Историческая реальность и вымысел тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Веселовская, Ирина Анатольевна

  • Веселовская, Ирина Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 192
Веселовская, Ирина Анатольевна. Историческая реальность и вымысел: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2003. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Веселовская, Ирина Анатольевна

Введение

Глава 1. История и воображение: Классические программы исторического познания.

1.1. Трансцендентальная идея воображения как всеобщего и необходимого условия исторического познания

1.2. История как переживание и герменевтика воображения

1.3. Исторический опыт как опыт воображения

Глава 2. Аналитические стратегии познания исторической реальности.

2.1. О системном описании в истории

2.2 История и истина: о верификации исторического знания

2.3 Историческое объяснение или теория охватывающих законов

Глава 3. Историческая антропология и метафизика «нового историзма».

3.1 Антропологическая модель исторической реальности

3.2 Тропологическая аналитика исторической реальности

3.3 Поэтизация истории в «Новом историзме»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческая реальность и вымысел»

Вряд ли известный философский тезис о том, что история является действенным способом самопознания человека, требует специального разъяснения. Тогда как вопрос о человеческих способностях проникновения в историческую реальность всегда отличался актуальностью, остротой и огромным творческим разнообразием своей постановки и обсуждения, как в философских, так и в исторических исследованиях. Различие взглядов на природу исторической реальности оказывалось весьма существенным в зависимости от того, основывались ли они на признании объективности или субъективности представлений о прошлом средствами познания. Так, историки, как правило, свою сверхзадачу усматривали в демонстрации объективности исторической реальности и исторического знания. Когда же о своей причастности к познанию истории заявляли философы, то вопрос об ее объективности часто утрачивал определенность, и возникала проблема субъективности исторической реальности и исторического познания. Сциентистские и антисциентистские подходы к познанию исторической реальности то «проясняли», то «затушевывали» извечный вопрос об истинности его результатов.

Концептуальные «битвы с историей» со времен Дж. Вико и Ж.Ж.Руссо, Ф.-М.Вольтера и Гердера, И.Канта и Г.Гегеля пронизали насквозь эволюцию исторического познания вплоть до наших дней. Изменялся угол зрения, мотивация познавательных интересов, но никогда не исчезала острота обсуждения человеческих возможностей познания истории и самого характера исторической реальности. Сегодня в связи с радикальными трансформациями философских и теоретико-исторических взглядов на историю и проблематичность ее познания дискуссии о природе исторической реальности и истинности исторического знания приобрели особую напряженность. 3

Традиционные разногласия, существовавшие между философами и историками, остались где-то далеко позади, а может быть на периферии исследовательского внимания, когда вопрос о существовании исторической реальности был вообще поставлен под сомнение, а история превратилась в произвольные суждения философов и историков, подчиненные принципу фикции или вымысла. Другими словами, за последние три десятилетия исторические тексты в духе «фиктивной истории», «альтернативной истории» или «истории как если бы, как будто бы» заявили о себе самым существенным образом. В философско-исторической среде возникли серьезные разногласия между сторонниками понимания истории как состоявшегося прошлого и сторонниками дискурсивных представлений истории как вымысла. Демаркационная линия, разделившая спорщиков, превратилась в трудно преодолимый барьер. Замысел предложенной диссертации как раз и связан с попыткой прояснения сегодняшней ситуации в исторической онтологии и теории исторического познания в терминах проблемного соотношения «историческая реальность и вымысел».

Трудно усомниться в том, что вопрос о соотношении исторической реальности и исторического знания по праву считается одним из ключевых в современной философии и методологии истории. Если историческая реальность - способ человеческого существования, то рациональность, воображение, вымысел и другие способности сознания являются средствами ее познания. Обращение к истории всегда сопряжено с определенными исследовательскими ожиданиями новых открытий. Ведь каждое поколение людей открывает историю заново в прямом и переносном смысле слова. Как заметил еще И. Кант, разум преследует свои интересы в истории.

Хорошо известно, что стремление историка к объективности представления прошлого реализуется средствами его 4 субъективности, то есть когнитивными методами и способностями, с помощью которых он пытается составить и упорядочить образ истории. Подобное положение дел хорошо демонстрируется антиномиями исторического разума, по Канту. Не менее хорошо известен акцент объективности исторической реальности, показательный, например, для классической философии истории по Г. Гегелю и К. Марксу.

Конечно, объективности исторического знания можно добиваться, уподобляясь идеалам объективности в естественных науках. В связи с этим вспоминается традиционная методологическая антиномия номотетических и идеографических методов в познании исторической реальности, за которой на стыке Х1Х-Хх вв. обозначилась жесткая конкуренция взглядов между сторонниками

Марбургской и Баденской школ неокантианства. На протяжении всего XX века сохранялась напряженность теоретикопознавательных дискуссий по поводу исторической реальности. Так, с одной стороны, в своей «Критике исторического разума» В.Дильтей определил историю как жизнь, как непрерывный процесс развертывания жизни люди, их переживаний и переоценки ценностей. Согласно ему, понять историческую реальность, с герменевтической точки зрения, можно тогда, когда удается принять во внимание уникальность, неповторимость, индивидуальность событий прошлого. Достигается такой результат за счет использования эмоциональных (переживание) и языковых выражение) ресурсов герменевтики воображения. С другой стороны, такой тонкий аналитик исторической реальности, каким был

Р.Коллингвуд, утверждает ее полное совпадение с историческим сознанием. При этом, важно, прежде всего, одержать верх над эмоциями, контролируя их при свете разума. С точки зрения

Коллингвуда, историческое сознание, «коррумпированное» 5 эмоциями, искажает историю. Эмоциональное представление исторической реальности даже нельзя считать ложным, ибо эта не та ложь, которая предполагает знание истины, а скорее — ее иллюзорная форма. Поэтому процесс развертывания истории возможен, благодаря рациональным (логико-лингвистическим) ресурсам нашего воображения. С его точки зрения, воображение достаточно богато дискурсивными средствами, чтобы не только раскрывать аналитический образ исторической реальности, но и совершать синтетические операции по обобщению исторического материала. Так оказалось, что познание исторической реальности возможно в терминах двух дискурсивных форм воображения - эмоционального (В.Дильтей) сознания и рациональными (Р.Коллингвуд) средствами мышления.

Одним из «острейших пиков» постоянных споров о природе исторического познания отмечался на рубеже 50-60 гг. XX века, который стал известен под названием «спор Гемпеля-Дрея». С аналитической точки зрения (в лице К.Гемпеля), утверждался примат общих закономерностей объяснения исторических явлений (примат действия «охватывающих законов»). Тогда как противоположная сторона в споре, представленная У.Дреем и его сторонниками, настаивала на признании специфической природы явлений истории, особенности которых не объяснимы действием общих исторических закономерностей и требуют каждый раз учета конкретных обстоятельств и действий людей. Если аксиоматика аналитической концепции исторического объяснения отличалась строгой логикой вымысла (типологические абстракции-фикции), то рассуждения Дрея и его сторонников опирались на опыт историка с присущими для него эмпирическими ресурсами воображения. Другими словами, оказалось, что какими бы ни были «механизмы» исторического объяснения, они коренятся в ресурсах вымысла.

Сегодня идея воображения как способа представления исторической реальности в терминах ее виртуальных возможностей («история как если бы») заявила о себе гораздо в более аргументированном виде, в опоре на лингвистические и литературно-поэтические способы прочтения исторического бытия человека. Я имею в виду разнообразные концептуальные подходы, объединяемые под общим и условным названием «метафизики нового историзма» (Анкерсмит Ф.Р., Уайт X., Jla Капра Д., Монроз JI. и другие). Известно, что во многих современных подходах к историческому знанию господствует метод, а сам исторический материал имеет второстепенное, подчиненное значение. Например, согласно диалектическому, структуралистскому, системному или синергетическому подходу, историческая реальность «упаковывается» в прокрустово ложе соответствующих им методов. Что же касается методологии «нового историзма», то используемые в ней приемы вымысла вплетены в сам исторический материал настолько естественным образом, что историческая реальность предстает в виде мозаичной композиции самого исследователя-историка. При этом сам метод практически неотделим от того исторического материала, который становится предметом рассуждений и аргументации исследователя. Так, один из методов «нового историзма» раскрывает признаки исторической реальности через соотношение буквального и фигурального (например, метафорического). Согласно ему, например, метафора превращается в продуктивное средство познания истории, а попытка ее буквального прочтения влечет за собой искаженный результат.

Характеризуя состояние проблемы, хочу лишний раз обратить внимание на трудности, возникающие при обосновании познавательных возможностей вымысла в историческом познании.

Речь идет о предметной разобщенности конкретно-научных языков 7 представления исторической реальности (если учесть пожелание их взаимного перевода и согласования). Ведь дисциплинарные различия в представлении исторической реальности очень велики. Например, разница между языками самих исторических наук и философии (методологии) истории, языками лингвистики и поэтики, с одной стороны, и психологии и этнографии, с другой, не может не броситься в глаза. Кроме того, весьма радикально расходятся дисциплинарные языки самого исторического познания. Например, расхождения между языками всеобщей истории (макро-истории) и микро-истории, экономической, социальной и культурной истории не может не броситься в глаза. Поэтому при обсуждении своей проблемы мне пришлось допускать заметные упрощения. Это касалось, как ее историко-философской, так и теоретико-познавательной и методологической экспозиции. Многие идеи и положения, на которые опирался автор при изучении дискурсивных приемов и возможностей вымысла в познании исторической реальности, а также при аргументации соответствующих программ-конкурентов, имеют самостоятельную ценность и зачастую не связаны друг с другом. Но они оказались объединены вокруг избранного автором направления исследования и нашли свое применение в соответствии с его целями и задачами. Я имею в виду отдельные и положения идеи, содержащиеся в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей (конечно же, главным образом работы по философии истории и методологии научного познания). А именно — в работах Барга М.А.1, Баткина Л.М.2, Гуревича А.Я.3, Дрея У.4, Кона И.С., Маркова Б.В.5, Перова Смотри Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. Москва, 1987.

2 Смотри Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личностного самосознания. Москва, 2000.

3 См. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва, 1984.

4 См. Дрей, Уильям. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. //

Философия и методология истории. Москва, 1977

Ю.В.6, Парамоновой М.Ю., Ракитова А.И.7, Романенко Ю.М.8, Липского Б.И.9, Анкерсмита Ф.Р.Ю, Гемпеля К.11, Коллингвуда Р.Дж.12, Ла Капра Д.13, Монроза Л., Топольского Е.14, Уайта X.15.

Свойства, которые проявляются в отношениях вымысла и исторической реальности зависят от того, под каким углом зрения они рассматриваются. Один ракурс позволяет судить о том, что в вымысле нет ничего такого, чего не было бы ранее в исторической реальности. Согласно другой точке зрения, нет ничего в исторической реальности того, что ранее не было бы вымышлено. Может быть, эти утверждения напоминают прописные истины, но они оказываются в роли исходных посылок для постановки вопросов в моей диссертации. Во-первых, каким образом план исторической реальности (или действительности) предоставляет историку как субъекту познания возможности для вымысла. Во-вторых, как реализуются приемы вымысла, «навязывая» исторической реальности свои когнитивные возможности.

Цель работы заключалась в обосновании возможностей продуктивной работы воображения и вымысла в познании исторической реальности. Конечно, моя диссертационная попытка ее достижения — лишь один из многих путей и сопряжена с реализацией следующих задач. Во-первых, рассмотреть те классические

5 См. Марков Б.В. Знаки бытия. Санкт-Петербург, 2001

6 См. Перов Ю.В. Проблемы социокультурной детерминации научного познания. Ленинград, 1987.

7 См. Ракитов А. И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. Москва, 1982. g

См.Романенко Ю. М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания. Санкт Петербург, 2000. 9

См. Липский Б.И. Практическая природа истины. Ленинград, 1988.

10 См. Ankersmit, A. The Reality effect in the writing of history: the dynamics of historiographical topology. Amsterdam, 1985.

11 См. Гемпель, Карл. Логика объяснения. Москва, 1998.

12 См. Коллингвуд Р. Дж. Идея Истории. Москва, 1980.

13 См. LaCapra, D. Rethinking intellectual history: Texts, Contexts, language. London, 1983

14 Cm. Topolski, Jerzy. Methodology of History. Boston, 1976.

15 Cm. White H. Metahistory: the historical imagination in nineteenth-century Europe. London, Baltimore, 1974. программы исторического познания, в которых в качестве интегральной способности исторического познания используется способность воображения. Во-вторых, изучить и обобщить аналитический опыт стратегии познания исторической реальности, использующий ресурсы вымысла. В-третьих, обращаясь к анализу методологических концепций теоретиков так называемого «нового историзма», раскрыть новейшие приемы и роль вымысла в познании исторической реальности.

Методологический ключ моей диссертации связан с утверждением, что когнитивное ремесло историка оказывается продуктивным тогда, когда работает его воображение, его способности вымысла. Только воображение и вымысел формируют временную инфраструктуру истории, конструируют временную дистанцию, соотнося ретроспективу с перспективой, воспроизводя прошлое в настоящем, приближая или удаляя его каждый раз, когда перед историком возникает необходимость разобраться в конкретной череде событий и ситуаций. Тем самым дискурсивные приемы, формы и средства воображения и вымысла начинают играть все более заметную роль в познании исторической реальности.

Чтобы раскрыть специфику познавательного отношения к исторической реальности в терминах вымысла, в диссертации потребовался инструментарий с разной степенью общности своего применения. Прежде всего, речь идет об использовании принципов теории познания, философии и истории, обладающих предельной общностью, - принципа культурно-исторической обусловленности познания, принципа взаимосвязи трансцендентальной и эмпирической способностей воображения, принципа соотношения опытного и теоретического знания в истории. При этом я воздерживалась от общефилософских оценок концепций и методов познания исторической реальности. Использование

10 методологических идей понимания (переживания), описания и объяснения ориентировано каждый раз на раскрытие конкретных функций воображения и вымысла. В диссертации особое значение придается фикциональным приемам исторического познания. Показательны, в частности, приемы использования метафор, метонимий и других тропов для репрезентации исторической реальности.

Научная новизна данного исследования связана с обоснованием возможностей познания исторической реальности в терминах воображения и вымысла. Ключевая идея такого обоснования подразумевает, что за вымыслом скрываются разнообразные сценарии познания истории. В частности, показано, что с точки зрения метафизики «нового историзма», классическое понимание истории (как состоявшейся истории) является всего лишь одним из возможных сценариев. Поэтому претензии на монополию кого-либо метода познания исторической реальности не состоятельны.

В диссертации реконструированы связи метафизики «нового историзма» с традиционной философией исторического познания И.Канта и, в частности, с его концепцией продуктивной работы трансцендентальной способности воображения.

Благодаря различению миметических и немиметических приемов вымысла, в диссертации определены три основные типа фикционального дискурса исторического познания — реалистический, формальный и поэтический. Основанием для выделения этих типов явилось соотнесенность каждого из них к миметическим или немиметическим приемам. Реалистический (или правдоподобный) тип дискурса основывается на разнообразии миметических приемов в историческом познании. Любой реалистический дискурс предполагает воспроизведение исторической реальности, обладающее признаками сходства и подобия с ней. Признаки

11 правдоподобия в реалистическом типе фикции воплощаются через приемы имитации, подражания (мимезис) и позволяют добиться эффекта подлинной исторической реальности, подлинности прошлых событий (подлинности исторических фактов). Формальный тип фикционального дискурса основывается на соблюдении логических и лингвистических предписаний построения исторических текстов с характерными для них произвольными, условными и конвенциональными признаками. Правдоподобность вымысла данного типа достигается за счет идеализаций и абстракций в историческом объяснении или историческом описании. Строгость и однозначность их дискурсивных форм способствуют конструированию конкретных исторических законов, исторических тенденций или исторических фактов, а также - идеалов, норм и ценностей исторического познания. Что касается поэтического (или фигурального) типа фикционального дискурса в историческом познании, то он не отличается подобием и сходством с исторической реальностью. Характер поэтических фикций зависит не столько от их предметной референции, сколько от специфических корреляций различных фрагментов самого исторического текста (всевозможные семантико-синтаксические комбинации с использованием метафорических, метонимических, символических и других семантических приемов и словосочетаний), от его разнообразных коннотаций с контекстом, с пара-, экстралингвистическими и ситуационными (коммуникативными, когнитивными, повседневными, культурно-историческими, социальными) особенностями. Поэтический тип вымысла позволяет «обострить» взгляд на историческую реальность и способствует раскрытию ее фиктивных значений. Другими словами, поэтические приемы вымысла выполняют антификтивную функцию в историческом познании.

Мной предлагаются следующие положения диссертации, выносимые на защиту. Согласно первому тезису, утверждается, что в классической философии истории традиционные идеографические и аналитические способы познания исторической реальности постоянно конкурировали друг с другом. С одной стороны, антиномии кантовской критики чистого разума были трансформированы в герменевтической модификации критики исторического разума В.Дильтея. С другой стороны, попытка их преодоления в философии истории Р.Коллингвуда была реализована в аналитике исторического опыта средствами воображения.

Второй тезис утверждает определенный примат аналитического подхода в методологии исторического познания по отношению к принципам исторического воображения вплоть до начала 70 гг. XX века. Конкретизация этого положения диссертации осуществляется на разборе известного спора между К.Гемпелем и У.Дреем и их сторонниками, соответственно. Кроме того, для полноты аргументации привлекаются материалы методологической концепции исторического познания, сформулированной А.И.Ракитовым, а также малоизвестную в отечественной философско-исторической литературе аналитическую концепцию Е.Топольского. В каждой из названных методологических версий исторического познания использованы приемы вымысла или воображения.

Аргументация третьего положения, защищаемого автором, связаны с конечной целью и итоговыми диссертационными рассуждениями о продуктивном характере дискурсивных возможностей вымысла в познании исторической реальности. В диссертации предпринята попытка обоснования тезиса, согласно которому разнообразные методологические приемы и ресурсы вымысла оказываются вполне конкурентоспособными в практике

13 творческой работы историка. Об этом свидетельствуют результаты, полученные в теории и методологии исторического познания на протяжении последних трех десятилетий инициаторами и сторонниками так называемого «нового историзма» (Х.Уайт, Ла Капра, Л.Монроз, Ф.Анкерсмит и др.). Все используемые материалы большей частью находятся пока в состоянии обсуждения в англоязычных монографиях или периодической литературе, а в отечественной философии и методологии исторических наук они все еще не стали обязательным атрибутом научного оборота и малоизвестны.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Веселовская, Ирина Анатольевна

Заключение

Свойства, которые проявляются в отношениях вымысла и исторической реальности зависят от того, под каким углом зрения они рассматриваются. Один ракурс позволяет судить о том, что в вымысле нет ничего такого, чего не было бы ранее в исторической реальности. Согласно другой точке зрения, нет ничего в исторической реальности того, что ранее не было бы вымышлено. Тесная взаимосвязь этих двух как казалось бы полярных областей, позволяет рассматривать их как отдельно, так и тесно связанными. Следует отметить, что в данной работе под вымыслом рассматривалось само продуктивное и трансцендентальное воображение, без которого не вообразимо и не возможно какое-либо познание. Общий план исторической реальности (или действительности) предоставляет историку как субъекту познания возможности для вымысла, для использования своей способность воображения для более полного отражения самой исторической реальности. Именно приемы вымысла реализуются, «навязывая» исторической реальности свои когнитивные возможности.

Цель и задачи исследования связаны с обоснованием возможностей познания исторической реальности в терминах воображения и вымысла. Ключевая идея такого обоснования подразумевает, что за вымыслом скрываются разнообразные сценарии познания истории. В частности, показано, что с точки зрения метафизики «нового историзма», классическое понимание истории (как состоявшейся истории) является всего лишь одним из возможных сценариев. Поэтому претензии на монополию кого-либо метода познания исторической реальности не состоятельны.

В диссертации реконструированы связи метафизики «нового историзма» с традиционной философией исторического познания И.Канта и, в частности, с его концепцией продуктивной работы трансцендентальной способности воображения. Реконструирована история взглядов и подходов как к познанию в общем, так и к историческому познанию в частности. Сама связь «нового историзма» с Кантовской теорией трансцендентального воображения, показывает цикличность философских воззрений.

Благодаря различению миметических и немиметических приемов вымысла, в диссертации определены три основные типа фикционального дискурса исторического познания — реалистический, формальный и поэтический. Основанием для выделения этих типов явилось отнесенность каждого из них к миметическим или немиметическим приемам. Реалистический (или правдоподобный) тип дискурса основывается на разнообразии миметических приемов в историческом познании. Любой реалистический дискурс предполагает воспроизведение исторической реальности, обладающее признаками сходства и подобия с ней. Признаки правдоподобия в реалистическом типе фикции воплощаются через приемы имитации, подражания (мимезис) и позволяют добиться эффекта подлинной исторической реальности, подлинности прошлых событий (подлинности исторических фактов). Формальный тип фикционального дискурса основывается на соблюдении логических и лингвистических предписаний построения исторических текстов с характерными для них произвольными, условными и конвенциональными признаками. Правдоподобность вымысла данного типа достигается за счет идеализаций и абстракций в историческом объяснении или историческом описании. Строгость и однозначность их дискурсивных форм способствуют конструированию конкретных исторических законов, исторических тенденций или исторических фактов, а также — идеалов, норм и ценностей исторического познания. Что касается поэтического (или фигурального) типа фикционального дискурса в историческом познании, то он не отличается подобием и сходством с исторической реальностью. Характер поэтических фикций зависит не столько от их предметной референции, сколько от специфических корреляций различных фрагментов самого исторического текста (всевозможные семантико-синтаксические комбинации с использованием метафорических, метонимических, символических и других семантических приемов и словосочетаний), от его разнообразных коннотаций с контекстом, с пара-, экстралингвистическими и ситуационными (коммуникативными, когнитивными, повседневными, культурно-историческими, социальными) особенностями. Поэтический тип вымысла позволяет «обострить» взгляд на историческую реальность и способствует раскрытию ее фиктивных значений. Другими словами, поэтические приемы вымысла выполняют антификтивную функцию в историческом познании.

Теоретическая и практическая значимость результатов работы очерчивается границами их применения в решении задач общей теории познания, философии и методологии познания в исторических науках. Что касается практической пользы, то, по-видимому, они могут быть использованы в курсах лекций по философии истории, теории и методологии исторического познания.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Веселовская, Ирина Анатольевна, 2003 год

1. Асмус В. Ф. Избранные философские труды. Том 2. Москва, 1971

2. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. Москва, 1998.

3. Барг М.А. Понятие всемирно-исторического как познавательный принцип марксистской исторической науки. Москва, 1973.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. Москва, 1987.

5. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личностного самосознания. Москва, 2000.

6. Блок М. Апология истории или ремесло историка. Москва, 1973.

7. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. Москва, 1990.

8. Бородай Ю. Воображение и теория познания

9. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения. Т. 1. Москва, 1972.

10. Вжозек, Войцек Историография как игра метафор: судьбы «новой исторической науки». // Одиссей. Человек в истории культурно-антропологическая история сегодня. 1991. Москва, 1991.

11. Вжозек, Войцек «Метафора как эпистемологическая категория (соображения по поводу дефиниции)» // Одиссей. Человек в истории. Картины мира в народном и ученом сознании. 1994. Москва, 1994.

12. Гемпель, Карл. Мотивы и «охватывающие» законы в историческом объяснении. // Философия и методология истории. Москва, 1977

13. Гемпель, Карл. Логика объяснения. Москва, 1998.

14. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. Москва, 1987.

15. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва, 1984.

16. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (отрывки). Москва, 1994.

17. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Санкт — Петербург, 1998.

18. Дильтей, Вильгельм. Введение в науки о духе. Москва, 2000.

19. Дрей, Уильям. Еще раз к вопросу об объяснении действий людей в исторической науке. // Философия и методология истории. Москва, 1977

20. Зверева Г. И. Реальность и исторический нарратив: проблемы саморефлексии новой интеллектуальной истории // Одиссей. Человек в истории. Ремесло историка на исходе XX века 1996. Москва, 1996

21. Иггерс Г. Г. История между наукой и литературой: размышления по поводу историографического подхода Хейдена Уайта. // Одиссей. Человек в истории. Русская культура как исследовательская проблема. 2001. Москва, 2001.

22. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъективных отношений. Москва, 1988.

23. Кант И. Критика практического разума. // Собрание сочинений т. 4.Москва, 1994.

24. Кант И. Критика способности суждения. Москва, 1994.

25. Кант И. Критика чистого разума. Москва, 1994.

26. Козлов С. На rendez-vous с новым историзмом. // Новое Литературное Обозрение, № 42. Москва, 2000.

27. Коллингвуд Р. Дж. Идея Истории. Москва, 1980.

28. Колосов H. Е. Как думают историки. Москва, 2001

29. Кроче Б. Антология сочинений по философии. Москва, 1999.

30. Кроче Б. Теория и история историографии. Москва, 1998.

31. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. Москва, 1997.

32. Лакан Ж. Семинары, книга 1 : работы Фрейда по технике психоанализа 1953X54. Москва, 1998.

33. Липский Б.И. Практическая природа истины. Ленинград, 1988.

34. Марков Б.В. Знаки бытия. Санкт-Петербург, 2001

35. Марков Б. В., Пигров К.С. Философия. Санкт — Петербург, 1996

36. Маркс, Карл «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» // Сочинения, том 8, Москва, 1957

37. Мерло-Понти М. Око и дух. Москва, 1992.

38. Могильницкий Б. Г. О природе исторического познания. Томск, 1978

39. Монроз Л. Изучение Ренессанса: поэтика и политика культуры // Новое Литературное Обозрение, №42. Москва, 2000.

40. Нагель, Эрнест. Детерминизм в истории. // Философия и методология истории. Москва, 1977.

41. Назаров В. Д. Сослагательность сослагательности рознь. // Одиссей. Человек в истории. История в сослагательном наклонении? 2000. Москва, 2000

42. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни.// Сочинения в 2 томах. Том 1. Москва, 1996.

43. Парамонова, М. Ю. История в сослагательном наклонении: повод для беседы или научная проблема? // Одиссей. Человек в истории. История в сослагательном наклонении? 2000. Москва, 2000

44. Парамонова, М. Ю. «Несостоявшаяся история»: аргумент в споре об исторической объективности? // Одиссей. Человек в истории. Картины мира в народном и ученом сознании. 1997. Москва, 1997

45. Перов Ю.В. Проблемы социокультурной детерминации научного познания. Ленинград, 1987.

46. Петряев К. Д. Вопросы методологии исторической науки. Киев, 1971.

47. Питц, Эрнст. Исторические структуры. (К вопросу о так называемом кризисе методологических основ исторической науки). // Философия и методология истории. Москва, 1977.

48. Ракитов А. И. Историческое познание. Системно-гносеологический подход. Москва, 1982.

49. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. Москва, 1995.

50. Рикер П. Живая метафора. // Теория метафоры. Москва, 1990.

51. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение.//Теория метафоры. Москва, 1990.

52. Риккерт Г. Границы естественно научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. Санкт Петербург, 1908.

53. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. (Избранное) Москва, 1998.

54. Риккерт Г. Философия жизни. Москва, 2000.

55. Риккерт Г. Философия истории. Санкт Петербург, 1908.

56. Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.

57. Романенко Ю. М. Бытие и естество. Онтология и метафизика как типы философского знания. Санкт Петербург, 2000.5 8. Сартр Ж.-П. Воображение// Логос, № 3, 1992.

58. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологические исследования. Санкт-Петербург, 2001.

59. Уайт, Хейден. Метаистория. Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.

60. Уайт, Хейден. Ответ Иггерсу. // Одиссей. Человек в истории. Русская культура как исследовательская проблема. 2001. Москва, 2001.

61. Уайт, Хейден. По поводу «нового историзма». // Новое Литературное Обозрение, № 42. Москва, 2000.

62. Уилрайт Ф. Метафора и реальность.// Теория метафоры. Москва, 1990.

63. Февр, Люсьен. Бои за историю. Москва, 1991

64. Философия Канта и современность. Москва, 1974.

65. Фуко М. Слова и вещи. Москва, 1996.

66. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. Москва, 1994.

67. Харитонович Д. Э. Методология и нравственный смысл альтернативной истории. // Одиссей. Человек в истории. История в сослагательном наклонении? 2000. Москва, 2000

68. Чешков М. А. Историческая сослагательность, постнеклассическая наука и развивающийся мир. // Одиссей. Человек в истории. История в сослагательном наклонении? 2000. Москва, 2000

69. Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. Санкт- Петербург, 1992.

70. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение № 47. Москва, 2001.

71. Юрганов А. Л. Свойство познания, а не характеристика исторического процесса. // Одиссей. Человек в истории. История в сослагательном наклонении? 2000. Москва, 2000

72. Ankersmith, F. R. Knowledge and language. Dordrecht, 1993

73. Ankersmit, A. The Reality effect in the writing of history: the dynamics of historiographical topology. Amsterdam, 1985.

74. Atkinson P. The Ethnographic Imagination: Textual Constraction of Reality. London, 1990.

75. Berkhofer R. Beyond the Great Story: History as Text and Discourse. Cambridge, 1995.

76. Beyond Formalism: Literary essays, 1958-1970. New Haven, 1971.

77. Bloor D. Knowledge & Social Imagery. London, 1976.

78. Bunzl, Martin. How to change the Unchanging Past // CLIO, Volume 25, Number 2, 1995.

79. Carpenter R. Hostory as Rhetoric: Style, Narrative and Persuasion. Columbia, 1995

80. Conkin, Paul K & Stromberg, Roland N. 'Heritage & Challenge : The History & Theory of History" Arlington Heights, 1988.

81. Croce, B. History of Europe in the Nineteenth Century. New York, 1963.

82. Croce, B. History as the Story of Liberty. New York, 1955.

83. Demandt A. Ungeschehene Geschichte. Ein Traktat über die Frage: was ware gesehenen, wenn.? Gottingen, 1986.

84. Dray W. Laws & Explanation in History. London, 1957.

85. Frankel Ch. Explanation and Interpretation in History. // Theories of History. New York, 1959.

86. Hempel C. G. & Oppenheim P. The Logic of Explanation // Feigl H. & Brodbek Readings in the Philosophy of Science. NY, 1953.

87. Hook S. A Pragmatic Critique of the Historico-Genetic Method. New York, 1929.

88. Holton G. The scientific imagination. Cambridge, 1978

89. Iggers G. The German Conception of History: The National Tradition of Historical Thought from Herder to the Present. Middletown, 1960.

90. Iggers G. Historiography in th Twentieth Century from Scientific Objectivity to the Postmodern Challenge. Hanover & London, 1997.

91. Jenkins, Keith On What is History? From Carr and Elton to Rorty and White. London & New York, 1995

92. Johnson M. The Body in the Mind: The Bodily Basis of Meaning, Imagination & Reason. Chicago, 1987.

93. Kent, Sherman "Writing History" New York, 1941

94. LaCapra, D. History and criticism. London, 1985.

95. LaCapra, D. History, politics and the novel. London, 1987

96. LaCapra, D. Rethinking intellectual history: Texts, Contexts, language. London, 1983

97. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live by. Chicago, 1980.

98. Levine, Joseph M. "Objectivity in History : Peter Novick & R. G. Collingwood" // CLIO Volume 21, Number 2, 1991

99. MacDonell D. Theories of Discourse. An Introduction. Oxford, 1986.

100. Mandelbaum M. The Anatomy of Historical Knowledge. Baltimore, 1977.

101. Mandelbaum M. The Problem of Historical Knowledge. NY, 1938.

102. Mann D. Reconstructing the Past: a Structural Idealist Approach.// CLIO, Volume 27, Number 2, Fort Wayne, 1998.

103. Manuel, F. E. Shapes of philosophical history. Stanford, 1965.

104. Martin, Raymond "The past Within Us: An Empirical Approach to Philosophy of History" Princeton, 1989

105. McCullach B. metaphor and truth in history.// CLIO, Volume 23, Number 1, 1993.

106. Mills C. W. The sociological imagination. London, 1968

107. Modern European intellectual history: Reappraisals a new perspectives. London, 1982

108. Murphey, Murray G. " Philosophical Foundations of Historical Knowledge" Albany, 1994

109. Rescher N. and Helmer O. On the Epistemology of the Inexact Sciences. Management Science, October 1959.

110. Sartre J.-P. The Psychology of Imagination. London, 1973.

111. Schaub M. The Role of the Reader in Collingwood's Philosophy of History. // CLIO, Volume 27, Number 3, Fort Wayne, 1998.

112. Scriven M. Truisms as the Grounds for Historical Explanations // Theories of History. New York, 1959.

113. Serlin I.A. Kinesthic Imagining.// Journal of Humanistic Psychology, Volume 36, Number 2, Spring 1996.

114. The writing of history: Literary form and historical understanding. London, 1978.

115. Topolski, Jerzy. Methodology of History. Boston, 1976.

116. White H.; Manuel F. E. Theories of history. Los Angeles, 1978.

117. White H. Metahistory: the historical imagination in nineteenth-century Europe. London, Baltimore, 1974.

118. White H. The content of the form: narrative discourse and historical representation. London, 1987

119. Willey T. E. Back to Kant: the Revival of Kantianism in German Social and Historical Thought, 1860-1914. Detroit, 1978.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.