Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хон, Юрий Леонидович
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 174
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хон, Юрий Леонидович
1. Список сокращений
2. Введение
3. Глава первая.
У истоков творчества
4. Глава вторая.
Сюжет и конфликт в исторической новелле Л.Мартынова /"Воздушные фрегаты", "Черты сходства"/
5. Глава третья.
История и современность /С.Марков "Земной круг", "Вечные следы"/
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Типологические особенности жанра рассказа в отечественной литературе послевоенного десятилетия (1945-1955 гг. )2003 год, кандидат филологических наук Ефремова, Ольга Викторовна
Проблематика и поэтика поздней новеллистики В.С. Гроссмана в контексте русской малой прозы 1950-х - первой половины 1960-х гг.2008 год, кандидат филологических наук Карпичева, Наталья Леонидовна
Исторические поэмы Леонида Мартынова (взаимодействие литературно-исторического материала и художественного вымысла)1983 год, кандидат филологических наук Петрова, Зинаида Алексеевна
Жанровые и структурно-стилевые особенности очерка и рассказа в адыгейской литературе 60-90-х годов2005 год, кандидат филологических наук Васильева, Нафисет Схатбиевна
Роль типологии малых жанров в становлении творческой системы Леонида Агакова2006 год, кандидат филологических наук Осипов, Николай Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторический очерк и историческая новелла в современной советской литературе (Л. Мартынов и С. Марков)»
Советская литература - удивительный феномен XX столетия, она приковывает внимание всего мира постановкой актуальных проблем, масштабностью изображения событий и духовного мира человека. Новаторство советской литературы, ее исторический оптимизм и социалистический гуманизм рождены Великой Октябрьской социалистической революцией, открывшей ноше пути общественного развития и наполнившей искусство новым содержанием.
В эпоху, когда "идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий"-®-,социалистическая культура, в т.ч.литература, должна "формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности"2.
Достижения советской литературы получили высокую оценку на ХХЛ съезде КПСС. "В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства"3. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко. - Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 года. - М., Политическая литература, 1983, с.29.
2 Там же, с.47.
3 Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУТ съезду КПСС. - Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. Изд.второе, доп. - М., 1983, с.106.
60-70-е годы в советской литературе знаменуются интенсивным развитием малых жанров прозы. Появление рассказов и очерков В.Астафьева, С.Антонова, В.Белова, Ю.Казакова, Е.Носова, В.Шукшина и др. повлекло за собой оживленную дискуссию в нашей печати*.
Проблеме типизации в рассказе, поэтике и истории- жанра посвящен рад литературоведческих работ, из которых обращает на себя внимание своей фундаментальностью, богатством фактического материала, глубиной анализа коллективное исследование "Русский советский рассказ. Очерки истории жанра" /Л., Наука, 1970/.
Интересные наблюдения о рассказе имеются в монографии А.В. Огнева "Русский советский рассказ" /М.,Просвещение, 1978/.
Таким образом, в изучении "малого жанра" нашим литературо ведением проделана значительная работа , в результате которой отчетливо видно многообразие советского рассказа, его идейно-эстетические завоевания, его тенденции развития.
Однако вопрос жанровой классификации рассказа и очерка, их систематизации по-прежнему остается открытым. Отсюда неясность терминологии: рассказы социально-бытовые, психологические, сатирические, фантастические ; рассказы и очерки военные, морские, деревенские, производственные и т.д.
1 См.Дискуссии о рассказе в "Вопросах литературы" /1965/,"Литературной России" /1964.-80/, "Литературной газете" /1972-1973/.
2 Нинов А. Современный рассказ. Л., 1969 ; Шубин Э. Современный русский рассказ, Л.,1974; Заморий Т. Проблема героического характера в современном русском рассказе, Киев, 1976 ; Крамов И. В зеркале рассказа, М., 1980; Современная русская советская повесть, Л.,Наука, 1975. Бондаренко Г.В. Советский рассказ. Изд. Знание. М.,1981. Этов В.И. Современный.рассказ.Изд.Знание, М.,1983.
На наш взгляд, при определении вида рассказа наряду с "предметом и характером изображения"* должен учитываться и способ типизации жизненного материала. Выделяя в "малой прозе" такие ее разновидности, как рассказ, новелла, очерк, следует отметить их отличие друг от друга.
Термин рассказ употребляется нами для обозначения одного р из видов "малой прозы .
Новелла, являясь типологической разновидностью рассказа, отличается необыкновенностью сюжета, стройной композицией и я неожиданным финалом .
Если содержание рассказа, в том числе человеческих характеров, раскрывается преимущественно в развитии действия, в сюжете-эпизоде, то в очерке, как правило, обязательно аналитическая тенденция с задачей охарактеризовать какое-либо явление действительности. В отличие от рассказа в очерке преобладает бесфабульная композиция, основной "движущей силой в очерковом сюжете является аналитическое начало, исследовательская идея, 4 публицистическая мысль автора .
В то же время в литературе последних лет появилось немало книг, состоящих из новелл, очерков, повестей, в которых заметно переплетение очерково-новеллистических форм, усиление документального начала /"Повесть о жизни" К.Паустовского, "Рассказы
1 Русская литература, 1974, № I, с.223-229.
2 Шубин Э. Л., 1974, с.55-56. Термины новелла и рассказ различали М.Горький, А.Толстой, К.Паустовский, из критиков И.Кравцов, Э.Шубин, В.Кожинов, В.И.Этов.
4 Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону, 1979, с.ПО. о флоте" И.Исакова, "Брестская крепость" С.Смирнова, "Поиски, находки, тайны" Е.Осетрова, "Воздушные фрегаты" Л.Мартынова. Проф. Н.Глушков, современный исследователь очерка, справедливо считает М.Горького зачинателем этих традиций в очерке3-.
Сведение очерков и новелл в один цикл, в одну книгу, объединенную общей проблемой, единой авторской концепцией, позволило Л.Мартынову /"Воздушные фрегаты"/ и С.Маркову /"Земной круг"/ в прозе последних лет достичь необычайной выразительности, полноты в освещении событий, ставших достоянием истории.
Обращение к историческому материалу и его воплощение в форме циклизованных исторических новелл и очерков свидетельствует
0 новаторских поисках Л.Мартынова и С.Маркова.
Появление в современной советской литературе циклизованных новелл, объединенных в одну книгу, объясняется стремлением писателей расширить временные рамки рассказа, усилить эпическую полноту повествования. По этому принципу созданы "Хлеб - имя существительное" М.Алексеева, "Последний поклон" В.Астафьева, "Плотницкие рассказы" В.Белова, "Липяги" С.Крутилина.
При этом, по меткому замечанию одного из критиков, "циклизация представляет один из способов широкого, эпического обобщения, который приводит при известных условиях к перемещению произведений, сведенных в одно целое, из одного жанрового ряда р в другой""'.
Таким образом, искания Л.Мартынова и С.Маркова отвечают тенденциям развития советской литературы на современном этапе.
Особый интерес в последнее десятилетие вызывает возрождение жанра исторической новеллы в творчестве М.Шагинян, С.Антонова,
1 Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону, 1979, с.175.
2 Кузьмичев И.К. Герой и народ. М., 1973, с.152.
- а
С.Наровчатова, В.Канивца, Е.Осетрова и др.
В недавней дискуссии Ю.Нагибин верно отметил: "Вновь появился исторический рассказ, о котором мы почти забыли"*.
Надо отметить, что в разное время к жанру исторической новеллы обращались такие известные советские писатели, как А.Толстой, Ю.Тынянов, С.Бородин, М.Зощенко, Вс.Иванов, С.Марков, В. Ян. Между тем в монографиях об исторической прозе этот жанр не анализируется, в лучшем случае только упоминаются отдельные новеллы. Характеристики исторической новеллы нет и в таком серьезном исследовании, как "Русский советский рассказ" /Л., Наука, 1970/.
А между тем жанр новеллы имеет свою длительную и интересную историю развития.
Начало ее возникновения связано с эпохой Возрождения, с появлением в Италии "Декамерона" Бокаччо. Новеллы Бокаччо представляли собой яркие зарисовки картин быта и нравов, отражающих характерные черты новой буржуазной морали. Острая сюжетная ситуация, неожиданная развязка, лаконичность повествования определили успех новеллы, ее быстрое распространение по Европе.
По меткому замечанию И.Виноградова, "не только новый жизненный материал несла с собой новелла, но и новое отношение к нему"2. Причем, в новеллах Бокаччо были верно схвачены "типические характеры" эпохи, что было ступенью к реалистическому изображению действительности.
Однако в своем развитии новелла в различных эпохах наполнялась новым содержанием, вследствие чего изменилась и ее
1 Л.Р., 1980, № 3, 18 января, с.9.
2 Виноградов И. О теории новеллы, в кн. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972, с.247. форма.
Ощущая остро противоречия буржуазной действительности, писатели-романтики /Гофман, Шлегель, Э.По/ стремились передать субъективное восприятие мира, подчеркнуть исключительность личности в необыкновенной ситуации, заостряя внимание на изображении внутреннего мира героя. Не удивительно, что в новеллах Конан Дойля, Эдгара По выделяются аналитические способности героя, его умение логически мыслить и обобщать наблюдения.
Как правило, новеллы романтиков отличаются занимательностью интриги, четким сюжетным рисунком, меткостью деталей, но все это зачастую не передает верно основные противоречия жизни. Внимание романтиков часто привлекали случайности, загадочные явления мистического характера, что явно обедняло содержание новеллы.
Заметное обогащение новеллы конкретным жизненным содержанием происходит в творчестве Тургенева, Чехова, Мопассана.
В их произведениях противоречия жизни, даны в образных картинах* живых характерах. В каждой острой ситуации писатели-реалисты выявляют типичные черты, сущность буржуазной действительности. Необыкновенная дорожная ситуация, описанная Мопассаном в известной новелле "Пышка", позволяет писателю разоблачить ханжество буржуазной морали.
При этом характеры зачастую даются в готовом виде, как типичное явление для общества, отравленного стремлением к личному благополучию. Конфликтные ситуации в новеллах Мопассана помогают резче выделить противоречия капиталистического мира,особенно заметные благодаря предельно сжатому повествованию.
Русский рассказ за длительный период своего существования прошел интересный путь развития, отличный от европейского.
Авторы монографий "Русский советский рассказ" отмечают зарождение русской новеллистики во второй половине ХУЛ - начала ХУШ века, выделяя социально-бытовые и сатирические новеллы.
А мевду тем возникновение малых жанров в русской литературе, на наш взгляд, следует отнести к эпохе Киевской Руси. В русской летописи, в "Повести временных лет" обнаруживаются десятки исторических и бытовых рассказов, объединенных в хроникальной последовательности3-. Ярко выраженное героическое начало, глубокий историзм и патриотизм являются характерными чертами древнерусской литературы.
Эта традиция позднее получит блестящее развитие в творчестве А.С.Пушкина, в историческом очерке "Арап Петра Великого" и в повести "Капитанская дочка".
Новеллы А.С.Пушкина /"Повести Белкина"/ отличаются четким сюжетным рисунком, резкими поворотами действия, неожиданным финалом. Безусловно, А.С.Пушкин учитывал поэтический опыт своих предшественников Н.Карамзина и А.Радищева, создавая очерк "Путешествие в Арзрум".
М.Ю.Лермонтов продолжит пушкинскую новеллистическую традицию в романе "Герой нашего времени" /главы "Тамань", "Бэла"/.
В жанре исторической повести /"Тарас Бульба"/ успешно работал Н.В.Гоголь.
Прекрасные рассказы и очерки о современности составили книгу "Записки охотника" И.С.Тургенева.
Обогащение жанра наблюдается в "Севастопольских рассказах" Л.Толстого, отличающихся достоверностью фактов и типов, историзмом. В сущности Л.Толстой возродил в жанре рассказа героичес См. Этов В.И. Современный рассказ, с.9. кую традицию воинских повестей древнерусской литературы.
Следующий этап в развитии новеллы закономерно связывается с творчеством выдающегося русского писателя А.ПЛехова. Талант Чехова проявился в умении изображать жизнь в чрезвычайно сжатой миниатюре. С помощью двух-трех деталей, лаконичных описаний писатель метко схватывает своеобразие социального положения героя.
По мнению В.Катаева, Чехов "достиг величайшего совершенства в умении слить два элемента художественной прозы - изобразительный и повествовательный - в одно общее целое"*.
В творчестве великого писателя можно найти различные жанры рассказа, отличающиеся краткостью, правдивостью описаний, точностью психологических характеристик, широтой и глубиной обобщений, емкостью деталей.
В новеллах Чехова легко отыскать все признаки жанра: обстоятельное описание в экспозиции, быстрое развитие действия, неожиданный финал, новизну материала, сгущенность повествования, цельность сюжета. Новаторские искания Чехова оказали заметное влияние на творчество современных и последующих писателей XX века.
Именно в творчестве выдающихся писателей /Л.Толстого, А. Чехова, М.Горького, И.Бунина, А.Куприна/ начала XX века жанр новеллы получил большую идейно-эстетическую нагрузку, отвечающую прогрессивным запросам времени.
Важным завоеванием новеллистики конца XIX, начала XX века было появление в ней исследовательского элемента, раскрывающего истинные причины социального зла, губительного воздействия ка Цит.по кн. Гречнева В. Русский рассказ конца XIX-XX века, М., 1979, с.38.
- 12 питалистической действительности на человека.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции открыла новые пути развития литературы, выдвинула новые темы, образы, изменила содержание конфликтов.
По справедливому замечанию крупного современного исследователя исторической прозы - "Главной темой советского исторического жанра в первые годы его развития была. "родословная революции"., острота и напряженность великого социального конфликта в годы революции возбуждали интерес писателя к таким историческим конфликтам в прошлом, в которых столкновение и борьба классов проявлялись так же наглядно и резко"-1-.
Первыми в советской литературе к историческим жанрам обратились такие поэты и прозаики, как А.Блок и С.Есенин, А.Чапыгин и О.Форш, А.Луначарский и Ю.Тынянов, В.Шишков и Н.Тренев.
В поэмах, пьесах, новеллах, повестях и романах первых лет революции правдивое изображение героической борьбы трудящихся против угнетателей сочетается с резкой критикой эксплуататорского общества, с утверждением решающей роли народа в истории. В это время жанр исторического рассказа привлек внимание А. Толстого /"День Петра"/.
Заметным явлением в исторической прозе 20-х годов стала новелла "Подпоручик Киже" Ю.Тынянова, обличающая бюрократизм и гнилость самодержавного строя. Удачно выбранный сатирический сюжет позволил автору запечатлеть мрачную атмосферу лжи и лицемерия, бездушия, праздности, пронизывающей придворное общество, государственный аппарат императорской России. Петров Сергей. Русский советский исторический роман, М., 1980, с.15.
Правдивое воспроизведение исторического прошлого через социальные конфликты времени осуществляется Ю.Тыняновым с помощью занимательной интриги, колоритно выписанных деталей быта, мастерски построенной композиции.
Сильная сторона дарования Ю.Тынянова в умении, казалось бы, в единичном, случайном факте увидеть и запечатлеть основное содержание эпохи, ее закономерность в их типичных проявлениях. Следует отметить изящество слога Ю.Тынянова, прекрасный стиль повествования, соответствующий нормам литературного языка, что было особенно важно в конце 20-х годов. Вспомним выступления М.Горького против злоупотребления писателями диалектизмами,жаргонизмами, архаизмами, снижающими художественную ценность произведений.;
Какая поразительная сила таланта, какая яркость красок и, несмотря на совершенно неправдоподобный сюжет, какое полное правдоподобие"* - писал Вс.Иванов, прочитав рассказ "Подпоручик Киже".
Ю.Тынянов расширил жанровую функцию исторической новеллы, внеся в нее сатирическое изображение, что является своеобразным приемом в исследовании действительности.
Новаторские искания Ю.Тынянова в области исторической сатирической новеллы : позднее, в 30-е годы, были развиты в несколько ином аспекте М.Зощенко в его исторических рассказах "Голубая книга".
Искания М.Зощенко, создавшего интересную форму миниатюры, обогатили новеллистику. Исторический анекдот стал основой сюжета новелл М.Зощенко, и здесь большую роль в определении идейного смысла новелл играет подтекст, создаваемый с помощью по Иванов Вс. Собр.соч.в восьми томах, М., 1978, т.УШ, с.175. вествователя, комментирующего исторические факты, события.
При этом автор использовал художественный опыт Л.Толстого и А.Чехова в области новеллистики. В частности, рассказ Л.Толстого "Кавказский пленник", по выражению Б.Эйхенбаума, "построен на самих событиях, на самом сюжете - на самом простом интересе к тому, чем дело кончится"*. Новеллы М.Зощенко построены по тому же принципу, на внимании читателя к необычным случаям из далекого прошлого.
В 30-е годы к исторической прозе обращается писатель В. Ян2. Его рассказы и очерки отличаются живыми характерами, красочными пейзажными зарисовками, раскованностью сюжета, публицистичностью.
Отказавшись от новеллистического повествования, В.Ян продолжил в малом жанре традиции Тургенева, Бунина, заключающиеся в подробном описании интерьера, пейзажа, внутреннего мира героев, лиризме и поэтичности.
Интересные мемуарные новеллы о времени и о себе были созданы в 30-е годы О.Форш. По замыслу писательницы на первом плане "Живописной автобиографии" предполагалось изображение эпохи и ее людей, начиная с 1872 года до 1939 года. О.Форш писала: "Это не совсем обычная автобиография, образ эпохи, ее людей здесь выступает на первый план. Книга строится не в мемуарном о плане, а на сюжетной основе. Она будет состоять из 20 новелл"0.
1 Русский рассказ конца XIX-XX века, М., 1979, с.13.
2 См. "Голубая, сопка Заратустра", "Овидий в изгнании", "Письмо из скифского плена" / в кн. Ян В.,Загадка озера Кара-Нор, М., 1961/.
3 Форш О.Д. Собр.соч.в восьми томах, М-Л, 1964, т.У1, с.638-639.
О.Форш указывала на сложность воплощения исторического материала в одной книге в форме циклизованных новелл. Писательница написала девять новелл, из которых лучшими, на наш взгляд, являются "Филаретка", "Шапокляк", "Первая любовь", "Виев круг". В этих новеллах процесс духовного становления автобиографического героя дан в тесной связи с историей страны, с ее культурой. Однако интересный замысел не был доведен до конца. С этой задачей справился спустя сорок лет Л.Мартынов, объединивший свои новеллы в книге "Воздушные фрегаты".
Развитие жанра исторической новеллы и очерка продолжалось в 40-е годы, например, в творчестве Вс.Иванова, В.Яна, С.Маркова*.
Таким образом, в советской литературе сложился жанр исторического рассказа, отличающийся разнообразием формы, богатством проблематики, высокой идейностью, образностью.
Появление в 60-70-е годы исторического рассказа и очерка в творчестве ряда известных советских писателей выдвигает на повестку дня необходимость тщательного изучения исторической новеллистики.
Особенно удачны произведения малых жанров на историко-революционные темы: у М.Шагинян - "Билет по истории", "Рождество в Сорренто", С.Антонова - "Огонек вдалеке", В.Канивца - " Студент университета", повести и рассказы М.Прилежаевой, З.Воскресенской, Е.Драбкиной. Рассказы о деятелях культуры,; истории памятников и городов заняли видное место в творчестве Ю.Нагибина, Е.Осетрова, С.Наровчатова, С.Алексеева.
Значительный вклад в развитие советской исторической прозы В 1946-1954 гг. в журнале "Вокруг света" печатались исторические очерки и новеллы С.Маркова. внесли С.Марков и Л.Мартынов. Их проза представляет исключительно благодатный материал для выявления своеобразия жанра исторической новеллы, путей художественной типизации, способов воссоздания исторического прошлого и его связи с современностью.
Специфика исторического рассказа позволяет писателям в сжатой небольшой форме воскрешать яркие страницы русской истории, русской культуры, героические подвиги, ее славных сынов. Актуальность выбранной проблемы объясняется ведущей ролью рассказа в современном литературном процессе, как "разведчика нового" в освоении действительности.
В нашей работе прослеживаются творческие взаимосвязи двух больших самобытных художников:Л.Мартынова и С.Маркова,-их поиски в различных жанрах, и превде всего в области новеллы и художественного очерка.
Цель исследования: определить характерные черты современных исторических очерков и новелл, обновление и обогащение жанра в плане поэтических традиций путем сравнительно-типологического анализа творчества Л.Мартынова и С.Маркова.
Огромный материал исследования определил и построение нашей работы, которая состоит из введения, трех глав и заключения. В введении дается краткий обзор развития малых жанров русской литературы и обоснование актуальности данной работы.
Первая глава - "У истоков творчества Л.Мартынова и С.Маркова" посвящена становлению метода двух художников слова, закономерности их обращения к исторической прозе.
Вторая глава - дает анализ конфликта, сгожетосложения, способов воссоздания характеров в книгах Л.Мартынова "Воздушные фрегаты" и "Черты сходства".
Третья глава - "История и современность" определяет поэтические средства художественной типизации в исторических очерках и новеллах С.Маркова, различные формы документализма в исторических "малых жанрах", идейно-эстетическое значение книг "Земной круг", "Вечные следы".
Заключение: Подведение итога развития советского исторического очерка и новеллы, обобщение художественных открытий Л.Мартынова и С.Маркова в прозе 70-х годов, их место и значение в литературном процессе.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе2006 год, кандидат филологических наук Юсуфова, Луара Омаровна
Проза А.П. Платонова: жанры и жанровые процессы2005 год, доктор филологических наук Красовская, Светлана Игоревна
Художественный конфликт как жанро- и стилеобразующий фактор в новеллах Т. Керашева2005 год, кандидат филологических наук Пшизова, Асъят Каральбиевна
Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология2008 год, кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна
Эволюция и художественное своеобразие творчества Н. Никандрова2010 год, кандидат филологических наук Верховых, Ирина Александровна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хон, Юрий Леонидович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Советская литература 60-70-х годов отличается многообразием творческих исканий художников слова, утверждением героического характера, выявлением созидательных начал истории, народа и революции .
На современном этапе "главная функция искусства социалистического реализма в условиях социализма состоит в формировании гармонически развитой личности, творящей научно-техническую революцию, раскрытии ее гуманистического характера, особенно в зрелом социалистическом обществе, показе совпадения ее целей с целями коммунизма"*.
Появление жанра исторического очерка и новеллы в творчестве известных советских писателй /Вс.Иванова, М.Шагинян, Л.Мартынова, С.Маркова, С.Наровчатова, Е.Осетрова и др./ обусловлено запросами времени, необходимостью осмысления громадного исторического пути, пройденного обществом с Октября 1917 года.
Автобиографическая книга Л.Мартынова "Воздушные фрегаты" как раз и посвящена изображению роста одаренной личности вместе с ростом успехов нашего народа, строящего новое социалистическое общество, новую социалистическую культуру.
Исторические новеллы Л.Мартынова о революции, о путях развития молодой советской литературы, о годах первых пятилеток посвящены прежде всего современности, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.
Не случайно, "последней из наиболее важных для себя книг Метченко А. Подходя с широкой исторической меркой, "Коммунист", 1977, № 3, с.60. поэт назвал "Воздушные фрегаты"*, книги новаторской по содержанию и по своему жанровому оформлению.
Л.Мартынову в главном герое книги "Воздушные фрегаты" удалось запечатлеть типичные черты нового человека, рожденного победой социалистической революции. Это развитая личность, свободная от рутины, активно участвующая в социалистических преобразованиях, мыслящая, инициативная, творческая, тонко понимающая искусство, ненавидящая рабство в любых его проявлениях.
Последние стихи поэта, утверждающие высокое назначение человека, его активное творческое начало, перекликаются с основным идейным содержанием новелл в книге "Воздушные фрегаты". Хотите неба голубее, Погоды тише, красок краше -Дерзайте, чтоб стремилось небо На ваши грезы стать похоже. Не только лишь на полотне бы, р
Но и в действительности тоже!
Удачное воплощение мемуарного материала в форму новеллы с использованием традиционно-поэтических средств, опора на документальность и непосредственность изложения - заметно выделяют новеллы Л.Мартынова среди других произведений этого жанра. Воссоздание исторического колорита прошлого, атмосферы далекого Времени достигается Л.Мартыновым с помощью метко схваченных деталей, всегда точно передающих характерные черты описываемого периода. Как правило эти детали выразительны и емки, разнообразны по содержанию.
1 Дружба народов, 1980, № 10, с.9. р
Там же, с.4.
Одной из замечательных черт писателя является умение создать живые запоминающиеся образы, с их неповторимым индивидуальным обликом. В новеллах Л.Мартынова - это Вс.Иванов и А.Сорокин, ПДраверт и В.Итин, Ив.Ерошин и В.Уфимцев, М.Шкапская и Л.Лесная.
В последней книге Л.Мартынова /"Черты сходства". Новеллы, М., 1982/ отчетливо заметны перемены в обществе, в мировоззрении людей после победы Октябрьской социалистической революции.
Сознание историчности происходящих событий, свидетелем и участником которых был Л.Мартынов, побудило писателя рассказать о бегстве колчаковцев из Омска, о рождении первых советских журналов и открытии Турксиба.
Краткие исторические справки, многочисленные приметы времени, интересно выписанные образы в новеллах Л.Мартынова воссоздали одну из интереснейших страниц; бурного развития молодой советской литературы Сибири.
Л.Мартынов в своих новеллах обратил внимание историков литературы на ряд поэтических явлений, знание которых существенно обогащает наше представление о богатстве поисков литературы социалистического реализма в период ее становления.
В исторической прозе Л.'Мартынова ярко выражена горьковская традиция героического, с ее прославлением человека. В глубине истории Л.Мартынов видит созидательное начало. В новеллах "Лукоморье", "Сын боярский" писатель художественно запечатлел подвиг русского народа, освоившего огромные просторы Сибири, подчеркивая дружеские отношения первопроходцев с местными племенами.
Проза Л.Мартынова 70-х годов является еще одним свидетельством того, что писатель всегда остро чувствовал пульс эпохи, пульс литературы.
Исследовательский пафос, документальность, живое слово художника присутствуют в историко-литературных рассказах Е.Осет-рова, И.Андроникова.
В их творчестве десятки увлекательных новелл о Радищеве, Крылове, декабристах, Лермонтове, деятелях русской культуры.Особенно удачны рассказы и очерки Е.Осетрова о древнерусской литературе и памятниках древнерусского искусства*.
Таким образом, искания Л.Мартынова выражают одну из тенденций развития советской литературы. Большой мастер художественного слова, Л.Мартынов в жанр исторической новеллы ввел новые конфликты, новые темы ; с помощью ассоциативных связей усилил философское звучание, сохраняя при этом сжатость новеллистического повествования.
Творчество С.Маркова-одно из оригинальнейших явлений советской литературы.
Эволюция С.Маркова-художника неотделима от пути литературы, рожденной к жизни светом Октября. Стихи и очерки, новеллы и повести, баллады и романы - таково бесконечное проявление самобытного таланта, отдавшего свыше полвека служению литературе.
Искания С.Маркова свидетельствуют о его чудесном даре: жить всегда в ритме с Временем. В 20-е годы - это стихи и новеллы о гражданской войне, о борьбе за новый уклад жизни, о пафосе социалистического строительства. Не случайно осноположник советской литературы М.Горький обратил внимание на талант молодого т-1-:— х Осетров Е.И. Ветка Лауры. Владимир, I960 ;
Осетров Е.И. Поиски, находки, тайны. М., 1964 ;
Осетров Е.И. Родословное древо. М., 1979;
Осетров Е.И. Мир Игоревой песни, М., 1981.
С.Маркова и впоследствии внимательно следил за его становлением.
В 30-е годы появляются первые исторические очерки и стихотворения С.Маркова. Эта приверженность писателя к истории нашей родины сохранится у него до конца жизни.
В своей исторической прозе писатель не гонится за внешним эффектом, описанием экзотики заморских стран. Медленно и всесторонне раскрывает С.Марков исторический путь русского народа в богатую и загадочную Индию через Восточное море и Среднюю Азию.
Этот огромный материал, составленный из десятков путешествий русских землепроходцев, писатель удачно воплотил в жанрах исторического очерка и исторической новеллы.
В сотнях новелл о первопроходцах С.Марков неустанно подчеркивает героизм тысяч простых людей, вынесших основные тяготы освоения Северо-Востока и побережья Тихого океана, этим самым утверждая решающую роль народа в истории.
Вместе с тем в исторических новеллах писателя немало страниц уделено выдающимся путешественникам, ученым, общественным деятелям. Среди них образы Ермака и Семена Дежнева, Ерофея Хабарова и Миклухо-Маклая, Ивана Грозного и Петра I, Ломоносова и Пржевальского.
Такой подход к изображению прогрессивных действия в прошлом известных государственных деятелей основан на правильном марксистском понимании роли личности в истории.
Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей"*. Ленин В.И. Полн.собр.соч., М., 1958, т.1, с.159.
В исторических новеллах С.Маркова по-новому освещаются ранее известные факты и лица, научные тайны. При этом писатель остается предельно верным в оценке исторических эпох, обнажает социальные противоречия прошлого. Вспомним новеллы о бунте казаков на реке Лене в ХУЛ веке, о судьбахдекабристов, сосланных царизмом в Сибирь.
С.Маркову принадлежит честь в освещении декабристов со стороны их научной деятельности, которая в эпоху царизма, была одной из форм проявления гражданственности. Среди них Н. Бестужев, П.Муханов, К.Торсон, Н.Муравьев, принимавших участие в морских экспедициях, активно исследовавших природу Сибири. Однако "царизм принимал жесточайшие меры, чтобы ни одна, научная работа декабристов не проникла в печать
Новеллы С.Маркова о лучших сынах России /Радищев, Ломоносов, Пушкин, декабристы, Достоевский, В.Верещагин/ показывают их активную жизненную позицию, глубокий интерес к истории географических открытий, их мечты о свободной от угнетения отчизне, расцвет которой они связывали с развитием наук.
С.Маркову удалось создать оригинальный вид исторической новеллы. В книгах писателя "Земной круг", "Вечные следы", "Летопись" свыше шестисот таких миниатюр, "в которых рассыпаны золотые о крупицы, жемчужные зерна великих российских деяний" .
Исторические новеллы С.Маркова поражают прежде всего своей сжатостью, правдивостью и простотой. Ибо, по меткому определению В.Г.Белинского, "простота есть необходимое условие художественого
1 Наука и жизнь, 1975, № 12, с.74.
2 Окладников А.П. Напутствие, в кн. Марков С., Летопись, М.,1978, с.5. произведения, по своей сущности отрицающее всякое внешнее украшение, всякую изысканность. простота есть красота истины, и т художественные произведения сильны его .
С.Марков максимально "сжал" форму новеллы, доведя ее порой до одной страницы. В результате чего увеличилась емкость художественной детали, значение точных и выразительных эпитетов.
Характеристика образов осуществляется с помощью двух-трех слов, выделения какой-либо одной подробности, штриха. В новеллах С.Маркова характеры раскрываются в действиях, в конфликтах. Как правило это волевые, героические личности,раскрывающиеся в деле.
Строгий отбор языковых средств, умелое использование документов прошлого /летописей, писем, отчетов, записей/ способствует созданию ярких образов, атмосферы прошлого.
Ввод в действие образа повествователя, комментирующего исторические события в свете сегодняшнего дня, помогает усилить публицистическое звучание исторических новелл С.Маркова, выявляет скрытые связи Истории с: Современностью.
Для исторических новелл писателя характерна четкая композиция, сильный финал с его ясными выводами и обобщениями. Занимательность повествования заключена в самом историческом материале, в увлекательном научном поиске.
Книги С.Маркова "Земной круг", "Вечные следы" пронизаны строгим историзмом, проявляющемся в правдивом изображении событий и людей в их конкретных проявлениях, типичных для описываемой эпохи, при чем в каждом периоде русской истории писатель умело выделяет ее прогрессивные, демократические элементы.
1 Белинский В.Г. Собр.соч., М., 1978, т.Ш, c.J22.
Исторические новеллы С.Маркова, опираясь на достижения советской исторической прозы, утверждают поступательное движение истории в ее революционном развитии, раскрывают мужество и патриотизм русского народа.
Немало страниц в книгах С.Маркова посвящено мирному освоению Дальнего Востока, дружбе русских первопроходцев с алеутами, айнами, эскимосами, корейцами.
Не случайно в очерке "Соколиный остров" айны обращаются к русским за помощью от притеснений японских колонизаторов /"Вечные следы", с.415-422/.
Глубокое уважение к культуре других народов раскрыто в очерке "Страна белых лебедей". С.Марков одним из первых в советской литературе обратился к истории русско-корейских отношений, приводя убедительные факты дружбы двух народов. "Корейские переселенцы охотно принимали русские обычаи. Корея всегда видела в лице России свою могучую защиту. Русские люди в Приморье спасали корейцев от голода, давали им прибежище и защиту от врагов" /"Вечные следы", с.372-373/.
Тем самым, очерки и новеллы С.Маркова полемично направлены к теории "колонизации оружием", усиленно распространяемой милитаристскими кругами Японии и Китая. В современных условиях обострения идеологической борьбы историческая проза С.Маркова дает огромнейший материал политикам, ученым, писателям - в этом ее непреходящее значение.
В последние годы жизни у С.Маркова возникло желание написать "Автобиографический роман", состоящий из рассказов, самостоятельных в сюжетном отношении*. Писателю удалось создать
1 Маркова Г. О Сергее Маркове. Простор, 1980, № 7, с.141. шесть рассказов, содержащих интересный материал о первых годах Советской власти, о сибирских поэтах и прозаиках 20-х годов, о событиях и людях, ставших сегодня Историей. В этом отношении замысел С.Маркова совпал с исканиями Л.Мартынова, автора "Воздушных фрегатов".
Творчество двух ярчайших писателей Л.Мартынова и С.Маркова является отражением большого пути пройденного советской литературой .
Оценивая значимость писателя, надо помнить, что "исходной в творчестве художника была и остается его гражданская позиция. так как истинный талант не отгораживается от жизни"*.
В стихотворениях и поэмах, очерках и новеллах, повестях и романах, созданных обоими художниками, острое ощущение современности неразрывно связано с чувством истории, с ощущением ее глубинных истоков.
Прекрасное знание Л.Мартыновым и С.Марковым отечественной и мировой литературы, истории нашей Родины, огромного смысла социалистического строительства и проблем века объясняется их кровной связью с жизнью народа, активным участием писателей в общественной жизни страны.
Отсюда интернационализм и гуманизм, гражданственность и высокая идейность их творчества.
Во всех произведениях Л.Мартынова и С.Маркова заметно высокое художественное мастерство, самобытность, необыкновенное чувство поэтического слова, любовь к Родине.
Подводя итог, следует заметить, что не только роману, но и малым жанрам /повести, новелле, очерку/ доступно широкое изо
1 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 года, с.47. бражение событий далеких и близких эпох. Циклизация очерков и новелл позволяет писателям обратиться к наиболее ярким фактам минувшего, не стесняя себя жесткой формой романа. Чем крупнее талант, тем глубже художественнее обобщения.
Исторические повести, рассказы и очерки М.Шагинян, З.Воскресенской, М.Прилежаевой, Л.Мартынова, С.Маркова, С.Алексеева, Е.Осетрова иВ.Канивца посвящены,выявлению связи времени и поколений, становлению социально-активной личности.
Внутри исторической новеллистики наблюдается многообразие типологических форм: историко-революционный рассказ,историко-мемуарный рассказ, историческая новелла, историко-мифологичес-кий рассказ, военно-исторический очерк.
Одной из примечательных черт современной исторической новеллы является усиление в ней документального начала. Усиление художественной функции документа в свою очередь связано с повышением исследовательского пафоса в литературе, стремящейся определить основные тенденции развития общества.
Интенсивное развитие исторического рассказа обусловлено качественными сдвигами, происходящими сейчас в советской литературе, в которой происходит непрерывный процесс обогащения и обновления традиций.
Новаторские поиски и открытия Л.Мартынова и С.Маркова в жанрах исторического очерка и новеллы свидетельствуют о богатстве стилевых течений в советской литературе, о неограниченных возможностях метода социалистического реализма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хон, Юрий Леонидович, 1983 год
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма Маркс К. и Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. изд. 2-е, т.З. - с.1-4.
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч. изд.2-е, т.4. с.419-459.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Введение /из экономических рукописей 1857-1858 г.г./ Соч. изд.2-е, т.12, - с.709-738.
4. Маркс К. и Энгельс Ф. К критике политической экономии. Предисловие. Соч. изд.2-е, т.13. - с.5-9.
5. Маркс К. Ф.Лассалго. 19 апреля 1859 г. Соч. изд.2-е, т. 29. - с.482-485.
6. Энгельс Ф. Ф.Лассалю 18 мая 1859 г. Соч. изд. 2-е, т.29. с.490-496.
7. Энгельс Ф. М.Гаркнесс, апрель 1888 г. Соч. изд.2-е, т.37.- с.35-37.
8. Маркс К. и Энгельс Ф. Русская литература. К.Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, в двух томах, М., Искусство, 1976, т.1.- с.486-502.
9. Энгельс Ф. Немецкие народные книги. К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве, в двух томах, М., Искусство, 1976, т.2. - с.525--532.
10. Ленин В.И. Что такое "друзья народа". Полн.собр.соч., изд.5. М., 1958, т.1, с.662.
11. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., изд.5, т.12, с.99-105.
12. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., изд.5, т.17, с.206-213.
13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр. соч., изд.5. т.18, с.7-384.
14. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. Полн.собр.соч., изд.5. т.20, с.19-24.
15. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Полн.собр.соч., изд. 5, т.20, с.100-104.
16. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн.собр.соч., изд.5. т.21, с.255-262.
17. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати в России. Полн.собр. соч. изд.5, т.25, с.93-101.
18. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн.собр. соч., изд.5. т.25, с.255-320.
19. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. Полн. собр.соч., изд.5, т.26, C.I06-II0.
20. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч. изд.5, т.41, с.298-318.
21. Документы и материалы КПСС и Советского государства
22. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с.223
23. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, с.25б
24. Материалы Пленума Щ КПСС 14-15 июня 1983 года. М.: Политиздат. 1983. - с.78
25. Постановление ЦК КПСС от 21 января 1972 года "О литературно-художественной критике". В кн.: Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. Изд.второе, доп. - М.: Политиздат, 1983. -с.405-408.
26. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года "О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции". В кн.:
27. Об идеологической работе КПСС. с.279-297.
28. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы". В кн.: Об идеологической работе КПСС. - с.316-327.
29. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 года "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик". В кн.: Об идеологической работе КПСС. - с.360-374.
30. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС 23 декабря 1969 года. В кн.: Об идеологической работе КПСС. - с.148-190.
31. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ю.В.Андропова на июньском Пленуме ЦК КПСС /1983/ В кн.: Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года. - М.: Политиздат. 1983. - с.5-26.
32. Труды по теории и истории литературы
33. Белинский В.Г. Литературные мечтания. Собр.соч. в 3 томах. М.: Худ.лит-ра, 1976, т.1, с.47-127.
34. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений А.Марлинского. -Собр.соч.в 9 томах, т.З, с.7-37.
35. Белинский В.Г. Русская литература в 1840 году. Собр.соч. в 9 томах. т.З. - с.178-215.
36. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. в 9 томах. т.З, с.294-350.
37. Белинский В.Г. Русская литература в 1845 году. Собр. соч.в 9 томах, т.8. - с.7-33.
38. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе. Собр. соч. в 9 томах, т.8. - с.34-60.
39. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года. -Собр.соч.в 9 томах, т.8. с.182.
40. Добролюбов Н.А. О русском историческом романе. Собр. соч. М-Л. 1961. т.1. - с.89-98.
41. Добролюбов Н.А. О поэтических особенностях великорусской народной поэзии е выражениях и оборотах. Собр.соч., т.1. -с.81-84.
42. Добролюбов Н.А. О степени участия народности в развитии русской литературы. Собр.соч. М-Л. 1962. т.2. с.218-272.
43. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. Избранные статьи. М.: Сов.Россия. 1978. с.25--34.
44. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода. Избранные статьи. с.164-213.
45. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? Избранные статьи. с.319-363.
46. Горький М. Разрушение личности. В кн.: М.Горький о литературе. М.: Сов.Россия. 1980. - с.49-98.
47. Горький М. Лев Толстой. В кн.: М.Горький о литературе. - с.121-164.
48. Горький М. О том, как я учился писать. В кн.: М.Горький о литературе. - с.219-250.
49. Горький М. Рабочий класс должен воспитать своих мастеров культуры. В кн.: М.Горький о литературе. - с.251-257.
50. Горький М. Беседы о ремесле. В кн.: М.Горький о литературе. - с.274-338.
51. Горький М. О социалистическом реализме. В кн.: М.Горький о литературе. - с.390-397.
52. Горький М. Беседа с молодыми. В кн.: М.Горький о литературе. - с.409-430.
53. Горький М. Советская литература. Доклад на Первом всесоюзном съезде советских писателей 17 августа 1934 года. -В кн.: М.Горький о литературе, с.431-464.
54. История русской советской литературы в 4-х тт. М.: Наука. 1967-1977.
55. История русской советской литературы /1917-1940/ под редакцией А.И.Метченко, С.М.Петрова. М., 1975, с.Ш
56. История русского советского романа, в 2-х книгах. М-Л.,1965.
57. Очерки истории русской советской журналистики. М.: Наука,1966, с.80.
58. Литературное наследство Сибири, т.1. Новосибирск 1969. т.П 1972, т.Ш - 1974.
59. Писатели-сибиряки. Литературно-критические статьи. Вып. первый. Новосибирск, 1956. с.344.
60. Писатели советской Сибири, том. I, Иркутск. 1952. с.7. Русская советская повесть. Л.; Наука, 197Б. с.Z5i Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. - Л.: Наука, 1970, с.593.
61. Советские писатели. Автобиографии, т.т.1.П. М. 1959., т.Ш. М.,1966. с.456-459.
62. Современная русская советская повесть. Л., Наука, 1975, с. 264.
63. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Изд.2-е, М., 1975, с.559.
64. Абрамович Г.Л. Введение в литведение. Изд.7-е. М.: Просвещение. 1979, с.352.
65. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1973, с.318.
66. Бовдаренко Г.В. Советский рассказ. Новое в жизни, науке, технике. Серия Литература. № 2, 1981. Изд.Знание. М., 1981, с.64.
67. Буцэдин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л., Наука, 1975, с. 159.
68. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. М.: Сов. писатель, 1972, с. 424.
69. Воробьева Н.И. Принцип историзма в изображении характера. М.: Наука, 1978, с. 251.
70. Глушков Н.й. Очерковые формы в советской литературе. Изд. Ростов на Дону ун-та, 1969, с.221
71. Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов на Дону, 1979, с.110.
72. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века. Л.: Наука, 1979, с.208
73. Дремов А.К. Партийность литературы и современность. М.: Худ.лит-ра. 1980, с.271.
74. Дементьев В. Леонид Мартынов. М.: Сов.писатель. 1971, с. 312.
75. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Л.: Наука, 1967., с.340
76. Иванов Всеволод. Уч.записки Омского пединститута, вып.47, Омск, 1970, с.24
77. Иванов В.И. Идейно-эстетические принципы советской литературы. М., 1971, с.
78. Заморий Т. Проблема героического характера в современном русском рассказе. Киев, 1976, с.272
79. Крамов И. В зеркале рассказа. М.: Сов.писатель, 1980, с.296.
80. Кузьмичев И. Герой и народ. М., 1973, сД52.
81. Ленобль Г. История и литература. М., 1977, с.зоо Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967, с.372
82. Лобанова Т. Исторические романы Василия Яна. М., 1979 г.,с.191
83. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. М. 1975. сЛЧЬ Литература великого подвига. М., 1970, вып.I ; М.,1975, вып. П ; М., 1978, вып.Ш.
84. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Избранные работы в двух томах. М., 1982. т.1, с.485.
85. Минокин М.В. Современная советская проза о подвиге народа. М.: Просвещение. 1982, с.176.
86. Оскоцкий В. Роман и история. М., I98Q, с.384. Пауткин А. Советский исторический роман. М., 1970, с.108. Петров С. Русский советский исторический роман. Изд.2-е, М., 1980, с.15.
87. Петров С. Основные вопросы теории реализма. М.: Просвещение. 1975, с.303.
88. Рыбинцев И.В. Советский художественный очерк. Киев. Вища школа. 1976, с.16.
89. Смирнова Л.А. Проблемы реализма в русской литературе XX века. М.: Просвещение, 1976.с.144.
90. Сучков Б.Т. Исторические судьбы реализма. Изд.2-е. М., 1981. с.455.
91. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Изд.5-е. М.: Просвещение, 1976, с.448.
92. Трушкин В.П. Литературная Сибирь первых лет революции. Иркутск. 1967, с.312.
93. Тынянов 10.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977, с. 179.
94. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. М., 1961, с. 49.
95. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982, с.184.
96. Хватов А.И. На стдадае века. Изд.2-е. М., 1975. с.478.
97. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд.3-е. М.: Сов.писатель, 1975, с.408.
98. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. 2-е изд. М.: Сов.писатель. 1978, - с.365.
99. Художественно-документальные жанры. Иваново, 1970, с. 132.
100. Щербина В.Р. Пути искусства. М.: Худ.лит-ра, 1970, с. 414.
101. Щербина В.Р. Проблема литературного образования в средней школе. М.: Просвещение, 1978. с.270.
102. Шубин Э. Современный русский рассказ. Л., 1974, с.182.
103. Шешуков С. Неистовые ревнители. М., 1970, с. 350.
104. Этов В.И. Современный рассказ. М.: Знание, 1983. с.64 /Новое в жизни, науке, технике, сер.Литература, № I/.
105. Явчуновский Я. Документальные жанры. Саратов, 1974, с. 231.
106. Яновский Н. Поиск. Литературно-критические статьи. Новосибирск, 1979. с. 2561. Источники
107. Горький М. По Руси. Полн.собр.соч.в 25 т.т., т.14. -с.141-558.
108. Марков С. Русские на Аляске. Исторический очерк, М., 1946, с.152.
109. Марков С. Тибетские четки. Простор, 1976, № I, с.93-104. Марков С. В городе Сартламе. Поэзия. М.: Молодая гвардия, 1975, Л 14, с.133-148.
110. Марков С. Зарницы юности. Литературное обозрение, 1975, № 12, с.62-64.
111. Марков С. Югорская рапсодия. Сибирские огни, 1973, № II, с. 178-185.
112. Марков С. Начало начал. Простор, 1971, № I, с.91-97.
113. Марков С. Омская сага. День поэзии, М., Сов.писатель, 1969, с.273-276.
114. Марков С. Вечные следы. Наука и жизнь, 1972, В I, с.56-63.
115. Марков С. Сибирский характер. В мире книг, 1978, № II, с. 48-50.
116. Марков С. Золотые зерна, истории. Простор, 1972, 2, с. 77-99.
117. Марков С. Летопись Аляски. Смена, 1946, № 13-14, с.II.
118. Марков С. Архивы Колумбов Российских. Омская область, 1940, № 7, с.45-47.
119. Марков С. Обновленные племена. Наши достижения, 1929, Л I, с.116-128.1. Литература о Маркове С.Н.
120. Анов Н. Искатель живой воды. В кн. На литературных перекрестках. Алма-Ата, 1974, с.90-104.
121. Бондаренко В. Путешествие по вечным следам. Север, 1974, № II, с.121-122.
122. Владимирцев В. Не переставая удивляться и удивлять.Проотор, 1975, № I, с.105-106.
123. Дементьев В. Искатель живой воды. Сибирские огни, 1973, № 5, с.152-157.
124. Дияжева Р. Птицы с Востока. Литературное обозрение, 1974, № 6, с.39.
125. Дияжева Р. Действительность и художественные традиции Востока в творчестве Сергея Николаевича Маркова. Автореф.дис.на соиск. учен.степ.канд.фил.наук. М., 1980, с.23
126. Дияжева Р. С.Н.Марков: Очерк творчества. М., 1983, с.175.- 170
127. Задорнов Н. Мореплаватели, землепроходцы, летописцы. Лит. газета, 1974, 25 декабря, с.4.
128. Ларичев В. На стыке науки и литературы. Сибирские огни, 1976, В 9, с.172-177.
129. Мартынов Л. Вечные следы. Наука и жизнь, 1975, В 2, с.62-63. Маркова Г. 0 Сергее Маркове. Простор, 1980, № 7, с.136-145. Каратаев М. Поэт, прозаик, ученый, путешественник. Простор, 1976, № 9, с.114-120.
130. Кадиялиева А. Казахская тема в прозе Сергея Маркова. Простор, 1975, $ 9, с.88-91.
131. Кадиялиева А. Идущий к вершинам. Известия АН Каз.ССР, сер. филолог. 1974, № 2, с.50-54.
132. Осетров Е. Ветры Тихого океана. Лит.Россия, 1974, 7 июня,с.16.
133. Осетров Е. Открыватели. Лит.обозрение, 1976, № II, с.38-39. Скуратов М. Сергей Марков. Наш современник, 1963, Jfc 4, с. 209-218.
134. Тихонов С. /О "Земном круге"/ Вокруг света, 1967, .№ 1,с.77. Урбан А. Урок дружбы. Простор, 1973, № I, с.87-94. Фоняков И. В серебряном просторе. Лит.газета, 1976, 24 ноября,с.6.
135. Фоняков И. Сергей Марков. Новосибирск, 1983, с.67. Хон Ю. В знак многолетней дружбы. Альманах библиофила, вып.14, М. Книга, 1983, с.258-260.
136. Урбан А. Урок дружбы. Простор, 1973, № I,, с.87-94. Щербань 0. Рассказы Сергея Маркова и новеллистические традиции 30-х годов. в кн. Традиции и новаторство в советской литературе. М., 1977, с.85-94.
137. Щербань 0. Творчество Сергея Маркова /20-30-е годы/. Авто-реф.дис.на соиск.учен.степ.канд.фил.наук. М., 1977, с.17
138. Югов А. Следопыт веков и тысячелетий. ЛГ, 1973, 7 февраля,с.5.
139. Произведения Мартынова Л.Н.
140. Мартынов Л. Река Тишины. М., 1983, с.176.
141. Мартынов Л. Черты сходства. М., 1982, с.224.
142. Мартынов Л. Золотой запас. М., 1981, с.248.
143. Мартынов Л. Узел бурь. Стихи. М., 1979, с.159.
144. Мартынов Л. Гиперболы. М., 1978, с.205.
145. Мартынов Л. Земная ноша. М., 1976, с.237.
146. Мартынов Л. Собр.соч.в трех томах, М., 1977.
147. Мартынов Л. Сб."Жар-цвет", Омск, Огиз, 1943, с.66.
148. Мартынов Л. Поэмы. Омск, Омгиз, 1940, с.108.
149. Мартынов Л. Крепость на Ски, историческая повесть, Омгиз, 1940, с.106.
150. Мартынов Л. Стихи и поэмы, Омск, 1939, с.126.
151. Мартынов Л. Повесть о Тобольском воеводстве. Новосибирск, 1970, с. 14
152. Мартынов Л. Эрцинский лес. Омск, Огиз, 1945, с.129.
153. Мартынов Л. Наше знамя реализм, ЛГ, 16 марта, 1963, № 33,с.1.
154. Мартынов Л. Чего мы ждем от критики? ЛГ, 26 мая, 1971, № 22,с.4.
155. Мартынов Л. Выступление поэта в обществе Итальянской дружбы с СССР, Иностранная литература, 1958, № 4, с.208.
156. Мартынов Л. Удел поэта, Знамя, 1962, Л 2, с.220-222.
157. Мартынов JI. Вечные следы. Наука и жизнь, 1975, J6 2, с.62-63.
158. Мартынов Л. Чудесный город. Заметки о творчестве Валерия Дементьева. Наш современник, 1975, № 5, с.184-186.
159. Мартынов Л. Явление Тихонова. Лит.Россия, 3 декабря, 1976, № 49, с.6.
160. Мартынов Л. Доброго пути: стихи Олжаса Сулейменова, ЛГ, J& 74, 13 июня 1959, с.6.
161. Мартынов Л. В стране поэзии российской, диалог с критиком, ЛГ, 29 марта, 1967, В 13, с.7.
162. Мартынов Л. Фрегаты времени, диалог с критиком, ЛГ, I января, 1974, I, с.6-7.
163. Мартынов Л. "Мысли мои не о том, что сделано." ЛГ, 4 сентября 1970, I 36, с.8.
164. Мартынов Л. Ответ на юбилейную анкету о Пушкине. Вопросы литературы, 1974, $ 6, с.14-15.
165. Мартынов Л. Вместо предисловия, в кн. Сулейменов 0. Определение берега, стихи и поэмы, Алма-Ата, 1976, с.3-10.1. Литература о Мартынове Л.
166. Дементьев В. Сладостное бремя. Волга, 1970, № 8, с.182-188.
167. Дементьев В. Леонид Мартынов. Поэт и время, М., Сов.писатель, 1971, с.31 Я.
168. Дементьев В. Проза поэта, Новый мир, 1975, № 5, с.273-276.
169. Дементьев В. Даритель счастья. К выходу собрания сочинений Л.Н.Мартынова. Лит.Россия, 14 апреля 1978, 15, с.9.
170. Иванова Н.И. Молчаливому собеседнику. Знамя, 1975, № 4, с.239-242.
171. Колмановский Е. Стихами о жизни говорит. Сб. Портреты и проблемы, Л., 1977, с.208-232.
172. Кульчицкий В. Маяковский и его традиции в современной философской лирике. Труды Киргизского гос.ун-та. Фил.науки, вып. XIX, серия, Вопросы поэтики, П, Фрунзе, 1975, с.64-67.
173. Ларцев В.Г. Поэзия и наука. Фан. Ташкент, 1974, гл.5, СамГУ. Лавлинский Л. Вулкан метафор. Дружба народов, 1975, № 8, с.248.
174. Лавлинский Л. Единый язык искусства. Новый мир, 1976, № 5, с.239-249.
175. Лавлинский Л. Курс воздушных фрегатов. Лит.обозрение, 1983, Я 3, с.84-92.
176. Марченко А. Так получится всего складней. Лит.обозрение, 1983, Г6, с.62-64.
177. Михайлов Ал. Все выразить пришла моя пора. Москва, 1975, № 5. с.213-215.
178. Паперный А. Земля Леонида Мартынова. Москва, 1980, № 5, .с. 212-213.
179. Поликовская Л. Теорема бытия. Наука и религия, 1975, № 6,с.91.
180. Соколова Н.А. Ассоциация и аллегория в поэтической системе Леонида Мартынова. Фил.науки, 1976, I, с.36-45.
181. Стрелкова И. Идти своим путем. Лит.Россия, 28 марта, 1975, № 13, с.17.
182. Тимофеев Л.И. Среди стихов. Знамя, 1945, № 7, с.164-166.
183. Шалевич Б. Сибирские поэмы Л.Мартынова. Алтай, Барнаул, 1974, № 4, с.86-90.
184. Яновский Н. Тайны воздушных фрегатов. Литературное обозрение, 1974, № 2, с.8-9.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.