Историография Германской иранистики, конца XVIII-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.09, кандидат исторических наук Вохидова, Санавбар
- Специальность ВАК РФ07.00.09
- Количество страниц 161
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Вохидова, Санавбар
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Источниковедение иранской материальной и
духовной культуры в Германии (конец ХУ111-ХХ вв.)
§ 1. Немецкая школа иранистики: проблемно-исторический анализ 13-27 § 2. Историография иранского языка и литературы в немецкой
ориенталистике
§ 3. Немецкое собрание восточных рукописей - важнейший
источник для изучения иранистики
§ 4. Исследование предметов искусства и истории культуры
ираноязычных народов в немецкой иранистике
ГЛАВА 11. Историография литературных памятников, политической истории и правовой системы ираноязычных стран
в немецкой ориенталистике
§ 1. Немецкие ориенталисты об "Авесте"
§ 2. "Шахнаме" Фирдавси в немецкой ориенталистике
§ 3. Политическая история ираноязычных народов
в немецкой ориенталистике
§ 4. Правовая система ираноязычных стран
в немецкой ориенталистике
ГЛАВА 111. Новейшие исследования немецких ориенталистов
о Таджикистане
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
Иранистика и таджиковедение в немецкоязычной историографии: ХV -нач. ХХI вв.2010 год, доктор исторических наук Вохидова, Санавбар
Поэма "Шахнаме" Фирдоуси как источник по изучению этногеографии, истории и культуры ираноязычных народов2013 год, кандидат исторических наук Омид Шива
Культурные связи Республики Таджикистан с Исламской Республикой Иран: 1991 - 2011 гг.2012 год, кандидат исторических наук Малекиан, Мохсен Мохаммадсадег
Состояние и перспективы развития таджикско-иранского сотрудничества в конце XX - начале XXI веков2012 год, кандидат исторических наук Муртеза Махмуди
Ирано-таджикские отношения в 1991-2009 гг.2010 год, кандидат исторических наук Муртеза Махмуди
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историография Германской иранистики, конца XVIII-XX вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития мировой цивилизации особое значение приобрело выявление тех общечеловеческих связей, которые так или иначе повлияли (и влияют до сих пор) на развитие самых различных регионов, порою даже весьма удаленных друг от друга. С влиянием этих связей углубляется наше представление об общечеловеческих ценностях и их разумном сочетании с особенностями истории, культуры и традиций тех или иных народов и государств составляющих мировое сообщество.
В этом контексте важное место занимают историографические и источниковедческие исследования, посвященные разносторонним взаимосвязям и взаимодействиям двух цивилизаций - Востока и Запада.
Частью подобного исследования является изучение вопросов иранистики немецкими ориенталистами. Немецкие исследователи одними из первых в Западной Европе создали научные центры и школы, исследующие различные направления востоковедения, в том числе и иранистики.
Определяющую роль в этом сыграли социальный заказ и возрастающая заинтересованность правящих кругов Германии в получении достоверной информации об истории, культуре, экономике, обычаях и традициях ираноязычных народов. Объяснялась эта заинтересованность и близостью иранистики к индогерманистике, как органической части индоевропеистики.
Во все исторические эпохи, особенно в новое время, выдающиеся деятели культуры и науки Запада, в том числе немецкоязычных народов, изучая Восток, в том числе ираноязычные страны от-
крывали для себя непреходящую идейно-эстетическую ценность культурного наследия1 ираноязычных народов и соединяли его с достижениями передовой культуры своих стран, что стало научной традицией многих исследований ориенталистической науки. Именно в таком аспекте следует рассматривать исследования немецких ориенталистов об "Авесте" и " Шахнаме".
Слова о том, что в "чужом находить свое, в своем - чужое, в национальном мировое и обратно..." 2 стали важнейшим принципом научного поиска немецких ориенталистов в области иранистики. В этом как бы проявляется страстное стремление осмыслить культурное наследие человеческой цивилизации во имя "глубокого и настоящего единения Востока и Запада"3.
Главный научный интерес для немецких специалистов представляют язык, литература, искусства, политическая и экономическая история ираноязычных народов.
Немецкие ученые и путешественники , посещавшие различные регионы ираноязычных стран, в том числе и Таджикистан, накопили огромное количество достоверных научных материалов, относящихся к их истории, культуре, археологии, этнографии и другим сферам материальной и духовной жизни. В этой связи специфику немецких исследований социально-экономического и общественно-политического развития ираноязычных народов и стран определяет то, что их научная разработка проводится на стыке различных научных направлений.
1 Челышев Е.П. Теоретические и методологические аспекты изучения взаимодействия культур Востока и Запада//Взаимодействия культур Востока и Запада. -М., 1987-С. 1.
2 Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика.-Т. 1-2.-М., 1983.-С.99.
3 Восток -Запад (Исследования, переводы, публикации). -М.: Наука, 1982. -С. 8.
Всесторонний и глубокий историографический анализ научных трудов немецких ориенталистов в области иранистики позволяет выявить и определить их вклад в изучение богатейшей литературы по истории, культуре, языкам, обычаям и религии ираноязычных народов, что свидетельствует о научной значимости и об актуальности исследуемой нами проблемы.
Актуальность темы определяется и тем, что анализ проблем произведенной немецкими авторами в области сбора и изучение письменных источников, предметов искусства и истории культуры, философии, политической, экономической и правовой истории ираноязычных народов, их выводы и оценки исторического прошлого и современного периода в основном соответствуют действительности, имеют большое познавательное значение. Выявлению общечеловеческих ценностей и закономерностей направлены исследования немецких ориенталистов относящихся вопросам изучения культурного наследия ираноязычных народов и факторов обусловивших у них политических и государственных преобразований в последнем десятилетии XX века. В этом плане, в частности, особую актуальность имеют новейшие исследования немецких ориенталистов, посвященные современным проблемам Республики Таджикистан. Свидетельством весьма высокого проявления интереса и симпатии определенных кругов Германии к ираноязычным странам может служит и то, что Германия первым из числа западноевропейских государств признала государственную независимость Республики Таджикистан и первым в числе Западных стран 3 октября 1993 года учредила в г. Душанбе свое посольство. Все выше изложенное предопределило наш интерес к исследуемой проблеме.
Степень изученности проблемы. В историографической науке до сих пор нет сводного исследования о вкладе немецких ориенталистов в развитие иранистики. Интерес Германии к ираноязычным странам имеет давнюю историю. Вызван он был рядом причин и обстоя-
тельств, главной из которых является однородность немецкого языка и языков иранской группы народов, в том числе таджикского, являющихся членами одной языковой семьи.
Немецкие ученые критически проанализировали труды восточных и западных исследователей, а также концепции западноевропейских авторов, посвященные проблемам иранистики, но и в своих исследованиях, посвященных различным проблемам и направлениям иранистики воссоздали целостную картину исторического развития ираноязычных, в том числе и таджикского народов. Историю исследования этих проблем с учетом издания специальных работ можно разделить на три этапа.
Первый этап исследования немецкими ориенталистами различных проблем иранистики относится к концу ХУШ- началу XIX вв, когда они стали проявлять особый интерес к философским, нравственно-этическим учениям восточных мыслителей. Именно на этом этапе была доставлена в Германию (Готта) бесценная коллекция восточных рукописей, осуществлены переводы "Авесты" (Фридрих Рюккерт, Христиан Бартоломе, Фриц Вольф, Мартин Хауге и Фридрих Шпигель), дивана Хафиза (Йозеф Фон Хаммер Пургшталь), великое творение Фирдавси "Шахнаме" (Ф. Рюккерт), издан труд Адама Олеария "Путешествия на Восток", сочинения великого Гете "Сокровищница Востока" и "История изящной словестности Персии" и другие работы.
Второй этап исследования проблем иранистики охватывает середину XIX- начало XX в. Он связан с именами таких знаменитых востоковедов, как Христиан Бартоломе, Фриц Вольф, Альфред Фон Кремер, Вольфганг Лентц, Йозеф Маркварт, Адольф Фон Харнак Ганс Генрих Шэдер и др., которые сыграли исключительно важную роль в ознакомлении немецкоязычных народов с материальной и ду-
ховной жизнью ираноязычных народов - их историей, культурой, традициями и т.д.
В 1845 г. была создана Ассоциация немецких востоковедов, которая вот уже более 150 лет проводит научно-организационную работу и способствует развитию исследовательской деятельности, в том числе и в области иранистики. В частности, Ассоциация организует конференции, издает журнал «Мир ислама» публикует статьи, книги, способствуя, таким образом, развитию ориенталистической науки, составной частью которой является и иранистика. На этом этапе возникли иранологические центры в Берлине, Гамбурге, Бамберге, Геттинге-не и в ряде других городах Германии, которые, будучи специализированными по различным направлениям иранистики, внесли большой вклад в развитие востоковедческой науки.
Третий этап исследования иранистики охватывает сначала XX в. до последних лет. Наиболее значительными исследованиями этого периода являются труды Бузурга Алави, Бурхарда Брентьеса, Фара-марза Бехзада, Хоргена Гревемейера, Курта Грайсинга, Хейнца Гаубе, Ян Херона Гревемейера, Ульриха Герке, Вернера Зундерманна, Эбер-харда Крюгера, Манфреда Лоренца, Фрица Мейера, Йозефа Марквар-та, Гердера Мэнера, Ахмада Махрада, Бахмана Нируманда, Мартина Ремане, Хельмута Риттера, Берта Фрагнера, Отто Фридриха, Хейнца Халма, Вернера Хайдукцека, Дороте Хайдукцека, Вальтера Хинца, Ан-немари Шиммела, Аскара Ширази, Бюргела Херманна, Рональда Эм-мерика, Генриха Юнкера, и многих других. Исследования этих ученых вполне четко говорят о масштабах и направлениях научных разработок ориенталистов в области иранистики. В изучении отдельных переводов и проблем немецкой иранистики связанные главным образом с исследованием творчества великого Гете, существенный вклад
внесли известные востоковеды В.В. Бартольд, И.С. Брагинский, чешский ученый Ян Рипка, таджикский ученый P.A. Дехоти и др1.
Здесь особое внимание заслуживают новейшие исследования немецких ориенталистов о Таджикистане и других независимых государств Центральной Азии. Речь идет о трудах Ирины Дойчланд -"Центрально-Азиатские республики: Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан"2, Гейсса Паула Георга - "Возникновение нации в Центральной Азии"3, о "Мировой истории" (том XYI) Фишера Гавин Хэмбли4, работы Пандера Клауса "Центральная Азия (Узбекистан, Кыргыстан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан)"5.
В указанных работах в комплексе, многогранно и, как нам представляется, весьма объективно немецкие авторы знакомят читателей с историей (включая новейшую), судьбоносными событиями, преобразованиями в различных сферах государственной и социальной, экономической жизни таджикского народа и других народов Центральной Азии. Взгляды немецких ученых относительно этногенеза,
1 Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и в России. -JI.,1925; Брагинский И.С. Западно-Восточный синтез в Диване Гете и классическая поэзия. -М., 1973; Ян-Рипка. История персидской и таджикской литературы. -М.,1970; Дехоти P.A. Изучение Хафиза и интерпретации его творчества в Германии первой половины XIX в. Дисс.на соиск.уч.степени канд. филол. наук. -Душанбе, 1984.
2 Deutschland Irina. Die Zentralasiatische Gus-Republiken Kirgistan, Usbekistan, Turkmenistan, Tadshikistan. Deutsches Institut für Entwicklungspolitik. Ausgangssituation und Ansatzpunkte für die Entwicklungszusammenarbeit. -Berlin, 1993;
3 Geiss Paul Georg. Nationen werdung in Mittelasien. Europaischer Verlag der Wissenschaften, Reine XXXI,. Politikwissenschaft. -Frankfurt am Mein, 1995.
4 Fischer Weltgeschichte. Zentralasien. Herausgeben von Gavin Hambly Fischer. Taschenbuch Verlag, Band 16. -Frankfurt am Mein, 1995;
5 Pander Klaus. Zentralasien (Usbekistan,Kirgistan, Tadschikistan, Turkmenistan, Kasachstan). Kunst-Reiseführer. -Dumont, 1996.
культурного и социально-политического развития таджикского народа (единственного в Центральной Азии ираноязычного) полностью совпадают с концептуальными подходами и выводами русских и таджикских исследователей.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является первым специальным историографическим исследованием процесса становления и развития различных научных направлений и центров немецкой ориенталистики в области иранистики. В ней содержится историографический проблемно-исторический анализ трудов немецких исследователей по истории, языкам, литературе, религии ираноязычных народов, в том числе и таджикского. Научную новизну также определяют характер источников, и прежде всего немецкоязычные работы, большинство которых впервые вводится в историографический оборот.
Целью исследования является проведение историографического и источниковедческого анализа трудов и статей, комментариев восточных рукописей и других опубликованных и неопубликованных письменных источников восточной ориенталистики по различным проблемам иранистики, как комплексного научного направления и составной части немецкого востоковедения.
Исходя из того, что в рамках одной диссертации невозможно рассмотреть все проблемы немецкой иранистики, автор основное внимание сосредоточил на следующих задачах:
-раскрыть исторические условия и факторы, обусловившие проведение немецкими учеными научных исследований по тем или иным проблемам;
-провести проблемно-исторический анализ немецкой школы иранистики;
-определить место восточных рукописей и иных источников материальной и духовной культуры в немецкой иранистике;
-раскрыть специфические особенности изучения и обучения филологии и лингвистике ираноязычных народов в Германии;
-выяснить вклад немецкой иранистики в изучении памятников цивилизации Востока - "Авеста" и "Шахнаме";
-выявить и показать значение исследования немецких иранове-дов в области политической истории и правовой системы;
-проанализировать новейшие исследования немецких ориенталистов о Таджикистане.
Хронологические рамки исследования определены неразработанностью проблемы, ее научно-практической значимостью.
Как уже отмечалось, процесс становления и дальнейшего развития немецкого ирановедения, ставшего объектом диссертационного исследования, распадается в основном на три этапа, что и определило хронологические рамки данной работы, которая охватывает период с конца ХУШ в. до наших дней.
Географические рамки исследования определены трудами немецких востоковедов, которые в основном охватывают территории современного Ирана, Афганистана и Таджикистана, где главным образом проживают ираноязычные народы, и они, несмотря на различия в историческом, социально-экономическом и политико-правовом развитии, связаны общностью языка, культуры и религии, что и составляют научный интерес многих школ немецкой иранистики.
Методологической основой исследования являются законы и принципы историзма, цивилизационный подход к анализу и оценки объекта исследования методы познания и его составные элементы: анализ и синтез, аналогия и сравнение, единство теории и практики, необходимость учета общего и особенного в историографическом рассмотрении и оценке трудов и научной деятельности немецких ориенталистов.
Широко использованы в работе, как общие, так и специальные методы исследования, которые позволили решить поставленные в диссертации задачи.
Теоретической и методической опорой настоящего исследования послужили основополагающие труды немецких и отечественных - историографов и источниковедов X. Бартоломе, К. Брокельманна, Б.Брентьеса, Ф. Вольфа, В. Зундерманна, Й. Маркварта, Ф Мейера, Ф Рюккерта, X. Риттера, Б. Фрагнера, В. Хинца, Г.Г. Шедера, Б. Шпуле-ра, Г.Г. Юнкера, В.В Бартольда, Б.Г. Гафурова, A.A. Семенова, и др.
Источниковедческую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные источники. К опубликованным источникам относятся исследования немецких ученых по конкретным проблемам и направлениям иранистики, характеризующие в совокупности общую картину ирановедения в Германии. В их числе важное место занимает журнал Ассоциации немецких востоковедов "Мир ислама", в котором систематически публикуются научные и научно-популярные статьи, в том числе и по иранистике. Также широко использованы учебные планы иранологических центров с которыми автор ознакомилась весьма тщательно во время стажировки в ориенталисти-ческих центрах Германии. В числе неопубликованных источников исключительную ценность имеют каталог иранских рукописей мани-хейского собрания Германо-Турфанской коллекции и "Восточные рукописи библиотеки Гота".
Научное и практическое значение диссертации заключается в том, что проведенный историографический анализ трудов немецких иранологов и источников показывает вклад ориенталистов Германии в изучение и научное освещение цивилизации иранских народов, их места и значения в мировой цивилизации.
Результаты исследования могут быть использованы при создании сводных трудов по истории и культуры таджикского и других
ираноязычных народов, курсов лекций по различным проблемам иранистики и историографии вообще.
Апробация работы. Основные положения и фактический материал диссертации изложены в научных статьях, а также в докладах на международных, региональных и республиканских конференциях, симпозиумах и семинарах, «Вклад иранских народов в мировую цивилизацию» (Душанбе, 1992), «Шахнаме» Фирдавси - величайшее художественное творение в истории мировой цивилизации (Душанбе - Тегеран, 1994), во втором международном конгрессе по индо-иранской цивилизации и «Авеста»(Париж-Венсант, 1997).
Похожие диссертационные работы по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», 07.00.09 шифр ВАК
История изучения зороастризма в российско-советской историографии: Вторая половина XIX века-начало 1990-х годов2005 год, кандидат исторических наук Нугаев, Магомедали Абдулмаджидович
История воспитания, школы и педагогической мысли таджиков с древнейших времен до возникновения ислама1999 год, доктор педагогических наук Кадыров, Кадыр Бозорович
Возникновение школ и развитие педагогической мысли в эпоху Сасанидов2009 год, кандидат педагогических наук Джалолова, Зухро Абдусаломовна
Любовно-романтическая поэма в персидско-таджикской поэзии X-XII веков2009 год, доктор филологических наук Абдолов, Назарбек
Становление и развитие взаимоотношений Таджикистана с сопредельными странами Зарубежного Востока, 1945-1997 гг.1998 год, доктор исторических наук Мирзоев, Ниез Мирзобадалович
Заключение диссертации по теме «Историография, источниковедение и методы исторического исследования», Вохидова, Санавбар
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая источники немецкой иранистики и огромное количество публикаций немецких ученых посвященных самым различным проблемам и периодам иранологии, в том числе таджик оведению, мы пришли к выводу о том, что таких работ необычайно много и в них прослеживается с неизменной любовью интерес к цивилизации ираноязычных народов, являющихся составной частью цивилизации всей Евразии.
Проведенный нами историографический и источниковедческий анализ трудов немецких ирановедов позволяет утверждать, что в библиотеках Германии (Восточной и Западной) собрано и хранится огромное количество богатейших восточных рукописей, а также разнообразных материалов, относящихся к многовековой истории языка и литературы, религии и в целом культуры ираноязычных народов. Особый интерес Германии к ираноязычным странам издавна был вызван рядом причин и обстоятельств, главной из которых является однородность немецкого языка и языка иранской группы народов, являющихся членами одной языковой семьи. В изучении иранистики главное место занимают иранологические центры, школы, старейшие в Европе, которые расположены в Берлине, Бамберге, Гамбурге, Геттингене, Лейпциге и в ряде других городов Западной и Восточной Германии.
Они, будучи специализированными по различным направлениям иранистики, не дублируют, а органически дополняют друг друга.
Историю исследования проблем иранистики в Германии в основном можно разделить на три этапа.
Первый этап - конец ХУШ - начало XIX вв., когда особый интерес к философским, нравственно-этическим учениям восточных мыслителей обусловили сбор и доставку в Германию бесценных коллекций восточных рукописей, осуществлены были переводы Авесты, "Шахнаме" Фирдавси. Были изданы специальные работы по различным направлениям иранистики.
Второй этап охватывает вторую половину XIX - начало XX в. Он характеризуется возникновением упомянутых ирановедческих центров и школ, которые связаны с именами таких знаменитых востоковедов, как Йозеф Маркварт, Ганс Генрих Шэдер, Христиан Бартоломе, Фриц Вульф, Альфред фон Кремер, Вольфганг Ленц, Адольф фон Харнак и другие, благодаря чьим трудам немецкоязычные народы на родном языке ознакомились с богатейшей историей и культурой ираноязычных народов.
Третий этап развития немецкой иранистики - это начало XX в. и до наших дней, когда расширяются горизонты исследования исламове-дения через политику и современную историю культуры, издаются многочисленные работы, в том числе по современным проблемам Республики Таджикистан.
Историографический анализ трудов немецких ученых свидетельствует о том, что ими проделана огромная работа прежде всего по собиранию и изучению восточных рукописей среди которых особое значение имеют Берлинское собрание восточных рукописей и рукописей библиотеки Готта. Здесь хранятся многочисленные среднеперсидские, парфянские, согдийские, манихейские тексты, а также тексты на бак-трийском языке. Восточные собрания библиотеки Гота наряду с арабскими, тюркскими, включают в себя 131 персидскую рукопись, в числе которых 38 рукописных томов Авиценны и комментарии к его трудам. Исследования немецких ученых показывают, что в силу значимости "Канона" Авиценны к последнему давались многочисленные комментарии и супперкоментарии.
Даже далеко не полная характеристика немецкого собрания восточных рукописей говорит о богатстве имеющихся в Германии источников по иранистике, стимулирующих научно-исследовательскую деятельность востоковедов, в том числе ирановедов.
Судя по трудам немецких ученых, иранистика являлась составной частью ориенталистики, считающихся, главным образом, исламо-ведческой наукой, которая включала в себя арабистические, иранистические и тюркологические исследования, освещающие области религиоведения, наряду с историко-филологическими и политологическими и культурологическими проблемами Ближнего и Среднего Востока.
В работе впервые дается историографический анализ трудов немецких ориенталистов в области филологии и лингвистики ираноязычных народов, подчеркивается, что изучение филологии любой страны невозможно без овладения языком страны, литература которой подвергается исследованию. Поэтому не случайно великие представители немецкой иранистики свои исследования посвящали проблемам филологии и лингвистики. Кстати, высокие требования к немецким востоковедам основывались на том, что они должны были иметь познания в арабском, персидском, турецком языках, вдобавок владеть древнееврейским, сирийско-аравийским и эфиопскими языками.
Благодаря фундаментальной подготовке немецких ориенталистов практически во всех указанных центрах и школах стало традицией комплексно подходить к изучению иранистики, когда наряду с филологической, лингвистической наукой исследовались и историко-культурологические, социально-экономические и политикоправовые проблемы.
Ярким примером глубокого изучения проблем иранистики в немецкой ориенталистике является целый ряд исследований немецких ученых, посвященных Авесте и "Шахнаме", которые воистину принадлежат цивилизации иранских народов.
В диссертации делается вывод о том, что после длительной научной полемики по поводу подлинности перевода Авесты осуществленного французским ученым Анкетиль Д Перроном, только немецкой "младограмматической школе" удалось внести полную ясность в авестийские тексты и поставить изучение грамматики и лексики Авесты на твердую непоколебимую основу.
Авеста, как считают немецкие ученые, является памятником очень интересным с точки зрения религии, истории культуры и лингвистики и наиболее важным для иранской филологии и истории Ирана. Основное значение Авесты они видят в том, что оно впервые в истории религии четко формулирует идею единобожия, дуализм, резкое противопоставление двух начал, которое проявляется во Вселенной и определяет своими взаимоотношениями характер и устройство мира, его первооснову и историю.
Другой важный вывод немецких исследователей состоит в том, что в тексты Авесты были включены идеи "западной" и "восточной" философии и науки, а также наряду с концепциями позднеантичной философии, например, связанными со знаменитым сочинением Птоломея "Алмагест", имеются следы влияния индийских трактатов по астрологии, риторике, логике, так же, как и в манихейском учении популярном в то время в Иране, были распространены концепции гностицизма и многие идеи буддизма и брахманизма.
Историографическое изучение исследований немецких ориенталистов о великом произведении восточной цивилизации "Шахнаме" Фирдавси интересно в плане выявления взаимосвязи культур и литератур Востока и Запада, в частности, персидско-таджикской литературой с германской литературу, в плане их взаимовлияния.
Необходимо отметить, что в немецкой иранистике особое место занимает исследование выдающегося немецкого ученого Генриха Шэдера "Фирдавси и немцы". "Шахнаме" Фирдавси, заключает Г.
Шэдер, творимая в средние века, вся противоречит духу средневековья своей тональностью, своей человечностью, гуманистическим воспитанием, уважением достоинства человеческой личности в противовес догматическому исламскому правоведению, требующему покорности человека Богу, Аллаху. Ученый подчеркивает, что гуманистические идеи, пронизывающие классическую поэзию, достигли философской вершины именно в "Шахнаме", вот почему столь близка его поэзия людям XX в.
Известные немецкие ученые Венер Зундерманн и Майер Реманс приходят к выводу, что основой поэмы "Шахнаме" являются гуманистические идеи, образы героических личностей, и поэтому эта книга вошла в сознание немецкого читателя не как "Книга царей", а как "Царь книга" восточной поэзии.
Нет сомнений в том, что немецкие ориенталисты внесли весомый вклад в изучение великого творения Фирдавси "Шахнаме".
В диссертации впервые подвергаются анализу труды немецких исследователей по проблемам политической истории и правовой системы ираноязычных народов. Подчеркивается, что революционные события в ираноязычных странах, в особенности в Иране и Афганистане вызвали большой интерес у официальных кругов Германии, что в свою очередь стимулировало научные исследования по политическим проблемам иранистики. Повышенный интерес к Ирану обусловили публикацию единственного перевода, выполненного Ильзе Итчеренской и Хасаном с филологическим высказыванием Хомейни, его главного труда "Хукумате Эсломи (Исламское правительство)", где изложены идеи и планы автора по созданию исламской системы власти, которая на основе исламской экономики призвана обеспечить исламский правопорядок, справедливость и высокий уровень жизни в обществе.
Исследования немецких иранистов посвящены проблемам "Исторической картине революции теологов "Моттахири", "Исламизации после революционных иранских учебников и учебных планов", "Иранской Конституции 1979г." и другим актуальным социально-экономическим и политическим преобразованиям Ирана, что позволяет придти к выводу о том, что Исламская Республика Иран находится в центре исследовательских планов, которыми постоянно занимаются немецкие ирановеды.
В Германии не ослабевает интерес и к афганской проблематике. По мнению немецких исследователей, и с этим нельзя не согласиться, особенность эволюционного исторического процесса в Афганистане на протяжении почти всего XX в. заключается в том, что страна находилась на затянувшемся на долгие десятилетия этапе перехода от феодального к более развитому общественному строю. Этот процесс, считают исследователи, носил крайне противоречивый характер в условиях своеобразного симбиоза консервативной психологии населения, центрируемой исламом, и тенденциями, уходящими корнями в далекую родо-племенную эпоху, и новых идей западного происхождения, с трудом пробивающих дорогу в традиционное общество. Отмечается, что государственный переворот 1978 г., организованный советскими коммунистами, положил начало трагической истории афганского общества.
Проведенный историографический анализ трудов немецких иранистов по проблемам правовой системы ираноязычных стран как части более общей проблемы историко-культурного развития народов вообще указывает на фундаментальный характер источников и исследований, которые вполне достоверно отражают наиболее общие процессы развития и действия мусульманского шиитского права в Иране, мусульманского суннитского (ханифитского) права в Афганистане и других ираноязычных странах.
Диссертант считает, что историографическое исследование трудов немецких ученых посвященных истории советского права в Афганистане может быть предметом отдельного рассмотрения. На основе тщательного изучения новейшей немецкой литературы, посвященной проблемам таджиковедения в работе излагаются следующие положения и выводы.
Немецкие ориенталисты ведут активное исследование не только по историческим проблемам культуры, языка и литературы, экономики, политики и религии ираноязычных народов, в том числе таджикского народа, но и по современным, животрепещущим проблемам этих народов.
Проанализированные труды Ирины Дойчланд "Центрально-азиатские республики: Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан", Гейсса Паула Георга "Возникновение нации в Центральной Азии", Гавина Хэмбли Фишера "Мировая история" (том ХУ1), Клауса Пандера "Центральная Азия (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Казахстан)", как нам представляется весьма обьективно, без каких-либо предвзятостей ознакомят своих читате-леи с новейшей историеи, судьбоносными событиями, преобразованиями в различных сферах государственной и общественной жизни таджикского и других народов Центральной Азии. Названия работ говорят о том, что объектом исследования избраны народы и суверенные государства Центральной Азии, которые, несмотря на свою самостоятельную историю, оказались в одном географическом, регионе, как государства оформились при Советской власти в результате национально-государственного размежевания, а после распада Советского Союза провозгласили свою независимость, что без преувеличения, имеет мировое значение.
Во всех работах упомянутых авторов, хотя они не равнозначны по своему содержанию и по глубине исследования, так или иначе затрагиваются проблемы этнической истории таджикского народа, анализируются различные периоды его многотрудной истории, социально-экономического и политико-правового развития и религиозного мировоззрения. При этом немецкие востоковеды стараются по-новому взглянуть на общественные факты и явления.
Освещая происхождение и основные вехи исторического развития таджикского народа, Клаус Пандер и Гейсс Георг Паул предков таджиков относят к древнейшим обитателям Центральной Азии и европеидной расе, таким, как хинды, персы, греки, немцы, русские и другие, а таджикский язык, как считают немецкие ученые, является древнейшим и полностью соответствует персидскому языку. Подчеркивая возвышение таджиков и их государства Саманидов, исследователи отмечают, что после распада последнего таджики на протяжении всей последующей истории находились под напряженным полем тюркских народов1, хотя они, как утверждают ученые, "своей древней традицией, культурой, способствовали развитию исламской культуры, а также повлияли на образ жизни тюркских народов Центральной Азии"2.
Эти положения и выводы немецких исследователей основаны на неоспоримых и общеизвестных достижениях исторической науки. Благодаря книгам немецких ученых история и культура таджиков хорошо известна в Германии и других странах мира.
Говоря о расселении таджиков, авторы отмечают, что они преимущественно живут в Таджикистане, а в Узбекистане - в Ташкенте, Самарканде, Бухаре и в Ферганской долине. К. Пандер подчеркивает, что население, живущее в предгорных долинах, также является ира
1 Pander Klaus. Zentralasien: Usbekistan, Kirgistan, Tadshikistan, Turkmenistan, Kasachstan. Kunst - Reiseführer. -Dumont, 1996. -S. 49.
2 Там же. ноязычным и говорит на древнеиранском диалекте, как например, ягнобцы, шугнанцы, язгулемцы, ваханцы, ишкашимцы и ряд других.
В работе проанализирована трактовка немецкими учеными происхождения и применения слова "сарт". Древнетюрское слово "сарт", означающее торговец, пишет Паул Гейсс впервые применялось во времена монг ольского господства для населения Средней Азии с иранским корнем, а позднее это слово применялось по отношению к тюркам и монголам. Слово "сарт" по отношению к населению восточных районов Бухарского эмирата и Памира не применялось, а называли их фор-сигу (говорящие на персидском).
В трактовке слова "таджик" ученый опирается на концепции русских ориенталистов, которые это слово применяли по отношению к местному населению и его язык приравнивали к персидскому языку. В таком понимании было проведено советское "национальное" разделение Средней Азии и Казахстана, тогда как правильно отмечает Паул Гейсс, вновь образованным республикам были даны названия (имя) соответствующих народов, в частности, по такому принципу была образована Таджикская АССР.
В работе на основе анализа различных высказываний исследователей по поводу термина "Туркестан", означающего дословно "Страна тюрков", происхождение пантюркизма и проекта Туркестанской нации", который предусматривал заключение этнического союза туркоязычных народов, поддерживается вывод Паул Гейсса относительно того, что только таджики, живущие в Центральной Азии выступали против таких планов, так как они будучи иранского происхождения были воспитаны в духе иранской культуры.
В диссертации впервые проведен историографический анализ исследований немецких ирановедов, в том числе таджиковедов по проблеме национально-государственного размежевания Центральной Азии. Немецкие ученые считают, что национально-государственное размежевание, которое представляло собой жонглирование и импровизации с образованием национальных республик было проведено в нарушение всех правил и традиций.
Нельзя не согласиться и с выводами Клауса Пандера о том, что такие центры, как Бухара и Самарканд, неразрывно связанные с таджиками, Таджикистаном, оказались за его границами, что стало следствием административного, насильственно-приказного решения национально-территориального размежевания Центральной Азии.
Важными являются в исследованиях ученых их стремление показать Таджикистан в самых различных плоскостях, чтобы представить его более или менее полно. Так, Клаус Пандер, опираясь на неоспоримые факты, достаточно убедительно описывает отрасли народного хозяйства, природные богатства имеющиеся здесь проблемы и трудности.
В работе автора дается весьма интересная историко-культурологическая и экономическая характеристика четырех городов республики: - Душанбе, Худжанда, Пенджикента и Хорога. По описанию - Клауса Пандера у читателя складывается целостное представление об этих городах, что свидетельствует о кропотливой работе ученого над сбором и изучением самых разнообразных материалов о Таджикистане.
В работе Гавана Хэмбли Фишера приводятся весьма интересные данные о богатствах Памира и вывозимых оттуда драгоценностях. А немецкий ученый Ирина Дойчланд обращая внимание на социальные проблемы, пишет, что по советской статистике Таджикистан имеет самый низкий национальный доход и является самым бедным среди бывших советских республик.( Здесь 87% населения живет с очень низким доходом). При этом, она отмечает хороший образовательный уровень.
Пытаясь, и не безуспешно, анализировать политическую ситуацию, основные причины противостояния различных группировок в Таджикистане автор пишет, что с середины 1992 года политическая ситуация резко ухудшается. В результате возникновения вооруженного конфликта, который принял эпизодический характер гражданской войны сильно пострадала республика.
Ученый считает, что возникновение политического конфликта в сильной мере было обусловлено этническими и религиозными факторами, приведшими к религиозному раскалыванию таджикского общества. Возникла опасность для его территориального статуса (т.е. це-лосности). Изложенные положения и выводы автора безусловно отражают реальное положение вещей, потому и заслуживают внимания.
Не менее интересными и плодотворными являются положения и выводы Ирины Дойчланд и Клауса Пандера относительно роли и перспективы ислама в Таджикистане и в целом в Центральной Азии. Так, Клаус Пандер подчеркивает, что бывшие центральноазиатские советские республики 70 лет пытались ликвидировать влияние ислама на общественно-политическую и культурную жизнь, но он существовал в сознании людей. Официально было признано только учение марксизма-ленинизма, а учение Пророка излагалась лишь в мечетях, да и те либо закрывались, либо разрушались. Теперь же в среднеазиатских республиках ислам возрождается. Особенно активно вновь обратился религиозному наследию ислама и верующие не скрывают, что он является семейной традицией. Сейчас, пишет автор, ислам начал активно воздействовать на национальное самосознание. Экстремистски же настроенные его поборники безоговорочно проповедуют исламский фундаментализм. Для того, чтобы лучше понять политический потенциал ислама в Центральной Азии ученый предлагает, что необходимо вкратце рассмотреть его роль в происходящих событиях в Таджикистане, о чем пишет в своей работе.
Думается, что выявление и анализ позиции немецких иранистов и таджиковедов как по проблемам религии, так и по тем или иным общественно-политическим, экономическим и культурологическим проблемам и учет их оценок и выводов, как бы взгляд независимых исследователей извне может послужить важным ориентиром для решения кардинальных вопросов жизнедеятельности республики.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Вохидова, Санавбар, 1998 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
ГАлизода И. Сухане чанд оиди лугати Шохнома [Несколько слов посвященных словарю "Шах —наме" Фирдоуси]//Изв. АН Тадж. ССР. Отд-ние обществ, наук. -Душанбе, 1957. -№12. С. 53-66.
2. Андреев М.С., Половцев A.A. Материалы по этнографии иранских племен Средней Азии: Ишкашим и Вахан. -СП6Д911. -41 с.6 л. ил. -(Сб. Музея по антропологии и этнографии императ. акад. наук; Вып.
9).
3. Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и в России. -Л.,1925.-318.
4. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. -Л.: Худож. лит. Ленинг. отд-ние, 1973. -567 с.
5. Бертельс Е. Э. Литература народов Средней Азии от древнейших времен до ХУ века н.э//«Новый мир». -1939, № 6, 7, 9.
6. Бертельс Е. Э. Новые работы по изучению Авесты//Ученые записки института востоковедения АН СССР. -М., 1951.-Т.З. -С.257-271.
7. Брагинский И.С. ГДР глазами востоковеда//Народы Азии и Африки. -1967. -№3, -С.197-202.
8. Брагинский И.С. Западно-Восточный синтез в диване Гете и классическая поэзия на фарси. -М.: Изд-во вост. лит.,1963. -13 с. (ХХУ Междунар. конгр. востоковедов. Докл. делегации СССР).
9. Брагинский И.С. Западно-восточный синтез в Диване Гёте и классическая поэзия. -М., 1973.
10. Брагинский И.С. Из истории таджикской поэзии. Элементы народного творчества в памятниках древней и средневековой письменности. -М., 1956.
11. Брагинский И.С. Предисловие//Звезды поэзии. -Душанбе, 1984. -14 с.
12. Брюсов В. Избранные сочинения. В 2 т. -М.: Гослитиздат, 1955. -Т.2: Переводы. Статьи. -651 с.
13. Вохидова С. Авесто в немецкой оиренталистике//Материалы Меджунар. контр, по индо-иранской цивилизации и Авесто. -Париж: Венсант, 1997. -Фарси.
14. Вохидова С. Восточные рукописи библиотеки Гота//Книга в истории народов Востока: история и современность: Материалы Междунар. конф., Душанбе, июнь 1990. -Душанбе, 1990. -С.20-22.
15. Вохидова С. Касидаи мухаббат//Садои Шарк. -1987.-№7.
16. Вохидова С. Муаллифони немис дар бораи Сино [Немецкие ориенталисты об Авиценне]//Садои Шарк. -1980. -№7. -С. 153-156.
17. Вохидова С. Музыкальная культура эпохи Борбада в зеркале немецкой ориенталистики//Материалы Тадж. респ. науч.-практ. конф. молодых учених и специалистов, 12-14 апр. 1989 г.: Секция "Общественные науки": Тез. докл. -Душанбе, 1989. -С. 172-176.
18. Вохидова С. Немецкая арабистика ХУ111 вв.(Ехан Якоб Райске и Фридрих Рюккерт)//Материалы Тадж. респ. науч.-практ. конф. молодых учених и специалистов, 12-14 апр. 1989 г.: Секция "Общественные науки": Тез. докл. -Душанбе, 1989. -С.172-176.
19. Вохидова С. Новые мосты сотрудничества Таджикистана и Германии/ЛГаджикистан: геополитика и проблемы международных связей: Материалы 1 Междкнар. науч. практ. конф. " Таджикистан и мир: проблемы и перспективы". -Душанбе, 18-20 окт. 1995 г. -Душанбе, 1995. -С. 98-103. (на англ. яз.).
20. Вохидова С. Проблемы сотрудничества Таджикистана с Европейским сообществом//Материалы 2-ой Междунар. науч.-практ. конф. "Место Таджикистана в новом Международном порядке". -Душанбе, 1997. -С. "76-280 анг. -С. 272-275.
21. Вохидова С. Рукописи Авиценны в собрании библиотеки Готта//Материалы Всесоюз. конф.-конкурса мол. ученых и
специалистов. -Алма- Ата, 1990. -С.85-91. -В надзаг.: Каз.гос. ун-т и
др.
22. Вохидова С. Халифатская культура и научная Среда эпохи Мухаммада ал-Хоразми в немецком востоковедении//Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. -Душанбе, 1983. -С. 196.-200.
23. Вохидова С. "Шахнаме" Фирдавси величайшее художествебнное творение в истории мировой цивилизации. -Душанбе: Тегеран, 1994. -с. 22-23; англ. 23-24; фарси 113-114.
24. Вохидова С. Чилои тозаи хусни каДим -[Новый блеск древней красоты]//Изв. АН ТаджССР. Отд.обществ. наук. -1983. -№1. -С. 114-116.
25. Восток -Запад (Исследования, переводы, публикации).-М.:Наука,1982,-С. 8.
26. Гейне Г. Письмо к Мозесу Мозеру//Собр. Соч. В 15-томах. -Т.9. М.,1959. -С. 343-344.
27. Грюнебаум фон Г.Э. История мусульманской цивилизации// Грюнебаум фон Г.Э. Осносные черты арабо-мусульманской культуры. -М., 1981. -С. 30-83.
28. Грюнебаум фон Г.Э. Классический ислам, очерк истории (600-1258). -М.: Наука, 1986.-215 С.
29. Грюнебаум фон Г.Э. Истоки мусульманской цивилизации. Основные черты арабо-мусульманской культуры. -М., 1981.
30. Гюго В. Восточные мотивы//Собр.Соч. В 15 т. -М.Д953. -Т.1. -С. 365426.
31. Дехоти P.A. Изучение Хафиза и интерпретации его творчества в Германии первой половины XIX в. Дисс.канд. фил. наук. -Душанбе, 1984.
32. Долинина H.A. Рюккерт, как переводчик «Макам ал-Харири»//Взаймодействие культуры Востока и Запада. -М.,1987.
33. Залеман К. Г. Очерк истории древней ерсидской литературы//Всеобщая история литературы.- СПб., 1980. -Т.1, ч. 1.
34. Зыкова Е.П. Восток в творчестве поэтов «Озерной школы» таджиков//Взаимодействие культур Востока и Запада. -М., 1987. -С.42-44.
35. Кисляков H.A. К вопросу об этногенезе//Сов. этнография. -1947. -Вып. 6/7.-С.314-319.
36. Клима О., Рипская., Бечка И. История персидской и таджикской литературы. М.: Прогресс, 1970. -440 с.
37. Кошонов С., Вохидова С. Основные приоритетные направления внешней политики Германии, Франции и Англии//Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: Экономика и политология. -1996. -№1/3.-С. 99-111.
38. Кремер фон Альфред. Мусульманское право/Пер. с нем. Р.Г. Эйхгорнь. -Ташкент, 1888. -62 с.
39. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. -М.: Наука, 1987. -295 с.
40. Марек Я. Персидская литература в Индии. -Прага, 1967.
41. Масов P.M. История топорного разделения. Душанбе, 1991. -190 с.
42. Шокир Мухтор. Франция читает «Гулистан». -Душанбе: Дониш, 1987.-148 с.
43. Негматов H.H. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-Xbb.). -Душанбе: Дониш, 1977. -279 с.
44. Поло Марко. Книга Марко Поло/Пер. с фр. И.П. Минаева, Ред. и вступ. ст. И.П. Магидович. -М.: Географгиз, 1956. -376 с.
45. Пугаченкова Г. Шедевры Средней Азии. -Ташкент: Изд-во лит и искусства, 1986. -222 с.
46. Ротар И. Угроза парламенско-президенского кризиса// Независимая газета. -1993. -17 апр.
47. Ротар И. Россия втягивается в новую ненужную войну//Независимая газета. -1993. -27 мая.
48. Семенов A.A. Маздакизм//Вопросы истории религии и атеизма. -М., 1958. -Кн. 5. -С. 315-743.
49. Фирдоуси. "Шах-наме": Крит. текст/Под ред. и с предисл. Е.Э. Бертельса. -М.: Изд-во вост. лит., 1960. -Т.1. -272 с.
50. Фрейман A.A. Древнейшая согдийская надпись // Вестн. древней истории. -1939. -№ 3. -С. 135-136.
51. Челышев Е.П. Теоретические и методологические аспекты изучения взаимодействия культур Востока и Запада// Взаимодействие культур Востока и Запада. -М., 1987. -198 с.
52. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. -М.: Искусство, 1983. -Т.1. -479 е.; -Т.2. -447 с.
53. Олеария А. Подробное описание путешествия голынтинского посольства в Московию и Персию в 1633-1639 годах/Пер. с немецкого Борисова П.М. -М., 1870. -1094 с.
54. Ян-Рипка. История персидской и таджикской литературы. -М., 1970. -439 с.
Литература на иностранных языках
55. Ahlwardt Vilhelm. Verzeichnis der arabischen Handschriften der KGL Bibliotek zu Berlin.-Berlin, 1887-1809. Bd. 1-10.
56. Aini S. Die Lebenserinnerungen, ubersetzt von Hans Bruschwitz. -Leipzig, 1953.
57. Aini S. Der Tod des Wucherers ubersetzt von Giraute und Gunter Stein. -Berlin, 1966.
58. Akiner Shirin, Islamic Peoples of the Soviet Union.-London, 1983.
59. Amirpur-Ahrandjani, Manutschehr. Der aserbaidschanische. Dialekt von Schapur: Phonologie und Morphologie//Islamkundliche Untersuchungen. -Freiburg, 1971.-N 11.
60. Andreas F. G Henning: Mitteliranische Manichaica aus Chinesisch-Turkestan//SPAW«(Sitzungsberichte der Pieussischen Akademie der Wissenscaften)». Phil.hist. Kl. -Berlin, 1932.
61. Anquetil du Perron. Zend-Avesta: Ouvra de zoroasre... trad, en francais sur I original zend avec des remarques. -Paris, 1871. -Vol. 1-3.
62. Anvari - Alhosseyni, Shams: Logaz und Mo'amma: Eine Quellenstudie zur Kunstform des persischen Ratseis // Islamkundliche Untersuchunden. -Berlin, 1986. -N.116.
63. Arved von Schulz. Karte zu Curzon the source of the Oxuc//Geograph journal. - London, 1896. Vol. 1.
64. Ausfer G. Orientalische Abteilung: In deutsche Staatsbibliothek, 1661-1961.-Leipzig, 1961.-Bd. 1.
65. Baldauf Ingeborg. Die Knabenliebe in Mittelasien - Bacabozlik. -Berlin 1988. - (Ethnizitat und Gesellschaft - Occasional; Papers 17),
66. Baldauf Ingeborg. Some Thought of the Making of the Usbek Nation//Cahiers du Monde russe sovietique. - 1991.- 32 (1).
67. Bartold V.V. Nachrichten über den Aral - See und unteren Lauf des Amu - darja von den ältesten Zeiten bis zum XVI1 Jahrhundert. -Leipzig, 1910. - XIV, 79 S. - (Quellen und Forschungen zur Erd - und Kulturkunde, hersg... durch R. Stube; Bd. 2).
68. Behzad Faramarz, Burgel Johann Christoph, Herrmann Gottfried. Iran: Moderne Erzähler der Welt. -Tubingen: Basel, 1978.
69. Bartholomae Christian. Altorientalisches Worterbuch. -Strassburg, 1904.
70. Bartholomae Chr. Die GaQ's und heiliqen Gebete des altiranisches Volkes Halle, 1879.
71. Bartholomae Chr. Mitteliranische Studien // WZKM.Wienere Zeitschrft fur die Kunde des Morgenlandes. -Wien, 1915, -Bd.29.
72. Bartholomae Chr. Zum Sasanidischen Recht. Heidelberg, 1918.-Bd. 1-4. (Sitzungsberichfe der Heidelberder Akademie der Wissenschaften, Philosophisch historische Klasse: Bd. 9).
73. Die beiden Ehemanner. Prosa aus Iran/Alavi Bozorq, Fichter E., Lorenz M. et. al; Ubersetzt M. Paduch, W. Sundermann. -Berlin, 1984.
74. Bennigsen A., Wimbush E. Muslims of the soviet empire. -London, 1985. -122 p.
75. Benveniste E. Le memorial de Zarer, poeme Pahlevi mazdeen//Journal asiatigue. -1932. -Vol. 219.
76. Benveniste E. Traditions indoiraniennes sur les classe Sociales//Journal asiatique. - Paris, 1938.
77. Blossfeld W. Formen der Negerplastik: Ein Versuch der Ästhetik des Primitiven. -Leipzig, 1920.
78. Bobek Hans. Die Hauptstufen der Gesellschafts - und Wirtschaftsentfaltung in geographischer Sicht//Die Erde 90. 1959 -S. 259298.
79. Bobek Hans. «Zum Konzert des Rentenkapitalismus» // Tijdschift voor Economische en Sociale Geographie 65. (1974). -S. 73-78.
80. Brentjes Burchard. Fakten und Argumente//Unter Hallbmond und Stern: Islam Religion, Weltanschaung und Lebensart. -Berlin, 1980.
81. Brentjes Burchard. Menschenbild und bildende Kunst in Europa. Asien und Afrika//Asien, Afrika, Lateinamerika. -Berlin, 1973, -S. 131-144. Bd. 112.
82. Bregel Ju. The Sarts in the Khanate of Khiva//Journal of Asian History. -1978.-Vol. 12.-p.120.
83. Brentjes Burchard., Ruhrdanz Karin. Mittelasien: Kunst des Islam Kunstverlag. -Leipzig, 1979.
84. Brentjes Burchard. Volkerschiksale am Hindukusch, Afganen, Belutschen, Tadshiken. -Leipzig, 1983.
85. Brockelmann, Karl: Die Geschichte der arabischen Literatur. -Leiden, 1937-1949.-Bd. 1,2.
86. Brown B. Tajikistan: The Fall of Nabiev // RRR.(Radio -Liberty Research Report). -1992. -N 38. -S.12-18.
87. Brown B. Taijk Opposition to be Bonned // RRR. -1993. -N14. -S.9.
88. Brown B. «Whither Tajikistan? // RRR. -1992, N 24 (Oktober). -S. 1-7.
89. Chauge M; Spiegel F. Avesta und Schahname // ZDMG. (Zeitschrift der Deutschen Morgenlandieschen Gesellschaft). - Strassburg. 1906. -Bd. 45, Reihe 5.
90. A Crisis of Children and Women in Tajikistan//Report for a Mission with Participation of UNDP (United Nations Development Programme), UNFPA (United Nations Fund for Population Activities), UFP (World Food Programme). -Duschanbe, 1992.
91. Darmesterer J. The Zend - Avesta. -Paris, 1892-1893. - vol. 1-3.
92. Deutschland Irina. Die Zentral asiatische Gus - Republiken Kirgistan, Usbekistan, Turkmenistan, Tadschikistan/Deutsches Institut fur Entwicklungspolitik. -Berlin, 1993.
93. Doerfer Gerhard. Khalaj Materials. -Bloomington, 1971. (Ural-Altaic Series 115).
94. Doerfer Gerhard. Türkische Lehnworter im Tadshikischen. -Wiesbaden, 1967.
95. Duda Herbert W. Die Seltschukengeschichte des Ibn Bibi. -Kopengagen, 1959.
96. Eberhard Elke. Osmanische Polemik gegen die Safawiden im 16. Jahrhundert nach arabischen Handschriften // Islamkundliche Untersuchungen. -Freiburg 1970. -N3.
97. Ebert Hans - Georg, Furtig, Henner und Muller, Hrg. (Gunter Barthell) Die Islamische Republik Iran, Köln, 1987.
98. Ehlers Eckart. Iran: Henner, and Muller, Hans-Georg Die islamische Republik Iran. -Köln: 1987. (Gunther Barthel).
99. Ehlers Eckart. Iran: A. Bibliographie Research Survey with Comments and Annotations. -München, New-York, London, Paris, 1980.
100. Ehlers Eckart. Iran: Grundzuge einer geographischen Landerkunde // Wissenschaftliche Landerkunden. -Darmstadt, 1980. -N18.
101. Ekbal Kamran. Der Briefwechsel ' Abbas Mirzas mit dem Britischen Gesandten MacDonald Kinneir im Zeichen des zweiten russischpersischen Krieges 1825-1828 // Islamkundliche Untersuchngen -Freiburg 1977. - Bd 43.
102. Ende Werner. Die Mullahs an der Macht: Zur Rolle der Schia in der Geschichte Irans // Journal für Geschichte -1979. -Nr.4 -S.2-7.
103. Enderlein Volkmar, Sundermann Werner. Schahname - Das persische Konigsbuch: Miniaturen und Texte der Berliner Handschrift von 1605. -Leipzig: Weimar, 1988.
104. Falaturi Abdoljavad. Die Zwölfer - Schia aus der Sicht eines Schiiten: Probleme ihrer Untersuchung // Festschrift für Werner Caskel. -Leiden, 1968. -S.62-95.
105. Fragner Bert G. Historische Wurzeln neuzeitlicher iranischer Identität: zur Geschichte des politischen Begriffs Iran im spaten Mittelalter und in der Neuzeit//Macuch, Muller, Kessler, Fragner: Studia Semítica necnon Iranica Rudolpho Macuch septuagenario ab amicis et discipulis dedicata. -Wiesbaden 1989.-S.79-100.
106. Fragner Bert G. Persische Memoirenliteratur als Quelle zur neueren Geschichte Irans//Freiburger Islamstudien -Wiesbaden 1979. -N7.
107. Fortlage J. Friedrich Ruckert und seine Werke -Frankfurt, 1867.
108. Fragner Bert. G. Die Sowjetrepublik Tadshikistan ein Forschungsschwerpunkt der Bamberger Iranistik//Forschungsforum. -1990. -Heft, 2.
109. Fragner Bert. Repertorium persischer Herrscherrkunden aus der Zeit vor 1848. Publizierte Originalurkunden (enthalt eine detaillierte Bibliographie zur persischen Diplomatik)//Islamkundliche Materialien. -Berlin 1980.-Nr.4.
110. Fragner Bert.G. Sowjetmacht und Islam. Die Revolution von Buchara// Festschrift für Hans Robert Roemer. -Wiesbaden. -Beirut, 1979. -S. 146166.
111. Fragner Bert. G. Von den Staatstheo logen zum Theologenstaat: Religiose Fuhrunq und historischer Wandel im schi'itischen Persien/AViener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes. Nr, 75. -S.73-98.
112. Fragner Bert. G. Rent- Capitalism' in the light of the economic history of Islamic Iran, On Social Evolution - Contributions to Anthropological Concepts. -Vienna, 1984.
113. Fragner B. Ungewollt Selbständiges Tadschikistans: Probleme Sind Armut und Nationalismus//Der Uberblick. -1992. -Bd.28, Heft, 2. -S.26-31.
114. Galil Rachim. Pulat und Gulro/Ubersetzt von M. Lorenz. -Berlin, 1955.
115. Garoe O. Soviet Empire//The Turks of Central Asia und Stalinism. -London, 1955.
116. Gaube Heinz, Wirth Eugen. Der Bazar von Isfahan//Beihefte zum Tubingen Atlas des Vorderen Orients. -Wiesbaden 1978. -Reihe B, Nr.22.
117. Gaube Heinz. Iranian Cities. -New-York, 1979.
118. Gaube Heinz. Die sudpersische Provinz Arragan-Kuhgiluyeh von der arabischen Eroberung bis zu Safawidenzeit. -Wien 1973.
119. Geerken Hartmut. Moderne Erzähler der Welt: Afghanistan. - Tubingen -Basel, 1977.
120. Gehrke Ulrich, Mehner Harald. Iran - Natur, Bevölkerung, Geschichte, Kultur, Staat, Wirtschaft. -Tubingen - Basel, 1975.
121. Geiger W. Uber das Jagnobi. -Strassburg, 1901. -Bd.l.
122. Geiss Paul Georg. Nationen werdung in Mittelasien. - Frankfurt am Mein, 1995. (Europaischer Verlag der Wissenschaften; Reihe 31. Politikwissenschaft).
123. Gelpke Rudolf. Die iranische Prosaliteratur im 20. Jahrhundert -Wiesbaden 1962. 1. Teil: Grundlagen und Voraussetzungen.
124. Cholamasad D. Iran: Die Entstehung der «Islamischen Revolution». -Hamburg, 1985.
125. Glassen Erika. Die frühen Safawiden nach Qazi Ahmad Qummi// Islamkundliche Untersuchungen. -Freiburg 1970. -Nr.5.
126. Glassen Erika. Religiöse Bewegungen in der islamischen Geschichte des Iran (ca. 1000-1501), Religion und Politik im Iran. -Frankfurt, 1981.
127. Glassen Erika. Sah Isma'il und die Theologen//Der Islam 1972. Nr.48. -S. 254-268.
128. Gobi R. Dokumente zur Geschichte der iranischen Hunnen in Baktrien und Indien. -Wiesbaden, 1967. -Bd. 1-4.
129. Gobi R. Sassanian Numismatics. -Braun Schweig, 1971.
130. Götz R. Halbach U. Daten zur Geographie Bevölkerung, Politik und Wirtschaft der Republiken der ehemaligen USSR//Das Parlament Beilage: Aus Politik und Zeitgeschichte. -1991, -Bd. 52-53. -S.45-68.
131. Graf E. Das Gerichtorganisation in den Islamischen Gesetzt//Der Islam. -Berlin, 1989.
132. Gropp G. Einige neuentdeckte Inschriften aus sasanidischer Zeit. -Berlin, 1969. -(Altiranische Funde und Forschungen).
133. Der Grosse Knaur: Lexikon in 20 Banden. -München, 1983.
134. Grotefend G.F. Die Entzifferung der altpersischen Keilschrift anhand der achamenidischen Inschriften von Behistun Kermanschah. -Leiden: Brill, 1805.
135. Goyunc Nejat. Das sogenannte Game o'l-hesab des Emad as-Sarawi: Ein Leitfaden des staatlichen Rechnungswesens von ca. 1340 -Gottingen 1962.
136. Grundriss der iranischen philologie. -Strassburg, 1904.
137. Grämlich Richard. Die schiitischen Derwischorden Persiens, theree volumes. -Wiesbaden 1965, 1976, 1981.
138. Greussing Kurt. Religion und Politik im Iran (= mardomnameh -Jahrbuch zur Geschichte und Gesellschaft des Vorderen Orients). -Frankfurt 1981.
139. Greussing Kurt, Grevenmeyer Jan-Heeren. Revolution in Iran und Afghanistan (=mardom nahmeh - Jahrbuch zur Geschichte und Gesellschhaft des Vorderen Orients). -Frankfurt, 1980.
140. Greussing Kurt. Vom «Guten Konig»' zum Imam: Staatsmacht und Gesellschaft im Iran. -Bregenz, 1987.
141. Grevemeyer Jan-Heeren. Herrschaft, Raub und Gegenseitigkeit: Die politische Geschichte Badakhshans 1500-1883. -Wiesbaden, 1982.
142. Gronke Monika. Arabische und persische Privaturkunden des 12. Und 13. Jahrhunderts aus Ardabil // Islamkundliche Untersuchungen 72. -Berlin 1982.-Nr72.
143. Haag-Higuchi, Roxane. Untersuchungen zu einer Sammlung persischer Erzählungen. Cihil wa-sis hikayat ay gami al-hikayat // Islamkundliche Untersuchungen -Berlin, 1984. -Nr.92.
144. Halm Heinz. Die Ausbreitung der safi'itischen Rechtsschule von den Anfanqen bis zum 8/14 Jahrhundert (Beihefte zum TAVO Reihe B. Nr 45. -Wiesbaden, 1974.
145. Hermann Gottfried. Der historische Gehalt des Nama-yi-nami von Hondamir, Diss, phil. -Gottingen, 1968:
146. Hinz Walther. Irans Aufstieg zum Nationalstaat im fünfzehnten Jahrhundert. - Berlin,: Leipzig, 1936.
147. Hinz Walther: Lebensmittelpreise im mittelalterlichen Vorderen Orient//Die Welt des Orients. -1954. -S.52-70
148. Hinz Walter Das Rechnungswesen Orientalischer Reichsfmanzamter im Mittelalter. Der Islam. 29 (1949). -S. 1-99,133-141.
149. Hinz Walther. Altiranische Funde und Forschungen. -Berlin, 1969.
150. Hinz Walther. «Steuerinschriften aus dem mittelalterlichen Orient» TTK, Belleten 13. -1979. -S. 745-769.
151. Hoffmann Birgitt. Persische Geschichte 1694-1835 erlebt, erinnert und erfunden. Da^ Rustam at-tawarih in deutscher
Bearbeitimg//Islamwissenschaftlichen Quellen und Texte aus deutschen Bibliotheken. -Berlin, 1986. -Bd. 2,4.
152. Horst Heribert. Die Staatsverwaltung der Grossselguken und Horazmsahs. Eine Untersuchung nach Urkundenformularen der Zeit. -
Wiesbaden, 1958.
153. Johansen, Baber. «Politics and Scholarship: The Development of Islamic Studies in the Federal Republic of Germany» //Middle East Studies - International Perspectives on the Stat of the Art. New-York 1990. -S71-130.
154. Junker Heinrich, Alavi Bozorg. Persisch-Deutsches Worterbuch. -Leipzig, 1965.
155. Hallbach Uve. Islam und National Staat in Zentralasien APuZ: AuS Politik und Zeitschrifte Beilage zur Wochenzeit. -1993 (B), N38-39. -S.14.
156. Hallbach U. Islam, Nation und politische Oftentlich Keit in den Zentralasiatischen (Unions) Republiken//BIOST. - 1991. HF. 57.
157. Hammer -Purgstall. Der Divan von Muchammed Schemsed'din Hafis. Aus dem Persischen zum ersten maeganzt ubersetzf - Stuttgart: Tubingen, 1812. -Bd. 1-3.
158. Hans Heinrich Schaeder//ZDMG. -1958. (1081). -S. 20-40.
159. Hayt B. Sowjetrussische Orientpolitik am Beispiel Turkestans. - Köln: Berlin, 1962.
160. Hayit B. Turkestan im Herzen Euraasiens. -Köln, 1980.
161. Hayit B. Turkestan zwischen Russland und China (XVI11-XX jh). -Amsterdam, 1971.
162. Heiduczek W. Heiduczek D. Die Schönsten Sagen aus Firdausis Konigsbuch. -Berlin, 1980.
163. Heine R. Baldhausen nur noch Krüppel am toten Aral//Berliner Zeitung. -1992.
164. Helmschrott, H. Usbekistan: Wirtschaftsfrukfur, Reform - Prozess und Umweltprobleme//IFO, Institut fur Orientforshung. -Schnelldienst. -1996. -Bd. 46, Hf. 16. -S. 13-28.
165. Henning W. B. New Pahlavi Inscriptions on Silver Vessels//BSOAS. -1959. -Vol 22. Pt.l.
166. Herzfeld. E. Archaeological history of Iran. -London, 1935.
167. Herzfeld E. Zoroaster and his world. -Princeton, 1947. -vol. 1-2.
168. Hinz W. Altiranische Funde und Forschungen. -Berlin, 1969.
169. Hottinger Arnold. Der Sieg der Apparatschiks: Die Niederlage der Volkskrafte in Tadshikistan//Europa. - Archiv. -1993. -Nr.l 1.- -S.317-326.
170. Hottinger Arnold. Zukunftsfragen fur Zentralasien: Neubeginn in. den Staaten am Sowjetunion//Europa. - Archiv. - 1992. -N14. -S.320-325.
171. Humbach H. Bestattungsformen im videvdat. -Gotingen, 1961. -Bd.77, Hf. 112.
172. Humbach H. Die Gathas des Zarathustra. -Heidelberg, 1959. -Bd. 1-2.
173. Humbach H. Kusan und Hephtaliten//Munchener Studien zur Sprachwissenschaft -(Beihefteq), 1961.
174. Humboldt A. Asie centrale. -Paris, 1843.
175. Junker H.H. Das Frahang. - 1. Pahlavic//Zeichengemasser Anordnung. -Leipzig, 1955.
176. Junker H.H. Zehn Jahre Iranistik an der HUB // Gescllschafts und Sprachwissenschaftliche Reihe. Humboldt Universität zu Berlin. -1965. -T.14, N5.
177. Kappeler Andreas, Simon Gerhard, Brunner Georg. Die Muslime in der Sovjetunion und in Jugoslawien. -Köln, 1989.
178. Kochwasser Friedrich. Iran und wir: Geschichte der deutschiranischen Handels - und Wirtschaftsbeziehungen. -Stuttgart, 1961.
179. Kopp Horst. Städte im ostlichen iranischen Kaspitiefland: Ein Beitrag zur Kenntnis der jüngeren Entwicklung orientalischer Mittel - und Kleinstädte Erlangen 1973. (Erlanger Geographische Arbeiten 33).
180. Khalid Duran. Die politische Rolle des Islams in der Gegenwart: Pakistan und Bandladesch. Ende Steinbach//Der Islam in der Gegenwart. -München, 1984-S.282.
181. Kreder Lawrence. Peoples of Central Asia. -Bloomington, 1966.
182. Krawulsky Dorothea. Horasan zur Timuridenzeit nach dem Tarih-e Hafez-e Abru verf. 817-823 h. Wiesbaden 1984. (TAVO Beihefte Reihe B; Nr. 46/1,2).
183. Krawulsky Dorothea. Iran - das Reich Ilhane. Eine topographischhistorische Studie. Wiesbaden 1978. (TAVO, Beihefte Reihe B, Nr. 17),
184. Krem er von Alfred. Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen. -Wien, 1875. -Bd.l.
185. Kulturwochen der Bundesrepublik Deutschland. -München, 1996.
186. Kruger Eberhard. Zum Verhältnis von Autor und Werk bei dem modern - persischen Erzähler Sadeq Hedayat//Islamkundliche Untersuchungen. -Freiburg, 1977. -Nr. 42.
187. Lentz W. a.a.O.S. Boyce M. Catalogue of the iranian Manuscripts in Manichen Script in the German Turfan Collection. -Beerlin, 1960.
188. Lentz W. Funfzid jähre Arbeit an den Iranischen Handschriften der Deutschen Turfansammlung // ZDMG, Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft. -1956. -Nl.
189. Lentz W. Goethes Noten und Abbildungen zum West - Ostlichen Divan//Orientalische Iranforschung. - S. 23-24.
190. Lommel H. Die jast's des Avesta/Ubersetzt und eingeleitet von H. Lommel Gottingen. - Leipzig, 1927. -(Quellen der Religionsgeschichte. Bd. 15).
191. Loschner Harald. Die dogmatischen Grundlagen des si'itischen Rechts: Eine Untersuchung zur modernen imamitischen Rechtsquellenlehre. -Köln, 1971.
192. Lorenz M. Die Fuhrung in der Awestasprache. Monumentum Georg Morgenstierne. -Leiden: Brill, 1985. -Vol.8.
193. Lorenz M. Der Iranist Fritz Wolft, aus dem wissenschaftlichen Leben// Zeitschrift, Asien, Afrika, Lateinamerika. -Berlin, 1989. -Bd.17.N4. -S.736-738.
194. Lorenz Manfred. Lehrbuch des Pashto (Afghanisch). -Leipzig, 1979.
195. Lorenz Manfred. Der Zauberbrunnen: Märchen und Geschichten aus Afghanistan.-Leipzig: Weimar, 1985.
196. Luft Paul. Iran unter Schah ' Abbas 11. (1642-1666): Diss. Phil.
Gottingen, 1968.
197. Mahrad Ahmad. Iran auf dem Wed zur Diktatur: Militarisierung und Widerstand 1919-1925: Beitrag zur Konfliktforschung nach Archivmaterialien aus deutschen und britischen Quellen. -Hannover, 1976.
198. Mahrad Ahmad. Deutsche Orientalisten auf der Firdousi - Feier in Teheran im Jahre 1934//Hannoverische Beitrage zur Geschichte des Mittleesien Ostens Reihe 3, geschichte und ihre Hilfswissenschaften, Bd. 221. -Frankfurt am Mein; Berlin; New Yourk; Nancy; Jong, 1983. -P. 213225.
199. Mahrad Ahmad. Der Iran-Irak - Konflikt. -Frankfurt: -Bern, New-York, 1985.
200. Mahrad Ahmad. Iran unter der Herrschaft Reza Schahs. -Frankfurt: New-York, 1977.
201. Malanowski Anja, Stern Marianne. Iran-Irak: 'Bis die Gottlosen vernichtet sind'.-Reinbek, 1987.
202. Marguart Jos. A catalogue of the provincial capitals of Eranschahr//Pahlavi text, version and commentary G.Messina. -Roma, 1931.
203. Marguart Jos. Die Chronologie der Altturkischen Inschriften. - Leipzig, 1898.
204. Marguart Jos. Das Reich Zabul und Gott zun vom 6-9 Jahrhundert. -Leiden, 1801.
205. Marguart Jos. Wehrot und Arang/Untersuchungen zur mythischen und geschichtlichen. Landeskunde von Ostiran. -Leiden, 1938.
206. Mark Rudolf. Die Volker der Sowjetunion//Ein Lexikon. -Opladen, 1989.
207. Marzolph Ulrich. Typologie des persischen Volksmarchens. -Wiesbaden: Beirut, 1984.
208. Mazzaoui Michel. The Origins of the Safawids. -Wiesbaden 1972. -(Freiburger Islamstudien; 3).
209. Meier Fritz. Abu Sa'id-i Abu I -Hayr 357-440/967-1049. Wirklichkeit und Legende. -Leiden 1976. -(Acta Iranica 11 - troisième serie; 4).
210. Meier Fritz. Die schone Mahasti. -Wiesbaden, 1963. -Bd. 1.
211. Migeod Heinz - Georg. Uber die persische Gesellschhaft unter Nasiru'd -Din sah (1848-1896): Diss. Phil. -Gottingen, 1956.
212. Mohl J. Le livre des rois par Abou'l Kasim Firdousi/Publie, traduit et commente par J. Mohl. -Paris, 1838. -T.l.
213. Momeni M. Malayer und sein Umland: Entwicklung, Struktur und Funktionen einer Kleinstadt in Iran -Marburg, 1976. -(Marburger Geographische Schriften; 68).
214. Morgan Y. Demanuel de numismatigue Orientale de J'antiguite et du moyen age. -Paris, 1923-1936. -T.l.
215. Muller Andreas. Die Katalogen der chinesischen Buch er. -Leipzig, 1683.
216. Muller F. W. IC. Handschriftenerste in Estrangelo - Turkisch//SPAW, Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften. -Berlin, 1904. -S.348-352.
217. Muller F. Islamischen Wirtschaftsriese?: Die Mittelasiatische Republiken qehoren zu den armen Landern der Welt//Der Uberblick. -1992. -Bd.28, Hf.2. -S.20-23.
218. Nabipour Mirkamal. Die beiden persischen Leitfaden des Falak 'Alayi Tabrizi über das staatliche Rechnungswesen im 14. Jahrhundert: Diss. Phil. -Gottingen, 1973.
219.Nachrichten fur Aussenhandel. -1992. -22. Juli, 10. Sept.
220. Neumann, Reingard, Murza, Gerhard. Persische Seiden; Die Gewebekunst der Safaviden und ihrer Nachfolger. -Leipzig, 1988.
221. Neumann G. Tadshikistan: Erneute Zuspitzung der Lage nicht auszuschliessen//DOAL - Aktuell. -1993. Hf. 6.
222. Nirumand Bahman. Iran - hinter Gittern verdorren die Blumen. -Hamburg, 1986.
223. Nirumand Bahman. Iran. Modell eines Entwicklungslandes. -Hamburg, 1967.
224. Nizomi. Chosrou und Schirin/Ubersetzt Burgel I. Christoff, Ursula. Transoxanien und Turkestan zu Beginn des 16. J-t. -Zurich, 1980.
225. Nohldeke Theodor. Geschichte des Artachsiri papakan. -Gottingen,
1878. (Beitrage zur Kunde der indo - germanischen Sprachen: Bd. 14).
226. Noldeke Theodor. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden //Aus der arabischen Chronik des Tabari ubersetzt. -Leiden,
1879.
227. Notes of a journey in Russian Turkistan, Kokand, Bukhara and Kuldija. -London, 1966.
228. Nur ein Funke und Duschanbe steht in Flammen//Berliner Zeitung. -1992. -30.Apr.
229. Nyberg N.S. A manual of Pahlavi. -Wiesbaden, 1974. -Vol. 1-2.
230. Nyberg N.S. The Pahlavi inscription at Mishkin//BSOAS, Bulletin of the Scool of Oriental and African Studies. -London, -1970. -vol.33.
231. Offe Q. Das Dilema der Gleichzeitigkeit Demokratisierung und Marktwirtschaft in Osteuropa//Merkur. -1991. -Bd.45, Hf. 4. -S.279-292.
232. Olearija A. Die Reise nach Osten. -Leiden: Brill, 1674.
233. Pander Klaus. Zentralasien: (Usbekistan, Kirgistan, Tadchikistan Turkmenistan, Kasachstan). -Dumont: Kunst - Reiseführer, 1996.
234. Patsak Omeljan. Hans Heinrich Schaeder//ZDMG. -Leiden, 1958 (1081). -Nr. 1,5.
235. Pertsch Wilhelm. Die arabischen Handschriften der Herzoglichen Bibliothek zu Gotha. - Gotha, 1877-1892. -Bd. 1-5.
236.Pozdena, H. Das Dashtiari - Gebiet in Persisch-Belutschistan. Eine regionalgeographische Studie mit besonderer Berücksichtigung der jüngsten Wandlungen in Gesellschaft und Wirtschaft//Abhandlungen zur Humangeographie-Wien, 1978. -Nr.2.
237. Pladeuer F. Nalle David. Conference of the Study of Central Asia, 1011 Marz,1983//Kennan Institute for Advanced Russian Studies of the Woodrow Wilson//International Center for scholars. - Washington, 1983.
238. Quiring -Zoche. Rosemarie. Isfahan im 15. Und 16. Jahrhundert: Ein Beitrag zur persischen Stadtgeschichte // Islamkundliche Untersuchungen. -Freiburg 1980. -Nr.54.
239. Rawlinson H.G. Bactria: The history of a for gotten empire. -London, 1912. (Probstain's oriental Ser..; Vol. 6).
240. Reinert Benedikt. Haqani als Dichter: Poetische Logik und Phantasie -Berlin, 1972. -Beihefte zur Zeitschrift «Der Islam», N.F.4).
241. Reinet Benedikt. Die Lehre vom tawakkul in der klassischen Sufik. -Berlin, 1968. - (Beihefte zur Zeitschrift «Der Islam», N.F. 3).
242. Ritter Helmut. Das Meer der Seele. Mensch, Welt und Gott in den Geschichten des Fariduddin Attar. -Leiden, 1955.
243. Ritter Helmut. Uber die Bildersprache Nizamis. - Berlin: Leipzig, 1927.
244. Rockar Hans Joachim. Avicenna und seine Bearbeiter in Handschriften der Forschungbibliothek Gotha//Wissenschaftliche Beitrage. -Halle-Wittenberg, 1980 (17)1,12). - S.79-83.
245. Rockar H. J. Medizinische Handschriften, Wissenschaftliche Beitrage, Halle-Wittenberg, 1980. 17 (1-12).
246. Rohrborn Klaus Michael. Provinzen und Zentralgewalt Persiens im 16. Und 17. Jahrhundert. -Berlin, 1966.
247. Roemer Hans Robert. Historische Grundlagen der persischen Neuzeit // Archäologische Mitteilungen aus Iran. -1972. -Bd. 10. -S.254-268.
248. Roemer Hans Robert. Die Islamische Republik auf dem Weg zum Gottesstaat//Orient -1980. -Bd.21. N4. -S465-479.
249. Roemer Hans Robert. Sams al-husn: Eine Chronik vom Tode Timurs bis zum Jahre 1409. -Wiesbaden, 1956.
250. Roemer Hans Robert. Staatsschreiben der Timuridenzeit. Das Sarafnameh des Abdallah Marwarid in kritischer Auswertung, -Wiesbaden, 1952.
251. Roemer Hans Robert. Vorschlage für die Sammlung von Urkunden zur islamischen Geschichte Persiens//ZDMG -1954. -Nr. 104 -S.362-370.
252. Ruhollan Chomeini. Der islamische Staat/Ubersetz I. Itscherenska, H. Nadek. -Leipzig, 1983.
253. Samadzadeh-Darinsoo Fatemeh. Ansätze der Islamisierung des Schulsystems der Islamischen Republik Iran. -Hamburg, 1986.
254. Sachau E. Aramaische Papuri und Ostraka aus einer judischen Militär -Kolonie zu Elephantine. -Leipzig, 1911.
255. Salemann C. Ein Bruchstuck Manichaischen Schriftums im Asiatischen Museum//Memoires de 1, Akadimie Imperiale des Sciences de ST-Peterbourg. -ST-Peterbourg, 1904. -Ser 8. -Vol. 6.
256. Sarkhosh Susan. Die Grundstruktur der sozio-okonomischen. Organisation der iranischen Gesellschaft in der ersten Hälfte des 19. Jahrhunderts: Diss. Phil. -Munster, 1975.
257. Schimkoreit Renate. Regesten publizierter safawidischer Herrscherurkunden, Erlass und Staatsschreiben der frühen Neuzeit Irans// Islamkundliche Untersuchungen. -Berlin 1982. -Nr.68.
258. Schaeder H.H. Der Islam. Bd. 14. -Berlin, 1924. -S.l-75.
259. Schaeder H.H. Firdavsi und Deutschen//Mitteilungen des Instituts fur Orientforschung, Bd. XY, 1. -Berlin, 1969.
260. Schaeder H.H. Fritz Wolff, ZDMG 99. -Berlin, 1950. -S. 164-167.
261. Schaeder H.H. "Die Tat". -Zurich, 1957. -S. 25.
262. Schaplca Ulrich. Die persischen Vogelnamen: Diss. Phil. -Wurzburg, 1985.
263. Schimmel Annemarie. Rumi: Ich bin der Wind und du bist das Feuer; Leben und Werk des grossen Mystikers. -Dusseldorf, 1978.
264. Schimmel Annemarie. Stern und Blume: Die Bilderwelt der persischen Poesie. -Wiesbaden, 1984.
265. Schulz A. Pamirtadshiken. -Hamburg, 1914.
266. Schwarz Klaus. Der Vordere Orient in den Hochschulschriften Deutschlands, Österreichs und der Schweiz. Eine Bibliographie von Dissertationen und Habilitationsschriften 1885-1978. -Berlin, 1980. (Islamkundliche Materrialien. 5).
267. Schweizer Gunther. Interdisziplinare Iranforschung. Beihefte zum Tubinger Atlas des Vorderen Orients: Reihe B, Nr. 40. -Wiesbaden 1979.
268. Schirazi Asghar. The Problem of the Land Reform in the Islamic Republic of Iran. Complications and Consequences of an Islamic Reform Policy. -Berlin 1987. -(Ethnizitat und Gesellschaft - Occasional; Papers 10).
269. Schirazi Asghar. Texte zur Agrargesetzgebung in der Islamischen Republik Iran. -Berlin, 1988..
270. Schwerpunkt Tadshikistan: Staat in Anarchie//Mahfel Nachrichten aus West und Mittelasien. -1993. -Hf. 27. -S. 13-23.
271. Seger M. Teheran - eine stadtgeographische Studie. -Berlin, Nw-York, 1978.
272. Seiffert W. Eine Gemeinschaft mit vielen Bruchistellen: Die Nachfolger Staaten der Sowjetunion neigen zu nationalen Alleingangen//Frankfurten Allgemeine Zeitung. -1992 23. Jan. N 19. -S.8.
273. Snata J. Soziale Anschaung auf dem Islamischen Gesetzt//Der Islam. -Berlin, 1989.
274. Sobhani Farhad. Persisches Lehr und Lesebuch für die Umgangssprache. -Berlin, New-York, 1962.
275. Spuler Bertold. Iran in fruhislamischer Zeit. Politik, Kultur Verwaltung und öffentliches Leben zwischen der arabischen und der seldschukischen Eroberungt 633-1055. -Wiesbaden, 1952.
276. Spuler Bertold. Die Mongolen in Iran: Politik, Verwaltung und Kultur der Ilchanzeit 1220-1350. -Berlin. 1955.
277. Stauth Georg. Iran - Precapitalism, Capitalism and Revolution. Saarbrucken - Fort Lauderdale, 1980.
278. Der Streit um das Erbe der Sovjetunion//Neue Züricher Zeitung. -1992. -4 Marz.
279. Sundermann W. Commendatio pauperum: Eine Angabe der sasanidischen politisch - didaktischen Literatur zur Gesellschftslichen Struktur Irans // Altorientalische Forschungen. - 1976. -N4. -S. 167-194.
280. Sundermann W. Einige Bemerkungen zur Lehre von den alt Mondstationen in der alliranischen Uberliefenung//Altorientalische Forschungen. -Berlin, 1977. -N5. -S. 199-204.
281. Sundermann W. Informationen und Diskussion//Mitteilungen des Instituts für Orientforschung. -1969. -Bd. 15, N1.
282. Sundermann W. Mazdak und die mazdakitischen Volksaufstande//Das Altertum. -1977. -N4. -S.245-249.
283. Sundermann W. Die Prosaliteratur der iranischen Manichaer//Middle iranian Studies, Orientalia, Lovaniensia Analecta. -Leuven. 1884. -Bd 16.
284. Sundermann Werner., Remane Martin. Lob der Geliebten: Klassische persische Dichtungen. -Berlin. 1983.
285. Sundermann W, Thilo Th. Zur mittelpersisch -chinesischen Grabinschrift aus Xi'an (Volksrepublik China)//MIO, Mittelungen des Instituts für Orientforshung. -1966. -Bd.2. -S. 437-450.
286. Sundermann W. Hammer-Purgstalls Hafiz Ubersetzung und ihre Bedeutung fur Goethes West-ostlichen Divan. Leipzig, 1972.
287.TAVO. Tubinger Atlas des Vorderen Orients (seit 1972).
288. Tellenbach. Silvia. Untersuchungen zur Verfassung der Islamischen Republik Iran vom 15. November 1979 // Islamkundliche Untersuchungen. -Berlin, 1985. -Nr. 104.
289. Thalhammer. Ingeborg. Die Liedkategorien der ozbeken Nord -afghanistans. Eine prosodisch - folkloristische Studie. -Wien. 1984. (Beihefte zur Wiener Zeitschrift fur die Kunde des Morgenlandes. 12).
290. Tadshikistan: The Fall of Nabief // RRR, Radio -Liberty Research Report.-1992. N.38-S.12-18.
291. Tajik Opposition to be Banned//RRR, Radio -Liberty Research Report. -1993. N.14-S.9-12.
292. Ullman Manfred. Die Medizin im Islam. Leiden: Köln, 1970.
293. Vaidyanath R. The Formation of the Soviet Central Asian Republics. -New- Dehli, 1967.
294. West E.W. The Pahlavi Inscriptions at Kanheri//The Indian Antiguary. -Calcutta, 1880. Vol. 9.
295. William Jones. The Poetical Works of sir William Jones. -London, 1807. -Vol. 1-2.
296. Wirth Eugen. Die orientalische Stadt: Ein Uberblick auf grund jüngerer Forschunden zur materiellen Kultur//Saeculum. -1975. Nr. 26. -S.45-94.
297. Wolff F. Avesta die heiligen Schriften der Persen. -Strassburg, 1910 -1. Auflage.
298. Wolff F. Das Worterbuch fur Schahname. -Strassburg, 1913.
299. Zurrer Werner. Persien zwischen England und Russland 1918-1925: Grossmachteinflusse und nationaler Widerstand >am Beispiel des Iran. -Bern, 1978.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.