Идея права в философии И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Вакулинская Александра Ивановна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат наук Вакулинская Александра Ивановна
Введение
Глава 1. Идея права И.А. Ильина в контексте русской философской традиции
1.1 Формирование отечественной философско-правовой традиции
1.2 Идея права в России во второй половине XIX - начала XX века
Глава 2. Идея права в контексте творческой биографии И.А. Ильина
2.1 Становление философского профессионализма (1901-1909 гг.)
Период 1901-1906 гг
2.2 Борьба за философию (1910-1922 гг.)
Глава 3. Сущность права в философской концепции И.А. Ильина
3.1 Логическая форма права. Право как норма или смысл
3.2 Право как ценность
Заключение
Список литературы:
Приложение
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Концепция религиозного опыта И.А. Ильина в контексте христианской антропологии2009 год, кандидат философских наук Болотнов, Григорий Валерьевич
Социально-нормативная концепция И.А. Ильина и ее роль в понимании общественных трансформаций в современной России2018 год, кандидат наук Лось Екатерина Владимировна
Проблема человека в философии И. А. Ильина2003 год, кандидат философских наук Дудина, Ирина Анатольевна
Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина2020 год, кандидат наук Тульская Ольга Сергеевна
Социально-философский анализ концепции правосознания И.А. Ильина2008 год, кандидат философских наук Чикин, Леонид Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея права в философии И.А. Ильина»
Актуальность темы исследования
Иван Александрович Ильин (1883-1954) на сегодня - один из самых цитируемых в нашей стране философов русского зарубежья. Цитаты, взятые из поздних работ мыслителя, относящиеся к социально-политической концепции Ильина, зачастую можно услышать из уст представителей верховной власти современной России1. Однако, несмотря на такую известность в кругах политиков, предметная область изучения интеллектуального наследия философа, как правило, ограничивается лишь эмигрантским периодом. Между тем, философское мировоззрение Ильина в целом сложилось до его высылки из России в 1922 году, а многие работы, завершенные за рубежом или вышедшие после смерти философа, были задуманы ещё в Москве. Именно в этот период, во время обучения в Московском университете, в период подготовки к профессорскому званию в научной командировке в Германию, а затем во время преподавания в Московском университете, Ильин сформировался как профессионал в области философии права.
Философия права И.А. Ильина достаточно полно изучена со стороны юридических наук, однако до сих пор остается малоосмысленной с точки зрения истории философии как науки. А ведь именно философско-правовое знание в последней трети XIX - начале ХХ стало наиболее развитым подразделом профессиональной университетской философии, оказывавшим значительное влияние на общественное мнение, публицистику, книгоиздание, деятельность философских обществ и, прежде всего, Московского Психологического общества
1 Такая популярность социально-политических работ русского философа среди российских политиков не осталось без внимания за рубежом, где зачастую современные исследователи не только утрируют политическую обстановку в России, но и искажают идеи И.А. Ильина (Подробнее см.: Snyder T. The Road to Unfreedom: Russia, Europe, America. Random House Audio. 2018; рецензия на книгу Т. Снайдера Hahn Gordon M. Snyder's Distortions of Ilyin // URL: gordonhahn.com/2018/06/11/snyders-distortions-of-ilyin/; Zevelev I. Russian National Identity and Foreign Policy // URL: csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/publication/161208_Zevelev_RussianNationalIdentity_Web.pdf pp. 16-18).
при Императорском Московском университете. Не случайно философы права приняли участие во всех коллективных манифестах русского идеализма начала ХХ века: «Проблемы идеализма» (1902); «Вехи» (1909); «Из глубины» (1918).
Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего, историко-философским анализом концепции права в философии И.А. Ильина. На сегодня в отечественной диссертационной литературе сложилась ситуация, когда основное содержание философской деятельности Ильина зачастую анализируется в отрыве от его правовой теории, а философия права рассматривается лишь на периферии эмигрантского периода творчества. Настоящая работа восстанавливает взаимосвязь двух периодов философского наследия мыслителя - московского и эмигрантского, что способствует более глубокому проникновению в предмет исследования и логику развития отечественной философии ХХ века, рассматривая дооктябрьский период в единстве с послеоктябрьским зарубежьем. Важным свидетельством, обуславливающим значимость проведенного исследования, является восстановление некоторых историографический и биографических фактов, объясняющих специфику метода философа и подтверждающих, что философский взгляд на право И.А. Ильина был сформирован ещё до высылки из Советской России в 1922 году.
Философский метод мыслителя, который применяется Ильиным ко всем сферам знания, в частности к юриспруденции, был определен философом во время обучения в Московском университете. Ильин не разработал целостной философской системы, да он и не стремился к этому, считая, что задача создания системы это «чисто немецкий предрассудок». В построениях мыслителя достаточно репрезентативны такие разделы философского знания как гносеология, этика и эстетика. В своё время, В.В. Зеньковский сделал следующее обобщение, касательно русской философской мысли, отражающее его собственные философские интересы: «За исключением небольшой группы правоверных кантианцев, русские философы очень склонны к так называемому онтологизму при разрешении вопросов теории познания, т.е. к признанию, что
познание не является первичным и определяющим началом человеке»1. Однако философские построения Ильина являются образцом иного философского стиля, близкого другому классику истории русской философии как науки, а именно Н.О. Лосскому, являя собой наглядный пример явного уклона в область гносеологии. (Что было отмечено В.А. Кувакиным и М.А. Маслиным в предисловии к первому постсоветскому переизданию «Истории русской философии» Н.О. Лосского)2.
Главной работой в области философии права мыслителя принято считать книгу «О сущности правосознания». Однако, до сих пор, философская концепция права, изложенная в данной работе и в других сочинениях московского периода, когда Ильин стал одним из ведущих представителей Московской школы философии права, не подвергалась специальному историко-философскому анализу. Эта книга, и другие работы, написанные в период с 1910 по 1918 гг., не получили должной оценки в научной литературе в качестве подлинного истока и фундамента всего философского мировоззрения И.А. Ильина.
Характеристика источников и степень разработанности темы
В период существования Советского союза до 80-х гг. творчество И.А. Ильина было недоступно для отечественных исследователей истории русской философии. За границей, где прошли последние годы жизни философа, дела обстояли иначе. 21 декабря 1956 г. последователями философа было создано «Содружество имени профессора Ивана Александровича Ильина»3, занимавшееся хранением, сохранением, изданием и переизданием, распространением трудов проф. И.А. Ильина. Большую работу с архивом философа вел его ученик
1 Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 21.
2 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 13.
3 Подробнее см.: Лисица О.В. «Собранное должно иметь одно назначение - ВОЗВРАЩЕНИЕ В РОССИЮ, единую и освобожденную...» К истории поступления архива И. А. Ильина в Научную библиотеку Московского университета // Рукописи. Редкие книги. Архивы. Из фондов Отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ. М.: «Водолей Publishers», 2008. С. 119-130; Butler W. On the appearance of I. A. Il'in's monograph "On the nature of legal consciousness": Towards the history of the publication // Творческое наследие И.А. Ильина: вопросы общенациональной политики и культуры: 2223 декабря 2014 Москва, М-во культуры РФ, Рос. ин-т наследия / Отв. ред.-сост. Ю. А. Закунов. - М., 2015. С. 440-471.
Р.М. Зиле, а впоследствии активный член содружества проф. университета штата Мичиган Н.П. Полторацкий. В 1965 году архив был передан в Мичиганский университет1, а в 2006 году согласно завещанию философа вернулся в Московский университет, где содержится ныне в Научной библиотеке, Интеллектуальном центре МГУ имени М.В. Ломоносова2. За промежуток с 197593 гг. под редакцией Полторацкого вышло несколько брошюр, посвященных анализу некоторых работ мыслителя. Достаточно важной из них является «И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой» (1975). Также в 80-90-е гг. Ильину были посвящены биографические статьи Н.М. Зернова, Р.Б. Гуль, А. Квартирова, Е. Климова.
В России статьи, затрагивающие оценку наследия Ильина, появляются в основном с 1990 гг. (Ю.Т. Лисица, Н.К. Гаврюшин, Ю.С. Пивоваров, И.И. Евлампиев, С.М. Бабинцев, В.Э. Молодяков, М.А. Маслин и др.). Однако ещё в 80-е гг. выходила пара публикаций А.Г. Вашестова3, посвященных критике феноменологического метода И.А. Ильина, а в 60-е гг. вышло несколько энциклопедических статей, посвященных жизни и творчеству философа, которого в советское время принято было считать идеалистом-мистиком и неогегельянцем (А. Поляков, Ю.Н. Попов 4).
Знакомство русских читателей с полным корпусом сочинений И.А. Ильина принято датировать 1993 годом. Именно с этого времени стало выходить многотомное собрание сочинений произведений философа составленное и прокомментированное Ю.Т. Лисицей. На данный момент в свет выпущено 30 томов (готовится 31 -й), посвященных различным аспектам жизни и творчества
1 Архив Ивана Александровича Ильина и Библиотека Мичиганского государственного университета / The Ivan Aleksandrovich Il'in papers and the Michigan State University libraries. Ист-Лансинг, штат Мичиган, США, 2003.
2 Michigan State University returning papers of late dissident Russian philosopher Ivan Il'in. May 19, 2006 // URL: msutoday.msu.edu/news/2006/michigan-state-university-retuming-papers-of-late-dissident-russian-philosopher-ivan-il/ (дата обращения 13.09.2016).
3 Вашестов А.Г. Критика феноменологического метода И.А. Ильина // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1984. №5. С. 46-56; Вашестов А.Г. Феноменологическая философия И.А. Ильина: (критический анализ) // Из истории философской мысли России второй половины XIX -начала XX века. М., 1984. С. 176-200.
4 Поляков А. Иван Александрович Ильин // Философская энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 252; Попов
Ю.Н. Ильин Иван Александрович // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. М., 1972. Т. 10. С. 135.
6
Ильина, которые и послужили основной теоретической базой исследования. Первые диссертационные работы, упоминающие этическо-правовую теорию Ильина, появились ближе к 2000 году. Однако тема права и правосознания авторами диссертационных работ рассматривается по большей части только сквозь призму юридической науки.
Философская оценка правовой концепции И.А. Ильина на сегодняшний день в достаточно сжатом виде представлена в работах Н.П. Полторацкого, И.И. Евлампиева, И.Д. Осипова, Ф.Т. Гриера1. Среди юристов оценку теории права и правосознания можно найти во многих учебниках и книгах по праву, в частности правоведа В.А. Томсинова, а также в работах философов права В.Н. Жукова, А.П. Альбова2.
Первому периоду творчества И.А. Ильина посвящено не так много научных работ. Современные исследователи акцентируют внимание на рассмотрении второго этапа жизни философа, устанавливая достаточно жесткую корреляцию между жизненными обстоятельствами эмигрантского периода и идеями, которые нашли отражение в работах, вышедших после 1922 года.
На настоящий момент существует несколько вариантов интеллектуальной биографии мыслителя (Ю.Т. Лисица3, И.И. Евлампиев4, В.А. Томсинов5). Однако стоит отметить, что в трактовке биографических материалов имеются определенные лакуны и расхождения. Для прояснения некоторых моментов жизни и творчества философа потребовался поиск дополнительных сведений.
1 Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб.ст. / Н. Полторацкий - Tenaflay (N.J.): Эрмитаж, 1989; Евлампиев И.И. Иван Ильин. Мыслители прошлого. М.: Наука, 2016; Осипов И.Д. Философия правосознания И.А. Ильина // Философия политики и права в России. СПб.: Изд-во С-Петерб. гос. ун-та, 2014. С. 200-223; Гриер Ф. Ильин о патриотизме как всечеловеческой ценности // Творческое наследие И.А. Ильина: вопросы общенациональной политики и культуры: 22-23 декабря 2014 Москва, М-во культуры РФ, Рос. ин-т наследия / Отв. ред.-сост. Ю. А. Закунов. - М., 2015. С. 162-174.
2Томсинов В.А. Мыслитель с поющим сердцем. М., 2012.; Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М., 2017; Альбов А.П. Проблема соотношения права и нравственности в немецкой классической философии и русской философии права. М., 2014.;
3 Лисица Ю.Т. Иван Ильин и Россия: Неопубл. фот. и арх. материалы / Авт. сост. Ю. Т. Лисица - М.: Рус.кн., 1999.
4 Евлампиев И.И. Иван Ильин. Мыслители прошлого. М.: Наука, 2016.
5 Томсинов В.А. Иван Александрович Ильин (1883-1954): биографический очерк // Ильин И.А. Теория
права и государства / под ред. с предисловием В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2008. С. 3-92.
7
Важными источниками при составлении картины той эпохи, в которую довелось жить и творить И.А. Ильину, являются воспоминания и письма таких представителей русской интеллигенции как Н.Н. Ильина (Вокач), М.В. Вишняк, Г.А. Леман-Абрикосов, Е.К. и А.К. Герцык, А. Белый, П.С. Попов, С.М. Волконский, В.Д. Лебедева-Пришвина, П.И. Новгородцев, Н.Н. Алексеев, С.Н. Трубецкой, Ю.Л. Вейсберг1. Огромным подспорьем стали дополнительные тома собрания сочинений философа «Дневник. Письма. Документы (1903-1938)», «Письма. Мемуары (1939-1954)»2.
Достаточно много полезной информации удалось подчерпнуть из личной библиотеки Ильиных3, архива Н.Н. Вокач - супруги И.А. Ильина и архива самого философа, находящегося ныне в Научной библиотеке МГУ. К сожалению, на сегодняшний день, архив проработан и оцифрован лишь фрагментарно, в связи с чем, не существует полной описи рукописей философа. Опись архива Ильина Мичиганского университета, на которую ссылается Н.П. Полторацкий, не совпадает с существующей на данный момент описью Научной библиотеки МГУ. Часть рукописей И.А. Ильина, посвященных в основном философии Фихте,
1 Архив Н.Н. Ильиной (Вокач) НБ МГУ. ОРКиР 27. Ф. 10.; Вишняк М.В. Дань прошлому. Нью-Йорк: Изд-во им. А.П. Чехова, 1954; Воспоминания Г.А. Лемана / Г. А. Леман ; Публ. Е. Ивановой // Российский архив : История Отечества в свидетельствах и документах: XYIII-XX вв. Вып.19 - М. : Студия "ТРИТЭ" Н. Михалкова; М. : Российский фонд культуры : Российский архив, 2010. С. 601-660; Герцык Е.К. Воспоминания: Мемуары, записные книжки, дневники, письма. М.: Моск. рабочий, 1996.; Письма А.К. Герцык к родным и друзьям.../ Вступ. ст., сост. Т. Н. Жуковской, примеч. Н. А. Богомолова и Т.Н. Жуковской; послесл. Н.А. Богомолова // Новый мир - М., 1999. №5. С. 156-181; Белый А. Между двух революций. М.: «Художественная литература». 1990.; рукопись сборника, подготовленного философским факультетом МГУ им. М.В. Ломоносова Профессор Московского университета Павел Сергеевич Попов - философ, филолог, культуролог: Сборник работ / Редкол.: А.П. Козырев (отв.ред.), О.М. Григорьев (зам.отв.ред.), А.В. Никандров (науч.ред.).; Волконский С.М. Мои воспоминания: В 2 т. / Послесл. Т. И. Бачелис - М.: Искусство, 1992. (Театральные мемуары). Т. 2.; Пришвина (Лебедева) В.Д. Невидимый град. М., 2003.; П.И. Новгородцев письмо к В.И. Герье от 15 марта 1899 года // НИОР ФГУ РГБ. Ф. 070. П.44. Ед. хр. 69.; Алексеев Н.Н. В бурные годы // И.А. Ильин: pro et contra - СПб.: РХГА, 2004; Трубецкой С.Н. Трубецкая О. Князь С.Н.Трубецкой. Воспоминания сестры. Нью-Йорк, 1953. С. 210-213.; Ю.Л. Вейсберг письма к Л.Я. Гуревич // РГАЛИ. Ф. 131. Оп.1. Ед. хр. 97.
2 Ильин И.А. Собр. соч.: Дневник. Письма. Документы (1903-1938).М.: Русская книга, 1999; Ильин И.А. Собр. соч. Письма. Мемуары (1939-1954). М.: Русская книга, 1999.
3 Личная библиотека Ильина // НБ МГУ. ОРКиР. 27. Ильин; Также см.: Каталог библиотеки Ивана Александровича Ильина / Сост. И.В. Овчинкина. Под ред. И.Л. Великодной - М.: Изд-во Московского университета, 2011.
находится в архиве С.Н. Шиль1. Некоторые сведения, а точнее конспекты семинаров, проводимых Ильиным на юридическом факультете Московского императорского Университета, находятся в архиве А.С. Ахманова2.
Теоретико-методологическую базу данного исследования составили учебный курс и труды М.А. Маслина3, затрагивающие тему русского зарубежья, процессы развития историко-философской мысли в России, книги А.Т. Павлова4, посвященные истории философского образования в Российской империи, семинарии А.П. Козырева5, В.А. Кувакина6, работа Ю.Б. Мелих7, посвященная неокантианству в России. Важным подспорьем в работе были: энциклопедия «Русская философия»8, сборники «Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом», «Русская философия за рубежом: история и современность», «Русская идея»9 (редактор и составитель М.А. Маслин). Опорным материалом для понимания специфики концепции философии права Ильина явились два тома, составленных Ю.Т. Лисицей: четвертый том и собрание курса лекций «Философия как духовное делание»10.
1 Подробнее см.: Овчинкина И.В. Об одном незаметном акте служения (О сохранении наследия И.А. Ильина в Московском университете в 1920-е годы) // Русский колокол. Журнал волевой идеи. М., 2013. №2 (11). С. 119-127.
2 Ахманов Александр Сергеевич (1893-1957) - философ, логик, преподаватель МГУ. Архивный фонд, хранящийся в НБ МГУ, содержит записи о семинарах И.А. Ильина (НБ МГУ. ОРКиР 27. Ф. 38).
3 Маслин М.А. Судьба русского зарубежья в XX-XXI веках // Тетради по консерватизму. Альманах фонда ИСЭПИ. №3. 2014. С. 73-88; Маслин М.А. Разноликость и единство русской философии. СПб: РХГА, 2017; Курс, прочитанный в МГУ им. М.В. Ломоносова: «История русской философии как научная дисциплина. Методология, источниковедение, историография».
4 Павлов А. Т. Философское образование в Российской империи / Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2017; Павлов А. Т. Философия в Московском университете. СПб.: РХГА., 2010.
5 Курс, прочитанный в МГУ им. М.В. Ломоносова: «Философский комментарий». Результатом семинарских занятий стала подготовка комментария к некоторым работам И.А. Ильина, что позволило лучше восстановить процесс формирования научного метода философа.
6 Курс, прочитанный в МГУ им. М.В. Ломоносова: «Методологические проблемы историко-философских исследований».
7 Мелих Ю.Б. Иррациональное расширение философии Канта в России. Пути преодоления и возврата к Канту. СПб: Алетейя, 2014. С. 11- 87.
8 Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М. А. Маслина. М., 2014.
9 Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом . М., 2013; Русская философия за рубежом: история и современность / под ред. М. А. Маслина ; сост. Л. Е. Моторина - М.: КНОРУС, 2017; Русская идея. Сборник / Сост. и авт. вступ. ст. М.А. Маслин; коммент. Р.К. Медведевой - Москва: Республика, 1992. С. 436-443.
10 Ильин И.А. Собр. соч. в 10 тт. Т. 4. М.: Русская книга, 1994; Ильин И.А. Философия как духовное делание: [курс лекций]. М.: ПСТГУ, 2014.
Объектом исследования является корпус философско-правовых трудов И.А. Ильина, написанных до эмиграции, включающий в себя ранние статьи мыслителя, лекционные курсы, монографии «О сущности правосознания», «О сопротивлении злу силой». Предмет исследования составляет учение И.А. Ильина о сущности права, особенности трактовки формы и содержания концепта «право», его метафизической основы.
Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть идею права, заложенную в философии И.А. Ильина, объяснить и обосновать внутреннюю логику данного понятия, раскрыть основные грани правовой идеи в интерпретации русского мыслителя.
Задачи исследования:
• Проследить генезис и особенности представлений о праве в рамках русской философской традиции, рассмотреть основные этапы развития философии права в России, проанализировать включенность философско-правовой концепции Ильина в контекст русской традиции понимания права;
• Реконструировать основные идейные и методологические установки русских философов права на начало XX века;
• Создать целостное представление о единстве биографии и творчества И.А. Ильина в период с 1906 по 1922 гг.;
• Раскрыть значение понятия «право», его теоретическое содержание в философских построениях Ильина;
Научная новизна исследования
1. Впервые анализ философии права И.А. Ильина освещен сквозь призму его научных работ и лекционных курсов «московского периода», составивших теоретический фундамент философско-правового мировоззрения мыслителя.
2. Проанализирован и раскрыт философский метод мыслителя; его
применение в области философии права.
10
3. Исследованы важные вехи интеллектуальной биографии И.А. Ильина, касающиеся контекста создания философско-правовых работ, которые до сих пор не были подмечены исследователями.
4. Проанализированы рукописи философа, хранящиеся в архиве НБ МГУ, связанные с курсами и работами в области права.
5. Рассмотрено учение Ильина о «нормальном правосознании» как результат развития этической и методологической концепций философа.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Настоящее диссертационное исследование является целостной реконструкцией творческого наследия И.А. Ильина как крупного представителя отечественной традиции философии права. По мнению автора, данное исследование может дополнить уже существующий материал, затрагивающий философско-правовые представления Ильина, открыть новые грани концепции философа, способствовать пересмотру основ философского метода мыслителя. Для историков русской философии также представляет интерес реконструкция биографии философа сквозь призму деятельности философско-религиозных кружков и обществ, учебных заведений начала XX века. Положения и выводы научной работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по данной тематике, а также при преподавании общих и специальных учебных курсов по истории русской философии.
Источниковая и методологическая основа исследования
Источниковую основу исследования составляют сочинения, курсы лекций, архив И.А. Ильина, корпус работ по истории русской философии, истории развития юриспруденции в России, философии права русских мыслителей, а также их оценки научно-философским сообществом.
Методологической основой диссертации являются ключевые принципы исследования историко-философской науки. При рассмотрении московского периода творчества философа используются компаративистский (сравнение
доэмигрантского и эмигрантского периодов творчества) и конкретно-исторический метод, нацеленный на фиксацию всех событий и фактов, связанных с написанием той или иной философско-правовой работы И.А. Ильина, что позволяет повысить качество источниковедческого анализа. Также в рамках исследования применяются методы герменевтики (рассмотрение текстов философа исходя из той обстановки, хода мыслей, идей, которые окружали его) и биографического исследования. На основе метода историко-философской реконструкции, позволяющего восстановить основные события той эпохи, в которую пришлось жить и творить русскому мыслителю, осуществляется анализ философии права И.А. Ильина.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Философия права И.А. Ильина была разработана мыслителем ещё до высылки 1922 года, изложена в работах 1910-1919 гг., в качестве составной части Московской школы философии права, развивавшейся в Московском университете.
2. Методологический подход к праву соответствует когнитивному содержанию философского метода Ильина, поскольку право, также как и знание, является сферой получения и существования духовного опыта.
3. Философский метод Ильина в качестве своих истоков имеет не только методологические подходы немецких философов, но также отечественные философско-правовые традиции и базовые ценности православного христианства.
4. Право, по мнению философа, относится к области нравственности, а по своей идеальной модели оно является высшим эталоном человеческого поведения, что соотносимо с христианским пониманием права, восходящим к древнерусскому пониманию «благодати» как антитезе земному «закону».
5. Ключевое изложение идеи права в наследии мыслителя содержится в работах московского периода, особенно в монографии
«О сущности правосознания», являющейся содержательным завершением философско-правового построения Ильина, раскрывающим суть права и способ ее постижения.
6. Учение о «нормальном правосознании» органически связано с этической концепцией философа.
7. С точки зрения философско-правового построения И.А. Ильина государство не способно детерминировать нравственный выбор человека. Роль государства - путем внешних регуляторов призвать человека к внутренней работе над собой.
Апробация диссертации. По теме диссертационного исследования автором были опубликованы статьи (в том числе, в соавторстве) в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных изданий ВАК, RSCI Web of Science (по философским наукам):
1. Вакулинская А.И. Теоретические аспекты философии права И.А. Ильина в контексте русской традиции понимании права // История философии.-2018.- Т.23. №1.- С. 96-107.
2. Вакулинская А.И. Рецензия на книгу Философия права: П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Б.А. Кистяковский / Под общ. ред. Е. А. Прибытковой. - М.: Политическая энциклопедия, 2018. - 511 с.: с ил. - (Философия России первой половины XX века) // Вестник РХГА.- 2018.- Т. 19. Вып. 3.- С. 349-353.
3. Кудрявцев В.А., Грудина Т.Н., Вакулинская А.И. Актуальность наследия Н.А. Бердяева и И.А. Ильина в условиях кризиса институтов семьи и государства в современной России // Тетради по консерватизму. - 2018.-№2.- С. 280-292.
4. Вакулинская А.И. Место и роль трактата «О любезности» в философии И.А. Ильина: опыт источниковедческого анализа // Вестник Московского Университета. Серия 7. Философия.- 2019.- №1.- С. 20-35.
Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, были представлены на региональных и международных конференциях:
• Вакулинская А.И. Участие в круглом столе Всероссийской научной конференции «Философия права в России (к 150-летию со дня рождения П.И. Новгородцева)», МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет, 15 сентября 2016.
• Вакулинская А.И. Особенности русской нации в понимании И.А. Ильина (Устный доклад). Всероссийская научная конференция "Нация: миф или реальность? Политико-философский контекст", 9 ноября 2016.
• Вакулинская А.И. Идейные истоки философского понимания права И.А. Ильина в рамках русской традиции (Устный доклад). XXIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов - 2017", 13 апреля 2017.
• Вакулинская А.И. Иван Ильин о природе и границах личностной свободы (Устный доклад) Круглый стол, посвященный 10-летию воссоединения отечественной и зарубежной частей РПЦ, истории и наследию Русского Зарубежья , МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет, 15 июня 2017.
• Вакулинская А.И. Иван Ильин - исследователь Гегеля или неогегельянец (Устный доклад). Международная конференция Алёшинские чтения 2017, РГГУ, Россия, 6-8 декабря 2017.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Революция 1917 г. и советская история в освещении русской религиозной эмигрантской мысли2008 год, доктор исторических наук Гаман, Лидия Александровна
Право и правосознание в учении И. А. Ильина1998 год, кандидат юридических наук Сазонова, Татьяна Борисовна
Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И.А. Ильина и А. Кожева2007 год, кандидат философских наук Целиков, Алексей Николаевич
Философия И. А. Ильина и наследие Г.В.Ф. Гегеля: проблема взаимосвязи человека и государства2022 год, кандидат наук Малинин Сергей Алексеевич
Правовая теория И. А. Ильина: Гносеологический аспект1998 год, кандидат юридических наук Жариков, Андрей Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вакулинская Александра Ивановна, 2019 год
Исход
Начало
Философский исход Истоки философии Источники философии Борьба за философию Философские искания Пролегомена Восхождение Восхождение В поисках пути Философия и метод
Оглавление
стр.
I. Философия и жизнь. Речь. 1918.
II. Понятия права и силы. Опыт методологического анализа. 1909.
III. Идея личности в учении Штирнера. Опыт из истории индивидуализма. 1909.
IV. О любезности. Социально-психологический опыт. 1910.
V. Кризис субъективизма в Наукоучении Фихте Старшего. Исследование. 1911.
VI. Философия Фихте, как религия совести. Речь. 1914. VII. Духовный смысл войны. Речь. 1914.
VIII. Основное нравственное противоречие войны. Фрагмент. 1914. IX. Философия, как духовное делание. Речь. 1914
О сущности правосознания. Проспект последней редакции. Идея верного правосознания Юриспр<уденция> не знает своего опыта. Идея правового опыта. Индивидуальность движения в книге.
1. Введение. Проблема правосознания в совр<еменной> юрид<ической> науке.
Верное место теории права в системе правоведения. Духовный кризис наших дней и правосознания. Методология [самопозн<ание>]. Проблема [незаметного] акта. Положит<ельное> и естественное правосознание.
2. Знание права; право и логич<еская> форма; право как смысл; элемент мышления в положит<ельном> правосознании.
3. Значение пололожит<ельного> права; объективность его; право как система живых связей (правопорядок); элемент воображения в правосознании; проблема его предметности.
4. Признание права; право как волею принятая грань волевой жизни в социальной внешности; право и воля; право цель и право средство.
5. Право как цель; естественное право; обоснование его. Воля-воображение-мысль в ест<ественном> праве; их предметность.
6. Право как средство; положит<ельное> право; обоснование его.
Присутствие ест<ественного> права в положит<ельном> праве. Верный акт: присутствие цели в средстве; освящение и пронизание средства.
7. Борьба за право; ея пути.
8. Правонарушение в борьбе; вина и наказание.
9. Революция и ея природа.
10. (9) Аффект и эмоция. Право и нравственность. Совесть и
[общедоступность акта] Правосознание; виновность правового делания.
186
11. Право и семья [любит-желает-решает и идет на смерть]; чувствующий корень правосознания.
12. (10) Эмоц<иональный> корень правового единения; патриотизм.
13. Право и поступок. вещь - собственность.
14. (11) Проблема госуд<арстенного> правосознания [доюрокачественность и сила правос<ознания>. Публично правовая и частно прав<овая> стихия].
Реальность государства. Пропорция нац<иональных> задач и силы правосознания
15. (12) Сущность государства. Братство. Солидарность. Мир и борьба. Госуд<арство> и любовь. Госуд<арство> и христианство.
16. (13) Форма государства. Ея координаты.
17. (13) Аристократия и демократия. Идея дворянства.
18. Равенство и справедливость.
19. (14) Право и власть; задача власти; растворенность и собранность; аккумуляция (демократизм не связан с демократией см. 16). [Мудрость власти. Власть как цель и цель власти].
20. (14) Аксиомы власти.
21. (15) Первая аксиома.
22. (16) Недуги.
23. (17) Вторая аксиома.
24. (18) Недуги.
25. (19) Третья аксиома.
26. (20) Недуги. [Ложь].
27. (21) Правосознание и религиозность.
28. Идея норм<ального> субъекта права (из личного акрополя структура акта, см. Осн<овные> зад<ачи> [правоведения в России - А.В. ]).
29. (22) Антиномии. Итоги. Заключение.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.