Конституционно-правовое развитие мусульманских государств: На примере Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.02, кандидат юридических наук Зайцева, Екатерина Витальевна

  • Зайцева, Екатерина Витальевна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.02
  • Количество страниц 244
Зайцева, Екатерина Витальевна. Конституционно-правовое развитие мусульманских государств: На примере Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан: дис. кандидат юридических наук: 12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Москва. 2004. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Зайцева, Екатерина Витальевна

Введение.

Глава 1 Мусульманское общество, государство и конституционный строй: взаимообусловленность и противоречия.

1.1. Мусульманская (суннитская) государственно-правовая доктрина.

1.2 Становление государственного строя современных мусульманских государств (Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан).

1.3. Общая характеристика действующих актов конституционного характера

Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Лравия, Республики Судан.

Глава 2. Особенности конституционного регулирования системы высших органов государственной власти и управления мусульманских государств.

2.1. Место и роль главы современного мусульманского государства.

2.2 Законодательные органы власти: полномочия, порядок формирования, структура.

2.3. Органы исполнительной власти.

Глава 3. Развитие института прав человека в мусульманских государствах.

3.1 Исламская концепция прав человека.

3.2 Правовой статус личности в конституционных актах мусульманских стран.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Конституционно-правовое развитие мусульманских государств: На примере Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия, Республики Судан»

Актуальность темы исследования. Различные источники оценивают общее мусульманское население Земли цифрой около 1.3 млрд. человек. Мусульмане проживают в более чем 120 странах мира, в трети из которых составляют, по меньшей мере, 70% от общего населения. Страной со значительным количеством приверженцев ислама является и Россия, превосходя по этому показателю многие мусульманские государства (ислам исповедует около 12.5% населения Российской Федерации). Однако наибольшая концентрация мусульман приходится на широкий пояс, протянувшийся от Северной и Западной Африки, через Ближний Восток и Центральную Азию до Южной и Юго-Восточной Азии, где и расположены государства, гражданами или поданными которых они являются.

Разумеется, даже соответствие страны всем формальным признакам мусульманского государства не означает, что правовое регулирование общественных отношений здесь осуществляется на основе ислама, также как и социальное и религиозное большинство не обязательно означает большинство политическое. Тем не менее, современные тенденции указывают на то, что мусульманское большинство проявляет политические амбиции, что, несомненно, отражается и на правовой системе, являющейся безусловным индикатором развития общественных отношений, баланса сил и интересов в обществе, а также устремлений групп, стоящих во главе государства. Именно этот феномен определяет проблему приложения ислама к сфере правового регулирования и делает весьма актуальными соответствующие научные исследования.

Правовое регулирование общественных отношений опирается, прежде всего, на конституцию и иные источники, имеющие конституционное значение. Конституция—это важнейший политико-правовой акт государства, закрепляющий основы общественного и государственного устройства, включая политические и духовные ценности, в соответствии с которыми должно строиться как поведение граждан и должностных лиц, так и политика самого государства.

В работе предпринята попытка сравнительного правового анализа основных этапов конституционного развития и содержания актов конституционного характера трех мусульманских государств—Исламской Республики Пакистан (ИРП), Королевства Саудовская Аравия (КСА) и Республики Судан. В понимании правовой природы, сущности конституций и иных конституционных актов, их места в правовой системе мусульманских государств имеется специфика по сравнению с доктриной традиционного (западного) конституционализма (независимо от региона, формы государства и других факторов). В то же время, и мусульманский мир не является однородным—имеет место различие подходов в правовом регулировании основных сфер конституционно-правовых отношений: статуса личности и организации системы государственной власти на различных уровнях. А различие подходов, в свою очередь, предполагает возможность обобщения и внутренней типологии конституционно-правовых характеристик мусульманских государств.

Объект, предмет и пределы исследования. Объектом исследования являются процессы становления и развития мусульманского общества и государства, особенности правового регулирования общественных отношений в сфере статуса личности и функционирования публичной власти на основе мусульманской государственно-правовой доктрины.

Предмет исследования составляют конституционные акты, основные конституционно-правовые институты, теория и практика конституционных правоотношений трех государств—Исламской Республики Пакистан, Королевства Саудовская Аравия и Республики Судан.

Выбор именно этих стран предопределило, прежде всего, наличие в них совершенно различных типов государственного устройства и форм правления при значимой исламской составляющей в государственном механизме. Саудовская Аравия, Пакистан и Судан располагаются в разных географических регионах, имеют несхожие экономические, социально-культурные и политические параметры развития, оформление на их территории современных государств произошло в рамках качественно различных процессов. Но существует момент, объединяющий рассматриваемые страны в единонаправленный цивилизационный поток— это исповедание большинством населения мусульманской религии и реальный высокий статус последней (даже в условиях официального отсутствия государственной религии—Судан). Королевство Саудовская Аравия, Исламская Республика Пакистан и Республика Судан полностью соответствуют признакам мусульманского государства, при этом являясь, безусловно, крупными современными странами и активными участниками международных отношений.

Значимую роль в выборе наиболее подходящих для целей нашего исследования государств сыграл и следующий аспект—указанные страны характеризуются, с одной стороны, динамичным конституционным процессом, а с другой—весьма устойчивыми мусульманскими традициями общества. Королевство Саудовская Аравия приняло акты конституционного характера сравнительно недавно (1992 г.), последняя Конституция Судана вступила в силу в 1998 году, а Конституция Пакистана 1973 года в который раз вводится в действие с новыми изменениями и дополнениями, призванными учесть сложившийся баланс политических и социальных сил в обществе (и не в последнюю очередь, конечно, интересы правящих кругов). При этом большинство изменений, как вносившихся в Конституцию Пакистана, так и нашедших отражение в новой Конституции Судана, направлены на усиление исламизации этих документов.

В характеристике властных институтов рассматриваемых государств преобладает институциональный аспект (хотя территориальное устройство, в частности, Пакистана и Судана, безусловно, накладывает отпечаток на организацию государственной власти, и также затрагивается в диссертационном исследовании). При этом организация судебной власти самостоятельному детальному анализу не подвергалась, однако ее место в системе государственной власти, взаимодействие с другими властными структурами, а также специфика судебной защиты прав человека в мусульманских государствах нашли отражение в работе.

Предмет и пределы исследования предопределили название и структуру диссертации. При этом институт прав человека рассматривается после характеристики конституционной организации государственной власти в рассматриваемых мусульманских государствах, исходя из того, что в рамках мусульманской государственно-правовой доктрины человек не занимает центрального и главенствующего положения (как в доктрине классического конституционализма), реализация прав и свобод личности здесь подчинена интересам общества и государства.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации—на основе исследования взаимодействия исламской составляющей с принципиально различными формами правления (монархией, президентской республикой, парламентской республикой) обоснование выводов относительно возможности, эффективности и перспектив сочетания основных теоретических положений традиционного конституционализма и исламской государственно-правовой доктрины.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить место и значимость религиозного фактора в правовом регулировании общественных отношений социума, исповедующего ислам.

2. Провести сравнительный анализ основных положений теории конституционализма и исламской государственно-правовой доктрины с учетом исторических условий возникновения каждой из них.

3. Охарактеризовать становление современного государственного строя Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан, выделяя роль ислама в этом процессе; проанализировать предпосылки создания, а также содержание и принципы современных актов конституционного характера рассматриваемых стран; предложить оценку сущности и перспектив конституционно-правового развития этих мусульманских государств.

4. Дать развернутую сравнительно-правовую характеристику системы высших органов государственной власти и управления Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан, соотнося положения их нормативных актов с конституционно-демократическими параметрами, мусульманской доктриной, актами иных стран и друг с другом.

5. Выявить наиболее характерные особенности правового статуса человека в исламе и сравнить их с международными стандартами в этой области; установить место, параметры, гарантии прав и свобод человека и гражданина по конституционным актам Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан.

Методологической основой работы явились общенаучные и специальные методы исследования—историко-правовой, системно-структурный, сравнительно-исторический и сравнительно-правовой, метод технико-юридического анализа и другие, широко применяемые в юридической науке. Кроме того, конституционно-правовое развитие мусульманских государств рассматривается, во-первых, с учетом их дуалистичности и двухмерности во всем; во-вторых, с учетом необходимого анализа исламской государственно-правовой доктрины, безусловно, влияющей на государственное развитие мусульманских стран и иногда решающим образом.

Степень разработанности темы и научная новизна исследования. Теоретической основой диссертации являются труды известных отечественных и зарубежных государствоведов, в разное время исследовавших вопросы организации государственной власти и взаимоотношения государства и личности: Абдулаева М.И., Авакьяна С.А., Автономова А.С., Баглая М.В., Богдановой Н.А., Глотова С.А., Кутафина

О.Е., Миронова О.О., Нерсесянца B.C., Саидова А.Х., Середы Е.В., Скуратова Ю.И., Страшуна Б.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н., Хабриевой Т.Я., Чиркина В.Е., Юдина Ю.А.; Бааклини А., Давида Р., Джефферсона Т., Жоффре-Спинозы К., Форреста Г., Крика Б., Кокера Ф., МакИлвейна С., Маритена Ж., Мехди М., Нино С., Палли К. и другие.

При написании работы широко использовались научные труды, посвященные истории возникновения и развития ислама и мусульманского права, а также различным аспектам влияния ислама на современное общество и государство, в том числе, в рассматриваемых странах: Васильева A.M., Ганковского Ю.В., Еремеева Д.Е., Игнатенко А.А., Жданова Н.В., Каминского С.А, Козырина А.Н., Малашенко А.В., Милославского Г.В., Москаленко В.Н., Плешова О.В., Полонской JI.P., Сапроновой М.А., Сюкияйнена JI.P., Яковлева А.И.; Абуриша С., Ан-Наима А., Ахмеда А., Асада М., Геллера Э., Гибба X., Куртиса М., Коулсона Н., Лапидус А., Нвабуизи Б., Смита В., Талбот И., Фаруки К., Фенди М., Хаддури М., Хомейни, Чондури Г., Эспозито Д. и другие.

В основу работы лег обширный нормативный материал—акты конституционного характера, другие нормативные документы рассматриваемых стран, соглашения заключенные ими в рамках таких международных межправительственных организаций как Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Исламская Конференция (ОИК), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и др., документы комитетов и комиссий, созданных в целях обеспечения различных направлений деятельности этих организаций, в частности, защиты прав человека.

Изучение состояния научной разработанности темы исследования позволяет отметить некоторый общий момент—отсутствие если не интереса, то серьезного отношения к современному конституционному развитию мусульманских стран как таковому. В большинстве монографий отечественных и зарубежных авторов отмечаются недостатки их конституционных актов по сравнению с "западными" образцами, приводятся общие для всех развивающихся стран причины, а в итоге констатируется, что даже установленный законодательно демократический минимум на практике не выполняется. Ислам в работах упоминается, в основном, в двух вариантах—как одна из форм традиций и обычаев или как форма политической борьбы (обычно, в отрицательном звучании), но всегда как некий рудимент, временно осложняющий конституционное развитие.

Особо выделяются работы, посвященные непосредственно концепции исламского государства и возможностям ее проецирования на современное общество. Здесь отмечаются недостатки правопорядка современных исламских государств по сравнению с классическими положениями, причины которых коренятся в недостаточной последовательности правительств, а иногда и в неверной трактовке вероучения, а в итоге констатируется, что сущность "мусульманского государства" крайне прогрессивна и перспективна, хотя и трудно достижима. Таким образом, с точки зрения конституционного права ощущается необходимость отказывания исламу в какой-либо иной, помимо местной традиции, значимости, а с точки зрения мусульманского права—в какой либо иной, помимо возможной рамочной структуры, значимости конституционализма.

В связи с этим научная новизна исследования состоит в выявлении, на основе всестороннего анализа государственно-правовой реальности трех мусульманских государств, основных направлений гармонизации положений исламской доктрины государственности и традиционного конституционализма в законодательных актах этих стран. Эти процессы обосновываются не как явления переходного периода, а как настоящее и будущее конституционного развития исламских государств. Российская сравнительно-правоведческая литература пополнится подобной работой впервые.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно затрагивает собственно конституционно-правовой аспект обозначенной проблемы (а не политологический, социологический, религиоведческий и т.д.). Работа восполняет информационный пробел в освещении конституционного развития рассматриваемых стран, определяет направления дальнейших научных исследований, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе. Предложения по использованию зарубежного опыта на российском правовом поле могут быть применены при разработке законодательства субъектов РФ со значительным мусульманским населением.

Апробация результатов исследования. По результатам исследования автором сделаны научные сообщения в рамках научно-методологического семинара, проводимого кафедрой Правового обеспечения управления Государственного Университета Управления, на всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях. Материалы диссертации используются при разработке учебно-методических пособий, преподавании курса конституционного права России и зарубежных стран в вузах Москвы и российских регионов. Основные положения исследования отражены в опубликованных автором работах. Положения, выносимые на защиту:

На основе выявления генезиса и сущности мусульманской государственности, ее соотношения с классическим конституционализмом и анализа конституционной практики отдельных современных мусульманских государств, обоснование нецелесообразности механического совмещения двух во многом принципиально различных научных концепций. Неразрывное единство государства и религии предопределяет специфику всех конституционно-правовых (государственно-правовых) институтов мусульманских стран, а также недопустимость формально-юридического анализа конституционных актов в отрыве от исторического, философско-религиозного и социологического подходов.

Определение границ, направлений, перспектив привнесения универсальных категорий и институтов традиционного (западного) конституционализма на правовую почву Королевства Саудовская Аравия, Исламской Республики Пакистан и Республики Судан. Конституционализм в рассматриваемых странах не стал безусловной альтернативой исламским взглядам на построение и функционирование общества и государства, несмотря на очевидные попытки приближения (по крайне мере формально-юридически) к общепризнанным конституционно-правовым идеям и принципам.

Обоснование сущностной зависимости между организацией государственной власти в мусульманских странах и идеями халифата, что предопределяет особенности правового положения высших органов государственной власти и неполное соответствие их реального статуса классическому инструментарию института формы государства вообще и формы правления, в частности. Реальность мусульманских государств не свидетельствует о формальном совершенствовании институциональной демократии. Монотеизм ислама до сих пор преломляется в сильном единоначальном правлении с непосредственным контролем главы государства над правительством. При этом залогом демократии в мусульманской стране способен явиться только влиятельный представительный орган, опирающийся в традиционалистском плане на институт "шуры".

Развитие предложения о пересмотре взглядов на государственно-правовые положения шариата и возможности их нового, адекватного современному конституционно-правовому развитию мусульманских государств, толкования.

Предложение и обоснование гипотезы о наличии в мусульманских государствах (в частности, Королевстве Саудовская Аравия) регламентарной власти в качестве самостоятельной ветви власти, но в отличном от традиционного для конституционного права государств, главным образом, континентальной правовой системы, смысле (как полномочия органов исполнительной власти по осуществлению самостоятельного законотворчества в рамках, предусмотренных конституцией). В данном случае это прерогатива высших органов государственной власти мусульманского государства принимать нормативно-правовые акты, являющиеся правоприменительными относительно суверенитета Аллаха и правообразующими относительно государства и общества. Ею не наделяется полностью какой-либо один орган, что не позволяет, в частности, определить Консультативный совет Саудовской Аравии в качестве протопарламента.

Выявление сущностной роли общенациональной государственной) самоидентификации граждан Пакистана и Судана в конституционном развитии этих стран. Внутригосударственный консенсус является залогом и конституционализма, и "единства" как принципиального положения моноконцепции ислама. Однако адекватного воплощения в практике этих мусульманских государств он так и не получил.

Похожие диссертационные работы по специальности «Конституционное право; муниципальное право», 12.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Зайцева, Екатерина Витальевна

Заключение.

Религиозный фактор имеет определяющее значение в обществе, исповедующем ислам. Причем это касается не только духовного (идеологического) аспекта, но и организационно-управленческого, а как частный случай—государственно-управленческого. История развития мусульманской мысли наглядно свидетельствует о совпадении в пространственно-временном отрезке становления ислама и образования государства, с ведущей ролью пророка Мухаммада в этих процессах. Освященное личностью Пророка, протогосударство в Медине явилось (и продолжает являться) образцом для подражания, идеальной моделью, о следовании которой прямо говорит, например, Основной Низам о власти КСА 1992г. Между тем, проведенный нами анализ наглядно показывает, что, помимо прочего, это было временное государственное образование, существующее вплоть до обращения всего мира в Землю ислама, а практически расширившееся в Халифат. Как любое временное явление, оно не получило фундаментальных разработок, не интересовало мусульманских юристов, не стало законченной и продуманной во всех аспектах концепцией.

То же, в сущности, относится и к теории халифата, легитимность которой определяется положениями Корана и Сунны, а значит все равно соотносимостью с государством Пророка. Таким образом, исламское государство (в классическом прочтении) как практическая альтернатива современному конституционному государству представляется невозможной.

Но ценностной теории конституционализма с соответствующим институциональным выражением вполне возможно противопоставить ценностные аспекты мусульманской государственно-правовой теории и практики. Красноречивым свидетельством чему и являются акты конституционного характера ИРП, КСА и Республики Судан.

Анализ сущности и содержания этих документов располагает к следующим общим заключениям относительно исламской составляющей:

1. Она является стержнем актов конституционного характера КСА. Будучи знаменем и идеологией объединения Аравии начала прошлого века, обуславливая легитимность всех последующих преобразований в Королевстве, являясь основой национального единства, внешней и внутренней политики страны, исламская религия и мусульманский образ жизни получили юридическое закрепления в низамах короля Фахда. При этом положение других категорий лиц (не мусульман) и вопросы другого образа жизни полностью исключены из основных принципов устройства государства.

2. Она является политико-идеологической концепцией Конституции ИРП 1973г. Используемый в качестве основы национальной идентичности при образовании Пакистана, давший начало массе политических движений, являясь безусловным источником права, ислам вошел в Конституцию в качестве государственной религии и гарантий мусульманского образа жизни. При этом положение не мусульман полностью урегулировано, будучи уже не имплицитно (в соответствие с шариатом) как в КСА, а институционально второсортным сравнительно с мусульманами.

3. Она является религией большинства населения Судана. После неудачных попыток использования в целях достижения внутригосударственного консенсуса, исламская религия была, по возможности, выведена за границы конституционного законодательства. Между тем, мы видим ее влияние в формулировках статей, в регулировании отдельных вопросов мусульманского образа жизни (вакф, употребление алкоголя и др.), в закреплении шариата в качестве источника права. При этом каких-либо различий между статусом мусульманина и немусульманина в тексте Конституции 1998г. не присутствует.

Правовое положение высших органов государственной власти в рассматриваемых странах испытывает очевидное влияние вышеизложенных концепций. Статус и полномочия Короля КСА (закрепленные в Основном низаме.) практически идентичны статусу халифа за некоторыми исключениями (закрепление этого поста за конкретным семейством). Способы избрания президентов Пакистана и, особенно, Судана также отличаются от классической исламской концепции (в части избирательного корпуса), но сосредоточение в их руках значительного объема государственной власти следует отнести и на ее счет.

Сильное единоначалие должно уравновешиваться принципом "шуры". Именно совещательный орган наличествует в КСА, что в условиях относительного единства общества имеет положительные результаты. В отсутствие национального согласия—способствует слабости парламентов и освящает масштабные декларативные акции (всенародные референдумы по утверждению в должности президента главы военного переворота).

Противопоставить этой тенденции в правовом срезе, на наш взгляд, можно только усиление и более четкую проработку принципа разделения властей и системы сдержек и противовесов. Необходимо усилить роль реальных противовесов президентской власти в виде правительства в ИРП (например, возвращение контроля над вооруженными силами) и парламента в Судане, в том числе, во время чрезвычайного положения. Безусловно, нужно стремиться к преодолению исламской тенденции соединять исполнительные и судебные полномочия (сокращение видов судов и квазисудебных органов ИРП, в первую очередь, чрезвычайных, выведение судебной власти из-под контроля Президента в Судане).

Таким образом, в отсутствие национального консенсуса, исламская составляющая играет не стабилизирующую, а деструктивную роль, что, в первую очередь, отражается на демократических институтах. Это косвенно подтверждает вторичность мусульманской государственной концепции по отношению к собственно религиозным постулатам и позволяет настаивать на возможности позиционирования ислама как духовного наследия и не отказывать в будущем позиции Судана (хотя в этом случае имеет место уже насильственное изъятие мусульманских положений из государственно-правовой практики).

Более продуманно следовало бы сформулировать и положения о правах человека в рассматриваемых актах. В Основном низаме. мы бы предложили конкретизировать как и какие права человека защищает КСА в соответствии с исламским шариатом. В республиканских актах—четко выделить концепцию, которая легла в основу закрепления прав и свобод человека и гражданина, определить место общепризнанных принципов международного права и международно-правовых обязательств в национальной правовой системе вообще, и касательно прав человека, в частности.

В целом же, конституционное закрепление прав и свобод человека в мусульманских республиках отвечает современным тенденциям и мировому опыту, накопленному в данной области. Не всегда до него дотягивает практика реализации и уровень государственных гарантий прав и свобод, тем более, в условиях периодического введения чрезвычайного положения и ограничения большинства из них. Но мусульманское влияние в этой части мы можем считать небольшим, преимущественно, в плане расставления акцентов в общем массиве прав и свобод.

В связи с чем, интереснейшим направлением дальнейших научных исследований является международно-правовой аспект исламской гуманитарной концепции, а также, несомненно, конституционно-правовой, в частности, соотношение мусульманской государственно-правовой доктрины и статуса личности. Представляется необходимым обозначить еще несколько направлений, разработка которых позволила бы осуществить комплексное исследование поднятой в данной работе проблематики: конституционный контроль в мусульманских государствах; институт формы государства в мусульманских странах; местное самоуправление и управление в мусульманских государствах; судебная система (место шариатских судов) мусульманского государства и др.

Хотелось бы отметить еще один момент. "Борьба с нищетой и создание приемлемого уровня благосостояния требует столько же внимания, как и защита свободы мысли и слова. Настоящее счастье заключено в том равновесном состоянии, которое для каждого человека и каждого общества сопрягается с его собственными потребностями".1 Представляется, что потребности мусульманских обществ КСА, ИРП и Судана, при всей их несхожести, шагнули далеко за рамки классических исламских государственных категорий, равно как и голого импортирования конституционализма. Исследователи обычно воздерживаются от каких-либо прогнозов относительно государственного развития мусульманских стран, но мы просим позволить нам несколько слов. Все теоретики исламского государства, очевидно, нуждаются в свежей и относительно простой идее, не выглядящей при этом, как подрыв основ религии. В противном случае, вплоть до появления в Коране слова "государство", возможно успешно позиционировать ислам только как вероучение, требующее глубокой личной, а не общественной работы. В связи с чем, в дальнейшем развитии государств, разумеется, сохраняется цементирующая роль ислама, но как духовной

1 Речь министра иностранных дел ИРИ К. Харрази по случаю 50-летнего юбилея Всеобщей декларации прав человека http://www.un.org культурной) основы общества и эффективного фильтра, препятствующего принятию слишком резких и непродуманных государственно-политических решений (почему бы ИРП или Судану не взять на вооружение роль улемов в КСА), а ориентация на расширение и укрепление демократических институтов представляется практически неизбежной.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Зайцева, Екатерина Витальевна, 2004 год

1. Правовые акты.

2. Всеобщая декларация прав человека 10.12.1948. М., 1999

3. Каирская декларация о правах человека в исламе.05.08.1990. Каир, 1990

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 19.12.1966 // Права человека. Сборник международных документов.М.,1998

5. Международный пакт о гражданских и политических правах 19.12.1966 // Права человека. Сборник международных документов.М.,1998

6. Конвенция относительно рабства 25.09.1926 с изменениями, внесенными Протоколом от 7.12.1953 // Права человека. Сборник международных документов.М., 1998

7. Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. 7.09.1956 // Права человека. Сборник международных документов.М.,1998

8. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 18.12.1979 // Права человека. Сборник международных документов.М.,1998

9. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 10.12.1984 // Права человека. Сборник международных документов.М.,1998

10. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. 4.11.1950 // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,1998

11. Американская конвенция о правах человека. 22.11.1969 // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.,1998

12. ООН ГА 56 сессия Сообщения государств, посвященные ликвидации всехформ религиозной нетерпимости. 31.07.2001 16.00Н Комитет против пыток. Доклады государств-участников. Саудовская Аравия. 20.09.2001

13. UN. Economic and Social Council. Commission of Human Rights. Question of the Violation of Human Rights and Fundamental Freedoms in any Part of the World. 07.04.2000

14. UN. Economic and Social Council. Commission of Human Rights. Question of the Violation of Human Rights and Fundamental Freedoms in any Part of the World.2301.2002

15. UN. Statement by the special reporter on the situation of human rights in the Sudan.

16. Third Committee. New York, 6 November 2002

17. Конституция РФ 12.12.1993. M., 1999

18. ФКЗ от 31.12.1996. "О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп.).// СЗ РФ, 1997, №1, ст.1; 2001, №51, ст.4825; Российская газета, 2003, 9 июля;

19. ФКЗ от 26.02.1997. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // СЗ РФ, 1997, №9, ст.1011

20. ФЗ от 26.09.1997. "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм.) // СЗ РФ, 1997, №39, ст. 4465; 2000, №14, ст.1430.

21. ФЗ от 17.06.1996. "О национально-культурной автономии".//СЗ РФ, 1996,25, ст.2965.

22. The Constitution of the Islamic Republic of Pakistan. Islamabad. 1973

23. Provisional Constitutional Order. 1981

24. Legal Framework Order. 1985

25. Proclamation of Emergency. 1999

26. Provisional Constitutional Order 1999

27. The President's Succession Order 2001

28. National Security Council Order. 2001

29. National Security Council Order (Amendment) Order 2002

30. Legal Framework Order. 2002

31. The Basic Law of the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh. 1992

32. Majlis al-Shoura Law. 1992

33. Regional Authorities Establishment Act. 1992

34. Kingdom of Saudi Arabia (Adopted on 20 Aug 1993): -Council of Ministers Statute-Consultative Council Statute -Consultative Council Finances Statute -Consultative Council Membership Statute -Consultative Council Sanctions Statute

35. Kingdom of Saudi Arabia. Sixth development plan 1415-1420 A.H. (19952000 A.D.). Ministry of Planning Press. 1416 A.H. (1995).

36. The Constitution of the Republic of Sudan. Khartoum. 1998

37. The Constitutional Court Act 1998

38. National Security Act 1994

39. The Constitutional and Administrative Law Act. 199645. Labor Act. 1997

40. Political Parties Act. 1998

41. Khartoum Public Order Act 1998

42. Decision of the High Court in the Case of July-August 1998

43. Конституции государств Африки в 3-х томах. М., 1966

44. Конституции государств Ближнего и Среднего Востока. М., 1956

45. Коран. Перевод и комментарии Крачковского И.Ю., М. 1986 Научная и учебная литература

46. Абдулаев М.И. Правоведение. СПб., 2003

47. Автономов А.С. Правовая онтология политики. М., 1999

48. Азиз Ниязи Исламская традиция и процессы модернизации в Таджикистане // Ислам в СНГ. под ред. Малашенко А.В. М., 1998

49. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2001

50. Александров И.А Монархии Персидского Залива. Этап модернизации. М.,2000

51. Аль-Али Насер Абдель Рахим Проблемы защиты прав человека на региональном уровне в арабских странах. М., 1998 58.Аль-Маудуди Мы и западная цивилизация. М., 1993

52. Аминуддин Мутмайн Айнуддин Организация Исламская Конференция (международно-правовой статус). Дисс.канд. юр.наук. СПбГУ. СПб., 1998

53. А.А. Ан-Наим На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права человека и международное право). М., 1999

54. Арабский мир: три десятилетия независимого развития. Под ред. В.В. Наумкина. М. 1990

55. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 198263 .Бабкин С.Э. Движения политического ислама в Северной Африке. М., 2000 64.Байба О.И. Роль ваххабитского духовенства в политической системе Саудовской Аравии. М., 1996

56. Баранов В.М., Пшеничнов М.А. Проблемы обеспечения соответствия Конституции России международным стандартам в области прав человека // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М.,1999

57. Баширов JT.A. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990

58. Баширов JT.A. Врублевский Г. А. Государство и религиозные организации в регионах традиционного распространения H^aMa.//http://www.state-religion.ru

59. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001

60. Блуменау С.Ф. Англия, Германия, Франция и Мусульманский Восток. Брянск, 2000.

61. Вавилов А.А. Средства массовой информации Саудовской Аравии. Традиции и современность. // Ближний Восток: история и современность. Сб. статей М., 1997

62. Валькова JI.B. Саудовская Аравия. Нефть, ислам, политика. М., 1987

63. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745—к.ХХ века). М., 1999

64. Виноградов А.И. Свобода совести и религия. М., 1969

65. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000

66. Габричидзе Б.Н. Конституционный статус органов Советского государства. М. 1982

67. Ганковский Ю.В. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982

68. Ганковский Ю.В. Ислам и социальные структуры стран Ближнего Востока. М., 1990

69. Ганковский Ю.В. Москаленко В.Н. Три конституции Пакистана. М., 1975.

70. Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. Саратов, 1999

71. Государство и право на рубеже веков. Под ред. Нерсесянца B.C. М., 2000

72. Грядовой Д.И. Стрелкова Н.В. Ислам: история и современность. М., 1999

73. Грядунов Ю.С. Новые горизонты Судана. М., 1969

74. БЗ.Грязневич П.А. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984

75. Гулиев В.Е. Колесников А.В. Отчужденное государство. М., 1998

76. Гулиев В.Е. Рудинский Ф.М. Демократия и достоинство личности. М., 1983

77. Давид Р. Жоффре-Спиноза К. Основные правовые системы современности. М.,1997

78. Джефферсон Т. О демократии. СПб., 1992

79. Дмитриев Ю.А. Магомедов Ш.Б. Пономарев А.Г. Суверенитет в науке конституционного права. М., 1998

80. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. Ростов н/Д., 2000

81. Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Под ред. Черноус В.В. Ростов н/Д., 2001

82. Дудкин В.Я. Права человека в современной религиозной мысли Запада. М., 1992

83. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990

84. Жданов. Н.В. Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989

85. Ибрагим Ахмед Хадж Юсеф Абдалла ЛАГ и права человека. М., 1999

86. Иванов Л.О. Конституция как фактор социальных изменений. М., 1999 ЮО.Игнатенко А.А. Халифы без халифата: исламские неправительственныерелигиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М., 1989

87. Институт выборов в истории России. Под ред. Веденеева ЮА. КутафинаО.Е. Калуга, 1999

88. Исаев М.А. Современные проблемы права и государства. М., 1999

89. Ислам. Историографические очерки. Под ред. Прозорова С.М. М., 1991

90. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока). М., 2000

91. Ислам. Карманный словарь. СПб., 2002. Юб.Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991

92. Источники права. Под ред. Сосна С.А. М., 1985

93. Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества // Государство и право. 2002 №10

94. Каминский С.А. Институт монархии в странах Арабского Востока. М., 1981

95. Ю.Киселев К.А. Колониальная политика Великобритании в Судано-Египетском субрегионе. Дисс. канд. истор. наук. М., 1998

96. Кожокин Е.М. Максименко В.И. Ислам и исламизм // сборник статей. М., 1999

97. Козырин А.Н. Джамахирийская политическая концепция и государственный механизм Ливии. М.,1992

98. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. Под ред. Авакьяна С.А., М. 2001

99. Конституционное право зарубежных стран. Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М., 19991 ^.Конституционное (государственное право) зарубежных стран: в 4т. Тома 1-2. часть общая: отв. ред. Страшун В.Б. М.,1999

100. Королев С.В. Апоретика прав человека. М.,1998

101. Королевство Саудовская Аравия. Эр-Рияд, 1413 (1993).

102. Кравец В. Конституционализм и конституционный патриотизм-новое или старое?// Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). М.,1999

103. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001

104. Кутб Сейид Будущее принадлежит исламу. М., 1993

105. Лысенко В.И. Выборы и представительные органы в Новой Европе. М., 1994

106. Маритен Ж. Человек и государство. М. 2000123 .Микульский Д Актуальные проблемы современной мусульманской общественной мысли. М., 1990

107. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. М., 1991

108. Медведко Л.И. Россия и Ближний Восток: сто лет в сопряжении войны и мира // Ближний Восток и проблемы региональной безопасности. Сб. статей М., 2000

109. Мисроков З.Х. Феномен адатского и мусульманского права народов Северного Кавказа в процессе трансформации российской государственности (Х1Х-нач.ХХ1 вв.)// Государство и право. 2002 №11

110. Мохаммед Маймул Асхан хан Конституционное развитие стран Ближнего Востока и ислам. Ташкент, 1985

111. Мохаммед Сана Ислам и право: проблемы взаимоотношения в афганском обществе (теоретико-правовой аспект). Дисс.канд. юр. наук. СПб., 1995

112. Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: система и влияние традиций. М., 1987

113. Муртазин М.Ф. Ислам и мусульмане в России. М., 1999

114. Мусульманское право. Под ред. Сюкияйнена Л.Р. М.,1984

115. Набиев Р.А. Религия в современном обществе. Казань, 1998.

116. ПЗ.Осипов А. Саудовская Аравия: проблемы модернизации //http://nasled.ru

117. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998

118. Петраш Ю.Г. Общество. Человек. Религия. Обнинск, 2000

119. Политико-правовые ценности: история и современность. Под ред. Нерсесянц B.C. М., 2000

120. Политология. Курс лекций под ред. Марченко М.Н. М., 1993

121. Полонская JT.P. Ислам в современной политике стран Востока (к.70-х— нач.80-х гг. XX века). М., 1986

122. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. М., 2001.

123. МО.Пономарев Д.И. Мировоззренческий плюрализм и культура отношения к религии.// Взаимоотношение государства, науки и религии. Межвузовская научно-практическая конференция. Владимир 8-10 февраля 2000. Владимир, 2000

124. Потапова Г.А. Политика и религия: уроки истории и современность. М., 1999

125. Плешов О. В. Ислам и демократия: опыт Пакистана. М., 1997

126. Плешов О.В. Армия Пакистана трансформируется.//ЬПр://пуо.п§.ги

127. Родригес A.M. Арабские страны Ближнего Востока: история и современность. М., 2000

128. Россия и мусульманский мир (бюллетень аналитической информации). М., 2000, 2001, 2002.

129. Религия и политика на рубеже II тысячелетий. М., 2000

130. Саватеев А. "Ваххабит" "ваххабиту" рознь.// Азия и Африка сегодня. 2002.№2,3

131. Саидазимова Г. Ислам и Запад: возможен ли "диалог цивилизаций"? Об исламе и фундаментализме в эпоху глобализации // Центральная Азия и Кавказ.2000.№5

132. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

133. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире. М., 1999

134. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001

135. Северная Африка: ислам и общество. Под ред.Ткаченко А.А. М., 1999

136. Сенченко И.П. Аравия: общество, традиции, нравы. М., 1991

137. Скуратов Ю.И. Концепция народного суверенитета и современное конституционное право // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. научных работ. Р н/Д.,1995

138. Скуратов Ю.И. Конституционные основы и практика функционированияпрезидентской власти.// Конституционный строй России. Вып.1 М., 1992.

139. Современная Саудовская Аравия. Справочник. М., 1998

140. Сравнительное конституционное право. М., 1996

141. Степанянц М.Т. Бог-человек-общество в традиционных культурах Востока. М., 1993

142. Страны Ближнего Востока (актуальные проблемы современности). Под. ред. Б.Г. Сейраняна. М., 1998

143. Судан: справочник. Под ред. Ткаченко А.А. М., 2000

144. Супатаев М.А. Право в современной Африке. М., 1989

145. Сюкияйнен J1.P. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. М.,1986

146. Сюкияйнен J1.P. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.,1997

147. Сюкияйнен JI.P. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока. // Правовое положение личности. Сб. статей под ред. Чиркин В.Е. М., 1987

148. Сюкияйнен JI.P. Саудовское общество и терроризм // НГ от 1.10.2001

149. Тульский М. Саудовские спецслужбы в борьбе за создание мирового халифата (XX век—век США, XXI—век Саудовской Аравии?) // http://www.ir.spb.ru

150. Тихомиров Ю.А. Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994

151. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996

152. Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права.// Государство и право, 1998, №7

153. Топорнин Б.Н. Конституционный статус гражданина. М., 1989

154. Торнау Н. Е. Изложение начал мусульманского законоведения. М., 1991

155. Тюрин Ю.Я. Христианская антропология: позиция и следствия.// Взаимоотношение государства, науки и религии. Межвузовская научно-практическая конференция. Владимир 8-10 февраля 2000. Владимир, 2000

156. Фавзи М.М. Развитие государственного устройства Судана. Дисс.канд. юр.наук. М,. 1976

157. Фадеева И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке: средневековье и новоевремя. М., 1993

158. Фадеева И. Ислам и политический конфликт.// Азия и Африка сегодня, 2002,№4

159. Фурсов А.И. Арабо—мусульманский мир на пороге XXI века. М., 1999

160. Фурсов А.И. Залив // Россия и современный мир, 2001, №1

161. Хабриева Т.Я. Правовая охрана конституции. Казань, 1995

162. Хаманева Н.Ю. Охрана прав человека в зарубежных странах: институт омбудсмена (сравнительный аспект). М.,1991

163. Харламов С.О. Международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека. М.,1998

164. Хачим, Фалях Исмаил Исламская концепция государственной власти. М., 1999

165. Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания.// Государство и право, 2002, №3

166. Хомушов Х.С. Ислам и международное право: анализ исламской доктрины международного права. М., 2000

167. Хорос В.Г. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996

168. Хусейн Хамид Хассан Право на равенство; право на жилище и безопасность; право на социальную защиту; право на труд; право на частную собственность в исламе. Новосибирск, 1996

169. Чиркин В.Е. Два пути социально-политического развития—две концепции прав человека // Правовое положение личности. Сб. статей под ред. Чиркина Е. М., 1987

170. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001

171. Шапп Я. О свободе, морали и праве.// Государство и право, 2002, № 5

172. Шестаков А. Ислам и права человека. // Вестник МГУ, 1997, № 5

173. Шульженко Ю.Л. Форма российской конституции и ее толкование // Теоретические проблемы российского конституционализма. Под ред. Хабриевой Т.Я. М.,2000

174. Эльназаров Д.Х. Ислам, государство и право.//http://referats.spb.ru

175. Энциклопедия Пакистана. М., 1988

176. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после II Мировой войны (1945-1990 гг.). М., 1999

177. Яковлев А.И. Саудовская Аравия: пути эволюции. М., 1999

178. Яковлев А.И. Фейсал: король—реформатор. М., 1999

179. Яковлев А.И. Исламский фактор в политике саудидов в 90-е гг. XX в. // Ближний Восток и проблемы региональной безопасности. Сб. статей М., 2000

180. Aba-Namay R. The recent constitutional reforms in Saudi Arabia//International and Comparative Law Quarterly. Vol.42 Part 2.1993

181. Abir M. Saudi Arabia: Government, society and the Gulf crises. L 1994

182. Aburish S.K. The rise, corruption and coming fall of the house of Saud. L. 1995

183. Ahmed A.S. Jinnah, Pakistan and Islamic identity: the search for Saladin. NY. 1997

184. Ahmed I The concept of an Islamic state. L. 1987

185. Ahmed L. Women and gender in Islam. L. 1992

186. Al-Huqail S.A. Human rights in Islam and their applications in the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh 2001

187. Amin S. Middle East legal system. Glasgow. 1985

188. Asad M. The principles of state and government in Islam. Berkeley and Los Angeles. 1961

189. Aziz A. Pakistan: from crisis to crisis. Karachi. 1986

190. Ballantyne W.M Register of laws of the Arabian Gulf: A register of laws of the states members of the gulf cooperation council. L. 1985

191. Baaklini A.I Designs for democratic stability. L. 1997

192. Beheshti H.M. Global beliefs and the exacerbation of cultural onslaught. // Echo of Islam. Teheran. January. 2000

193. Bulloch J. Morris H. Saddam's war: The origins of the Kuwait conflict and theinternational response. L. 1991

194. Choudhury G.W. Pakistan: Transition from military to civilian rule. Buckhurst Hill. 1988

195. Constitutional review: Theoretical and comparative perspectives. Ed. by Roermund B. van. Boston. 1993

196. Constitutional systems in late twentieth century Asia. Ed by Beer L.W. L. 1992

197. Constitutionalism and democracy. Ed. by Elster E. Cambridge. 1988

198. Coulson N. A history of Islamic law. Edinburgh. 1964

199. Coulson N. Succession in the Muslim family. Cambridge. 1971

200. Crick B. Basic forms of government. L. 1973

201. Democracy, liberty and property. Ed. by Coker F.W. NY. 1947

202. Development, State and Society. Theories and Practice in Contemporary Africa. Ed. by Seyoum Hameso. NY. 2001

203. Entelis J.P. Islam, democracy and the state in North Africa. Indianapolis 1997

204. Fandy M. Saudi Arabia and the politics of dissent. NY. 1999

205. Faruki K. A. Islamic jurisprudence. Karachi. 1962

206. GellerE. Muslim society. Cambridge. 1981

207. Gibb H.A.R. The Islamic Near East. Toronto. 1960

208. Gibb H.A.R. Studies on the civilization of Islam. Boston. 1968

209. Gibb H.A.R. and Bowen Harold Islamic society and the West. A study of the impact of Western civilization in the Near East. Vol.1 L. 1951

210. Ghadbian N. Democratization and Islamists challenge in the Arab world. Oxford 1997

211. Curdi D.G. Security and Peace in the Middle East. Experiment with Democracy inan Islamic World // Maxwell Paper No 4. 1996

212. Hamdi M.E. The making of an Islamic political leader: conversations with Hasan al-Turabi. Oxford 1998

213. Hamed Mehmud "Amendments good or bad"// hamedmehmud@hotmail.com

214. Hassan F. The Concept to State and Law in Islam. Wash. 1981

215. Handbook on Religious Liberty the World. 1996 by the Rutherford institute.

216. Islam in Asia: religion, politics, and society. Ed by Esposito J.L. NY. 1987

217. Karahroudi H. Revival of religion: a miraculous achievement during the age of hegemony of secularism. // Echo of Islam. Teheran. June 2000

218. Khadduri M. Political trends in the Arab World. Baltimore. 1970

219. Khadduri M Human rights in Islam. // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996

220. Khomeini R.M. Islam and Revolution. L. 1985

221. Khomeini R.M. The practical laws of Islam. Teheran 1985

222. Khuri R.K. Freedom, modernity and Islam: toward a creative synthesis. Syracuse 1998.

223. Kramer M. The Islamism debate. Tel Aviv. 1997

224. Lacey R. The Kingdom. Oxford 1979

225. Low D.A. The political inheritance of Pakistan. L. 1991

226. Malek H. Islam and international law // Journal of South Asia and Middle Eastern Studies. L. 1979, №3

227. Mcllwain C.H. Constitutionalism Ancient and Modern. Ithaca. 1947.

228. Mcllwain C.H Constitutionalism and the changing world. Cambridge. 1969

229. Mehdi M. Constitutionalism Western and Middle Eastern. San Francisco. 1960

230. Mutalib H. Islam, Muslims and the modern state: case-studies of Muslims in thirteen countries. L. 1994

231. Nino C.S. The constitution of deliberative democracy. L. 1996

232. Nwabueze B.O. Constitutionalism in the emergent states. 1973

233. Nwabueze B.O. Judicialism in commonwealth Africa: The role of the courts in government. L.1977

234. Palley С. Constitutional Law and Minorities. L. 1978

235. People and politics in the Middle East. Ed by Curtis M. NY. 1971

236. Pinkney R Democracy in the Third World. Rienner. 1994

237. Ramcharan B.G. The evolving African constitutionalism. Geneva. 1998

238. Reflections on the New Constitution for Sudan. Ed. with an Introduction by Sean Gabb // http://www.sufo.demon.co.uk

239. Reuss H. When Government was Good. Madison 1999

240. Safdar Mahmood Pakistan: political roots and development. Meerut. 1990

241. Said A. Precept and practice of human rights in Islam. // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996

242. Saud J. Islam and modernization: a comparative analysis of Pakistan, Egypt and Turkey. L. 1994

243. Saudi Arabia: modernity and tradition/ review by Riyadh. 1992

244. Simons G.L. Saudi Arabia: the shape of client feudalism. NY. 1998

245. Smith W.C. Islam in modern history. Princeton. 1957

246. Smith W.C Modernization of a traditional society. L. 1961

247. Sudan: the recon quest reappraised / by Spiers E.M. L. 1998

248. Talbot I Pakistan: a modern history. NY. 1998

249. The statesman's yearbook 2002. L. 2001

250. Williams B. Democracy, Dialogue, and Environmental Disputes. Yale. 1995

251. Ymani A. Islamic law and contemporary issues // Jidda. 1968 // Human Rights Law. Ed by Alston Ph. NY. 1996

252. Ozlem Tur Kavli Protest in the Name of God: Islamist Movements in the Arab World // Perceptions. Ankara. June-August 2001.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.