История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии, XVI - нач. XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат культурол. наук Черкаева, Ольга Евгеньевна
- Специальность ВАК РФ24.00.03
- Количество страниц 374
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Черкаева, Ольга Евгеньевна
Введение
Глава I. Возникновение и развитие музейных собраний в XVI
XVIII веках 11 $1. Художественные собрания 11 $2. Естественно-научные и технические собрания
Глава II. Становление музея как социокультурного института в
XIX - начале XX века. 64 $1. Художественные музеи 64 $2. Культурно-исторические музеи 143 $3. Естественно-научные музеи 197 $4. Технические музеи 222 $5. Музеи декоративно-прикладного искусства
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Оружие как объект музейного экспонирования2008 год, кандидат культурологии Ерешко, Юлия Владимировна
Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях Великобритании2009 год, кандидат культурологии Кроллау, Наталья Евгеньевна
История музейного дела (до конца XVIII в.)2003 год, доктор культурологических наук Грицкевич, Валентин Петрович
История музейного дела в мире: До конца XVIII в.2002 год, доктор культурол. наук Грицкевич, Валентин Петрович
Метод погружения как актуальный метод построения музейной экспозиции2011 год, кандидат культурологии Чуклина, Татьяна Изосимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История музейного дела в Австрии, Германии, Швейцарии, XVI - нач. XX в.»
Актуальность темы. История музейного дела немецкоязычных стран (Австрии, Германии, Швейцарии) представляет интересную и своеобразную страницу в истории культуры. Возросший в последние десятилетия интерес к музеям как составной части культуры создают в< предпосылки для их самостоятельного изучения. В диссертации прослеживается история в< >зникновения и развития коллекций и музеев в указанных странах с XVI до начала XX века. ^ I При этом музейное дело немецкоязычных стран рассматривается по аналогии с литера-проведением, изучающим немецкую литературу как единое целое в соответствии с законо-ЯЦ^Рсрносгями ее развития вне зависимости от современных государственных границ. В исследо-вг 1нии указывается, что в Центральной и Северо-Восточной части Европы немецкоязычные и фоды территориально и государственно сосредотачиваются в течение IX - X вв., формируя вященную Римскую империю Германской нации во времена Отгонов.
История музейного дела немецкоязычных стран выбрана темой исследования по нескольким причинам. Развитие музейного дела в данном регионе протекало в классической эрме, что проявилось в достаточно раннем и многочисленном создании музеев, подобно то Ф м 4 мйг, как этот процесс протекал в Италии (в России первый музей, Кунсткамера, был организо-В£ 1Н лишь в начале XVIII века). Особенностью истории музейного дела в немецкоязычных фП|ранах явилось и непрерывное существование крупнейших из рано созданных музеев до настоящего времени, а также ведущее значение Германии и Австрии в области музейной архитектуры в XIX веке (Берлин, Мюнхен, Вена). Высокий уровень развития музееведческой мыср
Л1 1 с конца XIX века и формирование музееведения как науки в результате теоретического о< ;мысления места музеев в жизни общества позволяют считать историю музейного дела Гер-ании, Австрии и Швейцарии показательной для других стран. Очень важно, что именно в Г< фмании музееведение начинает оформляться как специальная дисциплина и на развитие ■к юрии и практики музейного дела в других странах это оказало большое влияние. Основопо-лг игающие принципы современного музееведения были разработаны немецкими музееведами в н ачале XX века, все основные проблемы теории и практики, сформулированные в начале ве~ к 1, актуальны в настоящее время в музейном деле во всем мире. В то же время в указанных т транах существуют только для них характерные особенности, прежде всего становление \ •азвитие на протяжении десятилетий музейных комплексов как единых организмов в Берлине Мюнхене, Дрездене, Вене.
Хронологические рамки исследования. Изучение истории музейного дела немецкоязыч-гых стран с XVI века обусловлено появлением первых музейных собраний, отличавшихся от [редмузейных назначением показа предметов. XV век в культуре этих стран отмечен распро-транением идей гуманизма, что предопределило усиление интереса к созданию коллекций, и :ак следствие этого явления, превращение уже в XVI веке предмузейных форм в музейные, конечная дата исследования приходится на начало XX века, когда первая мировая война [рервала поступательное развитие музеев.
Цель исследования - выявление основных закономерностей эволюции музеев в немец-шзычных странах на основе изучения разновидностей музеев, сменявшихся в течение ряда толетий в их последовательном изменении.
Задачи исследования:
- выявить причины возникновения и развития коллекций и музеев в Германии, Австрии немецкоязычной Швейцарии;
- определить социально-политические, культурные и другие факторы, влиявшие на раз-итие музейного дела в немецкоязычных странах;
- раскрыть содержание главных этапов развития музейного дела в указанных странах;
- показать эволюцию музея как социокультурного института;
- проследить развитие образовательно-воспитательной функции музея, учитывая фактор юрмирования именно в Германии педагогического направления в музейной работе;
- рассмотреть деятельность выдающихся музейных работников и их вклад в развитие [узейного дела.
Объект исследования -совокупность явлений и процесс развития музейного дела в немецкоязычных странах на протяжении XVI-начала XX веков.
Предмет исследования - основные тенденции формирования и функционирования немецкоязычных музеев в конкретных исторических условиях, их взаимосвязи с различным* >бластями духовной и материальной жизни немецкоязычных стран.
Степень научной разработанности. В историографии истории музейного дела проблема >азвития музеев в немецкоязычных странах разработана недостаточно. Отдельные работы, ювещающие деятельность некоторых музеев в определенный исторический период, издава-гись на немецком языке в течение Х1Х-ХХ веков. Однако до настоящего времени нет обоб-цающего исследования, в котором была бы поставлена задача целостной и всесторонней ха->актеристики процесса формирования и функционирования музеев в немецкоязычных странах.
В русскоязычной историографии музейного дела Германии, Австрии и Швейцарии южно указать лишь статью Т.Г.Калугиной, в которой автор показывает развитие художе-твенного музея как социокультурного учреждения с 1793 года (открывается Центральный му-ей искусств в Париже) до начала XX века и уделяет значительное место немецким художе-твенным музеям с момента оформления их в специальные учреждения, то есть с 1830-х го-,ов. На наш взгляд, функцию художественного музея как социокультурного института можно [роследить еще в XVIII веке. Старый и Новый музеи в Берлине рассматриваются также в татье К.Кириченко, посвященной типу музейного здания в русской архитектуре.
Краткая характеристика отдельных музеев Германии, Австрии и Швейцарии, коллекций е истории их формирования дана во вступительных статьях отечественных альбомов, каталогах ыставок, путеводителях по отдельным музеям. Эта информация исключительно справочного арактера.
Зарубежная историография темы обильна, что делает необходимым хронологический бзор исследований. В первой трети XIX века появляются работы, посвященные как отдельном музеям, так и истории всех наиболее значительных музеев. В 1908 году было издано ис-ледование Ю. фон Шлоссера о Западноевропейских кунст- и вундеркамерах позднего Ренес-анса. Автор попытался представить историю собраний не изолированно, а в историческом яду развития, он охарактеризовал состав Кунсткамер и в отдельных случаях показал принциты расположения экспонатов в выставочных помещениях, что важно для нас при реконструк-дии экспозиционных концепций того времени. Завершает цикл основных исследований пс ютории музейного дела, изданных до первой мировой войны, монография В.Шерера. Толькс 5 этой работе представлена история развития всех наиболее значительных немецких музеев с момента их основания (XVI век) до начала XX века, однако она носит описательный характер.
Литературу по истории музейного дела, изданную после первой мировой войны до на-цих дней, можно разделить на несколько групп.
К первой относятся работы, в которых показана история развития музейного дела вс ¡сем мире на протяжении всего существования человечества. А.Виттлин впервые рассматри-¡ает процесс эволюции музея как социального института в общемировом масштабе, С.Шрайнер, несмотря на упрощенный формационный подход, воссоздает эволюционную кар-■ину развития музеев и характеризует наиболее значительные музеографические и музеологи-[еские сочинения ХУ1-ХХ веков.
Вторую группу исследований образуют работы, в которых рассматриваются музеи опре-[еленного профиля во всех странах. К этой группе относится монография Г.Рихтера об анато-гаческих театрах и статья Ф.Клемма о естественно-научных и технических музеях.
Третья группа состоит из исследований, посвященных изучению музеев определенного [рофиля или их вариантов в пределах одной страны. Так, К.Деринг, Ф.Айзель и Э.Карасек иализируют феномен краеведческого музея как разновидности культурно-исторического му-ея. Однако ни одна из этих работ не дает полного представления об истоках и этапах разви-ия музеев культурно-исторического профиля в целом. Для характеристики истории развития удожественных музеев очень важен фундаментальный труд Ф.Плагемана, несмотря на искус-твоведческий характер этой работы. С точки зрения истории музейного дела в монографии собый интерес представляет характеристика экспозиций в отдельных музеях, позволяющая делать выводы об общих экспозиционных принципах художественных музеев того времени.
Еще одна группа исследований посвящена истории коллекционирования. В нее входят руды Н. фон Хольста, К.Помяна, Х.Закс.
Отдельно необходимо выделить монографию А.Алексавдера, которая состоит из би-¡лиографических очерков наиболее выдающихся музейных деятелей всего мира. Автор пока-ывает вклад каждого музейного работника в развитие всеобщего музейного дела и сред* [ругих отводит значительное место немецким музейным деятелям - О. фон Миллеру, К. Ха-енбеку, В. фон Боде. Философское осмысление роли музея в истории Германии с 1800 дс 914 года и его влияние на формирование немецкого самосознания содержится в работе куль-урологического характера В.Хохрайтера.
Несмотря на то, что вышеперечисленные исследования содержат богатый исторический штериал, они не воспроизводят целостной картины развития музейного дела в немецкоязычных странах. Не существует также единого взгляда на периодизацию истории музейного дела, ют единого мнения в вопросе о времени превращения музея в общественный институт.
Источниковая база исследования. Основные источники по теме можно разделить на ©сколько групп. К самой ранней относятся каталоги музейных собраний, описания музеев в аписках путешественников и мемуарах, первые путеводители для путешествующих и любо-нательных и все более поздние путеводители.
Интерес представляют произведения классиков немецкой литературы (прежде всего !.В.Гете и Ф.Шиллера), их статьи и рецензии, в которых не только охарактеризованы музей-:ые собрания и отдельные экспонаты, но и дана оценка роли музея в духовной жизни общества. Внимание к музейным собраниям отражает интерес просвещенной публики к музеям.
Многочисленные издания справочного характера с рекомендациями для желающих со-рать коллекцию каких-либо предметов относятся к третьей группе источников. Эти источни-и позволяют выявить особенности формирования собраний определенного времени и те ка-згории, согласно которым комплектовались коллекции. К этой же группе примыкают труды ыдающихся музейных работников и архитекторов, часто являющихся авторами концепций кепозиций (Л. фон Кленце, К.Шинкель, Г.Земпер).
Следующую группу источников образуют материалы, отражающие процесс создания му-эйных учреждений: уставы музеев, сочинения организаторов музеев с концептуальными пла-ами выставок. Представление о деятельности музеев дают годовые отчеты. Отдельно следует наделить издававшийся с 1905 года журнал "Museumskunde", отражавший богатый материа) ю теоретическим, методическим и организационным проблемам развития музеев.
В качестве источников в работе использованы также планы музеев и планы местности < тазанием местонахождения на них музеев, фотографии музейных зданий и экспозиций.
Методология. Методологической основой исследования является понимание музея Kai ¡оциокультурного института, содержащееся в трудах КЛПрайнера и А.Виттлип и концепции :ультуры, изложенная в работах С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, согласно которой культург гредставляет собой сложноорганизованную, целостную, исторически развивающуюся систему Исходя из этой концепции, музей рассматривается в данном исследовании как один из эле-«ентов целостной системы культуры.
В зависимости от вопроса исследования исследованы следующие методы: историко-енетический метод, направленный на анализ развития музейного дела; иеторико-равнительный метод, раскрывающий подобие черт в различных явлениях в области музейно-о дела; историко-типологический метод, выявляющий типологию музеев и всех направлении тузейной деятельности на основе присущих им общих имманентных признаков; историко-иографический метод, позволяющий понять взгляды выдающихся коллекционеров и музееве-;ов и формирование их основных идей в контексте эпохи.
Научная новизна исследования.
В диссертации осуществлено изучение процесса возникновения и развития всего ком-¡лекса музеев на протяжении почти шести столетий и предпринята попытка дать систематизи-ованное представление о поэтапной эволюции музейного дела в немецкоязычных странах, 'ассмотрены основные этапы развития музейного дела - становления (XVI-XVIII века) и формления музея как самостоятельного учреждения в системе общества и культуры (XIX -Еачало XX века), выявлены общие тенденции развития музейного дела в немецкоязычных гранах в Новое время (XVI-XVIII века).
Прослежено влияние конкретных форм политической, социально-экономической и ультурной жизни немецкоязычных стран в исследуемый период на становление и формиро-ание музея как социокультурного института.
Выявлены характерные особенности развития музейного деда немецкоязычных страт юл ее раннее по сравнению с другими странами появление учебных музеев и научной музео -рафической литературы (2-я пол. XVII века), создание музейных комплексов в Берлине Мюнхене и Дрездене (1-я пол. XIX века), возникновение и широкое распространение музее лестного края (2-я пол. XIX века).
Раскрыты особенности организации и специфика просветительной, учебной и воспита «льной работы художественных, культурно-исторических, естественнонаучных, технически лузеев и музеев прикладного искусства.
Выявлена роль музеев в системе образовательных и воспитательных государственны шстшугов.
Показано ведущее значение Германии, Австрии и Швейцарии в отдельных направлена сх музейной деятельности (построение экспозиций в художественных музеях, принципы рабо ы с населением в краеведческих музеях).
Предложена периодизация, в основу которой положено изменение функций музея 1 »бществе и государстве, что нашло отражение в многочисленном появлении с начала XIX ве а публичных музеев.
Раскрыта роль личностного фактора в истории музейного дела немецкоязычных стра* шагодаря анализу научной и практической деятельности ведущих музейных работников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что освещена история становления зарубежных музеев и осуществлен сравнительный аналш »азвития музейного дела в различных странах; систематизированы и уточнены сведения по истории музейного дела немецкоязычных стран одержащиеся в изданиях различного характера; выводы могут быть использованы в дальнейшем изучении истории музейного дела указании стран XX века; результаты исследования могут быть применены при научной разработке актуальных прочем всеобщей истории музейного дела; материалы диссертации могут служить источником для вузовских лекций, спецкурсов 1 щецсеминаров по истории музейного дела немецкоязычных стран.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Новая модель музея в форме кунст- и вундеркамеры появляется на территории не децкоязычных стран в XVI веке. В отличие от итальянского "студьоло" и французской 'кабинета5' главным предназначением немецких кунсткамер являлась демонстрация предмето] ум избранных посетителей. Именно поэтому форма кунсткамеры была воспринята за образе1 лузея в других странах (Россия, XVIII век).
2. В Германии уже в XVIII веке художественные собрания организовывались по науч ю экспозиционным принципам в их начальной форме и были значительным явлением 1 дгльтурной жизни. И.В.Гете, Ф.Шиллер подробно описывают такие собрания и анализирую IX. С XVIII века художественные музеи становятся важнейшим инструментом приобщенш »бракованной публики к ценностям культуры.
3. Отличительной чертой Германии до начала XIX века являлись резкие перепады в раз-1итии музеев - периоды расцвета сменялись периодами стагнации, что было обусловлено раз-Еробленностью страны и многочисленными войнами (междоусобные войны, тридцатилетня* ¡ойна, наполеоновское нашествие).
4. Качественный скачок во всех направлениях музейной деятельности немецкоязычны» тран конца XIX-начала XX века в значительной степени был обусловлен личностным факто->ом. Новые формы организации экспозиции в художественных музеях, подготовка квалифи-(ированных музейных сотрудников и научная работа в Берлинских музеях являлись заслугой $. фон Воде. Положительные стороны в собирательской, научной и выставочной деятельности раеведческих музеев стали результатом внедрения в практику этих музеев принципа локаль-юго ограничения О.Лауфера. Осуществление АЛихтварком в музеях прикладного искусства •бразовательных программ в целях пробуждения художественных способностей масс заложило •снову музейной педагогики.
5. После образования Германской империи музеям была отведена особая роль в систе т государственных учреждений культуры. Повышается значение образовательно юспитательной функции музея, что привело к появлению новых форм работы с посетителями Специальные выставки для всех слоев населения и общеобразовательные экскурсии были осо юнностью музеев Берлина. Впервые в истории музейного дела публика самостоятельно при юдила в действие экспонаты в Немецком музее в Мюнхене, одним из главных мотивов соз (ания которого была демонстрация экономической мощи империи посредством культуры. По [учившие повсеместное распространение краеведческие музеи, которые занимали с 1880-: одов важное место в государственной националистической политике, достигали большие успехов в ознакомлении населения с историей "малой родины" в значительной степени бла одаря тематическим экскурсиям и лекциям.
6. Серьезная научная работа, проводившаяся во всех крупных музеях в соответствии < [рофилем коллекции, позволяет считать музеи уже в конце XIX -начале XX века научно гсследовательскими учреждениями. Ведущее положение среди других занимали Берлински« 1узеи, чему в значительной степени способствовали крупные государственные субсидии. С 880-х годов в них издавались ежегодники королевских музеев, монографии и каталоги, í акже проводилась работа по реставрации памятников культуры Древних цивилизаций. материалы диссертации могут служить источником для вузовских лекций, спецкурсов 1 :пецсеминаров по истории музейного дела немецкоязычных стран.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которы: ►азделена на два, а вторая на пять параграфов и заключения. Основной текст сопровождаете! [римечаниями, списком использованной литературы и источников с иллюстрациями.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции: В контексте искусства, архитектуры, дизайна2002 год, доктор искусствоведения Майстровская, Мария Терентьевна
Музейные коллекции по горному делу в России как источник по истории науки и техники2007 год, кандидат исторических наук Минина, Екатерина Валерьевна
История и принципы реставрации античной керамики из коллекции Государственного Эрмитажа в связи с требованиями ее хранения и экспонирования2013 год, кандидат искусствоведения Шувалова, Ольга Михайловна
Музей в истории мировой культуры: генезис и эволюция2004 год, доктор исторических наук Юренева, Тамара Юрьевна
От Картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке: Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII - XIX веков2005 год, кандидат искусствоведения Третьякова, Наталья Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», Черкаева, Ольга Евгеньевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1 Гете И.В. Коллекционер и его близкие // Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. - М.: Худ.лит., 1980.-Т. 10.-С.77
2 Шиллер Ф. Музей антиков в Мангейме // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т.- М.: Гослитиздат, 1957,- Т. 6,- С. 543
3 История Европы. В 8 т.- Т.З. Европа от средневековья к Новому времени (конец XV - первая половина XVII века).- М.: Наука, 1993,- с.497
4 Hartig О. Der Artzt Samuel Quiehelberg, der erste Museologe Deutschlands, am Hofe Albrecht V in München/ZBayerland.- 1933. - В.44,- S.633
3 Volbelir T. Sammeltendenzen des Siebzehntenten Jalirhenderts // Museumskunde. -1909. -B.V.-S.24
6 Например, один из таких проектов был в утопии Ф.Бэкона «Новая Атлантида» (1627)
7 Обо всех этих теориях см. подробнее в гл.1 §2 с.51-54
8 История Европы. В 8 т.- Т.4. Европа Нового времени (XVII-XVIII века).- М.: Наука, 1994,- с.324
9 Подробно эстетическая теория Ф. Шиллера изложена в ряде писем: Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека: Пер. с нем. Э. Радлов // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т.- М.: Гослитиздат, 1957,- Т.6.- С.251-358
10Waagen G. Kleine Schriften. - Stuttgart: Ebnerund Seubert, 1875,- s.8
11 Korff G. Objekt und Information in Wiederstreit // Museumskunde.- 1984,- Heft 2,-s.86
12 Zit. nach Hochreiter W. Vom Musentempel zum Zernort, s.30
13 Jahresbericht des Historischen Museums zu Frankfurt am Main. - 1894,- N.17 // Jahresberichte des Vereins fur das Historische Museum. - S.60
14 Karasek E. Die volkskundlich - kulturhistorischen Museen in Deutschland, s.121
15 Kuntz A. Das Museum als Volksbildungsstätte, s. 49. О краеведческих музеях см. также: Roth M. Heimatmuseum und nationalpolitische Erziehung // Volkskunde und Nationalsozialismus. Gerndt H. (Hrsg.). - München: Beck, 1987.- s. 185-199; Roth M. Heimatmuseum. Zur Geschichte einer deutscher Institution. - Berlin: Mann, 1990.-309 s.
16 Schreiner K. Geschichte des Musealwesens.- Waren, 1986,- Von den 1789 bis Gegenwart.-H.3.-T.2.-s.13 тя
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Черкаева, Ольга Евгеньевна, 1999 год
1.(Веттин) // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон,- СПб., 1890,- Полутом 1,- Том 1. - С. 67-70
2. Агрикола // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон -СПб., 1890,- Полутом 1. -Том I. С. 151
3. Асмус В. Гумбольдт В.ф. // Философская энциклопедия в 5 т.- М.: Советская энциклопедия, i960,-Т. 1,-С.417-418
4. Ауфзесс // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон СПб., 1891,-Полутом 2. -С.480
5. Баварские государственные собрания картин. Мюнхен. Старая Пинакотека. Новая Пинакотека. Новая государственная галерея. /Альбом / Автор текста М.Я. Либман/.- М.: Изобразительное искусство, 1972 7, 191 с. /музеи мира/
6. Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней: Пер. с франц.-М.: Культура, 1995,- 525 с.
7. Баскин М.П. Философия немецкого Просвещения. М.: МГУ, 1954. - 47 с.
8. Блистательный Дрезден. Искусство Августа II и Августа III / Каталог выставки к 40-летию ГДР/ X. Маркс и др. М.: Союзрекламкультура, 1989.-109 с.
9. Ваген // Иллюстрированная энциклопедическая библиотека. Искусство западной Европы: Германия, Нидерланды / Под ред. В. Бутромеев,- М.: Современник, 1996,- С.36-37
10. Ваген // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1891. - Полутом 9 - Т. V,- С.338
11. Винкельман //Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб., 1892. Полутом 6,- С.419
12. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь имен. А-Л,- Спб.: Кольна, 1996.- Т.2.-543 с.
13. В-ов В. Людовик I (Карл Август), король баварский// Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1896. - Том XVII,- С.237-238
14. Гейгер Л. История немецкого гуманизма. Пер. С нем. E.H. Вилларской. Под ред. Г.В. Форстена. СПб. : Издание О. Н. Поповой, 1899. - 358 с.
15. Германская история в Новое и Новейшее время. В 2-х томах. Под ред. С.Д. Сказкина и др. М. Наука, 1970,- Т.1.- 510 с.
16. Государственные музеи Берлина. ГДР/Альбом./ Автор вступ. ст. Т.Р. Мейер -М.: Изобразительное искусство, 1983,- 286 с.
17. Гриневич К. Музеи // Большая Советская энциклопедия,- 1-е изд.- М.: Советская энциклопедия.-Т.16.- С.248-250
18. Гулыга А. Гер дер // Философская энциклопедия в 5 т.- М.: Советская энциклопедия, I960,- Т.1.- С.354-356
19. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. Спб ГАК, 1996. -264 с.
20. История Европы. В 8 т.- Т.З. Европа от средневековья к Новому времени (конец XV первая половина XVII века).- М.: Наука, 1993,- 656 с.
21. История Европы. В 8 т.- Т.4. Европа Нового времени (XVII-XVIII века).- М.: Наука, 1994,- 509 с.
22. История немецкой литературы. В 2 т. T.I. От истоков до 1789 года: Пер. с нем. М.: Радуга,1985,- 350 с.
23. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
24. Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей // Музееведение. Музеи мира: Сб. научн. тр. М.: НИИ культуры, 1991,- С.304-326
25. Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. В 6 т. История XVI и XVII веков.-Т.2.- СПб., 1894,- 622 с.
26. Кириченко Е. Историзм мышления и тип музейного здания в русской архитектуре середины и второй половины XIX века // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России 2-й половины XIX века. Сб. ст.-Москва: Наука, 1982.-.С. 109-162
27. Лапин К. Музей // Большая медицинская энциклопедия,- М.: Советская энциклопедия, 1961,- Т. 19- С.399-404
28. Левинсон-Лессинт В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). 2-е изд., испр. и доп - Л.: Искусство, 1986 - 426 с.
29. Линк Г.Е. // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб., 1896. Том XVIIa.- с. 709-710
30. Музей истории искусств /Альбом/ Автор-сост. Т.А. Седова /.- М.: Изобр. Искусство, 1988.- 246 с. / Музеи мира /
31. Олеарий // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон.-СПб., 1897. Полутом 42,- С.855-856
32. Очерки истории Германии с древнейших времен до 1918 года / И.М. Кривогуз, М.А. Коган, P.C. Мнухина, И.В. Ковалев. М.: Учпедгиз, 1959. - 350 с.
33. Пиркхеймер // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб., 1898,- Полутом 46,- Том XXIII а,- С. 648
34. Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848 гг. М.: Изд-во иност. литер., 1959,- 523 с.
35. Ротштейн Н.Ф. Две прусские войны. Австро-прусская (1866) и Франко-прусская (1870-1871). Пражский (1866), Версальский и Франкфуртский (1871) мирные договоры. М.-Л., изд. и 1-я типолит. Изд. АН СССР в Ленинграде, 1945. -183 с.
36. Седова Т.А. Старая пинакотека в Мюнхене. М.: Искусство, 1990,- 277 с. /Города и музеи мира/
37. Соков А. Кленце // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1895. - Полутом 29 - Т. XV - С.357-358
38. Фридлендер Г. Винкельман // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1960. -Т.1. -С.260-261
39. Фридрих II // Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. -СПб., 1902. Полутом 72 - С.779
40. Цвингер / Путеводитель / Государственные собрания произведений искусства в Дрездене: Пер. с нем. Н. Бониц- Дрезден: Б. н., 1983,- 31 е., 24 л. илл.
41. Шедевры Старой Пинакотеки / Каталог выставки из Баварских государственных собраний произведений живописи / Авт. вст. ст. И.Г. фон Гогенцоллерн. М.: Советский художник, 1984,- 192 с.
42. Шухардин С.В. Георгий Агрикола. 400 лет со дня смерти. Москва, 1955,- 208 с.
43. Albrecht // Biographisches Lexikon zur deutschen Geschichte. Von den Anfängen bis 1945 / Hrsg. Kollektiv:'G.Hass u.a. Berlin: Deutscher Verlag der Wissenschaft, 1970,-S.18-19
44. Albrecht D. Maximilian I von Bayern // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1990 . - Bd 16 . S. 447-480
45. Alexander E.P. Museum in Motion. An Introduction to the History and Functions of Museums.- Nashville: The American Association for State and Local History Tenessee, 1979,- 308 p.
46. Alexander E.P. Museum Masters. Their Museums and Their Influence. Nashville: The American Association for State and Local History Tenessee, 1983.-428 p.
47. Aufseß H.M. von und zu. Des Reiches erster Konservator.- o.O., 1971,- 115 S.
48. Becker C. Johann Daniel Major : Zammlungstheoretiker ? Doktor der Weltweisheit ? // Jahrbuch des Museums für Kunst und Gewerbe Hamburg. 1992 / 93. - Bd 11/12,-S. 67-82
49. Below G.v. Die deutsche Geschichtswissenschaft von Beginn des 19. Jahrhunderts zur Rei chseinigung von oben. Berlin:Reimer, 1963.-165 S.
50. Berliner R. Zur ältren Geschichte der allgemeiner Museumslehre in Deutschland // Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst. Neue Folge. - 1928. - B.5.- S.327-352
51. Beth Jgnaz. Verzeichnis der Schirften von Wilhelm v. Bode. Berlin und Leipzig: Behr, 1915.= 140 S.
52. Beuth W. Vorbilder. 1821-1830, Teil I, S. III (Vorwort). Zitiert nach Döring, s. 40.
53. Bezold G. Aufseß, Hans Freiherr von und zu, Altertumsforscher, Gründer des Germanischen Nationalmuseums, 1801-1872. // Lebensläufe aus Franken. München und Leipzig: Seemann, 1919,-Bd.I.- S.2-5
54. Boettiger C. Über Museen und Antikensammlung. Eine archäol. Vorlesung.- Leipzig: Behr, 1808,- 31 S.
55. Brandt G. Museen und Heimatschutz. // Museumskunde. Bd. V. - 1909,- S.30-34
56. Brandt G. Über Kreis-und Ortsmuseen. // Museumskunde. Bd. IX - 1913.- S.133-138
57. Brattskoven O. Kreis W.H.// Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von Thieme und F. Becker. Leipzig: E.A. Seemann, 1927.- Bd. 21,- S. 485-487
58. Burian P. Das Germanische Nationalmuseum und die deutsche Nation // Das Germanische Nationalmuseum Nürnberg 1852-1977. B.Deneke/R.Kahsnitz (Hrsg). -München/Berlin: Deutscher Kunstverlag, 1978,- S. 127=262
59. Cranach-Sichart E. Semper G. // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von Thieme und F. Becker. Leipzig: E.A. Seemann, 1936,- Bd. 30,- S. 488=491
60. Czok K. Der Metodenstreit und die Gründung des Seminars fiir Landesgeschichte und Siedlungskunde 1906 an der Universität Leipzig // Jahrbuch fiir Regionalgeschichte.~ Weimar: H.Böhlau, 1967,- Bd 2.= S.l=26
61. Das Museum Fridericianeum // Zeitschrift des Vereins für Hessische Geschichte und Landeskunde.- 1963,- N 74,- S.91-107
62. Decker H. Carl Rottmann. Berlin: Dt. Verein f. Kunstwissenschaft, 1957,- 190 S.
63. Deneke B. Die Museen und die Entwicklung der Kulturgeschichte // Das kunst-und kulturgeschichtliche Museum im 19 Jahrhundert. B.Deneke /R. Kahsnitz (Hrsg).-München: Deutscher Kunstverlag, 1977,- S. 118-132
64. Deneke B. Konzeption einer Altertumskunde des deutschsprachigen Gebietes in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts // Volkskunde im Museum. W. Brückner / B. Deneke (Hrsg).- Würzburg:Verl f. hist. Verein, 1976,- S.58-91
65. Deutsches Hygiene Museum // Bertelsmann Museumsführer. Sammlungen zu Kunst, Kultur, Natur und Techniik in Deutschland.- München: Bertelsmann Lexikon Verlag Gütersloh, 1992,- S.134-135
66. Dickinson H.W. Oskar von Miller // Museums Journal.- 1934,- N 6,- p.76-7969^ Die Museumsinsel zu Berlin / Mit Beitrage von Peter Betthausen u.a. Berlin: Henschel-Verl., 1987.-275 S.
67. Dietert-Dembowski K. Heimatmuseen im Osten. // Deutsche Tageszeitung.- 1911.24. Dez. S.2-3
68. Dilly H., Ryding J. Kulturgeschichtsschreibung vor und nach der bürgerlichen Revolution von 1848 / Ästhetik & Kommunikation 21 Jg.- Tübimgen: Narr, 1975,- 198c o.
69. Döring C. Das kulturgeschichtliche Museum. Geschichte einer Institution und Möglichkeiten des Selbstverstöndnisses, dargestellt am Beispiel «Heimatmuseum». -Dissertation.- Frankfurt-am-Main: Johann Wolfgang Goethe Universität, 1977,- 195 S.
70. Eggenschwyler V.// Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von Thieme und F. Becker. Leipzig: E.A. Seemann, 1914. - Bd. 10,- S. 374
71. Eidmann H. Heimatmuseum, Schule und Volksbildung. Leipzig: Quelle & Meyer, 1909.-47 S.
72. Ekkehard M. Expositionen. Geschichte und Kritik des Ausstellungswesens. -München/Berlin: Deutscher Kunstverlag, 1986,- 225 S.
73. Ennenbach W. Über einen Plan zur regionalen Forchungs und Sammeltätigkeit vom Ende des 17. Jahrhunderts // Neue Museumskunde.-1978,- N 4,- S.255-257
74. Firmenich-Richartz E. Die Brüder Boissere. Jena,1916,- o.S.
75. Freudenthal H. Museum Volksbildung - Schule. - Heft 28,- Erfurt: Akademie gemeinnütziger Wissenschaften, 1931,- 164 S.
76. Fuchs P. Karl Theodor (Wittelsbach) // Neue deutsche Biographie. Berlin: Duncker & Humblot, 1974 . - Bd. 10.- S. 252-258
77. Förster C. Der Staat und die «Soziale Frage» / Leben und Arbeiten im Industriezeitalter. Ausstellung-katalog Germanisches Nationalmuseum Nürnberg,-Nürnberg: G.N.M.,1985.- 628 S.
78. Geismeier W. Museum gestern und heute. // Staatliche Museen Berlin. Forschungen und Berichte.- 1968,- N11.- S.9-18
79. Goetz W. Albrecht V (Wittelsbach) // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1953,- Bd 1,- S. 158-160
80. Gollwitzer H. Aufsess // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1953,-Bdl.-S. 444
81. Grasskampf W. Museumsgründer und Museumsstürmer. Zur Sozialgeschichte des Kunstmuseums.- München:Beck, 1981,- 185 S.
82. Greverus J. Der territoriale Mensch. Ein literaturanthropologischer Versuch zum Heimatphänomen. Frankfurt-am-Main, 1972,- 312 S.
83. Grosse E. Aufgabe und Einrichtung einer städtischen Kunstsammlung. Tübingen: J.C.B. Mohr, 1902,- 33 S.
84. Grote L. Der Gründer des Germanischen National-Museums // Deutsche Kunst und Kultur im Germanischen Nationalmuseum.- Nürnberg: G.N.M., 1952,- S.5-15
85. Grote L. Museum und Geschichte. Festvortrag zum 100 jährigen Bestehen des Altonaer Museums, gehalten am 28.2.1963,- Hamburg: A.M., 1964,- S.7-32
86. Habacher M. Das k.k. Fabriksproduktenkabinett in Wien (1806-1815). Eine Frühform gewerblich-technischer Sammlungen/Technikgeschichte.-1971.-Bd. 38,- S. 39-4 7
87. Hagenbeck Carl // Neue Deutsche Biographie.- Berlin: Duncker & Humblot, 1965. -Bd.5.- S.487-488
88. Hainhofer Philipp // Neue deutsche Biographie.- Berlin: Duncker & Humblot, 1965.7 c co/i co^jju /.- kJ. jz,t-j/j
89. Hampe Th. Das Germanische Nationalmuseum von 1852 bis 1902,- Leipzig: J.Weber, 1902,- 150 S.
90. Hanfstaengl E. Meisterwerke der Neuen Pinakothek, Staatsgalerie und Schackgalerie.- München: Hanfstaengl, 1922,- 334 S
91. Hartig O. Der Artzt Samuel Quichelberg, der erste Museologe Deutschlands, am Hofe Albrecht V in München/ZBayerland.- 1933. B.44.- S.630-633
92. Harzmann F. H,F. von und zu Aufseß // Hundert Jahre deutsche Burschenschaft. H. Haupt/P.Wentzcke (Hrsg).-Heidelberg: Hist. Verlag, 1921,- S.65-74
93. Hautecoeur L. Rome et le renaissanse d' 1' antiquite' a la fin du XVIII e siecle.-Paris, 1912,- 112 p.
94. Heimpel H. Geschichtsvereine einst und jetzt // Geschichtswissenschaft und
95. Vereinswesen im 19. Jahrhundert.- Göttingen: Max-Planck-Institut für Geschichte, i qt) c ki> / Z.- j.tj- / j
96. Heimpel H. Über organisationsformen historischer Forschung in Deutschland // Historische Zeitschrift.- 1959,- N 189.- S. 139-222
97. Hektor E. Geschichte des Germanischen Museums von seinen Usprüngen bis zum Jahre 1862,- Nürnberg: Literarisch-artistische Anstalt des Germanischen Museums, 1863,- 58 S.
98. Hentzen A. Lichtwark // Neue deutsche Biographie. Berlin:Duncker & Humblot, 1984.-Bd. 14,- S. 467-469
99. Hochreiter W. Vom Musentempel zum Lernort: zur Sozialgeschichte deutscher Museen 1800-1914,- Darmstadt: wiss. Buchgesellschaft, 1994.-327 S.w» \J
100. Holst N. von. Künstler-Saramler-Publikum. Ein Buch für Kunst und Museumsfreunde.- Darmstadt-Berlin-Neuwied: Luchterhand, i960,- 303 S.
101. Jacobeit W. Bauerliche Arbeit und Wirtschaft. Ein Beitrag zur Wissenschaftsgeschichte der deutschen Volkskunde.- Berlin: Akademie-Verlag, 1965,261 S.
102. Jacopo Strada // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von U. Thieme und F. Becker.- Leipzig: Seemann, 1938,- Bd. 32,- S. 145-147
103. Justi C. Winckelmann und seine Zeitgenossen.- Leipzig: Vögel, 1908,- II Band.-423 S.
104. Justi L. Bode // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1953. -Bd. 2,- S. 347-348
105. Justi L. Bode // Neue deutsche Biographie.- Berlin: Duncker & Humblot, 1953,- Bd.
106. O C '1A1 "J/IO O. Jt / -Jto
107. Jümbel V. Werner A.G. // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1897,- Bd 42,- S. 35-39
108. Kaiser-Friedrich-Museums-Verein. Berlin. Erwerbungen, 1897-1972. -Berlin: Verein, 1972,- 1665 S.
109. Karasek E. Die volkskundlich kulturhistorischen Museen in Deutschland. Zur Rolle der Volkskunde in der bürgerlich - imperialistischen Gesellschaft.- Berlin: Institut für Museumswesen, 1984,- 21 Heft.= 234 S.
110. Karl Friedrich Schinkel / Hrsg Kollektiv: X.Marx u.a.- Berlin: Staatliche Museen zu Berlin, 1988,- 258 S.
111. Klemm F. Geschichte der Naturwissenschaftlichen und technischen Museen / Deutsches Museum. Abhanddlungen und Berichte.- 41 Jahrgang. 1973,- H.2.- S.3-59
112. Kliipfel K.A. Die historischen Zeitschriften und Vereine in Deutschland // Zeitschrift für Geschichtswissenschaft.- 1844,-N 1,- S.518-599
113. Korff G. Objekt und Information in Wiederstreit // Museumskunde.- 1984,- Heft 2,-S.83-93
114. Krähe Lambert // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1980 . -Bd. 12 . S. 657-658
115. Kuntz A. Das Museum als Volksbildungsstätte. Museumskonzeption in der Volksbildungsbewegung zwischen 1871 und 1918 in Deutschland. Marburg: Jonas -Verl., 1980. 102 s.
116. Lauffer O. Das Historische Museum. Sein Wesen und Wirken und sein Unterschied von den Kunst-und Kunstgewerbemuseen. // Museumskunde. Bd. III. - 1907,- S. 1-14
117. Lauffer O. Moriz Heyne und die archäologischen Grundlagen der historischen Museen. //Museumskunde.- BdII.- 1906,- S.153-162
118. Lauffer O. Herr Schwedeler-Meyer und die historischen Museen. // Museumskunde. -Bd. VI. 1910.-S.32-40
119. Lier H.A. Waagen G.F.// Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1896 - Bd. 40 .- S. 410-414
120. Lingner C.A. // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1985. -Bd. 14,-S. 5
121. Lochner Aufsess // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1875.-Bdl.-S. 655-658
122. Lyas C. Waagen G. // Dictionary of art. New York: Macmillan publishers Ltd, 1996. - V. 32.-P. 748
123. Löhneysen W.F. Hirt A. // Neue deutsche Biographie. Berlin: Duncker & Humblot, 1972-Bd. 9.-S. 234-235
124. Mechel Ch. von // Allgemeiner Lexikon der bildenden Künstler von Thieme und F. Becker. Leipzig: E.A. Seemann, 1930,- Bd. 24,- S. 324
125. Menze C. Die Bildungsreform Wilhelm von Humboldts. Hannover: Univ.-Verl., 1975,- 130 S.
126. Mielke R. Museen und Sammlungen. Ein Beitrag zu ihrer weiteren Entwicklung. -Berlin: Wunder, 1903,- 39 S.
127. Miller V. von: Oskar von Miller: Pionier der Energiewirtschaft, Schöpferdes Deutschen Museums München: F. Bruckmann, 1955.-112S.
128. Moller Daniel Wilhelm // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1886. -Bd 22,- S. 124
129. Museum // Der Kunst Brockhaus in 10 Bänden. Mannheim - Wien - Zürich: Taschenbuchverlag. - B.7. - S.78-81
130. Museum // Lexikon der Kunst in 7 Bänden. Architektur. Bildende Kunst. Angewandte Kunst. Industrieformgestaltung. Kunsttheorie.- Leipzig:E.A.Seemann Verlag.- B.4. S.52-55
131. Museum // Lexikon der Kunst in zwölf Bänden. Malerei Architektur -Bildhauerkunst. Basel-Wien: Herder Freiburg.- B.8.- S.278-281
132. Nipperdey T. Kulturgesechichte, Sozialgeschichte, historische Anthropologie // Vierteljahrschrift für Sozial-und Wirtschaftsgeschichte. 1968,- N 55,- S. 145-164
133. Osietzki M. Die Gründung des Deutschen Museums. Motive und Kontroversen // Kultur & Technik.- 1984,- N 1-2,- S.l-79
134. Pagel. Rolfink W. // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1889. - Bd 29,- S. 74
135. Pagel. Valentini M.B. // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1895,- Bd 39,- S. 468-469
136. Pallenberg // Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von Thieme und F. Becker. -Leipzig: E.A. Seemann, 1932,-Bd. 26,- S. 168
137. Pevsner N. Möglichkeiten und Aspekte des Historismus. // Historismus und bildende Kunst. Vorträge und Diskussion im Oktober 1963 in München und auf Schloß Anif. -München: Beck, 1965,- S. 13-24
138. Piagemami V. Das Deutsche Kunstmuseum. 1790-1870. Lage, Baukörper, Raumorganisation, Bildprogramm.- München: Verlag f. Kunstwissenschaft, 1967,- 416 S.
139. Plessner H. Die verspätete Nation. Über die politische Verführbarkeit bürgerlichen Geistes.- Stuttgart: Kohlhammer, 1959,- 174 S.
140. Pomian K. Collectors and curiosities. Paris and Venice. 1500-1800.- Cambridge: Poiity, 1990- 320 p.
141. Pomian K. Der Ursprung des Museums: vom Sammeln. Berlin: Reimer, 1988,- 109 S.
142. Pudor H. Heimatmuseen // Werkstatt der Kunst.-1914.- H. 28,- S.371-372
143. Pölnitz W. von. Ludwid I. von Bayern und Johann Martin von Wagner. Ein Beitrag zur Geschichte der Kunstbestrebungen König Lüdwig I. München: Bayerischen Akad. D.Wissenschaft, 1929,- 349 S.
144. Rave P.O. Schinkels Museum in Berlin oder die klassische Jdee des Museums // Museumskunde.-i960,- N 29,- S.l-21
145. Richter G. Das Anatomische Theater / Abhandlungen zur Geschichte d. Medizin u.d. Naturwissenschaften.- Heft 16,- Berlin: Verl. f. Akademie Wiss., 1936,- 156 S.
146. Richter G. Zur Rolle und Bedeutung von örtlichen Gesehichtsvereinen für die Erforschung und Darstellung der bürgerlichen Heimatgeschichte. Karl-MarxUniversität, Sektion Geschichte, Dissertation. Leipzig vom 28.6. - 1971.- 190 S.
147. Riesler H. Albrecht V (Wittelsbach) // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1875. - Bd 1,- S. 234-247
148. Rossler H. August 1 Wettin // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1953 . - Bd 1,- S. 448-450
149. Rossler H., Franz G. Albrecht V Wittelsbach / Biographisches Wörterbuch zur deutschen Geschichte. -M.: Oldenburg, 1953.- S. 13-14
150. Roth M. Heimatmuseum und nationalpolitische Erziehung // Volkskunde und Nationalsozialismus. GerndtH. (Hrsg.)-München: Beck, 1987,- S.185-199
151. Roth M. Heimatmuseum. Zur Geschichte einer deutscher Institution. Berlin: Mann, 1990,-309 S.
152. RuJhmer E. Tschudi H. Von // Dictionary of Art. Ed. by T. Turner N.Y. Macmillan publishers Ltd, - 1996,- V. 31.- P.397-398
153. Sachs H. Sammler und Mäzene. Zur Entwicklung des Kunstsammelns von der Antike zur Gegenwart. Leipzig: Kochler und Amelang,1971.- 197 S.
154. Scheicher E. Das Museum Erzherzog Ferdinand II. In Schloß Ambras // Weltkunst. 1982. - №12,- S.1756-1759
155. Scheicher E. Kunstkammer // Dictionary of art. New York, 1996 . - V. 18,- P. 520523
156. Scherer V. Deutsche Museen. Entstehung und kulturgeschichtlieche Bedeutung unserer öffentlichen Kunstsammlungen.- Jena: Druck von Poeschel, 1913.-286 S.
157. Schlosser J. Die Kunst- und Wunderkammer der Späterrenaissanse. Leipzig: Verl. von Klinkhardt-Biermann, 1908.-146 S.
158. Schnabel F. Der Ursprung der vaterländischen Studien // Blätter für deutsche Landesgeschichte, hrsg. vom Gesamtverein der deutschen Geschichts und Altertumsvereine.-1951,-N 88,- S. 4-27
159. Schreiner K. Geschichte des Musealwesens. (Kürzer Überblick). Waren, 1983.-Von den Anfängen bis 1789,- H.3.- T.I.- 64 S.; Waren, 1986,- Von den 1789 bis Gegenwart.- H.3.- T.2.-98 S.
160. Schuster J. Geschichte und Idee des naturwissenschaftlichen Museums. / Archiv für Geschichte deutsche Mathematik, d. Naturwissenschaft u.d. Technik. -Bd. 11 -192829,- S.178-192
161. Spielmann H. Moderae deutsche Industrieform. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1962,- 54 S.
162. Spiero S. Schinkels Altes Museum in Berlin. Seine Baugeschichte von den Anfängen bis zur Eröffnung // Jahrbuch der Pleußischen Kunstsammlungen.- 1934,- N 55,-Beiheff- S.41-87
163. Steig R. Goethe imd die Brüder Grimm. Berlin: Hertz, 1892,- 269 S.
164. Stieve A. Maximilian I // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig, 1885 . - Bd 21. S. 1-22
165. Tecklenburg A. Dorf und Heimatmuseum // Das Land.- 1901,- N 9,- S.375-378
166. Volbehr T. Sammeltendenzen des Siebzehntenten Jahrhenderts // Museumskunde. -1909.-B.V.-S.23-30
167. Weltausstellungen im 19. Jahrhundert. Neue Sammlung, Staatliches Museum fiir angewandte Kunst. München: Akademie d. Kunstwiss., 1973,- 243 S.
168. Wessely Mechel Ch. Von // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig, 1885,- Bd 21,- S. 153
169. Wilcox S. Panorama // Dictionary of art. New York: Macmillan publishers Ltd,1996,- V.24.- p.17-20
170. Wittlin A.S. Museums: In Search of a Usable Future.- Cambridge (Mass).- London: MI.-Press, 1970.-300 p.
171. Wittlin A.S. The Museums. Its History and its tasks in education.- London: Routledge & Kegan Paul, 1949.-297 p.
172. Wolzogen A.F. von. Peter von Cornelius. Berlin: Duncker, 1867,- 160 S.
173. Würthrich L. Mechel // Neue deutsche Biographie. Berlin : Duncker & Humblot, 1990,- Bd. 15,- S.579-580
174. Zimmerman H. Kaiser Rudolf II und die Prager Kunstkammer / Kunstgeschichtliche Charakterbilder aus Österreich-Ungarn Wien: Hrsg. v. A.Hg., 1893,- S.209-229
175. Zimmermann. Sturm L. Ch. // Allgemeine deutsche Biographie. Leipzig: Duncker & Humblot, 1894,- Bd 37,- S.42-45источники.
176. Бринкман Ю. Музеи прикладного искусства и школа // Образовательные и воспитательные задачи современных музеев,- Спб.: Изд-во газеты «Школа и жизнь», 1914. -С.28-31
177. Бэкон Ф. Новая Атлантида // Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т.- М: Мысль, 1972,-Т.2.- С.483-518
178. Вакенродер В.Г. Тик JI. Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного: Пер. с нем. М.:Тип. Селивановского, 1826,- 314 с.
179. Гёльдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Тонтар. Письма Диотимы. -М.: Наука, 1988.-717 с.
180. Гете И.В. Коллекционер и его близкие // Гёте И.В. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ.лит., 1980.-Т. 10,- С.64-113
181. Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10 т. Т.З. Из моей жизни. Поэзия и правда. Пер. с нем. Н. Ман Под общ ред. А. Аникста и Н. Вильмонта. Коммент. Н. Вильмонта. М.: «Худож. лит.», 1976. - 718 с.
182. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. -М.: Мысль, 1966.- T.VL- С.25-36
183. Немецкая земля в глубоком своем унижении. Спб. Типография И. Глазунова, 1807.- 154 с.
184. Петров П. О Берлинской гигиенической выставке 1883 г.- Москва: Музей прикладных знаний в Москве, 1884. 111 с.
185. Шиллер Ф. Музей антиков в Мангейме // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т.- М.: Гослитиздат, 1957,- Т. 6,- С. 542-547
186. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека: Пер. с нем. Э. Радлов//Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т.- М.: Гослитиздат, 1957,- Т. 6,- С.251-358
187. Albrecht Е.Е. Das Deutsche Hygiene Museum und sein internationaler Gesundheitsdienst. Eine Denkschrift zus.gest. und bearb. von Dr. E.E. Albrecht. -Dresden: D.H.M., 1931. - 127 S.
188. Alfred Lichtwark. Reisebriefe. Hrsg. v. G. Pauli. - Hamburg: G. Westermann, 1923. -Bd I. -470 S.
189. Altmütter G. Beschreibung der Werkzeug Sammlung des k. k. polytechnischen Institutes. -Wien: Wallishausser, 1825. -326 S.
190. Aufseß H.v. Denkschrift für die hohen deutschen Staatsregierungen das Germanische Museum zu Nürnberg betreffend. Nürnberg: Sebald, 1853. - 24 S.
191. Aufseß H.v. System der deutschen Geschichts-und Alterthumskunde entworfen zum Zwecke der Anordnung der Sammlungen des germanischen Museums. Nürnberg: Literar. - artist. Anstalt d. German. Museums, 1853. - 18 S.
192. Aufseß H.v.: Brief an die «Hohe Bundesversammlung» vom 8.5.1853. Nürnberg: Sebald, 1853. 12 S.
193. Bekanntmachungen // Anzeiger fiir Kunde der deutschen Vorzeit. N.F.-1853- Beilage zu Nr 1,- S.23-24
194. Biedermann K. Die Stellung der kulturgeschichte in der Gegenwart mit besonderer Hinsicht der Idee eines kulturgeschichtlichen Vereins // Zeitschrift für deutsche Kulturgeschichte.- 1857,-N2,- S.55-74
195. Bode W. Das Kaiser Friedrich Museum in Berlin // Museumskunde. - 1905. - Bd I. -S.l-34
196. Bode W. von. Fünfzig Jahre Museumsarbeit. Bielefeld und Leipzig: Velhagen & Klasing, - 1922. - 68 S.
197. Bode W. von. Mein Leben. Bd.I-II. Berlin: Verlag Harmann Reckendorf, 1930. Bd. 1205 S. Bd. II 204 S.
198. Brinkmann J. Das Hamburgische Museum für Kunst und Gewerbe. Ein Führer durch die Sammlungen zugleich ein Handbuch der Geschichte des Kunstgewerbes. Leipzig: E.A. Seemann, 1894. - 827 S.
199. Carl Hagenbecks Tierpark.- Führer.- Hamburg: o.V., 1979,- 32 S.
200. Chronik des Deutschen Museums von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik. München: Deutches Museum L. Lindauer; F.Bruckmann., 1927. - 91 S.
201. Des cription de ce quil y a d'interressant et de curieux dans la residense de Mannheim et les villes principales du Palatinat. Mannheim, 1789,- 98 p.
202. Detailliertes Programm der Statistischen Abteilung der Internationalen Hygiene -Ausstellung. Dresden, 1911. - 20 S.
203. Deutsches Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik. Führer durch die Sammlungen. Leipzig: G. Teubner, 1907. - 158 S.
204. Die Volksunterhaltung. Vorträge und Berichte. Berlin: Dümmlers - Verl., 1898. -136 S.
205. Dillis G. von. Verzeichnis der Gemälde der Königlichen Pinakothek. München: Finsterlin, 1839. - 2. Aufl. - o. S.
206. Eye August von. Die Sammlung von Kuchengeräthen im germanischen Museum // Anzeiger für Kunde der deutschen Vorzeit. N.F. - Bd 2. - 1855 - S.229=243
207. Falke J. Die moderne Museumsfrage in Bezug auf Geschichte, Kunst und Kunstindustrie // Österreichische Wochenschrift für Wissenschaft, Kunst und öffentliches Leben Beilage z.k. Wiener Zeitung 1864. - 3.Bd.- S.161-168; S.200-207; S.257-263; S 298-307
208. Führer durch das Deutsche Hygiene Museum. -Dresden: D.H.M,1937. - 64 S.
209. Gesundheit im Alltag / Mit der Sondergruppe "Ekenne dich selbst". Ausstellung des Deuschen Hygiene Museums Dresden. Amtlicher Führer. - Dresden:D.H.M., 1939. -24 S.
210. Goethe J. W. von. Ueber Kunst und Alterthum in den Rhein-und Mayn Gegenden. -Stuttgartin der Gottaischen Buchh.,1816.- Bd.l -Heft 1.- 196 S.
211. Goethe J. W. von. Ueber Kunst und Alterthum in den Rhein-und Mayn Gegenden. -Stuttgart.In der Gottaischen Buchh.,1817.- Bd.l -Heft 2,- 138 S.
212. Go ethe J.W. von. Dichtung und Wahrheit. Propyläenausgabe von Goethes sämtlichen Werken.- München, o J.- 28 Bd.-199 S.
213. Inhaltsverzeichnis // Zeitschrift für deutsche Kulturgeschichte.- 1856,- N 1.
214. Jahrbuch der Preussischen Kunstsammlungen.- Bd.l Berlin: Weidmann,1880.-288 S.
215. Jahresbericht des Germanischen Nationalmuseums. 1856. -N 3,- Nürnberg: Literar. -artist. Anstalt d. German. Museums, 1856,- 95 S.
216. Jahresbericht des Historischen Museums zu Frankfurt am Main. 1894,- N.17 // Jahresberichte des Vereins für das Historische Museum. - S. 18-93
217. Klemm G. Zur Geschichte der Sammlungen für Wissenschaft und Kunst Deutschland. Zerbst:GA.Kummer, 1837,- 328 S.
218. Klenze L.von, Schorn L: Beschreibung der Glyptothek. München:V.Votta, 1830,1/ITC it / o.
219. Klüpfel K.A. Die deuschen Einheitsbestrebungen in ihrem geschichtlichen Zusammenhang dargestellt Leipzig: G.Waner, 1853.- 577 S.
220. Kristl W. Hier darf jeder tun was ich will: Oskar von Miller in Anekdoten und Monumentaufnahmen. Pfaffenhofen: Verlag W.W. Ludwieg, 1978. - 91 S.
221. Köhler J. D. Anweisung für Reisende Gelehrte, Bibliotheken, Münz-Cabinette, Antiquitäten-Zimmer, Bilder-Säle, Naturalien- und Kunstkammern, u. d. m. mit Nutzen zu besehen.- Frankfurt Leipzig:Knoch u. Esslinerischen Buchhandlung, 1762,- 284 S.
222. Ledebur L. von Geschichte der Königlichen Kunstkammer in Berlin /Allgemeine Archiv für d. Geschichtskunde d. Preuß. Staates. Bd.6. -1831. - S.l-57
223. Lichtwark A. Die Museen als Bildungsstätten // Die Museen als Volksbildungsstätten. Schriften der Centralstelle für Arbeiter Wohlfanhrtseinrichtungen. 1904 - Nr. 25. - S.6-12
224. Lichtwark A. Justus Brinkmann / Alfred Lichtwark. Eine Auswahl seiner Schriften. Berlin: B.Kassirer, 1917 Bd. II.- 459 S.
225. Lichtwark A., Pauli G. Kunsthalle zu Hamburg. Kleiner Führer Nr. 2. -Hamburg: Glockengiesserwall, 1920,- 10 S.
226. Luden H. Einige Worte über das Studium der vaterländische Geschichte. Jena:Jcad. Buchh., 1810,-o.S.
227. Miller O. von. Technische Museen als Stätten der Volksbelehrung /Abhandlungen und Berichte Deutsches Museum Jg.l.- H.5. -Berlin: VDI-Verlag,1929.- 27 S.
228. Neickelius C.F. (Jenckel). Museographia oder Anleitung zum rechten Begriff und nützlicher Anlegung der Museorum oder Raritätenkammern. Mit Zusätzen und Anhängen von Joh. Kanold. -Leipzig und Breslau: Hubert, 1727,- 464 S.
229. Sammter A. Das Minutolische Institut der Vorbilder-Sammlung zur Beförderung Gewerbe und Kunst zu Liegnitz.- Liegnitz:Krumbhaar, 1866,- 93 S.
230. Satzungen des germanischen Nationalmuseums zu Nürnberg vom 22. Mai 1869, in Kraft seit 1. Jan. 1870 // Anzeiger für Kunde der deutschen Vorzeit.- 1869,- N.5.-S.315-318
231. Satzungen des germanischen Nationalmuseums zu Nürnberg vorgeschlagen von Hans Frhrn von u. zu Aufsess.- Nürnberg: Sebald, 1852,- 7 S.
232. Schasler M. Die Königlichen Museen zu Berlin. Berlin: N.Buchh., 1855,- 152 S.
233. Semper G. Wissenschaft, Industrie und Kunst und andere Schriften über Architektur, Kunsthandwerk und Kunstunterricht. Mit einem Aufsatz von Wilhelm Mrazek. -Ausgew. u. redig. von Hans M. Wingler. Mainz:Florian Kupferberg Verlag, 1966,128 S.
234. Stange A. Das Deutsche Museum von Meisterwerken der Naturwissenschaft und Technik. Historische Skizze.- München / Berlin: Deutsches Museum, 1906,- 213 S.
235. Stock F. Urkunden zur Einrichtung des Berliner Museums / Jahrbuch der preußichen Kunstsammlungen.-Berlin: Grote. -1930.-N5.-261 S.
236. Uffenbach J.F.A. von. Tagebuch einer Spazierfahrt durch die Hessischen in die Braunschweig-Lüneburgischen Lande (1728). Nach der Göttinger Handschr.-Göttingen: hrsg. von Max Arnim, 1928.-68 S.
237. Uffenbach Z.C. von. Merkwürdige Reisen durch Niedersachsen, Holland und Engelland. Th.I. - Ulm: Memmingen: Auf Kosten der Gaumischen Handlung, 1753,544 S.
238. Verzeichnis der Gemälde der Königlichen Bildgalerie in München. München: Finsterlin, 1855,- 176 S.
239. Verzeichnis der Gemälde in der Königlichen Pinakothek zu München. München: Finsterlin, 1863,- 159 S.
240. Verzeichnis der Gemälde in der Neuen Königlichen Pinakothek zu München. -München: Finsterlin, 1868.-99 S.
241. Vorwort // Zeitschrift für deutsche Kulturgeschichte.- 1856,- N 1
242. Waagen G. Kleine Schriften. Stuttgart: Ebner und Seubert, 1875,- 381 S.
243. Zur Geschichte der Königlichen Museen in Berlin. Festschrift zur Feier ihres 50jährigen Bestehens. Hrsg. von Richard Schöne. Berlin, 1880,- 355 S.
244. Художественный кабинет XVII века
245. Дюссельдорфская галерея, стена зала Рубенса4. Готторпский глобус
246. Музей и библиотека, XVIII век
247. Анатомический театр в Лейдене
248. Музей Рис1еп71апит в Касселе8.Старый музей в Берлине
249. Вид Ротонды Старого музея в Берлине10.Новый музей в Берлине11 .Римский купольный зал в Новом музее в Берлине 12. Глиптотека в Мюнхене 13 .Римский зал в Глиптотеке в Мюнхене
250. Старая Пинакотека в Мюнхене
251. Новая Пинакотека в Мюнхене
252. Король Людвиг I Баварский как меценат. Картон В.фон Каульбаха к фрескам Новой Пинакотеки в Мюнхене
253. Национальная галерея в Берлине
254. План центра Берлина и Острова музеев
255. Итальянский кабинет в музее Императора Фридриха
256. Африканская панорама в Штеллингене
257. Часть шахты в Верхней Баварии. Экспонат Немецкого музея в Мюнхене 22.Немецкий музей в Мюнхене23 .Церковный зал в Баварском Национальном музее в Мюнхенесо сло
258. Fig. 19. Ansicht von Ambras, (ñus Merians Topographie.)
259. KUNSTKABINETT DES XVII. JAHRHUNDERTS AUS L. BEGERS „THESAURUS BRÄNDENBURGICUS". BERLIN 1696-17010,c
260. WAND AUS DEM RUBENSSAAL ZU DÜSSELDORF AUS CH. DE MECHELS „LA GALERIE ELECTORALE DE DUSSELDORF"1. BASEL 17781. ЗоЗ1. Oi
261. C.l'.Ncickel, Muscographia. 1727.
262. Klemm: (icschichte der naturwissenschaftlichen und technischen Museen 9
263. Abb. 4: Anatomisches Theater in Leiden, crrichtet 1597. Kupferstich von VC'. Swanenburg nach |.C.Vt'oudanus, 1610
264. FRIEDRICHSPLATZ MIT MUSEUM FRIDERICIANUM ZU KASSEL
265. RÖMISCHER KUPPELSAAL IM NEUEN MUSEUM EU BERLIN AUS A. STOLERS „DAS NEUE MUSEUM". BERLIN 1862
266. RÖMISCHER SAAL IN DER GLyPTOTHEK ZU MÜNCHEN
267. DIE ALTERE PINAKOTHEK ZU MÜNCHEN1. Münchens ■. n ' !
268. Grundriß des Erdgeschosses
269. KÖNIG LUDWIG I. VON BAYERN ALS MÄZEN. KARTON VON W. VON KAULBACH FÜR DIE FRESKEN AN DER NEUEREN PINAKOTHEK ZU MÜNCHEN
270. NATIONALGALERIE ZU BERLIN MIT KOLONADEN\1. Stadtzentrum 9.
271. Haus der ungarischen Kultur
272. Polnisches Informationsund Kulturzentrum
273. Mahnmal für die Opfer des Faschismus und Militarismus4 Palais Unter den Linden5 Operncafe
274. Deutsche Staatsoper Monbijou-Jplatz
275. Univarsitäts^l r ' Freizeitzentrum s1. Monbijou1. Sophienkirche
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.