Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа-вуз тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Алексеева, Светлана Олеговна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 343
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алексеева, Светлана Олеговна
Введение.
Глава I Преемственность методов,обучения академическому рисунку. Историко-педагогический аспект проблемы.
1.1 Основные категории; и понятия1 проблемы исследования.
1.2 История вопроса о преемственности методов обучения академическому' рисунку в системе непрерывного художественного образования.
1.3 Преемственность обучения академическому рисунку. Психолого-педагогические особенности.
Выводы по главе 1.
Глава II Исследование преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз. Экспериментальное исследование.
2.1. Методика и ход проведения экспериментального исследования.
2.2. Изучение и анализ действующих программ по изобразительному искусству в системе непрерывного художественного образования. Констатирующий эксперимент.
2.3. Исследование эффективности методов обучения рисунку в системе непрерывного художественного образования: школа - вуз. Поисковый эксперимент.
2.4. Преемственность методов обучения рисунку в системе художественного образования: школа - вуз. Формирующий эксперимент.
Выводы по главе II.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком1996 год, доктор педагогических наук Зинченко, Василий Павлович
Интеграционные возможности изучения основ изобразительной грамоты в системе непрерывного художественного образования2008 год, кандидат педагогических наук Василевич, Ольга Евгеньевна
Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе обучения академическому рисунку: на примере подготовки художника-педагога2008 год, кандидат педагогических наук Шерифзянов, Рустам Шамилевич
Формирование визуального восприятия в изобразительной деятельности: на примере обучения студентов художественно-графических факультетов рисунку и живописи2008 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Егор Фёдорович
Русский академический учебный рисунок: XVIII - начало XX века2005 год, доктор искусствоведения Бабияк, Вячеслав Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа-вуз»
Проблема исследования и её актуальность.
В связи с возникновением в нашей стране особой социокультурной ситуации, направленной на гуманизацию и демократизацию общества, на духовно-нравственные ценности, преемственность методов обучения академическому рисунку в непрерывном художественном образовании приобретает особую актуальность. В настоящее время у большинства современной молодежи наблюдается низкий, уровень художественной культуры, причиной тому является утрата преемственности в овладении профессиональным опытом поколений, отсутствие эмоционально-ценностной культуры изображения, построенного на академических принципах, в основе которых изучение натуры. Как следствие, усиливаются негативные явления: формалистический подход к художественному образованию и творчеству, пассивность в изучении первооснов рисунка, и т.п.
Современное состояние общества, в том числе и образования, характеризуется драматической противоречивостью, что приводит к непониманию и подмене истинных эстетических ценностей. Модернизация художественного образования от школы до вуза приводит к отрицанию и забвению многих положительных моментов академической школы рисунка.
Именно академический рисунок, как основа художественного познания придаёт образованию гуманистический характер. Академический рисунок это, в первую очередь, изображение фигуры человека и понимание через этот процесс эстетики «строения» окружающего мира. Такое понимание воспитывает культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, приближает к пониманию мира, воссоединяя интеллектуальное и эмоциональное начала в человеке, является стержнем овладения любой художественной деятельностью, позволяет изучить действительность в художественно-образной форме и даёт большой импульс для развития творческих способностей рисующего.
С.А. Гавриляченко отношение к академическому рисунку называет своеобразным тестом, «с помощью которого разделяются сознание, почитающее традицию и канонические ценности, видящие смысл в их постепенном сущностном приращении* и развитии, и сознание, аффектированно- ценящее «новаторство», «инаковость», гипертрофированное авторское самоутверждение»1.
Такое понимание академического рисунка невозможно достигнуть за 5-ти, 6-ти летний^ период обучения в художественном училище или художественно-педагогическом вузе. В современной общеобразовательной школе академическому рисунку уделяется очень мало внимания, поэтому «поднимаемая» данным, исследованием проблема внедрения, преемственности методов обучения академическому рисунку в. систему: школа - вуз с общеобразовательною школы, является как никогда актуальной;
Эмоционально-ценностный; духовно-нравственный, художественный опыт, полученный в процессе художественного образования на основе преемственности методов обучения академическому рисунку, должен стать базовой основой мировосприятия, художественной культуры, творчества, созидания себя в жизни. Недооценка принципа преемственности методов, обучения» академическому рисунку в художественном компоненте образования на ранних этапах развития* ребенка впоследствии может привести не только к низкому уровню художественной предпочтительности, но и к вакууму духовности.
Однако существующие в настоящее время традиционные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе практически не используют тот мощный потенциал, который заложен в академическом рисунке, более того, во многих специальных художественных школах академическому рисунку уделяется внимание не в достаточно полной мере. И лишь в высших учебных заведениях художественного и художественно-педагогического профиля академический рисунок по праву считается основной дисциплиной. Таким образом, в системе художественного образования нарушается преемственность методов обучения академическому рисунку. Каждая последующая ступень художественного обучения плохо связанна с предыдущей. Возникло определённое противоречие между неограниченными возможностями преемственности методов обучения академическому рисунку и недостаточным
1 Гавриляченко С. А. Художественная школа № 1, 2003. использованием её в системе: школа - вуз. Актуальность данного исследования-обусловлена необходимостью разрешения* данного противоречия.
Проблема»преемственности не нова, она исследовалась в* рамках философии, психологии, педагогики. Идея преемственности* в обучении достаточно полно нашла* отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: Я.А.Коменского, Ф.А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского.
Большой- вклад в теоретическую- и практическую базу академических традиций рисунка- внесли, великие' художники1 и педагоги, такие как: Павел Петрович Чистяков, Дмитрий Николаевич Кардовский, Илья Ефимович Репин, Михаил Васильевич Нестеров, и-др.
Основные- положения нашего исследованиям базировались, на достижениях современной науки в. области' теории и практики обучения академическому рисунку и изобразительному искусству, нашедших отражения в трудах H.H. Анисимова, H.H. Волкова^ В:П. Зинченко; Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, С.П. Ломова, В1К. Лебёдко, Л.Г. Медведьева, H.H. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В: Шорохова.
Мы< опирались на достижения учёных-психологов в области исследования психологии деятельности, психологии, художественного творчества, психологии творческих способностей: Б.Г. Ананьева, Н.К. Бакланова, H.H. Волкова,
A.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В: Давыдова, A.B. Запорожца,
B.П. Зинченко; Е.И: Игнатьева, И.И. Ильясова, В.И. Кириенко, М.С. Когана, А.Г. Ковалёва, В.А. Крутецкого, B.C. Кузина, Н!Д. Левитова, Г.И. Лернера, А.Н: Леонтьева, А.Д. Логвиненко, Б.Ф: Ломова, В.Л. Ляудис, К.К. Платонова,
C.Л. Рубинштейна, И.С. Самсонова, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, А.И. Щербакова, П.Я. Якобсона.
Определение оптимального соотношения учебных и творческих задач академического рисунка имеет огромное значение для исследования преемственности в системе непрерывного художественного образования. С этим аспектом проблемы, можно ознакомиться в диссертационной работе
Шерифзянова Р.Ш. «Взаимосвязь учебного и творческого аспектов в процессе 5 обучения академическому рисунку (на примере подготовки художника-педагога)». Частично^ решаемая этим исследованием проблема соотношения' учебного и творческого аспектов расширяет понимание академического рисунка, но основывается только на обучении в высшем1 учебном заведении.
Исследования по формированию и развитию учебных и творческих способностей рисующих, указывающие на необходимость их обоюдного решения в академическом рисунке были предприняты А.Е. Терентьевым? и H.H. Ростовцевым. Мы опирались на результаты этих фундаментальных работ.
В работе O.E. Василевич «Интеграционные возможности изучения основ; изобразительной грамоты в > системе непрерывного художественного образования» затрагивается тема непрерывности академического художественного образования, но только по одному параметру - по основам изобразительной грамоты и их интегративных возможностей. Задача нашего исследования осветить академический рисунок как более многогранное явление, изучить возможные пути* формы и методы процесса формирования понимания основ и эстетики академического рисунка для каждого этапа художественного образования в системе: школа - вуз с целью их совершенствования, выявить, их влияние на профессиональный уровень и нравственно-эстетический компонент.
Подчёркивая очевидность актуальности обозначенной проблемы, мы можем констатировать что, несмотря!на многовековую историю'академического рисунка, научно-теоретические1 разработки в его области продолжают своё развитие на основе последних научных достижений и многие его положения ещё научно не обоснованны.
Таким образом, рассматривая «значимые» исследования последних лет, нами было выявлено, что проблема обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз исследовалась авторами в специфически значимых для них аспектах, специальных работ исследовательского плана по проблеме преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз до настоящего времени не проводилось.
Недостаточная разработанность проблемы- определила тему диссертационного исследования «Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз».
Цель исследования, - определить, научно обосновать, разработать И' экспериментально проверить те педагогические условия, которые могут обеспечить эффективность обучения на основе преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз.
Объект исследования - процесс обучения: академическому рисунку в системе: школа - вуз.
Предмет исследования — педагогические условия, направленные на преемственность методов обучения академическому рисунку в системе: школа — вуз.
В результате предварительного знакомства с теорией интересующего нас вопроса, рассмотрения методов преподавания художественных дисциплин, анализа практических работ по рисунку учеников общеобразовательных школ, учащихся- детских художественных школ и студентов художественно-графических факультетов была выдвинута следующая! гипотеза исследования: если система, художественного образования базируется на1 преемственности методов обучения академическому рисунку в основе которой рисование с натуры^ с использованием разработанной нами, научно обоснованной и экспериментально-проверенной;методики обучения, которая включает в себя: а), цели, задачи и содержание обучения рисунку для каждого этапа обучения, предполагающие поэтапное усложнение содержания занятий, направленных на формирование умений и навыков академического рисунка; б), единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов, то существенно повышаться будет не только уровень изобразительной грамотности учащихся^ но и активно будет формироваться культурно-эстетическое и нравственное отношение к окружающему, что даст большой импульс для развития творческих способностей. 7
Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть как в фундаментальных трудах по философии, психологии, и педагогике решался вопрос о преемственности в изучении изобразительного искусства;
2. Дать современное научное толкование таких понятий как: «академический рисунок», «преемственность в обучении»;
3. Создать и научно обосновать оптимальную модель обучения в системе: школа - вуз, основанную на преемственности методов обучения академическому рисунку, включающую наиболее эффективные формы и-методы, обучения;
4. Разработать и обосновать критерии оценки знаний, умений и навыков по академическому рисунку для всех этапов системы: школа - вуз;
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой модели и методики обучения рисунку в системе: школа - вуз.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за процессом обучения на разных возрастных этапах в системе непрерывного художественного образования;
- анкетирование учащихся;
- беседа с преподавателями и учащимися;
- изучение педагогического опыта;
- анализ действующих программ и методик в системе непрерывного художественного образования в контексте интересующей проблемы;
- анализ продуктов учебной и творческой деятельности учащихся;
- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий);
- статистическая обработка полученных результатов исследования.
Методологической' основой нашего исследования. явились фундаментальные труды учёных в> области философии, истории, психологии, педагогики по проблемам методов обучения академическому рисунку, непрерывного художественного образования, преемственности знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2010 г.
I этап (2003-2005 гг.): Определение и обоснование проблемы исследования, изучение научно-методической литературы по вышеуказанной теме, работа над формулированием и содержанием: цель, объект, предмет исследования, определение и редактирование гипотезы.
1Г этап (2004-2005 гг.): работа над теоретической частью исследования, разработка и экспериментальная проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков по* академическому рисунку у испытуемых каждого возрастного этапа обучения; разработка наиболее эффективных методов, специальных упражнений и заданий для совершенствования процесса освоения* основ академического рисунка при переходе из одного возрастного этапа обучения в другой на основе преемственности обучения;
III этап (2005-2010 гг.): апробация и внедрение экспериментальной* методики У основанной на преемственности методов1 обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования; анализ результатов исследования, корректировка текста диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлено значение преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа — вуз для повышения качества подготовки в области изобразительного искусства;
- разработана и экспериментально проверенна оптимальная модель художественного1 обучения в системе: школа - вуз, основанная на преемственности методов обучения академическому рисунку;
- предложены и обоснованы критерии оценки для всех этапов художественного образования в системе: школа - вуз, учитывающие реалистически-правдивое отображение действительности через, эстетическое восприятие и академическую 'грамотность.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесён- научный вклад в< разработку теории- и методики обучения; и воспитания для разных возрастных этапов- в системе: школа- - вуз средствами^ преемственности академического рисунка; выявлена теоретическая* основа преемственности, методов обучения1 академическому рисунку в системе непрерывного» художественного образования: школа — вуз в значительной степени' способствующая повышению, качества* художественной подготовки.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанные методы на основе преемственности обучения академическому рисунку могут быть внедрены в процесс обучения в- системе непрерывного художественного' образования« различных образовательных учреждений (общеобразовательные и художественные школы, школы искусств, училища, художественно-педагогические высшиек учебные заведения); материалы исследования могут быть.использованы для совершенствования^учебных планов.и программ по' изобразительному искусству в различных образовательных учреждениях, а также учтены, при подготовке методических пособий по изобразительному искусству для-учащихся различных возрастных групп.
На1! защиту выносятся: разработанная, научно обоснованная и экспериментально проверенная оптимальная модель обучения в системе: школа -вуз, базирующаяся на преемственности методов обучения академическому рисунку, в основе которого рисование с натуры. Учебно-методические принципы, включающие в себя:
- цели, задачи и содержание обучения академическому рисунку для каждого этапа обучения в системе: школа - вуз, предполагающие поэтапное усложнение содержания, занятий, направленных на формирование умений и навыков академического рисунка;
- единство обеспечения-* учебных, воспитательных и развивающих процессов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается! методологической и научной обоснованностью основных положений; опорой- на репрезентативность, данных, полученных опытно-экспериментальной проверкой из; опыта работы- автора- в- качестве учителя* изобразительного искусства, в общеобразовательной' школе и преподавателя рисунка на художественно-графическом факультете; объективным анализом полученных результатов, и исходных данных; воспроизведением результатов экспериментальной работы в аналогичных условиях обучения младших, средних и старших школьников, студентов в системе художественного образования другими преподавателями.
Апробация ^ внедрение результатов исследования проводились на базе МОУ СОШ №Н города Липецка, МОУ ООШ №22, МОУ СОШ №1 села Тербуны, школы искусств села Тербуны Липецкой области, детской' художественной школы №2 города Липецка, на реставрационном? и художественном отделении училища искусств- имени Т.Н. Хренникова города Ельца, на художественно-графическом факультете ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» на отделениях дизайщ изобразительное искусство' и декоративно-прикладное' искусство, на гуманитарном. факультете Липецкого государственного технического университета на отделении художественной обработки материалов и. отделении дизайн.
По материалам исследования были сделаны доклады на международной научной конференции «Модернизация и совершенствование художественнопедагогического образования» (г. Липецк, 2008); региональной научной конференции «Непрерывное образование: Современные проблемы и перспективы развития» (г. Липецк, 2008); региональной межвузовской конференции
Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе» (г. Елец, 2009), межвузовской научно-практической конференции «Строгановские чтения: декоративное искусство и предметно
11 пространственная среда» (г. Москва, 2009), международной научно-практической конференции^ посвященной 50-летию художественно-графического факультета «Русская художественная школа: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития» (г. Орёл, 2009).
Этапы проведения исследования и его основные: положения обсуждались на ученом; совете художественно-графического факультета, на заседаниях кафедры изобразительного искусства ГОУ ВПО «ЛГПУ» (2004-2009 гг.). Внедрение результатов^ ' исследования осуществлено с помощью тезисов докладов, посвященных проблемам преемственности методов обучения академическому рисунку в системе непрерывного художественного образования.
По проблеме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ общим объемом 3,2 п.л.
Структура и объем диссертации:
Диссертация состоит из введения^ двух глав, включающих 7 параграфов (3 ' параграфа в> первой главе и 4 во второй главе), заключения и библиографического списка. В первой главе представлено 33 иллюстрации рисунка преподавателей и учащихся Академии художеств, таблицы и-схемы из методических пособий по рисунку, а также 16 иллюстраций детских работ, во второй главе 147 иллюстраций работ учащихся общеобразовательной, художественной школы и студентов 1-2 курса ХГФ, выполненных в ходе эксперимента, 48 таблиц, 16 графиков, 11 диаграмм. Общий объём диссертации - 342 страницы. Библиографический список включает 233 источника;
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства2005 год, кандидат педагогических наук Терещенко, Наталья Александровна
Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога2005 год, кандидат педагогических наук Макарова, Ксения Викторовна
Методическое наследие русской академической школы рисунка и его использование в подготовке специалистов на художественно-графических факультетах пединститутов1982 год, кандидат педагогических наук Данашев, Мусса Хамитович
Формирование профессиональной компетентности в области эстампной графики у студентов художественных вузов Мексики2007 год, кандидат педагогических наук Ахмадеева, Юлия
Пленэр как процесс обучения и воспитания художника-педагога1989 год, кандидат педагогических наук Маслов, Николай Яковлевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Алексеева, Светлана Олеговна
Выводы по главе II
1. Изучение современного состояния преподавания« академического рисунка в общеобразовательной школе, художественной школе и вузе показало, что многие эффективные академические методы, обучения незаслуженно мало востребованы или отвергаются современной системой, обучения;
2. Существующие в настоящее время* традиционные формы и методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе практически не используют тот мощный потенциал, который заложен в академическом рисунке;
3. Констатирующий эксперимент показал, что качество подготовки школьников по1 основам рисунка в общеобразовательной школе к старшему школьному возрасту снижается, так же, как и снижается их способность выразить в художественном образе своё отношение к окружающему;
4. Для осуществления преемственности методов обучения академическому рисунку целесообразно' увеличить количество часов рисования с натуры в общеобразовательной школе;
5. Во многих специальных художественных школах академическому рисунку также не уделяется должного внимания;
6. Занятия рисованием с натуры на всех этапах обучения в системе: школа - вуз способствуют эффективному формированию' эстетического восприятия окружающего^ и академической грамотности изображения, что является« необходимым условием осуществление преемственности методов обучения академическому рисунку;
7. Для формирования эстетического восприятия окружающего также целесообразно включать на всех этапах учебного процесса такие виды работ, как рисование на темы и беседы по искусству;
8. Для осуществления преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз необходимо непрерывные систематические занятия по анализу натуры на всех этапах художественного образования общеобразовательная школа, ДХШ, вуз);
319
9. Экспериментальное исследование показало, что разработанная модель художественного обучения в системе: школа - вуз, основанная на преемственности методов обучения академическому рисунку, в основе которого рисование с натуры, способствует не только эффективному повышению уровня изобразительной грамотности по основам академического рисунка, но и повышению эстетически-нравственного понимания окружающего.
Заключение
Опытно-экспериментальная работа подтвердила предположение о том, что система художественного образования базирующаяся на преемственности методов обучения академическому рисунку и в основе которой - рисование с натуры с использованием разработанной нами научно обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения, которая включает в себя: цели, задачи и содержание обучения рисунку для каждого этапа обучения, предполагающие поэтапное усложнение содержания занятий, направленных на формирование умений и навыков академического рисунка; единство обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов, способствует существенному повышению не только качества подготовки в области академического рисунка, но и формированию культурно-эстетического и нравственного отношения к окружающему, что даёт большой импульс для развития творческих способностей.
Изучение исторического опыта художественного образования в России на всех исторических этапах показало, что преемственность в обучении является необходимым условием для успешной подготовки будущего художника.
Преемственность в академии обеспечивалась тем, что обучение рисунку начиналось с шестилетнего возраста; объём и характер изобразительных знаний по рисунку были продуманы для каждой возрастной группы; система обучения рисунку связывала первоначальное звено обучения с последующими звеньями.
Такая преемственность представляла собой объединение (обобщение и применение) полученных знаний и навыков на разных этапах обучения в системе художественного образования.
Созданная и экспериментально проверенная оптимальная модель обучения, основанная на преемственности академического рисунка, включает в себя разработку заданий, методов и принципов обучения академическому рисунку в системе художественного образования: школа - вуз и учитывает:
- общепедагогические проблемы преемственности, содержащие вопросы, решение которых обеспечивает общепедагогическую оптимальную
321
• последовательность профессиональной, подготовки, включающую« в. себя* определение требований к уровню усвоения знаний; умений' и навыков по академическому рисунку;
- дидактические проблемы преемственности, содержащие вопросы, решение1 которых обеспечивает применение научно обоснованной последовательности- в формах, методах и приёмах обучения; исследование динамики^ процесса усвоения профессиональными* навыками по академическому рисунку, разработку логически построенных дидактических материалов- и методов их применения;
- воспитательные проблемы преемственности, содержащие вопросы, решение которых обеспечивает применение научно обоснованной системы воспитания учащихся для формирования понимания культурно-эстетического и нравственного отношения к окружающему.
Разработанная и экспериментально проверенная модель обучения в системе:, школа - вуз, основанная на преемственности базируется на следующих положениях, найденных в ходе проведения-исследования:
- непрерывные систематические занятия по анализу натуры на всех этапах художественного образования (общеобразовательная школа, ДХШ, вуз) являются необходимым условием для осуществления преемственности методов обучения академическому рисунку в системе: школа - вуз;
- занятия рисованием с натуры на всех этапах обучения в- системе: школа - вуз способствуют эффективному формированию эстетического восприятия окружающего и академической грамотности изображения, что является необходимым условием осуществление преемственности методов обучения академическому рисунку. Экспериментальная проверка подтвердила целесообразность увеличения количества часов рисования с натуры на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе;
- для формирования эстетического восприятия окружающего также, оказалось целесообразно включать на всех этапах учебного процесса такие виды работ, как рисование на темы и беседы по искусству.
При- обучении- академическому рисунку преемственность в расположении, учебного материала осуществлялась с учётом- двух факторов - содержания и' логики учебного предмета и закономерности» усвоения- знаний. Содержание и логика обучения/ рисунку на основе преемственности содержали следующие взаимосвязанные компоненты:
- систему знаний, обеспечивающую усвоение понимания-основ рисунка'и вооружающую1 правильным методологическим подходом" к познавательной н практической деятельности;
- систему общих умений, и навыков; позволяющих эффективно решать конкретные задачи, связанные с изобразительной деятельностью;
- основные черты творческой, деятельности, обеспечивающие готовность к самосовершенствованию;
- систему мировоззренческих качеств личности, являющихся* основой художественного опыта:
Обучение в. рамках данного исследования, проходило на основе преемственности, заключающейся»' в такой' последовательности образовательно-воспитательной' работы, где в каждом* последующем этапе продолжалось закрепление, расширение, усложнение и углубление' тех знаний, умений и навыков, которые составляли содержание учебной деятельности на. предыдущем-этапе. Для установления таких взаимосвязей последующих и ■ предшествующих этапов, обучение обеспечивалось единством целей и задач учебно-воспитательной-работы, которые определили направление; содержание и методы работы преподавателя с учащимися по* освоению рисунка на всех этапах обучения в системе: школа1- вуз. Также этому способствовала" общность понимания, разными преподавателями показателя уровня подготовки учащихся по академическому рисунку, для чего были разработаны и научно обоснованны- единые критерии оценивания^ для всех этапов обучения, учитывающие реалистически-правдивое отображение действительности- через эстетическое восприятие и академическую грамотность, по которым осуществлялась проверка эффективности предлагаемой экспериментальной модели. Применение в учебном процессе разработанной к — С нами, научно* обоснованной и экспериментально проверенной модели, " основанной/ на преемственности методов обучения академическому рисунку, позволило придать системе: школа - вуз большую целенаправленность, основательнее подойти к вопросу обучения и воспитания« средствами, академического рисунка.
Сегодня'для« современной-художественной школы необходимо учитывать тот факт, что преемственность» способствует эффективности в. приобретении? специальности. Такая * передача знаний позволяет учащимся активнее усваивать, изобразительные знания; умения и навыки на каждом- этапе обучения; способствует единым правилам обучения академическому рисунку. Совокупность таких требований; основанных на научно-теоретических особенностях преемственности методов^обучешш академическому рисунку в системе: школа -вуз, позволило существенно повысить качество специальной« подготовки, 5 необходимое для становления специалиста художественно-педагогического профиля.
Эффективность предлагаемой® модели обучения была практически подтверждена в ходе эксперимента и нашла отражение в сравнительной» характеристике качества подготовки учащихся' по разработанным критериям, прошедших обучение с разными моделями преемственности.
Результаты нашего исследования свидетельствуют о целесообразности использования разработанных и апробированных^ нами1 методов на основе преемственности обучения академическому рисунку, которые могут быть внедрены в процесс обучения1 в системе: школа - вуз (общеобразовательные и художественные школы, художественно-педагогические высшие учебные заведения); материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по изобразительному искусству и рисунку в различных образовательных учреждениях, а также учтены при подготовке методических пособий по изобразительному искусству и рисунку для всех этапов обучения в системе: школа - вуз.
Основное содержание диссертации отраженно в следующих работах:
324
1. Алексеева, С.О: О проблеме преемственности в обучении академическому рисунку // Вестник Поморского университета. Серия, Гуманитарные и социальные науки. - Архангельск: Издательство имени В.Н; Булатова Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2010.-№2.-С. 135-137 (0,3 п.л).
2. Алексеева, С.О. Проблемы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной' школе // Вестник Адыгейского - государственного университета. Серия Филология и искусствоведение. - Майкоп.: Издательство АГУ, 2010. - Выпуск 2(58). - С. 196-199 (0,4 п.л.).
3. Алексеева, С.О. Изучение традиционных инновационных форм обучения рисунку как важное условие совершенствования художественного образования // Материалы международной научно-практической конференции. — Липецк: ЛГПУ, 2008. - Выпуск V - С. 14-17 (0,4 п.л.).
4. Алексеева, С.О. Построение довузовской подготовки в системе непрерывного художественно-педагогического образования // Материалы международной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2008. -ВыпускУ. С. 17-19 (0,3 п.л.).
5. Алексеева, С.О. Академические традиции обучения рисунку как важное условие совершенствования творческих способностей художников-дизайнеров // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Строгановские чтения». -М., 2009 - С. 157-162 (0,5 п.л.).
6. Алексеева, С.О. Академические традиции обучения рисунку как важное условие совершенствования специальной подготовки художника-педагога // Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе: материалы межвузовской научно-практической конференции; под ред. В.А. Мальцевой. - Елец: ЕГУ им. Бунина, 2009 - С. 22-26. (0,4 п.л.)
7. Алексеева, С.О. Научно-теоретические особенности преемственности обучения академическому рисунку // Русская художественная школа: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: материалы
325
Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию художественно-графического факультета ОГУ; под ред. Е. А. Чертыковцевой. -Орёл: ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. Часть I. - С. 69-73 (0,5 пл.).
8. Алексеева, С.О. Роль академического рисунка в процессе обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе // Непрерывное образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы XIII межвузовской научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2009. - Ч. II. -С. 91-94 (0,4 п.л.).
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алексеева, Светлана Олеговна, 2010 год
1. Авсиян O.A. Натура и рисование по представлению: Учеб. пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. - 152 е., ил.
2. Агамирова А., Глуховская Р. Советский станковый рисунок. Первая Всероссийская выставка. М.: Советский художник, 1981. - 275 е., ил.
3. Алексии М.Н. Рисование по памяти // Школа изобразительного искусства: Вып. 5. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 31 - 42.
4. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160 е., ил.
5. Алёхин А.Д. Когда начинается художник: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 160 е., ил.
6. Ананьев Б.Г. Воспитание художественной наблюдательности школьников. -Л.: Лениздат, 1940. 64 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-487 с.
8. Ананьев Б.Г., Дворяшина, М.О., Кудрявцева, H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
9. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
10. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства: методологические аспекты проблемы. М.: Наука, 1981. - 192 с.
11. Архангельский С.И. Некоторые проблемы теории обучения в высшей школе. -М.: Знание, 1973. 61 с.
12. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебн.-метод. пособие. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
13. Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.-237 с.
14. Барщ А.О. Рисунок в средней художественной школе. М.: Искусство, 1957.- 193 е., ил.
15. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1985. -№5.-64 с.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. -М.: Худож. литература, 1975. 504 с.
17. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
18. Берштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М.-Л.: Искусство, 1940. -49 с.
19. Беспалов Б.И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: МГУ, 1984. - 189 с.
20. Беспалько В.П., Тартур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. школа, 1989. -141 с.
21. Библер В.С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
22. Белютин Э.М. Начальные сведения о рисунке и живописи. М.: Искусство, 1967.-78 с.
23. Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. Часть 2. Живопись. Композиция. М.: Советская Россия, 1958. - 89 е., ил.
24. Белютин Э.М. Искусство в тебе. Педагогическая система Элия Белютина. -М.: Новая реальность, 2004. 696 е., ил.
25. Бернштейн М.Д. Проблемы учебного рисунка. М.-Л : Искусство, 1940-161с., ил.
26. Блинников Л.В. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -138 с.
27. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399 е., ил.
28. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. - 255 с.
29. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1970.-496 с.
30. Вейт М.А., Оганянц Б.Г. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе: Учеб. пособие. Воронеж: ВГПИ, 1990.-205 с.
31. Виноградова Г.Г. Уроки рисования с натуры в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1980. - 144 е., ил.
32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
33. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-508 с.
34. Волков H.H. Композиция и живопись. В 2-х книгах. М.: Искусство, 1977. 1 книга. - 263 с.
35. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. -М.: Изд-во МГУ, 1976. - 286 с.
36. Волков H.H. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. - С. 234254.
37. Вопросы сознательности усвоения знаний учащимися. Под общ. ред. Ганелина Ш.И. и Сорокиной А.И. М.: АПН РСФСР, 1954. - 128 с.
38. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1967. - 93с, ил.
39. Выготский JT.C. Психология искусства. 2-е изд. - М.: Искусство, 1968. -576 с.
40. Гавриляченко С.А. Композиция в учебном рисунке / Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. -М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО СКАНРУС, 2010. 191 е., илл.
41. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. — 336 с.
42. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001 -276 с.
43. Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во Иностр. литературы, 1958. - 629 с.
44. Герси, Т. Рисунки старых мастеров. Шедевры немецкого Возрождения / Тереза Герси. под ред. В. Фицтума, Ю. Кузнецова. М.: Изобразительное искусство, 1984 96 е., ил.
45. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
46. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей о Гансе фон Маре / Предисл. A.B. Васнецова. М.: Изд-во МПИ, 1991. -137 е., ил.
47. Гиппиус Т.А. Очерки теории рисования как общеучебного предмета. Спб., 1844.-380 с.
48. Глушанская В.П., Маркова В.Ф., Смирнова Л.Ф. Рисование с методикой преподавания. -М.: Просвещение, 1971. 126 е., ил.
49. Голубева О.Л. Основы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2001. -120 е., ил.
50. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: психология зрительного восприятия: пер."с англ. -М.: Прогресс, 1970. 291 с.
51. Грегори Р.Л. Разумный глаз: пер. с англ. М.: Мир, 1972. - 209 с.
52. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -240 с.
54. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М.: Искусство, 1987.-215 е., ил.
55. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1975. - 518 с.
56. Даниэль С.Н. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. JL: Искусство, 1990. - 221с., ил.
57. Дейнека A.A. Учитесь рисовать. М.: Архитектура -С, 2005.- 224 е., ил.
58. Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. - 363 с.
59. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 96 е., ил.
60. Донской В. Рисунок и его развитие в учебном процессе. Для Академической Высшей школы: Рекомендации преподавателю. Воронеж: Воронежская областная типография-издательство им. Е.А. Болховитинова, 2008. - 199 е., ил.
61. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. - 314 с.
62. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. - 227 с.
63. Жуковский В.И., Пивоваров Д.В. Зримая сущность (визуальное мышление в изобразительном искусстве). — Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. 284 с.
64. Жуковский-В.И., Пивоваров Д.В., Рахматуллин Р.Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск: Издательство-Красноярского университета, 1988.-184с.
65. Зинченко В.П. Проблемы визуальной культуры в свете современных исследований зрительного восприятия и визуального мышления // Из теории эстетического и художественного воспитания. М., 1975. — С. 75-95.
66. Зинченко В.П. (при участии Горбова С.Ф.,Тордеевой Н.Д.) Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002. - 431 с.
67. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.- 126 с .
68. Зинченко В.П., Вергилис Н.Ю. Формирование зрительного образа (исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд-во МГУ, 1980. -106 с.69: Зинченко В.П., Стасевич В.Н. Творчество в учебном рисунке: учеб. пособие. -Ростов на/Д, 1989. 53 с.
69. Зинченко Т.П. Непрерывное образование веяние времени. - М.: Знание, 1988.-64 с.
70. Ивашина Г.Г. Восприятие предмета и его изображений: Учеб.-метод. пособие. Л., 1974. - 149 с.
71. Игнатьев Е.И. Влияние восприятия предмета на изображение по представлению // Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа-М.: АПН РСФСР, 1954.С.5-58.
72. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека-М.: Знание, 1968.-32 с.
73. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1961. - 222 с.
74. Искусство рисунка: сборник статей и публикаций / Сост. Г.В. Елыпевская. -М.: Советский художник, 1990. 368 е., ил. - (галерея искусств).
75. Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. М.: Педагогика, 1975. - 96 е., ил.
76. Искусство в жизни детей: Опыт худож. занятий с младшими школьниками: Кн. Для учителя: Из опыта работы / А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня, М.С. Чернявская и др. М.: Просвещением, 1991. - 128 с.
77. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А.К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
78. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. - 336 с.
79. Кандинский Д.Н. О духовном в искусстве. М., 1992. - 108 с.
80. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и автор примеч. Е.Д. Кардовская. -М.: Изд-во Акад. Художеств СССР, 1960. -340 е., ил.
81. Карл Брюллов. Альбом. Научно-популярное издание / Автор-составитель М. М. Ракова. М.: Изобразительное искусство, 1988. - 42 е., ил., 228 репродукций.
82. Кауфман P.C. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М.: Искусство, 1990. - 367 с.
83. Кейран Л.Ф. Структура методики обучения как науки. М.: Педагогика, 1979.-165 с.
84. Кириенко В.И. Психология способностей в изобразительной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 304 с.
85. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практ. пособие. М.: Высш. шк., 1992.- 270 е., ил.
86. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
87. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. - 576 с.
88. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. М.В. Кларин, А.Н. Джуринский. -М.: Педагогика, 1987. 416 с.
89. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. M.: Издательство «Наука», 1975. - 717 с.
90. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании М.: МГУ, 1979. -144 с.
91. Кравков C.B. Глаз и его работа: Психология зрения, гигиена освещения. -4-е изд., перераб. и доп. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. - 532 с.
92. Крамской об искусстве / Сост., авт. вступ. статьи Т.М. Ковалевская 2-е изд., доп.-М.: Изобраз. искусство, 1988 - 171с., ил.
93. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995. - 335 с.
94. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. Л.: Художник РСФСР, 1989.- 216 е., ил.
95. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971.-144 с.
96. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебн. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001
97. Преподавание в начальных классах общеобразоват. шк.» М.: Просвещение, 1984.-319 е., ил.
98. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства'в 1-3 классах: Пособие для учителей. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. - 191 е., ил.
99. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1981. - 160 е., ил.
100. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. М.: Просвещение, 1969 - 100 с.
101. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе / Пособие для учителей. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Просвещение, 1977. - 208 е., ил.
102. Кузин B.C. Психология: учебник. М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.
103. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
104. Лапин Ю.В. Практический курс рисования по представлению: Учеб. пособие. М.: МАРХИ, 1985.- 124 с.
105. Лапин Ю.В. Теоретические основы рисования по представлению: Учеб. пособие. -М.: МАРХИ, 1981. 136 с.
106. Лебёдко В.К. Представление о пространстве и искусство. М.: Прометей, 1993.- 108 с.
107. Лебёдко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дис. . докт. пед. наук. -М., 1994. -410 с.
108. Лебедко В.К. Развитие пространственных представлений на занятиях рисунком: методические рекомендации для студентов первого курса художественно-графического факультета. -М., 1985. -45 с.
109. Лебёдко В.К. Формирование пространственных представлений на занятиях рисунком в начальной стадии обучения: Автореф. Канд. пед. наук. М., 1985. -17 с.
110. Левина Л.М. О рисунке. М.: Советский художник, 1966. - 62 с.
111. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. — М.: Наука, 1974. 207 с.334
112. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 320 с.
113. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -277 с.
114. Лернер Г.И. Психология восприятия объёмных форм (По изображениям). -М.: Изд-во МГУ, 1980. 136 е., ил.
115. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
116. Леушина Л.И. Зрительное пространственное восприятие. Л.: Наука, 1978. - 174 с.
117. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-480 с.
118. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. — 479 с.
119. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-224 с.
120. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М.: Изд-во МГУ, 1987. - 81 с.
121. Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний и навыков у учащихся. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 268 с.
122. Лушников Б.В. Рисунок. Портрет: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. -М.: Владос, 2004. 144 е., ил.
123. Медведев Л.Г. Проблемы создания художественного образа в учебном рисунке. Алма-Ата: КазГПИ, 1980. - 63 с.
124. Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1986. 159 е., ил.
125. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М.: Искусство, 1985. - 318 с.
126. Мигунов А. Нравственный и интеллектуальный потенциал искусства // Искусство. 1987. - № 10. - С. 31-35.
127. Михайлова O.B. Учебный-рисунок в Академии Художеств XVIII века. М.: Изд-во АХ СССР^ 1951. - 82 с.
128. Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания. Красноярск: Издательство Краснояр. ун-та, 1988. - 128 с.
129. Могилевцев В.А. Наброски и учебный рисунок. СПб.,: АРТИНДЕКС, 2009.- 160 е., ил.
130. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. -416 с.
131. Молева Н.М:, Белютин, Э.М: Педагогическая система академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. - 519 с.
132. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX века начала XX века. - М.: Искусство, 1967. - 321 е., ил.
133. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. - 321 е., ил.
134. Мочалов JI.B. Пространство мира и пространство картины. Очерки о языке живописи. М.: Советский художник, 1983. - 375 с.
135. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной, психологии. М.: Прогресс, 1981. - 230 с.
136. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1987. - 255 е., ил.
137. Нукало В.А. Общие теоретические и методические вопросы учебного рисунка: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1969. - 19 с.
138. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.
139. Обучение в третьем классе. Книга для учителя. Изд. 2-е, переработ, и доп. -М.: Просвещение, 1975.-480 е., ил.
140. Оганов A.A. Логика художественного отражения. — М.: Искусство, 1972. — 120 с.
141. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. - М., 2001.-797 с.
142. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа. Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972. 80 с.
143. Павлинов П.Я. Графическая грамота: Методические разработки в помощь учителю средней школы. М.: ОГИЗ, Учпедгиз^ 1933. - 56 с.
144. Паранюшкин Р:В. Композиция / Серия «Школа изобразительных искусств». Ростов 'н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. - 80 с.
145. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. 4-е изд. -М.: Школьная.Пресса, 2002. - 512 с.
146. Педагогический словарь: в 2'т. Т. 1' / Под ред. И.А. Каирова. М.: 1960. -774 с.
147. Педагогический словарь: в 2 т. Т. 2 / Под ред. И. А. Каирова. М.: 1960. -766 с.
148. Петров С.Г. Тайны творчества. М.: Искусство, 1964. -128 с.
149. Петровский A.B. Общая психология. 3-е изд., перераб. идоп. М.: Просвещение, 1986. -273 с.
150. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства / Под ред. B.C. Кузина. М.: Просвещение, 1975. - 160 с. (Ростовцев H.H., Кузин B.C., Шпикалова Т.Я., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И.)
151. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 е., ил.
152. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. -224 с.
153. Пономарев Я:А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280с, ил.
154. Пособие по рисованию. Под общей редакцией проф. Д.Н. Кардовского, проф. В.Н. Яковлева и доц. К.Н. Корнилова. М.: В.Шевчук, 2006.-208 е., ил.
155. Преемственность в процессе обучения в школе / Ленинградский отдел трудового красного знамени государственного педагогического института имени
156. А.И. Герцена. Ленинградское отделение педагогического общества учёные записки, тор*г372 / Материалы конференции. Л.: 1969. - 260 с.
157. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. Пособие для учителя. Под ред. В.В. Бабайцевой и Г.К. Лидман-Орловой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979.-101 с.
158. Программы. Направление 540600 «Искусство». Профиль «Изобразительное искусство». Бакалавриат. Предметный общий и предметный специальные блоки. -Липецк: ЛГПИ, 1996. 182 с.
159. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 -изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. М.: Флинта: Наука, 2002. - 416 с.
160. Программы педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. - Сб. №16.-61 с.
161. Программы педагогических институтов. — М.: Просвещение; 1988. Сб. №14.-152 с.
162. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-8 классы. М., Просвещение, 1990. - 142 с.
163. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство V-VIII классы. М.: Просвещение, 1991. - 79 с.
164. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. М., Агар, 1996. - 160 с.
165. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1983. -448 е., ил.
166. Психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Под редакцией А.Г. Ковалёва, A.A. Степанова и др. -М.: Просвещение, 1966. 451 е., ил.
167. Психология: Учеб. для пед. ин-тов под редакцией A.A. Смирнова и др. М.: Учпедгиз, 1962 - 559 е., ил.
168. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
169. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / ред. сост. A.A. Радугин. - М.: ЦЕНТР, 1999. - 256 с.
170. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, исправленное и дополненное / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 1999.-610 е., ил.
171. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. к.п.н. Е.И. Игнатьев. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1954. 224 с.
172. Психолого-педагогический словарь / Сост. Рапацевич Е.С. Минск.: Современное слово, 2006. — 928 с.
173. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. 3-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1978. -121с., ил.
174. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпракс, 1994. - 240 с.
175. Раушенбах Б.В. Система перспективы в изобразительном искусстве: Общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. 254 с.
176. Репин И.Е. Об искусстве. М.: АХ СССР, 1960. - 189 с.
177. Рерберг Ф.И. Введение в перспективу. М.-Л.: Изогиз, 1933. - 48 с.
178. Рисунок: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. Под ред. A.M. Серова. М.: Просвещение, 1975 271 е., ил.
179. Рисунок. Учеб. пособие для вузов / Ф.В. Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. М.: Легпромбытиздат, 1988. - 176 е., ил.
180. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов / Сост. Н. Н. Ростовцев и др. М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
181. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
182. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. - 120 с.
183. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 1: Пер. с англ. / Под ред. Б.М: Величковского В:П. Зинченко; вступительная статья Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1980. 312 е., ил.
184. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Книга 2: Пер. с англ. / Под ред. Б.М. Величковского В.П. Зинченко; вступительная статья Б.М. Величковского, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1980. - 280 е., ил.
185. Ростовцев H.H. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». М.: Просвещение, 1982. - 240« е., ил.
186. Ростовцев H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в -школе: Учебник для студентов художю-граф: фак. пед. ин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000 - 256 е., ил.
187. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. - 176 е., ил.
188. Севастьянов Е. Изобразительность и выразительность в искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1977. — 27 с.
189. Сессии Академии художеств СССР. 8 сессия. Вопросы художественного образования. Доклады, премия и постановления. 26 31 марта 1957. Государственное издательство «Искусство», 1957. — 442 с.
190. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Полит, литература, 1947. 647 с.191'. Системаэстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.
191. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика: В 2 ч. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003. - 256 с.
192. Словарь JI.C. Выготского / Под ред. A.A. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. -119 с.
193. Словарь по специальной педагогике. Учеб. пособие для студентов высш. уч. завед. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. Ml: Издательский центр «Академия»; 2002-368 с.
194. Смирнов Г.Б., Унковский A.A. Рисунок и живопись пейзажа. М.: Просвещение, 1975. - 38 с.
195. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей-фак-тов и ин-тов повышения квалификации-преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
196. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2002. - 128 е., ил.
197. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч; 5-8 кл.: В* 4 ч. Ч. 1. Основы рисунка. Обнинск: Титул, 1996 - 96 е., ил.
198. Соколов В.Н. Лепка фигуры. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1962.-140 е., ил.
199. Соловьёва Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. - 256 е., ил.
200. Столяр А.Д. Психология изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.-298 с, ил.
201. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред.
202. А.И. Пискунова, Т.В. Воробьёва. М.: Педагогика, 1979. - 208 с.341
203. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. ^ 175 с., ил.
204. Толковый-словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 / Под ред. Проф. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА, 1996 - 520 с.
205. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Проф. Д. Ушакова. -М.: ТЕРРА, 1996-712 с.
206. Унковский A.A. Рисунки-наброски. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. Изд-ние 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение; 1982. - 38 с.
207. Учебный рисунок. Учеб. пособие / Ин-т. живописи, скульптуры и архитектурьгим. И.Е. Репина Акад. Художеств СССР: Под ред. В.А. Королёва -М.: Изобразительное искусство, 1981. 125 е., ил.
208. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 588 е., ил.
209. Федоров М.В: Рисунок и перспектива. М.: Искусство, 1960. - 130 с.
210. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. -М.: Республика, 2001 - 719 с.
211. Хейл Р.Б. Рисунок. Уроки старых мастеров: подробное изучение пластической анатомии человека на примере рисунков великих художников: пер. с англ. O.A. Герасиной / Роберт Беверли Хейл. М.: ACT: Астрель, 2006.271 1. е., ил.
212. Хогарт Х.В. Анализ красоты. М.-Л.: Искусство, 1958. - 338 с.
213. Художник, учёный, педагог. Шорохов Евгений Васильевич. М.: Издательство «Реалпроект», 2005. - 170 е., ил.
214. Чистяков, П.П. Письма, записные книжки, воспоминания^ 1832—1919). М:: Искусство, 1953. - 593 с.
215. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. (Психологические основы развивающего обучения). М., 1995. - 192 с.
216. Школа изобразительного искусства: Вып. 1: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. - Ml: Изобразительное искусство, 1986. - 176 е., ил.
217. Школа изобразительного искусства: Вып. 2: 3-е изд., испр. и доп. / А.Н. Буйнов, Е.М. Елизарова, Б.В. Иогансон и др. -М.: Изобразительное искусство, 1988. 160 с., ил.
218. Школа изобразительного искусства: Вып. 3: Учеб.-метод. пособие / 3-е изд., испр. и доп. -М.: Изобразительное искусство, 1989. 200 е., ил.
219. Шорохов Е.В. Композиция: учеб. для студентов худож.-граф. факультетов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 207 с.
220. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: пособие для учителей. 2-е изд., доп. и» перераб. -М.: Просвещение, 1977. - 112 с.
221. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1975.
222. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1 классе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
223. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. (Проблемы руководства изобразительным творчеством детей.) М.: Просвещение, 1969.-272 е., ил.
224. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
225. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика!. Научно-художественная литература. Издание 2-е. Оформл. Евг. Когана. М., «Дет. лит.», 1977. 223 е., ил.
226. ЮонК.Ф. Культура рисунка. М., 1947.- 250 с.
227. Яблонский В.А. Преподавание предметов «Рисунок» и «Основыкомпозиции»: 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1989. - 78 е., ил.343
228. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М. Педагогика, 1980. - 240 с.
229. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.-86 с.
230. Bammes. Die Gestalt des Tieres. Leipzig.: Erschienen im VEB E.A. Seemann -Verlag, 1975.-506 p.
231. Mendelowitz M. D. Drawing. Stanford California.: Stanford University Press, 1980.-489 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.