К истории становления движения Братьев-мусульман: История, идеология, деятельность и политическая практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Абу Ванди Хатем

  • Абу Ванди Хатем
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 135
Абу Ванди Хатем. К истории становления движения Братьев-мусульман: История, идеология, деятельность и политическая практика: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2003. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Абу Ванди Хатем

ВВЕДЕНИЕ 2.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АССОЦИАЦИИ

БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН 15.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ИДЕОЛОГИЯ,

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 33.

§ 1. Структура и практичая деятельнь 33.

§ 2. Идеология Братьев-мльман 46.

§ 3. Идеологи оциации 62.

ГЛАВА 3. ОТ АССОЦИАЦИИ К ДВИЖЕНИЮ БРАТЬЕВ-МУСУЛЬМАН:

ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ 72.

§ 1. Братья-мльмане в Египте 72.

§ 2. Братья-мльмане в Иордании и Палине 77.

§ 3. Братья-мльмане в Сирии 94.

§ 4. Братья-мльмане в Судане 100.

§ 5. Братья-мльмане в других араихранах 101.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «К истории становления движения Братьев-мусульман: История, идеология, деятельность и политическая практика»

Актуальность темы. Важность изучения движения Братьев-мусульман сегодня определяется значимостью того политического и идеологического явления в мусульманском мире, которое именуется исламизмом. Это общественно-политическое течение, которое пронизывает все слои общества - от беднейших кварталов - до университетов, которое угрожает стабильности существующих правящих режимов в ряде арабских стран, а также является угрозой и мировому сообществу. Основу сегодняшнему исламизму составила египетская Ассоциация Братьев-мусульман, которая, выйдя за пределы Египта, постепенно превратилась в движение Братьев-мусульман, включающего себя целый спектр объединений - от чисто религиозных организаций до самых радикальных религиозно-политических группировок, использующих в своей деятельности террор.

Терминологическая путаница, царящая в средствах массовой информации, а также иногда в популярной и даже научной литературе, ставит необходимым определение и соотнесение таких понятий, как фундаментализм, исламизм, возрожденчество, традиционализм и, наконец, так полюбившийся журналистам "ваххабизм". Все эти понятия, как правило, так или иначе связываются с Братьями-мусульманами .

Данная работа посвящена исследованию Ассоциации Братьев-мусульман, возникшей в Египте в конце 20-х годов, ее идейному наследию, которое породило сегодня множество различных организаций, иногда так непохожих на Ассоциацию и только кропотливый анализ может помочь извлечь истину.

Кто же такие Братья-мусульмане? В чем секрет жизнеспособности этой организации? Каким образом ей удалось превратиться в международное движение, и почему мы вправе считать его именно движением?

Вся история ислама и мусульманской мысли представляет собой постоянное возникновение идейных течений, рождавшихся в ходе столкновения различных мнений по тем или иным вполне конкретным проблемам. Так, полемика по вопросу о власти в мусульманской общине после смерти Пророка вызвала раскол мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов, полемика по вопросам права - целый ряд религиозно-правовых школ (мазхабов) и т.д. Уже в классическом исламе выделилось течение салафийа, которое явилось основой современного возрожденчества, и к которому большая часть исследователей относит Братьев-мусульман.

В новейшее время ключевой вопрос полемики и, соответственно, формирования различных направлений и течений - соотношение традиции и новаций в связи с проблемами общественного устройства. Однако, обращаясь к исламской истории, мы видим, что проблемы соотношения традиции и новаций, иначе говоря, проблема правоверия и отхода от правоверия стали предметом споров уже в первые века ислама. Особо жесткие формы эта полемика прибрела при халифе аль-Мамуне (IX в.), который принял учение мутазилитов в качестве государственного вероисповедания, провозгласив его самым правоверным и охраняемым государством.

Один из наиболее ярких эпизодов связан с именем Ахмада б. Ханбала, давшего название не только одной из суннитских религиозно-правовых школ, но и целому идейному течению в исламе, занимающими особые позиции по ряду вопросов, не имеющих отношения к праву.1 Таким образом, можно говорить, что ханбализм - самая ранняя форма возрожденческого течения в исламе. В российском ис-ламоведении термин "традиционалисты" применяется к ханбалитам, а также к ваххабитам . В то же время исследователи мусульманской общественной мысли Л.Р.Полонская, А.В.Малашенко и др. и ваххабизм и движение Братьев-мусульман называют обобщающим термином "возрожденчество".

В основе возрожденческого течения лежит ряд ключевых положений, которые в самом общем виде могут быть сведены к следующему:

- строгое следование принципу единобожия;

- опора на Коран и Сунну;

- строгое осуждение бида (нововведений);

- понимание общины-государства, основанной Мухаммадом, как идеальной организации исламского общества.

На протяжении всей истории ислама время вносило свои коррективы в вероучение, но это были лишь поправки, не менявшие характера религиозной идеологии, освещавшего принципы и устои средневекового общества. Только ломка традиционной социально

1 В отличие от других религиозно-правовых школ (мазхабов), ханбализм возник именно как религиозно-политическое движение и уже потом оформилось в школу права. Важным аспектом ханбалитской идеологии стало отрицание любых нововведений (бида).

2 Ваххабиты - сторонники религиозно-политического движения в суннитском исламе, возникшего в Аравии в середине 18 в. на основе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Суть его заключалась в очищении ислама, возврат к его изначальным установлениям. Ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, призывали к строгому соблюдению морально-этических принципов ислама. Важное место отводилось идее джихада. экономической структуры большинства стран Востока, зарождение в них капиталистических отношений обусловили необходимость пересмотра религиозной догматики в соответствии с новыми принципами и установками. Этот процесс, объективно исторический, называют реформационным, с чем не согласны мусульманские теологи. Специфика этого процесса протекает в формах, которые исламоведами были названы как модернизм и возрожденчество. Под модернизмом понимается европеизация, выражающаяся в стремлении совместить исламские принципы и догмы с западными нормами и институтами. Возрожденческое течение вызвано к жизни в основном особенностями самого ислама. В западной литературе возрожденчество чаще называют фундаментализмом и применяют к организациям и движениям, использующим в своих лозунгах идеи возврата к первоначальной чистоте ислама. Сами представители этих организаций и движений предпочитают называть себя исламистами (аль-исламийун), подчеркивая тем самым свое стремление переустроить общественную и политическую жизнь мусульманских стран на основах ислама и противопоставляя свою идеологию всем светским идейно-политическим и философским течениям.

В российской научной литературе есть целый ряд определений фундаментализма. Так, известный российский исламовед З.И.Левин определяет фундаментализм как - "охранительное возрожденчество -течение, требующее возврата к "истокам ислама", прежде всего Корану, и допущение свободного толкования положений шариата (исключая догмы, ритуал, коранические запреты)."3

3 Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., Наука, 1988, с. 10.

А.В.Коровиков считает, что в основе фундаментализма лежит вопрос о роли ислама в общественной жизни, а также отношение к сформировавшейся за века традиционной интепретации ислама, а среди основной характерной черты фундаментализма он называет перенос акцентов с религиозной этики на политическую идеологию.4 На наш взгляд, более точное и емкое определение фундаментализма дал В.И.Максименко: "Фундаментализм - это опыт обращения к духовным источникам первоначальной веры, и для религиозного сознания такой опыт необходим всякий раз, когда крупно меняются условия жизни и одна эпоха сменяется другой . Можно сказать и иначе: любое "нефундаменталистское" религиозное поведение ведет к утрате собственно религиозного содержания рано или позднее вырождается либо в мертвый культ, либо в ширму для сугубо посюсторонних материальных и политических вожделений".5

Обобщая эти тезисы, можно сказать, что под фундаментализмом понимается идейное течение в исламе, которое, стремясь оставить в чистоте истоки ислама, прежде всего Коран, одновременно пытается приспособить ислам к современной в том числе и политической жизни мусульманские страны.

Что касается исламизма, термина, который принимают сами мусульмане, то здесь мы также, апеллируя к современным исследованиям приведем мнения российских востоковедов. Так, З.И.Левин считает, что "исламизм - идейное течение в мусульманской мысли нового и новейшего времени, основанное на представлении о необходимости утверждения в обществе в определенных географических

4 Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., Наука, 1990, с. 10-11.

5 Ислам и исламизм. М., 1999, с. 11. и политических границах или в планетарном масштабе господства мусульманского права - шариата - как ниспосланного богом человечеству руководства и отвергающее все иные теории общественной организации".6

По мнению А.В.Коровикова, исламизм является "идеологией так называемого исламского движения - массового (в некоторых странах) политического движения, стремящегося поставить процесс общественного развития в соответствии в нормами и догмами первоначального ислама (как его понимают исламисты)."

Западные исследователи политического ислама причины возникновения исламизма определяют с одной стороны как движение социально-политического протеста в ответ на неспособность мусульманских обществ вписаться в современные процессы модернио зации . Другие, не отрицая роли социально-экономических и политических факторов видят проблему в генезисе самого ислама9.

В отношении прогнозов дальнейшего развития исламизма также полярные мнения - от новой глобальной угрозы всему миру, пришедшей на смену идее коммунизма10, до естественного угасания его, как это было с таким явлением как, например, арабский нацио-11 нализм .

6 Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., Наука, 1988, с. 10.

7 Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., Наука, 1990, с. 9.

8 Fukuyama F. The End of History and the Last Man. Free Press, 1992

9 В частности Р.Харди - Аль-Кудс аль-Араби, Лондон, май 1996.

10 В частности, Д.Миллер - Foreign affairs, New York, June, 1996. В частности, Ж.Берк- El-Moujahid, Alger, 9.5.1993

Р.Лабевьер придерживается крайней точки зрения, считая, что в бурном всплеске исламизма виновны США и их союзники, указы

12 вая на прямую связь их финансирования радикального ислама.

Усиление политической активизации международных исламских движений и организаций происходит на фоне и в непосредственной связи с рядом глобальных процессов:

- углубление интеграционных процессов в различных сферах (геополитической, геоэкономической и геокультурной), например, Организация исламской конференции, деятельность АСЕАН;

- углубление процесса дифференциации в тех же сферах. Она проявляется, в частности, в усилении самоидентификации на уровне государств, территориальных образований, отдельных этносов и общин.

Активизация исламизма является следствием прежде всего именно названных процессов. Исламизм наиболее отчетливо проявляется в тех обществах или государствах, в которых активно идет поиск идентичности. Чем больше расширяется сфера западной цивилизации, тем активнее идет утверждение собственной (в данном случае исламской) цивилизации и тем активнее заявляет о себе исламизм.

По мнению египетского политолога Мухаммеда Сид-Ахмеда интеграционные процессы в современном мире являются закономерными, а религия в этом случае трансформируется в идеологию, заполняя нишу, образовавшуюся в результате краха светских идеоло

- 13 гии.

12 Labeviere R. Les Dollars de la terreur, Paris, 1999.

13 Аль-Ахрам, Каир, 27.11.1996.

В XIX веке мусульманская реформация явилась ответом на вызов времени и следствием понимания того, что противостоять европейской экспансии исламский мир может лишь в том случае, если овладеет современными знаниями и достижениями европейской жизни. Реформаторы, убежденные в безусловной пригодности предписаний Корана для всех времен и народов, утверждали, что возрождение и прогресс мусульманского мира возможен только через возвращение ислама к его первоначальной чистоте, его освобождение от средневековых наслоений. Это течение в исламской мысли получило название салафийи (от ас-салаф ас-салихун - праведные предки, богословские авторитеты раннего ислама, которые пользовались ид-жтихадом - правом на самостоятельное суждение по богословско-юридическим вопросам, связанным с жизнью общины на основе Корана).

Основоположниками мусульманского реформаторства были афганец Джамаль ад-Дин аль-Афгани (1839-1898) и египтянин Му-хаммад Абдо (1849-1905). Реформаторы понимали, что "Запад преуспел, благодаря знаниям и труду, а Восток отстал из-за собственного невежества и лени"14, утратив первоначальную чистоту веры, прочность моральных устоев. Так говорил аль-Афгани, призывавший осваивать европейский опыт и знания в меру необходимости. Сала-фиты выступали за возрождение ислама как духовной силы, способной мобилизовать общину на борьбу за свободу, независимость, прогрессивное развитие, признавали патриотизм и национализм как не противоречащие исламу, если они на пользу мусульманской общине.

14 Аль-Махзуми Мухаммад. Хатырат Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Хусейни. Бейрут, 1931, с. 433.

З.И.Левин делит салафитов на модернизаторов и охранителей. Первые ориентировались на модернизацию мусульманской общины при сохранении ее на фундаменте "чистого ислама", на достижение политической независимости и преодолении отсталости с помощью Запада. Они пытались примирить ранний исламский идеал с действительностью, твердо стоя на позициях Мухаммада Абдо. Охранители же призывали мусульман к активной борьбе с засильем Запада, используя его достижения в сфере промышленного производства. Они отвергали западный образ жизни и мыслей, стремились изменить современные политические и социокультурные структуры в духе ран-неисламских идеалов. Их лозунг "Назад к Корану". Идеологом охранителей был соратник Мухаммада Абдо - Рашид Рида.15

Именно в лоне второго (салафитско-охранительного) течения зародилась египетская Ассоциация Братьев-мусульман. Рассмотрение того, как происходил этот процесс, как формировалась идеология данной организации - зародыша современного исламистского движения - представляет собой актуальную научную задачу.

Не менее важно в свете сохраняющейся высокой активности исламистских организаций в большинстве стран Арабского Востока, выхода на арену такого явления, которое сегодня именуют "международным терроризмом", показать, как шло становление движения Бартьев-мусульман за пределами Египта - в странах Арабского Востока.

Предм етом исследования является процесс зарождения и развития Ассоциации Братьев-мусульман, ее деятельность во всех сферах жизни арабских стран (прежде всего Египта), выход организации

15 Ислам и исламизм. М., 1999, с. 52-55. за пределы Египта, возникновение филиалов, а затем и самостоятельное существование организаций Братьев-мусульман и участие их в политической жизни.

Цели и задачи исследования: проследить преемственность и неразрывную связь между феноменом реформации ислама конца XIX века, ее практическим воплощением в Ассоциации Братьев-мусульман в Египта, разрастанием самой организации в движение и дальнейшим дисперсным распространением во всех арабских странах организаций типа Братьев-мусульман.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1928 года (времени создания Ассоциации Братьев-мусульман) до начала 80-х годов. Начало 80-х годов - период самой живой и обширной активизации ислама во всех мусульманских странах. Это время бурных политических событий - это реакция арабских стран на кэмп-дэвидские соглашения, начало войны в Афганистане, выхода на политическую арену Исламской Республики Иран. Последствия всех этих событий стали свидетельством активизации политического ислама, который наглядно проявился в динамике движения Братьев-мусульман. И, наконец, это время, которое мы называем разрастанием движения Братьев-мусульман вглубь и вширь.

Научная новизна исследования. Предпринятое исследование является первой в российском востоковедении попыткой комплексно подойти к проблеме становления Братьев-мусульман именно как движения, проследив взаимосвязь между его идеологическим формированием на платформе идей мусульманской реформации, его структурным оформлением и практической деятельностью составляющих данное движение организаций. Новизна диссертации состоит также в использовании ранее не публиковавшихся материалов, переведенных с арабского языка. Источники и литература.

Основными источниками при написании диссертации явились произведения основателя Ассоциации Братьев-мусульман Хасана аль-Банны. Прежде всего это мемуары аль-Банны (Музаккарат ад-даава ва-д-даия) и его многочисленные программные статьи и брошюры на разные темы, и написанные в 30-40-е годы16. Это также труды других идеологов Братьев-мусульман, развивавших его идеи в

17 основном уже после его смерти - Хасана аль-Худайби , Мухаммада

18 19 20 21 аль-Газали , Сайида Кутба , Сайда Рамадана , Мустафы ас-Сибаи ,

22

Сайда Хаввы и др.

Особый интерес представляют издания, выпускавшиеся сами

23 ми Братьями-мусульманами в Египте и других странах . Помимо

16 Байан аль-амс ва-ль-яум; Дустуруна; Даватуна фи таур джадид; Аль-ихван аль-муслимин тахта райат аль-Куран; Аль-джихад; Аль-мара байан аль-байат ва-ль-муджтамаа; Мушкилятуна фи дав ан-низам аль-Ислами; Аль-муджтамаа аль-ислами; Низам аль-усар ва-рисалат ат-таадим; Иля аш-шабаб; Иля айи шай над'у-н-нас. Нахва-н-нур; Аль-лаиха аль-амма ли-н-нашат ар-рияди, и др.

17 Хасан аль-Худайби. Дуат ля кудат. Каир, 1969.

18 Мухаммад аль-Газали. Аль-ислам ва ль-истибдад ас-сийаси. Каир, 1951; Он же. Аль-ислам ва ль-манахидж аль-иштиракийя; Он же. Аль-ислам аль-муфтара алайхи байан аш-шуйуйин ва-р-расмалийин. Каир, 1953, и др.

19 Сайид Кутб. Аль-адала аль-иджтимаийа фи-ль-ислам, Каир, 1952; Он же. Маа-ракат аль-ислам ва-р-расмалийа. Каир, 1952 и др.

20 Сайд Рамадан. Фи афак аль-алам аль-ислами, Каир, 1951.

21 Мустафа ас-Сибаи. Иштиракийят аль-ислам. Дамаск, 1959.

22 Сайд Хавва. Джунд Аллах сакафатан ва ахлякатан. Каир, 1977.

23 Аль-Ихван аль-муслимун; Ад-Даава; Аль-Итисам. публикаций основных идеологических работ в этой литературе содержатся сведения о практической деятельности Ассоциации и ее зарубежных филиалов.

По истории движения Братьев-мусульман существует достаточно обширная литература. Из работ арабских авторов, писавших на эту тему, следует упомянуть в первую очередь, фундаментальный классический труд Мусы Исхака аль-Хусейни24 и книгу Мухаммада

25

Шауки Заки , а также работы Абд аль-Маджида аль-Баджури, Ауни Джадвы аль-Обейди и др. Из монографий западных ученых автор использовал прежде всего классический труд Р. П. Митчелла26 и многие другие работы.27

В работе над диссертацией автор широко опирался на труды советских и современных российских востоковедов. В частности, это статьи, специально посвященные истории движения Братьев

28 мусульман . Кроме того, эта проблематика отражена в многочислен

24 Исхак Муса аль-Хусейни. Аль-Ихван аль-муслимун кубра ль-харакат аль-исламийя аль-хадиса. Бейрут, 1952.

25 Мухаммад Шауки Заки. Аль-Ихван аль-муслимун ва ль-муджтамаа аль-мисри. Каир, 1954.

26 Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969.

27 Batatu H. Syria's Muslim Brethren. - MERIP Report, 1982, vol. 12, № 9; Carre O., Michaud G. Les Freres musulmans: Egypte et Syrie (1928-82). P., 1983; Harris Ch. Ph. Nationalism and Revolution in Egypt. The Role of the Muslim Brotherhood. The Hague, 1964.

28 Милославская Т.П. Деятельность "Братьев-мусульман" в странах Востока. -Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с.7-24. Она же. Начальный этап деятельности Ассоциации Братьев-мусульман. - Религии мира., 1982, с. 86-98. ных монографиях более общего характера, посвященных исламским

29 религиозно-политическим движениям .

Практическая значимость работы. Диссертация может быть использована при чтении лекций по истории ислама и стран Арабского Востока, при составлении учебных спецкурсов по современным религиозно-политическим движениям. Результаты исследования могут быть использованы при написании монографий, посвященных исламским движениям в странах Ближнего и Среднего Востока.

Методологической основой диссертации явились принципы историзма и объективности в рассмотрении общественно-политических явлений и изучения течений религиозной и общественной мысли. В методологическом плане автор во многом опирался на теоретические положения работ российских востоковедов (в частности, З.И.Левина, Л.Р.Полонской, М.Т.Степанянц и др.).

Структура диссертации отвечает поставленным научным задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Абу Ванди Хатем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое развитие многих арабских государств породило идеологию национально-освободительного движения, в которой антиимпериалистическая направленность определялась религиозным и социальным факторами при доминировании первого. А поиски "третьего пути" (даже в форме "исламского социализма") определили сегодня лицо нынешнего исламизма.

Ассоциация Братьев-мусульман, также родившись на волне национально-освободительной борьбы, заняв свою определенную нишу, разрастаясь по всему арабскому миру, принимая свои национальные формы, но узнаваемая в виде движения Братьев-мусульман создала питательную среду для процесса трансформации религиозной доктрины в идеологию. Этот процесс идет, и развитие движения Братьев-мусульман в его нерадикальной форме будет происходить и дальше, тем более что в данном процессе участвует самая образованная часть (интеллигенция) большинства арабских стран.

Экстремистские формы исламизма проявляются почти исключительно на политическом и криминальном уровнях, грань между ними весьма шаткая - крайние меры в достижении политических целей почти неизбежно ведут к тяжким правонарушениям, включая терроризм, торговлю оружием и наркотиками и т.п. Это осуждается в самих арабских странах и мировым сообществом.

При оценке сегодняшнего состояния исламизма можно сказать, что он не представляет собой единого организованного движения -это деятельность отдельных организаций и групп различной интенсивности действий от самых радикальных до умеренных, они не объединенные ничем, кроме идеи. Сама по себе идея содержит в своей основе объединительный стимул, который пока никак не реализуется. Наиболее сильным, на наш взгляд, является деятельность умеренных групп, которые чаще всего блокируются с различными партиями и предпочитают парламентские формы борьбы, чаще всего такие группы образуют широкие фронты.

Движение в значительной степени изменило свой облик, выдвинулся ряд новых задач в связи с политическим и экономическим развитием арабских стран, а также меняющейся обстановке извне. Изменился социальный состав, а также наблюдается расслоение именно по социальному признаку - если к экстремизму тяготеют более всего либо совсем молодые активисты, как правило, выходцы из беднейших слоев, реализуя тем самым свой социальный протест в такой форме, то более обеспеченные и образованные новобранцы предпочитают совсем другие формы деятельности. Важно отметить, что социальный состав умеренных Братьев-мусульман состоит из высокообразованных членов - это представители научной элиты, интеллигенция, а также представители передовых отраслей науки. В частности, в Египте по процессу 1965 г. одно из подразделений Братьев состояло из студентов-физиков (занимавшихся изучением ядерной физики). Так же в Иордании, руководящее звено Братьев-мусульман - юристы, химики, географы, медики и т.п.

Причина, по которой Братья-мусульмане не могут оказывать решающего давления, заключается в развитии самой истории Братства. Когда аль-Банна создавал и развивал Ассоциацию, на первых этапах он был против создания партии, поэтому при серьезном анализе наследия Братства и последующие разработки грешат этим недостатком, говоря о духовной власти. В итоге в наследии Братства нет четко сформулированной цели, кроме общей идеи. Есть организационная структура, есть организация конкретной деятельности разной -образовательной, культурной, но нет того, что дает возможность любой партии добиваться своих целей. Именно поэтому часть организаций Братства посвятила свою деятельность террору и подобным методам борьбы, но даже не за власть, а как способ оказать давление, При современном развитии государственности арабских стран эта деятельность обречена на крах, так как наказуема в любой стране.

Интересно привести выдержку из опубликованной в ливийской газете статьи "В чем виновны Братья-мусульмане": ".Официальный религиозный институт, религиозные ассоциации не имеют организационной связи друг с другом, но можно сказать, что внутри их тысячи людей связаны единой мыслью, единым направлением. Их можно разделить на активных и верных, на бывших и ушедших, на сочувствующих и последователей. Эта мысль сохраниться, пока сохраняются силы в обществе. Такое положение можно сравнить с поездом, пассажирами которого являются все члены общества. Одни сходят на первой станции, другие на последующих, третьи остаются и продолжают путь, пока не приходят в столкновение в правящим режимом. Те, кто покидает "поезд", выбирают "другой путь", другой образ действий, отличающийся от пути их основателей. Оправдание хуже вины. А вина висит на группировке Братьев-мусульман - материнской организации, породившей многочисленные ответвления и обременившей их своим идейным и политическим наследием, их образом мыслей и дел."139

При анализе истории и деятельности Братьев-мусульман можно сделать следующие выводы:

139 Аль-Джамахирийа, Триполи, № 83, 18 дек. 1981, с.6.

1. Ассоциация, образовав свои филиалы в различных арабских странах сначала подчинялась единому центру с единой линией деятельности, но постепенно, включаясь в политическую жизнь каждой отдельной арабской страны стала принимать свои характерные черты как по формам, так и постепенно несколько меняя содержание, затем, привлекая к себе местные политические силы в некоторых случаях могла стать почти неузнаваемой.

2. Вторым этапом превращения Ассоциации Братьев-мусульман уже в движение Братьев-мусульман стал момент раскола в самой организации и отход от нее самостоятельных подразделений, которые, сохраняя основную идею, стали использовать различные методы борьбы и самовыражения, примером этому - огромное количество террористических группировок.

3. Третий момент в развитии движения - образование новых, уже не связанных с Ассоциацией организаций различного толка, как культурно-просветительных, так и радикальных, которые имели уже свои собственные названия, не обозначая вообще принадлежности к Братьям-мусульманам.

В настоящее время сложилась разветвленная сеть международных исламистских структур их развитие имеет динамичный характер. Международные структуры связаны с национальными структурами через неформальные связи центров поддержки, они поддерживаются финансовыми кругами и представляют собой угрозу для всего мира. Но суть проблемы в том, что это противостояние между государственными структурами и частью общества совмещается со стремлением исламистов, придав исламу универсальный характер, противопоставить мусульманский мир остальному материалистическому миру. И знамя в этой борьбе дали Братья-мусульмане.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Абу Ванди Хатем, 2003 год

1. Публикации ведущих идеологов Братьев-мусульман'. Хасан аль-Банна:1. Байан аль-амс ва-ль-яум.2. Дустуруна.3. Дааватуна фи таур джадид.

2. Аль-ихван аль-муслимин тахт райат аль-Куран.5. Аль-джихад.6. Аль-мухаммадийа.

3. Мин адаб аль-усра ва-ль-катиба.

4. Аль-мара байан аль-байат ва-ль-муджтамаа.

5. Мушкилятуна фи дав ан-низам аль-ислами.10. Аль-муджтамаа аль-ислами.11. Аль-муатамар аль-хамис.

6. Низам аль-усар ва-рисалат ат-таадим.13. Иля аш-шабаб.14. Ар-расаиль ас-саляс:- Дааватуна.- Иля айи шай над'у-н-нас.- Нахва-н-нур

7. Аль-лаиха аль-амма ли-н-нашат ар-рияди.

8. Аль-лаиха ад-дахилийа аль-амма ли-ль-ихван аль-муслимин.

9. Аль-лаиха ад-дахилийа ли-кисм аль-иттисаль.

10. Канун ан-низам аль-асари ли-хайат аль-Ихван аль-муслимин аль-амма.

11. Музаккарат ад-даава ва-д-даия. Каир, 1951.1. Абд аль-Кадир Ода:

12. Аль-ислам байан джахл абнаихи ва-аджз уламаихи. Каир,1953.

13. Аль-ислам ва-авдауна аль-канунийа. Каир, 1951.

14. Аль-ислам ва-авдауна ас-сийасийа. Каир, 1951.

15. Аль-маль ва-ль-хукм фи-ль-ислам. Каир, 1951.1. Мухаммад аль-Газали:

16. Аль-ислам ва-ль-истибдад ас-сийаси. Каир, 1951.

17. Аль-ислам ва-ль манахидж аль-иштиракийя. Каир, 1951.

18. Аль-ислам аль-муфтара алайха байан аш-шуйуйин ва-р-расмалийин. Каир, 1953.

19. Мин хуна наалам. Каир, 1954.

20. Аль-ислам ва-ль-авда аль-иктисадийя. Каир, 1952.1. Ахмад Анис аль-Хаджаджи:29. Аль-Имам. 1950.

21. Ар-раджуль аллахи ас-саура. 1952.31. Рух ва райхан. 1946.1. Сайид Кутб:

22. Аль-адала аль-иджтимаийя фи-ль-ислам, Каир, 1952.

23. Дирасат исламийа. Каир, 1953.

24. Маалим фи т-тарик. Дамаск, 1955.

25. Мааракат аль-ислам ва-р-расмалийа. Каир, 1952.

26. Ас-салам аль-алями ва-ль-ислам. Каир, 1951.

27. Мустакбаль ас-сакафа фи Мыср. Джидда, 1969.

28. Фи-т-тарих фикра ва минхадж. Бейрут, 1974

29. Публикации других идеологов Братьев-мусульман:

30. Сайд Рамадан, Фи афак аль-алам аль-ислами, Каир, 1951.

31. Мухаммад Абдаллах ас-Самман, Аль-ислам аль-мусаффа. Каир, 1954.

32. Камиль Исмаил Шариф, Аль-Ихван аль-муслимун фи харб Филастын. Каир, 1952.

33. Мустафа ас-Сибаи, Иштиракийят аль-ислам. Дамаск, 1959.

34. Сайд Хавва, Джунд Аллах сакафатан ва ахлякатан. Каир,1977.

35. Хасан аль-Худайби, Дуат ля кудат, Каир, 1969.1. Литература:

36. Абаева Т.Г. Идея "джихада" и политическая борьба в Афганистане 19-20 вв. Зарубежный Восток: особенности идеологии и политики. Ташкент, 1983.

37. Актуальные проблемы философской и общественной мысли Зарубежного Востока. Душанбе. 1983.

38. Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000.

39. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: время президента Насера. М, 1981.

40. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (20 век). М., 1991.

41. Васильев A.M. Пуритане ислама? М., 1967.

42. Васильев J1.C. История религий Востока. М., 1967.

43. Влияние исламского фактора на международные отношения в Азии и Северной Африке и политика Запада на современном этапе. М., 1985.

44. Ворончанина Н.И. Мусульманское движение в современном Тунисе: идеология и практика. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

45. Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986.

46. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.

47. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.

48. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

49. Ислам: традиции и новации. М., 1991.

50. Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. М., 1992.

51. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

52. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

53. Ислам: происхождение, история и современность. М., 1984.

54. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина 19 начало 20 в.). М., 1989.

55. Князев А.Г. Египет после Насера. 1970-1981. М., 1986.

56. Коран. Арабский текст. М., 1995.

57. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

58. Кудрявцев А.В. Мусульманский мир и палестинская проблема. М., 1990.

59. Левин З.И. О пределах радикальности "исламского социализма" (арабские страны). Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

60. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988.

61. Малашенко А.В. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

62. Микульский Д.В. Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли. М., 1990.

63. Милославская Т.П. Деятельность "Братьев-мусульман" в странах Востока. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982, с.7-24.

64. Милославская Т.П. Начальный этап деятельности Ассоциации Братьев-мусульман. Религии мира., 1982, с. 86-98.

65. Милославская Т.П., Милославский Г.В. Концепция "исламского единства" и интеграционные процессы в мусульманском мире.- Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986, с. 5-40.

66. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (очерки исламской цивилизации). М., 1991.

67. Милославский Г.В. Секуляризация в мусульманском мире.- Религия и секуляризм на Востоке. М., 1993.

68. Мусульманское право. Структура и основные институты. М., 1985.

69. Полонская J1.P., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи. М.,1982.

70. Полонская Л.Р. Религия в политической жизни развивающихся стран Азии и Африки. М., 1978.

71. Почта Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества. М., 1993.

72. Сагадеев А.В. Религия и философия в арабских странах. -Философия и религия на зарубежном Востоке. 20-й век. М., 1985.

73. Современный ислам: культура и политика. М., 1994.

74. Социально-политические представления в исламе. М., 1987.

75. Социальное учение исламского возрожденчества. М., 1990.

76. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1974.

77. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19-20 вв. М., 1982.

78. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М. 1987.

79. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

80. Тегин Ю.Л., Филоник А.О. Исламский экстремизм в Египте (70-е) годы). Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985.

81. Филиппова М.И. Общественные функции ислама в современном американском исламоведении. М., 1989.

82. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983.

83. Шарипова P.M. Концепция "национального просвещения" в мусульманских странах. Соотношение ислама и секуляризации. М., 1991.

84. Аш-Шахрастани. Мухаммад ибн Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах. М., 1984.

85. Abd-Allah U.F. The Islamic Struggle in Syria. Berkeley, 1983,

86. Askari H. Society and State in Islam. An Introduction. New Delhi. 1978.

87. Batatu H. Syria's Muslim Brethren. MERIP Report, 1982, vol. 12, №9.

88. Carre O., Michaud G. Les Freres musulmans: Egypte et Syrie (1928-1982). P., 1983.

89. Contemporary Arab Political Throuth. L., 1983.

90. Haddad Y.Y. Contemporary Islam and Challenge of History. N.Y., 1982.

91. Harris Ch. Ph. Nationalism and Revolution in Egypt. The Role of the Muslim Brotherhood. The Hague, 1964.

92. Hawwa S. The Muslim Brother. New Delhi, 1983.

93. Heyworth-Dunne J. Religious and Political Trends in Modern Egypt. Wash., 1950.

94. Jansen G.H. Militant Islam. L., 1979.

95. Kedourie E. Islam in Modern World and Other Studies. N.Y.,1980.

96. Mitchell R.P. The Society of the Muslim Brothers. L., 1969.

97. Фатхи Абд аль-Хамид, Кадийат аш-шадид Хасан аль-Банна. Каир, 1954.

98. Анвар аль-Джунди, Ка'ид ад-да'ва: хайат раджуль ва тарих Мадраса. Каир, 1946.

99. Абд аль-Кабир аль-Холи, Ка'ид ад-да'ва аль-исламийа Хасан аль-Банна. Каир, 1952.

100. Мухаммад Хасан Ахмад, Аль-Ихван аль-муслимун фи-ль-мизан, Каир, 1947.

101. Муса Исхак Хусейни, Аль-Ихван аль-муслимун кубра аль-харакат аль-исламийа аль-хадиса, Бейрут, 1952.

102. Абд ар-Рахман ар-Рафии, Фи адаб ас-саура аль-Мысрийа, Каир, 1947-51.

103. Мухаммад Шавки Заки. Аль-Ихван аль-муслимун ва-ль-муджтамаа аль-Мысри. Каир, 1954.

104. Абд аль-Маджид Фатхаллах аль-Баджури, Хасан аль-Банна, Каир, 1950-51.

105. Мухаммад Хасанейн Хейкал, Хариф аль-гадаб кысса бидая ва нихая аср Анвар ас-Садат, Бейрут, 1983.

106. Аль-Ихван аль-муслимун, Каир122. Аль-Джамахирийа, Триполи123. Аль-Гумхурийа, Каир

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.