Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.02, кандидат психологических наук Суровцева, Светлана Сергеевна

  • Суровцева, Светлана Сергеевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ19.00.02
  • Количество страниц 171
Суровцева, Светлана Сергеевна. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: дис. кандидат психологических наук: 19.00.02 - Психофизиология. Санкт-Петербург. 2004. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Суровцева, Светлана Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Общие проблемы креативности и творческих 14 способностей.

1.2. Развитие творческих способностей у детей дошкольного 21 возраста.

1.3. Психофизиологические предпосылки творческих 25 способностей.

2.1. Общие представления о природе музыкальных 28 способностей.

2.2. Развитие музыкальных способностей в дошкольном 37 возрасте.

3.1. Психологические и психофизиологические характеристики 40 восприятия времени и отражения динамических свойств звуковых стимулов.

3.2. Особенности отражения времени детьми старшего 51 дошкольного возраста.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

II. 1. Характеристика объекта исследования.

11.2. Методика исследования.

11.3. Методы статистической обработки результатов

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

III. 1. Особенности развития творческого мышления у детей 5-6 71 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

1.1. Особенности развития творческого мышления у детей 5 71 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

1.2. Особенности развития творческого мышления у детей 6 73 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

1.3 .Сопоставление результатов оценки уровня развития 75 творческого мышления у детей 5 и 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

Ш.2. Особенности развития кратковременной и оперативной 78 слуховой памяти у детей 5-6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

2.1. Особенности развития кратковременной и оперативной 78 слуховой памяти у детей 5 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

2.2. Особенности развития кратковременной и оперативной 79 слуховой памяти у детей 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

2.3. Сопоставление результатов оценки уровня развития 80 кратковременной и оперативной слуховой памяти у детей 5 и 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

III. 3. Особенности формирования рефлекса на время у детей 5- 83 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

3.1. Особенности формирования рефлекса на время у детей 5 83 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

3.2. Особенности формирования рефлекса на время у детей 6 86 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

3.3. Сопоставление результатов исследования особенностей 88 формирования рефлекса на время у детей 5 и 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

III. 4. Особенности сенсомоторного реагирования детей 5-6 лет, 91 обучающихся по разным образовательным программам, на зрительные и акустические стимулы, организованные в регулярные серии.

III. 5. Особенности сенсомоторного реагирования детей 5-6 лет, 93 обучающихся по разным образовательным программам.

5.1. Особенности сенсомоторного реагирования детей 5 лет, 93 обучающихся по разным образовательным программам.

5.2. Особенности сенсомоторного реагирования детей 6 лет, 96 обучающихся по разным образовательным программам.

5.3. Сопоставление результатов исследования особенностей 97 сенсомоторного реагирования детей 5 и 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

III. 6. Корреляционные соотношения результатов диагностики 99 творческого мышления, слуховой памяти, особенностей формирования рефлекса на время и сенсомоторного реагирования детей 5-6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

6.1. Корреляционные соотношения результатов диагностики 99 творческого мышления, слуховой памяти, особенностей формирования рефлекса на время и сенсомоторного реагирования детей 5 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

6.2. Корреляционные соотношения результатов диагностики 106 творческого мышления, слуховой памяти, особенностей формирования рефлекса на время и сенсомоторного реагирования детей 6 лет, обучающихся по разным образовательным программам.

III. 7. Особенности развития кратковременной и оперативной 113 слуховой памяти и сенсомоторной интеграции у детей 5-6 лет с разным уровнем оригинальности образного творческого мышления.

III. 8. Общее заключение.

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников»

Актуальность исследования.

Известно, что многие социально - психологические свойства и поведение человека зависят от его природных задатков и механизмов, которые обуславливают диапазон допустимых вариаций в поведении, не носящих ущерба здоровью и способствующих развитию. В качестве одного из таких механизмов развития в современной психологии рассматривается креативность (Пономарев Я.А., 1983).

В психологии креативность обычно понимается как общая способность к творчеству. Она является, с одной стороны, личностной характеристикой человека и в некоторых концепциях, например в концепциях А. Лука (1983), A.M. Матюшкина (1993), понимается как особый склад личностных свойств, а с другой стороны, с точки зрения Г.С. Батищева (1984), Я.А. Пономарева (1990), Б. Карлофа (1991), В.Н. Дружинина (1999), - выступает в качестве специфической формой активности. Существует представление о том, что креативность — довольно позднее эволюционное приобретение и выраженные творческие способности можно считать новым прогрессивным эволюционным признаком (Рудкевич Л.А., 2002).

В современной психологии способностей различают общие и специальные способности. Креативность как способность к творчеству, наряду с интеллектом и обучаемостью, большинством исследователей относится к категории общих способностей (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1997). В психологических исследованиях неоднозначно представлена проблема соотношения интеллекта и креативности (Дружинин В.Н., 2002). Наименее противоречивым нам представляется подход, согласно которому интеллект выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности (Богоявленская Д.Б., 1983; 1995). Согласно этой точке зрения, главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности и личностные черты. Высокие показатели креативности у детей не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их проявления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми умениями и навыками. Развиваясь в процессе деятельности и соединяясь с ведущими мотивами, творческие способности функционально закрепляются в структуре личности и проявляются (в случае успешной реализации) как способности к продуктивному изменению и созданию качественно «нового», определяя тем самым творческий стиль самой деятельности. Исследование творческих способностей и разработка методик их диагностики и развития имеет важнейшее значение для индивидуализации воспитания и обучения детей, прогнозирования и психологической поддержки развития личности.

В отличие от творческих способностей музыкальные способности относятся к категории специальных. По мнению многих исследователей, музыкальные способности могут начать проявляться раньше каких-либо других специальных способностей (Теплов Б.М., 1985; Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1997). Так, например, первые проявления всех трех основных музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально — ритмического чувства и репродуктивного компонента музыкального слуха), по результатам исследований Б.М. Теплова (1947), в отдельных случаях наблюдаются уже на первом году жизни. На третьем году, в отдельных случаях, можно наблюдать уже довольно высокое развитие мелодического слуха и чувства ритма. Поэтому прогноз успешности освоения музыкальной деятельности возможен на основе ранней диагностики задатков музыкальных способностей, в качестве которых можно рассматривать механизмы и процессы восприятия временных свойств сенсорных стимулов и возможность оперирования ими.

В литературе отмечается, что в качестве задатков как общих, так и специальных способностей могут выступать: свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость дифференцировок и индивидуальные особенности строения анализаторов (Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., 1997). Однако, наиболее разработанным направлением психофизиологических исследований является изучение задатков интеллектуальных (умственных) способностей (Теплов Б.М., 1997; Небылицын В.Д., 1978; Голубева Э.А., 1997; Русалов В.М., 1997). В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем и теории информации, наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В психологических и психофизиологических работах последних лет отражено представление о том, что функционирование интеллектуальной системы опирается на определенные базовые принципы и механизмы, среди которых наиболее изучены скоростные возможности восприятия, переработки сенсорной информации и организации ответных реакций (Каменская В.Г., 2000, 2001; Викторова И.Г., 2003).

Исходя из рассмотрения интеллекта в качестве необходимого условия творческой активности личности, создается впечатление, требующее экспериментальной проверки, что развитие творческих и музыкальных способностей опирается на скоростные возможности восприятия и переработки сенсорной информации.

Гипотеза исследования.

Едиными психофизиологическими предпосылками развития творческих и музыкальных способностей являются высокий уровень развития кратковременной и оперативной памяти, пластичность сенсорных механизмов и скорость обработки сенсорной информации.

- в качестве дифференциального признака развития творческих способностей выступают особенности перцептивных механизмов.

- в качестве дифференциального признака задатков музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной слуховой памяти.

Цель исследования.

Изучение особенностей кратковременной и оперативной слуховой памяти и специфики сенсомоторной интеграции у детей 5-6 лет как психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей.

Задачи исследования:

1. Выполнить анализ литературных сведений об особенностях развития творческих и музыкальных способностей, о психофизиологических задатках этих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

2. Исследовать особенности развития кратковременной и оперативной слуховой памяти, а также особенности развития сенсомоторной интеграции у детей 5 и 6 лет, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей в сравнении со сверстниками, обучающимися по типовой программе.

3. Сопоставить особенности развития кратковременной и оперативной слуховой памяти, а также особенности развития сенсомоторной интеграции у детей 5 и 6 лет, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей.

4. Выявить дифференциальные признаки развития творческих способностей у детей 5-6 лет.

5. Выявить дифференциальные признаки развития музыкальных способностей у детей 5 и 6 лет.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются психофизиологические предпосылки развития творческих и музыкальных способностей.

Объект исследования.

Объектом исследования стали три группы детей. В состав первой группы вошли музыкально способные дошкольники 5 и 6 лет в количестве 20 человек - 10 детей в возрасте 5 лет (5 мальчиков и 5 девочек), прошедших конкурсный отбор при поступлении на подготовительные курсы музыкальной школы, и 10 детей в возрасте 6 лет (5 мальчиков и 5 девочек), обучающихся по программе подготовки к поступлению в музыкальную школу № 38 Фрунзенского района г. Санкт — Петербурга. Обучение на подготовительных курсах максимально приближено к обучению в музыкальной школе и идет по пути развития задатков и совершенствования способностей детей в области чувства ритма, звуковысотного слуха и музыкальной памяти.

В состав второй группы вошли дошкольники 5 и 6 лет, обучающиеся по программе развития творческих способностей, в ДОУ № 52 Кировского района г. Санкт - Петербурга, в количестве 31 человека — 16 детей в возрасте 5 лет (9 мальчиков и 7 девочек) и 15 детей в возрасте 6 лет (7 мальчиков и 8 девочек). На базе ДОУ № 52 реализуется авторская комплексная образовательная программа творческого развития «ЛАДА», для детей от 3 до 7 лет. Основная цель программы заключается в развитии индивидуальных природных задатков и способностей каждого ребенка адекватно его потребностям и возможностям. В рамках комплексной программы «ЛАДА» внедряется авторская программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «Ладушки», которая предполагает развитие эмоциональной отзывчивости и музыкально — ритмического чувства.

В состав третьей - контрольной группы вошли дошкольники, обучающиеся по типовой программе ДОУ № 111 Фрунзенского района г. Санкт - Петербурга, в количестве 50 человек - 25 детей в возрасте 5 лет (11 мальчиков и 14 девочек) и 25 детей в возрасте 6 лет (12 мальчиков и 13 девочек). Всего в эксперименте принял участие 101 ребенок в возрасте от 5 лет 1 мес. до 6 лет 8 мес.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования является разработанный в трудах отечественных исследователей принцип системного подхода к организации психических функций человека и концепция нелинейной стохастической динамики больших систем.

Методы исследования.

В соответствии с гипотезой, целью, задачами и объектом исследования были выбраны следующие методы: компьютерный вариант авторской программы комплексной рефлексометрии (авторы Урицкий В.М., Каменская В.Г.), направленной на оценку скорости моторных реакций испытуемого в ответ на потоки сенсорных стимулов контролируемой временной организации; методика оценки кратковременной слуховой памяти (автор Зверева C.B.), позволяющая оценить возможности испытуемых запоминать и воспроизводить стимулы в порядке их предъявления; методика оценки творческого мышления в модификации Туник Е.Е., направленная на оценку вербального и образного творческого мышления по факторам беглости и оригинальности.

Обоснованность и достоверность результатов.

Обоснованность и достоверность полученных результатов проведенного исследования достигалась путем применения инструментальных подходов, апробированных тестовых методик, соответствующих цели и задачам исследования. Используемые методы адекватны возможностям детей старшего дошкольного возраста. Количество дошкольников, вошедших в состав шести групп, было достаточным для получения статистически достоверных выводов. Экспериментальный материал обрабатывался с помощью различных методов математической статистики.

Научная новизна исследования.

Впервые установлено, что задатки творческих и музыкальных способностей в дошкольном возрасте имеют единые психофизиологические механизмы развития, дифференциация которых начинается с 6 лет.

Развитие творческих и музыкальных способностей опирается на быструю и качественную сенсомоторную интеграцию, а также на развитые механизмы оперативной памяти, которые позволяют использовать динамически организованную сенсорную информацию для организации быстрых и точных ответных действий.

Дифференциальным признаком задатков творческих способностей выступает выраженная чувствительность к динамической организации и стохастическим признакам сенсорного потока.

Дифференциальным признаком задатков музыкальных способностей является высокий уровень развития кратковременной и оперативной слуховой памяти.

Практическая значимость работы.

Полученные данные позволяют определить новый инструментальный подход к ранней психологической диагностике способностей и прогнозированию успешности освоения музыкальной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Изучение психофизиологических характеристик, таких как особенности кратковременной и оперативной слуховой памяти, скорость и качество сенсомоторного реагирования, позволит сформировать новый подход к обучению и развитию способностей посредством создания компьютерных программ. Полученные данные позволяют рекомендовать методику оценки кратковременной слуховой памяти для работы экспертам по музыкальному развитию дошкольников с целью дифференциальной диагностики музыкальных способностей детей 5-6 лет.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В качестве единых психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной памяти, пластичность сенсорных механизмов и скорость обработки сенсорной информации.

2. Дифференциация психофизиологических механизмов развития творческих и музыкальных способностей начинается с 6 лет.

3. В качестве дифференциального признака развития творческих способностей может выступать выраженная чувствительность к динамической организации и стохастическим признакам сенсорного потока.

4. В качестве дифференциального признака задатков музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной слуховой памяти.

Основные положения диссертации отражены в пяти публикациях.

1. Психологическое исследование эмоционально — чувственной сферы дошкольника как основы креативности (в соавторстве с Каменской В.Г.) // Материалы Межвузовской научно — практической конференции «Современные технологии практической психологии в системе образования». — Санкт — Петербург, 2001, с.138-140. — 0,1 п. л.

2. Исследование сенсомоторных реакций и слуховой памяти как предпосылок развития креативности у детей старшего дошкольного возраста (в соавторстве с Каменской В.Г.) // Сб. тр. «Психологические, психофизиологические и социальные аспекты приемственности дошкольного и начального школьного образования». - Санкт — Петербург, 2003, с. 94-102. -0,5 п. л.

3. Исследование сенсомоторных реакций и слуховой памяти как предпосылок развития креативности и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста // Герценовские чтения. — Санкт — Петербург, 2003, с. 301-305. - 0,3 п. л.

4. Способности и задатки как основа формирования толерантности // Материалы X международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и детство». - Санкт - Петербург, 2003, с. 535-543. - 0,5 п. л.

5. Исследование сенсомоторных реакций и слуховой памяти как предпосылок развития креативности у детей старшего дошкольного возраста // Тезисы выступлений на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2003». — Москва, 2003, -0,1 п. л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психофизиология», 19.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психофизиология», Суровцева, Светлана Сергеевна

ГЛАВА IV. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ.

Итак, проведение данного исследования позволило нам получить две группы фактов, свидетельствующих об определенных психофизиологических предпосылках развития творческих и музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

К первой группе полученных нами фактов можно отнести все те сведения, которые на данный момент времени достаточно хорошо исследованы экспериментально и представлены в литературе.

Так, к их числу, безусловно, относится выявленный нами факт преобладания образных творческих способностей над вербальными у детей в возрасте 5-6 лет. Это соответствует общей закономерности более позднего развития вербальной сферы (Пономарев Я.А., 1976; Якиманская И.С., 1989; Мординсон Е.М., 2001). Музыкально способные и обучающиеся по программе развития творческих способностей дошкольники 5-6 лет превосходят своих сверстников контрольных групп по уровню развития творческого мышления. В исследовании Тэ Чжин Ми (2002) также показано, что творческие способности лучше развиты у детей с высоким уровнем развития музыкальных способностей.

Совпадают с имеющимися в литературе сведениями и полученные нами данные относительно возрастной динамики в развитии кратковременной слуховой памяти у детей дошкольного возраста. Так, например, в работах C.B. Зверевой (1996, 1998) указывается, что возрастная динамика в развитии слуховой памяти нормативно развивающихся детей 6-7 лет, наблюдается в отношении стимулов, различающихся по длительности. Стоит отметить, что в нашем случае это совпадает с результатами оценки слуховой памяти у детей 5-6 лет контрольных групп.

Возрастная динамика в развитии слуховой памяти дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей, установлена в отношении стимулов, различающихся по интенсивности, а у музыкально способных дошкольников — в отношении стимулов, различающихся по интенсивности и по частоте заполнения. Согласно данным, представленным в литературе, запоминание и воспроизведение стимулов, различных по частоте заполнения, является наиболее трудным заданием для дошкольников, так как именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие звуковысотного слуха (Каменская В .Г. и др. 1996). Эксперты по музыкальному обучению и воспитанию отмечают, что высокий уровень развития интонационно — звуковысотного слуха в дошкольном возрасте отражает наличие задатков музыкальных способностей (Тэ Чжин Ми, 2001).

В литературе также представлены сведения о более высокой скорости проведения возбуждения в слуховой системе по сравнению с другими сенсорными системами (АБсЬег1еЬеп С., ВасЬтапп Т., 1999). В нашем исследовании получены сходные данные в контрольных группах детей 5-6 лет при выполнении гетеромодальных (зрительно - акустических) серий с разной степенью временной упорядоченности, которые свидетельствуют о том, что средние по группам показатели времени реакции на зрительные стимулы короче, чем на акустические стимулы.

Ко второй группе рассматриваемых нами фактов можно отнести все те сведения, которые как показал анализ экспериментальных работ, относятся к категории новых, не полученных на детях дошкольного возраста.

Так, в первую очередь стоит рассмотреть выявленную нами характерную особенность процесса отражения ритмически организованного потока сенсорных стимулов у музыкально способных и обучающихся по программе развития творческих способностей детей 5-6 лет, которая заключается в проявлении фрактальных признаков в распределении отдельных моторных реакций. Проявление фрактальных признаков в распределении моторных реакций становится возможным благодаря резервам оперативной памяти, позволяющей использовать динамическую организацию сенсорных серий для формирования быстрых и точных ответных действий на отдельные сенсорные сигналы.

Как показывают экспериментальные исследования, проведенные на взрослых, развитая оперативная память предопределяет способность взрослых испытуемых, имеющих достаточный уровень интеллекта, отражать имеющуюся динамическую закономерность во временных рядах с фрактальной структурой, что проявляется в более высоких значениях индекса Херста (Викторова И.Г., 2003).

В исследованиях, проведенных на детях 5-6 лет, подчеркивается, что между музыкальными и творческими способностями существуют достоверные положительные корреляционные связи, причем взаимосвязь музыкальных способностей с образной стороной творческих способностей наиболее ярко выражена (Тэ Чжин Ми, 2002). Поэтому, вероятно, что полученное нами сходство результатов диагностики слуховой памяти и качества сенсомоторной интеграции у музыкально способных дошкольников 5 лет и сверстников, обучающихся по программе развития творческих способностей, является одним из показателей наличия единых психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей. Одной из причин близкой динамики задатков музыкальных и творческих способностей является сходство образовательных программ, которое заключается в информационной насыщенности развивающей среды акустическим материалом, имеющим временную организацию. Таким образом, получение близких результатов при сходных условиях, подтверждает единство изначальных предпосылок, в данном случае предпосылок развития творческих и музыкальных способностей.

У музыкально способных дошкольников с возрастом наблюдается изменение среднегрупповых показателей времени реакции на акустические стимулы, организованные в гетеромодальные серии с разной степенью временной упорядоченности - в возрасте 5 лет время реакции на акустический стимул короче, чем на зрительный, а в возрасте 6 лет отмечается обратная тенденция. Это может быть связано с тем, что в процессе обучения по программе подготовки к поступлению в музыкальную школу, у дошкольников формируются навыки распознавания физических характеристик акустических стимулов, которые и вызывают особый тип ориентировочного рефлекса в ответ на акустический раздражитель с привлечением произвольного внимания и больших временных затрат.

У дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей, независимо от возраста, отмечается сокращение времени реакции на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности в гетеромодальных сериях, по сравнению со временем реакции на низковероятностные акустические стимулы. Основу дифференциации реакций на зрительные и акустические стимулы, организованные в гетеромодальные серии, представляет собой пластичность перцептивных механизмов, которая позволяет воспринимать зрительные стимулы как поток, сокращая при этом время моторного ответа, а акустические стимулы — как дискретные раздражители, вероятность появления которых в 3 раза меньше, увеличивая при этом время распознавания.

Рассматривая выявленные нами особенности отражения временных свойств стимулов в акустико - моторных реакциях детей при предъявлении комплексов парных стимулов, стоит отметить, что все музыкально способные дошкольники, независимо от возраста, успешно формируют рефлекс на время, сокращая время реакции и увеличивая количество совпадающих со вторым в комплексе стимулом моторных реакций, при переходе от тренировочной серии к рефлексной. По мнению разных исследователей (Соколов E.H., 1956; Каменская В.Г., 1995; Зверева C.B., 1996,1998) основу формирования рефлекса на время представляют собой свойства оперативной слуховой памяти. Особый интерес вызывают работы Зверевой C.B. (1996, 1998), так как они выполнены на детях младшего школьного возраста.

Интересные на наш взгляд результаты показал анализ данных с формированием контрастных по уровню оригинальности образного творческого мышления выборок. Дошкольники с высоким уровнем оригинальности отличаются от своих сверстников более высоким уровнем развития кратковременной и оперативной слуховой памяти, что отражается как в результатах оценки слуховой памяти, так и в результатах формирования рефлекса на время. Отличительной особенностью процесса отражения времени у креативных дошкольников является дифференцированная реакция на разную временную структуру сенсорных потоков, как в мономодальных, так и в гетеромодальных сериях. В мономодальных сериях дети способны улавливать самоподобную временную структуру организации сенсорного потока и осуществлять более точные моторные реакции во фрактальной серии. В гетеромодальных сериях проявляется чувствительность дошкольников к стохастическим признакам сенсорного потока — во фрактальной серии более точные сенсомоторные реакции зарегистрированы в ответ на высоковероятностные зрительные стимулы, а в хаотической серии — в ответ на акустические стимулы, появляющиеся в сенсорном потоке с низкой степенью вероятности. Таким образом, дифференциальными признаками задатков творческих способностей можно считать чувствительность к динамической организации и стохастическим признакам сенсорного потока.

Обработка вышерассмотренного экспериментального материала с помощью корреляционного и дисперсионного анализа методом главных компонентов подтвердила приводимые в литературе сведения о наличии корреляционных соотношений между творческими и музыкальными способностями (Тэ Чжин Ми, 2002). Так, например, в группах дошкольников, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей, зарегистрировано большее количество сильных корреляционных взаимосвязей, чем в контрольных группах, которые свидетельствуют о целостности развития рассматриваемых психических функций. По результатам дисперсионного анализа данных методом главных компонентов, в данных группах признаки, отражающие уровень оригинальности творческого мышления, развития кратковременной и оперативной слуховой памяти и скоростные характеристики сенсомоторного реагирования располагаются в пределах первого компонента, что свидетельствует о наличии между ними определенных корреляционных соотношений.

Итак, обсуждение полученных результатов исследования, позволяет заключить, что:

В качестве единых психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной памяти, пластичность сенсорных механизмов и скорость обработки сенсорной информации.

В качестве дифференциального признака развития творческих способностей выступает выраженная чувствительность к динамической организации и стохастическим признакам сенсорного потока.

В качестве дифференциального признака задатков музыкальных способностей выступает высокий уровень развития кратковременной и оперативной слуховой памяти, позволяющий использовать динамическую организацию сенсорных серий для формирования быстрых и точных ответных действий на отдельные сенсорные сигналы.

На основании полученного экспериментального материала можно сделать следующие выводы:

1. Результаты оценки уровня развития творческого мышления детей 5-6 лет свидетельствуют о достоверном преобладании образных творческих способностей над вербальными. Наиболее высокий уровень развития образного творческого мышления в возрасте 5 лет зарегистрирован в группе музыкально способных дошкольников, а в возрасте 6 лет — в группе дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей.

2. Дошкольники 5 лет, обучающиеся по программе развития творческих и музыкальных способностей, имеют достоверно более высокий уровень развития кратковременной слуховой памяти, чем дети контрольной группы. В возрасте 6 лет музыкально способные дошкольники превосходят своих сверстников по уровню развитию слуховой памяти.

3. Возрастная динамика в развитии слуховой памяти у музыкально способных дошкольников отмечается в отношении стимулов, различающихся по частоте заполнения и интенсивности; у дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей — в отношении стимулов, различающихся по интенсивности, а у детей контрольной группы — в отношении стимулов, различающихся по длительности.

4. Все музыкально способные дошкольники 5- 6 лет достоверно более успешно, чем сверстники, обучающиеся по типовой программе и по программе развития творческих способностей, формируют рефлекс на время. Это проявляется в сокращении времени реакции и увеличении количества совпадающих со вторым в комплексе стимулом моторных реакций при переходе от тренировочной серии к рефлексной. Независимо от возраста, все музыкально способные дошкольники успешно формируют рефлекс на время.

5. В группах дошкольников, обучающихся по программе развития творческих способностей, отмечается возрастная динамика в развитии способности формировать рефлекс на время, в то время как в контрольных группах возрастная динамика в отношении данной способности не выявлена.

6. Старшие дошкольники 5-6 лет, независимо от программы обучения способны усваивать ритмическую структуру сенсорного потока с временным интервалом равным 1 с. Дети, обучающиеся по программам развития творческих и музыкальных способностей, отражают ритмический сенсорный образ (поток сенсорных стимулов), проявляя при этом фрактальные признаки в распределении отдельных моторных реакций.

7. Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной степенью временной упорядоченностью, показала, что независимо от возраста, программы обучения и специфики временной организации акустического потока среднегрупповые показатели времени реакции — отрицательные. При этом, их конкретные значения свидетельствуют о том, что старшие дошкольники способны уловить временную организацию сенсорного потока и на этой основе осуществлять совпадающие моторные реакции.

8. Оценка времени реакции детей 5-6 лет на акустические и зрительные стимулы, организованные в сенсорные потоки с разной временной упорядоченностью, показала, что у дошкольников, обучающихся по программам развития творческих и музыкальных способностей ВР на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности, короче, чем на низковероятностные акустические стимулы. При этом у музыкально способных дошкольников с возрастом наблюдается увеличение времени реакции на акустические стимулы.

9. Соотношение времени реакции на зрительные и акустические стимулы, организованные в гетеромодальные серии с разной степенью временной упорядоченности, у детей 5-6 лет, обучающихся по типовой программе, соответствует данным, представленным в литературе -время моторного ответа на акустический стимул достоверно короче, чем на зрительный.

10. У старших дошкольников 5-6 лет с высоким уровнем оригинальности образного творческого мышления отмечается дифференциация ВР на стимулы, появляющиеся с разной степенью вероятности — более короткое время реакции зарегистрировано на зрительные стимулы, появляющиеся с высокой степенью вероятности. При этом у детей с высоким уровнем оригинальности творческого мышления отмечается высокая чувствительность к динамической организации сенсорного потока.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Суровцева, Светлана Сергеевна, 2004 год

1. Авдеев Л.А., Иванов П.Б. Иерархия музыкального ритма. // Электроника, музыка, свет. Материалы Междунар. научно — практич. конференции. Казань: Изд-во ФЭН, 1996. - С. 127-130.

2. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд. // Вопросы Психологии. 1995. №1. —С. 111-131.

3. Активность личности. Сборник научных трудов ред. В.Г. Леонтьева. Новосибирск, 1998.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. / под. ред. A.A. Бодалева. Акад. пед. и соц. наук, МОДЭК, 1996. с. 382.

5. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности: учебно методическое пособие. СПб., Изд. Pi IIУ, 1999. - с. 140.

6. Барышева Т.А. Креативность: диагностика и развитие. СПб., Изд. РГПУ, 2002.-с. 205.

7. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М.,1984.

8. Батуев A.C. Эволюция лобных долей и интегративная деятельность мозга. Л.: Медицина, 1980. - 127 с.

9. Беляева — Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке. // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 303-329.

10. Ю.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов—на—Дону, 1983.

11. П.Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности.//Вопросы психологии, 1971. №1. —с. 144-146.

12. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей. // Психологический журнал, 1995. №5.

13. Брагина Н.И., Доброхотова Т.А. Временная организация нервно-психической деятельности человека.//Фактор времени в функциональной организации живых систем.,1980. с. 112 — 118.

14. Н.Буданов В.Г. Метод ритмокаскадов: о фрактальной природе времени эволюционирующих систем. // Синергетика. Т.2. — М.: Изд. МГУ, 1999. - с.36-54.

15. Бурая Е.А. Ритмическая организация спонтанной диалогической речи. // Материалы института иностранных языков им. М. Тореза. 1980 — Вып. 169.-с. 164-178.

16. Бурлакова Е.Б. Роль липидов синаптических мембран в передаче и хранении информации. // Исследование памяти. — М.: Наука, 1990. — С. 146.

17. Вартанян И.А. Звук, слух, мозг. Л.: Наука, 1981. С. 133-142.

18. Васютинский H.H., Золотая пропорция. М.: Изд. Молодая гвардия, 1990.

19. Веккер Л.М. Психические процессы. — Л.: Изд. ЛГУ, 1981.—Т.З. — 269с.

20. Венгер Л.А. Педагогика способностей. М.: педагогика, 1973.

21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. М.,1991.

22. Гарбузов H.A. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз,1955.

23. Гарбузов H.A. Зонная природа тембрового слуха. М.: Музгиз, 1956.

24. Герцман Е.А. Античное музыкальное мышление. JL: Музыка, 1986.

25. Гидиков A.A. Кибернетика и кортикальная регуляция движений. — София: Изд. АН, 1964.

26. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. Психология мышления. / под. ред. A.A. Матюшкина М.: Прогресс, 1968. стр. 433 — 457.

27. Голубева Э.А. Реакция навязывания ритма как метод исследования в дифференциальной психофизиологии. // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1972. - Т.7. - С. 15.

28. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей. 1993.

29. Гольдбергер Э.Л., Ригни Д.Р., Уэст Б.Д. Хаос и фракталы в физиологии человека. // В мире науки. — 1990. №4. — с. 24-32.

30. Гольдбурт С.Н. Нейродинамика слуховой системы человека. — JL: Изд. ЛГУ, 1964.-с. 126-128.

31. Гюйо Дж. (Цит. по П. Фрессу, 1978). 1902.

32. Данилова H.H. Психофизиология. М., 1998.

33. Дикая Л.Г. Психокоррекционная концепция надежности оператора в экстремальных условиях деятельности. // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда, 1992. — С.145-154.

34. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

35. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е издание, СПб., Питер, 2002, с. 356.

36. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность. // Психологический Журнал. 1994. №4.

37. Жане П. (Цит. по Л.М. Веккеру, 1981). 1934.

38. Иваницкий A.M., Стрелец В.Б. Вызванный потенциал и психофизические характеристики восприятия. // Журн. высш. нервн. деят., 1976. Т. 24. - №4. - С. 793.

39. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. — 252 с.

40. Исследование проблем психологии творчества. Под ред. Я. А. Пономарева М.: Наука, 1983.

41. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983.

42. Каменская В.Г. Асимметрия чувствительности слуховой системы человека, определенная методом постоянных раздражителей. // Физиология человека. 1983. - Т. 9. - С. 179-186.

43. Каменская В.Г. Время в процессе отражения и как фактор организации целенаправленных акустико — моторных реакций человека: Автореф. дисс. докт. психол. наук. — М., 1995.

44. Каменская В.Г. Время в формировании измененных состояний сознания. // Сознание и физическая реальность, 1997 — Т.2 №4. — с.25-34.

45. Каменская В.Г. Отражение частоты заполнения тонального стимула в усредненных вызванных потенциалах мозга. // Физиология человека. — 1986.-Т. 12.-С. 380-386.

46. Каменская В.Г. Структура лимбической системы // Морфология нервной системы. 1985. - С. 65-73.

47. Каменская В.Г., Зверева C.B. Ряд Фибоначчи и его странные свойства: фрактальные и нумерологические характеристики. // Сознание и физическая реальность, 2001 — Т.6 №5 - с. 17-30.

48. Катинас Б.С. Уровни организации живых систем и биологические ритмы. // Фактор времени в функциональной организации живых систем, 1980.-С.82-84.

49. Киселев С.Ю., Лупандин В.И., Ткачук И.Е. Взаимосвязь интеллекта и показателей сенсомоторного теста у детей старшего дошкольного возраста. //Вопросы психологии, 2000, № 4 — стр. 38 — 44.

50. Князева E.H., Курдюмов С.Г. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. - С. 230.

51. Козленко В.Н. Проблема креативности личности. // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. / под ред. Я.А. Пономарева М., Наука, 1990.

52. Конторов Д.С., Конторов М.Д., Слока В.К. Радиоинформатика. М.: Радио и связь, 1993. С. 294.

53. Коробко В.И. Золотая пропорция и проблемы гармонии систем. — М.: АСВ,1998. — с. 157-181.

54. Краткий тест творческого мышления Торренса П. «Фигурная форма». Пособие для школьных психологов. — М., 1995.

55. Лебедев А.Н. Единицы памяти и связанные с ними особенности речи. // Психологические и психофизиологические исследования речи. — М.: Наука, 1985. С. 26.

56. Лебедев А.Н. Психофизиология памяти. // Психофизиология. / под ред. Ю.И. Александрова СПб.: Питер, 2001. - С. 112-140.

57. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ высш. и средн. пед. учебных заведений. — М.: Academia, 2000. 318 с.

58. Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. Анализ системного строения восприятия. Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей. // Доклады АПН РСФСР. М., 1958. №3. — С. 43-48.

59. Лук А.Н. Проблемы научного творчества // Сер. Науковедение за рубежом, М. ИПИОН АН СССР, 1983.

60. Мазель П. Проблемы классической гармонии. — М.: Музыка, 1972.

61. Марутаев В.М. Приблизительная симметрия в музыке. // Проблемы музыкальной науки. М., 1978. - Вып. 4. - С. 306 - 343.

62. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. — М.: Педагогика, 1993. — с. 82.

63. Матюшкин А.М., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети. // Вопросы Психологии, 1982. №4. С. 88-97.

64. Меринг Т.А. Категория «время». Структурно — функциональные основы механизмов отсчета времени. // Методологические аспекты науки о мозге. М.: Медицина, 1983. — с. 123-124.

65. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. С. 256.

66. Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина C.B. и др. Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельности. — Ташкент: Медицина, 1985.- 156с.

67. Моисеева Н.И., Сысуев В.И. Временная среда и биологические ритмы. -Л.: Наука,1981.- 128 с.

68. Мординсон Е.М. Психологические основы развития изобразительного творчества старших дошкольников в детском саду. // Современные технологии практической психологии в системе образования. СПб.: Издательство РГПУ им. Ф.И. Герцена 2001. с 149 - 153.

69. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. // Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. — С. 91-110.

70. Пайтген Х.-0., Рихтер П.Х. Красота фракталов. М.: Мир,1993.

71. Петрушин В.И. Музыкальная психология. 2-е издание. М.: ВЛАДОС, 1997.-384 с.

72. Пономарев Я.А. (ред.) Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М.: Наука, 1990. 287 с.

73. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.

74. Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурный уровень его организации // Вопросы Психологии — 1986. №2.

75. Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М.: Прогресс, 1994. — С. 265.

76. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова-2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1997. — 440 с.

77. Психофизиология. / под ред. Ю.А. Александрова. СПб.: Питер, 2001. -С. 112-142.

78. Равич — Щербо И.В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1980.

79. Рагс Ю.Н. Акустика в системе музыкального искусства: Дисс. в виде научн. доклада. д-ра искусствовед. М., 1998.

80. Радзиховская В.К., Кирьянова А.П. Категории пространства и времени в онтогенезе. // Мир ребенка и его язык. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире», СПб.-1993. — с.43-44.

81. Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. — Ярославль, 1981.-с. 256.

82. Роговин М.С., Карпова Е.А. Содержание, динамика и уровневая организация понятий в психологическом анализе субъективного времени. // Вопросы психологии. 1985. - №3. — с. 98-108.

83. Ройтерштейн М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа. // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973.

84. Романов Ю.А. Временная организация как принцип биологической организации. // Фактор времени в функциональной организации живых систем, 1980.-c.9-14.

85. Рудкевич JI.A. Прогрессивные тенденции эволюции человека на современном этапе. // Материалы IV международн. Конгресса по интегративной антропологии. Изд. С-Пб, 2002. с. 23.

86. Русалов В.М. Темперамент как предпосылка творческих способностей. // Журнал Высшей нервной деятельности. 1997, т.47, Вып. 3. - с. 451461.

87. Сергеева И. А. Психофизиологические характеристики и психолого-педагогические условия интеллектуальной готовности к обучению в школе мальчиков и девочек 6-7 лет: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. — СПб., 2003.

88. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. — М.: Наука, 1993. 187 с.

89. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. — М.: Изд. АН СССР, 1961.-52 с.

90. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М., 1993. - С. 111

91. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. 245 с.

92. Смирнов B.C. Ключ к познанию бессмертия Вселенной и Человека — взаимодействие миров и антимиров. — СПб.: Изд. Редактор, 1999.

93. Смирнов Д.И. Особенности образования систем условного рефлекса на время у низших обезьян // Журн. ВНД. — 1976. — Т.26. — с. 36-42

94. Соколов E.H. Восприятие и условный рефлекс. — М.: Изд. МГУ 1956.-332 с.

95. Соколов E.H. Нейрофизиологические механизмы сознания. // Журнал высшей нервной деятельности. 1990. — Т.40. — Вып. 6. — С. 1049- 1052.ёё

96. Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения. // Вопросы Психологии. — 1981. №2. — С. 68-78.

97. Судаков К.В. Биологические мотивации. М.: Медицина, 1971. — 321 с.

98. Сурнина O.E. Возрастная динамика субъективного отражения времени: Автореф. дисс. докт. биолог, наук. СПб., 1999.

99. Сурнина O.E., Лупандин В.И., Киселева Н.В., Йежица И.Н. Половые и возрастные различия в субъективной оценке времени детьми — дошкольниками. // Журн. ВНД. — 1996. — Т. 46. №2. — с. 537-545.

100. Сурнина O.E., Лупандин В.И., Селиванова О.С., Зверева Т.В. Способность к различению коротких длительностей временных интервалов у детей и взрослых. // Журн. ВНД. — 1997. — Т. 47. — №4. -с. 658-663.

101. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.

102. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные труды. / Б.М. Теплов. Под ред. М.Г. Ярошевского. Акад. пед. и соц. наук. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. 539 с.

103. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. - с. 34 -324.

104. Теплов Б.М. Способности: (сб. статей) к 100 — летию со дня рождения Б.М. Теплова. — Дубна, 1997.

105. Тернер Ф., Пеппель Э. Поэзия, мозг и время. // Красота и мозг. — М.: Мир, 1995.-с. 74-96.

106. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. Методические рекомендации для психологов и педагогов. — СПб., 1992.

107. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Изд. УПМ, 1997.

108. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: ИМАТОН, 1998.

109. Тэ Чжин Ми Психолого — педагогические условия развития песенного творчества детей 5-6 лет: Автореф. диссс. канд. пед. наук. -СПб., 2002.

110. Тэ Чжин Ми Психоэмоциональные реакции старших дошкольников с различным уровнем развития музыкальных и творческих способностей. // Тезисы конференции 15-16 мая 2002 года.- СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С. 26-29.

111. Тэ Чжин Ми Экспертная диагностика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. // Материалы Международной научно — практической конференции студентов и аспирантов 12-14 апреля 2001 года «Психология XXI века». — С. 433-435.

112. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М.: МГУ, 1994.

113. Уитроу Д. Естественная философия времени. — М.: Наука, 1968. — 275 с.

114. Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Стохастические методы функциональной диагностики и коррекции в медицине. // Телемедицина: новые информационные технологии на пороге 21 века.- СПб.: Анатолия, 1998. с. 209-243.

115. Урицкий В.М., Музалевская Н.И. Фрактальные структуры и процессы в биологии. // Биомедицинская информатика. — СПб.: СПИИРАН, 1995. с. 84-130.

116. Ухтомский A.A. Собрание сочинений, т. 1-4. — JL: Изд. ЛГУ, 1964.

117. Федер Е. Фракталы. М.: Мир,1991.

118. Фресс П. Восприятие и оценка времени. // Экспериментальная психология, 1978. 4 вып. - С. 83-155.

119. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном произведении. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 229 - 238.

120. Хоровитц Ф.Д., Байер О. Одаренные и талантливые дети: состояние проблемы и направление исследований. // Общественные науки за рубежом. Р.Ж. Серия Науковедение, 1988. №1.

121. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. // Развитие и диагностика способнотсей. М.: Наука, 1991.

122. Штраугольд X., Хейл Т. Общие вопросы физиологических механизмов. М.,1970. — 132 с.

123. Элькин Д.Г. Восприятие времени. — Одесса: Изд. ГУ, 1962. — 365 с.

124. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.

125. Эпстайн Д. // Красота и мозг. М.: Мир, 1995.

126. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989.

127. Anderson С.М., Holroyd Т., Bressler S.L. et al 1/f — like spectra in cortical and subcortical brain structures: a possible marker of behavioral state — dependent self — organization. In Proc. 12th Int. Conf. Of noise in

128. Physical Systems and 1/f Л Fluctuations, N.Y.: AIP Press, 1993. p. 737 -740.

129. Ascherleben G., Bachmann T. Cognitive contributions to the perception of spatial and temporal events // Advances in psychology, 1999. V. 129. P. 236-262.

130. Bak P., Paczuski M. The dynamics of fractals. // Fractals, V. 3, P. 415 -429(1995).

131. Brown H. The interplay of set content and temporal context in a functional theory of tonality perception // Music Perception, Spring 1988. Vol. 5(3). P. 219-249.

132. Coons E., Kraehenbuehl D. Information as a measure of structure in music // Journal of Music Theory. 1958, V. 2. P. 127-161.

133. Demorest S.M., Serlin R.S. The integration of pitch and rhythm in musical judgment: Testing age — related trends in novice listeners // Journal or Research in Music Education, Spring Vol. 45 (1). 1997. P. 67-79.

134. Dowling W.J. Development of musical schemata in children spontaneous singing // Cognitive Processing in the perception of Art / W.R. Crozier, A.J. Chapman (Eds.). New York, 1984. P. 145-183.

135. Efron R. The duration of the present // Ann. New York Acad. Sci. — 1967.-V. 138-P. 713-719.

136. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N.Y.: Mc.-Gaw Hill, 1967.

137. Jouides J., Wager T., Badre D. Memory Neuroimaging // Encyclopedia of the Human Brain, 2003. V. 2. P. 797-817.

138. Kluwe RH., Rosier F. (Ed.) Principles of Learning and Memory. Boston Berlin, 2003. - P. 367.

139. Kotarska H., Kaminska B. Tests of musical achievement for school — age yoth. Warsaw: WSIP, 1984.

140. Leman M. The theory of tone semantics: Concept, foundation, and application // Special Issue: Music and cognition. Minds and Machines. Nov. 1992. Vol. 2 (4). P. 345 363.

141. Mandler G. Mind and body: Psychology of emotion and stress. New York: Norton, 1984.

142. Manturzewska M. Psychological determinants of success in studying music. Warsaw.: COPSA, 1974.

143. Manturzewska M., Kotarska H. (Eds.) Selected issues in the psychology of music. Warszaw: WSIP, 1990.

144. Mednich S.A. The associative basis of the creative process. // Psychol. Review, 1969. №2. p. 220-232.

145. Michon J., Jackson J. Attentional effort and cognitive strategies in the processing of temporal information // Ann. N.Y. Acad. Sei. 1984/ - V. 423/-P. 258-321.

146. Muscha T. Biological information and 1/f fluctuations. Japan J. Appl. Phus., 1943, V. 11 - p. 429-435.

147. Muscha T., Yamamoto M. 1/f — like fluctuation of biological rhythm. Proc. 13-th Int. Conf. Noise in Physical systems and 1/f fluctuation, Singapore, 1995, p. 22-31.

148. Riley M.A., Turkey M.T. Variability and Determinism in Motor behavior // J. of Motor behavior, 2002. v.34, №2.

149. Seashore C.E. The Psychology of Music. New York: McGraw Hill, 1930.

150. Sternberg R. General intellectual ability. // Human abilities by R. Sternberg. 1985. p. 5-31.

151. Thurstone L.L. The nature of intelligence. N.Y.: Harcourt brace and company. INC. 1924.

152. Thurstone L.L., Thurstone T.G., Factorial studies of intelligence //Psychometric Monographs. 1941. № 2.

153. Torrance E.P. Guiding creative talent. — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice Holl, 1964.

154. Villa G., Gainotti C. et al. double dissociation between temporal and spatial pattern processing in patients with frontal and parietal damage // Cortex. 1990. - V.26. - P. 399-409.

155. Wechsler D. The measurement of adult intelligence. 3-d ed Baltimore Williams &Wilkins, 1994.

156. Wellek A. Musikpsychologie und Musikästhetik. Mainz, 1963.

157. Woodrow H. Time perception // Handbook of experimental psychology. 1967. - P. 167-189.

158. Yasue Sh., Munakata K., Kato M., Mori S. Calculation of the power law index for a time series by means of its fractal dimension // Fractals, 1996. V. 4., n. 3 - P. 265 - 271.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.