Исламская концепция международного права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.10, кандидат юридических наук Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла

  • Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1994, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.10
  • Количество страниц 151
Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла. Исламская концепция международного права: дис. кандидат юридических наук: 12.00.10 - Международное право, Европейское право. Москва. 1994. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ПОНЯТИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ИСТОЧНИКОВ.

§ 1» Понятие мусульманского права».

§ 2. Влияние ислама на Формирование мусульманского

ПраВа«вея»»яи»иН»вВвмииииЯяввяип»м«аав«"пм«>:«» -Г--'

§ 3. Источники правового регулирования международных отношений в исламе.

Глава И. СОДЕРЖАНИЕ ИСЛАМСКОЙ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

§ 1. Становление и тенденции развития исламской концепции солидарности.к. Ь

§ 2» Международные организации как средство реализации принципа исламской солидарности.»

§ 3. Международные договоры, и ислам.

Глава III. ИСЛАМСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА.

§ 3. Права человека и ислам

§ 2. Основные принципы международного гуманитарного права и исламская концепция международного гуманитарного права. .*.».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Международное право, Европейское право», 12.00.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламская концепция международного права»

Мусульманское пpateo оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран В о с: т о к а „ Сфера его действия как юридического и идеологического Фактора в наше время также остается весьма, широкой, что во многой определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах« К этому следует добавить тот непреложный факт, что из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом» В этом отношении связующим звеном выступают мусульманское право и исламская правовая идеологи?!» Вместе с тем, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения, и оно воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина»

Вышесказанное приобретает более актуальное значение, если примем во внимание общую численность мусульман, которая в настоящее время в 3.20 странах мира насчитывает около 800 млн» человек. Более того, из вышеуказанных 120 стран, в 40 странах последователи ислама с ос тавлнют большинство населения» К этой статистике необходимо добавить то, что приблизительно в 30 странах мира ислам признан государственной религией.

К сожалению в мировой правовой литературе воздействие и с лама трад иционно рассматривается в основном приме; ни те ль но к внутренним отношениям в рамках той или иной мусульманской страны или группы стран» Вместе с тем, вопрос, о воздействии мусульманской религии на международные; отношения исследован слабо, хотя последние публикации,, в основном на арабском языке, отчасти заполняют данный пробел в доктрине международного права. В этой связи необходимо также добавить, что в российской международно-правовой литературе этот пробел в оп-р е д е л е и н о й м е р е в о с п о л н е н м о и о г р а Ф и е й Н» В. Ж д а н о в а 1' И с л а м с к а я кои ц е п ц и я м и р о п о р я д к а " „ .1. /

В годы перестройки на исламский фактор и на его влияние часто о вращала внимание сове тс не ая пресса, однако эти публика. ции не привели к глубокому научному анализу воздействия исламского фактора на политическую жизнь некоторых бывших республик СССР и автономных образований Российской Федерации» Вместе с тем, такой анализ, в том числе прав о в о й, требует действительность данного региона, от стабильного состояния ко-т о р о г о в о м н о г о м з а в и с: и т 6 у д у ш, а я ста б и л ьно с т ь в м и р о в о й п о л и -т и к е»

Разработка концепции российской внешней политики без глубокого уяснения исламских международно-правовых доктрин будет страдать односторонностью» Это тем более необходимо, что экономическая и политическая роль мусульманских стран во взаимо. отношениях с Россией все время возрастает. Проявляется и необходимость всестороннего сотрудничества России не только со странами Запада, но и странами Востока, включая исламские государства.

Вышеизложенные Факторы, безусловно, предопределяют актуальность темы настоящей диссертационной работы.

Вышесказанное также предопределило цель диссертационного

1/, Жданов Н„ 13„ Исламская концепция миропорядка. ~М. , 1991» исследования, ко торая заключ аетс я в к о и плекс ном и сс ледовании проблемы воздействия ислама на международно.правовое perулиро. вание отношений между исламскими стратами и возможности и спо льзо в а н ия е го поз и тиви о г о по те нц и ала в Ф о р м и р о в ан и и м еж ду-н ар одно г- о п р ав о п о р я дк а .

Источниковедческую базу диссертации составляют Коран и другие источники мусульманского пр-ава, исламские доктрины, к о и с т и т у ц и о н н ы е з а к о н о д а т е л ь с т в а р а з л и ч н ы х с трап, меж г о с у -дарственные двусторонние и многосторонние соглашения, акты м е ж д у н а р од н ы х п f > а в ительс твениых и н е пр авиталь с тве ниы х ор г а н и-заций и др.

Ei- работе использованы труды авторов из России, мусуль-м а и с к и х и з а п а д и ы х с т р а н „

Значительную помощь в работе над диссертацией о к: авали ра— 6 о ты р о с с и й с к и х а в т о р о в , в к о т о р ы х п р о а н а л и з и р о в а н ы о 6 ш, и е проблемы теории международного права. К ним следует отнести труды И. i'L Блищенко ,, И. В» Жданова,, Г„ П« Жукова, №„ М. Колосова, А.П. М о в ч а н а, Г. И ."Гун к и н а и др.,

Весьма поле зными оказались труды росс ийск их юр истов-ис ла-м о в е д о в s Л. Р . С ю к: и я й и е н а., А,, Г е о р г и е в а, Г". М. К е р и м о в а, И „ hl. К. о п ы --• л о в а, Э. С . О н а н а, М. Б. П и о т р о в с к о г о ,, !"" „ И „ М у р о м ц е в а и д р.

Среди ис ламс к их специалистов особо следует отметить труды

Ахмад Рама эй, Аль.Муршир ivi» А, , !"" „ Мок нудд и на, Абдулла Т'рек: и,

М.Т.Ибн-Ашура, Абдельк Зейдана.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой первое в российской международно-право. вой литературе комплексное исследование исламской концепции международного права, автором которого является человек, чье правосознание сформировалось в исламском прав овом пространстве и лишь потом получил высшее юридическое образование в России.

С помощью данного исследования ряд международно.правовых аистов и литературных источников вводится в научный оборот впервые.

Научная и практическая значимость диссертационого исследования состоит в том,, что содержащиеся в нем выводы и материалы могут быть использованы, как в общетеоретических исследованиях проблемы прав человека., так и в учебном процессе при преподавании общих курсов и спецкурсов для юристов-международ-ников«

Похожие диссертационные работы по специальности «Международное право, Европейское право», 12.00.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Международное право, Европейское право», Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя все аспекты диссертационной работы, мы пришли к с л е д у ю ш, и м в ы в о д а м s

1/ Исламское международное право представляет собой сово. кунность допустимых исламом' норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а также с индивидуумами . представите. лями иных конфессий внутри исламской территории и за ее пределами.

2/ Ис точник ами и с ламс кого междун ар о д ного пр а в а яв ля ются К о р а н, с у н и а, п р е ц е д е н т ы д и п л о м а т и ч е с к о й п р а к: т и к: и х а л и Ф о в , п р е ц е д е н т ы п р а к т и к: и д р у г- и х м у с у л ь м а и с к и х п р а в и т е л е й , м н е н и я признанных авторитетов, судебные решения, договоры и другие международные акты, законы отдельных стран, о бы ч ai и (традиции). При этом " о б щ е т е о р е т и ч е с кие" п о л о ж е н и я и с л а м с к: о г о меж д у н а р о д -ног о права выводятся обычно по аналогии с ситуациями из истории общины Мухаммеда. Так, допустимость развития дружественных связей с немусульманскими государствами выводится из факта су. шествования мусульманской и немусульманской общмн в Медине при п р о р оке»

3/ Исламская концепция международного права в качестве конечной цели ставит достижение "исламского единства", моделью которого является халифат, как политическая организация всех мусульман, существовавший в средние века» В ряде работ совре. пенных исламских юристов.международников халифат мыслится как: конфедерация мусульманских государств. Вместе с тем, поскольку создание единого мусульманского государства;, на практике не реалмзуется; наряду с "исламским единством" выделяется идея '' и с л а м с к: о й с о л и д а р н о с т и 1',, к: а к н а и 6 о л е е п р а к т и u е с к и ц е л е с о о 6 -• разной в современных условиях взаимоотношений между мусуль. м а и с к и м и с т р а н а м и « В э т о И с в я з и н е о 6 х о д и м о под u е р к: н у т ь ,, и т о в настоят,ее время концепция исламской солидарности стала важней. ш и м п р и н ц и п о м в н е ш н е й п о л и т и к: и м у с у л ь м а и с к: и х с:: т р а н «

4/ Признавая сходство ряда принципов исламского междуна. родного права с современным международным правом, вместе с тем необходимо признать наличие случаев явного противоречия между ними и неправильную их трактовку в современных условиях. Так:,, к о н ц е п ц и я и с л а м с к: о й р е в о л ю ц и и , с Ф о р м у л и р о в а н н а я и с: л а м с к и м и а п о л о г erra м и в И р а н е ,, п р е д с та в л я е т с о б о й г р убое н а р у ш е н и е п р и н ■■ципа невмешательства . общепризнанного принципа современного м е ж д у н а р о д н о г о п р а в а.,

5 / И д е я и с л а м с к: о й с о л и д а р н о с т и м у с у л ь м а н с к: и х г о с: у д а р с т в послужила стимулом создания целого ряда международных организаций различного уровня,, Среди них; м е ж д у н а р о д н ы е о р г а и и з а ц и и н а п р а в и т е л ь с т в е н н о м у р о в н е ,

•! а п р и м е р , О р г а н и з а ц и я и с л а м с к о й к о н Ф е р е н ц и и , С т р а н ы п р е д с т а в лены в них главами государств , решения принимаются и pea л и :з у. юте я на государственном уровне и являются обязательными для всех членов;

- международные организации на неправительственном уровне (например,. Всемирный исламский конгресс) представлены руне о в о д и т е л я м и р е л и г и о з н ы х о б ъ е д и н е н и й ,, к р у п и ы м и о б щ е с т в е н н ы ми и п о л и т и ч е с к и м и д е я т е л я м и;

- м е ж д у нар о д н ы е о р г а н и з а ц и и н а н е п р а в и те л ь с: т в е н н о м у р о в и е с ограниченной областью принятия и реализации решений (Между-н а р о д н а я о р г а н и з а ц и я и с л а м с к и х ба н к о в ) ; международные религиозно.общинные организации ( напри. мер,, "Лига исламского призыва") представлены отдельными рели. г и о з н ы м и об щ и н а м и и л и о р г а и и з а ц и я м и , р е ш е н и я к: о т о р ы х н о с я т р е -к: о м е н д а т е л ь н ы й х а р а к т е р , о б л а с т ь р е а л и з а ц и и решен и й з н а ч ите л ь -н о о г р а н и ч е н а; м е ж д у н а р о д н ы е с: е к т а н т с к и е о б ъ е д и н е н и я ( н а п р и м е р ,, п р а в и. тельственная богословская организация "Лига исламского " мира",, '' И с м а и л и"!" ы " ) об ъ е д и н я ю т п р е д с т а в и т е л ей с е к т и о р д е н о в, решения носят расплывчатый характер,, область их применения и реализации преимущественно ограничена вопросами культуры и религии;; о д н о г и п i-i ы е н а ц и о н а л ь н ы е р е л и г и о з и о ■■•- о б щ и н н ы е о р г а н и з а. ции, имеющие международный координирующий центр (например,, "Братья мусульмане"),, решения принимаются и реализуются в религиозной, культурной и политической областях; м е с т н ы е с е к т а н т с к: и е о б ъ е д и н е н и я и о р д е н а ( н а п р и м е р .,

Партия Аллаха"), Они принимают весьма расплывчатые решения, в о з м о ж н о с т и р е а л и з а ц и и к о т о р ы х а г р а н и ч е н ы ,.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть,, что наиболее значительный в к: л а д в р е а л и з а ц и ю и д е й и с л а м с к о й с о л и д а р н о с т и в н оси т О р г а н и з а ц и я и с л а м с к о й к о н ф е р е н ц и и»

6 / М е ж д у н а р о д н о.п р а в о в ы е и н с т и т у т ы и п о н я т и я т р а д и ц и о н н о го ислама в целом незначительно воздействуют на регулирование конкретных отношений как между мусульманскими государствами,, так и между последними и третьими государствами, Между тем в отдельных случаях, связанных с острыми проблемами,, которые могут вызвать противоречия в мусульманском обществе, официальные и д е о л о г и д л я о п р а в д а н и я с о о твет с т в у ю щ и х в н е ш н е п о л и т и ч е с к: и х ш а. гов прибегают к толкованию соответствующих норм ислама, Ярким примером в этом отношении является соответствующая ссылка для обоснования законности Kenn.дэвидс к: ого договора 1978 года.,

7 / М а ибо л ее з а и е т н ы м в о з д е й с т в и е м т р а д и ц и о н н о г о м у с у л ь. м а и с к о г о п р а в ai н а м е ж д у и а р о д н о -- п р а в о в о е р е г у л и р о в а н и е п р о с л е -•■■ ж и в а ет с я в д е я т е л ь нос т и и с л ai м с к и х между н а р о д н ы х э кон о ми ч е с к: и х и Ф и н а н с о в ы х о р г ai н и з ai ц и й , п р и з в а н н ы х у с т а н о es и т ь и с л а м с к и й м е ж ~ дународный экономический порядок;; ярким примером в этом отно. и е н и ki я в л я е т с я за п р е т и с л а м с к и м м е ж дун а р о д н ей м и h ai ц и о н а л ь и ы м банкам взимать процент за предоставление кредита,,

8/ С достижением независимости развитие правового статуса личности в арабских странах,, как: и в целом в странах мусуль-м а н с кого В о с т о к: а, отражает общие законо м е р н о с т и es раз в и т и и правовых систем,, Здесь имеют место три различные тенденции:

1) полное вытеснение мусульманского права правом евро пейско — г о т и п а, к: а к э т о и м е л о м е с т о в Т у р ц и и;;

2) исламское истолкование правовой системы, в том числе статуса личности;;

3) р е г у лир о ва ии е стат у с а ли чио ст и н о р м ам и м усу ль ман ск о г о права и права европейского типа,, На данном этапе развития на и. б о л ее р ai с п р ос т р а не н н о й я в л я е т с я т р е т ь я т е н д е н ц и я ,,

9/ На статус личности в арабских странах оказывают влия. ние и международные пан-;:ты о правах человека 1966 г. Это проявляется в стремлении арабских: стран осуществить на их основе у н и ф и к: а ц и ю и с б л и ж е н и е з а к о н о д а т е л ь с т в а, о п р е д е л я ю щ е г о с т а т у с личности» В этом отношении достаточно привести следующие при-м е р ы s Араб с к а я д е к л а р а ц и я п р а в ч е л о в е к: а 1978 года, и м е ю щ а я. светский характер,, Хотя Всеобщая исламская декларация прав че. л о в е к ai 19 81 г о д а и П рое к т и с л ai м с к: о й ко и с т и т у ц и и 1983 г о д ai п о Форме - исламские, однако, они, по сути - светские.'Таким образом, воз д е й с т в ие м ус ульм ан с к ого п рав а н а ак ты по д об н ог о р ода весьма незначительно, более того, в них прослеживается стремление избавиться от консервативных положений мусульманского права.

Рассматривая исламскую концепцию прав человека, мы пришли к следующему заключению,, что господствующий подход в ней заключается в том, что исламские источники права полностью о 6 е с п е ч и в а га т успешную з а щ и т у п р а в чел о в е к: а и , с л е д о в а т е л ь н о , нет необходимости опираться на международные стандарты в этой области» В результате такого подхода,, например, ни одна страна Совета Содружества арабских государств Персидского Залива не г" ратифицировала ни одного международного документа в области прав человека, разработанного в рамках или под эгидой ООН.

Е5 этой связи резонно отметить, что если исламские истом. пики права содержат больше прав и гарантий их осуществления, тем самым они не могут противоречить международным стандартам, и те м б о лее не в о з ни к н е т п е f з е д м ус уль м анс к и ми с тра н ам и п р о б ле-ма приведения их законодательства в соответствие с нормами международных отношений в случае их ратификации,.

Хотя и исламская концепция прав человека и международные стандарты в области прав человека! были разработаны с учетом опыта истории мировой цивилизации, на наш взгляд, трудно согласиться с теми учеными, которые утверждают,, что "исламский ф а к т о р !' о к: а з ы в а е т в л и я н и е и н а р а з р а б о т к у м е ж р., у и а р о д н ы х с т а н. дартов в области прав человека»

Что же касается исламской концепции о мировом порядке, то ее а н али з дае т на м о с но в а н ие го в о ри ть о т о м, чт о де й ств ите ль-ноб существует исламская концепция о МГП, которая по смыслу и назначению никак не отличается от общей концепции МГП» Это возможно потому, что исламские источники праваг Коран, сунна и и ж тих ад позволяют это. Как в М Г11 "оговорка Марте не а" служит заполнению про бе л они в правовых нормах о защите мирного нас еле. ни я,, так и постулаты источников исламского права служат такими к р и т е р и я м и и о р и е и т и р ам и = т

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Осама Камель Мухаммед Ибрагим Жадалла, 1994 год

1. Устав Организации Объединенных наций от 26 июня 1945 года, . Международное право в документах, ■•- М„ , 19532,

2. Конвенция о защите граждане не о г о населения во время вой.и ы о т 12 а в г у с т а 1949 г ,

3. Дополнительные протоколы I и II 1977 годэ, о вооруженных к: о н Ф л и к та х к: Ж е н е в с к и м к о н в е н ц и я м о з а щ и те же р т в в о й н ы, 1949. Женева, 1978 (на Франц,яз.),

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

5. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г.

6. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 19 д е к а б р я 1966 г „

7. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от I августа 1975 года,1. 8. К о не т и т у ц и я И с л а м с к о й Р е с п у б л и к: и И р а н . Т е г е р а н , 19 79.

8. А к: л и е в А „ Ч т о т а к: о е ш а р и а т ? .Н а у к а и р е л и г и я „ 1968 „ N 6

9. S. Блице нк: о И „П. Ближний Восток: и международное право,,-- М„ , 1992,,

10. Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. -• М. „ 1984,

11. Ислам; проблемы идеологии, права, политики и экономики.-И „,1987,,2. 2 О,, 1' И с л а м с к и й ф а к т о р '' в м е ж д у и а р о д н ы х о т и о ш е н и я х в А з и и ., ¡"•1 „ , 1987,,

12. Макдиеи Дж„ Суннитское возрождение. Мусульманский мир.1. М., 1981.

13. П о л тор ак А„И., С а винс к ий Л. И» Вооруженные коиФ л и кты международное право,, . М. ,, 1979,

14. Рагаб Я.Х. Совет сотрудничества арабских государств Зали ва. . Кувейт,, 1983.

15. СССР и международное сотрудничество в области прав чело века. Документы и материалы,, . М„ ,, 1989.

16. Та й с и р А б дУ лл а С але х Xаидия. Спе ци ал из и ро в а нн ы е учр е ж де ния Лиги арабских государств» Дисс.канд.юр.наук.™М.,1983 Степанянц М„Т\, Мусульманские концепции в философии и по литике (XIХ-XX вв. ) . М. , .1987.

17. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная тра диция.-М,, , 1985.

18. Шарипова Р.И». Наджин Э.Э. Движение исламской "солидар ности"» ЕЗ с б,, "Исламский Фактор" в международных отиоше ниях в Азии. М. ,, 1987.

19. Шарль Р. Мусульманское право.-- М.,1959»

20. I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

21. Abdul la AI-Trekee A. Muslim Relations with non.Muslims;

22. E n m i t y o r F r i e n d s h i p . . I n s t i t u t e o f I s 1 a m i c a n d A r a b i c

23. Sciences in America, Wash., 1993,,

24. Allah M. H. The Muslim Conduct of States,,-- London, 1953,•3. A1 Ghunaimi M. T. The Muslim Conception of International1.w and the Western Approach,.The Hague,1968.4„ The Future of International Law in a Multicultural1. World,,.The Hague, 1984,,

25. Dessouki A. EI,, The Resur genceof Islamic Organisations in Egypt;; An Interpretation . Islam and Power,,-I.,1981,

26. Erecsoussi U.K. The Koran and the Humanitarian Conventions,, . Geneva, 1969«

27. Gibb H„ A„ R, Modern Trends in Islam. -•■ Chicago, 1950, p. 116,

28. Gibb H„ A,, R„ Near Eastern Perspective. Pr inceton, 1951,.

29. Grunebaum G,, The ProbIe>n of Unity in Diversitv„ . Chica.go, 1956,,3., 15. Hassan F. The Concept of State and Law in Islam. . Wash.,1981 .

30. K'uns J. Das Krieg unci V'oI ker recht. Wien, 1927.

31. Fioudot P„ Islam et declarations des droits de 17 hammei

32. Defence nationale». P., Probleroes politiques, economiqu.es, sc i ent i f i q u es et miIi ta i r es, janvier 1985.

33. Абдель Карим Зейдан,, Введение в изучение мус ульманс к о г о п р а в а,, Б а г д а д ,1966, ( н а а р а б с к . я з „ ) ,.4 „ 2. А б е д э л ь X а л е к а л ь.Н а в а в и ,. А л -• А л а к: а т А д у в а л и й а в а - А л -•■• 1-1 узу м

34. Дустар ас- Судан аль-интикаш ли-санат 1985. Аль-Аййам. 11 „12. 1985,, Хартум,,4 „ 10 „ К а р н а м е й е.д о у л а т.е д ж о м ж у р д и е -- й в э с л а и и.й е И р а н » С е м а х.ед о в в о м с а л.е . . í е х р а н , 1961.

35. Мус та фа Зайд. Аль-Маслаха фи-т-ташри а ль.ислам и. -- Каир,1954 ( н а а р а 6 с к: „ я ;:-;■>;4.12» Мухаммед аль.Хасан аш.Шибаи. йт-Ташри ал-ислами байнаа т.т а ш р и а т а л х а д и с а».М а д ж а л л а т а л - А з х а р „ К а и р , 1959»

36. Мухаммад Сайд Рамадан аль-Бути. Давабит аль-маслаха

37. Сериям юр и д., наук:,, . Баку, 1968,, N 2,,

38. Советское государство и право. •-•■ М, , 19£35, N2,,6» 5. Общественные науки в Узбекистане. -™ Ташкент»

39. Правда,, . ¡1» ,, 5 марта,, 1991»

40. Ах бар аль.алем аль.исламий». Мекка, 8.11.1982.

41. Дияруна ва аль-алам. . Доха, Июнь, 1981, с» 6.

42. Джомхурие эслами. Каир, 31.05.1982»6.21» Умм аль.Кура. Мекка, 8.07.1983.

43. Эр -Р и я д.,. 29.01.1981 „6.23» Сооут Аш.шааб. . Амман, 1994, 16 января.6.24» Хадий Аль--Ислам „ . Амман, 1993, M 37, с. 21.

44. Аль. Араби. . Эль.Кувейт, 1987, N 338, с» 8-11»

45. Аль. Араби. . Эль.Кувейт, 1983, N 29О, с » 35»

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.