Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна

  • Дзанагова, Лариса Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 126
Дзанагова, Лариса Владимировна. Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2003. 126 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Присоединение Центрального Кавказа к России и его прогрессивные последствия для социально-экономического и духовного развития горских народов.

1.1. Обусловленность становления и развития школы и просвещения народов Кавказа политическими, социально-экономическими и духовными факторами их жизни.

1.2. История создания Осетинской духовной комиссии и её деятельность по распространению школы и просвещения народов Центрального Кавказа.

1.3. Научно-просветительская и миссионерская деятельность видных членов Осетинской духовной комиссии

Выводы.

ГЛАВА П. Роль Общества восстановления православного христианства на Кавказе в развитии школы и просвещении горцев.

2.1. История создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе и его задачи.

2.2. Просветительско-миссионерская и просветитель-ско-созидательная деятельность Общества восстановления православного христианства по развитию школы и религиозно-нравственного просвещения среди народов Кавказа.

2.3. Выдающиеся деятели Общества восстановления православного христианства и их вклад в развитие просвещения на Кавказе.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль православного христианства в развитии просвещения и школы народов Центрального Кавказа, ХVIII - начало ХХ вв.»

Постановка и актуальность проблемы. Демократизация и обновление общества существенно изменили подход к целям и задачам воспитания подрастающего поколения. Меняются взгляды на духовные ценности. Идет инфляция нравственных ориентиров в глазах молодежи. Теряется прежний престиж образования. В современных условиях проявляются определенные негативные явления в жизни людей, недостатки нашей воспитательной системы. Отсюда возникает необходимость продуманной системы работы, использования в педагогической практике, наряду с новейшими инновациями, опыта в области обучения и воспитания, накопленного народами нашей страны, в том числе, и образовательными учреждениями православно-духовного ведомства. Возвращение в историю, обращение к богатому педагогическому наследию прошлого, к лучшим народным традициям могут подсказать нам много полезного для решения современных сложных проблем воспитания, нейтрализации национальных конфликтов.

Кардинальные изменения, происходящие во всех сферах действительности предусматривают раскрепощение духовно-нравственного сознания людей, возвышение личности со всеми ее запросами и проблемами, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей. На это должны работать все социальные институты, в том числе и частично возрождаемые в наши дни духовно-образовательные учреждения, которые способствовали бы применению в практике воспитания взрослых и детей рациональных элементов из их деятельности, а также возрождению прогрессивных народных обычаев, традиционной и религиозной культур воспитания. Особой заботой социальных институтов, в том числе и духовных, становится и переговорный процесс в отдельных регионах России, где происходят еще межнациональные конфликты.

Эти обстоятельства значительно актуализируют избранную автором проблему. Это тем более важно подчеркнуть, поскольку образование и воспитание всегда оказывали влияние на социальную сферу жизни тех или иных народов.

Вот почему школа, образование, учреждения системы духовного ведомства, семья и историко-педагогическая наука призваны глубже изучать многозначные процессы, происходившие в отечественном образовании в прошлом.

Сегодня становится все более понятным, что наши школы, в том числе и духовного ведомства, не могут отгораживаться от духовно-педагогического наследия народов, населяющих нашу страну, а должны умело использовать его в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Актуальность темы исследования обусловлена ее неразработанностью и неизученностью в кавказской историко-педагогической литературе. До сих пор она никем не использована. Нет сколько-нибудь значительных работ, или диссертационных исследований, опубликованных монографий, посвященных миссионерско-просветительской деятельности православного христианства на Центральном Кавказе. Однако тема эта чрезвычайно актуальна, прежде всего, в свете решения задач комплексного подхода к воспитанию и образованию.

Духовное становление и развитие молодежи, на наш взгляд, тесно и непосредственно связано с принципами, заложенными во всей системе христианского мировоззрения. И не случайно эта проблема находится в поле зрения современных педагогов и общественности, так как именно духовность должна являться основой тесных взаимоотношений людей в нашем обществе.

Школы духовного ведомства на протяжении своего более чем полутаростолетнего существования (с середины XVIII в. - до начала XX в.) вели активную миссионерскую просветительскую, воспитательную и образовательную деятельность. Лучшие представители православного духовенства грузинского, осетинского и русского происхождения стояли у истоков распространения грамотности среди местного населения.

Изучение творческого наследия, оставленного христианскими педагогами, легло в основу настоящего исследования.

Исследование роли православия в становлении школы и развития просвещения на Центральном Кавказе является стержневой задачей данной работы.

Интерес к кавказской культуре в целом и просвещению, в частности, со стороны русских и западноевропейских ученых и путешественников возник в период средневековья, но более отчетливо проявился в XVIII - XIX веках, когда началось освоение Россией кавказских территорий.

Известные кавказоведы А. Берсей, Л. Модзалевский, Я. Неверов, Д. Семенов, П. Услар и другие, жившие среди горцев целые десятилетия, оставили потомкам капитальные труды, посвященные исследованию жизненных устоев и культуры кавказских народов.

Ранний этап просвещения на Кавказе определяется II половиной XVIII - 20-40-е годами XIX веков, положившими начало усилению русской культуры на горцев, прогрессивному развитию школьного дела через просветительско-миссионерские организации, воинские части и лиц духовного звания. К представителям указанного периода относятся И. Атажукин, Д. Козаноко, И. Ялгузидзе и другие просветители, которых волновала не только судьба, но и перспективы социально-экономического и духовного развития своих народов. Ученые яростно выступали против вредных обычаев старины: кровной мести, многоженства, калыма, требовали эмансипации женщины и уравнения её прав с мужчиной.

Интересные сведения, раскрывающие деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе по учреждению в крае церковно-приходских школ, содержатся в незавершенном трехтомном труде ученого-кавказоведа II. Буткова «Материалы для новой истории Кавказа» (СПб., 1869) [26].

Социально-политические и духовные предпосылки развития школы и педагогической мысли горских народов посредством влияния на них русской христианской культуры отражаются в двухтомном исследовании историка Н. Ф. Дубровина «История войны и владычества русских на Кавказе» (СПб., 1871).

Ценные материалы о процессе становления и развития школьного дела на Кавказе можно почерпнуть в работах профессора И. Краснова «Просветители Кавказа» и «Исторические записки о Ставропольской гимназии» (Ставрополь, 1913) [84, 85]. В них подробно рассказывается о появлении первых школ в кавказском регионе (в том числе и церковного ведомства), анализируются основные направления их деятельности, исследуется учебно-методическая документация, приводятся сведения о первых миссионерских организациях, а также о деятельности первых педагогов и руководителей духовного ведомства на Кавказе.

Подробные, зачастую критические сведения об особенностях образования и воспитания в учебном процессе школ церковного ведомства отражены в произведениях выдающихся просветителей и педагогов осетинского народа, изданных в конце XIX - начале XX веков. Это бессмертные творения Г. Баева «Отрадное движение», «Владикавказская осетинская женская школа» [12, 14]; М. Гарданова «К школьному вопросу в Северной Осетии», «Желательные улучшения церковной школы» [48]; X. Уруймагова «Женские школы в Осетии», «Школьное дело», «Церковные школы Северной Осетии» [129131]; Г. Цаголова «Просвещение горцев», «Учительская семинария во Владикавказе» [148-151] и др.

Особый интерес к этому вопросу проявлял и К. Хетагуров, изложивший свои мысли в статьях «Развитие школ в Осетии», «Цер-ковно-приходские школы в Осетии» и др. [140, 142].

В этот же период был опубликован ряд исторических, истори-ко-этнографических и педагогических исследований (И. Кануков [79], К. Кокиев [95], Л.Модзалевский [101] и др.), воссоздающих целостную картину возникновения очагов просвещения на Кавказе.

Сведения о видных деятелях просветительско-миссионерских организаций и об их вкладе в разработку письменности, развитие школы и грамотности среди местного населения содержатся в трудах Х.Ардасенова [8-10], Д.Гугкаева [51], М.Джанишвили [52], В.Кекелидзе [81], А.Пискунова [104], Б.Скитского [110, 111], Б.Тахохова [118], Г.Тогошвили [121], М.Тотоева [123-127], Е.Хатаева [134-137], Л.Чибирова [147], М.Шабаевой [104].

Диссертационные исследования ряда современных авторов (Н.Блейх [22-25], В.Власов [33], З.Джелиева [53], Ф.Кокаева [82], В.Магометова [94], Р.Хашхожева [156], Х.Цомаев [153], В.Цатуров [154]) осуществлялись, главным образом, на материале национально-автономных образований Кавказа, а не рассматривались в масштабах целого региона. В некоторых из них давался только краткий обзор истории православной школы по автономиям, но ни в одном проблема истоков христианского просвещения и просветительской политики миссионерских организаций православного духовного ведомства на Кавказе в XVIII - начале XX вв. не стала предметом специального исследования.

Таким образом, несмотря на наличие ряда публикаций, отражающих общественно-политическое и педагогическое влияние православного христианства на развитие школьного образования народов Центрального Кавказа, необходимо признать, что они ни в коей мере не исчерпывают возрастающий интерес к данной теме в современном обществе. Интерес этот объясняется огромным значением, которое сегодня придается проблеме духовного развития подрастающего поколения, соответствия его социальных качеств тем требованиям, которые определены нашим обществом. Все эти причины предопределяют понятным актуальность данного исследования, объясняют его научную и практическую ценность.

С учетом вышеизложенного и был сделан выбор темы исследования, проблема которого звучит следующим образом: каковы общие и специфические особенности становлении, развития духовно-нравственного просвещения и системы церковно-религиозного образования кавказских народов в XVIII - начале XX веков. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - школа и просвещение народов Центрального Кавказа в XVIII - начале XX веков.

Предмет исследования - роль православного христианства в становлении и развитии духовно-нравственного просвещения и школы кавказских народов в XVIII - начале XX веков.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выделены следующие задачи:

- Выявить политико-экономические и духовные предпосылки истоков влияния православного христианства на становление и развитие педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

- Раскрыть особенности школьной политики, осуществляемой царским правительством через школы церковного ведомства на Кавказе.

- Показать обусловленность познавательного содержания, религиозно-нравственного воспитания горских детей в школах православного христианского ведомства социально-политическими и духовными факторами жизни Кавказа в начале XIX в.

Выяснить вклад видных деятелей просветительско-миссионерских организаций на развитие школы и педагогической мысли кавказских народов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи воспитания, образования и общественного уклада жизни людей, обусловленность характера духовно-нравственного воспитания и образования социально-экономическими и политическими условиями жизни общества, о диалектике общего и особенного в духовной жизни общества, бережном отношении к культурному наследию прошлого.

Методы исследования: изучение и анализ архивных документов, историко-этнографических, историко-церковных, историко-педагогических и философских источников;

- изучение и теоретический анализ трудов дореволюционных и современных авторов по истории отечественного и духовного образования;

- изучение и анализ учебников, учебных планов и программ дореволюционных школ церковного ведомства Центрального Кавказа.

Источниковая база исследования:

- архивные документы, извлеченные автором из СевероОсетинских, Кабардино-Балкарских и Ставропольских архивов;

- издания дореволюционных и современных авторов, посвященные истории влияния православного христианства на развитие школы на Кавказе;

- учебники, учебные планы и программы школ церковного ведомства на Центральном Кавказе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

- поставлена и решена одна из важных научных проблем исто-рико-педагогического регионоведения - воссоздание в целостном виде генезиса становления и развития духовно-православной школы на Кавказе в рассматриваемый период;

- выявлены факторы (в особенности православие и православная церковь), влияющие на этот процесс;

- в сравнительно-сопоставительном аспекте изучена специфика духовно-православного образования на Кавказе;

- показан вклад видных деятелей православных миссионерских организаций в развитие школы и педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы, содержащиеся в данной диссертационной работе, могут быть использованы в современной кавказской школе средней и высшей системы, подготовке и переподготовке учительских кадров, расширению научных представлений об истории духовной школы прошлого.

Достоверность полученных научных результатов обеспечена методологической обоснованностью методов исследования, которые позволяют выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития церковных школ и педагогической мысли народов Центрального Кавказа.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- прогресс школьного образования среди народов Центрального Кавказа стал возможным после исторического акта присоединения этого региона к России;

- православные миссионерские организации: Осетинская духовная комиссия и Общество восстановления православного христианства на Кавказе сыграли важную роль в возникновении очагов просвещения и становлении письменности горских народов;

- несмотря на ограниченные расходы, производимые правительством в начале рассматриваемого периода для церковно-приходских школ Центрального Кавказа, развитие школьной сети, в особенности в пореформенный период, шло более быстрыми темпами, а к концу XIX века она стала более разветвленной, представленной большим количеством школ;

- ускорение развития системы церковно-приходских школ во второй половине XIX века вызывалось здесь потребностями развивающейся капиталистической экономики и все усиливающимся влиянием на горцев идей капитализма, способствовавшего росту антирусских настроений. Открывая в этом регионе школы, правительство рассматривало их как важнейшее идеологическое средство для борьбы с этим религиозно-политическим течением ислама.

Организация и этапы исследования.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа:

1 этап - 1998 - 1999 гг. - предварительное ознакомление с проблемой роли православного христианства в развитии школы на Центральном Кавказе.

2 этап — 1999 - 2001 гг. - завершение изучения научной литературы, оценка состояния проблемы, степени её изученности. Определение методологии, методов научного понятийного аппарата, задач, источниковой базы исследования, частичный анализ и систематизация собранных материалов, подготовка статей к изданию.

3 этап — 2001 - 2002 гг. — систематизация и обобщение материалов. Методическое оформление диссертации, издание статей, тезисов, докладов в научных сборниках по результатам исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики, психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Хетагурова; докладывались на региональных конференциях, а также конференциях по итогам НИР СОГУ (19992001). Они внедряются в вузовский процесс обучения при чтении курса лекций по этнопедагогике и этнопсихологии народов Кавказа в условиях ФСП СОГУ. По результатам исследования опубликовано 5 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дзанагова, Лариса Владимировна

Выводы

Общество восстановления православного христианства на Кавказе было образовано в 1860 году царским правительством для усиления своего влияния на Кавказе.

Проводниками этой политики выступали лица духовного звания, чья миссионерско-проповедническая деятельность направлялась на укрепление православно-монархической идеологии в противовес усиливавшемуся здесь влиянию ислама.

Кроме идеологических, Общество призвано было выполни 1ь и просветительские функции, заключавшиеся в создании школы, развитии письменности и распространении знаний среди горских народов.

Существовавшие здесь ранее Осетинская духовная комиссия и местные епархии не справились со стоящими перед ними аналогичными задачами, поэтому на смену им пришла новая, более мощная организация.

Благодаря школьной политике, проводимой Обществом на Кавказе, количество православно-духовных учебных заведений значительно увеличилось и продолжало расти вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Наибольшее распространение в этом крае получили приходские школы, переименованные в 1885 году, после перехода Общества из-под юрисдикции наместника Кавказа в ведение Святейшего Синода, в церковно-приходские.

Сеть учебных заведений этого типа была чрезвычайно разветвленной. Помимо городов и крупных селений, такого рода школы создавались при церковных приходах в самых глухих горных аулах. Священники являлись здесь зачастую единственными распространителями знаний среди местного населения, т.к. светские учителя отказывались ехать в отдаленные аулы, ссылаясь на тяжелые бытовые условия.

Даже несмотря на то, что в конце XIX - начале XX веков городское и сельское население плоскостной части Осетии стало отдавать предпочтение школам Дирекции народных училищ Кавказского учебного округа, школам военного ведомства и др., в горах церковно-приходские школы продолжали оставаться единственным типом образовательных заведений. Они были двух видов - одноклассные и двухклассные, рассчитанные на 2 года обучения в каждом классе. Обществом открывались также средние (Владикавказское духовное училище) и высшие (Ардонская семинария) духовные учеоные заведения.

Именно духовное ведомство было зачинателем женского образования на Северном Кавказе. Первая в этом регионе женская школа была открыта в 1862 году во Владикавказе выдающимся осетинским просветителем священником А. Колиевым. В 1866 году она перешла в ведение Общества восстановления православного христианства и работала по программе, приближенной к прогимназической.

Сам А. Колиев считал, что для воспитания нового поколения нужна прежде всего просвещенная семья, а, следовательно, просвещенная мать. Он был глубоко и всесторонне образованным педагогом и священником. А. Колиев работал инспектором, учителем и смотрителем Владикавказского духовного училища, помогая развитию школьного дела среди горцев. Он всячески способствовал приобщению своего народа к передовой русской культуре.

Членами Общества восстановления православного христианства была проделана существенная работа по зарождению и развитию осетинской духовной и светской литературы. Современник этого поколения протоиерей А. Гаг уев издал фундаментальный груд «Христианство в Осетии», в котором содержится подробный анализ становления и влияния православия на нравственное развитие горцев. Василий Цораев также занимался переводами на осетинский язык

Г о книг церковного характера, проявил сеоя, как великолепный знаток осетинского фольклора. Заслуга его состоит в том, что он впервые записал на родном языке на основе русского гражданского алфавита серию сказок, пословиц, поговорок, загадок и сказаний об отдельных героях нартовского эпоса. Они были изданы академиков Шифнером в Петербурге в 1868 году под названием «Осетинские тексты». В области этнографии успешно проявили себя и некоторые другие современники В. Цораева, печатая отдельные статьи на страницах тогдашней периодической печати. Здесь, в первую очередь, следует упомянуть Соломона Жус кнева, перу которого принадлежит ряд очерков о культуре и быте осетинского народа.

Важное место в системе просветительско-миссионерской деятельности Общества занимает его научно-издательская работа. Члены Общества придавали решающее значение проблеме создания национальной письменности кавказских народов.

Управляющий осетинскими приходами и приходскими учебными заведениями архимандрит Иосиф Чепиговский составил осетинский букварь на основе упрощенной грамматики академика Шегрена.

П/— *(• од его же руководством оыл создан комитет из ооразованных священников и учителей по переводу на осетинский и другие кавказские языки книг учебного и церковного характера. Изучение этих языков было поставлено на научную основу благодаря деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе; также были заложены основы для развития в этом регионе образования, науки, культурного и духовного сближения русского и северокавказских народов.

Гуманистические идеи, лежащие в основе православного христианского мировоззрения, оказали огромное влияние на духовное развитие народов Центрального Кавказа, способствовали переходу этого общества на новую, более высокую ступень социального развития.

Таким образом, хотя школы духовного ведомства и были наиболее предпочтительным типом учебных заведений для царского правительства как проводники его русификаторской политики, их деятельность объективно способе 1 ьовала просвещению и духовному развитию горских народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианские идеалы были привнесены на Кавказ много столетий назад. Ис1 очники свидетельствуют, что с древнейших времен исторические судьбы северокавказских народов переплетались между собой с византийцами, греками, 1рузинами и в особенности с русским народом, что, помимо политических и торгово-экономических отношений между ними устанавливались и духовные связи, шел процесс взаимообогащения культур и традиций этих народов.

Первыми сеятелями книжных знаний среди горцев были русские священники, бежавшие из плена крымских татар (во времена русско-крымских сражений ХУП-ХУШ вв.), обучавшие горских детей русской грамоте.

Но подлинный ренессанс православия в этом регионе пришелся на XVIII - начало XX веков. Начало этого периода связано с добровольным вхождением в состав Российской империи большей части народов Северного и Центрального Кавказа. Прогрессивными последствиями этого присоединения явились: появление школ, очагов просвещения, письменности, книгопечатания и церковной литературы на национальных языках.

Православное влияние здесь было связано с христианскими миссионерскими организациями (Осетинской духовной комиссией, Обществом восстановления православного христианства на Кавказе и др.), действовавшими ог имени царского правительства. Созданы они были в противовес влиянию ислама, коюрый активно использовался противниками присоединения кавказских горцев к России, зарождения у них образования и распространения русской культуры.

Миссионерская деятельность этих организаций была направлена на то, чтобы нравственные идеалы, сформированные православием, являлись бы основой взаимоотношений людей в обществе.

Именно в этих взаимоотношениях в степени их сформированное™ в значительной мере обнаруживается действенность и значимость нравственного воспитания.

За более чем полуторастолетний период своей дея1ельности миссионерскими организациями был накоплен громадный опыт целенаправленного творческого использования христианского учения в воспитании подрастающего поколения. Изучение этого опыта представляет не только чисто научный интерес, но и прямой выход в практику воспитательной работы.

К этому периоду относится и формирование школьной политики России в этом регионе. Связана она была с деятельностью православных миссионеров грузинского и осетинского происхождения, состоящих на службе у русского правительства.

Первой такой организацией была, образованная в 1744 году Осетинская духовная комиссия, благодаря которой появились очаги просвещения и начали создаваться школы, были изданы книги и учебники на осетинском языке; местное население приобщалось к ценностям русской культуры, роль православия была противопоставлена влиянию ислама.

Первым главой Осетинской духовной комиссии был широко образованный архимандрит Пахомий, занимавшийся обучением осетинских детей у себя на дому.

Таким образом, начав свою деятельность с небольшого миссионерского стана под названием Осетинское ггодворье в Фиат донском ущелье (1743 г.) православная церковь практически одновременно со строительством храмов приступила к созданию школ. Вначале это были небольшие, рассчитанные на несколько учеников классы, в которых преподавали сами священники. С 1763 года открыла свои двери первая школа, созданная в Моздоке.

Члены Осетинской духовной комиссии являлись также основоположниками осетинской книжной литературы. В 1798 году в Московской синодальной типографии увидела свет первая печатная книга па осетинском языке. Называлась она «Начальное учение человеком, хотящим учитися книг Божественного писания» и представляла собой краткий катехизис, молитвы и азбуку. Автором этой книги являлся один из известных членов Осетинской духовной комиссии грузин дворянского происхождения Гайоз (Бараташвили) (1 746-1 821).

Выдающийся вклад в развитие просвещения горских народов внесли члены Осетинской духовной комиссии Д.Чонкадзе и В.Цораев, собравшие ценные материалы по народному творчеству горцев Кавказа, изданные в 1868 году академиком А.Шифнером; И.Ялгузидзе, автор изданной в 1821 году осетинской азбуки, по существу ставшей первым осетинским учебником.

В 1860 году по инициативе наместника Кавказа князя А.И.Барятинского Осетинская духовная комиссия была преобразована в Общество восстановления православного христианства на Кавказе, более мощную организацию, способную противостоять распространению магометанства, оказывавшего влияние на немусульманские народы Кавказа, которое проявлялось в активном росте ренегатства среди горцев православного вероисповедания.

Кроме идеологических, Общество призвано было выполнять и просветительские функции, заключавшиеся в создании школ, развитии письменности и распространении знаний среди горских народов.

Основным типом учебных заведений, создаваемых Обществом были церковно-приходские школы, получившие в этом регионе широкое распространение.

Учебно-воспитательный процесс в них строился в соответствии с нормами христианской морали. По окончании курса их выпускники или возвращались в свои общины или продолжали обучение в средних (духовные училища) или высших (семинарии) учебных заведениях системы православно-церковного ведомства, которые готовили священников, учителей и переводчиков. Таковыми были. Александровская учи!ельская школа в Тифлисе, открытая в 1866 году и преобразованная в 1872 году в учительский институт, Владикавказское духовное училище, созданное в 1887 году и преобразованное впоследствии в миссионерскую духовную семинарию, а в 1909 году - в обычную духовную семинарию. Чтобы сделать христианское просвещение более эффективным, Общество использовало горские языки для перевода церковных книг.

Большинство выдающихся деятелей образования и культуры горских народов получило образование в этих православно-миссионерских заведениях.

К данному периоду от носи тся просветит ельско-педагогическая деятельность Алексея (Аксо) Колиева, протоиерея и видного осетинского деятеля культуры, открывшего в 1862 году во Владикавказе в своем доме и на свои средства женскую школу для горянок. 1886 году она перешла в ведение Общества и работала по программе, приближенной к прогимназической.

Видный деятель Общества, просветитель и педагог, управляющий осетинскими приходами, Иосиф Чепиговский издал осетинский букварь с параллельным русским текстом. Он же выпустил в свет в 1884 году русско-осетинский букварь, над которым работал более 20 лет. В 1860 году по инициативе Чепиговского был учрежден комитет для печатания на осетинском и других языках народов Центрального Кавказа церковной и учебной литературы. В него вошли священники и учителя: А. Колиев, А. Гатуев, М. Сухиев, А. Аладжиков, Г. Кантемиров, Г. Мжедлов и другие, хорошо владевшие осетинским и русским языками.

Изучение лих языков было поставлено на научную основу благодаря деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе; также были заложены основы для развития в лом peí ионе образования, пауки, культурного и духовного сближения русского и ¡viногочисленных кавказских народов.

Таким образом, хотя учебные заведения духовного ведомства и были наиболее предпочтительным типом учебных заведений для царского правительства как проповедники его русификаторской политики, их деятельность объективно способствовала просвещению и духовному развитию горских народов.

В заключение необходимо отметить, что просветител ьско-миссионерская деятельность православного духовенства на Кавказе явилась примером соединения в себе высокой культуры, глубины и развитости нравственного чувства в соответствии с принципами христианского мировоззрения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дзанагова, Лариса Владимировна, 2003 год

1. Автобиография И. Ялгузидзе //Известия СОНИИ. Дзауджикау, 1955. 397 с.

2. Акты Кавказской археологической комиссии (АКАК). Т. Xii,т- 1 1 Л Л 11.ифл ИС, I уи I .

3. А т r> А Т /• -г Д Г Т Т Т Т" 1 1 АЛ 4/Л1ЧМ1Ч. Т. Allí. 1ифлис, 1VU4.

4. Алборов Б.Н. Новые сведения о первопечатной осетинской книге. Дзауджикау, 1929. 58 с.

5. Алборов Б.Н. Первая осетинская печатная книга //Известия Горского пединститута. Дзауджикау, 1929. 164 с.

6. Антология педагогической мысли России первой половины XIX-в. (до революции 60-х годов) /Сост. П.А.Лебедев. М., 1987., 412 с.

7. Антология педагогической мысли Северной Осетии /Сост. Э.К.Каргиев, С.Р.Чедж^мов. Владикавказ, 1993. 415 с.

8. Ардасенов Х.Н. Рухсаеды кусаег эема; пол Коли1ы Аксо (18231866). Дзауджикау, 1947.

9. Ардасенов Х.П. О Колиеве Аксо //Очерки развития осетинской литературы. Орджоникидзе, 1956. 326 с.

10. Ардасенов Х.Н. И. Ялгузидзе осетинский писатель и культурный деятель //Известим СОГПИ. Т. XVIII. Дзауджикау, 1949.124 с.

11. Баев Г. Владикавказская осетинская женская школа им. её ими. величества княгини Ольги Федоровны /'/'Казбек, 1899, Ж» 556.

12. Баев Г. Владикавказская осетинская женская школа //Терские ведомости, 1908, jsfy 59.

13. Баев Г. Из жизни горцев //Новое обозрение, 1897, j\» 4486.

14. Баев Г. Отрадное движение //Терские ведомости, 1886, № 44.

15. Баев Г. Письма осетина //Казбек, 1905.

16. Баев Г. Предисловие к книге «Песня об Алгузе». Берлин, 1922. 25 с.

17. Березов Б. Подвижник, просветитель, педагог, поэт /'/' Социали1 ЛОЛ ЧГЧ 1с!ическая uce i ия, IVbv, jn^ z, :>.

18. Берозов Б.П. Первая школа для осетинок-горянок //Некоторые вопросы истории и практики воспитания. Вып. 3. Орджоникидзе, 1975. С.3-11.

19. Берозов Б.П. Первая осетинская женская школа //Ленинское знамя. 1969. 18 января.

20. Бигаев В. Владикавказская осетинская женская школа //Терские ведомости. 1874. № 13.

21. Бугулов Б.Б. Краткая история осетинского письма. Дзауджикау, 1952. 265 с.

22. Блейх Н.О. Основные научно-педагогические воззрения Г.Дзасохова: Методическое пособие. Владикавказ, 2000. 45 с.

23. Блейх Н.О. Научно-педагогические взгляды и педатогическая деятельность Г. И. Дзасохова. Владикавказ, 2000. 165 с.

24. Блейх Н.О. Дидактические взгляды Г.Дзасохова: Учебно-меюдическое пособие. Владикавказ. Изд-во СОГУ, 2000. 48 с.

25. Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа. М., 1965. Т. 71. С. 83.

26. Бочоридзе Б.Г. И. Ялгузидзе //Известия ЮЮНИИ. Т. III. Ста-линир, 1936. 296 с.

27. Ванеев З.К. Исторические известия об аланах-осач. Сталинир, 1959. 44 с.

28. Ванеев З.Н. К вопросам о происхождении И. Ялгузидзе

29. Избранные работы по истории осетинского народа. Т. I. С. 9л л л

30. Взаимоотношения народов Чечено-Ингушетии с Россией и народами Кавказа в XVI — начале XX в. Грозный, 1981. 287 с.

31. Владикавказские епархиальные ведомости. Владикавказ, 1900, № 15.

32. Владикавказское женское Олыинское училище /'/Кавказ. 1867. № 3.

33. Власов В.А. Теория эстетического воспитания в России во П-ой половине XIX начале XX вв. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Пятигорск, 2000. 20 с.

34. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1927 гг.) //Материалы по истории Осетии. Орджоникидзе, 1942. С. 1-78.

35. Габоева Л. Из истории женского образования в Северной Осетии //Эхо Кавказа. 1994. № 215. С. 31-46.

36. Tai иева М.А. Женщины гор. Орджоникидзе, 1966. С. 37-47.

37. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Да1есгана. М., 1965. 31 1 с.

38. Гадиев С. Несколько слов о священнике Аксо Колиеве //Северный Кавказ. 1903. № 58. С. 1 13-125.

39. Гамзардашвили Л. Даниэл Чонкадзе. Тбилиси, 1960.

40. Гагуев А. Христианство в Осетии //Терские ведомости, 1891, № 36, 42, 46.

41. Гарданов М.К. Дигорон дзурд (Родное слово). Дзауджикау, 1924.

42. Гагуев А. Протоиерей А. Колиев. Владикавказ, 1891.

43. Гатуев К. Осетинский женский приют //Терек, 1913, j\1> 46, 98.

44. Гассиев А.А. Горское казачье землевладение //Терек, 1909, 1 августа.

45. Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе1Т 1 . . . 1 о о п тг ¿111 ифл исскии вес I ник, юо/, лу з J, чк

46. Гассиев А. Школа женская больное место здешнего общества / / / ч н т о л о г и я педагогической мысли неверной Осетии /Сост. Э.Кар1 иев, С.Чеджемов. Владикавказ, 1993. С. 34.

47. Гарданов М. Селение Христиановское //Северный Кавказ, 1902, № 99.

48. Гарданов М. К вопросу об открытии средних учебных заведений в Осетии //Терские ведомости, 1909, № 4.

49. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1994. С. 3-10.

50. Гогебашвили Я.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1954.

51. Гугкаев Д. О жизни и деятельности Ивана Ялгузидзе //Известия ЮОСНИИ. Вып. XIII, 1955. 340 с.

52. Джанишвили И. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России //Сборник ма1ериалов для описания мес1нистей и племен Кавказа. Тифлис, 1897. Вып. 22.

53. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин. Авто-реф. канд. пед. Наук. Владикавказ, 2002.

54. Дзанагова Л.В. Роль православного христианства в духовно-нравственном развитии горских народов Кавказа (конец XVIII — начало XX вв.). Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2000. 21 с.

55. Дзанагова Л.В., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев — выдающийся осетинский просветитель-педагог 60-х годов XIX в.: Сборник тезисов Пятигорск, 2001. 94 с.

56. Дзанагова Л.В. Роль И.Ялгузидзе в развитии просвещения и горских народов школы народов Кавказа. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 13 с.

57. Дзанагова Л.В. Гайоз и его прогрессивная деятельность в развитии письменности. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. 16 с.

58. Дзанагова Л.В. А.Колиев — выдающийся просветитель горских народов и проблемы женского образования на Северном Кавказе: Сборник тезисов. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2002. С. 4756.

59. Дзасохов Г. Характеристика Ардонской духовной семинарии во Владикавказе //Казбек, 1905, 25 июля.

60. Дзасохов Г. О женском образовании в Северной Осетии /7 Каз1 Г\ Г\ С лоек, 1уо5, /и июля.

61. Дзасохов Г. О Владикавказском осетинском женском приюте //Казбек, 1905, № 2363.

62. Дзасохов Г. К осетинскому народу //Казбек, 1905, №> 2354.

63. Дигорон. К вопросу о перенесении Владикавказского Ольгин-ского осетинского женского приюта //Казбек. 1899. № 488.

64. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. /Сост. М. Гамкерели. Тбилиси, 1968.

65. Духовный вестник Грузинского экзарха за 1881 год. № 4. С. 36.

66. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. М., 1967.

67. История народов Северно» о Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). Т. 1. М.: наука. 1988. 544 с.

68. История Осетии в документах и материалах. Т. 1. Орджоникидзе, 1942.

69. История Северо-Осетинской АССР. Т. 1. Орджоникидзе, 1987. 528 с.

70. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе, 1968. 250 с.

71. Кавказский календарь на 1851 год. Тифлис. 1850. 187 с.

72. Кавказский календарь на 1869 год. Тифлис, 1868. 187 с.

73. Кавказский календарь на 1872 год. Тифлис, 1871. 226 с.74. Кавказ, 1902, № 99.75. Кавказ, 1867, № 3.

74. Казбек, 1905, 20 сентября.77. Казбек, 1905, 24 ноября.

75. Каргиев Э. Женское образование в Северной Осетии, 1990, № 242.

76. Кануков И.Д. Горцы-переселенцы //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876.

77. Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы становления женского образования на Северном Кавказе (начало XIX в. 1917 г.). Владикавказ, 2000. 145 с.

78. Кекелидзе К. История грузинской литературы. Т. 1. Тифлис, 1925.

79. Кокаева Ф.А. Истоки просвещения и педагогической мысли горских народов и просветительская политика правительства России на Северном Кавказе. Владикавказ, 2000. 139 с.

80. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. JI., 1932. 117 с.

81. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии. Ставрополь, 1887.

82. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь, 1913.

83. Кузнецов В.А. Аланы и тюрки в верховьях Кубани //Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974. 270 с.

84. Кузнецов В.А. Аланы в X XIII вв. Орджоникидзе, 1971. 54 с.

85. Кузнецов В.А. Аланская культура Центрального Кавказа в V — VIII вв. //Советская археология, 1973, № 2.

86. Кузнецов В.А. Зодчество феодальной Алании. Орджоникидзе, 1974. 98 с.

87. Кузнецов В.А. О распространении христианства в Алании //Молодой коммунист, 1988, 24 сентября.

88. Кулаковский Ю.О. Христианство у алан. СПб., 1898.

89. Лавров JI.И. Этнографические памятники Северного Кавказа в X XVII вв. М., 1966. 315 с.

90. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983. 380 с.

91. Магометова В.Д. Роль передовой русской интеллигенции в просвещении и развитии культуры среди горцев Северного Кавказа во второй половине XIX века //История, этнография и культура народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1981. С. 47-62.

92. Материалы по истории Осетии /Сост. Г. Кокиев. Владикавказ, 1926.

93. Материалы по истории Осетии. Дзауджикау, 1950.

94. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942.295 с.

95. Медоев Д. Селение Христиановское. Как христианцы лишились школы //Казбек, 1900, № 714.

96. Михайлова М.В. Школа и педагогическая мфысль нерусских народов Северного Кавказа, Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока //Очерки истории школы и педагогической мысли народов ССР (вторая половина XIX века). М., 1976. С. 45.

97. Модзалевский Л.Н. Закавказская учительская семинария //Народная школа, 1977, № 2.

98. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела в Кавказском крае //Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 г. Тифлис, 1880.

99. Очерки истории СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1. М., 1966.

100. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII первая половина XIX вв. /Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1973. С. 501-549.

101. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. /Отв. ред. А.И.Пискунов. М., 1976. С. 28-32.

102. Парамонов М.К. История хазар. М., 1962. 254 с.

103. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах /Сост. Л.А.Чибиров. Цхинвали. 1991. С. 1-276.

104. Письмо осетинских старшин от 20 сентября 1766 г. //Известия СОНИИ. Т. VI. Орджоникидзе, 1934. 296 с.

105. Рудольф Р. Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Тифлис, 1910.

106. Сборник сведений о кавказских горцах. Т. 9. Тифлис, 1876. С. 1-25.

107. Скитский Б.В. Очерки по истории осетинского народа с древнейших времен до 1867 г. //Известия СОНИИ. Т. XI. Дзауджи-кау, 1947.

108. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии с древнейших времен до 1867 г. Ч. 1. Дзауджикау, 1948.

109. Сланова А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно-демократической педагогике народов Северного Кавказа (XVIII-начало XX вв.). Автореф. канд. пед. Наук. Владикавказ, 2002. 24 с.

110. Смирнов H.A. Кабардинский вопрос в русско-турецких отношениях. Нальчик, 1848. 247 с.

111. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI XIX вв. М., 1958. 326 с.

112. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. 316 с.

113. Степанов А. Из Владикавказа //Кавказ, 1862, № 83.

114. Таказов В.Ф., Таказов М.В. К биографии Гайоза Такаова //История и философия культуры: актуальные проблемы. Вып. IV. Владикавказ, 1999. С. 34-38.

115. Тахохов Б.А. Религиозное просвещение учащихся //Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Пятигорск, 2001. 246 с.

116. Терские ведомости, 1872, № 52.120. Терек, 1908, № 23.

117. Тогошвили Г.Д. Взаимоотношения грузинского и русского народов в XV XX вв. Тбилиси, 1971.

118. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

119. Тотоев М.С. История зарождения осетинской письменности в XVIII в. //Известия СОНИИ. Т. XIX, 1957. 198 с.

120. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе, 1977. 78 с.

121. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. 173 с.

122. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале XX в. Орджоникидзе, 1968. С. 74-76.

123. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963. С. 113-209.

124. Уруймагов X. Еще несколько слов Ъ необходимости женских школ в горной Осетии //Казбек, 1900, № 875.

125. Уруймагов X. Женские школы в Осетии //Казбек, 1903, № 1695.

126. Уруймагов X. Из области педагогики //Терек, 1915, № 5167.

127. Уруймагов X. Школьное дело в Осетии //Казбек, 1 899, № 611.

128. Фарфоровский Г.Н. Народное образование у осетин //Терек, 1917, № 5702.

129. Феофилактова Т.М. Взаимоотношения России с народами Северного Кавказа. Майкоп, 1986.

130. Хатаев H.H., Кокаева Ф.А. Просветители и педагоги Северного Кавказа (XIX в.). Владикавказ, 2000.

131. Хатаев Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа (вторая половина XIX в. 1917 г.). Автореф. дис. доктора пед. наук. М., 1996. 33 с.

132. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов. Орджоникидзе, 1985. 85 с.

133. Хатаева P.A. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А.Уруймагова (1864-1910 гг.). Автореф. канд.пед.наук. Владикавказ, 2001. 24 с.

134. Хетагуров KJI. Развитие школ в Осетии //Северный Кавказ, 1901, № 69.

135. Хетагуров К.JI. Маленькая история //Собрание сочинений. Т. 3. М., 1974.

136. Хетагуров K.J1. Развитие школ в Осетии //Собрание сочинений. Т. 3. М., 1974.

137. Хетагуров К.Л. (Нарон). Село Ардон Терской области // Северный Кавказ, 1896, № 83.

138. Хетагуров К.Л. (Нарон) Церковно-приходские школы в Осетии //Северный Кавказ, № 190.

139. Хицунов Л.Г. О духовной Осетинской школе в Моздоке // Кавказ, 1846, № 16.

140. Чепиговский И. Осетинский букварь с русским переводом. Тифлис, 1862.

141. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958. С. 3-67.

142. Чибиров Л.А. Аксо Колиев. Цхинвал, 1999. 123 с.

143. Чибиров JI.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. T. V. Цхинвал, 1991. 306 с.

144. Цаголов Г. Вольные школы в Осетии //Терские ведомости, 1898, № 86.

145. Цаголов Г. Вскользь //Терские ведомости, 1910, № 3802.

146. Цаголов Г. К вопросу о народном образовании //Казбек, 1903, № 1632.

147. Цаголов Г. Осетинская письменность //терские ведомости, 1915, № 240.

148. Цаголов Г. Учительская семинария в г. Владикавказе //Казбек, 1903, № 1600.

149. Цамаев Х.К. Философские и общественно-политические воззрения А. Гассиева. Орджоникидзе, 1966.

150. Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде. Автореф дис. Канд.пед.наук. Махачкала, 1999. 23 с.

151. Цораева Ф.Н. Г.М.Цаголов видный просветитель и педагог северокавказских народов конца XIX - первой половины XX вв. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Владикавказ: СОГУ, 1999, 23 с.

152. Хашхожева Р.Х. Кази Атажукин. Избранные труды. Нальчик, 1971.

153. Шегрен А. Осетинская грамматика. СПб., 1844. С. 14-16.

154. Шифнер В. Осетинские тексты, собранные Д.Чонкадзе и В.Цораевым. СПб., 1868.

155. Шихсандов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969.

156. Штедер JI. Дневник одного путешествия //Известия ОСНИИ, 1940.

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 28-29.1. Архив

158. Архив Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований (А. СОИГСИ). Ф. 10. Оп. 1. Д. 7. JT. 2436.

159. А. СОИГСИ. Ф. 2 (Материалы по народному образованию). Оп. 1. Д. 9. Л. 1, 2.

160. А. СОИГСИ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 12. Л. 112.

161. А. СОИГСИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 9. Л. 1, 2.

162. А. СОИГСИ. Ф. 49. Оп. 1. Д. 2. Л. 18.

163. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). Ф. 149 (Фонд Владикавказского духовного училища). Оп. 1. Д. 17. Л. 34-37.

164. ЦГА РСО-А. Ф. 149 (Фонд Владикавказского духовного училища). Оп. 1. Д. 19. Л. 12-14.

165. ЦГА РСО-А. Оп. 2. Д. 683. Л. 25.

166. ЦГА РСО-А. Ф. 127 (Фонд Владикавказского отделения епархиального училищного совета). Оп. 1. Д. 82. Л. 140-145.

167. ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 127. Д. 64. Л. 54-61.

168. ЦГА РСО-А. Ф. 2 (Фонд Владикавказского осетинского Оль-гинского женского приюта). Оп. 1. Д. 70. Л. 140-145.

169. ЦГА РСО-А. Ф. 123 (Фонд Дирекции народных училищ Терской области). Оп. 2. Д. 139. Л. 1429.

170. ЦГА РСО-А. Ф. 25 (Фонд Владикавказского осетинского военного округа). Оп. 1. Д.88. Л. 63-65.

171. ЦГА РСО-А. Ф. 12 (Фонд канцелярии начальника Терской области по судному столу). Оп. 7. Д. 25. Л. 67.

172. ЦГА РСО-А. Ф. 12 (Фонд канцелярии начальника Терской области по 1 отд. 1 ст.). Оп. 1. Д. 13. Л. 75-48.

173. ЦГА РСО-А. Ф. 12 (Фонд канцелярии начальника Терской области). On. 1. Д. 53. Л. 45-67.

174. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 2. Д. 119. Л. 63, 64.

175. ЦГА РСО-А Ф. 12. Оп. 2. Д. 198. Л. 29-96.

176. ЦГА РСО-А. Ф. 12 (Фонд канцелярии начальника Терской области). On. 1. Д. 11. Л. 126-168.

177. ЦГА РСО-А. Ф. 1. Оп. 120. Д. 372. Л. 63-64.

178. ЦГА РСО-А. Ф. 12 (Фонд канцелярии начальника Терской области). Оп. 7. Д. 122. Л. 78-80.

179. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 6. Д. 120. Л. 64-86.

180. ЦГА РСО-А (Отчет начальника Терской области за 1915 г.).

181. ЦГА РСО-А. Ф. 120 (Фонд прокурора окружного суда). Оп. 79. Д. 468. Л. 184-178.

182. Центральный Государственный исторический архив России. Ф. 733 (Департамент народного просвещения). Оп. 82. Д. 329. Л. 1-13.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.