История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941-1991 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Назаров, Аловиддин Хайруллоевич

  • Назаров, Аловиддин Хайруллоевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 153
Назаров, Аловиддин Хайруллоевич. История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941-1991 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Душанбе. 2004. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Назаров, Аловиддин Хайруллоевич

Введение 3-/

I. Место ислама в жизни таджикского общества в советский период

§1. Состояние религиозной жизни мусульман до и после установления советской власти 18

§2. Место и роль САДУМа и его представительства в Таджикистане в религиозной жизни 27

§ 3. Права и обязанности верующих и религиозных объединений

II. Особенности и формы проявления религиозности

§ 1. Соблюдение мусульманских предписаний, обрядов и ритуалов

§ 2. Значение суфийских тарикатов

§ 3. Особые формы проявления религиозности

§ 4. Атеистическое воспитание верующих мусульман

125-10^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941-1991 гг.»

Актуальность темы: Религиозная жизнь всегда была и будет одним из главных критериев, которые являются существенным к пониманию духовно-нравственной, морально-этической, социально-экономической и культурно-политической истории народа. Поэтому при изучении того или иного периода истории каждого народа, показатель его религиозной жизни имеет немаловажное значение. И в этом отношении новейшая история таджикского народа не является исключением.

Данная проблема в определенной степени разработана в рамке обобщающих исследований, посвященных различным периодам, в работах, большей частью, касающихся религиозности таджикского народа в советский период. Тем не менее, до сих пор нет цельного и комплексного исследования, освещающего конкретного исторического периода религиозной жизни таджикского народа.

При всестороннем же ознакомлении с работами, посвященными религиозной жизни советского периода истории Таджикистана, особенно в работах советского периода, обнаруживается тенденциозность с точки зрения потребностей идеологического устройства страны и вынужденная конъюнктурность в освещении этой темы.

Как известно, в рассматриваемый период - 1941 — 1991 гг. в религиозной жизни верующих мусульман и последователей других религий в советских республиках произошли ощутимые перемены. Особо это заметно наблюдалось с началом Великой Отечественной войны (1941-1945), когда религиозная жизнь верующих страны в некоторой степени освободилась от жесткого антирелигиозного прессинга со стороны властей, и более того, советским государством им были предоставлены некоторые уступки. Тем не менее, уже со второй половины 1960-х гг. вплоть до эпохи «перестройки» и «гласности» и распада СССР началась новая эра давления на религиозную жизнь под видом «государственного атеизма». Что касается постперестроечной» эпохи, связанной с либерализацией религиозной жизни, то она внесла радикальные изменения относительно места, роли и функций религии ислама, которые отразились во многих сферах жизни таджикского народа.

Несмотря на всю противоречивость суждений и разнообразия мнений по поводу религиозной жизни таджикского народа в исследуемый период, как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных авторов, нельзя отрицать того существенного положительного, что имел ислам во многих сферах жизни мусульман Таджикистана. Следовательно, принимая во внимание большую значимость, богатство исторического и теоретического материала, накопленного отечественными и зарубежными исследователями, можно выявить объективную и беспристрастную историю религиозной жизни мусульман Таджикистана. Такая работа может стать историческим опытом для дальнейшей разработки новых социально-культурных концепций развития таджикской государственности. Дело в том, что на нынешнем историческом этапе каждый верующий мусульманин, а также верующие других религий, должны понимать свою задачу в том, что помимо исполнения предписаний, обрядов и ритуалов, также необходимо содействовать развитию страны.

Таким образом, использование потенциала ислама, в котором помимо других общечеловеческих ценностей, также заложены идеи патриотизма и миролюбия может способствовать укреплению патриотического и национального единства в современной истории Таджикистане. Важно, чтобы религия и религиозное учение оказали содействие государству в осуществлении добрых национальных идеалов, духовно-нравственного воспитания общества, гуманистического просвещения и обучения молодёжи1

В этом отношении исследуемый нами период имеет особое значение. Именно в этот период появились предпосылки для того качественного и количественного перелома, когда мусульмане Таджикистана находились под

1 .Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе: Ирфон, 1997. -С.65. воздействием различных перемен в своей религиозной жизни. Все вышеперечисленное и побудило автора взяться за комплексную научную разработку истории религиозной жизни мусульман Таджикистана в 19411991 гг.

Степень изученности темы: Прежде чем приступить к рассмотрению степени изученности темы истории религиозной жизни мусульман, следует отметить, что оно до последнего времени в Таджикистане велось в рамках двух наук- «востоковедения» и «научного атеизма». Если первая занималась проблемами зарубежного Ислама и зарубежного Востока, то вторая как отрасль философии исследовала характер и форму проявления мусульманской религии в нашей стране. По исследуемой теме в советском периоде выполнены многочисленные работы, дающие ценные материалы. Что касается постсоветского периода, то работы, освещающие изучаемый период, намеченный данным исследованием, отсутствуют. Существующие постсоветские работы затрагивают проблемы после 90-х гг., и иногда охватывают отдельные эпизоды советского периода. Следовательно, автор исследования при разрешении данной научной проблемы в основном критически пользовался литературой, изданной в советский период и написанной отечественными и зарубежными авторами. Это труды в виде книг, монографий, научных сборников, статей в научных и религиозных журналах, диссертационных работах освещают характер религиозности-населения и разработки атеистических методов воспитания.

Наиболее полно освещающими и заметными исследованиями являются! труды советских и современных ученых, историков которые по нашему мнению, имеют реальные предпосылки для изучения и анализа. К таким авторам относятся, прежде всего: Ю. М. Репка, Р. Г. Авезбоева, А. Гаффаров, Т. Изимбетов, С. Дадабаева, С. Абдулазизов, А. Кадиров, О. Бозоров, А. И. Виноградов, М. К. Гафарова, В. Н. Басилов, Н. Аширов, И. М. Джаббаров, Р. М. Маджидов, И. Шералиев, И. А. Макатов, А. Асоев, Ч. Комилов, А. С. Онишенко, В. А. Куроедов, А. Ахмедов, А. Я. Вишневский, А. И.

Абдусамадов, Т. С. Саидбаев, А. И. Барменков, и др.1 Среди них особый интерес на наш взгляд представляют работы О Бозорова, Р. Г. Балтанова, И. М. Джаббарова, Р. М. Маджидова, В. А. Куроедова, А. И. Абдусамадова, Т. С. Саидбаева, А. И. Барменкова и Ш.Абдуллоева.

Весьма ценный материал и сведения о значении ислама в новейшей истории религиозной жизни таджикского общества также содержаться в работах зарубежных авторов и отечественных авторов, опубликованных на иностранных языках. К этим работам на наш взгляд, можно соотнести,

1 Репка Ю. М Свобода совести в СССР. - Пермь; - Киев, изд.,1958. -43с.; Авезбаева Р. Г. Дини Ислом ва зан. - Душанбе, 1961; Гафаров. А. Об антиобщественной деятельности некоторых служители культа. -Сталинабад: Тадж. Гос Изд.во,1961.-24с.; Изимбетов Т .Ислам и современность.-Нукус, 1963; Дадабаева С. Куръон ва замон,- Душанбе: Ирфон,1965; Она же. Религия и быт,- Душанбе: Ирфон 1975; Абдулазизов С. Бачахо бояд аз хурофот озод бошанд,- Душанбе: Ирфон. 1966; Он же. Хакикат дар бораи мазорхо,-Душанбе, 1970; Он же. Тачрибаи тарбияи атеистии омма,- Душанбе: Ирфон, 1976. - 88с; Кадиров А. Причины существования и пути преодоления пережитков ислама.- Ленинабад, 1966,- 158с. Он же. Замонасозии рухониёни ислом .- Душанбе: Ирфон, 1968; Бозоров О. (в соавт. с Маджидовым Р. М). Бокимондахои дини ислом ва роххои бартараф намудани онхо,- Душанбе: Ирфон, 1968; Он же. Мехнат ва дин.- Душанбе; Ирфон, 1969; он же. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства.- Душанбе: Ирфон, 1971; Виноградов А. И. Свобода совести и религия.-М., 1969. -46с.; Гафарова М. К. Духовный облик женщин востока,- Душанбе:Дониш,1969; Басилов В. Н. Культ святых в исламе.-М.:Мысль, 1970. -144с.; Аширов Н. Эволюция ислама в СССР.-М.: Политиздат, 1972; Он же. Эволюция ислама в СССР и задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1974; Он же. Ислам и нации. - М., 1975; Он же. Мусульманская проповедь. - М.: Издательство политической литературы, 1978; Он же (в соавт. с Исмаиловым X). Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР,- М., 1982; Балтанов Р. Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. -Казань: Издателство Казанского Университета ,1973.-250с; Он же. Ислам в СССР.- М.:1989.-250с.; Джаббаров ИМ. Общественный прогресс, быт и религия.-Ташкент, 1973; Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм,- Душанбе: Ирфон,1973; Он же. Ривочи атеизм дар Точикистон,- Душанбе: Ирфон,1975.-32с.; Он же. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрение женщин - Душанбе: Дониш,1977; Он же: Утверждение социалистического образа жизни в республиках среднего Востока и его влияние на процесс секуляризации (на материалах Таджикистана): Автореф. дисс. д-ра филос. наук.- М.,1982; Шералиев И. Масъалахои бархам додани бокимондахои дини,- Душанбе: Ирфон,1974; Макатов И А. О соотношении национальных и религиозных элементов в сознании верующего: Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. - М.,1976; Асоев А. Роххои бартараф намудани бокимондахои дини,- Душанбе, 1976; Комилов Ч. Озодии вичцон чист?-Душанбе: Ирфон, 1977; Муродов О. Пайдоиши мазорхо ва осори онхо дар замони мо,- Душанбе: Дониш,1977,- 32с; Преодоление религиозности в процессе культурной революции: (на материалах Таджикистана периода строительства социализма): Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Баку, 1979,-20с; Боймуродов Н. Ленинский принцип свободы совести и его осуществление в Таджикистане. - Душанбе, 1980; Онищенко А. С. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в современных условиях: материал к лекции. -Душанбе: Знание, 1980. -17с.; Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве,- М.: Изд-во политической литературы, 1981; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982,- 270с.; Вишневский А. Я. Ленинская национальная политика в Таджикистане в годы социалистического строительства.- Душанбе,1981 ; Абдусамадов А.И. и др. Ислам в СССР ( Особенности процесса секуляризации в республиках Среднего Востока) отв. ред. Э. Г Филимонов,- М.: Мысль, 1983. - 174 е.; Саидбаев Т. С. Ислам и современность. -М., ,1985; Абдуллоев Ш.А. Маориф ва озодфикри. -Душанбе, 1994,-152 с. прежде всего, Stanley Evans, W. Kollarz, G. Wheeler, A. Bennigsen, M. Husain, John L. Esposito, D. V. Posplelovscy, Olivier Roy, Svat Soucek и др.1

Разумеется, почти все исследования советских исследователей, ученых и историков не лишены недостатков в плане того, что идеологическое отношение к религиозности мусульманского населения порой превышало беспристрастность автора. Выражая общепринятую точку зрения, специалист советского исламоведения Д. Ландо писал, что «Опирающиеся в основном на коммунистическую прессу и официальные источники эти работы ни в коей мере не могут претендовать на научность,. большинство советских исследователей испытывают необходимость поддерживать официальный курс их государства».2

Важной источниковой базой по освещению религиозной жизни в сельской местности и среди таджикского дехканства является работа А. Базарова. В книге отмечается, что ислам в Таджикистане имел глубокие корни в сельских местностях, где рядом жили, трудились и умирали дехкане и религиозные служители. В его книге рассматриваются особенности формирования принятого в то время атеистического мировоззрения таджикских дехкан. Книга предназначена для широкого круга читателей того времени и главным образом с той целью, чтобы на основе изученных материалов разработать методы атеистического воспитания сельских жителей и таджикского дехканства. Необходимая информация; и исходные данные о значении Ислама в жизни таджикского народа, соблюдении предписаний, обрядов и праздников подробно даются в работах Р. Г

1 Stanley Evans. The churches of the USSR.- London, "1944; Kollarz W. Religion in the Soviet Unioa- London, 1961; Puzin Alexei. Religion in the USSR. - Novosti Press APN, 1966. -60p.; Wheeler G. The Peoples of Soviet Central Asia.- London, 1966; Bennigsen A. Islam in the Soviet Union.- London,1967; Vakhabov A. Islam in the USSR.- Moscow: Novosti Press APN, 1972; Husain M Islam and socialism. - Lahore, 1974; Gritchlow J. Islam and Nationalism in the Soviet Central Asia.- Durham, 1984; Akiner Shirin. Islamic Peoples of the Soviet Union.-London: Robert Hartnoll Ltd., 1985; Olcott M. B. Soviet Islam and World Revolution.- Stanford, 1986; Braker Hans. Islam in the Soviet Union.- London, 1987; Esposito L. John. Islam in Asia. Religion, Politics, and Society. -New York: Oxford University Press, 1987; Pospielovscy D. N. Soviet Antireligious Campaign.- London, 1988; Ray Olivier. The New Central Asia The Creation of Nations. - London: I. B. Tauris Publishers, 1977; Soucek Svat. A History of inner Asia- London: Cambridge,2000;

2 Middle Eastern Studies, vol. 26, no. I, L., 1990.- C. 121.

3 Бозоров А.Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства.-Душанбе: Ирфон, 1991.

Авезбоева, А Салтыкова, А Кадырова, А Лузина. А. Веш^еп. X, Додихудоева, Р. Маджидова, К Тагирова, X. Г. Ишанкулова И. М. Джаббаровой, И. Макатова , А Ахмедова и др. В них также даются также сведения о месте ислама в духовной культуре и о религиозной литературе в таджикском обществе.

Советское законодательство относительно религиозных культов подробно освещается в книге Г. Р. Гольста (Религия и закон - Москва; Юридическая литература, 1975). В ней дается общая характеристика основных положений действующего законодательства о культах, разъясняются правовые нормы, регулирующие деятельность религиозных объединений, их права и обязанности, порядок осуществления контроля над применением этого законодательства и нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви.

К вышеуказанной тематике посвящены также труды Ч. Комилова, Н. Боймуродова, В. А. Куроедова, в сборнике высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства (М., 1981), А. Я Вишневского, А. И. Барменкова книга муфтия САДУМа ( Духовного Управления мусульман) мусульман Средней Азии и Казахстана -Зияутдина ибн Ишан Бабахана и др.

Особую значимость изучение религиозной жизни Таджикистана получает в начале 70-х, продолжавшийся до конца 90-х гг. XX в, когда агитационно-пропагандистский характер атеистического воспитания приобрел широкий размах. Этому способствовало привлечения лекторов атеистов, организация различных мероприятий и выставок, брошюр и книг. Важное место в этом направлении занимают работы С. Дадабаева , С. Абдулазизова, А.Кадырова, С. Дорженова, М. Муллоева, М. К. Гаффоровой.

Об особых проявлениях религиозности верующих в Таджикистане (1941- 1991) в виде суннитских тарикатов («народного» «параллельного ислама »), типов верующих и степени религиозности в коммунистическом обществе ценный материал дают исследовательские труды ряда атеистических и зарубежных авторов как советского, так и постсоветского периода, такие как: Т. Изимбетов, Н.Одилов, М. Husain, У. А. Макатов, А. С. Онищенко, Т. С. Саидбаев, Hans Braker, Shirin Akiner, John L. Esposito, C. Вахидова, Г. P. Балтанова, Svat Soucek и т.д. Весьма важным источником является книга английского исследователя Akbar S. Ahmed. В ней Ислам рассматривается в историческом параметре, который включает также особенности религиозности мусульманского населения в Центральной Азии, в частности в Таджикистане. Также примечательны работы Shirin Akiner по этой тематике. Но в своих публикациях эти два, а также ряд других зарубежных авторов ограничиваются общими характеристиками интересующей нас проблемы. Они не дают полного и всестороннего раскрытия темы, в плане того, что существование двух политических лагерей вносило свои корректуры в ведении беспристрастного освещения событий.

Зарубежные авторы выполнили ряд исследований по теме положения советских мусульман, отношения советского государства к религии вообще, к «официальному» и «параллельному исламу» в частности; влияние «исламского фактора» в политической жизни мусульман зарубежного Востока на мировоззрение мусульман Советского Востока. В них дается, главным образом, обильный материал по статистическим и информационным направлениям о верующих мусульман в советских республиках. Весьма ценными являются работы таких авторов как: G. Wheeler, A. Benningsen, Lemereir Quelquescey, М. В. Olcott, John L. Esposito, D. V. Pospielovsly, Shirin Akiner и т. д. В книге A. Benningsen наглядно описана роль САДУМа в проведении внешней политики советского государства с мусульманскими странами, которые осуществлялись на основе обмена делегациями и участия в международных симпозиумах и конференциях. Но эта работа охватывает всю Центральную Азию и участие в этих мероприятиях представителей из Таджикистана отражается в контексте полномочий, наделенных советским государством Духовным Управлениям Мусульман в СССР и его представительствам в союзных республиках. Следует отметить что, в то время, в советской атеистической литературе господствовало негативное отношение к зарубежному религиоведению, в частности, к исламоведению. Оно объявлялось ненаучным, идеалистическим, антикоммунистическим, проимпериалисгическим и. т.д.

Из отечественных авторов книга муфтия САДУМа Зияутдинхана ибн Ишан Бабахала ярко освещает позицию «официального» ислама об оценке положения советских мусульман, их прав и обязанностей; описываются отношения советских мусульман со своими единоверцами, исламскими странами и организациями. Не смотря на это, работа не раскрывает конкретно эту тематику о Таджикистане. В этот ряд можно соотнести работы отечественных авторов советского и пост советского периодов - А. И. Виноградова, А. Вахабова, Н. Аширова, Н.Боймуродова, В. А. Куроедова, X. Исмаилова, Г. Р. Балтанова, Ш.Абдуллоева и др.

В монографии Г. Р. Балтанова рассматриваются зарубежные концепции, посвященные проблеме тогдашнего состояния мусульманской религии в СССР. Это позволяет сделать сравнительный анализ с советским религиоведением. В книге изучаются влияние ислама на межнациональные отношения советских мусульман, взаимоотношение ислама и социалистического государства. Это работа имеет целостный характер изложения проблемы и не лишена беспристрастности к идеологическому критерию, вследствие чего некоторые моменты требуют критического анализа.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать факт того, что изучение исследуемой проблемы в существующей исторической литературе недостаточно объективно и достоверно разработано. По нашему мнению не разрешенным вопросом осталось действительное значение Ислама в таджикском обществе как социокультурного элемента, впитавшегося в течение веков в общественный организм. Вместе с тем мало внимание уделяется особенностям религиозности, основным показателями которых, например, являлись суфийские тарикаты.

Из числа появившихся работ в наше время весомый вклад в изучении некоторых сторон религиозной жизни в Таджикистане является сборник статьей (составитель и редактор-Хамза Камол, Душанбе 2003), посвященный истории святых мест-мазаров в Таджикистане.

Авторы статьей (А.Мухторов, Ю.Якубов, Хамза Камол и др.) на основе убедительных доказательств и научного анализа дают важную информацию о четырнадцати мазарах в Таджикистане, таких как мазары Абумуса в Матче Хазрати Бурхи Вали в Ургенче и др., Отмечается, что пропагандистский советский аппарат, пользуясь всеми возможностями, старался закрывать подобные места. В результате большое число мазаров были уничтожены, другие были разрушены, а служители этих мест привлекались в суды, или же были объявлены «врагами народа».

Особое значение в изучении этой темы имеют материалы, собранные научно-исследовательских центром «Шарк» (Душанбе, 2003 г.). В книге рассматривается явление духовного лидерства в исламе, роль и место мусульманских духовных лидеров в жизни таджикского общества, Вторая часть посвящена крупнейшему исламскому ученому (Мавлави Хиндустони Мухаммаджан Рустамов)- мыслителю и педагогу, подготовившему исламское возрождение исламской мысли в Таджикистане.

Особенно, все рассмотренные работы, кроме изданных в наши дни, проводились без исторического анализа различных аспектов религиозной жизни таджикского народа, акцентируя внимания лишь на разработку и внедрения методов и подходов по атеистическому воспитанию, секуляризации общества. Следовательно, исторический анализ духовных и нравственных ценностей таджикского социума, а также их всесторонняя и объективная оценка на основе беспристрастности к идеолого-политическим критериям и течениям своевременны. Эффективность исследования следует также из конкретизации исторического периода.

При разработке темы диссертации, автор далек от мысли, что ему удалось использовать все ценные и необходимые источники. Такая исследовательская работа, по всей вероятности, задача в перспективе. В данной работе диссертант использовал ту необходимую часть первоисточников, и второстепенные источники которую можно было вместить в ограниченные рамки диссертации, и которые были достаточны для решения поставленной цели и соответствующих ей задач, лежавших в основе данного исследования,

Источниковая база исследования: Настоящая работа написана на основе источников по данной проблеме, опубликованные в советский период истории Таджикистана благодаря стараниям специалистов в виде научно- исследовательских работ; хроник событий, подшивок газет и журналов. К первоисточникам исследования относятся работы Т. С. Саидбаева, книга «Ислам в СССР» (работа редакционной коллегии, отв. ред. Э. Г. Филимонов), книга муфтия САДУМа Зияуддинхана ибн Ишан Бабахана. На наш взгляд эти работы более подробно отражают картину взаимодействия общества и ислама. В качестве первоисточников также включены законодательные и другие нормативные акты, сборники законов и директив, официальные документы, а также материалы, опубликованные в различных периодических изданиях, журналах и сборниках. Ценные сведения почерпнуты из состоявшихся конференций, пленарных заседаний и съездов мусульманских представителей, как на внутригосударственном уровне, так и на международном.

В диссертации широко использованы уникальные архивные документы из фондов Главного Архивного Управления при правительстве Республики Таджикистан, архива Академии наук Республики Таджикистана. Среди них особую ценность имеют официальные документы, хранящиеся в фонде «Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Таджикской ССР", «Управления Делами Совета Министров Таджикской

ССР», а также в фонде «Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Таджикской ССР».

Второстепенными источниками являются исследования отечественных и зарубежных авторов, проводившие по данной теме, но раскрывающие отдельные аспекты вопроса. К ним также относятся публикации в виде статьей в периодической печати Таджикистана.

Хронологические рамки исследования: Тема настоящей работы охватывает период с 1941 по 1991 г. Такая датировка, по нашему мнению, вызвана несколькими историческими причинами, влиявших на взаимосвязи религии с жизнью таджикского общества и других советских мусульман.

Нападение нацистской Германии на СССР и консолидация силы и энергии всего советского народа против нее заметно ослабили давление и проводимые мероприятия на религиозные чувства верующих. Это обстоятельство сопровождалось лишениями и потерей близких и родных на войне, которые способствовало тому, что таджикский народ в эти тяжелые для страны стали более свободно обращаться к религии как к духовной и эмоциональной потребности. Советское государство, помимо ослабления своей антирелигиозной борьбы своей директивой в годы второй мировой войны предоставило всем религиям создать свои духовные Управления, в том числе верующим мусульманам советской Центральной Азии. Эта была новая, и отличительная черта этого периода, когда новые духовные управления регулировали деятельность исламских институтов и религиозную жизнь общества. Они также, в дальнейшем, сыграли некую посредническую роль в отношениях между советским государством и религией.

Предельная датировка определена несколькими факторами. Во первых, в первые годы «перестройки» неожиданно повысилась религиозная практика, которая была вызвана либерализацией религиозной жизни таджикского общества. Более того, в эти годы образовались движения, которые действовали под лозунгом «чистоты веры» и борьбы против «искажений и новшеств» и выступали против авторитетных шейхов и домулло, против устоявшихся традиций и обрядов народа. Во вторых, ислам в этот период выражался не только как обряд поколения, но и как важный элемент национальных возрождений и социально-политических движений, особенно события в Иране и Афганистане в 1978/79гг., не могли не оставить свой отпечаток в регионе. Образовавшийся в 1991 г. идеологический вакуум вовлек религиозные чувства мусульман Таджикистана в решение важных судьбоносных социально-политических проблем страны. Относительно конечной хронологизации, т.е., после 1991 г. вплоть до наших дней мы полагаем, что для широких обобщений и беспристрастных исследований еще не наступило время ввиду отсутствия эмпирического материала. Тем не менее, проведенный анализ и приводимый материал, на наш взгляд, может дать достаточную информацию для размышлений и выводов относительно периодов, не входивших в рамку нашей хронологизации.

В связи с вышеуказанной хронологизацией весьма примечательно высказывание известного специалиста по советскому Исламу на западе, главного редактора журнала Asian Affairs Дж. Уилер. Он пишет о трех основных этапах политики советского государства к Исламу: до 1945г фронтальная атака на ислам, с 1945г. до середины 1980-х гг-замаскированное давление на мусульманскую религию под видом атеистической пропаганды, а с середины 1980-х гг. до развала СССР -этап поддержки Ислама и повышения роли мусульманских деятелей и религиозной объединений в качестве проводников внешней политики.1 Прослеживая исторический путь религиозной жизни мусульман в новейшей истории Таджикистана, приходишь к выводу, что в этом процессе предлагаемая хронологизация уместна.

Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отделе новейшей истории, а также на расширенном заседании ученого совета Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.

1 Asian Affairs, vol. XIX.- 1988.-С.11.

По отдельным проблемам исследования автор выступал с докладом и сообщениями на международных сессиях проведенных в Будапеште (Венгрия), в Центрально-Европейском Университете (2000,2002гг.); международной Летней школе в Душанбе (август 2002г.), организованной ТАМИСС на тему «Социология этнонационализма». Некоторые вопросы данной проблемы освещены в опубликованных автором статьях в Таджикистане.

Материалы исследованы при проведении научно- исследовательской и практической деятельности в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.

Объектом исследования является история религиозной жизни мусульман Таджикистана в хронологических рамках с 1941 г. по 1991 г.

Предметом исследования является изучение того, какое место занимал ислам в духовно-нравственной, моральной и социально-культурной жизни верующих мусульман и как оно выражалось в историческом параметре. В предмет исследования также входит процесс взаимодействия общества и религии в контексте советского устройства государства. При этом оценка особенностей проявления религиозности и взаимоотношения мусульман региона с мусульманскими странами, центрами и единоверцами также входят в рамку предмета исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы с позиции историзма объективно проанализировать состояние религиозной жизни на территории Таджикистана со всеми присущими ей переменами и особенностями, которые происходили в период с 1941 г. по 1991 гг.

В соответствии с этой целью автор поставил перед собой следующие задачи:

-установить место ислама до и после установления советской власти в регионе на основе существующих материалов;

-рассмотреть создание и деятельность Духовного Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана (С АД УМ);

-проследить отношения мусульман региона с исламскими странами и организациями.

-выявить и; показать отношение государства к свободе совести и вероисповедания, правам и обязанностям мусульманским общинам;

-на основе конкретных фактов и материалов раскрыть соблюдение исламских предписаний, обрядов и ритуалов в Таджикистане;

-определить место суфийских тарикатов, как особого вида проявления религиозности в Таджикистане;

-выявить особенности и основные причины сохранения религиозности; -охарактеризовать преподавание исламских норм в образовательных кружках;

-выявить характер ведения атеистического воспитания и пропаганды;

Научная новизна данного исследования обосновывается разработанной информацией, содержащейся в прототипе и предпринятой попыткой объективно и комплексно исследовать состояние религиозной жизни на территории Таджикистана в конкретно историческом периоде. Данная работа имеет отличие от предыдущих исследований о религиозной жизни мусульман региона, которые имели две крайности: 1) ислам и духовная культура, рассматриваемая большей частью в странах Ближнего и Среднего Востока, а не в СССР; 2) игнорирование религиозности в советских республиках как нравственно-духовную и моральную ценность ввиду подчинения жизни общества определенной идеологии государства, или же её освещение в качестве проявления «отсталости» и «религиозных пережитков». Если первой крайности придерживались как отечественные, так и зарубежные исследователи, то второй крайности - только отечественные. Поэтому, назрела необходимость на основе широкого сопоставления фактов и событий подвергать объективному и комплексному анализу объективное состояние религиозной жизни мусульман Таджикистана и определить те существенные перемены, которые происходили в этой сфере в советский период. При этом автор, в своей диссертационной работе на прочной источниковой основе сосредотачивает внимание на освещение проблем социальных и этических функций ислама; обстоятельное изучение и определение тысячелетней закономерности влияния ислама на мировоззрение и мироощущение, на жизненные ориентации и ценности в Таджикистане. Отказ от позиции негативизма, вульгарно-критического подхода, а также переход на позицию конструктивного исследования и преодоления влияния отрицательных стереотипов при проведении данного исследования являются основой новой информации по объективной действительности. Нами всецело разделяется подход во избежание от одностороннего и конъюнктурного освещения проблемы по выбранной теме. Подобный исторический анализ в более полном объеме в таджикской историографии практикуется впервые.

Методологической основой исследования является опыт и схема образцов историко-религиоведческих исследований специалистов, придерживающихся принципов объективного и сугубо академического направления изучения темы. Исследовательский подход комплексного изучения темы, соответствующие принципам историзма и стремление придерживаться максимально объективного и беспристрастного анализа значения ислама в советский период истории Таджикистана также служат методологической базой работы.

На защиту выносятся основные положения по оценке взаимодействия общества и религии в конкретно историческом периоде и в конкретной стране. Выводы о том, что религия в таджикском обществе оставалась неотъемлемой частью истории, культуры и быта утверждаются использованными методологическими приемами в ходе выполнения исследования.

Теоретическая значимость данной работы в истории таджикского общества заключается в том, что Ислам является не только частью культуры и цивилизации таджикского народа, но и активной социальной силой, способной оказывать большое влияние на жизнедеятельность общественного организма. Эта сторона вопроса придает несомненную теоретическую актуальность и своевременность изучаемой проблеме.

Практическая значимость выбранной темы состоит в том, что она может способствовать конкретизации некоторых страниц новейшей истории Таджикистана, точнее, в её религиозной сфере. Материалы, факты, научно исторические положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при создании исторических трудов, составлении учебных программ, для чтения лекций, ведения спецкурсов на гуманитарных факультетах вузов и средних учебных заведений. Также эта значимость проявится в публикациях основных результатов исследования в научной печати и апробированы на республиканских и международных научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

I. Место ислама в жизни таджикского общества в советский период

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Назаров, Аловиддин Хайруллоевич

Заключение

На основе исторического анализа религиозной жизни таджикского общества в конкретно-историческом периоде дают возможность наиболее полно представить общее и особенное воздействия ислама на социокультурную жизнь таджикского народа. Такой подход позволить отразить и использовать религию, в данном случае, ислама в качестве исторического элемента общественного развития. Поэтому, изучение этого вопроса в период с 1941 г. по 1991 г. может представить дополнительный ресурс для освещения и отражения исторических исследований в дальнейшем развитии теоретических и практических аспектов истории общественной жизни таджикского народа. Исходя из этого, анализ истории религиозной жизни в предлагаемом нами периоде в Таджикистане позволяет сделать следующие выводы.

1. При определении места ислама в общественной жизни таджикского общества следует учесть важную роль религиозных институтов. Так, САДУМ и институт козикалона являлись уникальным феноменом в общественном строе, где секуляризационные процессы и антирелигиозная пропаганда велись систематически и в широком масштабе. Общеизвестно, что как зарубежные, так и отечественные исследователи, обвиняя высшее руководство религиозных Управлений в пособничестве к коммунистической идеологии, одновременно признавали весомый вклад подобной структуры в поддержании религиозной жизни советских мусульман. САДУМ на территории советской Центральной Азии играло важную посредническую роль между государством, ведущем активную атеистическую пропаганду и обществом верующих, полных чаяниями вести свою многовековую религиозную жизнь. Заслуги его председателей муфтиев, а также представители САДУМа в Таджикистане следует быть общепризнанными, ввиду того, что они в столь трудный период религиозной жизни, насыщенный атеистическим прессингом смогли сохранить значение ценностей ислама в жизни таджикского народа. Важно отметить, что большая часть фетв САДУМа, которые исходили из Корана и хадисов, актуальны и в наше время.

Деятельность САДУМа в сфере информации верующих о религиозной жизни мусульман путем разработки и распространения религиозной периодики, работа над рукописями, их коллекция и изучение, репродукция религиозных типографических изданий считается уникальным в истории региона. Особо следует отметить деятельность двух медресе -Мири Араб в Бухаре и Имам аль - Бухари в Ташкенте действовавших под юрисдикцией САДУМа, подготовивших религиозных кадров и внесших значимый вклад в развитии исламской мысли в Советском Союзе.

Отношения советских мусульман в исследуемый период с «третьим миром» были установлены и развиты с целью их приближения к пониманию благ социалистического устройства государства, набирания больших преимуществ в противовес капитализму. Принимая во внимание религиозный характер этих отношений, советское государство намеревалось показать всему миру, советские мусульмане в Таджикистане и других районах распространения ислама живут достойной религиозной жизнью, пользуются всеми правами, обязанностями, свободой совести и вероисповедания. Эти отношения проходили, главным образом в рамке САДУМа посредством визитов и посещений иностранных делегаций на конференции и симпозиумы. После этих мероприятий, члены делегаций разъезжались по районам проживания мусульман и знакомились с их жизнью.

2. Верующие мусульмане Таджикистана, ввиду их принадлежности в единое пространство советского государства пользовались общими законодательными актами, которые определяли их права и обязанности, свободу совести и вероисповедания. В связи с тем, что у большой части молодежи Таджикистана в этот период не было большого стимула стать членами религиозных общин, поэтому основную массу верующих, пользующихся своими правами и обязанностями, составляли люди преклонного возраста. Последние действовали под руководством имам — хатибов или же аксакалов своих кварталов. Наряду с этим, важно отметить, что отсутствие статистики о религиозности населения и степени использования ими своих прав и обязанностей; не упоминание о религиозных наименований учреждений в официальных документах и периодической печати были характерной чертой изучаемого периода. В этом случае компенсирующую роль сыграли религиозные институты, такие как САДУМ и его представительство в Таджикистане - администрация Казиата.

3. Ислам выступал как одна из наиболее важных форм общественного сознания в рамке одно-национальной среды или же единоверцев разных национальностей во всех сферах жизни Таджикистана. Основным передатчиками религиозных навыков, заключавшихся в соблюдении мусульманских предписаний, обрядов, ритуалов и праздников в качестве ориентира являлись нравственно-религиозные системы. Поддержанию традиций прошлого в высокой степени также влияло объективные предпосылки и воздействия конкретно-исторического характера, выраженные в рамке семьи, городских и сельских религиозных общин и другой микросреды, особенно в сельской местности, где формировалось личность абсолютного большинства носителей этой религии. Подобная ситуация объясняется тем, что обязательность соблюдения исламских предписаний, обрядов, ритуалов и праздников в сельских местностях находилась в поле зрения сельских микросреды, тем самым усиливая отношение верующих к религии.

Основным показателями значения ислама, которые изучены на основе многочисленных конкретных фактов и материалов, являлось соблюдение основных предписаний -шахада, намаз, пост, выплаты закята и совершения хаджа; основных обрядов - мавлюд, хитон или хатна, никох, калым, махр, джаноза, поминки и т.д. Все вышеперечисленные преписания и обряды, несмотря на проводимый прессинг и активность атеистической антипропаганды, имело огромное значение в жизни таджикского народа и оставалось своеобразной социальной силой, регулирующей и интегрирующей мусульманский образ жизни. Это свидетельствует о невозможности искоренения их от духовно-нравственного, морально-этического и национально-традиционного поведения верующих-мусульман Таджикистана в исследуемей период.

4. Полулегальная, а иногда, и скрытная структура и деятельность суфийских тарикатов в Таджикистане, в исследуемей период, оставались почти нетронутыми. Их представители занимались деятельностью неофициальных мулл и имамов, пользовались большим авторитетом, особенно в сельских местностях. Следует отметить, что вобравшие в себя некоторые элементы «народного» ислама суфийские тарикаты действительно в условиях жесточайшего наступления стали повсеместными особым проявлением религиозности таджиков. Если к этому добавить и то, что самый распространенный тарикат накшбанди, который зиждился на основе шариата ортодоксального ислама, то становится ясно, что именно этот тарикат посредством представительства своих пиров -муршидов и мюридов -учеников стал определяющим звеном своеобразного проявления религиозности таджикского населения.

Важной причиной сохранения ислама и религиозности в Таджикистане в советский период, главным образом, заключалось в активности суфийских тарикатов. Они, создавали симбиоз доисламских, народных и национальных элементов с исламскими принципами, конкретизировались в структуре действовавших тогда особых формах проявления религиозности. Наряду с этим, следует отметить, что истинная картина и состояние суфизма в Таджикистане, к сожалению, в исследовательских работах до сих пор остаются поверхностными.

5. При определении живучести значения ислама и его социальных функций и уровня его влияния в истории религиозной жизни коренной нации и народностей Таджикистана необходимо обратить внимание на ряд факторов.

Во первых, ислам в прошлой истории этого ареала проник во все сферы общественной и личной жизни его последователей и сделал обязательным свои духовно-нравственные нормы, моральные установки, обряды и предписания, вследствие чего существовало отождествление религиозного аспекта с национальным. Передача религиозных навыков от старшего поколения молодому поколению, как в общественной микросреде, так и в семейной исходила из исторической обусловленности, плавно переходящих в национальное и конкретно специфическое понимание.

Во вторых, исполнение ряда обрядов и ритуалов, которое усиливало значение ислама в системе жизненных ценностей и сложившихся стереотипов в общественной психологии, главным образом среди женщин, которое оказывало существенное влияние на повседневную жизнь. Особой убедительной силой обладало почитание местных святых мест-мазаров и паломничества к ним. Эта практика не прекращалась, несмотря на всяческие старания властей по их запрету.

Более того, чего не было в состоянии сделать «государственный атеизм», это то, что он не смог изменить психологический субстрат многовековой религиозной жизни таджиков. Даже убежденные и ярые члены коммунистической партии оставались мусульманами посредством соблюдения определенных религиозных обрядов и ритуалов, таких как обрезание, бракосочетание, а также в отношении выбора пищи.

В третьих, особенностью проявления религиозности была активность исламского духовенства, в основном, неофициального. Находясь в полулегальном, большей частью, в нелегальном положении оно занималось обучением молодёжи Таджикистана внеся весомый вклад в сохранение и развитие исламской мысли, особенно начиная со второй половины 70-х гг. ХХ-го века. Они также были руководителями и организаторами проведения сакральных обрядностей и ритуалов, в которых обычно бывало большое стечения верующих.

И, наконец, причинами сохранения религиозности была жизненные чувства и эмоции, ситуации и положения, когда индивид в силу своей душевной и иной потребности обращался к религии, находя в нем утешение и удовлетворение.

6. В религиозных образовательных структурах изучалась обширная религиозная литература, которая являлась основными источниками получения религиозных знаний и религиозной культуры. Обучение этой религиозной литературой осуществлялось видными и знающими учителями, которыми таджикский народ в течение своей многовековой истории всегда славился.

В советский период истории Таджикистана, в данном случае, в период 1941-1991 гг., религиозная литература, хотя и в литографированных вариантах, являлась определяющим источником получения и развитии религиозных знаний. Большая роль при их изучении, опять же принадлежала, помимо образованных членов таджикских семьей, образованным религиозным педагогам - мударрисам.

Их обучение велось на основе широкого спектра книг, которые преподавалось ученикам на различных этапах - начиная от начального и заканчивая продвинутым. Наряду с этим, большой перечень религиозной литературы преподавалось в двух официальных вышеупомянутых медресе -Мири Араб и Имам аль - Бухари. Но количество студентов в этих двух учреждениях было малочисленным, следовательно, остальные ищущие исламские знания обучались этим книгам у авторитетных исламских ученых Таджикистана.

Следует отметить, что в 1941-1991 гг. перечень религиозной литературы довольно расширялся. Появились книги, которые находились под жестким запретом властей, ввиду их отношения к развитию новой социальной и политической мысли. Они преподавались в нелегальных или полулегальных образовательных кружках и мектебах.

Таким образом, изучение религиозной литературы и деятельность исламских ученых в Таджикистане в деле их преподавания определили, наряду с другими факторами, высокий уровень сохранения и развития религиозности и исламской мысли в Таджикистане.

7. Положения марксистско-ленинской идеологии о небезразличном отношении коммунистической партии к религии оставались действенными в исследуемом периоде. Усиление религиозности таджикского населения и ослабления антирелигиозной активности в годы ВОВ сменилось повсеместным ведением атеистической пропаганды в 1960-1970-е гг. Соответствующие директивы вышестоящих органов коммунистической партии являлись направляющими линиями по воспитанию и подготовке агитаторов и пропагандистов атеизма. В этом аспекте большая роль принадлежала учебным заведениям как высшего, так и среднего образования; образовавшимся Домов атеизма. В периодической печати и разной специальной литературе печатались статьи и материалы на различные темы, содержащие характер атеистической направленности. Применялись методы работы ведения агитпропаганды, применившиеся в 1920-1930-е гг. Наибольшее число мероприятий проводились в сельских местностях, так как именно в таджикских селах и деревнях наблюдалось повышенная религиозность таджикского населения. Здесь же проводились приемы анкетирования верующих с целью разработки методов атеистического воспитания. Однако, как показывает опыт и практика, все вышеперечисленные усилия не дали желаемых результатов и значение ислама в жизни таджикского общества сохранилось незыблемым.

В свою очередь, представители из СССР, а также из числа руководителей исламских учреждений Таджикистана совершали поездки в мусульманские страны и рассказывали о своей жизни, также участвовали на различных мероприятиях. Следует отметить, что подобные отношения в XX веке и в начале XXI века происходили на высокой степени именно в исследованном нами периоде.

Таким образом, нами рассмотрены общие и особенные характеристики религиозной жизни Таджикистана, делая акцент на жизненность и действенность исламских ценностей в данном периоде истории таджикского народа. В наши дни происходит активное переосмысление место религии в таджикском обществе. Идет возвращение к принципам тактичного, уважительного отношения к исламу и чувствам верующих. Всемерное изучение этой сферы во всем советском и пост советском периодах требует комплексного подхода с позиции историзма. Такая постановка вопроса содействует определению взаимодействия общества и религии, как неотъемлемой части культуры, быта, образа жизни и истории, и в дальнейшем обеспечить ценными знаниями и опытами из своей новейшей истории для построения подлинно демократического государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Назаров, Аловиддин Хайруллоевич, 2004 год

1. Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе: Ирфон, 1997.

2. Абдулазизов С. Хакикат дар бораи мазорхо. Душанбе: Дониш, 1970.

3. Абдуллоев Ш. Маорифпарвари ва озодфикри.- Душанбе, 1994, -152 с.

4. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -Москва: Иэд-во полит-ой лит-ы, 1991.v

5. Асоев А. Роххои бартараф намудани бокимондахои дини.- Душанбе, 1977.

6. Асоев А. Работать повсеместно.// Наука и Религия. 1981. -№-1.

7. Атаханов Т. Центр атеистической работы // Наука и Религия. -1973. -№12.

8. АхмедоваМ. Минуя стадию капитализма.-Ташкент, 1967.

9. Аширов Г. Мусульманская проповедь. Москва: Изд-во политической литературы, 1978.

10. Ю.Баев В., Угриневич Д, Обряды и ритуалы в советском обществе// Наука и Религия. -1975. -№3.

11. П.Базаров А. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства.-Душанбе: Ирфон, 1991.

12. Базаров А. Основы воспитания // Наука и религия . -1975. № 7.

13. Балтанов Р. Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. Казань: Изд-во Казанского Университета, 1973,-250.

14. Барменко А. И. Свобода совести в СССР.- Москва: Мысль , 1986.

15. Бозоров О., Мачидов Р. Бокимондахои дини ислом ва роххои бартараф намудани онхо. Душанбе : Ирфон, 1968.

16. Ведомости Верховного Совета Таджикской ССР от 15 сентября 1976г. -№ 17 (772).

17. Всесоюзная перепись населения 1970г. Сборник статей под ред. Г.М.Максимова. Москва: Статистика, 1976.

18. Всесоюзная перепись населения 1979г. Москва: Статистика, 1980.

19. Волчик О.В. В преддверии 15-го века хиджры. Мусульманский симпозиум в Душанбе. Новое время \\ Политический еженедельник. 1979г.-№41.

20. Вопросы филсофии: 1982. -№2.

21. Гаффарова М. К. Духовный облик женщин Советского Востока. -Душанбе : Дониш, 1969.

22. Гаффоров У. Алломаи замон.- Хучанд, 1988.

23. Джаббаров И. М. Общественный прогресс, быт и религия. Ташкент, 1973.

24. Дорженов С. Мусульманин- ли я? // Наука и религия. -1967.- №4 .

25. Дустмухаммедов 3. А. Социальная сущность обрядности ислама и роль новых обрядов в коммунистическом воспитании трудящихся.// Автореф. канд. дисс.- Душанбе, 1970.

26. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века .- Москва, 1989.

27. Известия ЦК РКП (б) -1920. -№13.

28. Ишанкулов Х.Г. Брак и свадьба населения Ходжента в новое время. — Душанбе, 1972.

29. Каримов Р. А. Октябрь революцияси ва Узбекистонда маданий курилиши. Тошкент, 1967.

30. Комилов Ч. Пропгандаи атеисти ва роххои бехтар кардани он// Коммуниста Точикистон. -1983. -№6. ~6 июля.31 .Коммунист Таджикистана. — 1963г. — 10 июня.

31. Коммуниста Точикистон: №5. — Душанбе , 1964.

32. Коммунист Таджикистана. — 1968. — 13 сентября.

33. Коммунист Таджикистана. — Душанбе., 1979.—27 июля

34. Конкретные исследования современных религиозных верований. — Москва: Мысль, 1967.

35. Курбанов X. Учение ислама о смысле и целы жизни и его реакционная сущность .- Душанбе; Дониш, 1977.

36. Куроедов В.А. .Религия и церковь в советском государстве. -Москва: Изд-во политической литературы, 1981.

37. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 38.

38. Ленин В. И. Социализм и религия. — Т. 12.

39. Мавлоно Якуби Чархи кист? Маълумотнома. — Душанбе, 1992.

40. Маджидов Р. М. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрения женщин. — Душанбе: Дониш, 1977.

41. Материалы представительства САДУМа. Главы. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф.1516. Оп.2. Ед.50.

42. Материалы представляемые в ЦК КП Таджикистана, СМ РТ, вышестоящие партийно-советские органы, КГБ и другие организации по работе с религиозными культами. — Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф. 1516. Оп.2. Ед. 12.

43. Материалы Уполномоченного Совета и областных уполномоченных (Ленинабадская обл. и ГБАО).- Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф. 1516. Оп. 1. Ед. 44.

44. Мирбобо М. Чахон чои гудози дустон аст. Интервью с Хазрати Ишон Тураджон. Место издания не указанно, 1997.

45. Мусульмане Советского Востока. 1969.-№3.

46. Мусульманские лидеры: социальная роль и азторитет. под. ред. Олимовой С. К., Олимова М. А. Сборник выступлений участников круглого стола. Душанбе: Шарк, 2003.

47. Муфти Зияуддинхан ибн Ишан Бабахан. Ислам и мусульмане в стране Советов. — Ташкент, 1980.

48. Мухтаров А. М. Размышления о мазаре Абумусы в Матче // Чахордах мазар.- Душанбе, 2001.

49. Народное хозяйство Таджикской ССР в 1979г. Душанбе, 1981.

50. Население Таджикской ССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года. Душанбе, 1980.

51. Населения СССР: Справочник. Москва, 1983.

52. Папка №1 единовременного учета религиозных объединений (обществ, групп), зарегистрированных, не зарегистрированных в Таджикской ССР. -Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф. 1516. Оп. 1. Ед. 103.

53. Партияи Коммуниста ва хукумати совета дар бораи дин ва калисо.-Душанбе: Нашр. дав. Точикистон, 1960.

54. Проект постановления СМ Таджикской ССР «О состоянии антирелигиозной работы и контроля за соблюдением законодательства о культах в Ура-тюбинском и Ленинском районах Таджикской ССР» Главн. Архивн. Упр. при Правит РТ. Ф. 1516. Оп. 2. Ед. 35.

55. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -Москва, 1976.

56. Распоряжения Академии Наук Союза ССР. Москва: Архив АН РТ, 1954. 30 октября.

57. Рахимов М. Маросим ва идхои Ислом.- Душанбе: Ирфон, 1967.

58. Рахимов А. Социально-экономические проблемы в таджикской деревне. Душанбе, 1968.

59. Рахимова И.Р. XXIV съезд и некоторые вопросы атеитического воспитания трудящихся.// Вопросы философии: -1971. -№12.

60. Резолюции и постановления съездов коммунистической партии Туркестана 1918-1924 гг.— Ташкент, 1958.

61. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. Москва: Наука, 1984.

62. Саидбаев Т.С. Ислам: История и современность. М., 1985.

63. Свод Законов Таджикской ССР. Т. 1.- Душанбе: Ирфон, 1984.6830 сол — ХНИТ. Зодаи ормони мардум.- Душанбе: Империал групп, 2003.

64. Статистические сведения о деятельности общества «Знание» Таджикской ССР (1948- 1971гг.) Душанбе, 1972.

65. Урта Осиё ва Казокистон мусулмонларнинг диний назорат журнали .- 1946. -№3-4.

66. Урта Осиё ва Казокистон мусулмонларнинг диний назорати журнали. -1946.-№5-6.

67. Уполномоченный Совет по делам религиозных культов при СМ СССР по Таджикской ССР. —Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф1516. Оп.2. Ед.17.

68. УС при СМ СССР по Тадж. ССР. Материалы пребывания в Таджикистане иностранных делегаций.- Главн. Архивн. Упр. При Правит. РТ. Ф. 1516. Оп. 2. Ед. 63.

69. УС при СМ СССР по Тадж. ССР. Списки зарегистрированных мечетей, мазаров, синагог и ЕХБ по состоянию на 1 января 1952 г. — Главн. Архивн.Управ. при Правит. РТ.Ф.1516.0п.2. Ед.5.

70. УС при СМ СССР по Таджикской ССР. Дело законодательных актов по вопросам религиозных культов. Проекты указов и постановлений.

71. Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф. 1516. Оп.2. Ед.46.

72. УС при СМ СССР по Таджикской ССР. Министерство финансов. Представление материалов по обложению подоходными налогом незарегистрированных служителей культа. Списки бродячихдуховников. — Главн. Архивн.Управ. при Правит. РТ. Ф. 1516. Оп. 2. Ед. 38.

73. УС при СМ СССР по Таджикской ССР. Новый Устав САДУМа и положение о пенсиях престарелым служителям мусульманского культа. — Главн. Архивн. Управ, при Правит. РТ. Ф.1516. Оп.1. Ед 16.

74. Фонд СИ Сектора истории религии и права Института философии АН РТ., Папка 1.

75. Хакимов 3. По ленински мудро // Наука и религия. -1978. -№1.81.Хидоя. Ташкент, 1993.

76. Ходжи Абдурауф Фитрат Бухорои. Мавлуди шариф ё худ миръоти хайр-ул- башар.- Душанбе; Сино, 1997.

77. Холмухаммедов М. О чем говорят мусульманские проповедники.// Наука и Религия. -1969 -№ 6.

78. Хурсандов К. Учение ислама о смысле и цели жизни и его реакционная сущность. — Душанбе: Дониш, 1977.

79. ЦСУ СССР. Численность состава населения СССР.- Москва, Финансы и статистика, 1984.

80. Чахоркитоб. — Тошканд: Матбааи Обидчонов, 1890.

81. Шайх Камариддин Дарвози, Мирзохусайни Бадалинур. Зиндагиномаи эшони Абдурахмончон ибни Эшони Порсоходжа.- Душанбе, 2003.

82. Шарофов С. Инсоф хам даркор // Точикистони Совети. —1972, -1 июля.

83. Шевченко 3. М. Ты покорил нас, Таджикистан. — Душанбе: Ирфон, 1974.

84. Asian Affairs, vol. 26. 1988.

85. Benningsen A. Lemercier — Quelgueijay. Official Islam in the Soviet Union// Religion in Communist Lands. -Autumn 1979.

86. Edward Lazzerini. Through the Contact Lens Darkly: Soviet Muslims and Their Foreign Co-religionists 1926-86. London, 1993.

87. Islamic Culture, vol. 58, no. 3, Hyde Abad, 1984.

88. Kazi Abdullojon Kalonov. Muslims of the USSR Want Peace and Friendship Among Peoples \\ APN. Moscow. L>

89. Middle Eastern Studies, vol. 26, no. I, L., 1990.

90. Muslims of the Soviet East. 1977. - №2.97100.01iver Roy. The New Central Asia: The Creation of Nations. -London: I. B. Tauris Publisher, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.