Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Царегородцева, Ирина Алексеевна

  • Царегородцева, Ирина Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 198
Царегородцева, Ирина Алексеевна. Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2013. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Царегородцева, Ирина Алексеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИДЕОЛОГИИ "БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН" В XX В

1. Возникновение и становление Ассоциации

2. Политический и социальный аспекты деятельности "Братьев-мусульман" в 198090-х гг

3. Развитие политико-правовых концепций в идеологии Ассоциации

ГЛАВА II. «"БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ" В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ И ПОДГОТОВКИ К ПАРЛАМЕНТСКИМ ВЫБОРАМ

1. Программа реформ "Братьев-мусульман"

2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2005 г

3. Работа парламентской группы Ассоциации "Братья-мусульмане"

4. Деятельность "Братьев-мусульман" в условиях обострения отношений с властью

ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ АССОЦИАЦИИ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ X. МУБАРАКА И В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

1. Изменение курса "Братьев-мусульман" в условиях внутренней борьбы в Ассоциации

2. Участие "Братьев-мусульман" в парламентских выборах 2010 г

3. "Братья-мусульмане" в контексте трансформации политического режима

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческое развитие движения "Братья-мусульмане" в Египте»

ВВЕДЕНИЕ

Содержание научной проблемы и ее актуальность. В 2011-2012 гг. в ходе событий, которые получили в российской и западной историографии название «арабской весны», в ряде стран Ближнего Востока к власти пришли представители оппозиции - исламские партии. Не в последнюю очередь их приход к власти был связан с тем, что ограничения деятельности этих партий (законодательные и силовые), которые были установлены прежними режимами, перестали действовать. Однако успех, который одержали исламские партии на парламентских выборах 2011-2012 гг., был обусловлен не только этой причиной. Каждая из этих партий имеет многолетний опыт функционирования, который показывает, что они были популярны и до событий «арабской весны». Анализ того, какие предпосылки, обусловленные историческим ходом развития этих партий, способствовали их приходу к власти на волне «арабской весны», представляется одной из актуальных задач исследований новейшей истории стран Ближнего Востока.

Ассоциация «Братья-мусульмане» (АБМ) в Египте - одно из наиболее известных исламских движений на Ближнем Востоке, которое имеет более чем 80-летнюю историю развития. После свержения Хосни Мубарака АБМ была легализована и превратилась в ведущего участника общественно-политической жизни в Египте. Созданная на ее основе Партия свободы и справедливости стала лидером парламентских выборов в начале 2012 г., а в июне того же года один из ее членов - Мухаммад Мурси - был избран президентом. Летом 2013 г. М. Мурси был отстранен от власти, а в сентябре того же года Ассоциации снова была запрещена. Однако «Братья-мусульмане» не покинули бесследно политическую арену и заявляют о намерении вернуться к власти. В настоящее время многочисленные сторонники АБМ представляют собой одну из наиболее активных общественных сил в Египте.

История развития АБМ имеет сходство с рядом других исламских партий Ближнего Востока. В этой связи, актуальность настоящего исследования

V 1

• I vi/ . <, 1' ! ' .и •

i?Kii;i4 «Л V'г

заключается также в том, что оно может способствовать пониманию аналогичных процессов в Тунисе, Йемене и других государствах, где к власти также пришли исламские партии - разумеется, с учетом специфики каждой из этих стран.

Хронологическими рамками являются 1928-2012 гг. Нижняя граница настоящего исследования - год создания АБМ. Верхняя граница доведена до 2012 г., когда кандидат партии АБМ М. Мурси победил на президентских выборах; это позволило автору диссертации проследить и проанализировать динамику роли «Братьев-мусульман» в политическом процессе при старом режиме и в новых условиях. В 2012 г., после избрания М. Мурси президентом, начался принципиально новый этап в истории этого исламского движения. Особое внимание в настоящей работе уделяется новейшему периоду развития Ассоциации (2004-2012 гг.), который менее всего изучен в отечественной и западной науке.

Историографическое основание диссертационного исследования.

Существует значительное количество материалов, в которых освещались различные аспекты деятельности «Братьев-мусульман», и в том числе анализировались причины взлета и падения их популярности в разные исторические периоды. Первым фундаментальным трудом на Западе, в котором исследовалось развитие АБМ начиная с ее основания и до 1950-х гг., стала книга американского историка Р. Митчелла «The Society of the Muslim Brothers».1 По мнению автора, Ассоциация возникла и развивалась в качестве ответной реакции на вестернизацию египетского общества, что и предопределило ее реакционный характер. Периоды взлетов падений АБМ исследователь связывает с объемом политических амбиций движения: чем больше были эти амбиции, тем более напряженными становились его отношения с властью, и это в итоге не раз приводило к запрету Ассоциации и ее уходу в подполье.

1 Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. 2nd ed. Oxford : Oxford University Press, 1993.

Хотя выводы Р. Митчелла относились к конкретному времени развития АБМ (до революции «Свободных офицеров» 1952 г.), исследователи следующего поколения нередко переносили их и на более современные периоды, и такая точка зрения продолжала пользоваться относительной популярностью вплоть до начала XXI вв. Примером может служить работа норвежского исследователя Б. Лиа «The Society of Muslim Brothers in Egypt: The rise of an Islamic mass movement 1928-1949»,2 которая была издана много лет спустя после труда Р. Митчелла, но во многом повторяет его выводы.

С середины 1970-х гг. «Братья-мусульмане» стали восстанавливать свои позиции, утраченные в годы правления Г.А. Насера, что стало одним из мотивов новой волны интереса исследователей к этой исламской организации. В отечественной арабистике того периода можно проследить две основные тенденции. С одной стороны, взгляд советской науки во многом совпадал с западным восприятием организации «Братьев-мусульман» как реакционной и консервативной силы, хотя эта реакционность связывалась уже не с ответом на вестернизацию Египта в условиях колониальной зависимости, а с особенностями внутреннего развития АРЕ. Примером такой позиции служит

о

работа российского исламоведа A.A. Игнатенко «Халифы без халифата». Анализируя причины появления радикальных исламских движений в 1970-80-х гг. в АРЕ, он пришел к выводу, что толчком к этому послужил кризис общественно-политических отношений в эти годы. По мнению автора, радикализация исламских движений, в том числе и «Братьев-мусульман» делала невозможной их функционирование в легальных условиях наравне с политическими партиями. Вместе с тем, A.A. Игнатенко отмечал, что АБМ отличалась от остальных террористических организаций Египта, и относил ее к числу умеренных, хотя и не исключал возможность их причастности к террористическим актам 1970-80-х гг.

2 Lia В. The Society of Muslim Brothers in Egypt: The rise of an Islamic mass movement 1928-1949. Ithaca Press, 1998.

3 Игнатенко A.A Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке, история, идеология, деятельность. М.: Наука, 1988.

I 1 ч StHnti Лл,шЛ ! / t'ltowij,1 'iifi " I v1 »'

VtA1, U44vf f'-V '¡b'^vts J 'if',' "p'»/м»*. 1 л^ц^Д^М1'

Другие исследователи среди причин радикализации исламских движений того периода видели агрессивную политику по отношению к ним со стороны властей. Так, советский исследователь Е. Абгарян в своей статье «Религиозно-политическая организация "Братья-мусульмане" в Египте»4 отмечал, что реакционный характер деятельности АБМ был напрямую связан с политикой власти по сдерживанию влияния Ассоциации. Кроме того, в то время как в начале 1980-х гг. «Братьев-мусульман» многие обвиняли в причастности к убийству А. Садата, по мнению Е. Абгаряна, «со всей уверенностью можно сказать, что она [организация] не имела никакой конкретной связи с направленным на ликвидацию А. Садата заговором».5

Статья другого российского ученого Д.В. Микульского6 - первая в отечественной науке серьезная попытка привлечь внимание к социально-политическим идеям «Братьев-мусульман», разрабатываемым их ключевыми идеологами. В то время как на Западе все исламские движения — и радикальные, и более умеренные - как правило, связывались с террористической активностью, Д.В. Микульский сделал вывод, что к началу 1980-х гг. АБМ сделала выбор в пользу легальных методов борьбы и что это вполне соответствует идеологии движения.

События 11 сентября 2001 г. вызвали очередной и самый мощный всплеск интереса западных и отечественных исследователей к исламским движениям вообще и к организации «Братьев-мусульман» в частности. В историографии того времени было представлено несколько позиций относительно деятельности АБМ. Так, по мнению американских исследователей Дж. Эспозито и О. Волла,7 в конце XX в. исламские организации играли весомую роль в поддержке движения за религиозное возрождение, которое во многом стало реакцией на авторитарную политику

4 Абгарян Е. Религиозно-политическая организация «Братья-мусульмане» в Египте // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван: Изд-во Ан СССР, 1986.

5 Там же.

6 Микульский ДВ. «Ассоциация Братьев-мусульман» в Египте и ее социально-политическая доктрина // Вопросы научного атеизма. 1987. Вып. 36. С. 125-140.

7 Esposito J. L, Voll J. О. Islam and Democracy. Oxford : Oxford University Press, 1996.

% , ' • I I ! ' 1 I 1

светских властей. Говоря об Ассоциации «Братьев-мусульман» на современном этапе, исследователи характеризовали его как модернистское и противопоставляли его таким экстремистским течениям в АРЕ, как «ал-ГамаПат ал-исламиййа» и «ат-Такфир ва-л-хиджра». Тенденция к восприятию «Братьев-мусульман» как умеренного исламского течения (в противопоставлении организациям, использующим радикальные методы борьбы за власть), способного вписаться в текущий политический процесс, прослеживалась также в ряде других работ.8

Примером иного подхода к оценке деятельности АБМ является сборник статей «The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement» под редакцией Б. Рубина.9 Основная идея собранных редактором материалов состояла в том, что в последние годы своего развития движение «Братьев-мусульман» довольно успешно сочетало в себе организационные способности, относительно модернистскую направленность курса и грамотную работу с электоратом. Такая тактика, как писал в предисловии к изданию сборника Б. Рубин, давала АБМ возможность политического маневрирования, а также поддержку населения и обещала довольно «блестящее будущее». Однако их приход к власти мог оказаться «катастрофой» для тех обществ, в которых это движение вело свою деятельность. В случае Египта опасность, по мнению Рубина, заключалась в том, что «Братья-мусульмане» могли помешать процессу плавной передачи власти от X. Мубарака к его сыну Гамалю, а значит, расшатать устойчивый политический режим.

Еще одна группа исследователей вообще ставила под вопрос совместимость исламских движений с принципами современности и демократии и, следовательно, их способность вписаться в текущий политический процесс. Характерными в этой связи являются работы

8 Al-Awadi H. In Pursuit of Legitimacy: The Muslim Brothers and Mubarak, 1982-2000. London, New York: I.B.Tauns, 2005; Leiken R.S , Brooke S. The Moderate Muslim Brotherhood // Foreign Affairs , March/April 2007; Rutherford B.K. What do Egypt's Islamists want? Moderate Islam and the rise of Islamic constitutionalism // The Middle Eats Journal. 2006. Vol. 60, No. 4. P. 726-731. <

9 The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement / Ed. Barry Rubin. Palgrave Macmillan, 2010.

французских исследователей Ж. Кепеля10 и О. Руа.11 Так, по мнению Ж. Кепеля, не исламские умеренные движения являются участниками демократических процессов, но напротив, демократизация их внутренней жизни и смягчение идеологии являются для них непременными условиями выживания. При этом французский исследователь связывал идеологию движения «Братьев-мусульман», которое стало, по его словам, «матрицей современного исламизма», преимущественно с радикальными взглядами С. Кутба, несмотря на то, что его наследие было во многом переосмыслено последующими поколениями идеологов Ассоциации. В России, где в 2004 г. появилось переведенное на русский язык издание книги Ж. Кепеля, этот подход также приобрел ряд сторонников, а тесная ассоциативная связь имени С. Кутба с АБМ до сих пор нередко становится причиной резко негативной оценки деятельности движения «Братьев-мусульман».

Для отечественной науки начала 2000-х гг. в целом был характерен более

взвешенный подход к восприятию роли исламских движений вообще и

«Братьев-мусульман» в частности. В 2004 г. в России вышло первое

фундаментальное исследование, посвященное этой организации. Его автор,

10

М.З. Ражбадинов, не только подробно рассмотрел этапы становления и исторической динамики «Братьев-мусульман», но и пришел к выводу, что в последние годы они превратились в группу прагматичных оппозиционных политиков, способных играть по современным правилам политической жизни. По мнению исследователя, АБМ является типичным представителем умеренного исламистского движения, поскольку использует легальные методы борьбы за власть.

Можно говорить также о том, что в XXI в. интерес российских исследователей к движению «Братья-мусульмане» стал, с одной стороны, более постоянным, а с другой - более дифференцированным, чем в предыдущий период; стали появляться материалы, освещающие различные частные вопросы

10 Кепель Ж Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004.

11 Roy О. The failure of political Islam Transl. by Carol Volk. Harvard University Press, 1996.

12 Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М.: Институт востоковедения РАН, 2004.

н "hi* 1 JM id - V Ь lf .iVi> 'ifVf ч, *<« <Vii л 1 (\1'ч\>Ц)1 >, < и и

/^V'VMm^V ; i> \'(Унч4 V ^ \i "(lfl, ^ Vr /f '{■ i ^ ^^¡''K^t ,>,(>

внутреннего и внешнего развития этой организации.13 Однако после 2004 г. каких-либо серьезных исследований, посвященных этой исламской организации, в отечественной арабистике больше не появлялось.

В отдельную группу стоит выделить те работы, которые были изданы в 2011-2013 гг. Приход «Братьев-мусульман» к власти вызвал столь же резкий рост интереса исследователей к этому движению. Современные исследователи, как правило, видят в движении «Братьев-мусульман» силу, оказывавшую положительное влияние на политический процесс в АРЕ - как накануне событий «арабской весны», так и после начала активных волнений.14 Шади Хамид, руководитель Brookings Doha Center в Катаре и один из авторов коллективной работы, в которой события 2011-2012 гг. на Ближнем Востоке рассматриваются через призму американской политики, отметил, что именно авторитарный характер египетской власти был главной причиной тотального поражения «Братьев-мусульман» на парламентских выборах 2010 г. и обнаружил всю несостоятельность правящей элиты инициировать демократический процесс в стране.15 Похожих взглядов придерживается автор еще одной монографии о «Братьях-мусульманах» - британская исследовательница М. Тадрос.16 В своей работе она исследовала эволюцию политической идеологии движения в ее связи с внешними изменениями и объяснила подобную гибкость стремлением исламистов включиться в современный либерально-демократический дискурс.

В отличие от западных авторов, которых интересовали прежде всего такие вопросы, как взаимоотношения «Братьев-мусульман» с египетской властью и совместимость исламистской идеологии с западными принципами

13 Кудрявцев А В. Мамун аль-Ходейби - новый лидер египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность Вып. 19. М, 2003. С 64-74, Кудрявцев A.B О новом руководителе египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность Вып 22. М , 2004 С. 118-127, Зинькина Ю. Египет: коптская община и «Братья-мусульмане» (эл. ресурс) // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes ru/?p= 10020 Дата обращения- 1.03 2013

14 Ражбадинов М 3. Анатомия египетской революции - 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе-феврале 2011 года. М , 2013. С. 232-265.

15 Grand S.R, Hamid Sh., Jones В., Maloney S„ Pollack J.D., Riedel B.O., Santini R.H., Shaikh S., Sharqieh I, Telhami Sh, Yerkes Sarah E.. etc. The Arab awakening: America and transformation of the Middle East. Washington: Brookings Institution Press, 2011. < '

16 Tadros M. The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt: Democracy Redefined or Confined?. New York: Routledge, 2012.

либеральной демократии, арабские авторы значительное внимание уделяли

внутриструктурной и идеологической трансформации этого движения. Такова,

к примеру, работа родного брата основателя движения Г. ал-Банны, в которой

он подробно описал первый этап становления идеологии «Братьев-мусульман»

в свете общего развития исламской мысли.17 По мнению Г. ал-Банны, после

смерти первого лидера движения в конце 1940-х гг. идеология «Братьев-

мусульман» и вся исламская мысль переживали глубокий кризис, выход из

которого до сих пор не найден.

Египетский исследователь X. Таммам описал в своей монографии

историю АБМ конца XX - начала XXI вв. как стадию ее упадка, считая, что она

практически потеряла способность адекватно реагировать на вызовы 18

современности. Другой египетский автор, X. ал-Анани, осветил в своей работе события начала 2000-х гг., в частности участие движения в парламентских выборах в 2005 г.19 По его мнению, победа «Братьев-мусульман» во многом стала результатом умелого маневрирования исламистов в их отношениях с египетской властью. Обе названные работы содержат в себе значимый фактический материал - программные документы движения, а также данные о выборах различного уровня и участия в них «Братьев-мусульман».

Тематика диссертации разрабатывалась и другими учеными, однако работ, посвященных комплексному изучению причин прихода «Братьев-мусульман» к власти в 2012 г., которые были обусловлены историческим развитием движения в последние годы перед событиями «арабской весны», еще не было. Этот пробел и призвано восполнить настоящее исследование.

Цель исследования - определить факторы, которые способствовали приходу АБМ к власти в Египте в 2012 г. и были обусловлены ее историческим развитием в предыдущий период. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

17 Ал-Банна Г. Ма байда ал-ихван ал-муслимин? Каир, 1997.

18 Таммам X. Тахаввулат ал-ихван ал-муслимун: тафаккук ал-идиулуджийа ва нихайат ат-танзим. Каир: Мактабат мадбули, 2006. '

19 Аль-Анани X. Аль-ихван аль-муслимун фи миср: шайхуха тусари' аз-заман? Каир: Мактабат аш-шурук ад-дуваоиййа, 2007.

kvÍT:!:'.!''Í'í 'i'Tii V'fiT'i^H'l-TM "' h'!""v": ■ "■■■f vfiv; к'ЛУ"' i T"; ' "¡'T1':1!'!1 1 " ' "Ti;' I1..«'v''M'''- ■■!■■ ; 1 ....., "--'i í,'■ :: .;'■".■> .■ '■'■> ■ » .■.,•■.■..'■■-

- изучено, какое влияние оказывали события внутри Египта, а также на региональной и международной арене на развитие движения «Братья-мусульмане» и его идеологии;

- проанализирован политический аспект деятельности АБМ на современном этапе и роль Ассоциации в политическом процессе;

- исследована трансформация деятельности «Братьев-мусульман» в условиях протестных волнений 2011 г. и переходного периода, завершившегося парламентскими выборами в начале 2012 г.

Объектом исследования является историческое развитие государства и общества в Египте на рубеже XX - XXI вв., а предметом исследования -движение «Братья-мусульмане», деятельность которого, с одной стороны, оказывала влияние на общественные и политические процессы в этой стране на разных этапах, а с другой стороны, сама была подвержена влиянию этих процессов.

Источниковедческое основание диссертационного исследования. В ходе исследования были использованы источники на арабском, английском и русском языках. Их можно разделить на несколько групп.

Первую группу источников представляют работы идеологов «Братьев-мусульман». Прежде всего это труды основателя движения Хасана ал-Банны, которые составляют идеологический фундамент его организации и на которые ссылались и продолжают ссылаться все последующие поколения Ассоциации. Поскольку наследие X. ал-Банны весьма обширно, были отобраны те его работы, в которых освещаются ключевые принципы политического и правового устройства исламского государства. В работе «Двадцать основ»,20 которая многократно комментировалась последователями основателя движения, а также арабскими и западными исследователями, перечисляются основные задачи исламской религиозно-политической деятельности. Основы государственного и правового устройства трактуются X. ал-Банной с точки зрения ислама в

20 Ал-Банна X. Ал-усул ал-Пишрун. URL: http://www.burhanukum.com/article7.html (дата обращения: 8.08.2013).

следующих трудах: «Экономический порядок»,21 «Порядок власти»22 и «Наша

23 24

проблема в свете исламского порядка». Работа «Проповедники, а не судьи», предположительно коллективного авторства, хотя и приписывается чаще всего второму лидеру «Братьев-мусульман» Хасану ал-Худайби, представляет собой попытку отразить отказ Ассоциации от радикальных идей, апологетом которых был среди прочих другой идеолог АБМ Саййид Кутб.25 Из обилия работ современных мыслителей, близких к движению «Братья-мусульмане», в первую очередь, Мухаммада ал-Газали и Юсуфа ал-Кардави, мы также отобрали те, в которых отражены взгляды их авторов на политико-правовое устройство мусульманских государств и обществ.26

Вторая группа источников - программы и документы «Братьев-мусульман», в которых излагались основные принципы, сформулированные в трудах идеологов движения в разные периоды его истории. Поскольку курс движения претерпевал определенные изменения во времени, это находило отражение и в его программных документах. Так, содержание документов, изданных АБМ в последние годы, в определенной степени отличается от более раннего документа - «Международного устава общего порядка "Братьев-мусульман"», обнародованного в 1982 г.; последние программы можно охарактеризовать как более умеренные. В то же время и новые программы организации не во всем похожи. «Инициатива движения "Братьев-мусульман"

Ал-Банна X. МаджмуПат ар-раса'ил: Ан-низам ал-иктисади. URL: http.//www.daawa-info net/booksl php?id=5140&bn=195&page=16

22 Ал-Банна X. МаджмуПат ар-раса'ил: Низам ал-хукм. URL: http://daawa-info net/booksl php?id=5137&bn=195&page=15.

23 Ал-Банна X. МаджмуПат ар-раса'ил: Мушкилатуна фи дау' ан-низам ал-ислами.

24 Ал-Худайби X ДуШат ла кудат. Каир: Дар ат-таузиП ва-н-нашр ал-ислами, 1977. 15 Кутб С.МаПалим фи-т-тарик. Каир Дар аш-шурук. 6-е изд. 1979.

26 Ал-Газали M. Мин хуна наПлам. Каир: Нахдат Миср. 5-е изд, 2005; Ал-Карадави Ал-васатиййа. URL. http://www.qaradawi net/library/63/3197 html, Ал-Карадави. Ад-даула ал-исламиййа даула шуриййа татавафик маШа джаухар ад-димукратиййа. URL: httpV/ww2 qaradawi.net/library/77/3903.html; Ал-Карадави. Ал-интихабат ва ахлак ал-Памал ва-т-танафус. URL: http://www.qaradawi.net/2010-02-23-09-38-15/4/5376-2011-11-28-05-15-58.html; Ал-Карадави. Ат-та□ аддудиййа ас-сийасиййа фи-л-ислам. URL: http://www.qaradawi.net/2010-02-23-09-38-15/4/632.html; Ал-Карадави. Даула мудуниййа марджа Пий йатуха ал-ислам... Кайф? URL: http://qaradawi.net/articles/86-2009-12-12-10-35-10/5029-2011-09-25-ll-44-39.html.

27 Лаихат ан-низам ал-Памм ад-дували ли-л-ихван ал-муслимин 1982 // Х.Тамам. Тахаввулат ал-ихван ил-муслимин.

28 1 относительно внутренних реформ в Египте» (2004) представляет собой их

видение необходимых преобразований в стране (которые, кстати, во многом

совпали с предложением реформ, выдвинутым X. Мубараком в 2005 г.).

«Предвыборная программа "Братьев-мусульман"» (2005) во многом повторяет

положения предыдущего документа, тогда как «Программа партии "Братьев-

мусульман"» (2007) уже несет на себе отпечаток обострившихся отношений

АБМ с властью и содержит положения, которые вызвали неприятие со стороны

ряда представителей интеллигенции Египта и соседних с ним стран. Наконец, в

«Предвыборной программе "Братьев-мусульман"» (2010) значительное место

занимают перечисления результатов, достигнутых в ходе работы

парламентского блока движения в 2005-2010 гг.31

Третья группа источников - конституции и законодательные акты. Это

прежде всего конституция 1971 г.32 Она действовала до марта 2011 г. и трижды

подвергалась поправкам - в 1980, 2005 и 2007 гг. В ходе последнего этапа

поправок в Конституцию было введено положение о недопустимости создания

политических партий на религиозной основе.33 До 2007 г. оно было прописано

только в законе «О политических партиях».34 Конституционная декларация

2011 г. сохранила это положение, что, впрочем, не стало препятствием для

легализации партий исламского толка и их участия в выборах в Народное

собрание АРЕ. Среди прочих законодательных актов, используемых в

i с

настоящей работе - закон «О профессиональных союзах», закон

28 Хаула ал-мабади' ал-'амма ли-л-ислах- мабади' джамиПат ал-ихван ал-муслимин ли-л-ислах ад-дахили фи миср // Ал-джазира. 16 мая 2005. URL: http //www.aljazeera net/NR/exeres/78E610D2-2560-4541-A847-9738BC9A1D09 htm

29 Ал-барнамадж ал-интихаби ли-л-ихван ал-муслимин 2005 //IslamOnline net. URL: http://www.islamonline net/Arabic/In_Depth/Egyptparliament/Articles/Article05 doc

30 Барнамадж хизб ал-ихван ал-муслимин. Ал-исдар ал-аввал. 25 августа 2007 // Ikhwanwiki.com. URL: http //www.lkhwanwiki com/index php?title=%D8%A8%D8%B 1 %D9%86%D8%A7%D9%85%D8%AC_%D8%AD %D8%B2%D8%A8_%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%AE%D9%88%D8%A7%D9%86_%D8%A7%D9%84%D9 %85%D8%B3%D9%84%D9%85%D9%8A%D9%86.

31 Ал-барнамадж ал-интихаби ли-л-ихван ал-муслимин. Интихабат маджлис аш-шаГб. URL: http://egyptelections.carnegieendowment.org/wp-content/uploads/2010/ll/brotherhood-platform.pdf.

32 Дустур джумхуриййат миср ал-'арабиййа // Ал-махкама ад-дустуриййа ал-'улийа. URL: http://www.hccourt.gov.eg/Constitutions/Egyptian_Constitution.asp.

33 Дустур джумхуриййат миср ал-'арабиййа. Март 2007 г.

34 Канун ал-ахзаб ас-сийасиййа ракм 40 ли санат 1977: би каффат та'дилатихи.

35 Канун ракм 35 ли санат 1976 би-ша'н ан-накабат ал-Пуммалиййа.

t > i

, v, Л'

Кл »

Ц I,

fl< hV'n í

ДО

'I' 'h

4 il l

i< ■! Í

i ^ J

\ i /»V

' I1

I

V t

ф № 1 I f

» <, I1

ЧФ

i <i

< i

in *

«О политических правах» и закон «Об организации ал-Азхара и включенных в него структур».37

Четвертая группа источников представлена материалами различных электронных сайтов, среди которых стоит в первую очередь выделить арабоязычные и англоязычные интернет-ресурсы, принадлежащие «Братьям-мусульманам». Это сайт http://www.nowabikhwan.com, который послужил источником ценного материала о работе блока АБМ в Народном собрании 2005-2008 гг.; сайты http://www.ikhwanweb.com и

http://www.muslimbrotherhood.co.uk, содержащие статьи, освещающие различные моменты жизнедеятельности движения на современном этапе. Обилие ссылок на интернет-ресурсы в данной работе объясняется спецификой ее тематики, которая имеет отношение к современному периоду развития движения «Братьев-мусульман». Отсутствие возможности проведения эмпирического или полевого исследования автором настоящего исследования была компенсирована за счет привлечения обширного материала интернет-источников на арабском языке и их критического анализа.

Наконец, пятую группу источников представляют блоги представителей молодого поколения «Братьев-мусульман». В условиях достаточно жесткой цензуры в АРЕ электронные блоги молодых представителей АБМ являются одним из важнейших ресурсов выражения настроений наиболее политически активной группы происламски настроенной молодежи. В то время как государственные средства массовой информации подвергаются прямому контролю со стороны властей, блогосфера пока остается местом открытого выражения населением оппозиционных настроений. Вместе с тем в них нередко можно прочесть и недовольные отзывы элитарной замкнутостью руководящего звена и отсутствием кадровой лестницы внутри организации «Братьев-мусульман». Поскольку блогосфера является немаловажным показателем

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Царегородцева, Ирина Алексеевна, 2013 год

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

Труды идеологов движения «Братьев-мусульман»:

1. Ал-Банна X. Ал-усул ал-Шишрун. URL: http ://www.burhanukum.com/article7 .html.

2. Ал-Банна X. МаджмуШат ар-раса'ил: Ан-низам ал-иктисади. URL: http://www.daawa-info.net/booksl .php?id=5140&bn=195&page=16.

3. Ал-Банна X. МаджмуШат ар-раса'ил: Низам ал-хукм. URL: http://daawa-info.net/books 1 .php?id=5137&bn=l 95&page=l 5.

4. Ал-Банна X. Мушкилатуна фи дау' ан-низам ал-ислами // МаджмуШат раса'ил ал-имам аш-шахид Хасан ал-Банна. Лахор: Дар ал-андалус, 1965.

5. Ал-Газали М. Мин хуна наШлам. Каир: Нахдат Миср. 5-е изд., 2005.

6. Ал-Газали М. Сират ал-хайа. URL: http://www.alghazaly.org/index.php?id=8.

7. Ал-Карадави Ю. Ал-васатиййа. URL: http://www.qaradawi.net/library/63/3197.html.

8. Ал-Карадави Ю. Ад-даула ал-исламиййа даула шуриййа татавафик май а джаухар ад-димукратиййа. URL: http://ww2.qaradawi.net/library/77/3903.html.

9. Ал-Карадави Ю. Ал-интихабат ва ахлак ал-Шамал ва-т-танафус. URL: http://www.qaradawi.net/2010-02-23-09-38-15M/5376-2011-ll-28-05-15-58.html.

10. Ал-Карадави Ю. Ат-таШаддудиййа ас-сийасиййа фи-л-ислам. URL: http://www.qaradawi.net/2010-02-23-09-3 8-15/4/632.html.

11. Ал-Карадави Ю. Даула мудуниййа марджа□ иййатуха ал-ислам... Кайф? URL: http://qaradawi.net/articles/86-2009-12-12-10-35-10/5029-2011-09-25-1 l-44-39.html.

12. Ал-Худайби X. ДуПат ла кудат. Каир: Дар ат-таузиП ва-н-нашр ал-ислами, 1977.

13. Кутб С. Лимаза а □ даму ни? Ар-Рийад: Аш-шарика ас-саП удиййа ли-л-абхас ва-н-нашр, 1990.

14. Кутб С. МаПалим фи-т-тарик. Каир: Дар аш-шурук. 6-е изд. 1979.

Программы и документы:

15. Muslim Brotherhood 2008 Municipal Platform // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. URL: http://www.ikhwanweb.net/Article.asp?ID=16257&SectionID=0.

16. Ал-барнамадж ал-интихаби ли-л-ихван ал-муслимин 2005 //IslamOnline.net. URL: http://www.islamonline.net/Arabic/In_Depth/Egyptparliament/Articles/Article05.doc.

17. Ал-барнамадж ал-интихаби ли-л-ихван ал-муслимин. Интихабат маджлис аш-шаПб. URL: http://egyptelections.carnegieendowment.org/wp-content/uploads/2010/11 /brotherhood-platform.pdf.

18. Байан мин ал-ихван ал-муслимин хаула джалсат ал-хивар маПа на'иб ра'ис ал-джумхуриййа // Ал-ихван ал-муслимун. URL: http://ikhwanonline.com/Article.aspx?artid=78775&secid=230.

19. Барнамадж хизб ал-ихван ал-муслимин. Ал-исдар ал-аввал. 25 августа 2007 // Ikhwanwiki.com. URL: http://www.ikhwanwiki.com/index.php?title-%D8%A8%D8%Bl%D9%86%D8%A 7%D9%85%D8%AC_%D8%AD%D8%B2%D8%A8_%D8%A7%D9%84%D8%A5 %D8%AE%D9%88%D8%A7%D9%86_%D8%A7%D9%84%D9%85%D8%B3%D 9%84%D9%85%D9%8A%D9%86.

20. Барнамадж хизб ал-хурриййа ва-л-Падала. Ал-барнамадж ал-интихаби ли-л-хизб // Хизб ал-хурриййа ва-л-Падала. URL: http://www.hurryh.com/Party_Program.asp.

21. Лаихат ан-низам ал- П амм ад-дували ли-л-ихван ал-муслимин 1982 // Х.Тамам. Тахаввулат ал-ихван ил-муслимин.

22. Хаула ал-мабадил ал-'амма ли-л-ислах: мабади" джамиОат ал-ихван ал-муслимин ли-л-ислах ад-дахили фи миср // Ал-джазира. 16 мая 2005. URL: http://www.alj azeera.net/NR/exeres/78E610D2-2560-4541 - А847-

973 8ВС9А1 D09.htm.

Конституции и законодательные акты:

23. Дустур джумхуриййат миср ал-'арабиййа // Ал-махкама ад-дустуриййа ал-'улийа. URL: http://www.hccourt.gov.eg/Constitutions/Egyptian_Constitution.asp.

24. Дустур джумхуриййат миср ал-'арабиййа. Март 2007 г.

25. Канун ал-ахзаб ас-сийасиййа ракм 40 ли санат 1977: би каффат та'дилатихи.

26. Канун ракм 35 ли санат 1976 би-ша'н ан-накабат ал- □ уммалиййа.

27. Канун ракм 73 ли санат 1956 би танзим мубаширатан ал-хукук ас-сийасиййа.

28. Канун ракм 103 ли санат 1963 би ша'н и'адат танзим ал-азхар ва ал-хай'ат аллати йашмулуха.

Блоги представителей молодого поколения «Братьев-мусульман»:

29. Ibrahim's blog. URL: http://ihoudaiby.blogspot.com.

30. Абд ар-Рахман Рашван. URL: http://ikhwanyouth.blogspot.com.

31. Ана ихван. URL: http://ana-ikhwan.blogspot.com.

32. В а тастамирр ал-хайа. URL: http://bentellislam.blogspot.com.

33. Вахид мин ал-ихван. URL: http://mohamza80.blogspot.com.

Прочие источники:

34. Насер Г.А. Фалсафат ас-саура. Каир: Маслахат ал-истиПмалат,

1966.

35. Egypt's parliamentary elections. Press Statement. Office of the Spokesman. Washington, DC. November 29, 2010 // U.S. Department of State. Diplomacy in action. URL: http://www.state.gOv/r/pa/prs/ps/2010/index.htm.

Литература:

На русском языке:

36. Абгаряи E. Религиозно-политическая организация «Братья-мусульмане» в Египте // Ислам в политической жизни стран современного Ближнего и Среднего Востока. Ереван: Изд-во Ан СССР, 1986.

37. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. М.: Мысль, 1974.

38. Беляков В.В. Египет: реформа конституции // Азия и Африка сегодня. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2007. №7. С. 34-36.

39. Беляков В. Египет: Рождение «Второй республики»? // Азия и Африка сегодня. №4 (585), М.: Ин-т востоковедения РАН, 2006.

40. Васильев А.М. Египет после выборов // Азия и Африка сегодня. №4, Апрель 2012. М.: Ин-т востоковедения, РАН, 2012. С. 2-15.

41. Видясова М.Ф. Египетская модель: демократизация на фоне чрезвычайного положения // Современная Африка: метаморфозы политической власти. М., 2009.

42. Видясова М.Ф., Орлов В.В. Политический ислам в странах Северной Африки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

43. Гулькин П. Пирамида власти давит на Египет. «Братья-мусульмане» начали преследовать независимых исламоведов // Независимая газета. 20.03.2013. URL: http://www.ng.ru/problems/2013-03-20/6_egypt.html.

44. Дубровина А.Б. Внутриполитический процесс в Египте: итоги президентских и парламентских выборов // Востоковедный сборник. Вып. 8. М.: Институт Ближнего Востока, 2007.

45. Зинькина Ю. Египет: коптская община и «Братья-мусульмане» (эл. ресурс) // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=10020. Дата обращения: 1.03.2013.

46. Карпачёва О. Ахмад Шукри Мустафа и «Общество мусульман» // Азия и Африка сегодня. №2, 2007. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 53-56.

47. Кепель Ж. Джихад: экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир,

2000.

48. Кудрявцев A.B. Мамун аль-Ходейби - новый лидер египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность. Вып. 19. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2003. С. 64-74.

49. Кудрявцев A.B. О новом руководителе египетских «Братьев-мусульман» // Ближний Восток и современность. Вып. 22. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2004. С. 118-127.

50. Игнатенко A.A. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: Наука, 1988.

51. Исаев Л.М. Демократическая зима в Северной Африке. // Неприкосновенный запас, 2011. № 77 (3/2011).

52. Мамед-заде П.Н. Итоги парламентских выборов в Египте (эл. ресурс) // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/16-12-05a.htm.

53. Мамед-заде П.Н. Об итогах президентских и парламентских выборов 2005 года в Египте // Ближний Восток и современность. Вып. 30. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2007.

54. Микульский Д.В. «Ассоциация Братьев-мусульман» в Египте и ее социально-политическая доктрина // Вопросы научного атеизма. 1987. Вып. 36. М: Мысль. С. 125-140.

55. Мохова И.М. Египет - новые выборы, прежние результаты? // Азия и Африка сегодня, № 1, Январь 2011, М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 21-25.

56. Ражбадинов М.З. Анатомия египетской революции - 2011. Египет накануне и после политического кризиса в январе-феврале 2011 года. М.: ИВ РАН, 2013.

57. Ражбадинов М.З. Ассоциация «Братья-мусульмане» и перспективы политических процессов в современном Египте // Вестник МГИМО-Университета. М.:МГИМО, 2013. С. 42-46.

58. Ражбадинов М.З. Египетское движение «Братьев-мусульман». М.: Институт востоковедения РАН, 2004.

59. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.: Муравей, 2003.

60. Сапронова М.А. Постреволюционные конституции и институты власти арабских стран (на примере Египта, Марокко и Туниса) // Ближний Восток и современность. Сб. статей. Вып. 48. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2013. С. 177-194.

61. Сироткина Е. Парламентские и президентские выборы в Арабской Республике Египет (2011-2012 гг.) // Политическая регионалистика. Сайт Лаборатории региональных политических исследований. URL: http://www.regional-science.ru/wp-

content/uploads/2012/09/%D0%A 1 %D0%B8%D 1 %80%D0%BE%D 1 %82%D0%B A%D0%B8%D0%BD%D0%B0-

%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0°/oB5%Dl%82-2012.pdf.

62. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков: Арабская весна 2011 г. / Ред. А. Коротаев, Ю. Зинькина, А. Ходунов. М.: ЛКИ, 2012.

63. Халиль Мона Абдель Малик. Динамика религиозно-культурной ситуации в постреволюционном Египте // Вестник МГИМО-Университета. М.:МГИМО, 2012. С. 187-189.

64. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока: Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак. М.: РУДН, 2001.

65. Эль Саббах А. Египетская революция // Азия и Африка сегодня. №10, Октябрь 2011. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 13-20.

На английском языке:

66. Abou-el-Fadl R. Beyond conventional transitional justice: Egypt's 2011 revolution and the absence of political will // The International Journal of Transitional Justice, 2012, pp. 1-13.

67. Al-A'sar M. Legal experts say amending, extending emergency law illegal // Daily News Egypt. URL: http://www.thedailynewsegypt.com/egypt/legal-experts-say-amending-extending-emergency-law-illegal.html.

68. Al-Anani Kh. In focus: The Brotherhood crisis // Daily News Egypt. 27.10.2009.

69. Al-Awadi H. In Pursuit of Legitimacy: The Muslim Brothers and Mubarak, 1982-2000. London, New York: I.B.Tauris, 2005.

70. A1 Husseini H. Brotherhood Party "Realistic" on Israel // IslamOnline.com. 17 October 2007. URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?c=Article_C&pagename=Zone-English-News/NWELayout&cid= 1190886423763.

71. A1 Husseini H. Muslim Brotherhood submits own initiative for reform // Islam Online. 4 March 2004. URL: http://www.islamonline.net/English/News/2004-03/04/article04.shtml.

72. Africa and the war on terrorism / Ed. by John Davis. Ashgate Publishing Ltd., 2007.

73. Alexander A. Nasser. London: Haus Publishing, 2005.

74. Antar N. The Muslim Brotherhood's success in the legislative elections in Egypt 2005: Reasons and implications // EuroMeSC'o research, German Institute for international and security affairs (SWP, Berlin), Al-Ahram Center for political and strategic studies (ACPSS, Cairo),

75. Arafat A. al-Din. The Mubarak leadership and future of democracy in Egypt. NY: Palgrave Macmillan, 2009.

76. Armajani J. Modern Islamist Movements: History, Religion, and Politics. Chichester: John Wiley & Sons, 2011.

77. Asad T. Religion, nation-state, secularism // Nation and religion: Perspective on Europe and Asia. Princeton: Princeton University Press, 1999. P. 178-

78. Ashour O. The de-radicalization of Jihadists: Transforming armed Islamist movements. New York: Routledge, 2009.

79. Attalah L. Egypt's Shura Council elections: A gesture of democracy? // Egypt Independent. URL: http://www.egyptindependent.com/news/egypts-shura-council-elections-gesture-democracy.

80. Azuri L. Public debate on the political platform of the planned Muslim Brotherhood in Egypt (an. pecypc) // MEMRI: Inquiry and Analysis Series - №409. URL: http://memri.org/bin/latestnews.cgi?ID=IA40907#_edn2.

81. Baker R.W. Sadat and after: Struggles for Egypt's political soul. Cambridge, 1990.

82. Baron B. Egypt as a woman. Nationalism, gender and politics. Berkeley: University of California Press, 2005.

83. Blaydes L. Elections and distributive politics in Mubarak's Egypt. New York: Cambridge University Press, 2011.

84. Botman S. The liberal age, 1923-1952 // The Cambridge History of Egypt. Vol. 2: Modern Egypt from 1957 to the end of the XX century. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

85. Boubekeur A., Roy O. Whatever happened to the Islamists?: Salafis, heavy metal Muslims and the lure of consumerist Islam. New York: Columbia University Press, 2012.

86. Bradley J.R. Inside Egypt: The land of the pharaohs on the brink of a revolution. NY: Palgrave Macmillan, 2009.

87. Brichs F.I. Political regimes in the Arab world: Society and exercise of power. New York: Routledge, 2013.

196.

.. .'-I ■ '■ 1 , ■ . j ■ ■.■■'., i.i , ' « '; i ■ ...,-.' v

7 V

88. Brown N.J., Dunne M., Hamzawy A. Egypt's controversial constitutional amendments: A Textual Analysis. 23 March 2007. URL: http://www.carnegieendowment.org/files/egypt_constitution_webcommentary.pdf.

89. Brown N.J.. Hamzawy A. Between religion and politics. Carnegie Endowment. Washington, 2010.

90. Brumberg D. Democratization versus liberalization in the Arab world: Dilemmas and challenges for U.S. foreign policy. Strategic Studies Institute, 2005.

91. Cambanis Th. Thin line for group of Muslims in Egypt // New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2010/09/06/world/middleeast/06egypt.html?sq=egypt%20el ection&st=nyt&scp=l 5&pagewanted=all&_r=0.

92. Clark B. Effective counter-terrorism: Sound foreign policy, intelligence gathering, politing, social engeniering and necessary use of force // Responding to Terrorism: Political, Philosophical and Legal Perspectives. Aldershot: Ashgate Publishing, 2008. P. 191-219.

93. Clark J. A. Democratization and social Islam: A case study of the Islamic health clinics in Cairo // Political liberalization and democratization in the Arab world. Vol.1: Theoretical perspectives. London: Lynne Rienner Publishers, 1995. P. 167-186.

94. Cox G.C., Falconer J., Stackhouse B. Terrorism, Instability and Democracy in Asia and Africa. UPNE, 2010.

95. Davis N.J., Robinson R.V. Claiming Society for God: Religious Movements and Social Welfare. Bloomington: Indiana University Press, 2012.

96. Dawoud Kh. 'Overall positive' says US // Al-Ahram Weekly On-line. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/772/egl2.htm.

97. Egypt under Mubarak / Ed. By Charles Tripp and Roger Owen. London, New York: Routledge, 1989.

98. El-Anani Kh. When the alternative is not so different after all // A1 Ahram Weekly Online. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2010/983/op32.htm.

99. El-Erian E. Towards the renaissance // Al-Ahram Weekly Online. URL: 1-7 December 2005. (№771). URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/771/op71.htm.

100. El-Din G.E. The silent majority // Al-Ahram Weekly Online. 29 December 2005 - 4 January 2006. Issue №775. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/775/eg22.htm.

101. El-Ghobashy M. Egypt's Paradoxical Elections // Middle East Report, No. 238, Year of Elections: Fact and Fiction (Spring, 2006), pp. 20-29.

102. El-Ghobashy M. The Metamorphosis of the Egyptian Muslim Brothers // International Journal of Middle East Studies, Vol. 37, No. 3 (Aug., 2005), pp. 373395.

103. El-Kaissouni A. Egypt's Muslim Brotherhood calls for election boycott // The Washington Post. 7 April 2008. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2008/04/07/AR2008040700783.html.

104. Elgarnousy F. MBs divided over Guidance Bureau elections // Egypt Independent. URL: http://www.egyptindependent.com/news/mbs-divided-over-guidance-bureau-elections.

105. Essam El-Din G. Municipal elections heat up // A1 Ahram Weekly Online. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2008/886/eg2.htm.

106. Essam El-Din G. Proud to win // A1 Ahram Weekly Online. 17-23 April 2008, №893. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2008/893/eg3.htm.

107. Esposito J.L., Voll J.O. Islam and Democracy. Oxford: Oxford University Press, 1996.

108. Gold D. Hatred's Kingdom: How Saudi Arabia Supports the New Global Terrorism. 2nd ed. Washington: Regnery Publishing, 2004.

109. Gorman A. Historians, state and politics in twentieth century Egypt: Contesting the nation. Routledge, 2010.

110. Grand S.R., Hamid Sh., Jones B., Maloney S., Pollack J.D., Riedel B.O., Santini R.H., Shaikh S., Sharqieh I., Telhami Sh., Yerkes Sarah E.. etc. Washington: Brookings Institution Press, 2011.

111. Guidére M. Historical dictionary of Islamic fundamentalism. Lanham: Scarecrow Press, 2012.

112. Halverson J.R. Theology and creed in Sunni Islam. The Muslim Brotherhood, Ash'arism, and political Sunnism. Palgrave Macmillan, 2010.

113. Hamzawy A. Opposition in Egypt: Performance in the presidential elections and prospects for the parliamentary elections // Carnegie endowment for international peace. October 2005. URL: http://www.carnegieendowment.org/files/P022.hamzawy.FINAL.pdf.

114. Hamzawy A. Regression in the Muslim Brotherhood's Platform? // Carnegie Endowment for Internationa Peace. 1 November 2007. URL: http://www.carnegieendowment.org/publications/index.cfm?fa:=view&id=19686&pro g=zgp&proj =zdrl ,zme.

115. Hamzawy A. The case for boycotting Egypt's elections // Carnegie Endowment for Peace. Guide to Egypt's transition. URL: http://egyptelections.carnegieendowment.org/2010/10/05/the-case-for-boycotting-egypts-elections.

116. Hamzawy A., Brown N.J. The Egyptian Muslim Brotherhood: Islamist participation in a closing political environment // Carnegie Endowment for International peace. URL: http://carnegieendowment.org/files/muslim_bros_participation.pdf.

117. Hamzawy A., Dunne M. Brotherhood enters elections in a weakened state // Carnegie Endowment for International Peace. Guide to Egypt's transition. URL: http ://egyptelections. carnegieendowment. org/2010/11/15/brotherhood-enters-elections-in-a-weakened-state.

118. Hamzawy A., Ottaway M. Protest movements and political change in Egypt // Carnegie endowment for international peace. Policy outlook. URL: http://www.scribd.com/doc/47903579/Protest-Movements-and-Political-Change-in-the-Arab-World.

119. Hellyer H.A. The chance for change in the Arab world: Egypt's uprising // International Affairs 87:6 (2011), pp. 1313-1322.

120. Herzallah M. Hamzawy A. Egypt's local elections farce: Causes and consequences // Carnegie Endowment for International peace. URL: http://carnegieendowment.org/files/egypt's_local_elections_final2.pdf.

121. Hill E. The Muslim Brotherhood in flux // Aljazeera. URL: http://www.aljazeera.eom/indepth/2010/l 1/2010111681527837704.html.

122. Howeidi A. Jumping the gun // Al-Ahram Weekly. 25-31 October 2007, №686. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2007/868/eg6.htm.

123. Howeidy A. "We take nobody's permission" // Al-Ahram Weekly. 1521 December 2005, №773. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/773/eg5.htm.

124. Ibrahim S. Conservative stranglehold // A1 Ahram Weekly Online. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2008/901/eg7.htm.

125. Jensen J. Behind Egypt's revolution: youth and the internet // Global post. America's world news site. URL: http://www.globalpost.com/dispatch/egypt/110213/social-media-youth-egypt-revolution.

126. Kaplinski Z. The Muslim Brotherhood // Middle Eastern Affairs, (December, 1954), vol. V, no. 12, pp. 377-385.

127. Khatab S. The power of sovereignty: The political and ideological philosophy of Sayyid Qutb. New York: Routledge, 2006.

128. Khorshed A. Dr. Rafiq Habib to be vice-president of Muslim Brotherhood // DEMOTIX. The network for freelance photojournalists. URL: http://www.demotix.com/news/696507/dr-rafiq-habib-be-vice-president-muslim-brotherhood#media-696459.

129. Langohr V. Too much civil society, too little politics: Egypt and liberalizing Arab regimes // Comparative Politics, Vol. 36, No. 2 (Jan., 2004), pp. 181-204.

130. Leiken R.S., Brooke S. The Moderate Muslim Brotherhood // Foreign Affairs , March/April 2007.

131. Lia B. The Society of Muslim Brothers in Egypt: The rise of an Islamic mass movement 1928-1949. Ithaca Press, 1998.

132. Lynch M. Brothers in Arms // Foreign Policy, No. 162 (Sep. - Oct., 2007), pp. 70-74.

133. Lynch M. Conservative gains in Muslim Brotherhood elections // Foreign Policy. URL: http://lynch.foreignpolicy.com/posts/2009/12/21/conservative_gains_in_muslim_brot herhood_elections.

134. Makari P.E. Conflict and cooperation: Christian-Muslim relations in contemporary Egypt (Syracuse studies on peace and conflict resolution. Syracuse University Press, 2007.

135. Meringolo A. Egypt: Rafiq Habib and Muslim Brotherhood-Coptic relations // Reset DOC. The web magazine for all the tribes of the world. URL: http://www.resetdoc.org/story/00000021697.

136. Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. 2nd ed. Oxford: Oxford University Press, 1993.

137. Mohamed A.S. Between the hammer and the anvil: Blogs, bloggers, and the public sphere in Egypt. A thesis submitted to Faculty of Graduate studies and Research in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. McGill University, Montreal, 2010.

138. Morrow A., Al-Omrani Kh.M. Egypt's Muslim Brotherhood 'stronger' after party election // The Brunei Times. URL: http://www.bt.com.bn/focus/2008/07/03/egypts_muslim_brotherhood_stronger_after _party_election.

139. Otterman Sh. Muslim Brotherhood and Egypt's parliamentary elections // Council on foreign affairs. URL: http://www.cfr.org/egypt/muslim-brotherhood-egypts-parliamentary-elections/p9319.

140. Pioppi D. Is there an Islamist alternative in Egypt? // Istituto Affari Internazionali. IAI Working papers 11| 03 February 2011. URL: http://www.iai.it/pdf/DocIAI/iaiwpll03.pdf.

141. Quandt W.B. The Middle East: Ten Years After Camp David. Washington: Brookings Institution Press, 1988.

142. Rahnama A. Pioneers of Islamic Revival. London: Palgrave Macmillan,

1994.

143. Rinehart C.S. Volatile Breeding Grounds: The Origins of Terrorism Within Social Movements. Ann Arbor: ProQuest, 2008.

144. Roy O. The failure of political Islam. Transl. by Carol Volk. Harvard University Press, 1996.

145. Rutherford B.K. Egypt after Mubarak. Liberalism, Islam, and democracy in the Arab world. Princeton: Princeton University Press, 2008.

146. Rutherford B.K. What do Egypt's Islamists want? Moderate Islam and the rise of Islamic constitutionalism // The Middle Eats Journal. 2006. Vol. 60, №4. P. 726-731.

147. Scott R. The challenge of political Islam: Non-Muslims and the Egyptian state. Stanford: Stanford University Press, 2010.

148. Shehata S. Profiles of Egypt's political parties // BBC News Middle East. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-15899548.

149. Shehata S., Stacher J. The Brotherhood goes to parliament // Middle East report, №240, Life under siege (Fall, 2006). P. 32-39.

150. Shenker J. Egypt's rulers tighten grip amid claims of election fraud and intimidation // The Guardian. 30 November 2010. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2010/nov/30/egypt-poll-electoral-fraud-claims.

151. Skovgaard-Petersen J. Defining Islam for the Egyptian State: Muftis and Fatwas of the Dar Al-Ifta. Leiden, New York, Koln: BRILL, 1997.

152. Stark J. Beyond 'Terrorism' and 'State Hegemony': Assessing the Islamist Mainstream in Egypt and Malaysia // Third World Quarterly, Vol. 26, No. 2 (2005), pp. 307-327.

153. Sullivan D.J., Jones K. Global security watch - Egypt: A reference handbook. Praeger, 2008.

154. Tadros M. Egypt's election all about image, almost // Middle East Research and Information Project. URL: http://www.merip.org/mero/mero090605.

155. Tadros M. The Muslim Brotherhood in Contemporary Egypt: Democracy Redefined or Confined?. New York: Routledge, 2012.

156. Tal N. Radical Islam: in Egypt and Jordan. Brighton: Sussex Academic Press, 2005.

157. Teti A., Gervasio G. Egypt's post-democratic elections: political meaning beyond the menu of manipulation // OpenDemocracy. URL: http://www.opendemocracy.net/andrea-teti-gennaro-gervasio/egypts-post-democratic-elections-political-meaning-beyond-menu-of-manip.

158. The Muslim Brotherhood: The organization and policies of a global Islamist movement / Ed. Burry Rubin. Palgrave Macmillan, 2010.

159. Uwaysi, Abd al-Fattah Muhammad. The Muslim Brothers and the Palestine question 1928-1947.1.B. Taurus, 2008.

160. Wickham C.R. Mobilizing Islam: Religion, activism, and political change in Egypt. New York: Columbia University Press, 2002.

161. Wickham C.R. The Path to Moderation: Strategy and Learning in the Formation of Egypt's Wasat Party // Comparative Politics, Vol. 36, No. 2 (Jan., 2004), pp. 205-228.

162. Yilmaz I. Muslim democrats in Turkey and Egypt: Participatory politics as a catalyst //Insight Turkey. Vol. 11, №2, 2009. P. 93-112.

163. Zollner B. The Muslim Brotherhood: Hasan Al-Hudaybi and Ideology. New York: Taylor & Francis US, 2009.

На арабском языке:

164. Абд Ал-МунПим И. Абу ал-Футух йатахаддас 'ан та'рих барнамадж ал-ихван // IslamOnline.com. 9 октября 2007 г. URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?c=ArticleA_C&cid=1190886237309&pa gename=Zone-Arabic-Daawa%2FDWALayout.

165. Ал-Анани X. Ал-ихван ал-муслимун фи миср. Шайхуха ту сари □ аз-заман? Каир: Мактабат аш-шурук ад-дувалиййа, 2007.

166. Ал-Банна Г. Ма баПда ал-ихван ал-муслимин? Каир, 1997.

167. Ибрахим Х.Т. Ат-тахаввулат ад-димукратиййа ва-л-муджтамаП ал-мудуни фи миср. Каир: Мактабат аш-шурук ад-дувалиййа, 2006.

168. ИсмаПил М. Д. Мухаммад Хабиб йакшиф кавалис интихабат ал-ихван // Ахбар ал-Палам. URL: http://www.akhbaralaalam.net/?aType=haber&ArticleID=32701.

169. Мухаммад И.К. Ат-тарика ли-л-кимма. Су'уд ал-ихван ал-муслимин. Каир: Ал-хурриййа ли-н-нашр ва-т-таузиП, 2006.

170. Рамадан А.А. Ал-ихван ал-муслимун ва ат-танзим ас-сирри. Каир: Ал-хай'а ал-мисриййа ал-Памма ли-л-китаб, 1982.

171. Сайд А.А.. Ад-даула ад-диниййа ли-л-ихван фи миср! // Аш-Шарк ал-аусат. 16 сентября 2007 г. URL: http://asharqalawsat.com/leader.asp?section=3&article=438756&issue=10529.

172. Сайид Ахмад Р. Ал-харакат ал-исламиййа фи миср ва Иран. Каир: Сина ли-н-нашр, 1989.

173. Таммам X. Тахаввулат ал-ихван ал-муслимун: тафаккук ал-идиулуджийа ва нихайат ат-танзим. Каир: Мактабат мадбули, 2006.

Доклады, отчеты, аналитические записки:

174. A year of elections in Egypt // Center for political and strategic studies. URL: http://acpss.ahram.org.eg/eng/ahram/2004/7/5/ARAB49.HTM.

175. Al-Tahaluf al-Dimuqrati (The Democratic Alliance) // Carnegie Endowment for International Peace. Guide to Egypt's transition. URL: http://egyptelections.carnegieendowment.org/2011/09/26/the-democratic-alliance.

176. Egypt. Majlis Al-Chaab (People's Assembly). Historical Archive of parliamentary election results // Inter-parliamentary Union. URL: http://www.ipu.org/parline-e/reports/2097_arc.htm.

177. Egypt: Systematic crackdown days before elections // Human Rights Watch. URL: http://www.hrw.Org/news/2010/l 1/24/egypt-systematic-crackdown-days-elections.

178. Elections in Egypt. State of permanent emergency incompatible with free and fair vote 11 Human Rights Watch, 2010. URL: http://www.hrw.org/sites/default/files/reports/egyptl 110WebforPosting.pdf.

179. Human Rights Watch Staff. World report 2002. Events of 2001. November 2000 - November 2001. New York: Human Rights Watch, 2002.

180. Justice for all. The struggle for worker rights in Egypt. A report by the Solidarity Center. Washington: Solidarity Center, 2010.

181. Paciello M.C. Egypt: Changes and challenges of political transition // MEDPRO Technical report №4/May 2011.

182. Parliamentary Elections 2005 // Al-Ahram Weekly Online. URL: 15-21 December 2005. URL: http://weekly.ahram.org.eg/2005/parliamentary_elections.htm.

183. Platform of the Planned Muslim Brotherhood Party in Egypt: Public Debate on the Political Platform of the Planned Muslim Brotherhood Party in Egypt // Free Muslim Coalition. URL: http://www.freemuslims.org/document.php?id=462.

184. Post-elections Egypt // Carnegie endowment for international peace. 2 December 2005. URL: http://www.carnegieendowment.org/events/index.cfm?fa=eventDetail&id=834&&pr og=zgp&proj=zdrl,zme.

185. Report on the roots of violent Islamist extremism and efforts to counter it: The Muslim Brotherhood // The investigate project on terrorism. State committee on homeland security and governmental affairs. July 10, 2008. URL: http://www.investigativepr0ject.0rg/d0cuments/testim0ny/3 53 .pdf.

186. Sharp J.M. Egypt: 2005 presidential and parliamentary elections. CRS Report for Congress // Foreign Press Centers, U.S. department of State, Diplomacy in action. URL: http://fpc.state.gov/documents/organization/54274.pdf (дата обращения: 16.01.2012).

187. Summary of MB performance in Egyptian parliament since 2005 // The Muslim Brotherhood (Ikhwan) Official English Website. 14 August 2006. URL:

t У

i A i >1

'W'M

f'lVn,

MM"

111 rJ, i'

I ni

fv i/f

u

rw с1 r

14' M

' I

и i>[

Vt

и i> \t\]v 1 i

Д1 ' V I

V1 ъ . 11..1

I i t

ikr'

\ i 4V

" u'1

f I ^ if"

http://www.muslimbrotherhood.co.uk/Home.asp?zPage=Systems&System=PressR&

Press=Show&Lang=E&ID=4990.

188. Swelam A. Egypt's 2010 parliamentary elections: The landslide // Egypt's International economic forum. Occasional papers 2: January 2011. URL: http://www.yale.edu/worldfellows/fellows/documents/OccassionalPaper2-Egypt201 OParliamentaryElectionsTheLandslide.pdf.

189. Update on reports of divisions within the Muslim Brotherhood // The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/wikileaks-files/egypt-wikileaks-cables/8327131/UPDATE-ON-REPORTS-OF-DIVISIONS-WITHIN-THE-MUSLIM-BROTHERHOOD.html.

190. Voter turnout data for Egypt // International IDEA supporting for democracy worldwide. URL http://www.idea.int/vt/country_view.cfm?country=EG.

Интервью:

191. The Muslim Brotherhood Today Interview with Amr Hamzawy // Monem-press. URL: http://monem-press.blogspot.com/2008/08/muslim-brotherhood-today-interview-with.html.

Интернет-ресурсы:

192. http://www.reuters.com

193. http://www.crethiplethi.com

194. http://weekly.ahram.org.eg

195. http://www.almesryoon.com

196. http://www.cafebabel.com

197. http://www.arabnews.com

198. http://www.csmonitor.com

199. http://www.nowabikhwan.com

200. http://www.ikhwanweb.com

201. http://www.muslimbrotherhood.co.uk

202. http://news.bbc.co.uk

203. http://arabic.cnn.com

204. http://www.washingtonpost.com

205. http://english.aljazeera.net

206. http://www.daralhayat.com

207. http://www.iht.com

208. http://i-r-p.ru

209. http://www.alwasatnews.com

210. http://www.aljazeera.com

211. http://www.aawsat.com

212. http://www.foxnews.com

213. http://www.irinnews.org

214. http://www.jadaliyya.com

215. http://www.euronews.com

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.