История и вымысел в английском романе 1980-х - 1990-х гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Барашковская, Юлия Андреевна

  • Барашковская, Юлия Андреевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 210
Барашковская, Юлия Андреевна. История и вымысел в английском романе 1980-х - 1990-х гг.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Москва. 2006. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Барашковская, Юлия Андреевна

введение.з

глава i: поэтика исторического романа. возникновение новой модификации жанра исторического романа во второй половине xx века.

Возникновение нового типа исторического романа как реакция на формирование постмодернистской парадигмы в философии и искусстве XX века.

Жанр исторического роман и проблема типологизации. Основные принципы поэтики историографического метаромапа.

Проблема референции в историческом романе. Функция изображения альтернативной истории в историографическом метаромане.

глава ii: преодоление релятивизма и скептицизма в отношении исторического прошлого в творчестве адама торпа и джулиана барнса.

Проблема сущности исторического в современной историографии.

Роман «Алвертон» Адама Торпа. «Частная» история английской деревни и проблема сущности исторического.

История как хаос в романах Джулиана Барнса «Попугай Флобера» и «История мира в 10 Уг

главах».

глава iii: альтернативная история в творчестве питера акройда («чаттертон» и «мильтон в америке»).112 Проблема авторской оригинальности и проблема взаимоотношений между искусством и внешним миром в романе «Чаттертон».

Принципы создания образов пуритан и католиков в романе «Мильтон в Америке».

глава iv: проблема героя в историческом романе.

Роман Роуз Тремэйн «Реставрация». Традиция «классического» исторического романа в английской литературе второй половины XX века.

Проблема героя в «классическом» историческом романе и историографическом метаромане.

Художественный образ Роберта Меривела в романе «Реставрация».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История и вымысел в английском романе 1980-х - 1990-х гг.»

В научно-публицистических дискуссиях второй половины XX века, обострившихся под воздействием постмодернизма, были сформулированы наиболее острые вопросы, касающиеся сущности исторического знания. Способны ли историки раскрыть историческую правду, могут ли они проникнуть в глубины прошлого, или то, что мы о нем знаем, не более чем текстуальная конструкция, творческая версия, которая выходит на первый план в процессе изучения? Старый вопрос -является история наукой или видом искусства - приобрел новое звучание как в области современной философии истории, так и в сфере художественной литературы.

Смена общенаучной парадигмы (процесс, окончание которого следует датировать 50-ми годами XX столетия) привела к переопределению основных понятий и интерпретационных приемов в области философии истории, переосмыслению специфики методов объяснения и понимания социальной реальности. Утрачивается вера в существование «вечных основ» человеческой истории; постепенно философы и писатели отказываются не только от идеи прогресса, но и от идеи преемственности при построении общей картины развития общества; прошлое начинает мыслиться как нечто прерывное и фрагментарное, и его осмысление отождествляется прежде всего с анализом различий.

По ходу обретения своего места в процессе приращения знания постмодернизм породил и изрядную долю заблуждений, следствием чего стало безответственное уравнивание исторической науки и литературы. Ряд исследователей отмечает в качестве коренного свойства художественно-философской практики постмодернизма доведение им до предела, граничащего с абсурдом, основных категорий науки, философии и культуры предыдущих столетий. Следует отметить, что подобный процесс коснулся и области историографии в том смысле, что затрагиваемые некоторыми мыслителями XX века идеи о субъективности исторического исследования, существенной роли личности историка в процессе познания, сложном статусе факта были доведены в философии постмодернизма до полного превращения историографии в поле для импровизаций, в * эстетическую игру, до тотального отрицания эпистемологических притязаний исторической науки и глобальной критики познавательных способностей человека.

Во второй половине XX века из инструментария искусства появились термины, призванные маркировать основополагающие механизмы нашего бытия. В области историографии это привело к тому, что в современной научной практике многие исследователи крайне безответственно уравнивают историю с литературой, отказываясь проводить отличия между историческим исследованием и художественным романом. В условиях радикально изменившегося восприятия истории в 60-е годы XX века оформляется новая модификация исторического романа, представляющая собой попытку творческого осмысления сложных отношений, связывающих прошлое и настоящее, литературу и историю, частные судьбы людей и события межгосударственного значения.

Отечественные и западные исследователи1 отмечают, что распад империи (в данном случае Британской империи) приводит к повсеместному переосмыслению своей национальной идентичности как народами стран-колоний, так и народами метрополии. Как правило, данный процесс отражается в возрастающем интересе к национальной истории и культуре. Возникает интерес к истокам формирования империи и причинам, приведшим к ее распаду, ключевым в истории данной

1 ConnorS. The English Novel in History: 1950 - 1995. - London & New York, 1996.

Stevenson R. The British Novel since the Thirties. An Introduction. - L., 1986.

Попова M. Национальная идентичность и ее отражение в художественном сознании. - Воронеж, 2004. культуры событиям и деятелям. Именно в этот период «на авансцену литературного развития выходит исторический роман, в котором на материале отечественной истории писатели ищут ответы на злободневные вопросы современности»2.

Актуальность темы данной диссертации связана с тем, что в период глобальных изменений, затрагивающих современную культуру, науку и философию, породивших поиск литературой новых путей развития, представляется особо важным исследовать современные явления, в данном случае - новый тип исторического романа - в контексте трансформации в его поэтике формальных и содержательных принципов жанра исторического романа в целом. Новой модификации исторического жанра в английской литературе - историографическому метароману (термин JI. Хатчеон, используемый для описания особой разновидности жанра исторического романа, зародившейся в европейской и американской литературе во второй половине XX века), а также творчеству Адама Торпа (A. Thorpe, 1956-), Джулиана Барнса (J. Barnes, 1946-), Питера Акройда (P. Aclcroyd, 1949- ) и Роуз Тремэйн (R. Tremain, 1943- ) в отечественной критике уделено мало внимания (по сравнению, например, с английским историческим романом XIX века, и в особенности творчеством Вальтера Скотта). Между тем исследование принципов построения художественного повествования о прошлом на примере образцов историографического романа представляет большой интерес с точки зрения перспектив развития жанра.

Целью исследования является выявление особенностей современного исторического романа Великобритании на материале произведений Адама Торпа, Джулиана Барнса, Питера Акройда и Роуз Тремэйн. В этой связи поднимаются основные проблемы поэтики исторического романа: особый тип референции в романах подобного

Попова М. Указ. соч. - С. 30. типа, принципы построения образа главного героя, соотношение в структуре романа фактического и вымышленного; описывается и анализируется новый тип исторического романа - историографический метароман, исследуются предпосылки возникновения нового отношения к историческим фактам в художественной системе историографического метаромана, рассматривается взаимосвязь между историческим романом и исторической наукой.

В качестве основного объекта исследования выступает современный исторический роман Великобритании, в частности историографический метароман 1980-х - 1990-х гг., рассматриваемый в его взаимосвязи с историко-философским мировоззрением эпохи. Материалом для исследования послужили: роман Адама Торпа «Алвертон» (Ulverton, 1992), романы Джулиана Барнса «Попугай Флобера» (Flaubert's Parrot, 1984) и «История мира в 10 '/г главах» (А History of the World in 10 Уг Chapters, 1989), романы Питера Акройда «Чаттертон» (Chatterton, 1987) и «Мильтон в Америке» (Milton in America, 1996), а также роман Роуз Тремэйн «Реставрация» (Restoration, 1989).

Исходя из вышесказанного, к задачам диссертации можно отнести:

1. Выявление истоков нового типа исторического романа в произошедших изменениях в области философии культуры и исторической науки, а также в поэтике постмодернизма.

2. Анализ основных проблем общей теории жанра исторического романа. Выработка новых подходов к проблемам дефиниции и типологии исторического романа.

3. Установление связи историографического метаромана и философии истории XX века.

4. Характеристика нового типа исторического романа -историографического метаромана в его связи с традицией «классического» исторического романа.

5. Осмысление сложного типа референции в историческом романе. Описание новых подходов к проблеме мимесиса и правдоподобия в «классическом» историческом романе и историографическом метаромане.

6. Рассмотрение проблемы создания художественного образа главного героя в структуре исторического произведения.

7. Анализ и сопоставление произведений, взятых за образцы основных тенденций в современном историческом романе Великобритании.

8. Осмысление перспектив развития жанра.

Современный английский исторический роман анализируется с точки зрения развития жанра и с точки зрения влияния на него современных концепций в области философии истории, философии культуры и теории литературы. Основные проблемы теории жанра исследуются диахронически и синхронически, что предполагает рассмотрение динамики развития жанра в его взаимосвязи с другими жанровыми разновидностями романа на всех этапах эволюции жанра.

Научная новизна работы заключается в том, что делается попытка целостного исследования принципов обращения с историческим материалом в художественной структуре романа. На материале произведений Адама Торпа, Джулиана Барнса и Питера Акройда, предлагающих читателям альтернативные версии известных исторических событий, анализируются причины зарождения нового типа отношений между областью исторического факта и областью авторской фантазии, вступающих в сложное взаимодействие, определяемое спецификой самого жанра.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут использоваться в лекционных курсах и на практических занятиях по истории английской литературы XX века, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современному роману Великобритании.

Методика анализа базируется на принципах типологического и сравнительно-исторического методов, особое внимание уделяется проблемам теории жанра исторического романа и рассмотрению историографического метаромана в контексте современной исторической науки и философии культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основную роль в становлении нового типа исторического романа - историографического метаромана - сыграло формирование во второй половине XX века постмодернистской парадигмы в науке и культуре, следствием чего стали утверждение культурно-исторической обусловленности и текстуальности любого знания, пересмотр основных положений исторической науки, зарождение тенденции к стиранию границ между историей и литературой.

2. В основе «небрежного» обращения с историческими фактами, альтернативных версий общеизвестных событий, эпатирующего нарушения иллюзии авторской погруженности в прошлое, т.е. всего, что составляет творческий метод современных исторических романистов (Барнса, Акройда), лежит утверждение в культуре XX века «иронического» модуса сознания, ставящего под сомнение потенции восприятия действительности в человеческом сознании. Вследствие этого свою задачу авторы историографического метаромана видят не в изображении нравов прошедших столетий, а в исследовании эпистемологических притязаний исторической науки и человеческого сознания в целом.

3. На основе анализа и сопоставления образцов историографического метаромана, можно сделать вывод о том, что целью авторов является не художественное отображение духовной и материальной культуры прошлого с последующим извлечением моральных уроков, а создание альтернативной исторической реальности с тем, чтобы раскрыть в истории бесконечное число заложенных в ней потенций, привлечь внимание читателей к таким аспектам истории европейской цивилизации, которые оказались исключенными из «официальной» историографии с утверждением рационализма как основного направления философии Нового времени.

4. Несмотря на характерную для общего состояния науки и культуры XX века установку на ироническое сомнение в отношении эпистемологических притязаний человеческого сознания на адекватное постижение внешнего мира, историографический метароман предлагает читателю различные пути выхода из состояния скептицизма и релятивизма в науке и философии.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в докладе на конференции УРАО «Филология в системе гуманитарного знания» в 2003г, в 3-х статьях на материале романов Дж. Барнса, А. Торпа и П. Акройда.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Первая глав является обзором основных проблем теории жанра исторического романа от его возникновения до современного состояния. В ней затрагиваются проблемы, связанные с определением сложного и

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Барашковская, Юлия Андреевна

Заключение

В рамках данного исследования мы попытались на примере творчества Джулиана Барнса, Питера Акройда и Адама Торпа проанализировать то, как в литературе XX столетия трансформируется само ощущение исторического. Являясь лучшими образцами современного английского историографического метаромана, произведения Барнса, Акройда и Торпа выражают определенные тенденции в развитии исторической прозы конца XX века. Для всех трех авторов характерным является скептицизм в отношении истории, затрагивающий, однако, в творчестве трех авторов различные аспекты исторической науки и исторической реальности. Джулиан Барнс и Питер Акройд - крупнейшие фигуры на литературной сцене Великобритании -обращаются к проблеме прошлого с двух противоположных позиций.

Отношение Барнса к истории крайне иронично. В романе «История мира в 10 '/г главах» он призывает своих читателей избегать искушения отдаться на милость большой истории и не относиться излишне скептически к своим способностям проникать в смысл исторических событий. Наша главная задача, по Барнсу, заключается в том, чтобы не поддаваться давлению тех, кто стремится интерпретировать за нас наш внешний опыт и пытается представить историю человечества в виде определенных тенденций и последовательностей. Фабуляция в романе Барнса становится синонимом навязываемых извне нарраций, отображающих современную действительность в упорядоченном виде. Любовь как способ преодоления скептицизма и релятивизма является, в свою очередь, синонимом стремлению человека к поискам своего собственного, уникального понимания исторического процесса. Наш частный взгляд на мир не может претендовать на стопроцентное знание того, что было, но, по крайней мере, он дает нам повод надеяться на то, что окружающий нас мир, историческое прошлое окажутся доступны нашему пониманию хотя бы частично. Но именно частично, потому что прошлое как некая объективная реальность кажется писателю чем-то принципиально непостижимым и недоступным человеческому познанию.

Оборачиваются неудачей все попытки главного героя романа «Попугай Флобера» раскрыть интересующие его загадки прошлого, пролить свет на некоторые факты биографии писателя. Человек оказывается бессилен обнаружить истину в бесконечном потоке интерпретаций. Прошлое как бы постоянно ускользает из рук исследователя. В ставшей уже хрестоматийной цитате из романа «Попугай Флобера» Варне сравнивает историческое прошлое с обмазанным жиром поросенком, ускользающим из рук своих преследователей: «Люди падали на него, пытаясь его схватить и выглядели при этом нелепо. Прошлое часто ведет себя как этот поросенок»147. Обращаясь при изучении истории к различным источникам, исследователь неизбежным образом принимает часть за целое, т.е. интерпретирует прошлые события в соответствии с чьими-то частными версиями произошедшего.

Казалось бы, современные методы анализа исторических сведений, как, например, инфракрасное излучение, должны избавить исследователей от предрассудков их века и представить на рассмотрение реальность предыдущих столетий в чистом, незамутненном свете. Но все романы Барнсы так или иначе выражают крайнюю степень сомнения в подобном самодовольстве исторической науки. Наивными кажутся представления некоторых историков о том, что в отношении исторической действительности человек может обладать неким целостным, объективным знанием. Варне сравнивает прошлое с

Barnes J. Flaubert's Parrot. - P. 5. удаляющимся берегом, который мы, стоя на корабле настоящего, пытаемся рассмотреть в линзы биноклей, но доступным для нас оказывается только часть горизонта.

Образ Постава Флобера в романе Барнса предельно размыт и нечеток. Читателю так и не удается составить в голове цельную картину того, каким человеком он был, что ему нравилось, о чем он мечтал, чего он боялся и т.д. И даже в отношении, казалось бы, общеизвестных моментов его биографии герой Джеффри Брейтвейт начинает испытывать сомнение. Представленные ему чучела попугая символизируют множественность сокрытых в прошлом тайн и потенций, раскрыть которые уже вряд ли представляется возможным.

В романе «Англия, Англия» прошлое - это то, чем человек может с легкостью манипулировать и изменять в соответствии со своими личными целями. Проект сэра Джека Питмена, аттракцион под названием «Англия», основывается на идее о том, что прошлое, как любой другой товар, имеет свою цену и своего покупателя. Слова консультанта Джерри Бэтсона - автора идеи проекта — в романе являются пародией на патриотические речи представителей партии консерваторов в период правления Тэтчер: «Вы - мы - Англия - мой клиент - великая и древняя нация. У нее великое прошлое. Ее великая мудрость накапливалась веками. Ее социально-культурные исторические реалии - а их легион, тьма! - штучный, ходкий товар. В особенности при нынешнем общественном климате. Шекспир, королева Виктория, индустриальная революция, садоводство и прочее в том же роде. Мы продадим наше

1ЛЯ прошлое другим странам в качестве их будущего!» . Своим романом Барнс высмеивает попытки политиков использовать историю как средство манипуляции сознанием людей.

Барнс Д. Англия, Англия. - С. 55.

Под давлением массовой культуры и как результат формалистских подходок к проблеме истории в системе школьного образования прошлое трансформируется в набор ничего не значащих дат и анекдотов. Национальная история страны превращается в серию картинок, представляемых на рассмотрение публики, находящей в истории только то, что она хочет увидеть. Согласно Барнсу, среднестатистическому жителю XX века, этакому «Джеффу-Представителю-Масс» не нужно глубокое знание истории: «. люди не будут выкладывать деньги за новые знания. Если им этого захочется, пусть идут в какую-нибудь задрипанную библиотеку, если не все еще позакрывались. А к нам они приедут наслаждаться тем, что и так знают»149. Во всех исторических романах и фильмах люди ищут воспроизведения такого прошлого, каким, по их мнению, оно должно быть. Приукрашенное костюмами главных героев, оно, тем не менее, должно обязательно казаться слегка ущербным по сравнению с современностью, представляющей собой самое что ни на есть лучшее состояние вещей: «.прошлое - это то, на фоне чего 150 современный период может считаться вполне нормальной эпохой» .

На фоне всего этого нелепыми кажутся Барнсу попытки современных политиков возбудить патриотический пыл в сердцах граждан через тщательное изучение исторических фактов. Для писателя знание истории только препятствует усилению чувства национальной идентичности, так как историческое прошлое страны может скрывать в себе очень много отрицательных моментов. Историк доктор Макс, один из персонажей романа «Англия, Англия», приходит к понимаю того, что в основе национальной идентичности лежит скорее незнание истории своей собственной страны, нежели скрупулезное изучение всех фактов и событий.

149

Там же. - С. 96.

150т г ,т

Там же. - С. II.

Питер Акройд демонстрирует в своем творчестве другое отношение к проблеме истории. Как и Варне, Акройд заявляет нам о том, что объективного прошлого не существует, как и не может быть объективного знания о нем: «.в этом-то и вся проблема с историей. Это что-то, что мы придумываем сами для себя»151. Практический каждый из персонажей романа «Чаттертон» использует прошлое в своих собственных целях. Например, знаменитая писательница Харриет Скроуп в своих мемуарах манипулирует прошлым с целью создания литературного образа такой Харриет Скроуп, какой она никогда не была в действительности.

Джеффри Брейтвейту в романе Барнса так и не удается составить некое законченное суждение о характере Флобера. Перечитав целый ряд биографий писателя, Брейтвейт приходит к выводу, что каждая из них дает только отрывочные сведения об образе жизни и характере Флобера. Часть в них заменяет целое. Забрасывая рыболовную сеть в прошлое, каждый биограф «вылавливает» в нем только несколько фактов и на их основании выстраивает образ Постава Флобера, знаменитого французского писателя.

При изучении различных биографий Чаттертона Чарльз Вичвуд, герой романа Акройда, обнаруживает, что все они, описывая, казалось бы, одного и того же человека, говорят о совершенном разном Чаттертоне. Утверждения одного исследователя в отношении самых элементарных фактов биографии поэта немедленно опровергаются другим биографом. Более того, даже прочтение всех биографий не дает какого-либо цельного, достоверного знания о поэте. Сначала это раздражает Чарльза, но потом он начинает по-другому относиться к этим несовпадениям и разногласиям. Если ни одна версия не может претендовать на абсолютную объективность и правдивость, то и его версия жизни Чаттертона может считаться такой же объективной и правдивой: «. это

15' Акройд П. Чаттертон. - С. 49. значило, что все становилось возможным. Если не было истин, все могло считаться правдой»152.

В отличие от Джулиана Барнса, для которого неудача его героя в поиске попугая Флобера становится символом хаотичности, иррациональности и принципиальной недостижимости прошлого для научного познания, Акройд делает другой вывод из открытия о том, что прошлого как объективной реальности не существует и что взамен нам остаются только предлагаемые на наше рассмотрение интерпретации прошлого. Нет истин в конечной инстанции, и, следовательно, любая текстуальная интерпретация прошлого в полной мере может считаться достоверной. В отличие от Барнса, позиция Акройда лишена скептицизма и иронии, так как его утверждение о том, что все источники исторического знания представляют неполный и искаженный взгляд на события прошлого, дает ему повод утвердить литературу как подлинную репрезентацию действительности. В реальном мире, где нет никаких ориентиров, художественное творчество становится источником наших знаний о прошлом.

История лежит в основании акройдовской концепции нации и философии английскости. Центром художественной вселенной писателя является Лондон - город, насквозь пронизанный духом истории. Различные временные пласты вступают в сложное взаимодействие на едином куске пространства. Акройд активно обращается к историческому прошлому Англии, прежде всего, к биографиям известных поэтов, писателей, художников и музыкантов - «городских провидцев», которым удалось в своем творчестве схватить уникальное состояние английской культуры, где прошлое и настоящее сплетаются в едином моменте времени. Для Акройда знание истории - истории своей семьи, истории своего дома, улицы, района - необходимо для самоидентификации личности, для определения своего места в мире. Для Барнса знание дат и событий прошлого бессмысленно, так как оно ровным счетом ничего не дает человеку и ни коим образом не помогает ему разобраться в том хаосе истории, который его окружает. Акройд выстраивает все свое творчество на национальной истории Англии, прежде всего, истории Лондона. Для него знание о том, что происходило когда-то не может быть бесполезным, так как эта часть прошлого, сохранясь в настоящем, обладает способностью формировать и будущее, а потому подобное знание помогает человеку лучше ориентироваться в действительности. Улицы Лондона хранят память о людях, населявших их когда-то. «Шиферная плита на крыше дома, - пишет Акройд в «Истоках английского воображения», - является такой же страницей из учебника, как если бы на

153 этой плите были написаны формулы сложения и вычитания» . В романе «Хоксмур» главный герой, проработав много лет в отделе по расследованию убийств, приходит к выводу, что в Лондоне есть улицы и даже целые районы, которые притягивают к себе убийц. Это происходит потому, что когда-то там уже были совершены преступления. Каждая улица обладает своей памятью, заставляя ее обитателей повторять поступки тех, кто жил здесь несколько веков назад. В убийствах, совершаемых без каких-либо видимых причин, виновата память этих мест, провоцирующая людей на новое насилие. Для Акройда знание истории становится крайне важным средством постижения действительности.

Роман Адама Торпа «Алвертон», как и некоторые романы Питера Акройда («Первьш свет», «Хоксмур», «Английская музыка», «Дом доктора Ди» и др.), также строится на обращение к истории, сконцентрированной на небольшом участке пространства. Однако если у Акройда знание исторических событий, связанных с определенным

153 Ackroyd P. The Origins of the English Imagination. - P. 230. куском пространства, помогает людям лучше ориентироваться в самом пространстве и обретать более полное понимание своей собственной жизни, то в «Алвертоне» Торпа мы наблюдаем иную картину. На протяжении всего романа мы видим, как история предков утрачивается их потомками и как реальные события с течением времени трансформируются в вымысел. История становится легендой. Для Торпа подлинное понимание того, что происходило когда-то, оказывается недоступным для людей. Контакт с прошлым сохраняется только в объектах материальной культуры - названиях улиц, ферм, гостиниц, фотографиях, отчетах общественных комиссий и т.д. Но все, что составляло непосредственное содержание жизни наших предков - их чувства, переживания, страхи, привязанности и т.д. - оказываются безнадежно утраченными для их потомков. Живого и непосредственного контакта с прошлым, которое мы можем наблюдать в романах Питера Акройда, нет в творчестве Адама Торпа. Прошлое присутствует в настоящем только в качестве легенд. Единственным человеком, который оказывается в состоянии приподнять завесу, скрывающую от нас прошлое, - это писатель Адам Торп, персонаж своего собственного романа. Художественное творчество обладает доступом к реальности предыдущих столетий и оказывается в состоянии приобщить людей ко всему, что составляло основу жизни их предков.

Трудно сказать, насколько продуктивным окажется историографический метароман в современной английской исторической прозе. Но без сомнения самыми яркими представителями данного направления в литературе Великобритании являются Джулиан Варне и Питер Акройд. Наряду с Адамом Торпом Варне и Акройд в своих произведениях реализуют один из основных принципов постмодернистского искусства, о котором пишет Л. Хатчеон. Историографический метароман одновременно «устанавливает и дестабилизирует» основные категории современной культуры. Обращаясь к истории в ироническом ключе и выражая крайне скептический взгляд на возможности человека обретать доступ к реальности прошлых веков, эти авторы в то же время ищут пути преодоления релятивизма в отношении истории и вновь возрождают нашу веру в то, что мы можем проникать в тайны истории и достигать целостного видения картины прошлого.

Творчество Роуз Тремэйн продолжает традиции «классической» исторической прозы. Согласно классификации, предложенной Шоу, в романе Тремэйн «Реставрация» история выполняет функцию пасторали. Эпоха правления Карла II становится экраном, на который Тремэйн проецирует проблемы современного ей общества, в частности, период Маргарет Тэтчер на посту премьер-министра. Однако несмотря на то, что свою основную задачу писательница видела в поиске и установлении параллелей между двумя эпохами, Тремэйн удается наилучшим образом сочетать в структуре своего романа и в образе главного героя прошлое и современность. Творчество Роуз Тремэйн, а также Роберта Харриса и Себастьяна Фолкса позволяет говорить о том, что направление «традиционного» исторического романа получит и дальнейшее развитие в литературе Великобритании. Целый ряд исследователей отмечают, что отличительной особенностью английской литературы по сравнению с национальными литературами других стран Европы является ее глубокая укорененность в традициях «классического» реалистического романа. В отношении новой модификации жанра исторического романа -историографического метаромана - можно сказать только то, что даже если его существование продлится недолго и завершится в творчестве Джулиана Барнса, Питера Акройда, Салмана Рушди, Антонии Байет и других писателей, его опыт является важным вкладом в развитие всего жанра в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Барашковская, Юлия Андреевна, 2006 год

1. Ackroyd, Р. Chatterton. - L.: Harmondsworth (Mx): Penguin Books, 1987.

2. Ackroyd P. The Last Testament of Oscar Wilde. Harmondsworth (Mx): Penguin Books, 1983.

3. Ackroyd, P. Milton in America. L.: Vintage, 1997.

4. Ackroyd, P. London. A biography. L.: Chatto & Windus, 2000.

5. Ackroyd, P. Albion. The Origins of the English Imagination. L.: Chatto & Windus, 2002.

6. Barnes, J. England, England. L.: Vintage, 2000.

7. Barnes, J. Flaubert's Parrot. L.: Picador, 1985.

8. Barnes, J. A History of the World in 10 Chapters. -N.Y.: Vintage, 1990.

9. Thorpe, A. Ulverton. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1992.

10. Tremain, R. Restoration. -L.: Hodder and Stoughton, 1989.

11. Акройд, П. Дом доктора Ди. Москва: БСГ Пресс, 2000.

12. Акройд, П. Чаттертон. Москва: «Аграф», 2000.

13. Варне, Д. Англия, Англия. Москва: Издательство ACT, 2002.

14. Варне, Д. История мира в 10 '/г главах. Москва: БСГ Пресс, 2000.

15. Мильтон, Д. Потерянный Рай. Москва: Художественная литература, 1982.

16. Abrains М.Н. A Glossary of Literary Terms. Holt, Rinehart and1. Winston, 1981.

17. Acheson, J. (ed.) The British and Irish Novel since 1960. London:1. Macmillan Academic, 1991.

18. Barnacle, H. Let's not Be Puritanical. 11 Sunday Times. 25 August 1996.

19. Bate, J. Milton in America. Times Literary Supplement. - 31 August1996.

20. Bayley, J. Even Old Ocean Smiled upon Him. // The Times. 23 August 1996.

21. Bradbury, M. The Novel Today. Contemporary Writers on Modern

22. Fiction. Manchester U.P., 1977.

23. Broughton, T. The Poet Crying In the Wilderness. // Times Literary Supplement. 30 August 1996.

24. Burgess, A. The Novel Now. London, Faber and Faber, 1967.

25. Connor, S. Postmodernist Culture. An Introduction to Theories of the

26. Contemporary. Oxford: Blackwell, 1989.

27. Connor, S. The English Novel in History: 1950-1995. London and New York: Routledge, 1996.

28. Currie M. (Ed.). Metafiction. London and New York: Longman, 1995.

29. Currie, G. The Nature of Fiction. Cambridge U.P., 1990.

30. Diane, E. Romancing the Postmodern. London and New York:1. Routledge, 1992.

31. Dean, P. Milton in America. Wall Street Journal. - 6 May 1997.

32. Dekker, G. The American Historical Romance. Cambridge U.P., 1987.

33. De Lange, A. The Complex Architectonis of Postmodernist Fiction:

34. Hawksmoor A Case Study. // D'haen, T. and Bertens, H. (ed.) British Postmodern Fiction. - Postmodern Studies 7. - Amsterdam -Atlanta, 1993.

35. Dorrit, C. The Distinction of Fiction. Baltimore and London: The John Hopkins Press, 1999.

36. Easson, A. (ed.) History and the Novel. -The English Association, 1991.

37. Elias, A. Meta-mimesis! The Problem of British Postmodern Realism. // D'haen, T. and Bertens, H. (ed.) British Postmodern Fiction. -Postmodern Studies 7. Amsterdam-Atlanta, 1993.

38. Ermath, E. Sequel to History: Postmodernism and the Crisis of Representational Time. Princeton: Princeton U.P., 1992.

39. Fa\vkner, H. The Timescapes of John Fowles. London and Toronto: Associated U.P., 1984.

40. Finney, B. Peter Ackroyd. Postmodernist Play and Chatterton. // Twentieth Century Literature, vol. 38, № 2 Summer 1992.

41. Fleishman, A. The English Historical Novel. Walter Scott to Virginia Woolf. London: The Johns Hopkins Press, 1971.

42. Fokkema, A. Abandoning the Postmodern? The Case of Peter Ackroyd. // D'haen, T. and Bertens, H. (ed.) British Postmodern Fiction. -Postmodern Studies 7. Amsterdam - Atlanta, 1993.

43. Foley, B. Telling the Truth: The Theory and Practice of Documentary

44. Fiction. Ithaca, NY and London: Cornell U.P., 1986.

45. Fowler, R. (ed.) A Dictionary of Modern Critical Terms. L.: Routledge1. Kegan Paul, 1973.

46. Gasiorek, A. Postwar British Fiction: Realism and After. London: Edward Arnold, 1995.

47. Gibson, J., Wolfreys, J. Peter Ackroyd. The Ludic and Labyrinthine

48. Text. Macmillan Press, 2000.

49. Gossman, L. Between History and Literature. Cambridge, Massachusetts, and London: Harvard U.P., 1990.

50. Grove V. How I Lost My Fear of Dying. The Times, 23 August 1996.

51. Guignery V. History in question (s). Interview with Julian Barnes.

52. Hanninen U. Rewriting Literary History: Peter Ackroyd and Intertextuality. University of Helsinki, 1997.

53. Hart, F. Scott's Novels. The Plotting of Historical Survival.

54. Charlottesville: The University Press of Virginia, 1966.

55. Henderson, L. (ed.) Contemporary Novelists. Chicago and London: St.1. James Press, 1991.

56. Higdon, D. Shadows of the Past in Contemporary British Fiction. -London: Macmillan Press, 1984.

57. Higdon, D. Time and English Fiction. London, Macmillan Press, 1977.

58. Hotho-Jackson, S. Literary History in Literature: An Aspect of the Contemporary Novel. // Modern Spark. Vol. Xxxvi, № 2 1992.

59. Hutcheon, L. A Poetics of Postmodernism. London and New York: Routledge, 1988.

60. Hutcheon, L. The Politics of Postmodernism. London and New York: Routledge, 1989.

61. Jays, D. Bard Times. The Observer. - 15 August 2004.

62. Jenkins, K. On "What is history?". From Carr and Elton to Rorty and

63. White. London and New York: Routledge, 1995.

64. Kearney, R. On Stories. London and New York: Routledge, 2002.

65. Koselleck, R. The Practice of Conceptual History. California: Stanford1. U.P., 2002.

66. LaCapra, D. History and Criticism. Ithaca and London: Cornell U.P., 1985.

67. LaCapra, D. History, Politics, and the Novel. Ithaca and London: Cornell U.P., 1987.l.Lamarque, P. Olsen, S. Truth, Fiction and Literature. A philosophical perspective. - Oxford: Clarendon Press, 1994.

68. Landsown, R. The Autonomy of Literature. London: Macmillan Press, 2001.

69. Lee A. Realism and Power. Postmodern British Fiction. London and

70. New York: Routledge, 1990.

71. Levi, P. Is This the Region, This the Soil, This the Clime? // Spectator. -7 September 1996.

72. Lewis, P. The Truth and Nothing Like the Truth: History and Fiction. //

73. Stand Magazine, vol. 21. №2, 1986.

74. Lodge, D. The Modes of Modern Writing. Metaphor, Metonymy, and the

75. Typology of Modern Literature. Ithaca, New York: Cornell U.P., 1977.

76. Lodge, D. The Art of Fiction. London: Seeker and Warburg, 1992.

77. Lodge, D. The Practice of Writing. London: Harmondsworth (Mx):1. Penguin Books, 1996.

78. Loveday, S. The Romances of John Fowles. London: Macmillan Press, 1985.

79. Lukacs, G. The Historical Novel. // Trans. H. and S. Mitchell. // London: Merlin, 1962.

80. Lulcacs, G. Realism in Our Time: Literature and the Class Struggle. // Trans. J. and N. Mander. // London, 1962.

81. Lunden, B. (Re) educating the Reader: Fictional Critiques of Poststructuralism in Banville's Dr Copernicus, Coetzee's Foe, and Byatt's Possession. Goteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 1999.

82. Lyotard J-F. The Postmodern condition: A Report on Knowledge./ Trans, by G. Bennington and B. Massumi Minneapolis: Univ. of Minnesota Press, 1984.

83. McCarthy M. On the Contrary. New York.: Farrar, Straus, & Cudahy, 1961.

84. McEwan, N. The Survival of the Novel. British Fiction in the Later Twentieth Century. London, Macmillan Press, 1981.

85. McEwan, N. Perspective in British Historical Fiction Today. New Hamphisre: Longwood Academic, 1987.

86. McHale B. Postmodernist Fiction. London and New York: Routledge, 1987.

87. Marguerite, A. Flights from Realism: Themes and Strategies in

88. Postmodernist British Fiction. London and New York, 1990.

89. Massie, A. The Novel Today. A Critical Guide to the British Novel 1970-1989. London and New York: Longman, 1990.

90. Menegaldo, G. On Art and Life. Interview with Rose Tremain. -Universite d'Orleans, 1998.

91. Mengham, R. (ed.) An Introduction to Contemporary Fiction. -Cambridge: Polity Press, 1999.

92. Middleton, P. Woods, T. Literature of Memory. History, Time and Space in Postwar Writing. Manchester U.P., 2000.

93. Miller, K. What If Milton Had Sailed Away To Become a Stranger in

94. Paradise? // Observer Review. 1 September 1996.

95. Morrison, J. Contemporary Fiction. London and New York: Routledge,2003.

96. Onega, S. Peter Ackroyd. Northcote House Publishers, 1998. 86.Onega, S. British Historiographie Metafiction in the 1980s. // D'haen, T. and Bertens, H. (ed.) British Postmodern Fiction. - Postmodern Studies 7. - Amsterdam - Atlanta, 1993.

97. Palmer, W. The Fiction of John Fowles. Tradition, Art and the1.neliness of Selfhood. Columbia: The University of Missouri Press, 1974.

98. Pateman, M. Julian Barnes. Northcote House Publishers, 2002.

99. Pavel, T. Fictional Worlds. Cambridge, Massachusetts and London:1. Harvard U.P., 1986.

100. Peck, J. The Novels of Peter Ackroyd. // Birrell, T. and Blom, J. English

101. Studies. A Journal of English Language and Literature. Lisse: Swets andZeitlinger B.V., vol. 75, 1994.

102. Renault, M. Notes on The King Must Die // McCormack, T. (ed.)

103. Afterwords: Novelists on Their Novels. New York, London and Evanston, 1969.

104. Sanders, A. The Victorian Historical Novel 1840-1880. London:

105. Macmillan Press, 1978. 93.Sauerberg, L. Fact into Fiction. Documentary Realism in the

106. Contemporary Novel. London: Macmillan Press, 1991. 94. Saunders, K. From Flaubert's Parrot to Noah's Woodworm. - The

107. Sunday Times Books Section. 18 June 1989. 95.Scanlan, M. Traces of Another Time. History and Politics in Postwar British Fiction. - New Jersey: Princeton U.P., 1990.

108. Shaw H. The Forms of Historical Fiction. Sir Walter Scott and His

109. Successors. Ithaca and London: Cornell U.P., 1983.

110. Smith A. Peter Ackroyd. Publishers Weekly.-N.Y., 1987-(No.232.26).

111. Stevenson, R. The British Fiction since the Thirties. An Introduction.1.ndon: Batsford, 1986.

112. Stringer J (Ed.) The Oxford Companion to Twentieth Century Literaturein English. Oxford U.P., 1996.

113. Tanner, T. Milton Agonistes. // The New York Times Book Review. 6 April 1997.

114. Taylor, D. After the War: The Novel in England since 1945.-London: Chatto and Windu's, 1993.

115. Tarbox, K. The Art of John Fowles. Athens and London: The Univ. of Georgia Press, 1988.

116. Todorov T. Introduction to Poetics. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1981.

117. Waugh, P. Metafiction. The Theory and Practice of Self-conscious Fiction. London and New York: Methuen, 1984.

118. Wesseling, E. Historical Fiction: Utopia in History. // International Postmodernism. Theory and Practice. Ed. by H. Bertens and D. Fokkema. Amsterdam: Utrecht University, 1992-1196.

119. Zamora, L. Writing the Apocalypse. Historical Vision in Contemporary U.S. and Latin American Fiction. Cambridge U.P., 1989.

120. Zamora, L. The Usable Past: The Imagination of History in Recent Fiction of the America. Cambridge U.P., 1997.

121. Аверинцев С. Категории поэтики в смене литературных эпох. // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

122. Автономова, Н.С. Возвращаясь к азам. // Вопросы философии. №3, 1993.

123. Арон, Р. Избранное: Введение в философию истории. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

124. Ауэрбах, Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: ПЕР СЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

125. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: «Прогресс», 1994.

126. Барт, Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996.

127. Вельш, В. «Постмодерн»: генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. №1, 1992.

128. Вен, П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003.116117,118119120121122123124125126127128129130

129. Вордсворт, У. Предисловие к «Лирическим балладам». // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. -М.: Изд-во МГУ, 1980.

130. Гуревич, А .Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

131. Зарубежная литература XX века. Под ред. Л.Г. Андреева. -М.: Высшая школа, 2000.

132. Затонский, Д. Искусство романа и XX век. М.: «Художественная литература», 1973. Затонский, Д. Модернизм и постмодернизм: мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. -Харьков: Фолию, 2000.

133. Затонский, Д. Постмодернизм в историческом интерьере. //

134. Вопросы литературы. Май-июнь 1996.

135. Зверев, А. XX век как литературная эпоха. // Вопросылитературы. Выпуск II, 1992.

136. Ивин, А. Философия истории. -М., 2000.

137. Ильин, И.П. Постмодернизм отистоков до конца столетия.1. М.: Интрада, 1998.

138. Ильин, И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.: Интрада, 1996.

139. Каннингем, В. Английская литература в конце тысячелетия. // Иностранная литература. №10, 1995.

140. Козловски, П. Культура постмодерна. -М.: Республика, 1997. Компаньон, А. Демон теории. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2001.

141. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980. Косиков, Г.К. От структурализма к постструктурализму. М.: «Рудомино», 1998.131132133134135136137138139140141142143144,145,146,

142. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: «Языкирусской культуры», 1999.

143. Лукач, Д. Теория романа. // НЛО. №9, 1994.

144. Мериме. Новеллы. Хроника царствования Карла IX. М.:1. Прогресс, 1982.

145. Попова, М. Национальная идентичность и ее отражение вхудожественном сознании. Воронеж, 2004.

146. Про, А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

147. Реизов, Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. -М.:

148. Художественная литература, 1965.

149. Реизов, Б.Г. Французский исторический роман в эпохуромантизма. Ленинград: Государственное издательствохудожественной литературы, 1958.

150. Рикер, П. Время и рассказ. М., 2000.

151. Самосознание культуры и искусства XX века. Западная

152. Европа и США. Под ред. P.A. Гальцева. М.; СПб.:

153. Университетская книга, 2000.

154. Сергейчик, Е.М. Философия истории. СПб.: Издательство «Лань», 2002.

155. Скотт, В. Айвенго. М.: Ярмак, 2003.

156. Современный роман. Опыт исследования. Под ред. Е.А. Цургановой. -М.: «Наука», 1990.

157. Степанян, К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма. // Знамя. №9, 1992.

158. Уайльд, О. Упадок лжи. // Избранные произведения в 2-х томах. Т. 2. М.: Изд-во «Республика», 1993.

159. Уайт, X. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002.

160. Фаулз, Д. Женщина французского лейтенанта. М.: «Гудьял-Пресс», 1998.

161. Хейзинга, Й. Homo ludens.-М.: Эксмо-Пресс, 2001.

162. Эко, У. Заметки на полях «Имени Розы». // Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1999.

163. Элиот, Т.С. Традиция и индивидуальный талант. // Назначение поэзии. М.: ЗАО «Совершенство», 1997.

164. Энциклопедия постмодернизма. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.