Инокультурный габитус в современном российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Глухова, Татьяна Ивановна

  • Глухова, Татьяна Ивановна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 192
Глухова, Татьяна Ивановна. Инокультурный габитус в современном российском обществе: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижний Новгород. 2006. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Глухова, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 «СВОЕ» И «ЧУЖОЕ» КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1 Концепция инокультурности в изучении динамики культуры.

1.2 диффузионизм как модель интерпретации феноменов культурного взаимодействия.

1.3 Культурный габитус и социальное поле.

1.4 Идентичность в системе отношений «я-другие».

ГЛАВА 2 САМОБЫТНОСТЬ И ВСЕМИРНОСТЬ - ПОЛЮСЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1 Особенности формирования русской культуры.

2.2 Сущностные характеристики русского национального характера

2.3 Самобытность как специфическое свойство отечественного самосознания.

2.4 всемирность как реальная сила русской культуры.

ГЛАВА 3 ИНОКУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

3.1 Теоретические аспекты изучения повседневной культуры.

3.2 Чужебытность : между потреблением и преобразованием российского общества.

3.3 Чужемирность как аспект трансформации культурного сознания и поведения.

3.4 Преемственность поколений в современном социокультурном дискурсе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Инокультурный габитус в современном российском обществе»

Культурная жизнь современной России представляет собой многоаспектный феномен.

С одной стороны, осознание своей национально-исторической принадлежности обращает нашего соотечественника к прошлому, к истокам культуры России, к осмыслению уникальности ее пути. С другой, - процессы интеграции, межкультурной коммуникации, экономического сотрудничества, духовного и научного взаимодействия порождают нивелирование культурной самобытности, национальной специфики и творческих способностей человека как носителя культуры. Вопрос взаимопроникновения и взаимообогащения культур является наиболее актуальным в культурологии. Сейчас практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей. Каждый народ открыт для восприятия чужого опыта и готов предложить свои ценности другим. По мере развития человечества, особенно с середины XX века, в судьбах культуры всех стран решающую роль начинает играть глобальный технологический фактор: прогресс электронно-информационной техники, средств транспорта, связи и сохранения, переработки, тиражирования и распространения информации. Большие возможности для развития и влияния в этих условиях приобретают страны с высоким уровнем технической оснащенности. Примером в этом случае могут служить США, которые не только стремятся впитать в себя все наиболее значительные достижения науки и искусства других народов, но и становятся огромным резервуаром, куда устремляются способные и талантливые люди, привлеченные высоким уровнем жизни. Американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, первоначально формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям и стихийным проникновениям. Теперь ситуация изменилась: воздействие американской культуры на европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией»1.

Воздействие американской культуры и других культур мира на россий-' скую культуру является примером противоречивой культурной диффузии, т.е. проникновения инокультурных черт и комплексов в результате культурных контактов. Их следствием в российском обществе является создание своеобразной искусственной среды со специфическими свойствами существования.

Для понимания происходящих в культурной жизни России процессов необходим не только анализ внешних влияний, но и внутренних преобразований и изменений, связанных с историческими традициями выбора собственного пути при опоре на лучшие достижения других культур.

Помимо прямых контактов наблюдаются непрямые, опосредованные связи с чужой культурой, проявляющиеся в приобретении и использовании бытовой техники, видеопродукции, следовании тенденциям зарубежной моды в одежде, языковом калькировании и других формах, определяющих собой инокультурный габитус современника, его новые ценности и ориентации, телесные и поведенческие навыки.

В диссертации исследуется проблема инокулътурного габитуса в современном российском обществе.

Степень научной разработанности проблемы

Вопрос о том, насколько глубоко иностранный габитус влияет на внутренний мир и сознание человека, остается во многом открытым, что объясняется стремительностью перемен обстоятельств и условий жизни современного россиянина. Тем не менее, эта проблема является ключевой для общей теории и истории культуры, и ее решению способствует сложившаяся система научных подходов.

Теоретическая разработка закономерностей этнокультурного развития, выявление специфики национальных культур и особенностей ее влияния на об

1 См. о понятии: Культурологтя XX век. Энциклопедия. - СПб., 1998. - Т. 1. - С. 119. щественную жизнь осуществлена в исследованиях таких ученых, как М.М. Бахтин, С.Н. Артановский, С. Арутюнов, JL Дробижева, П.И. Кушнер.

Концептуальное рассмотрение культурного развития России за весь период ее исторического существования и в отдельные исторические периоды дано в работах М.Р. Зезиной, В.П. Кожевникова, И.В. Кондакова, JI.B. Кошмана, Б.И. Краснобаева, A.M. Сахарова, Л.И. Семенниковой,

B.C. Шульгина.

Общие проблемы культурной динамики разработаны такими исследователями как М. Вебер, А. Моль, П. Сорокин, А. Флиер, П. Штомпка, Г.А. Аванесова.

Вопросы межкультурного взаимодействия рассматриваются в работах

C.Н. Артановского, Ю.В. Арутюнян, H.JL Грейдиной, Т.Г. Грушевицкой, Б.С. Ерасова, Н.К. Иконникова, М.С. Кагана, В.В. Кочеткова, В.Д. Попкова, А.П. Садохина.

В некоторых работах в качестве механизма культурных заимствований рассматривается диффузия (Э.Г. Александренков, А.А. Белик, А.С. Кармин, А.И. Кравченко, А.Я. Флиер, С.А. Токарев).

Культурологическое направление в изучении этнических и национальных культур, представленных в качестве социокультурного опыта совместной деятельности людей, выраженного в культурных нормах, ценностях, традициях, паттернах, нашло отражение в исследованиях Г.А. Аванесовой, С.Н. Артановского, П.С. Гуревича, Б.С. Ерасова, Л.А. Зеленова, Л.Г. Ионина, А.Г. Кини, С.В. Лурье, В.И. Межуева, Э.С. Маркаряна, Э.А. Орловой.

Концепт "габитус" ранее всего появился в философских категориях Аристотеля и Боэция. В новое и новейшее время его исследовали Г.Гегель, М.Вебер, Э.Дюркгейм, Э.Гуссерль, М.Мосс, А.Шюц, П.Бурдье, а среди отечественных ученых - Н.А.Шматко, Ю.Л.Качанов.

Психологические аспекты этносоциальных процессов рассматриваются в работах А.О. Бороноева, И.С. Кона, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, А.Д. Карнышева.

Проблемой адаптации локальных групп наиболее глубоко занимаются В.И. Козлов, Н.М. Лебедев, И.В. Долженко, А.П. Павленко.

Исследования по инкультурации личности осуществлены в работах по культурологии Б.А. Вяткина, Е.В. Попова, A.M. Решетовой, В.Ю. Хотинец.

В этнологической литературе на проблемы адаптации в инонациональной среде обращали внимание лишь косвенно - в контексте трактовок национального характера и культуры межнационального общения (X. Дуийкер, Н. Фрийда, С. Дисандильдин, С. Калтахчан, Р. Абдулатипов, П. Рогачев, М. Свердлин, Н. Седова).

Разработаны методы изучения личности (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Д. Келли, Ф. Франселла, Д. Баннистер), которые позволяют определять состояния личности, пребывающей в инонациональной среде.

Изучению взаимодействия личности и культуры посвящены выдающиеся работы американских антропологов Р. Бенедикт, Ф. Боаса, А. Инкелеса,

A. Кардинера, Д. Левинсона, М. Мид.

Вопросы идентичности личности рассматривали 3. Бауман, Е.П. Белинская, Г. Дилигенский, Л.Г. Ионин, И. Кон, B.C. Малахов,

B.И. Павленко, М.М. Прохоров, В.А. Тишков, Э. Эриксон, А.Ю. Шеманов, И.Г. Яковенко.

Исследования национального характера осуществлены в работах Г.Д. Гачева, А.С. Кармина, И.В. Кондакова, К. Касьяновой, В.Н. Сагатовского, З.В. Сикевич, Г.У. Солдатовой, А.А. Сусоколова.

Вопрос влияния западной культуры на молодежь и формирования молодежной культуры рассматривали в своих работах С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, М. Малютин, К.Э.Разлогов, З.В. Сикевич.

Разработки по психолого-педагогической адаптации широко представлены в статьях и пособиях Л.К. Гришанова, В.Д. Цуркана, А.А. Леонтьева, Н.Д. Левитова, А.Н. Букиной, В.Н. Карандашова.

Проблему межличностных отношений поднимали в своих работах Е.Н. Светлышева, Я.Н. Лукьян, А.А. Леонтьев, X. Кано, А.А. Акишина,

А.В. Филиппов. Интерес представляет также дальнейшая разработка темы с позиций общения личности в иностранной аудитории и учета национальной культуры каждого индивида.

Обращение к концепциям Г. Зиммеля, М. Хайдеггера, А. Хеллера, Г. Маркузе, А. Лефевра, П. Бурдье, в которых повседневная жизнь человека подвергается одновременно и критическому анализу, и "реабилитации", существенно расширяет социокультурные представления о жизни современных обществ и помогает осуществлению задач диссертации.

Для нашего исследования большое значение имеют и работы по теории повседневности и социологии повседневной жизни П. Бурдье, Б. Вальденфельса, А. Шюца, Н. Элиаса и других ученых, занимавшихся этой проблемой.

Таким образом, заявленная в этой диссертации тема изучения имеет научно обоснованный, но в то же время неотрефлексированный на современном материале характер.

Научная новизна определяется спецификой неатрибутированного жизненного материала, подвергнутого культурологическому анализу, что позволяет представить некоторые научные результаты: раскрывается культурологический смысл понятия «инокультурный габитус»; на материале современной культуры поставлена проблема демаркации, то есть нахождения критерия в разграничении «своего» и «чужого».

Объектом диссертационного исследования является культурное взаимодействие «своего» и «чужого» на разных онтологических уровнях.

Предмет исследования - проявления инокультурного фактора во взаимодействии "своего" и "чужого" в условиях жизни современного российского общества.

Целью диссертационной работы является исследование того, что выражается категорией «инокультурный габитус» и обнаружение его в многообразных феноменах современной российской жизни. Поставленная цель диктует необходимость реализации конкретных задач: выявление культурологической природы понятия «габитус»; отражение роли «инокультурности» в эпохи социально-исторических кризисов; эволюция компонента «чужого» в составе русского культурного опыта; обозначить современные формы инокультурного габитуса; определение современных форм инокультурного габитуса; атрибуция схем поведения и форм мышления, обусловленных мульти-культурализмом; соотнесение «своего» и «чужого» в современной русской культуре.

Положения, выносимые на защиту: инокультурный габитус относится к числу многоаспектных явлений национального образа жизни; инокультурный габитус в современной России имеет широкий спектр разнообразных форм как в частной, так и в общественной сферах жизни; духовная и материальная природа «инокультурности» имеет различную специфику и проявления в обществе; для приобретения личной и этнической идентичности человеку необходимо осознавать сущностные свойства своей культуры; инокультурный габитус может не только способствовать когнитивному развитию человека, но и парадоксальным образом сужать духовные горизонты его личностного роста; инокультурный габитус отчуждает человека от национальной истории и культурного опыта, порождает состояния чужемирности и чужебытности; инокультурный габитус в российской действительности несет в себе потребительский, а не творчески-созидательный потенциал, представляет собой репродукцию или конструирование чужих культурно-знаковых систем; в сохранении этнической и культурной идентичности особенно важны механизмы трансляции традиций; культура повседневности является фактором и условием саморазвития и самореализации личности, если в ней сохраняется соразмерность наследственного и приобретенног; взаимодействие культур - многоаспектный и противоречивый фактор развития современной цивилизации, порождающий сложные социокультурные явления, требующие своего изучения.

Теоретико-методологической основой исследования стала совокупность ряда аналитических приемов и технологий: диффузионистская методология культурантропологических исследований (фиксирующий и регистрирующий подход к эмпирическому материалу); сопоставление культурологических фактов и феноменов; анализ и синтез; концептуальные обобщения на основе эмпирических фактов; методы гуманитарной и социальной интерпретации: "интуиция", "вживание", "сопереживание". культурологическая проблематизация эмпирического материала; теория межкультурных коммуникаций.

Круг источников включает в себя: фундаментальные (культурологическая, историческая, философская литература по проблеме); оригинальные (художественная литература, публикации периодических изданий); прикладные (материалы анкетных опросов и др.).

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что осознание инокультурного пласта в современной русской культуре позволяет выйти на новый уровень гуманитарных проблем, связанных с сохранением менталитета, традиций, расширением коммуникации, воспитанием духовности. Вот почему эта работа имеет научно-провокативный характер, стимулируя исследовательский поиск в различных направлениях. Кроме того, в использованных материалах, методиках и выводах содержится большой воспитательный и креативный потенциал, необходимый в работе педагога, общественного деятеля и организатора. Поставленные в диссертации проблемы относятся к социологии, психологии, экономике и другим сферам, где «инокультурность» является важнейшим системным компонентом. Апробация работы Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу сообщений и докладов, сделанных на научных конференциях, и отражены в научных публикациях:

- Личность и конфликт культур ( Общественные конфликты и личность : Межвузовская научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2001);

- -Американское влияние на российскую культуру в современных условиях ( Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений : IV Международная научно-практическая конференция по региональной культуре. - Н.Новгород, 2002);

- Симметрия и асимметрия в культурной идентификации молодежи (из педагогического опыта) ( Человек и асимметрия социальных изменений:. Межвузовская научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2002);

- Диффузия культуры в современных условиях ( Культура и антикультура : IX Межвузовская конференция по культурологии. - Н.Новгород, 2002);

- Проблемы этнокультурной самоидентификации современной молодежи (Экономическая, социальная и духовная ситуация в современной России : Научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2003);

- Мультикультурные аспекты современной образовательной среды (из опыта работы) (Средовой подход в образовании : Международная научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2003);

- Факторы межкультурной коммуникации (Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых. - Н.Новгород, 2003);

- Столкновение национальных и мультикультурных ориентаций в сознании современной молодежи (Человек и общество в нестандартных ситуациях : Межвузовская научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2003);

- Поиск истины в вопросах культуры ( Истина и заблуждение. Диалог мировоззрений : VII Международный симпозиум. - Н.Новгород, 2003);

- Гуманизация образования - условие становления личности студента (Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспективы : Международная научная конференция. - Тольятти, 2004);

- Взаимодействие культур (Этнические культуры в условиях глобализации : X Межвузовская конференция по культурологии. - Н.Новгород, 2004);

- Культурно-историческая адаптация молодежи в современных условиях (Современные технологии воспитательной деятельности в системе непрерывного педагогического образования : Всероссийское совещание-семинар работников системы педагогического образования. - Н.Новгород, 2004);

- Самобытность русской культуры - условие духовного возрожденеия России (Гуманизм и духовность в образовании : Международная научная конференция. - Н.Новгород, 2004);

- Поликультурализм в городской среде Нижнего Новгорода (Нижний Новгород в историко-культурной традиции России : VI научно-практическая конференция по региональной культуре. - Н.Новгород, 2005);

- Расширение представлений об инокультурной среде в ходе культурного контакта (Современные проблемы науки, образования и производства : V Межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей и молодых ученых. - Н.Новгород, 2005);

- Инновационные методы в процессе преподавания курса "Международная культурная среда" (из опыта работы) ( Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика : Межрегиональная научно-практическая конференция. - Н.Новгород, 2005).

Общее количество публикаций - 23.

Апробация работы также осуществлялась при проведении учебных курсов в Нижегородском строительном техникуме, в Нижегородском филиале УРАО, на занятиях со студентами Нижегородского государственного педагогического университета.

Структура диссертации

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 250 наименований на русском и иностранном языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Глухова, Татьяна Ивановна

Выводы по 3-й главе.

Главная сфера жизнедеятельности человека - повседневность, в которой отражаются все стороны жизни общества. Повседневность имеет исторический характер и меняется вместе с обществом и человеком.

Изменения в быту касаются, прежде всего, жилища, одежды, еды. Но влияют и на мировоззрение, мышление, язык, ценности, поведение и взаимоотношения людей. Прослеживая изменение различных сторон, составляющих быт человека в настоящее время, можно обнаружить значительные последствия инокультурных влияний и проявления свойств инокультурного габитуса. Это обстоятельство выявляет необходимость осуществления двух взаимосвязанных процессов - сохранения этнокультурной идентичности и поддержания преемственности поколений - в развитии русской культуры. Процесс распространения инокультурных влияний и внедрения в российскую действительность инокультурного габитуса имеет естественно-исторический характер. Его нельзя остановить, но можно и должно, на наш взгляд, регулировать. Большая роль в этом процессе принадлежит государству, а также обществу и даже конкретным людям.

Роль образования и воспитания подрастающего поколения в духе традиционной национальной культуры, по-прежнему, имеет приоритетное значение в социализации личности. Русская культура может существовать только при наличии носителей, которые разделяют ее ценности и продолжают лучшие традиции, а это возможно при сохранении связи между поколениями.

Задача формирования устойчивых основ русской культурной идентичности ведет к постановке более широкой проблемы - формирования имиджа русской нации наряду со сложившимся брэндом инокультурного габитуса.

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема «своего» и «чужого» в наши дни остро соотнесена с «вечным» конфликтом духовного и материального в культуре.

Механизация и автоматизация, необходимые в производственных процессах для обеспечения устойчивости социальной жизни людей, привели к преувеличению значения материальных ценностей в западной культуре и, как следствие ее воздействия на мир, - в современной российской культуре. Человек включился в процесс производства и потребления материальных благ, что ограничило его возможности в развитии, творчестве, выходе за пределы жестко установленных границ машинного производства и соответствующего ему образа жизни. Компенсацией за это стало разнообразие культурных артефактов, предоставляемых человеку в западном мире. Такой хсе образ жизни, мыслей, поведения западный мир стремится внедрить в культуры других стран, или, создавая иллюзию его привлекательности, побуждает людей самих включаться в подобную жизнь.

Россия, создавшая великую национальную культуру на принципах самобытности и всемирности, тоже оказалась вовлеченой в процесс отчуждения от человека духовных ценностей и замены их материальными, который по своему смыслу не коррелируется с особенностями русского национального характера, сохранившего стремление к свободе, к личностному самовыражению, к духовности, понимаемой как в религиозном, так и в гуманистическом аспектах.

Русский человек, осваивающий инокультурный габитус, стал "своим среди чужих" и "чужим среди своих", утверждая "чужебытность" и "чужемир-ность" в российской действительности.

Однако эта тенденция имеет короткий исторический срок и не имеет глубоких корней в менталитете и глубинном сознании современного русского 1 ^ 1 народа . Для того, чтобы пересоздать или уничтожить то, что было создано

251 Лапин Н.И. Стасус регионов России, разбалансированность.//Мир России. Социология. Этнология. -2006. -T.XV. - № 2. - С. 17. историей, требуется столько же времени, как и для уже созданного. Отмеченное обстоятельство получает принципиальное значение в наши дни, когда судьба «купленной и обессмысленной» России некоторым западным наблюдателям кажется предрешенной. Несмотря на рецидивы небрежения собственными традициями, русский народ сохранил чувство патриотизма и глубокого уважения к тому, что создает понятие «Россия»252. Именно на этой основе необходимо сближение старшего и молодого поколений, прежде всего, в сферах образования, воспитания, культуры. Чувственная природа дана человеку от рождения и развивается в процессе воспитания, поэтому визуальная, слуховая, осязательная, речевая культура должны подчиняться не ино-культурному габитусу, но глубоким национальным традициям, которые не расходятся с общечеловеческими ценностями. Именно они дают возможность русскому человеку чувствовать себя равным среди других людей и способным делиться своим миропониманием с ними. Мироощущение русского человека отождествляет себя не только с той или иной формой государственности, помогающей пережить исторические катаклизмы и перемены, но несет в себе всемирность русской души.

Процессы глобализации усилили болезненность и кризисность в культурном развитии людей. Массовое производство культурных ценностей, развитие средств коммуникации и информации формирует единство человечества на уровне массового сознания и массовой культуры. В противовес этим процессам рождается гипертрофия "Я" и уменьшение значения "Другого". "Другому", как социальной и культурной ценности, начинают предпочитать вещи. При этом общественная природа человека не меняется. Внешнее разнообразие цивилизационных явлений и процессов может выглядеть вполне благополучно, однако за внешним разнообразием и изобилием вырастает монотонность повседневной жизни и разобщенность в системе "Я-Другой", что ведет к одиночеству человека в обществе.

252 Шкаратан О.И. Факторы и последствия реформ по-российски // Мир России. Социология. Этнология. - Т. XV.-2006.-№3.-С. 18.

Это противоречие между обновленной и насыщенной в материальном отношении повседневной культурой и бессмысленностью и бесперспективностью культурной, образовательной, нравственно-эстетической жизни остро переживается нынешними россиянами. Современный заимствованный габитус, предоставляя человеку широкие возможности в плане потребления, сокращает его потенциал для дальнейшего развития и творческого самовыражения, что свидетельствует о кризисном состоянии духовно-нравственной и культурной жизни людей. Фрустрация, экзистенциальный вакуум, утрата смысла жизни стали типичными состояниями массового сознания.

Инокультурный габитус" является сложным синтетическим понятием, которое мы используем для обозначения новой, складывающейся на наших глазах ситуации заимствования образцов западной жизни в российском обществе и формирующей новый тип личности с соответствующим образом жизни.

Иностранный габитус, апеллируя к чужим ценностям, оставляет человека дезориентированным, в ложном положении, поскольку культура считается родной, когда она является частью биографии человека, а это возможно, когда элементы его образа жизни традиционны. Именно поэтому важна связь поколений (межпоколенное общение), т.к. она обеспечивает непрерывность существования традиции и сохраняет преемственность в развитии общества. В современных условиях это могут сделать те люди, которые ценят духовные блага выше материальных, еще способны отказаться от личной выгоды в пользу общества и готовы к сотрудничеству и солидарности с другими людьми.

В материальной сфере заимствования достаточно легко обнаружить, выделить, анализировать. Сложнее определить их воздействие на психику, мироощущение, поведение людей, то есть, в совокупности, на изменение матрицы исторического опыта.

Однако осуществить такую работу необходимо в кратчайшие сроки, поскольку динамика социокультурных изменений демонстрирует скорость и необратимость процессов, связанных с цивилизационным развитием человечества. А регулировать социокультурные процессы возможно только сознательно, вырабатывая какие-то новые практики.

Отсюда очевидна актуальность возвращения к самобытным истокам национальных культур. Потребительский подход к жизни должен трансформироваться в творческий. Сегодня речь должна идти о повороте личности и общества от разрушения к созиданию, от эгоизма к самоограничению, от продажности к ответственности, от конфронтации к сотрудничеству, от равнодушия к деятельностному пониманию в решении текущих и перспективных проблем всего общества в целом. Согласованное существование духовно развитых людей не может быть следствием крупномасштабного стандартизированного производства. Осознание этой культурно-нравственной проблемы в пространстве гуманитарно-образовательного знания дает повод еще раз переосмыслить состояние духовной жизни российского общества.

172

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Глухова, Татьяна Ивановна, 2006 год

1. Абдулатипов, Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я" Текст./ Р.Г. Абдулатипов. - М.: Мысль, 1991. - 159 с.

2. Абельс, Хайнц. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию Текст./ Хайнц Абельс: пер. с нем. под общ. ред. Н.А.Головина и В.В.Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. - 261 с.

3. Аванесова, Г.А. Культурно-ориентированная модернизация России Текст./ Г.А.Аванесова //Социально-гуманитарные знания. 2000. - № 4. -42-53.

4. Александренков, Э.Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии Текст./ Э.Г.Александренков //Концепции зарубежной этнологии: Критические этюды. М.: Наука'- 1976. - 215 с.

5. Антология исследований культуры /Интерпретация культуры Текст. /СПб.: Университетская книга, 1997.- Т.1 728 е.- (Культурология XX век).

6. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Текст. /Аристотель /Ред.

7. B.Ф.Асмус. -М.: Мысль 1975. Т. 1,- 550 с. (Философское наследие).

8. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Текст. / Аристотель. Минск: Литература, 1998. - 1932 с. (Классическая философская мысль).

9. Артановский, С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Фил ософско-мето до логический анализ современных зарубежных концепций Текст. / С.Н. Артановский. Л.: Просвещение, 1967.-268 с.

10. Артановский, С.Н. Некоторые проблемы теории культуры Текст. /

11. C.Н. Артановский. Л.: ЛГИК, 1977. - 84 с.

12. Ю.Арутюнов, С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие Текст. / С.А.Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.

13. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования Текст. /Ю.В.Арутюнян. Отв. ред. Ю.В.Арутюнян, И.Д. Ковальченко. - М.: Наука, 1984. -275 с.

14. Арутюнян, Ю.В., Дробижева, JI.M. Многообразие культурной жизни народов СССР Текст./ Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева. М.: Мысль, 1987.-303 с.

15. И.Ахиезер, А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии Текст./ А.С.Ахиезер // Вопросы философии. 2000. - № 9. -С.29-45.

16. Бабаков, В.Г., Семенов, В.М. Национальное сознание и национальная культура: методологические проблемы Текст./ В.Г.Бабаков, В.М. Семенов М.: РАН; Ин-т философии, 1996. - 70 с.

17. Багдасарьян, Н.Г. Диалог или экспансия: анализ проблемы «американизации» русской культуры Текст./ Н.Г.Багдасарьян //Социально-политический журнал. 1997. - № 3.- С. 238-245.

18. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие Текст./ Э.А.Баллер. М.: Наука, 1987. - 158 с.

19. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры Текст. / Ро-лан Барт: пер. с фр., сост. С.Н.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 511 1. с. - (Programme A.Pouchkine).

20. Барулин, B.C. Основы социально-философской антропологии Текст./ В.С.Барулин. М.: Академкнига, 2002. - 456 с. - (Университетская библиотека. Новая философская серия).

21. Баталов, Э.Я. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа Текст./ Э.Я.Баталов //ПОЛИС. 2003. - № 5.- С. 25-37.

22. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст./ З.Бауман. -Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.

23. Бауман, 3. Мыслить социологически Текст./ З.Бауман. Пер с англ. Под ред. А.Ф.Филиппова.- М.: Аспект-Пресс, 1996. - 225 с. (Программа "Высшая школа").

24. Бегбедер, Ф. Романтический эгоист Текст./ Ф .Бегбедер. Пер. с фр.

25. Иностранная литература. 2006. № 2. - С. 3-111.

26. Велик, А.А. Культурология. Антропологические теории культур Текст./ А.А.Белик. М.: Ин-т «Открытое общество», 1998. - 240 с.

27. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания Текст. / Питер Бергер, Томас Лукман: пер. с англ. М.: Медиум, 1995. - 322, 1.с. - (Первые публикации в России: ППР)

28. Бердяев, Н.А. Русская идея Текст. / Н.А.Бердяев. М.: ООО "Изд-во ACT"; Харьков: "Фолио". 2004. - 615, [9]с. - (Philosopfy).

29. Берк, П. Новая антропология и новая культурная история Текст. / Питер Берк // Новое литературное обозрение. 2005. - №5 (75). - С. 64-91.

30. Бессонов, Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей Текст. / Б.Н. Бессонов. М.: Луч, 1993. - 252 с.

31. Библер, B.C. От наукоучения к логике культур (Два философских введения в 21-й век) Текст. / В.С.Библер. М.: Политиздат, 1991. - 412, 1.с.

32. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть Текст. /Жан Бодрий-яр; пер. с фр. и сопр. ст. С.Зенкина. М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

33. Бойм, С. Общие места. Мифология повседневной жизни Текст. / С.Бойм. М.: Новое литературное обозрение, 2002. - 320с.

34. Большаков, В.И. Грани русской цивилизации Текст./ В.И.Большаков. М.: Москва, 1999. - 384 с.

35. Бороноев, А.О. Национальные отношения и этническая психология Текст. / А.О.Бороноев // Перестройка общественных отношений и личность. Сб. ст.- Л.: изд-во ЛГУ, 1988. С. 87-97.

36. Боэций. "Утешение философией" и др. трактаты Текст. / Боэций. -М.: Наука, 1996.- 336 с. (Памятники философской мысли).

37. Бродель, Ф. Структура повседневности: возможное и невозможное Текст. / Ф.Бродель // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIH вв. В 3-х т.Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1986.- Т.1.- 622 с.

38. Бромлей, Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику Текст. / Ю.В.Бромлей // Советская этнография. 1983. - № 3.~ С.67-74.

39. Брюшинкин, В.Н. Феноменология русской души Текст. / В.Н.Брюшинкин //Вопросы философии. 2005. -№ 1. - С. 29-39.

40. Бурдье, П. Начала Текст. / Пьер Бурдье: сборник: пер. с фр. М.: Socio-Logos; Фирма «Адапт», 1994 - 287 с.

41. Бурдье, П. О телевидении и журналистике Текст. / Пьер Бурдье : пер. с фр. М.: Институт экспериментальной социологии; фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002. - 159 с.

42. Бурдье, П. Практический смысл Текст. / Пьер Бурдье: пер. с фр.: отв. ред., пер. и поел. Н.А.Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии: СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

43. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности Текст./ Бернхард Вальденфельс// Социо-логос. Вып.1: Общество и сферы смысла. -М.: Прогресс, 1991. - С.41-50.

44. Ванштейн о Денди: Мода. Литература. Стиль жизни Текст./ М.: Новое литературное обозрение, 2005. 640 с.

45. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М.Вебер: пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; предисл. П.П.Гайденко// Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с. -(Социологическая мысль Запада).

46. Взаимодействие культур Востока и Запада Текст./ Сб.ст. М.: Наука, 1987.- 198 с.

47. Взаимодействие культур СССР и США. 18-20 вв. Текст./ Отв. ред.

48. О.Э.Туганова.- М.: Наука, 1987. 229 с.

49. Возьмитель, А.А. Духовная безопасность: социологический анализ Текст./А.А.Возьмитель //Мир России. Социология. Этнология. T.XV -2006. -№ 2-С. 147-159.

50. Воронин, А.А. Изучение общественного сознания и диагностика культуры (методологические проблемы) Текст./ А.А.Воронин // Культура традиции - образование: Ежегодник. - Вып. 2. - М.: Рос. ин-т культурологии, 1993. - С.42-54.

51. Вяткин, Б.А., Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности Текст./ Б.А. Вяткин, В.Ю.Хотинец // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 5. - С. 69-76.

52. Гачев, Г.Д. Вещают вещи, мыслят образы Текст. / Г.Д.Гачев. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.53 .Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством Текст./ Г.Д.Гачев.- М.: Раритет, 1997. 677 1. с.

53. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос Текст./ Г.Д. Гачев. М.: Прогресс- Культура. Б.Г., 1994. - 478(1) с.

54. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность Текст. / Т.С. Георгиева- М: Юрайт, 1998. 576 с.

55. Громов, М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии Текст./ М.Н.Громов //Вопросы философии. -1994.-№ 1. -С.54-61.

56. Грушевицкая, Т.Г., Попков, В.Д., Садохин, А.П. Основы межкультурной коммуникации Текст. / Т.Г.Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохин / Под ред. А.П.Садохина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002,- 352 с.

57. Гумилев, JI.H. От Руси к России: очерки этнической истории Текст.

58. JI.H. Гумилев / Послесл. С.Б.Лаврова. М.: Прогресс, Фирма «Прогресс-Пантея», Центр «Экопрос», 1992. - 336 с.

59. Гуревич, А.Я. Историческая наука и историческая антропология Текст. / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. 1988.- № 1.- С. 56-70.

60. Гуревич, А.Я. История в человеческом измерении (размышления медиевиста) Текст. / А.Я. Гуревич // Новое литературное обозрение. 2005. -№75 (5).- С.38-63.

61. Гуревич, П.С. Философия культуры Текст. / П.С.Гуревич. -М.: АО Аспект-Пресс, 1994. 315 с.

62. Гуссерль, Э. Картезианские размышления Текст. / Э. Гуссерль. -Пер. с нем. СПб.: Наука, Ювента, 1998. - 316 с. - (Слово о сущем).

63. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н.Я.Данилевский. М.: Книга, 1991.-574 с.

64. Демин, Л.М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний Текст./Л.М.Демин. -М.: изд-во РУДН, 1999.- 176 с.

65. Дилигенский, Г.Г Культура и социальная динамика современной России Текст./ Г.Г.Дилигенский //Общественные науки и современность. -2001.-№5-С. 48-55.

66. Дилигенский, Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей Текст./ Г.Г.Дилигенский // Вопросы философии. 1976. - № 9. - С.30-43

67. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 10-ти тт. Текст./ Ф.М. Достоевский. М.: ГИХЛ, 1958. - Т. 10.- 457 с.

68. Дьюел, Д. Определение литературного: интеллектуальные границы во французских и американских исследованиях литературы Текст./ Джейсон Дьюел // Новое литературное обозрение. 2004. - № 3(67).- С. 44-47.

69. Дьюи, Д. Реконструкция в философии. Проблема человека Текст./ Д. Дьюи. М.: Республика, 2003. - 494 с.

70. Ерасов, Б.С. Социальная культурология Текст. / Б.С.Ерасов Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000.- 591 с.

71. Идентичность: Хрестоматия Текст. / Сост. Л.Б.Шнейдер. М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 2003. - 272 с. - (Серия "Библиотека психолога")

72. Иконникова, Н.К. Механизмы межкультурного восприятия Текст./ Н.К. Иконникова //СОЦИС.- 1995.-№ 11.-С.26-34.

73. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий Текст./ С.Н. Иконникова. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2005. - 474 е.: ил. -(Серия «Учебное пособие»)

74. Иконникова, С.Н. Социология молодежи и проблемы коммунистического воспитания Текст./ С.Н. Иконникова. Л.: ЛИК, 1988. - 76 с.

75. Ильинская, С.Г. Терпимость и укрепление этноцентристского сознания Текст./ С.Г. Ильинская // ПОЛИС.- 2003.-№6. 163-170.

76. Иноземцев, В.Л. З.Бауман. Индивидуализированное общество Текст./ В.Л.Иноземцев // Вопросы философии. 2001. - №8. - С. 171-177.

77. Ионин, Л.Г. Основания социокультурного анализа Текст./ Л.Г. Ио-нин / М.: Рос. гос. гуманит. университет, 1995. 151 с.

78. Кавелин, К.Д. Наш умственный строй Текст./ К.Д. Кавелин М.:1. Правда, 1989. 653 с.

79. Каган, М.С. Философия культуры Текст./ М.С. Каган. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -415 с.

80. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения Текст. / И.Кант. СПб.: Наука, 1999. - 472 с. (Слово о сущем)

81. Кантор, В.К. Феномен русского европейца. Культурфилософские очерки Текст. / В.К.Кантор. М.: Московский общ. Фонд, Серия «Научные доклады», 1999.- № 84. - 384 с.

82. Кантор, В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) Текст. /В.К.Кантор. -М.: РОСПЭН, 2001. 704 с.

83. Кантор, В.К. Явление Пушкина. К проблеме самосознания русской культуры Текст. / В.К.Кантор //Очерки русской культуры 19 в. М.: изд-во МГУ, 2005. - С.57-112.

84. Кармин, А.С. Культурология Текст. /А.С.Кармин. 2-е изд., пере-раб. и доп. - СПб.: Лань, 2003. - 928 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

85. Кармин, А.С. Основы культурологии: морфология культуры Текст. /А.С.Кармин. СПб., Лань, 1997. - 512 с.

86. Кармин, А.С., Новикова, Е.С. Культурология Текст./ А.С.Кармин, Е.С. Новикова- СПб.: Питер, 2004. 464 с.:ил.

87. Карсавин, П.А. Великая французская революция Западная Европа Текст./ П.А.Карсавин // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. 1992. - № 1.- С. 57-69.

88. Качанов, Ю.Л. Начало социологии Текст./ Ю.Л.Качанов. М.- СПб.: Алетейя. 255,1.с.

89. Кессиди, Ф.К. Глобализация и культурная идентичность Текст./ Ф.К. Кессиди //Вопросы философии. 2003. - №1.- С.76-79.

90. Кнабе, Г.С. Диалектика повседневности Текст./ Г.С.Кнабе // Вопросы философии. 1989. - № 5. - С.26-46.

91. Кнабе, Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни Текст./ Г.С.Кнабе // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С.113-124.

92. Кожевников, В.П. Концепция русской культуры Текст. / В.П.Кожевников. -М.: Гуманитарный институт, 1999. -236 с.

93. Кожевников, В.П. Модель русской культуры Текст. / В.П.Кожевников.- М.: Гуманитарный институт, 1996. 240 с.

94. Кожевников, В.П. Методологические основы культурологии Текст. / В.П.Кожевников. М.: Гуманитарный институт, 1999. - 228 с.

95. Козин, Н. Идентификационный кризис России. Текст. /Н.Козин // Свободная мысль. 2002. - № 5. - С. 49-52.

96. Козлов, В.И. О понятии этнической общности Текст./ В.И.Козлов // Советская этнография. 1967. - № 2. - с. 100-111.

97. Козлов, В.И., Шелепов, Г.В. Национальный характер и проблемы его исследования Текст./ В.И.Козлов, Г.В.Шелепов //Советская этнография. 1973,- № 2. - С. 75-82.

98. Козлова, Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов Текст./ Н.Козлова // Общественные науки и современность.- 1994.- № 3. С. 142150.

99. Козлова, Н.Н. Упрощение знак эпохи? Текст. / Н.Н.Козлова // СОЦИС. - 1990. - № 7. - С. И -21.

100. Козлова, Н.Н. Позиция исследователя и выбор теоретического языка Текст. / Н.Н.Козлова //Общественные науки и современность. -2001.- № 5. С.143-154.

101. Кон, И.С. К проблеме национального характера Текст. /И.С.Кон // История и психология/ Под ред. Б.Ф.Поршнева, Л.И.Анцыферовой М.: Наука, 1971. - С. 122-158.

102. Кон, И.С. Национальный характер миф или реальность? Текст./ И.С.Кон // Иностранная литература. - 1968.-№ 9. - С. 215-229.

103. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России Текст. / И.В. Кондаков. М.: изд-во Омега-Л, 2003. - 615 с.

104. Коул, М. Культурно-историческая психология: наука будущего Текст./М.Коул; пер. с англ. Ю.Н.Турчаниновой, Э.Н.Гусинского. -М.: Конгнито-Центр; Ин-т психологии РАН, 1997. 431 с.

105. Коул, М., Скрибнер, С. Культура и мышление. Психологический очерк Текст./ М.Коул, С.Скрибнер; пер. с англ. П.Туль; под ред. и с предисл. А.Р.Лурия. М.: Прогресс, 1977. - 261 с. (Общественные науки за рубежом. Философия и социология).

106. Кочетков, В.В. Психология межкультурных различий Текст./ В.В. Кочетков. М.: ПЭР СЭ, 2002. - 416 с.

107. Кравченко, А.И. Культурология. Словарь Текст./ А.И. Кравченко. Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2001.- 672 с.

108. Кравченко, А.И. Культурология Текст./ А.И. Кравченко. Изд.2-е доп. и испр. - М.: Академический проект, 2001. - 496 с. - (Gaudeamus).

109. ПЗ.Крысько В.Г. Введение в социальную психологию Текст./ В.Г.Крысько М.: изд-во МНЭПУ, 2000. - 195 с.

110. Культура «своя» и «чужая» Текст. /Материалы международной интернет-конференции. Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса) Россия; Под общ. ред. И.М.Быховской, О.И.Горяиновой. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2003.- 256 с.

111. Культурология. XX век. Словарь Текст.// СПб. Университетская книга, 1997. - 640 с.

112. Культурология Текст. / Под ред. проф. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: изд-во "Феникс", 2001. - 608 с.

113. Культурология Текст. / Под ред. проф. В.А.Фортунатовой, Л.Е.Шапошникова. -М.: Высшая школа, 2003. -303 с.

114. Кустова, Л.С. Глобализация и национальная самобытность. Концепция Н.С.Трубецкого Текст. / Л.С. Кустова // Вестник Московского университета. Серия 10. - Журналистика. - 2005. - № 5.- С. 118-121.

115. Кутырев, В.А. Духовность, экономизм и "после": драма взаимодействия Текст./ В.А.Кутырев // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С.56

116. Кутырев, В.А. Культурологический смысл глобализма Текст./ В.А.Кутырев // Вестник российского философского общества. 2001. - № 4(20).-С 78-83.

117. Кутырев, В.А. Разум против человека Текст. / В.А.Кутырев// Философия выживания в эпоху постмодернизма. М.: ЧеРо, 1990. - 230 с.

118. Кутырев, В.А. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативной философии) Текст. / В.А.Кутырев// Вопросы философии.-2003.-№ 1.-С.63-75.

119. Лапин, Н.И. О многом и едином в российской трансформации Текст. / Н.И.Лапин //Общественные науки и современность. 2002. - № 6.-С. 28-32.

120. Лапкин, В.В. Пути свободы в сложном обществе Текст. / В.В.Лапкин // ПОЛИС. 2003.- № 6.- С. 171-181.

121. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.-603 5. с.

122. Лелеко, В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре Текст./ В.Д.Лелеко. Санкт-Петерб.гос.ун-т культуры и искусствоведения. - СПб.: Б.и., 2002. - 302 с.

123. Лихачев, Д.С. О национальном характере русских Текст./ Д.С.Лихачев// Вопросы философии.-1990.- № 4.- С. 3-6.

124. Лихачев, Д.С. Русская культура в современном мире Текст./ Д.С. Лихачев //Новый мир. 1991. - № 1. - С. 3-9.

125. Лихачев, Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт Текст./ Д.С. Лихачев //Наше наследие. 1991.-№ в.- С. 15-16.

126. Личковах, В.А. Национальный стиль искусства. Текст./ В.А.Личковах// Философские науки.-1992.- №1.- С. 14-25.

127. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики. Характер русского народа Текст./ Н.О.Лосский. М.: Политиздат, 1991. - 368 с. -(Библиотека этической мысли).

128. Лотман, Ю.М. Семиосфера (Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров): статьи, исследования, заметки Текст. / Ю.М.Лотман. СПб.: Искусство - СПб., 2000. - 704 с.

129. Лурье, С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия Текст./ С.В.Лурье //Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 146-159.

130. Мавродин, В.В. Рождение новой России Текст./ В.В. Мавродин. -Л.: ЛГУ, 1988.-531 с.

131. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог Текст./ У.Макбрайд // Вопросы философии.-2003.- № 1. с. 80-87.

132. Мамонтов, С.П. Основы культурологии Текст./ С.П.Мамонтов. 3 изд., доп. - М.: Олимп, ИНФРА-М, 2001. - 320 с.

133. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры Текст./ Карл Ман-хейм. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501 с.

134. Мастюгина, Т.М., Перепелкин, Л.С. Этнология. Народы России: история и современное положение Текст./Т.М.Мастюгина, Л.С.Перепелкин. М.: ЦИНО об-ва "Знание" России, 1997. - 320 с.

135. Мареева, Е.В. Культурология: теория культуры Текст./ Е.В.Мареева. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Экзамен, 2003.- 192 с.

136. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Текст./ Э.С. Маркарян Ереван: изд-во АН Армян. ССР, 1973.- 146 с.

137. Маркузе, Г. Одномерный человек Текст./ Г. Маркузе; пер. с англ. А.А.Юдина. М.: ACT; Ермак, 2003. - 331,[5] с. - (Философия. Психология).

138. Мацумото, Д. Психология и культура Текст./ Д.Мацумото. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с. - (Серия "Психологическая энциклопедия").

139. Межуев, В.М. О национальной идее Текст. / В.М.Межуев //Вопросы философии.- 1997. № 12. - С. 3-14.

140. Мир России Евразия Текст. /Сост.: Л.И.Новикова,

141. И.Н.Сиземская. М.: Высшая школа, 1995. - 399 с. (Из истории отечественной духовности).

142. Мишель, Д. Ватель и рождение гастрономии Текст. /Доминика Мишель. М.:Новое литературное обозрение. - 2002. - 419 с.

143. Моисеев, Н.Н. Идеи естествознания в гуманитарной науке Текст./ Н.Н. Моисеев // Человек. 1992. - № 2. - С.5-16.

144. Моль, А. Социодинамика культуры Текст./ А. Моль: пер. с фр.- М.: Прогресс, 1973.- 406 с.

145. Мосс, М. Общества. Обмен. Личность: тр. по соц. антропологии Текст./ М. Мосс. Пер с фр. - М.: изд.фирма "Восточная литература", 1996. - 3591. с.

146. Новикова, Н.Л. Повседневность как феномен культуры Текст./ Н.Л. Новикова; науч.ред.проф. В.А.Юрченков. Саранск: изд-во Мордов. унта, 2003.- 120 с.

147. О России и русской философской культуре Текст./ Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский.- М.: Наука, 1990.- 528 с.

148. Овсянников, А. Власть тьмы? Текст./ А.Овсянников //Новый мир,-1992.-№8,-С. 244-250.

149. Ойзерман, Т.И. Существуют ли универсалии в мире культуры Текст./ Т.И.Ойзерман // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С. 51-62.

150. Орлова, Э.А. Культурная (социальная) антропология Текст. /Э.А.Орлова. М.: Академический проект, 2004. - 481 с.

151. Орлова, Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию Текст./ Э.А.Орлова. М.: Изд-во ГИК, 1994. - 214 с.

152. Орлова, Э.А. Современная городская культура и человек Текст./ Э.А.Орлова. М.: Наука, 1987. - 192 с.

153. Пантин, И.К. Национальный менталитет и история России Текст./ И.К.Пантин // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 29-36.

154. Печчеи, А. Человеческие качества Текст./ А.Печчеи. М.: Прогресс, 1985.-312 с.

155. Помераиц, Г. Разрушительные тенденции в русской культуре Текст./ Г.Померанц // Новый мир. 1995. - № 8. - С. 131-142.

156. Прохоров, М.М. Мировоззренческая идентификация человека Текст. /М.М.Прохоров. Н.Новгород: ВГИПИ, 1998. - 283 с.

157. Пушкин, С.Н. Славянофилы: либерально-консервативный взгляд на цивилизацию Текст./ С.Н.Пушкин // Культура и цивилизация. Вопросы теории и истории. Межвузовский сборник научных трудов. Н.Новгород: НКИ, 1998.-С. 117-127.

158. Разлогов, К.Э. Культура для необразованных Текст./ К.Э.Разлогов // Общественные науки и современность. 1990. - № 4. - С. 168-182.

159. Рахманкулова, Д.Р. Вещь как мера культуры человека Текст./ Д.Р. Рахманкулова. Автореферат. канд.философ. наук- Н.Новгород: ОП АНО «МУК НГПУ», 2005. - 27 с.

160. Риккерт, Г. Философия жизни Текст./ Г.Риккерт. Киев: Ника-Центр, Вист-С, 1998.-508 с.

161. Розин, В.М. Культурология Текст./ В.М.Розин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004.- 462 с.

162. Российская модернизация: проблемы и перспективы Текст. // Вопросы философии. 1993. - № 7. - С. 42-52.

163. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы «круглого стола») Текст.// Вопросы философии. 1992. - № 6. - С. 3-49.

164. Рыбаков, С.Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антропологический аспект Текст. /С.Е.Рыбаков //Этнографическое обозрение. 1998.-№ 6. - С. 3-15.

165. Савруцкая, Е.П. Цивилизационно-коммуникативные аспекты российского образа жизни Текст./ Е.П. Савруцкая //Культура и цивилизация. Вопросы теории и истории. Межвузовский сборник научных трудов.

166. Н.Новгород: НКИ, 1998. С. 22-36.

167. Савченко, JI.A. Социология повседневности Текст./ Л.А.Савченко. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 2000. - 160 с.

168. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации Текст./ А.П.Садохин. М.: Высшая школа, 2005. - 310 с.

169. Садохин, А.П., Грушевицкая, Т.Г. Этнология Текст./ А.П.Садохин, Т.Г Грушевицкая.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с.

170. Самосознание европейской культуры XX века: мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе Текст./ сб.; пер., вступ. ст. Р.А.Гальцевой, И.Б.Роднянской; примеч. С.С.Аверинцева и др. -М.: Политиздат, 1991. 365, 1. с.

171. Самохвалова, В.И. Масскульт и маленький человек Текст./ В.И.Самохвалова//Философские науки. 1989. - № 11 - С. 55-66.

172. Сахаров, A.M. Россия и ее культура в 16 в. Текст./ А.М.Сахаров // Очерки русской культуры. М: изд-во МГУ, 1977. - 4.1. - 384 с.

173. Семененко, И.С. Глобализация и социокультурная динамика: личность, общество, культура. Текст./ И.С. Семененко //ПОЛИС. 2003 - № 1-С. 5-19.

174. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций Текст./ Л.И. Семенникова. М.: Интерпракс, 1994. - 608 с.

175. Сикевич, З.В. Молодежная культура: "за" и "против" Текст./ З.В. Сикевич.- Л.: ЛГУ, 1990. 205 с.

176. Сикевич, З.В. Русские: образ народа (социологический очерк) Текст./ З.В. Сикевич. СПб., изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. - 152 с.

177. Соколов, Э.В. Культура и личность Текст./ Э.В.Соколов. Л.: Наука, 1972.-227 с.

178. Солдатова, Г.У. О методологических проблемах этнопсихологических исследований Текст./ Г.У. Солдатова // Психологический журнал. -1992. -Т.13. № 4. - С. 33-44.

179. Соловьев, B.C. Избранное Текст./ В.С.Соловьев М.: Советская1. Россия, 1990.- 493 с.

180. Солодин, А.И. Стратегия онтологической игры Текст./ А.И.Сол один. СПб.: Алетейя, 2002. - 240 с.

181. Судакова, В.В. Концептуализация «чужого» в языковой картине мира Текст./ В.В.Судакова. Автореферат. канд. филолог, наук. - М.: МНЭПУ, 2005.-28 с.

182. Теоретическая культурология Текст./ М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РИК, 2005. 624 с. (Серия «Энциклопедия культурологии»).

183. Тишков, В.А. О феномене этничности Текст./ В.А.Тишков //Этнографическое обозрение. 1997. - № 3. - С. 3-20.

184. Тишков, В.А. Реквием по этносу: исследования по социальнокуль-турной антропологии Текст./ В.А.Тишков. М.: Наука, 2003. - 542 с.

185. Тишков, В. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе Текст./ Валерий Тишков //Вопросы социологии. -1993. № У2. - С.3-38 (Socio-Logos).

186. Токарев, С.А. История зарубежной этнографии Текст. / С.А.Токарев. М.: Наука, 1978. - 264 с.

187. Толерантность и коммуникация Текст. / коллект. монография / под ред. Г.И.Петровой. Томск: Дельтаплан, 2002. - 178 с.

188. Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык Текст. / Н.С. Трубецкой. М.: Прогресс; Универс-Б, 1995. - 797 с.

189. Тупицын, В. Коммунальный (пост) модернизм. Русское искусство второй половины XX века Текст./ В.Тупицын. М.: Ad Marginem, 1998. -208 с.

190. Федотова, Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации Текст./ Н.Н.Федотова // Человек. -2003. № 6. - С.50-58.

191. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия Текст./Э.Финк; сост. и послесл. П.С.Гуревича; общ.ред. Ю.Н.Попова// Проблема человека в западной философии: переводы. -М.: Прогресс, 1998. С. 357-402.

192. Фирулина Е.Г. Диалог как вид культурной солидарности Текст./ Е.Г. Фирулина. Автореферат . канд. философ, наук. - Н.Новгород, ПЦ НГАСУ, 2004.-30 с.

193. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов Текст./ А.Я.Флиер/ -М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.- 492 с. (Серия «Gaudeamus»).

194. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях Текст./ П.А.Флоренский М.: Группа «Прогресс», 1993. - 324 с.

195. Фортунатова, В.А. Пластическая особенность пушкинской мысле-формы Текст. / В.А.Фортунатова // Болдинские чтения. Н.Новгород: изд-во «Вектор Т и С», 2003. - С.133-143.

196. Фортунатова, В.А. Провинция как торжество относительности Текст. / В.А.Фортунатова // Жизнь провинции как феномен русской духовности. Н.Новгород: изд-во «Вектор - ТиС», 2003. - С.3-11.

197. Фортунатова, В.А. Упорядоченная иррациональность в пушкинской прозе Текст. / В.А.Фортунатова // Болдинские чтения. Саранск: тип. «Красный Октябрь», 2002. - С. 50-60.

198. Фортунатова, В.А. Человек в мире культуры Текст./ В.А.Фортунатова. Н.Новгород: изд-во НГПУ, 1998. - 99 с.

199. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности Текст./ Ю.Хабермас // Вопросы философии. 1989. - № 2. - С.35-40.

200. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / Мартин Хайдеггер. Пер. с нем. В.В.Бибихин. - М. : AdMarginem, 1997.-451, 1. с.

201. Хейзинга, Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры Текст./ Й.Хейзинга; пер., сост. и вступ. ст. Д.В.Сильвестрова; коммент. Д.Э.Харитоновича. -М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

202. Хренов, Н.А. Социальная психология искусства: переходная эпоха Текст./ Н.А. Хренов М.: Альфа-М., 2005. - 624 с.

203. XX век: Эпоха. Человек. Вещь Текст.: сб.ст. / Сост. О.Соснина.

204. М.: Новый индекс, 2001. 266 с.

205. Цимбаев, Н.И. Европеизм как категория национального сознания (к пониманию западничества и славянофильства) Текст./ Н.И.Цимбаев //Очерки русской культуры XIX в. Общественная мысль.- М.: изд-во МГУ, 2003. Т. 4. - С. 439-457.

206. Цыганков, П.А., Цыганков, А.П. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения Текст./ П.А.Цыганков, А.П.Цыганков //Вопросы философии. 2005. - № 1. - С.З-18.

207. Черданцева, Т.З. Язык и его образы: очерки по итальянской фразеологии Текст./ Т.З.Черданцева. М.: Международные отношения, 1977.167 с.

208. Шаповалов, В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о «российской экзотичности») Текст./ В.Ф.Шаповалов // Общественные науки и современность. 1998. - № 1. - С. 89-102.

209. Шаповалов, В.Ф. Неустранимость наследия Текст./ В.Ф.Шаповалов // Свободная мысль. 1995. - № 6. - С. 32-43.

210. Шкаратан, О.И. Факторы и последствия реформ по-российски Текст./ О.И.Шкаратан //Мир России. Социология. Этнология. 2006. - Т. XV.- № 3. - С.3-30.

211. Шматко, Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории Текст./ Н.А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. -Т.1.- 1998.-№2.-С.60-70.

212. Шульгин, B.C., Кошман, Л.В., Зезина, М.Р. Культура России 1Х-ХХ вв. Текст. / B.C. Шульгин, Л.В. Кошман, М.Р.Зезина. М.: Простор, 1996. -390 с.

213. Шюц, А. Избранное; Мир, светящийся смыслом Текст./ Альфред Шюц: пер. с нем. М.:РОССПЭН, 2004. - 1054 с.

214. Щукин, В.Г. Славянофильство и западничество: социокультурные модели Текст. / В.Г.Щукин // Очерки русской культуры XIX в. М.: издво МГУ, 2005. Т.5. - С. 14-58.

215. Элиаде, М. Космос и история: Избранные работы Текст. / М. Элиаде: пер. с фр. и англ. М.: Прогресс, 1987. - 311 с.

216. Элиас, Н. Общество индивидов. Die Gesellschaft der Individuen Текст./ Ноберт Элиас : пер. с нем. М.: Праксис, 2001. - 331,[2]. - (Образ общества).

217. Эллиот, Г.С. Избранное. Религия, культура, литература Текст. / Г.С.Эллиот: пер. с англ. /Под ред. А.Н.Дорошевича. М.:РОССПЭН, 2004. -Т. 1-2.- 752 с.

218. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис Текст./ Э.Эриксон. -М.: Наука, 1996.-334 с.

219. Эстетические ценности предметно-пространственной среды Текст./ Под ред. А.В.Иконникова. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

220. Юнг, К.Г. Архетип и символ Текст. / К.Г.Юнг : пер. с нем. М.: Renaissanc: JV EWOSD, 1991. - 299 с. - (Страницы мировой философии).

221. Яркова, Е.Н. Утилитаризм как стимул самоорганизации культуры и общества Текст. / Общественные науки и современность. 2002. № 2. -С. 88-101.

222. Beals,R. Acculturation Text./ R.Beals //Antropology to day. Chicago, 1953.-P. 621-641.

223. Borner, P. Concepts of National Identity. An Jnter disciplinary Dialodue Text. / P. Borner. -Baden-Baden, 1986.

224. Boudrilard, J. Selected Writings Text. / J.Boudrilard.- Ed. By Mark Poster. Cambridge, 1996.

225. DuiJker, H.C.J, and Frijda, N.H. National Character and National Stereotypes Text./H.C.J.Duiker , N.H.Frijda.-Amsterdam, 1960.

226. Featherstone, M., Lash S. (eds.). Space of Culture Text./ M.Featherstone, S.Lash-L., 1999.

227. Giners , S. Mass Society Text./ S.Giners .- L., 1976.

228. Hall, S., Gay, P. du (eds). Qwestions of Cultural Identity Text./ S.Hall,1. P.Gay-L., 1996.

229. Handbook of Method in Cultural Antropology Text./ Ed. By Naroll R.-N.Y., 1973.

230. Harris, M. The Rise of Anthropological Theory: a History of Theories of Culture Text./ M. Harris. N.Y., 1968.

231. Hofstede, G. Cultural Constraints in Management Theories Text./ G.Hofstede // California Management Review, Spring, 1994,- P. 124-141.

232. Hofstede, G. Culturals and Organizations (Softwere of the Mind) Text./

233. G. Hofstede.-N.Y.: Harper Coltins Publishers, 1994.

234. Kaizer, R. Russia: The People and Power Text./ R. Kaizer N.Y., 1976.

235. Kelman, H. International behavior: a social psychological analyses Text./1. H. Kelman-N.Y., 1965.

236. King, A.D. (ed.). Culture, Globalization and the Wold-System. Contempo-rar Conditions for the Representation of Identity Text./ A.D. King. Minnesota, 1998.

237. Kroeber, A.L., Kluckhohn C. Culture a critical review of concepts and definitions Text./ A.L Kroeber, C.Kluckhohn. -N.-Y., 1952.

238. Le Vine, R.D., Campbell D.T. Ethnocentrism: theories of conflict, ethnic attitudes and group behavior Text./ R.D. Le Vine .- N.Y., 1972.

239. Liberson, St. Ethnic patterns in American cities Text. / St. Liberson -Glencoe, 1963.

240. Linton, R. The culturel background of personality Text./ R.Linton London, 1958.

241. Moynihan, D.P. Pandaemonium. Ethnicity inlnternational Politics Text./ D.P. Moynihan. Oxford, New York, Toronto: Oxford University Press, 1996.

242. Radin, P. The Method and Theory of Ethnology/ An Essay in Criticism Text./ P. Radin.-N.Y., 1966.

243. Rosenthal, Bernice. New Myth, New World: From Nietzsche to Stalinism Text./ Bernice Rosenthal. Pennsylvania: University Park, 2002.

244. Sager, D. Betrogenes Russland: Jelzins gescheiterte Demokratie Text. /1. D.Sager Munchen, 1996.

245. Smith, A.D. Ethnocentrism, nationnalism and social change. Intern, j. of comporative sociology Text. / A.D. Smith.- Toronto, 1972.

246. Smith, G.E. The Diffiisionof Culture Text. / G.E.Smith .- N.Y. L., 1971.

247. Smith, H. The Russians Text./ H.Smith N.Y., 1976.

248. Sorokin, P. Social and Cultural Dynamics Text. / P. Sorokin. N.Y.-Vol.l.-1962.

249. Social Contexts of American Ethnology, 1840-1984 Text./Wash., 1985.

250. Voget, F.W.A. Histoiy of Ethnology Text. / F.W.A. Voget. -N.Y., 1975.

251. Wall, A. Levels of discourse and levels of Dialogue. In: Dialogism and Cultural Criticism Text./ A. Wall London, Canada; Mestego Press, 1995.

252. White, L. The Social Organization of Ethnological Theory Text./ L.White -Houston, 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.