Правовая теория И. А. Ильина: Гносеологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Жариков, Андрей Анатольевич

  • Жариков, Андрей Анатольевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 183
Жариков, Андрей Анатольевич. Правовая теория И. А. Ильина: Гносеологический аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 1998. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Жариков, Андрей Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ И. А. ИЛЬИНА.

§ 1. Иррационализм и рационализм в истории познания права.

§ 2. Формирование правовых взглядов И. А. Ильина.

§ 3. Гносеологические предпосылки правовой теории И. А. Ильина.

ГЛАВА П. СОЧЕТАНИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО И РАЦИОНАЛЬНОГО В ПРАВОВОЙ ТЕОРИИ И.А. ИЛЬИНА.

§ 1. Право и правосознание.

§ 2. Право, сила и мораль.

§ 3. Культурологические аспекты права.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая теория И. А. Ильина: Гносеологический аспект»

Иван Александрович Ильин стал крайне необходим России в период нового критического периода, переживаемого Отечеством. Потребности выработки принципиально новой идеологии российских реформ, улучшения законодательной базы и проникновения в сознание масс начал законности, и уважения к праву естественным образом привлекают исследовательский интерес к правовым идеям мыслителя.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена задачами становления и развития философии права как самостоятельного направления в современном российском общетеоретическом правоведении. Анализ её основных этапов развития в России позволяет проследить то, как складывались традиции в отечественной философско-правовой мысли, и на этой базе оценить её нынешнее состояние и возможности, в том числе и гносеологические, для дальнейшего развития.

Использование гносеологического потенциала философии права актуально для анализа современной правовой реальности. Особое значение имеет в связи с этим именно теоретико-познавательный аспект философско-правовых концепций русских юристов, а не их собственно идеологическая (оценочно-ценностная) сторона.

В современных условиях актуализируется исследование теоретического наследия несправедливо замалчивавшегося ранее ученого — Ивана Александровича Ильина (1883 - 1954 г.г.) — выдающегося правоведа, творчество которого вписывается в развитие нравственно-религиозного направления в отечественной философии права. С именем И.А. Ильина неразрывно связана концепция сочетания иррационального и рационального в праве и правосознании.

Изучение гносеологического аспекта правовой теории И.А. Ильина представляется актуальным в первую очередь для науки истории политических и правовых учений и, в частности, для истории философии права.

Подход ученого к правосознанию достоин пристального внимания и осмысления в связи с начальным этапом формирования правового государства в России.

Изучение взглядов отечественных юристов прошлого имеет не только познавательное, но и культурно-историческое значение, так как углубляет наши представления об особенностях российских научных и культурных традиций в области права в их взаимосвязи.

Степень разработанности темы характеризуется тем, что до настоящего времени в философско-правовой литературе детально не исследовался вопрос о гносеологических аспектах права с точки зрения сочетания иррационализма и рационализма в правопознании. В дореволюционной и современной историографии нет обобщающих работ, посвященных данной проблеме.

Вопросы философии права разрабатывались в трудах известных юристов России: С.Е. Десницкого, К.А. Неволина, А.П. Куницына, Б.Н. Чичерина, Е.Н. Трубецкого, В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, ПИ. Новгородцева, Н.Н. Алексеева и др. В современной юридической и философской литературе проблемам развития философско-правовой мысли в России посвящены работы С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, А.А. Галактионова, Ю.И. Гревцова, А.Ю. Григоренко, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, И.Ю. Козлихина, П.Ф. Никандрова, Д.А. Керимова, Э.В. Кузнецова, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, А.В. Полякова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, Ю.В. Тихонра-вова, В.А. Четвернина, Ю.В. Ячменева и др.

Творчеству И.А. Ильина в зарубежной литературе посвящены публикации в основном общего характера, глубоко не затрагивающие правовых вопросов. Эти публикации можно разделить на две группы. Первую из них составляют работы памфлетно-фельетонного, критического характера1. Ко второй группе работ следует отнести исследования отдельных сторон творчества И.А. Ильи-на2. Здесь выделяются публикации Н.П. Полторацкого, имевшего доступ к архиву ученого, находящемуся в Мичиганском университете США (Courtesy of Michigan State University Special Collections, I.A. Iljin Collection). Эти работы посвящены идейному наследию ученого как православного философа.

В советский период отношение к творчеству русского правоведа ярко характеризуется, например, статьей в первом издании Большой Советской Энциклопедии (БСЭ) под редакцией О.Ю. Шмидта, где сказано, что И.А. Ильин — "один из ярких представителей белогвардейской философии. неогегельянец с ярко выраженной идеологией черной сотни и поповщины". Во втором издании БСЭ об И.А. Ильине вообще нет ни слова.

В научной российской литературе интерес к творчеству И.А. Ильина пробуждается только с начала 90-х годов. Первой отечественной публикацией, посвященной его творчеству как правоведа и государствоведа, стала статья Ю.Т. Лисицы3. К заслугам автора следует отнести рассмотрение взглядов И.А. Ильина не в историческом, а в теоретическом плане. Однако статья носит энциклопедический, описательный характер, не раскрывая целостного идейно-теоретического аспекта философии права И.А. Ильина. Значительным событи

1 См. например: Демидов И. Творимая легенда // Последние новости. 1925. 25 июня; Бердяев Н.А Кошмар злого добра // Путь. 1926. № 4; Гиппиус З.Н. Меч и крест // Современные записки. 1926. № XXVII; Степун Ф.А. Об общественно-политических путях 'Пути'// Современные записки. 1926. № XXIX.

2 См. например: Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды мировоззрение. Сборник статей. Эрмитаж, 1989; Полторацкий Н.П. И.А Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. Лондон (Канада), 1975; Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

3 См.: Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. №5. С. 146-158. ем следует признать начавшуюся в 1993 году, публикацию первого в России собрания сочинений И. А. Ильина в 10 томах и предварявший её выход сочинений И.А. Ильина в двух томах (в обоих изданиях составление и комментарии Ю.Т. Лисицы)1. В силу специфики этих изданий вступительные статьи и комментарии к ним носят фрагментарный характер, охватывают лишь отдельные стороны творчества И.А. Ильина; в них практически не рассматривается его философия права. Большинство материалов начала 90-х годов, посвященных теоретическому наследию ученого, представляют собой вступительные статьи или комментарии к публикуемым трудам И.А. Ильина, не связанным с вопросами теории права и государства2.

Вступительная статья И.Н. Смирнова "Право и идеал власти" к первому изданию в России книги И.А. Ильина "О сущности правосознания" содержит тезис о том, что в основу философии права ученый положил систематическую интуицию, но не раскрывает его; подход к правовой теории И.А. Ильина как сочетанию иррационального и рационального здесь отсутствует3. В материалы всероссийского семинара "Социальная философия Ивана Ильина" включены статьи посвященные праву, но и в них остается без внимания избранный диссертантом аспект данной темы1.

В тезисах выступления на конференции, посвященной 40-летию со дня

1 См.: Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10т. Т.1-Т.7. М.: Русская книга, 19931997; Ильин И.А. Сочинения в двух томах. Т.1, Т.2. М.: Медиум, 1993.

2 См. например: Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Ильин Иван. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С.З - 15; Ку-раев В. И. Философ волевой культуры // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С.404 - 414; Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С.З - 33.

3 См.: Смирнов И.Н. Право и идеал власти // Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 3-15. смерти ученого, Ю.Т. Лисицей сделан вывод, что центральным пунктом фило-I софии Ильина является его учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта,

I законов природы и законов духа2.

Политико-правовому и философскому творчеству И.А. Ильина посвяще-| ны также статьи и публикации в учебной и энциклопедической литературе3.

Политические взгляды И.А. Ильина отражены в диссертационных исследовани-1 ях Д.И. Шаронова и К.Р. Постникова4. Философия И.А. Ильина рассмотрена в монографии И.И. Евлампиева "Божественное и человеческое в философии Ива' на Ильина"5. Отдельные вопросы правовых взглядов И.А. Ильина освещены в диссертациях Савинкиной И.В., Кузьмина А.В. и других6. Сошлемся также на j статью А.В. Полякова "Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты I

1 См.: Социальная философия Ивана Ильина: Материалы всероссийского семинара, 9- 10 апр. 1993 г. 4.1, Ч.2.СП6., 1993. т 2 См.: Лисица Юрий. Философия Ивана Ильина и проблема правосознания граждан в России // "Наши задачи" Ивана Ильина и . наши задачи. Материалы конференции. М., 1995. С. 35 - 43.

3 См. например: Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI - XX вв. М.,1995. С.340-344; Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С.208; Ильин В В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах. М., 1997.С.145.146.

4 См.: Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. Авто-реф. дис. . канд. филос. наук. М., 1994; Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.,1996.

5 См.: Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.

6 См. например: Савинкина И В. Идея правосознания в русской юридической литературе конца XIX - начала XX века: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1997; Кузьмин

А.В. Правовое учение И.В. Михайловского (Эйдологическое направление российской философии права): Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1998. дореволюционного российского правопонимания"1. Однако, несмотря на несомненное научное достоинство данных исследований, комплексного философ-ско-методологическоего изучения правовой теории И.А. Ильина не проводилось.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только актуальностью, но и недостаточной разработанностью данной проблематики в научной литературе.

Предметом диссертационного исследования является анализ гносеологического аспекта философии права, прежде всего, применительно к теоретическому наследию выдающегося русского юриста первой половины XX века Ивана Александровича Ильина. Хронологические рамки работы охватывают в основном вторую половину XIX - начало XX веков, то есть то время, когда формировались основные философско - правовые теории отечественных ученых. Для иллюстрации и обоснования отдельных положений используется материал, находящийся вне обозначенных временных границ, а также иностранные источники.

Цель диссертационного исследования заключается, прежде всего в анализе на примере творчества И.А. Ильина и его предшественников развития отечественной философско-правовой мысли, гносеологического аспекта философии права с точки зрения соотношения иррационального и рационального в познании права и выявлении на этой основе особенностей данного научного направления, его содержательной ценности.

В ходе исследования решались следующие основные задачи : -выявление истоков рационализма и иррационализма в познании права; - исследование идейно-теоретических основ сочетания иррационального и рационального в познании права в России;

1 См.: Поляков А.В. Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 1997. № 4.

-анализ гносеологического аспекта правовой теории И.А. Ильина в контексте становления философии права в отечественном правоведении ;

-разработка некоторых практических рекомендаций, с учетом теоретического наследия И.А. Ильина, относящихся к отечественной правотворческой и правоприменительной деятельности.

Методологические и теоретические основы диссертации определяются тем, что в диссертации исследуются проблемы, находящиеся на стыке истории политических и правовых учений и теории права и государства. В связи с этим используется совокупность различных методов.

Прежде всего, это методы описания, объяснения и реконструкции политико-правовых теорий прошлого. Принцип историзма с учетом специфики диссертационной темы применяется автором в анализе исторического процесса кумуляции политико-правовых знаний. В диссертации используются также логический, хронологический, системный, сравнительный методы и др.

Непосредственной теоретической основой диссертационного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых прошлого и настоящего, принадлежащих к различным направлениям и школам. Это труды юристов, философов, историков. Использовались также произведения классиков политической и правовой мысли (Платона, Аристотеля, Г. Гроция, Г.Ф.В. Гегеля и др.).

Среди работ современных отечественных ученых подвергнуты анализу труды С.С. Алексеева, Л.И. Антоновой, В.К Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Ю.Я. Баскина, Я.М. Бельсона, В.Г. Графского, Ю.И. Грев-цова, Н.М. Золотухиной, В.Д. Зорькина, И.А. Исаева, В.Н. Карташова, Д.А. Ке-римова, И.Ю. Козлихина, А.И. Королева, В.Н. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В.М. Курицына, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Р.З. Лившица, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, И.Ф. Покровского, А.В. Полякова, В.П. Сальникова, Л.И. Спиридонова, Ю.А.

Тихомирова, Ю.В. Тихонравова, В.А. Туманова, З.М. Черниловского, В.А. Чет-вернина, А.И. Экимова, J1.C. Явича, Ю.В. Ячменева и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит, прежде всего в том, что впервые предпринята попытка исследования правовой теории И.А. Ильина в гносеологическом аспекте, и на этой основе проанализированы в их сочетании иррациональный и рациональный подходы к правопознанию в философии права.

На основании историко-теоретического анализа идей И.А. Ильина были сделаны теоретические обобщения и выводы, которые могут служить основой для практического использования и развития связи иррационального и рационального в отечественной философии права.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В отечественной философии права И.А. Ильин развивал нравственно-религиозное направление, которое можно определить как православно-христианское, возводящее право к замыслу Божественной воли.

2. Учение И.А. Ильина о сочетании иррационального и рационального в правопознании (сочетании интуитивного созерцания и мышления, духа и инстинкта, законов духа и законов природы в правопознании) — результат совмещения, на основе нравственно-религиозных принципов российского правосознания, правовых идей классической немецкой философии, отечественной философской мысли славянофильства и неогегельянства.

3. Правосознание, по Ильину, — более глубокое понятие, чем сознание, и не сводится только к верному знанию положительного права: в правосознании участвует не только знание и мышление, но и воображение, духовно воспитанная воля, чувство. Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувст-вование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей.

4. Нормы культуры, религии, нравственности и права необходимо рассматривать как взаимообусловленные социальные явления, которые в единстве обеспечивают их добровольное соблюдение людьми.

5. Правовая теория И.А. Ильина ориентирует современную российскую философию права на дальнейшую разработку в новых исторических условиях философско-правовых аспектов учения о законности в духе уважения к праву.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в нем освещается несправедливо забытое теоретико-правовое наследие И.А. Ильина, выдающегося ученого, общественного деятеля. Тем самым, в частности, расширяется конкретно-эмпирическая основа для изучения истории российской философии права, в том числе и в контексте проблем правопозна-ния.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что теоретическое наследие И.А. Ильина представляет и сегодня реальную научную и в широком смысле практическую ценность, ибо оно способствует осознанию в новых исторических условиях ведущей роли правовых начал в общественной жизни, осмыслению соответствующих традиций в российском общественном и профессиональном правовом сознании.

Диссертация может быть также использована при чтении лекционных курсов истории политических и правовых учений, теории права и государства, философии права, спецкурсов по истории философии права. Практическое значение для упрочения режима законности в современных условиях имеют нравственно-правовые ориентиры, обозначенные в философско-правовом учении И.А. Ильина.

Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре теории права и государства Санкт-Петербургского университета МВД России. Результаты диссертационного исследования использовались в учебном процессе и отражены в научных публикациях автора.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Жариков, Андрей Анатольевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем диссертационном исследовании автор ставил перед собой цель изучить и обобщить имеющиеся по теме научные материалы. В этом плане мы пришли к выводу, что жизнь и творчество Ивана Александровича Ильина до недавнего времени были мало исследованы как у нас в стране, так и за рубежом. Сейчас наследие ученого прочно занимает своё подобающее место.

Автор предпринял попытку рассмотреть то, что, по его мнению, составляет основу философии права И.А. Ильина. Правовед жил в эпоху окончательного крушения рационализма, эпоху реакции на рационалистические философско-правовые системы, эпоху повышенного интереса и устремления к иррациональному, к феноменальному, с призывом и лозунгом Гуссерля: "К самим предметам!" Эта тенденция не могла не отразиться и на Ильине. Ещё в 1911 году, уверенно входя в науку, он писал: "В настоящее время философия переживает тот момент, когда.понятие голодает по содержанию всё сильнее и сильнее; оно вспоминает те времена, когда в нем жило бесконечное богатство, когда оно само несет в себе бездну; понятие жадно тянется к иррациональному, к неизмеримой полноте и глубине духовной жизни. Не погибнуть в иррациональном, а впитать его и расцвести в нём и с ним — вот чего оно хочет; философия должна вспыхнуть и разверзнуть неизмеримые недра в себе, не порывая своего родства с наукой, т.е. сохраняя в себе борьбу за доказательность и ясность"1.

Создавая свой комментарий гегелевской философии — "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" — Ильин показал, какую неудачу, подлинную трагедию испытал немецкий философ и его грандиозная

1 Лисица Юрий. Философия Ивана Ильина и проблема правосознания граждан в России Н "Наши задачи" Ивана Ильина и . наши задачи. Материалы конференции. М., 1995. С.37 тщательно разработанная система, когда тот столкнулся с иррациональным в истории и не смог с ним справиться.

Результатом такого подхода Гегеля стал другой, опасный крен — крен иррационализма, индивидуализма, от философии бессознательного до культу-ро-разлагающего психоанализа.

Ильину в силу его православной укорененности, в силу его философской теоретической совести удалось избежать этой односторонности, и его учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта, законов природы и законов духа представляется центральным местом его философии"1.

По мнению И.А. Ильина, человек по природе своей инстинктивно строит свою жизнь. С другой стороны, человек есть живой, личный дух. Дух — это самое главное в человеке: это сила личного самоутверждения (в смысле верного восприятия своей самосути) в её предстоянии Богу и в ее достоинстве, это источник правосознания. Образно говоря, дух — это сознательное в человеческой сущности, в отличие от силы инстинкта — бессознательного в нем. Между духом и инстинктом нет принципиальной несовместимости и враждебности. Но между ними может возникнуть трагическое несоответствие и опасная оторванность друг от друга.

Христианская культура, по Ильину, возможна только в скрещивании, сочетании (сопряжении) и взаимопроникновения законов духа и законов природы, когда индивидуализированный инстинкт нуждается в духовном руководстве, а индивидуализированный дух не является отвергающим всю земную форму жизни.

Ильин хорошо различал и чувствовал то, что в современной науке именуется двойственностью (в отличие от дуализма), суть которой состоит в наличии пар сопряженных понятий и конструкций. Это, например, иррациональное и рациональное, внутреннее и внешнее, бесконечное и конечное и т.д. — не равноправные и независимые, но равнозначные и сопряженные, имеющие полноту и смысл в своем совместном назначении. Таких пар у Ильина встречается много. Примечательна такая пара, как естественное и положительное право. Ильин дал краткое, но четкое определение естественного права: "Правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, называются естественным правом"1. Естественное право, в таком случае, лежит сокровенным образом в основе положительного.

Главное и самое ценное в правовой теории И.А. Ильина, на наш взгляд, состоит в том, что, оттеняя внешнюю природу права, он усматривает её подлинную внутреннюю душевно-духовную сущность. Рассматривая правосознание, он не сводит его к верному знанию положительного права, т.к. оно вообще не сводится к одному "знанию", но включает в себя все основные функции душевной жизни: и, прежде всего волю, и притом именно — духовно воспитанную волю, а затем и чувство и воображение.

Исследование правовых взглядов И.А. Ильина, проведенное с точки зрения гносеологии, позволяют сформулировать некоторые выводы в качестве положений, выносимых на защиту.

1. В отечественной философии права И.А. Ильин развивал нравственно-религиозное направление, которое можно определить как православно-христианское, возводящее право к замыслу Божественной воли.

2. Учение И.А. Ильина о сочетании иррационального и рационального в правопознании (сочетании интуитивного созерцания и мышления, духа и инстинкта, законов духа и законов природы в правопознании) — результат совмещения, на основе нравственно-религиозных принципов российского правосознания, правовых идей классической немецкой философии, отечественной философской мысли славянофильства и неогегельянства.

3. Правосознание, по Ильину, — более глубокое понятие, чем сознание, и не сводится только к верному знанию положительного права: в правосознании участвует не только знание и мышление, но и воображение, духовно воспитанная воля, чувство. Правосознание есть особого рода инстинктивное правочувст-вование, в котором человек утверждает свою собственную духовность и признает духовность других людей; отсюда и основные аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей.

4. Нормы культуры, религии, нравственности и права необходимо рассматривать как взаимообусловленные социальные явления, которые в единстве обеспечивают их добровольное соблюдение людьми.

5. Правовая теория И.А. Ильина ориентирует современную российскую философию права на дальнейшую разработку в новых исторических условиях философскр-правовых аспектов учения о законности в духе уважения к праву.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Жариков, Андрей Анатольевич, 1998 год

1. Архивные фонды Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ)

2. Ф. 131, on. 1, ед. хр. 130. Ф. 131, on. 1, ед. хр. 131. Ф. 131, оп. 3, ед. хр. 294.

3. Архивные фонды Российского государственного исторического архива (РГИА)

4. Ф. 418, оп. 87, д. 388. Ф. 418, оп. 88, д. 482. Ф. 418, оп. 315, д. 373. Ф. 418, оп. 414, д. 373. Ф. 418, оп. 463, д.36.1.. Книги и брошюры И.А. Ильина

5. Иванов Н. Ильин И.А. Из русской старины. Бунт Стеньки Разина. М.: Труд и воля, 1906. 45 с.

6. Иванов Н. Ильин И.А. Свобода собраний и народное представительство. М.: Труд и воля, 1906. 30 с.

7. Иванов Н. Ильин И.А. Что такое политическая партия. . М.: Труд и воля, 1906. 19 с.

8. Ильин И.А. Понятие права и силы. Опыт методологического анализа. М.: Типо лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1910. 38 с.

9. Ильин И.А. Тезисы к докладу И.А. Ильина на тему "Учение Гегеля о сущности спекулятивного мышления", прочтенному в заседании Моск. психол. общ-ва 1914 г. 22 февраля. М.: Типо лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1914. 4 с.

10. Ильин И.А. Духовный смысл войны. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1915.48 с.

11. Ильин И.А. Демагогия и провокация. М.: Народное право, 1917. 21 с.

12. Ильин И.А. О сроке созыва Учредительного собрания. М.; 1917-й год, 1917. 8 с.

13. Ильин И.А. Партийная программа и максимализм. М.: 1917-й год, 1917. 8 с.

14. Ильин И.А. Порядок или безпорядок? М.: Народное право, 1917. 21 с.

15. Ильин И.А. Почему не надо продолжать войну? М.: Народное право, 1917. 21 с.

16. Ильин И.А. Проблема современного правосознания: Публ. речь, произнесенная на открытии Рус. научн. ин-та в Берлине 17 февраля 1923 г. Берлин.: О-во Прессе, 1923. 32 с.

17. Ильин И.А. О России. Три речи, 1926 1933. София: За Россию, 1934.32 с.

18. Ильин И.А. Основы художества: О совершенном в искусстве. Рига: Рус. акад. изд-во, 1937. 174 с.

19. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Белград: Тип. Светлост, 1942.248 с.

20. Ильин И.А, О сущности правосознания. Мюнхен: Тип. Обители преп. Иова Поча^вского, 1956.

21. Ильин И.А. О монархии и республике / Ред., предисл. и приложение Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк: Содружество, 1979. 329 с.

22. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Мюнхен, 1990.

23. Ильин И.А. О грядущей России. Избр. Статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. Джорданвилл (США), 1991. 368 с.

24. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего: Об основах духовного характера. Публ. речь, произнес, в 1934 году в Риге, Берлине, Белграде и Праге. Новосибирск: Рус. Архив, 1991. 31 с.

25. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России. Избр. ст./ Сост. В. Дробышев. М.: Пересвет, 1992. 64 с.

26. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура. Сост., вст. ст. Е.С. Троицкий. М. 1992. 160 с.

27. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. М.: МП Рарог, 1992.

28. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и примеч. В.И. Белов. М.: Искусство, 1993. 348 с.

29. Ильин И.А. Сочинения: В 2 т./ Сост., вступ. ст. и примеч. Ю.Т. Лисицы. М.: Медиум, 1993.

30. Ильин И.А. Путь к очевидности / Сост. П.В. Алексеева и В.И. Кураева. М.: Республика, 1993. 432 с.

31. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / Сост., вступ. ст. И.Н. Смирнова. М.: Рарог, 1993. 448 с.

32. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. T.I- Т.7 / Сост. и коммент. Ю.Т. Лисицы. М.: Русская книга, 1993-1998.

33. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб. Наука. 1994. 544 с.

34. Ильин И.А. Родина и мы. Статьи / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. Смоленск: Посох, 1995. 512 с.

35. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного Закона России. М.: Рарог, 1996. 160 с.1.I. Прочие источникиа) Книги

36. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.,1988.

37. Алексеев Н.Н. Основы философии права. Прага, 1924.

38. Алексеев С.С. Философия права. М.: Норма, 1997. 336 с.

39. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн., 1998. 1392 с.

40. Баскин ЮЯ. Кант. М.: Юрид. лит, 1984. 88 с.

41. Баскин Ю.Я. Очерки философии права. Сыктывкар, 1996.

42. Бердяев НА. Новое религиозное сознание и общественность. СПб, 1907. 233 с.

43. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1990.

44. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909. 210 с.

45. Владимирский Буданов МБ. Обзор истории русского права (вообще). Изд. 5-е. Киев, 1907.

46. Вопленко Н.Н. Социалистическая законность и применение права. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1983. 184 с.

47. Галанза П.Н. Учение Канта о государстве и праве. М.: Госюриздат. 1960. 51 с.

48. Гегель Г. В.Ф. Философия права. Соч. Т. VII. М., Л. Соцэкгиз, 1934.380с.

49. Гегель Г. В.Ф. Философия истории. Соч. Т. VIII. М., Л.: Соцэкгиз, 1935. 470 с,

50. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

51. Гоббс Т. Основы философии. Избр. произведения. T.l. М.: Мысль,1965 С.49-412.

52. Гессен В.М. Возрождение естественного права. СПб., 1902. 43 с.

53. Гроций Гуго. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1994.

54. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Межвузовский сборник научных трудов. Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 1987. 125 с.

55. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госюриздат, 1956. 868 с.

56. Гурвич Г. Нравственность и право. М., 1924. 44 с.

57. Деларов П. Очерки по энциклопедии права. Т. 1. СПб, 1878.

58. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 томах. Т.29. JI.,1986.

59. Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука,1998. 511 с.

60. Елинек Г. Социально-этическое значение права, неправды и наказания. М.,1910. 148 с.

61. Зеньковский В В. История русской философии. В 2 т. Л.: Эго. 1991.

62. Золотухина Н.М. развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юрид. лит, 1981. 200 с.

63. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX в. М.: Изд-во МГУ, 1975. 172 с.

64. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.: Изд-во МГУ, 1978. 270 с.

65. Зорькин В.Д. Муромцев. М„ 1979. 128 с.

66. Зорькин В.Д. Чичерин. М„ 1984. 112 с.

67. Иеринг Р. Цель в праве. Т.1. СПб.: Изд-во Н.В. Муравьева, 1881. 412 с.

68. Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах. М„ 1997. 192 с.

69. Исаев И.А., Золотухина И М. История политических и правовых учений России XI XX вв. М., 1995.

70. История политических и правовых учений / Авт. колл. П.С. Грацианский, В.Д. Зорькин, JI.C. Мамут, B.C. Нерсесянц. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1983.720 с.

71. История политических и правовых учений. Древний мир / Авт. колл. B.C. Васильев, В.Г. Графский, П С. Грацианский, В.Д. Зорькин, B.C. Нерсесянц. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1985. 349 с.

72. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Авт. колл. B.C. Васильев, В.Г. Графский, Н.М. Золотухина, В.Д. Зорькин, B.C. Нерсесянц. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1985. 347с.

73. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1988. 816 с.

74. История политических и правовых учений. Домарксистский период. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М„ 1991. 528 с.

75. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983. 130 с.

76. Кант И. Критика практического разума. Собр. соч. в 6 т. Т.4. 4.1. М., 1965 с. 311-501.

77. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986. 351 с.

78. Карпов В.Н. Введение в философию. СПб.,1840.

79. Касавин И.Т., Сокулер З.Д. Рациональность в познании и практике. М., 1989.

80. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. 470 с.

81. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М„ 1986. 332 с.

82. Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

83. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998. С.464.

84. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

85. Колер Иосиф. Философия права и университетская история права. Киев, 1913. 152 с.

86. Королев А.И. Государственная власть и рабочий класс СССР: История и современность. JL, 1980. 187 с.

87. Коркунов Н.М. История философии права. СПб.: Типогр. А.С. Суворина. 1908. 431 с.

88. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. 362 с.

89. Котков В.Д. Наука и философия права. Берлин, 1901. 115 с.

90. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989. 205 с.

91. Кузнецов К.А. История философии права. Одесса, 1917. 240 с.

92. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань. 1982. 144 с.

93. Лодыженский М.В. Свет незримый. Петроград, 1915.

94. Локк Д. Избранные философские произв.Т.1, Т.2. М.: Соцэкгиз, 1960.

95. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,1991.

96. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

97. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М.: Юрид. лит. 1973. 344 с.

98. Лукашева Е.А. Право, мораль, личностью. М.: Наука. 1986. 263 с.

99. Луковская Д.И. Социологическое направление во Французской теории права. Л., 1972. 127 с.

100. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985. 161 с.

101. Мамут Л.С. Проблемы теории государства в современной идеологической борьбе. М., 1976. 192 с.

102. Монтескье Ш. О духе законов // Избр. соч. М., 1955. С. 159-733.

103. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985.

104. Муромцев С.А. Отделение и основное разделение права. М., 1879. 240с.

105. Неволин К. Энциклопедия законоведения. Т.1. Киев: Университет, ти-погр., 1839. 633 с.

106. Невярович В. Терапия души. Воронеж, 1997.

107. НерсесянцВ.С. Гегелевская философия права. М.: Наука, 1974. 286 с.

108. НерсесянцВ.С. Гегель. М.: Юрид. лит., 1979. 111 с.

109. Нерсесянц B.C. Право и закон. Из истории правовых учений. М., 1983.366 с.

110. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Норма, 1997.652 с.

111. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов, её происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. М., 1896. 226 с.

112. Новгородцев П.И. Кант и Гегель в их учении о праве и государстве: Два типа построения в области философии права. М., 1901. 245 с.

113. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб.,1902. 8 с.

114. Новгородцев П.И. Нравственная проблема в философии Канта. М.,1903. 29 с.

115. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Берлин. 1921. 386 с.

116. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

117. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Основы социальной психологии. СПб., 1908. 265 с.

118. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. T.I, Т.2. СПб., 1909-1910.

119. Платон. Собрание сочинений в трех томах. Т.2. М.: мысль, 1970. 611 с.

120. Платон. Сочинения. М., 1972. Т.З (2).

121. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. Лондон (Канада), 1975. 62 с.

122. Полторацкий Н. П.Б. Струве как политический мыслитель. Лондон, Канада. 1981.74 с.

123. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: Жизнь, труды, мировоззрение. Сборник статей. Эрмитаж., 1989.

124. Приленский В.Н. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995.

125. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М, 1980. 86 с.

126. Русская философия собственности XVIII-XX веков. Авторы-составители: К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993. 467 с.

127. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. Саратов., 1989. 142 с.

128. Сербиенко В.В. История русской философии XI-XIX в. в. М., 1996.

129. Соловьев B.C. Собрание сочинений. Т.1 СПб., 1901.

130. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. 304 с.

131. Тарановский Ф.В. Интерес и нравственный долг в праве. Варшава. 1899. 20 с.

132. Тарановский Ф.В. Новый опыт построения философии права в русской литературе (И.В. Михайловский). Юрьев, 1915. 66 с.

133. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917.

134. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. Учебное пособие. М.: Вестник, 1997. 608 с.

135. Трубецкой Е.Н. Лекции по истории философии права. М., 1907. 134с.

136. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913. 226 с.

137. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М: Наука, 1971. 381 с.

138. Философия Канта и современность / Под. ред. Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1974. 469 с.

139. Философия права Гегеля и современность. М.: Наука, 1977. 152 с.

140. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1914.

141. Флоренский П. А. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916.

142. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.

143. Франк СЛ. Сочинения. М„ 1990.

144. ХалфинаР.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 351 с.

145. Хеффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. 319 с.

146. Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. М., 1988.

147. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. В восьми томах. Т.1, Т.5, Т.8. М„ 1990.

148. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М., 1880.

149. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. 4.1. М., 1882.

150. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. 337 с.

151. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1901

152. Чижов Н.Е. Очерк учений русских юристов о праве. Одесса, 1881. 26с.

153. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. Т.1 . 512 с.

154. Шершеневич Г.Ф. История философии права. СПб., 1907. 588 с.

155. Шестов Л. Только верою. СПб, Б.г.

156. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

157. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. Мн., 1998. 1408 с.

158. ШпетГ.Г. Явление и смысл. М., 1914.

159. Шлет Г.Г. Очерк развития русской философии // Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989.

160. Экимов А.И. Коркунов. М., 1983. 96 с.

161. Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

162. Явич JI.C. Общая теория права. Л., 1976. 286 с.

163. Ященко А.С. Философия права Соловьева. СПб., 1913. 43 с.б) Статьи

164. Алексеев Н.Н. Историческая школа юристов // Новый энциклопедический словарь. СПб., Б.г. Т. 19. С. 815-819.

165. Алексеев Н.Н. Основные философские предпосылки психологической теории права Л.И. Петражицкого // Юридический вестник. 1913. Кн.4. С.5-23.

166. Алексеев Н.Н. Русский гегельянец Борис Николаевич Чичерин // Логос. М„ 1911. Кн. 1С. 193-220.

167. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра // Путь. 1926. №4.

168. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. №1.

169. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и в эстетике славянофилов // Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб.,1994. С.77-91.

170. Гессен В.М. О науке права // Введение в изучение социальных наук : Сборник статей / Под. ред. Кареева. СПб., 1903. С. 107-144.

171. Гиппиус З.Н. Меч и крест // Современные записки. 1926. № XXVII.

172. Демидов И. Творимая легенда // Последние новости. 1925. 25 июня.

173. Евлампиев И И. Иван Ильин и его книга о Гегеле // Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1993.

174. Зорькин В.Д. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого и её соотношение с концепцией естественного права // Из истории развития политико-правовых идей. М.: ИГПАН СССР. 1984. С. 117-128.

175. Ильин И. Понятия права и силы // Вопросы философии и психологии. №21.Кн. 101 (2). 1910. С.1-38.

176. И.Л. Ильин И.А. Ушедшим победителям // Русские ведомости. 1917.№ 249. С.2.

177. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Русская мысль. Кн. VIII. Прага, декабрь 1922 г. С. 162-188.

178. Ильин И.А. Памяти П.Н. Ногородцева // Русская мысль. Кн.IX- XII. Прага, 1923/24. С. 370-371.

179. Ильин И.А. Идея Корнилова // Возрождение. № 15, 17 июня 1925 г.

180. Ильин И.А. Отрицателям меча // Возрождение. № 57, 29 июля 1925

181. Ильин И.А. О священном // Русский колокол. №1, 1927. С. 11-17.

182. Старый политик Ильин И.А. Как хранить тайну (Правила и советы) // Русский колокол. №1, 1927. С.78-80.

183. Ильин И.А. Идея обновленного разума // Русский колокол. №2, 1927. С. 18-26.

184. Ильин И.А. Новая Россия — новые идеи // Возрождение, 10 октября 1936г.

185. Ильин И.А. Возрождение русской государственности // Вера. Родина. Семья. Сб. ст. Женева. 1941. С. 15-16.

186. Ильин И.А. Русская академическая традиция // Сов. Литература. 1991.№ 1. С.121.

187. Кечекьян С.Ф. Гегель и историческая школа права // Правоведение. 1967.№ 1.С. 104-109.

188. Кистяковский Б.А. Кризис юриспруденции и дилетантизм в философии // Юридический вестник. 1914. Кн. V. С. 70-106.

189. Кистяковский Б.А. Реальность объективного права // Правоведение . 1996. № 4.

190. Кузнецов Э.В., игумен Вениамин (Новик). Кризис современного правосознания//Правоведение. 1994. №3.

191. Кураев В.И. Философ волевой идеи // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 404-414.

192. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991 № 5. С. 146 158.

193. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин // Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т.Т.1. М., 1993. С.5-36.

194. Лисица Ю.Т. И.А. Ильин // Ильин И.А. Сочинения в двух томах. T.l.M.,1993.

195. Лисица Юрий. Философия Ивана Ильина и проблемы правосознания граждан в России // "Наши задачи" Ивана Ильина и . наши задачи. Материалы конференции. М.Д995. С.35-43.

196. Михайловский И.В. Чичерин // Энциклопедический словарь (Издатели Брокгауз и Ефрон). 1903. Т. XXXVII. С. 887-897.

197. Мудрагей Н С. Рациональное иррациональное: взаимодействие и противостояние/Исторические типы рациональности. T.l. М., 1995.

198. Новгородцев П.И. Право естественное // Энциклопедический словарь (Издатели Брокгауз и Ефрон). 1898. Т. XXVIV. С. 885-890.

199. Новгородцев П.И. Право и нравственность // Сборник по общественно-юридическим наукам. Вып. 1. СПб., 1899. С. 115-136.

200. Новгородцев П.И. Психологическая теория права и философия естественного права // Юридический вестник. 1913. Кн.З. С.5-34.

201. Петражицкий Л И. К вопросу о "возрожденном естественном праве" и нашей программе // Право. 1902. № 41. С. 1794-1804.

202. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. К столетию со днярождения // Социальная философия Ивана Ильина: Материалы всерос. семинара. 4.1. СПб., 1993.

203. Поляков А.В. Может ли право быть неправым? Некоторые аспекты дореволюционного российского правопонимания // Правоведение. 1997. № 4. С.83-101.

204. Пяткина С.А. Идеи естественного права в методологии русской фило-софско-правовой мысли (конец XIX начало XX веков) // Труды ВЮЗИ. 1975. Т.44. С.192-232.

205. Рутманис К.В. Генезис идей рациональности в философии // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995.

206. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993. С.3-33.

207. Смирнов И.Н. Право и идеал власти // Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 3-15.

208. Степун Ф.А. Об общественно-политических путях 'Пути' // Современные записки. 1926. № XXIX.

209. Тимофеев А.И. И.А. Ильин: право, сила, мораль // Социальная философия Ивана Ильина: Материалы всероссийского семинара, 9-10 апр. 1993г., 4.2. СПб,1993.

210. Троицкий Е.С. Властитель дум патриотической России // Ильин Иван. Родина. Русская философия. Православная культура. М., 1992. С.3-15.

211. Трубецкой Е.Н. Философия права Л И. Петражицкого // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн.57. С.9-31.

212. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн.80. С.353-381.

213. Туманов В.А. Идеология и право. Некоторые аспекты взаимодействия // Сов. гос. и право. 1984, №4. С. 19-26.

214. Швырев B.C. Рациональность в спектре ее возможностей // Исторические типы рациональности. М., 1995.

215. Ячменев Ю.В. К.А. Неволин — родоначальник философии права в России // Государство и право. 1994. № 12.1.. Диссертации и авторефераты

216. Захаренко Г.И. Политико-правовые взгляды русских просветителей (вторая половина XVIII в.). Автореф дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1998. 17 с.

217. Козлихин И.Ю. Право и политика: историко-теоретический анализ концепций пра&ления права. Автореф. дис. . док. юрид. наук. СПб., 1994. 33 с.

218. Кузнецов Э.В. Категории причины и следствия в советском правотворчестве. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. JI., 1970.

219. Кузьмин А.В. Правовое учение И.В. Михайловского (Эйдологическое направление российской философии права). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 20 с.

220. Луковская Д.И. Теоретико-методологические проблемы истории политических и правовых учений. Автореф. дис. . док. юрид. наук. Л., 1986.

221. Лукьянчикова А.А. Теория естественного права в истории буржуазно-философских учений. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1985.

222. Львов С.А. Критика "Философии ценностей" в русской буржуазной политико-правовой мысли (Б.А. Кистяковский). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1983.20 с.

223. Постников К.Р. Концепция тоталитаризма в политической философии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1996.

224. Поляков А.В. Возрожденное естественное право в России (Критический анализ основных концепций). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Л., 1987.

225. Савинкина И.В. Идея правосознания в русской юридической литературе конца XIX начала XX века. Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1997. 24 с.

226. Тимошина Е.В. Политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева. Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. СПб., 1998. 19 с.

227. Тимошина Е.В. Политико-правовые взгляды К.П. Победоносцева. Дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1998. 232 с.

228. Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И.А. Ильина. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1994.

229. Ячменев Ю.В. Правовая теория К.А. Неволина (Истоки естественно-правовой мысли в России). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1995. 18 с.

230. Список источников и литературы содержит 234 наименования.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.