Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Тульская Ольга Сергеевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 189
Оглавление диссертации кандидат наук Тульская Ольга Сергеевна
Введение
Глава 1. Влияние на Ильина-писателя собственных теорий искусства, трудов по истории литературы и литературной критике
1.1 И.А. Ильин о категории художественности, назначении критика
1.2 Аксиология и поэтика русской фольклорной сказки в интерпретации И.А. Ильина
1.3. Черты художественности в статьях и лекциях Ильина о русской литературной классике
1.4. Оценки Ильиным творчества русских писателей-современников. Импульсы к созданию собственных художественных произведений
Глава 2. Художественные образы России в произведениях И.А. Ильина различных жанров: публицистика, эпистолярий, сказки, поэма
2.1. Россия в произведениях И.А. Ильина публицистических жанров
2.2. Особенности художественно-публицистического стиля И.А. Ильина
в статьях о русской революции 1917 года
2.3. Переписка И.А. Ильина и И.С. Шмелёва как произведение отечественной эпистолярной прозы ХХ века. Тема России в письмах философа
2.4. Жанр литературной сказки в наследии Ильина-писателя
2.4.1. «Древнее» сказание «Праведный народ» И.А. Ильина в историко-культурном и философском контексте
2.4.2. Литературно-художественное своеобразие «Невинных сказок»
2.5. О поэтической стороне творчества Ивана Ильина
2.6. Периодизация художественного литературного творчества Ильина... 125 Глава 3. Лирико-философская духовная проза И.А. Ильина: «Я вглядываюсь
в жизнь. Книга раздумий»; «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»;
«Взгляд в даль. книга размышлений и упований»
3.1. Литературные предшественники лирико-философской прозы
Ильина. Творческое развитие писателем в его трилогии традиций русской классической литературы
3.2. Отражение святоотеческого восприятия природы в пейзажных зарисовках лирико-философских книг Ильина
3.3. Аспекты духовного становления человеческой личности в интерпретации И.А. Ильина: лирико-философская проза
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны: концепции истории и типология форм повествования2011 год, доктор филологических наук Кознова, Наталья Николаевна
Религиозно-философская концепция русской культуры: На материале работ И.А. Ильина2004 год, доктор философских наук Финько, Маргарита Васильевна
Предметно-эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX - первой половины XX веков2010 год, доктор филологических наук Тарасова, Марина Романовна
Жанровая система творчества Б.К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения2009 год, доктор филологических наук Громова, Алла Витальевна
Религиозно-философские аспекты литературной критики И.А. Ильина: творчество И.А. Бунина, А.М. Ремизова, И.С. Шмелева2011 год, кандидат филологических наук Подмарев, Евгений Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературно-художественное своеобразие прозы и поэзии русского философа И.А. Ильина»
Введение
Творческое наследие русского философа Ивана Александровича Ильина (1883-1954) в отечественной культуре ХХ века современной гуманитарной наукой признано как оригинальное и весьма значительное. К его статьям, лекциям и книгам обращаются в наши дни политики, экономисты, философы, публицисты, литературоведы, находя на их страницах множество ориентиров при размышлении о судьбе нашей страны, ее прошлом и будущем, основах художественного творчества. Кажется абсурдом, что еще тридцать лет назад имя этого философа и публициста, выдающегося критика и оригинального писателя было неизвестно внутри России, а наследие Ильина всецело принадлежало русской эмиграции и относительно небольшому числу иностранных читателей.
Литературно-творческое дарование философа обращало на себя внимание таких авторитетных современников, как писатели И.С. Шмелёв, К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин, философ и общественный деятель П.Б. Струве, музыканты Н.К. Метнер и С.В. Рахманинов, когда значительная часть художественных произведений философа еще не была опубликована даже в Русском зарубежье. В настоящее время личность Ильина и его наследие воспринимается как выдающееся явление отечественной философской и эстетической мысли. Это диктует необходимость в углубленном понимании также специфики писательского творчества Ильина, которое не было предметом специального литературоведческого исследования.
В первую очередь необходимо кратко осветить вопрос о судьбе наследия И.А. Ильина в России. Творчество мыслителя в истории русской культуры еще далеко не освоено в полной мере. Многие десятилетия его художественные, философские и эстетические искания были недоступны в России по политическим причинам. В среде русской эмиграции это был непримиримый противник и обличитель большевистской власти. Это без необходимости дополнительной
мотивации привело к запрещению книг Ильина на территории СССР. Они стали достоянием русской диаспоры за рубежом и тех иностранных читателей, которых интересовала духовная, культурная и политическая история России.
Не сомневаясь в возрождении отечества, Ильин не имел возможности увидеть то время, когда его наследие будет принято соотечественниками внутри страны. Это стало реальностью только после крушения социалистического строя. Среди множества книг, впервые попавших в Россию в 1990-е годы, оказались работы И.А. Ильина, содержащие глубоко разработанную и доступную для вдумчивого читателя оригинальную духовно-философскую систему, а также целую программу возрождения России. В многочисленных статьях, очерках, книгах философа наши современники находят ответы на множество существенных вопросов, касающихся судьбы русского народа, призвания художника.
Россия приобрела в лице Ильина политолога, публициста, исследователя русской литературы и оригинального писателя - притом, что в первую очередь он был, конечно, мыслитель, философ. По мнению некоторых гуманитариев, И. Ильин стал самым читаемым философом в России конца ХХ - начала XXI века. Хотя немало и тех, кто категорически не принимает его точку зрения, идеи и его произведения, что часто вызывает горячие дискуссии при их обсуждении. Три документальных фильма о судьбе и творчестве И.А. Ильина сняты в нашей стране за последние годы.
Большая часть произведений философа теперь опубликована в России и вызвала пристальный интерес. Действительно, он вернулся в полной мере. Венцом художественного творчества И.А. Ильина как прозаика являются три книги оригинальной лирико-философской духовной прозы (1938-1945 гг.): «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований» (в русском переводе автор предполагал ее назвать «О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд», однако в настоящее время при публикациях в России сохраняется прежнее название).
Первоначально трилогия создана на немецком языке, и, к сожалению, только «Поющее сердце...» философ-писатель успел самостоятельно перевести на русский. Это произведение ныне нередко воспринимается как его духовное завещание1. Сегодня российские читатели знакомятся с остальными двумя частями в талантливых переводах О.В. Колтыпиной («Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий») и З.Г. Антипенко («Взгляд в даль. Книга размышлений и упований»). Они сделаны в начале 1990-х годов специально для фундаментального, изданного впервые в России собрания сочинений И.А. Ильина. Его составитель Ю.Т. Лисица назвал три книги Ильина «"триптихом" философско-художественной прозы, сочинениями, связанными единым внутренним содержанием и замыслом»2.
Анализу лирико-философской прозы И.А. Ильина посвящена значительная часть предлагаемой диссертации.
Уникальна изданная трёхтомная переписка И.А. Ильина и выдающегося русского писателя-эмигранта И.С. Шмелёва. Она богата по содержанию, многообразна по поднятым в ней вопросам, в то же время представляя собой цельное художественное произведение. Выдающийся исследователь творчества философа, его ученик Н.П. Полторацкий дал ей, как отдельному явлению литературы, собственное название «Переписка двух Иванов» (по строчке одного из писем). Это редкий пример творческого общения двух талантливейших русских людей своего времени, близких по духу и по трагической судьбе, по кругу интересов, формировавшийся на протяжении трёх непростых для всего мира десятилетий. На наш взгляд, это наследие недостаточно известно среди русских читателей, мало исследовано на данный момент. Оно, безусловно, заслуживает отдельного глубокого изучения. В предлагаемой диссертационной работе сделан (частично) анализ «Переписки двух Иванов». Отметим, что многие
1 Смирнов И.Н. Жизнь и творческий путь И.А. Ильина. // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО РАРОГ, 1993. С. 11.
2 Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин // Ильин И.А. Собр.соч.: В 2 т. Т. 1 / Сост. Ю.Т. Лисица. М.: Изд-во «Медиум», 1993. С. 3.
очерки из трилогии писателя созданы в форме писем, иногда им самим предложен и ответный вариант письма.
В связи с многообразием литературного творчества Ильина, наряду с лирико-философской духовной и эпистолярной прозой в данном исследовании рассматривается образный строй, стиль его публицистики, сатирических сказок и поэтических опытов, а также их связь с критическими и историко-литературными высказываниями философа.
Степень изученности рассматриваемых в диссертации художественных произведений философа остается весьма скромной, что можно объяснить лишь недавним опубликованием в России и философских, и публицистических трудов, и художественных произведений Ильина, полностью отсутствовавших в период существования СССР. В настоящее время имеется ряд серьезных статей, диссертаций и книг о философской системе этого автора, несколько примеров изучения его литературно-критического наследия и теоретических трудов по эстетике. Как явление художественной литературы произведения И.А. Ильина изучались в статьях и отдельных главах книг Ю.И. Сохрякова, который положил начало филологическим исследованиям словесного искусства философа, его
3
писательского таланта .
Уже с начала 1990-х годов в ответ на публикации трудов Ильина по различным отраслям гуманитарного знания возникло множество откликов в прессе, появилась необходимость проведения крупных конференций. Так, в апреле 1993 года в Петербурге прошел Всероссийский семинар на тему «Социальная философия Ивана Ильина», в декабре 1994 года Российская академия государственной службы организовала «Круглый стол», посвященный творчеству Ильина. В 1995 и 1997 гг. в ИМЛИ им. Горького РАН состоялись Ильинские чтения. В 2008 году в Калининграде была проведена конференция, посвященная наследию И.А. Ильина.
3 Сохряков Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького, 2004. 252 с.
Позже прошел еще целый ряд крупных форумов, где в первую очередь рассматривался вопрос актуальности наследия этого выдающегося мыслителя. Ильинские чтения, охватывающие широкий круг проблем, теперь проводятся практически ежегодно. Важно, что в них активно участвуют новые поколения россиян. В 2017 году под этим названием состоялось сразу два форума: в Рязани он прошел в формате школьной научной конференции, где среди многих тем доклады касались вопросов краеведения (в Рязанской губернии до революции находилось небольшое имение родителей Ильина, он часто отдыхал и работал там в период своих студенческих летних каникул); в Петербурге в том же году была проведены студенческие «Ильинские чтения».
О мировом значении творчества философа свидетельствует международная научная конференция «И.А. Ильин об исторической судьбе русского народа. Духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры», проходившая в Москве в 2013 году. В ней приняли участие ученые из России, Германии, Канады, Сербии, США. В этих странах, как и в ряде других, активно издаются в переводах на их языки произведения И.А. Ильина4.
Событием стало завершение на грани XX - XXI веков издания первого в мире полного собрания сочинений И.А. Ильина, в 10 томах, с комментариями составителя Ю.Т. Лисицы и объемными приложениями, в том числе - 3 тома переписки с И.С. Шмелёвым.
Причина востребованности этих книг в оригинальности, значительности и глубине осмысления рассмотренных в них вопросов различных сторон русской жизни. Произведения Ивана Ильина родились из сочетания составляющих, сформировавших этого мыслителя. Это и глубокий ум, и таланты, данные ему от рождения, и фундаментальное, классическое образование, и твердая, деятельная православная вера, укрепившаяся за годы испытаний, и горячая любовь к Родине
4 Шарипов А.М. Научное наследие Ивана Ильина: мировой отклик // Иван Александрович Ильин [коллективная монография] / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 444-452. (Серия «Философия России первой половины ХХ века»).
и ее людям, усердие в труде, стойкость в жизненных испытаниях, поддержка единомышленников в трудные минуты жизни.
Все это позволило Ильину избежать всякой фальши и неискренности, трезво, не примешивая фантазий, рассуждать о духовных вопросах. На таком фундаменте им было построено здание живой оригинальной философии, своеобразного и в то же время связанного с лучшими отечественными традициями восприятия явлений искусства и истории.
На протяжении всего жизненного пути Ильина можно проследить его постепенное формирование как писателя, владеющего искусством слова, начиная с юношеских опытов в стихах и прозе, публицистических статьях и эссеистике, переписке, литературоведческих работах и вплоть до создания его лирико-философской духовной трилогии.
Неудивительно, что исследователи прежде всего анализируют философские и социально-экономические его труды, обсуждают различные точки зрения на политические взгляды Ильина. Внимание литературоведов привлекает и его деятельность литературного критика, в меньшей степени - его опыты лирико-философской прозы. В последних как бы кристаллизуется жизненный опыт незаурядного мыслителя.
Исследования литературного и критического творчества философа
Как отметил в своей монографии об Ильине Ю.И. Сохряков, «начало систематическому изучению литературно-критического наследия И.А. Ильина положил»5 его ученик, хранитель ильинского архива и биограф философа, профессор Питтсбургского университета (США) Н.П. Полторацкий (1921 - 1990). Это литературовед, известный за рубежом, а в последние десятилетия - и в России рядом исследований о наших писателях-эмигрантах. Он обратил внимание, в частности, на тот факт, что интерес Ильина к русской литературе проявился в публикациях лишь в середине 1920-х годов. А также на то, что в первую очередь статьи и лекционные курсы философа в качестве литературного
5 Сохряков Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького, 2004. С. 74. Далее ссылки на это издание даются в квадратных скобках с указанием фамилии автора и страницы.
критика были посвящены современным ему авторам Русского зарубежья, и лишь с середины 1930-х годов Ильин в своих исследованиях начинает обращаться к русскому фольклору, к классической русской литературе - к Пушкину, Достоевскому, Гоголю, Толстому. Одним из первых Н.П. Полторацкий назвал Ильина литературоведом, законченным стилистом и мастером русского языка, выдающимся публицистом6, но исследований собственно литературной стороны произведений философа у него нет.
В 1997 году имя И.А. Ильина было включено в «Литературную энциклопедию Русского Зарубежья (1918-1940)», причем - в первый том, имеющий название «Писатели Русского Зарубежья», что свидетельствовало о
7
признании его места среди русских художников слова .
В настоящее время наблюдается своеобразный парадокс: многие специалисты в области гуманитарных наук называют Ильина писателем, говорят о его незаурядном даре слова (например: «...его известная философская трилогия <...>, безусловно, обладает художественным своеобразием и художественной
о
выразительностью» ), но, за редким исключением, это мнение не нашло своего мотивированного обоснования. Видимо, причина такого явления - колоссальный объем и разнообразие тем творческого наследия Ильина, а также сравнительно недавняя (последние 20 лет) история публикаций его книг в России.
Ряд ценных материалов по теме «Ильин как литературный критик и писатель» можно найти в изданных в Русском зарубежье книгах П.Б. и Г.П. Струве9, в переписке И.Ильина с И. Шмелёвым10 и многими другими адресатами.
В современной России творчество Ильина находится в поле зрения многих авторитетных ученых. Одним из первых о его связях с художественной
6 Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силой. Лондон: Заря, 1975. С. 3.
7 Сохряков Ю.И. Иван Александрович Ильин // Энциклопедия Русского Зарубежья. Т. 1: Писатели Русского Зарубежья / Главный редактор А.Н. Николюкин. М.: РОССПЭН, 1997. С. 197-201.
8 Евлампиев И.И. Иван Ильин как участник современных дискуссий // Иван Александрович Ильин: Сб. статей / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: Политическая энциклопедия, 2014. С. 26.
9 Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью -Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956. 448 с.
10 Ильин И.А., Шмелёв И.С. Переписка двух Иванов: В 3 т. М.: Русская книга, 2000.
литературой стал писать П.Г. Паламарчук11. Наиболее глубоко и подробно литературоведческую и писательскую деятельность философа в XXI веке изучают Ю.Т Лисица и Ю.И. Сохряков. Ю.Т. Лисица подготовил издание полного собрания философских, литературно-критических, политических, искусствоведческих и художественных сочинений философа, сопроводив его обширными комментариями и дополнениями. Он также опубликовал в прессе ряд исследований (около 30) по этой теме.
Ю.И. Сохряков в 2004 году издал книгу «И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик», которая многогранно отразила творческую личность философа. Около 10 статей по данной теме напечатано этим ученым в периодических изданиях. Для исследователя принципиально важно, что «Ильин подчеркивает православный характер не только русской классической литературы, но и всей отечественной культуры XIX века» [Сохряков, с. 75]. В книге Ю.И. Сохрякова впервые в истории изучения произведений философа появились главы, в которых речь идет о писательском мастерстве Ильина: «Философская проза», «Пейзажное мастерство», «Искусство правильной жизни» и другие. Автор монографии акцентирует внимание читателя на художественных достоинствах ильинской прозы, наглядно иллюстрируя цитатами своё видение «психологической глубины, чёткости мышления, жизненной умудренности, <...> задушевности стиля, философских прозрений» лирико-философской духовной трилогии [Сохряков, с. 249].
В 2016 году несколько статей о творчестве И.А. Ильина вошли в сборник
1 9
работ Ю.И. Сохрякова «Русская классика в литературном процессе XX века» . В частности, здесь рассматривалась переписка И.А. Ильина и И.С. Шмелёва как
13
«явление в духовно-эстетической жизни русского зарубежья» . Анализируя такие стороны этой переписки, как раздумья о судьбе России, обсуждение актуальных на тот период литературных тем, духовного кризиса XX века, Ю.И. Сохряков
11 Паламарчук П.Г. Иван Ильин - критик. О литературно-критическом наследии русского философа // Московский вестник. 1990. № 1. С. 246-256.
12 Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе XX века. М.: Перо, 2016. С. 163.
13 Там же.
приходит к выводу о «духовной софеноменальности <...>, душевной родственности»14 Ильина и Шмелёва.
О.В. Селянская в диссертации «Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелёва в контексте переписки автора с И.А. Ильиным», отмечая важнейший вклад философа в изучении Шмелёвского художественного наследия и редкостную близость их духовных интересов, убеждений, исследует на материале переписки творческое взаимодействие двух представителей эмигрантской литературы15.
Духовные аспекты в работах Ильина привлекают внимание представителей Русской Православной Церкви. На конференциях, посвященных изучению наследия философа, выступали с докладами священнослужители, например, протоиерей Владислав Свешников16 и протоиерей Владимир Цыпин17.
1 о
Монография историка А.Ф. Киселева «Иван Ильин и его поющее сердце» примечательна тем, что автору удалось с пристальным вниманием передать на ее страницах биографию философа-писателя, отчасти соединив ее с изучением его главных произведений; некоторые страницы книги посвящены идейному содержанию духовной прозы Ильина.
За последние два десятилетия творчество И.А. Ильина было рассмотрено в целом ряде диссертаций и научных работ. В основном исследователей привлекает их философский, педагогический и политический аспект. Здесь можно назвать работы С.М. Бабинцева19, И.И. Евлампиева20 и других авторов. Но некоторые статьи и диссертации последних двух десятилетий были посвящены также
литературно-критической стороне трудов русского мыслителя. Это такие работы,
21
как диссертации И.В. Кулешовой «Философия творчества И.А. Ильина», М.Р. Тарасовой «И.А. Ильин как литературный критик» и «Предметно-
14 Там же. С. 174.
15 Селянская О.В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелёва «Пути небесные» в контексте переписки автора с И.А. Ильиным. Дисс... к. филол. наук. Тамбов, 2004. 167 с.
16 «Наши задачи» И.А. Ильина и .наши задачи»: Материалы конференции. М.: ТОО РАРОГ, 1995. С. 7.
17 Там же, с. 87.
18 Киселев А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. М.: Логос; Университетская книга, 2006. 270 с.
19 Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. М.: Прометей, 1997. 170 с.
20 Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб.: Наука, 1998. 543 с.
21 Кулешова И. В. Философия творчества И.А. Ильина. Дисс. к. филос.наук. М.:2006. 142 с.
эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики
99
XIX - первой половины ХХ веков» , Е.А. Подмарева «Религиозно-философские
23
аспекты литературной критики И.А. Ильина» . Диссертация С.Н. Стародубец по лингвистике «Специфика организации языковых символов в дискурсе
24
И.А. Ильина» была посвящена изучению особенностей системы ключевых слов-символов в философских произведениях мыслителя. Лингвистический аспект художественно-публицистических трудов Ильина также стал объектом изучения в диссертации О.М. Афанасьевой «Реконструкция языковой картины мира публициста (на материале бюллетеней «Наши задачи» И.А. Ильина)». Автор через исследование структуры лексико-семантических полей его статей проясняет иерархию жизненных ценностей философа25.
В.Н. Аношкина-Касаткина уделила значительное внимание специфике восприятия Ильиным русской поэзии в своей монографии «Православные основы русской литературы XIX века»26.
В серии «Философия России первой половины XX века» под редакцией И.И. Евлампиева вышел многогранный сборник статей «Иван Александрович
27
Ильин» , - прежде всего направленных на постижение его философских трудов. Но среди этих статей есть немногие, посвященные эстетическому, литературно-критическому и прозаическому наследию Ильина, а также подробная летопись его жизни.
Взятые в совокупности литературно-критические статьи и лекции Ильина оригинально представляют собой, конечно, далеко не всеобъемлющую, но все же панораму русской литературы XIX - первой половины XX веков. Здесь открывается для литературоведов обширное, еще мало возделанное поле
22 Тарасова М. Р. Ильин как литературный критик. Дисс... к. филол. наук. М., 1999. 242 с.
23 Подмарев Е. А. Религиозно-философские аспекты литературной критики И.А. Ильина. Дисс. к. филол. наук. Н. Новгород: 2011. 179 с.
24 Стародубец С. Н. Специфика организации языковых символов в дискурсе И.А. Ильина. Дисс. к. филол. наук. М, 2010. 510 с.
25 Афанасьева О.М. Реконструкция языковой картины мира публициста (на материале бюллетеней «Наши задачи» И.А. Ильина). Дисс.к. филол. наук. М.: 2000.
26 Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX в. М.: Пашков дом, 2011. 348 с.
27 Иван Александрович Ильин. Сборник статей / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 543 с.
изучения, тем более, что речь идет о преломлении в творческом сознании Ильина произведений таких гениев, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, о многостороннем обзоре творчества одновременно с Ильиным вернувшегося к русским читателям его близкого друга И.С. Шмелёва, других писателей Русского зарубежья.
В связи с изучением литературоведческих трудов философа необходимо назвать работы Ю.И. Сохрякова, который фактически начал профессионально исследовать творчества И.А. Ильина как оригинального писателя, внесшего серьезный вклад в русскую литературу.
Актуальность темы диссертации определяется широкой востребованностью современной российской и зарубежной интеллигенцией многообразного наследия выдающегося русского философа XX века И.А. Ильина, популярностью его художественных произведений и в то же время весьма скудным рядом литературоведческих работ о его творчестве. Высокая степень художественного совершенства писательского творчества философа, заряд воспитательных возможностей этого творчества, созвучие идейного содержания книг Ильина современным культурно-историческим задачам делают исследование по данной теме особенно актуальным.
Научная новизна диссертации связана с тем, что впервые предлагается литературоведческое филологическое исследование наследия И.А. Ильина как художника искусства слова, автора произведений различных жанров: поэмы «Наше жилище, или Быт и бытие изгнанников», литературного цикла «Невинные сказки» и «Древнего сказания «Праведный народ», лирико-философской духовной прозы (трилогии «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований»), публицистики и эпистолярия. Предложен литературоведческий анализ их художественности и оригинальности.
Объект и материал исследования составляют изданные в России и включенные в собрание сочинений И.А. Ильина в 10 томах (с дополнениями) художественные произведения: перечисленные выше книги лирико-философской
трилогии, публицистика философа, переписка его с И.С. Шмелёвым, сборник «Невинные сказки» и перекликающееся с ним «Древнее сказание ,Драведный народ"», ряд поэтических опытов Ильина, в частности, поэма «Наше жилище, или Быт и бытие изгнанников», его филологические труды «Основы художества. О совершенном в искусстве» и «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин - Ремизов - Шмелёв», литературно-критические статьи-лекции о русских писателях; привлекаются работы гуманитариев о философском, критическом и литературном наследии Ильина.
Предмет исследования: Образно-эстетические свойства публицистики и переписки, оригинальной прозы и поэзии И.А. Ильина.
Цель диссертационной работы: исходя из теоретических взглядов И.А. Ильина на искусство, провести литературоведческий анализ художественного своеобразия его прозы и поэзии, выявить связи с традициями и значение его произведений для истории русской литературы XX века.
Задачи исследования в связи с поставленной целью сформулированы следующим образом:
- выделить этапы развития художественного таланта Ильина, отражение его теоретических взглядов на страницах его литературных опытов;
- определить своеобразие изображения и развития темы России и русской революции в творчестве Ильина;
- выявить основные черты восприятия и анализа Ильиным литературных произведений, как авторских, так и фольклорных;
- проследить постепенное формирование в теоретических и литературно -критических статьях индивидуальных особенностей его собственного писательского метода;
- проанализировать специфику писательского творчества философа во всем многообразии жанров прозы, поэзии, публицистики и эпистолярных произведений, его художественных открытий в целом - в контексте эпохи;
- исследовать особенности лирико-философской прозы Ильина как наиболее оригинальной и значительной части его литературно-художественного наследия;
- выявить связи ильинских произведений с традициями национальной культуры, определить значение писательского творчества философа для истории русской литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Русские классики в литературной критике дальневосточной эмиграции2008 год, кандидат филологических наук Пасевич, Заряна Васильевна
Литературное наследие В.А. Смоленского: образно-эстетическая система лирики2010 год, кандидат филологических наук Данилов, Александр Геннадиевич
Жизнь и творчество Вс. Н. Иванова в историко-литературном контексте ХХ в.2002 год, доктор филологических наук Якимова, Светлана Ивановна
Литературно-художественное творчество В. С. Соловьёва в контексте русской словесности второй половины XIХ века (эстетика, поэтика, стиль)2019 год, доктор наук Юрина Наталья Геннадьевна
Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина2004 год, кандидат филологических наук Белова, Ольга Павловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тульская Ольга Сергеевна, 2020 год
С. 57.
проза, поэзия, публицистика), определены их существенные черты (сосредоточенность на теме судьбы России, особое понимание юмора, использование научного стиля и просторечия, афористичность, фольклорные и исторические ассоциации и другие особенности).
В результате исследования стало очевидно, что И.А. Ильин, начиная со студенческих лет, трудился над выработкой своей особой литературной манеры, наиболее точного выражения собственной оригинальной жизненной философии и искусства слова. Потребность в творчестве уже в ранние годы выразилась у него в создании поэтических и прозаических произведений, в том числе в жанровых формах стихотворений в прозе, рассказов. В работе выявлена оригинальная художественность произведений Ильина и связь этих публикаций с его философскими исканиями.
Также выяснено, что в подготовке своих лекций, статей и при написании писем Ильин активно включал в них художественные образы и другие средства выразительности, обнаруживая при этом безупречное владение русским и иностранными языками и эрудицию при осмыслении мировой, в первую очередь отечественной, культуры.
Потрясения, пережитые им в России в годы революции, принудительная эмиграция наложили трагический отпечаток на все созданное И.А. Ильиным в дальнейшем, сделав тему возрождения России центральной во всем многообразном творчестве философа, в том числе и литературном. Повторная вынужденная эмиграция, из гитлеровской Германии в Швейцарию, углубила этот трагизм, в то же время запрещение какой-либо политической деятельности в этот завершающий период его деятельности способствовало сосредоточению над критическими и собственно писательскими трудами, несмотря на затруднение с их публикацией.
Важно отметить, что только спустя 50 лет после кончины писателя широкому кругу русских людей стали доступны его книги, безусловно запрещенные ранее, при социализме. Когда стало появляться, том за томом, собрание сочинений Ильина, в печати начали публиковаться его статьи,
оказалось, что они полностью лишены оттенка устарелости. Напротив, актуальность и жизненность этих произведений как будто возрастает день ото дня. Их своеобразие в то же время требует от читателя особого настроя и интеллектуальной подготовки, поскольку, как об этом писал сам философ, человек, настроенный слушать балалайку, не сможет воспринять звуки органа. В то же время яркость изложения, образность и эмоциональность произведений существенно облегчают читателям знакомство с миром творчества Ильина. Материалы данной диссертации призваны усилить мотивацию к восприятию прозы и поэзии выдающегося мыслителя.
В предлагаемом литературоведческом исследовании проанализировано то, как в годы эмиграции философ совершенствовался в писательском мастерстве, создав собственную теорию художественности, в то же время значительное внимание уделяя изучению практики художественной литературы: фольклора, классического периода (в первую очередь наследия Пушкина, Достоевского, Гоголя) и произведений писателей ХХ века (Шмелёва, Бунина, Ремизова, Мережковского). Эта работа, принявшая форму лекций-статей, постоянно сочеталась у Ильина со шлифовкой индивидуального выразительного литературного стиля на базе глубокого проникновения в художественный мир выдающихся писателей. Особое внимание он обратил на духовную прозу Гоголя и публицистику Достоевского, находя в них созвучные формы для созревающей в его душе готовности творчески высказаться в качестве прозаика. В результате философ все ближе подходил, на качественно новом уровне, к реализации появившейся у него еще в юности потребности в литературном творчестве.
В предлагаемой диссертации исследована длительная творческая дружба и переписка И.А. Ильина с И.С. Шмелёвым как существенный этап подготовки мыслителя ко вступлению на писательскую стезю. Шмелёв не только с благодарностью принимал критические отзывы философа о своих произведениях, но и сам всячески «подталкивал» друга к созданию авторских творений, отмечая его прекрасный русский язык и явный художественный талант в сочетании с напряженным духовным постижением мира. И.С. Шмелёв писал в
одном из своих писем философу: «Вам назначено - петь <...>. Ибо вы - не трибун только, а главнейшее - Вы - творец ценностей духовных, всему человечеству необходимых» [Ильин, Переписка, т. 1, с. 259]. Подобные мысли писатель не раз настойчиво повторял в своих письмах Ильину; возможно, в немалой степени мы обязаны Шмелёву тем, что можем сейчас читать «Поющее сердце...» и другие литературные работы философа. Переписка двух талантливых русских людей сама по себе составила также исключительное, отдельное, художественно цельное произведение, особенности которого отчасти исследованы в данной работе. Именно в приложении к этой переписке опубликованы ныне в собрании сочинений Ильина его сказочно-сатирические опыты.
Именно Шмелёву в письмах он подробно рассказывает о рождающихся у него «этюдах», позднее составивших главное литературное произведение Ильина - уникальную лирико-философскую трилогию «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Взгляд в даль. Книга размышлений и упований». В предлагаемой диссертации обозначены главные особенности трилогии. Выделены такие ее индивидуально преломленные признаки: глубокая духовность, диалогичность, мозаичность, парадоксальность, яркое лирическое начало, редкостное пейзажно-изобразительное мастерство с преобладанием духовно-символического восприятия мира природы и другие, показаны ее связи с предшествующей русской литературой и в то же время ее своеобразие. Художественный талант Ильина проявился также в его публицистике и сатирических сказках, которые объединяет с «Перепиской двух Иванов» многосторонне и своеобразно раскрытая тема России и русской революции, что проанализировано в предлагаемом исследовании.
Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости дальнейшего изучения филологами художественной и литературно-критической сторон творчества русского философа И.А. Ильина. При этом одинаково ценны для исследователей и мир его лирико-философской духовной прозы и других художественных произведений, и его литературно-критические статьи. Два этих русла творчества Ильина тесно связаны между собой, а также с его чисто
философскими трудами. Воедино все это соединяет оригинальная личность Ильина, пристальное внимание мыслителя к России, ее прошлому и будущему, к искусству слова, духовному наследию страны, отечественной культуре и национальному укладу.
В качестве перспективы исследования темы можно предложить разыскание в архивах новых, ранее не печатавшихся произведений прозы и поэзии Ильина, их изучение и опубликование. Существует также реальная необходимость в новых комментированных изданиях ранее опубликованных литературно-художественных произведений философа, так как многие из них, несмотря на растущую популярность, малодоступны в настоящее время для широкого круга читателей. Кроме того, вполне вероятна перспектива расширения сопоставительных параллелей произведений Ильина и русских писателей различных исторических периодов - с целью установления характера связей Ильина-писателя с литературным процессом. Несомненно, это способствовало бы деятельному освоению наследия выдающегося философа как оригинального художника слова.
Список литературы ПУБЛИКАЦИИ И.А. ИЛЬИНА
1. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: ТОО РАРОГ,1993. 448 с.
2. Ильин И.А. Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 6, Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 213-240.
3. Ильин И.А. Борьба за художественность // Возрождение. - Париж, 1934. -№ 3348 (3 авг.). - С. 2, 4. , № 3352 (7 авг.). - С. 2, 5.
4. Ильин И.А. Вечное (стихотворение в прозе) // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Дневники. Письма. Документы (1903-1938)» / Сост. Лисица Ю.Т. -М.: Русская книга, 1999. - С. 7-16.
5. Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 8 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1998. - С. 343564.
6. Ильин И.А. Гоголь - великий русский сатирик, романтик, философ жизни // Ильин И.А Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 240 - 276.
7. Ильин И.А. Грядущая Россия // День русского ребёнка. - Сан-Франциско, 1943. Вып. 10.
8. Ильин И.А. Достоевский как публицист // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 338 - 367.
9. Ильин И.А. Достоевский как художник // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 308- 37.
10. Ильин И.А. Достоевский как человек и характер // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 277-307.
11. Ильин И.А. Духовный смысл сказки // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 259-273.
12. Ильин И.А. Замок Зеон (стихотв.) // Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 96.
13. Ильин И.А. Иван Сергеевич Шмелёв // День русского ребёнка. - Сан-Франциско, 1948. - Вып. 15. - С. 218-221.
14. Ильин И.А. Искажение русской истории // Ильин И.А. О русском национализме. Сб. статей. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - С. 99-103.
15. Ильин И.А. Искусство Шмелёва // Возрождение. - Париж, 1933. - № 2978 (29 июля). - С. 2, 4.
16. Ильин И.А. Кризис современного искусства // Русский колокол. - Берлин, 1927. - № 2. - С. 18-27.
17. Ильин И.А. Крушение социализма // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. т. «Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954)» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 2001. - С. 413-442.
18. Ильин И.А. Лев Толстой - художник и человек // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 478-496.
19. Ильин И.А. Лев Толстой как истолкователь русской души («Война и мир») // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. 3 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 428-454.
20. Ильин И.А. Литературный курс. Краснов. Материалы и выписки. [Электронный ресурс] // Культура. РФ Спецпроект «Иван Ильин: Изгнанник и патриот» [сайт]. - ЦЕЪ: https://www.culture.ru/catalog/archiv_ilina/ru/item/book/i-a-ilin-literaturnyy-kurs-krasnov-materialy-i-vypiski (Дата обращения 27.09.2019.)
21. Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С. 455-477.
22. Ильин И.А. Молитва перед решением // День русского ребёнка. - Сан-Франциско, 1940. Вып. 7. - С. 4.
23. Ильин И.А. «Моцарт и Сальери» Пушкина. (Гений и злодейство) // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. -С. 89-109.
24. Ильин И.А. Музыка Метнера // Русский колокол. - Берлин, 1929. - № 7. -С. 11-23.
25. Ильин И.А. Мученичество церкви в России // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1998. - С. 269-281.
26. Ильин И.А. Национальная миссия Пушкина // День русского ребёнка. - Сан-Франциско, 1937. - Вып. 4. - С. 16-17.
27. Ильин И.А. Наше жилище (поэма) // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Письма. Мемуары» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 245-271.
28. Ильин И.А. Невинные сказки // Ильин И.А., Шмелёв И.С. Переписка двух Иванов. - М.: Русская книга, 2000. Т. 3. - С. 434-470.
29. Ильин И.А. Неправда о России // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906 - 1954)» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 2001. - С. 146-151.
30. Ильин И.А. О воспитании в грядущей России // Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - С. 122137.
31. Ильин И.А. О демонизме и сатанизме // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Т. 6. Кн. 2 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 274-281.
32. Ильин И.А. О национальном призвании России // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 7 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1998. - С. 373-448.
33. Ильин И.А. О путях России // Перезвоны. - Рига, 1927. - № 32. - С. 1010-1013.
34. Ильин И.А. О России. Три речи. - М.: Российский архив, 1996. - 64 с.
35. Ильин И.А. О русской идее // Ильин И.А. О русском национализме. Сб. статей.
- М.: Российский фонд культуры, 2007. - С. 109-121.
36. Ильин И.А. О русском национализме // Ильин И.А. О русском национализме: Сборник статей. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - 152 с.
37. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. - М.: Дар, 2005. - 480 с.
38. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин -Ремизов - Шмелёв // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1 / Сост. Лисица Ю.Т.
- М.: Русская книга, 1996. - С. 183-406.
39. Ильин И.А. Образ Идиота у Достоевского // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1997. - С.368-395.
40. Ильин И.А. Одинокий художник // Возрождение [газета]. - Париж [Paris], 1933. - № 2891 (2 мая). - С. 2.
41. Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. 6. Кн. I / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 51181.
42. Ильин И.А. Очерки внутренней России. Об оставшихся // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906 - 1954)» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 2001. С. 327-333.
43. Ильин И.А. Перед уходом (стихотворение) // Русский колокол. № 2 (11). - М.: Благотворительный фонд «Христианин», 2013. С. 255-256.
Ильин И.А. Письма Метнерам Николаю Карловичу и Анне Михайловне. 19 писем. [Электронный ресурс] // Культура. РФ Спецпроект Иван Ильин: Изгнанник и патриот [сайт]. - URL:
https: //www.culture.ru/catalog/archiv ilina/ru/item/book/pisma-ilma-i-a-metneram-nikolayu-karlovichu-i-anne-mihaylovne-19-pisem (Дата обращения 27.09. 2019).
44. Ильин И. А. Почему мы верим в Россию? // Возрождение. - Париж, 1933. -№ 4403 (29 окт.). - С. 9.
45. Ильин И.А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3 / Сост. Лисица Ю.Т. М.: Русская книга, 1994. С. 227 - 380.
46. Ильин И.А. Праведный народ. Древнее сказание // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т. 6. Кн. II. Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга.1996. - С. 282 -287.
47. Ильин И.А. Православная Русь. «Лето Господне. Праздники» И.С. Шмелёва // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 124-130.
48. Ильин И.А. Пророческое призвание Пушкина // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. С. 37-69.
49. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1993. - С. 39-284.
50. Ильин И.А. Пушкин в жизни // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II./ Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 73-89.
51. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. Три речи // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3 / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 15-88.
52. Ильин И.А. Родина и мы. - Белград: Общество Галлиполийцев, 1926. - 16 с.
53. Ильин И.А. Рождение чувства Родины // День русского ребёнка. - Сан-Франциско, 1943. - Вып. 10. - С. 5.
54. Ильин И.А. Россия в русской поэзии // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 199-258.
55. Ильин И.А. Россия есть живой организм // Ильин И.А. О русском национализме: Сб. статей. - М.: Российский фонд культуры, 2007. - С. 20-29.
56. Ильин И.А. Россия зовёт // Русский колокол. - Берлин, 1929. - № 7. - С. 3-6.
57. Ильин И.А. Россия и Европа // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954)» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 2001. - С. 156-158.
58. Ильин И.А. Русская душа в своих сказках и легендах // Ильин. И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. III. - М.: Русская книга, 1997. - С. 31-57.
59. Ильин И.А. Саша (рассказ) // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Дневник. Письма. Документы (1903-1938)» / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 476-483.
60. Ильин И.А. Святая Русь. «Богомолье» Шмелёва. // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 131 - 137.
61. Ильин И.А. Советский Союз не Россия. - Сан-Пауло: Русский очаг, 1949. -30 с.
62. Ильин И.А. Талант и творческое созерцание // Возрождение [газета]. - Париж, 1933. - № 2816 (16 февр.). - С. 2.
63. Ильин И.А. Творческая идея России // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т.6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 590-620.
64. Ильин И.А. Творчество Мережковского // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 168-198.
65. Ильин И.А. Творчество Шмелёва // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1996. - С. 110-123.
66. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т. - М.: Издание Г. А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918.
67. Ильин И.А. Художество Шмелёва // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. II / Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1999. - С. 140-167.
68. Ильин И.А. Что такое искусство? // Возрождение. - Париж, 1932. № 2678 (1 окт.). - С. 2, 5.
69. Ильин И.А. Что такое художественность? // Возрождение. - Париж, 1932. -№ 2741 (3 дек.). - С. 2, 5.
70. Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3 / Сост. Лисица Ю.Т. М.: Русская книга, 1994. С. 89 - 226.
71. Ильин И.А. Яд большевизма // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Доп. том «Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии. (1906 - 1954)» / Сост. Лисица Ю.Т. -М.: Русская книга, 2001. - С. 354-391.
72. Ильин И.А., Шмелёв. И.С. Переписка двух Иванов: В 3 т. - М.: Русская книга, 2000.
II. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДРУГИХ АВТОРОВ
73. Белый Андрей (Бугаев Б.Н.) Начало века. - М.: В/о «Союзтеатр» СТД ССР, 1990. - 496 с.
74. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие... - М.: Правда, 1979. - 496 с.
75. Волошин М.А. Избранные стихотворения. М.: Советская Россия, 1988.
76. Герцык Е.К. Воспоминания. - М.: Московский рабочий, 1996. - 443 с.
77. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Духовная проза / Сост. Воропаев В.А., Виноградов И.А и др. - М.: Русская книга, 1992. - С. 36-278.
78. Достоевский Ф.М. «Дневник писателя» // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. / Сост. Базанов В.Г., Виноградов В.В. и др. Т. 21-27. - Л.: Наука, 1972. -1990.
79. Зайцев Б.К. Дневник писателя / Вступ. ст., подгот. текста и коммент. А.М. Любомудрова. - М.: Дом Русского Зарубежья им. Александра Солженицына; Русский путь, 2009. - 208 с.
80. Константин Бальмонт - Ивану Шмелёву. Письма и стихотворения. 1926-1936 / Сост., вступ. статья, комментарии К.М. Азадовского, Г.М. Бонгард-Левина. - Л.: ООО «Изд-во Собрание», 2005. - 432 с.
81. Полонский Я.П. Собр. соч. в 5 т. - М.: Художественная литература, 1986.
82. Пришвин М.М. Дневники. - М.: Русская книга, 2004. - 544 с.
83. Пришвина В.Д. Наш дом. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 336 с.
84. Пришвина В.Д. Невидимый град. - М.: Волшебный фонарь, 2009. - 552 с.
85. Салтыков-Щедрин М.Е. Сатирические рассказы и сказки. - М.: Московский рабочий, 1987. - 512 с.
86. Цветаева М.И. Книги в красном переплёте // Цветаева М.И. Поклонись Москве... - М.: Московский рабочий, 1989. - С. 18-19.
87. Чехов А.П. Вишневый сад // Чехов А.П. Полное собр. соч. в 13 т., т.13. - М.: Наука, 1986. - С. 195-254.
88. Шмелёв И.С. Лето Господне. Богомолье // Шмелёв И.С. Детям. - М.: ИД Православный мир, 2009. - С. 9 - 411.
89. Шмелёв И.С. Сказы и сказки. Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 78 с. III. ПУБЛИКАЦИИ О ТВОРЧЕСТВЕ И ЛИЧНОСТИ И.А. ИЛЬИНА
90. Адаева Н.А. И.А. Ильин и Н.К. Метнер (взаимоотношения музыки и нравственности) // Гуманитарный альманах. - Саранск. 2008. - С. 83-84.
91. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы Х1Х века. - М.: Пашков дом, 2011. - 384 с.
92. Асанова Л.И. Проблемы самовоспитания и взаимопонимания в философско-педагогическом наследии И.А. Ильина // Проблемы духовной жизни: история и современность. - Нижний Новгород, 2002. - С. 155-165.
93. Бабинцев С.М. Миросозерцание И.А. Ильина. - М.: Прометей, 1997. - 170 с.
94. Горынин И.А. Ильин о Тютчеве // Гуманитарные знания, 2002. - Омск: ОмГПУ, вып. 6. - С.172-174.
95. Гребнева Г.А. И.А. Ильин о духовном делании человека через воспитание и образование // - Екатеринбург, Русский экономический вестник, 2005. - Вып. 4. -С. 236-247.
96. Гребнева Г.А. И.А. Ильин: интеллектуальная биография. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - 119 с.
97. Иван Александрович Ильин [коллективная монография] / Под ред. И.И. Евлампиева. М.: Политическая энциклопедия, 2014. (Серия «Философия России первой половины ХХ века). - 543 с.
98. Евлампиев И.И. (сост.). И.А. Ильин: Pro et contra. Личность и творчество И.А. Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей. Антология. - СПб.: РХГИ, 2004. - 895 с.
99. Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. -СПб.: Наука, 1998.
100. Казнина О.А. В поисках новой идеологии: социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920-1930 годов. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. -608 с.
101. Киселев А.Ф. Иван Ильин и его поющее сердце. - М.: Логос, Университетская книга, 2006. - 272 с.
102. Лисица О.В. Иван Ильин и Иван Шмелёв: о духовной дружбе двух великих Иванов // Русский экономический вестник. - Вып. 4. - Екатеринбург, 2005. -С. 317-318.
103. Лисица Ю.Т. Иван Александрович Ильин. Историко-биографический очерк // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Сост. Лисица Ю.Т. - М.: Русская книга, 1993. - С. 536.
104. Лисица Ю.Т. Иван Ильин - провозвестник грядущей России. - М.: Московские учебники; Си Ди пресс, 2005. - 61 с.
105. Лисица Ю.Т. Иван Ильин и Россия. Неопубликованные фотографии и архивные материалы. - М.: Русская книга, 1999. - 192 с.
106. Лисица Ю.Т. Русская правда Ивана Ильина. К 110 летию со дня рождения И.А. Ильина // Наш современник. 1993. № 3. - С. 138-139.
107. Моисеенко М.В. И.А. Ильин о специфике художественного акта Л.Н. Толстого и И.А. Бунина // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - М.: Издательство МГОУ, 2009. - С. 133-142.
108. «Наши задачи» И.А.Ильина и .наши задачи. Материалы конференции / Под ред. протоиерея Владислава Свешникова. - М.: РАРОГ, 1995. - 144 с.
109. Паламарчук П.Г. Иван Ильин - критик. О литературно-критическом наследии русского философа // Московский вестник. - 1990. - № 1. - С. 246-256.
110. Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идей о сопротивлении злу силой. - Лондон: Заря, 1975. - 60 с.
111. Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин: жизнь, труды, мировоззрение. - М.: Эрмитаж, 1989. - 320 с.
112. Полторацкий Н.П. Русские зарубежные писатели в литературно-философской критике И. А. Ильина // Русская литература в эмиграции. Сборник статей / Под ред. Н.П. Полторацкого. - Питтсбург: Отдел славянских языков и литературы Питтсбургского ун-та, 1972.
113. Полторацкий Н.П. Русские писатели, литература и художество: Сборник статей, речей и лекций. - Вашингтон, 1973.
114. Скотникова Г.В. И.А. Ильин как литературно-философский критик // Наука и кудьтура русского Зарубежья. Материалы конференции / Сост. Махлина Т.А. -СПб.: СПбУ, 1997. - С. 93-100.
115. Славгородский Е.И. Лингвофилософская традиция Серебряного века в учении о слове И.А.Ильина // Идейное наследие Ильина и современность. Сборник научн. трудов. Под ред. Корнилова С.В. - Калининград: Издательство РГУ им. И.Канта, 2008. - С. 58-59.
116. Смирнов И.Н. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина // Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М.: ТОО «Рарог», 1993. - С. 3-39.
117. Солнцева Н.М. И.А. Ильин-филолог // Вестник Омского университета. -2012. - № 3. - С. 213-219.
118. Сохряков Ю.А. И.А. Ильин как литературный критик // Грани. - 1995. -№ 177. - С. 282-302.
119. Сохряков Ю.А. Ильин как мыслитель и литературный критик // Литература в школе. - 1996. - № 1. - С. 36-41.
120. Сохряков Ю.И. И.А. Ильин - религиозный мыслитель и литературный критик. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. - 252 с.
121. Сохряков Ю.И. Иван Александрович Ильин // Писатели русского зарубежья (1918 - 1990). Справочник. - М.: ИНИОН РАН, 1993. - С. 230-238.
122. Сохряков Ю.И. Ильин Иван Александрович (1883-1954) // Литературная энциклопедия русского зарубежья 1918-1940 / гл. ред. А.И. Николюкин. - Т.3: Книги - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.-С.273-273.
123. Сохряков Ю.И. Личность и творчество А.С. Пушкина в оценке И.А. Ильина // Вестник Тамбовского ун-та. Серия «Гуманитарные науки». - Тамбов, 1999. - Вып. 1. - С. 103-106.
124. Сохряков Ю.И. Русская классика в литературном процессе ХХ века. - М.: МГОУ, издательство «Перо», 2016. - 218 с.
125. Стародубец С.Н. Мифические символы в работах И.А. Ильина // - М.: Высшее образование в России. - 2005. - № 12. - С. 138-141.
126. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: опыт исторического обзора зарубежной литературы. - Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1956. - 448 с.
127. Тарасова М.Р. Диалогические возможности личных местоимений в предметно - эстетической критике И.А. Ильина // Вестник МГОУ. Серия Русская филология. - М.: МГОУ. - 2008. - № 3. - С. 17-23.
128. Тарасова М.Р. И.А. Ильин о «Выбранных местах из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя // Гуманитарные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. -Владивосток: ДГТУ - 2009. - № 3. - С. 52-55.
129. Тарасова М.Р. И.А. Ильин о русском языке // - М.: Русская речь, 2007. - № 4. - С. 78-90.
130. Тарасова М.Р. И.А. Ильин о «Серебряном веке» и модернизме // Филологические науки. - М.: Министерство образования и науки РФ. - 2005. -№ 3. - С. 96-101.
131. Тарасова М.Р. И.А. Ильин о Чехове // «Чеховские чтения»: Сборник материалов конференции. - Южно-Сахалинск: Музей Чехова, 1999. - С. 35-37.
132. Тарасова М.Р. Теоретические предпосылки эстетики и литературной критики И.А. Ильина // Тарасова М.Р. Обсерватория культуры. - М.: РГБ, 2009. - С. 16-29.
133. Тарасова М.Р. Феномен литературной критики в интерпретации И.А. Ильина // Вестник МГОУ Серия: Русская филология. - М.: МГОУ- 2009. - № 4. - С. 168171.
134. Тарасова М.Р. Художественные особенности литературной критики И.А. Ильина. - Южно-Сахалинск: Издательство СахГУ, 2009. - 216 с.
135. Тульская О.С. Аспекты духовного становления личности в интерпретации И.А. Ильина (по книге «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий») // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2015. - (№ 1) 84. - С. 130-133.
136. Тульская О.С. Восприятие мира природы в духовно-философской прозе Ивана Ильина // Сборник статей по итогам Международной научной конференции «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи». - М.: МГОУ, 2015. - С. 197-204.
137. Тульская О.С. «Древнее» сказание И.А. Ильина «Праведный народ» в историко-культурном и философском контексте // Вестник Тверского государственного университета. - Тверь, 2013. - № 4. - С. 324 -329.
138. Тульская О.С. И.А. Ильин - писатель: творческое развитие традиций русской классической литературы в философской прозе (по книге «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий») // Сборник научных трудов по материалам докладов конференции «Русский язык и литература: история и современность». - М.: МГОУ 2010. - С. 515-520.
139. Тульская О.С. Лирический образ России и ее судьба в публицистике Ивана Ильина // Сборник по итогам II Международной конференции «Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи». -М.:МГОУ, 2016. - С. 183-187.
140. Тульская О.С. Литературно-художественное своеобразие сказок И.А. Ильина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - М.: МГОУ, 2013. - № 2. - С. 50-57.
141. Тульская О.С. О поэме философа И.А. Ильина «Наше жилище, или быт и бытие изгнанников» // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого [Электронный ресурс]: Великий Новгород, 2019. - № 2(20). - С.1-4. URL: https://www.novsu.ru/file/1506243 (дата обращения: 26.05.2019).
142. Тульская О.С. Основные особенности духовно-философской прозы философа И.А. Ильина [Электронный ресурс]: Вестник Государственного Гуманитарно-технологического университета, 2019. - № 2. - С. 61-66. URL: http://evestnik.ggtu.ru (дата обращения: 19.11.2019);.
143. Тульская О.С. Тема России в письмах И.А. Ильина к И.С. Шмелеву // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Серия: «Гуманитарные науки и образование». Выпуск 6. - Тольятти, 2010.- С. 67-72.
144. Тульская О.С. Художественное своеобразие публицистики И.А. Ильина 19201930-х годов о русской революции // Ученые записки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого [Электронный ресурс]: Великий Новгород, 2018. - № 2(14). - С. 1-4. URL: https://www.novsu.ru/flle/1442320 (дата обращения: 26.05.2019).
145. Флорова А.И. Трилогия Мережковского «Христос и Антихрист» в оценке И.А. Ильина // Актуальные проблемы современного литературоведения. - М.: Изд.-во МГОПУ, 1997 - С. 85-89.
146. Хачатурян Л.В. Святоотеческое предание в религиозной философии И.А. Ильина // Свет невечерний. - Владимир: Издательство Владимирской епархии РПЦ 2002. № 4. - С. 150-157.
147. Чернова Т.Ю. Слово И.А.Ильина о «художественном предмете» в музыкально - эстетических параллелях и отголосках // Вестник ПСТГУ, серия «Музыкальное искусство христианского мира». 2007, вып. 1.
148. Шарипов А.М. Русский мыслитель И.А. Ильин: творческая биография. - М.: Изд-во Главархива Москвы, 2008. - 304 с.
149. Шиповских И.С. И.А. Ильин о критериях художественности // Русская литературная критика Серебряного века: Тезисы докладов международной
научной конференции / Сост. Исаев С.Г. - Нижний Новгород: Изд-во НГУ 1996. -С. 65-68.
IV. ДИССЕРТАЦИИ
150. Барковская Т.В. И.А. Ильин о роли культуры и религии в национальном возрождении России. Дисс. ... канд. философских наук. - М., 1996. - 172 с.
151. Кулешова И.В. Философия творчества И.А. Ильина. Дисс. ... канд. философских наук. - М., 2006. - 142 с.
152. Мурышев К.Е Философия художественного творчества И.А. Ильина. Дисс. ... канд. философских наук. - М., 2011. - 251 с.
153. Подмарев Е.А. Религиозно-философские аспекты литературной критики И.А. Ильина: творчество И.А. Бунина, А.М. Ремизова, И.С. Шмелёва. Дисс. ... канд. филологических наук. - Нижний Новгород, 2011. - 179 с.
154. Попова О.С. Проблема трагического в философии И.А. Ильина. Дисс. ... канд. философских наук. - СПб., 1999, - 145 с.
155. Тарасова М.Р. И.А. Ильин как литературный критик. Дисс. ... канд. филологических наук. - М., 1999. - 244 с.
156. Тарасова М.Р. Предметно-эстетическая критика И.А. Ильина в контексте русской идеалистической критики XIX - первой половины ХХ в. Дисс... доктора филологических наук. - Владивосток, 2010 - 458 с.
157. Самохина А.А. Проблема человека в произведениях И.А. Ильина. Дисс. ... канд. философских наук. - М., 1996. - 141 с.
158. Селянская О.В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелёва «Пути небесные» в контексте переписки автора с И.А. Ильиным. Дисс.канд. филологических наук. - Тамбов, 2004. - 167 с.
159. Соколова А.В. Феномен искусства в философско-эстетических воззрениях И.А. Ильина. Дисс. ... канд. философских наук. - Кострома, 2001. - 140 с.
160. Стародубец С.Н. Специфика организации языковых символических средств в дискурсе И.А. Ильина. Дисс. ... доктора филологических наук. - М., 2010. - 519 с.
161. Финько М.В. Религиозно-философская концепция русской культуры на материале работ И.А. Ильина. Дисс. ... доктора философских наук. - Ростов-на-
Дону, 2004. - 471 с.
IV. ТРУДЫ ПО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЮ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЮ, ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ
162. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Языки русской культуры, 1996. - 447 с.
163. Азаров Ю.А. Диалог поверх барьеров. Русское литературное зарубежье: центры, периодика, взаимосвязи (1918 - 1940). - М.: Совпадение, 2005. - 335 с.
164. Алексеева Л.Ф. Василий Александрович Сумбатов - русский поэт ХХ века: Монография. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 300 с.
165. Алексеева Л.Ф. Эстетический и нравственный идеал творчества Сергея Есенина 1923-1925 годов: пушкинский и блоковский потенциал // Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Серия «Есенин в ХХ1 веке». - Вып. 4. - М.; Константиново; Рязань, 2016. С. 221-236. (ИМЛИ РАН, Государственный музей заповедник Есенина, РГУ им. С.А. Есенина).
166. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство, архитектура. Терминологический словарь / Под общей ред. А.М. Кантора. - М.: Эллис Лак. 1997. - 736 с.
167. Басин Е.Я. Статьи об искусстве. Вып. 2. - М.: Фонд РГТЗ, Слово. 2011. -224 с.
168. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. литература, 1975. - 504 с.
169. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991. - 448 с.
170. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989.
171. Булгаков С.Н. Тихие думы. - М.: Республика, 1996. - 509 с.
172. Бунин И.А. Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. Сост. М. Грин. В 2 т. 2005 М.: Посев .Т. 1 - 303 с. Т. 2 - 431 с.
173. Васильев С.А. Образ Игумена земли Русской в поэме Т.К. Зульфикарова «Откровения Сергия Радонежского» // Вестник Московского городского
педагогического университета. Серия Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2014. - № 4.- С. 21-27 ШЬ: https://www.mgpu.ru/materials/39/39310.pdf (дата обращения 01.12.2015).
174. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: Издательство АН СССР, 1963. - 255 с.
175. Гачев Г.Д. Русская дума. Портреты русских мыслителей. - М.: Новости, 1991. - 272 с.
176. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975. -470 с.
177. Дзыга Я.О. (Гудзова Я.О.). Творчество И. С. Шмелёва в контексте традиций русской литературы: Монография. - М.: БУКИ ВЕДИ, 2013. - 348 с.
178. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. V. - М.: «Христианская литература», 1999. - 736 с.
179. Дурылин С.Н. Нестеров в жизни и творчестве. - М.: Молодая гвардия, 1976. -461 с.
180. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 288 с.
181. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Круг, 2004. - 560 с.
182. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения: В 7 т. Т. 1. - М.: Правило веры, 1993. -570 с.
183. Казин А. Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ века - начала ХХ1 века. 1917-2017. В 3 томах. Т I. 1917-1934. -СПб.: Алетейя, 2016. - 540 с.
184. Кознова Н.Н. Жанр эссе в мемуарах писателей // Вестник Челябинского государственного ун-та. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 51. - 2011. -№ 8. - С. 74-79.
185. Кознова Н.Н. Дневники, письма, мемуары: к вопросу о взаимодействии жанров // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2009. № 1. С. 137—143.
186. Кознова Н.Н. Мемуары русских писателей-эмигрантов первой волны: осмысление исторического пути России. Монография. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 252 с.
187. Кознова Н.Н. Типология форм повествования в мемуарах писателей-эмигрантов первой волны / Н. Н. Кознова: Монография. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010. - 168 с.
188. Кознова Н.Н. Традиции русской духовной культуры в мемуарной прозе писателей-эмигрантов первой волны // Вестник Тамбовского университета. -Серия Гуманитарные науки. - 2008. - Вып. 9 (65). - С. 151-156.
189. Кознова Н.Н. Эпистолярный жанр в мемуарном контексте // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2011. - №1. -С. 51-58.
190. Колядич Т. М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. - М., 1998.
191. Корниенко Н.В. Революция 1917 года и русский роман ХХ века // Русская интеллигенция и революция в литературе ХХ века: К 100-летию революции 1917 года. К 125-летию со дня рождения К.А. Федина: сборник научных статей. -Саратов: ИЦ «Наука», 2018. - С.3-22.
192. Кошемчук Т.А. Русская литература в православном контексте. - СПб.: Наука, 2009. - 278 с.
193. Криволапова Е.М. «Искание Бога перед мировой катастрофой» в ранних дневниках М.М. Пришвина (статья) // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: Сб. научных трудов по материалам Международной научной конференции. - М., МГОУ, 23-24 июня 2009 г. В 2-х ч. -М.: МГОУ, 2010. Ч. 1. - С. 58-66.
194. Криволапова Е.М. Литературный дневник «русской смуты»: 1917 - 1919 гг. По материалам дневников русских писателей (монография). - Saarbrücken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 128 c.
195. Критерии художественности в литературе и искусстве / Под ред. Нигматуллина Ю.Г. - Казань: Издательство Казанского университета, 1984. -
192 с.
196. Лабрюйер Жан, Характеры. - Л.: Художественная литература, 1964. - 416 с.
197. Леонтьев К. Н. Избранное. - М.: Московский рабочий, 1993. - 400 с.
198. Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. В 4 т. / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: ИНИОН, 1997-2002.
199. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и составитель А.Н. Николюкин. - М.: «Интелвак», 2001. - 1598 ст.
200. Лотман Ю. Избранные статьи: В 3 т. - Таллинн: Александра, 1992-1993.
201. Минералов Ю.И. Национальное как фактор художественности в русской литературе. - М.: Издательство Литературного института, 2010. - 181 с.
202. Минералов Ю.И., Васильев С.А. Национальное как фактор художественности в русской литературе: Монография. - М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2010. - 181 с.
203. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (Поэтика и индивидуальность). - М.: Владос, 1999. - 360 с.
204. Монтень, Опыты. В трех книгах / Пер. с фр. А. Бобовича. - М.: Терра -Книжный клуб, 2009. I кн. - 464 с, II кн. - 672 с., III кн. - 560 с.
205. Розанов В.В. Уединённое. Опавшие листья. - М.: Политиздат, 1990. - 544 с.
206. Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей / Под ред. Несмелова О.О. - Казань: Издательство Казанского университета, 2007. - 487 с.
207. Скатов Н.Н. О культуре. - СПб.: Изд СПб ГУП, 2010. - 416 с.
208. Смирнова Л.А. Золотой сон души: о русской литературе рубежа ХК -ХХ веков. - М.: Водолей, 2009. - 390 с.
209. Смирнова Л.А. Бунин // Смирнова Л.А. Прозаики Серебряного века: моногр. / Сост. и послесловие В.А. Скрипкиной. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - С. 9-130.
210. Смирнова Л.А. Ремизов // Смирнова Л.А. Прозаики Серебряного века: моногр. / Сост. и послесл. В.А. Скрипкиной. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - С. 333-349.
211. Тихон Задонский, святитель. Сокровище духовное // Тихон Задонский, святитель. Творения. - М.: Русский духовный центр, 1994. - С. 1-387.
212. Тютчев Ф.И. Россия и Революция // Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и письма в 6 т. Т. 3. Публицистические произведения / Сост. Тарасов Б.Н. - М.: ИМЛИ, ИРЛИ, ИЦ-Классика, 2003. - С. 144-157.
213. Урюпин И.С. Идея «живого Бога» в философии русского религиозного Ренессанса и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учебное пособие. -Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 169 с.
214. Урюпин И.С. Мотивы библейской книги Бытия в «Окаянных днях» И.А. Бунина // Филоlogos. - Елец, 2007. - № 1-2 (3). - С. 301-311.
215. Урюпин И.С. Мотивы Священного Писания в «Павловских очерках» В.Г. Короленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2014. № 5-2 (35). - С. 207-210.
216. Урюпин И.С. Тема грядущего Бога в поэзии И.А. Бунина и С.С. Бехтеева // Известия Южного Федерального Университета. Филологические науки. - Ростов-на-Дону, 2016.- № 2. - С. 21-26.
217. Философский энциклопедический словарь / Под ред С.С. Аверинцева и др. -М.: Советская энциклопедия, 1989. - 815 с.
218. Флоренский П.А. Собр. соч. в 2 т. - М.: Правда, 1990.
219. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник. - М.: Высшая школа, 2005. -405 с.
220. Шкловский В.Б. Избранное: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1983.
221. Щедрина Н.М. «Красное колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века. - М.: Памятники исторической мысли, 2010. -336 с.
222. Эпштейн М.Н. Стихи и стихии: природа в русской поэзии ХУШ-ХХ вв. -Самара: Издат. дом «Бахром-М», 2007. - 193 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.