Франк Ведекинд: формирование метода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Дунаева, Александра Олеговна

  • Дунаева, Александра Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.01
  • Количество страниц 159
Дунаева, Александра Олеговна. Франк Ведекинд: формирование метода: дис. кандидат наук: 17.00.01 - Театральное искусство. Санкт-Петербург. 2013. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дунаева, Александра Олеговна

Оглавление

Оглавление

Введение

Глава 1. Раннее творчество: от натурализма к модернизму

Глава 2. Основные постулаты ведекиндовской концепции морали и формирование

«\¥е<1ектс18и1»

Глава 3. Сценические поиски. Актерская и режиссерская деятельность

Франка Ведекинда

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Краткая летопись жизни и творчества Франка Ведекинда

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Франк Ведекинд: формирование метода»

Введение

Франк Ведекинд (1864-1918) — один из самых известных драматургов в Германии. Наряду с Иоганном Вольфгангом Гёте, Фридрихом Шиллером, Готфридом Ифраимом Лессингом, Генрихом фон Клейстом, Фридрихом Геббелем, Георгом Бюхнером, Герхартом Гауптманом, Бертольтом Брехтом, Хайнером Мюллером, он относится к авторам, наиболее востребованным немецкой сценой. Его перу принадлежит более двадцати пьес, а также сборник рассказов, стихи, пантомимы, инсценировки и песни для кабаре, многочисленные драматические фрагменты и наброски, дневники. Кроме того, Ведекинд ставил спектакли, прославился как исполнитель песен для кабаре, актер, чтец собственных пьес.

Жизнь и творчество создателя «Пробуждения весны» и «Духа земли» полны загадок и противоречий. «Запрещенный» автор, символ борьбы с вильгельминской цензурой, — его пьесы выдержали сотни представлений по всей Германии уже при его жизни. Будучи истинным денди, он публично отрекался от культуры декаданса. Один из основателей первого немецкого кабаре, прославленных «Одиннадцати палачей», он признавался, что кабаре для него не более чем заработок. Часто обвиняемый современниками в аморальности автор парижских «Дневников эротической жизни», он утверждал, что «мораль — это высшее, чего добился человек»1; ярый противник брака, высмеивавший в ранних произведениях «буржуазный институт» семьи, он стал образцовым семьянином. Артист-дилетант, он увлекал своей игрой самых рафинированных берлинских театралов. Выросший в Швейцарии без права проживания в Германии , получивший свое имя в честь американского просветителя, Бенджамин Франклин Ведекинд стал одним из самых «немецких» писателей рубежа веков. Список можно продолжать и продолжать.

1 В статье «Искусство и мораль» (1906) он пишет: «Что есть мораль? Нечто очень возвышенное. Скажем раз и навсегда: мораль - это высшее, чего добился человек. Мораль исходит из-того. что человек делает лучшее, что позволяет ему лучшее в его совести». (Цит. по: Westervelt W.O. Frank Wedekind and the search of morality. Lös Angeles: University of Southern California, 1966. P. 6.)

Отец писателя Фридрих Вильгельм Ведекинд был одним из деятелей «Мартовской революции» 1848 года. После поражения революции он пятнадцать лет жил в Сан-Франциско, где женился на актрисе Эмили Камерер. По возвращении в Европу семья не имела права проживать на территории Германии и оттого вынуждена была поселиться в Швейцарии, кантоне Ааргау.

«Ведекинд распахнул ворота в драматургию XX века, Брехт добился того, чтобы войти в них», — так начинает свою монографию1, посвященную Ведекинду, немецкий исследователь Ханс-Йохан Ирмер.

Заслуга открытия Ведекинда и включение его в ряд основных театральных и литературных явлений Германии принадлежит исследователям-филологам, а также практикам театра второй половины XX века. Прижизненное творчество поэта было овеяно скандальной, громкой славой, казавшейся сиюминутной. Это отношение подкрепила и ситуация 1920-х годов, когда из актуального драматурга Ведекинд резко перешел в разряд «классиков», а в 1930-1940-х и вовсе был забыт. При национал-социалистах пьесы Ведекинда были «не то чтобы запрещены — но не рекомендованы к постановке» .

История «ведекиндоведения» в Германии начала складываться после спектакля «Дух земли» (1902) Рихарда Валлентина3 в Кляйнен театре (Kleinen Theater) под руководством Макса Рейнхардта. В заглавной роли выступила тогда любимица берлинской публики, будущая звезда рейнхардтовского театра Гертруд Эйзольдт. Ее успех в модернистском репертуаре определил и характер отзывов на пьесу Ведекинда: рецензенты отнесли ее к «югендштилю». Но настоящим прорывом для Ведекинда стала более поздняя постановка — спектакль Макса Рейнхардта «Пробуждение весны» (1906) на сцене только что открывшейся в Берлине Каммершпиле (Deutsches Theater, Kammerspiele). В репертуаре театра ранний шедевр Ведекинда продержался с 1906 по 1926 годы, то есть двадцать сезонов, с перерывами и новыми редакциями4. Пьеса выдержала около семисот представлений и стала на тот период самой репертуарной современной немецкоязычной драмой. В 1907 и 1908 годах гастроли «Пробуждения» прошли во многих городах Германии, в том числе Бремене, Дрездене, Гамбурге, Ганновере, Лейпциге. В сезон 1907/1908 пьеса уже шла на тринадцати сценах страны. Этот спектакль справоцировал широкую художественную и общественную полемику на страницах газет и журналов, деятельность Ведекинда получила по-настоящему общенациональное звучание.

Спектакль Рейнхардта разделил театралов на яростных сторонников и не менее яростных противников Франка Ведекинда. Не только творчество, сама личность писателя подверглась мифологизации. Современники отмечали особую харизму Ведекинда, его необычное положение в культуре вильгельминской Германии. Он был одной из самых

1 Irmer H.-J. Der Theaterdichter Frank Wedekind.Berlin: HenschelVrlg., 1975. S. 7.

2 Vinçon H. Frank Wedekind. Stuttgart: J.B. Metzler, 1987. S. 43.

3 Рихард Валлентин (Richard Vallentin, 1874-1908) - театральный режиссер. На сцене берлинского Kleinen Theater поставил «Ночлежку» («На дне» М. Горького, 1903), а также несколько пьес Ф. Ведекинда.

4 См.: Die Spielpläne Мах Reinhardts. 1905-1930. München: Per&Co, 1931.

«медийных» персон своего времени благодаря репутации, созданной несколькими громкими цензурными скандалами. В сознании людей, а особенно творческой послевоенной молодежи, которая и составила будущий театральный авангард, его образ соединялся с образом оратора, в одиночестве защищающего свободу художника от цензурного гнета (Ведекинд регулярно произносил в судах пламенные речи против цензуры), отстаивающего свой индивидуальный стиль. Не случайно в некрологе на смерть Ведекинда Бертольт Брехт написал: «Лучшим произведением Ведекинда была его личность»1.

Начиная с 1906 года, по мере роста интереса к драматургии Франка Ведекинда, росло и число спектаклей по его произведениям. Об «enfant terrible» немецкой сцены заговорили лучшие театральные критики и историки театра: Герберт Йеринг (Herbert Ihering), Альфред Керр (Alfred Kerr), Зигфрид Якобсон (Siegfrid Jacobson), Юлиус Баб (Julius Bab)2. В 1898 году Ведекинд начал выступать как актер в собственных пьесах, и к 1909-му стал чрезвычайно востребован в этом качестве, так что до самой смерти активно гастролировал со своими ролями. Уже при жизни автора появились аналитические статьи, посвященные его актерской деятельности. Среди них стоит отметить специальный выпуск «Листков Дойчес театра»3, приуроченный к первому ведекиндовскому «циклу» — серии спектаклей по пьесам автора на сцене Дойчес Театра4. Всего в Германии прошло семь «циклов» Ведекинда: четыре в Мюнхене (1908, 1909, 1910, 1911 гг.) и три в Берлине (1912, 1914, 1916 гг.). Едва известный драматург в начале 1900-х, Ведекинд завоевал себе славу и собственное, уникальное место в немецкой культуре, оказался едва ли не самым репертуарным автором предвоенного времени. В обращение вошло понятие «Wedekindstil» — название, данное критикой индивидуальной манере драматургиеского письма и способу сценического существования, которые проповедовал Ведекинд. В 1915 году вышел сборник рецензий и заметок, посвященных театральной деятельности Ведекинда: «Франк Ведекинд и театр»5. Наивысшей же точкой карьеры писателя можно считать выпуск «Книги Ведекинда»6, посвященной его пятидесятилетию. Знак признания современников, этот сборник включает статьи самых ярких представителей литературной и театральной общественности эпохи. Писатели Генрих

1 Brecht В. Frank Wedekind // Brecht В. Schriften zum Theater 1918-1933: In 7 Bd.

Berlin,Weimar:Aufbau Vrlg., 1964. Bd. 1. S. 7- 8.

2 См.: Bab J. Das Theater der Gegenwart. Geschichte der dramatischen Bühne seit 1870.

Leipzig: J.J. Weber, 1928.; Ihering H. Von Josef Kainz bis Paula Wessely. Schauspieler von

gestern und heute. Heidelberg, Berlin, Leipzig: Hüthig,1942; Kerr A. Mit Schleuder und Harfe.

Theaterkritiken aus drei Jahrzehnten. Berlin: Henschverlag. Kunst und Gesellschaft, 1981.

3 Blätter des Deutschen Theaters. 1912. Juni 1. № 19. S. 252-263.

4 Deutsches Theater - берлинский театр, построенный в 1849/1850 годах и ставший под

руководством Макса Рейнхардта (1905-1932) одним из ведущих театров Европы.

Frank Wedekind und das Theater. München: Drei Masken Vrlg., 1915.

6 Das Wedekindbuch. Munich, Leipzig: Georg Müller Vrlg., 1914.

I л

и Томас Манны, Стефан Цвейг, Герман Бар , Курт Мартене , автор комедии «Сноб» Карл Штерхайм3, поэт-анархист Эрих Мюзам4 соседствуют с театральными критиками и историками театра; режиссеры Карл Хайне5 и Эрих Цигель6, с которыми Ведекинд начинал свой творческий путь, — с главным оппонентом Макса Рейнхардта, экспрессионистом

w 7

Леопольдом Иесснером . Благодаря разнообразию культурных явлений, стоящих за именами эссеистов, книга воспринимается как портрет эпохи, рассмотренной сквозь призму творчества Ведекинда.

Прижизненные литературные и театральные рецензии на книги Ведекинда и спектакли по его пьесам сегодня стали доступнее благодаря выпущенному в городе Дармштадте восьмитомному собранию сочинений Ведекинда, снабженному обширным научным

о

историко-биографическим комментарием . В этот комментарий входят отметки обо всех правках, внесенных Ведекиндом в свои произведения, немецкая прижизненная критика

1 Герман Бар (нем. Hermann Bahr, 1963-1934) — австрийский драматург, новеллист, режиссер, литературный и театральный критик, инициатор общественно-литературного движения «Молодая Вена». Написал около сорока пьес для театра. В 1906-1907 годах работал с Максом Рейнхардтом в Дойчес Театре. Наиболее известен своими критическими статьями о натурализме, модерне, экспрессионизме.

2 Курт Мартене (нем. Kurt Martens, 1870-1945) - немецкий писатель и драматург.

3 Карл Штернхейм (нем. Carl Sternheim, 1878-1942) - немецкий драматург и писатель-новеллист, чье творчество относят к экспрессионизму.

4 Эрих Курт Мюзам (нем. Erich Kurt Mühsam, 1878-1934) - поэт, драматург и видный представитель богемы. Анархист. В конце Первой мировой войны один из ведущих агитаторов Баварской Советской Республики. Однако мировую известность он получил уже в годы Веймарской республики (1919-1933) как автор работ, высмеивавших Адольфа Гитлера и осуждавших нацистов еще до их прихода к власти в 1933 году.

5 Карл Хайне (нем. Carl Heine, 1861-1927) - режиссер, театральный деятель. Известен как популяризатор новейшей драматургии. В 1896 году основал в Лейпциге «Литературное общество», целью которого было продвижение современной драматургии. Считается, что именно он открыл для немецкой сцены Ибсена и Ведекинда. К.Х. создал первую постановку по пьесе Ведекинда «Дух земли» (1898), а также осуществил ряд других постановок его драматургии.

6 Эрих Цигель (нем. Erich Ziegel, 1876-1950) - немецкий актер театра и кино, режиссер, интендант. Основатель и интендант с 1911 по 1916 Мюнхенской Каммершпиле (Münchner Kammerspiele), а также Гамбургской Каммершпиле (Hamburger Kammerspiele, 1918). Интендант Дойче Шаушпильхаус (Deutsche Schauspielhaus, 1926-1928) и Гамбургского Талия Театра (Hamburger Thalia Theater, 1932-1934).

7 Леопольд Йесснер (нем. Leopold Jessner, 1878-1945) - режиссер театра и кино. Одна из ключевых фигур немецкого экспрессионизма и политического театра 1920-х годов. Работал в Талиа Театре Гамбурга (1905-1915), Новом Драматическом театре Кенигсберга (Neue Schauspielhaus in Königsberg, 1915-1919), был интендантом Драматического театра Берлина (Intendant des Staatlichen Schauspielhauses in Berlin, 1919-1928), генерал-интендантом берлинских театров (Generalintendant der Schauspielbühnen des Staatstheaters Berlin, 1928-1930).

Q

Wedekind F. Kritische Studienausgabe der Werk. Darmstädter Ausgabe: In 8 Bdn. (in 15 Teilbänden). Hrsg. von Elke Austermühl, Hartmut Vinson, Rolf Kieser. Darmstadt: Häusser Vrlg., 1994-2013.

(театральная критика выделена в самостоятельный раздел), упоминания в письмах и дневниках, относящиеся к тому или иному произведению, толковый словарь терминов и понятий, словарь персоналий, аналитические статьи, библиография.

К списку прижизненной литературы примыкает сборник писем Франка Ведекинда, посвященный самопрезентации автора1, и глоссариум «Актерское искусство»2. Книги эти позволяют дополнить портрет писателя его представлениями о себе и собственном творчестве, которыми он делился с родными, коллегами и критиками.

Богатый материал для анализа сценической деятельности Ведекинда составляет также мемуарная литература: воспоминания супруги, исполнительницы роли Лулу Тилли

л

Ведекинд , записки актеров и режиссеров, с которыми работал драматург. В частности, для изучения первых постановок и ранних его актерских опытов, рецензий на которые практически не сохранилось, бесценным материалом стали свидетельства литератора Курта Мартенса и режиссера Карла Хайне, первого постановщика ведекиндовского «Духа земли»4. Значимые воспоминания о работе Ведекинда на сцене оставили актеры Дойчес Театра: Тилла Дюрье, Эдуард фон Винтерштейн, Вернер Краус5.

В 1920-х годах интерес к Ведекинду постепенно начал угасать. В 1918 году власти сняли цензурные запреты, которые долгое время сдерживали постановку нескольких вещей Ведекинда, включая «Ящик Пандоры», но после революции, в 1920-х годах, берлинская театральная ситуация резко изменилась. В театр пришла новая публика, для которой Ведекинд был не современником, а классиком. Его сменили Эрвин Пискатор и Бертольт Брехт. Ведекинда еще ставили, но всплески интереса были незначительные и приходились на мемориальные даты: 1923 год — пятилетие смерти, 1924 год — шестидесятилетие со дня рождения, 1928 год — десятилетие смерти. Самые яркие постановки по пьесам Ведекинда 1920-х созданы режиссерами-экспрессионистами и Эрихом Энгелем, будущим соратником Брехта, который оттачивал на ведекиндовском материале свой авторский стиль6.

1 Wedekind F. Selbstdarstellung. Aus Briefen und andere persönliche Dokumenten. München:

Albert Langen. 1954.

2 e

Wedekind F. Schauspielkunst. Ein Glossarium. München, Leipzig: G. Müller Vrlg. 1910.

3 Wedekind T. Lulu. Die Rolle meines Lebens. München, Bern, Wien: Ruetten&Loening Vrlg,

1969.

4Martens K. Schonungslose Lebenschronik 1870-1900. Wien, Berlin: Rikola, 1921. Bd. I, 3;

Heine H. Wie Wedekind Schauspieler wurde // Das junge Deutschland, 1918, № 1. Reprint

1969. S. 122f.

5 См.: Винтерштейн Э. Моя жизнь и мое время. М.: Искусство, 1968; Durieux Т. Eine Tür

steht offen. Erinnerungen Das junge Deutschland, 1918, № 1. Reprint 1969. S. 122f. Berlin:

Henschelverl., 1965; Krauss W. Das Schauspiel meines Lebens. Einem Freund erzählt. Eingel. v.

C. Zuckmayer. Stuttgart: Henry Goverts Vrlg., 1958.

6 К этим постановкам относятся: 12 марта 1920 года — «Маркиз фон Кайт», реж.

Леопольд Йесснер, Городской драматический театр Берлина (Staatlichen Schauspielhaus,

Можно выделить три волны исследовательского интереса к Ведекинду: 1910-1920-е, 1950-1970-е, конец 1980-х — наше время. Первым его биографом и критиком был известный немецкий историк театра, один из основоположников театроведения в Германии Артур Кучер (Artur Kutscher), современник Ведекинда и близкий друг, которому поэт посвятил свою пьесу «Франциска». Кучер заложил основу научному освоению наследия Ведекинда. Он первым из академистов обратил внимание на скандальные и неоднозначные по тем временам работы немецкого автора. С 1912 по 1920 годы он издал первое семитомное собрание сочинений писателя, в которое вошли пять томов художественных произведений и два тома писем. Сейчас в библиотеках доступно дополненное собрание в девяти томах, переизданное Кучером в 1924-м1. После смерти Ведекинда в 1918 году именно Кучер начал работать с архивом писателя. Он также создал первую значительную биографию Ведекинда .

В 1930-х, с приходом к власти национал-социалистов, вплоть до конца 1940-х, «ведекиндоведение» замерло; следующий его этап начался лишь в конце 1950-х. Немалых трудов стоило вернуть в научный актив и сценическую практику произведения основательно забытого к тому времени писателя. Одним из самых горячих защитников автора выступил Теодор Адорно. В его литературном комментарии, посвященном философскому аспекту творчества Ведекинда3, а также в эссе о пьесе «Музыка»4 он дает высокую оценку работам Ведекинда, ставя его как новатора драматического языка в один ряд с Шиллером.

В те годы одна за другой появлялись статьи и монографии, посвященные различным аспектам творчества Ведекинда. В них преобладали две тенденции: одни ученые видели Ведекинда первопроходцем в новый век немецкой литературы,- предвестником экспрессионизма и эпического театра. Другие исследователи рассматривали труды писателя как продукт своей эпохи (модерна), концентрируясь на контексте ницшеанства.

Наиболее важны для этой диссертации работы первой группы: монография, посвященная сравнительной характеристике драматургии Ведекинда и Брехта, в которой

Berlin); 19 декабря 1924 года - «Франциска», реж. Карл Хайнц Мартин, венский Раймунд театр (Reimund Theater, Wien); 22 октября 1926 года - «Лулу», реж. Эрих Энгель, Городской драматический театр Берлина; 7 мая 1927 года - «Музыка», Эрих Энгель, Городской драматический театр Берлина.

1 Wedekind F. Gesammelte Werke: In 9 Bd.. Hrsg. Artur Kutscher. München: G.Müller Vrlg., 1924 [1. Aufl.: München, Leipzig: 1912-1921.]; Wedekind F. Gesammelte Briefe: In 2 Bd. Hrsg. v. Fritz Strich. München: Müller Vrlg., 1924.

2 Kutscher A. Frank Wedekind. Sein Leben und sein Werk: In 3 Bd. München: G. Müller Vrlg., 1922, 1927, 1931.

3 Adorno T. Über den Nachlaß Frank Wedekinds // Adorno T. Notitzen zur Literatur. Darmstadt: Suhrkamp, 1984. S. 627-634.

4 Adorno T. Frank Wedekind und sein Sittengemälde «Musik» // Adorno T. Notitzen zur Literatur. Darmstadt: Suhrkamp, 1984. S. 634-641.

автор прослеживает преемственность идейной платформы эпического театра открытиям

1 2 Ведекинда , работы о связях «\Vedekindstil» с экспрессионизмом .

Ко второй группе следует отнести книги исследователей и прежде всего Фридриха Ротэ, которые видят в попытке изолировать Ведекинда от литературы рубежа веков излишнее стремление «оправдать» творчество писателя . Альфонс Хёгер прослеживает путь ведекиндовского «женского» в культуре декаданса4.

В отдельную группу можно выделить работы, посвященные стилеобразованию в текстах Ведекинда5: способу построения диалогов, функционированию комического, исследованию элементов авторского нарратива.

Немецкая теоретическая мысль о Ведекинде сосредоточена главным образом в филологическом, культурологическом, философском поле. До последнего времени было издано лишь два значительных труда, посвященных его театральной деятельности. Фундаментальная работа Гюнтера Зеехауса «Ведекинд и театр»6 — подробная летопись ведекиндовских постановок на европейских сценах с 1898 года, первого спектакля с участием Ведекинда, до 1959 года. Опираясь на рецензии современников, автор подробно рассматривает сценическую историю каждой пьесы драматурга, уделяя особое внимание истории ролей. Ханс-Йохан Ирмер также одним из первых предпринимает комплексное исследование театральной деятельности Ведекинда: он не только анализирует пьесы, группируя их в тематические циклы, но излагает историю постановок немецкого автора, обзор сценической практики и влияний: экспрессионисты, Брехт, Дюрренматт7.

В последние годы появились новые театроведческие исследования, посвященные Ведекинду. Книга Георга Форхта «Коммуникативная природа театра Франка Ведекинда»8 — единственный на сегодняшний день труд, в котором изучается влияние сценической

1 Witzke G. Das epische Theater Wedekinds und Brechts. Tübingen, 1972.

2 См.: Faesi R. Ein Vorläufer: Frank Wedekind // Expressionismus: Gestalten einer literarischen Bewegung, ed. Friedmann H. Mann. Heidelberg: Wolfgang Rothe,1956. S. 241-256.

о

Rothe F. Frank Wedekind's Dramen: Jugendstil und Lebesphilosophie. Stuttgart: Metzler, 1968, 150 s.; См. также: Rothe F. Frühlings Erwachen. Zum Verhältnis von sexueller und sozialer Emanzipation bei Frank Wedekind // Studi Germanici, 1969. № 7. S. 30-41.

4 Höger A. Hetärismus und bürgerliche Gesellschaft im Frühwerk Frank Wedekind. Kopenhagen-München: Fink, 1981.

5 Sandig H. Deutsche Dramaturgie des Grotesken um die Jahrhundertwende. München: Wilhelm Fink Vrlg., 1980; Höger. A. Frank Wedekind. Der Konstruktivismus als schöpferische Methode. Theorie - Kritik - Geschichte. Band 21. Hrsg. von H. Kreuzer. Königstein: Scriptor Vrlg., 1979; Kuhn A.K. Dialog bei Wedekind. Heidelberg: Winter, 1981.

6 Seehaus G. Frank Wedekind und das Theater, 1898-1959. München: Laokoon-Verlag., 1964.

7 Irmer H.-J. Der Theaterdichter Frank Wedekind. Werk und Wirkung. Berlin: HanschenVrlg., 1975.

8 Forcht G. W. Der Medialität des Theaters bei Frank Wedekind. Meinz: Centaurus Vrlg., 2005. X-237 s.

деятельности Ведекинда на его драматургию. Однако обратная связь — влияние художественных взглядов писателя и его драматургического творчества на сценическую практику — не усматривается, что представляется упущением. Эту связь затрагивает англичанин Дэвид Ф. Куне в посвященной Ведекинду главке своей монографии «Немецкий театр экспрессионизма. Актер и сцена»1. Выявляя черты индивидуального исполнительского стиля Ведекинда, Куне указывает на его схожесть со сценическим экспрессионизмом. Из книги видно, как перерождалась актерская традиция Германии: от классической, «кайнцевской» манеры, через кабаре образца рубежа Х1Х-ХХ веков к дадаизму, политическому кабаре 1920-х и, наконец, экспрессионизму. Книга Кунса выявляет связи между актерским искусством Германии XIX и XX веков, выполняя ту миссию, которую не берут на себя немецкие исследователи Ведекинда.

Начало 1960-х было отмечено интересом англоязычной, в основном американской литературы к личности и работам Ведекинда. Первая развернутая творческая биография писателя вышла в 1969 году в Нью-Йорке под названием «Франк Ведекинд: человек и его труд» . Автор, Сол Гиттельман, на первых же страницах смело констатирует: Ведекинд стал первым западным писателем, заявившим в литературе тезис Фрейда о том, что цивилизация построена на постоянном подавлении инстинктов человека. Эта биография вызвала к жизни традицию фрейдистского толкования творчества Ведекинда, отголоски которой слышатся в англоязычной литературе до сих пор3.

Среди англоязычных театроведческих трудов необходимо выделить книгу профессора Драматической школы Вашингтонского университета Сары Брайнт-Бертэйл «Пространство и время в эпическом театре: наследство Брехта»4, в которой автор дает новую трактовку понятия «эпический театр», прослеживая зарождение и развитие принципов этой модели театра с «Бури и натиска» до постановок Петера Штайна. Ведекинд, по мысли исследователя, является фигурой, объединяющей театральные идеи XIX века с идеями Брехта и Пискатора.

Творчество Ведекинда и сейчас подвергается активному освоению и даже переосмыслению. Большая заслуга в этом принадлежит Обществу Ведекинда (\Уес1е1апс1

1 Kuhns D.F. German expressionist theatre. The actor and the stage. Cambridge: University press, 2006.

Gittleman S. Frank Wedekind: The man and his work. NY: Twayne, 1969.

3 Boa E. Sexual Circus. Wedekind's Theatre of Subversion.Oxford: Basil Blackwell Ltd, 1987; Izenberg G.N. Modernism and Masculinity: Mann, Wedekind, Kandinsky Through World War. The University of Chicago Press, Chicago, 2000.

4 Bryant-Bertail S. Space and time in epic theatre: The Brechtian legacy. Washington: Boydell & Brewer, 2000.

Gesellschaft1), которое объединяет исследователей разных городов Германии и Австрии. Инициативная группа Общества, руководители проекта — профессора Университета естественных наук Дармштадта Ульрике Штайервальд (Dr. Ulrike Steierwald), Ута Штёрль (Dr. Uta Störl) и Хартмут Винсон (Prof. Dr. Hartmut Vinçon). «В Биографии Кучера материал

л

был не систематизирован, а распределен в хронологическом порядке» , — констатировал Винсон в одной из своих работ. Главной целью Общества стала систематизация обширного наследия Ведекинда, результатом которой и явился упомянутый выше восьмитомный комментарий. Последний среди изданных, пятый том комментария, был представлен на собрании Общества в феврале 2013 года. Также эта группа исследователей курирует издание монографий, переиздание комментированной переписки Ведекинда и его окружения, публицистики и иных работ, включая рекламу, сделанную для фирмы Магги в юношеские годы писателя.

Столь живая и плодотворная деятельность Общества имеет, однако, и отрицательные последствия: из-за перекоса ведекиндоведения в сторону филологических изысканий театроведческое направление исследований оказалось на долгие годы практически замороженным. Во всем обширном комментарии присутствует лишь одна проблемная статья с программным названием «Ведекинд не был современен»3, посвященная сценической практике драматурга. Поздняя работа Ханса-Йохана Ирмера, где утверждается примат литературной деятельности поэта над театральной практикой: «Театр был второй по значению, не важнейшей работой его жизни»4. Ирмер не соглашается с Тюнером Зеехаусом, которому посвящает свой текст, в том, что Ведекинд принес на немецкую сцену новую технику актерской игры, считая, что у него были лишь «новые цели игры», выраженные с непосредственностью дилетанта. Столь резкий взгляд позднего Ирмера, лишь немного скорректированный благодаря упомянутому выше труду Георга Форхта, не позволяет немецким исследователям взглянуть на творчество Ведекинда как на целостное явление, где писательская, актерская, кабаретная, общественная деятельность представали бы в тесном взаимодействии.

Россия переживала бурное увлечение Ведекиндом накануне Первой мировой войны. В период с 1907 по 1912 годы было создано порядка сорока переводов различных произведений писателя, главным образом, раннего периода творчества. Основной массив

1 Официальный сайт Общества: http://www.frankwedekind-gesellschaft.de/

2 Vinçon H. Frank Wedekind. S. 46.

3 Irmer H.-J. Wedekind war nicht modern // Wedekind F. Werke - Kritik. Studienausgabe: Iin 8

Bd. Darmstadt: Hausser media Vrlg., 2003. Bd. 8. S. 1129-1150.

4 Ibid. S. 1147.

переводов пришелся на 1907-1908 годы. В 1907-м вышел первый том собрания сочинений Ведекинда1, в который вошли пьесы «Дух Земли» (пер. Р. Бреннер), «Ящик Пандоры» (пер. А. Торского), «Пляска мертвых» (пер. М. Ярцевой). Собрание сочинений так и не было издано, но сама идея его создания свидетельствует о популярности Ведекинда. Позже появляется еще пять переводов «Духа земли» и два — «Пандоры». В диссертации используются переводы Вс. Мейерхольда и П. Гиберман, изданные «Шиповником» единым томом г Наибольшей популярностью пользовалась- пьеса «Пробуждение весны»---из шести-

о

вариантов перевода для диссертации выбран перевод Федера и жесткий, близкий к оригиналу перевод Е. Маурина4. Современники с удовольствием переводили также «Der

Kammersänger» (шесть переводов), «Der Totentanz» (три перевода)5, «Die Zensur» (три

6 1 перевода) . Не остались без внимания рассказы Ведекинда , его ранняя пьеса «Die junge

Я "

Welt» (два перевода) , новелла «Mine-Haha oder Uber die körperliche Erziehung der jungen Mädchen» (два перевода) 9 «Musik» (два перевода)10. Знаменитый «Der Marquis von Keith» удостоился лишь одного перевода11, как и «Hidalla oder Sein und Haben»12. Из поздних пьес

1 Ведекинд Ф. Собр. соч. Т. I. М.: Пан, 1907.

2 Ведекинд Ф. Пьесы. Кн.1-2. СПб.: Шиповник, 1908. Кн. 2.: Пулу: Драмат. произведение в 2-х ч.: Ч. 1.: Вампиръ /Дух земли/: Трагедия в 4-х д. с прологом / Пер. Вс. Мейерхольда. Пролог и эпиграфы в пер. С. Городецкого; Ч. 2.: Ящик Пандоры: Трагедия в 3-х д. / Пер. П. Гиберман.

Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дунаева, Александра Олеговна, 2013 год

Список использованной литературы

Литература на русском языке

Произведения Ф. Ведекинда Сборники

1. Собр. соч. Т. I. М.: Пан, 1907. 157 с.

2. Пьесы. Кн. 1-2. СПб.: Шиповник, 1908. Кн. 2.: Лулу: Драмат. произведение в 2-х ч.: Ч. 1.: Вампиръ: Трагедия в 4-х д. с прологом / Пер. Вс. Мейерхольда. Пролог и эпиграфы в пер. С. Городецкого; Ч. 2.: Ящик Пандоры: Трагедия в 3-х д. / Пер. П. Гиберман. 220 с.

Отдельные произведения Frühlings Erwachen

3. Весенние побеги: трагедия детской души / Пер. Е.И. Маурина. СПб.: электропечатня Я. Левенштейн, 1908. 160 с.

4. Пробуждение весны. Детская трагедия / Пер. Федера, под. ред. Ф.Сологуба. СПб.: Шиповник, 1908. 204 с.

5. Пробуждение весны / Пер. В.О. Шмидт. М.: литогр. Театр, б-ки С.Ф. Рассохина, 1907. 73 с.

6. Пробуждение весны / Пер. Е. Васина. М.: Лотос, 1908. 144 с.

7. Пробуждение весны / Пер. Е. Кугеля // Библиотека «Театра и искусства», 1907. Кн. 9. С. 135.

Der Erdgeist

8. Дух земли. Лулу: Трагедия в 4-х д. Киев: С. Иванов, 1908. 92 с. [Переводчик не указан.]

9. Дух земли: Трагедия в 4-х д. с прологом / Пер. Э. Бескина. М.: Чайка, 1908. 135 с.

10. Женщина: Трагедия в 4-х д. / Пер. В.О. Шмидт. М.: литогр. Театр, б-ки С.Ф.

Рассохина, 1904. 103 с. Die Büchse der Pandora

11. Дар Зевса первой женщине / Пер. В. Бессарабца. Киев: С. Иванов, 1908. 74 с. Hidalla

12. Религия красоты: Общество улучшения человеческой породы / Пер. Е. Кугеля. СПб.,

Журнал «Театр и искусство», 1907. 71 с.

Die Junge Welt

13. Молодая жизнь: Комедия в 3-х актах с прологом / Пер. Ашуг. М.: Основа, 1908. 93 с.

14. Молодое поколение: Комедия в 3-х д. с прологом / Пер. Г. Виллиам. М.: Типогр. А.П. Поплавского, 1908. 95 с.

Der Kammersänger

15. Артист: Сцены в одном действии / Пер. JIM. Василевского. СПб.: Соврем, лит.,

1908. 103 с.

16. Жерардо: Сцены в 1-м д. СПб.: тип. 1-й СПб. труд, артели, 1909. 103 с. [Переводчик

не указан.]

17. Знаменитость / Пер. К. Ильиной. М.: журн. «Русский артист», [1907]. 34 с.

18. Любимец публики / Пер. В.О. Шмидт. М.: литогр. Театр, б-ки С.Ф. Рассохина, 1905.

37 с.

19. Придворный солист: Три сцены / Пер. Вс. Мейерхольда. М.: литогр. Театр, б-ки

С.Ф.'Рассохина, 1906. 52 с.

20. Тенор: Сцена в одном действии // Иллюстрированный еженедельник, 1907, № 44.

Стб. 701-706; 711; № 45. Стб. 719-722; № 46. Стб. 733-741. König Nicolo oder So ist das Leben

21. Такова жизнь: Драма в 5-ти д. / Пер. С. Левицкого. Киев: С.И. Иванов, 1908. 76 с.

22. Я — король: Такова жизнь / Пер. А. Бурдохвостова (А.П. Бурда) // Пг.: журн. «Театр

и искусство», 1918. 32 с. Der Marquis von Keith

23. Маркиз фон Кайт: Сцены из мюнхенской жизни / Пер. О. Норвежского. СПб.: Изд-во

«EOS»,. 1908. 108 с. Die Musik

24. Музыка:иллюстрация нравов в 4-х картинах / Пер.под ред. Э. Бескина. М.: Чайка,

1908. 96 с.

25. Музыка: Очерк современных нравов с пред. автора «Мать и дитя» / Пер.

О. Норвежского. СПб.: СПб. кн. экспедиция, 1908. 138 с. Der Totentanz

26. Пляска мертвых: Три сцены / Пер. Потемкина. СПб.: EOS, 1907. 56 с.

27. Иначе...: Три сцены. СПб.: Ф.И. Митюринков, 1908. 45 с. [Переводчик не указан.]

28. Пляска мертвых / Пер. М. Виноградовой. Киев: С.И. Иванов, 1908. 36 с.

Die Zenzur

29. Цензура: Теодицея в 3-х картинах / Пер. О. Норвежского (О.М. Картожинского).

СПб.: тип. В.Я. Мильштейна, 1908. 88 с.

30. Цензура: Теодицея в 3-х сценах / Пер. Ашуг. М.: Основа, 1908. 44 с.

31. Цензура: Пьеса в 3-х сценах / Пер. З.М. Мейеровича. М.: журн. «Русский артист»,

1908. 39 с.

Прозаические сочинения

32. Агнец Божий / Пер. И.Г. Смирдович; Под ред. И. Ясинского. СПб.: Труд, [190?]. 64

с.

33. Избранные рассказы. СПб.: Ред. журн. «Пробуждение», 1912. 127 с.

34. Княжна-Русалка: Сб. рассказов / Пер. О. Норвежского (О.М. Картожинского). СПб.:

EOS, 1907. 168 с.

35. Мине-Гага, или О физическом воспитании молодых девушек. Из лит. наследства

Елены Энгель. Изд. Франком Ведекиндом / Пер. П.Б.; Под ред. Э. Бескина. М.: Чайка, 1908. 125 с.

36. Мине-Гага, или О физическом воспитании молодых девушек. Из лит. наследства

Елены Энгель. Изд. Франком Ведекиндом / Пер. Р. Бреннера. М: Кентавр, 1908. 91 с.

37. Обнаженая душа: Рассказы / Пер. Е. Маурина СПб.: В. Ломов, [190?]. 64 с. Худож.

библиотека, № 9; Ведекинд Ф. Княжна-Русалка: Сб. рассказов / Пер. О.Норвежского. СПб.: EOS, 1907. 168 с.

38. Раби Эзра. Рига: Польза, [19?]. 52 с.

39. Рассказы: Княжна-Русалка; По рынкам; Любовь по первому взгляду; Учитель Эзра;

Предупредительная прививка // Вестник иностранной литературы, 1907, № 10. С. 7 -25.

40. Фейерверк: Избр. рассказы / Пер. А.Ф.Л.М.: типолит. т-ва И.И. Кушнеров и Ко, 1907.

III с.

41. Фейерверк: Рассказы / Пер. Н. Виноградова. Берлин: Э. Бергер, 1920. 93 с. Произведения других авторов

42. Гальбе М. Юность. Драма в 3-х д. М.: Изд-во журнала «Театр и искусство», 1898.

ИЗ с.

Книги и статьи в книгах

43. Адорно Т.В. Проблемы философии морали / Пер. с нем. М.Л. Хорькова. М.:

Республика, 2000. 238 с.

44. Анненков Ю.П. Дневник моих встреч: цикл трагедий. М.: Вагриус, 2005. 732 с.

45. Барбой Ю.М. К теории театра: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008. 238 с.

46. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМИК, 1988.

201 с.

47. Бахмутский В. Пороги культуры. М.: Гелеос, 2005. 435 с.

48. Берковский Н.Я. Литература и театр. М.: Искусство, 1969. 346 с.

49. Блок A.A. Полное собр. соч. и писем: В 20 т. М.: Наука, 2003. Т. 7. Проза (1903-

1907). 503 с.

50. Бояджиева Л.В. Макс Рейнхардт - режиссер-новатор (формирование принципов

синтетического театра): Автореф. на соиск. ст. кандидата искусствоведения. М, 1972. 40 с.

51. Бояджиева Л.В. Рейнхардт. Л.: Искусство, 1987. 222 с.

52. Бушуева С.К. Моисси. Л.: Искусство, 1986. 235 с.

53. Бычков В. Эстетика: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2002. 556 с.

54. Венгерова 3. Франк Ведекинд // Венгерова 3. Литературные характеристики. В 3 кн.

Кн. 2. СПб.: Типо-Литогр. А.Э. Винеке, 1905. С. 317-337.

55. Винтерштейн Э. Моя жизнь и мое время. М.: Искусство, 1968. 392 с.

56. Владимиров C.B. Действие в драме. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2000. 192 с.

57. Галанина Ю.Е. Любовь Дмитриевна Блок. Судьба и сцена. М.: Прогресс-Плеяда,

2009. 434 с.

58. Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л.,М.:

Искусство, 1939. 320 с

59. Гвоздев A.A. Из истории театра и драмы. Пг.: Academia, 1923. 103 с.

60. Гвоздев А. Театр послевоенной Германии. Л.-М.: Худож. лит-ра, 1933. 192 с.

61. Германия. XX век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм: литература, живопись,

архитектура, музыка, кино, театр: [сборник] / [Гос. ин-т искусствознания; ред.-сост. В.Ф. Колязин; науч. ред. И.И. Ремезова]. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. 604, [4] е., [8] л. ил.

62. Гулыга А. Путями Фауста. Этюды германиста. М.: Советский писатель, 1987. 346 с.

63. Жеребин А.И. Мейерхольд и Ведекинд // Литература в контексте художественной

культуры. Вып. 1. Отв. ред. д. филолог, н. A.M. Фурсенко. Новосиб.: Изд-во Новосиб. универс, 1991. С. 39^17.

64. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.:

Худож. лит., 1972. 495 с.

65. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. 408 с.

66. Искусство режиссуры за рубежом. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2004. 320 с.

67. Карельский А. В. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма / Под ред.

A. Карельского. М.: Искусство, 1972. С. 3-70.

68. Карельский A.B. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.:

Советский писатель, 1990. 400 с.

69. Костелянец Б.О. Драма и действие: Лекции по теории драмы / Сост. и вступ. ст.

B.И. Максимова. М.: Совпадение, 2007. 503 с.

70. Ле Ридер Ж. Венский модерн и кризис идентичности. СПб.: Изд-во им. Н.И.

Новикова; Изд. дом «Галина скрипсит», 2009. 720 с.

71. Макарова Г. Актерское искусство Германии. Роли, сюжеты, стиль. Век XVIII - век

XX. М.: РГГУ, 2000. 262 с.

72. Макарова Г.В. В полемике со временем (Макс Рейнхардт и немецкий театр 1914—

1920 годов) // Западное искусство. XX век. М.: Наука, 1991. С. 81-113.

73. Макарова Г.В. Некоторые основные тенденции в режиссуре немецкого

драматического театра периода Веймарской Республики (К проблеме соотношения театрального искусства ФРГ с немецким театром 20-х годов). М.: Наука, 1973. 135 с.

74. Макарова Г. Политический спектакль в театре Веймарской республики // Западное

искусство. XX век. М.: Наука, 1978. С. 36-77.

75. Макарова Г. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв. М.: Наука,

1992. 335 с.

76. Макарова Г. Экспромты, фуги и оратории. Немецкий театр XX в. и дух музыки //

Западное искусство. XX век. Проблема развития западного искусства XX века. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 229-254.

77. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собр. соч. в 10 т. М.:

Худож. лит-ра, 1960. Т. 10. С. 346-391.

78. Марков П. В театрах разных стран. Берлин 1925-1928. М.: ВТО, 1967. 396 с.

79. Матич О. Эротическая утопия: новое религиозное сознание и fin de siècle в России.

M.: НЛО, 2008. 400 е., ил.

80. Мейерхольд в русской театральной критике: 1892-1918. М.: Артист. Режиссер.

Театр, 1997. 527 с.

81. Мейерхольд. Наследие 2: Товарищество новой драмы; Создание Студии на

Поварской. Лето 1903 - весна 1905. М.: Новое издательство, 2006. 664 с.

82. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. 830 с.

83. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-

XX веков. М.: Наука, 1974. 390 с.

84. Роман Виктюк с самим собой / Сб. статей. М.: ZebraE, 2003. С. 284-299.

85. Рудницкий К. В театре на Офицерской // Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М.: ВТО, 1978. С. 137-211.

86. Рудницкий K.J1. Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 516 с.

87. Русский авангард 1910-х-1920-х годов и проблема экспрессионизма. М.: Наука,

2003. 844 с.

88. Троцкий Л.Д. Франк Ведекинд // Троцкий Л.Д. Литература и революция. М.:

Политиздат, 1991. С. 326-345. [Печатается по изд. 1923 г.]

89. Сарабьянов Д. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 343 с.

90. Сарабьянов Д. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М.: Искусство, 1989. 294 с.

91. Ставицкий A.B. Метадрама Г.Бюхнера и проблемы ее сценического воплощения:

дисс. на соискание уч. ст. кандидата наук: 17.00.01 / Ставицкий Алексей Викторович.: СПбГАТИ, 2012. 160 с.

92. Стерноу С. Арт Нуво: Дух прекрасной эпохи. Минск: Белфакс, 1997. 128 с.

93. Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру.

СПб: Изд-во СПбГАТИ, 2006. 176 с.

94. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. 455 с.

95. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М.: Прогресс, Литера, 1992. С. 201-

255.

96. Фрейд 3. Толкование сновидений. СПб.: Алетейя, 1997

97. Шах-Азизова Т. Синтетизм драматического театра // Взаимодействие и синтез

искусств. Л.: Наука, 1978. С. 55-68.

98. Шахматова Е.В. Искания европейской режиссуры и традиции востока. М.:

Эдиториал УПСС, 1997. 289 с.

99. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М.: Мысль,

1998. 668 с.

100. Яблоновский С. О театре. М.: Изд-е И. Сытина, 1909. 176 с. Статьи в периодических изданиях

101. Алпатова И. «Дух земли» // Культура. 2001. № 45. 29 нояб.- 5 декаб. С. 13.

102. Витвицкая Б. Франк Ведекинд // Театр и искусство, 1918. № 8-9. С. 91.

103. Гофман В. Ведекинд по-русски // Весы 1907. № 10. С. 58-60.

104. Гусев А. Домой. Разврата нет // Империя драмы, 2008, № 19. С. 6.

105. Должанский Р.Виктюк ставит животом // Коммерсант, 1999, 14 апр. С. 13.

106. Дымов О. Франк Ведекинд // Театр и искусство, 1909, № 49. С. 880-882. [Ч. 1.]

107. Дымов О. Франк Ведекинд // Театр и искусство, 1909, № 50. С. 908-910.[Ч. 2.]

108. Дымов О. Франк Ведекинд // Театр и искусство, 1909, № 51.С. 927-928. [Ч. 3.]

109. Золотницкий Д.И. Автономия таланта (Вера Панова на сцене театра «Комедия»

(б. Корша) // Экран и сцена, 2003, № 2. С. 11-13.

110. Коваленко Г.В, Павлюченко К. Российский театр: информация, проблемы, тенденции // Страстной бульвар, 2008, № 3. С. 14-18.

111. Кугель А.Р. Из берлинских впечатлений // Театр и искусство, 1907, № 40. С. 686-

688.

112. Кулыгина С. В зоне риска // Омск театральный, 2007, Дек. С. 8.

113. Марков П. Современная экспрессионистическая драма в Германии // Искусство.

1923. № 1. С. 373-391.

114. Николаевич С. На пути к Годо // Культура, 1991, № 6. 19 окт.-З нояб. С. 14.

115. Никольская А. Двойник // Страстной бульвар, 2001, № 30. С. 15.

116. Норвежский О. Франк Ведекинд (Силуэт) // Театр и искусство, 1907, № 45. С. 741-

742.

117. Розанов В. Как разрешается недоумение? // Новое время, 1907, 12 окт.

118. Рудницкий М. ФРГ // Театр. 1989, № 1. С. 57-62.

119. Смирнова О. «Дух земли» в театре на Малой Бронной // Культура, 2001, № 44. 22-

28 нояб. С. 9.

120. Смольяков А. Мне - Requiem // Культура, 1999, № 16. С. 10.

121. Чеботаревская А. Ведекинд Ф. Пробуждение весны // Русская мысль, 1907, № 10.

С. 195-197.

122. Чулков Г. Пробуждение весны Ф. Ведекинда // Товарищ, 1907, 12 окт.

123. Шендерова А. Много пола из ничего // Коммерсант, 2007, № 2. 16 янв. С. 14.

124. Шик М. (Рецензия на книгу Ведекинда «Четыре времени года») // Весы, 1906, № 10.

С. 56-58.

125. Широкая А. Возвращение Лулу // Культура, 2001. № 28. 26 июля-1 авг. С. 11.

126. Эллис. О двух драмах Франка Ведекинда // Перевал, 1907. № 10. С. 51-52.

127. Элиасберг А. Современные немецкие поэты. Франк Ведекинд // Весы, 1908, № 1.

С. 118-123.

128. Эфрос Н. Ведекинд у Корша (Письмо из Москвы) // Театр и искусство. 1907. № 40.

С.649 - 650.

129. Homo Novus [Кугель А.Р.] Заметки // Театр и искусство. 1907. № 38. С. 620-622.

Справочная литература

130. БСЭ. Изд. 2. М.: Гос. науч. изд-во «БСЭ», 1951. Т. 7. С. 91.

131. История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1986. Т. 2. 255 с.

132. Краткая литературная энциклопедия. М.: ГНИ «Сов. энциклопедия», 1962. Т. 1. С.

880.

133. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. 752 с.

134. Павис П. Словарь театра. 2-е изд. M.: ГИТИС, 2003. 594 с.

135. Театральная энциклопедия / Гл. ред. С.С. Мокульский. М.: ГНИ «Сов.

энциклопедия», Т. 1. С. 881.

136. Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. Бушуева С.К.,

Варламова А.П., Таршис H.A. СПб.: Изд-во РИИИ, 2005. Вып. 1. 250 с.

137. Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. Бушуева С.К.,

Варламова А.П., ТаршисН.А. СПб.: Изд-во РИИИ, 2010. Вып. 2. 212 с.

138. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

139. Энциклопедический словарь экспрессионизма / Гл. ред. Топер П.М. М.: ИМЛИ им. A.M. Горького РАН, 2008. 735 с.

140. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. М.: Республика, 1998. 429 с.

141. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М.: Республика, 2003. 432 с.

Интернет-ресурсы

142. Венгерова 3. Ведекинд, Франк // Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: в 29 т. 1907.

Т. 29. Режим доступа: http://az.lib.ru/w/wengerowa z a/text Q200.shtml. Дата обращения: 11.02.2013.

Литература на немецком языке

Прозведения Франк Ведекинда

143. Wedekind F.: Gesammelte Werke: In 9 Bdn. Hrsg. Artur Kutscher. München: Müller

Vrlg., 1924 [1. Aufl.: München, Leipzig: 1912-1921.];

144. Wedekind F.: Gesammelte Briefe: In 2 Bdn. / Hrsg. v. Fritz Strich. München: Müller Vrlg., 1924. 748 s.

145. Wedekind F. Kritische Studienausgabe der Werk. Darmstädter Ausgabe: In 8 Bdn. (15 Teilbänden) / Hrsg. von Austermühl E., Vingon H., Kieser R. Darmstadt: Häusser Media Vrlg., 1994-2013.

146. Wedekind F. Selbstdarstellung. Aus Briefen und andere persönliche Dokumenten.

München: Albert Langen, 1954. 85 s.

147. Wedekind F. Schauspielkunst. Ein Glossarium. München, Leipzig: G. Müller Vrlg., 1910.

52 s.

Книги и статьи в книгах

148. Adorno Т. Über den Nachlaß Frank Wedekinds // Adorno T. Notizen zur Literatur. Darmstadt: Suhrkamp, 1984. S. 627-634.

149. Adorno T. Frank Wedekind und sein Sittengemälde «Musik» // Adorno T. Notizen zur Literatur. Darmstadt: Suhrkamp, 1984. S. 634-641.

150. Bab J. Das Theater der Gegenwart. Geschichte der dramatischen Bühne seit 1870. Leipzig: J.J. Weber, 1928. 247 s.

151. Brecht B. Frank Wedekind // Brecht B. Schriften zum Theater in 7 Bd. Berlin, Weimar: Aufbau Verlag, 1964. Band 1. S. 7-8.

152. Brecht B. Baal. Drei Fassungen. Berlin: Suhrkamp, 2007. 232 s.

153. Die Spielpläne Max Reinhardts. 1905-1930. München: Per&Co, 1931. 60 s.

154. Durieux T. Eine Tür steht offen. Erinnerungen. Berlin: Henschelverl., 1965. 294 s.

155. Das Wedekindbuch. Munich, Leipzig: Georg Müller Verlag, 1914. 287 s.

156. Faesi R. Ein Vorläufer: Frank Wedekind // Expressianismus: Gestalten einer literarischen

Bewegung, ed. Friedmann H. Mann. Heidelberg: Wolfgang Rothe, 1956. S. 241-256

157. Fechter P. Frank Wedekind. Der Mensch und das Werk. Jena: E. Lichtenstein, 1920. 174

s.

158. Florack R. Wedekind's «Lulu». Zerrbild des Sinnlichkeit. Tübingen: Max Niemeyer

Verlag, 1995. 305 s.

159. Forcht G. W. Der Medialitaet des Theaters bei Frank Wedekind. Meinz: Centaurus

Verlag, 2005. X-237 s.

160. Forcht G.W. Frank Wedekind und die Anfänge des deutschsprachigen Kabaretts. Reihe

Sprach- und Literaturwissenschaft, Band 39.Freiburg:Centaurus Verlag&Media, 2009. 239 s.

161. Frank Wedekind und das Theater. München: Drei Masken Verlag, 1915. 85 s.

162. Harris E.P. Die Befreiung des Fleisches aus dem Stein. Pygmalion in Frank Wedekinds

«Erdgeist» // Das Schöne soll sein. Aisthesis in der deutschen Literatur / Hrsg. von Peter Heßmann Bielefeld, 2001. S. 393-411.

163. Hashem M. Satirische Elemente im dramatischen Werk Frank Wedekinds. Frankfurt am

Main: Peter Lang, 2005. 23 s.

164. Hoffmeister G. Goethes Mignon und ihre Schwester: Interpretationen und Rezeption. NY:

Peter Langen, 1993. 255 s.

165. Holitscher A. Lebensgeschichte eines Rebellen. Meine Erinnerungen. Berlin: S. Fischer,

1924. 246 s.

166. Horst F. Die Dämonisierung des Erotischen in Literatur der Fin de Siecle // Aufsätze zum Literatur und Kunst der Jahrhundertwende / Hrsg. von Gerhard Kluge. Amsterdam: Rodopi, 1984. S. 442^164.

167. Höger A. Hetärismus und bürgerliche Gesellschaft im Frühwerk Frank Wedekind, Kopenhagen-München: Fink, 1981. 208 s.

168. Höger A. Frank Wedekind. Der Konstruktivismus als schöpferische Methode. Theorie -

Kritik - Geschichte. Band 21 / Hrsg. von H. Kreuzer. Königstein: Scriptor Vrlg., 1979. 185 s.

169. Ihering H. Von Josef Kainz bis Paula Wessely. Schauspieler von gestern und heute. Heidelberg, Berlin, Leipzig: Hüthig, 1942. 248 s.

170. Irmer, H.-J.: Der Theaterdichter Frank Wedekind. Werk und Wirkung. Berlin: Hanschenverlag, 1975. 342 s.

171. Jesch J. Stilhaltungen im Drama Frank Wedekinds. Marburg: Tectum, 1959. 127 s.

172. Kayser W. Das Groteske: Seine Gestaltung in Material und Dichtung. Oldenburg,

Hamburg: Gerhardt Stalling Verlag, 1957. 228 s.

173. Kerr A. Mit Schleuder und Harfe. Theaterkritiken aus drei Jahrzehnten. Berlin: Henschverlag Kunst und Gesellschaft, 1981. 668 s.

174. Krauss W. Das Schauspiel meines Lebens. Einem Freund erzählt. Eingel. v. C. Zuckmayer. Stuttgart: Henry Goverts, 1958. 258 s.

175. Kutscher A.Wedekind: Leben und Werk / Hrsg. von K. Ude. München: List, 1964. 379 s.

176. Kuhn A.K. Dialog bei Wedekind. Heidelberg: Winter, 1981. 235 s.

177. Kuhns D.F. German expressionist theatre. The actor and the stage. Cambridge: University

press, 2006. 311 s.

178. Lulu von Frank Wedekind. Geschlechter Szenen in Michael Thalheimers Inzenierung am Thalia Theater Hamburg / Hrsg.von Ortrud Gutjahr. Hamburg: Königshausen & Neumann, 2006. 137 s.

179. Mann H. Erinnerungen an F. Wedekind // Essays, vol. 1. Berlin, 1954. S. 35-37.

180. Martens K. Schonungslose Lebenschronik 1870-1900. Bd. I, 3. Wien-Berlin: Rikola,

1921.260 s.

181. Mildner S. Konstruktionen der Femme fatale. Lulu-Figur bei Wedekind und Pabst.

Frankfurt a. M.: Peter Lang, 2007. S. 17-97.

182. Milkereit G. Die Idee der Freiheit im Werke von Frank Wedekind, Köln: Photostelle der University zu Köln, 1957. 132 s.

183. Plesser M. Der Dramatiker als Regisseur dargestellt am Beispiel von Wedekind,

Sternheim und Kaiser (Dissertation). Köln: Uni. Köln Vrlg., 1972. 265 s.

184. Regnier A. Frank Wedekind. Eine Männertragoedie. München.: btb-Verlag, 2008. 463 s.

185. Rothe F. Frank Wedekind's Dramen: Jugendstil und Lebesphilosophie. Stuttgart: Metzler,

1968, 150 s.

186. Riedlinger S. Aneignungen: Frank Wedekinds Nietzsche-Rezeption. Marburg: Tectum,

2005. 350 s.

187. Sandig H. Deutsche Dramaturgie des Grotesken um die Jahrhundertwende München: Wilhelm Fink Verlag, 1980. 280 s.

188. Schauspielkunst. Ein Glossarium von Frank Wedekind. München, Leipzig: Georg Müller Vrlg. S. 317.

189. Seehaus G. Frank Wedekind und das Theater, 1898-1959. München: Laokoon-Verlag,

1964. 766 s.

190. Schröde-Zebralla J. Frank Wedekinds religiöser Sensualismus. Frankfurt a. M.: Peter Lang, 1985. 205 s.

191. Thomalla A. Die «femme fregile» Ein literarischer Frauentypus der Jahrhundertwende.

Düsseldorf: Bertelsmann Univäraitet Vrlg., 1972. 130 s.

192. Vin9on H. Frank Wedekind. Stuttgart: J.B. Metzler, 1987. 230 s.

193. Vin?on H. Inszenierung der Sexualität. Zur Verwissenschaftlichung und Literarisierung des Sexualdiskurses im 19. Jahrhundert am Beispiel von Frank Wedekinds «Eden»-Konzept // «Alle Welt ist medial geworden». Literatur, Technik, Naturwissenschaft in der klassischen Moderne. Internationales Darmstädter Musil-Symposium / Hrsg. von Luserke-Jaqui M. Tübingen, 2005. 30 s.

194. Von der Freien Bühne zum Politischen Theater: Drama und Theater im Spiegel der Kritik:

in 2 Bd. Hrsg. von H. Fetting. Bd. 1. 1889-1918. Leipzig : Reclam, 1987. 432 s.

195. Wedekind T. Lulu. Die Rolle meines Lebens. München, Bern,Wien: Ruetten & Loening

Verlag, 1969. 304 s.

196. Witzke G. Das epische Theater Wedekinds und Brechts. Tübingen, 1972. 482 s.

Статьи в периодических изданиях

197. Blätter des Deutschen Theaters. 1912. Juni, 1. № 19. S. 252-263.

198. Heine H. Wie Wedekind Schauspieler wurde // Das junge Deutschland. 1918. № 1. S. 23.

199. Mann K. Frank Wedekind // Neue Weltbühne. 1935. № 42. S. 1311-1316.

200. Müller S. Serial killing in a serial culture. Lulus apokalyptische Mesalliance mit Jack the

201. Ripper // Zeitgeschichte. 2001. № 28. H. 1. S. 44-51.

202. Rothe F. Frühlings Erwachen. Zum Verhältnis von sexueller und sozialer Emanzipation

bei Frank Wedekind // Studi Germanici. 1969. № 7. S. 30-41.

203. Roth-Lange F. Szenographien lesen: am Beispiel von Bühnenräumen zu Büchners

«Woyzeck», Wedekinds «Frühlings Erwachen» und Horväths «Geschichten aus dem Wiener Wald» // Der Deutschunterricht. 2004. № 55. H. 2. S. 31-45.

Интернет-ресурсы

204. Официальный сайт Общества Франка Ведекинда: http://www.frankwedekind-

gesellschaft.de/

Литература на английском языке

205. Best А. Frank Wedekind. London: Oswald Wolf, 1975. 121 p.

206. Boa E. Sexual Circus. Wedekind's Theatre of Subversion. Oxford: Basil Blackwell Ltd,

1987. 240 p.

207. Bryant-Bertail S. Space and time in epic theatre: The Brechtian legacy Washington: Boydell & Brewer, 2000. 245 p.

208. Gittleman S. Frank Wedekind: The man and his work. NY: Twayne, 1969. 149 p.

209. Dijkstra В. Idols of Perversity. Fantasies of feminine evil in fin-de-siecle culture . Oxford: Oxford University press, 1986. 430 p.

210. Izenberg G.N. Modernism and Masculinity: Mann, Wedekind, Kandinsky Through World War. The University of Chicago Press, Chicago, 2000. 257 p.

211. Jelavich P. Munich and the theatrical modernism. Politics, Playwriting, and Performance

1890-1914. Cambridge, Massachusetts, London: Harvard University Press, 1985. 403 p.

212. McCombs N. Earth Spirit, Victim, or Whore? The prostitute in German Literature 1880-

1925. NY: Peter Lang, 1986. 279 p.

213. Wedekind F. The First Lulu. English Version of the Play by Eric Bentley. NY: Applause Theatre Books, 1994. 207 p.

214. Westervelt W. Frank Wedekind and the search of morality. Los Angeles: Univ. of

Southern California, 1966. 300 p.

215. Wilke A.B. Literary polarities at the turn of the century: Frank Wedekind and Max Halbe

// Frank Wedekind Yearbook 1991 / Ed. By R. Kieser, R. Grimm. NY : Peter Lang, 1991. P. 141-153.

Статьи в периодических изданиях

216. Schuler-Will J. Wedekind's Lulu: Pandorra and Pierrot, the Visual experience of myth // German studies review. 1984. Febr. Vol. VII. № 1. P. 27-39.

Приложение 1. Краткая летопись жизни и творчества Франка Ведекинда1 1849

Переезд Фридриха Вильгельма Ведекинда, отца писателя, в Сан-Франциско в добровольное изгнание после революции 1848.

1862

Доктор Ведекинд женится на актрисе Эмили Камерер. 1864

Возвращение в Германию.

24 июля — рождение второго сына, Бенджамина Франклина Ведекинда, в Ганновере. 1872

Переезд семьи в Швейцарию из-за продолжающихся преследований доктора Ведекинда правительством Бисмарка. Покупка замка Ленцбург в кантоне Ааргау.

1875

Франк Ведекинд начинает посещать региональную школу в Ленцбурге. 1884

Ведекинд поступает в Университет Лозанны, затем переходит в Университет Мюнхена, где изучает юриспруденцию, а также немецкое и французское искусство.

1886

Первый опыт драматического письма — «Der Schnellmaler».

Май — отец прекращает финансирование учебы Ведекинда в Мюнхене.

Ноябрь — переезд в Цюрих, служба в фирме «Магги».

1887

1 Составлено на основе: Regnier A. Frank Wedekind. Eine Mannertragoedie. Miinchen.: btb-Vrlg., 2008. 463 s.; Wedekind F. The First Lulu. English Version of the Play by Eric Bentley. NY: Applause Theatre Books, 1994. 207 p.

29/30 июня в «Новой газете Цюриха» напечатано эссе Ведекинда «Размышления о цирке» («Zircusgedanken»).

1888

Свободный писатель в Цюрихе. Возвращение к занятиям юриспруденцией. Посещение кружка Карла и Герхарта Гауптманов. Октябрь — смерть отца.

1889

Посетив Берлин, Ведекинд узнает, что не имеет право там обосноваться из-за «шлейфа» отцовского революционного прошлого.

Переезд в Мюнхен. Работа над комедией «Epur si muove», которая позже вышла под названием «Дети и дураки» («Kinder und Narren»).

1890

Знакомство с Максом Гальбе, Михаэлем Георгом Конрадом, Оскаром Панницей. Создание драматического фрагмента «Эдем» («Eden»), начало работы над «Пробуждением весны» («Frühlings Erwachen»),

1891

Осень — окончание работы над «Пробуждением весны». Пьеса напечатана небольшим тиражом на деньги автора.

Переезд в Париж. Гастроли с Вилли Моргенштерном.

1892

Тотальное погружение в парижскую ночную жизнь. Работа над пантомимами. Начало работы над «Ящиком Пандоры».

1893

Окончание работы над III и IV актами «Ящика Пандоры».

1894

Визит в Лондон, окончание работы над пьесой. Окончательное название: трагедия монстров «Ящик Пандоры» («Die Büchste der Pandora. Monstertragödie»).

Знакомство с Jly Андреас-Саломе, Августом и Фридой Стриндбергами, немецким издателем Альбертом Лангеном

Переработка первой части «Ящика Пандоры» в «Дух земли» («Der Erdgeist») по договоренности с Лангеном.

1895

Февраль: неудачная читка «Духа земли» в мюнхенском ателье художника Макса Либермана перед театральной общественностью, в том числе Отто Брамом. Переработка комедии «Дети и дураки» («Kinder und Narren») в «Молодое поколение» («Die junge Welt»). Начало работы над повестью «Мине-Гага» («Mine-Haha»). Публикация Лангеном «Духа земли».

1896

Возвращение Ведекинда в Мюнхен. Начало работы сатирического журнала «Симплициссимус» («Simplicissimus»). В первый год работы Ведекинд опубликовал в нем двадцать четыре свои статьи. Роман с Фридой Стриндберг.

1897

В издательстве Лангена выходит в свет первый сборник стихов Ведекинда «Четыре времени года» («Die Vier Jahreszeiten») и сборник рассказов «Княжна Русалка» («Die Fürstin Russalka»). Также автор продолжает писать пантомимы и сатирические стихи для «Симплициссимуса».

Написана одноактная пьеса «Придворый солист» («Der Kammersänger»).

Творческий вечер Ведекинда в «Литературом обществе» г. Лейпцига, по приглашению

Курта Мартенса и Карла Хайне.

Рождение сына Макса Фридриха Стриндберга от связи с Фридой Стриндберг.

1898

25 февраля — премьера «Духа земли» в Лейпцигском Кристаллпаласте (Leipziger Kristallpalast) с актерами «Ибсен-театра» (Ibsen-Theater) Карла Хайне. Ведекинд исполняет роль Д-р1 Шёна.

Знакомство с Артуром Кахане, Феликсом Зальтеном, Карлом Краусом. С июля — работа с Георгом Штольбергом в Драматическом театре Мюнхена (Münchner Schauspielhaus), окончившаяся премьерой спектакля «Дух земли» 29 октября.

Начало работы над пьесой «Маркиз фон Кайт» («Der Marquis von Keith»). Отъезд в Париж.

1899

Возвращение в Германию.

Август — Ведекинд заключен в тюрьму на семь месяцев за сатирические стихи в «Симплициссимусе». В тюрьме заканчивает пьесу «Маркиз фон Кайт» и новеллу «Мине-Гага, или О физическом воспитании молодых девушек» («Mine-Haha oder Uber die körperliche Erziehung der jungen Mädchen»),

10 декабря — премьера «Придворного солиста» в берлинском Сецессионтеатре («Sezessionstheater», Berlin).

Начало нового века писатель встречает в тюрьме.

1900

Возвращение в Мюнхен. Ведекинд начинает перерабатывать вторую часть «трагедии монстров» в пьесу «Ящик Пандоры» («Die Büchste der Pandora»),

1901

Окончание работы над «Маркизом фон Кайтом».

13 апреля — открытие кабаре «Одиннадцать палачей». Начало карьеры Ведекинда-кабаретиста.

11 октября — премьера «Маркиза фон Кайта» в режиссуре Мартина Цикеля в Резиденцтеатре (Residenztheater, Berlin).

Начало работы над пьесой «Такова жизнь» («So ist das Leben», позднее — «König Nicolo oder So ist das Leben»),

Публикация новеллы «Мине-Гага» в известном модернистском журнале «Зеркло» («Die Insel»),

1902

Окончание работы над «Такова жизнь».

22 февраля — премьера этой пьесы в Мюнхенском Драматическом театре (Münchner Schauspielhaus).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.