Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Мизонова, Наталья Григорьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат наук Мизонова, Наталья Григорьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Стр
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ 17 ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
1.1. Русская национальная культура как синтез мировой европейской и русской культуры
1.1.1. Костюм в системе русской культуры и язычества
1.1.2. Костюм в системе русской христианской культуры
1.1.3. Влияние Петровских реформ на русскую культуру и костюм
1.2. Активизация использования народных мотивов в искусстве и костюме в период русского модерна
1.2.1. Стилистика и иконография стиля модерн
1.2.2. Модерн и русское национальное искусство
1.2.3. Роль русских театральных и станковых художников в создании образа русского костюма и одежды языческой Руси
1.3. Народные и национальные мотивы в русском костюме конца XIX - начала XX века
1.3.1. Начало и характер использования русских национальных мотивов в официальной моде
1.3.2. Влияние стилистики русского костюма на творчество западных модельеров 41 ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕМЫ РУССКОГО ИСКУССТВА И КОСТЮМА ХУДОЖНИКАМИ XX ВЕ- 56 КА
2.1. Опыт, принципы работы с народным костюмом и теоретическое 56 наследие Н.П. Ламановой и ее последователей
2.2. Использование принципов построения народного костюма в 61 творчестве российских художников 20-х -50-х годов XX века
2.3. Практическое и теоретическое наследие художников ОДМО в об- 67 ласти развития методов работы с народным костюмом
2.4. Влияние русского костюма на европейскую моду 76 ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В МОРФОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В.М. ЗАЙЦЕВА: ИСТОЧНИКИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ 90 3.1. Основные источники и аналоги творчества В.М. Зайцева 90 3.1.1 .Влияние русского народного искусства, традиций иконописи и 90 ивановского текстильного рисунка
3.1.2.Влияние мотивов Возрождения и русского модерна
3.1.3.Продолжение и развитие классики мировой моды XX века
3.2. Структура и семиотика авторского языка В.М. Зайцева
3.2.1. Роль станкового искусства в развитии творческого почерка В.М. Зайцева
3.2.2. Принципы авторского языка в проектной графике
3.2.3. Принципы художественного языка в моделях и коллекциях. 120 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136 ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 13 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 13 9 ПРИЛОЖЕНИЯ 144 П1.1. Работы театральных художников 145 П1.2. Примеры использования русских мотивов модельерами Фран- 149 ции, Англии, Италии
112.1. Примеры псевдонародных образцов костюмов для ивановской
художественной самодеятельности
П2.2. Иллюстрации работ художников ОДМО
П2.3. Народные мотивы в работах ивановских модельеров 165 ПЗ .1. Творческие параллели в живописи Караваджо и фотоживописи
В.М.Зайцева
П3.2. В.М. Зайцев: Цитаты исторических стилей
ПЗ.З. Образцы ивановских тканей из музея ивановского ситца
П3.4. В.М. Зайцев: Цвет
ПЗ.5. В.М. Зайцев: Форма и декор
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Стилевая эволюция костюма в предметно-пространственной среде Санкт-Петербурга XVIII – начала XXI века: комплексное исследование2023 год, доктор наук Ванькович Светлана Михайловна
Классификация системных составляющих костюмных комплексов коренных народов Дагестана2017 год, кандидат наук Серова, Татьяна Михайловна
Художественное проектирование современного костюма с использованием русских народных традиций2022 год, кандидат наук Неоронова Алиса Павловна
Традиции ивановского текстиля в промышленном дизайне набивных тканей второй половины XX века.2020 год, кандидат наук Савина Наталья Владимировна
Художественная структура авторского женского костюма в проектной культуре последней трети XX - начала XXI вв.2010 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Майя Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
Современная мода меняется с возрастающей скоростью и характеризуется активным смешением элементов стилей, приемов и принципов, которое в недавнем прошлом было недопустимо. «Mix» стал ключевым термином во многих областях жизни, в том числе, в искусстве и моде. В ускоряющемся процессе модных изменений пока ещё существует постоянная тема - образы, взятые из традиционных культур и этнографии. Однако эти мотивы также трансформируются, в результате чего национальные составляющие, расчлененные на фрагменты, теряют свою индивидуальность.
Исчезновение национальных знаков в костюме является сигналом потери национальной культуры подобно утрате языка, что сегодня стало одной из наиболее актуальных проблем для целого ряда научных направлений в философии, политологии, культурологии, социологии, лингвистике. Все большее влияние на общество оказывает массовая культура, оттесняя культуру настоящую, которая, по мнению Т.В. Козловой, «...воплощается в предметах потребления, формируется как производителями, художниками, так и самими потребителями. Ибо воспитательная роль самих изделий для потребления огромна: в этом заключается ответственность художника и производителя перед людьми, приобретающими эту продукцию»1.
Сохранение национальных традиций в костюме является актуальной задачей для отечественной культуры и искусства, в том числе, для искусства костюма.
Сложившаяся в советский период практика оценки только коллективных результатов творчества привела к исчезновению профессиональных авторитетов. Это, в свою очередь, обусловило деградацию вкусов потребителей одежды и к падению патриотической составляющей общественного сознания. Анализ
1 Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Учебник для вузов //М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005, с. 104.
статистического опроса студентов ивановских вузов показал, что сегодня молодежь знает гораздо больше имен западных художников, чем российских, что негативно влияет на покупательский спрос на отечественную продукцию. Возвращение уважения к творческой индивидуальности, активизация интереса к работам российских художников и к товарам отечественной индустрии, является актуальной задачей.
Практика последних десятилетий подтвердила факт зависимости степени влияния рейтинга художника на характер развития культуры и моды. Для России это положение особенно важно. Здесь всегда востребованы не только авторитеты в области культуры, искусства и дизайна костюма, но и их ориентация на национальную культуру.
Учитывая значимость названных проблем, важно определить, от каких факторов зависит и в чем конкретно выражается деструктивный процесс исчезновения национальных и народных традиций в искусстве костюма, и как можно ему противостоять. Необходимо найти механизмы внедрения в массовое сознание идей, развивающих художественные вкусы и способствующих возрождению национального достоинства и патриотизма. В области искусства и дизайна костюма действенным средством такого влияния могут быть образцы творчества признанных художников-модельеров, использующих в своих работах тему национального искусства.
Показательно, что самые знаковые дизайнеры России обращались к национальным и народным традициям и продолжают с ними работать. Известно, что одной из первых среди российских модельеров в 20-е годы XX века обратилась к этому источнику творчества Н.П. Ламанова, и ее костюмы с использованием русских народных традиций были отмечены престижными международными наградами. Значимость влияния ее работ на развитие теории моделирования костюма, рассматривалась многими авторами. В силу различных причин развитие теоретических и практических основ ее творческого наследия было приостановлено на десятки лет. Внимание теоретиков и практиков предвоенного и послевоенного советского периодов переключилось на изучение собственно
5
народного искусства, а не на принципы его использования в моделировании костюма.
Другим убедительным примером эффективного применения традиций национального и народного искусства в костюме служит опыт Общесоюзного Дома моделей одежды. Работы многих художников «третьего поколения», выпускников Московского текстильного института им. А.Н. Косыгина, стали основой для международного признания советской школы моделирования. Эти модельеры, продолжая традиции нескольких поколений лучших российских мастеров, постоянно подтверждали актуальность использования народного костюма в современной одежде, показывали его художественные достоинства и практичность. Примерами творческих находок могут служить русские сапожки В.И. Араповой, ставшие классическим видом обуви, вечернее платье «Россия», выполненное Т.А.. Осьмеркиной в 1967 г., бывшее в течение нескольких лет хитом множества модных журналов. Стеганые ватные куртки Ю.Н. Денисовой, взятые из тяжкого быта колхозной деревни и превращенные художником в удобную и демократичную одежду, стали прообразом будущих пуховиков.
Одним из известных членов этого коллектива был В.М. Зайцев, постоянно работавший с наследием русского искусства и костюма и народными традициями. Сегодня он является одним из лидеров творческого сообщества профессиональных модельеров России демонстрирует убедительный синтез соединения мотивов русского искусства и костюма с успешной модной практикой. Такой результат позволяет рассчитывать, что анализ творческих принципов и художественных приемов этого художника может стать одним из слагаемых для теоретической базы модельеров, продолжающих развивать и осваивать эту тему.
Учитывая важность решения проблемы сохранения национальной составляющей отечественного моделирования, можно утверждать, что поиск и получение этих результатов является актуальной задачей.
Вышесказанное определило основную цель и задачи исследования:
Цель диссертации - анализ художественного проектирования костюма с
6
использованием традиций национальной культуры на основе изучения творчества российских художников-модельеров XX века; выявление практических методов работы, актуальных в современной дизайнерской практике.
Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:
- определяются причины возникновения периодов активного использования в костюме традиций русской национальной культуры;
- оценивается роль модельеров, представляющих отечественную культуру и костюм на высоком художественном уровне;
- определяется система методов и приемов проектной работы, обеспечивающих высокий художественный уровень творческой практики художников-модельеров, использующих традиции русской национальной культуры.
Объект, предмет, материал, границы исследования
Объектом исследования является практика творческой работы российских художников-модельеров XX века.
Предмет исследования - методы и приемы художественного проектирования костюма ведущих художников-модельеров России.
Работа построена на анализе материалов по истории, теории и практике отечественного декоративно-прикладного, народного искусства и искусства костюма.
Выбор и организация материала подчинены задачам исследования. Временные границы исследования: период с конца XIX века до настоящего времени.
В главе 1, посвященной рассмотрению русской национальной культуры, границы исследования базируются на анализе литературного и иконического материала с периода языческой Руси до конца XIX века
В 2 и 3 главах рассматриваются примеры использования народных традиций в костюме от начала XX века до наших дней.
Степень теоретической изученности темы
Поскольку структура настоящей диссертационной работы базируется на взаимодействии разных отраслей науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения, можно выделить несколько групп авторов, в трудах которых рассматривались вопросы, близкие к теме исследования.
Среди большого числа ученых, прежде всего, следует выделить авторов фундаментальных трудов в области философии культуры: Л.Н. Гумилева (этнос в истории и культуре), Д. С. Лихачева (Экология русской культуры), Ю.М. Лотмана (Беседы о русской культуре), В.О. Ключевского (История России), Б.А. Рыбакова (Язычество древних славян, Рождение Руси) и т.д.
В области теории, методологии и практики художественного проектирования костюма необходимо отметить работы Н.П. Бесчастнова, Д.Ю. Ермиловой (композиция костюма и история домов моды), Т.В. Козловой (прогнозирование стилей и моды), Ю.В. Назарова (постсоветский дизайн), Ф.М. Пармона (композиция костюма), Г.И. Петушковой (теория симметрии), И.Н. Савельевой (проектирование одежды различного назначения), P.A. Степучева (костюмографи-ческий язык).
Проблемами, связанными с народным костюмом и использованием его традиций в современном искусстве костюма и моделировании занимались такие авторитетные авторы, как Н.М. Калашникова (история народного костюма), М.Н. Мерцалова (история костюма) Ф.М. Пармон (народный костюм и систематизация кроя одежды различных регионов России), И.Н. Савельева (закономерности гармонии в костюме народов России). Большинство этих авторов детально исследовало морфологию костюмографического языка различных народов, в том числе, русского.
Литературу, посвященную рассмотрению особенностей русского костюма и использования традиций национальной культуры в моделировании и дизайне костюма, можно разделить на несколько основных видов:
- издания, посвященные описанию и систематизации костюма;
- издания, дающие информацию об основных видах кроя народной одежды и
8
возможностях его использовании в современной одежде;
- издания альбомно-справочного типа;
- издания смешанного типа.
Объем научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов использования русских традиций в искусстве современного костюма, невелик по сравнению с работами, посвященными русскому костюму. Возможно, причиной дефицита исследований по этой теме является то, что сегодня в мире немного авторитетных художников, использующих в творчестве черты культуры страны, которую они представляют. Исключениями из этого правила можно считать работы отдельных российских и японских авторов. В России советского периода было принято выдвигать на первый план результаты коллективного творчества, а термин «индивидуальность» имел негативный оттенок. Поэтому в работах советских аналитиков оценка влияния работ того или иного художника на процессы развития стилевых особенностей костюма либо отсутствовала, либо была минимальной.
Книг, посвященных анализу принципов работы художников, успешно работающих в этой области, практически нет.
Брошюра И.П. Работновой «Русская народная одежда» была одним из первых изданий советского периода, в котором рассматривались особенности русской народной одежды. Автор обратилась к определению структуры понятия «народный костюм», рассмотрела его связь с орнаментом и особенности цветового решения. Костюм рассмотрен как самостоятельное явление, без связи с культурным контекстом эпохи. Попытка определить роль художника в развитии народных традиций в костюме была предпринята М.Н. Мерцаловой в книге «Поэзия народного костюма». В книге представлены примеры отдельных, наиболее знаковых и значимых элементов комплектов народного костюма и показаны разные области их использования - от уникальных до промышленных образцов костюмов для народных ансамблей. Впервые была сделана попытка рассмотреть творчество отдельных художников, работающих с использованием
мотивов традиционного русского костюма; в частности, глава «Из страны ива-
9
новского ситца» посвящена творчеству В.М. Зайцева. Однако, опыт М.Н. Мер-цаловой не получил дальнейшего развития. В других изданиях этого периода личность художника вновь ушла в тень. В популярных в профессиональной среде 70-х годов XX века монографиях Г.С. Гориной, А.Ф. Бланк и З.М. Фоминой давались сведения об основных правилах и приемах народного кроя и примеры методов построения лекал. В аналитических работах Р.В. Захаржевской предлагалась типология костюма по виду взаимодействия формы одежды и тела, и представлялись варианты сочетания цвета и формы. Роль материала в создании стиля в костюме описана JI. М. Горбачевой, Д.Ю. Ермиловой и Е.И. Косаревой, у которых моделирование костюма рассмотрено в общекультурном контексте, поставлены вопросы отражения в костюме стилевых признаков эпохи. В работах P.M. Кирсановой русский костюм анализируется как средство психологической характеристики персонажей в произведениях литературы и живописи на основе рассмотрения всего спектра русского костюма с указанием сословных и культурных значений одежды.
Позднее в книгах Ф.М. Пармона были приведены примеры использования народных традиций в современном костюме, но этими примерами являлись, как правило, проектные работы (эскизы) самого автора или студентов. Основное внимание автор уделил методике изучения подлинников из музейных собраний и его личных коллекций. Безусловным достоинством книги является представленная в ней систематизация кроя комплектов костюма, головных уборов и обуви различных регионов России.
Обширный иллюстративный материал представлен в книгах A.A. Васильева, подробно и документально освещающих русскую моду за два столетия.
Во всех этих трудах творческие методы отдельных художников не являлись объектами исследования.
В зарубежной научной литературе русский костюм представлен фрагментарно, в основном, в общих обзорах. Примеры и анализ работ современных российских дизайнеров чаще всего приводятся на фоне изучения работ западг
ных художников. Костюм обычно упоминается в контексте других видов исг
10
кусства, например, в связи с архитектурой, дизайном предметной среды, искусством и т.д.
Презентации образцов русского костюма, представляемого в хронологической последовательности или по принципу региональных или социальных особенностей, постоянно пополняется публикациями в периодических и популярных изданиях. Авторы этих изданий обычно не ставят перед собой задач исследования причин изменения и развития одежды, уделяя основное внимание иллюстративному и описательному материалу.
Сегодня работы художников, использующих на практике традиции национального и русского народного костюма, чаще представляются в периодике, чем в альбомах и иллюстрированных энциклопедических изданиях. Существующий объем научной литературы, посвященной народному костюму и использованию народных мотивов в костюме XX века, значительно превосходит количество публикаций, посвященных творчеству отдельных художников. Творческие методы художников в этой литературе, как правило, не рассматриваются. Анализ использования темы народного костюма недостаточно разработан теоретиками моды, хотя для практикующих дизайнеров, педагогов и студентов учебных заведений этот материал сегодня необходим.
Такое исследование можно выполнить на основе анализа творчества одного из наиболее известных русских модельеров нашего времени В.М. Зайцева, в течение полувека успешно представляющего тему русского национального искусства и костюма.
Методы исследования
В качестве основного метода выбран системно-исторический метод исследования творческих приемов художников, показавших убедительный художественный результат.
Для определения закономерностей и особенностей творчества художников, работающих в разных временных границах, использован метод сравнительного анализа.
Исследование построено на междисциплинарной основе с привлечением понятий и методов истории и теории искусств, теории проектирования костюма, этнографии, теории живописи.
В исследовании применен семиотический подход к изучению одежды с выделением общих и индивидуальных принципов построения костюма при использовании автором темы русского народного искусства. В качестве основного метода использован структурный анализ иллюстративного материала.
Для получения результатов социологического опроса молодежи (анкетирования) о российских и западных художниках использован метод статистического анализа.
Научная новизна исследования
1. Определено, что в творчестве всех знаковых художников русской школы моделирования постоянно использовались традиции русского народного искусства и костюма (художники русского модерна, Н.П. Ламанова, художники ОДМО, В.М.Зайцев).
2. Проанализированы творческие методы ведущих российских художников, работающих с народным костюмом.
3. На примерах творчества знаковых модельеров XX века доказана зависимость характера использования национальных и народных мотивов в костюме от политических, экономических и модных тенденций времени.
4. Определены периоды и причины формирования периодов наиболее активного использования русского искусства и костюма в творчестве ведущих западных художников и типичные приемы их работы в этой области.
5. Выявлены причины появления псевдонародных вариантов костюма и сформулированы признаки, отличающие такие решения от грамотного использования народных традиций.
6. Показаны принципы отбора образных аналогов и их влияние на творческий почерк художника-модельера. На примере творчества В.М. Зайцева проанализировано влияние стилевых течений и особенностей творческой биографии на
12
становление авторской манеры.
7. Проанализированы и сформулированы творческие приемы соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы). 1
Научная и практическая значимость исследования
Впервые в данной научной работе поставлен вопрос о месте и роли художников, использующих народные традиции в творчестве, в воспитании патриотизма и поворота приоритетов потребителя к товарам отечественного производства. На основе результатов статистического обследования студенческой аудитории разных вузов, подтверждено, что молодежь в настоящее время знает гораздо больше имен западных, чем российских модельеров.
Проанализированы и систематизированы приемы использования народных традиций несколькими поколениями российских модельеров XX века. Показано влияние русского костюма на европейскую моду. Впервые подробно проанализировано творчество одного из ведущих российских модельеров В.М. Зайцева с точки зрения его национального содержания. Введен в научный оборот новый изобразительный материал, отражающий эти положения и примеры работ ивановских модельеров, использовавших его творческие приемы.
Разработана методика анализа и сравнения авторской графики, художественного проектирования и практического моделирования. Рассмотрены варианты использования темы национального искусства в творчестве различных художников. Проведена систематизация творческих методов художников-модельеров, позволяющая оптимизировать выбор практических путей работы над костюмом с использованием национальных мотивов. Применение этих результатов может быть использовано в практике работы художников-дизайнеров и студентов в области искусства и дизайна костюма, искусствоведения и культурологии.
Полученные теоретические и практические выводы применяются в работе промышленных текстильных и швейных предприятий, работающих с ассортиментом, использующим традиционные материалы и технологии. Методика применяется в практике работы Всероссийской Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла». Результаты исследования используются в методике преподавания на кафедрах, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Искусство костюма и текстиля». Около 10 лет основные положения и выводы работы являлись руководством при разработке дипломных проектов и студенческих коллекций костюмов, неоднократно удостоенных Гран-при на международных конкурсах работ молодых дизайнеров (Хумень (Китай), Витебск (Белоруссия), Донецк (Украина), Сочи, Москва, Пермь, Иваново, и др.), выполненных под руководством автора.
Апробация и внедрение результатов исследования
Результаты работы доложены и одобрены на научных конференциях: Международных НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2000») Иваново, 2000, 2004, 2008; Международной НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс -2001»), Иваново, 2001; Международной НМК «Пути совершенствования подготовки специалистов для текстильной промышленности», Москва, 27-29 марта 2002; На 2-й - 5-й Всероссийских научно-практической конференциях «Современные технологии в дизайн - образовании», Сочи; научно-практической конференции «Морфология обряда народная одежда» , 2008, Иваново; 15-й Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт и новые технологии», 27-30 июня 2012, Санкт-Петербург; Международной НК «Человек завтрашнего дня: взгляд с позиции науки и взгляд с позиции искусства», 20-22 сентября, Иваново. По теме диссертации проведены мастер-классы в рамках всероссийских конференций в Сочи, Н. Новгороде, Ярославле, Иванове.
Большая часть положений диссертации внедрена в систему художественного образования в виде программ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля».
Положения, выносимые на защиту
1. Роль художников по костюму, работающих с использованием народных традиций, в воспитании патриотизма и ориентации потребителя на товары отечественного производства
2. Наиболее значимые достижения российских модельеров XX века, получившие международное признание, связаны с использованием в костюме традиций русского национального искусства и костюма.
3. Образ костюма языческой Руси, созданный художниками модерна в книжной графике и сценографии, сегодня воспринимается как реальный исторический артефакт в России и за рубежом.
4. Дискредитация народных традиций в костюме псевдонародными имитациями. Признаки, отличающие псевдонародные варианты от подлинников и художественно грамотных решений.
5. Использование мотивов русской культуры и русского костюма западными модельерами. Возникновение и практика использования экзотического стереотипа «русского стиля» в творчестве западноевропейских художников..
6. Значение и влияние аналогов на творческий почерк художника-модельера (на примере творчества В.М. Зайцева).
7. Описание и анализ творческих приемов соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы).
Публикации
По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе, 5 в изданиях, предусмотренных Перечнем ВАК.
Структура и объем диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 143 страницы машинописного текста, список литературы включает 95 наименований. Объем приложения 47 составляет страниц.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИКИ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО
КОСТЮМА
1. 1. Русская национальная культура как синтез мировой европейской и русской культуры
Русская национальная культура представляет собой бескрайнюю систему творений безымянных и прославленных творцов, которая постоянно живет и обновляется, смыкаясь и обмениваясь своими проблемами, поисками и находками с великим океаном мировой культуры. Все области культуры -архитектура и скульптура, литература и фольклор, музыка и театр, живопись, декоративно-прикладное искусство, религия и дизайн - тесно связаны друг с другом в пространстве и во времени. Д.С. Лихачев с присущей для его языка образностью сформулировал существование этого вечного взаимодействия, соединив алгебру с гармонией в двух точных фразах: «Наши корни -это не только древняя русская литература и русский фольклор, но и вся соседствующая нам культура. У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев» [1].
Культура России, так же, как и культура любой другой страны мира, органично приняла в свой арсенал множество достижений других стран и народов. «Сейчас, в XX столетии, мы понимаем и ценим в прошлом не только классическую античность. В культурный багаж человечества прочно вошло западноевропейское средневековье, еще в XIX веке казавшееся варварским, «готическим», византийская музыка и иконопись, африканская скульптура, эллинистический роман, фаюмский портрет, персидская миниатюра, искусство инков и многое, многое другое. Человечество освобождается от «евроцентризма» и эгоцентрической сосредоточенности на настоящем» [2].
С момента своего зарождения культура России постоянно развивалась, принимая в свою матрицу множество новых элементов, отражающих черты географических и временных изменений ее истории. Положение о том, что
различные влияния других культур вносили свою лепту в русскую культуру, на сегодняшний день является бесспорным для большинства историков, культурологов и других специалистов. Однако, вопрос о том, какие из влияний являются основными, исследователями трактуется по-разному. Большинство ученых сходятся во мнении, что культура России - прежде всего симбиоз культур Византии и Востока.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Выявление образно-информационной структуры современной российской моды1999 год, кандидат технических наук Секачева, Оксана Валентиновна
Художественные традиции народного костюма адыгов в контексте современного дизайна одежды2023 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Формирование художественных принципов дизайна современной авторской одежды на основе традиций адыгского костюма2022 год, кандидат наук Кидакоева Нафисет Зауровна
Сакрально-смысловое и семиотическое наполнение традиционного удмуртского костюма в современном дизайне2021 год, кандидат наук Сазыкина Ирина Анатольевна
Народный костюм в контексте традиций российской культуры1999 год, доктор культурол. наук Калашникова, Наталья Моисеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мизонова, Наталья Григорьевна, 2013 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Лихачев, Д.С. Заметки о русском // М.: Сов. Россия, 1984. с.7
2. Лихачев, Д.С. Первые семьсот лет русской литературы // В кн. «Изборник» М.: «Художественная литература», 1969
3. Лихачев Д.С. Русская культура // М.: Искусство, 2000, стр.22) Там же, стр. 33)
4. Гумилев, Л.Н. Этнос и биосфера земли, Л.: Гидрометеоиздат, 1990, с. 174
5. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре // СПб: «Искусство - СПБ», стр.8
6. Богуславская, И.Я. О трансформации орнаментальных мотивов, связанных с древней мифологией, в русской народной вышивке // В сб. «Труды VII МКАЭН», т. VII, М.,1970; 7.
7. Динцесс, Л.А. Древние черты в русском народном искусстве / История культуры Древней Руси, т. II // М.-Л.: «Искусство», 1951.
8. Алпатов, М.В. Древнерусская иконопись // М.: «Искусство», 1984 , 330 с.
9. Ключевский, В.О. Памяти С.М. Соловьева // «Научное слово», 1904, кн. VIII, с.127
10. Рыбаков, Б.А. Древние элементы в русском народном творчестве // «Советская этнография», 1948, №1
11. Стасов, В.В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева, СПб., 1872.
12. История культуры России // М.: Изд. о-ва «Знание» РФ, 1993, стр.51
13. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры // М. 1992, с.80
14. Работнова, И.П. Вышивка // В кн. «Русское декоративное искусство», т.Ш, М., 1965; с.127
15. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века // Л.: «Художник РСФСР», 1979, стр.6
16. Васильев, А. Русская мода // М.: Слово/slovo, 2004
17. Сарабьянов, Д.В. Стиль Модерн //М.: «Искусство». 1989
18. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976, - 284с.
19. Верижникова Т.Ф. Иван Билибин // СПб,: «Аврора», 1992.
20. Луфарь С.М. Дягилев // М.: «Искусство», 1994, с.144
21. Васильев, А. Красота в изгнании // М.: Слово/slovo, 1998. - 480с.
22. Козлова, Н.Б. С любовью из Парижа - Ив Сен-Лоран // Мат. XV международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии» С-П., 2012, 600. - с.275 - 281
23. 50 лет советского искусства. Художники театра // М.: Советский художник, 1969.
24. Соколова, Н.И. В.Ф. Рындин // М.: «Советский художник»: М., 1971
25. Экстер А. В конструктивной одежде. «Ателье», 1923, с.З
26. Ламанова Н.П. «Русская мода» («Красная Нива», № 30, 1923 г.) и «О современном костюме» («Красная Нива», № 27, 1924 г.)
27. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма // М.: Советский художник. 1972. 110 с.
28. Арманд, Т. Орнаментация ткани, М,- Л., «Академия», 1931, стр. 103
29. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды // М.: «Легкая индустрия», 1974, 184 с.
30. Захаржевская, Р. Костюм или эскиз костюма?// «Советская культура», 10 окт., 1974 г.
31. Козлова, Т.В., Ильичева, Е.В. Стиль в костюме XX века / Учебное пособие для ВУЗов // М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003, 160 с.
32. Щипакина, A.A. Мода в СССР. Советский Кузнецкий 14// М.: Слово / Slovo, 2009, 392 с
33. Работнова, И.Г1. Русская народная одежда // М.: Легкая индустрия, 1964, 65с.
34. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма // М.: «Молодая гвардия», 1975, 192 с.
35. Бланк, А.Ф., Фомина, З.М. Русская народная одежда и современное платье // М.: Легкая промышленность», 1982
36. Маслова, Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX - нач. XX в. // М.: «Наука», 214 с.
37. Пармон, Ф.М. Русский народный костюм // М.: Легпромиздат, 1994, 271 стр.
38. Пармон, Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификация в аспекте проектирования современного костюма) // Автореферат дис. на соискание д-ра искусств. М., 1991.
39. Кирсанова, Р.Б. Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 в.в.: Опыт энциклопедии // М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, 383 с.
40. Русский костюм 1750 -1917 (в пяти выпусках) // М.: Всероссийское театральное общество, 1961 г.
41. Коршунова, Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века из собрания государственного Эрмитажа// Ленинград: «Художник РСФСР», 1979. -281 с.
42. Молотова, Л.Н.,Соснина, H.H. Русский народный костюм из собрания государственного музея этнографии народов СССР // Л.: Художник СССР, 1984, 223 с.
43. Русский народный костюм, Государственный Исторический музей // М: «Советская Россия», 1989. -312 с.
44. Костюм в России XV- начало XX века из собрания государственного исторического музея /под редакцией Е.Р. Беспаловой // М: «Арт-родник», 2000, 231с.
45. «Для памяти потомству своему...» Народный бытовой портрет в России // М: «Галактика Арт», 1993, 271 с.
46. Народный костюм пензенской губернии конца XIX- начала ХХв. // ИФ «Пеликан», Пенза, 2007, 355с.
47. Трой, Н.Дж. Культура Кутюра: исследование современного искусства и моды // М.: «Искусство», 2007, 263с.
48. История моды с XYIII по XX век. Коллекция Института костюма Кио-то//М.: Арт-родник, 2003. 736с.
49. «Мода и стиль». Современная энциклопедия «Мода и стиль» / Под научной редакцией А. Черновой // М.: Авента + 2002, 480 с
50. Десландрекс, И., Мюллер, Ф. История моды в XX веке
51. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров // Konemann, 2000, 210с.
52. Ермилова, Д.Ю. История домов моды // М.: Академия, 2003.
53. Орлова, J1.B. Азбука моды // М.: Просвещение. 1988, 176 е.: ил.
54. Ригельман, А. История, или повествование о Донских казаках // М.: Императорское общество истории и древности Российских, 1846. -154 с.
55. Козлова, Т.В. Художественное проектирование костюма // М.: МГТУ им. А.Н.Косыгина, 1982, 184с.
56. Козлова, Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Учебник для вузов //М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005, 380с
57. Калашникова, Н. М. Традиционный костюм народов России 19-20 веков [Текст] : учебное пособие / Н. М. Калашникова. - СПб.: СПГУТД, 1996. - 134 с.
58. Бережнова, M.JT. Русский народный костюм сегодня: существует ли он? // Труды VI конгресса этнографов и антропологов России. 28 июня-2 июля, Санкт-Петербург, 2005. С. 136.
59. Глебушкин, С.А. Эволюция взгляда на русский народный костюм // Мат. XV международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии», СПб., 2012, 600 с. С. 319- 325
60. Таланова, J1.B. Этнический стиль в современном костюме // Мат. XV международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии» С-П., 2012, 600 е., с.346- 350
61. Савельева, И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России [Текст] : Моногр. / И. Н. Савельева. - М. : Информ-Знание, 2002. - 296с. : ил.
62. Калашникова, Н. М. Этнические традиции в кулыуре современного города// Этнокультурные процессы. Традиция и современность. М., 1991. С. 69-81.
63. Калашникова Н. М. Фольклорное направление в культуре XX века// Художественное моделирование и народные традиции. Материалы 2-ой Международной конференции. СПб., 1998. С. 33-38.
64. Ламбер Ж. // М.: Арт-родник, Taschen, 2004. -96 с.
65. Соловьев, В.Л. Болдырева. М.Д. Ивановские ситцы // М.: Легпромиздат, 1987, 224 с.
66. Иваново. Агитационный текстиль 1920-х годов из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина // М.: «Первая публикация», 1910, 476 с.
67. Арсеньева, Е.В. Ивановские ситцы // JL: Художник РСФСР, 1983, 216 с.
68. Зайцев, В.М. Слава Зайцев. Тайны соблазна // М:, «Искусство XXI век» 2006, 320с., илл.
69. Зайцев, В.М. Такая изменчивая мода// М.: Мол. гвардия, 1980, 206 с, ил.
70. Татаринова-Карпенко, А. Магистр или тайна восьми жизней Вячеслава Зайцева // СПб.: «Свободные художники Петербурга», 2011, 240с.
71. Котов, В. Альбом «Государственный музей Палехского искусства» // М.: «Изобразительное искусство», 1975, 166 с.
72. Golpin P. Balenciaga Paris // Tames and Huston Ltd, London, 2006, 228p.
73. Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси // Л.:Аврора, 1970
74. Некрасова М.А. Палехская миниатюра //Л.: Художник РСФСР, 1983, 368 с илл.
75. Ефимова Л.В. Русский народный костюм (ГИМ)// М.: Советская Россия, 1989.-310с.
76. Козлова Н.Б. Магия русского стиля // М.: Московские учебники, 2008, 512с.
77. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX - нач.XX века // «Наука», М., 1984
78. Козлова Т.В., Мизонова Н.Г. Использование русских национальных мотивов в мировой моде // Изв. ВУЗов «Технология текстильной промышленности», 2013. - № 2. - С.108-115.
79. Мизонова Н.Г. Творчество В.М. Зайцева и модерн: совпадение идей и приоритетов // Изв. ВУЗов «Технология текстильной промышленности», 2010. - № 8. - С.45-49.
80. Мизонова Н.Г. Ткань 2000: торжество фактуры (после Premier vision) // Швейная промышленность, 2000. - №1.- С.26-30.
81. Мизонова Н.Г. Умная красота // Вестник актуальных прогнозов, 2010. -№22. - С.45-48.
82. Мизонова Н.Г. Знаки нашего времени // Текстильная промышленность, 2003. - №4. - С.92-94.
83. Мизонова Н.Г. Мода как резонатор уровня демократии // Fashion Collection, 2008. - №47. -С.28-39.
84. Мизонова Н.Г. Humen cup конкурс молодых дизайнеров Китая // International textiles, №1 (48) 2012.
85. Мизонова Н.Г. Мода и ткань: закономерности и исключения // Вестник ИГТА, 2006. - №4.. - С. 138-142.
86. Мизонова Н.Г. Ему это дано (О Вячеславе Зайцеве) // Журнал «Свои», 2011. - № 8. - С.8- 12
87. Мизонова Н.Г. Текстиль и мода: региональные особенности // Директор. №
10, 2000, с.39.
88. Мизонова Н.Г. Ткань 2000. Торжество фактуры // В зеркале текстильной и легкой промышленности, 2000. - №1. - С. 16-17
89. Мизонова Н.Г. Текстиль и мода: региональные особенности // Тезисы Международной НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2000»). Иваново, 2000. - С.25.
90. Мизонова Н.Г. Мировая мода и российский региональный текстиль. В зеркале текстильной и легкой промышленности, 2000. - № 5/6. - С.2- 3
91. Мизонова Н.Г. Глобальная мода и национальная традиция // Рынок легкой промышленности, 2001. - №10. - С.23-25
92. Мизонова Н.Г., Колобова О. В. Ивановский текстиль и мировая мода // Тезисы докладов международной НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс -2001»), Иваново, 2001. - С.204-205
93. Мизонова Н.Г. Текстиль: фактура и структура в контексте моды. // Тезисы докл. 2-й Междунар. НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2004»), Иваново, 2004. - С.30-31.
94. Мизонова Н.Г. Мода: между правилами и исключениями // Белье и Колготки, 2004. - №5.
95. Мизонова Н.Г. Текстиль: традиция, мода, инновации. // Труды 3-й Международной НТК «Достижения текстильной химии в производство» («Текстильная химия - 2008»), Иваново, 9-11 дек, 2008. - С. 19-21
I
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.