Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Шапова, Татьяна Николаевна

  • Шапова, Татьяна Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2010, Томск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 191
Шапова, Татьяна Николаевна. Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Томск. 2010. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шапова, Татьяна Николаевна

Введение

Глава 1: Теоретико-методологические аспекты формирования исследовательской культуры педагога-музыканта

1.1. Философско-культурологические и теоретические подходы к изучению исследовательской культуры как части профессионально-педагогической культуры педагога

1.2. Интегративное содержание и специфика исследовательской культуры будущего педагога-музыканта 3 8 Выводы по I главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию исследовательской культуры педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе

2.1. Организационно-педагогические условия реализации целостной модели формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе

2.2. Диагностика исходного уровня сформированности исследовательской культуры у будущих педагогов-музыкантов

2.3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской культуры педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки 122 Выводы по II главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе»

Актуальность исследования. За последнюю четверть века отношение к педагогическому труду принципиально изменилось. Приоритет в характеристике современного педагога отдается его готовности к исследовательской деятельности, позволяющей проявить собственную позицию в решении профессионально значимых педагогических проблем.

Современная ситуация требует подготовки квалифицированных специалистов, имеющих высокую общенаучную и профессиональную подготовку, способных к самостоятельной творческой работе, к внедрению в собственный трудовой процесс новейших и прогрессивных разработок. Существенным изменением ракурса построения системы высшего профессионального образования должен стать перенос акцента из «знаниевой» парадигмы в «деятельностную», основанную на осмысленном применении различных методов исследования и преобразовании педагогической действительности.

Анализ существующей исследовательской практики студентов музыкально-педагогических вузов» показал, что, несмотря на усиление направленности системы высшего профессионального образования на формирование практических навыков научно-исследовательской работы, исследовательская деятельность студента остается в рамках формирования базовых методологических знаний, умений и навыков научного творчества, которые реализуются в написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Однако студенты, получившие знания по методологии научного исследования, зачастую обнаруживают значительные затруднения в их применении с учетом потребности практики и специфики музыкального образования как творческой сферы. Основными причинами являются отсутствие единства методологических подходов к преподаванию общепедагогических и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте научно-исследовательской деятельности, а также недостаточность их практической реализации в процессе профессиональной подготовки студента. Между тем дисциплины исполнительской подготовки имеют значительный потенциал в формировании навыков художественно-исследовательской деятельности.

Существенный вклад в разработку проблемы научного исследования внесли такие ученые, как И.Г. Герасимов, A.M. Новиков, Э.Д. Новожилов, П.В. Копнин, C.J1. Миньков, А.И. Ракитов, Г.И. Рузавин, В.М. Ушаков, и др.

В современной отечественной науке были выявлены методологические и теоретические основы исследовательской деятельности педагога, ее творческий и инновационный аспекты. В работах В.И. Загвязинского,

B.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, JI.C. Подымовой, М.М. Поташника и др. научно-исследовательская работа педагога рассматривается не только как возможность профессионального роста, но и как стремление к осмысленному, творческому труду и совершенствованию образовательной практики.

Вопросы организации научно-исследовательской работы студентов изучали Л.Ф. Авдеева, Т.П. Вишнякова, JI.C. Жданова, Л.П. Куницина, H.H. Ставринова, С.И. Тарасова, как фактор повышения педагогического мастерства рассматривали H.H. Гвоздкова, Е.Б. Кручинина и др.

Понятие исследовательской культуры раскрывалось в работах

C.B. Шмачилиной, А.Э. Штейнмеца, И.В. Носаевой, Чистовой М.В. и др. Проблема формирования исследовательской компетентности анализировалась в работах JI.A. Голубь, В.Г. Сотник и др.

Вопросам методологии образовательной деятельности посвящены работы Е.П. Белозерцева, Б.З. Вульфова, И.Ф. Исаева, В.Н. Мезинова, А.Г. Пашкова, A.B. Репринцева, А.Н. Ходусова и др. Концептуальные основы методологии педагогики музыкального образования представлены научной школой Э.Б. Абдуллина, внесшей существенный вклад в разработку методологического аппарата музыкально-педагогического исследования (Е.В. Николаева, Б.М. Целковников, О.Ю. Солопанова и др.).

Вместе с тем существует необходимость совершенствования имеющейся системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в аспекте формирования его исследовательской культуры. Структура и специфические особенности исследовательской культуры педагога-музыканта в научных трудах нами не обнаружены. Практически не разработанными до сих пор остаются педагогические условия формирования исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки студента-музыканта в вузе.

В результате оценки профессиональной подготовки студентов специальности «Музыкальное образование» были, выявлены противоречия между:

- возможностью формирования исследовательской культуры студента в процессе профессиональной подготовки в- вузе, включающей освоение музыкально-исполнительских дисциплин, и организацией исследовательской деятельности только в рамках дисциплин общепрофессиональной подготовки (изучение методологии научного исследования и выполнение курсовых и дипломных работ); традиционной междисциплинарной разобщенностью в преподавании музыкально-исполнительских дисциплин, недостаточным вниманием к специфической художественно-исследовательской деятельности и возможной их интеграции с общепрофессиональными дисциплинами в аспекте исследовательской деятельности, как способа создания целостной модели формирования, исследовательской культуры педагога-музыканта.

На основании анализа существующей проблемы и собственного исследовательского поиска была сформулирована проблема. Ее суть заключалась в разрешении основного противоречия между потребностью современного общества в специалистах, обладающих высоким уровнем исследовательской культуры и недостаточной методико-технологической разработанностью способов ее формирования у будущих педагогов-музыкантов в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта и организационно-педагогических условий ее реализации в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта в вузе.

Предмет .исследования — формирование исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в процессе его профессиональной подготовки.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование исследовательской культуры педагога-музыканта будет осуществляться успешно, если:

• исследовательская культура рассматривается как неотъемлемый компонент профессионально-педагогической культуры, а ее формирование реализуется в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта с учетом специфики исследовательской деятельности в художественной сфере;

• на основании системного и личностно-деятельностного подходов будет создана целостная модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта, характеризующаяся взаимодействием ее структурных компонентов, вовлечением субъектов образования в исполнительскую, научно-исследовательскую и художественно-исследовательскую деятельность;

• будет создан и реализован комплекс организационно-педагогических условий, основанный на единстве методологических подходов к организации научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности, поэтапности формирования компонентов исследовательской культуры, построения учебного сотрудничества «педагог-студент», организации мотивационно-стимулирующего обеспечения с обязательной ориентацией на практическое применение полученных знаний и навыков в реальном педагогическом процессе.

Исходя из проблемы и цели исследования, сущности его объекта и предмета сформулированы задачи:

1. Выявить культурологические и теоретические основания изучения исследовательской культуры как части профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта;

2. Раскрыть интегративное содержание и специфику исследовательской культуры педагога-музыканта;

3. Разработать модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта и выявить организационно-педагогические условия ее реализации в процессе профессиональной подготовки в вузе;

4. Внедрить разработанную целостную модель формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта в образовательный процесс и экспериментально проверить эффективность организационно-педагогических условий, обеспечивающих ее реализацию.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: культурологический подход, рассматривающий культуру как специфический способ человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев, М.С. Каган и др.); современная теория формирования профессионально-педагогической культуры

Е.В. Бондаревская, В. А. Сластенин, Н.Д. Никандров, И.Ф. Исаев, H.A. Подымов, JT.C. Подымова, Е.П. Белозерцев и др.); основные концепции и теоретические подходы к изучению научно-исследовательской деятельности (С.И. Гессен, Г.И. Рузавин, В.П. Давыдов, П.И. Образцов, В.И. Загвязинский, Е.Д. Степанова и др.); современные взгляды на содержание методологической культуры педагога-исследователя и педагога-практика (В.В. Краевский, М.М. Поташник, A.M. Новиков и др.); современная теория подготовки будущего учителя как педагога-исследователя в вузе и послевузовском образовании (O.A. Апраксина, В.И. Загвязинский, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, В.А. Дмитриенко, H.A. Люрья и др.); интегрированный подход в педагогике ( художественного образования (Б.П. Юсов, Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, I

Н.П. Шишлянникова, Г.Н. Курбонова и др.); исследования в области А методологии педагогики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, О.В. Ванилихина, В.А. Школяр и др.).

Методы исследования:

Исследование проводилось с использованием комплекса теоретических и эмпирических методов.

Теоретические: теоретико-методологический анализ культурологической, педагогической, психологической литературы; понятийно-терминологический анализ исходных позиций исследования; системный анализ основы целостного рассмотрения проблемы; проектирование модели формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта, выявление организационно-педагогических условий ее эффективной реализации.

Эмпирические методы: анализ и обобщение передового педагогического опыта профессиональной подготовки будущих учителей музыки; констатирующий эксперимент по номинальному состоянию сформированности исследовательской культуры будущего педагога-музыканта; формирующий эксперимент по практическому внедрению модели формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта и условий ее эффективной реализации; наблюдение, тестирование, самооценка студентами собственных исследовательских знаний и умений, изучение отчетной документации по результатам 1 диагностических исследований; статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Опытно-экспериментальная база: Институт искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан). Всего экспериментальным исследованием было охвачено 130 студентов очной и заочной форм обучения и 9 преподавателей групповых и индивидуальных дисциплин.

Этапы исследования:

Первый этап (2004 - 2006 гг.) - проведено изучение состояния проблемы и анализ системы подготовки будущих педагогов-музыкантов, обобщен передовой педагогический опыт, изучено номинальное состояние сформированности исследовательской культуры студентов. Итогом данного этапа стала идея о необходимости создания специальных условий для формирования исследовательской культуры студентов в процессе их профессиональной подготовки, а также выявление исходных позиций исследования, его терминологического поля.

Второй (формирующий) этап (2006 — 2009 гг.) — теоретически разработана модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта, обоснован выбор методологических подходов, выявлены специфические особенности изучаемого процесса, установлены межпредметные связи; выявлены условия эффективной реализации модели в процессе профессиональной подготовки студентов. Экспериментальная часть включала в себя апробацию и корректировку созданной целостной модели, что сопровождалось постоянной фиксацией и анализом результатов.

Третий этап (2009 - 2010 гг.) - оценка данных экспериментальной работы, уточнение выводов и практических рекомендаций, итоговая обработка результатов, их анализ и интерпретация, завершение оформления материалов диссертации.

Научная новизна исследования: представлена структура исследовательской культуры педагога-музыканта, обоснована содержательная интегративная характеристика ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, ценностно-мотивационного и практического), отражающая взаимосвязь научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности, показана их практическая реализация в реальном педагогическом процессе; разработана модель формирования исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки педагога-музыканта, которая может стать ориентиром в создании теории и методики формирования исследовательской культуры педагогов смежных специальностей; раскрыты организационно-педагогические условия реализации модели: единство целевой установки и применение единых подходов в изучении общепедагогических и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте исследовательской деятельности; построение педагогического процесса с ориентацией на одновременное и поэтапное формирование всех компонентов исследовательской культуры; практическая реализация учебного сотрудничества «педагог-студент»; организация мотивационно-стимулирующего обеспечения студента на протяжении периода обучения в вузе; определены уровни сформированности исследовательской культуры педагога-музыканта, отражающие динамику ее развития (адаптивный, репродуктивно-эвристический, креативный); в качестве критериев оценки выступила степень сформированности ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного).

Теоретическая значимость заключается в следующем: уточнена сущность и содержание понятия «исследовательская культура педагога-музыканта», рассматриваемая как совокупность теоретико-методологических знаний, опыта практической исследовательской деятельности, мотивационно-ценностных ориентиров и специфической художественно-исследовательской деятельности, призванной способствовать реализации художественно-творческого потенциала субъектов образования; расширены представления об организационно-педагогических условиях формирования исследовательской культуры педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки в вузе; конкретизированы условия формирования? художественно-творческого компонента исследовательской культуры педагога-музыканта, суть которых в преодолении- традиционной разобщенности музыкально-исполнительских и общепедагогических дисциплин. ■ . ' ■

Исследование имеет отраслевое значение и представляет интерес для педагогов образовательной области «Искусство».

Практическая: значимость, диссертационного исследования заключается в разработке учебного курса «Основы научного^ исследования» для будущих специалистов вюбласти педагогики музыкального образования и методических материалов, содержащих алгоритм; аннотирования музыкальных произведений и проведения художественно-исследовательских практикумов с целью формирования* навыков художественно-исследовательской деятельности^ будущего1 педагога-музыканта. Разработан комплект заданий с методическими- рекомендациями, для формирования художественно-творческого компонента исследовательской?; культуры в процессе изучения музыкальногИсполнительских;дисциплин; .

Материалы, и результаты : исследования! могут быть использованы, в преподавании! музыкально-исполнительских дисциплин,, в лекционных курсах и практических занятиях по: подготовке5 педагогов-исследователей в области музыкального, художественного образования, а также, в системе повышенияжвалификации педагогов-музыкантов;

Достоверностью исследования обеспечена его теоретической и практической базой; всесторонним; анализом» проблемы; при выявлении теоретико-методологических позиций;. продолжительностью и практической проверкой в опытно-экспериментальной работе, охватывающей процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта; Эксперимент проводился лично соискателем в педагогической, деятельности, в заявленном высшем учебном заведении.

Апробация, практическое внедрение результатов исследования осуществлялось^ в; Институте искусств Хакасского государственного университета им; Н.Ф. Катанова (г. Абакан), а также в докладах и публикациях материалов на различных уровнях. На международном уровне: на международных научных и научно-практических конференциях (Москва, 2005, Казань, 2007, Прага - Москва, 2008, Москва, 2010, Париж - Москва, 2010).

На региональном уровне: на межрегиональных научно-практических конференциях (Иркутск, 2004, Абакан* 2007, Абакан, 2008, Абакан,. 2009). Теоретико-методологические и методические положения исследования отражены в публикациях российских и зарубежных журналов, в том числе утвержденных ВАК РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследовательская культура педагога-музыканта как динамическое образование личности учителя^ представляет собой интеграцию четырех основных' ее компонентов: информационно-знаниевого, отражающего основы знаний в области научного исследования и методологии педагогики музыкального . образования; художественно-творческого компонента, адекватного художественно-образной природе музыки; ценностно-мотивационного, заключающегося в формировании потребности в исследовательской деятельности; и осознании значимости практического применения перечисленных компонентов в реальном педагогическом процессе.

2. Организационно-педагогическими условиями реализации модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта являются: поэтапное и одновременное формирование компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта (информационно-знаниевого, художественно-творческого, ценно стно-мотивационного и практического);

- единство целевой установки и применение единых- подходов; в изучении общепедагогических и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте исследовательской деятельности; создание комфортных психологических условий для реализации поставленных задач: построение учебного сотрудничества «педагог-студент», индивидуальный подход, максимальная доступность видов деятельности для студентов с номинальными значениями профессионализма; создание мотивационно-стимулирующего обеспечения студента на протяжении обучения в вузе; ориентация полученных знаний и навыков на практическое применение.

3. Критерием эффективности реализации целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта является степень сформированности основных ее компонентов: информационно-знаниевого, художественно-творческого, ценно стно-мотивационного и практического, что определяется высоким уровнем осмысления и применения знаний и практических навыков научного и художественного исследования в практике музыкального образования.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список литературы (143 источника), приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Шапова, Татьяна Николаевна

Выводы по второй главе:

1. Теоретические и методологические характеристики исследовательской культуры педагога-музыканта легли в основу построения целостной модели ее формирования. Применение системного и личностно-деятелъностного подходов обеспечили ей организационную комплексность, функциональную эффективность и педагогическую валидность. Реализация данных подходов в контексте нашего исследования позволила рассматривать модель формирования исследовательской культуры как педагогическую систему взаимодействия всех ее структурных компонентов и их интеграцию в целое. Эффективность предлагаемой модели определяется активной субъектной позицией студента, регулируемой мотивами и осознанием цели, поэтапностью формирования компонентов исследовательской культуры, а также использованием активных форм деятельности, таких как научно-исследовательская, художественно-исследовательская и исполнительская.

2. Реализация указанных положений осуществлялась на фоне комплекса организационно-педагогических условий: создание единой целевой установки и единых подходов при обучении общепрофессиональным и музыкально-исполнительским дисциплинам в аспекте научно-исследовательской деятельности; построение учебного сотрудничества «педагог-студент», индивидуальный подход и максимальная доступность всех видов деятельности; организация мотивационно-стимулирующего обеспечения студента.

3. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с 2006 по 2010 г. на базе Института искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан) и имела цель формирования исследовательской культуры будущих учителей музыки. Для определения уровня сформированности исследовательской культуры будущих учителей музыки нами была разработана система критериев и показателей . Критерием эффективности реализации целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта являлась степень сформированности основных ее компонентов: информационно-знаниевого, художественно-творческого, ценностно-мотивационного и практического. Констатирующий этап ОЭР показал преобладающую низкую степень сформированности всех компонентов. Соответственно уровень развития исследовательской культуры студентов определялся нами как низкий (адаптивный).

4. Реализация целостной модели формирования исследовательской культуры педагога-музыканта осуществлялась по четырем направлениям: 1. овладение базовыми знаниями в области методологии педагогики музыкального образования и применение знаний в лабораторных условиях (информационно-знаниевый компонент); 2. накопление художественного опыта в исполнительской деятельности, освоение специфики исследовательской деятельности в художественном творчестве, формирование навыков художественно-исследовательской деятельности (художественно-творческий компонент); 3. формирование мотивации и осознание значимости исследовательской деятельности в профессиональном становлении специалиста; самоанализ собственных профессиональных умений; планирование и выстраивание программы самосовершенствования, исследовательская рефлексия (ценностно-мотивационный компонент); 4. применение всех полученных знаний и умений в условиях педагогического эксперимента в школе, оформление результатов собственного исследования (практический компонент).

5. Экспериментальная работа проходила в три этапа, на каждом из которых конкретизировались наиболее значимые промежуточные задачи.

Начальный этап был направлен на формирование готовности студентов к 1 исследовательской деятельности. Данные задачи реализовывались в изучении музыкально-исполнительских дисциплин, при1 накоплении опыта исполнительской деятельности, выполнении художественно-исследовательских заданий по изучению музыкального материала; а также при введении в предметный блок дисциплины регионального компонента

Основы научного исследования», где приобретались основные знания и умения в области научного исследования с учетом специфики образовательной области «Искусство».

Второй этап включал в себя учебно-исследовательскую деятельность студентов, с совершенствованием полученных знаний и навыков и практическим применением художественно-исследовательских умений в учебных условиях. Формирование художественно-исследовательских навыков осуществлялось в следующих формах работы: составление аннотаций к музыкальным произведениям, поиск собственной исполнительской концепции и проведение художественно-исследовательских практикумов. Наиболее значимым для третьего этапа ОЭР выступало применение всех полученных знаний и умений исследовательской деятельности, т.е. формирование практического компонента исследовательской культуры студента в условиях организации реального педагогического эксперимента в школе.

5. Эффективность целостной модели формирования исследовательской культуры будущих учителей музыки проверялась качественной и количественной оценкой результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику изменения степени сформированности каждого из четырех компонентов исследовательской культуры студентов. Таким образом, мы подтвердили эффективность предложенной нами целостной модели формирования исследовательской культуры будущего педагога-музыканта. Полученные на окончании эксперимента результаты подтверждают, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условий реализации модели формирования исследовательской культуры уровень ее развития повышается, способствуя интеграции научно-исследовательской и художественно-исследовательской деятельности специалиста в педагогической практике преподавания предмета «Музыка».

Заключение

1. На основе изучения научной литературы выявлены теоретические основания формирования исследовательской культуры как одной из составляющих профессионально-педагогической культуры педагога-музыканта. Обоснована необходимость и целесообразность изменения системы профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта для формирования его исследовательской культуры.

2. Уточнена сущность и содержание понятия «исследовательская культура педагога-музыканта», рассматриваемая как сложное ценностно-смысловое динамическое образование личности учителя. Оно представляет собой интеграцию теоретико-методологических знаний, опыта практической исследовательской деятельности, ценностно-мотивационных ориентиров и художественно-исследовательских навыков, которые призваны ориентировать субъекта образования на успешную реализацию его художественно-творческого потенциала. Интегративное начало всех компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта складывается из осознания их сущности и признания за каждым из компонентов способности оказывать влияние, изменять и взаимопроникать друг в друга.

Введено в оборот понятие «художественно-исследовательская деятельность педагога-музыканта», отражающее специфику исследовательской культуры учителя музыки. Результатом художественно-исследовательской деятельности' является выбор будущим учителем музыкальных произведений, адекватных проблеме, цели и задачам исследования; художественно-аналитическое постижение особенностей художественного образа, определение способов его презентации в условиях конкретного класса.

3. На основе системного и личностно-деятельностного подходов разработана целостная модель формирования исследовательской культуры педагога-музыканта. Относительно данных подходов реализуется систематичность педагогических воздействий, взаимодействие всех структурных компонентов, индивидуализированность (индивидуально-личностный подход), вовлечение субъектов образования в исполнительскую, художественно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.

4. Эффективное функционирование предложенной модели предполагает создание комплекса организационно-педагогических условий. Он включает в себя построение педагогического процесса с ориентацией на поэтапное и одновременное формирование компонентов исследовательской культуры педагога-музыканта, создание единой целевой установки при изучении общепрофессиональных и музыкально-исполнительских дисциплин в аспекте исследовательской деятельности, построение учебного сотрудничества «педагог-студент», максимальную доступность видов деятельности для студентов^ с номинальными значениями профессионализма; организацию1 мотивационно-стимулирующего обеспечения студента и обязательную ориентацию на практическое применение всех полученных знаний и навыков в реальном педагогическом процессе.

5. В ходе исследования были разработаны уровни сформированности исследовательской культуры педагога-музыканта, отражающие динамику ее развития; в качестве критериев для изучения эффективности разработанной нами модели формирования исследовательской культуры выступила степень сформированности ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного).

Одним из путей' формирования информационно-знаниевого компонента было введение в блок дисциплин предметной-подготовки курса регионального компонента «Основы ' научного исследования». Художественно-творческий компонент реализовывался в изучении музыкально-исполнительских дисциплин, в поэтапном художественном развитии студентов и формировании их исследовательских умений в художественно-творческой деятельности. Практический компонент осуществлялся в процессе активного применения полученных навыков в работе с детьми в период педагогической практики в общеобразовательной школе.

6. Проведенное комплексное исследование доказало эффективность предложенной нами модели формирования исследовательской культуры будущих педагогов-музыкантов. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показало положительную динамику изменения степени сформированности каждого из четырех компонентов исследовательской культуры студентов. Полученные результаты подтвердили, что при соблюдении определенных организационно-педагогических условий и практической реализации целостной модели формирования исследовательской культуры уровень ее развития повышается.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Шапова, Татьяна Николаевна, 2010 год

1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования Текст. : учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М. : Академия, 2004. — 336 с.

2. Авдонина, И.Е. Профессионально важные качества педагогов-музыкантов и развитие музыкальных способностей дошкольников Текст. / И.Е. Авдонина, Е.Я. Тищенко. — Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2007. 205 с.

3. Актуальные проблемы музыкальной педагогики Текст. : сборник научных трудов / отв. ред. И.А. Королева, И.Э. Рахимбаева. Саратов : Наука, 2007.-Вып. 3.-348 с.

4. Актуальные проблемы музыкальной педагогики Текст. : сборник научных трудов / отв. ред. И.А. Королева, И.Э. Рахимбаева. Саратов: Научная книга, 2005. - Вып. 2. - 418с.

5. Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования Текст. : сборник статей и материалов. — Сургут: РИО СурГПУ, 2006. 163с.

6. Арнольдов, А.И. Человек и мир культуры : Введение в культурологию Текст. / А:И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240 с.

7. Арчажникова, Л.Г. Профессия учитель музыки : Книга для учителя Текст. / Л.Г. Арчажникова. -М.: Просвещение, 1984. - 111с.

8. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982.- 192с.

9. Бенин, B.JI. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры Текст. : дис. . д-ра пед. наук / B.JI. Бенин. Екатеринбург, 1996. - 238с.

10. Белик, А. А. Культурология. Антропологические теории культур Текст. / A.A. Белик. — М.: Российский гос. гуманит. ун-т. М., 1998. 241 с.

11. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры : Два филос. введения в двадцать первый век Текст. / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413с.

12. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность Текст. / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1999. - №3. — С.37-43.

13. Бордовский, В. А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе Текст. : учебно-методическое пособие / В.А. Бордовский. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. -169с.

14. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.М. Борытко ; под ред. В.А. Сластенина, H.A. Колесниковой. — М.: Академия, 2006. 288с.

15. Борытко, Н.М. Исследовательский подход в преподавании педагогических дисциплин: Методика обучения: Опыт Волгоградского гуманитарного университета Текст. / Н.М. Борытко // Обучение студентов педагогике: Аспект технологий. — Волгоград, 1996. — С.21-29.

16. Вульфов, Б.З. Педагогика рефлексии: взгляд на профессиональную подготовку учителя Текст. / Б.З. Вульфов, В.Н. Харысин. — М.: Изд-во Магистр, 1995. 113с.

17. Гвоздкова, И.Н. Организационно-педагогические условия формирования исследовательской деятельности преподавателя колледжа Текст. : дис. . канд. пед. н. / И.Н. Гвоздкова. -Ростов н/Д, 2006. 124с.

18. Герасимов, И.Г. Структура научного исследования: (философский анализ познавательной деятельности в науке) Текст. / И.Г. Герасимов. М.: Мысль, 1985.-215с.

19. Гершунский, Б.С. Методологическое знание в педагогике Текст. / Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров. М.: Изд-во Знание. - 1986. - 109с.

20. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б.С. Гершунский. М., 1997. - 697с.

21. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен ; отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.-448с.

22. Голубь, Л.А. Формирование исследовательской компетентности педагога в системе дополнительного образования Текст. : дис. . канд. пед. н. / Л.А. Голубь. Ижевск, 2006. - 235с.

23. Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы Текст. : коллективная монография / под. ред. Г.Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Томского гос. университета, 2002. - 342с.

24. Гуревич, П.С. Культурология: элементарный курс Текст. : учеб. пособие / П.С. Гуревич. М.: Гардарики, 2003. - 336с.

25. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст.: пособие для студентов гуманит. вузов / П.С. Гуревич. — 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с. -18В^-7567-0006-4

26. Давидович, В.Е. Сущность культуры Текст. / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. Издательство Ростовского университета, 1979. — 264с.

27. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие / В.П. Давыдов, П.И. Образцова, А.И. Уман. М.: Логос, 2006. - 128 с.

28. Дахин, А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и . неопределенность Текст. / А.Н. Дахин // Педагогика. 2003. - №4, С. 21-26.

29. Долгодворова, Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере Текст.: дис. . канд. пед. н. / Т.И. Долгодворова. Омск, 2000. — 179с.

30. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Академия, 2005. — 208с.

31. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: Текст. учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. — М.: Академия, 2006. 176с.

32. Загвязинский, В.И. Как учителя подготовить и провести эксперимент Текст. : методическое пособие / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2006. - 144с.

33. Загузов, Н.И. Современные диссертационные исследования по педагогике: книга для эксперта Текст. : монография / Н.И. Загузов, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына. М.: ИРПО, 2003. - 167 с.

34. Запёсоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика Текст. / A.C. Запёсоцкий. М.: Наука, 2002 . - 456с.

35. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль Текст.: учебно-методическое пособие / Т.А. Затямина. М.: Глобус, 2007. - 170с.

36. Знаменская, И.А. Методология педагогики музыкального образования (музыковедческий аспект) Текст. : учебное пособие / И.А. Знаменская ; под ред. Е.В. Бондаревской. 2-е изд. исп. и доп. - Таганрог : Изд-во Таганрог, гос. пед. института, 2007. - 160с.

37. Игнатов, В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность Текст. : учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.К. Белолипецкий. — Ростов н/Д : МарТ, 2000. 256с.

38. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. М. : Академия, 2002,-208 с.

39. Исаев, И.Ф. Учебно-исследовательская культура как фактор саморазвития старшеклассника в профильном обучении Текст. : монография / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. - 236 с.

40. История культурологии Текст.: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидат наук / под ред. А.П. Огурцова. М. : Гардарики, 2006. -383 с.

41. Каган, М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) Текст. /М.С. Каган. -М. : Политиздат, 1974. 328 с.

42. Казанцева, JI.A. Мониторинг развития методологической культуры студентов будущих педагогов Текст. / JI.A. Казанцева, С.Я. Казанцев // Педагогическое образование и наука. - 2005. - №4. - С. 11-14.

43. Калугина, H.JI. Формирование исследовательских умений студентов университета в процессе самостоятельной работы Текст. : автореферат дис.на соискан. уч. степ. канд. пед. н. / H.JI. Калугина. — Магнитогорск, 2005. — 21 с.

44. Каптерев, П.Ф. О свойствах преподавателя Текст. / П.Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1982. С.594-630.

45. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта Текст. / М.В. Кларин. М.: Наука, 1997. - 223с.

46. Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя. Текст. : дис. . д-ра пед. н. / Т.Е. Климова. Оренбург, 2001. - 328с.

47. Коган, JI. НТР и1 социалистическая духовная культура Текст. / JI. Коган. М., 1974. - 283с.

48. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова. — М.: Академия,2005.-256с.

49. Комплексная подготовка педагога-исследователя Текст. / под общ. ред. В.А. Дмитриенко. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2001. — 290с.

50. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап Текст. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. М.: Академия,2006.-400с.

51. Краевский, В.В. Общие основы педагогики Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 256 с.

52. Криулина, A.A. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога) Текст. / A.A. Криулина. М.: ПЕРСЭ, 2003, -192 с.

53. Кручинина, Е.Б. Подготовка учителя к исследовательской деятельности как фактор повышения его педагогического мастерства Текст. : дис. . канд. пед. н. / Е.Б. Кручинина. Пенза, 2004. - 141с.

54. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста Текст. : метод, пособие / Н.Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. - 142с.

55. Культура и культурология Текст. : словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003.-928с.

56. Куницина, Л.П. Исследовательская деятельность студентов как фактор повышения педагогического мастерства Текст. : дис. . канд. пед. н. / Л.П. Куницина. Курск, 2006. - 200с.

57. Курбонова, Г.Н. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки Текст. / Г.Н. Курбонова. Абакан: Издательство ГОУ ВПО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2009. - 96с.

58. Лабунская, H.A. Педагогическое исследование современного студента: Студент при получении образования Текст. / H.A. Лабунская. Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПТУ, 1999. - 75с.

59. Лобова, Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности Текст. / Г.Н. Лобова. М.: Академия проф. образования. -2002. - 196с.

60. Логика научного исследования Текст. / под ред. П.В. Копнина, М.В. Поповича. М.: Наука, 1965. - 360с.

61. Лотман, Ю.М. О семиотическом механизме культуры Текст. / Ю.М. Лотман // Антология культурологической мысли / авт.-сост. С.П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. -М.: Изд-во РОУ, 1996. С. 323-327.

62. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Текст. / Э.С. Маркарян. Ереван, Изд-во АН Армянской ССР, 1973. - 146с.

63. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) Текст. / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. -284с.

64. Медушевский, В. Интонационная форма музыки: Исследование Текст. / В. Медушевский. М.: Композитор, 1993. - 262 с.

65. Межуев, В.М. Культурология и философия культуры Текст. / В.М. Межуев // Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. М., 1993.-С.16.

66. Мейлах, Б.С. Талант писателя и процессы творчества Текст. / Б.С. Мейлах. JL: Сов. писатель, 1969. - 444с.

67. Мелик-Пашаев, A.A. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие Текст. : методическое пособие / A.A. Мелик-Пашаев. Дубна: Феникс+, 2006.- 112с.

68. Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б. Абдуллина Текст. : коллективная монография / под науч. ред. Э.Б. Абдуллина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Граф-Пресс, 2009. - 284с.

69. Методологическая культура педагога-музыканта Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Э.Б. Абдулина. М.: Академия, 2002. - 272с.

70. Методология педагогики музыкального образования Текст. : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Э.Б. Абдуллина. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 272с.

71. Михайлов, В.В. О формировании музыкальной культуры учителя музыки Текст. / В.В. Михайлов // Учитель музыки: прошлое, настоящее, будущее : сб. статей / под ред. П.В. Анисимова, В.В. Михайлова. М.: ТЦ Сфера, 2007.- С. 124-125.

72. Музыкальное образование в школе Текст. : учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. пед. учеб. заведений / JI.B. Школяр, В.А.

73. Школяр, Е.Д. Критская и.др. ; под ред. JI.B. Школяр. М.: Академия, 2001. — 232с.

74. Музыкальное образование в XXI в.: проблемы и перспективы Текст. / сост. Е.Б. Витель, Е.Б. Буслова, А.Н. Шишкина. Кострома, 2006. - 210с.

75. Новиков, A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2002. - 320с.

76. Новиков, A.M. Методология художественной деятельности Текст. / A.M. Новиков. -М.: Эгвес, 2008. 72с.

77. Новицкая, E.H. Системный подход к формированию профессиональной культуры будущего учителя музыки Текст. / E.H. Новицкая. Саратов: Изд-во Сарат. универ-та, 2006. - 124с.i

78. Новожилов, Э.Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент) Текст. : монография / Э.Д. Новожилов. М.: Изд-во Физико-математической литературы, 2005. - 363с.

79. Шестак, Н.В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования) Текст. / Н.В. Шестак, Е.В. Чмыхова. М.: Изд-во СГУ, 2007. - 179с.

80. Носаева, И.В. Педагогические условия формирования исследовательской культуры учащихся на начальном этапе образования Текст. : дис. . канд. пед. н. / И.В. Носаева. СПб, 2001. - 162с.

81. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) Текст. / под ред. Ю.В. Петрова, Е.С. Ляхович. Томск: Изд-во Томского университета, 1989. - 238с.

82. Ольга Александровна Апраксина: Избранное Текст. / отв. ред. Э.Б. Абдуллин, П.Г. Бугаков. М. - Липецк: ЛГПУ, 2006. - 263с.

83. Орлов, A.A. Введение в педагогическую деятельность: Практикум Текст. : учебно-методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / A.A. Орлов, A.C. Агафонова ; под ред. A.A. Орлова. М.: Академия, 2004. -256с.

84. Основы военной психологии и педагогики Текст. : учебное пособие для студентов пединститутов по специальности 2115 «Начальное военное обучение и физическое воспитание» / под ред. A.B. Барабанщикова. — М.: Просвещение, 1988. 271с.

85. Основы вузовской педагогики Текст. : учебное пособие для студентов университета / под ред. Н.В. Кузьминой, И.А. Урклин. М., 1972. - 312с.

86. Основы научных исследований Текст. : учеб. для техн. вузов / под ред. В.И. Крутова, В.В. Попова. М.: Высш. шк., 1989. - 400 с.

87. Педагогика профессионального образования Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев и др. ; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. - 368 с.

88. Педагогическое мастерство и педагогические технологии Текст. : учебное пособие / под ред. JI.K. Гребенкиной, JI.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256с.

89. Подымова, JI.C., Психологические барьеры инновационной деятельности учителя Текст. / JI.C. Подымова, H.A. Подымов // Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование. М., 1996.- С.44-46.

90. Полищук, В.И. Мировая и отечественная культура Текст. / В.И. Полищук. Екатеринбург, 1993. - 4.1. - 175с.

91. Попков, В.А. Теория и практика высшего профессионального образования Текст. : учебное пособие для высшей школы / В.А. Попков, A.B. Коржуев. -М., Академический Проект, 2004. 432с.

92. Порус, В.Н. Наука как культура и наука как цивилизация Текст. / В.Н. Порус // Наука в культуре / под ред. В.Н. Поруса. М.: Эдиториал УРСС, 1998.-С. 5-33.

93. Психологические задания к педагогической практике студентов: Текст. пособие для преподавателей высших педагогических учебных заведений. -М. Владос, 2002, 127с.

94. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика Текст. : учебное пособие для студентов муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская и др.; под ред. Г.М. Цыпина. М.: Академия, 2—3. - 368с.

95. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике Текст. / В.Г. Ражников. М.: ЦАПИ, 1994. - 141с.

96. Ракитов, А.И. Принципы научного мышления Текст. / А.И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1975. 143с.

97. Решетников, П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера Текст. : кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. заведений / П.Е. Решетников. М.: ВЛАДОС, 2000. - 304с.

98. Романовская, И.А. Формирование исследовательской позиции будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки Текст. : дис. . канд. пед. н. / И.А. Романовская. Астрахань, 2006. - 150с.

99. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования Текст. : учеб. пособие для вузов / Г.И. Рузавин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 317 с.

100. Русанова, Л.П. Хоровая партитура. Анализ и освоение Текст. : учебно-методическое пособие для студентов дневной и заочной форм обучения дирижерско-хоровой специальности / Л.П. Русанова. Хабаровск, 2001. -50с.

101. Савенков, А.И. У колыбели гения Текст. / А.И. Савенков. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 224с.

102. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С.Д. Смирнов. М::. Аспект - Пресс, 1995. -40с. . ' ■■ . .

103. Ставринова, Н.Н. Система формирования готовности, , будущих педагогов к исследовательской, деятельности; Текст. : дис. . д-ра пед. н. / Н.Н. Ставринова. Сургут, 2006. - 356с.

104. Тарасова, С.И. Формирование готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в школьной образовательной практике Текст. : дис. . канд. пед. н. / С.И. Тарасова. -М., 2003. 190с.

105. Теория научного исследования Текст. / Мин-во сельского хозяйства ; Красноярский гос. университет. Красноярск, 2007. — 184с.

106. Турченко, В.Н. Объективная необходимость революции в педагогической науке Текст. / В.Н. Турченко // Мировоззренческие и методологические проблемы науки: межвуз. сб. науч. трудов. МГУ. -Новосибирск, 1988.- С. 82-83.

107. Фаткулин, A.A. Научно-исследовательская работа студентов как составная часть государственных образовательных стандартов Текст. : монография / A.A. Фаткулин. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 229с.

108. Хоруженко, K.M. Культурология. Энциклопедический словарь Текст. / K.M. Хоруженко. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 - 640 с.

109. Цыпин, Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля) Текст. / Г.М. Цыпин. Тамбовск. гос.муз.-пед. инст-т им. C.B. Рахманинова. -Тамбов, 2005.-337с.

110. Черткова, E.JI. Наука и научность как аксиологическая проблема Текст. / E.JI. Черткова // Наука глазами гуманитария / отв. ред. В.А. Лекторский. -М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 113-131.

111. Чистова, М.В. Формирование исследовательской культуры учителя физики в период педагогической практики Текст. : дис. . канд. пед. н. / М.В. Чистова. М., 2003.-169с.

112. Шадрина, В.Н. Библиографическая культура исследователя и педагогические методы ее формирования Текст. : монография / В.Н. Шадрина. — Белгородский гос. институт культуры. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2004. - 140с.

113. Шишлянникова, Н.П. Целостное восприятие мира младших школьников на уроках музыки Текст. / Н.П. Шишлянникова. — Абакан: отдел издательской деятельности ХРИПКиПРО «Роса», 2000. 96 с.

114. Шишлянникова, Н.П. Формирование мировосприятия у младших школьников на интегрированных занятиях искусством Текст. : автореф. дис. .д-ра пед. н / Н.П. Шишлянникова. — М., 2005. 38 с.

115. Шихова, A.JI. Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения Текст. : дис. . канд. пед. н. / A.JI. Шихова. Киров, 2007. - 264с.

116. Школяр, В.А. Обновление содержания музыкального образования сметодологических позиций: Опыт исследования проблемы Текст. / В.А.f

117. Школяр. М.: Флинта, 1999. - 88с.

118. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований Текст. : учебное пособие / М.Ф. Шкляр. 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.-244с.

119. Шмачилина, C.B. Исследовательская культура социального педагога Текст. / C.B. Шмачилина. Новосибирск, 2005. - 238с.

120. Шмачилина, C.B. Формирование исследовательской культуры социального педагога Текст. : дис. . д-ра пед. н. / C.B. Шмачилина. -Тюмень, 2006. 340с.

121. Элиот, Т.С. Заметки к определению культуры Текст. / Т.С. Элиот //Антология культурологической мысли / авт.-сост. С.П. Мамонтов, A.C. Мамонтов. М.: Изд-во РОУ, 1996. - С. 152-154.

122. Юсов, Б.П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного формирования личности Текст. / Б.П. Юсов // Комплексное полихудожественное развитие школьников / общ. ред. Б.П. Юсова: научно-метод. сборник, вып. 3. М., 1994. - С.8-27.

123. Яковлев, Е.В. Комплексное моделирование высшего учебного заведения Текст. / Е.В. Яковлев // Педагогика. — 2001. — №2. С. 32-36.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.