Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814) и его произведения на тексты И.В. Гёте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Паникова, Елена Сергеевна

  • Паникова, Елена Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 430
Паникова, Елена Сергеевна. Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814) и его произведения на тексты И.В. Гёте: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2011. 430 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Паникова, Елена Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава I. И.Ф. Рейхардт. Портрет художника на фоне эпохи

Рейхардт — придворный капельмейстер и директор музыки

Писательское творчество

Рейхардт и его окружение

Гибихенштейн

Музыкальные традиции и влияния

И.С. Бах и Г.Ф. Гендель

К.Ф.Э. Бах

К.В. Глюк

Венские классики. Й. Гайдн. В.А. Моцарт

JI. ван Бетховен..,

Глава II. Гёте, Рейхардт, театр

История взаимоотношений Гёте и Рейхардта

Роль театра в гётевское время. Театр в жизни Гёте

Театр в Германии. Рождение зингшпиля

Гётевский театр

Оперное либретто

О понятии зингшпиля

Зингшпиль «Эрвин и Эльмира»

Глава III. Песни Рейхардта на тексты Гёте

Эстетика песни гётевского времени. «Lied im Volkston»

Об истоках жанровых определений

Lieder

Мелодика

Соотношение структуры стихотворения и музыкальной формы

Значение детали в передаче образа

Роль сопровождения

Vermischte Gesänge und Deklamationen

Песни на тексты из романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»

Balladen und Romanzen

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1.

Об анализе И.Ф. Рейхардта оперы И.А. Хиллера «Охота»

Приложение 2.

Зингшпиль «Эрвин и Эльмира» И.В. Гёте

Приложение 3.

Перечень песен И.Ф. Рейхардта на тексты И.В. Гёте

(по изданию «Наследие немецкой музыки»)

Приложение 4.

Список произведений И.Ф. Рейхардта

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814) и его произведения на тексты И.В. Гёте»

Введение.

Иоганн Фридрих Рейхардт — значительная фигура, занимающая важное место в культурно-историческом развитии Европы в конце XVIII -начале XIX века. Его жизнь и творчество являются своеобразным индикатором внешних и внутренних изменений, происходивших в это время в политической сфере, в области искусства и литературы, и поэтому могут представлять собой научный интерес не только для музыковедов, но и для представителей других гуманитарных наук — филологов и историков.

Конец XVIII - начало XIX века — сложнейшее время в европейской истории, период больших потрясений; Великая французская революция и Наполеоновские войны определили облик эпохи. На их фоне активизировались художественные процессы, которые протекали в разное время в живописи, музыке и литературе. Если наступление романтизма в музыке мы датируем примерно 1813-1815 годами, то в области живописи он пришел еще раньше — в первое десятилетие XIX века, а в литературе, зародившись в 1790-е годы после рационализма Просвещения, сентиментализма и «штюрмерства», пышно расцвел на рубеже веков и в начале второго десятилетия нового столетия уже сходил на нет.

Яркий представитель своей эпохи, Рейхардт был свидетелем и даже в некоторых случаях прямым участником разнообразных событий. Страстный приверженец идей французской революции, он пристально наблюдал за тем, какие изменения принесли свержение монархического строя и воцарение республиканских порядков. Интерес к Франции у Рейхардта никогда не угасал. Первоначальное восторженное отношение Иоганна Фридриха к Наполеону после провозглашения императором того сменилось на прямо противоположное и выражалось в резкой критике политических амбиций бывшего первого консула. Захватнические войны

французского императора прямо затронули Рейхардта: выполняя свой патриотический долг, он участвовал в обороне Данцига, одного из центральных прусских городов.

Примечательно, что жизнь Рейхардта (1752-1814) довольно четко определила границы того периода, который мы именуем эпохой классицизмаИоганн Фридрих воспринял и синтезировал в своем музыкальном творчестве разные влияния — итальянской оперной школы и французского театра; традиции немецких композиторов и венского классицизма. Одним из самых удивительных обстоятельств жизни Рейхардта было то, что его поместье Гибихенштейн близ Галле стало на рубеже веков центром притяжения романтиков — писателей и поэтов.

Уникальность Рейхардта заключается в том, что он стал первым немецким музыкантом, который заслужил всеобщее европейское признание и славу на поприще музыкальной журналистики 2, явив, таким образом, новый тип художника, сочетающего в себе талант композитора и писателя-публициста. «Мыслящий художник», — подчеркнул его особенность И.В. Гёте3. По осведомленности в различных областях человеческой деятельности Иоганн Фридрих превосходил многих своих современников-музыкантов. Его многочисленные работы являются важными документальными источниками сведений об общественной и музыкально-художественной жизни его времени.

1 Л.В. Кириллина замечает, что нижнюю границу этой эпохи почти невозможно обозначить точно, поскольку она зависит от множества факторов (от страны, города, личности композитора и т.д.). Но что совершенно ясно, в 1750-е - 1760-е годы наступает переломный момент (Б1 2009: 24—27; см.список условных сокращений на с. 19-21). Сам Рейхардт, когда говорит о музыкантах, живших до этих десятилетий, относит их к «старым мастерам». Тем самым Иоганн Фридрих видит себя музыкантом нового времени.

2 Также одновременно писательской и композиторской деятельностью занимались И. Маттезон (16811764), И.А. Хиллер (1728-1804) и ИМ. Форкель (1749-1818), однако в области журналистики они не получили такого же всеобщего признания как Иоганн Фридрих.

3 Goethe J.W. von Rezension von Johann Friedrich Reichardts „Vertrauten Briefen aus Paris", 1804 // Der Tonkünstler Johann Friedrich Reichardt und Goethe. Ausstellung und Katalog. - Düsseldorf: Druck-Studio Kühler, 2002.-S. 16.

Изучение творческой личности И.Ф. Рейхардта, его музыкального и литературного наследия представляет значительный научный интерес, поскольку оно помогает выявить некоторые существенные стороны художественной жизни Германии, а также ее связи с другими европейскими странами в сложную переломную эпоху рубежа XVIII и XIX столетий.

В нашем исследовании мы обращаемся к произведениям Рейхардта, написанным на тексты Гёте — зингшпилю и песням. Идеальный союз великого поэта и талантливого композитора рождал музыкально-поэтические композиции, в которых музыка и поэзия находились в тесном взаимодействии. Песни Рейхардта на стихи Гёте являются наиболее ярким и полным воплощением немецкой Lied того времени. «Поэтический гений Гёте и музыкальный гений Рейхардта пребывают в наитеснейшем контакте. Кажется, что Гёте подходил лишь этому художнику. Он, как и Гёте, способен говорить на языке сердца, и настолько же велик, как поэт, в передаче простого умиляющего душу чувства», — замечали общность творческих исканий Гёте и Рейхардта еще в 1799 году 4. Велики их заслуги в области немецкого театра. Они возвели на новую высшую ступень жанр немецкого зингшпиля, облагородив его через «высокую» поэзию и прозу и воплотив их в достойных музыкальных формах.

Сопряжение имен Рейхардта и Гёте, обусловленное плодотворным содружеством поэта и композитора, создает предпосылки для достижения главной цели диссертации. Она заключается в освещении жизни и творчества Рейхардта в аспекте того особого единства слова и музыки, музыкального и драматического театра, которое было характерно для гётевской эпохи.

4 Театральный календарь Готы. Цит. по: БаЫеп 2002: 267.

Здесь и далее, если не указано имя переводчика, переводы выполнены автором диссертации.

При этом возникают следующие задачи:

1. Осветить разные стороны деятельности Рейхардта, обширность его талантов и интересов, показать человеческие качества и круг общения.

2. Охарактеризовать писательское творчество Рейхардта.

3. Представить взгляды Рейхардта на творчество двух представителей эпохи барокко (И.С. Бах, Г.Ф. Гендель), его старших современников (К.Ф.Э. Бах, К.В. Глюк) и венских классиков; обрисовать точки соприкосновения с ними.

4. Проследить развитие отношений Гёте и Рейхардта и выявить то, что связывало поэта и композитора.

5. Выделить проблемы театра, важнейшей составляющей жизни общества гётевской эпохи, и музыкально-театральных жанров; остановиться на зингшпиле «Эрвин и Эльмира».

6. Подробно проанализировать все песни Рейхардта на тексты Гёте; на их примере показать особенности работы композитора с поэтическим текстом; рассмотреть разные формы претворения музыкального компонента Lied гётевской эпохи; выявить характерные черты музыкального стиля Рейхардта.

Уже при жизни композитора появились первые работы, которые освещали его жизнь и деятельность. Несколько страниц ему посвящено в следующих изданиях: «Портреты берлинских ученых и художников, сопровождающиеся девизами» (1787), «Историко-библиографический музыкальный словарь» Э.Л. Гербера (1790-1792) и его же «Новый историко-библиографический словарь» (1812-1814). «Орфей также на адском берегу приостановил пытку и принес мир», — таким пафосным

«девизом» 5 открывается статья о Рейхардте в «Портретах» 6. В целом, эта публикация носит официозный характер. Она открывается восхвалением Фридриха Великого и его вкусов (французские предпочтения; оперы К.Г. Грауна), после чего вводится имя Рейхардта как великолепного придворного капельмейстера, любимца короля и публики. Иоганн Фридрих превозносится как оперный композитор и ставится в ряд с Глюком, «шедевры которых будут исполняться на всех языках и всех наречиях» 1. Заметим, что самые значительные произведения Рейхардта на королевской службе ко времени выхода этой статьи еще не были написаны. Также в ней Рейхардт отмечается как музыкальный писатель и вокальный композитор, песни которого сохраняют дух нации. При этом в пример приводится «Рождественское песнопение» для двух солистов, двух хоров и оркестра (на текст М. Клаудиуса). Совершенно иной характер представляет собой статья Гербера (1812-1814), который был лично знаком с Рейхардтом. Публикация окрашена в теплые, сердечные тона и помимо жизнеописания композитора (с 1790 года) содержит горячую благодарность, адресованную Рейхардту за его бесценные писательские работы.

При жизни композитора о нем писали также в «Музыкальной серии книг карманного формата за 1803 год» и за 1805 год, где Ф.Т. Манн опубликовал первую богатую материалом биографию композитора. В музыкальном лексиконе Г.К. Коха (1802) Рейхардт фигурирует в качестве автора руководства «Об обязанностях оркестровых скрипачей» (в статье «Акцент») и как создатель нового жанра лидершпиля в статье с соответствующим названием. Люди, лично знавшие Рейхардта —

5 «Девиз» подписан именем Дора. Видимо, это тот французский поэт, который жил в 1734—1780 годы. Текст, вероятно, заимствован из его «Сонетов к Орфею».

6 Reichardt Johann Friedrich // Büsten berlinischer Gelehrten und Künstler mit Devisen. - Leipzig, 1787. - S. 257.

7 Ibid. S. 258.

племянник Вильгельм Доров и зять Генрих Штеффенс — описывали его как человека и музыканта в своих мемуарах на основе личных встреч (изданы в 1840-е годы).

После кончины Иоганн Фридрих был надолго забыт, и только спустя полвека, в 1865 году, вышла в свет его биография, написанная Г.М. Шлеттерером, «Иоганн Фридрих Рейхардт. Его жизнь и его музыкальная деятельность». Автор планировал написать два тома, однако выпустил только один, очень внушительный по объему (662 страницы), который содержит жизнеописание композитора до 1794 года. Этот труд основан на автобиографии Рейхардта и ряде других документов, которые были предоставлены одной из дочерей композитора. Отмечая незначительность инструментальных произведений Рейхардта, Шлеттерер признает его непревзойденное мастерство в сочинении простых немецких песен, а главное, что важно в связи с нашим исследованием, он выделяет зингшпили на тексты Гёте, в которых «каждый звук на своем месте, каждая мелодия западает прямо в душу, каждое чувство соответствующе передано» 8. Заслуга Шлеттерера состоит в том, что он ввел имя Рейхардта в музыкально-научный обиход. В остальном, его труд в настоящее время имеет малую ценность, поскольку содержит массу фактических ошибок и безапелляционных суждений.

Лексикографы XIX столетия отводили Иоганну Фридриху незначительное место в истории музыки. В словаре К.Ф. фон Ледебура «Лексикон берлинских художников от древних времен до современности» (1861) он, например, односторонне характеризуется как капельмейстер королевской итальянской придворной оперы (эта линия идет еще от первой статьи в «Портретах берлинских ученых и художников»). В словаре Ф.Ж. Фетиса (1864) находим также однобокую оценку. Хоть

8 Schletterer H.M. Joh. Friedrich Reichardt. Sein Leben und seine musikalische Thätigkeit. - Augsburg: Verlag von J.A. Schlosser's Buch- und Kunsthandlung, 1865. — S. 12.

автор и представляет Рейхардта в начале статьи как композитора и музыкального литератора, дальше он пишет о нем как о музыканте небольшого дарования (при этом в качестве его стилевой ориентации отмечает только творчество И.А. Хассе (1699-1783) и К.Г. Грауна (1703/04—1759)) и писателе, которому не хватает в серьезных вопросах знаний и глубины («литератор-музыкант», а не «музыкант-ученый»). Основной упор сделан так же, как у Ледебура, на его работу при дворе и на оперы, которые писал Рейхардт по долгу службы. При этом в статье нет ни слова о Гёте (последние сборники песен на его тексты не фигурируют даже в списке произведений).

В 1900-1904 годы под редакцией Р. Эйтнера вышел в свет десятитомный «Словарь источников», в котором была зафиксирована только часть произведений Рейхардта. Небольшое количество указанных сочинений было связано с малодоступностью автографов и печатных изданий. В связи с крупной юбилейной датой — 150-летием со дня рождения композитора, вновь возник интерес к личности и творчеству Рейхардта. В 1902 году К.Ланге опубликовал в Галле брошюру о Рейхардте. Следующий год ознаменовался выходом в свет очередного биографического исследования В. Паули {«Иоганн Фридрих Рейхардт, его жизнь и его место в истории немецкой песни»), которое в целом представляет собой вариацию работы Шлеттерера.

Начиная с 1920 года, исследователи снова взялись за изучение жизненного и творческого пути Рейхардта. Перечень работ пополнился диссертациями, в которых стали рассматриваться уже в отдельности различные виды деятельности композитора: «Иоганн Фридрих Рейхардт. Немецкий композитор как политический писатель в эпоху французской революции» Ф. Йенкеля (1920), «Иоганн Фридрих Рейхардт и начало музыкальной журналистики» М. Фаллера (1929). В 1928 году Ф. Флёсснер в своей работе «Вопросы по исследованию Рейхардта» составил сводный

указатель его песен. Он же год спустя написал для серийного издания города Галле «Красная башня» небольшую работу «Рейхардт, галльский композитор гётевского времени». Она носит общедоступный популярный характер. Главная мысль заключена в том, что в Гибихенштейне Рейхардт создал большинство песен на тексты Гёте, которые составляют важную часть его музыкального наследия. Возникновением почти полного перечня инструментальных произведений мы обязаны Г. Деннерлейну (опирался на сведения из словаря Эйтнера), который, отметая односторонний взгляд на Рейхардта только как на песенного композитора, определил инструментальное творчество значимой сферой его творчества {«Иоганн Фридрих Рейхардт в своих клавирных произведениях при учете всего его инструментального наследия», 1929).

В 1930-е— 1940-е годы было создано еще несколько работ: «Иоганн Фридрих Рейхардт как музыкальный эстетик. Его воззрения на сущность и воздействие музыки» П. Зибера (1930), «Кантианские воззрения в философском образовании музыканта Иоганна Фридриха Рейхардта» В. Вестфаля (1941), «История музыки города Галле» В. Зерауки (1942), «Иоганн Фридрих Рейхардт, его влияние в немецкой литературе» Г. Рейнхардта (1947). Большая заслуга в том, что имя Рейхардта не было предано забвению, принадлежит ученому-историку Эриху Нойсу, который посвятил ряд трудов жизни города Галле и его окрестностей в период, начиная с XVIII века (Нойс некоторое время возглавлял городской архив Галле). В своей книге «Поэтический рай Гибихенштейна. Иоганн Фридрих Рейхардт и пристанище романтизма» (дважды была издана при жизни автора: 1932, 1949; переиздана в 2007 году к 25-летию со дня его смерти) он поэтично и красочно, с особой любовью описывает те места, куда приезжали гости композитора. Основная мысль книги заключается в том, что личность Рейхардта и его сад притягивали сюда, в окрестности города Галле многих людей и, в первую очередь, романтиков — поэтов и

писателей. В 1952 году Нойс опубликовал брошюру к 200-летнему юбилею со дня рождения композитора. В 1932 году именно по его просьбе место, где находилось поместье Рейхардта, было именовано «Садом Рейхардта», в каковом качестве и пребывает поныне.

В 1950-е - 1960-е годы вышло еще несколько изданий: «Иоганн Фридрих Рейхардт и праздник, посвященный Генделю, проходивший в 1785 году в Лондоне» В. Раквитца (1960), «Увольнение Рейхардта» Г. Хэртунга (1961) и «Сценические произведения И.Ф. Рейхардта» Р. Прёппера в двух частях (1965). Последняя книга ценна тем, что в ней дается обзор всех произведений Рейхардта, написанных для театра (оперы, зингшпили, мелодрамы, музыка к спектаклям): первая часть содержит само исследование, а во второй в лаконичной форме представлены фактические сведения по произведениям (постановка, наличие клавира/партитуры, либретто) и музыкальные фрагменты из них (основные темы номеров в несколько тактов сопровождаются данными о темпе, тональности, размере тактов и т.п.). Вторая часть книги также включает список литературных произведений Рейхардта и мест их хранения. Самым же крупным трудом этих лет, посвященном жизни и деятельности композитора, стала работа В. Залъмена «Иоганн Фридрих Рейхардт. Композитор, писатель, капельмейстер и служащий гётевского времени» (1963), которая была переиздана в 2002 году. Серьезным добавлением нового издания стал список литературы по жизни и творчеству Рейхардта, опубликованной до 2001 года. Труд Зальмена включает жизнеописание композитора и ряд очерков, в которых освещается его разносторонняя деятельность («Поэт», «Музыкальный критик», «Музыкальный историк» и т. д.) и рассматривается по жанрам его музыкальное наследие.

В 1980-е годы вышли две работы, рассматривающие сценические произведения Рейхардта: «Северо-немецкая опера в эпоху Гёте» Т. Баумана (1985) и «Сценический лидершпиль в период с 1800 по 1830

годы» С. Йонса (1988). В это же время был опубликован серьезный труд В. Дюрра «Немецкая сольная песня в XIX веке» (1984), где автор раскрывает мастерство Рейхардта в сочинении простой строфической песни и в качестве ее классического образца приводит его песню, написанную на текст Гёте. Работа Дюрра была переиздана в 1999 году.

Среди других изданий укажем труд известного певца и исполнителя вокальных сочинений Рейхардта Д. Фишер-Дискау, подробно изложившего биографию композитора (1992), и сборник статей «Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814). Композитор и писатель революционного времени», изданный в серии «Труды дома Генделя в Галле» (1992). Он представляет доклады с конференции, проходившей в сентябрьские дни 1989 года и приуроченной к двум датам — 175-летию со дня смерти композитора и 200-летию со дня Великой французской революции. Труд Фишер-Дискау, который выстроен из массы цитат, является важным источником фактических документально подтвержденных сведений, касающихся жизни композитора. Правда, в целом эта работа представляет собой расширенный вариант начального биографического раздела труда Вальтера Зальмена (1963). Фишер-Дискау, большой почитатель таланта Рейхардта, включил в свой репертуар большое количество его песен и в 1992 году издал диск с двадцатью композициями в своем исполнении в сопровождении арфы (Мария Граф). Мы располагаем этой записью.

250-летие со дня рождения Рейхардта очень широко праздновалось. В юбилейный 2002 год проводились выставки, конференции, результатом которых был выпуск альбомов, каталогов, сборников статей:

— в 2002 году вышел альбом «Художник Иоганн Фридрих Рейхардт и Гёте», включающий каталог выставки, которая проходила в музее Гёте в Дюссельдорфе (3 марта - 14 апреля 2002 года), а также ряд документов и статей;

— в 2003 году в Галле в серии «Труды дома Генделя в Галле» вышел сборник статей «Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814). Между приспособленчеством и провокацией. Песни и зингшпили Гёте в музыкальном воплощении Рейхардта». Он включает доклады, прозвучавшие на международной научной конференции «Между приспособленчеством и провокацией — Иоганн Фридрих Рейхардт (1752— 1814)», которая проходила в начале ноября 2002 года в доме Генделя в Галле, и материалы коллоквиума «Песни и зингшпили Гёте в музыкальном воплощении Рейхардта», организованного в университете Мартина Лютера в Галле в ноябре 1999 года (250-летие со дня рождения Гёте).

— в 2003 году был опубликован сборник статей «Иоганн Фридрих Рейхардт и литература. Композитор, корреспондент, публицист», который большей частью содержит материалы конференции, прошедшей в Веймаре в 2002 году. Выход этого издания был инициирован Вальтером Зальменом.

Имя Рейхардта также фигурирует в изданиях, которые посвящены вопросам связи Гёте и музыкального искусства: сборник статей «Музыка в творчестве Гёте. Творчество Гёте в музыке» (2003) и каталог с выставки, проходившей во Франкфурте-на-Майне в 2003 году — «Музыка и музыканты в окружении Гёте» (2003).

Важной публикацией 2002 года стало издание в Веймаре переписки Гёте и Рейхардта, осуществленное под редакцией Фолькмара Браунберерса, Габриэлы Буш-Зальмен и Вальтера Зальмена. По результатам исследований, перу двух друзей принадлежат 96 писем (за период с 1787 по 1810 год), из которых 56 написаны Рейхардтом и 40 Гёте. Как сообщают авторы этой публикации, при изучении писем они в первую очередь опирались на рукописи. Однако параллельно с этим обращались к разным изданиям писем, среди которых упоминают собрание сочинений

Гёте (Веймар, 1887-1919) 9 и «Письма Иоганна Фридриха Рейхардта Гёте», вышедшие в 1925 году под редакцией М. Хеккера в «Ежегоднике гётевского общества» 10. Сведения о других публикациях писем можно почерпнуть из статьи о Рейхардте в энциклопедии «Музыка в прошлом и настоящем» (2005) и из упомянутой книги Р. Прёппера «Сценические произведения И.Ф. Рейхардта», который дает перечень всех известных писем самого Рейхардта и писем, адресованных ему, с указанием их изданий. Среди них отметим первую публикацию писем, осуществленную в 1842 году во «Всеобщей музыкальной газете» — «12 писем Гёте Иоганну Фридриху Рейхардту» п, которые в 1865 году Шлеттерер перепечатал в своем труде.

Из всех вышеперечисленных исследований еще раз особо выделим труды Нойса (2007), Фишер-Дискау (1992) и Вальтера Зальмена (2002), которые стали для нас основными источниками сведений о жизни и творчестве Иоганна Фридриха Рейхардта. В истории его изучения, несомненно, почетное место принадлежит Вальтеру Зальмену (род. в 1926 г.). Он является автором не только монографии, но и ряда статей; под его редакцией выпускаются разного рода труды, посвященные композитору. Также он готовил к публикации в серии «Наследие немецкой земли» два тома вокальных композиций Рейхардта на тексты Гёте («Иоганн Фридрих Рейхардт (1752-1814). Песни, оды, баллады и романсы Гёте с музыкой»), которые являются перепечаткой прижизненного издания, выпущенного композитором в 1809 и 1811 годы.

В нашей стране творчеству Рейхардта еще не было посвящено специального исследования. Некоторые сведения об этом композиторе

9 Goethes Werke. Herausgegeben im Auftrage der Großherzogin Sophie von Sachsen. Abt. I-IV, 133 Bde. (in 143). («Weimarer Ausgabe») Weimar, 1887-1919.

10 Max Hecker Die Briefe Johann Friedrich Reichardts an Goethe // Jahrbuch der Goethe-Gesellschaft. Band XI. - Weimar: Goethe-Gesellschaft, 1925. - S.197-252. Судя по перечню писем из книги Прёппера, здесь было опубликовано 42 письма.

11 Allgemeine Musikalische Zeitung. 44. Jahrgang. Nr. 2 und 3. - Leipzig.

можно почерпнуть из энциклопедических словарей, из книги «Музыка Австрии и Германии» (книга вторая, 1990). Важным источником является исследование Ю.Н. Хохлова «Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту» (1997), где Рейхардт фигурирует в ряду первоклассных сочинителей строфических песен. Из других материалов, которые были привлечены для работы над нашей диссертацией, отметим труд М.В. Иванова-Борецкого, где собраны документы иностранных авторов по истории музыки XVIII века (2 часть, 1934), и исследование Л.В. Кириллиной «Классический стиль» в трех частях (1 часть — 1996, 2 и 3 части — 2007), которое способствовало лучшему пониманию процессов, проходивших в эпоху классицизма.

Для автора диссертации особенно ценны собственные впечатления, которые были получены во время путешествия по Германии, и особенно посещения тех мест, где находилось поместье Рейхардта — Гибихенштейн около Галле. Источниками интересных сведений также стали:

— выставка «Композитор Иоганн Фридрих Рейхардт и его гибихенштейновское "Пристанище романтики"», которая была организована к 250-летию со дня рождения композитора. Она располагается в подвале средневекового замка Гибихенштейн (замок сейчас в руинированном состоянии), который соседствовал с поместьем Рейхардта. На девяти стендах выставки рассказывается о Рейхардте как композиторе, о жителях города Галле, о саде Рейхардта, о его семье, о посетителях этих мест (о Йозефе фон Эйхендорфе), о доме Рейхардта как поэтическом рае, о Рейхардте и Гёте. Все это сопровождается изображениями окрестностей в разные времена;

— несколько стендов из постоянной экспозиции городского музея Генделя (открыт в доме, где родился Гендель), посвященных Рейхардту; путеводитель по этой экспозиции «Музыкальная история города Галле»;

— стенды в «Саду Рейхардта».

В список литературы помещены только те издания, которые были использованы при написании нашей работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений. В I главе освещается круг вопросов, которые раскрывают механизмы взаимодействия личности Рейхардта, его разносторонней деятельности и тех общекультурных процессов, которые протекали в Европе в конце XVIII - начале XIX веков. Во II главе освещаются разные пути взаимодействия указанных в ее названии «героев» (Гёте, Рейхардт, театр): рассматриваются история дружеского общения и творческого сотрудничества Гёте и Рейхардта, их связи с театром; затрагиваются проблемы театра и театральности, в целом музыкально-театральных жанров и, в частности, зингшпиля в ту эпоху; представляется зингшпиль «Эрвин и Эльмира». В III главе анализируются все песни Рейхардта на тексты Гёте, поднимается вопрос музыкально-эстетических воззрений гётевского времени на немецкую Lied.

Материалом диссертации послужили следующие нотные рукописные источники и публикации:

Издания песен Рейхардта на тексты Гёте:

— Johann Friedrich Reichardt (1752-1814). Goethes Lieder, Oden, Balladen und Romanzen. Teil I. 1. und 2. Abteilung. Herausgegeben von Walter Salmen. (Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 58. München - Duisburg: G. Henle, 1964.)-XI, 112 S.

— Johann Friedrich Reichardt (1752-1814). Goethes Lieder, Oden, Balladen und Romanzen. Teil II. 3. und 4. Abteilung sowie verstreut überlieferte Kompositionen / hrsg. von Walter Salmen. (Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 59. München: G. Henle, 1970.) - 104 S.

Издание песен К. Ф. Цельтера:

— Carl Friedrich Zelter. Lieder. Faksimile der wichtigsten gedruckten Sammlungen nebst Kritischem Bericht / hrsg. von Reinhold Kubik und Andreas

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Паникова, Елена Сергеевна, 2011 год

Список использованной литературы.

АбертГ. В.А. Моцарт. 4.1. Кн.2. - 2-е изд. / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К.К. Саквы. - М.: Музыка, 1988. - 608 с.

2. АбертГ. В.А. Моцарт. 4.2. Кн.1. / Пер. с нем., коммент. К.К. Саквы. -М.: Музыка, 1983. - 518 с.

3. Аберт Г. В.А. Моцарт. 4.2. Кн.2. / Пер. с нем., коммент. К.К. Саквы. -М.: Музыка, 1985. - 568 с.

4. Анализ вокальных произведений: Учеб. пособие. - JL: Музыка, 1988. -352 с.

5. Аникст А. Вступительная статья // Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Ленинград: «Художественная литература», 1973. - С. 3-14.

6. Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т.

I. Стихотворения. -М.: Художественная литература, 1975. - С. 469-512.

7. Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т.

II. Фауст. Трагедия. - М.: Художественная литература, 1976. - С. 443508.

8. Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т.

IV. Драмы в прозе. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 453493.

9. Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т.

V. Драмы в стихах. Эпические поэмы. - М.: Художественная литература, 1977. - С. 587-619.

10. Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. T. VIII. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или отрекающиеся. -М.: Художественная литература, 1979. - С. 427-459.

11 .Аникст А. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. T. X. Об искусстве и литературе. - М.: Художественная литература, 1980. - С. 433-486.

12. Аникст А. Комментарии // Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. -М.: Художественная литература, 1981. - С. 644-658.

13. Балтер Г. Музыкальный словарь специальных терминов и выражений немецко-русский и русско-немецкий. - M. - Leipzig: Советский композитор - Deutscher Verlag fur Musik, 1976. - 484 с.

14. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Ленинград: «Художественная литература», 1973. - 568 с.

15. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. - Ленинград: Госуд. музыкальное издательствово, 1967. -291 с.

16. Большой немецко-pyccKwi словарь. — 9-е изд. — М.: Рус. яз., 2002. — 1040 с.

17. Бочаров Ю. С. Заметки о классической оперной увертюре времен Гайдна и Моцарта // журнал «Старинная музыка», 2001, № 2, с.6-9.

18 .Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути развития и становления жанра: Исследование. - М.: Музыка, 1985. - 311 с.

19. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка: Словарь. Переиздание. -М.: Музыка, 1996. - 224 с.

20. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. - М.: Музыка, 1966.-407 с.

21. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика. - М.: Музыка, 1972. - 152 с.

22. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция. - М.: Музыка, 1978. - 368 с.

23. Вилъмонт Н. Гете и его время // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт.Т.1. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 5^-8.

24. Вилъмонт Н. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. IX. Воспоминания и встречи. - М.: Художественная литература, 1980.-С. 441^94.

25. Вилъмонт Н. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт.Т.Ш. -М.: Художественная литература, 1976. - С. 663-717.

26. Вилъмонт Н. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. VI. Романы и повести. - М.: Художественная литература, 1978. -С. 459^77.

27. Вилъмонт Н. Комментарии // Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. VII. Годы учения Вильгельма Мейстера. - М.: Художественная литература, 1978. - С. 507-525.

28. Вилъмонт Н. О книге «Разговоры с Гете» и ее авторе // Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. - М.: Художественная литература, 1981. - С. 3-40.

29. Вулъфиус П. Франц Шуберт: Монография - М.: Музыка, 1983. - 447 с.

30. Габричевский А.Г. Молодой Гете // Гете Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией Л.Б. Каменева, A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том II. Юношеские пьесы и эпические поэмы. Вст.ст., редакция и примечания А.Г. Габричевского. - М.-Л.: Художественная литература, 1932. - С. 11— 30.

31. Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М.: Наука, 1989. -304 с.

32. Герстнер Г. Братья Гримм. ЖЗЛ. Вып. 7. - М.: Молодая гвардия, 1980. -271 с.

33. Гете И.В. Лирика. - М.: Художественная литература, 2001. - 352 с.

34. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. II. Фауст. Трагедия. - М.: Художественная литература, 1976. - 510 с.

35. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. III. Из моей жизни. Поэзия и правда. - М.: Художественная литература, 1976. - 718 с.

36. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. IV. Драмы в прозе. - М.: Художественная литература, 1977. - 494 с.

37. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. IX. Воспоминания и встречи. - М.: Художественная литература, 1980. - 495 с.

38. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. V. Драмы в стихах. Эпические поэмы. — М.: Художественная литература, 1977. - 622 с.

39. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. VI. Романы и повести. -М.: Художественная литература, 1978. -480 с.

40. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. VII. Годы учения Вильгельма Мейстера. - М.: Художественная литература, 1978. - 526 с.

41. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. VIII. Годы странствий Вильгельма Мейстера, или отрекающиеся. - М.: Художественная литература, 1979. - 462 с.

42. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт. Т. X. Об искусстве и литературе. -М.: Художественная литература, 1980. - 510 с.

43. Гете И.В. Собрание сочинений. В 10-ти тт.Т.1. - М.: Художественная литература, 1975. - 528 с.

44. Гете И.В. Фауст. Лирика. - М.: Художественная литература, 1986. -767 с.

45. Гете. Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том III.

Драмы в прозе. Вст.ст., редакция и примечания М.Н. Розанова. - М—Л.: Художественная литература, 1933. - 632 с.

46. Гете. Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том XI. Путешествие в Италию. Перевод H.A. Холодковского. - М.: Художественная литература, 1935.-621 с.

47. Гете. Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том XII. Письма. Первая часть. Перевод Наталии Ман. Редакция, предисловие и комментарии H.H. Вильмонта. -М.: Художественная литература, 1948. -415 с.

48. Гете. Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том XIII. Письма. Вторая часть. Перевод М. Вахтеровой, А. Горнфельда, Н. Ман и Г. Ярхо. Редакция, предисловие и комментарии H.H. Вильмонта. - М.: Художественная литература, 1949. - 581 с.

49. Гетевские чтения. 2003 / под ред. Тураева C.B. - М.: Наука, 2003. - 306 с.

50. Гетевские чтения. 2004-2006 / под ред. Якушевой Г.В. - М.: Наука, 2007.-419 с.

51. Голъдшмидт Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. - 2-е изд. -М. ¡Музыка, 1968. - 452 с.

52. ГулыгаА. Кант. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 303 с.

ЪЪ.Гулыга A.B. Принципы эстетики. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с. -(Над чем работают, о чем спорят философы)

54. Дабаева И. П. Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Моск. гос. дважды орд. Ленина консерватория им. П.И. Чайковского. - М.: 1985. - 17 с.

55. Дайчман Е. Песни Карла Лёве на тексты Гете: Дипл. работа. - М., 1998. - (Рукопись)

56. Захарова О. Риторика и западно-европейская музыка XVII - I половины XVIII в. - М.: Музыка, 1983. - 77 с.

57. И.В. Гете Ф. Шиллер. Переписка. В 2-х томах. Том 1. - М.: Искусство, 1988.-540 с.

58. И.В. Гете Ф. Шиллер. Переписка. В 2-х томах. Том 2. - М.: Искусство, 1988.-587 с.

59. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.

60. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М.: Моск. гос. консерватория, 1996. - 192 с.

61 .Кириллина Л.В.Реформаторские оперы Глюка. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2006. - 384 с.

62. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII — начала XIX веков. Ч. II: Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. - М.: издательский Дом «Композитор», 2007. - 224 с.

63. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч. III: Поэтика и стилистика. - М.: издательский Дом «Композитор», 2007. - 376 с.

64.Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Том I. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 536 с.

65. Кириллина Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Том II. - М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. - 596 с.

66. Коврига Г. Сквозная форма в песнях Шуберта // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2.-М.: Музыка, 1972. - С. 139-165.

67. Конное ЯП. Пути развития немецкой романтической песни // Музыка Австрии и Германии. Кн.2. / Ред. Цытович Т.Э. - М.: Музыка, 1990. - С. 305-335.

68. Конради К О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. 1. Половина жизни / под ред. Гугнина. — М.: Радуга, 1982. — 592 с.

69. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество. Т. 2. Итог жизни / под ред. А. Гугнина. - М.: Радуга, 1987. - 648 с.

70. Кюрегян Т. Форма в музыке XVII-XX веков. - М.: ТЦ «Сфера», 1998. -344 с.

71. Лаврентьева И. Вариантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта // От Люлли до наших дней. - М.: Музыка, 1967. - С. 33-70.

72. Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. -М.: Музыка, 1978. - 80 с.

73. Леонтьева О.Т. Рейхардт И. Ф. // Музыкальная энциклопедия. Т.4. / Гл. ред. Ю.В. Келдыш - М.: Советская энциклопедия, 1978. - С. 592-593.

74. Ливанова Т.Н. Западно-европейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. Исследование. - М.: Музыка, 1977. - 528 с.

75. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х кн. Кн.2: От Баха к Моцарту. - М.: Музыка, 1987. - 469 с.

76. Лобанов О.Ю. Об отражении интонационной структуры стихотворной речи в вокальном произведении: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Гос. ордена дружбы народов консерватория Литовской ССР. - Вильнюс, 1986. - 24 с.

77. Луцкер П. Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Ч. 2: Эпоха Метастазио. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 768 с.

78. Луцкер П. Сусидко И. Моцарт и его время. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008. — 624 с.

79. Материалы и документы по истории музыки. Т.II: XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) / Пер.с итальянского, французского, немецкого и английского под ред.проф.М.В. Иванова-Борецкого. - М.: ОГИЗ - Музгиз, 1934. - 604 с.

80. Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века: Опыт типологического анализа. - М.: Музыка, 1986. - 87 с.

81. Михайлов A.B. Античность как идеал и культурная реальность XVIII— XIX вв. // Михайлов A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. -М.: Яз. рус. культуры, 1997. - С. 509-521.

82. Михайлов A.B. Гёте и отражения античности в немецкой культуре на рубеже XVIII-XIX вв. // Михайлов A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. -М.: Яз. рус. культуры, 1997. - С. 564-595.

83. Михайлов A.B. Гёте и поэзия Востока // Михайлов A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. - М.: Яз. рус. культуры, 1997. - С. 596-643.

84. Михайлов A.B. Гёте, поэзия, «Фауст» // Гете И.В. Фауст. Лирика. — М.: Художественная литература, 1986. - С. 5-12.

85. Михайлов A.B. Глаз художника // Михайлов A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. - М.: Яз. рус. культуры, 1997. - С. 644-654.

86. Михайлов A.B. Идеал античности и изменчивость культуры. Рубеж XVIII-XIX вв. // Михайлов A.B. Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии. - М.: Яз. рус. культуры, 1997. - С. 522-563.

87. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. - М.: Музыка, 1975. -512 с.

88. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 2. - М.: Музыка, 1992. -519 с.

89. Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 3. - М.: Музыка, 2003. -449 с.

90. Музыкальная эстетика Германии XIX века. 1 том. - М.: Музыка, 1981. -415 с.

91. Музыкальная эстетика Германии XIX века. 2 том. - М.: Музыка, 1982. - 432 с.

92. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. Сборник текстов. М.: Музыка, 1971. - 688 с.

93. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения АкопянаЛ.О. - М.: Практика, 2001.- 1095 с.

94. Некрасова Е. Поэт и композитор: Goethe-Lieder H.K. Метнера // Гетевские чтения. 2003/ Ред. Тураев C.B. - М.: Наука, 2003. - С. 212218.

95. Ненахов Ю.Ю. Войны и кампании Фридриха Великого. - Минкс: Харвест, 2002. -816 с.

96. Пилипенко Н. Песни Шуберта на стихи Гете // Гетевские чтения. 2003/ Ред. Тураев C.B. - М.: Наука, 2003. - С. 186-196.

97. Письма Бетховена. 1787-1811. -М.: Музыка, 1970. - 576 с.

98. Розанов М. Драмы Гете в прозе // Гете Собрание сочинений в тринадцати томах. Юбилейное издание под общей редакцией A.B. Луначарского и М.Н. Розанова. Том III. Драмы в прозе. Вст.ст., редакция и примечания М.Н. Розанова. - М.-Л. : Художественная литература, 1933. - С. 5^3.

99. Серов А. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - М. - Л.: Музгиз, 1951.-84 с.

100. Собрание сочинений Гете в переводе русских писателей. Второе издание. Под ред. Петра Вейнберга. Том второй. - СПб: Н.В.Гербель, 1892.-448 с.

101. Собрание сочинений Гете в переводе русских писателей. Второе издание. Под ред. Петра Вейнберга. Том третий. - СПб: Н.В.Гербель, 1892.-464 с.

102. Старк-Фойт Р. Образ - Символ - Звучание. «Волшебный рог мальчика» в творчестве Густава Малера // Оркестр: Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой / Ред. кол.: Г.И. Лыжов, Д.Р. Петров (отв. ред.), С.И. Савенко. -М.: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2002. - С. 188-206.

103. Степанова И.В. Слово и музыка: Диалектика семантических связей. -2-е изд. - М.: Книга и бизнес, 2002. - 288 с.

104. Тураев С. Гёте и его современники. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - 238 с.

105. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. - СПб.: издательство «Лань», 2001. - 496 с.

106. Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. - М.: Музыка, 1968. - 220 с.

107. Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта // Ф.Шуберт. Избранные песни. В шести томах. Т.1: Песни на слова И.В. Гете. -М.: Музыка, 1975 - С. 5- 20.

108. Хохлов Ю.Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с.

109. Хохлов Ю. Строфическая песня и ее развитие от Глюка к Шуберту. -М.: Куншт, 1997. - 404 с.

110. Хохлов Ю.Н. Репризная и сквозная песня в немецкой и австрийской музыке конца XVIII - начала XIX века. - М.: издательство «Композитор», 2009. -488 с.

111. Царева Е. Песни Брамса на стихи Гете // Гете и музыка: Сб.ст.к 250-летию со дня рождения поэта/ Отв.ред. и сост. A.B. Гусева. - Спб: Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 40-57.

112. Чавчанидзе Д. Музыка в эстетических размышлениях Гете // Гете и музыка: Сб. ст. к 250-летию со дня рождения поэта / Отв. ред. и сост. A.B. Гусева. - Спб: СпбГПУ, 2004. - С. 22-31.

113. Чигарева Е.И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 280 с.

114. Шевченко Г.А. Предисловие // Герстнер Г. Братья Гримм. ЖЗЛ. Вып. 7. - М.: Молодая гвардия, 1980. - С. 5-28.

115. Шуман Р. О музыке и музыкантах. Собрание статей. Том II-А. - М.: Музыка, 1978. - С. 327.

116. Эккерман И. П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. - М.: Художественная литература, 1981. - 687 с.

117. Эстетика немецких романтиков. - Спб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006. -575 с.

118 .ЮфероваЗ.Б. Венская классическая школа // Шуберт и шубертианство. - Харьков, 1994. - С. 68-77.

119. „Kennst du das Buch?" Oder: Die Vertreibung der Musiknoten aus Wilhelm Meisters Lehrjahre // Brinkmann R. Vom Pfeifen und von alten Dampfmaschinen. Aufsätze zur Musik von Beethoven bis Rihm. - Wien: Paul Zsolnay Verlag, 2006. - S. 9-31, 303-308 (Anmerkungen).

120. Abert A.A. Bauman T. Hiller Johann Adam // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 11 / Edited by Stanley Sadie. - London, 2001. - P. 512-516.

121 .Adelung J. Chr. Grammatisch-kritisches Wörterbuch der Hochdeutschen Mundart, mit beständiger Vergleichung der übrigen Mundarten, besonders aber der Oberdeutschen. 4 Band. Zweyte vermehrte und verbesserte Ausgabe.

- Leizpig: bey Breitkopf und Härtel, 1801. - 1796 S.

122. Anmerkungen // Gedichte von Goethe in Compositionen seiner Zeitgenossen / hrsg. von Max Friedlaender. - Weimar: Verlag der GoetheGesellschaft, 1896.-S. 130-150.

123. Bauman T. North German Opera in the Age of Goethe. - London, New York, New Rochelle, Melbourne, Sydney: Cambridge University Press, 1985.

- 444 p.

124. Bauman T. Introduction II German Opera 1770-1800. A Collection of Facsimiles of Printed and Manuscript Full Scores / edited with Introductions by Thomas Bauman. A Garland Series. Volume 1. Die Jagd. Johann Adam Hiller. - New York, London: Garland Publishing, inc., 1985.

125. Berlinische Musikalische Zeitung. Zwei Jahrgänge in einem Band. -Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Berlin und Oranienburg 1805-1806. -Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1969.-414 S. (1805), 208 S. (1806)

126. Bock E.G. Bey Reichardts Tode. Elegie II Morgenblatt für gebildete Stände Nr.2552 vom 17.8.1814. - S. 781.

127. Branscombe P. Bauman T. Singspiel // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 23 / Edited by Stanley Sadie. - London, 2001. - P. 437-442.

128. Braunbehrens V. Die Briefe Goethes an Reichardt // J. F. Reichardt - J. W. Goethe: Briefwechsel / hrsg. und kommentiert von Volkmar Braunbehrens, Gabriele Busch-Salmen,Walter Salmen. - Weimar: Hermann Böhlaus Nachfolger, 2002. - S. 51 — 102.

129. Briefwechsel zwischen Goethe und Zelter in den Jahren 1796 bis 1832 / hrsg. von Dr. F.W. Riemer. Dritter Theil, die Jahre 1819 bis 1824. - Berlin: Verlag von Puncker und Humblot, 1834. - 482 S.

130. Busch-Salmen G. Moering R. Salmen W. Musik und Musiker im Umfeld Goethes. - Frankfurt am Main: Freies Deutsches Hochstift — Frankfurter Goethe-Museum, 2003. - 138 S.

131. Busch-Salmen G. Die Briefe Reichardts an Goethe II J.F. Reichardt -J.W. Goethe: Briefwechsel / hrsg. und kommentiert von Volkmar Braunbehrens, Gabriele Busch-Salmen,Walter Salmen. - Weimar: Hermann Böhlaus Nachfolger, 2002. - S. 3 - 49.

132. Calmus G. Die ersten deutschen Singspiele von Standfuss und Hiller. -Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1908. - 100 S.

133. Der Critisches Musicus an der Spree. Berliner Musikschrifttum von 1748 bis 1799. Eine Dokumentation / hrsg. v. H.-G. Ortenberg - Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1984. - 404 S.

134. Der Tonkünstler Johann Friedrich Reichardt und Goethe. Ausstellung und Katalog / hrsg. von V. Hansen. - Düsseldorf: Druck-Studio Kühler, 2002. -116 S.

135. Deutschland. Band 1. -Nendeln: Kraus Reprint, 1971.-430 S.

136. Deutschland. Band 2. - Nendeln: Kraus Reprint, 1971. - 464 S.

137. Deutschland. Band 3. - Nendeln: Kraus Reprint, 1971. - 350 S.

138. Deutschland. Band 4. - Nendeln: Kraus Reprint, 1971.-376 S.

139. Didion R. Johann Adam Hiller II Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters in 8 Bänden. Band 3 / hrsg. v. C. Dahlhaus. - München, Zürich, 1989. - S. 4952.

140. Dürr W. Sprache und Musik: Geschichte, Gattingen, Analysemodelle -Kassel - Basel - London - New York - Prag: Bärenreiter, 1994. - 280 S.

141. Dürr W. Das deutsche Sololied im 19. Jahrhundert: Unters.zu Sprache u.Musik. - Wilhelmshaven: Noetzel, Heinrichshofen, 1999. - 351 S.

142. Engels H.-W. Es begann in Neumühlen... Goethes und Schillers Streitereien mit Johann Friedrich Reichardt II Frieden für das Welttheater / hrsg. von J. Bracker. - Hamburg: Museum für hamburgische Geschichte, 1982. - S. 99105.

143. Fetting H. Die Geschichte der deutschen Staatsoper. - Berlin: Henschelverlag, 1955. - 284 S.

144. Finscher L. Joseph Haydn und seine Zeit. - Laaber: Laaber, 2002. - 558 S.

145. Fischer-Dieskau D. Weil nicht alle Blütenträume reiften. Johann Friedrich Reichardt, Hofkapellmeister dreier Preußenkönige. - Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1992. - 431 S.

146. Flössner F. Reichardt. Der Hallische Komponist der Goethezeit. - (Der Rote Turm. 7) - Halle-Saale: Gebauer-Schwetschke. Druckerei und Verlag A.-G., 1929.- 16 S.

147. Frantzke T. Goethes Schauspiele mit Gesang und Singspiele 1773-1782. -Frankfurt am Main: Reter Lang, 1998. - 308 S.

148.Friedländer M. Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert. Quellen und Studien. Bd. II. Dichtung. — Hildesheim: Georg Olms Verlagbuchhandlung, 1962.-632 S.

149. German Opera 1770-1800. A Collection of Facsimiles of Printed and Manuscript Full Scores. Vol. 20. Librettos III. Die Geisterinsel. Ino. Die Jagd / edited with Introductions by Thomas Bauman. - Reprint of works originally published 1770-1802. - New York, London: Garland Publishing, inc., 1985.

150. Goethe. Poetische Werke. Gedichte und Singspiele, IV. — Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1968. — 1088 S.

151. Goethes Werke. Zehnter Band. Italienische Reise. - Hildburghausen: Verlag des Bibliographischen Instituts, 1869. - S. 528.

152. Grimm H. Ottenberg H.-G. Hiller Johann Adam II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig Finscher. Personenteil 8. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 2002. - S. 1561-1579.

153. Grimm H. Ottenberg H.-G. Reichardt Johann Friedrich II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig Finscher. Personenteil 13. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 2005. - S. 1471-1488.

154. Gruber Cl.M. Opern-Uraufführungen: ein internationales Verzeichnis von der Renaissance bis zur Gegenwart. B.2. - Wien: Österreichische Verl.-Anst., 1987.-397 S.

155. Gruber Cl.M. Opern-Uraufführungen: ein internationales Verzeichnis von der Renaissance bis zur Gegenwart. B.l. - Wien: Österreichische Verl.-Anst., 1994.-420 S.

156. Haslmayr H. Jewanski J. Operette II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig Finscher. Sachteil 7. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 1997. - S. 706-739.

157. Helm E., Härtung G. Reichardt Johann Friedrich // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 21 / Edited by Stanley Sadie. - London, 2001. - P. 137-141.

158. Henzel Ch. Quellentexte zur Berliner Musikgeschichte im 18. Jahrhundert. -Wilhelmshaven: Noetzel, Heinrichshofen-Bücher, 1999. -236 S.

159. Hiller J.A. Lebensbeschreibungen berühmter Musikgelehrten und Tonkünstler neuerer Zeit. - Fotomechanischer Nachdruck der Originalausgabe Leipzig 1784. - Leipzig: Edition Peters, 1975. - 320 S.

160. Hiller Johann Adam Vorbericht II Der lustige Schuster, oder Der Teufel ist los. Zweyter Theil. Eine comische Oper in drey Aufzügen, herausgegeben von Johann Adam Hiller. — Leipzig: bey Johann Friedrich Junius, 1771. - o.S.

161. Hiller Johann Adam Vorbericht II Die verwandelten Weiber, oder Der Teufel ist los. Erster Theil. Eine comische Oper in drey Aufzügen, herausgegeben von Johann Adam Hiller. - Leipzig: bey Johann Friedrich Junius, 1770. - o.S.

162. J.F. Reichardt - J.W. Goethe: Briefwechsel / hrsg. und kommentiert von Volkmar Braunbehrens, Gabriele Busch-Salmen,Walter Salmen. - Weimar: Hermann Böhlaus Nachfolger, 2002. - 239 S.

163. Johann Adam Hiller. Kapellmeister und Kantor, Komponist und Kritiker / hrsg. von Claudius Böhm. - Kamprad, 2005. - 127 S.

164. Johann Friedrich Reichardt (1752-1814). Komponist und Schriftsteller der Revolutionszeit / hrsg. von K. Musketa. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 1992.- 128 S.

165. Johann Friedrich Reichardt und die Literatur. Komponieren. Korrespondieren. Publizieren / hrsg. von W. Salmen. - Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms Verlag, 2003. - 466 S.

166. Johann Friedrich Reichardt. Zwischen Anpassung und Provocation. Goethes Lieder und Singspiele in Reichardts Vertonung: Bericht über die wissenschaftlichen Konferenzen in Halle anlässlich des 250. Geburtstages 2002 und zum Goethejahr 1999. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 2003. -496 S.

167. Johann Friedrich Reichardt's vertraute Briefe aus Paris geschrieben in den Jahren 1802 und 1803. Erster Theil. - Hamburg: bei B. G. Hoffmann, 1804. -492 S.

168. Johann Friedrich Reichardt's vertraute Briefe aus Paris geschrieben in den Jahren 1802 und 1803. Zweiter Theil. - Hamburg: bei B. G. Hoffmann, 1804. - 422 S.

169. Johns S. Das szenische Liederspiel zwischen 1800 und 1830. 2 Bände. -Frankfurt a. M.: Verlag Peter Lang GmbH, 1988. - 367 S., 121 S.

170. Johns S. Liederspiel // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig Finscher. Sachteil 8. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 1998.-S. 1328-1335.

171. Jost P. Lied // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite, neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig Finscher. Sachteil 5. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 1996.-S. 1259-1328.

172. Kawada Kyoko Studien zu den Singspielen von Johann Adam Hiller (17281804). - Marburg/Lahn, 1969. - 206 S., 89 S., 7 S.

173. Kertscher H.J. Lebensbeschreibungen im halleschen Umfeld um 1800 // Johann Friedrich Reichardt. Zwischen Anpassung und Provocation. Goethes Lieder und Singspiele in Reichardts Vertonung: Bericht über die wissenschaftlichen Konferenzen in Halle anlässlich des 250. Geburtstages 2002 und zum Goethejahr 1999. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 2003. -S. 11-32.

174. Koch H.Ch. Musikalisches Lexicon. - Faks.-Reprint der Ausg. Frankfurt am Main 1802. - Kassel u.a.: Bärenreiter, 2001. - 1802 S.

175. Koehnecke Sw. Verzeichnis von Liedern Johann Friedrich Reichardts. -Köln, 1998.-23 S.

176. Krämer J. Deutschsprachiges Musiktheater im späten 18.Jahrhundert. 2 Tie. - Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1998. - 933 S.

177. Kritischer Bericht // Carl Friedrich Zelter. Lieder. Faksimile der wichtigsten gedruckten Sammlungen nebst Kritischem Bericht / hrsg von Reinhold Kubik und Andreas Meier. - München: G. Henle, 1995. - (Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 106.) - S. 166-219.

178. Kritischer Bericht zu Teil I und II // Johann Friedrich Reichardt (17521814). Goethes Lieder, Oden, Balladen und Romanzen. Teil II. 3. und 4. Abteilung sowie verstreut überlieferte Kompositionen / hrsg. von Walter Salmen. (Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 59. München: G. Henle, 1970.) -S. 88-99.

179. Krones H. Johann Friedrich Reichardt und die Affektenlehre // Johann Friedrich Reichardt. Zwischen Anpassung und Provocation. Goethes Lieder und Singspiele in Reichardts Vertonung: Bericht über die wissenschaftlichen

Konferenzen in Halle anlässlich des 250. Geburtstages 2002 und zum Goethejahr 1999. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 2003. - S. 105 - 132.

180.KubikR. Zur Aufführungspraxis // Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 106. -München: G. Henle, 1995. - S. XII.

181. Laquiante A. Introduction / Un Prussien en France en 1792. Strasbourg — Lyon — Paris. Lettres intimes de J. F. Reichardt / tryduites et annotées par A. Laquiante. - Paris: Perrin et C°, Libraires-Éditeurs, 1892. - P. 1-18.

182. Loewe Carl Selbstbiographie / bearb. von Carl Bitter, hrsg. vom HändelHaus durch Konstanze Musketa. - Reprint des ersten Teils der OriginalAusgabe Berlin 1870. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 1994. (Schriften des Händel-Hauses in Halle; 10) - 103 S.

183. Meier A. Carl Friedrich Zelter: Ein literarischer Zeitgenosse II Carl Friedrich Zelter. Lieder. Faksimile der wichtigsten gedruckten Sammlungen nebst Kritischem Bericht / hrsg von Reinhold Kubik und Andreas Meier. -München: G. Henle, 1995. - (Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 106.) - S. XIII-XXII.

184. Moser HJ. Goethe und die Musik. - Leipzig: C.F. Peters, 1949. - 219 S.

185. Musik in Goethes Werk. Goethes Werk in der Musik / hrsg. von A. Ballstaedt, U. Kienzle, A. Nowak. - Schliengen: Edition Argus, 2003. — 415 S.

186. Neuss E. Das Giebichensteiner Dichterparadies. Johann Friedrich Reichardt und die Herberge der Romantik. - Halle (Saale): Fliegenkopf Verlag, 2007. - 207 S.

187. OttenbergH.G. C.Ph.E. Bach. Biografien. - Leipzig: Philipp Reclam, 1982.-409 S.

188. Ottenberg H. G. Zelter Carl Friedrich // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 27 / Edited by Stanley Sadie. —London, 2001. P.781-783.

189. Parsons J. Lieder: 1740-1800 //The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 14 / Edited by Stanley Sadie. —London, 2001. - P. 668-671.

190. Pröpper Rolf Die Bühnenwerke Johann Friedrich Reichardts. Band 1. Textteil. - Bonn: H. Bouvier u. CO., 1965. - 416 S.

191. Pröpper R. Die Bühnenwerke Johann Friedrich Reichardts. Band 2. Werkverzeichnis. - Bonn: H. Bouvier u. CO., 1965. - 352 S.

192. ReiberJ. Singspiel II Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik begründet von Friedrich Blume. Zweite,

neubearbeitete Ausgabe / hrsg. von Ludwig F inscher. Sachteil 8. - Kassel, Basel, London, New York, Prag, Metzler, Stuttgart, Weimar: Bärenreiter, 1998.- 1470- 1489 S.

193. Reich N.B. Reichardt Louise // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second édition. In 29 volumes. Vol. 21 / Edited by Stanley Sadie. —London, 2001. P. 141-142.

194. Reichardt // Fetis F.-J. Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique. 2 ed. T.7. - Paris: librairie de firmin didot frères, fils et C ie, 1864. -p. 206-211.

195. Reichardt // Gerber E.L. Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler. T.3. - Nachdruck des Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler (1812-1814). - Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1966. - S.813-824.

196. Reichardt // Ledebur C. Fr. v. Tonkünstler-Lexicon Berlin's von den ältesten Zeiten bis auf die Gegenwart. - Berlin: Verlag von Ludwig Rauh, 1861.-S. 430-442.

197. Reichardt J.F. Etwas über das deutsche Singeschauspiel // Liebe nur beglückt. Ein deutsches Singeschauspiel. Von Johann Friedrich Reichardt, Königl. preuß. Kapellmeister. - Berlin& gedruckt von Winters Erben. - S. III-XX.

198. Reichardt J.F. Ueber die Pflichten des Ripien-Violinisten. - Berlin, Leipzig: bey George Jacob Decker, 1776. - 92 S.

199. Reichardt J. F. Vertraute Briefe geschrieben auf einer Reise nach Wien und den Österreichischen Staaten zu Ende des Jahres 1808 und zu Anfang 1809. Eingeleitet und erläutert von G. Gugiß. Zweiter Band. - München: bei Georg Müller, 1915.-324 S.

200. Reichardt J.F. // Eitner R. Biographisch-Bibliographisch Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten christlicher Zeitrechnung bis Mitte den neunzehnten Jahrhunderts. 2. Verbesserte Auflage in 11. Bände. Band 8. -Graz: Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1959. - S. 162-170.

201. Reichardt J.F. Briefe eines aufmerksamen Reisenden die Musik betreffend. I/II. - Reprint der Ausgabe Frankfurt und Leipzig 1774, Frankfurt und Breslau 1776. - Hildesheim, New York: Georg Olms Verlag, 1977. - 184 S. + 134 S.

202. Reichardt J.F. Briefe, die Musik betreffend / hrsg. von Grita Herre und Walther Seigmund-Schultze. - Leipzig: Verlag Philipp Reclam, 1976. - 326 S.

203. Reichardt J.F. Der lustige Passagier. Erinnerungen eines Musikers und Literaten / hrsg. v. W. Salmen. - Berlin: Aufbau-Verlag, 2002. - 237 S.

204. Reichardt J.F. Leben des berühmten Tonkünstlers Heinrich Wilhelm Gulden nachher genannt Guglielmo Enrico Fiorino. - Leipzig: Insel-Verlag, 1967.- 162 S.

205. Reichardt J.F. Musikalisches Kunstmagazin. Zwei Bände in einem. -Reprografischer Nachdruck der Ausgabe Berlin 1782, 1791. - Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1969.-214 S., 128 S.

206. Reichardt J.F. Über die Deutsche comische Oper nebst einem Anhange eines freundschaftlichen Briefes über die musikalische Poesie. - FaksimileNachdruck der Ausgabe Hamburg 1774. - München: Musikverlag Emil Katzbichler, 1974. - 124 S.

207. Reichardt J.F. Vertraute Briefe geschrieben auf einer Reise nach Wien und den Österreichischen Staaten zu Ende des Jahres 1808 und zu Anfang 1809. Eingeleitet und erläutert von G. Gugiß. Erster Band. - München: bei Georg Müller, 1915.-357 S.

208. Reichardt J.F. Oden und Lieder von Klopstock, Stolberg, Claudius und Hölty (1779); Goethe, Bürger, Sprickmann, Voß und Thomsen (1780), Herder, Goethe (1781), Goethes Lieder, Oden, Balladen und Romanzen (1809). - Nachdruck der Ausgaben Berlin 1779-81; Nachdruck der Ausgabe Leipzig 1809. - Hildesheim, Zürich, New York: Georg Olms Verlag, 2002.

209. Reichardt Johann Friedrich // Büsten berlinischer Gelehrten und Künstler mit Devisen. - Leipzig, 1787. - S. 257-260.

210. Reichardt Johann Friedrich Vertraute Briefe aus Paris, 1792 / hrsg. und eingeleitet v. R. Weber. - Berlin: Verlag der Nation, 1980. - 270 S.

211 .Reichardt, J. F. Lyceum der schönen Künste. Band 1. - Reprint 1797. -Nendeln: Kraus Reprint, 1971. - 192 S.

212. Rousseau J.J. Dictionnaire de musique. - Paris: chez la Veuve Duchesne, 1768.-547 p.

213. Rummenhöller P. Die musikalische Vorklassik. - München: dtv/Bärenreiter, 1983.- 195 S.

214. Salmen W. Vorwort II Das Erbe Deutscher Musik. Bd. 58. München -Duisburg: G.Henle, 1964. - S.V-VI.

215. Salmen W. Johann Friedrich Reichardt: Komponist, Schrifsteller, Kapellmeister und Verwaltungsbeamter der Goethezeit / Walter Salmen. -Nachdr. der Ausg. Freiburg i.Br., Zürich, Atlantis-Verl., 1963. - Hildesheim; Zürich; New York: Olms, 2002. - 370 S.

216. Salmen W. Zur Rezeption von Texten Goethes in Musik gesetzt durch Johann Friedrich // Musik in Goethes Werk. Goethes Werk in der Musik / hrsg. von A. Ballstaedt, U. Kienzle, A. Nowak. - Schliengen: Edition Argus, 2003. —S. 226-233.

217. Salmen W. Gesungen, Rezitiert, Deklamiert. Die Deklamationen von Johann Friedrich Reichardt II Johann Friedrich Reichardt. Zwischen Anpassung und Provocation. Goethes Lieder und Singspiele in Reichardts Vertonung: Bericht über die wissenschaftlichen Konferenzen in Halle anlässlich des 250. Geburtstages 2002 und zum Goethejahr 1999. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 2003. - S. 407 - 418.

218. Schiedermair Z.Die deutsche Oper. - Bonn, Berlin: Ferd. Dümmlers Verlag, 1940. - 329 S.

219. Schletterer H.M. Joh. Friedrich Reichardt. Sein Leben und seine musikalische Thätigkeit. - Augsburg: Verlag von J.A. Schlosser's Buch- und Kunsthandlung, 1865. - 662 S.

220. Schneider J. Halle und die deutsche Romantik. - (Der Rote Turm. 10) -Halle-Saale: Gebauer-Schwetschke. Druckerei und Verlag A.-G., 1930. - 24 S.

221. Schwab H. W. Sangbarkeit, Popularität und Kunstlied. Studien zu Lied und Liedästhetik der mittleren Goethezeit 1770-1814. - Regensburg: Gustav Bosse Verlag, 1965.-205 S.

222. Schwab //.Kompositorische Individualität durch Vermischung der Gattungen. Zu Johann Friedrich Reichardts Gattungstypus Deklamation II Johann Friedrich Reichardt. Zwischen Anpassung und Provocation. Goethes Lieder und Singspiele in Reichardts Vertonung: Bericht über die wissenschaftlichen Konferenzen in Halle anlässlich des 250. Geburtstages 2002 und zum Goethejahr 1999. - Halle an der Saale: Händel-Haus, 2003. -S. 179-194.

223. Serauky W. Musikgeschichte der Stadt Halle. Von Wilhelm Friedemann Bach bis Robert Franz. Bd. 2. Halbbd. 2. - Reprograf. Nachdr. der Ausg. Halle/Saale 1942. - Hildesheim, New York: Georg Olms Verlag, 1971. - 650 S.

224. Sieber P. Johann Friedrich Reichardt als Musikästhetiker. Seine Anschauungen über Wesen und Wirkung der Musik. - Neudruck der Ausgabe Strassburg 1930. - Baden-Baden: Verlag Valentin Koerner, 1971. - 138 S.

225. Studien für Tonkünstler und Musikfreunde. - Nachdruck der Ausgabe Berlin 1793. - Hindelsheim, Zürich, New York: Georg Olms Verlag, 1992. -192 S., 172 S.

226. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der schönen Künste. Bd. 2. - Leipzig: M. G. Weidmanns Erben und Reich, 1774. - 1287 S.

227. Un Prussien en France en 1792. Strasbourg — Lyon — Paris. Lettres intimes de J. F. Reichardt / tryduites et annotées par A. Laquiante. - Paris: Perrin et C°, Libraires-Éditeurs, 1892. - 431 p.

228. Victor W. Cari Friedrich Zelter und seine Freundschaft mit Goethe. -Berlin: Das Neue Berlin, 1960. - 69 S.

229. Weiler Ph. Goethe Johann Wolfgang von // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second edition. In 29 volumes. Vol. 10 / Edited by Stanley Sadie. - London, 2001. P. 81-84.

230. Wien-Berlin. Stationen einer kulturellen Beziehung / hrsg. v. Grimm H. Hansen M. Holtmeier L. — Saarbrücken: Pfau, 2000. - 200 S.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.