Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Шубин, Юрий Александрович

  • Шубин, Юрий Александрович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 177
Шубин, Юрий Александрович. Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2009. 177 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Шубин, Юрий Александрович

Введение.

Глава 1. Культурно-антропологические аспекты проблемы идентичности в современном мире.

1.1. Национально—культурная идентичность как проблема культурологии.

1.2. Сохранение и изменение в системе обеспечения культурной целостности.

1.3. Межкультурный диалог как предпосылка понимания национально-культурной самобытности.

1.4. Гуманитарная культура как аксиологическое поле духовной идентичности.

1.5. Культурная самобытность как феномен национального самосознания и ресурс идентичности.

Выводы.

Глава 2. Реализация идентификационного потенциала народной культуры.

2.1. Социально-интеграционные функции народного творчества

2.2. Идентификационые ресурсы ценностного мира народной культуры.

2.3. Фольклор как феномен народной культуры и ресурс этнокультурной идентичности.

2.4. Социально-педагогические условия реализации идентификационного потенциала народной культуры.

Выводы.;.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиция как ресурс социально-культурной идентичности личности в современном обществе»

Актуальность исследования роли традиций как средства социально-культурной идентичности в современном мире обусловлена, во-первых, огромной ролью, которую играют данные факторы в системе условий, обеспечивающих личностное становление и устойчивую жизнедеятельность социума. Сохранение национальной культуры рассматривается сегодня в качестве базовой предпосылки духовной безопасности общества, а отечественная культура осознается как важнейшее условие развития личности, фактор душевного здоровья нации. Во-вторых, рассматриваемая проблема обретает особую значимость в связи переживаемым российским обществом глобальным кризисом идентичности, который становится одним из важнейших факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе. Утрата духовных корней, неспособность отождествить себя в национально-государственном плане рождает чувство неполноценности, ощущение незащищенности, провоцирует агрессию по отношению к представителям других этносов и культур, которая становится способом самозащиты, деструктивным механизмом общественной консолидации.

В мировоззренческой плоскости кризис идентичности вызван: значительным снижением идентификационных возможностей отечественной гуманитарной культуры; разрушением системы духовного самовоспроизводства общества и мировоззренческим вакуумом, в котором оно оказалось в последние два десятилетия; отсутствием внятной общенациональной идеологии, способной консолидировать социум в духовную общность «мы».

В этой связи возникает необходимость осмысления идентификационного потенциала отечественной культуры и разработки условий его актуализации и востребованности. Эта задача, в свою очередь, упирается в проблему адекватного понимания духовного своеобразия отечественной культуры, игнорирование которого во многом обусловило неудачи осуществляемых в предыдущие годы социально-экономических и политических реформ. Анализ духовной культуры России, понимание ее ценностно-нормативной специфики может стать мировоззренческой основой корректировки стратегии общественных преобразований — как известно, экономические и политические реформы становятся эффективными в той мере, в какой они учитывают глубинные пласты национальной ментальности, сущностные характеристики отечественной культуры.

Основным идентификационным ресурсом современного общества является ценностно-нормативный пласт культуры, в том числе и народной, которая выступает системообразующей основой национально-культурной преемственности поколений и фактором историко-патриотического воспитания. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и общества. Поэтому выявление содержания и специфики ценностно-нормативной базы отечественной культуры и ее актуализация в сегодняшнем общественнбом самосознании - важнейшее условие обретения национально-культурной идентичности и преодоления духовного кризиса.

Степень научной разработанности проблемы. Информационную и теоретическую базу исследования составили работы, выполненные в рамках различных направлений гуманитарно-философской мысли: философской антропологии, синтезирующей научные, философские и теологические представления о человеке, его месте в обществе, истории (Вл.Соловьев, Ф.М.Достоевский, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Трубецкой, Н.А.Бердяев, Г.П.Федотов и др.); философии культуры, предметом изучения которой является структура, функции и закономерности развития культуры (П.С.Гуревич, М.С.Каган); социолингвистики, которая определяет характер общественного сознания в конкретной культуре набором ключевых для нее понятий и их интерпретацией.

Проблемы формирования личности в процессе деятельностного освоения потенциалов культуры получили широкое освещение в ряде фундаментальных работ К.А.Абульхановой-Славской, Л.П.Буевой, Н.П.Дубинина, В.Е.Давидовича, Ю.Н.Давыдова, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, С.Н.Иконниковой, И.И.Резвицкого, Э.В.Соколова, И.Т.Фролова, В.И.Толстых, В.И.Шинкарука, А.И.Яценко и др.

Концептуальное ядро диссертации выстраивалось на материалах исследований, раскрывающих содержание и специфику русской идеи (Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, «евразийцы»), разрабатывающих мифопоэти-ческие модели мира и принципы организации мифопоэтического пространства, теорию ритуала, механизмы взаимовлияния христианства и язычества, основополагающие категории космоса русской жизни (В.Н. Топоров, Вяч.Вс. Иванов, Б.А. Успенский). Методологической основой анализа идентификационного потенциала отечественной культурны стали: философско-антропологические теории и идеи отечественных философов (Н.Бердяева, С.Булгакова, П.Струве, В.Розанова, Л.Карсавина, Г.Федотова, В.Вейдле, Б.Вышеславцева И.Ильина, А.Лосева, Вл.Соловьева, Е.Трубецкого, Г.Федотова, П.Флоренского, С.Франка); работы, в которых формировались ведущие направления исследований диалогической природы культуры и разрабатывались концепции межкультурной коммуникации: социолингвистические (Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский), герменевтические (Х.-Г.Гадамер), феноменологические (Х.Гуссерль, М.К.Мамардашвили), экзистенциально-онтологические (М.Хайдеггер, М.М.Бахтин), семиотические (Ю.М.Лотман), социально-антропологические (К.Леви-Стросс, Г.Хершковиц); культурологические концепции, рассматривающие межкультурный диалог как основу существования и развития культур, обосновавшие "симфонический" "соборный" субъект культуры как персоналистическую реальность - согласованное "множество в единстве" (Л.П.Карсавин и Н.С.Трубецкой).

Теоретико-методологическими ориентирами стали работы, в которых охарактеризованы функции культурного наследия и раскрыта роль традиций, изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры, выявлена ее сущность и определены функции в жизнедеятельности человека и общества, раскрыта природа художественной культуры (Е.Я. Александрова, М.А.Ариарский, Т.А.Апинян, А.С.Ахиезер, В.С.Библер, И.М. Быховская, П.С.Гуревич, А.Я.Гуревич, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Э.А.Орлова, Э.В.Соколов, В.И. Тасалов, В.Н.Топоров,

A.Я.Флиер, Ю.М.Шор). Социально-педагогический потенциал национальной культуры рассматривается в исследованиях Т.И.Баклановой, Н.Д. Ни-кандрова, А.М.Новикова, ВА.Разумного, М.И.Шиловой. Условия оптимизации этнокультурного образования в национальных регионах России изучены в диссертационных исследованиях Р.З.Закировой, Л.В.Кузнецовой,

B.И.Матиса, Т.К.Солодухиной, Ф.Ф.Харисова, Г.Ф.Хасановой, З.Б.Цаллаговой. Методология и практика социально-культурной политики по сохранению национально-культурных традиций разработана в исследованиях Г.М.Бирженюка, Т.М.Дридзе, А.П.Маркова, Э.А.Орловой. Концептуальные основы исследования выстраивались также с учетом теоретико-методологических положений, фиксирующих специфику этнической психологии (Ю.В. Арутюнов, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Г.Г. Шпет), с опорой на культурологические знания об особенностях межнационального взаимодействия, значении межкультурного диалога в духовном обогащении личности (Б.А. Александров, С.Н. Артановский, Д.С. Лихачев).

В указанных работах вскрыты закономерности, этапы и технологии инкультурации, понимаемой как процесс усвоения индивидами ценностей и норм отечественной и мировой культуры; охарактеризованы социально-педагогические стратегии приобщения личности к традициям этнохудоже-ственной культуры; определены возможности фольклора как фактора личностной идентичности и консолидации социума, раскрыты механизмы и условия целенаправленного руководства этим процессом.

Однако в спектре изученных проблем очевидно недостаточное теоретическое осмысление тех аспектов, которые связаны с реализацией ресурсов культурных традиций в формировании национальных «образов мира» и становлении многоуровневой идентичности. Кроме того социально-культурный контекст последних лет требует адаптации разработанных ранее моделей к специфике сегодняшнего времени. Дело в том, что поиск социально приемлемых и индивидуально оптимальных форм включения личности в мир национальной культуры усложнился на фоне негативного отношения к традиционным пластам культурного творчества. В мировоззренческом плане становлению конструктивных культурных практик формирования идентичности препятствует негативное отношение значительной части либеральной элиты к отечественной истории, культуре, традициям России, и прежде всего советского периода. Кроме того данная проблематика на протяжении последних десятилетий не входила в сферы интересов государственных органов. Государственная политика 90-х годов в сфере сохранения и востребованности культурного наследия не имела стратегически выверенных и научно обоснованных направлений, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Уменьшение государственной поддержки образовательных и досуговых институтов произошло в период резкого изменения социокультурной ситуации, кризиса традиционных теоретических моделей образовательной и досуговой деятельности. В результате оказались разрушенными традиционные системы культурного воспроизводства, новые формируются во многом стихийно и принимают нередко уродливый характер.

Сегодняшний интерес к проблемам сохранения и востребованности культурных традиций обусловлен, во-первых, важнейшими функциями этого культурного феномена в духрвном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений. Во-вторых, не все стороны и аспекты проблемы формирования идентичности одинаково глубоко проанализированы. В—третьих, обращение к данной проблеме продиктовано тем, что практически невостребованным в ходе реформирования страны остается огромный идентификационный потенциал ценностей и способов жизнедеятельности, содержащихся в народной культуре.

Таким образом, основная проблема исследования определяется объективно существующими противоречиями: между значительным идентификационным ресурсом культурных традиций и мерой его культурологического анализа, что препятствует востребованности данного ресурса ведущими социально-культурными институтами, обеспечивающими социализацию и инкультурацию личности; между возрастающим интересом современного человека к традиционным ценностям и отсутствием культурос логически обоснованных стратегий погружения личности в мир традиционной культуры; между педагогическим потенциалом народного творчества как средства осознания этнокультурной идентичности и недооценкой его педагогических возможностей • со стороны работников государственных учреждений и структур. В этой связи одной из важнейших культурологических проблем является характеристика потенциала традиций культуры как средства развития личности и формирования национально-культурной самотождественности.

Понимание актуальности данной проблемы определило г/ель исследования — исследовать традиции как ресурс социально-культурной идентичности в современном обществе.

Задачи:

1. Охарактеризовать культурно-антропологический характер проблемы идентичности в современной культуре.

2. Раскрыть национально-культурную идентичность как проблему культурологического знания.

3. Исследовать функции процессов сохранения и изменения в системе обеспечения культурной целостности.

4. Охарактеризовать культурную самобытность как феномен национального самосознания и ресурс идентичности.

5. Определить возможности межкультурных коммуникаций как средства понимания национально-культурной самобытности.

6. Рассмотреть отечественную гуманитарную культуру в качестве аксиологического поля духовной идентичности.

7. Охарактеризовать идентификационные ресурсы народной культуры и дать теоретико—методологическое обоснование условий их реализации.

Объект исследования — культурные традиции как ресурс социально-культурной идентичности в современном обществе; предмет - идентификационные ресурсы народной культуры и условия их реализации.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать гипотезу исследования, которая представляет совокупность следующих предположений:

1. Системообразующим основанием национальной культуры* являет- „ ся ее ценностно-нормативное ядро, которое обеспечивает целостность культурной системы и духовную идентичность личности. Деформация аксиологического пространства культуры провоцирует системный' кризис идентичности, который переживается как духовный вакуум, разрыв связей человека с социальным и культурным миром, утрата смысла бытия, неспособность отождествить себя с базовыми жизненными ценностями и ролями.

2. Формирование идентичности предполагает актуализацию традиционных ценностей отечественной культуры, обеспечивающих культурную преемственность, сохраняющих культуру как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного «генофонда». Погружение личности в мир культурных традиций выступает системообразующей основой и решающим фактором гармонизации процесса формирования национально-культурной идентичности личности и одновременно развития межкультурной толерантности, являющейся важным элементом сознания современного человека.

3. Основанием национально-культурной идентичности является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в текстах культуры, имеющих традиционную направленность и фиксирующих наиболее сущностные мировоззренческие модели русской культуры. Актуализация в сегодняшнем самосознании этих текстов следует рассматривать в качестве ресурса национально-культурной идентичности.

Методология исследования базируется на культурологической парадигме, синтезирующей методы и результаты исследований в различных отраслях социально-гуманитарного знания. Автор опирается на понимание культуры как сотворенной человеком материальной и духовной среды его обитания, формы созидания и выражения человеческой природы, уникального механизма, благодаря которому совершается процесс передачи духовных ценностей и опыта от поколения к поколению. Культура как системная целостность, существующая в «большом» историческом времени, обеспечивает самотождественность и целостность социума, способствует общественному согласию и консолидации человеческих сообществ, содержит в себе «духовную матрицу», позволяющую человеку идентифицировать себя с определенной системой ценностей и обрести тем самым личностную идентичность. Гуманитарная культура трактуется как способ самопознания и самовыражения национально-культурной самобытности народа, а русская идея — как "история русской духовности" и "собирательный образ России" (Н.А.Бердяев). Отечественная культура рассматривается в работе в качестве важнейшего фактора духовно-нравственного обновления общества и ресурса общественных преобразований, и в силу этого — как основа духовной безопасности нации.

Научный инструментарий формировался на базе методологии культурологического исследования (В.М.Межуев, А.Я.Флиер), с учетом основных положений теории функционализма, в рамках которой выявлены сущностные связи составляющих социальные системы элементов, обоснован принцип ценностной обусловленности социальных систем (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин); исследований в области теории культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский, А.Шпенглер), семиотики культуры (в частности, характеристика Ю.М.Лотманом механизмов функционирования культуры в пространстве и во времени, соотношение центра и периферии). В формировании концептуального ядра диссертационного исследования автор опирался на идеи, трактующие культурное творчество как процесс интерпретации и "перепонимания" В.В.Налимов); синергетические концепции И. Пригожина, Г. Хакена, В.И. Аршинова, М.А. Басина. В процессе анализа специфики отечественной культуры принципиально важное значение имели роль работы В.Н.Акулинина, Х.Ф.Сабирова, В.Н.Сагатовского, в которых рассматриваются проблемы национально-культурного самосознания, раскрываются смысл и функции русской идеи, содержание и специфика отечественной гуманитарной мысли. В качестве основного объекта исследования рассматриваются тексты культуры, которые или уже содержит в себе непосредственное знание о различных феноменах культуры (т.е. знания, накопленные в русле таких культуроориенти-рованных наук как этнология, этнография, социальная антропология, искусствоведение, семиотика, лингистика и др.), или представляют собой форму опосредованного (образно-символического) отражения многообразия культурного мира (тексты художественной культуры, в том числе и народного творчества, отражающие ее идеальный, духовный, ценностно-ориентационный пласт).

Организация и методика исследования. Комплексное исследование осуществлялось в три этапа на протяжение 6 лет.

На первом этапе (2002-2004- гг.) осуществлялось: исследование социально—культурных факторов кризиса идентичности; изучение ценностно-нормативной специфики культуры России, механизмов ее саморазвития; характеристика идентификационного потенциала культурных традиций; анализ отечественной гуманитарной культуры как средства понимания и сохранения духовной самобытности нации.

На втором этапе (2005-2006 г.г.) была сформирована программа исследования идентификационных ресурсов отечественной культуры, а на основе которой были изучены ценностно-нормативные особенности- отечественной культуры, коммуникативные механизмы саморазвития культурных систем; исследована проблема межкультурного диалога на современном этапе. По итогам исследования разрабатывались и апробировались условия оптимизации социально-культурной динамики в рамках приоритетов федеральной культурной политики.

Содержание третьего этапа (2007—2008гг.) было связано с изучением идентификационных ресурсов народной культуры и разработкой социально-педагогических условий реализации идентификационного потенциала традиционного народного творчества.

Объект исследования и характер решаемых задач определили специфику и состав методов исследования, включающих: историко-философский анализ эпистемологического и мифопоэтического пластов русской гуманитарной культуры; «проблемно-тематический» контент-анализ культурологического массива знаний; метод системных аналогий, позволяющий экстраполировать в культурологическое пространство методологию и результаты исследований, полученные в рамках различных наук социально-гуманитарного цикла.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в результате комплексного культурологического анализа идентификационного потенциала культурных традиций:

- дана трактовка национально—культурной идентичности как системного качества личности, формируемого на рефлексивном, духовном и поведенческом уровне и отражающего меру включенности личности в ценностно-нормативный мир культуры, степень овладения умениями, навыками и способами культурной деятельности, способность к пониманию и конструктивному взаимодействию с представителями других культур;

- показана социально-интеграционная и идентификационная природа ценностно-нормативного пласта культурных традиций, что существенно расширяет представление о сущности и потенциалах аксиологической составляющей культурной системы, которая в культурной динамике обеспечивает вектор сохранения: отражает глубинные и устойчивые черты национальной культуры, детерминирующие специфику всех других форм общественного бытия, преобразует семантическое и аксиологическое пространство общества в консолидированную и системную целостность, обеспечивает принадлежность человека к определенной социально-культурной и этнокультурной группе, его многоуровневую индивидуальную и социальную идентичность;

- раскрыта социально-педагогическая миссия этнокультурных традиций, заключающаяся в обеспечении культурной преемственности, сохранении единого социокультурного пространства общества через обретение многоуровневой личностной идентичности и воспитание толерантного отношения к поликультурному миру;

Практическая значимость:

- раскрыт и обоснован идентификационный потенциал традиционной народной культуры, а также механизмы его реализации, которые могут быть использованы в методологическом обосновании приоритетов государственной культурной политики, в процессе оптимизации деятельности образовательных и культурно-досуговых учреждений;

- обоснована модель формирования личностной идентичности путем реализации потенциала культурных традиций, которая представляет три аспекта инкультурации: аксиологический, способствующий этнокультурной идентификации путем освоения соответствующий данной культуре ценностей, норм и моделей мировосприятия; познавательный, наращивающий блок знаний истории и традиций народной культуры; деятельно-стный, предполагающий освоение культурных практик — умений и способов художественного творчества и социального поведения в соответствии с культурным этосом народа. Модель может быть использована в деятельности образовательных и социально-культурных учреждений; разработана методология анализа процессов формирования идентичности путем востребованности культурных традиций. Обоснование идентификационных функций ценностно-нормативного пластов традиционной культуры расширяет представление о данном феномене и создает предпосылки для его дальнейшего изучения.

Результаты исследования: а) положены в основу методических рекомендаций, направленных на оптимизацию условий, способствующих реализации идентификационного потенциала культурных традиций; б) использованы в процессе подготовки студентов., на курсах повышения квалификации работников культурно-досуговых учреждений.

Апробация результатов исследования осуществлялась по ряду направлений, в число которых входили: а) опубликование материалов исследования в печати (опубликовано . статей и тезисов); б) выступление на научных и научно-практических региональных и федеральных конференциях (научно-практическая конференция . в) Доклады и лекции для практических работников Министерства культуры РФ, региональных органов управления культурой, работников учреждений культуры, досуга, образования, спорта, социального обеспечения и т.п.; г) Разработка методических рекомендаций по сохранению и востребованности культурных традиций — в рамках программ поддержки и развития культуры для различных регионов РФ (перечислить регионы); ж) Использование материалов и выводов исследования в учебном процессе в .в курсах «Культурология», «Основы культурной политики».

N\

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шубин, Юрий Александрович

Основные результаты настоящего исследования можно представить в виде выводов и теоретических положений, выносимых на защиту.

На защиту выносится:

1. Характеристика идентификационных ресурсов культурных традиций, фиксирующих исторически устойчивые ценности национальной культуры, представляющие ее «соборный образ», «культурно-генетический код», обеспечивающий через механизм идентификации внутренние самовоспроизводство и самосохранение культуры как целостности. Переживаемая и осознаваемая национально—культурная идентичность есть проявление глубинных закономерностей и процессов, она фиксирует отклик «индивидуальной души» на устойчивые архетипы национально-культурного бессознательного. Идентификация личности с коллективным культурным субъектом эффективна в том случае, когда культурные ценности имеют персонифицированное выражение.

2. Обоснование факторов сохранения аутентичности и целостности культурной системы, выступающих предпосылкой индивидуальной идентичности и обеспечивающих продуктивность межкультурной коммуникации: а) наличие в актуальном пространстве самосознания взаимодействующих субъектов базовых ценностей, обеспечивающих их личностную идентичность и общественную солидарность; б) оптимальное соотношение внутри культурной системы ориентаций на сохранение (прошлое) и изменение (будущее) — с учетом специфики ценностно-нормативного ядра культуры, этапа и проблем ее развития. Взаимодополнение культурных оппозиций сохранения и изменения гармонизирует культурную динамику и является предпосылкой устойчивости культурной системы; в) понимание уникальности своей культуры, ее вклада в общемировой цивилизационный процесс (что снимает напряженность и конфликтность культурообразующих механизмов ассоциации и диссоциации, превращая межкультурный диалог в способ саморазвития и обретения духовной идентичности). Осознание уникальности и самотождественности способствует раскрытию смысловых глубин культуры в зоне коммуникации — путем взаимосоотнесения и сопоставления ценностей, норм, мировоззрений, идеалов и смысла человеческой жизни. В пространстве коммуникации, на границе культурных миров каждая культура в контексте другой культурной традиции ярче выявляет свою сущность.

3. Характеристика социально—идентификационных функций ifewto-стно—нормативного ядра культуры, которое: а) выступает интегративной характеристикой культурной системы, отражая ее глубинные и устойчивые черты, определяющие специфику других форм общественного бытия; б) преобразует онтологическое многообразие в системную целостность, очерчивающую семантическое и аксиологическое пространство культуры; в) обеспечивает принадлежность человека к определенной социально-культурной и этнокультурной группе, его многоуровневую идентичность, стабилизирует индивидуальную и социальную самотождественность человека.

4. Условия реализации идентификационного потенциала культурных традиций:

1) расширение и углубление исторического самосознания, актуализации в нем онтологических фактов и культурных символов истории России, включение в актуальное поле самосознания образов духовных лидеров отечественной истории, в концентрированном виде олицетворяющих ценности и идеалы русской культуры (идентификация с прошлым). В социально-педагогической плоскости решение данной задачи предполагает целенаправленное погружение личности в традиционный мир национальной культуры, результатом которого является развитое национально-культурное самосознание, этнокультурная идентичность и межкультурная толерантность, выступающая предпосылкой сохранения единства социокультурного сообщества. При этом национально—культурная идентичность и межкультурная толерантность в условиях организованных социально-культурных групп формируются как два взаимозависимых и взаимодополняющих процесса, гармонизация которых осуществляется через целенаправленно отбираемый этнокультурный материал, содержащий в себе атрибуты самотождественности и открытости, уникальности и универсальности;

2) создание в пространстве настоящего референтной для общества антропологической модели, адекватной ценнностно-нормативному и ментальному ядру, которая в субъективном плане сыграет роль эталона саморазвития и самоосуществления (идентичность в пространстве настоящего);

3) утверждение в новом историческом контексте национальной идеи как формы национально-культурного самопознания, общественной консолидации и мировоззренческого основания макроидентичности (идентификация с будущим).

5. Критерии эффективности реализации идентификационного потенциала культурных традиций, которые фиксируют результативность этого процесса на трех уровнях: а) на индивидуальном уровне - осознанная национально-культурная идентичность личности, отождествление со значимым образом и психологическое переживание ценностей культуры как своих; б) на социально-психологическом уровне — общий уровень коммуникативной культуры, «культурная эмпатия» как способность понимать и ценить культурное многообразие, признавать и уважать религиозные убеждения и нормы отличных от него людей; в) на социальном — гражданственность личности, ее патриотизм, проявляющийся в отношении к малой родине, истории своего народа, «синхронность» и резонансность суждений по важнейшим экзистенциальным вопросам бытия коллективного субъекта культуры (отношение к жизни и смерти, счастью и несчастью, радости и страданию, добру и злу, к настоящему, прошлому и будущему и т.д.).

6. Культурологически обоснованная система приоритетов региональной культурной политики, в рамках которой создаются условия для востребованности идентификационного потенциала культурных традиций: а) создание в регионе «зон» духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно—нравственных традиций культуры территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты; б) расширение социальной базы культурной жизни путем стимулирования и поддержки социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создания условий для общественной востребованности самодеятельной активности населения территории; в) развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества; г) всесторонняя поддержка социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду обитания личности, обеспечивающих культурно-историческую преемственность, закрепление и передачу последующим поколениям духовного опыта народа, воспитывающих уважение молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам; д) выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности отечественной культуры.

Теоретические выводы, полученные в рамках данного исследования, подтверждены практическими данными. В ситуации ценностно-нормативного и ментального кризиса обращение к текстам культуры способствует адекватной рефлексии наиболее сущностных мировоззренческих доминант национальной культуры, духовному самоопределению и обретению базовых оснований культурной идентичности. Анализ педагогических экспериментов, осуществляемых на базе образовательных и культурно-досуговых учреждений показывает, что погружение личности в мир традиций, культуротворческая деятельность на материале этнокультурного наследия способствует национально-культурной идентичности и повышает межкультурную толерантность, а на социальном — обеспечивает воспроизводство и трансляцию базовых ценностей — духовного кода культуры этноса, сохраняющего культуру народа как исторически устойчивую целостность. Человек, погружаясь в мир народной культуры и усваивая ее ценностно—нормативный пласт, органичнее, естественнее и конструктивнее реализует себя в других этнокультурных средах. В этом случае формирует системное качество личности, обеспечивающее ее целостность и самотождественность, позволяющее осознавать индивидуальность и одновременно ощущать себя частью общности «мы» - народа, страны, мира. Интериори-зация этнокультурных традиций и ценностей активизирует формирование индивидуально-личностных смыслов жизни, способствует духовно-нравственному самоопределению личности, обеспечивает ее адаптационными ресурсами для успешной социализации и самореализации.

Заключение

Подводя итоги исследования, следует, прежде всего, отметить, что сформулированная на предварительном этапе гипотеза подтвердилась. Аксиологическое ядро является базовой структурой культуры как системы, обеспечивающей духовную идентичность личности и самотождественность социума. Деформация ценностно-нормативного ядра культуры провоцирует системный кризис общества, все составляющие которого начинают действовать в режиме резонансного взаимоусиления. Преодоление кризиса идентичности предполагает актуализацию в самосознании традиционной для культуры ценностно—нормативной и психо— антропологической модели, способной объединить ее основные системоб-разующие полюса: общество, личность и культуру в ее исторической целостности и преемственности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Шубин, Юрий Александрович, 2009 год

1. Абрамян Э.Г. У истоков культурной традиции /Э.Г.Абрамян. — Ташкент: ФАН, 1988. - 125 с.

2. Аверинцев С. Глубокие корни общности //Лики культуры. М.: Юрист, 1995. - С.201—224.

3. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С.Соловьева к П.А.Флоренскому. — Новосибирск: Наука, 1990. —251 с.

4. Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., НИИ культурологии, 1997. 162 с.

5. Алексеев Н.Н. Евразийцы и государство //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. -М., Наука, 1993. С.211-224.

6. Ариарский М.А. Прикладная культурология. Изд-е 2-е. МЛ. Ариарский. СПб.: ЭГО, 2001.-288 с.

7. Арнольдов А.И. Национальные культуры: современное видение / Арнольдов А.И. М: МГИК, 1992. - 398с.

8. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций /С.Н. Артановский. СПб.: СПбГАК, 1994. - 224 с.

9. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие /С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 243 с.

10. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции //Антихрист. Антология. -М.: Высш. шк., 1995. С.123-142.

11. Ахиезер А. Российский либерализм перед лицом кризиса /ЮНС- 1993 -№1.-С.87-101.

12. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное самосознание и национальная культура (методологические проблемы). — М., Ин-т философии РАН, 1996.-70 с.

13. Баллер Э. А. Культурное наследие: сущность проблемы, современные аспекты /Э.А. Баллер //Проблемы теории культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. Т. 55.-М., 1977.-С. 155-176.

14. Барабанов Е.В. Россия Запад: взгляд издалека //Вопр. философии - 1991 - №10. - С.59-66.

15. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность /Л.М. Баткин //Вопросы философии. 1969. - № 9. - С.99-108.

16. Бахта В.М. Краеведение и музейное дело в СССР /В.М. Бахта. -М.-.МГИК, 1977.-68 с.

17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-485 с.

18. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Париж, YMCA-PRESS, 1971. 259 с.

19. Бердяев Н. Русский культурный ренессанс начала XX века и журнал "Путь" (к 10-летию "Пути") //Самопознание. М.: Книга 1991. -С. 137-167.

20. Бердяев Н.А. Судьба России. М.:Наука, 1990. - 322 с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Просвещение, 1991. - 154 с.

22. Бицилли П.М. "Восток" и "Запад" в истории старого света //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. - С.124 -140.

23. Богин Г.И. К онтологии понимания текста //Вопросы методологии, 1991г., №2. С. 33^16.

24. Бондарев Г Ожидающая культура: Эзотерические очерки рус. истории и культуры. М.: ЭКСМО, 1996. - 527 с.

25. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности /Бондаревская Е.В. Ростов /Д: НИИВО, 1995.- 121 с.

26. Бороноев А.О., Письмак Ю.М., Смирнов П.И. Моделирование социальных систем: Концепция и основные понятия //Проблемы теоретической социологии. Вып. 2 /Под ред. проф. А.О.Бороноева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С.67-80.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.:Наука, 1983. 301 с.

28. Брылева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии. Дисс. докт. культурологии. СПб, 1998 г. -359 с.

29. Быстрицкий Е.К. Личность в мире культуры: философско-онтологический подход. Дисс. .докт. филос. наук. Киев, 1992. -421 с.

30. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX -начала XX века //Вопр. философии- 1991-№8. -С.123138.

31. Вейдле В.Е. Три России //Смена 1991- № 8. - С.78-92.

32. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества / Сб. ст.; научн. ред. Э.В.Соколов). Л.: ЛГИК, 1986. - 176 с.

33. Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное; М.: ИНИ-ОН, 1994.-349 с.

34. Волков Г.Н. Этнопедагогика. /Волков Г.Н. — Чебоксары 1974. -с. 19-24

35. Воловик А.Ф. Педагогика досуга /А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. -М.: Арни, 1998.-232с.

36. Волощенко Г. Г. Народный досуг: социокультурные аспекты генезиса и развития /Г.Г. Волощенко. СПб.: СПбГУКИ, 1999. - 255с.

37. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.:Педагогика, 1934.476 с.

38. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры СПб, СПБГУ, 1996.224с.

39. Гадамер Г. Истина и метод. М., Прогресс, 1988. 704с.

40. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. -М.:Наука, 1992.-261 с.

41. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос /Т.Д. Гачев. М.: Прогресс. Культура, 1994. - 479 с.

42. Генисаретский О.И. Творческая деятельность как проблема дизайна // Вопросы методологии, 1992 г., №3-4. С. 10-28.

43. Герменевтика: проблемы исследования понимания проблемный семинар) // Вопросы методологии, 1992, № 1-2. С. 97-124.

44. Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. М.: Мысль, 1986. - 222 с.

45. Гумбольт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем./Общ. ред. А.В.Гулыги, Т.В.Рамишвили. -М.: Прогресс, 1985. 451 с.

46. Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнич. истории. — М.: Центр экол. проев, и развития "Экопрос", 1994. — 334 с.

47. Гуревич А.Я. Личность и общество //Человек в истории: Сб.ст./Отв. ред. Гуревич А.Я., М.: Наука, 1990. - 222 с.

48. Гуревич П.С. Культурология. Учеб пособие. М.: Знание, 1996.-288с.

49. Гусев В.Е. Фольклор: (История термина и его современные значения) /Гусев В.Е. // СЭ. 1966. №2. с.232-236.

50. Гусев В.Е. Эстетика фольклора /Гусев В.Е. Л., 1967. -512с.

51. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та, 1979.-263 с.

52. Давыдов Ю.Н. Культура природа - традиция //Традиция в истории культуры. - М., НИИ культуры, 1978. - С.47-58.

53. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, — М.: Книга, 1991. — 485 с.

54. Данилова Е.Н. Проблема социальной идентификации в постсоветской России //Экономические и социальные перемены исследования: Мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. 1997. № 3. С.24-32.

55. Достоевский Ф.М. Пушкин //Русская идея. М.: Наука, 1992. -С.172—185.

56. Дридзе Т. М. Основы социально-культурного проектирования /Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. -М.: Мысль, 1996. 196 с.

57. Дридзе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., НИИ культуры, 1995. - 150 с.

58. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ //Вопр. психологии 1993 - №5. - С.67-79.

59. Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1— 2.М., 1990-1991.-429с.

60. Духовное производство и личность: Межвуз. сб. н. тр. / м—во проев.; ЛГПИ им. Герцена (редкол: Батенин С.С. и др.). JL: J НИИ, 1981.- 146.

61. Духовное производство и народная культура: Сб. н. тр./ Урал, гос. ун-т им. А.М.Горького: (Редкол. Л.Н.Коган и др.). Свердловск: Ур-ГУ, 1988.- 159 с.

62. Дюркгейм Э. О разделении обществ, труда. Метод социологии. М.: Прогресс, 1991. 261 с.

63. Евразийство (Формулировка 1927 года) //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. - С.261-283.

64. Европейская культура и мировое развитие (реферат сборника)

65. Культура и искусство за рубежом (Серия: Культура и идеологическая борьба). Экспресс-информация. Вып.6. — М., 1987. — 89 с.

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Просвещение, 1996.-381 с.

67. Законодательство Российской Федерации о культуре. Сост. Б. Букреев. М.: Изд-во «Аксамит-Информ», 1999. - 446с.

68. Запесоцкий А. Гуманитарная культура и гуманитарное образование / СПб. Гуманитар, ун-т профсоюзов СПб, СПбГУП, 1996. - 320 с.

69. Зиновьев А. Гибель "империи зла" (очерк российской трагедии) //Социс.- 1995- №2. С.70-82.

70. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного //Вопр. философии 1991— №10. — С.45—56.

71. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.-303 с.

72. Иванов.Вяч. О русской идее //Русская идея. — М.: Республика, 1992. С.125-143.

73. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб.ст. / Под ред. М.Б.Опкотт, В.Тишкова, А.Малашенко. — М.: Центр Карнеги. 1997.-490 с.

74. Иконникова С.Н. Культурное пространство и возрождение России //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб, СПбГУП, 1996. - С. 116— 119.

75. Ильин В. Эссе о русской культуре / Вступ. ст., сост. А.П.Козырева. Спб.: Акрополь, 1997. - 464с.

76. Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. М.: Прогресс, 1994.-271 с.

77. Ильин И.А. За национальную Россию. Манифест русского движения //Слово 1991 - №7. - С.80-89.

78. Ильин И.А. О новом человеке //Слово. 1993, №1-2. - С. 1621.

79. Интеллигенция, провинция, Отечество: проблемы истории, культуры, политики. Тезисы докл. межгос. науч.—теорет. конференции. Иванове, 24-25 сент. 1995 г. Иваново: ИвГУ, 1996. - 522 с.

80. Ионин Л.Г Культура на переломе (механизмы и направление современного культурного развития в России) //Социс 1995 - №2. — С.41^48.

81. Историзм в культуре: Материалы междунар. науч. конф. в Санкт-Петербурге 24-25 ноября 1997 г. СПб.: СПбГАК, 1997. - 288 с.

82. Историко-этнографические исследования по фольклору. — М.,1994. 389с.

83. История европейской цивилизации в русской науке: Античное наследие. М., 1991.-381 с.

84. Кабыща А.В., Тульчинский М.Р. Сравнительный анализ социологической литературы на русском и английском языках //Социс., 1996, № З.-С. 111-122.

85. Каган М.С. О понятии, "гуманитарная культура" и роли гума-нитарности на современном этапе истории человечества //День науки в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Материалы конференции. СПб, СПбГУП, 1996. - С. 98-101.

86. Каган М.С. Психология общения. М., Политиздат, 1980. - 436с.

87. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.:3нание, 1978. —216 с.

88. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.491 с.

89. Кагаров Е.Г. Что такое фольклор /Кагаров Е.Г. //Художественный фольклор. Т.4. -М., 1929. -412с.

90. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) //Вопр. философии 1992 - №8. - С. 69-82.

91. Каргин А.С. Народная художественная культура: Курс лекций. М., 1997. С. 182

92. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. СПб., 1922. 271с.

93. Касевич В. Б. Семантика. Синтаксис. Морфология. — М.: Наука, 1988.-416 с.

94. Кобзев И.И. Встреча культур Запада и Востока в провинции: Автореф. дисс. на соиск. . канд.культуролог.наук. /Кобзев И.И. — СПб., 1998.- 15с.

95. Кожухова Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность. Путь к причастности /Е.А.Кожухова. — М.: Просвещение, 1986. 176 с.

96. Козьякова М.И. Эстетика повседневности: материальная культура и быт Западной Европы 15-19 вв. М.: ГИТИС, 1996. - 176 с.

97. Колесова М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества / Колесова М.С. Автореф. дис. канд. философ, наук. — Л., 1973. — 22с.

98. Комев В.А. Диалектика культуры как диалектика порождения //Диалектика культуры. Куйбышев, ГИК, 1982. - С. 38 - 41.

99. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) /И.В. Кондаков. М.: Лань, 1997. — 688 с.

100. Красноглазое А.Б. Функционирование артефакта в культурно-семантич. пространстве. Автореф. дис. д-ра наук. М., 1995. — 36 с.

101. Круглова Л.К. Основы культурологии. — СПб, 1995. — 112с.

102. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад — Восток. Введение в социое-стественную историю. М.: Знание, 1996. 281 с.

103. Культура Российской провинции: век XX — XXI веку. Материалы науч.—практ. конф. 23-26 мая 2000 г. — Калуга: Эйдос, 2000. 297с.

104. Культура, человек и картина мира: Отв. ред. А.И. Арнольдов. — М.: Наука. 1987.-347 с.

105. Культура: теории и проблемы. М.: Просвещение, 1995. 249 с.

106. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему /Российский институт культурологии /Отв.ред. И.А.Бутенко. — М.: Либерия, 1998. 296с.

107. Культурно—досуговая деятельность и народное творчество. //Сборник аналитических и информационных материалов. М.: НИИ культуры, 1996 г. - 63 с.

108. Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. — М.: Прогресс, 1993. 144 с.

109. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. - 702 с.

110. Культурология: от прошлого к будущему: к 70-летию Российского института культурологии. Отв. ред. К.Э. Разлогов. М.: Министерство культуры РФ, РЖ, 2002. - 368 с.

111. Культурология: теория и история культуры: Курс лекций. Ч.2/ЧГУ. Челябинск, 1996. - 116 с.

112. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (о Рерихах и Православии). В 2-х т. -М.: Моск. подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Отчий дом, 1997, (T.I. Религия без бога. -528 е.; Т.2 Христианство без оккультизма. — 430 с).

113. Кураев А. Человек перед иконой //Квинтэссенция М.: Полит-литература, 1992. - С.72-89.

114. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование (социально-философский аспект). Автореф. Дисс. .докт. филос. наук. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1991. - 35 с.

115. Левада Ю.А. Возвращаясь к феномену «человека советского»: проблема методологии анализа //Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения: Информационный бюллетень. 1995. №6.-С. 13-24.

116. Левада Ю.А. Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х. М., ВЦИП, 1993. - 112 с.

117. Левицкий С.А. Трагедия свободы //Социс 1991- №4. - С.8197.

118. Лефевр В.А. Щедровицкий Г.П., Юдин Э.Г. "Естественное" и "искусственное" в семиотических системах // Семиотика и восточные языки. М., НИИ культурологии, 1967. - С.48-56.

119. Лихачев Д.С. Экология культуры // Прошлое будущему. - Л.: Наука, 1985. — С.56-68.

120. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Наука, 1991.344 с.

121. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — нач. XIX в.) /Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство, 1994.-398 с.

122. Мамардашвили М. Психологическая топология пути: — М.Пруст В поисках утраченного времени. — СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та: Журн. — Нева, 1997. 572 с.

123. Маритен Ж. Философ в мире: (Сб.: пер. с фр.). М.: Высш шк., 1994. - 190 с.

124. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации: Общ. постановка проблемы и ее анализ применительно к НТР. Пу-щино: НЦБИ АН СССР. 1982 - 19 с.

125. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии.: Учеб. пособие. СПб. СП6ГУП, 1996. -288 с. (Б-ка гуманит. ун-та).

126. Материалы круглого стола //Вопр. философии 1992 - №7. -С.57-68.

127. Материалы круглого стола //Общественные науки и современность 1993 - №2. - С.23-34.

128. Межуев В.М. Культурология и философия культуры //Культурология сегодня: Основы, проблемы, перспективы. -М.: Знание, 1993.-С. 54-62.

129. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры: Сб. науч. тр. /НИИ культуры /Отв. ред. Т.В.Томко. М.: НИИК, 1988.-303с.

130. Мир русской провинции и провинциальная культура // Отв. ред. Г.Ю.Стернин. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 142 с.

131. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор: очерки быта и нравов / Миролюбов Ю.П. М., 1995. - 371с.

132. Михайлов А.В. Языки культуры /А.В. Михайлов. — М.: Языки русской культуры, 1997. — 912 с.

133. Модернизация России и конфликт ценностей. М., Рос. ин-т культурологии, 1995. 169 с.

134. Морфология культуры. Структура и динамика. М.: Просвещение, 1994.-391 с.

135. Москаленко В.В. Культура и деятельность как факторы социализации. -Дисс. .докт. филос. наук. — Киев, 1988. 367 с.

136. Музееведение. Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР: Сб. науч. тр.; Отв. ред. А.И. Фролов М.: НИИК, 1987.-223 с.

137. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического прогресса). М.: Недра, 1996. -213 с.

138. Налимов В.В. На изломе культуры //Полит, исследования -1992-№ 1-2.

139. Национальная политика России: история и современность / Научн. центр «Руссика»; С.В.Кулешов и др. М.: Русмир, 1997. - 680 с.

140. Национальная политика России: история и современность / Научн. центр «Руссика»; С.В.Кулешов и др. М.: Русмир, 1997. - 680 с.

141. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увлечения и зрелища, конец XVIII нач. XX в. 2 изд., доп. /А.Ф. Некрылова. -JL: Искусство. Лен. отд., 1988. - 213 с.

142. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Введение к книге "Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн". М.: Наука, 1993. - С.4-19.

143. Новицкий А. П. История русского искусства с древнейших времен. В 2 т. /А.П. Новицкий. М., 1903. - Т.2. - 532 с.

144. Новое в современной западной культурологии: (Сб. к 17 Все-мир. филос. конф. Монреаль 21—27.8.1983./Отв. ред. Григорьян Б.Т.). — М.: ИФАН, 1983.- 137 с.

145. Нравственная культура личности /Отв. ред. И.Ф.Надольный. — Киев, Вища шк., Изд. Киев. Гос. ун-та, 1986. 190 с.

146. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. — М.: Наука, 1990. 451 с.

147. Ориентиры культурной политики: Информационный выпуск /Отв.ред. К.А.Щербаков / ГИВЦ МК РФ. М.,1993.- № 1 - 10, 11, 12. -40с.

148. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М. Рос. ин-т культурологии, 1994. — 465 с.

149. Памятники литературы древней Руси. Конец ХУ и первая половина ХУ1 века. — М., Рос. ин-т культурологии, 1984. 516 с.

150. Панарин А.С. Контркультура предтеча духовно-этической революции современности //Контркультура и социальные трансформации. М.: ИФ АН СССР, 1990. - С. 4-20. •

151. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных сис-тем.//Американская социологическая мысль. М.: Знание. - 1996. - С.462-478.

152. Пигров К.С. Социальная философия (пропедевтический курс лекций для студентов гуманитарных специальностей) / Междунар. ин-т «Открытое Общество», Самар. фил. Самара, 1996. — 80 с.

153. Питирим Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество.— М.: Политиздат, 1992. 475 с.

154. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. -Екатеринбург, ЕГУ, 1993. -4.1. 173 с.

155. Померанц Г. Диалог культурных миров //Лики культуры. М.: Юрист, 1995.-С.231-244.

156. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.-381 с.

157. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. - 223 с.

158. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура / Путилов Б.Н. -СПб., 1994.-374с.

159. Развитие национальных культур и повышение культуры международных отношений: Реф. публикаций центр, прессы — II половина 1991г. Вып. 1. /Сост. Ю.А.Гаврилов / ГИВЦ МК РФ. М., 1992.- Вып.1. -43с.

160. Россия в поисках идентичности //Социс 1992 -№11. - С.2339.

161. Россия и Европа в XIX—XX веках: Проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. Сб. науч. тр. / РАН. Ин—т Рос. истории. — М., 1996.-228с.

162. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология.-М.: Наука, 1993.-461 с.

163. Русин М.Ю. Фольклор: Традиции и современность /Русин М.Ю.Киев, 1991.-421с.

164. Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. JL: Лениздат, 1991.-271 с.

165. Русь в музыкальных и художественных образах: Пояснит, тексты; Под ред. Т.И. Петраковой. М.: Прогресс, 1994. - 142 с.

166. Рябушинский В.П. Русский хозяин. Статьи об иконе. -Москва-Иерусалим, 1994.-381 с.

167. Сабиров В.Ш. Русская идея спасения. Жизнь и смерть в русской философии СПб., Изд-во СПбГУ. 1996. - 348 с.

168. Савельев В. В. Очерки прикладной культурологии: генезис, концепция, современная практика. В 3 ч. М.: Б.и., 1993. - 4.1. - 70 с.

169. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб, Петрополис, 1994. - 281 с.

170. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. СПб: Петрополис, 1995. - С. 8-26.

171. Смирнов П.И. «Домашний» тип цивилизации в России: русский национальный характер //Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. № 5. С.34-43.

172. Соловьев B.C. О религии. Собр.соч. В Ют. СПб, 1911-1914. Т.3.-461 с.

173. Соловьев B.C. Русская идея //Русская идея. М.: Республика, 1992. - С.123-147.

174. Соловьев Вл. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. 479 с.

175. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Прогресс, 1992.-528 с.

176. Социальное проектирование в сфере культуры: От замысла к реализации: Сб.науч.тр. /Министерство культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры /Сост. Д.Б.Дондурей. М.: НИИК, 1989. - 192с.

177. Степун Ф.А. Мысли о России //Новый мир 1991 - №6. -С.67-84.

178. Струве П.Б. Дух и слово: статьи о русской и западноевропейской литературе. Paris: Ymsa-press, 1981, — 389 с.

179. Ступени. Философский журнал. 1993, N1. СПб, 1993. - 142 с.

180. Сухачев В.Ю. К генеалогии современного русского национализма //Этничность. Национальные движения. Социальная практика. — СПб: Петрополис, 1995. С. 45-54.

181. Сушков Б.Ф. Русская культура. Новый курс: Духовные процессы в России в условиях демократических реформ; философия и культура гуманизма на современном этапе /Сушков Б.Ф. М.: Наука,1996. - 335с.

182. Тасалов В.И. Между культурой и некультурой. Характеристика основных форм культурного процесса //Информкультура: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 10. — М., 1994. С.60-71.

183. Тенденция социокультурного развития России, 1960-1990-е гг. / Рос. ин-т культурологии. Отв. ред. И.А.Бутенко, К.З.Разлогов. М., 1996. -508с.

184. Токарев С.А. Разграничительные и объединительные функции культуры. М.: Знание, 1973. 117 с.

185. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. -М.:Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995.-624 с.

186. Традиционная культура русского крестьянства Урала XVI-XIX вв./ Ин-т истории и археологии УРО РАН. — Екатеринбург, 1996. — 360 с

187. Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. М., 1995. - 242с.

188. Троицкий Е. Русская нация: социалистическое преобразование и обновление (социально-философские очерки). М.: Сов. Россия, 1989. -386 с.

189. Трубецкой Е.Н. Метафизические предположения познания: опыт преодоления Канта и кантианства. М.: Наука, 1917. — 134 с.

190. Туманов Е. Е. К вопросу об истории становления и о современном состоянии школьного краеведения и школьных музеев (1918 -1987) /Туманов Е.Е.//Музейное строительство в СССР: Сб. науч. тр. /Центр. Музей революции СССР. Вып. 19. М., 1989. - С. 173- 206.

191. Туровский М.Б. Философские основы культурологии Сост., предисл. А.П.Огурцова, О.К.Румянцева. М.: РОССПЭН. 1997. - 440 с. (Философы России XX в.).

192. Успенский Б.А. Механизм культуры. М.: Наука, 1990. - 265с.

193. Федотов Г.П. Письма о русской культуре / Федотов Г.П. //Русская идея. М., 1992. - С.213 - 243.

194. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: Наука, 1995. - 401 с.

195. Флиер А.Я. Этнические функции культуры //Культурология: Научно-образовательный вестник. 1996. С.37-53.

196. Флоренский П. У водораздела мысли // Соч. в 2 т. Т.2 — М.: Просвещение, 1990. с. 287.

197. Фольклор в современном мире: Аспекты и пути исследования. М., 1991.-395с.

198. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни молодых поколений России / Фохт-Бабушкин Ю.У. СПб, АЛЕТЕЙЯ, 2005. - 482с.

199. Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. П.В.Алексеев. М.: Республика, 1997. - 180с. (Мыслители XX в.).

200. Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М.: Моск. филос. фонд.: Медиум, 1994.

201. Художественная жизнь современного общества. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни — СПб, Петрополис, 1996. 235 с.

202. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования; Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. М.: Мысль, 1991.-321 с.

203. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории /Чистов К.В. Л., 1986. - 212с.

204. Чучин-Русов А.Е. Культурный плюрализм //ОНС 1996 - №2. - С.165-175.

205. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект). Майкоп Адыг. гос. ун-т, 1996. - 168с

206. Шаповалов В.Ф. Неустранимость наследия //Социс 1995 -№2. - С.72-84.

207. Шемякина О.Д. Эмоциональные преграды во взаимодействии культурных общностей //Общественные науки и современность — 1994 — № 4. С.86-97.

208. Шор Ю.М. Культура как духовно-творческая целостность. -Автореф. дисс.докт. филос. наук. СПб, 1995. -37 с.

209. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — М.: Мысль, 1993. 424 с.

210. Щедровицкий П.Г. Истоки культурно—исторической концепции Л.С.Выготского. М.: НИИ культуры, 1991. 60 с.

211. Шубин Ю.А. Национально-культурная идентичность как проблема современной культурологии //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008 г., №8. С.34-39.

212. Реализация идентификационного потенциала народной культуры. Методическое пособие для работников органов управления культуры в муниципальных образованиях и руководителей муниципальных учреждений культуры. М., 2008 г. - 50 с.

213. Экология культуры. М., НИИ Культуры. 1991. - 181 с.

214. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. — СПБ: Петрополис, 1995.-213 с.

215. Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность 1994 - № 2. - С. 40-51.

216. Яницкий О.Н. Модернизация в России в свете концепции "общества риска" // Куда идет Россия?. Общее и особенное в современном развитии / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Аспект-пресс, 1997. С. 37- 48.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.