Православная культура в литературном образовании тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Шишкин, Алексей Ефимович

  • Шишкин, Алексей Ефимович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Самара
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 187
Шишкин, Алексей Ефимович. Православная культура в литературном образовании: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Самара. 2005. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шишкин, Алексей Ефимович

Введение

Глава I. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И

СОВРЕМЕННОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

1. Литературное образование и состояние детского чтения в постсоветской России.

2. Педагогический потенциал православной культуры.

3. Модель интеграции православной культуры и литературного образования и условия её внедрения в учебно-воспитательный процесс

Глава 2. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА В СОДЕРЖАНИИ И ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Духовная словесность и православная литература в составе источников содержания литературного образования.

2. Душеполезное (духовное) чтение в условиях кризиса «литературноцентристской» модели чтения.

3. Православно-культурный (сотериологический) подход к изучению русской литературы

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Концепция программы подготовки преподавателей к использованию православной культуры в литературном образовании «Слово и Дух».

2. Книга для чтения по православной культуре «Ладомир»: содержание, направления и формы использования в литературно-образовательном процессе

3. Программа уроков душеполезного чтения «Добротолюбие» и основы методики преподавания духовной словесности и православной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Православная культура в литературном образовании»

Актуальность темы исследования связана с тем, что современная философия российского образования формируется на основе преимущественно западных образовательных концепций и педагогического опыта, которые входят в противоречие с традициями отечественного образования и культуры, искажают менталитет, исторически сложившийся образ мыслей и чувств народа, нивелируют его духовную самобытность, ущемляют свободу самоопределения. Чтобы избежать этого, необходимо укреплять и развивать национальные образовательные и культурные традиции, в основе которых лежит православная культура.

Православная культура — это духовное богатство России, многовековое культурное наследие нашей страны, проверенная веками основа воспитания нравственности и патриотизма.

Компетентные правоведы проф. А.Г. Богатырёв, проф. А .Я. Капустин («Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений». М., 2004), к.ю.н. И.В.Понкин («Правовые основы светскости государства и образования». М., 2003) и другие учёные утверждают, что введение учебной дисциплины «Основы православной культуры» и православно-культурных ценностей в содержание современного российского образования и учебно-воспитательный процесс уместно, целесообразно и не противоречит Конституции и законам РФ. В соответствии с международным и российским законодательством в демократическом государстве учащиеся и их родители имеют право на выбор мировоззренческого содержания и духа образования. Составителям образовательных программ следует учитывать интересы не только атеистов, агностиков, скептиков, но и верующих людей, культурные и образовательные потребности которых нередко игнорируются.

Введение православной культуры в российское, в том числе литературное, образование призвано расширить и углубить содержание образования, усилить его воспитательный, духовно-нравственный аспект, исторически присущий русской цивилизации и культуре. Это также позволит устранить наметившийся перекос в сторону прагматизма, технократизма, дегуманизации образования, во многом обусловленный выведением гуманитарных дисциплин, прежде всего русского языка, литературы, истории Отечества из состава приоритетных образовательных областей. В конечном итоге приобщение к православной культуре будет способствовать воссозданию культурного кода нации, содействовать консолидации общества, укреплению российского государства, усилению его влияния на международной арене.

В связи с этим всё более востребованным становится всестороннее изучение и педагогически грамотное, дифференцированное, с учётом целей, потребностей и интересов конкретных школ (государственных общеобразовательных, этноконфессиональных, конфессиональных и др.), преподавателей и учащихся, решение проблем взаимодействия православной культуры и российского образования.

В настоящее время проблемы интеграции православной культуры и литературного образования комплексно не исследованы. Стремление внести свою лепту в решение этих проблем явилось основанием для выбора темы диссертационного исследования.

В диссертационной работе мы опирались на труды учёных-литературоведов (И.М. Андреев, М.М. Бахтин, О.М. Буранок, И. А. Виноградов, В.А. Воропаев, М.М. Дунаев, П.А.Гагаев, Г.Ю. Карпенко, Д.С. Лихачёв, Ю.М. Лотман, Е.Б. Рогачевская), методистов (О.Ю. Богданова, Н.А. Бодрова, Г.П. Беленький, В.В. Голубков, О.А. Ерёмина, С.Ф. Иванова, В.Я. Коровина, З.Ф. Курдюмова, А.Г. Кутузов, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, А.Я. Роткович, М.А. Рыбникова, З.С.Смелкова, В.Я. Стоюнин, В.Ф. Чертов, Т.А. Якадина), психологов (Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.А. Леонтьев, О.И. Никифорова, Б.А. Ничипоров, З.Я.Рез, В.И. Слободчиков, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко), а также философов (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А Ильин, Н.О. Лосский, А.С. Панарин, В.В. Розанов, B.C. Соловьёв, JI.A. Тихомиров, П. Флоренский, C.JI. Франк) и культурологов (В.В. Бычков, Г.Д. Гачев, В.А. Кутырев, JI.A. Харисова и др.).

Цель исследования - определить направления и организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования.

Объект исследования — процесс интеграции православной культуры и литературного образования в контексте современных реформ российской образовательной системы.

Предмет исследования - философский, методологический, педагогический и организационно-методический аспекты взаимодействия православной культуры и литературного образования.

Задачи исследования: 1) раскрыть педагогический потенциал православной культуры и определить условия его использования в современном литературном образовании; 2) обосновать необходимость сквозного (с 1 по 11 классы), цельного включения духовной словесности и православной литературы в состав источников содержания литературного образования; 3) показать педагогическое значение душеполезной литературы в условиях кризиса «лите-ратурноцентристской» модели чтения; 4) раскрыть идейную сущность православно-культурного (сотериологического) подхода к изучению русской литературы; 5) определить организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования; 6) оценить результаты апробации «Книги для чтения по православной культуре «Ладомир» в трёх томах (авторы-составители А.Е. Шишкин и Н.П. Шишкина) в литературно-образовательном процессе гимназии № 3 и средней школы № 43 г. Самары.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философский, общенаучный, антропологический (философско-педагогический и православно-богословский), историко-педагогический, православно-педагогический, историософский, историко-культурный подходы.

Методы исследования: теоретический анализ специальной научной, философской, богословской, педагогической, методической и другой литературы, связанной с темой исследования; сравнительный анализ национально ориентированной и либерально-западной образовательных систем, современных направлений модернизации российского образования; педагогическое наблюдение; педагогическое проектирование содержания литературного образования на основе культурно-нравственных ценностей православия, анкетирование студентов-филологов, преподавателей словесности и учащихся школ.

Этапы исследования: первый этап (2001-2002 гг.) — изучение и анализ специальной литературы и опыта работы Православной воскресной школы и НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» (учредитель и директор — А.Е. Шишкин) по теме исследования, определение цели и задач диссертационной работы; второй этап (2003-2005) - составление и издание учебно-методических пособий по интеграции православной культуры и литературного образования; определение направлений и форм использования этих пособий в литературно-образовательном процессе. Разработка педагогической модели интеграции православной культуры и литературного образования.

Эксперимент по теме диссертационного исследования проводился в ч естественных условиях, в рамках школьного компонента учебного плана: в 1990 - 2000 гг. в Православной воскресной школе и НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» (учредитель и директор - А.Е. Шишкин), а затем с 2001 г. - в литературно-образовательном процессе средней общеобразовательной школы № 43 г. Самары (седьмой и одиннадцатые классы, 85 человек), с 2003 г. - в гуманитарно-языковой гимназии № 3 (пятый - десятый классы, 106 человек). Результаты эксперимента обобщены в книгах, учебных пособиях и методических разработках автора.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и 7 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Шишкин, Алексей Ефимович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская боль и русская тревога за нашу культуру не должны ослабевать в это трудное и ответственное время, когда задачи так огромны, культурные силы так разрозненны и слабы, а национальное самосознание так придавлено. И в грядущее, к будущей, молодой России, обращено наше упование, наша вера».

Протоиерей Сергий Булгаков

Итак, в процессе диссертационного исследования было установлено, что широчайшее распространение идей западного либерализма затронули практически все сферы жизни российского общества. Продолжается невиданный в мировой современной практике эксперимент применения радикально-либерального подхода в социальной сфере, в том числе в сфере образования, попытка перестроить её на рыночных (коммерческих) началах. В результате разрушается этнокультурное пространство, складывавшееся на протяжении тысячелетий во всей его сложности, тончайших взаимосвязях и многоцветий, размывается русская национальная культура и её духовные основания, утрачивается в значительной степени авторитет и ведущая роль традиционной культуры в обществе, а следом за этим снижается статус и востребованность гуманитарного, в том числе литературного, образования.

Профессор Е.П. Белозерцев отмечает, что «по оценкам учёных и практиков, общественных и государственных деятелей, российское образование переживает глубокий кризис. Образовательная система, профессиональный, гражданский, личностный потенциал работников образования находится на пределе своих возможностей. Глубокий кризис образования выражается не столько в материально-финансовом оскудении, поставившем его на грань физического выживания, сколько в неопределённости целей, содержания и характера самого образования. В этой ситуации всё более осознаётся необходимость решения стратегических задач развития образования. В начале XXI века мы всё ещё нуждаемся в такой философии образования, которая смогла бы стать методологией новой, более совершенной педагогики. Сущностью философии образования является национальное самосознание, национальная идея» (11, с. 60).

Эклектичность, противоречивость реформы образовательной системы, с нашей точки зрения, обусловлены прежде всего отсутствием чётко сформулированной национальной идеи и идеологии государственного развития.

Между тем, как разъясняет профессор И.А. Ильин, «есть такой закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада. Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. Человек, утративший доступ к духовной воде и к духовному огню своего народа, становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор. Национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства» (93, с. 201), осуществляя воспитание детей в семье и школе в национальном духе. Для русского народа — это дух православия и русской культуры.

Наших предков привлекло к высокой истине православной веры художественное чувство. Образно-художественное восприятие мира, особый дар Божий, отличавший древних славян, определил исторический выбор России и весь её дальнейший путь. Не одно столетие русская национальная школа воодушевлялась словами молитвы перед началом учения: «Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго смысл и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимая преподаваемому нам учению, возрасли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». В этих простых словах - вся «философия национального образования» - образования православного, т.е. духовно-нравственного, благочестивого, целомудренного.

Сокровищница православия - неотъемлемое достояние русской культуры и русской литературы. Это нужно ясно почувствовать и понять творческой интеллигенции, научной и художественной элите, педагогам, которые призваны не к противоборству, а к плодотворному соработничеству с Русской Православной Церковью в деле сохранения и развития национальной культуры и образования. Усваивая всё лучшее, что создала мировая цивилизация, не следует стремиться к бездумному перениманию чужого. Россия будет великой и сильной, стоя на камне православной веры, на том прочном фундаменте, заложенном тысячу лет назад.

В диссертационной работе мы стремились раскрыть значение православной культуры для успешного развития литературного образования в постсоветской России. С этой целью было осуществлено следующее.

По материалам текущих научных исследований и периодической печати мы провели анализ современного литературного образования и состояния детского чтения, результаты которого свидетельствуют о том, что в ходе образовательных реформ происходит вытеснение литературы на задворки школьного образования, приносящее большой вред мировоззренческому, научно-культурному, духовно-нравственному становлению и развитию молодёжи. Этому имеется множество доказательств, некоторые из которых приведены в диссертационной работе.

Результаты анализа позволили определить первостепенные меры, направленные на сохранение и развитие духовно-нравственного содержания литературно-образовательного процесса и его воспитательного аспекта. С нашей точки зрения, во-первых, необходимо осознать, что детское чтение сегодня - поле битвы за души детей, а значит и за будущее России; во-вторых, следует держаться путей, которыми шло русское просвещение, имеющее многовековую историю и богатейшие духовные традиции; в-третьих, нужно познать себя, особенности национальной культуры; в-четвёртых, преодолеть, завороженность Западом и его системой ценностей.

Для успешного осуществления этих мер нами предложена педагогическая модель введения ценностей православной культуры в литературное образование, раскрыта сущность и основное содержание интеграционных процессов, вошедших в эту модель.

Первое направление интеграции - сквозное, цельное включение духовной словесности и православной литературы в содержание литературного образования - обусловлено тем, что такого рода книги способны, во-первых, ввести учащихся в сферу отечественной духовно-нравственной культуры; во-вторых, содействовать укреплению и развитию отечественной педагогической традиции духовно-нравственного воспитания и наставничества, тесно связанной с опытом и ценностями предшествующих поколений. В результате появляется возможность сохранить историческую преемственность российского образования, что является одним из приоритетных направлений Национальной образовательной доктрины.

Второе направление интеграции - возрождение и развитие христианской культурной традиции душеполезного чтения - связанно с изучением духовной словесности и православной литературы. Считаем это весьма актуальным, во-первых, в связи с ухудшением нравственного состояния молодёжи, во-вторых, в контексте ныне выявляемого социологами кризиса «литературоцентристской модели чтения», вытесняемой прагматической моделью, которую отличает утилитарное отношение к чтению, рассматривающее книгу не как «учебник жизни» и культурную ценность, а как одно из средств деловой информации или развлечения. Это может быть чревато опасными последствиями для духовно-нравственного и физического здоровья человека и общества.

В диссертационном исследовании выделены две основные общие (священно-эмоциональная и эстетическая), ряд частных функций душеполезного чтения, а также определены принципы организации занятий душеполезным чтением), апробированные в деятельности НОУ «Русская православная гимназия «Ладомир» и гуманитарно-языковой гимназии № 3 г. Самары (постепенность восхождения от адаптированных православных книг для детей и юношества к первоисточникам духовных знаний - Библии и творениям святых отцов Церкви; учёт личностных особенности юного читателя: его возраста, духовно-нравственного состояния, интеллектуального и эмоционального развития, способности и стремления к постижению духовных истин и др.).

Третье направление интеграции — включение в методологию изучения русской литературы православно-культурного подхода, названного нами сотериоло-гическим, (душеспасительным). Этот подход, основанный на Евангельском Откровении, акцентирует внимание читателей прежде всего на духовно-нравственном содержании литературных источников. Его назначение состоит не столько в интеллектуальном, рациональном, сколько в духовно-нравственном анализе и интерпретации литературных произведений. Основы сотериологического подхода заложили классики русской литературы (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), поднимавшие вопросы идейно-художественного содержания литературных произведений своих современников, критериев художественности, тенденций в изменении подходов к оценке творчества писателей, проблемы соответствия содержания литературных произведений нравственным идеалам, эстетическим представлениям того времени, нормам христианской этики. Затем сотериологический подход проявился в творчестве философов и богословов (от славянофилов до И.А. Ильина), святителей, священнослужителей и деятелей Православной Церкви. В наши дни традиция православного осмысления русской литературы набирает силу в творчестве не только литературоведов, писателей, педагогов-словесников, но и философов, политологов, историков.

Изучение сущности православно-культурного (сотериологического) подхода, истории его становления и развития, а также оценка результатов его применения в научно-исследовательской деятельности убедили нас в том, что данное методологическое направление не противоречит духу и содержанию русской (прежде всего классической) литературы и потому может быть использовано в процессе анализа и интерпретации литературных произведений наряду с более известными и распространёнными концепциями.

В рамках диссертационного исследования нами определены организационно-методические основы интеграции православной культуры и литературного образования. Предложена концепция специальной образовательной программы подготовки учителей русской словесности к использованию православной культуры в литературном образовании «Слово и Дух», разработка которой обусловлена необходимостью повышения уровня компетенции студентов и педагогов в сфере православной культуры. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследований учебно-методической лаборатории «Школа и религия» ИПКРО Республики Татарстан и блиц-опроса студентов-филологов Самарского государственного педагогического университета, Самарского государственного университета и учителей русской словесности, обучавшихся на курсах повышения квалификации в СИПКРО по программе «Основы православной культуры», проведённого соискателем с использованием авторских анкет.

Задачи программы «Слово и Дух» — повышение уровня компетентности педагогов в сфере православной культуры; содействие становлению, укреплению и развитию готовности, мотивации и способностей педагогов-словесников к осмысленному, творческому использованию ценностей православной культуры в литературном образовании; обучение педагогов способам введения православной культуры в литературно-образовательный процесс.

Программа «Слово и Дух» может быть реализована: на базе существующих стандартов высшего и среднего специального филологического образования (преподавание литературы (словесности) и модульных курсов и тем в составе предметов филологической подготовки); в системе профессиональной переподготовки и последипломного образования педагогов-словесников; в рамках договорных отношений Православных духовных школ (семинарий, академий), епархиальных отделов религиозного образования, государственных и муниципальных учреждений педагогического образования; в таких формах, как самообразование педагогов.

В диссертационной работе раскрыты содержание и назначение авторских разработок, позволяющих приступить к реализации интеграционной модели в деятельности образовательных учреждений. Это — «Книга для чтения по православной культуре «Ладомир» в трёх томах, программы и учебно-методические материалы для изучения духовной словесности, православной литературы и уроков душеполезного чтения «Добротолюбие» в 1-11 классах, учебно-методическое и практическое пособие «Круг светлых дней»: православные праздники в литературном образовании, воспитательной и культурно-досуговой деятельности. Учебно-методические пособия носят рекомендательный характер. Образовательные учреждения, если сочтут нужным, могут использовать эти пособия в том объёме и контексте, в тех формах и видах, которые максимально соответствуют их образовательным концепциям, потребностям и интересам учащихся и педагогов.

Диссертационная работа содержит основы методики преподавания духовной словесности и православной литературы, разработанные в результате обобщения опыта Церкви, православной и светской педагогики и ориентированные на поиск способов творческого применения этого опыта в современной педагогической практике.

Методика включает: цель чтения Библии; порядок, принципы, условия, в т.ч. препятствия, предрассудки, мешающие постижению Св. Писания; формы (буквальный и таинственный, духовный) и виды выражения смысла Библии (прообраз, притча, аполог, видение и символ); основные способы нахождения подлинного смысла Св. Писания посредством самой Библии (рассмотрение данного отрывка в контексте; параллелизм) и вспомогательные способы (обращение к подлинникам и переводам Св. Писания, к древним толковникам, особенно к святым Отцам, к данным разных наук (истории, археологии, лингвистики, филологии и других); формы работы с учащимися при изучении Библии (например, выполнение творческих литературных и художественных работ, в том числе на конкурс; ведение библейского толкового словаря, записей размышлений и впечатлений; подготовка и представление учащимися слайд-фильмов; организация конкурсов и викторин, тематических уроков «Библия в музыке», «Библия в искусстве»; просмотр и обсуждение видеофильмов на библейские сюжеты для детей; посещение выставок, концертов и других мероприятий, тематически связанных с Библией и др.).

В диссертации обоснована необходимость изучения церковнославянской грамоты с целью постижения духовного смысла русского языка, рассмотрены методические проблемы изучения духовной словесности и православной литературы (определение круга духовного чтения учащихся; выявление подходов и способов прочтения, толкования и интерпретации текстов душеполезной литературы; гармонизация личных потребностей, желаний, вкусов и предпочтений учителя и его ответственности за духовно-нравственное здоровье детей), обосновано включение православно-культурного подхода в состав методов изучения духовной словесности и православной литературы как адекватный целям, задачам и содержанию уроков душеполезного чтения, определены условия организации уроков душеполезного чтения.

Данное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов сложной, многогранной, социально востребованной проблемы интеграции православной культуры и литературного образования. Перспективы дальнейшего изучения этой проблемы мы связываем с более углублённым, комплексным исследованием содержательных, научно-методологических, организационно-методических вопросов, рассмотренных в данной диссертационной работе.

Среди направлений такого исследования можно назвать следующие:

- разработка целевой комплексной программы введения православной культуры в содержание и процесс литературного образования «Православная культура в литературном образовании», основные задачи которой состоят в создании нормативно-правового, научно-методического, организационно-методического, информационно-просветительного обеспечения процесса интеграции православной культуры и литературного образования; осуществление подготовки, просвещения и повышения квалификации педагогических кадров и других специалистов в области православной культуры и её введения в литературное образование; изучение, обобщение и распространение опыта в области интеграции православной культуры и литературного образования; создание научно-исследовательского и методического центра, призванного осуществлять информационно-аналитическую, исследовательскую, методическую, издательскую, образовательную и культурно-просветительную деятельность в рамках данной программы;

- создание спецкурсов, входящих в образовательную программу для подготовки преподавателей к введению православной культуры в литературное образование «Слово и Дух»;

- открытие экспериментальной площадки в образовательном учреждении;

- определение эффективных методических подходов к использованию «Книги для чтения по православной культуре «Ладомир» в литературно-образовательном процессе;

- продолжение работы над серией учебно-методических пособий «Православная культура в литературном образовании».

Смеем надеяться, что представленные в диссертационной работе материалы будут полезны тем, кто заинтересован в решении проблем воспитания подрастающего поколения в духе православия и русской культуры во благо счастливого будущего нашего Отечества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шишкин, Алексей Ефимович, 2005 год

1. Академические школы в русском литературоведении. М., 1975. — 515 с.

2. Аксючиц В. Государство и религия: от фобий к реальности // Православная народная газета. 2004. № 14. С. 13.

3. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Духовное возрождение. М., 1999. -217с.

4. Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Духовный смысл образования возродит Русскую землю // Воскресная школа. 1999.7. С. 2.

5. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества. М., 1987,- 147 с.

6. Андреев И.М. Русские писатели XIX века. М., 1999. 536 с.

7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв./Сост. С.Д. Бабушкин, Б.Н. Митюров. М., 1985. 453 с.

8. А.С. Пушкин. Путь к православию. М.,1999. 415 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.

10. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000. 240 с.

11. Белозерцев Е.П. Образование: Историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб., 2004.-704 с.

12. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе.-М., 1983.

13. Беляева Н.В. Литература: 10 кл.: Метод, советы: Кн. для учителя / Под ред. В.И. Коровина. М., 2002. 255 с.

14. Бердяев И.А. Душа России. Л., 1990. 30 с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.,1993. 383 с.

16. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 2004. 678 с.

17. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.18. Библия. М.,1998.- 1338 с.

18. Библия и русская литература: хрестоматия /Автор-сост. М.Г. Качурин. СПб, 1995.-584 с.

19. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 2002. -400 с.

20. Бодрова Н.А. Изучение лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета в десятом классе. Самара, 2001. 102 с.

21. Божественное Откровение и современная наука: Пособие для учителей и учащихся. М., 2001.- 150 с.

22. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности: Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях. Ростов н/Д, 1995. 97 с.

23. Борисенко Н.А. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований // Литература: научно-методическая газета для учителей словесности. 2005. № 4. С. 42-47.

24. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб, 1994. — 270 с.

25. Булгаков Сергий, протоиерей. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Киев, 1991. 237 с.

26. Буранок О.М. Русская литература XVIII века. Петровская эпоха. Феофан Прокопович: учебное пособие. М., 2005. 464 с.

27. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. М.,1995. 638 с.

28. Варнава (Беляев), святитель. Основы искусства святости. В 4 т. Н. Новгород, 2002.

29. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2005. 239 с.

30. Василий Великий, святитель. Творения. В 5 т. М., 1996. Т. 1. 210 с.

31. Введение в литературоведение. М., 1999. 350 с.

32. Верещагин Е.М. Христианская книжность Древней Руси. М.,1996. 207 с.

33. Виноградов И.А. Завязка «Ревизора» // Гоголь Н.В. Ревизор. М., 1995. С. 5-52.

34. Виноградов И.А. Неизвестный «Миргород» // Гоголь Н.В. Миргород. М., 1996. С. 5-76.36. Власть. 2004. № 1.

35. В мире литературы: Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-12 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2002. - 160 с.

36. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Рот-ковича. М., 1970. 237 с.

37. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М., 1999. 433 с.

38. Волков И. О патриотизме. // Волжская заря. 2004. №1 I.e. 5-6.

39. Волков С. В. Заграница нам поможет? // Литература: научно-методическая газета для учителей словесности. 2005. № 7. — С. 3-4.

40. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1998. 128 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.-93 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства (анализ эстетической реакции). М., 1998.- 413 с.

43. Гагаев А.А., Гагаев П.А. Художественный текст как культурно-исторический феномен: теория и практика прочтения: Учебное пособие. М., 2002. 184 с.

44. Гагаев П.А. Философия школы России. Идея человека в русской культурно-исторической традиции. — Пенза, 1998. 516 с.

45. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов- н/Д.,1993. 320 с.

46. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. М., 2003.- 177 с.

47. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: Уч. пособие для студентов вузов. М., 2001. 240 с.

48. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М., 1995.- 430 с.

49. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962. 170 с.

50. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000. — 543 с.

51. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. М.- Д., 1966.- 110 с.

52. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1985. 340 с.

53. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся старших классов. М., 1984. 117с.

54. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература: Уч. Пособие для 10-11 кл. М., 2000. - 160 с.

55. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995. 513 с.

56. Добротолюбие. Избранное. М., 2000. — 573 с.

57. Доманский В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: Учебное пособие. М., 2002. — 368 с.

58. Донченко Л.М. Древнерусская литература. Материал для учителя // Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004. С.20 -23.

59. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. М., 1998. 130 с.

60. Древнерусская литература: Книга для чтения. 5-9 кл. /Сост. Е. Рогачев-ская. М., 1993.-320 с.

61. Дунаев М.М. Русская литература в поисках истины // Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004. С.7 -19.

62. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 т. М., 2004.

63. Дунаев М.М. Рукописи не горят? Анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Пермь, 2000. 30 с.

64. Духовная культура и этническое самосознание наций. М., 1990.-170 с.

65. Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. М., 2003.-160 с.

66. Духовный собеседник. 1996. № 4. — 190 с.

67. Ерёмина О.А. Древнерусская литература в школе. Поурочное планирование. 5-9 классы: Методическое пособие. М., 2004. 160 с.

68. Животворящая святыня: Учебник-хрестоматия по курсу «Русская культура и словесность» для 6 класса. СПб., 1997. 512 с.

69. Журавлёв В.К. Русский язык и русский характер. М., 2002. — 255 с.

70. Зандер JI.A. Русская религиозная философия и Православная Церковь // Русские философы: Проблема христианства и культуры в истории духовной критики XX века / Сост. Л.Г. Филонова. М., 2002. С. 178-192.

71. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. М., 2003.-480 с.

72. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. 693 с.

73. Звезда Вифлеема. Свет православия в русской поэзии. М., 2000. — 210 с.

74. Зеньковский Василий, протоиерей. Гоголь. М., 1997. 224 с.

75. Зеньковский Василий, протоиерей. Наша эпоха // Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 308-346.

76. Зеньковский Василий, протоиерей. Основы христианской философии. М., 1992.- 268 е.

77. Зеньковский Василий, протоиерей. Педагогика. Клин, 2002. 110 с.

78. Зеньковский Василий, протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996. — 272 с.

79. Зеньковский Василий, протоиерей. Психология детства. М., 1996 347 с.

80. Зеньковский Василий, протоиерей. Русские мыслители и Европа // Русские мыслители и Европа. М., 1997. С. 10-142.

81. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982. 120 с.

82. Иванова С.Ф. Введение в храм слова. М., 1994. 314 с.

83. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. М., 1996. — 530с.

84. Иерофей (Влахос). Православная духовность. М., 1998. 133 с.

85. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. 280 с.

86. Ильин А.А. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. Ярославль, 2000. — 98 с.

87. Ильин И.А. О грядущей России. М., 1993.-338 с.

88. Ильин И.А. О России. М., 1991. 32 с.

89. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Мюнхен, 1990. 120 с.

90. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1998. 360 с.

91. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений. М., 1993. Т. 1.-400 с.

92. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. СПб., 1998 . 25 с.

93. Иоанн Златоуст, святой. Сочинения. М., 1997. 387 с.

94. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская симфония. В 2 ч. СПб., 2001. 494 с.

95. Иоанн (Шаховской), архиепископ. Избранное. Петрозаводск, 1993-380 с.

96. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., 1985. 125 с.

97. История образования и Русская Православная Церковь: Хрестоматия в 2 ч. / Сост. М.Н. Костикова. Белгород, 2000. 164 с.

98. История русской литературы XI — XIX веков. В 2 ч. / Под ред. Л.Д. Громовой, А.С. Курилова. М., 2000.

99. История русской литературы XIX века в 2 ч. / Под ред. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.

100. Карпенко Г.Ю. Возвращение Белинского: Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений. Самара, 2001. -368 с.

101. Карташев А.В. Статьи. М., 1996.-270 с.

102. Касатонов В.Н. Благоразумный разбойник и бунтовщик Пугачёв // Воскресная школа. 1999. № 14. С. 7-10

103. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. 430 с.

104. Кинелёв В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М., 1998. — 370 с.

105. Киреевский И.В. Сочинения в 2-х тт. М., 2002. Т. 1. 341 с.

106. Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000. 160 с.

107. Княжицкий А.И. Притчи. 7-11 кл. М., 1994. - 216 с.

108. Ковалевский П.И. Национальное воспитание. М., 1999. 153 с.

109. Кожинов В. В. О русском национальном сознании. М., 2003. 416 с.

110. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Киев, 1991. 195 с.

111. Комшина И.В. Основы русской православной культуры: Уч. Пособие. М., 2001. 160 с.

112. Конституция РФ. М., 1993.-33 с.

113. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. М., 1973. 288 с.

114. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод, советы. М., 2001. 176 с.

115. Красников В.П. Русское православие, государство и культура. М., 1989.-62 с.

116. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как творчество. М., 2003. -168 с.

117. Кривошеев В.Ф. Развить и приумножить национальные особенности российской системы образования // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004. С. 31-34).

118. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981.- 145 с.

119. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д., 2000. 448 с.

120. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М., 2001.-320 с.

121. К учителю // Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004. — С.5-6.

122. Ладомир. Книга для чтения по православной культуре. В 3 т. / Авт.-сост. А.Е. Шишкин, Н.П. Шишкина. Самара, 2003-2005.

123. Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.-310 с.

124. Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

125. Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1988.

126. Леонова О.Г. Основы православной культуры. Концепция и обоснование // Православная культура в школе: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. С. 30- 35.

127. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

128. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. М., 2003. — 511 с.

129. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2003. 96 с.

130. Литературная газета. 2004. № 44. С. 5.

131. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций. М., 1992. 425 с.

132. Лихачёв Д.С. Великий путь: Становление русской литературы XI-XVII вв. М.,1987. 330 с.

133. Лихачёв Д.С. Великое наследие: Классические произведение литературы Древней Руси. М., 1975. 310 с.

134. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. М.,1984. 150 с.

135. Лихачёв Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М., 1976. -367 с

136. Лихачёв Д.С. Русская культура: наследие прошлого и реальная сила сегодня // Семья. Еженедельник Советского детского фонда им. В.И. Ленина. 1988. №24. С. 14.

137. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. М., 1996.-260 с.

138. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета. М., 1986. 492 с.

139. Лопухин А.П. Толковая Библия. В 3 т. Стокгольм, 1987.

140. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. 525 с.

141. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. 410 с.

142. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. 450 с.

143. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М., 1998.-380 с.

144. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2 кн. М., 1990.

145. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Л., 1983. 310 с.

146. Мазурова Л. Время дровосеков? Судьбу «вишнёвых садов» будут решать прагматики» // Литературная газета. 2004. № 44. С. 5.

147. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984. 170 с.

148. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.- 140 с.

149. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. М.,1990-125 с.

150. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985. 280 с.

151. Методика преподавания литературы: Учеб. для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. В 2 ч. М., 1995.

152. Миронова Т.А. Церковно-славянский язык сегодня // Русский дом. 2004. № 11. С. 24-26.

153. Миф Европы в литературе и культуре Польши и России. М., 2004.-378 с.

154. Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. М., 2004.-536 с.

155. Непознанный мир веры. М., 2003. - 380 с.

156. Никитин В.А. Основы православной культуры. М., 2001. 484 с.

157. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.-115 с.

158. Николаева О. Современная культура и православие. М., 1999.-389 с.

159. Николай Сербский, святитель. Избранное. Минск, 2004. 460 с.

160. Ничипоров Борис, протоиерей. Введение в христианскую психологию. М., 1994.-120 с.

161. Н.К. Гоголь и православие / Сост. Виноградов И.А., Воропаев В.А. — М., 2004. 527 с.

162. Образ Спасителя в мировой культуре. М., 2000. 360 с.

163. О вере и науке. М., 1998. 157 с.

164. Опыты православной педагогики. М., 1993. — 145 с.

165. Орлова Е.О. Знакомство учащихся с агиографической литературой // Воскресная школа. 2004. № 16. С.6

166. Осипов А.И. Россия сегодня и славянофилы // Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004. С.213-222.

167. Осипов А.И. Православие как главный вектор воспитания человека // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004. С. 16-20.

168. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // Воскресная школа. 2001. № 8. 40 с.

169. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. 486 с.

170. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. 496 с.

171. Панфилов А. Песочные часы // Первое сентября. 1998. № 2. С. 6.

172. Петракова Т.И. Базовое содержание образования и ценности христианской культуры // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004.-С. 42-45).

173. Петракова Т.И. Духовность и нравственность — базовые характеристики личности // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004.-С. 21-23).

174. Печерская Н.А. Социально-этический потенциал религиозного образования // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004. С.46-48.

175. Пётр (Бирюков), игумен. Уроки христианской нравственности. М., 1996.- 115 с.

176. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. М., 1994.-175 с.

177. Победоносцев К.П. Ученье и учитель. Педагогические заметки // Духовно-нравственное воспитание. 2004. № 3. С.21-33.

178. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М., 2003 386 с.

179. Понкин И.В. К определению понятия «религиозное образование» // Православная культура в школе: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. С. 45-53.

180. Понкин И.В. Православие в культуре России / Сост. В.В. Бойко. М., 2004. 224 с.

181. Православная культура в школе: Учебно-методическое пособие. М., 2003.-320 с.

182. Православная культура в школе: Концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. — 304 с.

183. Православная культура в школе: Учебные программы. Кн. I. / Сост. Д.Е. Самогаев. М., 2003. 160 с.

184. Православная культура: Нормативно-правовые акты, документы, обоснование введения курса в учебную программу образовательных учреждений. Т. 2. / Сост. В.М. Бычкова. М., 2004. 192 с.

185. Православный мир. М., 2002. - 304 с.

186. Проблемы анализа художественного произведения в школе: Метод, рекомендации для студентов. М., 1996. 132 с.

187. Проблемы преподавания литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985. 210 с.

188. Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998. 127 с.

189. Пушкарь Борис, епископ. Библейская священная история. В 2 т. Чебоксары, 1996.

190. Размышления о России и русских / Сост. С.К. Иванов. М., 1994. 464 с.

191. Розанов В.В. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

192. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе. М.,1953. 352 с.

193. Русский язык и литература рубежа XX-XXI веков: специфика функционирования / Материалы Всероссийской научной конференции языковедов и литературоведов 5-7 мая 2005 г. Самара, 2005.

194. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985. —248 с.

195. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985. 160 с.

196. Свешников Владислав, протоиерей. Очерки христианской этики. М., 2000.-380 с.

197. Свешников Владислав, прттоиерей, Шаргунов Александр, протоиерей. О Церкви, России, нравственном мире. М., 1993. 115 с.

198. Святоотеческая духовно-нравственная хрестоматия. М., СПб., 2001.495 с.

199. Святоотеческое наследие с общеобразовательной школе / Под ред. Т.И. Петраковой. М., 2000. 230 с.

200. Склярова Т.В. Религиозная составляющая общенациональной концепции воспитания Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сборник статей / Сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004. С. 37-39).

201. Скляровская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб., 2000.-380 с.

202. Скурат К.Е. Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. М., 2003. 128 с.

203. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие / Материалы международной научной конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения», 11 15 мая 2004. М., 2004. - 504 с.

204. Славянский мир на пороге третьего тысячелетия. М., 2000. 112 с.

205. Слово и Дух: антология русской духовной поэзии (X XX вв.) / Сост. И.А. Чарота. Минск, 2003. - 528 с.

206. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997. 281 с.

207. Современные секты в России. М., 1995. 147 с.

208. Современный урок русского языка и литературы / Под ред. З.С. Смел-ковой.- JI.,1990. 239 с.

209. Солдатова Г.У. Психология межэтнической нетерпимости. М., 1998. — 133 с.

210. Соловьёв B.C. Жизнь и религия. Алма-Ата, 1990. 254 с.

211. Соловьёв B.C. Избранное. М., 1990. -493 с.

212. Соловьёв B.C. Оправдание добра. М., 1993 .-410 с.

213. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. 327 с.

214. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.,1991.-367 с.

215. Стрижев А.И. Школа православного воспитания. М., 1997. — 354 с.

216. Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Клин, 2000.-410 с.

217. Сусоколов А.А. Изложение модели развития российской цивилизации и задачи русской школы как национальной / Под ред. М.Н. Кузьмина. М., 1995.-197 с.

218. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.,1997.

219. Традиции. Филология. Образование. М., 1997.-210 с.

220. Тростников В. И. Православная цивилизация. М., 2004. — 271 с.

221. Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлёва. М., 2004. 237 с.

222. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1984.- 167 с.

223. Уткин А. Мировой порядок XXI века. М., 2002. 366 с.

224. Учителя за свободу убеждений // Литература: научно-методическая газета для учителей словесности. 2005. № 3. С. 2.

225. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 12 т. М., 1988-1990. Т. 3.

226. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. С. 449.

227. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.-341 с.

228. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению. М., 1998. 370 с.

229. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. СПб., 1991. 246с.

230. Филиппов В.М. Роль духовно-нравственных ценностей в развитии образования // Воскресная школа. 1999. № 7. С. 2.

231. Философия образования: Сб науч. ст. / Ред. Н.А. Кочергина. М., 1996.- 154 с.

232. Философия образования для XXI века. М., 1992. 244 с.

233. Философские проблемы образования / Под. ред. В.П. Бессонова. М., 1996.-360 с.

234. ФиолетовН.Н. Очерки христианской апологетики. Клин,2000—238с.

235. Флоренский Павел, священник. Иконостас. М., 1994. 125 с.

236. Флоренский Павел, священник. Культ, религия и культура. М., 1997. — 310с.

237. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. М., 1991.- 600 с.

238. Ф.М. Достоевский и православие / Сост. А.Н. Стрижев. М., 1997. 315 с.

239. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992. 511 с.

240. Фудель С. Путь отцов. М., 1997.-431 с.

241. Харисова JI.A. Религиозная культура в содержании образования. М., 2002.- 336 с.

242. Харисова JI.A. Религия и её педагогический потенциал. Казань, 1998.- 125 с.

243. Харисова JI.A. Школа и религия: культура диалога. Казань, 2000. 148 с.

244. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы /Сост. Я.А. Роткович. М.,1956. 315 с.

245. Христианство и русская литература: Сб. ст. СПб., 1994. 144 с.

246. Христос в русской поэзии XVII-XX вв. / Сост. Б.Н. Романова. М., 1996.-380 с.

247. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. / Под ред. В.В. Бычкова. М., 1996. 860 с.

248. Чернега К.А. Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М.,2000. 58 с.

249. Чернега К.А. Религиозное образование в государственной школе: особенности правового регулирования. М., 2002. — 65 с.

250. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994. -240 с.

251. Читающая Россия: мифы и реальность. М., 1997. 57 с.

252. Шамаева С.Е. Библия и преподавание литературы. Воронеж, 1996. -298 с.

253. Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. Самара, 1998. -350 с.

254. Шишкин А.Е., Шишкина Н.П. «Ладомир». Русская школа в современной России. Самара, 2001. —320 с.

255. Школа и педагогика в культуре Древней Руси: Историческая хрестоматия / Сост. О.Е. Кошелева, И.В. Мошкова. М., 1992. 207 с.

256. Шадровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 235 с.

257. Шмелёв И.С. Верный идеал // Православная культура в школе. Уроки русской литературы. М., 2004. С.200-203.

258. Юрьева И.Ю. Пушкин и христианство. М.,1999. 147 с.

259. Якадина Т.А. Поликультурное образование и воспитание учителясловесника средствами мировой художественной культуры. Учебное пособие. Самара, 2004. — 216 с.

260. Янушкявичус Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. М., 2000. 456 с.

261. Янушкявичене О.Л., Киреев И.А. Дерево доброе. М., 1997. 114 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.