Фридрих Кулау и его флейтовые сочинения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Хвостиков, Михаил Владимирович
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Хвостиков, Михаил Владимирович
Содержание
Введение
Глава I. Фридрих Кулау и музыкальная культура его времени
§ 1. Фридрих Кулау: детство, юность, зрелость
§ 2. Кулау и музыкальная культура Дании 1800-1850 годов
§ 3. Флейта в XVIII - первой половине XIX веков
§ 4. Сочинения Кулау в историческом контексте флейтовой литературы ..58 Глава II. Флейтовые произведения Кулау: тематизм, композиция,
фактура
§ 1. Сонатные циклы
О роли вступлений
Сонатные АПе^
Медленные части
Финалы
§ 2. Вариации
§ 3. Фактура, полифоническая техника
Заключение
Литература
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Традиционное и европейское в современном флейтовом искусстве Китая: образование, исполнительство, репертуар2021 год, кандидат наук Лянь Ицэнь
Флейтовая культура Франции: генезис, пути и закономерности развития2008 год, кандидат искусствоведения Захарова, Варвара Александровна
Кларнет в творчестве Карла Марии фон Вебера: опыт историко-контекстуального анализа2022 год, кандидат наук Хавров Владимир Владимирович
История фортепианных вариаций классико-романтической эпохи2014 год, кандидат наук Максимов, Евгений Иванович
Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели2006 год, кандидат искусствоведения Щукина, Татьяна Валентиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фридрих Кулау и его флейтовые сочинения»
Введение
В наше время имя и творчество Фридриха Кулау (1786-1832) находится в тени его великих современников - Л. ван Бетховена, K.M. фон Вебера, Ф. Шуберта. Однако в XIX веке он был очень популярен. Его оперы «Разбойничий притон», «Лулу», «Холм эльфов» каждый год в Датском Королевском театре шли с аншлагами. На темы Кулау писали сочинения его современники - Л. Шпор, А. Фюрстенау, П. Камю. Его музыку высоко ценили многие композиторы и музыканты-исполнители. Так, П.И. Чайковский принял участие как флейтист в исполнении Квартета для четырех флейт Кулау на концерте в Санкт-Петербурге в честь Клары Шуман1. И. Брамс великолепно интерпретировал на фортепиано музыку из оперы Кулау «Лулу» и признавался, что «с удовольствием освоил бы и игру на флейте, чтобы исполнять флейтовые сонаты Кулау»2. Т. Бём для демонстрации возможностей своей новой конической флейты выбрал не что иное, как его музыкально-виртуозную «Фантазию ор. 38 для флейты соло» . Бетховен также высоко оценивал творчество Кулау и подарил ему на память
0 легендарной встрече в Вене в 1825 году свой литографический портрет с посвящением: «Моему другу Кулау от Л. в. Бетховена»4.
Последние два десятилетия интерес к творчеству Ф. Кулау возрос. В Дании им гордятся как национальным классиком, и его зингшпиль «Холм эльфов» продолжает оставаться одним из самых успешных спектаклей Датского Королевского театра. Германия, считая его в первую очередь немецким композитором, проводит регулярно на его родине, в Ильцене, Международный конкурс флейтистов имени Кулау. В 1999 году Тошинори Ишикара5 создал Международное общество Фридриха Кулау (International Friedrich Kuhlau Society - IFKS), пригласив председателем скандинавского музыковеда Горма Буска - главного исследователя жизни Кулау и его
1 Rachmanowa А. Tschaikowskij: Schicksal und Schaffen. Vienna: Neff, 1972. S. 70.
2 Цит. по: Mehring A. Friederich Kuhlau im Spiegel seiner Flötenwerke. Frankfurt: Zimmermann, 1992. S. XI.
3 Boehm T. Die Flöte und das Flötenspiel. Leipzig: Zimmermann, 1871. S. 64.
4 Mehring A. Friederich Kuhlau im Spiegel seiner Flötenwerke. Frankfurt: Zimmermann, 1992. S. 89.
5 Тошинори Ишикара - флейтист, страстный поклонник творчества Кулау; совершил несколько поездок по городам Европы, в которых бывал Кулау.
музыкально-драматических сочинений. Благодаря деятельности фонда и энтузиазму флейтиста Тошинори Ишикара Япония также познакомилась с флейтовыми произведениями Кулау, а весной 2000 года в Токио была поставлена опера Кулау «Лулу». Однако, несмотря на все это, сегодня имя Фридриха Кулау по-прежнему ассоциируется, прежде всего, с его фортепианными сонатинами и несложными сонатами, которые входят в педагогический репертуар детских музыкальных школ.
Вместе с тем, музыкальное наследие композитора огромно: оперы, фортепианный концерт, концертино, флейтовые, скрипичные, фортепианные сонаты, сонатины, вальсы, рондо, вариации, фантазии, дивертисменты, танцы, песни, различного состава дуэты, трио, квартеты, квинтеты, музыка к театральным постановкам. Значительное место занимают в творчестве Кулау флейтовые сочинения, которые представляют собой яркую страницу в развитии флейтового искусства. Отсутствие в отечественном музыковедении исследования, посвященного флейтовому творчеству Кулау, определяет актуальность темы диссертации, в которой сделана попытка до некоторой степени заполнить этот пробел.
В отношении к творчеству Кулау очень ярко проявляется проблемная ситуация, касающаяся флейтового творчества первой половины XIX века в целом. В течение многих лет музыковеды утверждали, что из-за отсутствия интереса к флейте главных композиторов этого и предшествующего времени - Моцарта, Бетховена, Вебера, Шуберта, - «флейтовая музыка начала XIX века, состоящая из салонных пьес, вариаций и камерных сочинений некоторых композиторов второго ряда, не представляет большого музыкального интереса»6. Оценка базировалась на почти полном отсутствии исполнительского интереса к музыке композиторов, отнесенных ко «второму» плану. В последние годы их флейтовые сочинения были открыты заново, их стали издавать, играть в концертах, записывать. Музыка
6 Brown EM. Flute, §5: Repertory and its history // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. L.: Macmillan, 1980. V. 6. P. 680.
Ф. Девьена, Т. Бёма, А. Рейха, А. Фюрстенау и особенно Кулау стала фактом нашей - современной - музыкальной культуры.
Эта тенденция, вместе с тем, не сопровождается, к сожалению, серьёзными академическими исследованиями их творчества. Флейтовые сочинения Кулау не стали исключением. Его музыка находится как бы вне научно-исторического пространства, хотя это интереснейший пласт флейтовой литературы. Из 127 опусов, сочиненных Кулау, почти четверть -флейтовые пьесы для флейты соло (фантазии, вариации, каприччио), ансамбли для двух, трех, четырех флейт, квинтеты для флейты и струнных, сонаты, интродукции и вариации для флейты и фортепиано. Объем и разнообразие флейтовых сочинений Кулау уже сами по себе вызывают интерес и позволяют высказать научную гипотезу, их изучение дает возможность по-новому оценить место, которое занимала в инструментальной музыке первой половины XIX века флейта - не только как традиционный оркестровый, но и как сольный концертный инструмент, а также внести некоторые новые акценты в понимание процессов, происходивших в европейской музыкальной культуре этого времени. Таким образом, основная проблема исследования связана с необходимостью устранить диспропорцию между тем, что мы знаем о творческой биографии и музыке Кулау, о его флейтовых сочинениях, и тем, какую роль, судя по дошедшим до нас оценкам современников, они играли в свое время.
Целью работы является исследование флейтового творчества Фридриха Кулау. Она определила ряд задач:
• рассмотреть жизненный и творческий путь Ф. Кулау в контексте музыкальной культуры его времени;
• проанализировать в связи с творчеством Кулау процесс развития флейтового искусства в XVIII - первой половине XIX веков (модернизация конструкции инструмента, исполнительство, педагогика);
• изучить флейтовые сочинения Кулау разных жанров в их отношении к
развитию европейской флейтовой музыки XVIII - XIX веков; • исследовать их композиционные и стилистические особенности.
Объект исследования - флейтовое творчество Фридриха Кулау. Предмет исследования - композиционные и стилевые особенности его флейтовых сочинений. В связи с этим материалом диссертации стали сочинения Кулау для флейты соло, произведения для двух, трех, четырех флейт, для флейты и струнных, для флейты и фортепиано, а также флейтовые произведения его современников (А. Фюрстенау, Г. Шнайдера, И. Габриэльского, С. Меркаданте) и предшественников (И.С. Баха, К.Ф.Э. Баха, Г.Ф. Телемана, И.И. Кванца, И.Г. Тромлица), составляющие музыкально-исторический контекст. Так как Кулау во многом опирался на венскую классическую традицию, но его творчество фактически разворачивалось в эпоху романтизма, в диссертации для сравнения привлекались также сочинения разных жанров В.А.Моцарта, Й. Гайдна, JI. Бетховена, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Дж. Россини.
Методы исследования. Принципиально важным для работы стало рассмотрение флейтового творчества Кулау как явления, рожденного музыкальной культурой своего времени и включенного в эту культуру, что обусловило приоритетную роль для исследования исторического подхода. Он проявляется и в рассмотрении биографии композитора, и в выявлении историко-культурных причин создания столь богатого флейтового репертуара, в анализе генезиса и развития разных жанров флейтового творчества. В этом плане мы опирались на известный трактат И.И. Кванца «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» (Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen. Berlin, 1752), «Трактат о конструкции. История и практика флейты» P.C. Рокстро (A Treatise on the Construction. The History and the Practice of the Flute. London, 1890), а также музыковедческие работы нашего времени по истории флейты и проблемам инструментального исполнительства В. Березина, В. Качмарчика, Ю. Усова, А. Адоряна,
Р. Бигио, Г. Буш-Салмена, Ф. Вестера, Л. де Лоренцо, А. Пауэлла, Г. Шека, Г. Шмитца, П. Юнга7.
Сравнение сочинений Кулау с музыкой его предшественников и современников обусловил применение компаративного метода (Н. Гуляницкая)8. В исследовании композиции флейтовых сочинений Кулау использовался метод структурно-функционального анализа, традиционного для отечественной теоретической школы (В. Бобровский, Л. Мазель, Е. Назайкинский, В. Протопопов, Ю. Тюлин, В. Цуккерман, Е. Чигарева и др.)9. Важную роль в рассмотрении особенностей композиции сыграли также принципы историко-контекстной интерпретации, своего рода теоретической «аутентичности». Были использованы подходы и понятия, разработанные в музыкальной теории конца XVIII - первой половины XIX веков и описанные в работах Л. Ратнера10, Л. Гервер11, Л.Кирилиной12, П. Луцкера и И. Сусидко13, а также учебники и учебные пособия Т. Кюрегян и В. Холоповой14, в которых музыкальная форма рассмотрена в историческом аспекте.
7 Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Издательство ИОСО РАН, 2000; Качмарчик В.П. Немецкое флейтовое искусство XVIII-XIX вв. Донецк: Юго-Восток, 2008; Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. M.: Музыка, 1989; Adorjän А., Meierott L. (Hrsg.) Lexikon der Flöte. Laaber: Laaber-Verlag, 2009; BigioR. Readings in the History of the Flute. L.: Tony Bingham Edition, 2006; Busch-Salmen G. und Krause-Pichler A. Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke, Auffurungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Kassel: Bärenreiter, 1999; de LorenzoL. My Complete Story of the Flute. Lubbick: Texas Tech University Press, 1992; PowellA. The Flute. Yale University Press, 2003; ScheekG. Die Flöte und ihre Music. Mainz: B. Schott's Söhne, 1975; Schmitz H.P. Querflöte und Querflötenspiel in Deutschland während des Barockzeitalters. Kassel: Bärenreiter, 1958; VesterF. Flute Music ofthe 18th Century, an annotated bibliography. Monteux: Musica Rara, 1985; YoungP.T. 4900 Historical Woodwind Instruments. L.: Tony Bingham, 1993.
8 Гуляницкая HC. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009
9 Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. M.: Музыка, 1978; Мазель JI.A. Строение музыкальных произведений. M.: Музыка, 1979; Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982; Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Бетховена. Сонатно-симфонические циклы ор. 1 -81' М.: Музыка, 1970; Тюлин Ю.Н. Музыкальная форма. Л.: Музыка, 1974; Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987. Чигарева Е. Свет далекой истины // Советская музыка. M., 1991. № 12. С. 21-22.
10 Ratner L.G. Classic music. Expression, Form, and Style. NY: Schirmer Books, 1980.
11 Гервер JIM. Легко ли анализировать Моцарта II Советская музыка, 1991. №12. Гервер JI.J1. Клавирные сонаты Моцарта №10 (KV 330) и 13 (KV 333). Опыт интерпретации // Инструментальная музыка классицизма. Вопросы теории и исполнительства. Науч. тр. МГК им. Чайковского. M., 1998. С. 89-105.
12 Кириллина JI.B. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 1. М.: Московская гос. консерватория, 1996. Ч. 2,3. М.: Композитор, 2007.
13 Луцкер П.В., Сусидко И.П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008.
14 Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII - XX веков. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1998; ХолоповаВ.Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.
На защиту выносятся следующие положения:
• творчество Ф. Кулау является одним из ключевых этапов в развитии флейтового искусства, завершившим переход от трактовки флейты как преимущественно оркестрового инструмента к подтверждению ее нового - сольного - статуса; этот процесс был связан с модернизацией конструкции и возросшим интересом к инструменту;
• в сочинениях Кулау ассимилированы черты музыки разных стран (датские фольклорные темы, мелодические и фактурные влияния итальянской оперы) при ведущей роли австро-немецкой традиции (форма, принципы тематического развития, большая роль полифонии);
• творчество Кулау развивалось «на стыке» двух стилевых эпох -классической и романтической. В его стиле ощущаются основы, заложенные венской классикой (трактовка формы, наличие типичных для венской классики интонационных «топосов»); элементы сложной полифонической техники напоминают о контрапунктическом искусстве барокко; виртуозная трактовка инструмента, мелодический стиль brilliant свидетельствует о близости некоторым тенденциям музыкального романтизма;
• во флейтовых сочинениях Кулау проявляется тенденция в трактовке мелодического инструмента, сформированная в XVIII веке, а именно -ориентация на вокал, опора на принципы оперного пения; влияние вокальной музыки отражается также в принципах формообразования камерных сочинений Кулау.
Степень изученности темы. В отечественном музыкознании специальному изучению творчества Кулау, в том числе флейтового, не посвящено ни одной работы. Встречающиеся сведения о жизни композитора крайне скупы: самую краткую информацию о нем можно получить либо в российской Музыкальной энциклопедии, либо, исключительно как упоминание, в учебниках по истории музыки, либо в небольших предисловиях к сборникам, чаще всего, фортепианных пьес.
В зарубежном музыкознании небольшие статьи о жизни и творчестве Кулау встречаются в европейских и американских изданиях15, которые носят энциклопедический, справочный характер. В них дается краткая биография композитора и перечисляются его основные сочинения. Необходимо отметить, что некоторые издания грешат недостоверной информацией о жизни Кулау. Так, учитывая огромный флейтовый репертуар, созданный Кулау, его называли «Бетховеном флейты», его сочинения имели необычайный успех у исполнителей и пользовались большим спросом у издателей. Все это привело к появлению версии, что Кулау работал
флейтистом Королевского оркестра в Копенгагене. Этот факт, например,
1 f\ 11 упомянут в книге Леонардо де Лоренцо , в работе Адольфа Гольдберга .
Досадная ошибка присутствует также и в российской Музыкальной 1 8
энциклопедии . Кулау действительно долгое время жил и работал в Дании, служил в Королевском театре в Копенгагене, но этот пост никогда не занимал.
Первое детальное исследование биографии композитора предпринял Карл Тране19. Его книга была издана в 1886 г. к 100-тию со дня рождения Кулау и переиздана в 1979 году. Она послужила трамплином к дальнейшим биографическим исследованиям, проведенным в диссертационной работе Карла Граупнера (1930). Необходимо сказать, что Граупнер, говоря о творчестве Кулау, ограничивается только описанием обстоятельств, при которых были созданы те или иные сочинения композитора, не давая, фактически, никакого анализа. При этом он отмечает «второразрядность» флейтовых сочинений Кулау: «многие произведения для флейты незначительны»21, определяя, тем самым, на долгие годы отношение к
15 AdorjánA., Meierott L. (Hrsg.) Lexikon der Flöte. Laaber: Laaber-Verlag, 2009; De Lorenzo L. My Complete Story of the Flute. Lubbick: Texas Tech University Press, 1992; Powell A. The Flute. Yale University Press, 2003.
16 De Lorenzo L. My Complete Story of the Flute. Op. cit. P. 107.
17 Goldberg A. Porträts und Biographien hervorrangender Floten - Virtuosen, Dilettanten und Komponisten. Berlin, 1906; reprint, Celle: Moeck, 1987.
18 Яковлев M. Кулау II Музыкальная энциклопедия. T. 3. M.: Советская энциклопедия, 1976. Стлб. 93-94.
19 Thrane С. Friedrich Kuhlau. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1886.
20 Graupner K. Friedrich Kuhlau. Univ. Diss. München, 1930.
21 Ibid. S. 19.
флейтовой музыке композитора в музыковедении. Главным аргументом такой оценки он считает то, что большинство сочинений для флейты были написаны Кулау на заказ, чтобы облегчить постоянные финансовые трудности, сопровождавшие его всю жизнь.
22
Биографический характер имеет и книга Горма Буска (1990). Ее достоинство - обилие документального материала, прежде всего, собрание писем Кулау членам семьи и издателям. Книга Рихарда Мюллера «Немецко-датский композитор Фридрих Кулау»23 носит характер очень краткого хронографа политических и культурных событий, произошедших в Европе за годы жизни Кулау, что позволяет вписать биографию композитора в исторический контекст. Несомненно, важное значение имеет тематический каталог произведений Ф. Кулау, составленный Дэном Фогом в 1972 году24, а также книга Горма Буска, в которой собраны сохранившиеся до наших дней каноны Фридриха Кулау25.
Исследованию же творчества композитора посвящено всего три работы: диссертация Г. Буска «Фридрих Кулау: биография и критический анализ главных музыкально-драматических произведений», на основе
л/ О
которой также была издана книга , работа Иорна Баймфора «Фортепианный
27
концерт C-dur op. 7 и фортепианные сонаты Фридриха Кулау» , а также книга А. Меринга «Фридрих Кулау в зеркале его флейтовых сочинений»28. В предисловии редактора к последней сказано, что издание является «благом для флейтистов» и «Меринг предлагает анализ всех флейтовых пьес Кулау и
29
советы о том, как их играть в манере, предусмотренной Кулау» . Первая оценка совершенно справедлива, так как монография - единственное специальное исследование флейтовой музыки Кулау. Вторая, напротив,
22 Busk G. Kuhlau Breve. Kopenhagen: Engstom og Sodring, 1990.
23 Müller-Dombois R. Der Deutsch-Dänische Komponist Friedrich Kuhlau. Klassik und Frühromantik im Kontext der geistigen, sozialen und politischen Bewegungen Europas. Detmold: Syrinx, 2004.
24 Fog D. Friedrich Kuhlau, Thematisch-bibliographischer Katalog. Kopenhagen: Fog, 1977.
25 Busk G. Kuhlau kanons. Kopenhagen: Engstrom og Sodring, 1996.
26 Busk G. Friedrich Kuhlau. Kopenhagen: Engstrom og Sodring, 1986.
27 Beimfohr J. Das C-dür klavierkonzert op.7 und die klaviersonäten von Friedrich Kuhlau. Hamburg: Verl. d. Musikalienhandlung Wagner, 1971.
28 Mehring A. Friederich Kuhlau im Spiegel seiner Flötenwerke. Frankfur: Zimmermann, 1992.
29 Ibid, Vorwort.
и
представляется несколько завышенной. Фрагментарные музыкальные примеры с достаточно краткими аннотациями приведены только к трети флейтовых сочинений, а высказывания о манере исполнения ограничиваются лишь несколькими указаниями о дыхании. Хотя книга и наполнена очень интересными фактами из жизни композитора, но в силу фрагментарности аналитических наблюдений она, на наш взгляд, не может претендовать на научное исследование флейтового творчества Кулау.
Кроме литературы, в той или иной степени посвященной музыке Кулау, в диссертации использованы работы, в которых освещена музыкальная культура его времени - это труды по истории музыки, монографические исследования о композиторах-классиках (Моцарте, Бетховене) и современниках. Особое значение для нас имели те работы, в которых поднимались вопросы соотношения классического и романтического. Это книги П. Вульфиуса30, Ю. Хохлова31, диссертация Т. Русановой32, в которых данная проблема рассмотрена в связи с творчеством Ф. Шуберта, фундаментальная монография М. Томашевского33 о Ф. Шопене, диссертация Т. Щукиной34 о М. Клементи. Помимо этого важную роль сыграли исследования, посвященные взаимодействию инструментальной музыки и оперы - ставшая классической книга В. Конен
3 5 36
«Театр и симфония» , работа И. Лаврентьевой , монография П. Луцкера и
37 38
И. Сусидко о Моцарте, диссертация О. Подколзиной , посвященная моцартовским скрипичным концертам и ряд других. Так как в стилистике флейтовых сочинений Кулау большое место занимает виртуозный
30 Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. М.: Музыка, 1974. Вульфиус П. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1983.
31 Хохлов Ю. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
32 Русанова Т. Последние фортепианные сонаты Ф. Шуберта: проблемы композиции и исполнительской интерпретации. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2002.
33 Томашевский М. Шопен. Человек, творчество, резонанс. Пер. с польского Л. Акопяна. М.: Музыка, 2011.
34 Щукина Т. Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2006.
35 Конен В. Театр и симфония: Роль оперы в формировании симфонии. М.: Музыка, 1974.
36 Лаврентьева И. Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта // О музыке. Проблемы анализа. М.: Музыка, 1974. С.164-194.
37 Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХ1,2008
38 Подколзина О. Скрипичные концерты Моцарта. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2010.
компонент, особое внимание мы уделили роли виртуозности в музыке и исполнительском искусстве первой половины XIX века - данная проблема
39
освещена, в частности, в диссертациях С. Грохотова о И.Н. Гуммеле,
A. Хоффманн об итальянском бельканто40. В анализе полифонической техники и фактурных особенностей музыки Кулау мы опирались на работы отечественных ученых (В. Протопопова, М. Скребковой-Филатовой,
B. Холоповой и др.)41-
Научная новизна работы во многом обусловлена ее темой и материалом. Она, фактически, является первым исследованием на русском языке, посвященным музыке Кулау. В диссертации проведен многосторонний анализ его флейтовых сочинений разных жанров в историческом контексте, в сравнении с музыкой (в том числе и малоизвестной) предшественников и современников композитора. Это позволило по-новому оценить жанровую «палитру» музыкальной культуры 1800-1830-х годов, акцентировать в ней место флейты и музыки, написанной для этого инструмента. Рассмотрение сочинений Кулау с точки зрения теории конца XVIII - первой трети XIX века ранее не предпринималось ни в отечественном, ни в зарубежном музыковедении, равно как изучение соотношения классических и романтических черт в композиции и стилистике композитора. В диссертации впервые на русском языке изложена детальная биография Кулау, собраны и обобщены факты, касающиеся истории создания, издания и исполнения его сочинений.
Цели и задачи диссертации обуславливают ее структуру: Введение, две главы, разделенные на параграфы, Заключение, Список литературы и Приложение. Во Введении дается обоснование темы, ее актуальности, ставятся цели и задачи диссертации, определяется методология, приводится
39 Грохотов С. И.Н. Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1990
40 Хоффманн А. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2008.
41 Протопопов В.В. История полифонии. Западноевропейская музыка XVII - первой четверти XIX века. М.: Музыка, 1985; Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М: Музыка, 1985; Холопова В. Фактура. Очерк. М.: Музыка, 1979.
обзор литературы. В Первой главе изложены основные вехи биографии Ф. Кулау, отмечены факторы, которые содействовали его творческому росту, приведены воспоминания современников и его собственные письма, в ней также рассматривается процесс развития флейтового искусства в XVIII -первой половине XIX веков и история создания сочинений разных жанров для флейты. Вторая глава содержит анализ особенностей композиции флейтовых сочинений Кулау, в ней идет речь о трактовке сонатно-симфонического и вариационного циклов, рассмотрена фактура и контрапунктическая техника. В Заключении подведены итоги и изложены основные выводы работы. В конце диссертации приводится Список литературы. Для удобства ссылки на цитируемую литературу и комментарии помещены в подстрочные примечания. С этой же целью нотные примеры приведены в основном тексте диссертации. Приложение содержит полный список опубликованных сочинений Ф. Кулау для флейты с указанием дат публикаций и издательств.
Глава I. Фридрих Кулау и музыкальная культура его времени
§ 1. Фридрих Кулау: детство, юность, зрелость
Биография Кулау в чем-то была обычной для музыканта его времени, а в чем-то - исключительной. Он родился 11 сентября 1786 года в небольшом немецком городке Ильцене, расположенном между Ганновером и Гамбургом. Его отец, Иоганн Карл Кулау, также как и дед, и дядя были военными музыкантами. В 1793 году из-за службы отца семья переехала в город Люнебург, а в 1796 году, когда Фридриху было девять с половиной лет, случилась трагедия. Однажды вечером его послали отнести что-то в стеклянной посудине соседям. Но по дороге, перед магазином сапожника, внимание мальчика привлекла оригинальная лампа. Чтобы рассмотреть ее поближе, Фридрих поднялся на несколько ступенек, но, услышав, что его зовут, поспешил назад: он упал, посудина разбилась, и осколки поранили его. Травмы были настолько серьезными, что маленький Фридрих оказался надолго прикованным к постели, а лечившему его доктору Майделю так и не удалось спасти покалеченный правый глаз.
На всех поздних портретах Кулау изображен либо в профиль, либо с левой стороны. Его внешность (большой рост, тучность, отсутствие глаза) поражала современников. Один из них, Мориц Шлезингер, говорил Бетховену: «Кулау - талантливый человек, не правда ли? Он - циклоп! Его единственный глаз расположен близко к носу, вы не заметили?»1. Эта кличка сопровождала Кулау всю жизнь. Травма сказалась и на его личности: он
вырос сдержанным, застенчивым, не создал семьи. Однако сам композитор
^ 2 называл этот несчастный случаи «чрезвычайным проявлением счастья» ,
которым наградила его судьба, поскольку родители на время болезни
поставили у его кровати клавир, и он впервые почувствовал наслаждение от
импровизации. Семья не обладала значительными финансовыми
1 Thayer A. W. Ludwig van Beethovens Leben. Hildesheim: G. Olms, 1970. V. 5. S. 234.
2 Thrane C. Friedrich Kuhlau. Op. cit. S. 4.
возможностями, но музыкальный талант мальчика всячески поддерживался: церковный органист Хартвиг Аренбостель обучал 10-летнего Фридриха игре на фортепиано, а отец учил игре на флейте. Может быть поэтому основная часть камерных сочинений Кулау впоследствии была создана для фортепиано и флейты. Первые его флейтовые композиции написаны для соседа-бакалейщика - флейтиста-любителя, от которого в награду Фридрих получал «большой пакет с изюмом и миндалем»3. Уже тогда маленький Кулау понял, что за свои флейтовые сочинения он может иметь какое-то вознаграждение. Но он даже не предполагал, что в будущем именно ими он будет зарабатывать гораздо больше, чем другими своими композициями, включая оперы.
Из-за службы отца семья находилась в постоянных разъездах, поэтому Фридрих получал образование в разных интернатах. С 1800 года он учился в латинской школе в Алтоне, а с 1802 - в Брауншвейге, осваивая латынь, немецкий, алгебру, геометрию, тригонометрию, естествознание, религию, участвовал в музыкальной жизни школы и города. Плату за обучение и средства к жизни мальчик добывал себе сам: он пел в церковном хоре и преподавал музыку. В школе он подружился с будущей знаменитостью -скрипачом Людвигом Шпором (1784-1859), которому позже посвятил Grand сонату для скрипки и фортепиано ор. 33. Под влиянием опер Моцарта, Глюка и Керубини Кулау больше внимания уделяет не инструментальным занятиям, а сочинению арий. По настоянию друзей свои первые композиторские опыты он отправил издателю Г.К. Гертелю (1763-1827), но получил отказ. Позже, когда Кулау заработал себе имя молодого талантливого композитора, Гертель стал его постоянным издателем с 1810 по 1822 год.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Фортепианное творчество Л. Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века2003 год, кандидат искусствоведения Максимов, Евгений Иванович
Европейская флейта в музыкальной культуре современного Китая2023 год, кандидат наук Ван Пэй
Хор в творчестве Эдисона Денисова2011 год, кандидат искусствоведения Потапов, Сергей Иванович
Музыка для флейты русских композиторов второй половины XX века: на примере жанров концерта и сонаты2007 год, кандидат искусствоведения Давыдова, Виктория Павловна
Стилистические особенности интерпретации сочинений для флейты2022 год, кандидат наук Стачинская Ирина Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хвостиков, Михаил Владимирович, 2012 год
Литература
1. Алексеев А. История фортепианного искусства. Ч. I, II. М.: Музыка, 1988.
2. Алексеев А. Из истории фортепианной педагогики. Киев: Музична Украша, 1974.
3. Астафьев Б. Бетховен. Критические статьи и рецензии. M.-JL: Музыка, 1967.
4. Астафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1971.
5. Баранова И. Характеристические черты сонатной формы XIX века. Автореферат дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 1999.
6. БерезинВ.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. М.: Издательство ИОСО РАН, 2000.
7. Берлиоз Г. Избранные письма. Книга 2. М.: Музыка, 1982.
8. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия: Дневник путешествия 1772 года по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии. JL: Музыка, 1967.
9. Бобровский В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М.: Музыка, 1989.
10. Бобровский В.П. Темо- и формообразование в творчестве Гайдна позднего периода, периода // Бобровский В. Статьи. Исследования. М.: Музыка, 1990.
11. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.
12. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. Ч. 2. М.: Владос, 2003.
13. Бородин Б. О фортепианной фактуре эпохи романтизма // Фортепиано, 2003. №4. С. 22-25
14. ВульфиусП.А. Музыкальная культура Вены и Франц Шуберт // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. М.: Музыка, 1975. С. 36-54.
15. ВульфиусП.А. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. М.: Музыка, 1974.
16. Вульфиус П.А. Франц Шуберт. М.: Музыка, 1983.
17. Гервер Л. Клавирные сонаты Моцарта №10 (КУ 330) и 13 (КУ 333). Опыт интерпретации // Инструментальная музыка классицизма. Вопросы теории и исполнительства. Науч. тр. МГК им. Чайковского. М., 1998. С. 89-105.
18. Гервер Л. Легко ли анализировать Моцарта // Советская музыка, 1991. № 12. С. 59-64.
19. Грохотов С. И.Н. Гуммель и фортепианное искусство первой трети XIX века. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1990.
20. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке. М.: Музыка, 2009.
21. ДонадзеВ. Симфония 1>то11 Шуберта // Очерки по истории и теории музыки. Вып. 2. Западно-европейская музыка. Л.: Музыка, 1940.
22. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Очерки социального бытия искусства. М.: Классика - XXI, 2003.
23. ЕсаковВ.В. Сонаты для клавира и скрипки В.А.Моцарта. Особенности жанра и исполнительской интерпретации. М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.
24. Захарова В.А. Флейтовая культура Франции (генезис, пути и закономерности развития). Дисс. ... канд. искусствоведения. СПб., 2008.
25. Кальман Л. Тематический и функциональный планы в сонатной форме // Вопросы полифонии и анализа музыкальных произведений. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 20. М., 1976. С. 6-21.
26. КачмарчикВ.П. Исполнительская деятельность Т. Бёма // Вестник Международного славянского университета. Харьков, 2003. Т. 6. № 2. С. 913.
27. КачмарчикВ.П. Немецкое флейтовое искусство ХУ1П-Х1Х вв. Донецк: Юго-Восток, 2008.
28. Качмарчик В.П. Особенности конструкций флейт И.Г. Тромлица // Вестник РАМ: науч. журнал Российской академии музыки им. Гнесиных, 2008. № 2. С. 5-14.
29. КачмарчикВ.П. Фридрих II - король-флейтист // Оркестр. МГУКИ, 2007.
30. КванцИ.И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижерское исполнительство. Практика, история, эстетика. Ред. JI.M. Гинзбурга. М.: Музыка, 1975.
31. Кириллина JI. Бетховен. Жизнь и творчество. Т. 1, 2. М.: Московская консерватория, 2009.
32. Кириллина JI. Бетховен и теория музыки XVIII - начала XIX веков. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1990.
33. Кириллина JI. Классический стиль в музыке. Ч. 1. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М.: Моск. гос. консерватория, 1996.
34. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 2. Музыкальный язык и принципы музыкальной композиции. М.: Композитор, 2007.
35. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX века. Ч. 3. Поэтика и стилистика. М.: Композитор, 2007.
36. КоненВ. Театр и симфония: Роль оперы в формировании симфонии. М.: Музыка, 1974
37. Конен В. История зарубежной музыки. Вып. 3. М.: Музыка, 1981
38. Конен В. Театр и инструментальная музыка Моцарта // Советская музыка, 1956. №7. С. 55-65.
39. КрауклисГ.В. Романтизм в музыке Австрии и Германии // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1. М.: Музыка, 1975. С. 26-35.
40. Кюрегян Т.С. Форма в музыке XVII - XX веков. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1998.
41. Лаврентьева И. Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта // О музыке. Проблемы анализа. М.: Музыка, 1974. С. 164-194.
42. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 2. XVIII век. М.: Музыка, 1982.
43. Луцкер П. О месте Россини в истории итальянской оперы // Дж. Россини. Современные аспекты исследования творческого наследия. Сб. статей. Киев, 1993. С. 25-33.
44. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХ1, 2008.
45. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979.
46. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.
47. Максимов Е.И. Фортепианное творчество Бетховена в контексте музыкальной критики и исполнительских тенденций конца XVIII - первой трети XIX века. Автореф. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2003.
48. Моисеев Г. Струнный квартет. Из истории жанра (XIX век) // Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Международная интернет конференция. РАМ им. Гнесиных, 2010. http ://musxxi .gnesin-academy.ru/Vp^ 11.
49. Музыкальная форма / Общ. ред. Ю. Тюлина. М.: Музыка, 1974.
50. Музыкальная эстетика Германии XIX века. Т. 1 / Сост. A.B. Михайлов, В.П. Шестаков. М.: Музыка, 1981-1982.
51. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.
52. ПитинаС.Н. Музыкальная культура Германии первых десятилетий XIX века и романтическая опера // Музыка Австрии и Германии XIX века. Кн. 1 М.: Музыка, 1975. С. 334-497.
53. ПодколзинаО. Скрипичные концерты Моцарта. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2010.
54. ПодмазоваП. Парижская концертная жизнь в XVIII веке и развитие скрипичного исполнительства // Исследования молодых музыковедов. Сб. статей. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 222-229.
55. Протопопов В.В. Принципы музыкальной формы Бетховена. Сонатно-симфонические циклы ор. 1-81. М.: Музыка, 1970.
56. Протопопов В.В. История полифонии. Западноевропейская музыка XVII -первой четверти XIX века. М.: Музыка, 1985;
57. Пылаев М. К теории и истории сонатной формы конца XVIII - начала XIX века. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 1993.
58. Русанова Т. Последние фортепианные сонаты Ф.Шуберта: проблемы композиции и исполнительской интерпретации. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2002.
59. Русанова Т. Романтические искания (фортепианная соната Франца Шуберта A-dur D 959) // Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Международная интернет конференция. РАМ им. Гнесиных, 2010. http://musxxi.gnesin-academy.ru/?p=:418
60. Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973.
61. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М: Музыка, 1985.
62. Скребкова-Филатова М. Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке // Музыкальная фактура. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 146. М., 2001. С. 180-202.
63. СусидкоИ.П. Клавирные вариации Моцарта: игра по правилам и игра правилами // Моцарт. Проблемы стиля: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 1996. С. 112-128.
64. Сусидко И.П. О виртуозности, или Двойные стандарты в музыковедении // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы международной научной конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. С. 37-42.
65. ТюлинЮ.Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Т. 2. М.: Музыка, 1976-1977.
66. ТюлинЮ., ПриваноН. Теоретические основы гармонии. М.: Музыка, 1965.
67. Томашевский М. Шопен. Человек, творчество, резонанс. Пер. с польского JI. Акопяна и Е. Янус. Науч. редакция JI. Акопяна. М.: Музыка, 2011.
68. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1989.
69. Хвостиков М.В. Неизвестный Фридрих Кулау // Музыкальная жизнь, 2011. №7. С. 82-84.
70. Хвостиков М.В. Композитор Ф. Кулау - мастер контрапунктического письма // Вестник МГУКИ, 2011. № 6. С. 211-215.
71. Хвостиков М.В. Бетховен флейты // Музыкальная жизнь, 2011. № 12. С. 68-70.
72. Хвостиков М.В. Сочинения для флейты соло Фридриха Кулау в контексте сольной флейтовой литературы // Исследования молодых музыковедов. Сб. статей по материалам конф. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. С. 230-236.
73. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974.
74. Холопова В. Музыкальный тематизм. Очерк. М.: Музыка, 1983.
75. Холопова В. Фактура. Очерк. М.: Музыка, 1979.
76. Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.
77. Хоффманн А. Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.
78. Хохлов Ю. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
79. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М.: Музыка, 1987.
80. ЧигареваЕ. Свет далекой истины // Советская музыка. М., 1991. № 12. С. 21-22.
81. ШулькеХ.И. Документы жизни и деятельности И.С.Баха. М.: Музыка, 1980.
82. Шушкова О. Раннеклассическая музыка: Эстетика, стилевые особенности, музыкальная форма. Дисс. ... доктора искусствоведения. Владивосток, 2002.
83. Щукина Т.В. Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели. Дисс. ... канд. искусствоведения. М., 2006.
84. Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М.: Классика - XXI, 2007.
85. Яковлев М. Кулау // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М.: Советская энциклопедия, 1976. С. 93-94.
86. ЯмпольскийИ. Каприччо // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1974. С. 710.
87. Abendroth W. Schopenhauer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg: Rowohlt, 1967, 1988.
88. AdorjänA., Meierott L. (Hrsg.) Mit einem Geleitwort von Aurele Nicolet. Lexikon der Flöte. Laaber: Laaber-Verlag, 2009.
89. Beckford W. The Travel-Diaries of William Beckford of Fonthill // edited with a memoir and notes by Guy Chapman. NY.: Kraus Reprint, 1972.
90. Beimfohr J. Das C-dür klavierkonzert op.7 und die klaviersonäten von Friedrich Kuhlau. Hamburg: Verl. d. Musikalienhandlung Wagner, 1971.
91. Bigio R. Readings in the History of the Flute. L.: Tony Bingham Edition, 2006.
92. Boehm T. Die Flöte und das Flötenspiel in akustischer, technischer und artistischer Beziehung. Leipzig, Berlin: Zimmerman, 1871. Reprint, 1980.
93. Böhm L. Festschrift anläßlich des 200 Geburtstags von T. Böhm. München: Theobald-Böhm-Archiv, 1994.
94. Brink M.T. Die Flötenkonzerte von Johann Joachim Quantz. Hildesheim: G. Olms, 1995.
95. Brown H.M. Flute, §5: Repertory and its history // NGD. V. 6. L.: Macmillan, 1980. P. 678-684.
96. Busch B. Musik für Flöte solo // Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke, Auffürungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Herausgegeben von Busch-SalmenG. und Krause-Pichler A. Kassel. Basel. London. New-York. Prag.: Bärenreiter, 1999. S. 244-253.
97. Byrne M. The Cahusacs and Hallet // The Galpin Society Journal. London, 1988. №41. P. 24-31.
98. Busch-Salmen G. und Krause-Pichler A. Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke, Auffdrungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Kassel: Bärenreiter, 1999.
99. Busk G. Kuhlau Friederich Daniel Rudolph // Die Musik in Geschichte und Gegenwart (MGG). Edited by Friedrich Blume. 17 vols. Kassel: Bärenreiter, 1949-67. Taschenbuch edition. Munich: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1989. V. 7. S. 807- 813.
100. Busk G. Friedrich Kuhlau. Kopenhagen: Engstrom og Sodring, 1986.
101. Busk G. Kuhlau Breve. Kopenhagen: Engstrom og Sodring, 1990.
102. Busk G. Kuhlau kanons. Kopenhagen: Engstrom og Sodring, 1996.
103. ChurginB.B. Francesco Galeazzi's Description (1796) of Sonata Form // Journal of American musicological society, 1968. P. 181-199.
104. De Lorenzo L. My Complete Story of the Flute. Lubbick: Texas Tech University Press, 1992.
105. Demmler F. Johann George Tromlitz. Ein Beitrag zur Entwicklung der Flöte und des Flötenspiels. Ph. D. dissertation, Freie Universität. Berlin, 1961.
106. Deutsch O.E. Musikalischen Skizzen aus Alt-Wien // Österreichische Musikzeitschrift. 16. Jahrgang, 1961. S. 51-78.
107. Dömling W. Hector Berlioz in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbeck: Rowohlt, 1977.
108. FerchaultG. Wunderlich Johann Georg // MGG. Kassel: Bärenreiter, 2007. Bd. 17. S. 1191-1193.
109. Fitzgibbon M. Kuhlau Friedrich Daniel Rudolphe // Cyclopedic Survey of Chamber Music. 2nd ed. 3 vols. Edited by Walter W. Cobbett. L.: Oxford University Press, 1963. V. 2. P. 80-84.
110. FogD. Friedrich Kuhlau, Thematisch bibliographischer Katalog. Kopenhagen: Fog, 1977.
111. Friedell E. Kulturgeschichte der Neuzeit: Die Krisis der europaischen Seele von der schwarzen Pest bis zum Ersten Weltkrieg. Ungekürzte Ausg. in zwei Banden. 6th ed., V. 2 Munich: C.H. Beck, 1986.
112. Fürstenau A.B. Die Kunst des Flötenspiels. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1844.
113. Funk V. Beispielhafte Flöten-Metamorphosen belieber Werke. Opernbearbeitungen // Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke,
Auffürungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Herausgegeben von Busch-SalmenG. und Krause-Pichler A. Kassel. Basel. London. New-York. Prag.: Bärenreiter, 1999. S. 227-236.
114. Giannini T. Great Flute Makers of France. The Lot and Godfroy families. London: Tony Bingham, 1993.
115.GodelA. Schuberts letzte drei Klaviersonaten: Entehungsgeschichte, Entwurf und Reinschrift, Werkanalyse. Baden-Baden: Valentin Koerner, 1985.
116. Goldberg A. Porträts und Biographien hervorrangender Flöten - Virtuosen, Dilettanten und Komponisten. Berlin, 1906; reprint, Celle: Moeck, 1987.
117. Graupner K. Friedrich Kuhlau. Univ. Diss. München, 1930.
118. Häussermann U. Friedrich Hölderlin in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg: Rowohlt, 1961.
119. Hey de H. Die Werkstatt von Augustin Grenser d. Ä. und Heinrich Grenser in Dresden//Tibia, 1993. № 18. S. 593-602.
120. Horton J. Scandinavian music: a short story. L.: Faber and Faber, 1963.
121. Hübscher A. Arthur Schopenhauer. Leben und Werk in Text und Bildern. Frankfurt: Insel, 1989.
122. Keller J.M. Chamber music: a listener's guide. L.: Oxford University press, 2011.
123. Ketting K. Music in Denmark. Copenhagen: Danish Music Information Centre, 1987.
124. Koch H.Chr. Versuch einer Anleitung zur Composition. Rudolstadt-Leipzig: Böhme, 1782-1793.
125. Koch H.Chr. Musikalisches Lexikon. Frankfurt: Bärenreiter, 1802.
126. Kölbel H. Von der Flöte. Kassel: Bärenreiter, 1966.
127. Kremer J. Das Flötenensemble und der Flötenchor // Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke, Auffürungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Herausgegeben von Busch-Salmen G. und Krause-Pichler A. Kassel. Basel. London. New-York. Prag.: Bärenreiter, 1999. S. 254-264.
128. Krickeberg D. Zur Geschichte der Querflöte // Handbuch Querflöte. Instrument, Lehrwerke, Auffürungspraxis, Musik, Ausbildung, Beruf. Herausgegeben von Busch-Salmen G. und Krause-Pichler A. Kassel. Basel. London. New-York. Prag.: Bärenreiter, 1999. S. 42-63.
129. Lauring P. A history of Denmark. Copenhagen: Host & Son, 2009.
130. LenskiK., VentzkeK. Das Goldene Zeitalter der Flöte: Frankreich 1832-1932. Celle: Moeck, 1992.
131. Lerch T. Der Weg zur chromatischen Querflöte - historische Entwürfe vor 1850. Augsburg: Wissner, 2008.
132. Marshall R.L. J.S. Bach's Compositions for Solo Flute // Journal of the American Musicalogical Society, 1979. V. 32. № 3. P. 477-483.
133. Mehring A. Friedrich Kuhlau im Spiegel seiner Flötenwerke. Frankfurt: Zimmermann, 1992.
134. Miller L.E. C.P.E. Bach and Friedrich Ludwig Dulon // Early Music, 1995. V. 23. № l.P. 211-219.
135. Müller-DomboisR. Der Deutsch-Dänische Komponist Friedrich Kuhlau. Klassik und Frühromantik im Kontext der geistigen, sozialen und politischen Bewegungen Europas. Detmold: Syrinx, 2004.
136. Oehlenschläger A. Lebenserinnerungen. München: Müller, 1925.
137. Pälker B. Johann Baptist Wendling. // MGG. Kassel: Bärenreiter, 2007. Bd. 17. S. 765-767.
138. Paul J. Flegeljahre: Eine Biographic. Frankfurt a. M.: Insel, 1986.
139. Peter P.H. Richard Potter // NGD. V. 13. L.: Macmillan, 1980. P. 144-147.
140. Petrucci G.L. La Scuola flautistica italiana. Pompei: Falaut, 2002.
141. Pinksterboer H. Querflöte und Piccolo. Mainz: B. Schott's Söhne, 2002.
142. Powell A. The Flute. Yale University Press, 2003.
143. Rachmanowa A. Tschaikowskij: Schicksal und Schaffen. Wien: Neff, 1972.
144. Rampe S. Mozarts Ciaviermusik. Klangwelt und Auffuhrugspraxis. Ein Handbuch. Kassel: Bärenreiter, 1995. 2 Auf, 2006.
145. Ratner L.G. Classic music. Expression, Form, and Style. NY.: Schirmer Books, 1980.
146. Ravnkilde S. Danish music 1800-1850. Copenhagen: Danish Music Information Centre, 1994.
147. Rockstro R.S. A Treatise on the Construction. The History and the Practice of the Flute. L.: Rudall Carte & Co, 1890. Reprint, 1928.
148. Rosen Ch. The classical style. Haydn, Mozart, Beethoven. NY: The viking press, 1971.
149. Scheek G. Die Flöte und ihre Musik. Mainz: B. Schott's Söhne, 1975.
150. Schi0rring N. Musikkens Historie i Danmark. Bd. 2. K0benhavn: Politikken, 1978.
151. Schmitz H.P. Flötenlehre. Bd. 2. Kassel: Bärenreiter, 1955.
152. Schmitz H.P. Fürstenau heute: Flötenspiel in Klassik und Romantik. Kassel&Basel: Bärenreiter, 1988.
153. Schmitz H.P. Querflöte und Querflötenspiel in Deutschland während des Barockzeitalters. Kassel: Bärenreiter, 1958.
154. Seyfried I.R. Ludwig van Beethovens Studien im Generalbass. Contrapunkt und Compositionslehre. Wien: Verl. T. Haslinger, 1832.
155. Solum J. The Early Flute. Oxford: Clarendon Press, 1992.
156. Stabinger M. Sei Quartetti notturni op. 6. Frankfurt: Zimmermann, 1996.
157. Tellier M. Jean Louis Tulou. Diss. Conservatoire Paris, 1981.
158. Thayer A.W. Ludwig van Beethoven's Leben. Hildesheim: G. Olms, 1970.
159. Thrane C. Friedrich Kuhlau. Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1886.
160. ToffN. The Flute Book: A Complete Guide for Students and Performers. NY.: Charles Scribner's Sons, 1985.
161. Tromlitz J.G. Nachricht von Tromlitz - Flöten // Flöte Aktuell, 1990. № 4. S 3234.
162. VentzkeK. F.L. Dulon der blinde Flötenspieler (1769-1826) // Leben und Meynungen eines reisenden Virtuosen. Amsterdam: Den Haag, 1984. S. 91-106.
163. VentzkeK. J.H. Ribock (1743-1785). Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte der Flöte // Tibia, 1976. № 2. S. 65-71.
164. VentzkeK. Kristallglasflöten im 19. Jahrhundert // Tibia, 1979. №4. S. 397399.
165. Vester F. Flute Music of the 18th Century, an annotated bibliography. Monteux: MusicaRara, 1985.
166. Webster J. Sonata form. // NGD. V. 23. Taunton: Quebecor World, 2001. P. 687-701
167. Young P.T. 4900 Historical Woodwind Instruments. L.: Tony Bingham, 1993.
Приложение Сочинения для флейты Фридриха Кулау
В данном списке указаны названия, под которыми были опубликованы сочинения Кулау с участием флейты, даты публикаций, а также города, в которых находились издательства и фамилии издателей:
ор. 10а «3 Duos concertantes für 2 Flöten» (1810, Лейпциг, Г.К. Гертель) ор. 10b «Variations et Caprices für Flöte solo» (1810, Гамбург, А.Г. Кранц) ор. 13 «3 Grand Trio concertant für 3 Flöten» (1814, Лейпциг, Г.К. Гертель) ор. 38 «3 Fantasien für eine Flöte» (1821, Лейпциг, К.Ф. Петере) ор. 39 «3 Grande Duos für 2 Flöten» (1822, Лейпциг, Г.К. Гертель) ор. 51a «3 Quintette für Flöte, Violine, 2 Bratschen und Violoncello», (1823, Бонн, H. Зимрок)
ор. 57 «3 Grand Solos für Flöte mit Pianoforte» (1823, Лейпциг, Ф. Кистнер) ор. 63 «Introduction and Variationen über ein Thema aus "Euryanthe" für Flöte
und Pianoforte» (1824, Лейпциг, Ф. Гофмейстер) ор. 64 «Grande Sonate brillante für Flöte und Pianoforte» (1825, Лейпциг, А.Г. Кранц)
ор. 68 «6 Divertissements für Flöte mit Begleitung des Pianoforte, ad lib.»
(1825, Лейпциг, А.Г. Кранц) ор. 69 «Große Sonate für Flöte und Pianoforte» (1826, Гамбург, И.А. Бём) ор. 71 «Große Sonate für Flöte und Pianoforte» (1826, Бонн, H. Зимрок) ор. 80 «3 Duos für 2 Flöten» (1827, Бонн, H. Зимрок) ор. 81 «3 Duos für 2 Flöten» (1827, Бонн, H. Зимрок)
ор. 83 «3 Große Sonaten für Flöte mit Pianoforte» (1827, Майнц, Б. Шотт и сыновья)
ор. 85 «Große Sonate für Flöte und Klavier» (1827, Майнц, Б. Шотт и сыновья)
ор. 86 «3 Grand Trio für 3 Flöten» (1827, Майнц, Б. Шотт и сыновья) ор. 87 «3 Duos für 2 Flöten» (1827, Майнц, Б. Шотт и сыновья) ор. 90 «Trio für 3 Flöten» (1828, Майнц, Б. Шотт и сыновья)
op. 94 «Variations concertantes über das Arie "Fordesfilles sigentilles" aus "Le
Colporteur" für Flöte und Klavier» (1829, Лейпциг, К.Г.С. Бём) op. 98 «Introduction et Rondo concertantes über den Chor "Ahl quand il gele" aus "Le Colporteur", für Flöte und Klavier» (1829, Лейпциг, К.Г.С. Бём)
op. 99 «Introduction et Variations concertantes über die Arie "Toujours de mon jeune âge" aus "Le Colporteur" für Flöte und Piano» (1829, Лейпциг, К.Г.С. Бём)
op. 101 «Introduction et Variations brillantes über ein Thema aus "Jessonda" für
Flöte und Piano» (1829, Париж, А. Фарран) op. 102 «3 Duos brillantes für 2 Flöten» (1829, Париж, A. Фарран) op. 103 «Große Quartett für 4 Flöten» (1829, Лейпциг, К.Г.С. Бём) op. 104 «Variations sur un air favori ecossaise für Flöte mit Klavier, ad lib.»
(1829, Лейпциг, К. Г. С. Бём) op. 105 «Variations sur un air favori irlandais für Flöte und mit Klavier, ad lib.»
(1829, Лейпциг, К.Г.С. Бём) op. 110 «3 Duos brillants für Klavier und Flöte oder Violine» (1829, Париж, А. Фарран)
op. 119 «Grande Trio concertant, für 2 Flöten und Pianoforte» (1831, Лондон, K.P. Вессель)
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.