Историческая этнология таджиков в XI - XV вв.: По данным письменных источников XI - XV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Валиев, Абдусалом

  • Валиев, Абдусалом
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1999, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 165
Валиев, Абдусалом. Историческая этнология таджиков в XI - XV вв.: По данным письменных источников XI - XV вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 1999. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Валиев, Абдусалом

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ XI-XV вв. ПО ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭТНОЛОГИИ ТАДЖИКОВ

^1. Источники XI-XII вв

§2. Источники XIII-XV вв

ГЛАВА II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ ТАДЖИКОВ В XI-XV вв. 47-145

§ 1. Этническая история

^2. Хозяйство

¿3. Материальная культура

£4. Семья и семейные отношения

^5. Духовная культура

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческая этнология таджиков в XI - XV вв.: По данным письменных источников XI - XV вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В области изучения жизни и быта народов, населявших территорию бывшего СССР в целом, и Таджикистана в частности ученые добились впечатляющих успехов., тем не менее многие аспекты этнологии остаются спорными и малоисследованными. Зачастую это объяснятся тем, что исследователи традиционной культуры обращали внимание в основном на изучение отдельных аспектов материальной и духовной культуры народов.1 Однако обобщающих работ в области исторической этнологии народов Центральной Азии, в том числе таджиков, ещё очень мало. Существуют отдельные работы, но все они, в основном, относятся к концу XIX-началу XX в.и посвящены истории этнографического изучения.2 Работ же по исторической этнологии таджиков в средние века, особенно в XI-XV вв., нет и поныне. Сегодня интерес к истории средневековой материальной и духовной культуры таджиков и других народов Центральной Азии, особенно обострился. Многие аспекты жизни и быта народов этого региона привлекают к себе внимание учёных,вызывают оживленные дискуссии и споры среди этнологов, историков, лингвистов, историков науки и источниковедов

1. См.: Вондарчик Н.К. История белорусской этнографии II пол. XIX в.-нач. XX в. - Минск, 1985; Масанов Э.А. Очерк истории этнографического изучения казахского народа в СССР - Алма-Ата, 1966; Токарев С.А. История русской этнографии. -М.,1968; Керимов Д.А. История этнографического изучения Азербайджана в русской науке (XVII 1-ХIX вв.)./Дис. на со-иск.учён. степ. канд. ист. наук. -Баку, 1988 и др.

2. См.: Кисляков H.A. Этнографическое изучение Таджикистана/У Тр. ТФАН АН СССР. -1951. -Т.29; Его же. Этнографическое изучение Каратегина и Дарваза // Таджики Каратегина и Дар-ваза. -Душанбеt 1988. -Вып.1; Ершов H.H. К истории развития этнографической науки в Таджйкистане/7'Советская этнография. -1988. -N4; Акрамов Н.М. Русские исследователи и их вклад в изучение истории, археологии и этнографии народов Памира и Припамирья. /Дис.на соиск.учен.степ.докт.ист.наук. -Душанбе -М., 1975 и др.

и др. В полной мере это относится к этнологии таджиков. Причин тому много, но главная - историческая этнология таджиков в средневековье даёт обильный материал для осмысления и конкретизации таджикской культуры, выявления особенностей жизни и быта таджикского народа в эпоху средневековья. Не исследовав глубоко средневековую историческую этнологию таджиков., мы не сможем познать и определить качественное состояние духовного мира таджиков, их мироощущение и мировосприятие не только в эпоху средневековья., но и на современном этапе развития этого народа. Без этого не сможем выявить исторические корни генезиса, и развития материальной и духовной культуры, хозяйственной деятельности таджиков. Актуальность исследуемой темы обусловлена и тем, что по мере вхождения таджикского народа в современную цивилизацию, его интерес к истории, культуре, обычаям и традициям своего прошлого все более возрастает. Следовательно одним из существенных детерминантов современной цивилизации выступает углубление процесса культурного и исторического самосознания народов, осознания себя не только объектом, развивающимся в истории, но и субъектом, творящим свою историю и развивающим сбою культуру. Новые реалии современной жизни требуют от исследователей посмотреть на историю и культуру прошлого с иных позиций, под другим углом зрения, не идеологизированным, а сугубо историческим.

Исследование истории развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв. актуально и в другом отношении. Оно содействует максимальному и плодотворному использованию всего того богатства этнологических сведений, которые были накоплены в течение многих веков. В то же время такого рода работы являются необходимой предпосылкой для углублённого этнологического изуче-

ния современности- Без основательного знания прошлой жизни народов нашей страны нельзя охарактеризировать и современные процессы в хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, общественном и семейном быту. Б-Г. Гафуров, подчеркивая роль народов Востока в мировой цивилизации, отмечает, что "именно в эпоху древности возникли и получили своё оформление многие черты и особенности национальной культуры, социального и духовного развития, которые, видоизменяясь и развиваясь дожили и до настоящего времени",1

В настоящее время в качестве одной из главных задач перед историками, социологами, политологами, другими учеными - обществоведами выдвигается исследование современных этнических процессов, для чего необходимо изучение культурного наследия народа.

Знание исторической этнологии даёт возможность учёным глубже понять историю народов на всех этапах развития человеческого общества, изучить многогранную жизнь народа. "Изучение прошлого может и должно служить средством для того, чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, на основе этого осмыслить развитие науки как целенаправленный исторический процесс. В этом состоит ... одна из главных задач.., истории науки."2 В этом тезисе заключается и актуальность изучения исторической этнологии таджиков в настоящее время.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационно-

1. Гафуров Б.Г. Избранные произведения.-М«. 1985.-0.454,

2. Кедров Б.М. История науки и принципы исследования. -М.,1971 -(Вступительная речь на открытие XIII Международного конгресса по истории науки).-С.8.

го исследования состоит в освещении истории развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв., систематизации имеющихся сведений в средневековых исторических, географических работах, литературных произведениях, записках, воспоминаниях арабских и европейских путешественников о жизни и быте таджиков в XI-XV вв. Для достижения вышеназванной цели ставится ряд конкретных задач:

-исследование процесса развития этнологических знаний от таджиках в XI-XV вв.;

-характеристика средневековой исторической этнологии таджиков;

-определение этапов развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV вв.;

-определение особенностей этнологических знаний о таджиках, как специфической форме общественного сознания; -анализ источников, их особенности;

-определение степени изученности различных сторон исторической этнологии таджиков средневековыми авторами.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые в источниковедении и историографии:

-проведены систематизация и анализ имеющихся в исторических и географических работах, литературных произведениях сведений об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, семье и семейных отношениях таджиков;

-выявлены особенности этнологических источников XI-XV вв.; -подробно проанализированы и сопоставлены материалы этнологического характера, которые встречаются в источниках;

-проведена периодизация исторической этнологии таджиков, при этом подчёркиваются особенности каждого периода.

В итоге создана обобщенная работа по исторической этнологии таджиков в XI-XV вв.

Работа построена по тематическому принципу. В диссертации дается также характеристика источников по конкретным проблемам исторической этнологии таджиков XI-XV вв.

V

Географические и хронологические рамки исследования. Академик H.H. Негматов писал: "Что касается образования общности территории таджикского народа, то это был сложный процесс дробления государств, существовавщих до X в. в пределах областей сложения таджиков, завершившийся в конечном результате образованием относительно централизованного государства^ Саманидов. Основными территориями, на которых шел процесс сложения таджиков в Центральной Азии, были центральная часть Мавераннахра, Хорезм, Хорасан и Припамирская область. За основу мы взяли именно эти территории, хотя после падения государства Саманидов они вошли в состав различных государств. v

Для обозначения этнокультурной территориии расселения таджикского народа академиком H.H. Негматовым введено в науку понятие "Исторический Таджикистан."2 Оно охватывает природно-географические зоны Хорасано-Гиндукушских, Памиро-Алайоких и Тянь-шанских горных систем, прилегающие степи и пустыни, объединенные бассейнами Сырдарьи, Зарафшана, Амударьи, Хорасанского Мургаба и Герируда.

1.Негматов H.H. Государство Саманидов. -Душанбе, 1977,-С.225.

2. См.: Негматов H.H. Таджики. Исторический Таджикистан.Современный Таджикистан. -Гиссар, 1992.-С.23-25

- 8 -

v

В соответствии о определением ЮНЕСКО, в понятие "Центральная Азия" включаются территории Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Кыргизстана, Казахстана, Северо-Западной Индии, Пакистана, Афганистана, Восточного Ирана и Синьцзяна (КНР),

Таджики сложились как народность в 1Х-Хвв.,чоднако термин "таджики" как самоназвание местного ираноязычного народа, возник в XIв. Хронологическими рамками исследования стали XI-XVbb. Именно в этот период таджики сложились как народность, создали свое первое государство - государство Саманидов и добились наибольших успехов в развитии культуры, ремесел, архитектуры, в развитии производства вообще. В начале же XVI в, узбекские кочевые племена во главе с Шейбаниханом вторглись в пределы Маве-раннахра, разгромили государство Тимуридов и создали государство Шейбанидов. Территория Хорасана, вошла в состав государства Сефевидов. Кроме того, подчеркнем, что источники 1Х-Хвв. довольно подробно исследованы и использованы многочисленными исследователями, в частности В.В. Еартольдом,1 Б.Г. Гафуровым,2

H.H. Негматовым3 и другими учёными в своих работах по истории таджиков. Источники же XI-XV вв. в целом по сей день изучены очень слабо, а некоторые из них вообще остались вне поле зрения исследователей. Мы постарались восполнить этот пробел.

Источники. Источниками данного диссертационного исследования послужили труды местных авторов XI-XV вв., которые были очевидцами событий в то или иное время. Были и также авторы, которые являлись компиляторами и писали свои сочинения на осно-

I. См.: Еартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч. М.,-1963. -Т.1.

2. См.: Гафуров Е.Г. Таджики.Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.,1972.

3. См.: Негматов H.H. Государство Саманидов.-Душанбе, 1977,

ве различных источников или по рассказам путешественников. По своему характеру, значению и достоверности сообщаемых сведений источники можно разделить на две группы.

Первая группа - это труды местных историков, географов, хронистов, государственных деятелей Х1-ХУев. - Абуали ибн Сино, А, Бируни, А.Байхаки, Кайкавуоа, Низамулмулька, Юсуфа Баласа-гунского, Насира Хисрава, Махмуда Кашгари, Омара Хайяма, Низами Арузи Оамарканди, Насафи ас-Оамарканди, Сузании Оамарканди, Ра-шидаддина, Гиясаддина Али, Абуисхака Атъима, Хафизи Абру, Аб-дурраззака Оамарканди, Шарафуддина Алии Язди, Кошифи, Сайфии Бухори и др., которые были написаны на основе первоисточников, личного наблюдения и т.д.

Ко второй группе следует отнести труды арабских, китайс-," ких, европейских путешествеников, географов и историков XIII-XV вв.- Чан Чуня, Марко Поло, Ибн Баттуты, Клавихо, Шильдбергера и др., которые е значительной степени были компилятивными и носили обобщающий характер. В этих источниках Центральной Азии посвящены отдельные главы.

Очень интересные материалы о жизни и быте таджиков и других среднеазиатских народов имеются во многих литературных произведениях и документах. Они так же были использованы нами в процессе исследования.

Степень изученности проблемы. Историческая этнология таджиков в XI-XV вв, по сей день не была предметом комплексного изучения исследователей. Отдельные же аспекты этнологических проблем частично затрагивались учеными, пишущими о Центральной Азии вообще и о таджиках в частности. В первую очередь отметим труд академика В.В. Бартольда об истории изучения Востока, в Ев-

pone и России, в котором автор кратко рассказывает об истории различных путешествий на Восток, в том числе в Центральную Азию.1 Отдельные источники по сельскому хозяйству, ремесленному производству, материальной и духовной культуре таджиков и других народов Центральной Азии в Караханидской, Газневидской, Сельджукидской, Монгольской и Тимуридской эпохах рассмотрены и проанализированы в трудах В.В. Бартольда, И.П. Петрушевского, Б.Г. Гафурова, H.H. Негматова, Н. Махмудова и других исследователей. В.В. Еартольд в книге "Туркестан в эпоху монгольского нашествия" подробно исследовал источники не только монгольского, но и предшествующих периодов.2 Б.Г. Гафуров в монографии "Таджики" при характеристики социально-экономической жизни таджиков в XI-XVbb. широко использует данные средневековых авторов на различных языках.3 Исследователь Н. Махмудов в своей работе дал подробный анализ источников по вопросам сельского хозяйства тимуридской эпохи.4 Отдельные аспекты истории ремесленного производства, структуры цеховых организаций рассмотрены в статьях A.M. Беленицкого.5

Некоторые исследователи занимались изучением материальной культуры Мавераннахра и Хорасана на основе миниатюр.

1. См.: Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России//Соч.-М.,1977.-Т.IX.

2. См.: Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.-М., 1963.-Т. 1.

3. См.: Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-М.,1972.

4. См.: Махмудов Н. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в XIV-XV вв. -Душанбе, 1966.

5. См.: Беленицкий A.M. Организация ремесла в Самарканде XV-XVI вв. // Краткие сообщения йн-та истории мат. культуры АН СССР. -Л. 1940: Его же. К истории участия ремесленйков в городских празднествах в Средней Азии XIV-XV вв.//Тр. Отд. Вост. Эрмитажа. -Л,, 1940.-Т.II.

Здесь особо отметим ценную, но, к сожалению, до сих пор не опубликованную работу О.И. Галеркиной.1 В ней на основе миниатюр Санкт-Петербургских собраний рассматриваются вопросы материальной культуры, в частности одежды среднеазиатских народов в XV в,

Академик А. Мирзоев подготовил и издал отдельной книгой поэмы таджикского поэта XIV в. Абуисхака Атъима. Здесь же приведены стихи Атъима, из которых можно почерпнуть сведения о различных видах пищи, сладостей, напитков и способах их приготовления.2 Учёный-этнолог С.П. Поляков впервые в этнологической науке опубликовал книгу об исторической этнографии народов Средней Азии и Казахстана. В ней автор даёт краткий очерк истории этнографического изучения среднеазиатских народов и их этнической истории с древнейших времён до начала XX в.3 В монографии Р.Г. Мукминовой на основе анализа и обобщения данных средневековых источников характеризуется социальный состав городов Центральной Азии в конце ХУ-ХУ1вв., рассматриваются процессы расслоения населения на различные в имущественном и юридическом отношении группы.4

В последние годы таджикское учёные стали особенно активно заниматься изучением отдельных вопросов материальной и духовной культуры таджиков в средние века. Так, А. Негмати опубликовал книгу, посвященную земледельческим праздникам древних таджиков

1. См.: Галеркина 0.И.Материальная культура Средней Азии и Хорасана ХУ-ХУI вв. по данным миниатюр ленинградских собраний/ Дис. на соиск.учен.степ. канд. ист. наук. -Л.,1951.

2. См.: Мирзоев А. Абуисхок.-Душанбе, 1971.

3. См.: Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана. -М,, 1980.

4. См.: Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов в ХУ-ХУIвв. -Ташкент, 1985.

и их предков.1 Г.М. Майтдинова в соавторстве с тем же ученым на основе изучения большого количества источников и археологических материалов так же подготовили и издали книгу, посвященную системе и культуре питания таджиков в древности и средневековье.2 А. Холики на основе изучения письменных источников Х-ХШ вв, проанализировал и охарактеризовал материальную культуру Мавераннахра и Хорасана, в частности, монументальные сооружения, предметы быта, орудия труда, одежду таджиков в Х-ХШ з

вв.

Как видим из обзора опубликованных трудов, кроме общих работ, и работ, посвященных отдельным вопросам материальной и духовной культуры таджиков, специальных работ, в которых бы исследовались все стороны исторической этнологии таджиков в XI-XV вв. нет. Своим исследованием мы попытались заполнить образовавшуюся нишу.

Периодизация. Принятая в диссертации периодизация исторической этнологии таджиков ставит своей целью выявить главные этапы процесса постепенно расширяющегося научного знания о таджикском народе в XI-XV вв. В основе работы - положения В.М. Кедрова о принципе периодизации истории науки. В.М. Кедров отмечал, что "периодизация истории науки является центральной проблемой для истории науки, поскольку она касается выявления внутренней структуры всемирного историк»-научного процесса.

1. См.: Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и ж предков.-Душанбе, 1989.

2. См.: Маитдинова Г., Негмати А. Система и культура питания таджиков. Очерки древней и средневековой истории. -Душанбе, 1993.

3. См. .* Холики А. Материальная культура Мавераннахра и Хорасана Х-ХШ по данным средневековых писменных источников /Дис.на соиок. учен. степ. канд. ист. наук. -Душанбе, 1994.

Вся эта проблема основана, в первую очередь, на учёте взаимодействия обоих факторов в развитии науки внешнего и внутреннего, материального и идеального (логического). Несомненно, дальнейшее воздействие на развитие науки оказывает вся сложная система социальных опосредствий, включающая и острую идеологическую борьбу в обществе.н1

Историю развития этнологических знаний о таджиках в XI-XV ве. можно разделить на следующие периоды:

1. XI-XII вв. - начальный этап в истории накопления сведений о жизни и быте таджиков и других народов Центральной Азии. В этот период в источниках появляется термин "таджики'1 как самоназвание местного ираноязычного народа Мавераннахра и Хорасана;

2. XÏII-XV вв. - период дальнейшего развития представлений о населении рассматриваемой области, появления в исторических, географических трудах, а также в произведениях поэтов и писателей, зарубежных путешественников одновременного упоминания о таджиках, их языке и территории их расселения. Этот период можно охарактеризировать как время осознания зарубежными путешественниками таджиков как народности.

Практическое значение исследования. Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы учёными в дальнейших исследованиях по этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры таджиков, истории семьи и семейных отношений этого народа в XI-XV вв. Положения диссертации могут стать основой для создания целостной исторической этнологии таджиков, для чтения спецкурсов на историчес-

1. Кедров Б.М. Указ, работа.-СЛ6.

14 -

ких факультетах госуниверситетов.

Кроме того, мы преследовали цель возрождения многих традиционных праздников таджиков, обычаев, непосредственно касающихся быта таджикской семьы, взаимоотношений в ней и т.д. Исследование может послужить для этого хорошим источником, потому что в нем древние таджикские традиции увязанны с потребностями се-годнешнего дня.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр древней и средневековой истории и истории Отечества Таджикского государственного национального университета. По теме исследования диссертант более двадцати лет читает спецкурсы на историческом факультете ТГНУ, выступал с докладами и сообщениями на международных , республиканских научных конференциях (1988, 1989, 1991 Худжанд; 1994, 1998 Душанбе), а также на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава исторического факультета ТГНУ, Российско-Таджикского (славянского) университета. Содержание и основные выводы диссертации отражены в двадцати статьях, опубликованных в научных и научно-популярных журналах, сборниках, энциклопедических изданиях.

Методологическую и теоретическую основу доследования составляют важнейшие положения материалистического понимания истории, принцип историзма. Наряду с общеприятной методологией и методикой предлагаются и современные методы анализа, в частности, методы научного познания действительности, системный анализ, принцип соответствия и т.д.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и ли-

тературы.

Во введении обосновываются актуальность темы, научная на-визна и практическая значимость исследования, степень изученности проблемы, цель и задачи, определены географические и хронологические рамки исследования.

Первая глава -"Письменные источники ХЬХУвв. по исторической этнологии таджиков" состоит из двух параграфов -"Источники XI-XII вв." и "Источники XII1-ХУвв.

Вторая глава -"Историческая этнология таджиков в ХЬХУвв." состоит из пяти параграфов: "Этническая история", Хозяйство", "Материальная культура", "Семья и семейные отношения", "Духовная культура".

В заключении даются выводы, к которым пришел автор в ходе своего исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Валиев, Абдусалом

ЗАК11ЧЕНЙЕ

В процессе исследования исторической этнологии таджиков в XI-XV вв. нами были глубоко проанализированы различные исторические и географические труды, литературные произведения, так или иначе затрагивающие стороны быта, жизни таджиков того времени. Сведения об этнической истории, хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, семье и семейных отношениях таджиков в одних источниках были представлены более или менее широко, в других они были вкраплены в основную ткань повествования , и для их выявления нами была проделана большая исследователь екая работа.

В итоге мы можем вполне аргументированно констатировать, что авторов XI-XII вв. больше всего интересовало сельское хозяйство. Особое место в их трудах занимает описание системы орошения, сельскохозяйственных культур, обычаев и обрядов, связанных с земледелием. Этот интерес объясняется тем, что земледелие играло важную роль в жизни среднеазиатсих народов. Именно оно определяло и быт таджиков, и социально-экономическое положение в монгольском и тимуридском хозяйствах того времени.

Авторы средневековья описывают основные районы земледелия. Согласно им, основными районами по выращиванию сельскохозяйственных культур были Зеравшанская долина, Кашкадарьинский оазис, Уструшана, Фергана и Хорасан, в частности Мэрв. Отдельные культуры в разные исторические периоды то получали широкое распространение , то исчезали. Например, если в XI-XII вв. упоминался сахарный тростник, то источники последующего времени не дают о нем сведения, чаще говорится в них о бахчевых культурах и овощах

В исследованных нами источниках почти ничего не говорится об орудиях и процессе труда. Эти сведения носят Еесьма эпизодический характер,

Если авторы XI-XII вв. писали довольно часто об обычаях и обрядах, связанных с земледелием, то в источниках более позднего времени такие сведения уже отсутствуют.

О скотоводстве в источниках XI-XV вв. сведения содержится очень мало. Вероятно, авторы их были мало знакомы со скотоводческим хозяйством,

Более подробно в памятниках того времени представлено ремесленное производство. В них приводятся данные о том, какую продукцию, какие изделия изготавливали ремесленники, В итоге можно сделать вывод, что самыми развитими видами ремесла были ткачестЕО и коЕроделие. Последнее получает наивысший расцвет до XII в., но после монгольского нашествия приходит в упадок. Только при Тимуре и Тимуридах начинаются некоторые сдвиги в этой области общественного производства. Историки тимуридского периода ограничивались, однако, только перечислением отдельных отраслей ремесел, подробные данные о видах выпускаемой продукции вообще не нашли своего отражения. Источники XI-XI I вв. не дают сведений о цеховых организациях в ремесленном производстве. Но уже авторы тимуридского периода указывают на их существование. Они отмечают, что ремесленники в средне-азиатских городах разделялись по профессиям и имели свой рынок.

Описание материальной культуры в работах историков и географов средневековья занимает особое место. В них даются отдельные сведения о жилище, одежде, пище таджиков. В источниках XI-XII вв. нет материалов о жилищах среднего слоя населения, а в трудах более позднего времени мы уже встречаемся с некоторыми данными такого порядка. Авторы XIII-XV вв. более или менее конкретно описывают жилища простого народа и подчеркивают, что из-за частых землетрясений дома строились на каркасе. Они сообщают нам об орудиях труда строителей, стройматериалах, об участии людей разных профессий в строительство общественных зданий.

Сообщения местных историков и зарубежных путешественников- исследователей об одежде этого периода отрывочны и скудны, да и они зачастую относятся к господствующему классу. Некоторые сведения имеются в записках Марко Поло и Клавихо.

Многие виды одежды не нашли своего отражения в трудах историков того времени. Так, в этих источниках почти нет сведений о детской одежде, об одежде женщин из простых семей, о материале из которого она шилась, об украшениях, которые эти женщины носили.

Наряду с этим в исследованных нами памятниках истории и географии можно почерпнуть достаточно много сведений о пище таджиков, их кулинарном искусстве, народной медицине. При этом авторы значительное место уделяют подробному описанию приготовления хлеба, различных бульонов, сиропов, варенья, вин. Кроме того, они дают сведения о новых блюдах, ранее не знакомых таджикам. Так, если до монгольского нашествия в источниках нам не встречались сведения о плове, то в памятниках более позднего времени о нем пишется чаще. Авторы не только сообщают о различных видах плова, но и способах его приготовления. Это свидетельствует о том, что среди земледельцев широко распространилось рисоводство.

Таким образом, можно сделать вывод, что в источниках сведения о пище многообразны и многочисленны, В этот период даже появились специальные работы о пище Абуисхака Атъима" Мочарои Биринч ва Еугро", "Канз-ул иштихо" и др.

Вопросы семьи и семейных отношений в проанализированных нами источниках представлены весьма противоречиво. Так, в памятниках XI в. о женщине пишется как о более или менее полноправном члене общества. В XII в. с активным проникновением ислама в идеологию и быт таджиков положение женщины резко изменилось. Она полностью стала подвластна мужчине. Ее жизнь определялась нормами ислама, как ими же стали определяться и многие бытовые обряды таджиков — свадебные, похоронные, обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка и др. Все они обрели ярко выраженную религиозную окраску. Добавим к этому, что судя по источникам, семьи были весьма многочисленными, что также осложняло жизнь женщины.

Сравнительно подробно представлена в исследованных нами памятниках духовная культура таджиков. Особое место в них занимают описания религиозных верований и народных праздников.

Авторы Х1-Х1I вв. дают подробные сведения об идолопоклонстве, зороастризме, культе Сиявуша, буддизме, маздакизме, культе воды, манихействе и христианстве, распространенных в тот период в среднеазиатском регионе. В их трудах представлена ясная картина доисламской религиозной системы. Авторы же ХШ-Х¥ вв. в своих трудах в основном останавливались на исламе и его догмах. Самыми распространенными праздниками в средние века были Сада, Навруз, Мехргон. Праздник Навруз во всех исторических периодах широко отмечался среди таджиков и других восточных народов. Подчеркнем, что по сей день этот праздник торжественно отмечается в Таджикистане. Из религиозных праздников упоминаются Рамазан и Курбан.

Хотя среди народа были распространены различные виды игр, но сведения о них в источниках очень скудные. Отдельные виды описанных игр по сей день бытуют среди таджиков.

Для того, чобы иметь более полное представление о существующих этнологических сведениях о таджиках, приведенный в работе материал мы попытались систематизировать и по разделам и по векам. Это дало нам возможность более наглядно сопоставить и сравнить научные знания о таджиках и других народах исследуемого нами региона. В итоге нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

- авторы XI-XII вв. основное внимание уделяли этническому составу населения, земледелию, духовной и, в меньшей степени, материальной культуре. Практически отсутствуют сведения о языках, об областях проживания таджиков и ремеслах. Караханидское и сельджукское завоевания многих районов Центральной Азии, повлекшие за собой нарушение политической стабильности и хозяйственной деятельности, сразу же сказались на уровне развития научных знаний;

- в источниках XIII-XIV вв. содержится весьма мало сведений о жизни и быте таджиков. Некоторые материалы об этом мы находим у Рашидаддина и Марко Поло, но их явно недостаточно для восстановления образа жизни таджиков. Наиболее подробно в памятниках освещен XIV в.: наиболее полно представлено социальные отношения и, в какой-то мере, материальная культура. Заметная

- 151 стабилизация политической обстановки и восстановление хозяйственной жизни при тимуридах повлекли за собой создание крупных научных центров в Самарканде и Герате, Появляются научные сочинения, в которых достаточно подробно описываются этнический состав, города, области государства Тимуридов, земледелие, материальная культура и социальные отношения.

Подводя итог вышесказанному, отметим следующее: при всей значимости проанализированных нами источников по исторической этнологии таджиков XI-XV вв. многие из этой истории осталось за пределами внимания средневековых авторов. Так, ими вообще не освещены структура сельской общины и ее роль в развитии земледелия , не описаны сельские жилища, как часть материальной культуры, не уделено внимания орудиям производства, процессам труда крестьянина и ремесленника. Думается, что все эти пробелы могут заполнить дополнительные исследования источников исследователями и археологические открытия последних лет.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Валиев, Абдусалом, 1999 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ иеточиков И ЛИТЕРАТУРЫ

I. ИСТОЧНИКИ.

1. Абдурраззак Самарканди. Матлаи саъдайн ва маджмаи бах-райн /Форс-томик тилидан таржима, кирш суз ва изохли лугатлар А.Уринбоевники.-Ташкент, 1969.

2. Абу Али ибн Сина. Донишнаме. Книга знания /Предисл. А.М,Богоутдинова. -Сталинабад, 1957.

3. Абу Али ибн Сина. Канон врачебной науки.-Ташкент, 1954-1960. -Кн.1-5.

4. Абуали ибни Сино. Конуни тиб,-Душанбе, 1991, 1993.-Кн.1-2.

5. Абуали ибни Сино, Тадбири манзил //Осори мунтахаб.-Душанбе. -1983.-Т. 2.

6. Арабский аноним XI века /Издание текста,перев., введ. и комм. П.А.Грязневича.-М.,1960.-(ПЛНВ, большая серия; VI).

7. Бабур Захириддин. Бабурнаме. Записки Бабура /Перев. М.Салье.-Ташкент, 1958,

8. Вайхаки Абулфазл. История Маоъуда (1030-1041) /Перев, А, К, Арендса, -У,, 1969,

9. Беруни Абурайхон, Осор-ул-бокия.-Душанбе, 1990,

10. Бируни Абурайхан. Памятники минувших поколений //Избр. произведения.-Ташкент, 1957.-Т,1.

11. Бируни Абурайхан, Индия //Избр.произведения.-Ташкент, 1963,-Т.П.

12. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в

- 153 -

Средней Азии в древние времена.-М,, 1950.-Т.2.

13. Бобур Захириддин Мухаммад. Бобурнома. - Ташкент , 1989.

14. Бухарские документы XVI в,-Ташкент, 1985,

15. Гийасаддин Али, Дневник похода Тимура в Индию /Перев, с персид,, предиол. и примеч. А.А.Семенова,-М.,1985.

16. Ибн Оина, Избранное /Состав, А.Ид,рисов,-Ташкент, 1981.

17. Кайкавус Унсурмаоли. Кабуснаме /Перев,, статья и примеч. Е.Э. Бертельса,-М., 1958,

18. Кайкавус Унсурмаоли. Кабуснаме //Энциклопедия персидско-таджикской прозы.-Душанбе, 1989.-Т,1.

19. Кайковус Унсурмаоли, Кобуснома,-Душанбе, 1979.

20. Клавихо Руи Гонсаяез. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) /Перев.,предисл,и комм. И.С.Мирако-вой,-М,, 1990,

21. Клавихо Рюи Гонзалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1408 гг. /Текст с перев, и примеч,, составленный под ред. И,И.Срезневского //Сборник Отдела русского языка и словесности АН,-СПб, 1881.-T.MVHL

22. Махмуд Кошгарий, Туркий сузлар (Девону лугот ит-турк), -Ташкент, 1980,-1983.-Т.1-3,

23. Материалы по истории туркмен и Туркмении,-М.; Л., 1939,-Т. 1.

24. Мирзоев А, Абуисхок.-Душанбе, 1971,

25. Мухамад ибн Наджиб Векран.Джахан-наме //Материалы по истории киргизов и Киргизии.-М., 1973.

28. Навои Алишер. Возлюбленный сердец //Соч. -Ташкент, 1970.-Т.9,

27. Навои Алишер. Избранные произведения,-М,,1948,

- 154 -

28, Наршахи Абубакр Мухаммад. Таърихи Бухоро,-Душанбе, 1979,

29, Назафи ас-Самарканди, Кандия Малая /Перев.В.Вяткина //Справочная книга Самаркандской области,-1906,-Вып.VI11.

30, Низам ал-Мульк, Сиёсат-намэ. Книга о правлении везира XI столетия Низам ал-Мулька /Перев,, введ. и изуч. памятника и примеч, Б. Н, Заход ера. -М -; Л,, 1949,

31, Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей или четыре беседы /Перев, с персид. С,й,Еаевского и 3,И,Ворожейкиной.-М., 1963.

32,Низомии Арузии Самарканди. Чахор макола,-Душанбе, 1986,

33, Носири Хиорав. Сафарнома,-Душанбе, 1970.

34, Омар Хайям, Трактаты /Перев, Б.А.Розенфельда.-М., 1961,

35, Поло Марко. Книга Марко Поло /Перев. И.П.Минаева.-М,,

1955.

36, Поло Марко, Книга Марко Поло о разнообразии мира, описанная Руотичано в 1298 от р.х,-Алма-Ата, 1990.

37, Рашидаддин, Сборник летописей /Перев.о персид. Л.А.Хе-тагурова, ред, и примеч,проф. А,А.Семенова.-М.:Л., 1952.-Т.1, кн. 1; Т.1, кн.2 /Перев. с персид. О.И.Смирновой, примеч. Б.И, Панкратова и 0.И.Смирновой.-М.; Л., 1952; T.II /Перев, с персид, Ю.И,Верховского.-М.; Л., 1960; T.III /Перев. с персид, А.К.Арендса.-М,; Л., 1946,

38, Си ю цзи или описание путешествия на Запад, /Перев. с китайск. с примеч. Архимандрита Палладия.-СПб, 1866.-(Труды Росс, духовн, миссии в Пекине; Т.IV.)

39, Хафиз Таниш Бухари.Абдулланама.-Ташкент, 1966, 1969,-Т.1-2

40, Худуд-ул-олам,-Душанбе, 1980,

- - "155 -

41, Хусайн Воизи Кошифи. Футувватномаи султони.-Душанбе,

1991,

42, Шильдбергер И.Путешествия Иоана Шильдбергера ... по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 года /Перев. с немецкого и снабдил примеч. Ф.Браун /Записки Императорского Новороссийского университета,-Одесса, 1867.-Ч.1,

43, Юсуф Баласагунекий,Благодатное знание.-М,,1983,

44, Юсуф Хос Хожиб, Кутадгу билиг.-Ташкент,1990.

45, The travels of Ibn Battuta (ad.1325-1354), Vol. III. Haktuyt Society, -Cambridge, 1971.

И. ЛИТЕРАТУРА ПО РАБОТЕ.

46 , Абдуллаев И, "Памятники минувших поколений" Абурайха-на Беруни и их изучение в Узбекистане //Веруни и гуманитарные науки,-Ташкент, 1972,

47, Абдурахимов М.А. Два среднеазиатских сочинения по истории агротехники //Изв. АН УзбССР.-Ташкент, 1956.-N6.

48. Азимджанова С,А,Черты социально-экономической жизни Ферганы на рубеже XV-XVI вв,-Ташкент, 1954,-(Труды ИВАН УзбССР; Вып.З).

49, Агаджанов С,Г. Проблемы этнического взаимодействия в Средней Азии и Казахстане в эпоху средневековья (VIII - начало XIII вв.) //Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана /Тезисы докладов Всесоюзной конференции (20-23 ноября 1988 г,).-М,, 1988.

50. Акрамов Н.М. Русские исследователи и их вклад в изучение истории,археологии и этнографии народов Памира и Припамирья

% 156 -

/Дио.на.соиск.учен.степ.докт.ист.наук.-Душанбе,-М.,1975.

51. Алиев Р., Османов М.Н. Омар Хайям.-М.,1959,

52. Андреев М.С. К характеристике древних таджикских семейных отношений //Изв. ТФ АН СОСР.-Сталинабад, "1949,-N15.

53. Андреев М.С. По поводу образования примитивных среднеазиатских древних цехов и цеховых сказаний (риоола) //Этнография. -М.; Л., 1927,-N2,

54. Ахмедов Б,А. Значение письменных источников в изучении этнической истории народов Средней Азии /./'Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана /Тезисы докладов Всесоюзной конференции (20-23 нояря, 1988 г.).-М., 1988.

55. Бартольд В.В. Иран. Исторический очерк //Соч.-М., •1971.-Т. VII.

56. Бартольд В,В, История изучения Востока в Европе и России //Соч. -М., 1977. -Т. IX.

57. Бартольд В.В. История Туркестана //Соч.-М., 1963,-II,

ч.1.

58. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана //Соч. -М,, 1963.-Т,II, ч,1,

59. Бартольд В,В, 0 христианстве в Туркестане в домонгольский период //Соч,-М,, 1964.-Т ЛI, 4.2.

60. Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана //Соч.-М., 1965.-T.III.

61. Бартольд В. В, Сарт //Соч.-М., 1963.-Т.П, 4.1.

62. Бартольд В.В. Таджики //Соч.-М, 1963.-Т.П, чЛ.

63. Бартольд В.В, Туркестан в эпоху монгольского нашествия //Соч.-М,, 1963.-ТЛ.

- 157 -

64. Еартольд В.В. Хлопководство в Средней Азии с исторических времен до прихода русских /УСоч.-М., 1963.-Т.II, ч.I.

65. Еартольд В.В. Улугбек и его время //Соч. -М., •1964.-Т. II, ч.2.

66. Ееленицкий A.M. К истории участия ремесленников в городских празднествах в Средней Авии XIV-XV вв. //Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа. - Л., 1940.-Т.11.

67. Ееленицкий A.M. О домусульманских культах Средней Азии //Краткие сообщения ИИМК АН СССР.-1949.-N26.

68. Ееленицкий A.M.Организация ремесла в Самарканде XV-XVI вв, //Краткие сообщения ИМ АН СССР,-1940.-Вып. VI,

69. Ееленицкий A.M., Вентович И.Б., Большаков 0.Г, Средневековый город Средней Азии.-Л.,1973.

70.Бертельс Е.Э. Праздник Джашни сада в таджикской поэзии //Сборник статей по истории и филологии народов Средней Азии, посвящ. 80-летию со дня рождения А.А.Семенова.-Сталинабад,1953,

71. Бойматов Л,Д. Сочинение Рашидаддина как источник по истории народов Средней Азии.-Душанбе, 1983.

72. Болтаев М.Н. Абу Али Ибн Сина - великий мыслитель, ученый - энциклопедист средневекового Востока.-Ташкент, 1980,

73. Бондарчик Н.К История белорусской этнографии II пол. XIX - начала XX вв. /Дис. на соиск,учен.степ,докт.ист,наук. -М,, 1965.

74. Брагинский И.С, Из истории таджикской народной поэзии, -М., 1955,

75. Брагинский И,С, Иранское литературное наследие.-М.

1984,

76. Брейдо И.С.Великий таджикский ученый Ибн Сине, -Л. ,1952,

- 158 -

77, Еромлей Ю.В. Этнос и этнография.-М,, 1973.

78, Булгаков П.Г. Из арабских источников о Мерве //Труды Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции,-Ашхабад, 1983.-Т.XII.

79, Булгаков П.Г. Гуманитарное наследие Беруни //Веруни и гуманитарные науки.-Ташкент, 1972.

80, Булгаков П.Г. Жизнь и труды Беруни.-Ташкент, 1972.

81, йорк А, Путешествие венецианца Марко Поло /Перев. А. Шемякина- -М., 1983.

82, Валиев А.Еагро //Илм ва хаёт,-Душанбе, 1989,-N2.

83, Валиев А. Еогдори //Знциклопедияи хочагии кишлок,-Душанбе, 1989,-Т.1.-0,145-146.

84, Валиев А. Вопросы духовной культуры таджиков в трудах Абурайхана Вируни //Тезисы научной конференции, посвящ. 1100-летию государства Саманидов и 90-летию академика В.Гафуро-ва,-Душанбе, 1998.

85, Валиев А, Гипс //Илм ва хаёт.-Душанбе, 1989.-N1.

86, Валиев А, Г'иёсиддин Али /./Знциклопедияи Ооветии То-чик(ЭОТ)-Душанбе, 1988.-Т.8.-0.255,

87, Валиев А. Дехкони //Знциклопедияи хочагии кишлок.-Душанбе, 1989,-Т,1.-0,268-271, (В соавторстве),

88, Валиев А, Ибни Арабшох /7ЭОТ,-Душанбе, 1980, -Т.2. -0.58,

89, Валиев А. Инъикоси маданияти моддии точикон дар осори Абуисхоки Атъима //Изучение археологии, источниковедения, этнографии и историографии в вузах Республики Таджикистан,-Душанбе, 1997,-0,12-13,

90, Валиев А, Клавихо Рюи Гонзалес //ЭОТ.-Душанбе, 1981.

_Т О — п ОРО

1 л О. О * хС ж

91. Валиев А, Либоои харби //ЭСТ.-Душанбе, 1983. -Т. 4.-С. 19-20.

92. Валиев А. Махмуди Кошгари //ЭСТ.-Душанбе, 1983. -Т.4,-С.302.

93. Валиев А, Мехргон //Энциклопедияи хочагии гашлок,-Душанбе, 1989,-Т.I,-С,146-14?,

94. Валиев А. Нишонхои харби //ЭСТ.-Душанбе, 1984.-Т.5,-С,201-202,

95. Валиев А, Ооиёи Миёна //ЭСТ,-Душанбе, 1984,-С,392-393,-(В соавторстве),

96.Валиев А, Пахтакори //Энциклопедияи хочагии кишлок.-Душанбе, 1991,-Т.2.-С.146-147.

97. Валиев А, Поло Марко //ЭСТ,-Душанбе, 1986.-Т.6.-С.34.

98. Валиев А, Шикор //ЭСТ.-Душанбе, 1988.-Т.8.-С. 133-'134.

99. Валиев А, Шикор //Энциклопедияи хочагии кишлок,-Душанбе, 1991,-Т,1,-С.524-526,

100. Валиев А, Этнографические материалы о таджиках в Х1У-Х¥ вв. //Республиканская научно-теоретическая конференция молодых ученых и специалистов Таджикской ССР, посвященная XXVI съезду КПСС,(Тезисы докладов).-Душанбе, 1982.-С.15-16.

101. Валиев А. Этнография. Дореволюционный период //Таджикская ССР.-Душанбе, 1984.-С.285-286.

102. Валиев А. Этнография //ЭСТ.-Душанбе, 1988. -Т.8. -С,209-210,

103. Валитова А.А,Этнонимы в тюркоязычном памятнике XI в, "Кутадгу билиг" //VII Международный конгресс антроп.и этнограф, наук,-М.,1964,

104. Галеркина О.И. Материальная культура Средней Азии и Хорасана XV-XVI вв. по данным миниатюр ленинградских собра-ний/Дис. на соиск. учен.степ канд, ист, наук. -Л,,1951,

105, Гафуров Б,Г, Избранные произведения,-М,,1985,

108. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. -М.,1972.

107. ГулямоЕа Э. Стекло о городиша Хульбук //Изв. Отд. общ, наук АН Тадж,ССР,-1981.-Ml(24),

108. Джалилов А, Из истории положения женщин Средней Азии до и после распространения ислама. -Душанбе,1974,

109. Джалилов А, Согд накануне арабского нашествия и борьба согдийцев против арабских завоевателей в первой половине VIII в,-Отшшнабад,1981.-(Труды ИИАЭ АН ТаджССР; Т.XXX).

110. Дьяконов М.А. Путешествия в Среднюю Азию от древнейших времен до наших дней.-Л,,1932,

111. Жабаров И, Узбек халки этнографиясини урганиш таъри-хидан,-Ташкент,1959.

112. Жуковский В.А, Развалины старого Мерва,-СПб,1894.

113. Зотов П.Д. К истории бумажного производства на Востоке, -Ташкент,1954,-(Труды Института востоковед, АН Узб, ССР; Вып, III).

114. "Ибн Сина". Мат, научной сессии АН Узб.ССР, пос-вяш.1000-летнему юбилею Ибн Сины,-Ташкент,1953,

115. Ибрагимов Н, Ибн Еаттута и его путешествия по Средней Азии,-М,,1988,

118. Ибрагимов Н, "Путешествие" Ибн Баттуты (1333) как источник по истории Средней Азии/УСредняя Азия в древности и средневековья.-М.,1977.

- 161 т-

117. Иностранцев К. Древнейшие арабские известия о праздновании Навруза в сасанидской Персии,-СПб,1904,

118. Иностранцев К.А. Из истории старинных тканей//ЗВ0-РАО,-1901.-Т.13.

119. Иностранцев К. А. Сасанидский праздник веоны/УСаса-нид окие э тюды. - СПб, 1909.

130. История и культура народов Средней Азии.-М,,1976.

121. История, археология и этнография Средней Азии.-М.,

•1968.

122. История народов Узбекистана.-Ташкент,1950.-Т.I.

123. История таджикского народа.-М.,1964.-T.II, кнЛ.

124. История Узбекской ССР.-Ташкент,1950.-Т Л, кн Л.

125. Каюмов А.П. Веруни об "Авесте"//Веруни и гуманитарные науки.-Ташкент,1972.

126. Кедров Б.М. История науки и принципы исследования, -М,,1971,

127. Кедров Б.М, Розенфельд Б,А, Абу Райхан Еируни. -М.,1973.

128. Керимов S.A. История этнографического изучения Азербайджана в русской науке (XVII 1-ХIX вв.)/Дио,на соиок, учен, степ. канд. ист.наук.-Баку,1968,

129. Киоляков H.A. К вопросу об этногенезе таджиков//Со-ветская этнография.-М.,1947.-Вып.VI-VII.

130. Киоляков H.A. Этнографическое изучение Каратегина и Дарваза//Таджики Каратегина и Дарваза.-Душанбе,1966.-ВыпЛ,

131. Киоляков H.A. Этнографическое изучение Таджикистана// Труды ТФ АН СССР,-1951.-Т,29,

132. Лебедев Д.М. Книги о русских путешествиях и открыти-

- 162 -

як/У Советская этнография.-1951,-N1.

133. Лобачева Н.П. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии//Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки,-М.,1986,

134. Майтдинова Г. Генезис костюма таджиков в древности и раннее средневековье /Автореф.дис.на соиск. учен, степ, докт, ист. наук, -Душанбе,1997.

135. Майтдинова Г,М. К истории одежды населения Средней Азии/УОНУ.-1986.-N10.

136. Майтдинова Г. Раннесредневековые ткани Средней Азии. -Душанбе, 1996.

137. Майтдинова Г., Негмати А. Система и культура питания таджиков. Очерки древней и средневековой истории.-Душанбе, 1993.

138. Мандельштам A.M. 0 некоторых вопросах сложения таджикской народности в Среднеазиатском Междуречье//Сове токая археология, -1954,-N20.

139. Мандельштам A.M. Сложение таджикской народности в Среднеазиатском Междуречье/Дио,на соиск,учен,степ,канд,ист.на-ук,-М,; Л,, 1951,

140. Маслова С,В, Обзор русских путешествий и экспедиций в Среднюю Азию//Материалы по истории изучения Средней Азии.-Ташкент , 1955-1956.-Ч,1-2,

141. Материалы по истории туркмен и Туркмении, -Л,, 1939,-Т Л,

142. Махмудов Н, Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в XIV-XV вв,-Душанбе,1966,

143. Массой М,Е, Из истории горной промышленности Таджи-

- 163 -

киотана //Памирская экспедиция 1933 г. Материалы экспедиции, -Л.,1934,-Вып.XX.

144. Минаев И, Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи. -СПб,1879,

145. Мирвоев А, Сайфии Бухори ва роли у дар адабиёти дои-рахои хунарманди //Изв,Отд.общ,наук АН ТаджССР, -Сталинабад, 1955,-N7,

146. Мукминова Р.Г. Очерки по истории ремесла в Самарканде и Бухаре в XVI веке.-Ташкент., "1976,

147. Мукминова Р.Г. Ремесленное производство как основа развития города Самарканда в конце XV-XVI вв.//Объединная научная сессия, посвящ,2500-летию Самарканда,-Ташкент,1969,

148. Мукминова Р.Г. Социальная дифференциация населения городов Узбекистана в XV-XVI вв. -Ташкент,1985,

"149, Негмати А, Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков.-Душанбе,1989,

150. Негматов Н, Географы IX-XII вв. о Ходженте и его об-ласти//Изв.Отд,общ, наук АН ТаджССР,-"1956,-N3,

151, Негматов Н,Н. Государство Саманидов, Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв,-Душанбе, 1977,

"152, Негматов Н, Концепция Централь ноазиатокой цивилизации в XV в,//Центральноазиатские гуманитарные исследования. Худ-жанд, 1997,-Вып,I,

"153, Негматов H.H. Таджики, Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан.-Гиссар,1992.

154, Негматов Н, Таджикский феномен,-теория и история. "Душанбе, 1997.

155. Неъматов Н., Валиев А, Фаргона. //ЗОТ, -Душан-

бе,1987.-Т,7.-С,532-534,

156, Немцева Н.Б. Из истории тканей и одежды населения Средней Азии XV в-//Из истории великого города,-Ташкент,1972.

157, Нуралиев Ю, Медицинские трактаты Авиценны, -Душанбе,

1982.

158, Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV вв. -М.;Л.,1960.

159, Петрушевский И.П. Из истории Бухары в XIII в. //Учёные записки ЛГУ,-1949,-Вып,I.

160, Петрушевский И.П. Рашидаддин и его исторический труд "Сборник летописей" //Рашидаддин. Сборник летописей. -М.; Л,, 1952, -Т.I.

161, Петрушевский И,П. Труд Сайфи как источник по истории Восточного Хорасана//Труды КМно-Туркменской археологической комплексной экспедиции.-Ашхабад, 1957.-Т.V,

162, Поляков С,П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана,-М.,1980.

163, Проблемы энтогенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана/Тезисы докладов Всесоюзной конференции (20-23 ноября 1988).-М.,1988,

164, Пугаченкова Г,А,К истории костюма Средней Азии и Ирана XV-первой половины XVI-вв.по данным миниатюр ,-Ташкент, 1956,- (Труды Среднеазиатского гос.университета; Вып.XI).

165,Сайко 3,В.Глазурованная керамика Средней Азии VIII-XI-1вв. (По материалам керамических комплексов Хутталя,Corда,Ферганы) .-Душанбе,1963,-(Труды ИИАЭ АН ТаджССР;Т,XXXVI),

166,Салье М.Хоразмлик улуг олим Абу Райхон Мухаммад ибн Ахмад Беруний.-Ташкент,1960.

- 165 -

167.Саъдиев С,Сузани ва мухити адабии Самарканди асри XII.-Душанбе,1974.

168.Степной Ет,Марко Поло о Средней Азии//Средняя Азия.Научно-литературный сборник статей по Средней Азии.-Ташкент,1896,

"169, Семёнов А. А, Некоторые данные по экономике империи султана Хусейна мирзы //Изв.Отд,общ,наук АН ТаджССР,-Душанбе, 1953.-N4.

170.Токарев С,А, История русской этнографии.-М.,1966.

171. Толстое О.П Новогодний праздник, "капандао" у хорезмий-ских христиан начала XI века//Советская этнография,-1946,-N 2.

172.Федоров-Давыдов Г.А. Этнические процессы в Средней Азии и Казахстане в XIV-XYbb. (Этносу и феодальное государство) // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана /Тезисы докладов Всесоюзной конференции (20-23 ноября 1988г.)-М.,1988,

173.Холики А. Материальная культура Мавераннахра и Хорасана X-XI Пвв.по данным письменных источников /Дис.на соиск, учен, степ,канд,ист.наук,-Душанбе,1994.

174.Хромов А,Л,К истории интерпретации этнонима"тад-жик'У'/Забоншиносии точик (Таджикское языкознание к 70 летию B.C.Расторгуевой).-Душанбе,1984,

175,Чехович О.Д, Оборона Самарканда в 1454 //Изв. АН Узб.ССР, серия обществ.наук.-Ташкент,1960,-М 4,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.