Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Васильченко, Алла Александровна

  • Васильченко, Алла Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 174
Васильченко, Алла Александровна. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья: дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2013. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Васильченко, Алла Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1 История развития традиционного вязаного платка на Южном Урале и Поволжье

1.1 Особенности формирования и развития пуховязальных центров Оренбуржья

1.2 История возникновения и развития пуховязальных центров Башкортостана, Волгоградской, Пензенской областей

1.3 Технологические особенности ажурного пуховязания

Глава 2 Композиционно-орнаментальные построения (структуры) вязаного платка Южного Урала и Поволжья

2.1 Предпосылки происхождения орнамента платка Южного Урала

2.2 Орнамент и композиция вязаного платка (на примере оренбургского платка)

2.3 Выразительные средства орнаментальной композиции оренбургского ажурного платка

2.4 Основные отличия (сравнительный анализ) вязаных платков

Глава 3 Современное состояние и проблемы искусства пуховязального промысла Оренбуржья

3.1 Современные центры и мастера пуховязания Оренбуржья

3.2 Комбинат оренбургских пуховых платков. Машинное производство пуховых платков

3.3 Творческий поиск в пуховязании Оренбуржья

Заключенш

Библиограс шческий список

Приложение 1 Возникновение и развитие техники вязания

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Внимание общественности к традициям материально-художественной культуры, осознание значимости культурных ценностей ручного художественного ремесла обусловили формирование современного отношения к изделиям традиционных ремёсел как носителям индивидуально-коллективного опыта народа, национальной художественной культуры.

Традиционный вязаный платок и технологически близкие к нему изделия из пуха относятся к текстилю вязаных художественных произведений народного искусства, сформировавшихся на обширной территории Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья и получивших в мировой истории декоративного искусства особый статус уникального художественного феномена. Вместе с тем искусствоведением данный феномен в комплексе его составляющих практически не осмыслен. Его существование на обширных степных и лесостепных территориях, где расположены Оренбургская область и Республика Башкортостан, а в силу схожих условий центров производства на территории ближе к Центрально-Европейской части России: в Пензенской и Волгоградской областях, не представлено в системности характеристик. Поэтому актуальность темы художественной истории обусловлена возникновением и совершенствованием традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья и связана, с одной стороны, с рассмотрением ее как малоисследованным феноменом, а с другой - с типологическим оформлением его внутренней художественной структуры, неотделимой от истории развития художественного ремесла — вязания, и особой эстетикой материала. Феномен искусства вязаного платка связан также с историей платка, как изначально необходимого завершающего пластического мотива и элемента ансамбля женского костюма в России и особого самостоятельного

художественного произведения в структуре его декоративных решений, синтеза композиционных и технологических решений образа.

В течение долгого времени традиционный вязаный платок Южного Урала и Поволжья не был предметом коллекционирования и серьезных исследований историков и искусствоведов. Вследствие этого современным исследователям не представляется возможным восстановить полную картину формирования искусства вязаного платка данных регионов, историческую последовательность появления в нем новых мотивов, узоров и их сочетаний. Можно лишь предположить, что в процессе формирования композиции платка и его орнамента традиции русского декоративно-прикладного искусства нашли отражение в местном, сформированном на местном материале (козьем пухе) способе их исполнения (традиционные мотивы и приемы узорного пуховязания).

Наивысшего развития искусство традиционного вязаного платка достигло в Оренбуржье, пуховязальный промысел которого имеет уникальную организационно-технологическую структуру, не имеющую аналогов в России. В регионе сохраняется традиционное ручное изготовление вязаных платков мастерицами-надомницами и работает Фабрика оренбургских пуховых платков. Основы традиции пуховязания -каноничность композиции, основные мотивы и узоры орнамента, материал, -сохраняются и тиражируются в машинном исполнении. Однако платок серийного производства, несмотря на социальную значимость, не может сравниться по эстетике и многообразию художественно-технологических характеристик с изделием ручного исполнения. В связи с этим актуальной представляется проблема взаимосвязи ручного и машинного производства платков, не нашедшая достаточного отражения в современных публикациях.

Южный Урал и Поволжье - это обширные территории, входящие в Приволжский федеральный округ, который составляет 6, 06% от территории Российской Федерации. В его состав входят субъекты, географически расположенные на территории Южного Урала, в том числе - Оренбургская

область и Башкортостан, а также территории Поволжья, расположенные ближе к Центрально-европейской части России, одна из них - Пензенская область. Волгоградская область территориально не относится к Приволжскому федеральному округу, но по своим природно-географическим условиям близка к Оренбургской области, а по расположению относится к Поволжью — территории, прилегающей к среднему и нижнему течению Волги и экономически тяготеющая к ней. Таким образом, искусство традиционного вязаного платка мы будем рассматривать на материале известных центров пуховязания - прежде всего, Оренбургской области, а также Башкортостана, Волгоградской и Пензенской областей.

История возникновения и совершенствования традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья неотделима от истории развития художественного ремесла - вязания, а также истории платка, как изначально необходимого элемента женского костюма в России. Техника вязания - это один из видов ручного труда и разновидность текстильной техники, в основе которой модуль-петля, выполняемая с помощью простейших приспособлений - спиц или крючка, в зависимости от вида вязания. В.И. Даль, ученый, изучавший Оренбургский край и его пуховязальный промысел, в Толковом словаре указывает, что «вязание» - вязаный -выплетенный на «прутках»; изделие вязаной работы1. «Пруток», - по его определению, - это «вязальная игла, спица», а платочное вязание - это «пруточное» вязание - не иглой, не крючком, а прутками»2. То есть, вязаные платки изначально выполнялись в технике вязания на спицах.

На протяжении веков платок был традиционной частью женского русского костюма. В Толковом словаре живого великорусского словаря В.И.Даля платок определяется как «...четырехугольный лоскут ткани, иногда холста. Лоскут равносторонний, шелковый, бумажный, шерстяной,

1 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - Т.1. -А-3. - М., - «Русский язык». - 1989. - 699 с. - С. 337.

2 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - Т.З. -П.-М., - «Русский язык»,- 1990. - 555с. - С. 529.

холщовый, какими женщины повязывают голову и накидывают на шею. Шаль - долгий платок на плечи, двойной плат»1.

Как считают специалисты по истории костюма, платки появились на Руси не ранее XVI - XVII веков и назывались «канаватками». В ансамбль нарядного костюма входили платки и шали из тонкой цветной шерсти с тканой золотыми и серебряными нитями каймой, вышитыми и набивными узорами, которые купцы привозили с Востока. Ассортимент платков соответствовал различным моментам в жизни женщины (от торжественных и радостных до печальных) В обычные дни голову покрывали куском холста, который в далеком прошлом называли убрусом и носили поверх шапочки из

ткани - повоя. Изображения женщин этого времени можно встретить в

2

древнерусских миниатюрах .

Большие объемы импорта в Россию текстильных товаров способствовали расширению российского производства платков и шалей, как тканых, так и набивных. Сырьём служили хлопок, лен, шелк, шерсть и смеси из этих волокон. Промышленное производство платков и шалей в России стало развиваться в начале XIX в. не только на крупных городских мануфактурах, но и в небольших мастерских помещичьих усадеб. Широкую известность получили парчовые платки фабрики Сапожниковых, тканые платки и шали типа кашмирских из мастерских помещиц H.A. Мерлиной, В.А. Елисеевой и фабрики помещика Колокольцева, по имени которых они вошли в историю декоративного искусства (мерлинские, колокольцевские шали)3.

Широкое распространение в России получили платки с ручной набойкой (впоследствии и механической). Самые известные и ставшие символом русского национального костюма - это павловские платки,

1 Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т./ В.И. Даль. - Т 3. -П. - М.: «Русский язык». -1990.-555с.-С.121.

2 Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд.. перераб. и доп.- М., Мол.гвардия - 1988. - 224 с. илл. - С. 102.

J Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд.. перераб. и доп.- М.. Мол.гвардия. - 1988. - 224с. илл. - С. 104-106.

которые выпускались на фабрике купцов Лабзина и Грязнова в Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Наиболее характерен для павловских платков узор с «турецкими огурцами» («турецкие» шали) и растительный орнамент («букетная» композиция)1. Необыкновенная яркость и сочность красочной гаммы, как нового явления для русской набойки, достигалась за счет интенсивного цвета анилиновых красителей, широко распространившихся в России во П-й половине XIX века2.

Особое место в костюме занимает шарф, который появился в европейской моде в конце XVIII века и пришел в моду городского женского костюма России. Это был кусок ткани в форме вытянутого прямоугольника, вошедший в модный женский костюм в эпоху классицизма и стиля ампир.

Несмотря на то, что в многочисленной литературе по истории костюма мы почти не встречаем упоминания о вязаном платке, можно с уверенностью сказать, что все существующие виды женского платка и шарфа нашли свое отражение в вязаном платке Южного Урала и Поволжья. Производство вязаных платков началось с середины XVIII века, а уже в начале второго десятилетия XIX века слава о русских вязаных платках и шалях распространилась за пределы России.

Вязаный платок Южного Урала - это, прежде всего, всемирно известный оренбургский пуховый платок. Еще в XIX веке вязаный платок из Оренбурга стали называть «платок теплый тяжелый» и «платок легкий ажурный». Первый - это шаль (пуховка), теплый толстый платок серого, голубого или почти черного цвета. Он бывает разных размеров - от небольшого до величины пледа. Название «шаль» закрепилось за ним по аналогии с восточными шалями - индийскими, турецкими, кашмирскими, вошедшими в моду в Европе и России в конце XVIII века. Ажурная в таком

1 Брюзгина. О. История и проблемы промысла: Павловский посад / О. Брюзгина // ДИ СССР. - 1988. - №2. - С. 27-29.

2 Попова, О.С. Народные художественные промыслы / О.С. Попова. Н.С. Короева. Д.А. Чирков / под общей редакцией О.С. Поповой. - М.. Легкая и пищевая промышленность. - 1984. - 192с. - С. 85.

платке только кайма. «Платок ажурный легкий» - это ажурные платки, которые могут быть белого, серого цвета и даже голубоватого оттенка, а также двухцветными - работы особо искусных вязальщиц. Со временем за ними закрепилось название «паутинка», т.к. своей невесомостью и ажурностью они напоминают тончайшую паутину. Кроме квадратных платков, в настоящее время в Оренбуржье вяжут пуховые косынки, палантины, шарфы под именем «Оренбургский пуховый платок». Как справедливо отмечала замечательная оренбургская пуховязалыцица О.А.Федорова «...все они связаны из козьего пуха, и, как всякое произведение знаменитого ремесла, имеют право на это имя»1.

В современной литературе о вязаном платке не нашел широкого отражения вопрос о появлении новаций, способствующих или, наоборот, мешающих развитию традиции пуховязания. Не обозначены также критерии анализа инновационных изделий, выполненных на традиционной основе (как развитие традиции внутри системы или выход за ее рамки в другие виды предметного творчества).

Возникновение и развитие пуховязания (II половина XIX века) на территории Волгоградской области было обусловлено природно-географическими условиями и наличием местного сырья - козьего пуха придонской породы коз, хорошо акклиматизированных в разных районах. Их шерсть по массе состоит до 65-70% из пуха, который перерастает в ость. Пуховязание в Пензенской области развивалось также со II половины XIX века под влиянием хозяйственно-экономических факторов и при отсутствии местного сырья. Несмотря на типологическую общность, вязаный платок Южного Урала и аналогичные образцы пуховязания Волгоградской и Пензенской областей значительно отличаются друг от друга по характеру художественно-технологической структуры - по качеству материала (козьего

1 Федорова, O.A. Так вяжут платки в Оренбурге / O.A. Федорова. - Оренбург. - Печатный дом «Димур».- 2010. - 137 с. - С. 14.

пуха) и способам его обработки, видам орнамента и принципам узорообразования. Изучение и сопоставление местных особенностей пуховязания является актуальным условием выявления стилистического своеобразия вязаного платка Южного Урала и Поволжья.

Таким образом, важность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью обобщения материала по искусству вязаного платка Южного Урала и Поволжья; исследования художественно-образных, (синкретичность эстетического мировосприятия, связь с природой); знаково-символических (архаико-мифологическая символика элементов); структурно-технологических (каноничность композиции, технологические приемы); характеристик вязаного платка, которые дают основания определить его как произведение декоративного искусства. Актуальность, искусствоведческая значимость, недостаточная разработанность проблем искусства вязаного платка Южного Урала и Поволжья позволили определить тему данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. К сожалению, традиционному-вязаному платку Южного Урала и Поволжья посвящено сравнительно небольшое количество искусствоведческих работ. В основном это исторические и современные публикации, касающиеся Оренбургского пуховязального промысла, истории его развития преимущественно с точки зрения этногеографических и экономических интересов.

Первым исследователем оренбургского края, как одного из примечательных центров художественного ремесла Южного Урала, был известный русский историк и экономист П.И. Рычков, автор «Топографии Оренбургской» (1762), обративший внимание на уникальные свойства пуха местной породы коз и отметивший вязание пуховых изделий в работе «Опыт о козьей шерсти» (1766). Тему оренбургского пухового платка рассматривал русский ученый и писатель В.И. Даль, проживший некоторое время в Оренбурге (1833 - 1841). В статье «О козьем пухе» (1835) он озабочен вопросами разведения пуховых коз и развития вязания пуховых изделий.

Ценными источниками являются публикации начала XX в. известного исследователя художественных промыслов России С.А. Давыдовой. Из них можно узнать некоторые данные о формировании техник пухового вязания в Оренбургской губернии в начале XX века. Главные работы автора - это «Производство пуховых платков в Оренбургском крае»: исследования по кустарной промышленности в России» (1911) и «Кустарная промышленность в России. Женские промыслы» (1913). Софья Александровна Давыдова, как член Ученого комитета Министерства народного просвещения по профессиональному образованию и кустарного комитета при Главном управлении земледелия и землеустройства, в 1910 году была командирована в Оренбургскую и Пензенскую губернии для ознакомлении с пуховязальными промыслами. В ходе поездки был проведен опрос населения по вопросам пуховязального дела и составлен отчет, явившийся первым исследованием пуховязального промысла Оренбуржья и Пензы и содействовавший развитию и упрочению традиции вязаных пуховых изделий Оренбуржья.

В современных публикациях вязаный платок Южного Урала и Поволжья чаще всего рассматривается в контексте развития пуховязального промысла. Источниками советского периода, начиная с 1930 г., являются публикации, в которых отражаются историко-организационные стороны Оренбургского промысла: статьи А. Перегудина «Оренбургский платок» (1930); Л. Володковича «Оренбургские пуховые платки» (1956); Е. Фроловой «Оренбургский платок» (1979); А. Чернышовой «Из истории пуховязального промысла в Оренбургском крае» (1948); Т. Улановой «Ты накинь, дорогая, на плечи» (2013). Подобные очерки, как правило, не дают полного представления о формировании художественных особенностей оренбургского платка. В сжатой форме характеризуется промысел в справочнике «Художественные промыслы РСФСР» (1973), где кратко излагается его история, приводятся терминологические обозначения основных мотивов и приемов техник пухового вязания, зафиксирован

технологический процесс изготовления платка и основные принципы композиции.

Оренбургский пуховязальный промысел описан в ряде произведений художественной литературы: Н.И. Струздюмова «Оренбургские платошницы» (1988), И.С. Уханова «Оренбургский платок» (1976), а также в очерке И.С. Уханова «Сказ о нетающем узоре», вышедшем в сборнике «Любовь и Восток» (1994).

Одной из первых к вопросам художественной системы оренбургского пуховязания: к природе орнамента и специфике композиции, основным приемам обратилась современный исследователь промысла, искусствовед Л.И. Беслеева в статье «Оренбургский пуховый платок» (вошедшей в сборник «Творческие проблемы современных народных промыслов» - 1981). Л.И. Беслеева, исследовавшая в 1980-х годах пуховязальный промысел Оренбуржья, утверждала, что не поставлены и не рассмотрены вопросы истоков и становления орнамента оренбургского платка, терминологии традиционных узоров, формирования и развития художественного стиля, взаимного обогащения национальных традиций. В последнее время в публикациях оренбургского искусствоведа И.В. Бушухиной были даны ответы на некоторые из поставленных Л.И. Беслеевой вопросов. Так, в книге «Оренбургский пуховый платок» (2005), автор опирается на архивный материал и описывает экспонаты Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Вязаный платок, как изделие традиционного пуховязального промысла, рассматривается уже не только с историко-экономических позиций, но и в комплексе художественно-технологических особенностей: композиции, орнамента, традиционных мотивов и технологических приемов; затрагиваются проблемы современного состояния пуховязального промысла. Однако художественно-технологические особенности ажурного платка Оренбуржья, его орнамента, до сих пор рассматриваются фрагментарно, без широкого сопоставления художественных особенностей аналогичных изделий других регионов, вне

которого не может быть проведена научная систематизация уникального феномена.

История пуховязания Башкортостана, Волгоградской и Пензенской областей крайне скупо отражена в единичных публикациях и касается, в основном, социально-экономических вопросов. О пуховых изделиях башкир упоминается в фундаментальных трудах С.И. Руденко «Башкиры: историко-этнографические очерки» (1955) и С.Н. Шитовой «Башкирская народная одежда» (1995), в энциклопедии «Башкортостан: Краткая энциклопедия» (1996). Более подробно вопросы пуховязания Башкортостана рассматриваются в публикации Т.Я. Абдулгазиной «К истории пуховязального искусства» (2006). Вопросы орнамента башкирского декоративно-прикладного искусства рассматриваются в книге Р.Б. Ахмерова «Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа» (1996).

Некоторые данные о формировании пуховязания в Пензенской области можно почерпнуть в труде С.А. Давыдовой «Очерк пуховязального промысла г. Пензы и Пензенской области. Кустарная промышленность в России. Женские промыслы» (1913). Историко-организационные, экономические аспекты пензенского пуховязального промысла частично отражены в публикациях последних десятилетий: Н. Назаровой и О. Савина «Пензенские узоры» (сборник «Народные таланты» (1978), В. Чертухиной «Пуховый пензенский платок» (1995), Г. Толмачевой «Пензенское «пуховое чудо» (1996), О.В. Ягова «Из истории пуховязального промысла Пензенской губернии (конец XIX - первая четверть XX века») (1998). Более развернуто материал по пуховязанию представлен в очерке О.М. Савина «Пензенские узоры» (книга «Золотые россыпи Присурья. Народное искусство Пензенского края» (2007). В перечисленных работах, как правило, ставятся цели популяризации платка, что не решает проблем тенденций его художественного развития.

Как общая проблема декоративного творчества, искусство вязаного платка должно соотноситься с творческим освоением фундаментальных ценностей народного искусства и художественных ремесел, способствующих развитию традиции и созданию совершенных эстетических и функциональных изделий художественного творчества. Эта идея отражена в книге М.А. Некрасовой «Народное искусство России в современной культуре» (2003), в частности в статьях Т. Астраханцевой «Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества»; И.Я. Богуславской «Проблемы традиции в искусстве современных народных промыслов» (сборник «Творческие проблемы современных народных промыслов») (1981) и др.

Собственно орнамент русского кружева рассматривается в работах В.А. Фалеевой, например в фундаментальном труде «Русское плетеное кружево» (1983). Орнамент в специфике его общей структуры: природы, особенностей организации рассматривали также Ю.Я. Герчук в книге «Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа» (1988), Т.Н. Климова «Народный орнамент в композиции художественных изделий» (1993), В. Кузьменко в работе «Язык древних символов» (1983), Н.Н.Соболев в труде «Русский орнамент» (1948). Семантические определения орнаментальных образов отмечали В.Я. Пропп, JI.A. Динцесс,

B.А. Городцов и др. Эти исследования также способствуют определению специфики орнамента Оренбургского пухового платка как уникального образца орнаментального искусства.

О вязаных изделиях, как элементах русского костюма, упоминается в литературе по истории костюма: «Русский народный костюм. Из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Альбом» (1984).

C.Н. Шитова упоминает данный вид народного искусства в книге «Башкирская народная одежда» (1995) и др.

В зарубежных изданиях проблема искусства вязаного платка отражена крайне незначительно. Наиболее заметным изданием является книга

Г. Хмелевой. Во время пребывания в Оренбурге в 1998 г. модельер из Санкт-Петербурга, которая сейчас живет и работает в США, изучала архивные материалы по истории пуховязального промысла и усваивала основные приемы и мотивы традиционного платка, изучала опубликованную по этому вопросу литературу. Изданные ею книги и ряд статей в основном касаются истории промысла и технологии ажурного вязания платков - Galina Khmeleva «The Gossamer Webs Design Collection: Three Orenburg Shawls to Knit» («Коллекция схем вязания паутинок: три разных оренбургских платка») (2003). Галина Хмелева, Карол Нобле «История и технология оренбургского вязаного платка». (Galina Khmeleva, Carol R. Noble. The history and Techniques of Orenburg Lace Shawls. Interweave Press, 1999). Ею также создан обучающий технике вязания фильм.

В периодической печати в Канаде, США (The Cossamer Webs. Design Collekction. - Interwea Press. - 2000), (Spin OFF. The Magasine for Handspinners. - Interweave Press. -1997), и др., есть статьи как руководство по вязанию оренбургских платков.

В целом в зарубежной литературе вязаный платок не имеет художественно-аналитического отражения, т.е. не изучен как феномен художественной культуры.

Вопросы взаимодействия ручного и машинного производства в художественной промышленности рассматриваются в научных публикациях прошлых лет: Николаевой Н. «Стилизация и эксперимент» (1975), «К проблеме стилизации в декоративном искусстве» (1980); Казаковой JT. «Машина и ручной труд в художественной промышленности» (1980), «Художник - организатор стилистического обновления машинных изделий. Стилизация и эксперимент» (1975).

Объект исследования: традиционный вязаный платок Южного Урала и Поволжья, художественная эволюция его как декоративного и художественно-стилистического феномена.

Предмет исследования: совокупность художественно-композиционных и структурно-технологических закономерностей традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья (типы композиции, орнамент, приемы, материал, художественная целостность).

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование искусства традиционного вязания Южного Урала (на примере оренбургского пухового платка и отчасти Республики Башкортостан) и Поволжья (платков Волгоградской и Пензенской областей). Вязаный платок рассматривается как художественное явление, имеющее свои региональные художественно-технологические и образные особенности.

Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

1) охарактеризовать исторические и этногеографические условия возникновения региональных центров пуховязания Оренбурга, Башкортостана, Волгоградского, Пензенского регионов;

2) определить вязаный платок Южного Урала как традиционную художественно-технологическую систему (на примере оренбургского пухового платка); исследовать структуру его композиции, орнамент и технологические особенности;

3) провести сравнительный анализ вязаных платков Оренбуржья и других центров пуховязания (Башкортостан, Волгоград, Пенза);

4) обобщить материал по пуховязальным центрам Оренбуржья, выявить различия и общность их художественно-технологической системы;

5) провести анализ содержания творческих процессов внутри традиционной художественно-технологической системы пуховязания и за ее рамками;

6) выявить современные формы развития ручного и машинного производства в системе пуховязального промысла Оренбуржья (деятельность пуховязальных центров, Комбината и ООО «Фабрика оренбургских пуховых платков»).

Границы исследования определяются временными рамками: от возникновения (XVIII в.) до современного состояния художественно-функциональных, организационных форм пуховязания Южного Урала и Поволжья. В процессе исследования материал был систематизирован в соответствии с общими и отличительными особенностями вязаного платка пуховязальных центров. Географически границы обусловлены способом подвижного хозяйствования, степными территориями Южного Урала, Нижнего и Среднего Поволжья, вопросами экономических интересов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Васильченко, Алла Александровна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства / Т.Я. Абдулгазина // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. - Уфа: Гилем, 2006.http//urgaza.ru/php/print.php?ipd=77

2. Авижанская, С.А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев.- Уфа: Уфимский институт истории Академии наук СССР, Гос. музей этнографии СССР. - 1964. -253с.

3. Астраханцева, Т.Д. Авторско-индивидуальное и традиционно-коллективное начала в современной практике народных художественных промыслов / T.J1. Астраханцева // Народное искусство России в современной культуре / М.А. Некрасова. - М.: «Коллекция М», 2003. - 256 е., илл.

4. Астраханцева, Т.Л. Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества / Т.П. Астраханцева // Народное искусство России в современной культуре / М.А.Некрасова. - М.: «Коллекция М», 2003. - 256с., илл.

5. Ахмеров, Р.Б. Об истоках декоративно-прикладного искусства башкирского народа / Р.Б. Ахмеров. - Уфа: Китап, 1996.-64 с.

6. Бертяева, H.H. Русское сцепное кружево конца XVIII- начала XX вв./ H.H. Бертяева: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — М.: -2010,- 31с.

7. Беслеева, Л.И. Оренбургский пуховый платок / Л.И. Беслеева. -Творческие проблемы современных народных промыслов. - Л.; Художник РСФСР, 1981.-376с.

8. Богуславская, И.Я. Проблемы традиции в искусстве современных народных художественных промыслов / И.Я. Богуславская. - Творческие проблемы современных народных промыслов. - Л.; Художник РСФСР, 1981. -376 с.

9. Богуславская, И.Я. Народное искусство или ширпотреб? / И.Я. Богуславская //ДИ СССР, 1976, № 6. - С. 21-23.

10. Богуславская, И.Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства / И.Я. Богуславская // Народное искусство России в современной культуре // М.А. Некрасова, автор-составитель. - М.; «Коллекция М», 2003. - 256с., илл.

11. Богуславская, И.Я. Традиции современных художественных промыслов и проблемы сувениров / И.Я. Богуславская. - Советское декоративное искусство, 77/78. -М.: Советский художник, 1980. - 287с., илл.

12. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа, Научное издательство «Башкирская энциклопедия»,- 1996. - 672 с.

13. Большая Советская энциклопедия (БСЭ): в 30-ти томах. / гл. ред. А.М.Прохоров: изд 3-е. - М.: «Советская энциклопедия». -1974.- Т. 18. -623 с.

14. Брюзгина, О. История и проблемы промысла: Павловский посад / О. Брюзгина //ДИ СССР, 1988, №2. - С. 27-29.

15. Буткевич, JI.M. История орнамента: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб заведений / J1.M. Буткевич. - М.; Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 272с., илл.

16. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. - 264 е., илл.

17. Бушухина, И.В. Пуховязальный народный промысел Оренбуржья: традиция и инновационные тенденции развития / И.В. Бушухина // Современный социум и проблема девиаций. Материалы социального гуманитарного теоретического семинара: сборник статей / под общ. ред. О.А.Смирновой). - Вып. 1- Оренбург: Оренбургский филиал (заочного обучения) УЮИ МВД России.- Печатный ДОМ «Димур». -2006.-280с.

18. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. Оренбург: ООО «Издательство «Оренбургская книга». - 2012.-184 е., 185 илл.

19. Бушухина, И.В. Ромбический круг / И.В. Бушухина // «Гостиный двор»: альманах.- Оренбург: Оренбургское книжное издательство.- 2001. -№ 11.241с. Вагнер, Г. Несколько тезисов о народном искусстве / В. Вагнер // ДИСССР, 1988, №2.-С. 30.

20. Василенко, В.М. Оглядываясь назад, заглядывая вперед (о некоторых проблемах народного искусства / В.М. Василенко //ДИ СССР, 1989, № 8. С.29-31

21. Василенко, В.М. О развитии народного искусства / В.М. Василенко // Творческие проблемы современных народных промыслов. - Л.; Художник РСФСР, 1981. - 376с.

22. Васильченко, A.A. Панно и гобелены в нетрадиционной технике / A.A. Васильченко. - М.: ОЛМА_ПРЕСС, 2004. - 64с., илл. - (Золотые страницы рукоделия).

23. Васильев, В.И., Шитова С.Н. Башкиро-самодийские взаимосвязи (к проблеме этногенезиса башкир) / В.И. Васильев, С.Н. Шитова // Вопросы этнической истории Южного Урала / под ред. Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова. -Уфа. -1982. - 143с.

24. Викторов В. В пензенских платках щеголяла вся Россия // Молодой ленинец. - 2008, 30 сентября. - № 40.- С. 18.

25. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в Ют. / В.Г. Власов. - T.VI: Н-О. - Спб.: Азбука-Классика. - 2007. - 592 с.

26. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в Ют. / В.Г. Власов. - Т.IV: И-К. - Спб.: Азбука-Классика. - 2006. - 752с.

27. Волкова, П.С. Реинтерпретация в свете философии искусства: к постановке проблемы / П.С. Волкова // http://teoria-practica.rn/-2-2009/l 612009-09-07-14-29-38/285-2009-09-07-18-12-48

28. Володкович, JI. Оренбургские пуховые платки / JI. Володкович // По родному краю: сборник краеведческих очерков. - Изд. второе, исправленное. - Чкаловское книжное из-во. - 1956. - 223с.

29. Волшебный мир узоров: энциклопедия орнаментальных мотивов юго-восточной Азии. - Издательство PRINT HOUSE. - М.: - 2003. - 199 с.

30. Воробьев, Н.И. Казанские татары / Н.И. Воробьев // Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. - Казань. - Татгосиздат. -1953. - 282с.

31. ГАОО (Государственный архив Оренбургской области) Ф. 217. ОП. 1. Д. 473 520с.

32. Герчук, Ю.Я. Что такое орнамент? / Ю.Я. Герчук // Структура и смысл орнаментального образа / Ю.Я. Герчук. - М.: Галарт, 1998. - 326с., илл.

33. Герчук, Ю.Я. Поэтика орнамента / Ю.Я. Герчук // Советское декоративное искусство / сост. Л.Я. Супрун. - М.: «Советский художник». -1984, № 7. - 264 с.

34. Герчук, Ю.Я. К вопросу о терминах / Ю.Я. Герчук // Творчество, 1973, № 1.-С. 13.

35. Голубева, O.A. Основы композиции / O.A. Голубева. - М.: «Искусство». - 2004. - 120 с.

36. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации (Философский анализ) / Е.Г. Гуренко. - Новосибирск: Наука, 1982. - 256 с.

37. Давыдова, С.А. Производство пуховых платков в Оренбургском крае / С.А. Давыдова // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы (в очерках С.А. Давыдовой, E.H. Половцевой, К.И. Беренс и О.В. Свидерской. - СПб.-Типо-литография «Якорь». - 1913. - 440 с.

38. Давыдова, С.А. Очерк пуховязального промысла г. Пензы и Пензенской области / С.А. Давыдова // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы (в очерках С.А. Давыдовой, E.H. Половцевой, К.И. Беренс и О.В. Свидерской. - СПб.-Типо-литография «Якорь». - 1913. -440 с.

39. Давыдова, С.А. Производство пуховых платков в Оренбургском крае./ С.А. Давыдова // Исследования по кустарной промышленности в России. - СПб., 1911.-Т.9.- 107 с.

40. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.; Русский язык, 2000. - Т. 1. 540с.

41. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Т.1. - А-З.-М., - «Русский язык». - 1989. - 699 с.

42. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: «Русский язык». - 1990. - Т 3,- 555с.

43. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - М.: «Русский язык», 1991. - Т4. P-V. - 683 с.

44. Даль, В.И. О козьем пухе / В.И. Даль // «Гостиный двор»: альманах. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство. - 2001. - № 11.241с.

45. Дмитриева, H.A. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет / H.A. Дмитриева. - М.; Прогресс-Традиция, 2009. - 520с., ил л.

46. Дорогова, J1.H. Новаторство в традициях / JI.H. Дорогова // Декоративно-прикладное искусство. - М., «Знание». - 1970. - 48с.

47. Дорофеев, В. Откуда пошла Оренбургская губерния / В. Дорофеев // Любовь и Восток: сборник. - М.: «Московский писатель».-1994 - 448 с. - («Вся Россия»),

48. Ермилова, Д.Ю. История домов моды: учеб. пособие /Д.Ю. Ермилова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288с.

49. Ефимова, J1.B. Русская вышивка и кружево / Л.В. Ефимова, P.M. Белогорская. - М., «Изобразительное искусство». - 1982,- 272с.

50. Иоффа, Л. Великий торг / Л. Иоффа // Любовь и Восток: сборник. - М.:«Московский писатель». - 1994. - 448 с. («Вся Россия»).

51. Историко-мемориальный музей B.C. Черномырдина. - Оренбург: AHO «Музей B.C. Черномырдина»,- 2013.-16с.

52. Иттен, И. Искусство формы / И. Иттен, пер. с нем. и предисловие Л. Монаховой. - М.: Изд. Д. Аронов, 2001,- 136с.; илл.

53. Казакова, Л. Декоративно-прикладное искусство ЧССР в Москве / Л. Казакова //ДИ СССР, 1976, №1. - С. 40-41.

54. Казакова, Л. Машина и ручной труд в художественной промышленности / Л. Казакова // Человек, предмет, среда: сборник статей / сост. В.Н. Толстой. - М.: Изобразительное искусство. - 980. - 256с., 56 илл.

55. Казакова, Л. Художник - организатор стилистического обновления машинных изделий / Л. Казакова // Советское декоративное искусство: сборник статей. - М., «Советский художник». - 1975. - № 73/74. -247с., илл.

56. Калашникова, М.А. Одежда народов СССР: альбом / М.А. Калашникова, Г.А. Плужнова.-М.: «Планета». - 1990. - 224с.

57. Калмыкова, Л.Э. Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVIII- начало XX века / Л.Э. Калмыкова.- Л.: «Художник России». - 1981.-203 с.

58. Казакова, Л. Самоценное художество / Л. Казакова // ДИ. - 1990. -№4.-С. 31.

59. Канцедикас, А. Искусство и ремесло (К вопросу о природе народного искусства) / А. Канцедикас. - М.: «Изобразительное искусство». -1977,- 120 с.

60. Климова, Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий / Н.Т. Климова // Цветное коклюшечное кружево. -М.: «Изобразительное искусство», 1991. - 224с, илл.

61. Коженкова, В.Е. К истории пуховязального промысла Пензенского края / В.Е. Кожевникова. - //Вестник трудоустройства.-1995.-№ З.-С.З

62. Кару, Э. Эстонское народное прикладное искусство и современность / Э.Кару, И. Тынурист // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. - Рига: «Знание» - 1980. - 264с. илл.

63. Крамаренко, JT. О профессии художника в промышленности / JT Краморенко // Советское декоративное искусство: сборник статей. - М.: «Советский художник». - 1975. -№ 73/74. - 247с.

64. Кузьменко, В. Язык древних символов / В. Кузьменко // Народные умельцы. - М.; Знание, 1983.-110с.

65. Любовь и Восток. Сборник: эссе, документы, справочная информация, воспоминания, рассказы, стихи,- М.: «Московский писатель», 1994 - 448 с. - («Вся Россия»),

66. Мазурина, Т.А. Законы композиции: контраст, полярность: методические указания / Т.А. Мазурина.- Оренбург; ИПК ГОУ ОГУ, 2008. -46с.

67. Максимова, М.В. Незабытые ремесла / М.В. Максимова, М.А Кузьмина. - Мн., Полымя. - 1987. -311с. илл.

68. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. - М.,- Издательство «Наука». - 1978. - 207 с.

69. Матвиевская, Г.П. Загадочное произведение природы / Г.П. Матвиевская // «Гостиный двор»: альманах. - Оренбург. - Оренбургское книжное издательство. - 2001. - № 11.

70. Матвиевский, П.Е. Медаль Е.Д. Рычковой / П.Е. Матвиевский // Южный Урал. - 1975. - 14 января.

71. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.-2-е изд. - М.: Мол.гвардия. - 1988. - 224с. илл

72. Мурзабулатов, М.В. Скотоводческое хозяйство зауральских башкир в XIX- начале XX веков / М.В. Мурзабулатов // Хозяйство и культура башкир в XIX - начале ХХвв. - М.: Издательство «Наука». -1979. -207с.

73. Назарова Н., Савин О. Народные таланты /Приволжское книжное издательство. - 1978.- 63с.

74. Народные художественные промыслы /О.С. Попова, Н.С. Короева, Д.А. Чирков, под общей редакцией О.С. Поповой. - М., Легкая и пищевая промышленность. - 1984. - 192с.

75. Некрасова, М.А. Место народного искусства в современной культуре. Доклад на выставке / М.А. Некрасова //ДИ СССР. - 1987. - № 3. -С. 14-15.

76. Некрасова, М.А. Народное искусство России в современной культуре / М.А. Некрасова. - М.; «Коллекция М», 2003. - 256 е., илл.

77. Некрасова, М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизны / М.А. Некрасова // Проблемы народного искусства. - М.; 1982.

78. Некрасова, М.А. О развитии традиции в художественных промыслах / М.А. Некрасова // Искусство. - 1971. - № 12.130с.

79. Некрасова, М.А. Формирование новой парадигмы теории народного искусства / М.А. Некрасова // Народное искусство России в современной культуре. - М.; «Коллекция М», 2003. - 256с., илл.

80. Николаева, Н. Стилизация и эксперимент / Н Николаева // Советское декоративное искусство: сборник статей. - М., «Советский художник». - 1975. - № 73/74. -247с., илл.

81. Николаева, Н. К проблеме стилизации в декоративном искусстве / Н Николаева /Человек, предмет, среда: сборник статей / сост. В.Н. Толстой.-М.: Изобразительное искусство. - 1980. - 256с., 56 илл.

82. Обзор Оренбургской губернии за 1885 год. - Оренбург, 1886.

83. Перегудов, А. Оренбургский платок / А Перегудов // Новый мир: литературно-художественный и общественно- политический журнал. - М., 1930.-№ 12.

84. Попова, О.С. Народные художественные промыслы / О.С. Попова, Н.С. Короева, Д.А. Чирков / под общей редакцией О.С. Поповой. - М., Легкая и пищевая промышленность. - 1984. - 192с

85. Разина, Т.М. Художественные промыслы России в первое десятилетие советской власти / Т.М. Разина //Сб. научных трудов НИИ художественной промышленности. - M., 1991.— С. 29-54.

86. Разина, Т.М. Русское народное творчество / Т.М. Разина. - М.; «Изобразительное искусство». - 1970. - 255 с.

87. Райкова, Л.И. Русский народный костюм / Л.И. Райкова.-Оренбург: Оренбургское книжное издательство. - 2008. - 240 с.

88. Руденко, С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки / С.И. Руденко. - М.-Л., Издательство Академии наук СССР. - 1955,- 393с.

89. Русский народный костюм: из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. Альбом. - М., «Художник РСФСР». - 1984. - 220 с.

90. Рыбаков, Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков: альбом/Б.А. Рыбаков. -Л.: Издательство «Аврора». - 1971. - 128 с.

91. Рыбаков, Б.А. Искусство древних славян / Б.А.Рыбаков // История русского искусства в 13 томах. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. -1 том. - 576 с.

92. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: «Наука», 1981 - 607 с.

93. Рычков, П.И. Опыт о козьей шерсти. Труды вольного экономического общества. К поощрению в России земледелия и домостроительства / П.И. Рычков. - СПб. - 1766. - Часть II.

94. Рюмина, И.А. Через пространство и время / Алла Васильченко. Каталог выставки / И.А. Рюмина. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. - 16с., илл.

95. Савин, О.М. Золотые россыпи Присурья...: Народное искусство Пензенского края. - Пенза, 2007. - 416 е., илл.

96. Салтыков, А.Б. Избранные труды / А.Б. Салтыков. - М.; Искусство, 1962. - 728с.

97. Соболев, H.H. Русский орнамент Камень, дерево, керамика, железо, стенопись, набойка: альбом / H.H. Соболев. - М.: Государственное издательство архитектуры, 1948.-174с

98. Советский энциклопедический словарь (СЭС) / гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. -М.; Сов. Энциклопедия, 1988. - 1600с., илл.

99. Современное изобразительное искусство республики Башкортостан. Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство: Каталог выставки. / Авт.- сост. C.B. Игнатенко. - Уфа: Автор, 2005 - 140с.: илл.

100. Сокровища сарматских вождей: материалы раскопок Филипповских курганов / под общей научной редакцией J1.T. Яблонского. -Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. - 144 е.: илл.

101. Струздюмов, Н.Т. Оренбургские платошницы: очерки пуховязальной окраины / Н.Т. Струздюмов. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1988. -144 с.

102. Ташлицкая, Э.Н. Безворсовые ковры Дагестана. (По материалам безворсового ковроделия кумыков) / Э.Н. Ташлицкая,- Махачкала: Даг. кн. изд-во. - 1975. - 84 с.

103. Толмачева, Г. Пензенское «пуховое чудо». //Доброе утро.-1996.-5-7января (№ 1).-С.З

104. Уланова, Т. Ты накинь, дорогая, на плечи / Т. Уланова // «Культура»,- 17 января 2013года.

105. Устин, В.Б. Композиция в дизайне: учебное пособие / В.Б. Устин. -М.; 1977. - 101с.

106. Уханов, И. Сказ о нетающем узоре / Любовь и восток: сборник. -М.: «Московский писатель», 1994. - 448 с.

107. Уханов, И.С. Оренбургский платок / И.С. Уханов. - Издательство «Советская Россия».- М.; 1976.- 96с.

108. Фаворский, В. А. Об орнаменте (интервью корреспонденту журнала Л. Невлеру) / В.А. Фаворский // Декоративное искусство СССР. -1963. - №7.

109. Фалеева, В.А. Русское плетеное кружево. Узоры и сюжеты кружева советского времени / В.А. Фалеева. - Л., «Художник РСФСР». -1983. - 328с. - («Народные промыслы»).

110. Федеральный закон от 6 января 1999г. № 7- ФЗ «О народных художественных промыслах». Принят Государственной думой 9 декабря 1998 года. Одобрен Советом Федераций 24 декабря 1998 года.

111. Федорова, O.A. Так вяжут платки в Оренбурге / O.A. Федорова. -Оренбург. - Печатный дом «Димур»,- 2010. - 137 с.

112. Фролова, Е. Оренбургский платок / Е. Фролова // Вокруг света: научно-художественный ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ. - 1979. - № 12. -М., изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия».

113. Фролова, Е. Оренбургский платок / Е.Фролова // Чистый источник. - М.: «Молодая гвардия». - 1990. - 206с.

114. Ханин, П. Путь к мастерству и славе. Повесть о Желтинских пуховницах / П. Ханин. — Оренбург. -2007. -53с.

115. Художественные промыслы РСФСР: справочник / сост.: В.Г. Смолицкий, З.С. Скавронская. -М., «Легкая индустрия». - 1973,- 303с.

116. Чернецова, Е.М. Искусство: словарь-справочник / Е.М. Чернецова. - М.: Библиотека Ильи Резника. - 2002,- 576с.

117. Чернышов, О.В. Формальная композиция. Творческий практикум / О.В. Чернышов. - Мн.; Харвест. 1999. - 312с.

Is ^

118. Чернышова, А. Из истории пуховязального промысла в оренбургском крае / А. Чернышова // Степные огни: литературно-художественный альманах Чкаловского отделения Союза советских писателей. - Чкаловское изд-во. - 1948. - № 7.

119. Чертухина В. Пуховый пензенский платок // Заречье. - 1995. - 21 мая (№ 16 - С.2); 28 апреля (№ 17,- С. 6).

120. Шитова, С.Н. Башкирская народная одежда / С.Н. Шитова. - 1-е изд. - Уфа - Китап. - 1995. - 240 с.

121. Шитьё и рукоделие: энциклопедия / ред. колл. И.А.Андреева, A.JI. Грекулова, A.A. Загребалова и др. - М.; Большая Российская энциклопедия, 1994. - 288с., илл.

122. Энциклопедия символов / сост. В.М.Рошаль. - М.: ACT; Спб.: СОВА, 2007. - 1007с.: илл.

123. Galina Khmeleva, KabaR.Wobell. The History and Techigues of. Orenburg Caccy Spaweg. -Interweave Press, - 1999. - 144 p.

124. The Cossamer Webs. Design Collekction. - Interwea Press. - 2000.56 p.

125. Spin OFF. The Magasine for Handspinners. - Interweave Press. -1997,- 117 p.-P. 83, 89.

126. Tricot 2010.-№ 2.-P. 48-50.

127. Эстетика: словарь / под общ. ред. A.A. Беляева и др. - М.; Политиздат, 1989. - 447 с.

128. Ягов, О.В. Из истории пуховязального промысла Пензенской губернии / О.В. Ягов // Краеведение. - 1998. - №1/2.

129. http://www.fancy-work.ru

130. http://www.fancy-work.ru

131. ArtStyle System, Inc. All rights reserved. Terms of Use and Disclaimer.

132. http://ru.ask.com/wiki

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.