Искусство и художник в прозе Артура Шницлера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Зюбина, Елизавета Александровна

  • Зюбина, Елизавета Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Саратов
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 226
Зюбина, Елизавета Александровна. Искусство и художник в прозе Артура Шницлера: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Саратов. 2015. 226 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зюбина, Елизавета Александровна

Оглавление

Введение

Глава I. Роман о художнике / новелла о художнике: теоретические

проблемы и исторический очерк

Глава II. Концепция искусства и образ художника в прозаических

произведениях А. Шницлера

2.1. Функции искусства в жизни А. Шницлера и их отображение в

прозе

2.2. Мужские образы художника в прозаических произведениях

А. Шницлера

2.3. Женские образы художника в прозаических произведениях А.

Шницлера

2.4. Следы традиции и ее трансформация в прозе А. Шницлера

2.5. Образ художника у А. Шницлера и его современников

2.6. Роман о художнике «Путь на волю»

Заключение

Список анализируемых произведений

Список сокращений

Список литературы

Приложение. Образы художника в прозаических произведениях

А. Шницлера в контексте драматургии, поэзии и биографических

материалов

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусство и художник в прозе Артура Шницлера»

Введение

Артур Шницлер (1862-1931) - прозаик и драматург рубежа XIX-XX веков, был при жизни одним из наиболее популярных австрийских литераторов как у себя на родине, так и за ее пределами, в частности, в дореволюционной России. Сегодня, спустя более восьми десятилетий после смерти автора, интерес к его творчеству не угасает - ни у читателей и зрителей, ни у издателей и режиссеров. Его пьесы с успехом идут на подмостках австрийских и зарубежных театров1, по ним снимаются фильмы2,

1 Наибольшей популярностью на протяжении десятилетий у режиссеров пользуется пьеса «Хоровод» (1900). За последние четверть века она ставилась в различных обработках, в том числе: в 1988 г. в форме балета «Артур Шницлер и его хоровод» (Arthur Schnitzler und sein Reigen) в Фольксопер (Вена); в 1993 г. в форме мюзикла под названием «Снова здравствуйте» (Hello Again) на Бродвее; в 1993 г. в форме оперы Филиппа Бусманса в театре Ла Моннэ в Брюсселе; в 1998 г. в обработке Дэвида Хэйра под названием «Голубая комната» (The Blue Room) в Лондоне; в 2009 г. в форме рок-мюзикла под названием «Нагота» (Nackt) в Бремер Мюзикл Театер.

В России пьеса шла в 1992 г. под названием "Карусель по господину Фрейду" в постановке Т. Казаковой в театре имени Ленсовета; в 2000 г. под названием "Леокадия и десять бесстыдных сцен" в постановке М. Левитина в московском театре "Эрмитаж"; в 2006 г. под названием «Карусель по господину Фрейду» в постановке А. С. Кузина в Ярославском государственном театральном институте; в 2012 г. в обработке Дэвида Хэйра «Голубая комната», переименованной в «Карусель любви», в Театре им. Комиссаржевской в постановке Г. Йолевски.

К популярным пьесам относятся также: «Флирт» (1986 - в обработке Тома Стоппарда под названием «Флирт, или Неоткрытая страна» (Dalliance and Undiscovered Country) в Нэшнл Театр, Лондон; 2010 - в обработке Дэвида Харроуэра под названием «Милые пустяки» (Sweet Nothings) в Янг Вик Театр, Лондон; 2014 - Театер ин дер Йозефштадт, Вена); «Далекая страна» (2002 - Зальцбургский фестиваль; 2009 - Государственный театр Гессена; 2010 - Театер ин дер Йозефштадт, Вена; 2011 - Резиденцтеатр, Мюнхен; 2011 -Бургтеатер, Вена; 2014 - фестиваль Райхенау); «Анатоль» (2002 - Академитеатер, Вена; 2004 - Петербургский ТЮЗ).

2 Экранизация произведений Шницлера началась уже при его жизни. Самые первые фильмы относятся еще к эпохе немого кино и немало способствовали популярности автора, например, датский фильм «Флирт» (1913) режиссеров Августа Хольгер-Мадсена по одноименной пьесе и немецкий фильм «Барышня Эльза» (1929) режиссера Поля Циннера по одноименной новелле. На сегодняшний день экранизированы большинство произведений; самые значительные пьесы и рассказы - «Хоровод», «Барышня Эльза», «Флирт», «Анатоль», «Зеленый попугай», «Игра на рассвете» - существуют в нескольких кино- и телеверсиях. Наиболее известные экранизации: по пьесе «Флирт» - «Флирт» (1933) немецкого режиссера Макса Офюльса и «Кристина» (1958) режиссёра Пьера Гаспара-Юи с Роми Шнайдер и Аленом Делоном в главных ролях; по пьесе «Хоровод» -«Карусель» (1950) немецкого режиссера Макса Офюльса и «Карусель» (1964) Роже Вадима; «Возвращение Казановы» (1992) режиссера Эдуара Ньермана (с участием Ален

а прозаические произведения издаются как отдельными сборниками для широкого читателя, так и в солидных академических изданиях, снабженных обширными комментариями. Неувядающий интерес к наследию этого автора обусловлен его обращением к вечно актуальным темам любви и смерти и тонкостью анализа человеческой души — Шницлер прославился и ценится до сих пор, прежде всего, как мастер социально-психологической прозы и драматургии.

Искусство - наряду с любовью и смертью - одна из излюбленных тем австрийского автора, которая представлена во всех характерных для него жанрах на протяжении всего его творчества в течение нескольких десятилетий. Интерес к проблеме бытия творческой личности обусловлен у Шницлера, прежде всего, биографически и связан со сложностью осознания своего призвания, а также социальной ситуацией рубежа веков, изменением статуса художника и отношения к нему в обществе. Немалую роль сыграла и долгая история романа о художнике и новеллы о художнике в немецкоязычной литературе: Шницлер принадлежит к длинному ряду авторов, разрабатывавших в своем творчестве проблематику искусства.

Зародившись на излете эпохи Просвещения, жанры романа о

художнике и новеллы о художнике оформились в период расцвета

романтизма в творчестве В. Г. Вакенродера, Ф. Шлегеля, Л. Тика, Новалиса,

Э. Т. А. Гофмана, Й. Ф. фон Эйхендорфа, А. фон Арнима, К. Брентано,

которые утверждали право художника на свободу творчества и

общественную значимость. После некоторого ослабления интереса к данной

проблематике в середине века на рубеже Х1Х-ХХ вв. и в первой половине

XX века фигура художника вновь становится одной из центральных в

Делона, Фабрис Лукини, Эльзы Лунгини); по мотивам «Новеллы о снах» - фильм «С широко закрытыми глазами» (1999) Стэнли Кубрика с Томом Крузом и Николь Кидман в главных ролях. Экранизации последних лет часто представляют собой сочинения по мотивам произведений, сохраняется только фабула, действие переносится в современность, как, например, в фильмах: «Голубая комната» (1998) Дэвида Хейра (Лондон), режиссура Сэма Мендеса с Николь Кидман и Иэн Гленом в главных ролях; «Невиновность» (2007) режиссера Андреаса Морелля с Надеждой Бреннике, Михаэлем Кинд, Лесли Малтон в главных ролях; «Калейдоскоп любви» («360») (2011) режиссера Фернанду Мейреллиша_и «Барышня Эльза» (2013) режиссера Анны Мартинец.

творчестве немецкоязычных авторов: Т. Манна, А. Шницлера, Г. фон Гофмансталя, П. Альтенберга, Г. Бара, Р. М. Рильке, Ф. Кафки, К. Эдшмида, А. Деблина, Г. Гессе, Л. Фейхтвангера, С. Цвейга, Р. Музиля, Р. Вальзера. Для авторов этого периода снова оказались актуальными романтические проблемы преодоления пропасти между идеей и реальностью, обществом и художником, вопросы самоопределения и прав творческой личности. Изменившиеся общественные условия отразились в литературе обращением к таким проблемам как: выбор между жизнью и искусством, моральный облик художника, коммерциализация искусства, судьба «маленького человека» в искусстве и дилетанта. В целом художник по-прежнему понимается как исключительная личность, но эта исключительность приобретает негативный оттенок. Образ художника присутствует и в немецкоязычной литературе второй половины XX - начала XXI вв.: к теме искусства обращаются Л. Фюрнберг, Г. Э. Носсак, М. Вальзер, Т. Бернхард, П. Зюскинд, Д. Кельманн.

Произведения о деятелях искусства в немалом количестве присутствуют и в других национальных литературах. На протяжении двух веков к этой теме обращаются: во Франции - В. Гюго, Т. Готье, Ж. де Нерваль, А. де Мюссе, Ж. Санд, Ги де Мопассан, О. де Бальзак, Шанфлери, А. Доде, Ж. Валлес, Л. Кладель, О. Вилье де Лиль-Адан, К. Мендес, А. Франс, М. Швоб, Ф. Жамм, А. Моруа, Г. С. Колетт, К. Мэнсфилд, Ж. Кокто, А. Вюрмсер, А. Труайя, А. Камю, Ж. Л. Кюртис, Б. Виан, Г. Мергер, Ж. Милованофф; в Великобритании - Ч. Диккенс, О. Уайльд, Д. Г. Россетти, Р. Л. Стивенсон, Дж. Гиссинг, К. Мэнсфилд, У. С. Моэм, Д. Голсуорси, А. Беннет, В. Вулф, Д. Томас, О. Хаксли, Л. П. Хартли, Дж. Фаулз; в Италии -Дж. Верга, Л. Капуана, А. Фогаццаро, Дж. Папини, Л. Пиранделло, Г. Деледда, А. Моравиа, Дж. Маротта, И. Кальвино; в Швеции - К. Бойе; в Норвегии - Т. Недреос; в США - В. Ирвинг, Н. Готорн, Э. А. По, Г. Мелвилл, Г. Джеймс, М. Твен, О. Генри, У. Кэсер, М. Р. Аллен, Р. Ларднер, Э. Хемингуэй, Дж. Д. Сэлинджер; в странах Латинской Америки - X. Л.

Борхес, X. Кортасар, М. А. Астуриас, X. X. Ареола, М. Бенедетти3. Продуктивность жанровых моделей романа / новеллы о художнике указывает на важность проблемы искусства и художника в общественном сознании и обуславливает непреходящую актуальность исследования литературы данной тематики. Изучение наследия Шницлера как одной из важных ступеней развития данных жанров способствует лучшему пониманию не только творчества этого автора, но и особенностей развития общественного сознания и литературы рубежа Х1Х-ХХ вв. и литературной традиции романа / новеллы о художнике в целом.

Обращение к теме искусства и образам художника в данном исследовании обусловлено - помимо важности этой проблемы для изучаемого автора и для национальной литературной традиции - её малой изученностью как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении, что представляется особенно удивительным, учитывая многие десятилетия устойчивого интереса германистов к наследию австрийского прозаика и драматурга.

Научное освоение творчества Шницлера продолжается уже более ста лет. В конце XIX века появились первые рецензии на постановки австрийского автора, сегодня шницлероведение насчитывает сотни томов как обзорного характера, так и посвященных отдельным проблемам. И в нашей стране и за рубежом периоды повышенного интереса к этому автору сменялись годами его относительного забвения, что было обусловлено, прежде всего, причинами политического характера.

За рубежом критическое и научное освоение творчества Шницлера началось еще при его жизни. Наряду с многочисленными рецензиями4 в

3 Представительная подборка переводов новелл о художнике содержится в антологиях: Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Сб. произведений. Л., 1986; Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. СПб., 1992.

4 См. об этом: Schindler, В. Das Leben und Werk von Axthur Schnitzler in den Medien seiner Zeit: eine gesellschaftspolitische Untersuchung. Wien, 1994; Butzko, E. Arthur Schnitzler und die zeitgenössische Theaterkritik. Frankfurt а. M. [u.a.], 1991.

начале XX века публикуются и первые работы аналитического характера5, в частности, исследования Теодора Рейка (1888-1969), австрийско-американского психоаналитика, ученика Фрейда, который одним из первых применил психоаналитический инструментарий для анализа художественного текста6. Первая диссертация, посвященная творчеству Шницлера, создается уже через четыре года после его смерти7.

В 1930-1940-е гг., в период политического господства национал-социализма, творчество австрийского драматурга оказалось «неактуальным», его книги, как и книги других значительных авторов, сжигались, научное освоение прервалось8.

В послевоенной Европе, начиная с 1950-х гг. и до сегодняшнего дня, творчество австрийского прозаика интенсивно изучается9. Текстологическая ситуация для научного освоения творчества Шницлера, в отличие от многих его современников, вполне благоприятна. Архивы автора удалось сохранить10, и его произведения выходили в издательстве С. Фишера на протяжении десятилетий массовыми тиражами, в том числе и в составе

5 Bahr, Н. Das junge Österreich // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. Stuttgart, 1981. S. 287-309. (Впервые опубликовано в газете "Deutsche Zeitung" в 1893 году); Kapp, J. Arthur Schnitzler. Leipzig, 1912.; Saiten F. Arthur Schnitzler // Saiten F. Gestalten und Erscheinungen. Berlin, 1913. S.49-64. Sachs, H. Die Motivgestaltung bei Schnitzler//Imago 2, 1913. S. 302-318.

6 Reik, Th. Arthur Schnitzler als Psycholog. Frankfurt a.M., 1993. (Первое издание - в 1913 году); Reik, Th. Das Geschlechtsverhältnis bei Arthur Schnitzler // Die neue Generation 9. Heft 3, 1913. S.128-135.

7 Plant, R. Arthur Schnitzler als Erzähler. Basel, 1935.

8 Цветков Ю. JI. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал: Монография. М., Иваново, 2003. С. 32-33.

9 Нужно отметить, что немалая заслуга в этом принадлежала сыну А. Шницлера Генриху Шницлеру (1902-1982), который активно помогал исследователям жизни и творчества отца, участвовал в издании его биографий, писем, был режиссером его драм, участвовал в них как актер.

10 Манускрипты Шницдера и прижизненные материалы о нем хранятся сегодня в следующих организациях: в библиотеке университета Кембриджа (Cambridge University Library), в Немецком литературном архиве в г. Марбах (Deutsches Literaturarchiv Marbach), в университетской библиотеке Эксетера (Exeter University Library), в университете г. Фрайбурга (Arthur-Schnitzler-Archiv, Freiburg), в Институте Лео Бека в Нью-Йорке (Leo Baeck Institut), Национальной библиотеке Израиля, в фонде Бодмер в Женеве (Fondation Bodmer), в Австрийской национальной библиотеке (Österreichische Nationalbibliothek) и библиотеке г. Вены (Wienbibliothek im Rathaus).

собраний сочинений11. Помимо переизданий опубликованных при жизни текстов, в послевоенный период издаются неизвестные до этого читателю стихи и заметки писателя, а также неоконченные произведения12. В 19801990-е гг. выходят 10 томов его дневниковых записей (за 1879 - 1931 гг.)13 и обширная переписка со знаменитыми современниками (литераторами Г. фон Гофмансталем, Г. Баром, Р. Бер-Гофманом, режиссерами О. Брамом и М. Райнгартом и др.)14.

Начиная с 1950-х гг. появляется достаточно большое количество исследований биографии Шницлера15, внимание уделяется его отношениям с современниками и женщинами16, врачебной и научной деятельности писателя17; одно из самых значительных исследований - книга «Артур Шницлер. Его жизнь. Его творчество. Его время», составленная Р. Урбахом и К. Брандштетером в сотрудничестве с сыном А. Шницлера Генрихом18.

11 Schnitzler, А. Das erzählerische Werk. Bd.1-8. Frankfurt а. M., 1961; Schnitzler, А. Gesammelte Werke: Die erzählenden Schriften in 2 Bd. Frankfurt а. M., 1961; Schnitzler, A. Gesammelte Werke in Einzelausgaben. Das dramatische Werk. Bd. 1-8. Frankfurt а. M., 1962; Schnitzler, A. Die dramatischen Werke in 2 Bd. Frankfurt а. M., 1962; Schnitzler, A. Gesammelte Werke in 2 Bd. Frankfurt а. M., 1970; Schnitzler, A. Das erzählerische Werk. In 12 Bd. Frankfurt а. M., 1992.

12 Schnitzler, A. Das Wort. Frankfurt а. M., 1966; Schnitzler, A. Gesammelte Werke. Bd.6. Entworfenes und Verworfenes (aus dem Nachlass). Frankfurt а. M., 1977; Schnitzler, A. Aphorismen und Betrachtungen. Frankfurt а. M., 1983.

13 Schnitzler, A. Tagebuch. In 10 Bd. 1879-1931. Wien, 1987-2000.

14 Hugo von Hofmannstahl. Arthur Schnitzler. Briefwechsel. Frankfurt а. M., 1964; Schnitzler, Arthur. Waissnix, Olga. Ein Briefwechsel. Wien-München-Zürich, 1970; Der Briefwechsel Arthur Schnitzlers mit Max Reinhart und dessen Mitarbeitern. Salzburg, 1971; Arthur Schnitzler - Otto Brahm. Briefwechsel. Tübingen, 1975; The Letters of Arthur Schnitzler to Hermann Bahr. Edited, annotated, and with an introduction by Donald G. Daviau. Chapel Hill, 1978; Schnitzler, A. Briefe 1875-1912. Frankfurt а. M., 1981; Schnitzler, A. Briefe 1913-1931. Frankfurt а. M., 1984; Arthur Schnitzler. Richard Beer-Hofmann. Briefwechsel 1891-1931. Wien-Zürich, 1992; Heinz P. Adamek. In die neue Welt... Arthur Schnitzler - Eugen Deimel. Briefwechsel. Wien, 2003.

15 Plener, P. Arthur Schnitzlers Tagebuch (1879-1931) Funktionen, Strukturen und Räume (Dissertation). Wien, 1999; Simon A.-C. Schnitzlers Wien. Wien, 2002; Gay, P. Das Zeitalter des Doktor Arthur Schnitzler. Frankfurt а. M., 2002; Fliedl, K. Artur Schnitzler. Stuttgart, 2005; Farnberger, E. Der fotografische Teilnachlass Arthur Schnitzlers im Bildarchiv der Osterreichischen Nationalbibliothek: Bilddokumente eines Literaten im historischen und biografischen Kontext. Wien, 2007.

16 Wagner, R. Frauen um Arthur Schnitzler. Wien, München, 1983.

17 Kerner, D. Arzt-Dichter. Stuttgart, 1967; Schnitzler, A. Medizinische Schriften. [Hrsg. T. Horst] Wien, Darmstadt, 1988.

18 Schnitzler, H., Brandstätter C., Urbach R. (Hrsg.). Arthur Schnitzler (sein Leben, sein Werk, seine Zeit). Frankfurt а. M., 1981.

В послевоенные десятилетия в поле зрения ученых оказалось все наследие Шницлера. Постоянное внимание уделяется драматургии19, прозаическим произведениям20, истории создания произведений21; изучаются не только общепризнанные шедевры, но и не столь известные широкой публике ранние стихотворения22, дневники23, неопубликованные материалы и фотографии24 писателя.

Произведения Шницлера часто рассматриваются с точки зрения изображения в них Вены и Австро-Венгрии рубежа веков25 и мастерства психологического анализа, связи творческого метода Шницлера и учения 3. Фрейда26. Огромное количество статей и монографий ученых разных стран собраны в нескольких библиографических указателях.27

19 Ilmer-Grosser, F. Das Thema der künstlerischen Schöpferkraft bei Schnitzler // Monatshefte für Deutschen Unterricht. Heft 3, 1935; Kurt Bergel. Einleitung // Schnitzler, A. Das Wort. Frankfurt a. M., 1966. S. 5-27; Urbach, R. Schnitzler-Kommentar zu den erzählenden Schriften und dramatischen Werken. München, 1974; Fliedl, K. Artur Schnitzler. Stuttgart, 2005.

20 Plant, R. Arthur Schnitzler als Erzähler. Frankfurt a. M„ 1935; Urbach, R. SchnitzlerKommentar zu den erzählenden Schriften und dramatischen Werken. München, 1974; Fliedl, K. Artur Schnitzler. Stuttgart, 2005; Ritz, S. Der Österreich-Begriff in Schnitzlers Schaffen. Analyse seiner Erzählungen. Wien, 2006.

21 Urbach, R. Schnitzler-Kommentar zu den erzählenden Schriften und dramatischen Werken. München, 1974.

22 Lederer, H. Einleitung // Schnitzler, A. Frühe Gedichte. Berlin, 1969.

23 Plener, P. Arthur Schnitzlers Tagebuch (1879-1931) Funktionen, Strukturen und Räume (Dissertation). Wien, 1999.

24 Neumann, G.; Müller, J. Der Nachlass Arthur Schnitzlers (Verzeichnis des im SchnitzlerArchiv der Universität Freiburg i. Br. befindlichen Materials). München, 1969; Lindgren, I. «Seh'n Sie, das Berühmtwerden ist doch nicht so leicht!» (Arthur Schnitzler über sein literarisches Schaffen). Frankfurt a. M. ; Wien [u.a.], 2002; Farnberger, E. Der fotografische Teilnachlass Arthur Schnitzlers im Bildarchiv der Österreichischen Nationalbibliothek: Bilddokumente eines Literaten im historischen und biografischen Kontext. Wien, 2007.

25 Simon A.-C. Schnitzlers Wien. Wien, 2002; Gay, P. Das Zeitalter des Doktor Arthur Schnitzler. Frankfurt a. M., 2002; Ritz, S. Der Österreich-Begriff in Schnitzlers Schaffen. Analyse seiner Erzählungen. Wien, 2006.

26 Kerner, D. Arzt-Dichter. Stuttgart, 1967; Fliedl, K. Arthur Schnitzler. Poetik der Erinnerung. Wien, 1996.

27 Allen, R. H. An Annotated Arthur Schnitzlers Bibliography (1879-1965). Chapel Hill, 1966; Neumann, G.; Müller, J. Der Nachlass Arthur Schnitzlers (Verzeichnis des im Schnitzler-Archiv der Universität Freiburg i. Br. befindlichen Materials). München, 1969; Jeffrey, B. An annotated Arthur Schnitzler bibliography (1965-1977; with an essay on «The meaning of the Schnitzler-Renaissance»). München, 1978; Kawohl, B. Arthur Schnitzler. Personalbibliographie 1977-1994. Gießen, 1996.

В последние два десятилетия заметно расширилась география исследователей за счет азиатских стран, прежде всего Китая и Японии28, а также появились новые темы исследований: большое внимание стало уделяться еврейской проблематике в творчестве Шницлера29, рецепции его наследия в разных странах, постановкам и экранизациям30.

Крупнейшим современным исследователем жизни и творчества А. Шницлера является профессор Венского университета Констанца Флидль. В своих работах31 она представляет биографию Шницлера, анализирует все драматические и прозаические произведения раннего, зрелого и позднего периодов его творчества и выделяет значимость понятия «память» для Шницлера, еврейской нации и эпохи, к которым он принадлежал. Для нашего исследования чрезвычайно важным представляется вывод К. Флидль о том, что для этого автора сохранение, запоминание прошлого является основополагающей функцией литературы.

С 2002 года в освоении творчества Шницлера начался новый этап. В 2001 году истек семидесятилетний срок после смерти автора, и права на

28 Исследователей интересует в первую очередь связь творчества Шницлера с их национальной культурой. См., например: Ozawa, Yuio Japanisches bei Arthur Schnitzler: japanische Einflüsse auf Schnitzler und die Rezeption Schnitzlers in Japan. Frankfurt a. M.; Wien [u.a.], 1995.

29 Lin, A. H. Resisting "badtaste": sentimentality, "Jewishness," and modernity in Arthur Schnitzler's "Der Weg ins Freie". // German Quarterly 79 (3). 2006. S. 366-384; Lazaroms, I. J. "In the beginning was the garden": Arthur Schnitzler and the politicization of Jewish identities in fin-de-siècle central Europe // Leo Baeck Institute Year Book. № 58, 2013. S. 219-231; Haberich, M. "daß ich ja nicht im entferntesten daran gedacht habe, irgendeine Frage lösen zu wollen": The Development of Arthur Schnitzler's Position on the "Jewish Question" from „Der Weg ins Freie" to „Professor Bernhardi" // Journal of Austrian Studies. Vol.46 (2), 2013. P.81-101; Haberich, M. Arthur Schnitzler's Professor Bernhardi - Antisemitism on the Stage and in Reality // Central Europe 10 (2), 2012. S. 124-142; Riedmann, B. "Ich bin Jude, Österreicher, Deutscher": Judentum in Arthur Schnitzlers Tagebüchern und Briefen. Tübingen, 2002.

30 Hetzel, F. The Reception of Arthur Schnitzler on the French Stage: Contemporary Adaptations of Reigen. // Austrian Studies. № 1 (13), 2005. P. 191-210; Zieger, К. Arthur Schnitzler et la France, 1894-1938: enquêtesurune réception. Villeneuve d'Ascq, 2012; Hahn, H. Verfilmte Gefühle: von "Fräulein Else" bis "Eyes wideshut"; Arthur Schnitzlers Texte auf der Leinwand. Bielefeld, 2014; Morkus, N. S. Arthur Schnitzler und das Kino: kinematographische Beziehungen am Beispiel "Liebelei". Dipl.-Arb. Wien, 2010; Aurnhammer, A. (Hrsg.). Arthur Schnitzler und der Film. Würzburg, 2010; Ballhausen, Th. (Hrsg.). Die Tatsachen der Seele: Arthur Schnitzler und der Film. Wien, 2006.

31 Fliedl, K. Arthur Schnitzler. Poetik der Erinnerung. Wien, 1996 - далее Fl; Fliedl, K. Artur Schnitzler. Stuttgart, 2005 - далее F2.

издание, постановку и экранизацию его произведений оказались общедоступными, что дало толчок, в том числе, и научному изучению. В настоящее время осуществляется два издательских проекта32, целью которых является представить произведения в полном соответствии с рукописями, устранить ошибки существующих изданий, сопроводить тексты обширными комментариями, а также - путем создания цифровых версий текстов -сделать их доступными неограниченному кругу исследователей. Титанический труд издателей и комментаторов в ближайшие годы даст толчок еще более интенсивному изучению наследия Шницлера. Но уже сегодня можно сказать, что в зарубежном литературоведении творчество этого автора изучено достаточно хорошо, чего нельзя утверждать о литературоведении отечественном, хотя активная рецепция творчества Шницлера в России также началась еще при жизни писателя. Его пьесы с успехом ставились на российских сценах, переводы произведений, рецензии, статьи о нем публиковали «Вестник Европы», «Вестник иностранной литературы», «Новый мир», «Русская мысль». Также в дореволюционный период вышли первые собрания сочинений Шницлера на русском языке33.

32 С 2009 г. в Вене под руководством председателя Общества Шницлера Констанцы Флидль осуществляется академическое издание произведений раннего периода творчества (1880-1904). К настоящему моменту вышли пять томов: Lieutenant Gustl. Hg. von Konstanze Fliedl. Berlin, New York, 2011; Anatol. Hg. von Evelyne Polt-Heinzl und Isabella Schwentner unter Mitarbeit von Gerhard Hubmann. Berlin, Boston, 2012; Sterben. Hg. von Gerhard Hubmann. Berlin, Boston, 2012; Liebelei. Hg. von Peter Michael Braunwarth, Gerhard Hubmann und Isabella Schwentner. Berlin, Boston, 2014; Frau Bertha Garlan. Hg. von Gerhard Hubmann und Isabella Schwentner unter Mitarbeit von Anna Lindner und Martin Anton Müller. Berlin, Boston, 2014. Подробнее об этом проекте - на странице Общества Шницлера http://www .arthur-schnitzler.at/

Научное издание произведений среднего и позднего периодов (1905-1931) планируется, начиная с 1915 года, в цифровой форме в рамках совместного проекта университета Вупперталя (Bergische Universität Wuppertal), Кембриджкого университета (University of Cambridge), Университетского колледжа Лондона (University College London), Университета Бристоля (University of Bristol), Библиотеки университета Кембриджа (Cambridge University Library), Немецкого литературного архива в г. Марбах (Deutsches Literaturarchiv Marbach) и Центра цифровых гуманитарных наук в Трире (Trier Center for Digital Humanities). Подробнее - на сайте проекта http://wwvv.arthur-schnitzler.de/

33 Шницлер А. Полное собрание сочинений. Т.1-8. М., 1903-1905; Шницлер А. Полное собрание сочинений в 9 т. М., 1903, 1905, 1910; Шницлер А. Полное собрание сочинений в 4 т. М., 1907.

Русская критика 1898-1914 гг.34 посвящена в основном драматургии; из прозаических произведений рассматриваются повесть «Смерть»35, новелла «Жена мудреца»36, «Лейтенант Густль»37. Шницлер воспринимается как талантливый дилетант, блестящий, но неглубокий любимец публики38, как «игрок», «суровый, серьезный и меланхоличный»39. После Первой мировой войны интерес к Шницлеру уменьшается, тем не менее, в 1926 г. появляется первая монография, посвященная творчеству писателя40.

В советскую эпоху (1930-1980-е гг.) отечественные ученые крайне редко обращались к изучению литературы австрийского модернизма, считавшейся «декадентской». Произведения Шницлера, за редкими исключениями, почти не издавались, не ставились на сцене и не изучались. В 1967 г. вышел сборник прозаических произведений австрийского автора в дореволюционных переводах, сопровожденный обстоятельным предисловием Р. М. Самарина41, которое осталось единственной специальной работой об Шницлере советского периода. Литературовед рассматривает как

34 Венгерова 3. А. Шницлер // Вестник Европы. № 9, 1898. С. 423; Оболенский Е. П. Немецкий Чехов // Нувеллист. № 8, 1901; Залькинд А. А. Шницлеръ // А. Шницлер. Полное собр. сочинений. Т. 8. Графиня Мицци. Пьеро. М., 1910; Звездич П. И. Большой поэт маленького поколения // Современный мир. № 2-3, 1912; Троцкий Л. Д. Об Артуре Шницлере // "Восточное Обозрение". № 114, 115, 1902. [Электронный ресурс]. URL: htlp://magister.insk.riL/librar\'/trotskY/trotl477. (дата обращения: 10.03.2012).

35 Троцкий JI. Д. Об Артуре Шницлере // "Восточное Обозрение". № 114, 115, 1902. [Электронный ресурс]. URL: http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotl477. (дата обращения: 10.03.2012).

36 Залькинд А. А. Шницлеръ // А. Шницлер. Полное собр. сочинений. Т. 8. Графиня Мицци. Пьеро. М., 1910

37 Троцкий JI. Д. Об Артуре Шницлере // "Восточное Обозрение". № 114, 115, 1902. [Электронный ресурс]. URL: http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotl477. (дата обращения: 10.03.2012).

38 Венгерова 3. А. Шницлер // Вестник Европы. СПб. № 9, 1898. С. 423; Блок А. А. Артур Шницлер. Полное собрание сочинений [1906] // Блок А. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. М., Д., 1962. С. 622.

39 Залькинд А. А. Шницлеръ // А. Шницлер. Полное собр. сочинений. Т. 8. Графиня Мицци. Пьеро. М., 1910. С. 4.

40 Евлахов А. М. А. Шницлер. Баку, 1926.

41 Самарин Р. Артур Шницлер // Шницлер А. Жена мудреца. Новеллы и повести. М., 1967. На сборник была опубликована рецензия: Архипов Ю. И. Однотомник А. Шницлера // Иностранная литература. № 2, 1968. С. 265-266. Нам известно о существовании диссертации о творчестве Шницлера, защищенной еще в 1941 году. Текст этой работы был нам недоступен, но судя по названию, он был сильно идеологически окрашен. Козинская Е. Шницлер и литература загнивающего капитализма. М., 1941.

драматические («Анатоль», «Игра в любовь», «Дичь», «Хоровод»), так и прозаические произведения («Смерть», «Прощание», «Жена мудреца», «Мертвые молчат», «Фрау Берта Гарлан», «Возвращение Казановы»), отмечает сквозной образ творчества автора - Вену, подчеркивает талант писателя проникать в глубины человеческого сознания и дар тонкого сатирика. Он отмечает близость венца писателям реалистического склада Гауптману и Зудерману, влияние на его творчество французской литературы (диалогов Жип (псевдоним графини Мортель) и Золя). В позднем творчестве писателя Р. М. Самарин видит несомненное влияние теорий 3. Фрейда.

Взгляды советского литературоведения в концентрированной форме представлены в статье Н. Б. Веселовской в «Краткой литературной энциклопедии» (1975)42, где Шницлер представлен как «критический реалист», но при этом отмечается, что «декадентские мотивы» ослабляли остроту поставленных им проблем. Ученый обращает внимание на отказ Шницлера от социальной проблематики и эстетизацию смерти в его текстах, постоянное обращение к теме любви, низведенной до эротики, а также «рафинированный психологизм» его творчества. Повышенный интерес к подсознательному, иррациональному, патологическому и здесь тоже объясняется влиянием 3. Фрейда.

В монографии Л. Г. Андреева «Импрессионизм» (1980)43 Шницлер характеризуется как импрессионист на основе анализа ряда произведений («Живые мгновения», «Женщина с кинжалом», «Зеленый попугай»). Годом позже, в 1981 году, новелла Шницлера «Жена мудреца» включается в антологию «Австрийская новелла» и творчество автора кратко характеризуется в Предисловии к сборнику44.

42 Веселовская Н. Б. Артур Шницлер // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. М., 1975. С. 752-753.

43 Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980. С. 171-172.

44 Архипов Ю. И. Предисловие // Австрийская новелла XX в. М., 1981. С. 3-24. Подробно о восприятии Шницлера в России и Советском Союзе до 1980-х гг. см.: Heresch, Е. Schnitzler und Russland: Aufnahme, Wirkung, Kritik. Wien, 1982.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зюбина, Елизавета Александровна, 2015 год

Список литературы

1. Источники Артур Шницлер

1. Schnitzler, А. Gesammelte Werke in Einzelausgaben. Das dramatische Werk. Bd. 1-8 / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuchverlag, 1962.

2. Schnitzler, A. Die Dramatischen Werke in 2 Bd. / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag, 1962.

3. Schnitzler, A. Das erzählerische Werk. Bd. 1. Erzählungen 1880-1892. Sterben / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: Fischer-Taschenbücher, 1992.

4. Schnitzler, A. Das erzählerische Werk. Bd. 1-8 / A. Schnitzler. - Frankfurt am f Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1961.

5. Schnitzler, A. Gesammelte Werke in 2 Bd. / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S.Fischer Verlag, 1970.

6. Schnitzler, A. Gesammelte Werke: Die erzählenden Schriften in 2 Bd. / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1961.

7. Schnitzler, A. Aphorismen und Betrachtungen / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1983. 515 S.

8. Schnitzler, A. Entworfenes und Verworfenes / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1977. 526 S.

9. Schnitzler, A. Frühe Gedichte / A. Schnitzler. - Berlin: Propyläen Verlag, 1969. 86 S.

10. Schnitzler, A. Große Szene / A. Schnitzler. - Graz und Wien: Stiasny Verlag, 1959. 128 S. ,

11. Schnitzler, A. Medizinische Schriften / A. Schnitzler. - Wien, Darmstadt: Paul Zsolnay Verlag, 1988. 335 S.

12. Schnitzler, A. Die Theaterstücke in 5 Bd. Bd.l / A. Schnitzler. - Berlin: S. Fischer Verlag, 1922. 518 S.

13. Schnitzler, A. Der Weg ins Freie / A. Schnitzler. - Berlin: Sieben StäbeVerlags- und Druckereigesellschaft m. b. H., 1929. 325 S.

14. Schnitzler, A. Das Wort / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1966. 149 S.

15. Schnitzler, A. Zug der Schatten / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1970. 119 S.

16. Schnitzler, A. Briefe in 2 Bd. Bd. 1. 1875-1912 / A. Schnitzler. - Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1981. 1044 S.

17. Schnitzler, A. Briefe in 2 Bd. Bd. 2. 1913-1931 / A. Schnitzler. - Frankfurt am ( Main: S. Fischer Verlag, 1984. 1195 S.

18. Arthur Schnitzler. Richard Beer-Hofmann. Briefwechsel 1891-1931 / A. Schnitzler. - Wien-Zürich: Europaverlag, 1992. 349 S.

19. Arthur Schnitzler - Otto Brahm. Briefwechsel / A. Schnitzler. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1975. 362 S.

20. Heinz P. Adamek. In die neue Welt... Arthur Schnitzler - Eugen Deimel. Briefwechsel / A. Schnitzler. - Wien: Holzhausen Verlag, 2003. 280 S.

21. Hugo von Hofmannstahl. Arthur Schnitzler. Briefwechsel / A. Schnitzler. -Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1964. 411 S.

22. The Letters of Arthur Schnitzler to Hermann Bahr. Edited, annotated, and with t an introduction by Donald G. Daviau / A. Schnitzler. - Chapel Hill: The University of North Carolina Press, 1978. 183 S.

23. Liebe, die starb vor der Zeit. Ein Briefwechsel von A. Schnitzler und O. Waissnix / A. Schnitzler. - Wien-München-Zürich: Verlag Fritz Molden, 1970. 422 S.

24. Schnitzler, A. Tagebuch 1879-1892 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1987. 488 S.

25. Schnitzler, A. Tagebuch 1893-1902 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1989. 502 S.

26. Schnitzler, A. Tagebuch 1903-1908 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1991. 490 S.

27. Schnitzler, A. Tagebuch 1909-1912 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wikssenschaften, 1981. 459 S.

28. Schnitzler, A. Tagebuch 1913-1916 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1983. 432 S.

29. Schnitzler, A. Tagebuch 1917-1919 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1985. 427 S.

30. Schnitzler, A. Tagebuch 1920-1922 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. -Akad. der Wissenschakften, 1993. 498 S.

31. Schnitzler, A. Tagebuch 1923-1926 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1995. 496 S.

32. Schnitzler, A. Tagebuch 1927-1930 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 1997. 509 S.

33. Schnitzler, A. Tagebuch 1931 / A. Schnitzler. - Wien: Verl. der Öster. Akad. der Wissenschaften, 2000. 637 S.

34. Шницлер А. Полное собрание сочинений в 9 т. / А. Шницлер. - М.: Изд. ( В. М. Саблина, 1903, 1905, 1910.

35. Шницлер А. Полное собрание сочинений в трех отделениях / А. Шницлер. - Киев, СПб, Харьков: Изд-во Р. Иогансона, 1903-1911.

36. Шницлер А. Полное собрание сочинений. Т. 1-8 / А. Шницлер. - М., 1903-1905.

37. Шницлер А. Полное собрание сочинений в 4 т. / А. Шницлер. - М.: Изд-во Д. Ефимова, 1907.

38. Шницлер А. Барышня Эльза. Новеллы / пер. О. Мандельштама, И. Мандельштама, 3. Венгеровой, Т. Путинцева и др. / А. Шницлер. - СПб.: Северо-Запад, 1994. 332 с.

39. Шницлер А. Жена мудреца. Новеллы и повести / пер. Е. Лях-Ионовой, Ф.Зайбель, А. Кулишер / А. Шницлер. - М.: Художественная литература, 1967. 704 с.

40. Шницлер А. История одного гения / пер. С. Карповой / А. Шницлер. // Нева, 1997. - № 6. - С. 26-27.

Другие авторы

41. Altenberg, Р. Ashantee / Р. Altenberg. - Berlin: S. Fischer-Verlag, 1897. 69 S.

42. Altenberg, P. Leben und Werk in Texten und Bildern. Hrsg. von H. C. Kosler / P. Altenberg. - Frankfurt am Main: Insel Verlag, 1997. 278 S.

43. Altenberg, P. Was der Tag mir zuträgt / P. Altenberg. - Berlin, 1921. 327 S.

44. Altenberg, P. Wie ich es sehe / P. Altenberg. - Zürich: Manesse Verlag, 2007. 1 449 S.

45. Bahr, H. Tagebuch / H. Bahr. - Berlin: verlegt bei Paul Cassirer, 1909. 268 S.

46. Bahr, H. Die Überwindung des Naturalismus / H. Bahr // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910 / Hrsg. von G. Wunberg. ч - Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. - S. 199-205.

47. Brentano, C. Godwi oder das steinerne Bild der Mutter / C. Brentano. -Stuttgart: Reclam, 1995. 599 S.

48. Eichendorff, J. von. Aus dem Leben eines Taugenichts / J. v. Eichendorff // Eichendorffs Werke in einem Band. - Weimar: Aufbau-Verlag Berlin und Weimar, 1978.-S. 177-271.

49. Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. -Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. 725 S.

50. Heinse, W. Ardinghello und die glückseligen Inseln / W. Heinse. - Leipzig: Verlag Philipp Reclam jun., 1973. 718 S.

51. Hofmannsthal, H. v. Die Berührung der Sphären / H. v. Hofmannsthal. -Berlin: S. Fischer Verlag, 1931. 450 S.

52. Hofmannstahl, H. v. Ein Brief / H. v. Hofmannsthal // Die Wiener Moderne.. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. - Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. 725 S. - S.431-444.

53. Hofmannstahl, H. v. Poesie und Leben / H. v. Hofmannsthal // Hofmannstahl H. v. Gesammelte Werke in zehn Einzelbänden. Reden und Aufsätze I. 1891-1913.-Frankfürt am Main: Fischer, 1979. 725 S. - S. 13-19.

54. Hofmannstahl, H. v. Prolog zu dem Buch «Anatol» / H. v. Hofmannsthal // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. -Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. 725 S. - S.478-480.

55. Hofmannstahl, H. v. Die Rose und der Schreibtisch / H. v. Hofmannsthal // Die ' Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. -Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. 725 S. - S. 397.

56. Kafka, F. Ein Landarzt und andere Drucke zu Lebzeiten / F. Kafka. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994. 374 S.

57. Kehlmann, D. Ruhm / D. Kehlmann. - Hamburg: Rowohlt, 2009. 202 S.

58. Keller, G. Bd. 4. Der grüne Heinrich / G. Keller. // Keller, G. Sämtliche Werke in 8 Bd.-Berlin, 1958-1961. 330 S.

59. Moritz, K. Ph. Anton Reiser / K. Ph. Moritz. - Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1972. 565 S.

60. Арагон Jl. Литература и искусство. Избранные статьи и речи / Л. Арагон. - М.: Гос. изд-во худ. литературы, 1957. 344 с.

61. Вакенродер В. Г. Фантазии об искусстве / пер. С. С. Белокриницкой, стихотв. пер. В.В. Рогова, вступит, ст. А. С. Дмитриева, коммент. Ал. В. Михайлова / В. Г. Вакенродер. - М.: Искусство, 1977. 264 с.

62. Гегель Г. Лекции по эстетике / пер. Б. Г. Столпнера / Г. Гегель. - М.: Гос-ное социально-экономическое изд-во, 1938. 494 с.

63. Гессе Г. Гертруда. / пер. С. Е. Шлапоберская / Г. Гессе. - М.: ACT Астрель, 2010. 432 с.

64. Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер. Рассказы и очерки. / пер. С. Апта, Ю. Архипова, Г. Косарика, Е. Марковича, С. Ошерова / Г. Гессе. - М.: ACT, 2004. 753 с.

65. Гете И. В. Годы учения Вильгельма Мейстера. / пер. С. Г. Займовского / И. В. Гете. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1959. 683 с. '

66. Гете И. В. Прометей. / пер. М. Л. Михайлова / И. В. Гете // Гете И. В. Избранные произведения. - М., Л.: Гос. изд-во детск. лит. Мин. Просвещ. РСФСР, 1950.

67. Готшед И.К. О характере поэта. Отрывок из работы «Опыт критического искусства поэзии для немцев» / И. К. Готшед // Зарубежные писатели о литературе и искусстве. Немецкая литература XVIII века. - М.: МГПИ им. Ленина, 1980.- С. 19-21.

68. Гофман Э. Т. А. Житейские воззрения кота Мурра / пер. А. Голембы. / Э. Т. А. Гофман // Гофман Э. Т. А. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники. - М.: Наука, 1927. - С. 99-433.

69. Гофмансталь, Г. Избранное / пер. Ю. Корнеева, Ю. Архипова, А. Михайлова и др. / Г. Гофмансталь. - М.: Искусство, 1995. 844 с.

70. Гофмансталь, Г. Поэзия и жизнь / пер. Е. Михелевич / Г. Гофмансталь // ' Гофмансталь, Г. Избранное. -М.: Искусство, 1995. - С. 499-505.

71. Гофмансталь, Г. Поэт и нынешнее время / пер. А. Гугнина / Г. Гофмансталь // Гофмансталь Г. Избранное. - М.: Искусство, 1995. - С. 579-603.

72. Гофмансталь, Г. Смерть Тициана. Фрагмент / пер. Е. Баевской / Г. Гофмансталь // Гофмансталь, Г. Избранное. - М.: Искусство, 1995. - С. 47-65.

73. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. институтов / под ред. Проф. Я. Н. Засурского. - М.: Просвещение, 1976. 512 с.

74. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века: Сб. произведений / сост. И. В. Ковалева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. 496 с.

75. Искусство и художник в зарубежной новелле XX века: Сб. произведений. / сост. И. В. Ковалева. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1992. 688 с.

76. Кафка Ф. Голодарь / пер. С. Шлапоберской / Ф. Кафка // Кафка Ф. Приговор. Сборник. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. - С. 372-381.

77. Манн Г., Манн Т. Эпоха, жизнь, творчество. Переписка. Статьи / пер. С. Апта / Г. Манн, Т. Манн. - М.: Прогресс, 1988. 496 с.

78. Манн Т. Доктор Фаустус / пер. С. Апта и Наталии Ман / Т. Манн // Манн Т. Собрание сочинений в 10 т. Т. 5. - М.: Гос. изд. художественной ( литературы, 1960. 693 с.

79. Манн Т. Лотта в Веймаре / пер. Наталии Ман / Т. Манн // Манн Т. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. - М.: Гос. изд. художественной литературы, 1959. - С. 363-737.

80. Манн Т. Смерть в Венеции / пер. Наталии Ман / Т. Манн // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. Т.7. - М.: Художественная литература, 1960. - С. 448-529.

81. Манн Т. Тонио Крегер / пер. Наталии Ман / Т. Манн // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. Т.7. - М.: Художественная литература, 1960. - С. 194-260.

82. Манн Т. Тристан / пер. С. Апта / Т. Манн // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. Т.7. -М.: Художественная литература, I960. - С. 123-168.

83. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX в./ Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. - М.: Прогресс, 1986. 640 с. }

84. Новалис. Генрих фон Офтердинген / пер. 3. Венгеровой под ред. С. Ошерова / Новалис // Избранная проза немецких романтиков. Т. 1. /. - М.: Художественная литература, 1979. - С. 205-337.

85. Рильке Р. М. Ворпсведе / Р. М. Рильке // Рильке P.M. Проза. Письма / пер. И. Рожанского. - Харьков, Москва, 1999.

86. Рильке Р. М. Записки Мальте Лауридса Бриге / пер. Е. А. Суриц / Р. М. Рильке // Наоборот: Три символистских романа. - М.: Республика, 1995. -С.143-253.

87. Тик Л. Странствия Франца Штернбальда / пер. С. С. Белокриницкой и В. Б. Микушевича / Л. Тик. - М.: Наука, 1987. 360 с.

88. Фрейд 3. Художник и фантазирование / пер. Р. Ф. Додельцева и др. / 3. Фрейд. - М.: Издательство "Республика", 1995. 397 с.

89. Цвейг С. Вчерашний мир: воспоминания европейца / пер. Г. Кагана / С. ( Цвейг // Цвейг С. Собр. соч. в 10 т. Т. 8. Мария Стюарт; Вчерашний мир: Воспоминания европейца. -М.: Терра, 1996. - С. 405-792.

90. Шеллинг Ф. В. Философия искусства / Ф. В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1966. 496 с.

2. Справочные издания

91. Wilpert, G. von. Sachwörterbuch der Literatur. - Stuttgart: Alfred Kröner Verlag Stuttgart, 1989. - S. 489 (

92. Herbert, A.; Frenzel, E. Daten deutscher Dichtung. - München: Deutscher Taschenbuch Verl., 1998. 348 S.

93. Der Literatur Brockhaus in 8 Bd. Bd. 5. Mannheim - Leipzig-Wien-Zürich: Taschenbbuchverlag, 1995. - S. 76.

94. Metzler Literatur Lexikon. Begriffe und Definitionen. - Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlagsbuchhaltung, 1990. - S. 256-257.

95. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Паритет, 2005. 320 с.

96. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. Т. 8. -М.: Советская Энциклопедия, 1975. - С. 752-753.

97. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече, ACT, 2003.511 с.

98. Краткая литературная энциклопедия в 9 т. М.: Советская энциклопедия, ( 1971 ff.

99. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф. А.П. Горкина. - М.: Росмэн, 2006. 984 с.

100. Литературная энциклопедия. В 11 т. / под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского. - М.: Издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература, 1929-1939.

101. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова. - М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

102. Словарь литературных терминов. В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.

103. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука, 2004. 304 с.

104. Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: НПК «Интелвак», 2003. 1598 с.

3. Научная литература о творчестве А. Шницлера

105. Allen, R. Н. An Annotated Arthur Schnitzlers Bibliography (1879-1965) / R. H. Allen. - Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1966. 151 S.

106. Aurnhammer, A. (Hrsg.). Arthur Schnitzler und die Musik / A. Aurnhammer. -Würzburg: Ergon-Verl., 2014. 273 S.

107. Farnberger, E. Der fotografische Teilnachlass Arthur Schnitzlers im Bildarchiv der Österreichischen Nationalbibliothek: Bilddokumente eines Literaten im historischen und biografischen Kontext / E. Farnberger. - Wien: Universitätsverlag, 2007. 123 S.

108. Fliedl, K. Artur Schnitzler / K. Fliedl. - Stuttgart: Philipp Reclam jun., 2005. ' 279 S.

109. Fliedl, К. Arthur Schnitzler. Poetik der Erinnerung / K. Fliedl. - Wien, 1996. -592 S.

110. Gay, P. Das Zeitalter des Doktor Arthur Schnitzler / P. Gay. - Frankfurt am Main: S.Fischer, 2002. 381 S.

111. Kerner, D. Arzt-Dichter / D. Kerner. - Stuttgart: F. K. Schattauer-Verlag, 1967. 194 S.

112. Heresch, E. Schnitzler und Russland: Aufnahme, Wirkung, Kritik / E. Heresch. - Wien, 1982. 208 S. '

113. Ilmer-Grosser F. Die Gestalt des Künstlers bei Schnitzler. Diss. / F. Ilmer-Grosser. - Baltimore: Johns Hopkins University, 1933. [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/stream/fridailmergrosse2 lgros#page/n40 l/mode/2up (дата обращения: 10.03.2014).

114. Ilmer-Grosser, F. Das Thema der künstlerischen Schöpferkraft bei Schnitzler / F. Ilmer-Grosser // Monatshefte für Deutschen Unterricht. 1935, Heft 3.

115. Jeffrey, B. An annotated Arthur Schnitzler bibliographv (1965-1977 ; with an essay on «The meaning of the Schnitzler-Renaissance») / B. Jeffrey. -München: Fink, 1978. 80 S.

116. Kawohl, B. Arthur Schnitzler. Personalbibliographie 1977-1994 / B. Kawohl. -Gießen: Kletsmeier, 1996. 80 S.

117. Lederer H. Einleitung / H. Lederer // Schnitzler, A. Frühe Gedichte. - Berlin: 1 Propyläen Verlag, 1969.

118. Lindgren, I. «Seh'n Sie, das Berühmtwerden ist doch nicht so leicht!» (Arthur Schnitzler über sein literarisches Schaffen) / I. Lindgren. - Frankfurt am Main ; Wien [u.a.]: Lang, 2002. 705 S.

119. Neumann, G.; Müller, J. Der Nachlass Arthur Schnitzlers (Verzeichnis des im Schnitzler-Archiv der Universität Freiburg i. Br. befindlichen Materials).'-. München: Fink, 1969. 200 S.

120. Plant, R. Arthur Schnitzler als Erzähler / R. Plant. - Frankfurt am Main: Universit. Verl., 1935. 119 S.

121. Plener, P. Arthur Schnitzlers Tagebuch (1879-1931) Funktionen, Strukturen und Räume. Diss. / P. Plener. - Wien: Universit. Verl., 1999. 363 S.

122. Ritz, S. Der Österreich-Begriff in Schnitzlers Schaffen. Analyse seiner Erzählungen / S. Ritz. - Wien: Praesens Verlag, 2006. 276 S. '

123. Rosenbaum, U. Die Gestalt des Schauspielers auf dem deutschen Theater des 19. Jahrhunderts : mit der besonderen Berücksichtigung der dramatischen Werke von Hermann Bahr, Arthur Schnitzler und Heinrich Mann. Diss. / U. Rosenbaum. - Köln: Univ., 1970. 275 S.

124. Saiten F. Arthur Schnitzler / F. Saiten // Saiten F.Gestalten und Erscheinungen. - Berlin: S. Fischer-Verlag, 1913. - S. 49-64.

125. Schnitzler H., Brandstätter C., Urbach R. [Hrsg.]. Arthur Schnitzler (sein Leben, sein Werk, seine Zeit). - Frankfurt am Main: S. Fischer, 1981. 368 S.

126. Simon A.-C. Schnitzlers Wien / A.-C. Simon. - Wien: Pichler Verlag Gmbh & Co KG, 2002. 132 S.

а

127. Steskal, Ch. Literarische Gestalten als Selbstreflexion [Mikrofiche] / Ch. Steskal. - Marburg, Tectum-Verl., 1997. 156 S.

128. Urbach R. Einleitung / R. Urbach // Schnitzler, A. Entworfenes und Verworfenes (aus dem Nachlaß). - Wien, 1977. - S. II-VIII.

129. Urbach, R. Schnitzler-Kommentar zu den erzählenden Schriften und dramatischen Werken / R. Urbach. - München: Winkler Verlag, 1974. 210 S.

130. Wagner, R. Frauen um Arthur Schnitzler / R. Wagner. - Wien, München: Fischer Taschenbuch, 1983. 159 S.

131. Weiner, M. A. Arthur Schnitzler and the crisis of musical culture / M. Weiner. -Heidelberg: Winter, 1986. 173 S.

132. Wisely, А. C. Arthur Schnitzler and twentieth-century criticism / А. C. Wisely.

- Columbia: SC, 2004. 201 S.

133. Алексеева E. В. Новеллистика Артура Шницлера. Автореферат / Е. В. Алексеева. - Великий Новгород: НовГу, 2002. 155 с.

134. Андреев JI. Г. Импрессионизм / J1. Г. Андреев. - М.: Изд-во Московского Университета, 1980.- С. 166-172.

135. Архипов Ю. И. Однотомник А. Шницлера / Ю. И. Архипов // Иностранная литература, 1968. № 2. - С. 265-266.

136. Архипов Ю. И. Самая скандальная пьеса мирового репертуара / Ю. И. Архипов // Современная драматургия, 1996. -№ 2. - С. 212-238.

137. Блок А. А. Артур Шницлер. Полное собрание сочинений [1906] / А. А. Блок // Блок А. А. Собр. соч. в 8 т. Т. 5. - М., Л.: Госиздат, 1962. - С. 622.

138. Васильев Г. В. Австрийская литература рубежа XIX - XX веков. Группа «Молодая Вена»: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Г. В. Васильев. - Н. Новгород: Нижегородская радиолаборатория, 2003. 120 с.

139. Васильева А. В. Драматургия Артура Шницлера 90-х годов XIX-го века. Автореферат / А. В. Васильева. - М.: МГУ, 1995. 197 с.

140. Венгерова 3. А. А. Шницлер / 3. А. Венгерова // Вестник Европы. - СПб, 1898,-№9.-С. 423.

141. Веселовская Н. Б. Артур Шницлер / Н. Б. Веселовская // Краткая литературная энциклопедия. Т. 8. - М., 1975. - С. 752-753.

142. Жеребин А. И. Новеллы А. Шницлера в контексте русской литературы / А. И. Жеребин // Шницлер А. Барышня Эльза. - СПб: Северо-Запад, 1994. с. 5-20.

143. Залькинд А. А. Шницлеръ / А. Залькинд // А. Шницлер. Полное собр. сочинений в 9 т. Т. 8. Графиня Мицци. Пьеро. - М.: Издание В.М. Саблина, 1910.

144. Затонский Д. В. Австрийская литература в XX столетии / Д. В. Затонский.

- М.: Художественная литература, 1985. 444 с.

145. Звездич П. И. Большой поэт маленького поколения / П. И. Звездич // Современный мир. - СПб, 1912. - № 2-3. - С. 41-42.

146. Ищук-Фадеева Н. И. Чехов и Шницлер: концепция драматического героя / Н. И. Ищук-Фадеева // Модерн. Модернизм. Модернизация. По

материалам конференции «Эпоха "модерн". Нормы и казусы в европейской культуре на рубеже XIX - XX веков. Россия, Австрия, Германия, Швейцария». - М.: РГГУ, 2004. - С. 498-504.

147. Канькова А. В. Мотив игры в пьесе А. Шницлера «Зеленый попугай» / А. В. Канькова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1993. - № 6. - С. 4550.

148. Козонкова О. В. Артур Шницлер «Лейтенант Густль» / О. В. Козонкова // Зарубежная литература XX века. / под ред. И. В. Кабановой. - М.: Флинта -Наука, 2007.-С. 135-145.

149. Коршунова Л. Ю. Артур Шницлер и Зигмунд Фрейд: писатели и психологи в контексте австрийской культуры. Автореферат / Л. Ю. Коршунова. - Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 2008. 222 с.

150. Оболенский Е. П. Немецкий Чехов / Е. П. Оболенский // Нувеллист. -СПб., 1901,-№8.

151. Проклов И. Н. Художественная проза Артура Шницлера рубежа XIX-ХХ-го веков. Дис. канд. фил. Наук / И. Н. Проклов. - М.: Моск.педагог. ун-т, 2002. 236 с.

152. Самарин Р. М. Артур Шницлер / Р. М. Самарин // Шницлер А. Жена мудреца. Новеллы и повести. - М.: Худ. лит-ра, 1967. С. 3-16.

153. Смирнов А. А. А. П. Чехов и А. Шницлер: К постановке вопроса / А. А. Смирнов. - М.: Издательство Московского университета, 1996.

154. Троцкий Л. Д. Об Артуре Шницлере // "Восточное Обозрение". 1902. - № 114, 115. [Электронный ресурс]. URL: // http://magister.msk.ru/library/trotsky/trotl477. (дата обращения: 10.03.2012). *

155. Хвостов Б. А. Пограничье вместо подполья: Артур Шницлер как топограф души / Б. А. Хвостов // Вопросы литературы, 2007. № 3. - С. 169-210.

156. Хвостов Б. А. Артур Шницлер / Б. А. Хвостов // История австрийской литературы XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 52-80.

157. Цветков Ю. Л. Литература венского модерна: Дис. д-ра филол. наук. / Ю. Л. Цветков. - М.: Моск. Пед. гос. ун-т, 2003. 434 с.

4. Научная литература о романе / новелле о художнике

158. Anton, Ch. Selbstreflexivität der Kunsttheorie in den Künstlernovellen des Realismus / Ch. Anton. - New York: Peter Lang Publishing, 1998. 227 S.

159. Marcuse H. Der deutsche Künstlerroman. Frühe Aufsätze / H. Marcuse /Л Marcuse H. Schriften in 9 Bd. Bd.l. Der deutsche Künstlerroman. Frühe Aufsätze. - Frankfurt а. M.: Suhrkamp Verlag, 2004. - S. 7-344.

160. Mayer, G. Der deutsche Bildungsroman: von der Aufklärung bis zur Gegenwart / G. Mayer. - Stuttgart: Metzler, 1992. 510 S.

161. Meuthen, E. Eins und doppelt oder Vom Anderssein des Selbst. Struktur und Tradition des deutschen Künstlerromans / E. Meuthen. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2001. 343 S.

162. Varsamopoulou, E. The poetics of the Künstlerinroman and the Aesthetics of the Sublime / E. Versamopoulou. - Vermont: Ashgate, 2002. 268 S.

163. Балахонов В. E. О зарубежной новелле, посвященной искусству и художнику, и только о ней / В. Е. Балахонов // Искусство и художник в зарубежной новелл XX века: Сб. произведений / сост. Ковалева И. С. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1992. - С. 5-20.

164. Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения», генезис и поэтика (на материале литератур Западной Европы и США конца XVIII-XIX вв.): дис. док. филол. наук. / Н. С. Бочкарева. - Пермь: Пермск.гос.ун-т, 2001. 390 с.

165. Бочкарева Н. С. Роман о художнике: проблематика и поэтика: науч.-метод. материалы по спецкурсу. 4.2. / Н. С. Бочкарева. - Пермь: Перм. гос. ун-т., 2008 - 52 с.

166. Карельский А. В. Долг гуманности. Романы о художниках в немецкой литературе эмиграции / А. В. Карельский // Карельский A.B. Метаморфозы Орфея. Беседы по истории западных литератур. Вып. 2:„ Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе XX века / Сост. Э.В. Венгерова. - М.: Изд-во РГГУ, 1999. - С. 263-299.

167. Ковалев Ю. В. Искусство новеллы и новелла об искусстве в XIX веке. / Ю. В. Ковалев // Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - С. 5-25.

168. Мелтинский Е. М. Историческая поэтика новеллы / Е. М. Мелтинский. -М.: Наука, 1990. 275 с.

169. Чавчанидзе Д. Л. Феномен искусства в немецкой романтической прозе: средневековая модель и ее разрушение. Автореф. дис. док. филол. наук / 1 Д. Л. Чавчанидзе. -М.: Моск.гос.ун-т, 1995. 396 с.

5. Научная литература по истории и теории литературы

170. Bahr, Н. Das junge Österreich / Н. Bahr // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. - Stuttgart: Philipp Reclam jün. -Stuttgart, 1981. - S. 295-296.

171. Bergel, K. Einleitung / K. Bergel // Schnitzler, A. Das Wort. - Frankfürt am Main: S. Fischer Verlag, 1966. - S. 5-27.

172. Hofmannstahl-Forschungen III. Arthur Schnitzler: Hugo von Hofmannsthal 'Charakteristik aus den Tagebüchern'. - Freiburg Herzfeld, M. im Breisgau: Norbert Altenhofer und Wolfram Mauser, 1975.

173. Johnston, W. M. Österreichische Kultur- und Geistesgeschichte: Gesellschaft * und Ideen im Donauraum 1848 bis 1938 / W. M. Johnston. - Wien: Böhlau, 1974. 511 S.

174. Kraus, K. Hermann Bahr und Emanuel Reicher / K. Kraus // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. - Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. - S. 313-315.

175.Sandgruber, R. Illustrierte Geschichte Österreichs / R. Sandgruber. - Wien: Picher Verlag GmbH Eco KG, 2001. 320 S.

176. Schorske, С. E. Wien. Geist und Gesellschaft im Fin de Siècle / С. E. Schorske. - München: Piper Verlag GmbH, 1994. 365 S.

177. Straus, R. Peter Altenberg, «Wie ich es sehe» / R. Straus. // Die Wiener Moderne. Literatur, Kunst und Musik zwischen 1890 und 1910. - Stuttgart: Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1981. - S. 428-429.

178. Австрийская новелла XX века/ сост. и предисл. Ю. Архипова. - М.: Худ. лит., 1981. 519 с. ~ .

179. Андреев JI. Г. Импрессионизм / JI. Г. Андреев. - М.: Изд-во Московского университета, 1980. 249 с.

180. Архипов Ю. И. Предисловие / Ю. И. Архипов // Австрийская новелла XX в. - М.: Худ. лит, 1985. - С. 3-24.

181. Архипов Ю. И. Гуго фон Гофмансталь: поэзия и жизнь на рубеже двух веков / Ю. И. Архипов // Гофмансталь Гуго фон. Избранное. - М.: Искусство, 1995. - С. 6-47.

182. Белобратов А. В, Березина А. Г, Полубояринова JI. Н. История западно- ( европейской литературы XIX века / А. В. Белобратов и др.. - М.: Высшая школа, 2003. 240 с.

183. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. - JL: «Худож. литература», 1973. 568 с.

184. Бент М. И. Немецкая романтическая новелла / М. И. Бент. - Иркутск: Изд-во Иркутск, ун-та, 1987. 122 с.

185.Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Ботникова. - Воронеж: изд-во Воронежского гос. ун-та, 2003. 342 с.

186.Васильев Г. В. Австрийская литература рубежа XIX-XX вв. Группа «Молодая Вена»: Учебно-методическое пособие по спецкурсу / Г. В. Васильев. -Н. Новгород: Нижегородская радиолаборатория, 2003. 120 с.

187. Волощук Е. В. Райнер Мария Рильке / Е. В. Волощук // История австрийской литературы XX века. В 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. ' 150-191.

188.Гуревич Р. В. Гуго фон Гофмансталь / Р. В. Гуревич // История Австрийской литературы XX в, в 2-х т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 110-150.

189. Дежуров А. С. Творчество Э. Т. А. Гофмана в контексте литературы немецкого романтизма [Электронный ресурс]. URL: // 7Л http://etagofman.narod.ru/kritikadejurov (дата обращения 5.01.2015).

190. Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма / А. С. Дмитриев. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. 263 с.

191. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. 248 с.

192. Зинченко В. Г, Зусман В. Г, Кирнозе 3. И. Литература и методы ее изучения / В. Г. Зинченко. - М.: Флинта, Наука,2011. 280 с. (

193.Жеребин А. И. На рубеже веков / А. И. Жеребин // История австрийской литературы XX века. В 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. С. 22-51.

194. Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы / В. М. Жирмунский. - Л.: Художественная литература, 1972. 490 с.

195. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. - Спб.: Азбука-классика, 2001. 206 с.

196. Затонский Д. В. Австрийская литература в XX столетии / Д. В. Затонский.

- М.: Художественная литература, 1985. 444 с.

197. Зенкин С. Н. Серьезность легкомыслия / С. Н. Зенкин // Готье Т. Два актера на одну роль. - М.: Изд-во «Правда», 1991. - С. 5-24.

198. Зиновьева А. Ю. P.M. Рильке и немецкая поэзия рубежа XIX-XX веков / А. Ю. Зиновьева // Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / под ред. В. М. Толмачева. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - С. 372-407. 4

199. Золотухина О. Б. Эволюция психологизма Германа Гессе. Монография. [Электронный ресурс]. URL: // http://ebooks.grsu.by/zolotuhina/l-printsipy-kharakterologii-v-proze-g-gesse.htm (дата обращения 5.01.2015).

200. История австрийской литературы XX в. В 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. 632 с.

201. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Я. Н. Засурского, С. В. Тураева. - М.: Просвещение, 1982. 320 с.

202. История зарубежной литературы XX в., 1871-1917: Учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. В. Н. Богословской, 3. Т. Гражданской. -М.: Просвещение, 1989. 413 с.

203. История немецкой литературы в 3 томах. Т.2. / общ. ред. А. Дмитриева. -М.: Радуга, 1986. 1166 с.

204. Истории немецкой литературы в 5 томах. Т.З - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 593 с.

205. Кабанова И. В. Введение / И. В. Кабанова // Зарубежная литература XX века Практические занятия / под ред. И. В. Кабановой. - М.: Флинта -Наука, 2007. - С. 8-50.

206. Кабанова И. В. Тема художника и художественного творчества в английском романе 1960-70-х гг.: дис. канд. филол. наук / И. В. Кабанова.

- М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1986.

207. Карельский А. В. Лекция о творчестве Франца Кафки / А. В. Карельский // Карельский А. В. Метаморфозы Орфея: Беседы по истории западных литератур. Вып.2: Хрупкая лира. Лекции и статьи по австрийской литературе XX века / Сост.Э.В.Венгерова. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. - С. 143-157.

208. Карельский А. В. Немецкий Орфей / А. В. Карельский. - М.: Изд. центр РГГУ, 2007. 618 с.

209. Карельский А. В. Немецкий Орфей: беседы по истории западных литератур. Главы из книги / А. В. Карельский / публикация и вступление

А. Ботниковой, О. Вайнштейн // Иностранная литература. 2006. - № 6. -С. 173-206. '

210. Карельский А. В. Райнер Мария Рильке / А. В. Карельский // Зарубежная литература XX века / под ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 1996. -С. 237-248.

211. Козонкова О. В. Франц Кафка «Голодарь» / О. В. Козонкова // Зарубежная литература XX века: практические занятия / под ред. И.В. Кабановой. -М.: Флинта - Наука, 2007. - С. 223-231.

212. Козонкова О. В. Томас Манн «Смерть в Венеции» / О. В. Козонкова // Зарубежная литература XX века: практические занятия / под ред. И. В. Кабановой. -М.: Флинта - Наука, 2007. - С. 160-171.

213. Лозинская Л. Я, Молдавская Н. Д. Движение «Бури и натиска» / Л. Я. Лозинская, Н. Д. Молдавская // История немецкой литературы в 5 т. Т. 2: XVIII век. -М.: Наука, 1963. С. 224-334.

214. Лукач Д. «Вильгельм Мейстер» / Д. Лукач // Лукач Д. К истории реализма. - М.: Художественная литература, 1939. - С. 20-40.

215. Маркович Е. Герман Гессе и его роман "Игра в бисер" [Электронный ресурс]. URL: // http://www.hesse.ru/articles/read/?ar=mark (дата обращения 6.01.2015).

216. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому / Э. Мах. - М.: Издание С. Скирмунта, 1908. 308 с.

217. Михайлов А. В. Традиционное и новое в австрийской литературе второй половины XIX в. / А. В. Михайлов // История всемирной литературы в 9 т. Т. 7. - М.: Наука, 1990. - С. 393-395.

218. Никифоров В. Н. Стефан Цвейг / В. Н. Никифоров // История австрийской литературы XX века. В 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С.447-466.

219. Павлова Н. С, Юрьева Л. М. Томас Манн / Н. С. Павлова, Л. М. Юрьева // История всемирной литературы: В 8 т. / АН СССР; Ин-т мировой лит. им.

A. М. Горького. Т. 8.-М.: Наука, 1994. - С. 343-347.

220. Полубояринова Л. Н. Поэтика австрийской прозы XIX в. Учеб. Пособие / Л. Н. Полубояринова. - Кемерово: Кемеровск.гос.ун-т, 1995. 101 с.

221. Рожкова Н. В. Феноменология искусства в творчестве Германа Гессе / Н..

B. Рожков // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Право. 2010. - № 11 (2). - С. 192-200.

222. Романтизм: вопросы эстетики и художественной практики / Сб. научн. трудов. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1992. 143 с.

223. Седельник В. Д. Франц Кафка / В. Д. Седельник // История австрийской литературы XX века. В 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 280-309.

224. Толмачев В. М. Натурализм / В. М. Толмачев // Зарубежная литература конца XIX - начала XX века / под ред. В. М. Толмачева. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - С.29-48. '

225. Толмачев В. М. Рубеж XIX-XX веков как историко-литературное и культурологическое понятие / В. М. Толмачев // Зарубежная литература

конца XIX - начала XX века / Под ред. В.М. Толмачева. - М.: Изд. центр Академия, 2003. - С.6-28.

226. Тураев С. В. Гер дер и движение «Бури и натиска» / С. В. Тураев // История всемирной литературы в 8 т. Т. 5. - М.: АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького, 1988. - С. 222.

227. Федоров Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф. П. Федоров. - М.: МИК, 2004. 368 с.

228. Хвостов Б. А. Петер Альтенберг / Б. А. Хвостов // История австрийской литературы XX в. в 2 т. Т. 1. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - С. 80-110.

229. Цветков Ю. Л. Образ поэта в символизме: Гюстав Моро и Гуго фон Гофмансталь / Ю. Л. Цветков // Вестник Нижегородского университета им. Л. И. Лобачевского. 2011. - № 6-2. - С. 732-739.

230. Чавчанидзе Д. Л. «Молодая Вена» / Д. Л. Чавчанидзе // Зарубежная литература конца XIX - начала ХХвека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. М. Толмачева. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С. 301-313.

231. Шорске К. Вена на рубеже веков / пер. с англ. под ред. М. В. Рейзина / К. Шорске. - СПб., 2001. 511 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.