Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках: II половины XVI - начала XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Мумрикова, Лариса Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Мумрикова, Лариса Ивановна
Введение.
Глава I. Православная культура - фактор укрепления и развития российской государственности.
1.1. Влияние православной культуры на становление российского образования.
1.2. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании российской культурной традиции.
1.3. Православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы.
1.4. Выводы по I главе.
Глава II. Национальная культурная традиция в русских букварях и азбуках.
2.1. Печатные буквари и азбуки второй половины XVI - конца XVII веков.
2.2. Обучение грамоте в начале XVIII - начале XX веков.
2.3. Советские и постсоветские буквари и азбуки. Букварь современных православных гимназий.
2.4. Выводы по II главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Церковноприходские школы и школы грамоты Восточной Сибири в 1884 - 1917 гг.: На материалах Иркутской и Енисейской епархий2002 год, кандидат исторических наук Наумова, Надежда Николаевна
Педагогическая обоснованность инновационной технологии обучения грамоте в школах Республики Таджикистан2007 год, кандидат педагогических наук Алиева, Адиба Иймомназаровна
Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв.2003 год, кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна
Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России2011 год, доктор педагогических наук Дивногорцева, Светлана Юрьевна
Православная культура в литературном образовании2005 год, кандидат педагогических наук Шишкин, Алексей Ефимович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках: II половины XVI - начала XXI веков»
Каждой цивилизации присущ свой определенный духовный компонент, благодаря которому она живет и развивается. В основе самобытной тысячелетней российской цивилизации лежат фундаментальные ценности, которые духовно определяют многочисленные аспекты человеческой деятельности. Православие принесло российскому государству свою, совершенно новую, евангельскую систему нравственных норм и принципов, регулирующую жизнь общества, воспитывающую и преображающую славянские языческие племена. На Руси стали появляться учебные заведения, а вместе с ними и учебная литература, с помощью которой молодое поколение могло получать образование. Такими первыми учебниками для обучения чтению являлись Часослов и Псалтирь. На основе этой церковной литературы дети не только обучались чтению, но и получали необходимое духовное и нравственное воспитание. Так, обучение и воспитание осуществлялось неразрывно друг от друга.
Прошло девять столетий, на протяжении которых благоговейное отношение нации к своей православной культуре почти не менялось. Но наступил бурный и трагичный XX век - эпоха советской власти, оставившая яркий отпечаток в духовной жизни российского общества, подменившая традиционную православную культуру атеистической идеологией.
С 90-ых годов XX века российское общество стало возвращаться к Православию. Изменилось и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Проблема духовного возрождения, возвращения к истокам стала важнейшей государственной задачей.
Возрождение традиций обогатило систему отечественного духовного образования. Открылись православные гимназии и лицеи. Во многих из них возникла проблема, связанная с профессиональным, квалифицированным преподаванием азов христианства. Учителя в процессе обучения детей грамоте, используют современный светский букварь или азбуку. Как показал проведенный анализ, духовное, а иногда и нравственное воспитание, с их страниц, к сожалению, исчезло. Учителя вынуждены самостоятельно добавлять материал, связанный с православной культурой. В связи с этим очень скоро встал вопрос о создании православного букваря. В 90-ых годах XX - начала XXI века были опыты создания современных отечественных православных букварей: «Православный букварь» Н.В. Давыдовой, «Азбука для маленьких христиан» священника Анатолия Стальбовского, «Азбука для православных детей» Н. Орловой, «Православная азбука для малышей» Ю. и В. Артемьевых, «Азбука для обучения детей в школе и семье» и др.
Однако все перечисленные выше пособия, включая в себя богатый материал для духовно-нравственного воспитания, нуждаются в методическом дополнении и содержательном развитии. Между тем, такие печатные учебники, базирующиеся на многовековой православной культурной традиции, стали появляться еще со II половины XVI века. Первыми среди них были: «Азбука» 1574 года дьякона Ивана Федорова, «Азбука» 1634 года Василия Бурцева, «Букварь словенороссийских письмен.» иеромонаха Кариона Истомина, «Алфавитарь ради учения малых детей» архиепископа Архангельского Афанасия Холмогорского и т.д. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения материала по православной культуре в русских букварях и азбуках предшествующих веков. Важно выявить и использовать все то положительное, что было накоплено в предшествующие этапы развития и совершенствования системы образования, и что способно позитивно повлиять на эффективность современного духовно-нравственного воспитания младших школьников в православных гимназиях. Многое из того, что заключено в педагогическом наследии, подходит и для наших дней. Это поможет в современных условиях разрешить возникающие проблемы.
Над анализом исторических традиций в содержании букварей и азбук трудились такие видные деятели как Л.Н. Аверьянова, М.Б. Ботвинник,
А. Глухов, В.Г. Горецкий, Э.Е. Зайденшнур, В. Зелинский, В. Золотов, Д.И. Извеков, Г.В. Карпюк, Н.В. Качалов, В.А. Кирюшкин, Л. Кудрявцева, М.Р. Львов, Е.Л. Немировский, А. Николич, Ф.Ф. Резенер, Ф. Сетин и др. Но только некоторые авторы (Л.Н. Аверьянова, Д.И. Извеков, Е.Л. Немировский, А. Николич) уделяли внимание духовно-нравственному содержанию данной учебной литературы, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как их исследования носят фрагментарный характер.
Стремление восполнить этот существенный пробел и побудило нас избрать темой исследования «Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках (II половины XVI - начала XXI веков)».
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения и анализа духовно-нравственной компоненты в русских букварях и азбуках, занимающей в них далеко не последнее место на протяжении почти четырех с половиной веков, а также перспективой использования этого материала на уроках обучения грамоте в православных гимназиях и лицеях.
Цель работы - выявить традиции духовно-нравственного воспитания в русских печатных букварях и азбуках II половины XVI - начала XXI веков и определить возможности использования этого материала в православной гимназии в период обучения грамоте младших школьников.
Объект исследования - православная культура в обучении и воспитании школьников.
Предмет исследования - исторические традиции духовно-нравственного воспитания в содержании русских букварей и азбук II половины XVI - начала XXI веков.
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности духовно-нравственного воспитания в Русском государстве (Х1-ХХ1 вв.).
2. Показать значимость православной культуры в процессе становления и развития российского образования.
3. Исследовать роль православной культуры как основы для создания учебной литературы.
4. Провести анализ русских печатных букварей и азбук II половины XVI - начала XXI веков в свете православной культурной традиции и канона.
5. Разработать концептуальную модель использования материала по духовно-нравственному воспитанию для школьников периода обучения грамоте в современных православных гимназиях.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс обучения и воспитания в условиях современной православной гимназии окажется наиболее результативными, если в нем будут широко использованы исторические традиции духовно-нравственного воспитания и задействован учебник для первоначального обучения чтению (букварь или азбука), базирующийся на модели, концептуально сориентированной на православную культуру и христианские традиции духовно-нравственного воспитания. Это позволит решить не только основные задачи обучения грамоте, но и многие воспитательные аспекты, создать условия для приобщения детей к важнейшим граням православной культуры.
Методологическую основу исследования составили: аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности жизни общества и составляющие одну из сущностных основ духовно-нравственного воспитания; философские идеи о причинно-следственной связи явлений; важнейшие положения культурологии, свидетельствующие о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; положение о связи православной культуры и педагогики; дидактические принципы единства воспитания и обучения, идеи целостного подхода к становлению личности; богословские и догматические принципы Православия, частью которых является духовно-нравственное воспитание.
Теоретическая база исследования. Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских религиозных философов H.A. Бердяева, И.А. Ильина, С.М. Соловьева, П.А. Флоренского; крупнейших историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева; известных культурологов: Ю.Г. Марченко, П.Н. Милюкова, Б.А. Рыбакова. Различные вопросы о месте и роли православной культуры нашли свое отражение в работах таких крупнейших педагогов, как П.Ф. Каптерев, К.П. Победоносцев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский; в святоотеческом наследии святителей Григория Богослова, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста; современных христианских педагогов и церковных деятелей протоиерея В.В. Зеньковского, Е. Шестуна,
A.И. Осипова, а также таких писателей как Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского,
B.А. Жуковского, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина. Кроме того, в памятниках древнерусской литературы и русских летописях; в работах по изучению истоков учебной книги таких исследователей, как М.Б. Ботвинник, Е.Л. Немировский и др.
Теоретические основы исследования базируются также на трудах и исследованиях многих современных ученых о вопросах духовно-нравственного воспитания и образования в новой социокультурной и политической ситуации, проблемах сохранения культурно-исторического наследия: В.А. Беляевой, A.B. Бородиной, Ю.П. Вавилова, И.А. Галицкой, СЮ. Дивногорцевой, М.В. Захарченко, Ю.Г. Круглова, Е.А. Куркина, В.Н. Лазарева, B.C. Леднева, С.Г. Макеевой, Ю.Г. Марченко,
B.М. Ментшикова, И.В. Метлика, И.Г. Минераловой, A.B. Морозова, H.A. Нарочницкой, М.Ю. Новицкой, A.B. Павловской, A.C. Панарина,
C.B. Перевезенцева, Т.И. Петраковой, И.В. Понкина, Л.А. Рапацкой, Т.В. Скляровой, В.А. Сластенина, Л.В. Суровой, В.Ю. Троицкого, Т.В. Челышевой, В.Ф. Шаповалова, Л.Л. Шевченко, О.Ю. Юрьевой, О.Л. Янушкявичене, Киприана (Ященко) и др. В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала Православия.
При написании работы использовался следующий комплекс методов исследования: теоретико-аналитический (анализ педагогической, церковно-исторической, лингвистической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также официальных государственных документов, программ, учебных пособий); сравнительно-исторический (анализ русских букварей и азбук); аналитический (анализ основных учебников по обучению грамоте II половины XVI - начала XXI веков); обобщающий (описание результатов анализа материала по православной культуре в учебниках по обучению грамоте, синтез); интерпретация (объяснение, сравнение, подбор материала по православной культуре для использования его на уроках обучения грамоте в православных гимназиях).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- в исследовании применен концептуально новый для отечественной педагогики подход к изучению и описанию религиозных аспектов образования через учебно-методическую литературу для учащихся, собран и систематизирован обширный материал, отражающий неизвестный и не описывавшийся прежде в России педагогический опыт;
- за счет дифференциации педагогических подходов обеспечивается более квалифицированный и многосторонний анализ гуманитарного направления религиозно-образовательной деятельности; произведена оригинальная постановка и рассмотрение в педагогическом ракурсе теоретических и методологических проблем, входящих в компетенцию религиоведения, философии и теологии: проблема адекватной репрезентации и интерпретации религиозных явлений в образовательных целях, соотнесение личного и социального в учебно-методической литературе и др.;
- впервые в отечественной педагогической науке достижения теории познания, психологии развития, философии образования и религии представлены в качестве ресурса инновации школьного религиозного образования (православные школы и гимназии) - впервые осуществлен сравнительно-исторический анализ и охарактеризовано становление и развитие русских печатных букварей и азбук со II половины XVI по начало XXI веков в контексте задач современного духовно-нравственного образования и воспитания;
- предложена концептуальная модель первого школьного учебника, основанного на традиционной методике обучения и предназначенного для современных православных гимназий (сюжетные и предметные картинки духовно-нравственного характера со схемами-моделями слов; стихотворения православного содержания на каждую букву алфавита; нравственные и поучительные тексты для чтения; рассказы о церковных Двунадесятых праздниках со стихотворениями; молитвы), а также методические рекомендации для учителей.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем:
- осуществлено совершенствование концептуального аппарата общей педагогики и теории образования за счет выявления и представления вошедших в педагогический оборот терминологических новообразований, создания специальной типологии религиозного образования, учитывающего современный российский опыт, уточнены некоторые понятия образования и воспитания;
- разрабатывалась общепедагогическая проблематика посредством вычленения узловых проблем теории и методологии школьного религиозного образования (православные школы и гимназии) в плане целеполагания, выявления условий организации учебно-воспитательного процесса, отбора содержания образования, применения современных методов и технологий в области изучения религии;
- выявлены исторические, социальные и культурные компоненты начального религиозного образования на педагогическом основании -впервые показана актуальность теоретического и практического исследования духовно-нравственной компоненты в русских печатных букварях и азбуках II половины XVI - начала XXI веков;
- описание и систематизация современных моделей школьного учебника религиозного образования в российских православных гимназиях комплексно детерминировано религиозными, научными и педагогическими нормативами;
- подверглось целостному рассмотрению и анализу культурологическое наследие Православия в контексте содержания учебников по обучению грамоте прошлых веков.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
- результаты исследования могут найти применение в современной православной гимназии на уроках обучения грамоте;
- выводы по проделанному сравнительно-историческому анализу и фактические материалы могут быть использованы в процессе преподавания курса методики обучения чтению при подготовке учителей начальных классов;
- материалы исследования могут привлекаться для исторического освещения проблем обучения чтению и воспитанию в букварях и азбуках при проведении дальнейших научных исследований.
Основные этапы исследования:
- на первом этапе (2002 - 2004 гг.) изучалась и анализировалась педагогическая и учебная литература по заданной теме, исследовалась степень разработанности проблемы, определялись цели и задачи, объект и предмет исследования;
- на втором этапе (2004 - 2005 гг.) обогащался и систематизировался накопленный материал, апробировался в публикациях и выступлениях на конференциях, а также на заседаниях кафедры общей педагогики перед коллегами. Уточнялась цель исследования, объект и предмет, конкретизировались задачи и гипотеза;
- третий этап (2005 - 2007 гг.) включал обзор современных материалов, анализ и обобщение результатов исследования, формулировку выводов и оформление диссертации.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены в публикациях автора, докладывались на X Всероссийской конференции «Русская школа как система воспитания и образования» (г. Москва, 2003 г., Министерство образования Российской Федерации, Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, МПГУ и др. организации); на Международной научно-педагогической конференции «Экология и нравственное сознание в современном мире» (г. Сергиев Посад, 2003 г., МДАиС); Всероссийской конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников» (г. Ярославль, 2004 г., ЯГПУ); I Якутских республиканских Рождественских чтениях на тему: «Церковь и общество: воспитание патриота и гражданина» (г. Якутск, 2005 г., Якутское епархиальное управление при поддержке правительства республики Саха (Якутия)), а также на XIV, XV и XVI Ежегодной Богословской Конференциях ПСТГУ (г. Москва, 2004 г., 2005 г., 2006 г., ПСТГУ).
Материалы исследования систематически использовались при проведении лекций и практических занятий по методике русского языка при кафедре педагогики и методики начального образования педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы, а также обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики данного университета, кафедры педагогики МГТУ им. М.А. Шолохова.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями, которые были разработаны с опорой на философскую, историческую, культурологическую, методическую, аксиологическую, дидактическую и догматическую базу, а также выбором используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью полученных выводов в процессе исследования.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
- развитие и распространение практики религиозного образования, опирающегося на принципы педагогического взаимодействия, исторической необходимости и преемственности является одним из направлений педагогической инновации в современном религиозном образовании (православные школы и гимназии), в практической реализации его построения на педагогических основаниях;
- распространение феномена религиозного образования в конце XX века в России становится свидетельством парадигмального сдвига в понимании целей, задач, содержания школьного религиозного образования в современных условиях. Движущей силой здесь выступает необходимость адаптации образовательных концепций и подходов к изменившейся социокультурной ситуации, рассмотрение религии как ресурса духовного развития и роста учащихся;
- в качестве ресурса инновации школьного религиозного образования через осуществление сравнительно-исторического анализа и характеристики становления и развития русских печатных букварей и азбук со II половины XVI по начало XXI веков в контексте задач современного духовно-нравственного образования и воспитания используются достижения теории познания, психологи и развития, философии образования и религии;
- целостное рассмотрение и анализ культурологического наследия Православия в контексте содержания учебников по обучению грамоте прошлых веков позволяет выстроить периодизацию развития букварей и азбук в соотнесении с ролью и местом православной культуры в поэтапном становлении российской государственности;
- предлагается концептуальная модель первого школьного учебника, предназначенного для современных православных гимназий, а также методические рекомендации для учителей.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 256 наименований, и трех приложений. Общий объем работы - 200 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Православная музыкальная культура Забайкалья, вторая половина XVII - начало XX вв.2001 год, кандидат исторических наук Ляпкина, Татьяна Федоровна
Православные традиции семейного воспитания в России второй половины XIX - начала XX вв.2007 год, кандидат педагогических наук Смирнов, Вадим Викторович
Эволюция религиозного (православного) воспитания в России с XVIII века до настоящего времени2006 год, кандидат педагогических наук Разина, Марина Владимировна
Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты совершенствования И. Я. Яковлевым содержания "Букваря для чуваш"1999 год, кандидат педагогических наук Андреева, Надежда Николаевна
Влияние русской православной церкви на развитие народного образования в Курской губернии во второй половине XIX - начале XX вв.2001 год, кандидат педагогических наук Стародубцева, Марина Станиславовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Мумрикова, Лариса Ивановна
2.4. Выводы по II главе
В истории России Православие играло важную и основополагающую роль. Его огромное значение ощущалось как на становлении государственности, так и на обучении и воспитании нации. Во времена средневековья на Руси воспитание и обучение являлись, по существу, одинаковыми для всех. Грамоту изучали по книгам Священного Писания, Часослову, Псалтири ради назидательного чтения этих же книг. Печатные учебники для обучения чтению II половины XVI - XVII веков, такие как «Азбука» диакона Ивана Федорова (первый печатный учебник по обучению грамоте), Лаврентия Зизания, Василия Бурцова-Протопопова, «Букварь» Спиридона Соболя, Симеона Полоцкого, иеромонаха Кариона Истомина, Федора Поликарпова-Орлова и др., реально этому способствовали, включая в себя не только само обучение грамоте, разнообразный материал для чтения, но и православную культуру с ее богатым духовно-нравственным содержанием.
С началом петровской образовательной реформы положение изменилось. Школа должна была готовить образованных граждан и полезных для государства деятелей. Самой важной заботой Петра I было развитие нации и образования, изменение психологии, быта и нравов русских людей. В петровское время переподчинение образования способствовало некоторому изменению сути процесса воспитания и обучения. Воспитание в целом сохраняло цель формирования человека-христианина. А обучение стало разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы. Все эти преобразования и отразились на учебниках по первоначальному обучению грамоте, авторами которых были Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович, Ф.Д. Студитский, В. Золотов К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров, М.А. Бортневская и многие другие. В букварях и азбуках больше внимания стало уделяться воспитанию гражданина. Но и православная культура с их страниц, конечно же, не исчезла, поэтому школьники XVIII века, знакомясь с грамотой, имели под руками довольно богатый материал для чтения, наполненный духовно-нравственным воспитанием [36, с.8].
С 1830 года при Императоре Николае I в связи с переориентацией государственной политики на более консервативные начала в школах снова усилилось преподавание Закона Божиего. Новым министром просвещения С.С. Уваровым была выдвинута триединая формула просвещения -православие, самодержавие, народность. Он требовал возложить надежды на истиннорусские охранительные начала православия, самодержавия и народности, необходимые для сохранения могущества и благосостояния России. По мнению С.С. Уварова, цель образования заключалась в воспитании у детей религиозности и христианской нравственности. Ярким примером этому служит «Самоучитель или новейшая и полная Российская азбука» Кузнецова. Как считают проф. Е.В. Олесеюк и другие авторы учебного пособия «Российская высшая школа. Очерки истории», в общем контексте идей и политики С.С. Уварова речь отнюдь не шла не о какой-либо абсолютной закрытости или изоляции страны от внешнего мира [157, с.65-67].
На пороге XIX-XX столетий более распространенными становятся буквари, предназначенные для приходских школ.
Таким образом, в букварях и азбуках XVIII - начала XX века решается двуединая задача:
1) обучение подрастающего поколения, отвечающее потребностям государственной службы;
2) воспитание в духовно-нравственном аспекте.
После бурных и трагических событий, связанных со сменой государственной власти в 1917 году, на первый план выдвигаются задачи воспитания советского гражданина. С этого времени образование и воспитание приобретает новый, коммунистический оттенок, что не могло не отразиться и на содержании учебников для обучения чтению. Таким образом, можно утверждать, что в советский период буквари и азбуки не включали в себя духовное воспитание. Лишь в некоторых из них решались задачи нравственного становления личности, и то поверхностно, например, «Первый год знаний в новой народной школе» 1918 года, составленный кружком преподавателей под редакцией И. Сахарова [166], «Пионер. Букварь» И. Серчкова 1925 года [200], «Ручеек. Букварь для деревенской школы» Л.П. Богоявленского 1926 года [29], «Букварь», подготовленный С.П. Редозубовым 1952 года [184]. Основная цель пособий состояла в том, чтобы воспитать советского гражданина, послушного идее своего государства.
В постсоветское время ситуация изменилась, но все же духовное воспитание продолжает оставаться принадлежностью лишь православных учебников по обучению грамоте. На сегодняшний день известны такие пособия, как «Азбука для обучения детей в школе и семье» 1992 года [9], «Православный букварь» Н.В. Давыдовой 1997 года [66], «Азбука для православных детей» Н. Орловой [159] 2001 года, «Азбука для маленьких христиан» священника Анатолия Стальбовского [211] 2002 года, «Православная азбука для малышей» Ю. и А. Артемьевых [20] 2005 года. Но, не смотря на богатый материал для духовно-нравственного воспитания, методическая часть учебников нуждается в доработке, а зачастую и в переработке.
С другой стороны, устоявшиеся светские буквари и азбуки, такие как «Русская азбука» В.Г. Горецкого [189] и др., творчески работающим педагогам и учителям православных гимназий приходится дополнять духовным содержанием, чтобы знакомить учащихся с Православной культурой.
Разработанная нами концептуальная модель учебника по обучению грамоте для православных гимназий включает в себя следующие элементы православной культуры, направленные на духовно-нравственное воспитание:
1) сюжетные и предметные картинки со схемами-моделями слов, используемые в добукварный период развития речи и при изучении букв;
2) стихотворения на каждую букву алфавита;
6) нравственные и поучительные тексты для чтения;
7) рассказы о церковных Двунадесятых праздниках со стихотворениями к ним для чтения в послебукварный период;
8) молитвы для детей до и после учения.
Данные элементы православной культуры, переходящие из ранних букварей и азбук и направленные на духовно-нравственное воспитание, в условиях современной православной гимназии могут в полной мере реализоваться и давать наиболее положительный результат лишь совместно с современной методикой обучения грамоте.
Заключение
Проведенное нами исследование подтверждает значение православной культуры в российской истории, образовании и воспитании. Уже в первых учебниках - букваре и азбуке - обучающиеся на протяжении XVI - XX веков первоначальным основам грамотности получали пример духовно-нравственного воспитания.
Проведенный в процессе исследования анализ педагогических, исторических, методических, философских и богословских трудов деятелей российской науки и культуры, а также государственных документов и многочисленных учебных пособий, позволил нам сделать следующие выводы.
1. Духовность и нравственность являются важнейшими характеристиками личности на любом временном отрезке развития человеческого общества. Именно духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование внутренних ценностей личности, было в России важнейшей государственной и общественной задачей. Процесс развития православной культуры прошел длительный путь. В течение многих веков Православие, образование и воспитание были неразрывны: Церковь являлась главным местом обучения русского народа, а церковные книги -главным чтением. Нами были рассмотрены особенности воспитания и обучения, показана роль Церкви в этих процессах в допетровскую (период, когда школа формально составляла один институт с Церковью); петровскую эпоху, когда внимание уделялось не только процессу формирования человека-христианина, но, в первую очередь, государственным воспитательным задачам: процессам становления гражданина и обучения, отвечающему государственным потребностям; а также в период возрождения усиленного преподавания Закона Божия (1830 - 1917 года). Отмечен советский период - время безрелигиозного воспитания; и постсоветский, обращающийся вновь к истокам Православия. Показана особая роль православной культуры как основы учебной литературы, включающей в себя не только образовательную, но и воспитательную духовно-нравственную компоненты.
2. Важнейшие современные представления о задачах духовно-нравственного воспитания возникали и формулировались на протяжении предшествующих веков российского государства. Такую парадигму духовно-нравственного воспитания, представленную в определенной системе, дает нам букварная и азбучная традиция, формировавшаяся в течение четырех с половиной веков. Учебники по обучению грамоте, отражая православную культуру, вобрали в себя такие элементы, как:
- слова для чтения, одной из целей которых является духовно-нравственное воспитание;
- тексты для упражнения в чтении с духовно-нравственным содержанием;
- предложения для письма с духовно-нравственным содержанием;
- обращения автора пособия к детям и родителям с наставлениями в духовно-нравственном воспитании;
- нравоучения;
- отрывки из Священного Писания;
- поучительные притчи;
- молитвы и стихотворные молитвы;
- изложения о православной вере: заповеди, добродетели, нравственные обязанности к ближним и к самому себе;
- катехизис в вопросах и ответах;
- поучения святых отцов;
- словарь слов из Священного писания;
- основы старославянского языка;
- основы церковнославянского языка;
- правила хорошего тона;
- пословицы и поговорки на духовно-нравственную тему;
- исторические рассказы.
Печатные буквари и азбуки II половины XVI - XXI веков можно классифицировать следующим образом:
1 этап - учебники допетровской эпохи (II половины XVI - XVII веков);
2 этап -учебники послепетровской эпохи (начало XVIII века - 1830 год);
3 этап - буквари и азбуки периода усиления преподавания Закона Божия (1830 - 1917 года) и в то же время продолжения внедрения обучения и воспитания соответственно государственным потребностям;
4 этап - учебники по обучению грамоте советского времени
1917-1990 гг.);
5 этап - современные буквари и азбуки.
Таким образом, на протяжении практически четырех веков учащиеся уже в первом учебнике получали фундаментальные основы духовно-нравственного воспитания, знакомясь с культурой своей страны -Православием.
3. Основываясь на традиционной методике обучения грамоте, необходимой для высокого уровня обучения и православной культуре, направленной на духовно-нравственное воспитание учащихся, нами была предложена концептуальная модель первого школьного учебника, предназначенного для современных православных гимназий, а также разработаны к ним методические рекомендации.
Содержание модели составили следующие элементы православной культуры:
1) сюжетные и предметные картинки со схемами-моделями слов, используемые в добукварный период развития речи и при изучении букв;
2) стихотворения на каждую букву алфавита;
9) нравственные и поучительные тексты для чтения;
10) рассказы о церковных Двунадесятых праздниках со стихотворениями к ним для чтения в послебукварный период;
11) молитвы для детей до и после учения.
Данные элементы православной культуры, в основе своей переходящие из ранних букварей и азбук, направлены на духовно-нравственное воспитание учащихся современных православных гимназий. Но их реализация будет давать наиболее положительные результаты только совместно с применением современной методики обучения грамоте.
Выполненная диссертационная работа не могла, естественно, охватить всех вопросов, связанных с рассматриваемой проблемой. К перспективам нашего исследования относится дальнейшая разработка пособий для православных общеобразовательных школ и гимназий, реализующих задачи духовно-нравственного воспитания. Мы рассматриваем проделанную работу по анализу пособий различных веков как попытку выявления материала, основанного на ценностях православной культуры - духовно-нравственном воспитании, лежащего в основе первого школьного учебника - букваря и азбуки.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Мумрикова, Лариса Ивановна, 2007 год
1. Абаза К. Азбука для начальных военных школ. СПб., 1888.
2. Аверьянова Л.Н. Букварь Кариона ИстоминаУ/Школьная библиотека. -М., 2003. №5. - С.36-38.
3. Аверьянова Л.Н. Обзор коллекции букварей из собрания Государственной педагогической библиотеки им.К.Д. Ушинского//Начальная школа: плюс-минус. М., 2001. - № 11. - С.68-74.
4. Аверьянова Л.Н. «Приложи сердце твое к научению моему, понеже украсит тебе»//Школьная библиотека. М., 2002. - №7. - С.68-71.
5. Азбука гражданская с нравоучениями. 1877, факсимиле 1710 года.19 с.
6. Азбука графа Л.Н. Толстого, в 4 книгах//Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. Ч.7./Сост. В. Зелинский. М.: Типография И.А. Баландина, 1901.-272 с.
7. Азбука графа Л.Н. Толстого в четырех книгах, цена каждой книги 50 к.//Неделя. -Б.м., 1872. -№39-40. С.1160-1161.
8. Азбука графа Л.Н. Толстого. Книги I, II, III, IV, по 50 к. каждая//Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. -Ч.7./Сост. В. Зелинский. М.: Типография И.А. Баландина, 1901. - 272 с.
9. Азбука для обучения детей в школе и семье. Казань: Лиана, 1992.57 с.
10. Азбука итальянская с словарем и разговорами, также и с некоторыми нравоучительными правилами к употреблению итальянских школ. М.: Типография московского университета, 1773. - 152 с.
11. Азбука. -М., 1875, переизд. с издан. 1637 г.
12. Азбука-пропись времен царя Михаила Федоровича. М.: Московский археологический институт, 1911. - 16 с.
13. Азбучка читалочка: я учусь читать/Сост. О.Н. Левик. - Краснодар: Флер, 1997.-63 с.
14. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России//Русская школа: Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996. - С.4-19.
15. Анисимов С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание, 1981. - 64 с.
16. Антирелигиозная азбука. M.-JL, 1933. - 34 с.
17. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русское государство XIV-XVII вв. М.: Педагогика, 1985. - 367 е.: ил. - (Антология педагогической мысли народов СССР).
18. Аплетаев М.Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности в процессе обучения: Автореф. дис. . докт. пед. наук. -М., 1989.-35 с.
19. Арсеньев Н.С. Духовные традиции русской семьи // Православие в жизни. Б.в.д. - С.211-240.
20. Артемьев Ю., Артемьева В. Православная азбука для малышей. М.: Русский Хронограф, 2005. - 33 с.
21. Архангельский JI.M. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека // Вопросы философии. 1977. - №2. -С.56-68.
22. Архипова И.Г. Церковнославянский язык: Учебное пособие для 5-го класса. М., 2004. - 128 е.: илл.
23. Батыршина А.Р. Нравственное воспитание младших школьников на краеведческом материале: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Казань, 1996. -16 с.
24. Бахтиаров A.A. История книги на Руси. СПб.: Павлнков, 1890. -277 е.: илл.
25. Беднова Т.М., Абрамова Е.В. «Русская азбука» это интересно // Начальная школа. - М., 2002. - № 9. - С.48.
26. Беленчук Л.Н. История отечественной педагогики: учебное пособие. ~М.: ПСТГУ, 2005.- 182 с.
27. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. П., 1939. - 224 с.
28. Библиография. «Новая азбука JI.H. Толстого»//Московские Епархиальные Ведомости. М., 1875. - №34.
29. Богоявленский Л.П. Ручеек. Букварь для деревенской школы. М. -Л., 1926.-80 с.
30. Бодалев A.A. О некоторых психолого-педагогических аспектах нравственного воспитания // Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции. - М.: Политиздат, 1971. - С.12-25.
31. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 224 с.
32. Большой Энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1456 е.: ил.
33. Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся // Советская педагогика. 1965. - №4. - С.43-49.
34. Бортневская М.А. Букварь «Утренняя заря» с приложением церковно-славянской азбуки. Петроград: Типография М.И. Акинфиева, 1915.-64 с.
35. Ботвинник М.Б. Азбука Ивана Федорова и ее традиции // Иван Федоров и восточнославянское книгопечатание. Минск, 1984.
36. Ботвинник М.Б. Откуда есть пошел букварь. Минск: Высшая школа, 1983.- 197с.
37. Ботвинник М.Б. У истоков учебной книги. Минск.: Высшая школа, 1964.-86 с.
38. Брайловский С.Н. Федор Поликарпович Поликарпов Орлов // Журнал министерства народного просвещения. - СПб., 1894. — №11.
39. Букварь гражданский и церковный. С приложением молитв, статей для чтения, кратких сведений о России и прописей. Изд.2-е. - М.: Общество распределения книг, 1866. - 216 с.
40. Букварь для взрослых. Воронеж: Внешкольный подъотдел, 1920.24 с.
41. Букварь для взрослых детей. 3-е изд. - Казань: Издание православного миссионерского общества, 1898. - 62 с.
42. Букварь. Для воскресных школ. М., 1903. - 45 е.: ил.
43. Букварь для рабочих. Кременчуг, 1920. - 16 с.
44. Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих/Сост. A.A. Захарьев. М., 1928. - 99 с.
45. Букварь железнодорожника. 1921. - 27 с.
46. Букварь Кариона Истомина // Северный архив. 1822. - 4.IV. - №19. -С. 3-27.
47. Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания. Петроград, 1918. -118 с.
48. Буш В.В. Старинные азбуки-прописи // Известия отделения русского языка и словесности. -Т.23.- Кн. 1.-Петроград, 1918. -С195-224.
49. Быкова Т.А. Место «Букваря» Ивана Федорова среди других начальных учебников // Известия АН СССР. Отделения литературы и языка. 1955.-Вып.5.-С.469-473.
50. Вавилов Ю.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников с позиций системно-структурного подходаУ/Проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников. Ярославль, 2004. - С.20-23.
51. Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис. докт.пед.наук. Л., 1973. - 42 с.
52. Веденеева Г.И. Нравственное воспитание младших школьников в процессе краеведческой работы: Автореф. дис. . каннд.пед.наук. М., 1988. -19 с.
53. Видякова З.В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского. М.: Пересвет, 2004. - 40 с.
54. Владимиров Н. Первопечатник диакон Иван Федоров//Журнал Московской Патриархии М., 1984. - №6. - С.70-78.
55. Водовозов В.П. Русская азбука для детей. 1-е изд. - СПб.: Типография A.M. Котомина и В.Ф. Демакова, 1873. - 91 с.
56. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Уч. пособие для студентов вузов. -М.: ВЛАДОС, 2001. 240 с.
57. Герцен А.И. О воспитании и образовании: Сборник. / [Сост. и авт. коммент. В.И. Ширяев]. М.: Педагогика, 1990. - 363 с.
58. Глубоковский H.H. По вопросам духовной школы (средние и высшие) и об учебном комитете при Святейшем Синоде. СПб., 1907. - 148 с.
59. Глухов А. «Ради научения детского»//Библиотека. 1999. - №9. -С.82-83.
60. Гоголь Н.В. Духовная проза. М.: Русская книга, 1992. - 557 е.: ил.
61. Голант Е.Я. Букварь крестьянина. Пб., 1922. - 32с.
62. Горецкий В.Г. Об обучении грамоте // Начальная школа. М., 1999.- №9.-С. 12-29.
63. Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. М., 2000. - №7. - С.35.
64. Григорий Богослов, святитель. Собрание творений. Т.1. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - 680 с.
65. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
66. Давыдова Н.В. Православный букварь: Книга для семейного чтения.- Сергиев Посад.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. -96 с.
67. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.З. -М., 1955.-555 с.
68. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. -М.: Русский язык, 1989. - 780 с.
69. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание». Сочинения. Письма. Документы. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 460 е.: илл. - (МГИ имени Е.Р. Дашковой).
70. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-ое, М.: РУССКИЙ ЯЗЫК, 1976. - 1096 с.
71. Дивногорцева С.Ю. Теоретическая педагогика: учеб.пособ. М.: ПСТГУ, 2004.-195 с.
72. Домострой. М.: Сов. Россия, 1990. - 303 с.
73. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 г. Ноябрь-декабрь. Полн. собр. соч. Т.24. - Л.: Наука, 1982. - 518 с.
74. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 331с.
75. Дубакин Д.Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». СПб., 1880. - 402 с.
76. Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дисдокт.пед.наук. Иркутск, 1973. - 60 с.
77. Дух//Философская энциклопедия под ред. Ф.В. Константинова. Т.2. - М: Советская энциклопедия, 1962. - С.82-85.
78. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. / Альманах. Тематический выпуск №1. 2003. - 160 с.
79. Житие Авраамия Смоленского//Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М.: Художественная литература, 1981. - 620 с.
80. Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Т.1У. - 11-е изд. - Одесса, 1902.
81. Жукова Т.И. Интегрированные тенденции в обучении грамоте // Начальная школа. -М., 2001. -№ 9. -С.37.
82. Жуковский В.А. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.1Х. - СПб.: Маркс, 1902.-152 с.
83. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. 4.1-2. -М., 1906 - 1912. - 4.1. - 679 с. - 4.2. - 503 с.
84. Зайденшнур Э.Е. «Азбука» Толстого и многонациональная детская литература в СССР//Яснополянский сборник. 1974. Тула: б.и., 1974. - С.36.
85. Зеньковский В.В., протопресвитер. Педагогика. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. - 154 с.
86. Зеньковский В.В., протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Христианская жизнь, 2002. - 272 с.
87. Золотов В. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб.: Издание Товарищества «Общественная польза», 1861. - 47 с.
88. Зоркальцев В.И. Гармоничное развитие личности возможно лишь в единстве знаний и духовных начал // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. М.: Планета 2000,2003. - С.25-30.
89. Иванова С.Ф. Введение во храм слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. 392 е.: илл.
90. Извеков Д.И. Букварная система обучения в исходе XVII начала XVIII столетия // Семья и школа. - 1872. -№4. - С.722-750.
91. Извеков Д.И. Букварная система обучения в исходе XVII- начале XVIII столетия//Семья и школа. Книга 2. - 1872. - №5. - С. 1036-1075.
92. Ильин А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. Ярославль, 2000. - 98 с.
93. Ильин И.А. Основы христианской культуры//Собр.соч.: В 10 т. — Т. 1.-М., 1994.-398 с.
94. Ильин И.Л. О России и русской душе//Собр.соч.: В 10 т. Т.6. - М., 1994.-557 с.
95. Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т.1., Кн.1. -М., 1991.-399 с.
96. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.- 128 с.
97. Истомин Карион. Букварь словенских письмен, уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских. Факсимильное изд. 1694 года. Б.м., б.г. - 44 л.: ил.
98. История воспитания и образования в России XVIII века. 4.2. М., 1992.- 136 с.
99. История СССР. XIX начало XX вв. - М., 1981. - 462 с.
100. Калганова Т. А. Содержание гуманитарного образования в классических гимназиях России XIX века: Проблема преемственности: Дис. .канд. пед. наук. -М, 2001. 146 с.
101. Каптерев П.Ф. История русской педагогии/Предисл. Н.В. Бордовской; Послесл. В.П. Борисенко. СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с. -(Библиотека русской педагогики).
102. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.5. - М.: Наука, 1993.-554 с.
103. Кацпржак Е.И. Первопечатник Иван Федоров. М.: Книга, 1964.96 с.
104. Качалов Н.В. Азбуки прописи//Архив историко-юридических сведений. Кн.З. - 1861. - Отдел 3. -С.3-18.
105. Кирюшкин В.А. Работа со схемами при обучении грамоте // Начальная школа. М., 2000. - № 7. - С.47.
106. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т.З. - М.: Мысль, 1998. - 414с.
107. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. Т.9. - М., 1990. - 525с.
108. Козлова Ю.Б. Проблемы влияния православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе: Дис. .канд. пед. наук. -Уфа, 2000.
109. Коляда Г.И. Иван Федоров первопечатник: Автореф. дис. . докт. филол. наук. -М., 1961.
110. Копировский A.M. Приобщение студентов высших учебных заведений к православной культуре: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -Москва, 2006. 20 с.
111. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Уч.пособие. М: ВЛАДОС, 2001.-160 с.
112. Красников В.П. Русское Православие, государство и культура (исторический аспект). М.: Знание, 1989. - 62 с.
113. Круминг A.A. Первопечатные славянские буквари // Федоровские чтения. 1983.-М., 1987.
114. Крупин В. Как русскую школу отлучили от Церкви//Воскресная школа.-1997.-№8.-С.11.
115. Кудрявцева Л. Ради любезного созерцания, или буква «А»//Детская литература. М., 1993. - №4. - С.52-61.
116. Кузнецов. Самоучитель или новейшая и полная Российская азбука. М.: Типография Лазаревых Института Восточных Языков, 1834. - 154 с.
117. Кузнецов П.С. Букварь Ивана Федорова // Вопросы языкознания. -М.: Наука, 1956.-№12.-С.91-97.
118. Лавровский H.A. Памятники старинного русского воспитания. М., 1861.-71 с.
119. Лега В.П. О христианских основаниях культуры // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. М., 2003. - С.21-29.
120. Леднев B.C. Насущнейшая потребность сегодняшнего дня // Православная культура: Концепции, учебные программы, библиография. -М., 2003. -С.7-9.
121. Лещенко В.Ю. Семья и русское Православие XI-XIX вв. СПб.: Изд. Фроловой Т.В., 1999. - 394 с.
122. Липович И. Азбука в картинках. Из теории русской детской книги // Детская литература. 1969. - №1. - С.48-52.
123. Лихачев Д.С. Возникновение русской литературы. М.-Л.: Академия наук СССР, 1952. - 240 с.
124. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII веков. М.-Л.: Академия наук СССР, 1961. - 120 с.
125. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты: основы эстетики. -М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
126. Лукьяненко В.И. Азбуки Ивана Федорова, ее источники и видовы особенности // Труды отдела древнерусской литературы. 1960. - Т. 16. -С.208-229.
127. Лукьяненко В.И. Переиздание первопечатной Азбуки И.Федорова // Книгопечатание и книжные собрания в России до середины XIX века: Сб. научных трудов. Л., 1979. - С.6-25.
128. Львов М.Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку // Начальная школа. 2004. - №10. - С.31-36.
129. Люблинский B.C. Выдающийся памятник русской культуры -львовский букварь Ивана Федорова 1574 г. // Известия АН СССР. Отделения литературы и языка. 1955. - №5. - С.460-468.
130. Макарова Е.В. Прописи по церковнославянскому языку. 2-е изд. -М.: Православная педагогика, 2002. - 40 с.
131. Марковичева Е.В. Традиции семейного воспитания в Древней Руси IX XIII веков: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Московский государственный открытый педагогический университет. - М., 1997. - 16 с.
132. Марченко Ю.Г. Культурология: теоретико-методологические и исторические проблемы: Учебное пособие. Новосибирск: СГГА. - 2005. -162 с.
133. Метелягин A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дис. канд.пед.наук. - М., 1996. - 26 с.
134. Методика обучения грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений/Сост. Т.П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2001. - 144с.
135. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1902. -157 с.
136. Мироненко Т.В. Работа со слогами при обучении детей грамоте // Начальная школа. М., 1996. - № 8. - С.23.
137. Миропольский С.И. Очерк истории церковноприходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. Вып.1. - СПб., 1894.-64 с.
138. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и образования с древнейших до наших времен. В 2 ч. СПб.: Алетейя, 2000. - 4.1. - 428 е., 4.2.-492 с.
139. Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М.: Русская идея, 2004. - 992с.
140. Начало книгопечатания на Руси // Литературная учеба. 1938. -№3.-С. 115-120.
141. Немировский Е.Л. Начало книгопечатания на Украине. Иван Федоров. М.: Книга, 1974. - 224с.: ил.
142. Немировский Е.Л. По следам первопечатника. М.: Современник, 1983.-215 е.: илл.
143. Нечаева Н.В. и др. Букварь. 1997. - Часть А. - 48 е.; Часть Б. - 48 е.; Часть В. - 48 с.
144. Никандров Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
145. Никандров Н.Д. Взаимодействие государства и Церкви в воспитании учащейся молодежи // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления. М.: Планета 2000,2003. - С.52-62.
146. Николаев Э.А. Православие как фактор формирования духовно-нравственных основ личности: Дис. .канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2003.
147. Николаева О. Современная культура и Православия. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.-288 с.
148. Николич А. Азбука графа Л.Н. Толстого. Четыре тома//Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. Ч.7./Сост. В. Зелинский. -М.: Типография И.А. Баландина, 1901. - 272 с.
149. Новонапечатанная азбука, которая может употреблена быть к легкому и основательному научению читать для детей и самых малых лет. -Спб, 1766.-60 с.
150. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, жившему в Лондоне//Чтения в императорском обществе истории и древностей российских. М., 1846. - С.2-21.
151. Образование и культура/Юбразование. 2005. - № 1. - С.42.
152. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Н.Ю.Шведовой. -М.: Русский язык. 1952.
153. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Н.Ю.Шведовой. -2-изд., М.: Русский язык. 1988. - 750 с.
154. Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под. ред. Н.Ю.Шведовой. -22-изд., М.: Русский язык. 1990.
155. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой.-23-е изд., испр.-М.: Русский язык, 1991.-917 с.
156. Олесеюк Е.В., Круглов Ю.Г., Дианова В.Ю., Насонкин В.В., Чистохвалов В.Н. Российская высшая школа. Очерки истории: Учебное пособие. Книга 1: Истоки и развитие до 1917 г. М.: Таганка, 2005. - 184 с.
157. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - 111 с.
158. Орлова Н. Азбука для православных детей. М: Сретенский монастырь, 2001. - 34 с.
159. Орлова П.В., Соловьева A.A. Колхозным ребятам: пособие по обучению грамоте в сельской школе 1 ступени. М.- Иваново-Вознесенск, 1932.-79 с.
160. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. 5-е изд. - М.: Сретенский монастырь, 2003.-432 с.
161. Островская Н.//Учебно-воспитательная библиотека. Б.м.: б.и., 1875. -Т.1., 4.1.-С. 194-206.
162. От Азбуки Ивана Федорова до современного Букваря/под ред. В.Г. Горецкого. М.: Просвещение, 1974. - 239 е.: ил.
163. Павловская A.B. Образование в России: история и традиции: Монография. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 383 с.
164. Пархоменко H.A. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Дис. .канд. пед. наук. Курск, 2002. - 136 с.
165. Первый год занятий в новой народной школе/Под ред. И. Сахарова. Издательство Д.Я. Маковский и сын, 1918. - 304 с.
166. Песталоцци И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце.//Избранные педагогические сочинения. Том 2. - М., 1981. - С.81-83.
167. Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. СПб.: Сатисъ, 1999. -149 с.
168. Петракова Т.И. Духовность и нравственность базовые характеристики личности/УДуховно-нравственное воспитание: преемственность и развитие. - М., 2004. - С.21-23.
169. Петракова Т.И. Духовно-нравственное воспитание в начальной школе: Учебно-методические рекомендации. М.: Импэто, 2004. - 96 с.
170. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.-94 с.
171. Петракова Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания/УДуховность. Нравственность. Правопорядок:
172. Сборник статей. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003.-С.7-19.
173. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. - 94 с.
174. Петров А. К истории букваря // Русская школа: общепедагогический журнал для школы и семьи. СПб., 1984. - №4, апрель. - С.9-23.
175. Письмо к издателям, гр. Льва Толстого//Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. Ч.7./Сост. В. Зелинский. - М.: Типография И.А. Баландина, 1901.-272 с.
176. Платонов O.A. Русская цивилизация: понятие, возраст, духовные параметры // Русская цивилизация и соборность. М., 1994. - С.54-62.
177. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М.: Русская книга, 1993.-637 с.
178. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб.: Наука, 1996. - 509 с. -(Русская государственная мысль).
179. Поликарпов-Орлов Ф. Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим и любомудрие в пользу душеспасительную обрести тщащимся. М., 1701. - 154 л.: ил.
180. Полное собрание русских летописей. Т.1. - М., 2001. - 733 с.
181. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.: ВЛАДО-ПРЕСС, 2003.-386 с.
182. Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII в. М.: Талант, 1998. - 190 с.
183. Поучения Владимира Мономаха//ПЛДР: XI-начало XII века. М.: Худ.лит., 1978.-С.393-413.
184. Редозубов С.П. Букварь. 7-е изд. - М., 1952. - 96 с.
185. Резенер Ф. Азбука графа Л.Н. Толстого//Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. Ч.7./Сост. В. Зелинский. - М.: Типография И.А. Баландина, 1901.-272 с.
186. Религия и культура: Реф. сб. / РАН ИНИОН. Отдел философии; РАГС при Президенте РФ. Кафедра религиоведения / Отв. ред. JI.B. Скворцов. Сост. И.В. Девина. М., 2000. - 228 с. - (Религиоведение).
187. Розен И.Р. Историко-педагогические основы духовно-нравственного воспитания детей на Руси XI-XVII веков: Дис. . канд. Пед. наук. М., 2001.- 129 с.
188. Российский букварь для обучения юношества, изданный в пользу народных училищ Российской империи. СПб, 1801. - 35 с.
189. Русская азбука: Учеб. для 1 кл./В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 239 е.: ил.
190. Русские азбуки XVIII века // Детская литература. 1968. - №8. -С.58-59.
191. Русские иллюстративные азбуки XVII века // Детская литература. -1968. -№7. -С.60-61.
192. Русские листовые азбуки первой половины XIX века // Детская литература. 1968. - №11. - С.48-50.
193. Русский букварь для церковно-приходских школ и школ грамоты. -М.: Синодальная типография, 1896. 64 с.
194. Русский. Новая азбука графа JI.H. Толстого//Русская критическая литература о произведениях J1.H. Толстого. Ч.7./Сост. В. Зелинский. - М.: Типография И.А. Баландина, 1901.-272 с.
195. Русский первопечатник. Азбука Ивана Федорова 1578 года. М.: СПОЛОХИ, 2000. - 168с.: ил.
196. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1987. - 783 с.
197. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVI веков: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
198. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVII-XIX веков: Уч. пособие. М.: ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
199. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание М.: Педагогиа, 1977. -144 с.
200. Сверчков И. Пионер. Букварь. 3-е изд. - J1., 1925. - 100 с.
201. Сетин Ф. «Да искуснее будут человецы»//Детская литература. М., 1975.-№3.-С. 36.
202. Сетин Ф. «Ради скораго младеньческаго научения»//Детская литература. -М., 1974. -№3. С. 20-21.
203. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
204. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Рус.яз., 1988. -608 с.
205. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича//Памятники литературы Древней Руси. XIV середина XV века. - М.: Художественная литература, 1981. - 602 с.
206. Соколов Д.П. Собрание педагогических статей о преподавании Закона Божия. СПб., 1900.
207. Соловков И.А. Педагогическая мысль в России в эпоху позднего феодализма и зарождения капиталистических отношений // Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985. - С.9-25.
208. Соловьев И.И. Заветные думы служителя Церкви в виду предстоящей реформы средней школы. М., 1902.
209. Соловьев С.М. Сочинения. В 3 т. Т.2. - Ростов-на-Дону, 1997. -540 е.: ил.
210. Сохряков Ю.И. Ф.М. Достоевский и И.А. Ильин о духовных основах Российской цивилизации // Русская цивилизация и соборность. М., 1994. -С.35-44.
211. Стальбовский Анатолий, священник. Азбука для маленьких христиан. М., 2002. - 32 с.
212. Страницы истории отечественной педагогики: Сборник статей / Ред.-сост. P.C. Бозиев. М.: Педагогика, 1996. - 95 с.
213. Студитский Ф.Д. Азбука для крестьянских детей. СПб.: Типография Якова Трея, 1860. - 58 с.-163
214. Стурова М.П. Духовность как фактор национальной безопасности России//Духовность. Нравственность. Правопорядок: Сборник статей. -Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2003. С.26-36.
215. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. - 286 с. - (Библиотека учителя).
216. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 4 изд. - Киев, 1973-87с.
217. Титаренко А.И. Предмет этики: основания обсуждения иперспективы исследования // Вопросы философии. 1982. - №2. - С. 90.
218. Тихомиров М.Н. Первый русский букварь // Новый мирю 1956. -№5.-С. 268-272.
219. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1938. - Т.2. - 1040 с.
220. Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1938. - Т.З. - 1424 с.
221. Тихомиров Д., Тихомирова Е. Букварь для совместного обучения письму, русскому и целому чтению и счету, для народных школ. Изд. 54-е -М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1893. - 104 с.
222. Толоконников H.H. Азбучка для домашнего обучения детей чтению и письму.-М., 1992.-35 с.
223. Толстой JI.H. Азбука: Кн. 1. СПб.: Типография Замысловского, 1872 г.-186 с.
224. Толстой JI.H. Азбука: Кн. 2. СПб.: Типография Замысловского, 1872 г.-159 с.
225. Толстой JI.H. Азбука: Кн. 3. СПб.: Типография Замысловского, 1872 г.-186 с.
226. Толстой Л.Н. Азбука: Кн. 4. СПб.: Типография Замысловского, 1872 г.-228 с.
227. Толстой Л.Н. Азбука; Новая азбука / Сост. В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк. М.: Просвещение, 1978. - 511с., ил.
228. Толстой JI.H. Новая азбука. Изд. 15-е. - М.: Типогр. А.И. Мамонтова и К, 1889. - 95 с.
229. Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т.61. - М.: Гос. изд. худож. лит., 1953.-423 с.
230. Троицкий Е.С. Историко-методологические аспекты изучения русской (православно-славянской) цивилизации // Рсская уивилизация и соборность. М., 1994. - С.4-34.
231. У истоков русского книгопечатания. М.: Издательство Академии наук СССР, 1959.-267 с.
232. Употребление книги Псалтырь в древнем быту русского народа//Православный собеседник. 1857. - Кн. 4. - С. 814-856.
233. Успенский Б.А. Доломоносовские грамматики русского языка (итоги и перспективы)//Доломоносовский период русского литературного языка. (Материалы конференции на Фагеруде, 20-25 мая 1989 г.). Slavica Succana, vol. 1. - Stockholm, 1992. - C.41-65.
234. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Избранные произведения. М.-Л., 1946. - С. 153.
235. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. -СПб., 1894.-55 с.
236. Ушинский К.Д. Родное слово для детей младшего школьного возраста. Год первый. 95-е изд. - СПб.: Типогр. H.A. Лебедева, 1892. - 116 с.
237. Федоров Иван. Азбука 1574 г. (текст азбуки, изданный к 400-летию). -М: Просвещение, 1974.
238. Федоров Иван. Азбука 1578 года (факсимильное издание). М.: Книга, 1983.
239. Федоровские чтения, 1981. М.: Наука, 1985. - 247 с.
240. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 1899. - 346с.
241. Флоренский П.А., свящ. Записка о христианстве и культуре.// Сочинения. Т. 2. -М.: Мысль, 1996. С. 547-559.
242. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914. - 490 с.
243. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Вильнюс: Б.и., 1991. -599 с.
244. Фонвизин Д. Недоросль. Русская проза XVIII века. М., 1971. -(Библиотека всемирной литературы). - 175 с.
245. Фромм Э. Искусство любить: Душа человека. М., 1992. - 77 с.
246. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьниов. М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
247. Шевченко JI.JI. Православная культура: методическое пособие для учителя 1 класса.- М.: Покров, 2003. 119 с.
248. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. Самара, 1998. -575 с.
249. Шмеман А., протопресвитер. Исторический путь Православия /1. K.J
250. Протоиерей А. Шмеман. Репр. воспр. изд. 1954 г. (Нью-Йорк). - М.: Паломник, 1999.-389 с.
251. Э.Г. Русские азбуки XVIII // Детская литература. М., 1968. - №8. -С.58-59.
252. Э.Г. Русские иллюстрированные азбуки XVII века//Детская литература. M., 1968. - №7. - С.60-61.
253. Экономцев Иоанн. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. -М.: Изд-во Московской патриархии, 1992. 182 с.
254. Jakobson R. Iwan Fedorovs Primer. Harvard Library Bulletin, Vol.9. -Cambridge - Massachusetss, 1955, r. 5-45.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.