IT-центризм: антропологическая периферийность информационного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Галимова, Айгуль Маратовна

  • Галимова, Айгуль Маратовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 136
Галимова, Айгуль Маратовна. IT-центризм: антропологическая периферийность информационного общества: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2016. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Галимова, Айгуль Маратовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

1.1 Основные понятия информационного общества

1.2 Развитие информации: сохранение, распространение, передача

1.3 Теория алгоритмов: структурирование данных и их антропологическое измерение

ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК В ЭПОХУ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Научно-техническая революция: влияние информационных технологий на тело и сознание

2.2 Криптография как способ защиты информации

2.3 Методы взлома и хищения информации: хакерство как феномен

ГЛАВА III. СПОСОБЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ 1Т-ЦЕНТРИЗМА

3.1 Защита через сокрытие: человек в ситуации информатизации

3.2 Стратегии выбора: антропологический и информационный фактор

3.3 Модели дальнейшего развития общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

127

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «IT-центризм: антропологическая периферийность информационного общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Информатизация социальной реальности и способы существования человека в ней сегодня являются одной из наиболее актуальных характеристик существования современного общества. Востребованность данной темы определяется широчайшим диапазоном областей ее применения: на данном этапе влияния процесса информатизации большинство актуальных исследований, нацеленных на экспликацию экономических, политических, культурологических, социальных, философских контекстов напрямую затрагивает данную тематику. Наиболее проблематичной областью современной эпохи можно назвать отсутствие способности противостоять изменчивости, что в качестве последствий влечет за собой сложность прогнозирования дальнейших путей развития информационных процессов. В первую очередь это связано с непрерывным стремлением к инновациям, упрощению повседневных действий с помощью информационных технологий, что приводит к состоянию постоянного изменения внешних довлеющих факторов, определяющих ландшафт повседневности. Динамика и высокая интенсивность трансформаций в информационном обществе задает базовый контекст большинства научных исследований, в то время как анализ возникающих при этом проблем невозможен без обращения к нему, что вполне определенно задает горизонт необходимости исследования.

Изменился статус информации, а, значит, возникает необходимость подстроиться под общие условия, продиктованные информационным обществом. Стремительное развитие вычислительной техники, колоссальное влияние информатизации на жизнь человека привели нас в такую ситуацию, где информационным технологиям отводится центральное место, в ситуацию, когда они начинают главенствовать и создавать свою особую среду. Подчеркивая

предельную важность данного феномена и новых способов рассмотрения социальной реальности, мы будем называть данное явление ГГ-центризмом.

1Т-центризм - феномен общества потребления информации, нивелирование ценностей, появление новых социальных статусов; в этом мире знания становятся преобладающим моментом и определяют положение человека в обществе. Появляется антропологическая периферия, и не только потому, что центром всего становится информационный мир; периферическое отношение определяется расположенностью по отношению к центру, в данной ситуации - это смещение человеческого [на периферию]. Описанные условия современности обуславливают переход человечества к мировоззренческим установкам трансгуманизма, и оказалось, что это был лишь переходный период; сейчас человек все ближе к тому, чтобы перейти на следующий этап - этап тотальной виртуализации. ГТ-центризм и антропологическая периферия- концентрированные места локализации человека и его областей потребления. Есть ли смысл производить информацию ради информации, то есть без конечного адресата? Информационные технологии без производителя зачастую уже находятся в центре, ведутся разработки по искусственному интеллекту, машинному обучению, нейронным сетям; выходит так называемая автономная машина по производству информации. ГТ-центризм и его антропологическая периферия информационного общества - это будущее, которое уже частично находится в настоящем; то будущее, когда человек для производства информации как таковой будет уже не нужен, бесполезен, потребности человека для процесса производства информации будут принципиально не важны. Подобный прогноз действительно вселяет тревогу и ставит нас в ситуацию необходимости комплексного поиска путей решения вопроса «как будет возможно жить в подобном обществе человеку».

В диссертационном исследовании затрагиваются не только проблемы, возникшие у человека при появлении информационного общества, но также и рассматриваются способы сохранения своей идентичности через рассмотрение категорий воображения, телесности, стратегий субъективации, а также ситуации ускользания в мире информационных технологий.

Проблематика воображения, начиная с кантовской мысли, натолкнувшейся на эту «слепую, хотя и необходимую функцию души», обнаруживает целый ряд возможных экспликаций. Подавляющее большинство философских концепций XX века так или иначе затрагивают проблематику воображения; равным образом и наоборот: в обозримых из XXI века контекстах, закладываемых различными сменами дискурсивных полей, разрабатывать ту или иную концепцию без привлечения проблемы воображения оказывается проблематичным. Так или иначе, помимо, собственно, разработок этой темы, мы обнаруживаем и необозримое множество вхождений в магистральные рассуждения, имевших место в интеллектуальном горизонте XX века; элементов подчиненных и выводимых из проблематики воображения, как то - тематика взгляда, образа, движения, реальности воображаемого и прочего.

Собственно, сами разработки в контексте тематики воображения могут быть рубрицированы теми направлениями, в которых происходило их осуществление: видение, куда попадают тематизации взгляда, видимого, образа; движение в различных его аспектах; и то, что может быть названо дискурсом о теле во всех коннотациях последнего. Естественно, что границы этих направлений не были и не могут быть заданы строго; имеют место взаимные их переходы, попытки выстроить отношения доминирования и подчинения этих сфер, вплоть до их совпадения или отождествления. Однако подобное разделение позволяет сохранить некоторую определенность траектории движения, предпринимаемого в данной работе.

Из вышесказанного следует, что в условиях эпохи роста научно-исследовательского прогресса, и, как следствие, постоянной изменчивости систем ценностей и мировоззренческих парадигм, человеку становится очевидной необходимость поиска такой философской концепции, которая будет отвечать заданным вопросам современности, где идеи классического гуманизма прогрессистской эпохи Просвещения с его привычным антропоцентризмом уже давно исчерпывают себя.

Информационное общество приводит человека в ситуацию, где почти любой пробел в знаниях можно восполнить за долю секунды, где демаркационная линия между научной фантастикой и реальностью становится все прозрачнее, где оказывается фактически невозможным в качестве действенного механизма функционирования общества ограничиться лишь пониманием гуманистического принципа. Такая философия должна представлять собой некий бунт против разума, поиск ответов в структурах, позволяющих не ограничиваться рамками собственного сознания.

Мы сталкиваемся с необходимостью смещения сознания за пределы классической гуманистической парадигмы, где вопросов больше, чем ответов, но тем больше возможностей оказаться ближе к пластичности реальности, больше возможностей совершенствовать ее, что становится возможным в эпоху постгуманизма.Совершенствование реальности за счет популяризации результатов научных достижений достигается в трансгуманизме, первостепенными направлениями которого являются преодоление ограничений человеческого тела, космическая экспансия.

Принципиальным отличием человека эпохи пост- и трансгуманизма является его качественное переосмысление систем ценностей, смещение центра культурного базиса человеческой цивилизации в сторону новой научно -исследовательской программы, что приводит к постепенному нивелированию основ европоцентризма, антропоцентризма, национализма, всего, что аккумулирует в себе воззрения эпохи Возрождения и Нового времени и, в конечном итоге, способствует смене контекста значения и положения человека в мире.

Степень разработанности проблемы

Социально-философская проблема, исследуемая в диссертации, рассматривает и прогнозирует дальнейшие пути развития человека в информационном обществе. Сама тематика получила свое развитие в США и Японии со второй половины 1960-х годов. Понятие информационного или

постиндустриального общества началось с исторического подхода Д. Белла1, где он отразил переход от производства товаров к производству услуг, но также им были сформулированы основные критерии, отличающие нынешнее общество от «послереволюционного».

Японский ученый Ё. Масуда большое внимание уделял области технологий, но это, в первую очередь, - именно коммуникационные устройства -телекоммуникации и кабельные сети, хотя он и придавал значение информационному продукту и считал его будущей движущей силой2. Т. Стоуньер был сторонником рассмотрения нового типа общества с точки зрения экономического сектора, и уже тогда особо выделял роль информации, которую

-5

можно накопить и сохранить как особую ценность .Футуролог Э. Тоффлер основной акцент ставил на развитие информационных технологий4 Существенный вклад в концепцию «информационализма» внестакже М. Кастельс5, он представлял информацию в качестве основы производительности и труда.

Цивилизация постиндустриализма современного российского ученого В. Л. Иноземцева6 представляет собой три эпохи: доэкономическую - с борьбой за выживание, экономическую, где формируется сектор материального производства и появляется осмысленный труд, и постэкономическую эпоху с творческой деятельностью, базирующейся на информационном секторе.

Французская социологическая школа (Ж. Фурастье, А. Норман) рассматривает процессы глобальной информатизации, где экономические, социальные и культурные аспекты человеческой деятельности на волне

1Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999. 956 с.

Masuda Y.The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: WorldFutureSoc., 1983.

ъСтоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 392-409.

4Тоффлер Э.Третья волна. М.: АСТ, 1999. 430 с.

5 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.

6Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология М.: Academia, 1999.

631 с.

нарастающих информационных потоков играют первостепенную роль. Д. В. Иванов же пошел дальше и перешел к новой терминологии, рассматривая общество в контексте виртуальной реальности7.

Наряду с остальными знаковыми исследованиями современного общества, свое место занял и миросистемный подход Ф.Броделя и И. Валлерстайна. «Миросистема - социальная система, имеющая границы, структуру, правила легитимации и согласованность» . Эта система отражается в одновременном сосуществовании трех историко-экономических укладов с доминированием одного из них. Отличительная особенность этих укладов заключается в норме прибыли.

Социолог и философ А. Турен переходит к пониманию нового типа «программированного» общества, отличающегося отчужденностью не только от собственного труда, но и от социальных отношений. Данная проблема определена Э. Гидденсом и заключается в сомнении статичности знания, за счет не поддающейся контролю системы его переосмысления9.

Таким образом принцип, выведенный Э. Эриксоном: «Идентичность индивида основывается на двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, и на осознании того факта, что твои тождество и непрерывность признаются окружающими»10, с одной стороны, благоприятствует новым открытиям посредством эффективного получения необходимой информации в кратчайшие сроки, раскрывает потенциал для изучения любых сфер жизни и деятельности. Но с другой стороны, предопределяет такую ситуацию, когда особая роль информации накладывает специфический, малорефлексируемый

у

Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: сборник. М.: АСТ, 2004. С. 363.

о

Wallerstein I. The Morden World System. V. 1. Capitalist Agriculture and the Origin of the European World Economy. New York, 1974. С. 347.

9Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 105-106.

1°Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 2006. 352 с. c. 58-59

отпечаток в сознании и перенаправляет ориентиры в русло, необходимое для прямого управления индивидуумом.

Формальным исследованием информации занимались К. Шеннон и У. Уивер, в работе «Математическая теория связи»; формула, полученная на базе их исследования, стала огромным толчком для дальнейшего развития не только в теории информации, но и открыла новые возможности для создания техники нового уровня. Также большой вклад внесли разработки Дж. Уилларда Гиббса, Л. Больцмана, а зачинателями революции в области вычислительной техники, компьютеров и нынешнего понимания информации были Джон Фон Нейман11, Алан Тьюринг12, Чарльз Бэббидж13, Джон Мокли и Дж. Преспер Экерт14.

Вопросами субъективности человека в информационном обществе занимались и современные отечественные авторы, среди них: Б. В. Марков, А. М. Соколов, С. В. Полатайко, В. В. Савчук, К. А. Сергеев, А. В. Перцев, В. Ю. Быстров.И хотя исследования в этой области проводятся уже много лет, и промежуточные точки намечены со всей точностью и ответственностью, постоянно изменяющаяся и обновляемая действительность неустанно требует дальнейших разработок в ответ на новые обстоятельства и вызовы.

Объект и предмет исследования

Объектом исследованияявляется информация, влияние информационных потоков и разнокалиберных информационных процессов на человека, человеческую субъектность.

Предметом исследованияявляются способы включения человека в мир информационных технологий и возможные модели полного погружения в него.

Цели и задачи исследования

nAspray W. John von Neumann and the Origins of Modern Computing. London: MITPress, 1990.

376 p.

12

Тьюринг Алан М. Может ли машина мыслить? М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960. 67 с.

13

Майстров Л.Е., Эдлин И.С. Ч. Бэббедж и его разностная машина // Наука и техника: (Вопросы истории и теории). Л., 1973. Вып.8. С. 33-36.

wMcCartney S. ENIAC: The Triumphs and Tragedies of the World's First Computer. BerkleyBooks, 2001. 262 p.

Основной целью диссертационного исследования является раскрытие особенностей положения современного человека в мире на фоне развития вычислительной техники и увеличения распространения информации.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- раскрыть понятие информации в контексте информационного общества, введение контекста ГТ-центризма;

- выявить особенности и проследить историю информационного общества;

- рассмотреть различные варианты обращения с информацией и выявить ее переход к теории алгоритмов;

- показать положение человека в период информатизации;

- обозначить криптографию (шифрование) как защиту информации от человека;

- использовать феномен появления специализированной субкультуры -«хакеров» для демонстрации информационной борьбы между людьми через посредника - компьютер;

- описать возможные стратегии существования при информатизации;

- определение моделей дальнейшего развития вычислительной техники и их влияние на человека.

Теоретико-методологическая основа исследования

Теоретическая основа исследования. Российские философы XXI века в условиях мировоззренческих предпосылок информационного общества констатируют факт утраты человеком возможности идентификации собственной личности, говорят о его смерти как антропологической данности15. В полный голос объявлено о назревшей необходимости говорить о человеке не как о некоем безусловном и самоценном индивидууме, а о разных формах гуманоидной жизни, где человеку как виду, не наделенному какими бы то ни было свойствами, дарованными научным прогрессом, грозит наибольшая опасность исчезновения16.

15Гуревич П.С. Деантропологизация человека // Вопросы философии. М., 2009. № 3. С. 26.

16Смирнов С. А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. М., 2003. № 5.

В таком контексте актуальными становятся представления о человеке как о некоем механизме, совокупной системе физического тела, наделенного психическими и нейробиологическими структурами.

Возможности моделирования человеческого тела, опирающиеся на результаты технической, в особенности, кибернетической цивилизации, провоцируют масштабированное увеличение необходимости ресурсных затрат, обеспеченность источников энергии, что позволяет говорить о вероятном сохранении как основ существующей модели товарно-денежных отношений, так и причин конфликтов государственных образований и национальных общностей. Однако унифицированность и принципиальная моделируемость человеческого тела, его нейрофизиологических компонентов, генетической заданности, со всей очевидностью это приводит к двойственности устремлений: когда ты сам можешь создавать свое тело, приводить его в соответствие с желаемым образом, но при этом теряется основа индивидуальности, которая пока базируется на некой

17

случайной комбинации генови индивидуальных социальных условиях формирования индивидуума. Отчасти это происходит уже сейчас, на уровне виртуальной реальности: на различных коммуникационных площадках каждый, кто имеет доступ к Интернету, волен собирать свой образ, не привязываясь к исходным данным собственной личной истории; к чему это приводит? К постоянным попыткам вырваться на поверхность мелькающих текстов,

изображений, виртуальных событий; стратегии известны (эпатаж, провокации,

18

дистанцирование) , наработанные формы персонификации пока неплохо справляются с задачей структурирования виртуальной личности, довольно-таки стабильна локализация различных типов присутствия пользователей19.

17 Количество возможных вариаций настолько велико, что пока мы можем лишь предполагать результат или концентрировать научное внимание на исследовании очень небольшого фрагмента кода.

18Garber M. The Joy of Instagram // The Atlantic. 2016.

URL: http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2016/06/the-joy-of-instagram/486614/ (дата обращения 02.08.2016).

19 Быстро меняются площадки, однако, тематически они претерпевают минимальные изменения: можно легко найти локацию персонажей, занятых доказательством своей компетентности, локацию развлекательного потока, масс-медиальные локации.

Анонимность и всеохватность сети Интернет позволяют нам действительно быть кем угодно, несколькими сразу, и при этом, даже в наших виртуальных жизнях, мы стремимся к индивидуации, как будто принцип анонимности - это не стирание границ личной определенности, а просто новый способ завести себе еще несколько жизней. Таким образом, вышесказанное дает основания предполагать закладку фундамента перехода состояния ксенофобии в ксенофилию, в условиях которой особую ценность будет составлять уникальность отдельного постчеловека, представителя не общности, но эпохи, как показателя развития уровня технологий.

Модель общества, безусловно, будет преобразоваться, внешне - в сторону упрощения, однако, скорее всего, это будет иллюзорное упрощение: потребность интенсификации удовольствий, мифологизация научного знания как наивысшей ценности и гаранта всяческих благ, столкновение концепций, проповедующих необходимость максимального освобождения человека от страданий и страстей. Таким образом, ключевым вопросом вариативности перспектив дальнейшего развития человечества станет принципиальное определение потребностей, стимулирование деятельности, которая также приобретет черты основополагающей в понимании критериев оценивания степени влияния современных технологий на биологическую составляющую человека и его эволюционного становления для решения проблем физиологического характера, а также связанных с этим социальных и экономических последствий.20

Методологические основания исследования. При проведении исследования используются общенаучные методы,применение которых позволяет раскрыть роль информации в жизни человека как представителя информационного общества.

- Историко-философский: реконструкция истории понятия информации позволяет проследить эволюцию понимания человеком феномена информации. Это оказывается важным для того, чтобы зафиксировать точки смен парадигм,

20

Шевнина И.А. Проблема деантропологизации и реконструкции человека в российской философии XXI ВЕКА. // Наука и современность. 2014. № 31. С. 175-180.

свидетельствующих о качественных преобразованиях в языке, культуре и быту современного общества. Такого рода отслеживание позволяет не упустить моменты перехода общества на информационную стадию развития, поскольку появление новых ключевых фигур в этом поле («хакер», «специалист по безопасности»), дискурсивная определенность таких центральных понятий, как алгоритм, информация - очень чутко реагируют на изменение роли и статуса последней в жизни общества и человека, в частности.

- Философско-антропологический метод оказывается наиболее подходящим для раскрытия точек напряжения и общего понимания положения человека в информационном обществе. Скорость, с которой обновляется виртуальное поле коммуникации, воображения, научного знания, ставит зачастую непосильные задачи для человеческого сознания и тела: необходимо не только не потеряться в хаотических и не имеющих спада интенсивности информационных потоках, но и суметь выделять нужные, постоянно лавируя на границе возможностей внимания и потребности в потреблении новых массивов информации.

- Метод моделирования позволил нам очертить несколько моделей дальнейшего развития общества с учетом научных разработок в этой области, которые сейчас активно ведутся. Это и работа над созданием искусственного интеллекта, и кибернетика, и машиностроение, и появление новых способов коммуникации как между людьми, так и между человеком и машиной. Без учета научно-технической экспансии в повседневную жизнь моделирование социальных явлений, продуктов и даже целых смен общественного устройства оказывается фактически невозможным.

- Так, герменевтический метод позволяет нам последовательно связать моделирование социокультурной реальности с неизбежными изменениями, происходящими в субъективности человека, его повседневной жизни, а также аспектами его творческой, научной и любой другой производящей деятельности. Интерпретация, с одной стороны, уже подготовленных футурологами аспектов влияния технического прогресса и тотальной

информатизации общества, а с другой - [интерпретация] имманентных самому человеческому существу структур приводит нас к рассмотрению феномена 1Т-центризма и антропологической периферии в динамическом и непрерывном отношении взаимного влияния.

Научная новизна исследования

Тематика влияния информатизации на все аспекты человеческой жизни действительно давно заботит умы философов, ученых, исследователей. Однако процесс, который мы наблюдаем, очень схож с постоянной гонкой шифрования: порой результаты, полученные в ходе той или иной разработки устаревают и становятся неактуальными в момент выхода в широкое научное пространство. Интенсивность, с какой появляются, развиваются и внедряются в жизнь технологические и информационные новинки глобального рынка, постоянно требует обновления, своевременной реакции, моментального схватывания и освоения современных веяний, при этом крайне важным остается своевременный анализ ситуации, выявление уязвимостей, опасностей и проблематичности использования новейших возможностей. Буквально, мысль, особенно научная, хорошо структурированная, не поспевает за постоянными вспышками актуальностей на горизонте повседневной жизни; именно этим диктуется и новизна исследования: мы всегда вынуждены схватывать происходящее, поскольку скорость, с которой оно меняет социокультурный ландшафт, не оставляет нам времени на передышку или привычную аналитическую размеренность академического исследования.

В данной работе мы предпринимаем попытку, во-первых, отследить логику формирования предпосылок к формированию информационного общества, во-вторых, выстроить прогнозы относительно способности общества адекватно реагировать на скорость изменения научного и технологического знания, а также предоставлять возможности для улучшения жизни человека. В-третьих, мы рассматриваем феномены появления субкультур, связанных с

вычислительной техникой, а именно, хакерами, исследованием информации как связной структуры в виде алгоритма, проблемами соотношения появившихся знаковых систем и соотношения их с реальностью, способы сокрытия от влияния информационных потоков и прогнозирования дальнейшей истории человечества, но в рамках ГТ-центризма с привязкой к проблематике сохранения человеческой субъектности в перспективе тотального вторжения технического во все сферы существования.

Положения, выносимые на защиту

1. Современное общество более не представимо без вычислительной техники. Мир без удобств, автоматизации, всеобщей доступности, отсутствия территориальных и коммуникационных границ остался в прошлом. Появление информационного общества характеризуется не только экономическими изменениями со сменой ориентиров в сторону сферы услуг и появлением особо важного ресурса - информации, но и созданием новой среды для жизни человека, меняются его приоритеты, взгляды на окружающую действительность и средства, которыми он управлял для упрощения труда и повседневности, заняли центральную позицию и стали на уровень первичных потребностей.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Галимова, Айгуль Маратовна, 2016 год

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Aspray W. John von Neumann and the Origins of Modern Computing. - London: MIT Press, 1990. - 376 p.

2. Averroes. On the harmony of religion and philosophy. Transl. by G. F. Hourani. London, 1961. - 128 p.

3. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting // New York: Basic Books, 1973. - 102 p.

4. Boole George. The mathematical analysis of logic, being an essay towards a calculus of deductive reasoning. Cambridge: Macmillan, Barclay, & Macmillan; London: George Bell. 1847,[Электронныйресурс],ЦЕЬ: www.gutenberg.org/ebooks/36884 (датаобращения: 13.06.2016).

5. Bush V. As we may think. TheAtlanticMonthly. [Электронный ресурс], URL: www.theatlantic.com/doc/194507/bush (дата обращения: 13.06.2016).

6. Callicott B. Conceptual Resources for Environmental Ethics in Asian Tradition of Thought: A propaedeutic // Philosophy East and West. 1987, - Apr. Vol. 37. - P. 130.

7. Cleverdon C. W. The significance of the Cranfield tests on index languages. In Proc. SIGIR, ACM Press. - P. 3-12.

8. Dewatripont M., Tirole J. Modes of Communication // Journal of Political Economy. Vol. 113. No. 6. Chicago: The University of Chicago Press, 2005. - P. 58-59.

9. Drexler K. Eric. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology. New York: Oxford University Press, 1986. - 271 p.

10. Drucker Peter F. Beyond the Information Revolution. TheAtlantic. 1999. [Электронный ресурс] URL:

http: //www.theatlantic. com/magazine/archive/1999/10/beyond-the-information-revolution/304658/ (дата обращения: 08.02.2015)

11. Garber M. The Joy of Instagram // The Atlantic. 2016. [Электронный pecypc]URL: http: //www. theatlantic. com/entertainment/archive/2016/06/the-j oy-of-instagram/486614/ (дата обращения: 02.08.2016).

12. Hopper R., Bell R.A. Broadening the deception construct // Quarterly Journal of Speech. 1984,- P. 288-302.

13. Huxley J. Religion Without Revelation. London: E. Benn.1927.

14. Kahn T. The Road to the Information Age // The Atlantic. 2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/the-road-to-the-information-age/306922/ (дата обращения: 17.09.2015)

15. Logan Robert K. Chapter 3. Ancient Science of Mesopotamia, Egypt and China // Robert K. Logan. The Poetry of Physics and the Physics of Poetry. Singapore: World Scientific Publishing Co., 2010. - P. 11-21.

16. Luhn H.P. The automatic creation of literature abstracts. IBM Journal of Research and Development 2(2), 1958, - 317 p.

17. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence // Futures. 1985. V. 17. № 5. - P. 492- 494.

18. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983. - P. 29.

19. McCartney S. ENIAC: The Triumphs and Tragedies of the World's First Computer. - Berkley Books, 2001. - 262 p.

20. Mooers Calvin E. Coding, information retrieval, and the rapid selector. American Documentation 1(4), 1950, - P. 225-229.

21. Mumford L. Technics and the Nature of Man // Technology and Culture, №7, -1966, - P. 303-317

22. Robert K. Logan. Chapter 3. Ancient Science of Mesopotamia, Egypt and China. // The Poetry of Physics and the Physics of Poetry, Singapore: World scientific publishing Co., 2010., - P. 11-21.

23. Svein Sjoberg. Science and Technology Education Current Challenges and PossibleSolutions // Innovations in Science and Technology Education Vol VIII, Paris: University of Oslo, 2002, - P.201- 228.

24. Toffler A. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. N. Y.: Bantam, 1990, 585 р.

25. Toffler A. Powershift: Knowledge, Wealth, and Violence at the Edge of the 21st Century. New York: Bantam. 1990, - P.16.

26. Toffler A. The Third Wave // New York: Morrow, 1980, - 517 p.

27. Waddell K. The Information Revolution's Dark Turn // The Atlantic. 2008. [Электронный ресурс] URL:

http://www.theatlantic.com/technology/archive/2016/02/has-the-information-revolution-lost-its-way/471009/ (дата обращения: 18.11.2015).

28. Wallerstein I. The Morden World System. V. 1. Capitalist Agriculture and the Origin of the European World Economy. New York, 1974,- 347p.

29. Абрашкевичус Г. А. Информационное общество и этнокультура // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Философия. Социология». 2009. Т. 22 (61). № 1. С. 39-48.

30. Аргонов В.Ю. Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый толчок развития? // Вопросы философии. - М., 2008.

- № 12. С. 22-37.

31. Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 4 / пер. и ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983.

- 830 с.

32. Афанасьев С. Л. Будущее общество. Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000, - 568 с.

33. Барт Р. Воображение знака.[Электронный ресурс] URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm#_Toc34616999 (дата обращения: 29.08.2016).

34. Барышников П.Н. Типология бессмертия в теоретическом поле французского трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентые технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Под ред. Проф. Д. И. Дубровского. - М : ООО «издательство МБА», 2013. - 272 с.

35. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / пер. с англ. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999,- 956 с.

36. Белов В.Г. Парадигма информационного общества и становление информационного права // Право и информатизация общества: Сб. науч. тр. - М., 2002. С. 32-38.

37. Бергсон А. Творческая эволюция. - СПб.: Академический Проект. 2015. -320 с.

38. Бердяев. Н. Человек и машина. (Проблема социологии и метафизики техники) / Путь. Май 1933. №38. - С. 3-38. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1933_384 (дата обращения 05.06.2016).

39. Бодрияр Ж. Симулякры и симуляции. - М.: Рипол-классик. 2015. - 240 с.

40. Борн М. Моя жизнь и взгляды, - М.: Прогресс, 1973. - 176 с.

41. Бруно Д. О причине, начале и едином. - М., Соцэкгиз, 1934. - 232 с.

42. Вайнрих Х. Лингвистика лжи // Язык и моделирование социального взаимодействия. -Сост. В. М. Сергеева и П. Б. Паршина; Общ. ред. В. В. Петрова. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

43. Вершинин М. Современные молодежные субкультуры: хакеры. 2004, [Электронный ресурс] URL:http://psyfactor.org/Hb/vershmm4.htm (дата обращения: 07.03.2015)

44. Галилео Галилей. Диалог о двух системах мира. - М. -Л.: ГИТТЛ, 1948.147 с.

45. Галимова А.М. Эволюция понятия алгоритм и его разделение по видам вычислимости // Международная летняя школа-семинар по искусственному интеллекту для студентов, аспирантов и молодых ученых. - ISyT 2011, -Тверь-Протасово. 2011.

46. Галимова А.М., Тебякина Е.Е. Влияние развития технических наук на человека: проблема конструирования идентичности в информационном обществе // Вестник Ленинградского Государственного университета имени А.С. Пушкина -2016. - № 1. - С. 93-99.

47. Галимова А.М., Жуков М.В., Скворцова М.В. Осмысление основных проблем и пути совершенствования системы образования в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология

и искусствоведение. Вопросы теории и практики.- Тамбов: Грамота, 2016. № 3(65): в 2-х ч. Ч. 2. - C. 40-43.

48. Гелен А. О систематике антропологии. (Перевод Филиппов А.) // Проблема человека в западной философии / Переводы / Сост. и послесл. П.С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова. Москва: Издательство «Прогресс», 1988. - C.152.

49. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. - С.105-106.

50. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1. - М. Мысль, 1989, - 622с. - (Филос.насл. Т.107.) - С.66-218.

51. Гуревич П.С. Деантропологизация человека // Вопросы философии. - М., 2009. - № 3. - С.26.

52. Задоя Е.С. Современные проблемы образования и некоторые пути их решения // Фундаментальные исследования, №10, - 2007. - C. 98-99.

53. Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи. - СПб., 1999. - С. 263-273.

54. Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: сборник. М.: АСТ, 2004. - С. 363.

55. Идальго С. Как информация управляет миром. -М.: Издательство «Э», 2016. -256 с.

56. Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология М.: Academia, 1999. - 631 с.

57. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Academia, Наука,

1999,- 724 с.

58. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы // Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Логос,

2000. - 304 с.

59. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. и предисл. Н. Лосского. -СПб., тип. М. М. Стасюлевича, 1907. - 444 с.

60. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. - С. 292-297.

61. Кантор Г. Труды по теории множеств. - М., Наука, 1985. - 424 с.

62. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ., под ред. О. И. Шкартана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000, - 608 с.

63. Кнут Д.Э. Искусство программирования, том 1. Основные алгоритмы. М., 2007,- С. 27-28.

64. Колин К.К. Информационная революция и фундаментальная информатика // НТИ. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2001. - № 6. -С. 1-7.

65. Колмогоров А.Н., Драгалин А.Г. Математическая логика. М.: УРСС. 2004, -240 с.

66. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. Малый комментарий. Послание против Вернера. Упсальская запись / Перевод И. Н. Веселовского. — М.: Наука, 1964,- 646 с.

67. Косарев В.А. Укротитель людей // Литературная газета. - М., 1996.

68. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Культурная революция. 2010,- 488 с.

69. Лакан Ж. Имена-Отца. - М.: Тнозис: Логос. 2006,- 160 с.

70. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. - М: Гнозис, 1995. 192 с.

71. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - № 4. - С. 147.

72. Леви-Стросс К. Печальные тропики вчера и сегодня. - М: Издательство «Мысль». 1984. 220 с.

73. Литовка И.И. Формирование протонаучного комплекса знаний в Месопотамии и Древнем Египте: когнитивные и социальные основания // Автореферат диссертации кандидата философских наук, - Новосибирск: ИФиП, 2006 г. - 209 с.

74. Лотфуллин М.В. Современные проблемы национального образования. // Современные проблемы науки и образования, № 6. - 2014, - 9 с.

75. Майстров Л.Е., Эдлин И.С. Ч. Бэббедж и его разностная машина // Наука и техника: (Вопросы истории и теории). - Л., 1973, Вып.8. - С. 33-36.

76. Макаров А.С. Теория и практика хакерских атак. - М.: Альянс-пресс, 2003. 382 с.

77. Макконел Дж. Основы современных алгоритмов. - М., 2004. - С. 356-361.

78. Маннинг К. Д., Рагхаван П., Шютце. Х. Введение в информационный поиск. Вильямс, 2011, - 528 с.

79. Маркс К. Капитал - М.: Политиздат. 1983, - 4000 с.

80. Мерло-Понти М. Око и дух / пер. с фр. - М.: «Искусство», 1992, - 64 с.

81. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия.- СПб: «Ювента» «Наука», 1999 - с. 58.

82. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.

83. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. - Л., Изд-во Института народов Севера, 1935.- 373 с.

84. НансиЖ.-Л. СогриБ-М.: Аё Ма^пет, 1999. - 256 с.

85. Перлз Ф. С. Эго, голод и агрессия. - М.: Смысл, 2000. - 358 с.

86. Полани М. Личностное знание. М., 1985. - 344 с. - С.18.

87. Полатайко С.В., Галимова А.М. Постиндустриальное общество и воздействие информационных потоков на качество жизни // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент - 2015. - № 3(22). -С. 160-166.

88. Пуанкаре А. Избранные труды в трех томах. - М.: Наука. Том II. Новые методы небесной механики. Топология. Теория чисел. 1972. - 358 с.

89. Разработанный Мюгшой искусственный интеллект научился расизму за сутки [Электронный ресурс] ЦЕЬ: https://tjournal.ru/25311-razrabotannii-microsoft-1БкшБ1уеппп-ш1е11ек1-паисЫ1Буа-гаБ17ти-7а-БШМ (дата обращения: 18.05.2016).

90. Рассел Б. Введение в математическую философию / Избранные работы Бертрана Рассела. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - 264 с.

91. Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения в 3 т. - М., 1961.

92. Савчук В.В. Конверсия искусства.- СПб: Изд-о «Петрополис», 2001, - 288 с.

93. Сартр Ж.П. Воображение. [Электронный ресурс] URL: http: //biblioteka.teatr-obraz.ru/page/voobrazhenie-zh-p-sartr (дата обращения: 14.08.2016).

94. Свааб Д. Мы - это наш мозг. От матки до Альцгеймера. -СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2013. -544 с.

95. Слинин А.Я. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование / Я.А. Слинин. - СПб.: Наука, 2001. - 528 с.

96. Смирнов, С.А. Современная антропология. Аналитический обзор // Человек. - М., 2003. - № 5.

97. Сохань И. В. Гастрономическая культура глобализирующегося общества -проблемы и перспективы // Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. Дефиниции культуры. - Том. гос. ун-т, Рос. гос. науч. Фонд, -Вып. IX, 2011, - 524 с.

98. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики (Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986,- С. 392-409.

99. Тойнби А., Хантингтон С. Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации. М.: Алгоритм. 288 с.

100. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 1999,-430 с.

101. Трахтенборт Б.А. Алгоритмы и машинное решение задач. - М., 1957. -С. 12-23.

102. Тьюринг Алан М. Может ли машина мыслить? - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1960, - 67 с.

103. Успенский В.А., Семенов А.Л. Теория алгоритмов: основные открытия и приложения. - М., 1987,- С. 7.

104. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х томах. - СПб.: Мифрил, 1993,- 1485 с.

105. Фреге Г. Избранные работы / Готлоб Фреге; [Сост. В. В. Анашвили, А. Л. Никифоров]. - М,: Дом интеллектуал. кн.: Анашвили, 1997, - 159 с.

106. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни [Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/psih.php (дата обращения: 01.06.2016)

107. Фрейд З. Психоаналитические этюды. - Минск: Поппури, 2010,- 608 с.

108. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М.: издательство «Весь Мир», 2002. -144 с.

109. Хайдеггер М. Бытие и время. Пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: «Фолио», 2003,- 503 с.

110. Хопкрофт, Джон, Мотвани, Раджив, Ульман, Джеффри, Д. Введение в теорию автоматов, языков и вычислений = Introduction to Automata Theory, Languages, and Computation. - М.: «Вильямс», 2002, - 528 с.

111. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. - СПб.: Медиум, Ювента. 1997. - 310 с.

112. Шаховский В.И. Человек лгущий в реальной и художественной коммуникации // Человек в коммуникации: аспекты и исследования. - Волгоград. 2005, - С. 173-204.

113. Шевнина И.А. Проблема деантропологизации и реконструкции человека в российской философии XXI ВЕКА. // Наука и современность. Выпуск № 31 / 2014.

114. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. Издательство иностранной литературы, - М. 1963, - С. 233-333.

115. Шопенгауэр, А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости: Сборник: Пер. с нем. / А. Шопенгауэр. - Минск : Попурри, 1997. -592 с.

116. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М., 1992.

117. Шпенглер О. Человек и техника// КультурологияХХвек: Антология. - М., 1995. - 703 с.

118. Штовба С.Д. Муравьиные алгоритмы // Exponenda Pro Математика в приложениях. 2003. № 4,- С. 70-75.

119. Экман П., Психология лжи. - СПб., 2010, - С.28.

120. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предисл. А.В. Толстых - М.: Прогресс, 2006, - 352 с.

121. «Эффект тамагочи»: эксперт Университета ИТМО раскрывает секреты популярности игры Pokemon GO [Электронный ресурс] URL: http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/5859/effekt_tamagochi_ekspert_universiteta_itmo_ras kryvaet_sekrety_populyarnosti_igry_Pokemon_GO.htm#ixzz4JxrYns00(дата обращения: 30.08.2016).

122. Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. - М.: Гнозис, 1996, - 248с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.