Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар": Идеал совершенного человека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Даваев, Санал Алексеевич
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 171
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Даваев, Санал Алексеевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО 14 ЧЕЛОВЕКА- ОСНОВА ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ^ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.1. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР
ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
1.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 33 ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ВОСПИТАНИЯ КАЛМЫКОВ
1.3. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В НАРОДНОЙ 52 ПЕДАГОГИКЕ КАК КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
ГЛАВА И. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПО ЭПОСУ
ДЖАНГАР" И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО & ПОКОЛЕНИЯ
2.1. СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 77 ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭПОСЕ "ДЖАНГАР".
2.2. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ 94 Ф ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯ ЭПОСА И
СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. (ИДЕАЛ КАК ВЫСШАЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ)
2.3. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО МУЖЧИНЫ В 104 ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОЙРАТ-КАЛМЫКОВ
2.4. ЭПИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИДЕАЛА 131 СОВЕРШЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
2.5. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. (В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ) 147 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154 БИБЛИОГРАФИЯ 157 ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков: На материале эпоса "Джангар"2001 год, кандидат педагогических наук Босхамджиева, Саглар Николаевна
Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека: На материалах калмыцкой традиционной педагогики2000 год, кандидат педагогических наук Шарманджиев, Дорджи Адьянович
Воспитание девочек в калмыцкой народной педагогике2004 год, кандидат педагогических наук Джамбинова, Татьяна Николаевна
Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике2001 год, кандидат педагогических наук Бирагова, Иза Ивановна
Этнопедагогические ценности в творческом наследии калмыцких писателей как национально-региональный компонент образования2001 год, кандидат педагогических наук Айдарова, Гилян Петровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар": Идеал совершенного человека»
Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России; политической, социально-экономической, . характеризующейся ростом национального самосознания, частичным изменением ценностных идеалов и ориентации, обращением к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям как составной неотъемлемой части культуры любого народа.
Проблема соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживается в период смены жизненных укладов и ценностей в обществе. Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым многовековым опытом воспитания. В поисках утраченных ценностей непременное обращение к национальным истокам, к народной педагогике сегодня актуально и своевременно. Это связано с расширением связей народов многонациональной России; многовековой интеграцией с русской культурой и культурами других народов, а также со значительным ростом национального самосознания.
Главная проблема - слабая связь (преемственность) между поколениями, также частичная утрата родного материнского языка. Пробудить национальное самосознание в этносе - немаловажный фактор в процессе возрождения и становления национальной культуры, поскольку процесс будет малоэффективен, если этносу будет безразлично существование родного языка и культуры.
Обращение к народной педагогике, а именно к эпосу "Джангар", где заложена суть народного воспитания: культура, традиции, обычаи продиктовано самим временем и теми обстоятельствами, в которых оказалось современное общество (Республика Калмыкия). Идеи эпоса "Джангар" сегодня подходят для возрождения и становления национальной культуры и языка. Для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения необходимо обращаться к вековым морально-этическим традициям, закрепившим такой идеал совершенного человека, содержанием которого является образ личности, | способной посвятить себя борьбе за счастье своего народа. Именно такой образ является наиболее устойчивой сердцевиной духовной культуры каждого народа, каждой нации, живущей по принципам истины, добра и красоты.
Идеал совершенного человека - конечная цель народной педагогики, является основным фактором в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики.
Анализ литературы по народной педагогике, в частности по проблеме идеала совершенного человека, подтверждает её актуальность и значимость для современной воспитательной и образовательной практики. В различных аспектах исследованы вопросы народной педагогики и идеала совершенного человека: русских (Г.С. Виноградов, В.М. Григорьев, В.А Николаев), чувашей (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), азербайджан (А.Ш. Гашимов), армян (В.Х. Арутюнян), узбеков (К.А. Кадыров, М.Ш. Ширбаев), народов Коми (Л.Д. Вавилова), народов Сибири и Дальнего I
Востока (В.Ф. Афанасьев), башкир (Т.К. Искаков), татар (Я.И. Ханбиков), дагестанцев (Ш.А. Мирзоев, З.М. Магомедова), алтайцев (Р.К. Санабасова), народов поморского Севера (И.Л. Данилова, А.Г. Гмырин, Л.С. Малик), кыргызов (А.Э. Измайлов, Т. Ормонов), казахов (К.Д. Кожахметова), калмыков (О.Д. Мукаева), хакассов (Б.М. Ховратович), туркменов (К.П. Пирлиев), адыгов (Ш.А. :
•'I
Шоров, М.Г. Загезежев), карачаевцев, балкарцев, черкесов (К.Б. Семенов, М.Б. Гуртуева) и др., по идеалу совершенного человека есть ряд работ по философии, психологии, социологии: Л. В. Константинова, Л. П. Федорчук, И. И. Загоренко, O.E. Зубов и других.
Основная часть исследований по народной педагогике отражает традиционный анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, в основе которых лежит изучение традиций, обычаев, фольклора. Специфика многомерности феномена народной педагогики допускает возможность разных подходов к её рассмотрению. В частности, недостаточное внимание уделено проблеме формирования идеала совершенного человека в педагогике, народной педагогике, механизму воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих и национальных ценностях, сконцентрированных в идеале совершенного человека.
При внимательном изучении образовательного процесса Республики Калмыкия следует заметить, что мало внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения на традициях народной педагогики, процесс обобщен и не концентрирован, недостаточна подготовка учителей в области народной педагогики. Сложность определяется главным образом: отсутствием фундаментальных исследований по проблемам формирования идеала совершенного человека. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы исследования: использование идей народной педагогики в •¡калмыцкой школе на материале эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека)
Объект исследования: Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе.
Предмет исследования: процесс формирование нравственных качеств у подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека йо эпосу «Джангар».
Цель исследования: Выявить педагогические условия преемственности воспитания духовной, эстетической, этической культуры, становления личности и национального самосознания на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар".
Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар" будет эффективно, если:
• определены педагогические условия осуществления преемственности в овладении духовной культурой, в становлении личности и национального самосознания;
• определены основные критерии функционирования народных традиций калмыков и нравственных общечеловеческих ценностей;
• выявлены критерии уровня развития духовно-нравственной, этико-эстетической воспитанности детей.
• подрастающим поколением будет осознанно критическое состояние родного (калмыцкого) языка и культуры.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
• На основе этнопедагогического анализа эпоса "Джангар" выявить народные педагогические традиции ойрат-калмыков, отраженные в калмыцком эпосе "Джангар", определить его ведущие педагогические идеи.
• Исследовать традиционное представления ойрат-калмыков об идеале совершенного человека в эпосе, определение условий для применения идеала совершенного человека в воспитании нового поколения на основе укрепления духовных связей воспитуемых с многообразной и духовной нравственной жизнью родного народа.
• Показать на региональном материале, что многовековой опыт воспитания народа, ставший духовной составляющей частью этноса и мировой культуры, имеет непреходящую ценность при решении проблем национального воспитания и образования и в первую очередь - задачи формирования нравственно-идеальных качеств нового поколения.
• Разработать и экспериментально проверить методику воспитания и становления личности, самосознания детей на основе нравственно-этических, духовных традиций народной педагогики калмыков, в частности на эпосе "Джангар" (идеала совершенного человека).
• Разработать программу "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в современном контексте".
• Создание комплекса педагогических условий эффективного использования народной педагогики - (эпоса "Джангар") в духовном воспитании нового поколения в рамках преемственности поколений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
• философские, социологические, психолого-педагогические, этнопедагогические исследования в области ценностных ориентаций личности: (Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, Л.С. Выготского, Я.И. Ханбикова, Н.Д. Никандрова, Б.Т. Лихачева, Р.К. Санабасовой, А.Ш. Гашимова, Т. Ормонова, Б.М. Ховратовича, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семенова, З.Б. Цаллаговой, Л.В. Константинова, К.Б. Семенова, O.E. Зубова, и других.);
• исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю калмыцкого народа, национальную культуру, философию, мировоззрение, историю образования: (А.Ш. Кичикова, М.Л. Кичикова, Н.Ц. Биткеева, О.Д. Мукаевой, Л.Н. Мукаевой, A.B. Бадмаева, В.Ф. Ефремовой, П.А. Дарваева, Б.А. Бичеева, Л.Н. Мукаевой, А.Г. Митирова, Б.Б. Оконова, А.Б. Панькина, Н.Ш.
Ташнинова, У.Э. Эрдниева, М.М. Батмаева, Г.О.Авляева, Р.Б. Дякиевой, З.О. Кекеевой, А.Б. Имкеновой и других.).
Историческую базу исследования: составили теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей; монографии; диссертационные исследования, защищенные по проблемам ценностей; истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии, социологии, педагогики; материалы из фондов Российского и калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской Государственной Библиотеки, Государственной педагогической б^лиотеки имени К.Д. Ушинского, Амур-Санана, КИГПИ РАН и этнографические записи, выполненные непосредственно самим исследователем.
В диссертации используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической, социологической, филологической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод экспертной оценки; метод самооценки, опросы и беседы со студентами, школьниками, педагогами; опытно-экспериментальная работа: чтение лекций, спецкурса "Совершенный челвоек - мифы, легенды ойрта-калмыков в контексте современности" (по эпосу "Джангар"), обработка результатов анкетирования.
- ч.
Экспериментальная база исследования: Государственный Центр одаренных детей "Элистинский лицей". В массовом констатирующем эксперименте приняли участие, (90 человек). Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися Элистинского Государственного Центра одаренных детей.
Логика и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - теоретический - (1997-1998гг.) решал следующие задачи:
• изучение литературы по проблеме исследования;
• анализ инновационных процессов в системе национального образования других регионов;
• уточнение понятийного аппарата,
• сбор информации.
Второй этап - теоретико-поисковый (1998-1999гг.) был нацелен на решение следующих задач:
• разработка теоретических основ исследуемой проблемы;
• конструирование исходной гипотезы исследования;
• определение базы исследования;
• уточнение используемого понятийного аппарата и исходной гипотезы;
• разработка спецкурса: " Совершенный человек - мифы, легенды наших предков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности", ориентирующих на общечеловеческие ценности на национальную культуру. Третий этап - преобразующе - заключительный. (1999-2000гг.) был нацелен на решение следующих задач:
• обработка анкетных данных;
• реализация опытно-экспериментальной работы на базе Элистинского Государственного центра одаренных детей.
• подведение итогов, оформление материалов диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения: I
• Народные традиции ойрат-калмыков - основа духовного возрождения национальной культуры;
• Выделяющаяся роль эпоса "Джангар" в духовной культуре калмыков;
• Идеал совершенного человека - концентрированное выражение цели народной педагогики - как один из главных факторов в становлении и возрождении национальной культуры и самосознания, как - ведущий фактор воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях народа;
• ориентация подрастающего поколения на общечеловеческие ценности чере^яациональную культуру.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:
• в изучении калмыцкого эпоса "Джангар" с точки зрения педагогики, психологии, социологии;
• в выявлении воспитательных возможностей народной педагогики калмыков, в частности - эпоса "Джангар" в формировании личности;
• в создании комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на идеале совершенного человека эпоса "Джангар";
• в научном обосновании преемственности в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики и определение педагогических условий повышения его эффективности;
• в создании программы: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности", необходимого для целенаправленного воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики и экспериментальной проверки её эффективности;
• в раскрытии возможных путей трансляции традиций национальной культуры путем введения спецкурса "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков в контексте современности" (на материале эпоса "Джангар") детям старшего школьного возраста.
• в доказательстве эффективности процесса воспитания подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека - как национальной ценности, в возрождении и развитии национальной культуры и формирования самосознания.
Практическая значимость исследования состоит:
• во внедрении спецкурса: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков в контексте современности (на материале эпоса "Джангар")";
• в реализации идеи этнического национального самосознания и формирования ценностей на идеале совершенного человека по эпосу "Джангар";
• в выявлении значения идеала совершенного человека по эпосу "Джангар" в современной культуре и жизни калмыцкого народа.
Достоверность научных результатов: обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на основе эпоса "Джангар"; применением целого комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; результатами экспериментальной работы; достаточной базы апробации и внедрения в педагогическую практику.
Апробация исследования: проводилась на научно-практических конференциях по различным проблемам (г. Москва: конференция молодых ученых Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 1999; Международная конференция "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания", 1999; г. Пятигорск: региональная конференция ЮО РАО, 1998; г. Элиста: региональная конференция ЮО РАО, 1999).
Структура работы: диссертация объемом (164) машинописных страниц состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, списка литературы, приложения. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогика молдаван: В связи с проблемой взаимодействия народной педагогики с педагогической наукой1997 год, доктор педагогических наук в форме науч. докл. Силистрару, Николай Васильевич
Изучение героического эпоса "Джангар" на уроках родной литературы в 5 - 11 классах калмыцкой школы1998 год, кандидат педагогических наук Шарапова, Нина Николаевна
Воспитание совершенной личности в этнопедагогике Северного Кавказа2010 год, кандидат педагогических наук Зангиева, Марина Жураповна
Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса в национальной школе: На материале Республики Калмыкия2005 год, кандидат педагогических наук Чокаева, Зоя Цеденовна
Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова2005 год, кандидат педагогических наук Ханинова, Эльза Михайловна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Даваев, Санал Алексеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании мы рассмотрели проблемы этнического воспитания подрастающего поколения на народных традициях^ 7еоретико-мето дологическую основу исследования составила народную педагогика, проблемы ее становления и формирования, современные проблемы изучения теории этнопедагогики. Народная педагогика и этнопедагогика изучают проблемы современного общества, рассматривает отношение человека к своему прошлому. Народная педагогика является основой общечеловеческой и национальной культуры. Можно сказать, что наука этнопедагогика стала необходимой в процессе гуманизации и демократизации современного общества.
В условиях духовно-нравственного возрождения народов России, развития и утверждения их национального самосознания, становления национальной системы образования этнопедагогика стремительно вошла в теорию и практику современной школы. Исследования по народной педагогике подтверждают, что их актуальность и значимость для полиэтнического и многоязычного государства велика.
Изучение традиционной культуры калмыков дало нам основание утверждать, что этнопедагогика калмыков является духовной основой для возрождения и становления национальной культуры, языка, традиций и обычаев. Осмысление и осознание национальных ценностей, постижение через них общечеловеческих ценностей - предмет этнопедагогики любого народа, в том числе и калмыцкого.
Воспитание подрастающего поколения - главнейшая задача любого этноса. Гуманистическое воспитание личности ребенка основывается на этническом воспитании - это прививание молодежи знаний национальной истории, традиций, обычаев, языка. Большую роль в этом играет фольклор. Именно изучение фольклора как источника и средства этнического воспитания необходимо для полного функционирования науки этнопедагогики.
Стержнем любой народной педагогической культуры, её духовным ядром, является идеал совершенного человека. Идеал совершенного человека представляет собой духовный облик народа. Идеал совершенного человека есть концентрированное выражение цели народной педагогики. Изучение исследований по идеалу совершенного человека: философских, социальных, психологических, педагогических дает нам основание считать, что идеал нравственный, эстетический, этический, физический, духовный неразрывны между собой, все они исходят из народного идеала.
Изучение идеала совершенного человека и применение его сегодня, для воспитания подрастающего поколения необходимо с учетом особенностей этнопсихологии и философии народа.
Идеал совершенного человека как цель и средство воспитания: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического является основным фактором в процессе гуманизации и демократизации современного общества.
В экспериментально-практической части исследования (на основе практико-исследовательской работы и работы в условиях учебно-воспитательного процесса) проверены следующие выводы и положения:
• Идеал совершенного человека является не только источником, но и средством этнического воспитания подрастающего поколения;
• Идеал совершенного человека по эпосу "Джангар" является целостной ценностной системой, которая играет немаловажную роль в процессе становления и возрождения национальной культуры и языка;
• Ценности, заложенные в идеале совершенного человека, являются основными ценностями, через изучение которых мы познаем общечеловеческие и национальные;
• Идеал совершенного человека несет в себе духовно-нравственный, эмоциональный заряд, необходимый для формирования национального самосознания;
• Изучение идеала совершенного человека и применение его сегодня, в воспитания необходимое, учетом особенностей этнопсихологии и философии народа.
• Идеал совершенного человека как источник и средство воспитания: нравственного, духовного, этического, эстетического, этнического и физического является основным фактором в процессе гуманизации и демократизации современного общества.
• Идеал совершенного человека является неотъемлемым компонентом комплекса педагогических условий эффективного использования народной педагогики - (эпоса "Джангар") в духовном воспитании нового поколения в рамках преемственности поколений
Исходя из анализов, проведенные нами по идеалу совершенного человека, мы можем утверждать, что идеал совершенного человека является важной воспитательной ценностью и главным фактором и источником в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Даваев, Санал Алексеевич, 2000 год
1. Авляев Г.О Происхождение калмыцкого народа /середина IX-XYII вв. М.Элиста. 1994.- 248 с.
2. Авляев Г.О. Эпос «Джангар»: исторические корни и проблемы датировки. // Известия Калмыкии. 1997.
3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М, 1996.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.380 с.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление М: Мысль, 1998.- 253 с.
6. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.:Наука,1978. - 188 с.
7. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск, 1979. С.4-45.
8. Айбазова М.Ю. Проблема эстетического воздействия в народном педагогике Карачая. Дис. кан. пед. наук.- М, 1969.
9. Бадмаев A.B. Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Элиста, 1968.- 26 с.
10. Ю.Бакаева Э.Э. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1993.- 136 с.
11. П.Бердяев H.A. Самопознание. Л: Наука,1991.398 с.
12. Бердяев H.A. Судьба России. МД990.
13. Бердяев H.A. Смысл истории. М.,1990 с.14-16.
14. Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 3 т. т.1. М, 1966.
15. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М. : УРАО. 1997.
16. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная поэзия. Элиста, 1987.-140 с.
17. Биткеев Н.Ц. Эстетико-нравственные идеалы героического эпоса «Джангар» и их воспитательная роль. // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. 4.1- Чебоксары, 1991.
18. Биткеев Н.Ц Калмыцкий народный эпос «Джангар» Элиста, 1990.125 с.
19. БиткеевН.Ц. Калмыцкий фольклор.- Элиста, 1985.- 125 с.
20. Биткеев Н.Ц. Калмыцкая народная песенная поэзия.-Элиста, 1987.-140 с.
21. Борджанова Т. Магическая поэзия калмыков. Элиста, 1999.- 45 с.
22. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М:Наука,1973.- 283 с.
23. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.-М:Наука,1983. 411 с.
24. Буслаев Ф.И. Эпическая поэзия.// Русская фольклористика. М, 1965.
25. Буддизм. Словарь. // Под общей ред. Жуковской H.JI. и др.- М.Д992. С.266-267.
26. Васильев С.К. Особенности формирования национального идеала. Дис. док.философ. наук.-Н.Новгород, 1996.
27. Владимирцев Б.Л. Общественный строй монголов, Монгольский кочевой феодализм. Л.:АН ССРД 934.- 207 с.
28. Владимирцов Б.Л. О «Джангаре». Элиста, 1920.
29. Волков Г.Н. Этнопедагогика.- ЧебоксарыД974.-358 с.
30. Волков Г.Н. Педагогика жизни. ЧебоксарыД 989. - 334 с.
31. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-М.: Академия. 1999.
32. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. М, 1997.
33. Волков Г.Н. Нравственное воспитание учащихся YI-YTII классов сельской национальной школы.-МД 986. С-64.
34. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. // Национальная школа: концепция и технология развития. М, 1993.С.45-51.
35. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократизации и гуманизации в сфере воспитания. Чебоксары, 1993.
36. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1992.
37. Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков./Сборник научных трудов.- ЭлистаД980.- 150 с.
38. Выготский Л.С. психология искусства. М.: Просвещение,!968.-576 с.
39. Козлова А.Г. Этнопедагогика. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям. СПб.: Образование, 1996. 32 с.
40. Козлова И.И. Социологическая повседневность: переоценка ценностей // Общ. Наука и современность. М. 1999. № 3
41. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1989 - 270 с.
42. Константинова Л.В. Место и роль общественного идеала в системе социальной детерминации. Дис. док. философ, наук.- М, 1995.
43. Козин С.А. Джангариада: героическая поэма калмыков. // АН СССР, Институт востоковедения. М-Л.: АН СССР, 1940.С.249.
44. Кекеева З.О. Ориентация студентов педагогического колледжа на национальную культуру калмыков. Дис. кан. пед. наук. С-П.1997.
45. Кичиков М.Л. Исторические корни дружбы русского и калмыцкого народов./ Образование калмыцкого государства в составе России.- Элиста, 1966.
46. Кичиков М.Л. Героический эпос «Джангар» как исторические истоки //Великий певец Э.Овла и джангароведение.- Элиста. 1968.
47. Кичиков А.Ш. Калмыцкий героический эпос «Джангар». -М.:Наука, 1997.
48. Кичиков А.Ш. Песня о богатыре Санале из «Джангара» в различных эстетических особенностей фольклора. Элиста, 1969.
49. Лармин О.В. Эстетический идеал и народная педагогика. Новосибирск, 1972.
50. Лауфер Б. Очерк монгольской литературы. Л.,1927.С.18-22.
51. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, 1997.
52. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М, 1997.
53. Лыткин Г. Исторический очерк письменности монголов и ойратов. // Астраханские губернские ведомости, 1859. № 32,33.
54. Луния Б.И. История индийской культуры.- М, 1960.
55. Максимов К.Н. Калмыкия субъект Российской Федерации. - М, 1995.
56. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М.: Искусство, 1993.- 78 с.
57. Джамбинова Т.Н. Степное Уложение. 1640 г. Источник этнопедагогики // Этнопедагогика и национальная школа. Элиста, 1997.
58. Зубов O.E. Формирование национально-культурных ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Дис. кан.философ. наук.- Саранск, 1997.48.3латкин И .Я. История Джунгарского ханства. М, 1964.
59. Имкенова А.Б. Этническая идентичность калмыков. Элиста, 1999.
60. История педагогики. М, 1965.
61. Икопникова С.И. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности // Советская педагогика. М, 1966. № 3
62. Кант. И. Полное собр. сочинений. В 6 томах. Т.4.- МД965.
63. Калмыцко-русский словарь./ Под ред. Б.Д. Муниева. М.:Русский язык,1977. 764 с.
64. Калмыцкий фольклор. Элиста, 1985.
65. Капканов А. Красавицы, умницы, мастерицы. // Элистинские умельцы. 1997.
66. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Пособие для работников народного образования. Махачкала.: Дагучпедгиз,1980.- п\56 с.
67. Мень А. История религии. В 7 томах. МД991 Т.1
68. Медынский Е.И. История русской педагогики.- М.,1938.С.422.
69. Минаев С. Четыре типа калмыцкой красоты. // Хальмг Унн, 1994.
70. Михайлов Г.И. Литературное наследство монголов. // Новости Монголои.-Улан-Батор, 1990, 25 марта, № 3.
71. Митиров А.Г. Ойраты-калмыки: века и поколения. Элиста, 1998.
72. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника. Дис. кан. пед. наук.- М, 1978.
73. Мудрик A.B. Социализация и «смутное время». М.: ЗнаниеД991- 80 с.
74. Мукаева О.Д. Мудрость и духовность народной педагогики. Элиста, 1995.
75. Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков: история, современность
76. Мукаева О.Д. Педагогические традиции воспитания у монгольских народов. // Педагогика. М. 1994. № 2
77. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании. Дис. кан. пед. наук. К, 1990.
78. Наднеева К.А. Буддийские воззрения на женщину.// Традиции и новое в социальной жизни народов. Элиста., 1994. С.50.
79. Небольсин П. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 185. -190 с.
80. Николаев В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской школы,- М, Орел, 1998.
81. Панькин А.Б. Образование для калмыков. Элиста, 1997. - 46 с.
82. Платон. Государство. Харьков, 1960.
83. Педагогика. Под ред. Пидкасистого Л.И. М.: Наука, 1995.
84. Песталоцци И.Г. Избранные пед. сочинения. В 2 томах.-М, 1981. Т.2
85. Психология и педагогика. Под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 1999.
86. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык. Элиста, 1993.- 127 с.
87. Рашид-ад-дин. Сборник летописей. История монголов. М-ЛД952.
88. Ракша Е.А. Нравственные идеалы советской школы. // Семья и школа.-М, 1990.
89. Русская педагогика. Опыт историко-педагогической хрестоматии.// Сост. М. Демков.- МД915.
90. Русская философия в лицах. Под ред. В.В. Ильина, Н.В. Солнцева, Н.М. Чалова. М, 1997.
91. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дис. кан. пед. наук.- СПб, 1993.
92. Сангаджиева Н.Б. Поэтика фольклорных жанров. Элиста, 1998.
93. Сарангов В.Т. Калмыцкое народное поэтическое творчество. Фольклористика. Учебное пособие.- Элиста, 1998.
94. Сериков В.В. Личностно-ориентированный процесс обучения. -Волгоград.: Перемена, 1995.- 131 с.
95. Сокольникова А.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М, 1997.
96. Сокольникова А.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика. (XIX-XX вв.).- Чебокасары., 1997.
97. Социально-этнические проблемы и природа / Под ред. Н. Филипповского. М.: Знание, 1998. - 94 с.
98. Сокровенное сказание монголов. 1240 г.- Элиста.,1990.
99. Сеченов И.М. Избранные философ, и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1997.
100. Семенов К.Б. Народная педагогика Карачая и Черкесии о воспитании детей в семье. Пятигорск, 1998.
101. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Педагогика, 1989. -132 с.
102. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М, 1981.
103. Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона.- М, 1983.
104. Словарь иностранных слов. М, 1978.
105. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. В 3 томах. М, 1974. Т.1
106. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1968.- 124 с.
107. Тугаринов В.П. Духовные ценности человека. // Советская педагогика.-М,1966. № 1. С.25.
108. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Изб. пед. сочинения / Под ред. Е.А. Медынского. М.: 1945. - 67 с.
109. Ушинский К.Д. Родное слово.- М.,1994.С.108.
110. Философский энциклопедический словарь.-М, 1978.
111. Федорчук Л.П. Формирование нравственных идеалов у старшеклассников на героических традициях народа. Дис. кан. пед. наук. М, 1969.
112. Философия. Под ред. A.A. Радугина. М, 1997.
113. Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия.- Элиста, 1998.
114. Хара-Даван Э. Чингис-хан. Элиста, 1991.
115. Ховратович Б.М. Нравственный идеал в хакасской народной педагогике. Дис. кан. пед. наук. Новосибирск, 1972.
116. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М, 1997.
117. Цашивили С. Витязь в тигровой шкуре Ш. Руставели. М, 1966.
118. Шадже А.Ю. Национальные ценности: социальный, философский анализ. Дис. док. философ, наук.- Ростов-на-Дону, 1997.
119. Шалхаков Д.Д. Семья и брак у калмыков. Элиста, 1982. - 84 с.
120. Шаракшинова И.О. Героический эпос бурят. Иркутск, 1968.
121. Шоров Ш.А. Адыгейская народная педагогика. Пятигорск, 1986.
122. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1980. - 156 с.
123. Эрдниев У.Э. Идейно-историческая проблематика «Джангара» / Сб. тезисов Всесоюзной научной конференции. М,Элиста, 1980.
124. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики. / Сб. Вопросы этнографии и антропологии калмыков. - Элиста, 1980.
125. Эрендженов К. Золотой родник. Элиста, 1990.
126. Этническая педагогика. Астрахань, 1995.
127. РГИА, ф.381, оп.12д. 282, 3-6 лл, л-87.
128. РГИА, ф.381, оп. 2, д. 7149, л 228, л 342
129. НА РК,ф. 1, 12, д. 2, л. 195.I
130. НА РК,ф. 4, оп. 31, д. 4, л. 60
131. Tibet Proving Truth From Facts/ Department of Information. International Relations Central Tibetan Admistration of H.H. the Dalai Lama/ Dharamsata, 1993.-97 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.