Интерпретации мировой культуры в поэзии М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сотова Татьяна Олеговна

  • Сотова Татьяна Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 198
Сотова Татьяна Олеговна. Интерпретации мировой культуры в поэзии М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет. 2021. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сотова Татьяна Олеговна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

М.А. КУЗМИНА И Н.С. ГУМИЛЁВА. СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ

ОБРАЗОВ И СЮЖЕТОВ В ЛИРИКЕ ДВУХ ПОЭТОВ

1.1. Литературно-критические отклики на сборники стихов М.А. Кузьмина и

H.С. Гумилёва

1.2. Мифы и история Древнего Мира в поэтическом осмыслении М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва

I.2.1. Античное наследие в восприятии М.А. Кузмина

1.2.2. Гностический эллинизм в поэтическом цикле М.А. Кузмина «София» (1917-1918)

1.3. Итальянская культура в творческом восприятии М.А. Кузмина

1.4. Италия в творчестве Н.С. Гумилёва

ГЛАВА 2. НАСЛЕДИЕ ЭКЗОТИЧЕСКИХ КУЛЬТУР ВОСТОКА И АФРИКИ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ М.А. КУЗМИНА И Н.С. ГУМИЛЁВА

2.1. Восточные образы и сюжеты в цикле М.А. Кузмина «Фузий в блюдечке» (1914-1917)

2.2. Культура Древнего Востока как попытка поиска исторического идеала в поэме Н.С. Гумилёва «Гильгамеш» (1919)

2.3. Восточные мотивы в книгах стихов Н.С. Гумилёва «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Огненный столп» (1921), «Шатёр» (1921)

2.4. Африканские мотивы в книгах стихов Н.С. Гумилёва «Колчан» (1916),

«Костер» (1918), «Огненный столп» (1921) и «Шатер» (1921)

ГЛАВА 3. РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПОЭТИЧЕСКОМ

ОСМЫСЛЕНИИ М.А. КУЗМИНА И Н.С. ГУМИЛЁВА

3.1. Православные и национальные мотивы в поэзии М.А. Кузмина

3.2. Русская революция в поэтическом осмыслении М.А. Кузмина: духовное осмысление эпохи и постижение исторических перспектив

3.3. Осмысление русской истории и ментальности России в лирике

Н.С. Гумилёва

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерпретации мировой культуры в поэзии М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва»

ВВЕДЕНИЕ

Судьбы Михаила Алексеевича Кузмина (1872-1936) и Николая Степановича Гумилёва (1886-1921), поэтов, критиков, теоретиков искусства, оказались в русле одного периода литературного процесса в России. Творчество двух во многом разных творческих личностей долгое время оставалось непонятым читателями, а многие их произведения просто недоступными.

Нас интересует объединяющий литературных деятелей пристальный интерес обоих к культурам разных народов, нашедший широкое отражение в их творчестве. В.В. Лепахин заметил: «Конец XIX - начала XX века ознаменованы <...> повышенным интересом учёных, писателей, художников к мифологии, как к языческой славянской, так и к египетской, античной, китайской, индийской, африканской. В творчестве поэтов возрождаются в новой художественной обработке или переработке древнейшие мифы, наиболее распространенные мифологемы, символы, образы»1. Оба поэта находились в русле этих современных для них тенденций.

Исследователь истории русской литературы и методологических вопросов литературоведения В.Н. Аношкина обратила внимание на очень важный аспект: «По самой своей природе искусство слова требует изучения специфики литературного общения, которое выявляет авторскую индивидуальность, духовно-душевную жизнь, стилевые особенности речевой коммуникации и может содержать в себе эмбрионы художественных жанров. Тем не менее, литературное общение изучалось мало, и многообразие его видов, типологических и индивидуальных выражений ещё не осмыслено»2. Литературное общение М. Кузмина и Н. Гумилёва в истории русской литературы ХХ века представляют собой такого рода малоисследованную проблему. Эти обстоятельства и высказывания подкрепляют актуальность

1 Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. М.: Отчий Дом, 2002. С. 413-427.

2Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. М.: Пашков дом, 2011. С. 56.

исследования предложенной нами темы, подчиненной выявлению литературного взаимодействия двух выдающихся художников слова, принадлежащих одной исторической эпохе.

Творчество Гумилёва пользуется широкой известностью и представляет интерес как для исследователей, так и для самого широкого круга читателей. Наследие Кузмина непосредственно связано с кругом акмеистов и узловыми вопросами литературного процесса Серебряного века. Сравнение отношений двух поэтов к мировой культуре составляет предмет серьёзного научного интереса современного литературоведения.

Объект диссертационного исследования: книги лирики М.А. Кузмина: «Сети» (1906), «Осенние озёра» (1912), «Глиняные голубки» (1914), «Вожатый» (1918), «Нездешнее вечера» (1921), «Параболы» (1923), «Форель разбивает лёд» (1928); книги стихов Н.С. Гумилёва: «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1915), «Костёр» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918), «Шатёр» (1921), «Огненный столп» (1921), а также поэмы и стихотворения, не вошедшие в прижизненные издания обоих поэтов. Особое внимание сосредоточено на книгах стихов, написанных в революционные и послереволюционные годы, — гораздо менее изученных литературоведами, чем произведения предыдущих лет.

Предмет изучения - историко-культурная составляющая лирических произведений, циклов стихотворений, некоторых поэм и книг Кузмина и Гумилёва 1900-1920-х годов; интерпретации поэтами культурно-исторического пути развития стран Европы, Востока и России, изображение и понимание событий русской революции и её места в общемировом процессе.

Цель исследования - соотнесение культурно-исторических образов, символов и мотивов в пространстве лирических произведений, стихотворных циклов, поэм и книг, созданных М. Кузминым и Н. Гумилёвым, выявление родственных и противоположных значений и функций словесного воплощения каждым из двух поэтов реалий прошлого и настоящего различных стран и народов.

Целью исследования предопределяются его задачи:

1) провести сравнительный анализ поэтического творчества М.А. Кузмина и Н. С. Гумилёва, выявить общие темы и параллельные мотивы в контексте литературного процесса;

2) изучить особенности художественного воплощения тем культурно-исторического развития мировых цивилизаций, их историко-философских истоков и поэтического освещения в книгах стихов Кузмина и Гумилёва;

3) исследовать творческие решения двумя поэтами образов и мотивов, посвященных древнему, средневековому и современному для них Востоку;

4) проследить эволюцию творческого осмысления Кузминым и Гумилёвым итальянской истории и культуры;

5) определить специфику понимания двумя поэтами места России в истории мировой культуры, её бытовых, нравственных и духовных реалий.

История изучения вопроса.

Поэзия М.А. Кузмина была высоко оценена современниками. Период популярности творчества Кузмина пришелся на 1910-е годы.

Одним из первых на творчество Кузмина откликнулся Александр Блок, сумевший почувствовать глубинную суть поэта в рецензии на сборник «Сети»: «Он - чужой нашему каждому дню, но поет он так нежно и призывно, что голос его никого не оскорбит, редко оставит равнодушным и часто напомнит душе о ее прекрасном прошлом и прекрасном будущем, забываемом среди волнений наших железных и каменных будней»3. Блок писал свою рецензию вопреки «разнообразию мнений о нем в литературном "бомонде"», осознавая «его дурную славу и прекрасную неизвестность»4. Такая характеристика

3 БлокА.А. Письма о поэзии. 3. «Сети» Кузмина // Блок А.А. Собр. соч. В 8 т. Т.5. М.; Л..: ГИХЛ, 1962. С. 289.

4 Там же. С. 291.

оказалась весьма устойчивой и вполне соответствует репутации Кузмина, утвердившейся за ним и продолжающей иметь место до сих пор.

Кузмину еще при жизни было суждено испытать горечь забвения. Послереволюционная советская литературная интеллигенция отвергла многогранное творчество поэта. В новой Росси Кузмин имел репутацию «внутреннего эмигранта» из-за «крамольных» тем, в частности - из-за неприятия советской власти. В начале 1920-х годов еще появлялись отклики на произведения поэта: заметка И. Глебова (Б. В. Асафьева) «Музыка в творчестве М. А. Кузмина»5, статья Б.М. Эйхенбаума «О прозе М. Кузмина»6, в которой исследователь стремился определить литературные истоки произведений Кузмина, и статья Э. Голлербаха «Радостный путник: О творчестве М. Кузмина» . Начиная с 1920-х годов творчество Кузмина практически не издавалось в СССР и игнорировалось советскими учеными-филологами. В последующие годы творчество поэта было исключено из круга исследовательского внимания.

Только в 1972 году Г.Г. Шмаков в статье «Блок и Кузмин»8 снова обратился к творчеству автора «Курантов любви», воспроизводя портреты двух поэтов в контексте литературных событий Серебряного века. Проявили внимание к облику поэта в 1980-е годы Р. Д. Тименчик в работе «Рижский эпизод в "Поэме без героя" Анны Ахматовой»9, JI. Селезнев в статье «Михаил Кузмин и Владимир Маяковский»10. Среди наиболее значимых работ, посвященных творчеству Кузмина в этот период, необходимо отметить сборник «Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin» (1989)11.

Возвращение Кузмина широкому читателю и литературоведению произошло в 1990-е годы. В 1990 г. прошла конференция, специально

5 Глебов И. (Асафьев Б. В.) «Музыка в творчестве М. А. Кузмина» // Жизнь искусства. 1920. 12 окт. С. 1.

6 Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Советский писатель, 1987. С. 348-351.

7 Голлербах Э. Радостный путник: О творчестве М. Кузмина // Книга и революция. 1922. № 3. С. 43.

8 Шмаков Г.Г. Блок и Кузмин: Новые материалы // Блоковский сборник. Вып. 2. Тарту, 1972. С. 341-364.

9 Тименчик Р.Д. Рижский эпизод в "Поэме без героя" Анны Ахматовой // Даугава. 1984. № 2. С. 113-121.

10 Селезнев .Л.Михаил Кузмин и Владимир Маяковский (К истории одного посвящения). // Вопросы литературы. 1989. № 11. С. 66-87.

11 Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin. Wiener Slavistischer Almanach. Sb. 24. 1989. 212 s.

посвященная «забытому» поэту, по итогам которой был издан сборник научных статей12.

В последнее десятилетие XX века увидели свет произведения Кузмина, биографические исследования, посвященные поэту, и труды, рассматривающие его творчество в контексте эпохи: А. Г. Тимофеева «Михаил Кузмин и издательство "Петрополис"

»13, «

"Итальянское путешествие" М. Кузмина» , «Михаил Кузмин и его окружение в 1880-1890-е годы»15, исследования Н.А. Богомолова, в частности «Михаил Кузмин осенью 1907 года»16, «Вячеслав

17

Иванов и Кузмин: к истории отношений» , Н. А. Богомолова и Дж. Малмстада

1 Я

«У истоков творчества Михаила Кузмина» , Г. А. Морева «Еще раз

о Пастернаке и Кузмине»19, «К истории юбилея М. А. Кузмина 1925 года»20,

21

О. А. Лекманова «Заметки к теме: "Мандельштам и Кузмин"» , «Еще раз о

22

Кузмине и акмеистах: Суммируя общеизвестное» , статьи А. А. Пурина «О прекрасной ясности герметизма»23, Е. А. Певак «Проза и эссеистика

94

М. А. Кузмина» , М. Л. Гаспарова «Художественный мир М. Кузмина: тезаурус формальный и тезаурус функциональный»25. и др.

12 Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тезисы и материалы конф. 15-17 мая 1990 г. / Сост. и ред. Г.А. Морев. Л.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, 1990. 262 с.

13 Тимофеев А.Г. Михаил Кузмин и издательство «Петрополис» (Новые материалы по истории русского Берлина) // Русская литература. 1991. № 1. С. 189-204.

14 Тимофеев А.Г. "Итальянское путешествие" М. Кузмина // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. М.: Наука, 1993. С. 40-55.

15 Тимофеев А.Г. Михаил Кузмин и его окружение в 1880-1890-е годы (новые материалы к биографии) // Русская литература: Историко-литературный журнал. № 4. СПб, 2002. С. 173-193.

16 Богомолов Н.А. Михаил Кузмин осенью 1907 года // Лица. Биографический альманах. Том 5. М; СПб.: Феникс, АШепеат, 1994. С. 425-443.

17 Богомолов Н.А. Вячеслав Иванов и Кузмин: к истории отношений // Русская литература начала XX века и оккультизм. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С.211-224.

18 Богомолов Н.А. и Малмстад Дж. У истоков творчества Михаила Кузмина // Вопросы литературы, № 3. М.: Редакция журнала критики и литературоведения Вопросы литературы, 1993. С. 64-121.

19 Морев Г.А. Еще раз о Пастернаке и Кузмине: к истории публикации пастернаковского стихотворения «Над шабашем скал, к которым...» (Пушкин) // Лотмановский сборник. Т.2. М.: 1997. С. 363-376

20Морев Г.А. К истории юбилея М. А. Кузмина 1920 года // Минувшее. М.; СПб, 1997. С. 351-375.

21 Лекманов О.А. Заметки к теме: «Мандельштам и Кузмин» // Русская филология. Сб. 6. Тарту, 1995. С. 117120.

22 Лекманов О.А. Еще раз о Кузмине и акмеистах (суммируя общеизвестное) // Извести Российской Академии Наук. Серия литературы и языка. 1998. Т.57, № 2. С. 61-64.

23 Пурин А.А. О прекрасной ясности герметизма // Кузмин М.А. Подземные ручьи. Авторский сборник / Сост. Пурин А. СПб.: Северо-Запад, 1994. С. 725-730.

24 Певак Е.А. Проза и эссеистика М.А. Кузмина // Кузмин М.А. Проза и эссеистика: В 3-х т. Т.1. Проза 19061912 гг. / Сост. и коммент. Е.Г. Домогацкой, Е.А. Певак; Вступ. ст. Е.А. Певак. М.: «Аграф», 1999. 624 с.

25 Гаспаров М.Л.Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный: М. Кузмин, «Сети» // ГаспаровМ.Л. Избранные труды. Т. 2. О стихах. М., 1997. С. 416-433.

Особенно стоит выделить книгу Н. А. Богомолова и Дж. Э. Малмстада «Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха»26, а также монографическое

27

исследование Н. А. Богомолова «Михаил Кузмин: Статьи и материалы» . Первый труд представляет собой комплексное исследование творчества и биографии Кузмина в контексте русской и мировой культуры. Здесь анализируется роль Кузмина в культуре Серебряного века, взаимодействие поэта с современными ему литературными направлениями (символизмом, акмеизмом, футуризмом, ОБЭРИУ и др.) и с отдельными художниками (В. Брюсовым, А. Блоком, А. Белым, Ф. Сологубом, Н. Гумилёвым,

A. Ахматовой, В. Маяковским, В. Хлебниковым, Д. Хармсом, А. Введенским, К. Сомовым, С. Судейкиным, Н. Сапуновым, Вс. Мейерхольдом и др.). Вторая монография посвящена рассмотрению основных этапов творчества Кузмина, его отдельных произведений и литературного процесса, с которым он был связан.

Тогда же, 1990-е годы, были изданы в России труды исследователя русской литературы, профессора Калифорнийского университета,

B.Ф. Маркова, объединенные в книге «О свободе в поэзии», куда включены две

28

статьи о поэзии и прозе М. Кузмина . Рассмотрению творчества Кузмина в контексте русской и общемировой культуры посвящены статьи

29

Л. В. Аносовой «Реалии культуры в творчестве Михаила Кузмина» , «Поэзия

30

М. Кузмина в свете Пушкинской традиции» , «Религиозные искания

26 Богомолов Н.А., Малмстад Дж. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. М.: Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. 5. 1995. 320 с.

27 Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: статьи и материалы. М.: Новое литературное обозрение. Научное приложение. Вып. 3. 1995. 368 с.

28 Марков В. Ф. Поэзия Михаила Кузмина. Беседа о прозе Кузмина // Марков В. Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное / Сост. Е. Белодубровский, предисл. Ю. Линник. Петербург: Издательство Чернышева, 1994. С. 47162.

29 Аносова Л.В. «Реалии культуры в творчестве Михаила Кузмина» // Словесное искусство Серебряного века и развитие литературы. Материалы межвузовской конференции, посвященной 70-летию МПУ: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МПУ, 2001. С. 57-59.

30 Аносова Л.В. Поэзия М. Кузмина в свете Пушкинской традиции // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века: Материалы Международной научной конференции. М.: Каталог, 2003. С. 81-84.

л 1

М. Кузмина в сборниках «Сети» и «Осенние озера» , «Эстетика М. А. Кузмина в свете идей Тютчева»32.

В XXI веке изучение наследия М. Кузмина становится особенно интенсивным. В числе основательных исследований 2010-х годов о М. Кузмине необходимо выделить жизнеописание поэта, предпринятое Н.А. Богомоловым

33

и Д.Э. Малмстадом , изданное в серии «Жизнь замечательных людей», и сборник «Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда»34. Переизданы работы В.Ф. Маркова, в том числе «Италия в поэзии Михаила Кузмина»35.

Более полувека после гибели Н.С. Гумилёва его творчество было в СССР под негласным запретом. В этот период изучение творчества поэта сосредоточилось в Русском Зарубежье, где продолжали переиздаваться сборники его стихов, художественной прозы, публицистика, было издано первое четырехтомное собрание сочинений. Литературная деятельность Гумилёва была предметом исследования таких выдающихся представителей русской литературной эмиграции, как Ю.И. Айхенвальд36, А.В. Амфитеатров37, В.В. Вейдле38, Г.В. Иванов39, С.К. Маковский40, К.В. Мочульский41, И.В. Одоевцева42, Н.А. Оцуп43, Л. Страховский44, Г.П. Струве45, В.Ф. Xодасевич46 и др.

31 Аносова Л.В. Религиозные искания М. Кузмина в сборниках «Сети» и «Осенние озера» // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской научной конференции. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. С. 174 - 183.

32 Аносова Л.В. Эстетика М. А. Кузмина в свете идей Тютчева // Вестник МГОУ, Серия «Русская филология». № 3. 2006. С. 73-79.

33 Богомолов Н.А., Малмстад Д.Э. Михаил Кузмин. М.: Молодая гвардия, 2013. 416 с.

34 Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда / под ред. Т.В. Дмитриева и А.В. Лаврова, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: «Ренали», 2015.

35 Марков В. Ф. Италия в поэзии Михаила Кузмина // Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда / под ред. Т.В. Дмитриева и А.В. Лаврова, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: «Ренали», 2015.

36 Айхенвальд Ю.И. Гумилёв // Н.С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вступ, ст. и прим. Ю.В. Зобнина. СПб.: РХГИ, 2000. («Русский путь»). С. 491-504.

37 Амфитеатров А.В. Н.С. Гумилёв // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников / Ред., сост., автор предисловия и комментариев Вадим Крейд. Париж-Нью-Йорк.: Третья Волна, 1989. С. 239-242.

38 Вейдле В.В. Умирание искусства. М. : Республика, 2001. 445с.

39 Иванов Г.В. О поэзии Гумилёва // Н.С. Гумилёв: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 482-483.

40 Маковский С.К. «На Парнасе «Серебряного века». М.: Согласие, 2000. 577 с.

41 Мочульский К.В. Поэтика Гумилёва // Звено. 1928. № 20.

42 Одоевцева И.В. На берегах Невы. М.: Худож. литература, 1988. 334 с.

43 Оцуп Н.А. Н.С. Гумилёв // Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. Париж-Нью-Йорк: Третья Волна, 1989. С. 173-181.

Во второй половине 1980-х годов, после документального обоснования

АН

Г.А. Тереховым («Новый мир», 1987, № 12) непричастности Гумилёва к антисоветскому заговору, началось изучение его произведений и биографии в России. В последние три десятилетия проявился острый интерес исследователей к личности и творчеству поэта. Литературному наследию Гумилёва посвящены работы В.К. Лукницкой, И.А. Панкеева, Н.А. Богомолова,

до

Ю.В. Зобнина, А.И. Павловского , В.П. Енишерлова, Л.А. Смирновой,

B.Н. Климчуковой и др., а также диссертации С.Н. Колосовой (1998)49, М.В. Смеловой (1998)50, О.А. Смагиной (2000)51, О.В. Щегольковой (2003)52, Т.А. Ушаковой (2003)53 и др.

В работах, обращенных к наследию Гумилёва, существуют некоторые существенные разногласия. Еще в отзывах русских эмигрантов «первой волны» наметилось противоречивое освещение эстетических взглядов Гумилёва. Одни толкователи его наследия (Е. Аничков, С. Маковский, В. Ходасевич, Н. Ульянов) утверждали всеприятие Гумилёвым идейных ценностей различных культур. Другие (Н. Оцуп, Г. Струве, Л. Страховский, Н. Рерих) доказательно, с опорой на биографию и творчество поэта, раскрыли его тяготение не только к иноземному, но и к родному, к духовным ценностям России.

К сожалению, в некоторых трактовках наследия Гумилёва конца прошлого века представлен преднамеренно искаженный облик поэта. В книге

C.Л. Слободнюка «"Дьяволы" Серебряного века. Древний гностицизм и русская

44 Страховский Л.И. О Гумилёве // Н.С. Гумилёв: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 313-315.

45 СтрувеГ.П. Творческий путь Гумилёва // Н.С. Гумилёв: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 555-582.

46 Ходасевич В.Ф. Гумилёв и Блок / Николай Гумилёв в воспоминаниях современников. Париж-Нью-Йорк: Третья Волна, 1989. С. 203-212.

47 Терехов Г.А. Возвращаясь к делу Н.С. Гумилёва // Новый Мир. М., 1987. С. 257-258.

48 Павловский А.И. О творчестве Николая Гумилёва и проблемах его изучения // Николай Гумилёв. Исследования и Материалы. Библиография. / Сост. Эльзон М.Д., Грознова Н.А. СПб., 1994. С. 3-30.

49 Колосова С.Н. Николай Гумилёв: прозаик и поэт: Дисс. на соиск... канд. филолог. наук. Москва: Московский педагогический университет, 1998.

50 Смелова М.В.. Онтологические проблемы в творчестве Николая Степановича Гумилёва: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. Тверь: Тверской государственный университет, 1998.

51 Смагина О.А. Поэтический мир Николая Гумилёва. «Огненный столп»: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. Смоленск: Борисоглебский государственный педагогический университет, 2000.

52 Щеголькова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов Н. С. Гумилёва «Костер»: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. Самара.: Самарский государственный педагогический университет, 2003.

53 Ушакова Т.А. Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилёва: Текст и контексты: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. Иваново: Ивановский государственный университет, 2003.

литература 1880-1930 гг.» (СПб, 1998)54 Гумилёв заодно с другими выдающимися создателями искусства Серебряного века кощунственно причислен к «сатанистам».

Такому заблуждению противостоят исследования ученых, установивших положительное значение для Гумилёва традиций православия. Эта позиция присуща трудам Ю. Зобнина, О. Ильинского, В. Размахниной, О. Черненковой. Наиболее развернуто подобная духовная сущность поэзии Гумилёва освещена в монографиях М.В. Смеловой «Онтологические проблемы в творчестве Н.С. Гумилёва» (Тверь, 2004)55 и В.Н. Климчуковой «Поэзия Николая Гумилёва: истоки и свершения» (М., 2012)56. Оценки Гумилёвым мировой культуры с высоты идеалов христианства, связь интерпретаций прошлого различных стран с его убеждениями и верой позволяет по-новому определить место поэта в истории русской литературы.

М.В. Смелова, рассматривая «в рамках мифологической концепции символизма» поэтический мир Гумилёва, справедливо указала на присутствие мифологических образов и мотивов в его ранних сборниках, но значения античных мотивов в них раскрыты довольно бегло. В статье Т.С. Зориной «Рим Н.С. Гумилёва» (СПб, 1996), а затем в книге Н.П. Комоловой «Италия в русской культуре Серебряного века» (М, 2005), привлечены для анализа только «итальянские» стихи Гумилёва.

Недостаточное внимании критиков, литературоведов и читающей публики к литературному взаимодействию Кузмина и Гумилёва, их произведениям, посвященным проблемам древности, культуре современного для них мира и родной страны обусловило причины нашего обращения к данной научной проблеме, становящейся всё более актуальной.

Методологическая основа исследования.

54 Слободнюк С.Л. «Дьяволы» «серебряного» века: Древний гностицизм и русская литература 1890-1930 гг.). СПб.: Алетейя, 1998. 425 с.

55 Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н. С. Гумилёва: монография. Тверь, 2004. 126 с.

56 Климчукова В.Н. Поэзия Николая Гумилёва: истоки и свершения. Монография / Под ред. проф. Л.А. Смирновой. М.: Изд-во МГОУ, 2012. 260 с.

Авторитетной опорой для нас являются литературные статьи современников Кузмина и Гумилёва: И. Анненского, В. Брюсова, А. Блока,

A. Белого, Вяч. Иванова; сочинения религиозных философов: Н. Бердяева, И. Ильина, С. Булгакова, Л. Карсавина, а также труды литературоведов, изучающих поэзию Серебряного века: Н. Богомолова, Дж. Мальмстадта,

B. Маркова, Л. Аносовой, Ю. Зобнина, В. Климчуковой, И. Видугирите.

В ходе работы над диссертацией применялись следующие научные методы исследования: биографический, сравнительно-исторический, текстологический, мифологический, аксиологический, историко-культурологический, герменевтический. В работе применяются элементы эмпирического и интуитивного «вхождения» в поэтический текст; раскрывается мироощущение поэтов и их отношение к процессам мировой и русской истории, а также христианским духовным ценностям.

Научная новизна:

1) Впервые предпринимается сопоставление творческого наследия двух значительных поэтов Серебряного века - М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва. Выявлены родственные поэтические решения в интерпретации наиболее важных для творчества обоих культурно-исторических тем, а также разноречия в их художественном звучании.

2) Привлекаются малоизученные материалы, в числе которых художественные тексты, статьи из прижизненной периодики, дневниковые записи, эпистолярные материалы, опубликованные в последние годы. Многие стихотворения Кузмина, содержащие размышлениям о духовном пути России, ее судьбе и исторических событиях, свидетелем которых довелось быть поэту, не вошли в его прижизненные сборники, а, следовательно, не были замечены и оценены большинством современников и литературоведов. В частности, такая судьба ожидала стихотворения, посвященные русской революции, включенные в поле анализа в данной работе.

3) Новой является литературоведческая интерпретация оригинальной научной темы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В 1910-е гг. Кузмин и Гумилёв были в центре литературного процесса в России. Оба поэта были связаны со стержневыми ответвлениями в потоке современной им поэзии.

2. Творчество Кузмина и Гумилёва сосредоточено на осмыслении ретроспективы и перспективы человечества. Для обоих поэтов чрезвычайную важность имеет обращение к мировому культурно-историческому наследию в поисках выхода из культурного тупика современности, преодоления упадка, кризисного состояния мировой культуры.

3. Для Кузмина и Гумилёва характерно последовательное изучение и художественное освещение параллелей между событиями прошлого и современности в различных странах и культурных ареалах, осмысление и освоение традиций в творчестве, стремление сохранить наследие веков.

4. Значительное внимание поэты уделили культурам Древнего Мира: своеобразно представлен эллинистический Египет у Кузмина (цикл «Александрийские песни» в книге лирики «Сети» (1908); цикл «София» в сборнике «Нездешние вечера» (1921); авторский перевод Гумилёвым эпоса о Гильгамеше (1918) освещает дохристианскую эпоху в истории Древнего Междуречья.

5. Среди европейских культур оба поэта наиболее подробно осмыслили и выразили в различных жанрах лирики духовное наследие Италии времён античности, средневековья и эпохи Возрождения. У Кузмина в сборнике «Нездешние вечера» (1921) видное место занимает цикл «Стихи об Италии», в книге «Параболы» (1923) - цикл «Путешествие по Италии». У Гумилёва герои итальянской истории запечатлены в книгах стихов «Романтические цветы» (1908), «Жемчуга» (1910), «Колчан» (1915).

6. Интерес к экзотике, в частности к Востоку, нашёл оригинальное поэтическое воплощение в творчестве Кузмина применительно к культуре Китая и Японии (цикл «Фузий в блюдечке» в книге «Нездешние вечера», 1921) и в лирике Гумилёва в связи с воплощением африканских и китайских мотивов

(книги «Колчан», 1916; «Костер», 1918; «Огненный столп», 1921; «Шатер», 1921).

7. По мере развития творческой индивидуальности для обоих поэтов всё больший вес приобретала русская культура, национальный путь развития России, особенности национальной психологии, истоки и особенности духовных устремлений соотечественников.

8. Все вопросы культуры у М. Кузмина и Н. Гумилёва ориентированы на осмысление роли личности в историческом процессе, духовных, этических и нравственно-психологических аспектов жизни различных стран и народов.

Научно-практическое значение диссертации состоит в возможности использования материалов и выводов данной работы в вузовском преподавании курсов истории русской литературы XX века, культурологии, а также при подготовке специальных курсов по теоретической и практической поэтике русской литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сотова Татьяна Олеговна, 2021 год

- 16 с.

124. Лекманов О.А. Заметки к теме: «Мандельштам и Кузмин»// Русская филология. Сб.6. - Тарту.: Тартуский университет, 1995. С. 117-120.

125. Лекманов О.А. Еще раз о Кузмине и акмеистах (суммируя общеизвестное) // Изв. Росс. АН. Сер. лит. и яз. - 1998. - Т.57, № 2. - С. 61-64.

126. Лепахин В.В. Лик Жены. Иконописный лик в стихотворении Н. Гумилёва «Андрей Рублев» // Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. - М.: Отчий Дом, 2002. - С. 560-578.

127. Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография. Т 1. часть 2. Москва и Петроград. 1921 -1922 гг. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 704с.

128. Литературные манифесты: От символизма до «Октября». - М.: Аграф, 2001. - 384 с.

129. Лукницкая Вера. Николай Гумилёв. Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких. - Л.: Лениздат, 1990. - 283 с.

130. Лурье А. Голос поэта // Орфей. Кн. 1. - Пб. 1922. - С. 59-60.

131. Мазур С. Заметки на полях кузминского сборника // Литературное обозрение. - 1992. - № 3 - 4. - С. 68-71.

132. Маковский С.К. «На Парнасе «Серебряного века». - М.: Согласие, 2000. -577 с.

133. Марков В.Ф. Италия в поэзии Михаила Кузмина // Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда / Под ред. Т.В. Дмитриева и А.В. Лаврова, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. - СПб.: «Ренали», 2015. -560 с.

134. Марков В.Ф. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - 368 с.

135. Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тезисы и материалы конф. 15-17 мая 1990 г. / Сост. и ред. Г.А. Морев. - Л.: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, 1990. - 262 с.

136. Мочулъский К.В. Поэтика Гумилёва // Звено. - 1928. - № 20.

137. Меньшиков В. Поэт - гражданин Гумилёв // Герои и антигерои Отечества / Сост. В. Н. Забродин. - М.: Инфорэкспресс : Российская газета: Практика, 1992. - С. 218-243.

138. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века: Поэтика символизма. - М.: Высшая школа, 1999. - 226 с.

139. Минц З.Г. Блок и русский символизм: Избранные труды. В 3-х кн. Поэтика А. Блока. - СПб.: Искусство, 2000. - 726 с.

140. Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда / Под ред. Т.В. Дмитриева и А.В. Лаврова. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. -СПб.: «Ренали», 2015. - 560 с.

141. Морев Г.А. Oeuvre posthume Кузмина: Заметки к тексту // Митин Журнал.

- 1997 - № 54. - С. 297.

142. Морев Г.А. Еще раз о Пастернаке и Кузмине: к истории публикации пастернаковского стихотворения «Над шабашем скал, к которым...» (Пушкин) // Лотмановский сборник. Т.2. - М.: ОГИ, 1997. - С. 363-376.

143. Морев Г.А. Из комментариев к текстам М. Кузмина («Декабрь морозит в небе розовом.») // Новое литературное обозрение. - 1993. - № 5. - С. 165-167.

144. Морев Г.А. Советские отношения Кузмина: (К построению биографии) // Новое литературное обозрение. - 1997. - № 23. - С. 78-86.

145. Морев Г.А. К истории юбилея М. А. Кузмина 1925 года // Минувшее. М.; СПб.: Арзамас: Феникс, 1997. С. 351-375.

146. Московский Парнас: Кружки, салоны, журфиксы Серебряного века (1890

- 1922). - М.: Интелвак, 2006. - 768 с.

147. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). - М.: Высш. шк.: Academia, 2001. - 309 с.

148. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. - М.: РГГУ, 1998. - 484 с.

149. Н. Гумилёв и русский Парнас: Материалы международной конференции. -

СПб.: Изд-во. С.-Петербургского гуманит. ун-та профсоюзов, 1995.

150. Н.С. Гумилёв: Pro et contra / Сост., вступ, ст. и прим. Ю.В. Зобнина. -

СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. -672 с. («Русский путь»).

151. Насрулаева С.Ф. Хронотоп в ранней лирике Анны Ахматовой. -

Махачкала.: Дагестанский гос. ун-т., 2000. - 144 с.

152. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников / Ред., сост., авторе

предисловия и комментариев Вадим Крейд. - Париж-Нью-Йорк: Третья Волна, 1989. - 319 с.

153. О творчестве Николая Гумилёва и проблемах его изучения // Николай

Гумилёв. Исследования и Материалы. Библиография. / Сост. Эльзон М.Д., Грознова Н.А. - СПб.: Наука, 1994. - 679 с.

154. Никольская Т.Л. Тема мистического сектантства в русской поэзии 20-х годов XX века // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Тарту, 1990. Вып. 883. - 450 с.

155. Одоевцева И. В. На берегах Невы. - М.: Худож. литература, 1988. - 334 с.

156. Оксенов И. Письма о современной поэзии // Книга и революция. - 1921. -№ 1 (13). - С. 30.

157. Орлов В. Н. Перепутья: Из истории русской поэзии XX века. - М.: Советский писатель, 1976. - 400 с.

158. Пайман А. История русского символизма. - М.: Республика, 1998. - 415 с.

159. Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. М.: Наука, 1993

160. Панкеев И.А. Николай Гумилёв / - М. : Просвещение, 1995. -157 с.

161. Парнис А.Е. Хлебников в дневнике М. Кузмина // Михаил Кузмин и русская культура XX века. Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г . - Л.: Наука, 1990. - С.156-165.

162. Певак Е.А. Проза и эссеистика М.А. Кузмина // Кузмин М.А. Проза и эссеистика: В 3-х т. Т.1. Проза 1906-1912 гг. / Сост. и коммент. Е.Г. Домогацкой, Е.А. Певак; Вступ. ст. Е.А. Певак. - М.: «Аграф», 1999. - 624 с.

163. Петров В.Н. Калиостро: Воспоминание и размышления о М. А. Кузмине. // Согласие.- 1993 - № 7. - С. 167-188.

164. Пильский П. Умер поэт // Сегодня. - 1936. - 7 марта. - С. 3.

165. Пильщиков И.А. Традиции «русского петраркизма» и сонеты Петрарки в переводе М. Кузмина // Михаил Кузмин. Литературная судьба и художественная среда / под ред. Т.В. Дмитриева и А.В. Лаврова, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: «Ренали», 2015. - С. 139-157.

166

167

168

169

170

171

172

173

174

175

176

177

178

179

180

Платек Я. Радость простоты. Заметки о Михаиле Кузмине //

Музыкальный журнал. - 1989. - № 20-23.

Пунин Н. Андрей Рублев // Аполлон. - 1915. - № 2. - С. 4-20.

Пурин А. Двойная тень: Заметки о поэзии М. Кузмина // Звезда. - 1990. -

№ 10. - С. 171-176.

Пурин А.А. О прекрасной ясности герметизма // Кузмин М.А. Подземные ручьи. Авторский сборник / Сост. Пурин А. СПб.: Северо-Запад, 1994. -С. 725-730.

Пуриц Е. Воспоминания // Знамя. - 1996. - № 5. - С. 169.

Рейтгауз М.Г. Кузмин-кинозритель // Киноведческие записки. - 1992. -

№ 13. - С. 52-82.

Русская литература: Историко-литературный журнал - № 4. - СПб, 2002. Селезнев Л. Как издавать стихи Михаила Кузмина? // Вопросы литературы. - 1990. - № 6. - С. 258-262.

Селезнев Л. Михаил Кузмин и Владимир Маяковский (К истории одного посвящения). // Вопросы литературы - 1989 - № 11. - С. 66-87. Серебряный век в России: Избранные страницы. - М.: Радикс, 1993. -340 с.

Серебряный век России: Книга для чтения / Сост., авт. предисл. Т. Стоева, З. Иванова. - София: Болгарская русистика, 1994. - 224 с. Скрипкина В.А. Роль цветовой символики в раннем творчестве А. Блока, А. Белого, С. Соловьёва. Монография. - М.: Изд-во МГЛУ, 2008. - 148 с. Слободнюк С.Л. "Дьяволы" "серебряного" века: (Древ. гностицизм и рус. лит. 1890-1930 гг.) / С. Л. Слободнюк. - СПб. : Алетейя, 1998. - 425,[2] с. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Н. С. Гумилёва: монография / М. В. Смелова; М-во образования Российской Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Тверской гос. унт». - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2004. - 126 с.

Соловьев С.М. Кузмин. «Сети» (рецензия). М. 1908 // Весы. - 1908. - № 6. - С.64.

181. Сотова Т.О. Гностические воззрения в поэтической интерпретации М.А. Кузмина: цикл стихотворений «София» (1918) // Вестник МГОУ. -2015. № 1(84) - С. 126-130.

182. Сотова Т.О. Литературные реминисценции сюжета о Немилосердной Даме в стихотворении Н.С. Гумилёва «Анна Комнена» // Утренняя заря: Молодежный литературоведческих альманах / Под ред. Т.К. Батуровой, В.П. Зверева. - М.: Изд-во МГОУ, 2006. - С. 121-128;

183. Сотова Т.О. Личностные и литературные отношения М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва // Вестник Волжского университета В.Н. Татищева, 2011. № 8 - С. 28-34; то же по инициативе сайта: Сотова Т.О. Личностные и литературные отношения М.А. Кузмина и Н.С. Гумилёва // электронный ресурс: https://gumilev.ru/about/257/ (Николай Гумилёв. Электронное собрание сочинений).

184. Сотова Т.О. Образ Италии в поэзии Николая Гумилёва // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы VII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») / Сост. А.В. Моторин НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - С. 294-299.

185. Сотова Т.О. Образ Италии в поэтическом творчестве М.А. Кузмина // Сборник статей по итогам III Международной научной конференции Словесное искусство Серебряного века и Русского Зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»), 2019 - С. 181-189.

186. Сотова Т.О. Осмысление феномена русской революции в поэзии М.А. Кузмина // «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи». - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - С. 211-216.

187. Сотова Т.О. Патриотические мотивы в послереволюционной лирике М.А. Кузмина // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы IX Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») / Сост.

А.В. Моторин НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2010.

- С. 138-146.

188. Сотова Т.О. Переложение эпоса о Гильгамеше Н.С. Гумилёва в соотнесении с его поэтической концепцией человеческой личности // Вестник МГОУ, 2011. № 4 - С. 143-148.

189. Сотова Т.О. Поэтизация домашнего быта в стихотворном цикле М.А. Кузмина «Фудзий в блюдечке» // Вестник МГОУ. - 2010. - № 1 -С. 207-211.

190. Сотова Т.О. Сборник стихов "Фарфоровый павильон" Н.С. Гумилёва. Мировоззрение китайских поэтов и отношение к ним переводчика // Вестник МГОУ, 2014. № 3 - С. 130-140.

191. Сотова Т.О. Христианские мотивы в поэтическом сборнике М.А. Кузмина «Осенние озера» // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы VIII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») / Сост. А.В. Моторин НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. - С. 205-212.

192. Степанов Е. Николай Гумилёв. Хроника // Гумилёв Н. С. Сочинения: В 3 т. Т. 3. Письма о русской' поэзии. - М.: Художественная литература, 1991.

- С. 344-429.

193. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин, А. Блок, В. Маяковский: Учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2003. -407 с.

194. Суворова К. Архивист ищет дату // Встречи с прошлым. - Вып. 2. - М., 1975. - С. 118-123.

195. Тетушка искусств. Из комментария к стихотворениям Кузмина двадцатых годов // Лотмановский сборник. Т. 2. М.: ОГИ, РГГУ, 1997. -С. 344-362.

196. Тименчик Р. Д. Николай Гумилёв и Восток // Памир. - 1987. - № 3. -С. 123-136 (о Рерихе)

197. Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивъян Т.В. Ахматова и Кузмин // Russian Literature. - 1978. - Vol. VI. - № 3. - P. 213-305.

198. Тименчик Р.Д. Рижский эпизод в "Поэме без героя" Анны Ахматовой // Даугава. - 1984. - № 2. - С. 113-121.

199. Тимонина М. (Волжина-Ястребова). Домосторительство биографии [о Гумилёве] // Моя Москва. - Декабрь 1991 г. - С. 2.

200. Тимофеев А.Г. Из плена забвения // Нева. - 1988. - № 1. - С. 202-204.

201. Тимофеев А.Г. Михаил Кузмин и издательство «Петрополис» (Новые материалы по истории русского Берлина) // Русская литература. - 1991. -№ 1.- С. 189-204.

202. Топоров В.Н. К «петербургскому» локусу Кузмина // Михаил Кузмин и русская культура XX века. - Л.: Совет по истории мировой культуры АН СССР; Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 1990. - С. 17-24.

203. Тэффи Река времен. Памяти М.А. Кузмина. // Сегодня. 1936. 23 марта.-С. 6.

204. Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. - München.: Fink, 1981. - 470 s.

205. Фрейдин Ю.Л. М. Кузмин и Осип Мандельштам: влияния и отклики // Михаил Кузмин и русская культура XX века. - Л.: Совет по истории мировой культуры АН СССР; Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, 1990. - С. 28-31.

206. Харер К. К 120-летию со дня рождения М. Кузмина: библиографический обзор изданий и исследований // Новое литературное обозрение. - 1993. -№ 3. - С. 161-176.

207. Шайкевич А. Петербургская богема (М. А. Кузмин) / Вступит. Заметка и примеч. Г. А. Морева // Русская литература - 1991 - № 2.- С. 23-30.

208. Шаталов А. «Предмет влюбленных междометий»: Ю. Юркун и М. Кузмин - к истории литературных отношений // Вопросы литературы. -1996. - № 6. - С. 58-109.

209

210

211

212

213

214

215

216

217

218

219

220

221

222

223

Шмаков Г.Г. Блок и Кузмин: Новые материалы // Блоковский сборник. -

Вып. 2. - Тарту.: Тартуский у-нт, 1972.- С. 341-364.

Шмаков Г.Г. Два Калиостро // Кузмин М. Чудесная жизнь Иосифа

Бальзамо, графа Калиостро. - New York.: Russica, 1982. - 234 с. С. I-XVI.

Шмаков Г.Г. М. А. Кузмин, 50 лет спустя // Русская мысль. Литературное

приложение. - Париж, 1987. - № 3/4. 5 июня. - С. IX.

Шумихин С.В. Из дневника М. Кузмина. // Встречи с прошлым. Вып. 7. -

М. 1990. - С. 232-248.

Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1: 1938-1941. - М.: Согласие, 1989. - 202 с.

Эренбург И.Г. Портреты русских поэтов. - СПб.: Наука РАН, 2002. -352 с.

Эрос. Россия. Серебряный век. - М.: Серебряный бор, 1992. - 304 с. Эткинд А. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века.- М.: ИЦ-Гарант, 1996. - 590 с. Эйхенбаум Б.М. О литературе. // Сов. писатель, 1987. С. 348-351. «Я лучшей доли не искал.»: Судьба А. Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях. - М.: Правда, 1988. - 560 с.

Ярошевский Л. Песнь песней / Ред., предисл. М. Кузмина. - Петроград, 1917. - 65 с.

Нагег К. Michail Kuzmin: Studien zur Poetik der fruehen und mittleren Schaffensperiode. - Muenchen: Sanger, 1993. - Vol. VL - 306 s. Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin. - Wiener Slavistischer Almanach. - Sb. 24. - 1989 - 212 s.

Труды по методологии и теории литературы Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. - М.: Пашков дом, 2011. - 384 с.

Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук, - СПб.: Азбука, 2000. - 332 с.

224

225

226

227

228

229

230

231

232

233

234

235

236

237

238

Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - 502с.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Советская Россия, 1979. - 318 с.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. литература, 1990. - 541 с. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445 с.

Буслаев Ф.И. О литературе. Исследования и статьи. - М.: Худож литература, 1990. - 512 с.

Гаспаров М.Л. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. - М.: Наука, 1994. - 304 с.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. - СПб.: Азбука, 2001. - 480с.

Гаспаров М.Л. Русский стих начала XX века в комментариях. - М.: Фортуна Лимитед, 2001. - 288с.

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Избранные труды. - Л.: Наука, 1977. - 407 с.

Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука-классика, 2001. - 485 с.

Кирпотин В. Достоевский-художник. - М.: Сов. писатель, 1972. - 319 с. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. - М.: Наука, 1986. - 206 с. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. -М.: Фирма "Чарли": Моск. учебник-2000, 1997. - 588 с. Корман Б.О. К методике анализа слова и сюжета в лирическом стихотворении // Вопросы сюжетосложения. - Вып. V. - Рига, 1978. - С. 22-28.

Корман Б.О. Лирика и реализм: монография. - Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1986. - 96 с.

239

240

241

242

243

244

245

246

247

248

249

250

251

Левин Ю., Сегал Д., Тименчик Р., Топоров В., Цивъян Т. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. - 1974/75. - Vol. 7/8. - P. 49-82.

Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе. - М.: Отчий Дом, 2002. - 736 с.

Лица. Биографический альманах. Том 5. М-СПб.: Феникс, Atheneam, 1994, 528 с.

ЛотманЮ.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство-СПБ, 1996. - 848 с. Минералов Ю.И. Поэтика. Стиль. Техника. - М.: Литературный институт им. А.М. Горького, 2002. - 176 с.

Мирошникова О. В. Лирическая книга: архитектоника и поэтика. - Омск.: ОмГУ, 2002. - 139 с.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба. Книга о Пушкине. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 1999. - 480 с. Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 2001. - 399 с.

Никольская Т.Л. Тема мистического сектантства в русской поэзии 20-х годов XX века // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. - Тарту, 1990. Вып. 883. - 450 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 1600 с.

Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. Монография. - М.: Советский писатель, 1986. - 480 с. Русский стих: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. - М., 1996. - 336 с. Сайтанов В.А. Пушкин и рождение хронологического принципа // Редактор и книга. Вып. 10. - М., 1986. - С. 142.

252. Творения Святого Епифания Кипрского // Творения Святых Отцов в русском переводе, издаваемые при Московской Духовной Академии. Т. 42. -М.: Типография В. Готье, 1863. - 388с.

253. Тюпа В.И. Постсимволизм: Теоретические очерки русской поэзии XX века. - Самара.: М-во общ. и проф. образования РФ. Сам. муницип. ун-т Наяновой, НВФ "Сенсоры. Модули. Системы", 1998. - 155 с.

254. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

255. Фоменко И.В. Лирический цикл как метатекст // Лингвистические аспекты исследования литературно-художественных текстов. Межвузовский сборник научных трудов. - Калинин, 1979. - С. 112-127.

256. Фоменко И.В. О принципах композиции в лирическом цикле // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 1986. - № 2. - Т. 45. - С. 130-137.

257. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. - Тверь.: ТГУ, 1992. - 125 с.

258. Фомичев С.А. «Подражания Корану»: Генезис, архитектоника и композиция цикла // Временник пушкинской комиссии, 1978. - Л., 1981, - С. 22-35.

259. Циклические ритмы в истории, культуре и искусстве. - М.: Наука, 2004. -621 с.

260. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник.- 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 405 с.

261. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. -Л.: Издательство Ленинградского университета, 1972. - 168 с.

262. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии: Сб. статей. - Л.: Художественная литература, 1986. - 455 с.

263. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). - М.: Гнозис, 1994. - 343 с.

264

265

266

267

268

269

270

271

272

273

274

275

276

277

Словари, учебные и справочные пособия Венгеров С.А. Русская литература XX в. (1890 - 1910). - Т. 1. - М.: Мир, 1914.-235 с.

Иванова Н.Н. Словарь языка поэзии (образный арсенал русской лирики конца XVIII - начала XX века). - М.: Астрель, 2004. - 666 с. История русской литературы XX века: В 4 кн. Книга 1: 1910 - 1930 годы / Под ред. Л.Ф. Алексеевой. - М.: Высшая школа, 2005. - 366 с. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. -376 с.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х тт./ Гл. ред. С.А. Токарев. -М.: Советская Энциклопедия, 1991. - Т. 1. - 671 с.

Мифы народов мира. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1992. - Т. 2. - 719 с.

Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Книга 2. ИМЛИ РАН. - М.: Наследие, 2001. - 768 с.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. -М.: Академия, 1999. - 432 с.

СоколовЮ.М. Русский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1941. - 560 с. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX - начала XX века. - М.: Лаком-книга, 2001. - 400 с.

Теория литературы: учебное пособие для студентов филологических факультетов высших учебных заведений: В 2 т. - М.: Академия, 2007. -Т.1. 512 с, Т.2. 368 с.

Тронский И.М. История античной литературы: Учебник. - М.: КомКнига, 2005. - 464 с.

Работы по философии, богословию, истории культуры и искусства Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1992. - 1372 с.

Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века: Судьба России. - М.: Наука, 2000. - 540 с.

278. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: Международные отношения, 1991. - 446 с.

279. Бердяев Н.А. Смысл истории: Опыт философии человеческой судьбы. -Paris: YMGA-PRESS, 1969. - 272 с.

280. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. - Farnborogh, Gregg International publ., 1971. - 425 с.

281. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 частях. Ч. VI -М.: Христианская литература, 2000. - 896 с.

282. Зелинский Ф.Ф. Возрожденцы. Иисус Назаретянин. - Пг.: Academia, 1922. - 256 с.

283. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства (статьи по истории античных религий). - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1907, 1995. - 408 с.

284. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2 т. Т. 1. - М.: Институт ДИ-ДИК, 2006. - 688 с.

285. Иванов Вяч. Родное и вселенское / Сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. - М.: Республика, 1994. - 428 с.

286. Козырев А.П. Соловьев и гностики. - М.: Савин С.А., 2007. - 543 с.

287. Карсавин Л.П. Святые отцы и учителя Церкви: (Раскрытие Православия в

их творениях). / Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. - М.: Издательство МГУ, 1994. - 176 с.

288. Лёзов С.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. - М.: Изд. фирма "Вост. лит.", 1996. - 375 с.

289. Мак Дермот Виолет GNOSIS AND GNOSTICISM. Nag Hammadi Studies, Leiden, E.J. Brill, 1981.

290. Мень А. Русская религиозная философия. Лекции. - М.: Фонд имени Александра Меня, 2003. - 280 с.

291. Мировое искусство (Мастера японской гравюры) / Сост. И.Г. Мосин. -СПб: ООО «СЗКЭО "Кристалл"», 2007. - 208 с.

292. Николаева Н. С. Япония - Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI -начало XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 400 с.

293. Татаркевич Вл. История философии / Перевод с польск., переводчик Н.В. Квасков. - Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. - 482 с.

294. Терехов Г.А. Возвращаясь к делу Н.С. Гумилёва// Новый Мир. - М., 1987.

- С. 257-258.

295. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. - М.: Изд-во АСТ, 2003 (Тип. изд-ва

Самар. Дом печати), 2003. - 269 с.

296. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. - М.: Правда, 1990. - 839

с. (Приложение к журналу «Вопросы философии».

297. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения / перевод с немецк. -Л. Голлербах // Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет. В 2 кн. Кн. 1. -Тбилиси: Мерани, 1991. - С. 139-192.

298. Японская гравюра / Авт.-сост. М.В. Адамчик. - Минск: Харвест, 2009. -

512 с.

299. Watanabe T. Eishi prints in Whistler's studio. Eighteenth-century Japanese prints in the West before 1870 // The Burlington Magazine. - № 1005. Vol. CXXVIII. Dec. 1986. - P. 876-878.

Диссертации и авторефераты

300. Аносова Л.В. Архитектоника и поэтика лирических циклов в книгах стихов М. Кузмина 1910-х годов: Дисс. на соиск. ... канд. филолог. наук.

- М.: МГОУ, 2008, - 170 с.

301. Бердоносова С.Ю. Николай Гумилёв: Геософический путь поэта: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - Сургут, 2005. - 160 с.

302. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала XX вв. в свете исторической поэтики (субъектно-образная структура): Автореф. ... д-ра филол. наук. - М., 1991.- 43 с.

303. Граматчикова Н.Б. Игровые стратегии в литературе Серебряного века: М. Волошин, Н. Гумилёв, М. Кузмин: Дисс. на соиск. канд. филолог. на.

- Екатеринбург: Уральский гос. ун-т им. А.М. Горького, 2004. - 204 с.

304. Дерина Н.В. Художественное мировоздание Н. Гумилёва и романтическая идея: Дисс. на соиск... канд. филолог. наук. -Магнитогорск: Магнитог. гос. ун-т, 2009. - 185 с.

305. Жукова А.А. А.А. Блок и Н.С. Гумилёв: религиозно-философские основы творчества: женский Идеал и его интерпретации: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - Москва, 2018. - 196 с.

306. Капитонова Н.А. Поэтическая теодицея Николая Гумилёва в контексте культуры Серебряного века: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. -Киров: Вятский гос. гуманитарный ун-т, 2007. - 159 с.

307. Капустина Ю.А. Композиционная рамка как принцип циклизации в лирике Серебряного века: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. -Вологда: Вологодский гос. ун-т, 2018. - 206 с.

308. Колосова С.Н. Николай Гумилёв: прозаик и поэт: Автореф. ... канд. филол. наук. - Москва: Моск. пед. ун-т, 1998. - 23 с.

309. Концова Е.В. Своеобразие поэтического "Востока" в литературе серебряного века: К. Бальмонт, Н. Гумилёв, В. Хлебников: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - Воронеж, 2003. - 196 с.

310. Крутий С. М. «Архитектурность» художественных образов в поэзии акмеистов (О. Мандельштам и А. Ахматова): Автореф. дисс. .канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2005. - 19 с.

311. Кулагина А.А. Жизнетворческая концепция и принципы создания образа в лирике и драматургии Н.С. Гумилёва: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - М.: Российский ун-т Дружбы народов, 2012. - 175 с.

312. Любимова О.Е. Сектантство и старообрядчество в творческом восприятии А. Блока. Автореф. .дисс. кандид. филол. наук. - СПб., 1998. - 22 с.

313. Майга А.А. Африка во французских и русских травелогах: А. Жид и Н. Гумилёв: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - М.: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН, 2016. - 234 с.

314. Паздников П.В. Мифопоэтическая концепция слова и творчества в поэзии Н. Гумилёва: Дисс. на соиск... канд. филолог. наук. - Нерюнгри, 2003. -174 с.

315. Раскина Е.Ю. Геософские аспекты творчества Н.С. Гумилёва: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2009. - 283 с.

316. Самохвалова Я.В. Гумилёвский миф в русской литературе XX - начала XXI века: Автореф. ... канд. филол. наук. - Воронеж. - Волгоград.: Волгоградский гос. социально-педагогический ун-т, 2012. - 22 с.

317. Скрипкина В.А. Принципы лирической циклизации в поэзии символистов. Структурообразующая функция символики цвета (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев): - Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - М., 1990. - 24 с.

318. Смагина О.А. Поэтический мир Николая Гумилёва: «Огненный столп»: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук: - Смоленск: Борисоглебский гос. пед. ун-т, 2000. - 19 с.

319. Смелова М.В. Онтологические проблемы в творчестве Николая Степановича Гумилёва: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук: - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998. - 20 с.

320. Щеголъкова О.В. Структурообразующая роль мотива в книге стихов

Н. С. Гумилёва «Костер»: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. -Самара.: Самарский гос. пед. ун-т, 2003. - 211 с.

321. Ушакова Т.А. Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилёва: Текст и контексты: Дисс. на соиск. канд. филолог. наук. - Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2003. Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - М., 1990. - 17 с.

322. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла: Автореф. ... д-ра филол. наук. - М., 1990. - 32 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.