Использование регионального компонента содержания образования в развитии художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Полуянова, Ольга Юрьевна

  • Полуянова, Ольга Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 196
Полуянова, Ольга Юрьевна. Использование регионального компонента содержания образования в развитии художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2005. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Полуянова, Ольга Юрьевна

Введение.

Глава 1. Развитие художественно-образного мышления студентов социально-гуманитарного колледжа на основе использования регионального компонента содержания художественного образования

1.1 .Категория «художественный образ» и его анализ в научной литературе.

1.2.Научно-теоретические основы процесса художественно-образного мышления (на примере приобщения студентов к художественно-исполнительской деятельности).

1.3.Педагогическая) модель художественно-образного мышления, его структурные компоненты.

1.4.Дидактические функции и пути реализации регионального компонента в развитии художественно-образного мышления.

1.5.Дидактические условия развития художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию регионального компонента в процессе развития художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта

2.1. Особенности структуры организации учебного процесса с учетом использования регионального компонента), ориентированного на развитие художественно-образного мышления с применением элементов технологии модульного обучения

2.2. Этапы содержание экспериментальной работы по использованию регионального компонента в процессе развития художественно-образного мышления на основе применения рейтинговой системы контроля качества профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование регионального компонента содержания образования в развитии художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта»

Актуальность исследования. В сегодняшней ситуации, связанной с изменившимися социально-экономическими условиями, когда в регионах наряду с федеральной линией образования возникла потребность в собственной образовательной политике, роль и место педагогического образования в реализации общегосударственной политики исключительны и требуют переосмысления системы подготовки педагогических кадров, так как любое реформирование образования, в конечном счете, упирается в проблему «нового учителя».

Художественное образование в контексте современной науки рассматривается как процесс становления личности, расширения возможностей ее духовного развития, требующий существенных изменений в управлении интеллектуальным развитием будущего педагога-музыканта. Развитие интеллекта в данном контексте не сводится к формированию когнитивно-операционного опыта, а предполагает ее направленность на расширение и обогащение содержания человеческой субъективности: чувств, эмоций, воли.

Процесс обучения обеспечивает общее психическое и интеллектуальное развитие студентов. Однако современная практика обучения остается ориентированной скорее на операциональные компоненты интеллекта, оставляя в стороне образные.

Недостаточное внимание к эмоциональной сфере личности студента обусловлено традиционным противопоставлением чувственного и логического, конкретного и абстрактного, субъективного и объективного, что привело как в науке, так и в художественно-образовательной практике к относительной обособленности этих двух сфер познавательной деятельности.

Поэтому активизация и использование результативных форм развития художественно-мыслительного потенциала в условии приобщения студентов к исполнительской деятельности представляется весьма злободневной.

Проблеме музыкального мышления, анализу разных типов мышления посвящено немало исследований как отечественных, так и зарубежных: психологов, философов, педагогов и музыкантов. В российской педагогической литературе концепции формирования и развития мышления в ходе обучения, осмысление движущих сил этого процесса содержатся в исследованиях А.В.Брушлинского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, И.Я.Лернера, И.М.Махмутова, Н.В.Сусловой, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина.

Исследование проблемы образных компонентов познания и интеллекта представлено в трудах Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, М.С.Кагана, И.С.Якиманской. Проблемы содержания и структур образного мышления описаны в работах П.П.Блонского, Ф.Е.Василюка, Л.В.Григоровской, К.К.Григорян, Л.М.Клыгина.

Художественно-образное мышление мы рассматриваем с позиции выявления дидактических условий его развития, анализа педагогической модели мышления и влияющих на этот процесс компонентов, определения комплекса дидактических средств и форм, влияющих на его активизацию в процессе приобщения студентов к художественно-исполнительской деятельности. В своей педагогической концепции мы исходим из того, что внедрение регионального компонента в образовательный процесс будущего педагога-музыканта предоставляет новые образовательно-воспитательные возможности для развития художественно-образного мышления, совершенствования профессиональной подготовки специалиста.

Многочисленные социальные и педагогические исследования последних лет, как в целом, так и на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, свидетельствуют о том, что в наше время уровень усвоения народной и академической музыки студентами в процессе художественного образования невысок: отмечается увлечение развлекательной музыкой, неумение воспринимать классическую музыку прошлого и современности, незнание своей истории, регионального искусства. Жизнь постоянно требует приблизить обучение с учетом национально-региональных традиций, а будущих педагогов-музыкантов вооружить всем необходимым дидактическим. арсеналом для внедрения регионального компонента в образовательный процесс.

На современном этапе важнейшим профессиональным требованием к педагогу-музыканту является глубокое знание своего предмета, ориентированного на формирование подрастающей личности, умеющей воспринимать все многообразие художественной и региональной культуры, выработанной человечеством.

Выпускники музыкально-педагогических факультетов учреждений среднего профессионального образования не обладают в достаточной степени качествами, необходимыми для реализации в педагогической практике новых концепций, ставящих целью возрождение национальной культуры, приобщение детей к духовным и нравственным ценностям через искусство. Очевидно, что достижение этих качеств практически невозможно без отражения в содержании образования ценностей, традиций и других элементов национальной культуры, оптимальных для художественного образования студентов педагогического колледжа.

Будущий педагог-музыкант, как любой образованный человек, должен не только знать исторические, национально-культурные особенности своего региона, но и ясно представлять возможные пути реализации регионального компонента в своей художественно-профессиональной деятельности. Разностороннее изучение студентами не только общероссийской, но и региональной или локальной художественной культуры, должно быть ориентировано на развитие художественнообразного мышления, которое является важным аспектом профессионального обучения педагога-музыканта.

Говоря об обучении педагога-музыканта, следует подчеркнуть, что практически большинство преподавателей находятся в плену традиционных представлений и обучают исполнительской деятельности ориентируясь на функционально-технические стороны исполнения. Хотя в последние годы в исследованиях, посвященных профессиональной подготовке школьного учителя-музыканта усиливается внимание к личностной ориентации педагогической деятельности как необходимому условию становления современного школьного педагога-музыканта (Л.Г.Арчажникова, О.А.Апраксина, И.Н.Немыкина).

Отсюда возникает актуальная проблема исследования, заключающаяся в создании теоретических основ и адекватной им совокупности дидактических средств использования регионального компонента содержания образования для развития художественно-образного мышления -важного фактора профессиональной подготовки будущего учителя -музыканта.

Мы рассматриваем региональный компонент содержания образования в качестве важнейшего системообразующего фактора в подготовке учителя -художника. В нашем исследовании мы опираемся на исторические, социальные, этнокультурные особенности и национальные традиции Югорского края1. Тенденции регионализации общества обусловливают необходимость учета региональных и национальных особенностей при подготовке специалистов, где важными профессиональными качествами

1 Югорский край - так традиционно называется земли, расположенные к востоку от Полярного Урала на территории севера Западно-Сибирской низменности, простирающиеся на многие километры до побережья Северного Ледовитого океана. В настоящее время это Ханты-Мансийский автономный округ, включающий Нижневартовский район, на территории которого расположено крупнейшее Самотлорское нефтяное месторождение. должны стать знания в области различных видов искусств родного края (на примере изучения искусства Югры), этнопедагогики и этнопсихологии.

Актуальность нашего исследования заключается, прежде всего, в том, чтобы в образовательном процессе подготовки педагога-музыканта в педагогическом колледже на основе приобщения к художественно-исполнительской деятельности выявить и предложить оптимально применимые и результативные формы развития мыслительной деятельности, что явилось определяющим фактором в выстраивании содержания художественного образования в каждом из регионов Российской Федерации.

Объект исследования — процесс использования регионального компонента содержания образования в профессиональной подготовке педагога-музыканта.

Предмет исследования — развитие художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта на основе использования регионального компонента содержания музыкального образования.

Цель исследования - разработка актуальной совокупности дидактических подходов и средств использования регионального компонента содержания образования в развитии художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта.

Гипотеза исследования — мы полагаем, что полноценное развитие художественно-образного мышления студентов социально-гуманитарного колледжа будет происходить оптимально при условии, если:

• региональный компонент содержания образования найдет достойное отражение в процессе подготовки педагога-музыканта;

• отбор содержательной и процессуальной стороны подготовки педагога-музыканта будет обусловлен необходимостью формирования прежде всего художественно-мыслительной деятельности;

• развитие художественно-образного мышления станет опираться на системное и целенаправленное решение художественно-исполнительских задач разной степени трудности и уровня проявления при этом собственных учебных усилий и самостоятельности студентов.

Сформулированные проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования позволяют поставить следующие задачи исследования:

1. На основе проведенного анализа научно-педагогической и искусствоведческой литературы выявить совокупность дидактических основ, определяющих базовые структурные компоненты и логику развития художественно-образного мышления.

2. Определить дидактические функции и пути реализации регионального компонента содержания образования в развитии художественно-образного мышления.

3. Проверить в опытно-экспериментальной работе педагогическую результативность предлагаемых дидактических подходов, ориентированных на развитие художественно-образного мышления.

Методологическая и теоретическая база исследования. Ее составляют важнейшие положения о сущности познавательной деятельности, принципы целостности и системности, единства теории и практики. Методологическими ориентирами исследования служили теория личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская,

С.В.Кульневич, Е.Н.Степанов, В.В.Шоган, И.С.Якиманская), положения системного подхода (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, Л.Я.Зорина, И.Я.Лернер), теория деятельностной сущности человека (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев), теоретические положения развивающего обучения (Л.В.Занков, Г.М.Цыпин), теория художественного познания (Е.В.Назайкинский, В.И.Петру шин), теория витагенного образования (А.С.Белкин), теоретические положения по проблеме регионализации современного образования (С.А.Гильманов, В.И.Загвязинский, А.А.Макареня, Л.А.Пиманова, Н.Н.Суртаева, А.Н.Туний), основы технологии модульного обучения (И.Б.Сенновский, Т.И.Третьяков, П.А. Юцявичене).

Цель и задачи исследования предполагают использование следующих методов:

1. Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, отражающих степень изученности проблемы развития художественно - образного мышления; формирование педагогической концепции обучения и развития студентов-музыкантов; исследование современных реалий педагогической действительности, связанных с вопросами становления и развития художественно-образного мышления студентов; анализ художественных аннотаций студентов опытной и контрольной групп.

2. Эмпирические: изучение учебной документации; анализ художественно-исполнительской деятельности студентов; педагогическое наблюдение; метод опроса (собеседование со студентами и преподавателями); анкетирование (письменный опрос); мониторинг, с помощью которого отслеживалась динамика развития художественно-образного мышления студентов; изучение и обобщение педагогического опыта; констатирующий и формирующий эксперимент, а также качественный анализ и сравнение результатов опытно - экспериментальной работы.

База и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственного социально-гуманитарного колледжа (кафедра музыкального образования) г. Нижневартовск.

Исследование включало несколько этапов.

Первый этап (2001-2003) — изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, учебных программ и методических пособий; уточнение и совершенствование программы эксперимента; разработка параметров и критериев наблюдаемых явлений; подбор экспериментальных творческих заданий; составление документации для фиксирования результатов, выделение контрольных и экспериментальных групп; подбор информационного и художественно-иллюстративного материала.

Второй этап (2003-2004) - организация формирующего эксперимента, проверка гипотезы исследования. На этом этапе разработана структурная модель реализации дидактических возможностей использования регионального компонента в процессе развития художественно-образного мышления студентов, разработка дидактических средств оптимизации учебного процесса в целом. Разработана серия контрольных заданий, проанализирован алгоритм становления поэтапной мыслительной деятельности студента в процессе раскрытия художественно-образного замысла музыкальных произведений.

Третий этап (2004-2005) - обработка, систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, коррекция её выводов, полученных на предыдущих этапах. Особое внимание было уделено апробации и внедрению результатов в лекционно-практическом курсе «Искусство Югры».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• дано научно-теоретическое обоснование понятия «художественный образ» в процессе приобщении студентов к художественно-исполнительской деятельности (художественный образ задает предметность, целостность, действенность, обуславливает наибольшее развитие эмоциональной сферы студентов);

• осуществлен анализ сущности художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта в процессе приобщении к художественно-исполнительской деятельности, определены его структурные компоненты (личностный, интеллектуально-мыслительный, ассоциативный);

• выделена актуальная совокупность мыслительных операций, необходимых при постижении студентом художественно-образного содержания произведения;

• выявлены и обоснованы дидактические функции регионального компонента содержания образования в контексте исследуемой темы.

Практическая значимость работы состоит в её направленности на практическое совершенствование подготовки будущих педагогов-музыкантов, что дает возможность связать учебный процесс подготовки учителя-музыканта с его практической деятельностью. В исследовании разработаны:

- дидактически обоснованная последовательность работы над произведением, активизирующая художественно - мыслительную деятельность студентов;

- педагогическая модель реализации дидактических возможностей регионального компонента содержания музыкального образования в процессе развития художественно-образного мышления студентов;

- дидактические средства, создающие предпосылки для проектирования образовательного процесса, обеспечивающего развитие художественно-образного мышления как одного из основных компонентов профессиональной подготовки студента — музыканта.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются качественным и количественным анализом теоретического и практического материала, комплексным использованием методов научного исследования, соответствующим цели и задачам работы. На защиту выносятся следующие положения: 1. Художественный образ в процессе музыкального исполнения является объектом художественно-образного мышления и становится при этом необходимой предпосылкой педагогически - обусловленного осмысления художественно-исполнительской деятельности.

2. Художественно-образное мышление способствует процессу формирования у студента субъективных эстетических представлений, являющихся с, одной стороны, «присвоенными» художественным сознанием студента, а с другой - формами осуществления внутренней духовной работы, проявляющей ценностный смысл человеческих отношений индивида с миром искусства.

3. Использование регионального компонента в образовательном процессе будущего педагога-музыканта предоставляет новые образовательные возможности для развития художественно-образного мышления, совершенствования профессиональной подготовки специалиста.

Апробация материалов диссертационного исследования осуществлялась в форме обсуждения на кафедре музыкального образования НГСГ колледжа, а также путем участия и выступлений на конференциях: окружной научно-практической конференции «Разработка регионального компонента содержания образования: методическое обеспечение учебного, воспитательного, управленческого процессов» Нижневартовск, 2001г.; окружной научно-практической конференции «Технологизация педагогического опыта по разработке регионального компонента содержания профессионального образования» Нижневартовск, 2002 г.;

8-ой региональной научно-практической конференции «Мира не узнаешь, не зная края своего» Нижневартовск, 2004 г.; межвузовской научно-практической конференции «Искусство в современном мире» Нижневартовск, 2004 г.

II Международной научной конференции « Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» Нижневартовск, 2004 г.

Объем и структура диссертации: две главы, заключение, список литературы, приложение, таблицы, схемы, диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Полуянова, Ольга Юрьевна

Заключение

Таким образом, выполненное нами экспериментальное исследование по использованию регионального компонента содержания образования в процессе развития художественно-образного мышления студентов кафедры музыкального образования позволило сделать следующие выводы:

1. Получили подтверждение теоретические положения проблемы развития художественно-образного мышления на основе использования регионального компонента содержания образования, лежащие в основе условий гипотезы исследования:

• региональный компонент содержания образования найдет достойное отражение в процессе подготовки педагога-музыканта;

• отбор содержательной и процессуальной стороны подготовки педагога-музыканта будет обусловлен необходимостью формирования прежде всего художественно-мыслительной деятельности;

• развитие художественно-образного мышления станет опираться на системное и целенаправленное решение художественно-исполнительских задач разной степени трудности и уровня проявления при этом собственных учебных усилий и самостоятельности студентов.

2. Выявлены и систематизированы фактические данные, позволившие установить, что развитие художественно-образного мышления студентов кафедры музыкального образования подтверждается наличием таких качественные показателей, как: целостность осмысления художественного образа; характер эмоциональной оценки; наличие необходимых теоретических знаний и владение мыслительными операциями в процессе познания художественно-образного содержания произведения музыкального искусства; возможности личностного самовыражения в процессе художественно-исполнительской деятельности, ориентированной на художественную убедительность исполнения произведений регионального искусства.

3. Введение в образовательный процесс лекционно-практического курса «Искусство Югры», основанного на художественно-образной взаимосвязи произведений регионального искусства, способствовал развитию художественно-образного мышления студентов, совершенствованию профессиональной культуры будущего педагога-музыканта, его художественных потребностей и художественно-познавательных интересов. Специфические черты этого курса заключались в следующем: художественный материал, изучаемый студентами в курсе «Искусство Югры» включал произведения изобразительного искусства, инструментальных и вокальных жанров Югорских композиторов, произведения ханты-мансийского фольклора, произведения современных авторов, отражающих регионально-образный колорит; применение мыслительных операций: анализа и сравнения в процессе выявления региональных особенностей художественно-образного содержания произведения ориентирует студентов на восприятие и понимание авторской идеи более доступно и осознанно, способствует выявлению субъективного художественного подхода и эмоционального отношения к региональной культуре; художественно-образное освоение произведений регионального искусства осуществляется на дидактической основе соединения теории с практикой, обучения с жизнью.

4. Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов показал, что разработанная нами условно-оценочная шкала для каждого из вышеназванных показателей развития художественно-образного мышления у студентов колледжа позволила выявить средний рейтинговый балл (СРБ) развития мышления как у каждого испытуемого, так и в целом по группе.

5. Экспериментальные материалы по использованию регионального компонента содержания образования в процессе развития художественно-образного мышления студентов социально- гуманитарного колледжа в уеловии приобщения к художественно-исполнительской деятельности могут быть использованы в системе подготовки студентов среднего профессионального образования.

С развитием региональной системы профессионального художественного образования в значительной степени связаны перспективы роста и преодоления духовного кризиса, возрождения регионально-этнических традиций, а также решения общероссийских и региональных проблем современности. При этом важно, чтобы происходящие и предлагаемые изменения благотворно отражались на совершенствовании музыкального образования.

Сформулированная проблема исследования, трактованная как научное обоснование, разработка и экспериментальная проверка дидактических условий и форм реализации регионального компонента содержания образования в процесс развития художественно-образного мышления будущего педагога-музыканта находит в исследовании свое теоретическое и экспериментальное подтверждение.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Полуянова, Ольга Юрьевна, 2005 год

1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.- 110 с.

2. Алексеев А.Д. О развитии историзма художественного мышления музыканта. // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз): Сборник трудов./ Сост. и отв. ред. М.М.Берлянчик. Новосибирск. 1984.- С.21-29.

3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания.— М.: АПН, 1960. — 486 с.

4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учеб.пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.

5. Антонец Н.П.Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения. Дисс. канд.пед.наук, М., 1979.- с. 175.

6. Апрелева В.А. Постижение содержания и смысла музыки педагогом-музыкантом./ Преподаватель № 6.-М.,2001.- С.36-39.

7. Апрелева В.А.Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. Челябинск: Издательство Юргу, 1999.- 178 с.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

9. Арчажникова С.Н. Развитие творческого музыкального мышления младших школьников процессе индивидуальных занятий.// Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.Изд-во «Флинта» ,1999. — С. 104-108.

10. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. JL, 1973.- 144 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книги первая и вторая. 2- изд. - Д.,Музыка, 1971.-376 с.

12. Астахов И.Б. О специфике искусства и литературы. М.: ГИХЛ, 1954.115 с.

13. Афанасьева О.В. Логика: Учеб.пособие.- М.: Мастерство, 2002.- 152 с.

14. Ахмедходжаева Н. Теория отражения в курсе анализа музыкальных произведений // «Проблемы профессионального обучения музыканта». Сб-к статей преподавателей Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи., Ташкент, 1988.- С.12 18.

15. Вагатова М.К, Тарханов А. С.Ханты-мансийские сказки. Свердловск, Средне-Уральское издательство, 1977.- 36 с.

16. Бахлыков П.С. Юганские ханты: история, быт, культура. — Тюмень: «Софт Дизайн», 1996.-208 с.

17. Безбородова Л.А. Рейтинго-модульная система контроля в музыкальном обучении студентов.// «Искусство и образование» № 3 -1999.-С.54-58.

18. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие. М.; Издательский центр «Академия», 2002.- 416 с.

19. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. Л.: Музыка, 1982.- 64 с.

20. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

21. Белогуров А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем.//Педагогика № 1 -2003,- С.98-104.

22. Беляева-Экземплярская С.Н.О психологии восприятии музыки. М.: Русский книжник, 1924. — 16 с.

23. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.

24. Бирюкова JI.M. Формирование менталитета младших подростков средствами культуры Русского Севера. Томск.: Изд-во ТомГУ,1999.- 34 с.

25. Блох О. Активизация бессознательного в художественно-творческом развитии / «Искусство и образование» № 3/2002.Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, М.,-С.45-58.

26. Бондарев П. Путь к национальному возрождению // Народное образование.-1996.- №10.- С.62-65.

27. Борисова C.JI. Проблема образа в музыкальном искусстве. Дисс. канд. философских наук. Тюмень, 1999. — 181 с.

28. Бурвина Э.М. Пути формирования образно-ассоциативного мышления будущих учителей музыки. // «Вопросы исполнительской подготовки учителей музыки. Сб-к научных трудов, Владимир 1992. С.3-10.

29. Варианты региональных концепций обучения естественнонаучным и общетехническим дисциплинам в ССУЗ: Методическое пособие/Под ред. Башарина В.Ф.- Казань: ИССО РАО. 1995. - 69 с.

30. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство МГУ, 1984. -200 с.

31. Вигман C.JI. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб.пособие. — М.: ТК Велби, Изд во Проспект, 2004.- 208 с.

32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся.// Под ред. И.С.Якиманской М.: Педагогика 1989. — 221 с.

33. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа ч. I. Издательство «Искусство» М., 1972.- 200 с.

34. Горанов К.К. Художественный образ и его историческая жизнь. Издательство «Искусство» М., 1970.- 519 с.

35. Гильманов С.А. Региональные аспекты развития системы образования. Интеграция региональных систем образования: Тезисы Всерос. конф. -Саранск: Мордовский ун-т, 1995.- С.27-29.

36. Григоровская JI.B. Развитие образного мышления младших подростков средствами музыки. Дисс. канд.пед.наук. Киев, 1990.- 237 с.

37. Григорян К.К.Некоторые особенности процесса образного мышления.//Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972.- 25 с.

38. Гуренко Е.Г.Исполнительское искусство: методологические проблемы: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НТК, 1985.- 88 с.

39. Давыдова С.Д. Развитие интеллектуального потенциала будущего педагога в процессе историко-художественного образования. // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6 , М.: Изд-во НПО «МОДЭК»-2002.- С.79-83.

40. Демьянчук А.Н. Формирование музыкально-эстетических интересов старшеклассников. Автореферат дисс. к. пед.наук. Киев, 1989. — 24 с.

41. Дидыч Г.С. Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство эстетического воспитания. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986.- 197 с.

42. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.:. Искусство, 1962.- 256 с.

43. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.

44. Закирова И.А. Региональный компонент гуманитарного образования в высшей технической школе: Автореф. канд. дисс. Казань, 1998. — 16 с.

45. Зись А.Я. К проблеме философских жанров искусства.// Советская музыка 1987.-№ 11.- С.101-109.

46. Зубарева C.JI. Специфика образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе.// Педагогика № 3 — 2003.- С.37-43.

47. Инструментальная музыка Югры. Учебное пособие по курсу народного творчества./Сост.Ю.И.Шейнин, изд-во Новосибирская госуд. консерватория, 1990.- 67 с.

48. Исламшин Р. А. Научные основы функционирования модели непрерывного образования педагогических работников: Автореф. дисс. доктора пед. наук — 1996.- 41 с.

49. Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1987,- 318 с.

50. Калмыкова З.И.О продуктивном мышлении и методах его диагностики. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления./ Сост.Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин/, М.: Изд-во «Знание», 1973.- С.110-115.

51. Каннисто А. Статьи по искусству обских угров. /Пер. с нем. д-ра истор. наук Н.В.Лукиной Томск: Изд-во ТомГУ, 1999.- 52 с.

52. Карнаухова Т.И. О роли мыслительных процессов в формировании умения подбора по слуху и транспонирования. // «Вопросы исполнительской подготовки учителей музыки. Сб-к научных трудов, Владимир 1992.- С.96-101.

53. Киященко Н.И., Киященко Л.П. Эстетическая культура и проблема гуманизации знания // Эстетическая культура. М.: РАН Ин — т философии, 1996. - С.129-137.

54. Концепция развития регионального образования Тюменской области/ Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы №1/2000.Информационно-аналитическое обозрение, Тюмень, ТОГИРРО -С.37- 47.

55. Концепция художественного образования./ «Искусство в школе»№ 2/2002г, М. Общественно-педагогический и научно-методический журнал. М., С.84-86.

56. Конькова A.M. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. ГИСТЕЛ ДРУК, А - 1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия, 1993.- 117 с.

57. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. 335 с.

58. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально-исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе. В кн. Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1972, вып.7, -С.47-92.

59. Космос Севера \Сост.Лагунова O.K.- Екатеринбург: Средн. Урал. кн. изд-во, 2000,-Выпуск 2.- 224 с.

60. Костыгрыз Т.А. Образование — форма интеграции двух культур. / Искусство и образование № 2, М., 2001. С.4-9.

61. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.

62. Критская Е.Д. Активные формы музицирования в развитии восприятия музыки детьми. // «Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения». Межвузовский сборник научных трудов. МГЗП., М.1991. С.133-139.

63. Лазарева Г.И.Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств. Дисс.канд.пед.наук., М., 1999.-233 с.

64. Лапина М.А. Этика и этикет хантов.Томск: Изд-во ТомГУ, 1998.-115 с.

65. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. Издательство «Наука» М. 1974.-207 с.

66. Леонтьев А.А. Речевая деятельность. В кн. Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974- С.27-28.

67. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии.//Вопросы философии. 1972, № 9, С.95-109.

68. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.: Просвещение, 1981.- 186 с.

69. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование./ Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера,2003.- 128 с.

70. Лопатин В.В. , Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. М.:Рус. яз., 1998.- 832 с.

71. Маклаков А.Г.Общая психология. СП б. - Питер. - (Серия» Учебник нового века».),2001.- 592 с.

72. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка» Свердловск, Изд-во Уральского университета. 1991- 96 с.

73. Марков А.К. Психология профессионализма. М.: 1996 — 308 с.

74. Матюшкин A.M. К характеристике продуктивных процессов мышления. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления./ Сост.Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин/, М.: Изд-во «Знание», 1973.- С.4-8.

75. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Э.Б.Абдуллин, О.В.Ванилихина, Н.В.Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия»,2002.- 272 с.

76. Мильштейн Я. Игумнов К. -М, 1973. 424 с.

77. Мошков С. О комплексном обучении пианистов // «Проблемы профессионального обучения музыканта». Сб-к статей преподавателей Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашрафи., Ташкент, 1988.- С.79-86.

78. Музыка и танец в культуре обско-угорских народов. /Под ред. Н.В.Лукиной, Томск: Изд-во ТомГУ, 2001.- 67 с.

79. Музыка. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.:НИИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.- 672 с.

80. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языкописания : Монография. / Урал. гос. ун-т — Екатеринбург, 2003.- 205 с.

81. Мухаметзянова Г.В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования. М.: «Издательство Магистр», 1995.- 222 с.

82. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972.-382 с.

83. Народы Северо-Западной Сибири / Под ред. Н.В.Лукиной. — Томск: Изд-во Томск, ун-та, 2000. — 104 с.

84. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музгиз, 1964.318 с.

85. Неменский Б.М. Дидактика глазами художника. М.:Педагогика №3, 1996.- С. 19-24.

86. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие: В Зкн. 4~ изд. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001,- Кн.2:Психология образования, 608 с.

87. Никандров Н.Д.Проблема ценностей в подготовке учителя. //Магистр.-1994. -№ 6.- С. 19-23.

88. Новиков A.M. Методология образования М.: «Эгвес», 2002.- 320 с.

89. Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе./ Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

90. Новоблаговещенский В .Я. Большие резервы интегративного метода обучения музыке.// Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.Изд-во «Флинта», 1999.- С. 204-206.

91. Общая психология./ Под ред. К.П.Петровского,-М.: Просвещение, 1970.- 317 с.

92. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ Российская АН; Российский фонд культуры; 2-е изд.- М.: АЗЪ, 1995.- 928 с.

93. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М.: Онега, 1994.-80 с.

94. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии /Под ред. Смирнов С.А.-М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 544 с.

95. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. И.А. Каиров и Ф.Н.Петров. Т.2, Мясищев,1965.с.912М., «Советская энциклопедия». (Энциклопедия, Словари, Справочники.) Т.2Ж - Мясищев, 1965.- 912 с.

96. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие. М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС,1997.- 384 с.

97. Подгорных Е. Соотношение сознательного и неосознанного в творческой деятельности школьников. //«Искусство и образование»№1/2003 .Журнал методики, теории и практики художественного образования и эстетического воспитания, М.,- С. 17-20.

98. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебное пособие. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 320 с.

99. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: словарь -справочник М.: Новая школа, 1995.- 256 с.

100. Пономарев Н.А. Психология творческого мышления /Под ред.А.Н.Леонтьева. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1970.- 352 с.

101. Пономарев Н.А. Психология творчества и педагогика: Педагогика, 1976.- 279 с.

102. Поспелов Н.Н., Поспелов И.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников-М.: Педагогика, 1989.- 152 с.

103. Проблемы мышления в современной науке. /Под ред.П.В.Копнина и М.Б.Вильницкого, М.: Мысль, 1964. - 470 с.

104. Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975.- С.5-251.

105. Психологический словарь. // Под ред.В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

106. Психология и педагогика: Учебное пособие /Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В., и др.; Отв. ред. канд. философ, наук, доцент В.М.Николаенко. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,2000.- 175 с.

107. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебн.пособие. / Д.К. Кирнарская, Н.И.Киященко, К.В.Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия» ,2003.- 368 с.

108. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», автор-составитель:В.А.Мижериков. Под.ред.П.И.Пидкасистого, 1998.- 544 с.

109. Пушкин В.Н. Некоторые проблемы современной психологии мышления. М.: Знание, 1971. - 46 с.

110. Райшев Г.С. Хантыйские легенды. Автор и составитель Г. Голынец Средне-уральское издательство, Свердловск; 1991. — 192 с.

111. Раппопорт С.Х. Понятие о художественном произведении. Художественный образ и его особенности в музыке // Книга по эстетике для музыкантов/ Ред. И.А.Константинов, К.Ангелов. — М.: Музыка, 1983- С.121-135.

112. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.240 с.

113. Розанов В.В. Сумерки просвещения. /Сост.В.Н.Щербаков. — М.-Педагогика, 1990. 624 с.

114. Ромбадеева Е.И. Дума и звезды: Предания, сказания и обряды народа манси. Ленинград - Ханты-Мансийск, 1991. — 112 с.

115. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-томах. / Гл. ред. В.В. Давыдов/.-М.,«Большая Российская энциклопедия», 1993.,ил. Т.1-А-М 1993. -608 с.

116. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 147 с.

117. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.598 с.

118. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В двух томах. Т.1 М.: Педагогика, 1989.-485 с.

119. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР,1958.- 136 с.

120. Рыбак Л.А. Образное мышление и уроки литературы. Издательство «Просвещение» М., 1966. — 203 с.

121. Рыжкин И.О. О некоторых существенных особенностях музыки. В.кн. Эстетические очерки. -М.: «Советский композитор», 1963.- 120 с.

122. Светочи сибирской культуры. Приложение к журналу «Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы» №7. ТОГИРРО, Тюмень,2002.- 94 с.

123. Священный сказ о сотворении Земли. Мансийские мифы. Ленинград -Х-Мансийск. Изд-во «Стерх» «Белый журавль», 1992. — 34 с.

124. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб.пособие. /Под ред.В.А.Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002,- 368 с.

125. Сказки народов Севера. Изд-во «Белый журавль», Х-Мансийск, 1991.71 с.

126. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984.-78 с.

127. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования.// Магистр.-1994.-№6.- С.28-32.

128. Словарь терминов познания. /Сост. М.А. Костина/- Тюмень: Издат. фирма «Слово», 1999.- 256 с.

129. Советский энциклопедический словарь. Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред), М.С. Гиляров, Е.М. Жуков и др. М.,»Советская энциклопедия», 1980.- 1600 с.

130. Современный словарь по педагогике/Автор сост. Рапацевич Е. С.-Мн. - «Современное слово»,2001.- 928 с.

131. Соколова З.П. «Легенды Вут-Ими». Путешествие по Оби и ее притокам к ханты и манси. Сургут АПИК «Северный дом» и Сибирское региональное книжное издательство, 1993.- 76 с.

132. Соколова З.П. Путешествие в Югру.- М.: «Мысль», 1982.- 173 с.

133. Соколова З.П.Страна Югория. М., «Мысль», 1976.- 119 с.

134. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование).- М.: Mill У «Прометей», 1993. 197 с.

135. Сподина В.И. О чем твоя песня Аули? Изд-во «Интербук-бизнес», ХМАО, г.Мегион, 2001.- 32 с.

136. Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрении лесных ненцев Нижневартовского района. Новосибирск: Изд.центр «Агро», Изд.группа «Солярис», 2001.- 124 с.

137. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста-СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 752 с.

138. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2003. - 176 с.

139. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие. -2- изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 288 с.

140. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М.: Наука, 1979.- 191 с.

141. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие. / Под общ. ред., А.И.Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001,-368 с.

142. Теплов Б.М.Психологогия музыкальных способностей. Избр.труды в 2-х тт. Т.1.М.: Педагогика, 1985.- 242 с.

143. Теплова З.И. Роль художественного образования в развитии у школьника творческого отношения к миру./ Региональное образование XXI века №7/2002.- С.44-48.

144. Тимофеев Г. Нарась-юх — голос поющего бога.// Югра № 4 1999.- С.5-7.

145. Тихомиров O.K. Актуальные проблемы развития психологической теории мышления. В кн.: Психологические исследования творческой деятельности. М.: Наука, 1975. - С.5-22.

146. Тихомиров O.K. Послесловие. В кн.: Эдварда де Боно. Рождение идеи. -М.: Прогресс, 1975.-С.138-141.

147. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. /Под ред. П.И.Третьякова. — М.: Новая школа, 2001.- 352 с.

148. Туний А.Н. Реализация принципа региональности в системе повышения квалификации педагогических кадров. Дисс. канд. пед. наук -Тюмень, 1999.- 180 с.

149. Усачева Т.Ю. Феномен «целого» в музыкальной педагогике.// Материалы международной конференции «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании» М.Изд-во «Флинта» ,1999.- С. 204 — 206.

150. Философский словарь. М. 1987. - 731 с.

151. Философский энциклопедический словарь /Редколлегия С.С. Аверищев, Э. А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е издание - М.: Советская энциклопедия/ 1989. - 815 с.

152. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А.Н.Алексюк, С.А.Кашин и др. М., 1992. - 56 с.

153. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Лань»,2000.- 320 с.

154. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. -Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс» Под ред., 1997. — 640 с.

155. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. СПб: Питер, 2001.-544 с.

156. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 192 с.

157. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика СПб.: Алетейя, 2001. 320 с.

158. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Учебное пособие. М., Интерпракс,1994.- 384 с.

159. Чучелина Т.С. Сказки Югры.- М., Изд-во «Наш современник», 1995. — 176 с.

160. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. -М.:Просвещение,1964.-т.2. — 374 с.

161. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. Челябинск, ТОО «Версия», 1998. 256 с.

162. Шерри Н.С. Художественное образование как дидактический фактор становления гуманистической культуры младших подростков. Дисс. канд.пед.наук. М., 2003.- 274 с.

163. Шесталов Ю. «Сказки дедушки» Ленинград-Ханты-Мансийск, издательство «Белый журавль», 1991. — 39 с.

164. Шесталов Ю. Собрание сочинений. Санкт-Петербург - Ханты-Мансийск: Фонд Космического Сознания, - Т.4.Стихотворения и поэмы для детей. - 1997.-416 с.

165. Шоган В.В. Технологии личностно-ориентированного урока: Учебно-методическое пособие. Ростов н /Д: Изд-во «Учитель», 2003. — 160 с .

166. Эдвард де Боно. Рождение идеи. О нешаблонном мышлении. — М.: Прогресс, 1975.- 141 с.

167. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления./ Сост.Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин/, М.: Изд-во «Знание», 1973. 252 с.

168. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. /Под ред. С.Я.Батышева.-М.,АПО. 1999. -488 с.

169. Эстетика: Словарь. /Под общ, ред. А.А. Бешеева и др. М: Политиздат, 1989. - 447 с.

170. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1988. —217 с.

171. Якиманская И.С. Продуктивные компоненты пространственного мышления. Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления./ Сост.Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин/, М.: Изд-во «Знание», 1973. С.59- 64.

172. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1956. - 238 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.