Исследование циничности-нравственно-этического компонента личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Устин, Павел Николаевич

  • Устин, Павел Николаевич
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 174
Устин, Павел Николаевич. Исследование циничности-нравственно-этического компонента личности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Казань. 2003. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Устин, Павел Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ЭТИЧЕСКОМ СЛОЕ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ.

1.1. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

1.2. РОЛЬ ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ДУХОВНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНЫ ЦИНИЗМА И ЦИНИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКАХ.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИНИЧНОСТИ КАК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ.

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИНИЧНОСТИ КАК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование циничности-нравственно-этического компонента личности»

Актуальность темы исследования. Научно-технический прогресс человечества очевиден, однако вопрос нравственного становления человека остается весьма проблематичным. Исследователи все чаще начинают обращаться к проблеме духовно-нравственного развития и уделять внимание значению морально-этического компонента личности (В.И. Андреев, Б.С. Братусь, М.И. Воловикова, A.JL Журавлев, В.П. Зинченко, В.В. Знаков, А.Б. Купрейченко, Д.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, О.И. Мантонина, В.А. Пономаренко, Л.М. Попов, С.Л. Рубинштейн, Н.Е. Харламенкова, В.Д. Шадриков и др.).

Одной из проблем нравственного становления личности выступает высокая степень представленности циничности среди людей, как одной из характеристик деструктивности личности. Под циничностью в психологии понимается такая личностная черта, которая проявляется через отрицание или презрительное отношение к общепринятым человеческим ценностям, составляющим духовное богатство людей, накопленное в рамках определенной культуры отдельного сообщества и всего человечества.

Циничность, как явление нравственной составляющей личности упоминается в работах по этике, социологии, культурологии, психологии, педагогике. Так, в философии и социологии явление цинизма включено в рассмотрение этических компонентов человека и общества, в основании причин формирования которого лежат как внутренние, так и внешние факторы. К числу внешних факторов, стимулирующих проявления цинизма относятся: идеология (В. Краус, А.К. Уледов), трансформационные процессы в обществе, влекущие за собой коренную перестройку социальных структур (Е.И. Головаха, Э.

Дюркгейм, Р. Мертон, Н.В. Панина). Внутренним фактором чаще всего выступает явление «иррациональной ненависти» (Н.А. Бердяев, Ю.Н. Давыдов, Ф. Ницше, К.А. Свасьян, C.JI. Франк, Э. Фромм), как способ психологического самоотравления личности.

В психологической науке циничность как черту личности связывают с деструктивной направленностью личностной активности (Н.В. Жутикова, Р. Кеттел, А. Маслоу, Э. Фромм). Причинами формирования такой активности по мнению указанных авторов являются: игнорирование человека еще в подростковом возрасте взрослыми и разочарование подростка в окружающих его людях; отчужденность личности от других; депривация ценностей, как результат нереализованности индивида; отсутствие возможности в реализации экзистенциальных потребностей.

Проблема состоит в том, что такая черта личности как циничность становится все более распространенной среди людей различных возрастов и социальных групп. Она является одной из форм деструктивного поведения личности и требует не только философско-социологической констатации ее присутствия в людях, но и устранения из реального поведения людей. Первоначальной стадией исследования феномена циничности становится рассмотрение его как одного из компонентов этической составляющей личности на основе ее экспериментального изучения и поиска средств, технологий ее преодоления хотя бы с ограниченным контингентом испытуемых.

Объектом исследования выступил нравственно-этический слой личности, предметом - циничность, как черта, входящая в структуру нравственно-этического компонента личности.

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить циничность как явление поведения на основе философской, социологической, психологической литературы; выделить в нем инвариантные элементы, общие для исследователей различных областей и рассмотреть циничность как черту личности, являющуюся элементом этической составляющей субъекта развития и саморазвития с экспериментальным подтверждением возможности частичного преодоления циничности у отдельного человека.

Основная гипотеза исследования заключалась в следующем:

Если циничность является достаточно выраженной формой деструктивного начала в личности, то она существенно затрудняет позитивные изменения в ней, а рефлексия личности, осуществленная по специальному методу глубинного и всестороннего постижения и развития самого себя стимулирует позитивные изменения, приводящие к определенному снижению циничности личности.

Достижение поставленной цели диссертационного исследования потребовало постановки и решения следующих задач.

1. Изучить основные подходы к пониманию циничности в рамках существующей литературы и выявить ее вероятностное место в структуре личностной организации человека как субъекта развития и саморазвития.

2. Определить особенности этических характеристик людей, отличающихся выраженным наличием циничности и выявить корреляты циничности с другими чертами личности, составляющими деструктивное начало в человеке.

3. Экспериментально подтвердить возможность частичного преодоления циничности личности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические положения работ C.J1. Рубинштейна и К.А. Абульхановой-Славской о признании человека субъектом собственной жизни благодаря постоянной жизненной активности и активному отношению к ней; работы А. Маслоу о особенностях самореализации индивида через раскрытие заложенных в нем возможностей; работы В.А Петровского о представлении субъектности личности как свойстве самодетерминации ее бытия в мире; работы Д.А. Леонтьева об определении личностного выбора на основе свободы и ответственности, как важнейшего фактора самодетерминации субъекта; работы J1.M. Попова о наличии этического слоя - одного из составляющих структурных компонентов в психологической организации человека, как субъекта саморазвития; работы В.В. Знакова об определении духовности в качестве одного из принципов самореализации человека и его обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности; работы Р.Кеттела о выделении циничности как личностной черты и работы Э. Фромма о признании в качестве одного из ее базовых оснований «иррациональной ненависти».

Методы исследования и обработки материала включали 4 логико-теоретический анализ, диагностические методы анкетирование, тестирование и самоинтервьюирование), методы математической статистики: корреляционный анализ и статистическое сравнение средних показателей по t-критерию Стъюдента для связанных и независимых выборок.

Основу эмпирического инструментария для проведения экспериментального исследования составили опросник: «Добро-Зло» и метод «Интервью с самим собой» JI.M. Попова, модернизированный ф диссертантом в аспекте нравственного самосовершенствования личности; «Самоактуализационный тест», как вариант опросника личностных ориентаций Э. Шострома, переработанный и адаптированный Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозманом, М.В. Загикой и М.В. Кроз; а также 16-PF опросник Р. Кеттела.

В процессе проведения исследования автором принималось во внимание отсутствие специальных психологических методов диагностирования степени развития циничности, что нашло отражение в анализе теоретических представлений авторов используемых методик.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2001г.) включал анализ психологической и философской литературы по теме исследования, в ходе которого разрабатывались теоретические положения, ставились цели и задачи исследования. На втором этапе (2002г.) проводилось эмпирическое исследование основных коррелятов циничности как компонента этической составляющей личности и различий в способностях к самореализации в зависимости от степени выраженности данной черты. На третьем этапе (2003г.) изучались возможности преодоления циничности как черты личности, определяющей деструктивное начало 4 в поведении личности (путем рефлексии при самоинтервьюировании по плану модернизированного метода «Интервью с самим собой»). Четвертый этап (2003г.) включал в себя математическую обработку и интерпретацию полученных результатов исследования.

Надежность и достоверность результатов, полученных диссертантом, основываются на теоретическом анализе изучаемой проблемы, выборе диагностического инструментария, отвечающего критериям валидности, надежности и репрезентативности, использовании качественных и количественных методов обработки данных и репрезентативности выборки испытуемых, принявших участие в экспериментальной части исследования.

Основные результаты, полученные лично соискателем и их научная новизна.

• В этическом слое детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития выделяется деструктивное и противостоящее ему конструктивное начало в поведении личности. Достаточно выраженным проявлением деструктивного начала выступает циничность - черта личности, имеющая значимые связи с такими чертами личности, как тщеславность, необязательность, несдержанность, беспринципность, хамство, вероломность, аморальность, демагогичность и жестокость. Она стоит в ряду системообразующих факторов, что подтверждается высокой корреляцией указанных черт между собой.

• Установлено, что циничность как черта личности существенно затрудняет ее самореализацию. Это подтверждается наличием статистически достоверной корреляционной связи между компетентностью во времени,-базовой характеристикой

• самореализации личности («Самоактуализационный тест»),-и показателем человечности (тест «Добро-Зло»), выступающим интегративной характеристикой, измеряющей степень преобладания этически конструктивного начала над этически деструктивным началом. Представленность циничности в личности негативно влияет на ее способность ощущать себя субъектом собственной жизни. Подтверждена валидность шкалы цинизма в методике «ДЗ», измеряющей степень конструктивного и деструктивного начала в ф человеке.

• Осуществлена модернизация метода «Интервью с самим собой», направленного на рефлексию личностью глубинного познания и развития самого себя. Модернизация заключалась в том, что акцент от самоанализа когнитивно-психологической культуры личности сместился в сторону самоанализа этической культуры личности. Это заметно сказалось не только на расширенном представлении испытуемыми своих этических характеристик, но и привело через специально сформулированные вопросы, входящие в технологию метода «Интервью с самим собой» к уменьшению показателей циничности и тех черт, которые с ней тесно связаны, что может служить показателем уменьшения деструктивного начала в этической составляющей личности.

Теоретическая значимость исследования

Теоретические выводы диссертации служат вкладом в раздел этической психологии личности, содержащий представления о психологических механизмах ее деструктивного поведения. Специальное исследование циничности в качестве личностной черты, являющейся компонентом этической составляющей детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, позволяет конкретизировать представленность в этическом слое конструктивного и деструктивного начал и определить тот набор методических средств, с помощью которых осуществимо частичное преодоление циничности, как наиболее выраженного компонента деструктивного поведения субъекта.

Практическая значимость исследования

Модернизированный диссертантом метод «Интервью с самим собой», разработанный JI.M. Поповым, позволяет человеку путем рефлексии осознать степень нравственного развития, что создает условия для преодоления циничности. Метод может быть использован в рамках психологической службы: в школе для учащихся старших классов; в средне-специальных учебных заведениях, где, что известно по материалам ранее защищенных диссертаций, особенно остро стоит вопрос о технологии преодоления деструктивных начал в поведении учащихся городских техникумов и училищ; в высших учебных заведениях, а также в психологических консультациях для молодежи. Результаты диссертационного исследования могут послужить основой при разработке специального диагностического инструментария для выявления циничности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Циничность выступает компонентом этического слоя личности и предполагает отрицание как общепринятых ценностей так и игнорирование ценностей внутреннего мира отдельного человека. В целом, циничность определяет такие личностные проявления во взаимоотношениях с окружающим миром, которые характеризуются как деструктивная активность субъекта.

2. В этическом слое личности выделяется деструктивное и противостоящее ему конструктивное начало в ее поведении. Циничность - черта личности, имеющая значимые связи с такими личностными чертами, как тщеславность, необязательность, несдержанность, беспринципность, хамство, вероломность, аморальность, демагогичность и жестокость, выступает достаточно выраженным проявлением деструктивного начала.

3. Представленность циничности в структуре этического слоя личности вызывает затруднения при ее самореализации. Это затруднение проявляется в осознании человеком собственной субъектности, что негативным образом влияет на способность целостного восприятия мира и умение жить настоящим.

4. Самоанализ личностью собственной этической культуры ведет к расширенному представлению своих этических характеристик, к осознанию наличия в себе черт, представляющих деструктивное начало, что создает возможности частичного преодоления циничности у отдельного человека.

Апробация результатов исследования

Основные результаты и положения диссертационного ♦ исследования освещались на I Всероссийской научной Интернет конференции «Социально-психологические проблемы развития личности» (Тамбов, 2001); Всероссийском симпозиуме «В.М.Бехтерев и современная психология, психотерапия» (Казань, 2001); Международной научно-практической конференции «Социальная трансформация и актуальные проблемы современного образования» (Казань, 2003); III Съезде Российского Психологического Общества «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003) ф. По материалам диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1.1 п.л.

Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Устин, Павел Николаевич

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Установлено, что феномен цинизма как характеристики, определяющей психологические особенности поведения людей в определенном сообществе, возникает в рамках определенной культуры в форме идеологической обусловленности и определяет нормы жизнедеятельности людей. В этом случае, в основании причин подобных явлений лежат трансформационные процессы, вызывающие коренные изменения в общественном устройстве и кризисы, что влечет изменения в сознании людей. Таким образом, цинизм выступает как способ приспособления людей к новым условиям существования. Феномен цинизма, как индивидуально-психологической характеристики личности выступает следствием высокого уровня развития такой личностной черты, как циничность. В основе развития циничности лежат механизмы переоценки внутренних ценностей и создания собственных этических ориентиров при отсутствии возможностей самореализации личности для поддержания внутреннего личностного равновесия.

2. Разработка вопросов психологии личности со стороны ее этической составляющей (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн) привела к необходимости выделения этического слоя личности в составе детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (Л. М. Попов). Показано, что циничность, как черта является одним из конкретных проявлений выделенного этического слоя, которое характеризует такое поведение человека, где доминантой является его тенденция к деструктивному поведению.

3. Этический слой личности, включающий в себя систему черт, представляющих отношение конкретного субъекта к окружающему миру, позволяет дать основные представления о его духовной ориентации. Этический слой может характеризовать человека как субъекта поведения с преобладанием его конструктивного или деструктивного начала.

Выявлено, что конструктивная форма поведения личности с духовно выраженными ориентирами рассматривается в психологии как результат приобщения к общечеловеческим ценностям (В.В. Знаков, О.В. Митина, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Петренко, В.Д. Шадриков,); как результат особых духовных состояний, когда личность путем трансценденции постигает внутреннюю сущность различных сторон бытия (А.И. Зеличенко, В.А. Пономаренко, Т.А. Флоренская); как источник и результат самореализации человека, когда он сам начинает конструировать собственную личность, осознавав общечеловеческие ценности (Г.А. Балл, С.Б. Крымский, К. Ясперс); как сакральная сущность самого человека и отражение божественной сущности (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь). Духовность во всех случаях предполагает постижение человеком внутренних смыслов внешних явлений и объектов, которые приобретают для него ценность. Основополагающая функция духовности заключается в обеспечении сосуществования человеческого сообщества, его дальнейшего развития и нормального функционирования.

4. Установлено, что деструктивная форма поведения личности характеризуется наличием циничности, препятствующей росту ее духовности. Циничность часто выступает в форме «иррациональной ненависти» (Э. Фромм), которая определяет деструктивную активность субъекта в его взаимоотношениях с миром, следствием чего выступает разочарование в окружающем мире и готовность к разрушительным действиям.

5. На основе экспериментального исследования установлено, что в этическом слое детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития выделяется деструктивное и противостоящее ему конструктивное начало в поведении личности. Циничность - черта личности, имеющая значимые связи с такими личностными чертами, как тщеславность, необязательность, несдержанность, беспринципность, хамство, вероломность, аморальность, демагогичность и жестокость, выступает достаточно выраженным проявлением деструктивного начала. Это объясняется тем, что отрицание общепринятых ценностей, непризнание внутреннего мира другого человека, пренебрежение общечеловеческими принципами морали, лежит в основе формирования тех черт, которые определяют деструктивную сторону этической составляющей личности.

6. Обнаружено, что циничность, как черта личности • существенно затрудняет ее самореализацию, негативно влияя на способность личности ощущать себя субъектом собственной жизни, целостно воспринимать мир и жить настоящим. Это подтверждается наличием значимой корреляционной связи шкалы человечности (тест «Добро-Зло»), измеряющей степень преобладания этически конструктивного начала над этически деструктивным началом со шкалой компетентности во времени, выступающей базовой характеристикой самореализации личности («Самоактуализационный Ф тест»).

7. Осуществлена модернизация метода «Интервью с самим собой», которая заключалась в том, что акцент от самоанализа когнитивно -психологической культуры личности сместился в сторону самоанализа этической культуры личности. Это привело через специально сформулированные вопросы, входящие в технологию метода «Интервью с самим собой», к активации рефлексивных процессов, стимулирующих позитивные изменения личности и, тем самым, к уменьшению показателей циничности и тех черт, которые с ней тесно связаны, что может служить показателем уменьшения деструктивного начала в этической составляющей личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Несмотря на важность изучения проблемы циничности личности, в психологической науке этой проблеме не уделялось достаточного внимания. Более того, оказываясь в фокусе внимания исследователей, он больше рассматривался на абстрактном уровне, предполагающим

• скорее философские размышления без конкретных экспериментальных исследований данного явления.

В нашем исследовании мы попытались подойти к изучению циничности как к личностной черте, проявляющейся в процессе жизнедеятельности человека и характеризующей особенности этих проявлений. В нашем исследовании, кроме определения циничности в качестве одного из элементов этического слоя детерминантного комплекса психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, была доказана деструктивная природа циничности.

За последние годы мы можем наблюдать, как в нашем обществе происходят необратимые изменения и в качестве одного из проявлений этих изменений можно выделить рост цинизма среди людей. Если придерживаться социологических теорий, то причиной подобного роста выступают трансформационные процессы, связанные с изменением идеологических, экономических, политических и культурных основ, неизменно сопровождающихся многочисленными кризисами. Однако определение общих закономерностей не предполагает учета индивидуально психологических особенностей отдельного человека.

В настоящее время в психологической науке все большее внимание начинает уделяться внимание проблемам, связанным с духовностью личности и ее этическими компонентами. Подобные тенденции далеко не случайны и обусловлены тем, что, существуя среди себе подобных, человек живет и развивается при непосредственном взаимодействии с другими людьми. Характер же этого взаимодействия в сторону конструктивного или деструктивного начала оказывается в тесной зависимости от того, как будет личность проявлять себя. В этом отношении, изучение циничности как личностнои черты, определяющей деструктивную активность субъекта, является одним из необходимых звеньев в общей цепи исследований психологии человека.

Помимо выделения циничности, как деструктивной компоненты этического слоя человека и его изучения в данном аспекте, в нашем исследовании мы апробировали модифицированный нами метод «Интервью с самим собой» (JI.M. Попов), в аспекте нравственного самосовершенствования личности. Полученные результаты показали # значимые позитивные изменения в этическом слое человека при ее применении. Рекомендуемой сферой применения модернизированной версии выступает система психологической службы для учащихся старших классов в школе, для учащихся городских техникумов и училищ, для студентов высших учебных заведений.

Несмотря на огромные достижения психологической науки и практики в разработке современного диагностического инструментария, отмечается отсутствие специальных методик, 9 направленных на изучение уровня развития циничности личности.

Полученные нами результаты могут способствовать в создании подобных средств диагностики, что на наш взгляд должно быть одним из последующих шагов на пути изучения феномена циничности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Устин, Павел Николаевич, 2003 год

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности //Избранные психологические труды- М.: Моск. псих.-соц. инт-т, Воронеж: МОДЭК, 1999.-216с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299с.

3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М.: Фонд «Заэкономическую грамотность», 1995-291с.

4. Айзенк Г.Ю. Структура личности. М.:КСП, СПб.: Ювента, 1999. -463с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания- Спб.: Питер, 2001.-260с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-399с.

7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан-го ун-та, 1998-Книга 2.-320с.

8. Андреева Г.М.Социальная психология. М.: Прогресс, 1990. - 325с.

9. Арсеньев А.С. Научное образование и нравственное воспитание // Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. М., 1977. -С. 30-68.

10. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии //Вопросы психологии, 1991, №1.-С. 3-12.

11. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.

12. Балл Г.А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие //Психологический журнал, 1997. Т. 18, № 5.-С. 7- 19.

13. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб: Изд-во РХГИ, 1997.-464с.

14. Белик А.А., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (Историко-теоретическое введение). М.: Союз, 1998. - 319с.

15. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382с.

16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -479с.

17. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб.: Лениздат, 1992. - 400 с.

18. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб.: Алетейя, 1999 - 255с.

19. Бодалев А.А Психология и педагогика. -М.: Институт психотерапии, 2002.-585с.

20. Бодалев А. А., Рудкевич Л .А. Как становятся великим или выдающимся. М.: Изд-во Инст-та психотерапии, 2003. - 285с.

21. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии //Вопросы психологии, 1998, №4. С.71-79.

22. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века. //Вопросы психологии, 1993, №1 С.6-13.

23. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии, 1997, №5. -С. 3-19.

24. Братусь Б.С. Образ человека в психологии //Психология с человеческим лицом/Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур.- М.: Смысл, 1997. С.34-56.

25. Бубнова С.С., Крылов В.Ю. Ценностные ориентации личности как система с многомерной структурой //Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: тезисы докладов научной конференции института психологии М., 1997. - С.48-49.

26. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры. Выступление на заседании круглого стола: Духовность, художественное творчество, нравственность //Вопросы философии-1996, №2. -С.3-9.

27. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200с.

28. Воловикова М.И. Нравственное становление человека: субъектный подход// Проблема субъекта в психологической науке.-М.: Изд-во Академический проект, 2000.-С.235-260.

29. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений- М.: Педагогика, 1984. Т.4. 432с.

30. ЗЬГозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.-49с.

31. Головаха Е.И. Феномен аморального большинства в украинском обществе: Постсоветская трансформация массовых представлений о нормах социального поведения //Мониторинг сощальних змш Киев: 1н—т соцюлогп НАНУ, 2002. - С.460-468.

32. Головаха Е.И., Панина Н.В. Социальное безумие. История, теория и современная практика. Киев: Абрис, 1994. - .168с.

33. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма М., 1975.- 284с.

34. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия М., 1989.-198с.

35. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт //Человек и общество. Хрестоматия.- К.: ИС НАНУ, 1999. С.31-49.

36. Джемс У. Психология М.: Педагогика, 1991 - 367с.

37. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: Пер. с фр. с сокр./Под ред. В.А. Базарова М.: Мысль, 1994. - 399с.

38. Ждан А.Н. История психологии М.: Российское педагогическое Агентство, 1997. -442с.

39. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения, (социально-психологический подход к проблеме) //Психологические проблемы социальной регуляции поведения- М.: Наука, 1976. -С.45-71

40. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни общества Ростов, 1972.-315с.

41. Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни- М.: Просвещение, 1990,-255с.

42. Запорожец А.В. Психология действия М.: НПО Модэк, 2000.- 736с.

43. Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина- М.: Изд-во МГУ, 1981.-117с.9 46. Зеличенко А.И. Психология духовности,- М.: Изд-во

44. Трансперсонального Института, 1996.-400с.

45. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. Методологические вопросы психологии-М., 1983.-5 85 с.

46. Зинченко В.П. Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии М.: Тривола, 1994. - 304с.

47. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры //Вопросы психологии-1998, №3 С.104-115.

48. Ильенков Э.В. Философия и Культура М.: Политиздат, 1991.- 462с.

49. Ильенков Э.В. Что же такое Личность? //С чего начинается личность.- М.: Политиздат, 1979 С. 34-68.

50. История философии в кратком изложении. /Пер. с чеш. И.И. Богута.-М.: Мысль, 1997.- 590с.

51. Келли Дж. Теория личности: психология личностных конструктов-СПб.: Речь, 2000. 248с.

52. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии М, 1972-388с.

53. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.- М.: • Политиздат, 1984,—335с.

54. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности-М., 1980.-256с.

55. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки Воронеж, 1993.- 218с.

56. Краус В. Нигилизм и идеалы М.: Радуга, 1994 - 253с.

57. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты индентификациии //Вопросы философии 1992, № 12 - С. 21 -28.

58. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и после: драма взаимодействия ф //Вопросы философии, 2001, №8. С. 56-65.

59. Кьеркегор С. Наслаждение и долг Ростов н/Д: Феникс, 1998 - 414с.

60. Лакин Г.Ф. Биометрия М.: Высшая школа, 1980 - 293с.

61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1977.-304с.

62. Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность //Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы/Под ред. В.В.Давыдова, Д.А.Леонтьева.- М.:АПН СССР, 1990.- 180с.

63. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности,- М.: Смысл, 1993.- 43с.

64. Личность и ее ценностные ориентации//Информационный бюллетень ССА.- М., №40, 1969. 37с.

65. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии М.: Наука, 1984. - 448с.

66. Лоренц К. Агрессия М.: Прогресс, 1994- 269с.

67. Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования //Психологическое обозрение.- 1997, № 2. С.6-11.

68. Ляудис В.Я. Память в процессе развития М., 1976. - 371с.

69. Майерс Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1998. -688с.

70. Макарова Н.Н., Пейсахов Н.М., Шевцов М.Н. Методы анализа корреляционных структур в психолого-педагогических исследованиях //Психологическая служба в вузе.- Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981.- 242с.

71. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики СПб: Издат-я. группа Евразия, 1997.-430с.

72. Маслоу А. Мотивация и личность //Курс практической психологии/составитель Кашапов P.P.- Ижевск: изд-во Ижевского ун-та, 1995.-704с.

73. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.- М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997.-307с.

74. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека Пермь, 1972. -224с.

75. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования-Пермь: ПГПИ, 1988.-79с.

76. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.-253с.

77. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура (фрагменты)/ Общ. ред. В.В. Танчера. Киев: Изд-во: Институт социологии.1996.- 156с.

78. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте-М.: Педагогика, 1991- 151с.

79. Моральные ценности и личность/под ред. Титаренко А.И М.: Изд-во МГУ, 1994.-175с.

80. Мясищев В.Н. Психология отношений/ Под ред. А.А. Бодалева М.: Изд-во Института практической психологии, 1995 - 365с.

81. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности //Доклады на совещании по вопросам психологии личности-М., 1956,-С. 115-135.

82. Мясищев В.Н. Типология рабочей молодежи//Рабочая молодежь как « она есть. Л.: Изд-во Прибой, 1930 - С.56-64.

83. Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности /Под ред. А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой- М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт; МОДЭК, 2000 688с.

84. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей /Под ред. Я. Бермана, Г. Рачинского. М.: Жанна, 1994. - 364с.

85. Олпорт Г. Личность в психологии. СПб., 1998.- 551с.

86. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? //Психология ф личности. Тексты. /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Пузырея А. А., М.:

87. Изд-во МГУ, 1982.- С. 156-180.

88. Петренко В. Ф. Основы психосемантики.- Смоленск: Изд-во СГУ,1997.-212с.

89. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. - 398с.

90. Петровский А. В. Психология в России: XX век М.: Издательство: Российский Открытый Университет, 2000. -310с.

91. Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии.- М.: Изд-во РОУ, 1996. 327с.

92. Петровский В.А. К психологии активной личности. //Вопросы психологии, 1975, №3.-С. 15-24.

93. Петровский В.А. Личность в психологии.- М., 1979. -317с.

94. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности-Ростов-на-Дону, 1996-408с.

95. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности- Ростов-на-Дону, 1993 .-423 с.

96. Петровский В.А.Психология неадаптированной активности.- М.: Горбунок, 1992- 289с.

97. Платон Государство. Собр. соч. В Зтт- М., 1999. ТЗ- 654с.

98. Платонов К.К.Структура и развитие личности.- М.: Наука, 1986.-254с.

99. Пономарёв Я.А.Психика и интуиция М., 1967 - 209с.

100. Пономаренко В.А. Психология духовности М.: Магистр, 1998-162с.

101. Попов Л.М. Кашин А.П. Старшинова Т.А. Добро и зло в психологии человека-Казань: Изд-во КГУ, 2000 176с.

102. Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990 237с.

103. Попов Л.М. Стратегия психолога по развитию и разрушению субъекта в условиях пространственно-временной соотнесенности // Тонус.- Казань: Изд-во МАГАРИФ, 1998.- 336с.

104. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история Рига: Звайгзне, 1982.- 232с.

105. Поршнев Б.Ф. Функция выбора основа личности. //Проблемы личности/материалы симпозиума. - М., 1969. - с.344-349.

106. Практическая психология/ под ред. Д. Я. Райгородского- Самара: Бахрах, 1998- 672с.

107. Психологический словарь /под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова-М.: Педагогика-пресс, 1996 183с.

108. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология // Человек. 1998, №1.- С. 50-59.

109. Психология индивидуального и группового субъекта //под ред. Брушлинского А.В., Воловиковой М.И.- M.:Per Se, 2002.-368с.

110. Равич-Щербо В.И. Психогенетика.- М.: Аспект Пресс, 2002.-447с.

111. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека- М: Прогресс, 1994.-479с.

112. Роджерс К. Что значит становится человеком //Теории личности в западноевропейской и американской психологии- Самара: Бахрах, 1996.- С.390-408.

113. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира М.: Изд-во АН СССР, 1957.-328с.

114. Рубинштейн C.J1. О личностном подходе //Психология личности в трудах отечественных психологов/составитель JI.B. Куликов-СПб.: Питер, 2000.- С.23-32.

115. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т.1.-703с.

116. Рубинштейн СЛ. Человек и мир. Проблемы общей психологии.-2-е издание.-М., 1976.-С.253-381.

117. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /под ред. В.А. Ядова.- Л.: Наука, 1979. -559с.

118. Сборник афоризмов.- М., 1999 457с.

119. Свасьян К.А. Примечания.// Ницше Ф. Соч. в 2-х т.- М., 1990. Т.1.-831с.

120. Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа //Начала христианской психологии, 1995 С. 122-138.

121. Смирнов А.А. Пути развития советской психологии //XVIII Международный психологический конгресс-М., 1969-С. 95-124.

122. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР М., 1975.- 352с.

123. Социальная психология личности М., 1979 - 618с.

124. Степанский В.И. Психическая саморегуляция деятельности (информационный аспект). -М., 1991.-46с.

125. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Прогресс. 1987 - 252с.

126. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов на Дону: Феникс, 1999.-672с.

127. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир//Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

128. Терентьев П.В. Метод корреляционных плеяд- Л.: Вестник Ленинградского ун-та, 1959, №9- 35с.

129. Узнадзе Д. Н. Теория установки М.: Ин-т практ. Психологии.-Воронеж: МОДЭК, 1997.-448 с.

130. Уледов А.К. Общественная психология и идеология.- М., 1985.-343с.

131. Файнбург Э.И. Ценностные ориентации личности в некоторых социальных группах социалистического общества/ Личность и ее ценностные ориентации М., 1965 - С.59-99.

132. Флоренская Т. А. Диалог как духовно развивающее общение (диалогические принципы общения в работе учителя)// Учителюоб экологии детства/ Под. ред. В. И. Панова, В. М. Лебедевой. -М.: ЦКФЛ РАО, 1996.-С. 180-212.

133. Франк С.Л. Духовные основы общества- М.: Республика, 1992-510с.

134. Франк С.Л. Этика нигилизма. // Сочинения М., 1990 - 144с.

135. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я.Гозмана Д.А.Леонтьева: встр. ст. Д.А.Леонтьева. -М.: Прогресс, 1990.-368с.

136. Фрейд 3. Психоаналитические этюды Минск: Попурри, 1997.— 606 с.

137. Фрейд 3. Я и Оно //Труды разных лет.- Тбилиси, 1991.- 442с.

138. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -Назрань: ACT, 1998.-670с.

139. Фромм Э. Бегство от свободы. -М.: Прогресс , 1995.-251с.

140. Фромм Э. Здоровое общество. //Психоанализ и культура- М. 1995.-С.270-338.

141. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия //Вопросы психологии.- 1980, № 3 — С. 20-29.

142. Харламенкова Н.Е. Анализ одной из стратегий самоутверждения личности в ракурсе проблемы «Я и другой».- М.: Изд-во Академический проект, 2000 С.314-320.

143. Хорни К. Невроз и развитие личности М.: Смысл, 1998. -488с.

144. Хотинец В.Ю. Четыре метода анализа документов в социально-психологических исследованиях.- Ижевск, 2001.- 62с.

145. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности Спб: Питер, 2002.- 608с.

146. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности Тбилиси, 1984.- 264с.

147. Шадриков В. Д. Духовные способности,- М.: Магистр, 1996. -356с.

148. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М: Логос, 1996.-318с.

149. Шпет Г.Г. Эстетические фрагменты. М.: Правда, 1989 - 593с.

150. Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности// Психология личности. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1982.- С.55-60.

151. Штерн В. Персоналистическая психология. История зарубежной психологии-М.: Изд-во МГУ, 1986-372с.

152. Эриксон Э.Г. Детство и общество: Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер.с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд Университетская книга, 1996. -592с.

153. Юнг К. Психологические типы. СПб.: Ювента, Прогресс, Универс, 1995.-715с.

154. Юнг К.Г. Общая точка зрения на психологию сновидений // Структура психики и процесс индивидуализации- М.: Наука, 1996.- С. 402-239.

155. Ф 157. Ясперс К. Общая психопатология М.: Практика, 1997- 1053с.

156. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1937.- 515p.

157. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being.- Chicago: Aldine, 1969.-343p.

158. Bradburn N.M., Caplovitz D. Reports on happiness Chicago: Aldine, 1965.-566p.

159. Cantril H. The pattern of human concerns. New Brunswick: Rutgers ф University Press, 1979.- p.34—38.

160. Cattel R.B. Personality and learning theory. The structure of personality in its enviroment.-N.Y.: Springer, 1979. -678p.

161. Kolberg L. Development of moral character and moral ideology.- N.Y., 1964.-322p.

162. Maslow А.Н. Motivation and personality. N. Y.: Harper and Row, 1970.-5 88p.

163. Parsons T. The Strukture of Social Action N.Y.: Mc Crof Hill, 1937-678p.

164. Rokeach M. The Nature of Human. Values N.Y.: Free press, 1973. -484p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.