В подтверждение сказанного можно привести мысль Н.Е-Петрова: «В целом проблема модальности исключительно сложна, для её глубокого изучения нужны масса фактического материала из разных языков, целая серия частных и обобщающих исследований с выходом на стыковые позиции других наук [. . . ] Глубокая и всесторонняя разработка теории и практики лингвистической модальности приобретает первостепенное значение, ибо средства её выражения представляют собою важнейшее организующее и актуализирующее начало в речевом общении» [Петров 1982, с.20].
В качестве материала исследования используется
«Театральный роман» М.А.Булгакова. Выбор данного произведения мотивирован прежде всего необходимостью устранить сложившуюся диспропорцию в соотношении работ, исследующих творческое наследие М.А.Булгакова: так, восьмидесятые годы можно с уверенностью назвать «булгаковским десятилетием» в литературоведении - такое количество работ, посвященных творчеству и личности, биографии М.А.Булгакова, было создано за названный период {см., например, работы М.О.Чудаковой, A.M.Смелянского и др., а также многочисленные статьи и сборники статей, вышедшие в Москве, Ленинграде, Томске и других городах). Вместе с тем, работы лингвистического плана, где бы анализировался язык произведений, практически отсутствуют (за исключением, пожалуй, исследования Т.Г.Винокур [Винокур 1979]). Таким образом, при всём многообразии имеющихся материалов о творчестве М.А.Булгакова нельзя говорить о создании целостной картины, отражающей художественный мир писателя. Кроме того, существенно обостряет ситуацию дискуссионность, постоянно сопровождающая процесс исследования. Внести некоторые уточнения и дополнения в сложившуюся систему представлений о творчестве М.А.Булгакова и призвана данная диссертационная работа.
С другой стороны, именно «Театральный роман» представляется наиболее интересным в плане исследования авторской модальности, так как по причине сложной организации системы произведения и имплицитного характера рассматриваемой категории выявление последней возможно только путём глубинного целостного анализа произведения (и наоборот: анализ авторской модальности позволит осуществить наиболее полный анализ художественного произведения в целом).
Кроме' того, такого рода анализ даёт возможность выявить специфику индивидуальной языковой системы писателя и в определённой степени его картины мира, что представляется существенным как в лингвистическом, так и в литературоведческом планах.
Целью диссертационного исследования является теоретическое описание авторской модальности в функциональном аспекте как системообразующего фактора художественного произведения, выявление её специфики в произведении (в частности - в «Театральном романе» М.А.Булгакова), что предполагает решение следующих задач:
1) представить авторскую модальность как объект исследования в лингвистике;
2) определить авторскую модальность как эстетическую категорию в соотношении с другими категориями, характеризующими литературное произведение (образ автора, композиция произведения и др.);
3) выявить системообразующий характер авторской модальности в художественном произведении и описать в системе средства её выражения;
4) разработать - на базе имеющихся (с учётом их достоинств и недостатков) - методику анализа авторской модальности в произведении, учитывающую системообразующий характер объекта и в наибольшей степени отвечающую потребностям комплексного анализа литературного произведения;
5) применив данную методику, выявить специфику авторской модальности в «Театральном романе» М.А.Булгакова.
Решение поставленных задач предполагает использование описательно-аналитического и гипотетико-дедуктивного методов, а также осуществление тщательного контекстологического анализа с элементами компонентного и оппозитивного описания исследуемых
явлений на основе наблюдения, объяснения и таксономии в рамках системного подхода к рассматриваемым явлениям с учётом «антропологического принципа» («язык есть семиотическая система, основные точки которой непосредственно соотнесены с говорящим индивидом» [Степанов 1975, с.50]), что позволяет рассматривать авторскую модальность в качестве глобальной категории и системообразующего фактора художественного произведения.
Исследование проводилось с опорой на разработанные в рамках лингвистики и поэтики теоретические и методологические основы анализа языка художественного произведения.
Так, в качестве теоретической основы лингвистического анализа текста можно рассматривать идею разграничения двух коммуникативных состояний знаковых единиц общения (языка и речи), обнаруживаемую уже в трудах В. фон Гумбольдта, развиваемую в работах Г.Штейнталя, А.А.Потебни и др., получившую значительную разработку в исследованиях Ф. де Соссюра, которая оказалась чрезвычайно продуктивной для развития языкознания в XX веке, в том числе такого направления, как поэтика.
Первоначально выявленная дихотомия «язык - речь», получив дальнейшую разработку, усложняется за счёт появления новых компонентов: «текст» и - позднее - «художественное произведение», а также «индивидуальная языковая система» личности.
Многосторонность понятия «текст» приводит к различным определениям его учёными, когда каждая дефиниция вскрывает лишь отдельные стороны в едином объекте, в зависимости от поставленных лингвистом исследовательских задач. Представляется целесообразным и в данном случае принять определение «текста», в наибольшей степени отвечающее практическим потребностям работы: текст - «это произведение речетворческого процесса, [... ] представляющее собой систему, состоящую из особых единиц, объединённых разными типами связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин 1981, с.18]. В данном определении для нас наиболее существенной является характеристика текста как системного образования, продуцированного субъектом.
В тех случаях, когда речь идёт о художественном тексте (ХТ), происходит расширение оппозиции «язык - речь - текст» за счёт появления компонента «художественное произведение» (ХП) . Так, по мысли М.М.Бахтина, категории «текст» и «ХП» не совпала-
ют в объёме, ибо последнее включает в себя «и [...] внешнюю материальную данность, и [...] текст, и изображённый в нём мир, и автора-творца, и слушателя-читателя» [Бахтин 1975, с.404].
Текст художественного произведения, являясь проекцией индивидуальной языковой системы писателя, отражает её специфику, а следовательно, и своеобразие картины мира автора.
В методологическом плане наиболее существенную роль играют принципы анализа художественного произведения.
1. Принцип целостности. Большинство исследователей единодушны в признании необходимости рассмотрения литературного произведения как целостности (см.: В.В.Виноградов 1980; Б.А.Ларин 1975; Ю.М.Лотман 1972 и др.). Причём, как пишет М.Я.Поляков, «целью анализа должно быть выделение не только формальной упорядоченности произведения в виде некоего целого, но и его содержательная целостность - то «духовное содержание», которое «пронизывает» всё произведение насквозь, от его самых глубинных пластов до внешних [...] элементов, организуя всё в единое эстетическое целое и делая художественно значимыми мельчайшие детали» [Поляков 1986, с.6].
При этом кажется существенной оговорка Л.Г.Варласа о том, что, хотя всякий анализ неизбежно связан с расчленением (ибо невозможно одновременно объять все стороны текста, более того, внимание исследователя может быть сосредоточено на какой-либо одной стороне ХТ), опасность расчленения таится в возможной утрате категорий, формирующихся только в рамках целого текста (к таковым относится в частности и авторская модальность), но эта «опасность в значительной степени нейтрализуется, если каждая сторона художественного текста будет рассмотрена в аспекте целого» [Барлас 1991, с.5], что становится возможным при системном подходе к объекту исследования.
2. Принцип образности литературного произведения. Далее необходимо подчеркнуть, что художественное произведение как целостность представляет собой единство особого рода. Отличительной чертой его является опосредованность связи языковой формы и идейно-художественного содержания через «внутреннюю форму» (Г.О.Винокур), или «образное содержание» (В.В.Виноградов):
«Одно1 содержание, выражающееся в звуковой форме, служит формой другого содержания, не имеющего звукового выражения» [Винокур 1991, с.28].
Образ (художественный образ) - форма отражения действительности, в которой слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала [СЛТ 1974, с.241].
Можно говорить о двунаправленности художественного образа, который, с одной стороны, обращен к содержанию, а с другой -воплощён в языковой ткани произведения. Так, по мысли Н.К.Гея, «образ - это специфическая структура, где обобщённо-значимое содержание и конкретное содержание находятся вместе и как бы служат носителями друг друга» [Гей 1975, с.453], с другой стороны, образ представляет собой «многоярусное сооружение, прочно покоящееся на монолитном фундаменте объективного словесного содержания» [цит. соч., с.34]. Сцепление образов, образных планов и образует «внутреннюю форму» произведения.
Из сказанного следует, что исследование ХП возможно лишь в триединстве: художественное содержание - образная система - ху- V^ дожественная речь.
3. Принцип языкового приоритета связан с пониманием языка художественного произведения как «первоэлемента литературы». Специфика языка художественного произведения (ЯХП) обусловлена его непосредственной соотнесённостью одновременно как минимум с двумя языковыми системами: системой общенародного языка и индивидуальной языковой системой писателя.
В зависимости от того, какие компоненты данного соотношения становятся ведущими для исследователя, различают следующие подходы к анализу ЯХП (по В.П.Григорьеву):
- «глобальный», когда язык художественного произведения рассматривается как целостная система, все элементы которой подлежат изучению (такой подход характерен, в частности, для представителей школы Б.А.Ларина);
- «дифференциальный», когда объектом изучения является часть ЯХП, соотносимая с общенародным языком, остальное же остаётся за пределами внимания учёных;
1 Здесь и далее в приводимой цитате выделено Г.О.Винокуром.
- «спецификаторский», при котором основное внимание уделяется изучению специфического, особенного, индивидуального в языке произведения, того, что противопоставлено общеязыковому (В.П.Григорьев и его школа) [Григорьев 19796].
Для данной работы характерен подход к рассмотрению языка художественного произведения как системы, «особого модуса языковой действительности» (Г.О.Винокур), ориентированного на выражение художественного содержания, когда функция и место каждого элемента детерминируются системой в целом и на первый план выдвигаются связи и отношения между её единицами.
Таким образом, с учётом изложенных принципов, на описанной теоретической основе и будет строится анализ художественного произведения в работе. /
Научная новизна исследования определяется тем, что автор-
ская модальность впервые рассматривается как системообразующий фактор художественного произведения, как основа обеспечения единства и целостности художественного произведения; выявляются и описываются средства её выражения на разных уровнях художественной системы; уточняется соотношение данной категории с другими категориями разного порядка, характеризующими литературное произведение (гармония, образ автора, композиция и др.).
Впервые в аспекте исследования авторской модальности анализируется творчество М.А.Булгакова, более того, «Театральный роман» можно отнести к наименее изученным булгаковским творениям, хотя в языковедческом плане и другие произведения писателя ещё ждут своего исследователя. Результаты исследования, выявляя особенности индивидуальной языковой системы писателя, позволят приблизиться к более глубокому пониманию личности и творчества одного из величайших русских писателей XX века.
Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории авторской модальности (представляющей собой очередной этап в изучении языковых универсалий, с одной стороны, и рассмотрении проблемы автора литературного произведения, с другой стороны) в функциональном аспекте с позиций системного подхода и совершенствовании методики анализа авторской модальности в художественном произведении как одного из вариантов комплексного анализа произведения. Кроме того анализ художественного произведения на основе категории авторской модальности позволяет сделать
теоретические обобщения, существенные для развития теории нарративного текста.
Практическая ценность проведённого исследования заключается в возможности применять разработанную методику анализа авторской модальности в качестве одного из путей изучения художественного произведения в целом, а материал исследовательской части как пример комплексного анализа произведения, что может быть использовано в преподавании курса «Лингвистический анализ художественного текста», а также спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению языка писателя.
л /
Положения, выносимые на защиту:
1. Авторская модальность художественного произведения лингво-эстетическая категория, соотносимая с категорией субъекта художественного произведения (в более широком плане - с категориями языковой модальности и языкового субъекта, реализующими субъективный фактор в языке).
2. Категория авторской модальности соотносится с категорией образа автора соответственно как общее и частное, ибо авторская модальность эксплицирует в произведении отношение (позицию, точку зрения) автора-творца, трансцендентного произведению, образ же автора является одной из составляющих образной системы.
3. Авторская модальность является системообразующим фактором художественного произведения, обеспечивающим единство и целостность художественной системы.
4. Системообразующей ролью авторской модальности обусловлено разнообразие средств её выражения - системообразующих средств, действующих на разных уровнях системы произведения.
5. Специфика авторской модальности в «Театральном романе» М.А.Булгакова детерминируется её имплицитным характером и сложностью организации художественной системы.
6. Анализ авторской модальности произведения представляет собой один из путей комплексного (системного) анализа литературного произведения за счёт выявления системообразующего фактора и средств системообразования.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в докладах на международной конференции «Лингвистический и эстетический аспекты анализа текста» в Соликамском государственном пединституте (1997), на VI международной конференции
«Семантика языковых единиц» в Московском государственном открытом педагогическом университете (1998) , на всероссийской научно-практической конференции «Лингвистика текста», проходившей в Орском государственном пединституте (1998), на международной научной конференции «Язык. Система. Личность» в Уральском государственном педагогическом университете (1998), на научно-методическом семинаре «ТЕХТиБ», проводимом Ставропольским государственным университетом совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург) в 1995-1998 гг., на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава НГПУ (1997, 1998).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры русского языка Нижегородского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих схемы-иллюстрации к материалу исследовательской главы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК
Коннотативный аспект связного текста2004 год, кандидат филологических наук Гусейнова, Аида Володиновна
Лексико-семантические средства выражения модальности в художественных произведениях прозы Э.М. Ремарка и их переводах на русский язык2009 год, кандидат филологических наук Цепордей, Оксана Васильевна
Речь персонажа в художественной системе произведения: Роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"2000 год, кандидат филологических наук Стойкова, Татьяна Александровна
Текстовая актуализация когнитивно-речевого субъекта в научной и художественной коммуникации: на материале немецкого языка2009 год, доктор филологических наук Пелевина, Надежда Николаевна
Модальные средства в языке романа Э. Войнич "Овод": текстообразующий и переводческий аспекты2007 год, кандидат филологических наук Игнатьева, Наталья Владимировна
Заключение диссертации по теме «Русский язык», Якимец, Наталья Вениаминовна
Результаты работы могут быть обобщённо представлены в виде следующих положений.
1. Языковая модальность, как фундаментальная языковая категория, объективирующая субъекта в языке, характеризует все речевые произведения, в том числе и литературно-художественные. Применительно к художественному произведению базовой является авторская модальность, экстериоризующая в языке произведения -как проекции индивидуальной языковой системы - тип (а следовательно, и специфику) сознания автора-творца.
Будучи системным образованием, литературное произведение в процессе порождения испытывает воздействие системообразующего фактора, определяющего отбор элементов, необходимых для построения системы, - системообразующих средств, обеспечивающих целостность художественной системы. Функцию системообразующего фактора - основы единства и целостности системы - в литературном произведении выполняет авторская модальность, объективиру-ясь через средства системообразования на всех уровнях (и во всех субсистемах) произведения, чем во многом и обусловливается специфика данной категории.
2. В плане рецепции художественного произведения (в том числе и исследовательской) категория авторской модальности может рассматриваться как основа глубокого комплексного (системного) анализа произведения, позволяющего, с одной стороны, выявить его идейно-художественное своеобразие, а с другой -избежать отрицательных моментов, сопровождающих любой анализ, предполагающий расчленение объекта, - таких, как: атомизация (повышенное внимание к отдельным, часто мельчайшим, единицам), свойственная поуровневому анализу, неизбежно влекущая за собой утрату категорий, формирующихся в рамках системы в целом; разрыв формально-содержательных связей и др.
Анализ произведения на основе категории авторской модальности позволяет, проникнув в «святая святых» художественной системы, выявить принцип её построения, внутренние связи компонентов, то есть предоставляет материал для построения модели данной художественной системы. Поэтому такой анализ представляется весьма продуктивным в теоретическом плане (как основа построения теории, например, теории нарратива) и открывает широкие исследовательские перспективы.
3. На основе категории авторской модальности в работе осуществлён комплексный анализ «Театрального романа» М.А.Булгакова, позволивший прежде всего дать оценку названному произведению как эстетическому объекту, о невозможности которой из-за отсутствия концовки заявляла, в частности, Э.Проффер, американский исследователь творчества М.А.Булгакова. Проведённый анализ продемонстрировал высокий уровень организации художественной системы «Театрального романа», обеспечиваемый наличием большого количества связей и отношений между компонентами, а также её гармоничность (существенное свойство эстетических объектов), проявляющуюся в конструктивной симметрии формы и органичности связи формы и содержания, - всё это свидетельствует о совершенстве формы произведения и, следовательно, даёт возможность признать «Театральный роман» полноценным, высокохудожественным эстетическим объектом.
В теоретическом плане существенным является вывод о взаимосвязи таких категорий, характеризующих эстетические системы, как авторская модальность и гармония: именно авторская модальность, функционируя как системообразующий фактор, обеспечивает гармоничность как необходимое, существенное свойство художественных систем.
4. Одним из результатов проведённого исследования стало выявление в системе «Театрального романа» свойств художественной системы М.А.Булгакова в целом - общего и специфического для данного произведения. Так, подчёркнутая автобиографичность и гиперсвязанность произведений М.А.Булгакова (особенно трёх романов) специфически проявились в «Театральном романе», например, в использовании аллюзий и автореминисценций в качестве средств выражения авторской модальности на языковом уровне произведения (данное исследование вносит определённый вклад в разработку теории аллюзии как категории языка, являющейся слабо разработанной частью лингвистики).
5. Специфика авторской модальности в «Театральном романе» М.А.Булгакова обусловлена её имплицитным характером, сложностью организации художественной системы, совмещающейся с ярко выраженной доминантностью - открытостью принципа построения системы, - всё это даёт возможность использовать материал исследования в качестве образца комплексного анализа литературного произведения (на базе разработанной в диссертации методики) в научно-методических целях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Якимец, Наталья Вениаминовна, 1999 год
Список литературы
1.Абрагам 1990 - Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков.// Философские науки. 1990. №7.- с.95-100.
2.АГ-70 - Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970.
3.АГ-80 - Русская грамматика. - М.: Наука, 1980.
4.Акимов 1995 - Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. - М.: Народное образование, 1995,- 55с.
5.Анастасьев 1989 - Анастасьев Н. Свой голос.// Вопросы литературы. 1989. №3.- с.57-96.
6.Анисимова 1989 - Анисимова Р.В. Отражение категории времени как одного из элементов картины мира.// Текст как отображение картины мира. - М., 1989.
7.Апресян 1992 - Апресян Ю.Д. Коннотации как часть прагматики слова (лексикографический аспект).// Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. Виногра-довские чтения Х1Х-ХХ. - М.: Наука, 1992.- с.45-64.
8.Арнольд 1991 - Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. - М.: ВШ, 1991.- 14 0с.
9.Арутюнова 1968 - Арутюнова Н.Д. О значимых единицах языка.// Исследования по общей теории грамматики. - М.: Наука, 1968.
Ю.Атарова 197 6 - Атарова К.Н., Лесскис Г. А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе.// Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 197 6.- т. 35. №4.- с.343-356.
И.Байков 1990 - Байков В.Г. Антропоцентризм языка и поэтика точки зрения.// Общая стилистика: теоретические и прикладные аспекты. - Калинин, 1990.- с.4-24.
12.Балли 1955 - Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. - М.: Иностранная литература, 1955.- 416с.
13.Баранов 1990 - Баранов А.Г. Текстоцентричность модальности.// Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности. - Иркутск, 1990.
14.Барлас 1991 - Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1991.- 208с.
15.Бахтин 1975 - Бахтин м.м. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975.- 502с.
16.Бахтин 1963 - Бахтин м.м. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Советский писатель, 1963. Изд.2-е.- 364с.
17.Бахтин 1979 - Бахтин м.м. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.- 423с.
18.Белинский 1947 - Белинский В.Г. Избранные сочинения. - М.: ОГИЗ, 1947.- 671с.
19.Белобровцева 197 8 - Белобровцева И.З. О роли фантастики в «Театральном романе» М.А.Булгакова.// Композиция и стиль художественного произведения. - Алма-Ата, 197 8.- с.69-74.
20.Белянин 1988 - Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. - М.: Издательство МГУ, 1988.- 120с.
21.Бензенист 1974 - Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974.- 448с.
22.Бердяев 1991 - Бердяев H.A. Самопознание. - Л.: Лениздат, 1991.- 398с.
23.Бердяев 1989 - Бердяев H.A. Философия свободы. - М.: Правда, 1989.- 607с.
24.Бердяев 1994 - Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. - М.: Искусство, 1994.
25.Березин 1979 - Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: Просвещение, 1979.
26.Болотнова 1992 - Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте: комплексный анализ единиц лексического уровня. - АДД. Санкт-Петербург, 1992.
27.Бондаренко 1979 - Бондаренко В.Н. Виды модальных значений и их выражение в языке.// Филологические науки. - 1979. - №2,-с.54-61.
28.Бондарко 1982 - Бондарко A.B. Грамматические категории слова в тексте и в системе языка (на материале глагольного вида).// Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. - М.: Наука, 1982.- с.122-142.
29.БСЭ - Большая советская энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1971.- т.6.
30.Бузмакова 1990 - Бузмакова A.A. Роль знаков препинания в передаче модальных значений.// Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности. Иркутск, 1990,- 130с.
31.Буковская 1969 - Буковская М.В. Текстовое строение плана рассказчика в произведениях, написанных от 1 лица (на примере английского и американского «подросткового» романа). - КД. Л., 1969.- 148с.
32.Булгаков 1989 - Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах. - М. : Современник, 1989.- 576с.
33.Булгаков 1990 - Булгаков M.Ä. Под пятой. Мой дневник. -М.: Правда, 1990.- 48с.
34.Булгаков 1991 - Михаил Булгаков: Современные толкования: Сборник обзоров.// М. : Институт научной информации по общественным наукам АН СССР. 1991,- 244с.
35.Булгаков 1993 - М.Булгаков: «Этот мир мой...». Сб. статей.
Библиотека Санкт-Петербурга. Булгаковского литературно-
театрального общества. Том 1. СПб., 1993.
36.М.Булгаков 1991 - М.Булгаков. «Я хотел служить народу...» Проза. Пьесы. Письма. Образ писателя. - М. : Педагогика, 1991.-736с.
37.Бушмин 1976 - Бушмин A.C. Об аналитическом рассмотрении художественного произведения.// Анализ литературного произведения. - JT.: Наука. 197 6.- с.5-19.
38.Василенко 1984 - Василенко Л.И. Модальные слова как средство авторизации текста.// Филологические науки. - 1984. - №4.-с.76-79.
39.Ваулина 1988 - Ваулина С.С. Эволюция средств выражения модальности в русском языке. - JI. : ЛГУ, 1988.- 140с.
40.Везерова 1997 - Везерова М.Н., Сиверина Е.Г. О трансформации стилистического значения слов в поэтической речи.// Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. -Самара: Издательство СГПУ, 1997.- с.76-83.
41.Виноградов 1971 - Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М.: ВШ, 1971.- 240с.
42.Виноградов 1980а - Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы».// В.В.Виноградов. О языке художественной прозы. Избранные труды. - М.: Наука, 1980.- с.176-239.
43.Виноградов 19806 - Виноградов В.В. О художественной прозе.// В.В.Виноградов. О языке художественной прозы. Избранные труды. - М.: Наука, 1980.- с.56-97.
44.Виноградов 1959 - Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - М.: ГИХЛ, 1959.- 655с.
45.Виноградов 1972 - Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). - М.: ВШ, 1972.- 616с.
46.Винокур 1991 - Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.: ВШ, 1991.- 448с.
47.Винокур 1979 - Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова.// Очерки по стилистике художественной речи. - М.: Наука, 1979.- с.51-57.
48.Вихрян 1990 - Вихрян O.E. Языковые средства выражения авторской модальности в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». -КД. М., 1990.- 184с.
49.Власенко 1981 - Власенко T.JI. Литература как форма авторского сознания. - М.: Логос, 1981.- 184с.
50.Волков 1978 - Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М.: Искусство, 1978.- 264с.
51.Вольф 1988 - Вольф Е.М. Оценка и норма в модальных структурах.// Риторика и синтаксические структуры: Тезисы докладов и сообщений. - Красноярск, 198 8.- с.53-54.
52.Вомперский 197 9 - Вомперский В.П. Образ автора в повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».// Русская речь. - 1979.- №3.-с.29-36.
53.Выготский 1965 - Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1965.- 380с.
54.Галинская 198 6 - Галинская И.Л. Загадки известных книг. -М.: Наука, 1986.- 126с.
55.Гальперин 1980 - Гальперин И.Р. Ретроспекция и проспекция в тексте.// Филологические науки. - 1980. - №5.- с.44-52.
56.Гальперин 1982 - Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста.// Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. - М., 1982.- с.18-29.
57.Гальперин 1981 - Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981,- 150с.
58.Гартман 1958 - Гартман Н. Эстетика. - М.: Иностранная литература, 1958.- 692с.
59.Гаспаров 1994 - Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. -М.: Наука, 1994.- 304с.
60.Гей 1967 - Гей Н.К. Искусство слова. - М. : Наука, 1967.-304с.
61.Гей 1975 - Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975.- 470с.
62 .Е .Гинзбург 1.996 - Караулов Ю.Н., Гинзбург E.JI. Homo ridens.// Слово Достоевского. Сборник статей. - М. : Институт русского языка РАН, 1996.- с.160-18 6.
63 .Л.Гинзбург 1979 - Гинзбург Л. О литературном герое. - JI. : Советский писатель, 197 9.- 222с.
64.Л.Гинзбург 1977 - Гинзбург Л. О психологической прозе. Изд.2. - Л.: Художественная литература, 1977.- 448с.
65.Гиршман 1991 - Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М.: ВШ, 1991.- 160с.
66.Гончарова 1984 - Гончарова Е. А. Пути лингво-стилистического выражения категорий автор-персонаж в художественном тексте. - Томск: Издательство ТГУ, 1984.- 14 9с.
67.Горнфельд 1927 - Горнфельд А.Г. Муки слова. Статьи о художественном слове. - M.-JI.: ГИЗ, 1927.- 224с.
68.Горшков 1981 - Горшков А.И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования.// Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1981.- 186с.
69.Гречнев 1976 - Гречнев В.Я. Категория времени в литературном произведении.// Анализ литературного произведения. - Л.: Наука, 1976.- с.126-144.
70.Григорьев 1979а - Григорьев В.П. Поэтика слова. - М.: Наука, 1979.- 344с.
71.Григорьев 19796 - Григорьев В.П. Поэтический язык как объект лингвистической поэтики.// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. - Калинин: КГУ, 1979.- 166с.
72.Гудкова 1988 - Гудкова В.В. Время и театр М.Булгакова. -М.: Советская Россия, 1988.
73.Гудкова 1991 - Гудкова В.В. Истоки.// Литературное обозрение. - 1991. - №5.- с.3-11.
74.Гуковский 1966 - Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. - М.-Л.: Просвещение, 1966.- 266с.
75.Гутина 1997 - Гутина Е.А. Лексико-семантическое поле в индивидуальной языковой системе (на материале лексико-
- семантического поля «обида» в художественной речевой системе М.Горького). - АКД. Нижний Новгород, 1997.
76.Джанджакова 1979 - Джанджакова E.B. О поэтике заглавий.// Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979.- с.207-214.
77.Дневник Елены Булгаковой. - М.: Книжная палата, 1990.-400с.
78.Евсеев 1990 - Евсеев A.C. Основы теории аллюзии (на материале русского языка). - КД. М., 1990.
79.Ермолинский 1990 - Ермолинский С.А. Из записок разных лет; Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий. - М.: Искусство, 1990.-256с.
80.Ершов 1991 - Ершов Л.Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова.// Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. Книга1. - Л.: Наука, 1991,- 44 6с.
81.Ефимов 1957 - Ефимов А.И. Стилистика художественной речи.
- М.: Издательство МГУ, 1957,- 448с.
82.Жаворонская 1988 - Жаворонская Л.А. Соотношение субъективных планов повествования в структуре целостного текста (на материале художественных текстов немецкого и русского языков). -КД. Саратов, 1988.- 173с.
83.Жирмунский 1977 - Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л.: Наука, 1977.- 408с.
84.3амон 1990 - Замон Е.И. Модальность как коммуникативная характеристика художественного текста.// Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности. Иркутск, 1990.- 130с.
85.Зарев П. Стиль и личность художника.// Вопросы литературы.
- 1960. - №12.- с.67-91.
86.Зобов 1974 - Зобов P.A., Мостепаненко A.M. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974.- с.11-26.
87.3олотова 1973 - Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М.: Наука, 1973.- 351с.
88.Зуева 1990 - Зуева Э.В. Модальные характеристики художественного текста.// Функциональные, типологические и лингводидактические аспекты исследования модальности. Иркутск, 1990.-130с.
89.Иванов 1974 - Иванов B.B. Категория времени в искусстве и культуре XX века.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - JI. : Наука, 1974.- с.39-67.
90.Иванова 1972 - Иванова Е.М. Повествователь и автобиографический герой в «Траве забвенья» В.Катаева.// Проблема автора в художественной литературе. Выпуск III. - Воронеж: ВГПИ, 1972.-с.142-159.
91.Иванчикова 1977 - Иванчикова Е.А. Синтаксис текстов, организованных авторской точкой зрения.// Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М. : Наука, 1977.- с.200-244.
92.Иванчикова 1987 - Иванчикова Е.А. Синтаксическая дифференциация типов художественного повествования (по роману Достоевского «Бесы»).// Русский язык: языковые значения в функциональном и эстетическом аспектах. - М.: Наука, 1987.- с.161-172.
93.Ингарден 1962 - Ингарден Р. Исследования по эстетике. -М.: Иностранная литература, 1962.- 572с.
94.Индивидуально-художественный стиль...1980 - Индивидуально-художественный стиль и его исследование. - Киев-Одесса: Вища школа, 1980.- 168с.
95.Исследования 1987 - Исследования по структуре текста. -М.: Наука, 1987,- 304с.
96.Караулов 1987 - Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987.- 263с.
97.Кертис 1991 - Кертис Джулия. Романтическое видение.// Литературное обозрение. 1991. №5.- с.24-2 8.
98.Климкова 1991 - Климкова Л.А. Ассоциативное значение слов в художественном тексте.// Филологические науки. 1991. №1.-с.45-54.
99.КЛЭ - Краткая литературная энциклопедия. - М. : Советская энциклопедия, 1962-1978.
100.Ковтунова 1979 - Ковтунова И.И. Структура художественного текста и новая информация.// Синтаксис текста. - М.: Наука, 1979.- с.262-275.
101.Ковтунова 1982 - Ковтунова И.И. Вопросы структуры текста в трудах академика В.В.Виноградова.// Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. - М.: Наука, 1982.- с.3-18.
102.К.Кожевникова 197 9 - Кожевникова Квета. Об аспектах связности в тексте как целом.// Синтаксис текста. - М. : Наука, 1979.- с.49-67.
103.Кожевникова 1977 - Кожевникова H.A. О соотношении речи автора и персонажа.// Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М.: Наука, 1977,- с.7-98.
104.Кожевникова 1971 - Кожевникова H.A. О типах повествования в советской прозе.// Вопросы языка современной русской литературы. - М.: Наука, 1971.- с.97-137.
105.Кожевникова 1994 - Кожевникова H.A. Типы повествования в русской литературе XIX-XX веков. - М. : Институт русского языка РАН, 1994.- 336с.
106.Кожевникова 1992 - Кожевникова H.A. Язык Андрея Белого. -М.: Институт русского языка РАН, 1992,- 256с.
107.Кожина 1986 - Кожина H.A. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы XIX-XX веков). - АКД. М., 1986.
108.Колшанский 1980 - Колшанский Г.В. Контекстная семантика.-М.: Наука, 1980.- 165с.
109.Колшанский 1990 - Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. - М.: Наука, 1990.- 103с.
110.Колшанский 1975 - Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. - М.: Наука, 1975.
Ш.Корман 1971 - Корман Б.О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора.// Страницы истории русской литературы. - М. : Наука, 1971.- с.199-207.
112.Корман 1969 - Корман Б.О. О соотношении понятий «автор», «характер» и «основной эмоциональный тон».// Проблема автора в художественной литературе. Выпуск II. - Воронеж: ВГПИ, 1969.-92с.
113. Коробейникова 1996 - Коробейникова О.Ю. Языковая эквивалентность как фактор организации художественного текста (ранние «романы» А.М.Ремизова). - АКД. Санкт-Петербург, 1996.
114.Кравченко 1993 - Кравченко A.B. К проблеме наблюдателя как системообразующего фактора в языке.// Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993.- т.52. №3.- с.45-56.
115.Краснянский 1972 - Краснянский B.B. Стилистика художественной речи (повествовательная речь). - М.: Издательство МГУ, 1972.- 36с.
116.Кржижановский 1931 - Кржижановский С. Поэтика заглавий. -М.: Никитинские субботники, 1931.- 32с.
117.Кумлева 1988 - Кумлеза Т.М. Коммуникативная установка художественного текста и её лингвистическое воплощение.// Филологические науки. - 1988. - №3.- с.59-66.
118.Купина 1983 - Купина H.A. Смысл художественного текста и аспекты лингвосмыслового анализа. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1983.- 160с.
119.Лакшин 1987 - Лакшин В.Я. Булгакиада. - М. : Правда, 1987.- 45с.
120.Ларин 1973 - Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. ' Л.: Художественная литература, 1973.- 288с.
121.ЛАХТ 1988 - Лингвистический анализ художественного текста. - М.: Просвещение, 1988.- 111с.
122.Левидов 1983 - Левидов A.M. Автор - образ - читатель. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.- 352с.
123.Левин 1971 - Левин В.Д. Литературный язык и художественное повествование.// Вопросы языка современной русской литературы. - М.: Наука, 1971.- с.12-65.
124.Логический анализ 1988 - Логический анализ языка. Знание и мнение. - М.: Наука, 1988,- 128с.
125.Лотман 1972 - Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. - Л.: Просвещение, 1972.- 272с.
126.Лотман 1986 - Лотман Ю.М. Семиотика пространства и пространство семиотики. - Тарту: Издательство ТГУ, 1986.
127.Лотман 1994 - Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета.// Ю.М.Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994.- с.417-430.
128.Лотман 1970 - Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.- 384с.
129.Лотман 1988 - Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя.// Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М.: Просвещение, 1988.- с.251-293.
130.Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвузовский сборник научных трудов. - Куйбышев: КГПИ, 1990.
131.Лихачев 1982 - Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения.// Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ. - Tankonyokiado, Budapest, 1982.- с.725-736.
132.Лихачева 1975 - Лихачева Л.Н. Повествовательная точка зрения как художественный приём и его языковая характеристика. - КД. Л., 1975.- 181с.
133.Лопатин 1992 - Лопатин В.В. Оценка как объект грамматики.// Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. - М.: Наука, 1992.- с.70-75.
134.Лыкова 1990 - Лыкова Т.В. К вопросу авторской модальности (на примере творчества А.П.Чехова).// Языковые единицы в семантическом аспекте. - Таганрог: ТГПИ, 1990,- с.130-139.
135.Ляпон 1992 - Ляпон М.В. «Грамматика» самооценки.// Русский язык: Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. Виноградовские чтения XIX-XX. - М. : Наука, 1992.-с.76-89.
136.Ляпон 1971 - Ляпон М.В. К вопросу о языковой специфике модальности.// Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1971.- т.30.- вып.3.- с.230-239.
137.Маркелова 1996 - Маркелова Т.В. Взаимодействие оценочных и модальных значений в языке.// Филологические науки. - 1996. -№1.- с.80-86.
138.Марченко 1974 - Марченко А. Для восполнения объёма.// Вопросы литературы. - 1974. - №8.- с.56-94.
139.Матвеева 1990 - Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: Синхронно-сопоставительный очерк. -Свердловск: Издательство Уральского университета, 1990.- 172с.
140.Медриш 1974 - Медриш Д.Н. Структура художественного времени в фольклоре и литературе.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974.- с.121-142.
141.Мешкова 1988 - Мешкова A.A. Авторская позиция в современной прозе (теоретический аспект).// Филологические науки. 1988. - №3.- с.1-8.
142.Мостепаненко 1983 - Мостепаненко A.M., Зобов P.A. Научная и художественная картины мира (некоторые параллели).// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения/1983. - Л.: Наука, 1983.- с.3-10.
143.Мукаржовский 1994 - Myкаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. - М.: Искусство, 1994,- 60бс.
144.Мукаржовский 1967 - Мукаржовский Ян. Литературный язык и поэтический язык.// Пражский лингвистический кружок. Сборник статей. - М.: Прогресс, 1967.- с.406-431.
145.Мусхешвили 1997 - Мусхешвили H.JI., Сергеев В.М., Шрейдер Ю.А. Дискурс отчаяния и надежды: внутренняя речь и депрагмати-зация коммуникации.// «Вопросы философии». - 1997. - №10.-с.45-57.
146.Неизвестный Булгаков. - М.: Книжная палата, 1993.- 464с.
147. Немцев 198 6 - Немцев В.И. Проблема автора в романах М.А.Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»). - КД. М., 1986.
148.Неоконченное сочинение Михаила Булгакова. Публикация и статья М.Чудаковой.// «Новый мир». - 1987. - №8.- с.164-193.
149.Николина 1987 - Николина H.A. О способах передачи чужой речи в автобиографических произведениях.// Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. -М.: Издательство МГПИ, 1987.- с.87-102.
150.Нинов 198 6 - Нинов А. О драматургии и театре Михаила Булгакова.// «Вопросы литературы». - 1986. - №9.- с.84-111.
151.Новиков 1982 - Новиков Л.А. Семантика русского языка. -М.: ВШ, 1982.- 272с.
152.Новиков 1983 - Новиков Л.А. Семантика текста и её формализация. - М.: Наука, 1983.- 216с.
153.Новиков 1990 - Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М.: Наука, 1990.- 181с.
154.Новиков 1988 - Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М.: Русский язык, 1988,- 304с.
155.Одинцов 197 9а - Одинцов В.В. О структурных единицах текста.// Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. - Калинин: Издательство КГУ, 197 9.-с.87-111.
156.Одинцов 1980 - Одинцов В.В. Стилистика текста. - М. : Наука, 1980.- 263с.
157.Одинцов 19796 - Одинцов В.В. Художественное повествование. Структура «образа автора» и стиль.// Язык Л.Н.Толстого. -М.: ВШ, 1979.- 240с.
158.Орлова 1981 - Орлова Е,И. Автор-рассказчик-герой в фельетонах М.А.Булгакова двадцатых годов.// Филологические науки. -1981. - №6,- с.24-29.
159.Откупщикова 1988 - Откупщикова М.И. Модальный компонент семантики текста.// Предложение и текст: семантика, прагматика и синтаксис. - JI.: Издательство ЛГУ, 1988.- 167с.
160.Павлович Н.В. Семантика оксюморона.// Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979.- с.238-247.
161.Падучева 1993 - Падучева Е.В. Говорящий как наблюдатель: об одной возможности применения лингвистики в поэтике.// Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993.- т.52. №3.- с.33-44.
162.Петелин В.Б. Возвращение Мастера: Статьи о М.А.Булгакове.
- М.: Правда, 1986.- 46с.
163.Петров 1982 - Петров Н.Е. О содержании и объёме языковой модальности. - Новосибирск: Наука, 1982.- 161с.
164.Петрова 1990 - Петрова Н.В., Бялоус Н.И., Денисова O.K. Роль сильных позиций текста в реализации субъективно-оценочной модальности.// Функциональные, типологические и лингводидакти-ческие аспекты исследования модальности. Иркутск. 1990.
165.Пиотровская 1992 - Пиотровская Л.А. Междометия как средство выражения субъективной модальности.// Модальность в её связях с другими категориями. - Новосибирск, 1992.- с.130-138.
166.Поляков 1986 - Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Советский писатель, 1986.- 480с.
167.Попова 1996 - Попова Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста. - КД. Липецк, 1996.-254с.
168.Потебня 1990 - Потебня A.A. Теоретическая поэтика. - М. : ВШ, 1990.- 344с.
169.Поцепня 1997 - Поцепня Д.М. Образ мира в слове писателя.
- СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.-264с.
170.Прието 1983 - Прието Антони. Из книги «Морфология романа». Нарративное произведение.// Семиотика. - М.: Радуга, 1983.- 636с.
171.Ржевская 1970 - Ржевская Н.Ф. Концепция художественного времени в современном романе (функция «ретроспекций» в романе).// Филологические науки. - 1970. - №4.- с.28-40.
172.Родина 1984 - Родина Т.М. Художественная картина мира как синтетическая многомерная структура.// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения./ 1984. - Л.: Наука, 1986.-с.57-68.
173.РЯ - Русский язык. Энциклопедия. Гл.ред. Ф.П.Филин. - М.: Советская энциклопедия, 1979.- 432с.
174.Сапаров 1974 - Сапаров М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974.- с.85-103.
175.Семенко И.М. Автор в «Евгении Онегине». - КД. Л., 1947.
176.Степанов 1975 - Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. - М. : Наука, 1975.- 312с.
177.Свительский 1976 - Свительский В.А. Композиция как одно из средств выражения авторской оценки в произведениях Достоевского.// Достоевский: материалы и исследования. Т.2. - Л.: Наука, 1976.- 332с.
178.Семенова 1980 - Семенова О.Н. О межцикловом композиционном единстве у М.Горького (статья 1).// Вопросы стилистики. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1980. Вып.15.-с.31-49.
179.Семенова 1982 - Семенова О.Н. О межцикловом композиционном единстве у М.Горького (статья 2).// Вопросы стилистики. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. Вып.17.-с.22-46.
180.Скорино 1968 - Скорино Л. Лица без карнавальных масок.// Вопросы литературы. - 1968. - №6.- с.25-42.
181.Скороспелова 1985 - Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30 годов: судьбы романа. - М. : Издательство МГУ, 1985.- 264с.
182.СЛТ 1974 - Словарь литературоведческих терминов./ Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. - М. : Просвещение, 1974.-509с.
183.Смелянский 1990 - Смелянский А. Записки покойника. Театральный роман. Комментарии.// М.А.Булгаков. Собр.соч. в 5 томах, т.4. - М.: Художественная литература, 1990.- 68 6с.
184.Смелянский 1986 - Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. - М.: Искусство, 1986.- 384с.
185.Смирнов 1995 - Смирнов И. П. Порождение интертекста. Санкт-Петербург: Издательство СПГУ, 1995.- 192с.
186.Смирнов 1977 - Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. - М.: Наука, 1977.- 204с.
187.Соколов 1968 - Соколов А.Н. Теория стиля. - М. : Искусство, 1968.- 223с.
188.Солганик 1973 - Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика.
- М.: ВШ, 1973.- 214с.
189.Степанов 1988 - Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика.
- М.: Наука, 1988.- 382с.
190.Степанов 1985 - Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. - М.: Наука, 1985.- 335с.
191.Творчество Михаила Булгакова. - Томск: Издательство Томского университета, 1991.- 160с.
192.Теория... 1990 - Теория функциональной грамматики. Темпо-ральность. Модальность. - Л.: Наука, 1990.- 264с.
193.Томашевский 1983 - Томашевский Б.В. Стилистика. - Л.: Издательство ЛГУ, 1983.- 288с.
194.Торсуева 1986 - Торсуева Е.Г. Детерминированность высказывания параметрами текста.// Вопросы языкознания. - 198 6.-№1.- с.70-74.
195.Тураева 197 9 - Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М. : Наука, 1979.-219с.
196.Тураева 1994 - Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности.// Вопросы языкознания. - 1994. - №3.- с.105-114.
197.Тынянов 1977 - Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.- 574с.
198.Успенский 1970 - Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М. : Искусство, 1970.- 224с.
199.Филатова 1989 - Филатова В.В. Лексико-грамматические способы выражения категории авторства в тексте.// Особенности изучения синтаксиса в средней общеобразовательной школе. - Горький: НГПИ, 1989.- с.82-89.
200.Фоменко 1994 - Фоменко И.В. Служебные слова как возможность реконструкции авторского мироощущения.// Новое литературное обозрение. - 1994. - №8.- с.73-77.
201.Фортунатов 1974 - Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы.// Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974.- с.173-186.
202.ФЭ - Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1970.- т.5.- 740с.
203.ФЭС - Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 198 9.- 815с.
204.Хинтикка 1981 - Хинтикка Я. Виды модальности.// Семантика модальных и интенсиональных логик. - М.: Прогресс, 1981.- с.41-60.
205.Храпченко 1975 - Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М.: Советский писатель, 1975.- 408с.
20 6.Храпченко 1982 - Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. - М.: Советский писатель, 1982.-416с.
207.Цилевич 1988 - Цилевич Л.М. Принципы анализа литературного произведения как художественной системы.// Филологические науки. - 1988. - №1.- с.9-13.
208.Человеческий фактор 1992 - Человеческий фактор в языке: Коммуникация, модальность, дейксис. - М.: Наука, 1992.- 281с.
209.Человеческий фактор 1991 - Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. - М.: Наука, 1991.- 214с.
210.Чернейко 1994 - Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте.// Филологические науки. - 1994. - №2.- с.58-60.
211.Чернухина 1977 - Чернухина И.Я. Очерк стилистики художественного прозаического текста. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977.- 2 08с.
212.Чернухина 1979 - Чернухина И.Я. Речевая трансформация образа.// Язык Л.Н.Толстого. - М.: ВШ, 1979.- 240с.
213.Чернухина 1984 - Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1984.- 115с.
214.Чичерин 1980 - Чичерин A.B. Ритм образа. - М. : Советский писатель, 1980.- 396с.
215.Чудаков 1987 - Чудаков А. П. Проблема сказа в работах В.В.Виноградова.// Русский язык. Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1987.- с.5-15.
216.Чудаков 1973 - Чудаков А.П. Проблема целостного анализа художественной системы. (О двух моделях мира писателя).// Славянские литературы. - М.: Наука, 1973.- с.76-98.
217.Чудакова 1979а - Чудакова М.О. Библиотека М.Булгакова и круг его чтения.// Встречи с книгой. - М.: Книга, 1979.- с. 244300.
218.Чудакова 197 96 - Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь.// РР. 1979. №3.- с.55-59.
219.Чудакова 1988 - Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М.: Книга, 1988.- 49бс.
220.Чудакова 1980 - Чудакова М.О. М.А.Булгаков - читатель.// Книга. Исследования и материалы. - М.: Книга, 1980.- с.164-185.
221.Чудакова 1982 - Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А.Булгакова.// Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. - Л.: Наука, 1982.- с.133-14 6.
222.Чудакова 1991 - Чудакова М.О. Пастернак и Булгаков: рубеж двух литературных циклов.// Литературное обозрение. - 1991.-№5.- с.11-17.
223.Шкловский 1983 - Шкловский В. Повести о прозе. Размышления и разборы.// Избранное в 2-х тт., т.1. - М.: Художественная литература, 1983,- 640с.
224.Шмелева 1990 - Шмелева Т.В. Экспликация как метод изучения модальности.// Функциональные, типологические и лингводи-дактические аспекты исследования модальности. - Иркутск, 1990.-130с.
225.Штайн 1997 - Штайн К.Э. Расслоение поэтического текста и его фактура. // Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. - Самара: Издательство СГПУ, 1997.- с. 6975.
226.Щерба 1957 - Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений.// Л.В.Щерба. Избранные работы по русскому языку. - М.: Учпедгиз, 1957.- 187с.
227.Эйдинова 1980 - Эйдинова В.В. Ю.Тынянов о «литературной личности».// Филологические науки. 1980. №3.- с.
228.Эйхенбаум 1969 - Эйхенбаум Б.М. О прозе- - Л.: Художественная литература, 1969.- 502с.
229.Язикова 1987 - Язикова Ю.С. Осложнение семантики художественного слова под влиянием образа персонажа.// Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. -М.: Издательство МГПИ, 1987.- с.147-153.
230.Язикова 1985а - Язикова Ю.С. Слово в языке м.Горького. -Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1985.- 175с.
231.Язикова Ю.С. Смысловая структура слова в семантико-стилистической системе м.Горького. - АДД. Л., 1985.
232.Якобсон 1987 - Якобсон Р. Работы по поэтике. - М. : Прогресс, 1987.- 464с.
233.Яковлева 1994 - Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М.: Гнозис, 1994.- 344с.
234.Яновская л.м. Творческий путь М.Булгакова. - М. : Советский писатель, 1983.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.